Начну издалека.
Когда я перешла во второй класс, на семейном совете было решено, что я уже самостоятельная, бабуле не надо меня пасти, поэтому она может выйти на работу.

Работать бабуля устроилась смотрительницей в краеведческий музей, а через некоторое время ее перевели в картинную галерею.
Картинная галерея помещалась в красивом трехэтажном доме дореволюционной постройки. В нем были широкие лестницы с длинными маршами и потолки с лепниной, расписанные библейскими сюжетами.
В этом же доме один этаж был отдан художественному училищу, там в классах стояли мольберты, а на стеллажах чего только не было - гипсовые головы, разнообразная посуда, восковые фрукты. Глаза разбегались, хотелось все потрогать.

После школы я приходила к бабуле на работу, в закутке делала уроки и, конечно же, ходила по залам и глазела на картины. У меня были любимые картины и не очень. Мрачные голландцы мне не нравились. Картины с библейскими и другими сюжетами я воспринимала фрагментарно: могли нравиться кудряшки купидона или красивые складки платья на женщине, или даже просвеченный солнцем лист растения.

Экскурсоводов почти не слушала - они говорили много заумных слов, и я быстро переставала улавливать смысл. Помню, что удивилась, когда мне объяснили, что толстенький кудрявый с губками бантиком Купидон по сущности своей ангел. У меня насчет ангелов были совсем другие соображения. Я когда-то спросила у бабули про ангелов, она мне ответила, что их нет и что они бесплотны, поэтому в моем воображении ангел выглядел как толстая моль с куриными крыльями в натуральную величину, только невидимый.
"Человека-невидимку" на тот момент я уже прочитала.

Любила маринистов, нравились пейзажи, особенно пронизанные солнечными лучами. Как-то вдруг заметила в витрине маленькую акварель Куинджи - там была радуга над штормящим морем - не могла понять, как такое можно нарисовать акварельными красками, потому что у меня на школьных уроках рисования всегда получалась жуткая мазня серо-буро-малинового цвета.

На самой моей любимой картине были нарисованы две хорошенькие девочки в голубых платьях, я пыталась про них что-то выяснить, мне отвечали, что это помещичьи дочки, а дальше смотрительницы начинали обмениваться многозначительными фразами, смысла которых я не понимала. С девочками была связана какая-то тайна. Только спустя несколько лет я узнала, что Натали Гончарова после смерти Пушкина вышла замуж за помещика Ланского, а девочки их внучки. Теткам-смотрительницам было обидно за Пушкина, что эти девочки могли бы быть его внучками, а вот не сложилось. Осуждали Натали и тут же, поджав губы, спохватывались, что его-то не вернешь... а ей надо было как-то жизнь устраивать.
Для меня же в моем восьмилетнем возрасте, кроме сказок и стихов, за словом "Пушкин" еще ничего не стояло.

Кроме картин в галерее стояла старинная мебель и посуда в застекленных горках. Сидеть на мебели было строго-настрого запрещено, а пальцем потрогать можно, и то когда нет посетителей, чтобы им тоже не захотелось. Очень нравился диван, который смешно назывался козеткой. Он был такой изящный, с гнутыми ножками и спинкой, закруглявшейся вокруг одного торца. Я представляла, как могу сидеть на нем, вытянув ноги, и чтобы юбка красиво свисала до самого пола.

Обязательно навещала столешницу , собранную из кусочков поделочных камней. Столешницу можно было трогать, и я могла долго простоять, разглядывая прожилки в камнях, сравнивая один кусочек с другим и спрашивая, как камни называются.

Примерно через полгода бабушку вернули обратно в краеведческий музей, и мой роман с картинной галереей закончился.

В девяностые годы картинная галерея переселилась в другое здание, потому что в прежнем здании вместе с училищем было тесно.

При Советской власти это здание стояло за высоким забором, из-за которого торчал купол со шпилем. Там сидел горком КПСС, и простым смертным было не проникнуть. Иногда глухие ворота открывались, чтобы пропустить автомобиль, тогда в просвете можно было увидеть часть здания необычной для среднерусского города архитектуры.

Здание, в котором сегодня располагается галерея, построено в 1912 году в стиле модерн для Пензенского отделения Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков. Автор проекта - академик архитектуры А.И. фон Гоген.

Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого основана в 1892 г. согласно завещания губернатора Н.Д. Селиверстова. Он оставил городу свою коллекцию картин и основал фонд для обучения молодых художников.


Коллекция галереи состоит из произведений искусства XVII—XXI вв. и насчитывает свыше 12 тысяч единиц хранения. Широко представлено западноевропейское, русское и советское искусство, а также произведения пензенских художников.


Герб Пензы, изобретенный при советской власти. Конечно же, фон Гоген его не лепил на фронтон, это потом приделали.
Ласточка летит на фоне циферблата Пензенского часового завода и пролетает над снопами пшеницы. Форма герба в виде щита - с одной стороны дань тому, что Пенза в средние века охраняла границы Руси, а с другой стороны, что куда ни плюнь, попадешь в оборонное предприятие.
Предупреждаю, что со светом в галерее плохо. Его мало и он разной цветовой температуры плюс свет из окон - жуткий коктейль. Я где-то пыталась править, потом махнула рукой. Картины снимала под углом - не потому что было лень встать напротив ровно посередине, а искала место, где не бликует. Что-то поправила, потом надоело.


Кони не Клодтовские, а Гийома Кусту "Укротитель коня", 1721 г. Бронза


Альфред Жакмар, "Лошадь с собачкой", 19 век, бронза


Изразцовый камин


Часы 18 века "Аполлон на колеснице", французская мастерская, бронза, позолота


Неизвестный художник. Итальянская школа. "Голова Беатриче Ченчи"


Картины Савицкого К.А.

Картины Савицкого К.А.


Савицкий К.А "Крутой спуск", 1900 г.

Савицкий К.А "Инок", 1897 г.


Савицкий К.А "В полдень", 1895 г.


Обстановка кабинета Савицкого К.А. 1844-1905., первого директора Картинной галереи и Художественного училища


Шишкин И.И "В Крыму"


Суриков В.И. "Убиение язычниками первых христиан на Руси"


Крамской И.Н. "Голова старика крестьянина".


Репин И.Е. "Портрет священника Г.С. Петрова", 1908 г.


Саврасов А.К.


Попов А.Н. "Защита Орлиного гнезда на Шипке орловцами и брянцами 12 августа 1877 года", 1893 г.


Перов В.Г. "Лежащий мальчик"

Суриков В.И. "Сибиряк" 1890 г.


Макаров И.К. "Девочки-сестры", 1879 г.
Это они, которые могли бы быть внучками Пушкина:)


Макаров И.К. "Сестры Араповы".
Девочки выросли


Макаров И.К. "Итальянский разносчик" 1855 г.




Петербургский фарфоровый завод. 19 век


Парадный портрет императрицы - кто только ее не рисовал?


Бочаров М.И. "Морской вид", 1846


Флавицкий К.Д. "Княжна Тараканова", 1894 г.


Айвазовский И.К. "Ночь", 1849 г.


Коровин К.А. "Восточная фантазия"

Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого является наиболее посещаемым культурным местом города. Его имя хорошо знакомо ценителям и за пределами города.

Как создавалась

Картинная галерея (Пенза) начала создаваться в самом конце XIX века. Основоположником ее стал действующий губернатор Николай Дмитриевич Селиверстов. После своей смерти он завещал собранные им полотна на создание музея. Коллекция была показана в местной школе ремесла. Именно там была создана и первая картинная галерея. Пенза почтила память губернатора, назвав экспозицию именем Селиверстова.

Кроме картин, Николай Дмитриевич также завещал значительную сумму денег, которые были использованы согласно его воле. Спустя пять лет было построено отдельное здание для городского художественного училища. В этом же помещении была расположена картинная галерея. Пенза и ее жители, а также студенты, обучавшиеся в училище, приложили все усилия для обустройства и наполнения коллекций музея.

Не прошло и десяти лет после смерти губернатора Селиверстова, как вновь созданное училище уже смогло похвастаться художественной коллекцией разросшейся до трех отделов.

Общее количество экземпляров превысило две сотни экспонатов. В тот период было выделено три отдела галереи, содержавшие произведения художников голландской и итальянской школ, иностранных мастеров и русский отдел.

Вклад К. А. Савицкого

К. А. Савицкий возглавил училище сразу после его открытия. Именно по его настоянию было организовано общее (мужскоеи и женское) образование студентов. Благодаря конкретно его вкладу, были устроены отдельные художественные мастерские.

Многие известные художники дарили музею свои полотна. Ведь их цель была едина с Савицким - лучшая картинная галерея. Пенза и вся ее губерния была изъезжена Савицким. Он собирал в коллекцию различные редкие экземпляры искусства и быта. Константин Апполонович поставил перед собой серьезную задачу - максимально расширить экспозицию.

В наполнении музея участвовала вся Пенза. Картинная галерея, выставки которой прославляли город на весь край, пополнялась за счет пожертвований меценатов. Например, генерал Боголюбов еще при жизни передал в коллекцию более тридцати произведений искусства, а после смерти завещал еще почти две сотни художественных работ.

Оценка вклада Савицкого в развитие и сохранение культурного наследия города была поставлена значительно позже. Лишь в 1955 году его детище было удостоено чести носить имя Константина Апполоновича.

После Российской империи

После революции и смены власти города галерея и училище отделили друг от друга. Первую объединили с уже существовавшим краеведческим музеем.

Лишь спустя 10 лет галерее была возвращена ее независимость, которую она сохранила вплоть до наших дней.

Галерея сегодня

Сегодняшнее собрание произведений состоит из огромного количества экспонатов, число которых превышает 10 тысяч картин.

Постоянная выставка очень интересна и разнообразна. Даже самый придирчивый ценитель живописи сможет удовлетворить чувство прекрасного, посетив ее. В постоянной экспозиции вы сможете изучить более 1 000 лучших работ из собрания галереи.

Значительно выделяет нынешнюю постоянную выставку музея то, что она введена в содружество трех мемориальных музеев города, рассказывающих гостям о жизни и работе ученых и живописцев, чьи имена тесно связаны с пензенским краем.

Временные мероприятия

Музей стал местом, где регулярно проходят художественные мероприятия, музыкальные и кинематографические вечера, семейные праздники и даже свадебные фотосессии.

В последнее время галерея продвигает уникальный и интересный проект «Музей одной картины». Регулярные тематические вечера будут проходить всю весну. Премьера события назначена на март этого года. Темой первой ласточки стала картина И. И. Шишкина «Лес-осинник». Лекция сопровождалась показом кино, приуроченного к 185 юбилею великого русского художника.

Также музей одной картины планирует представить кино под названием «Прикосновение к тайне», в котором рассказывается о Варваре Римской-Корсаковой. Темой мероприятия стал ее портрет кисти Ф. К. Винтерхальтера.

Уникальный проект был по праву оценен знатоками и любителями живописи. Они с уверенностью заявляют, что побывать в Пензе и не зайти в знаменитую галерею означает не увидеть город в полной мере.

Интернет:
www.сайт/M1573 - официальная страница
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого - W2050 , официальный сайт penza.gallery/
Музеи Пензенской области - W1563 museum-penza.ru/

Местные достопримечательности:
Архитектурный ансамбль Советской площади, конец XVIII - нач. XX вв.
Сквер им. М.Ю. Лермонтова, основан в 1839 г.
ЦПКиО им. В.Г. Белинского, основан в 1821 г.
Памятник Певопоселенцу, 1980 г.
Здание Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого, кон. XIX в.
Здание Пензенского дворянского собрания, кон. XVIII - пер. пол XIX вв.
Пребраженский мужской монастырь, сер. XVIII в.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, 1865 г.

Филиал или подчиненная организация:
Музей одной картины им. Г.В. Мясникова - M1574
Никольский музей стекла и хрусталя - M2771

Членство в организациях:
Ассоциация музейных работников - R52

Организации партнеры:
Пензенское региональное отделение ВТОО "Союз художников России" - R1372
Некоммерческое партнерство "Пензенский союз благотворителей "Ковчег" - R1373

Спонсоры, меценаты и грантодатели:
Пензенская картинная галерея выражает искреннюю благодарность благотворительному фонду Тимченко, поддержавшему проект галереи "Музей едет в гости", действовавший в 2014-2015 годах и направленный на организацию дополнительного образования и творческого досуга детей-сирот и детей-инвалидов

Единиц хранения:
13818, из них 13273 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Коллекция западноевропейского искусства и искусства стран Востока - 1068 ед. хр.
Коллекция русской живописи - 435 ед. хр.
Коллекция произведений А.В. Лентулова- 37 ед. хр.
Коллекция произведений И.С. Горюшкина-Сорокопудова - 150 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Государственное бюджетное учреждение культуры "Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого".

Виды деятельности и первоочередные задачи, в которых нужна помощь сторонних организаций и фондов: реставрация главного корпуса Галереи - памятника истории и архитектуры эпохи модерна (1910-1912 гг.); реставрация наиболее значимых произведений из фондов музея, в т.ч. работ художников русского авангарда: Р.Р. Фалька, А.В. Лентулова; модернизация фондовых помещений, закупка и установка современного фондового оборудования; популяризация коллекции Галереи в географически отдаленных от музея районах Пензенской области.

Copyright (c) 1996-2018 Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого - один из самых известных музеев Пензы и области, основанный ещё в далеком 1892 году. Дадим краткую историческую справку нашим пользователям. Основой создания музея явилась коллекция картин, пожертвованная городу пензенским губернатором Н. Д. Селиверстовым.
Первым директором училища и музея стал К.А. Савицкий, он внес огромный вклад в развитие сокровищницы, гордости нашего края. По его инициативе было разрешено совместное обучение юношей и девушек, устроены мастерские для художников-преподавателей.
Около 20 своих картин было подарено известными художниками. В поездках по Пензенской губернии вместе с хранителем музея В. М. Терёхиным Савицкий добывал для музея экспонаты прикладного искусства и предметы религиозного культа мордвы. Российская Императорская Академия отдала в дар музею много ценных экспонатов.
К 1902 году в музее насчитывалось уже 450 художественных произведений.
К. А. Савицкий стремился найти образцы самых лучших и известных мастеров нашей страны и зарубежья, чтобы познакомить жителей и гостей города с произведениями искусства.
Управление по делам искусств в 1937 году приняло решение об образовании Пензенской областной картинной галереи. В 1955 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР областной картинной галерее и Пензенскому художественному училищу, было присвоено имя К. А. Савицкого.
На данный момент коллекция состоит из произведений искусства XVII—XXI вв. и насчитывает свыше 14 тысяч единиц хранения! Придя в галерею, Вы познакомитесь с великолепными образцами западноевропейского, русского и советского искусств, а также с работами известных пензенских художников.
Стоит обратить внимание на собрание произведений голландских художников XVII века (Схалкен, Остаде Тенирс Младший), представителями французской и немецкой школ, и, конечно же, русских авторов XVIII—XX веков(полотна Рокотова, Левицкого, Макарова, Литовченко, Флавицкого, Айвазовского, Боголюбова, Саврасова, Васильева, Шишкина, Репина, Савицкого, Иванова, Врубеля, Пескова и многих других), а также советских художников (Фальк, Петров-Водкин, Самохвалов, Кириллова и др.).
В галерее собраны картины самых разных направлений: начиная от реалистических пейзажей и заканчивая загадочными сюжетами модернистических течений). Портреты, детально передающие зрителю образ человека, его психологическое состояние, пейзажи, раскрывающие красоту и душу природы, удивительно точно отображающие цветовую гамму, время года и суток, детальные натюрморты и многое другое Вы сможете увидеть в нашей картинной галерее!