ПРОСКУРИН , Сергей Георгиевич (род. 26.I.1957) – трубач-виртуоз, дирижер, профессор, заведующий кафедрой инструментального исполнительства Курского государственного университета (КГУ) и Венской консерватории имени Бетховена, главный дирижер и художественный руководитель Русского камерного оркестра КГУ (2013).
Первоначальное профессиональное образование получил в музыкальном училище г. Губкин (Белгородская область) по классу трубы. Затем продолжил образование как трубач и дирижер в консерваториях: г. Саратова, по классу трубы профессора А.Д. Селянина, Санкт-Петербурга, класс оперно-симфонического дирижирования профессора Р.И. Мартынова. Стажировался в классе оперно-симфонического дирижирования профессора Бухарестской консерватории Д.С. Гоя.
В 1988 г. - лауреат первого международного конкурса брасс – квинтетов, в г. Саратове.
На международном джазовом фестивале-конкурсе «Кишинев-90» завоевал первую премию как дирижер и художественный руководитель оркестра Молдавской государственной консерватории имени Музическу, стал обладателем гран-при как солист-трубач.
С 1988 г. - является членом всемирной организации Интернациональной гильдии трубачей.
В 30 лет он создал и возглавил первую в Молдавской ССР кафедру эстрадно-джазовой музыки в Кишиневском государственном институте искусств им. Г. Музическу. Воспитал плеяду талантливых трубачей, лауреатов республиканских и международных конкурсов – Владимира Каверду (лауреат республиканского конкурса, 1987), Юрия Тараненко (лауреат первого всероссийского конкурса брасс-квинтетов, Саратов, 1988), Петра Стрельчука, Олега Грицева (дипломанты международного конкурса в Таллине, 1988), Сергея Караймана.
В 1984 г. организовал первый в республике брасс-квинтет Молдовы, ставший лауреатом первого международного конкурса брасс-квинтетов в г. Саратове. Параллельно создал оркестр в Государственном русском драматическом театре им. А.П. Чехова, где занимал должность дирижера и художественного руководителя.
Более 20 лет Проскурин работает в Европе. Преподавал, заведовал кафедрой духовых инструментов в государственной консерватории Щвеции в г. Фалюн. Организовал брасс-квинтет, гастролирующий по городам Скандинавии и Европы, работал первым трубачом в камерном оркестре Далярна, возглавлял класс трубы и ансамбля в Королевской Академии музыки Копенгагена (1995-1997).
В 1990 гг. проводит серию мастер-классов в рамках престижных семинаров ITG (Интернациональной гильдии трубачей), совмещая их с концертными выступлениями: Лондон (1995,1996), Гетеборг (1996), Осло (1997), Нью-Йорк (1997), Чикаго (1998).
Среди учеников Проскурина - лауреаты международных конкурсов, ставшие солистами ведущих оркестров Европы: Йоран Кристенсен – солист Королевского оркестра в Стокгольме, Лаш Карлин – солист Берлинской оперы, Николай Вильтофт – солист Парижской оперы, Карл Хюсум – солист государственного симфонического оркестра радио и телевидения Дании, Лаш Хансен – солист Королевского оркестра Дании, Константин Стрельчук – дирижер Президентского оркестра Молдовы, Петр Стрельчук – солист Молдавской государственной филармонии.
С 2001 г. - работает в Курске, на должности художественного руководителя и главного дирижера симфонического оркестра Курской областной филармонии. Параллельно создает свой коллектив – Русский камерный оркестр, который, получил статус университетского оркестра.
С 2004 г. - преподает в Курском государственном университете, совмещая работу с должностью профессора в консерватории им. Людвига ван Бетховена в Вене (Австрия). Среди его учеников наиболее известны: Павел Пазон (международный конкурс юных композиторов «Хрустальный камертон», Москва), Юрий Пастухов (дипломант XVII международного фестиваля классической музыки, Эль-Джем, Тунис), Андрей Гончаров, Валерий Яковлев (лауреаты I премии международного фестиваля студентов, КГУ, 2004). некоторые из них стали и педагогами: Ю. Пастухов - преподаватель кафедры инструментального исполнительства КГУ, А. Гончаров – преподаватель Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридова, В. Яковлев – заместитель директора того же колледжа.
Проскурин - автор более 200 научных, научно-методических и творческих работ, в числе которых две монографии: «Проблемы исполнительства на трубе музыки эпохи барокко: инструментарий, репертуар, традиции», «Труба золотого века».
На базе КГУ организовал несколько успешно действующих творческих коллективов: Русский камерный оркестр, брасс-квинтет КГУ, струнный студенческий ансамбль. Брасс-квинтет КГУ является дипломантом международного фестиваля творческой молодежи и студентов (Алушта, 2004, 2006), лауреат международного конкурса «Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры» (Санкт-Петербург, 2006), лауреат международного конкурса «Mozart-wunderkind» (Мюртцешлаг, Австрия, 2007), обладатель гран-при международного конкурса «Wiener-klassik» (Вена, Австрия, 2007). Струнный ансамбль, организованный в 2009 г. и состоящий из студентов факультета искусств, ежегодно занимает призовые места на областном конкурсе «Студенческая весна Соловьиного края», является обладателем гран-при.
В 2011 г. по инициативе Проскурина и при активном его участии в КГУ была открыта кафедра – инструментального исполнительства.
Благодаря Проскурину в КГУ стали проходить лекции и мастер-классы, уникальные концерты мировых музыкантов и дирижеров: Думитру Гоя (Румыния), Джонатана Брэтта (Великобритания), Матса Оберга (Швеция), Мак Ко Лака (Тайвань), Алекса Шрамека (США), Владимира Каверды (Ирландия), Уинстона Фогеля (США-Израиль), Франца Шотски (Германия), Сергея Кальянова (Франция), Дмитрия Лооса (Испания) и др. известных российских и зарубежных исполнителей.
Творческие коллективы, созданные Проскуриным, ведут активную концертную деятельность. Выступают на престижных концертных площадках: г. Москвы, Европы и Америки.
Проскурин записал 16 компакт-дисков как солист и дирижер. По итогам конкурса – отбора компакт-дисков классической музыки, дирекция Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки отметила диск Русского камерного оркестра КГУ, как лучшую запись 2010 г.
Концертные программы коллективов, которым руководит Проскурин, отличаются широким репертуаром. Они содержат не только известные сочинения, но и малоизвестную музыку старинных и современных композиторов.
Он явился инициатором и организатором мировых и российских музыкальных премьер в Курске. На сцене КГУ впервые прозвучали сочинения современных американских (Гриффис, Нельсен, дирижер Алекс Шрамек) и канадских композиторов (Стив Шенет), старинного шведского композитора Йохана Романа (сюита, скрипичный концерт в оркестровке Проскурина) и композитора нашего времени Йорана Агдура (сюиты, музыка, написанная специально для РКО «Йоран Агдур в Курске») и др. Был организаторм эксклюзивного концерта, где впервые прозвучала музыка, созданная в 1822 г. князем И. Барятинским . Проскурин в столичном архиве нашел партитуру его Увертюры, отредактировал, переинструментовал ее и представил слушателям. Премьера получила широкий общественный резонанс.
В Курске Проскурин много занимается общественной деятельностью. Постоянно оказывает поддержку общеобразовательным и музыкальным школам города, организует благотворительные концерты в детских домах и интернатах, больницах и домах престарелых.
Он автор пяти крупных ежегодных культурно-творческих проектов: «Музыкальные сезоны в Марьино», проходит в дворцово-парковом ансамбле " Марьино ", музыкальный фестиваль «Русский камерный оркестр – детям», международный фестиваль классической музыки «Мариинские Ассамблеи», «Мост дружбы» совместно: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского и КГУ, «Дети – будущее России» совместно с Международным благотворительным фондом Владимира Спивакова. Много гастролирует, участвует в фестивалях и конкурсах в качестве члена жюри по всему миру.
В 1980 гг. член жюри международных и республиканских конкурсов камерной и современной музыки в Кишиневе (Молдова).
В 1990 гг. член жюри международного конкурса «Живая музыка» (Стокгольм, Швеция).
В 2000 гг. – член жури международного конкурса для незрячих музыкантов-исполнителей (Курск, Россия, 2005) и международных конкурсов «Моцарт-вундеркинд» (Мюртцешлаг, Австрия, 2007), «Вена классическая» (Вена, Австрия, 2007).
Награды: международная премия епископа Лютеранской церкви Швеции, музыкальный инструмент - труба фирмы «Бах-Страдивариус», международная премия «Приз культуры Далярна» (Швеция, 1994), медаль губернатора Красного моря Baka El-Rashidy, «Человек года» (Курск 2003), премия «Курская антоновка», титул «Менеджер года-2004» с вручением медали, почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (16.11. 2009 приказ № 859), памятный знак «За труды и Отечество» (2012) почетный знак «За особые заслуги перед городом Курском» (2012).
20.05.2013 указом Президента РФ N 497 Проскурину присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

"Я всего лишь трубач и не участвую в битве. Наша труба зовет людей не к взаимным распрям и сражениям, а к тому, чтобы они заключили мир между собой…" эти слова Френсиса Бэкона, английского философа, любит повторять Сергейп Проскурин - профессор, педагог, дирижер и руководитель русского камерного оркестра Курского Госуниверситета и, кстати, трубач-виртуоз.

Наша встреча с Сергеем Георгиевичем произошла накануне сразу трех юбилеев в его жизни: 55-летия со дня рождения, 35-летия творческой деятельности и 10-летия создания его любимого детища - Русского камерного. О жизни, семье, музыке и многом другом мы и решили поговорить с маэстро.

- Сергей Георгиевич, наверное, начнем с того, как вы пришли в мир музыки?

В жизни каждого человека все начинается с семьи. Мне повезло, потому что я родился в музыкальном семействе: мама, Полина Тимофеевна, учительница начальных классов, играла на фортепиано и гитаре, папа, Георгий Тимофеевич, работал электриком на заводе, а также умел играть на гитаре и баяне. Кроме того, мама хорошо знала немецкий язык, любила рассказывать сказки и пела, поэтому в нашем доме никогда никто не скучал. В три года папа научил меня играть на балалайке, а сам с мамой подыгрывал мне на гитаре - это было первое в моей жизни трио. А уже в шестилетнем возрасте они отдали меня в музыкальную школу.

- Так рано? Но музыкальная школа - это часы занятий, а так хочется побегать?..

А я все успевал: и нотную грамоту осваивал, и во дворе бегал, и даже посещал секции по футболу, гимнастике в школе - одно другому не мешало.

- А как увлеклись игрой на трубе?

Это уже позже произошло, когда я покинул родной Старый Оскол и поехал учиться в музучилище в Губкин. Я выбрал трубу благодаря своему дяде, который тоже был музыкантом, преподавал и дирижировал симфоническим оркестром, он очень поддерживал меня, направлял, можно сказать, был моим идеалом.

- Почему именно музыка? Ведь это не очень выгодное занятие?

Еще Рахманинов писал: "Музыка - плохой бизнес ". Но ведь произведения, которые исполняет наш оркестр, слушают уже более 300 лет! А если они "прожили" несколько веков и по-прежнему волнуют публику - значит, их надо играть.

- Но вы не только виртуозный трубач, вы еще и дирижерскую профессию освоили, причем с блеском…

Вы знаете, руководить оркестром - это как управлять маленьким государством - тяжелая, серьезная мужская работа. В вашем распоряжении люди с разными характерами, подготовкой, школой, и вам надо их объединить, подчинить одной идее и при этом не подавить индивидуальности.

Я начал осваивать дирижерское дело потому, что, будучи солистом, насмотрелся на руководителей, которые были недостойны своих оркестров. Причина проста: сначала надо самому несколько лет поиграть в коллективе, понять, как он устроен. Лично я считаю, что полностью состоялся как дирижер только в 50 лет.

- Как создавался Русский камерный оркестр?

Однажды я понял, что в Черноземье нет ни одного камерного оркестра, а ведь у него множество преимуществ: он маленький, гибкий, мобильный. Кроме того, найти музыкантов для него намного легче, ведь 15 человек - это не 80, как в симфоническом. Я поделился своими идеями с Вячеславом Гвоздевым, ректором Курского государственного университета, и нашел у него поддержку. Вот так и родился наш коллектив, в котором изначально было 12 человек, а в данный момент - 20. Просто так "сошлись звезды", а точнее - два человека: один - дальновидный, обладающий редким деловым чутьем, а другой - профессиональный музыкант, сочетающий в себе европейскую и российскую школы. Результатом этого синтеза и стал наш оркестр.

- По каким критериям проходит отбор в ваш коллектив?

В первую очередь трудолюбие, профессионализм и, конечно, коммуникабельность. Есть люди, которые являются потрясающими музыкантами, но не могут работать в коллективе. Оркестр - это как дорогой автомобиль известной марки: попалась деталь другого производителя - и машина не поедет!

В последнее время я заметил еще одну интересную особенность нашего Русского камерного: раньше музыкант, как бы он ни был подготовлен, втягивался в ритм оркестра минимум за год, теперь же этот временной промежуток намного сократился и занимает несколько месяцев, видимо, заданная планка заставляет людей работать над собой и расти.

- А есть те, кто с вами играет со дня основания?

Конечно! К сожалению, их осталось не так много - Сергей Сорокин, Лада Аверьянова, Карина Проскурина, Ирина Сорокина. Бывает, музыкант получает более выгодное в финансовом отношении предложение и уходит, это нормально. Конечно, мне очень хочется, чтобы оркестранты получали достойную зарплату, но зачастую это остается мечтой. Очень горько наблюдать за ситуацией, когда нужда заставляет профессионального музыканта заниматься другим делом, например, торговлей. Это неправильно, ведь, чтобы получить диплом оркестранта, человеку надо учиться 20 лет!

- Сергей Георгиевич, оркестр - это семья, а в каждой семье есть свои традиции, обычаи. А как у вас?

Мы вместе отмечаем все праздники, летом организуем пикники с потрясающим шашлыком. И еще никогда не говорим плохо о своих коллегах. Музыкальная среда располагает к критике, но мною изначально были пресечены все попытки к обсуждению. О нас ведь тоже говорили, что мы развалимся через годик-другой после основания. Десять лет пролетело, а мы и не думаем. Потому что создать оркестр нетрудно, а вот сделать с ним за эти годы много хорошего по силам не всем.

Помимо всего прочего, мы дорожим друг другом, стараемся не обижать даже словом. Например, можно спросить у музыканта: "Что ты там играешь?! " И тем самым настроить его на агрессию и желание защищаться. А если задать вопрос по-другому: "А что у тебя в нотах? " Согласитесь, звучит не так обидно и вызывающе.

- И все же в чем уникальность Русского камерного?

За десять лет оркестр обрел собственное лицо и индивидуальное звучание. Ведь мы не пытаемся никому подражать, а живем, развиваемся, постоянно создаем новые проекты, которые опять же были бы просто невозможны без поддержки университета, ведь он приобретает для нас уникальные старинные инструменты, подарил возможность создать мини-консерваторию и основать собственную студию звукозаписи. Без его помощи мы бы не имели возможности приглашать на наши концерты известных музыкантов и композиторов не только из-за рубежа, но и из России.

- Расскажите о самых интересных площадках, на которых приходилось играть.

Пожалуй, это Московская консерватория и Национальный зал Мадрида. Неповторимое звучание оркестр обретал в различных храмах - католических, протестантских. Вообще, для наших музыкантов не имеет значения, в каком месте играть.

- Сергей Георгиевич, что мы все о музыке… Давайте немного о вас. Думаю, наши читатели неоднократно задавались вопросом: а почему вы вернулись из-за рубежа в Россию?

Во-первых, потянули корни, а во-вторых, ностальгия замучила. Сейчас не 80-е, когда творческим людям не давали писать, играть, высказываться. У каждого есть возможность поехать, например, в Америку, Италию, куда угодно, посмотреть, как живут люди, даже немного поработать, а потом вернуться. К тому же в России остались мои престарелые родители. Вернувшись, я столько хорошего в своей жизни обрел: создал новую семью, ведь у меня трое детей, повстречался с прекрасными людьми.

- Скажите, а вы в семье тоже лидер?

Наверное, нет. Хотя в армии и в школе я постоянно проявлял лидерские качества, потому что создавал либо спортивные команды, либо музыкальные коллективы.

- У вас бывают творческие кризисы?

Нет, я такой человек, который всегда найдет что делать.

- А как вы отдыхаете от музыки?

Обожаю фотографировать. Недавно в Швеции в горах "поймал" в кадр оленя. Занимаюсь спортом, учу языки, вот сейчас итальянский осваиваю. Еще у меня есть одно увлечение - коллекционирую виниловые пластинки, причем имеется и комплект старой аппаратуры в хорошем состоянии (даже ламповые усилители), на которой их прослушать можно. Гордость моей коллекции - записи Николая Геды.

Стараюсь проводить больше времени с детьми. Вообще, их у меня четверо, кстати, недавно я стал дедушкой - моему внуку уже четыре месяца. Знаете, мне так хочется пожить дольше, чтобы иметь возможность порадоваться за детей и внуков!

- Сергей Георгиевич, как вы считаете, музыкант должен быть верующим человеком?

Вопрос веры всегда очень непростой, но я считаю, что с появлением Христа изменился мир, а вместе с ним и музыка, которая не появилась бы без Творца.

- Ваша профессия дарит вам редкую возможность знакомиться с интересными людьми. Расскажите о самых запомнившихся встречах.

Меня всегда поражало то, что чем больше человек делает и умеет, тем проще и скромнее он в общении. Не так давно я познакомился с Ларисой Удовиченко. Казалось бы, актриса, звезда, но насколько она искренняя - никакой заносчивости, спеси. То же самое могу сказать и о Василии Лановом, Евгении Светланове, Мстиславе Ростроповиче, Маринэ Яшвили. Да, судьба подарила мне много интересных встреч. Общение с такими людьми делает нас лучше и богаче духовно.

- Что бы вы пожелали участникам Русского камерного на десятилетие?

Уважать и любить свою профессию, гордиться ею, потому что мы действительно заняты очень серьезным, пусть даже и невыгодным в экономическом плане делом. Но ведь связывает нас нечто другое - гораздо более важное, я бы сказал, вечное, та музыка, что мы играем.

Справка

Сергей Проскурин окончил детскую музыкальную школу имени Эрденко в Старом Осколе, затем поступил на духовое отделение в Губкинское музыкальное училище, после была Саратовская консерватория и две аспирантуры.

В 30 лет Сергей Георгиевич создал и возглавил первую в Молдавской Республике кафедру оркестровой музыки в Кишиневском государственном институте искусств имени Музическу. Кроме того, в Молдове Сергей Проскурин организовал брас-квинтет, а также симфонический оркестр при Государственном русском драматическом театре имени Чехова.

В Швеции маэстро Проскурин занимает должность заведующего кафедрой духовых инструментов в Государственной консерватории города Фалюне, преподает, гастролирует с созданным при консерватории брас-квинтетом по городам Европы, а также активно занимается музыкой как трубач. Сергей Георгиевич также пишет музыку, и его произведения исполняет знаменитый джазовый музыкант Макс Шульц. В наступившем году состоится премьера "Рождественской кантаты " для детского хора и симфонического оркестра, написанной маэстро.

21 марта кукольники всего мира отмечают профессиональный праздник. В Курском театре кукол праздник начнется в 10.00.
Планируется, что открытие нового памятника состоится в четыре часа утра 22 июня.
13.03.2019 Курская правда Завтра курянам будет представлена новая программа - "Мелодии, сошедшие с экрана".
13.03.2019 Курская правда

В Курской картинной галерее имени Александра Дейнеки открывается выставка «Планета жизни».
13.03.2019 Курская правда На выставке, которая откроется 15 марта, представлены произведения живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства из собрания галереи.
13.03.2019 ИА KurskCity

) - российский музыкант, солист-трубач, педагог и дирижёр.

Проскурин Сергей Георгиевич Основная информация Дата рождения Место рождения Страна Профессии Инструменты Жанры Награды rco.k46.ru
26 января (1957-01-26 ) (62 года)
Старый Оскол
Россия
Солист-трубач, педагог, дирижер
труба
классическая музыка
Биография

Образование

  • 1964-1970 - Старооскольская музыкальная школа им. М. Г. Эрденко.
  • 1971-1975 - Губкинское музыкальное училище по классу трубы.
  • 1975-1980 - Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, стажировка по классу трубы заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора А. Д. Селянина.
  • 1985-1987 - ассистентура-стажировка (аспирантура) в Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова по классу трубы заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора А. Д. Селянина.
  • 1988 - Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, стажировка по классу трубы заслуженного артиста РСФСР Л. В. Володина.

Работа, творческая биография

  • 1976-1977 - Симфонический оркестр Саратовского академического театра оперы и балета.
  • 1977-1978 - Симфонический оркестр Саратовской областной филармонии.
  • 1979-1991 - Ростовская областная филармония
  • 1985-1987 - Саратовская государственная консерватория.
  • 2001-2004 - Главный дирижёр и художественный руководитель симфонического оркестра Курской областной филармонии.
  • 2007-2018 - профессор Курского государственного университета. Основатель и заведующий кафедрой инструментального исполнительства.

С 2018 г. по настоящее время - профессор Саратовской государственной консерватории, заведующий кафедрой дирижирования.

С 2002 г. по настоящее время художественный руководитель и дирижер Русского камерного оркестра

Общественная деятельность

Член общественного совета при УМВД России по Курской области

Вице-президент спортивной федерации кикбоксинга Курской области

Награды премии

  • 1987 - Дипломант Международного конкурса Брасс квинтетов. Специальный приз за исполнение музыки Молдавских композиторов (Саратов)
  • 2003 - «Человек года-2003», в номинации «Новые имена» награждён премией «Курская антоновка»
  • 2004 - «Менеджер года-2004», в номинации «Культура» с вручением почетной медали в Кремле
  • 2011 - Памятный знак «За труды и Отечество»
  • 2011 - Медаль ордена Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца «За заслуги в благотворительности»
  • 2012 - Почетный знак «За особые заслуги перед городом Курском»
  • 2013 - Присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ». Указ президента РФ от 20 мая 2013.
  • 2013 - Знак почета Курского государственного университета
  • 2014 - Медаль за значительный вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр г. Сочи. Президент России В.В. Путин
  • 2014 - Действительный член (академик) Международной академии творчества г. Москва
  • 2016 г. – Премия имени Натальи Сац и медаль Международной академии творчества за выдающийся творческий вклад в музыкальное искусство, г. Москва, от 15 апреля 2016.
  • 2017 г. – Медаль " Верность России, Честь, Достоинство" Фонда ветеранов госбезопасности. Президент фонда генерал-майор В.Круглов
  • 2017 г. – Орден Святителя Николая архиепископа Мирликийского Чудотворца "За выдающиеся заслуги в делах благотворительности и милосердия, во славу Земли и народа российского" Орден № 335
  • 2017 г. – Удостоен медали "Слава и честь" 1 степени Русской православной церкви за вклад в сохранение традиционных ценностей в обществе 26 января 2017 г. награда № 83. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Русский камерный оркестр сыграл с пятью выдающимися солистами современности.

В программе – «сливки» классики, произведения, любимые и узнаваемые в любой точке мира. Состав оркестра тоже международный – Россия, Франция, Бельгия, Корея. «Сыграться» помог универсальный язык музыки.

«Мы давно практикуем концерты с приглашёнными солистами. И каждое такое выступление уникально. Этот раз не исключение. Настоящее счастье – выступать с такими мастерами своего дела, поэтому мы долго и тщательно готовились»,

– рассказывает художественный руководитель Русского камерного оркестра Сергей Проскурин.

Репетиции не прошли даром, это отметили и приехавшие гости.

«Оркестр просто великолепен! Это потрясающе, что в небольшом российском городе есть коллектив такого уровня!»

Кстати, сами солисты заслуживают того, чтобы поговорить о них отдельно. Итак, знакомимся.

Настоящая дива вечера, заворожившая своим голосом весь зал, – это солистка Большого театра Оксана Лесничая. Уроженка Тольятти, окончившая Московскую консерваторию, успевшая поработать и в столичном Камерном музыкальном театре, и в Центре оперного пения имени Галины Вишневской, и в Хоровой капелле Юрлова.

Несмотря на молодой возраст, у Оксаны уже богатый творческий опыт. В разное время она исполняла партии Клеопатры в опере Генделя «Юлий Цезарь», Параси в «Сорочинской ярмарке» Мусоргского, Ксении в «Борисе Годунове», фаустовской Маргариты.

Она же была Эвридикой, Людмилой и даже Царицей ночи. И ещё не один десяток легендарных женских оперных образов оказался по силам этой очаровательной девушке. Несмотря на гиперзанятость, Оксана постоянно гастролирует, причём не только за границей.

«Я очень общительный человек, всегда открыта для новых проектов и контактов!Часто выступаю в родном Тольятти, в городах Поволжья. И, конечно, я не могла не поддаться обаянию маэстро Проскурина, поэтому я здесь, в Курске»,

– признаётся певица.

«Я родился в Узбекистане и мне пришлось много-много работать, чтобы найти своё место в оперном мире. Но каждый этап дал мне бесценный опыт. Московская государственная консерватория, Центр Вишневской, огромное количество конкурсов, и не всегда были победы.

Но я счастлив, что у меня именно такая судьба. Сегодня я бьюсь над ролью Долохова в «Войне и мире» Прокофьева, а завтра мне рукоплещет целый зал на фестивале русской культуры в Болгарии. Сегодня я в Курске, чему безумно рад, зритель в провинции просто необыкновенный, а завтра… Кто знает, что будет завтра?»

В репертуаре Юрия и Мизгирь из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», и Томский из «Пиковой дамы» Чайковского, и Онегин, и Риголетто, и ещё много-много интереснейших образов. Безусловно, приезд певца такого уровня, как Зальцман, в Курск – настоящее культурное событие для нашего города.

Не менее интересным для курян будет выступление Родиона Замуруева, лауреата международных конкурсов, чьё безукоризненное владение скрипкой в разные годы покоряло слушателей в России, Испании, Чили, Китае, Турции, Швейцарии и многих других странах.

«Я концертирую с семи лет. Выступаю и с сольными программами, и в составе самых разных ансамблей. Быть на одной сцене с вашим оркестром очень комфортно. Музыканты замечательно подготовлены и очень пластичны, чувствуют солиста, что мне нужно, что я хочу сказать. Я являюсь руководителем коллектива под названием Mobilis, так вот моих курских коллег можно назвать так же. Они очень мобильны»,

– признаётся музыкант.

Экзотической мелодией вечера стали выступления французской скрипачки Клои Макрон и её коллеги из Кореи Чжун Чун Ман. Запад и Восток, два полюса, две стихии познакомили курян не только с разными музыкальными школами, а с двумя вселенными.

И всё же откуда бы ни приехали музыканты, внимательный зритель, пришедший на концерт, услышал – их сердца бьются в едином ритме классики.

December 11th, 2017 , 11:51 am

Праздником итальянской культуры стал состоявшийся в Курском государственном университете концерт Русского камерного оркестра под управлением Сергея Проскурина на фоне открывшейся здесь же выставки современной фотохудожницы и графика из Неаполя Паолы де Паскале. Это первая акция, проведенная в результате соглашения о культурном сотрудничестве между Кафедрой инструментального исполнительства КГУ и Культурной ассоциацией «Максим Горький», заключенного в сентябре этого года.
()

Художница, чьи работы неоднократно выставлялись в галереях Неаполя, Рима, Брюсселя, Парижа, Вены, Чикаго и других культурных центров, представляет направление, занимающее ныне ведущее положение в арт-пространстве Европы и Америки. Это «contemporary art» или современное искусство. Оно мало понятно широкому кругу, однако ухватить его энергетическую и смысловую сущность не так уж и сложно - для этого достаточно провести параллель с творчеством российских художников-концептуалистов начала ХХ века - и прежде всего Василия Кандинского и Казимира Малевича.
Курским зрителям персональную выставку Паолы де Паскале под названием «Миндалины народов» представила доктор искусствоведения Елена Яковлева. Экспериментами с формой и цветом художница стремится выработать универсальный язык, ведущий к изначальным истокам, глубокому внутреннему знанию, с помощью которого можно преодолеть бытующие в обществе стереотипы и конфронтацию между народами.
Продолжением итальянской темы, направленным в глубь времен, стало выступление Русского камерного оркестра. Курским любителям музыки хорошо известен интерес Сергея Проскурина к эпохе барокко. На этот раз в центре его внимания оказался 4-частный concerto grosso итальянского композитора XVIII столетия Франческо Джеминиани. Именно эту музыку композитор использовал в 1754 году при постановке в Париже балета «Заколдованный лес» на сюжет великого Тассо. Благодаря выразительной игре на скрипке приобретший прозвище «неистового», Джеминиани считал, что хорошая музыка выражает движения души, в то время как плохая - не выражает ничего. С чем трудно не согласиться.
А победную точку в итальянской теме поставила на этот раз солистка РКО Наталья Вакуленко, исполнившая арии из опер Франческо Чилеа и Винченцо Беллини, в том числе знаменитую каватину Нормы.

Олег Качмарский


October 8th, 2017 , 07:18 pm

Договор о культурном сотрудничестве решили подписать кафедра инструментального исполнительства Курского государственного университета и неаполитанская консерватория Сан-Пьетро-а-Майелла.
()
Здесь, в центре Южной Италии проводит свою деятельность - организацию научных конференций, различных творческих мероприятий - Культурная ассоциация «Максим Горький», правопреемница общества итальянско-советской дружбы. Эти места связаны с судьбой выдающегося русского писателя - длительное время, находясь в эмиграции, Горький жил на острове Капри, неоднократно посещал Неаполь и его окрестности, - отсюда и название ассоциации. По приглашению ее президента Луиджи МАРИНО и при содействии члена ассоциации Валентины ОЛЕЙНИКОВОЙ доктором искусствоведения, доцентом КГУ Еленой ЯКОВЛЕВОЙ была организована международная научно-практическая конференция «Музыкальная культура современной России», в которой приняли участие ученые Санкт-Петербурга, Курска, Кемерово, Астрахани и других городов. Символично, что событие это совпало с 240-летним юбилеем установления дипломатических отношений Неаполитанского королевства с Россией.
Конференции сопутствовала обширная культурная программа - знакомство с Казертой - «итальянским Версалем», морская прогулка на Капри, вояж через Помпеи, Бари - где хранятся мощи святителя Николая Чудотворца, - вдоль Амальфитанского побережья с его жемчужинами Сорренто, Амальфи, Майори, Равелло, посещение культурных заведений Неаполя, в частности, прославленного оперного театра Сан-Карло. В одной из старейших в Европе консерваторий Сан-Пьетро-а-Майелла в рамках конференции была представлена монография Елены Яковлевой , посвященная музыкально-просветительской деятельности Русского камерного оркестра под управлением Сергея ПРОСКУРИНА.
Это уже вторая книга о коллективе, где рассказывается о культурных проектах, имеющих прежде всего социальную направленность. Здесь и «Марьинские музыкальные ассамблеи», на которых был возрожден пласт усадебной дворянской культуры XVII - XVIII веков, в том числе найденная Сергеем Проскуриным в архиве, восстановленная и впервые за 200 лет исполненная Увертюра Ивана Барятинского. И международный фестиваль классической музыки «Мариинские ассамблеи», уже самим названием восстанавливающий связь с культурными традициями Мариинской женской гимназии, на базе которой был организован КГУ. И направленные на просвещение детей и молодежи проекты «Русский камерный оркестр - детям» и «Дети - будущее России» (совместно с Благотворительным фондом Владимира Спивакова). Все то, что призвано реализовать утвержденный президентом Владимиром Путиным закон об основах государственной политики в сфере культуры.
Итальянской стороной культурно-просветительская деятельность Русского камерного оркестра КГУ была воспринята с полным пониманием.
- Как по сути, так и по форме это полностью соответствует европейскому опыту, - отметила Эльза ЭВАНГЕЛИСТА, ректор консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла. - У нас тоже есть зал, где мы проводим для жителей Неаполя бесплатные концерты, на которые приезжают известные мастера, тоже есть подобные коллективы…
Что, впрочем, неудивительно, если взять во внимание факт, что до своего появления в КГУ Сергей Проскурин более 20 лет проработал в Европе и в своей деятельности взял за основу соединение традиций русской и европейской музыкальных культур. И потому вполне логичным стало соглашение о сотрудничестве, позволяющем организовывать совместные проекты, конкурсы, фестивали, научные конференции, перекрестные мастер-классы, стажировки и так далее. Текст договора уже составлен, переведен на итальянский язык и отправлен на утверждение в Неаполь.
А уже на ноябрь-декабрь нынешнего года запланирован первый проект нового соглашения - «Вечер итальянской музыки», где кроме выступления Русского камерного оркестра будет представлена экспозиция работ современных неаполитанских художников и фотографов.

Олег Качмарский
на фото: участники конференции в консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла

February 12th, 2017 , 01:00 pm

В концертном зале торгово-развлекательного комплекса МЕГА ГРИНН состоялся концерт Русского камерного оркестра Курского государственного университета под управлением Сергея Проскурина, приуроченный к 20-летию коллектива и 60-летию его бессменного руководителя.
()
За годы творческой деятельности оркестра было записано 10 компакт-дисков, дано более 1200 концертов, значительная часть из которых - благотворительные. Огромное количество произведений, не исполнявшихся ранее в России, прозвучали в исполнении Русского камерного оркестра. Благодаря подвижнической деятельности Сергея Проскурина российский зритель смог услышать и увидеть замечательных солистов, дирижеров, композиторов мирового уровня из Швеции, Дании, Канады, Германии, Великобритании, Тайвани, Франции, Японии, Ирландии, США и других стран. Сегодня оркестр входит в число ведущих музыкальных коллективов России, его выступления проходят в лучших концертных залах страны, в том числе Московской государственной консерватории, Московском международном доме музыки, Храме Христа Спасителя, в залах музея Московского Кремля, в концертном зале Национального музея имени Глинки.
Главная особенность фирменного стиля Сергея Проскурина заключается в синтезе двух школ исполнительского искусства - с одной стороны, европейской тонкости и точности, с другой - русской глубины. Разнообразием отличается музыкальная палитра коллектива: здесь музыка народная, легкая и джазовая, но в основе, конечно же, классика. Показательным в этом смысле стал и юбилейный гала-концерт, на котором прозвучали произведения Жоржа Бизе, Георга Фридриха Генделя, Сергея Рахманинова, Джакомо Россини; неаполитанская песня в исполнении народного артиста России Заура Тутова; прекрасные голоса Илоны Коржевич, Людмилы Воробьевой и Натальи Вакуленко; Бородин и Чайковский в подаче скрипичного виртуоза Родиона Замуруева; выступили скандинавские гости Альбин Ол и Ларс Карлин…
И столь же многообразными оказались поздравления в адрес юбиляров: от представителей Православной церкви и замминистра культуры Александра Журавского, от народного мэра Севастополя Алексея Чалого и главного российского коммуниста Геннадия Зюганова, от Никиты Михалкова, Владимира Спивакова, Василия Ланового, Анатолия Карпова, Владимира Винокура и даже… от Джеки Чана, с которым маэстро Проскурин успел подружиться, будучи на гастролях в Гонконге и на Тайвани.

Олег Качмарский

January 21st, 2017 , 09:25 pm

60 лет исполняется замечательному курскому музыканту - солисту, дирижёру и педагогу, - профессору Курского государственного университета, основателю и заведующему кафедрой инструментального исполнительства, художественному руководителю Русского камерного оркестра КГУ Сергею Проскурину.
Родился будущий музыкант 26 января 1957 года в городе Старый Оскол новообразованной Белгородской области. Здесь он закончил музыкальную школу, после чего решил стать трубачом. И потому первый наш вопрос к маэстро касался судьбоносного выбора инструмента.
()
- Сергей Георгиевич, почему именно труба? Что предопределило выбор?
- В музыкальной школе я учился по классу баяна и фортепиано. Но потом мне очень понравилась труба. Почему? Да потому что она очень красиво блестела, то есть привлекала чисто визуально. Кроме того, из неё можно было извлекать очень громкие звуки. Ну и к тому же, это один из самых демократичных инструментов, на котором можно играть на улице - по традиции духовых оркестров, играющих для народа. А так как тогда в Губкинском музыкальном училище открылось отделение духовых инструментов, то я поехал туда и поступил на «трубу».

- Возможно, уже тогда проявилась у вас тяга к музыке барокко, где труба играет немаловажную роль?
- Это уже потом, после аспирантуры. Когда жил и работал в Швеции, я стал изучать происхождение трубы - написал несколько книг, в частности «Проблемы исполнительства на трубе музыки эпохи барокко: инструментарий, репертуар, традиции» и «Труба золотого века». Я даже собрал собственный музей старинных инструментов. А так как жил я в самом эпицентре Европы - Германия, Дания, Швеция - где очень популярно барокко, то и впитал в себя эту музыку.

- Однако труба сегодня больше ассоциируется с джазом. Ведь даже первое лицо джаза - Луи Армстронг - трубач. А вот в классической традиции она где-то в глубинах…
- Именно так - что-то находится в глубинах, а что-то на поверхности. Дело в том, что классическая музыка, в общем-то, элитна. К ней нужно быть готовым, как к знанию какого-то языка. Можно слышать мелодию французского языка, но не знать о чём идёт речь, потому как нужно знать грамматику, то есть быть в глубинах. Поэтому и труба с классической музыкой ассоциируется у тех, кто в теме. Это не на поверхности, а гораздо серьёзней и глубже. Есть музыка более доступных жанров - она не требует большой подготовки слушателя. Не в том смысле, что элитное лучше. Краски не бывают лучше или хуже, нельзя сказать, что жёлтый выше красного. Но лично меня на протяжении последних 30-40 лет увлекала классическая серьёзная глубокая музыка. Хотя я играл и поп-музыку, и работал со многими джазовыми музыкантами. Мало того, в своё время я был заведующим кафедрой джазовой музыки в Кишинёве, руководил биг-бэндом, и на телевидении у меня есть много записей джазовой музыки.

- Но существование в одно и то же время неизбежно приводит к взаимодействию музыкальных стилей и жанров…
- Взаимовлияние очевидно. Даже если взять начало ХХ века, когда только формировался джаз как стиль, очень трудно отличить музыку Дюка Эллингтона от импрессионистов, в частности, от фортепианных произведений Дебюсси или Равеля. Они очень близки по гармонии, по содержанию, элементы импрессионизма присутствуют в джазе, и наоборот. У Шостаковича можно увидеть элементы джаза, недаром многие джазовые музыканты считают его своим. Поэтому я предпочитают делить музыку на хорошую, то есть качественную и… менее качественную. А чёткую границу по стилям и жанрам провести проблематично. Потому что все эти стили друг друга дополняют, составляя единую палитру музыки.

- На каком этапе творческого пути произошёл у вас переход от солирующего музицирования к дирижерскому?
- В качестве солиста я играл в духовых оркестрах, симфонических, камерных, в биг-бэндах, в Большом театре, в разных странах, записал очень много музыки для трубы. И в конце концов пришёл к выводу, что для дальнейшего диалектического развития нужно попробовать режиссировать музыку, предложить музыкантам то звучание, которое я вижу и слышу. И дирижёрская профессия стала следующим этапом моего развития как человека.

- Происходило это в заграничный период вашей жизни?
- На дирижёра я начал учиться, когда уже преподавал в Королевской академии Копенгагена. Хотя первые уроки дирижирования я получил ещё в детстве от своего дяди -дирижера симфонического оркестра, одного из тех, кто повлиял на мою жизнь. Ещё одним таким человеком стал румынский дирижёр Думитру Гойя - личность воистину выдающаяся. Играя как-то с ним в германских концертах, я был покорён его стилем дирижирования - очень строгим, глубоким, сдержанным, лишённым внешних эффектов. И он стал моим учителем в Национальном университете музыки в Бухаресте. Но не он один - дирижёрскому мастерству я учился также у двух народных артистов РФ - Юрия Кочнева в Саратовской консерватории и у Равиля Мартынова в Санкт-Петербургской консерватории. Таким образом, я учился у трёх больших мастеров. И когда я решил переехать в Россию и что-то сделать дома, то был уже практикующим дирижёром.

- Желание вернуться домой возникло по какой причине?
- Я себя ощущаю русским, поэтому мне очень дороги русская культура, русский язык, русская музыка. Корни мои из Старого Оскола, рядом с Курском, здесь похоронены мои родители, близкие… Но как исполнитель я многому научился в Европе, как трубач и дирижёр проходил стажировку в Лондоне, Нью-Йорке, поэтому многое мною почерпнуто из европейской культуры. В результате получился своеобразный сплав - фьюжн - русской и европейской исполнительских школ, которые очень хорошо дополняют друг друга. Синтез русского и европейского.

- Ещё один аспект вашей деятельности - педагогический…
- Это идёт параллельно. Я преподавал в Саратовской консерватории, Кишинёвской консерватории, Кишинёвском институте искусств, Шведской государственной консерватории, Королевской академии Копенгагена, Венской консерватории имени Бетховена. Вот и получается, что педагогической работой занимаюсь ровно столько, сколько исполнительской. Это органично сочетается и неизвестно что важней. Хочешь хорошо научиться - начинай преподавать, потому как много полезного можно почерпнуть и у собственных студентов.

- Сергей Георгиевич, на ваш взгляд, что такое музыка?
- Аристотель сказал гениальную фразу: речь дана оратору, чтоб скрывать мысли, а музыка - это правда. В музыке нельзя подразумевать что-то - ты делаешь то, что есть. Написано мажор - нельзя играть минор. Музыка - это очень искренне, очень чисто, это то, что формирует человека. Я уверен: человек, который слушает хорошую классическую музыку, становится лучше, гармоничнее, спокойнее. Это не только лекарство, а что-то другое - контакт с законами космоса, причём самый прямой контакт.

- Можно ли музыку передать словесно? Содержится ли в ней некая конкретная информация?
- Да, музыка очень програмна. Люди с тонкой психикой, с не совсем устойчивой - реагируют на неё наиболее остро. Музыка может быть агрессивна, она может человека вдохновить… ведь люди шли на бой, пели песни, били в барабан - и становились бесстрашными. И наоборот - музыка расслабляет и заставляет совершенно по-другому воспринимать мир. Если взять нашу цивилизацию и рассмотреть, в какой области человек достиг наибольших высот - я думаю, в музыке. Это апогей развития человеческого интеллекта. Представляете, что такое полифония у Баха? Одновременно звучит 5 разных мелодий - и ни одна не мешает другой, всё уживается, всё работает, можно слышать второй голос и быть под впечатлением третьего или пятого, и так в самых разных соотношениях.
Конечно, есть у музыки и другие стороны. Сейчас модно говорить о музыкальном дизайне. Есть музыка-фон - когда приходишь в кафе и там что-то гудит… или музыка для машины - чтобы не заснуть... Но в высшем своём проявлении музыка заставляет переживать, размышлять, думать, чувствовать.
У меня любимая музыка - это Иоганн Себастьян Бах. Она вне национальностей, направлена только в космос, на божественное начало, содержит в себе информацию о происхождении мира. А из русских композиторов - Рахманинов, Чайковский… Сергей Васильевич очень близок, потому что это наше состояние души - где мы что-то должны преодолевать, где эмоциональное берёт верх над рациональным. А Пётр Ильич - тоже очень эмоциональный, динамичный композитор, очень мелодичный, что также созвучно нашей природе, нашей местности, нашему характеру, нашей какой-то неустойчивости. В этой музыке я нахожу всё то, что характерно для русского человека.