Классицизм - художественный стиль в европейском искусстве XVII-XIX веков, одной из основ которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции Высокого возрождения. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, логичность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. В развитии классицизма выделяют два этапа: «французский классицизм XVII века» и «неоклассицизм XVIII века». Данное сообщение посвящено первому этапу развития классицизма.

В искусстве западной Европы в XVII в. господствовал стиль барокко (в переводе с итальянского означает «странный», «причудивый» - это название появилось позднее как определение буйной фантазией мастеров этого стиля). В основу барокко легли религиозные идеи Контрреформации. По замыслу католической церкви, боровшейся с укрепляющейся Реформацией, произведения искусств должны пробуждать в душах зрителей и слушателей истовую веру в Бога – такое искусство называли ARTE SACRA, священное искусство. Основные черты барочных произведений – эмоциональная выразительность, насыщенность движением, сложность композиционных решений – создавали у зрителя особый духовный настрой, способствующий единению с Богом.

В XVII веке во Франции зарождается новый иной стиль - классицизм. Так же как и современное ему барокко, он стал естественным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации в разных культурно-исторических и географических условиях. Барокко было теснейшим образом связано с католической церковью. Классицизм как и более сдержанные формы барокко, оказались более приемлемыми в протестантских странах, таких, как Англия, Нидерланды, Северная Германия, а также, как ни странно, католическая абсолютистская Франция.

Вторая половина XVII века – эпоха наивысшего расцвета французской монархии. Для Людовика XIV - «короля-солнца», безусловно, классицизм казался единственным стилем, способным выразить идеи мудрости и могущества государя, разумности государственного устройства, спокойствия и стабильности в обществе. Ключевая идея классицизма – служение Франции и королю («Государство – это я», Людовик XIV) и торжество разума над чувствами («Я мыслю, следовательно, существую», Декарт). Философия новой эпохи требовала искусства, воспитывающего в человеке в равной мере патриотизм и рациональное начало в мышлении, для чего конечно не подходили принципы барокко. Внутренняя борьба, взволнованность, столкновения, столь явные в искусстве барокко, никак не соответствовали идеалам ясности и логики французского абсолютизма.

Художественное произведение с точки зрения классицизма строится в соответствии с определенными канонами (учрежденными правилами), тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Многие правила были взяты идеологами и художниками классицизма из античности – эпохи, которая воспринималось как золотое время развития цивилизации (ордер в архитектуре, идеи Аристотеля, Горация).

Для воплощения идей классицизма Людовиком XIV были учреждены Академия художеств (активно действует с 1661 г.), Малая академия (Академия надписей, 1663 г.), Академия архитектуры (1666 г.), Французскую академию в Риме (1666 г.), Академию музыки, поэзии и танца (1672 г.).

Академическая доктрина строилась на рационалистической основе. Искусство должно было подчиняться законам разума. Все случайное, низкое, обыденное, не соответствовавшее представлениям о прекрасном, изгонялось из сферы художественного творчества и обучения. Была установлена строгая иерархия жанров в каждом из видов искусства, и смешение жанров не допускалось. Высоким искусством была признана лишь историческая живопись. В понятие ее входили сюжеты религиозные, мифологические, аллегорические и собственно исторические. Трактовка этих сюжетов должна была соответствовать представлениям о «большом стиле» эпохи и основываться на изучении классических образцов античного искусства, Рафаэля, мастеров болонского академизма и Пуссена. Строгие принципы и сложные правила, выработанные в Академии и превратившиеся в официальную доктрину, обусловили стилистическое единство французского искусства. Однако они сковывали творческую инициативу художников и лишали их искусство индивидуального своеобразия

В области декоративно-прикладного искусства и оформления интерьеров стиль эпохи утверждала Королевская мануфактура Гобеленов, в которой создавались шпалеры (тканые картины), мебель, изделия из металла, стекла и фаянса.

Ведущее значение во французском искусстве второй половины XVII века получает архитектура; все другие виды искусства оказываются с ней тесно связанными. В стране создаются крупные сооружения, прославляющие короля как главу процветающего государства. Участие в них коллективов крупнейших мастеров, совместная работа зодчих со скульпторами, живописцами, мастерами прикладного искусства, смелое и изобретательное решение инженерных и конструктивных задач обусловили создание замечательных образцов французского зодчества.

Людовиком ХIV был сделан выбор между двумя стилями – барокко и классицизмом - во время конкурса на проект Восточного фасада Лувра. Он отверг проект самого выдающегося архитектора барокко Лоренцо Бернини, несмотря на все его заслуги и мировую известность (чем очень оскорбил великого мастера), отдав предпочтение простому и сдержанному проекту Клода Перро, выдержанному в строгом классическом духе.

Восточный фасад Лувра (1667-1678), который часто называют Колоннадой Лувра, составляет часть ансамбля двух объединенных в XVII веке дворцов - Тюильри и Лувра (общая протяженность фасада 173 м). Его композиционное построение довольно характерно - на нем выделяются центральный и два боковых ризалита (выступающие части фасада), между которыми на высоком гладком цоколе стоят мощные сдвоенные коринфские колонны, поддерживающие высокий антаблемент.

Боковые ризалиты не имеют колонн, а расчленены пилястрами, создающими логический переход к боковым фасадам. Таким образом, удается добиться большой выразительности ордера, ритмически удерживающего единство весьма протяженного и монотонного фасада.

Таким образом, в Восточном фасаде Лувра проявляются характерные черты, навеянные античностью и Возрождением – использование ордерной системы, четкая и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуй и рельефы.

Самым грандиозным сооружением эпохи Людовика ХIV и главным памятником французского классицизма XVII в. стал Версаль (1668-1689) - великолепная королевская резиденция, призванная, в соответствии с принципами классицизма, прославлять монарха, торжество разума и природу. В этом комплексе, ставшем эталоном для дворцово-парковых ансамблей Европы, соединились стилистические черты как классицизма, так и барокко.

Ансамбль Версаля, находящийся в 22 километрах к юго-западу от Парижа, охватывает громадную территорию, включающую обширные парки с разнообразными сооружениями, бассейнами, каналами, фонтанами и главной постройкой - зданием самого дворца. Строительство ансамбля Версаля (основные работы были проведены с 1661 по 1700 г.) стоило громадных средств и потребовало напряженного труда огромного числа мастеров и художников различных специальностей. Вся территория парка была выровнена, снесены находившиеся там поселки. При помощи специальных гидротехнических устройств в этом районе была создана сложная система фонтанов, для питания которых были сооружены очень крупные по тому времени бассейны, каналы. С большой роскошью, с использованием ценных материалов был отделан дворец, обильно украшенный скульптурными произведениями, живописью и т. д. Версаль стал нарицательным наименованием пышной дворцовой резиденции.

Основные работы в Версале были проведены архитектором Луи Лево, садоводом-планировщиком Андре Ленотром и живописцем Шарлем Лебреном.
Работа по расширению Версаля составила завершающий этап деятельности Лево. Еще в 1620-х годах в Версале был построен небольшой охотничий замок. Людовик XIV задумал создать на основе этого здания большой дворец, окруженный обширным прекрасным парком. Новая королевская резиденция должна была своими размерами и своей архитектурой соответствовать величию «короля-солнца».
Лево обстроил старый замок Людовика XIII с трех внешних сторон новыми корпусами, которые составили основное ядро дворца. В результате перестройки дворец увеличился в несколько раз.

Фасад дворца со стороны парка Лево украсил ионическими колоннами и пилястрами, размещенными во втором - парадном этаже. Стена первого этажа, покрытая рустовкой (имитация грубой каменной кладки), трактована была в виде пьедестала, служащего основанием ордеру. Третий этаж Лево рассматривал как аттик, увенчивающий этот же ордер. Фасад завершался парапетом с арматурами. Крыши, обычно во французской архитектуре очень высокие, здесь были сделаны низкими и совершенно скрылись за парапетом.

Следующий период в истории Версаля связан с именем крупнейшего архитектора второй половины XVII века - Жюля Ардуэна Мансара (1646-1708), который руководил с 1678 года дальнейшим расширением дворца. Ж. Ардуэн Мансар-Младший существенно изменяет парковый фасад дворца, соорудив знаменитую «Зеркальную галерею».

Главное помещение дворца - Зеркальная галерея - занимает почти всю ширину центральной части сооружения (длина 73 м, ширина – 10,3 м, высота – 12,8 м.). 7 большим арочным окнам на наружной стене соответствуют 7 аналогичных по форме зеркалами на противоположной стене.

Стены, колонны, пилястры отделаны разноцветным мрамором, капители и базы пилястр и многочисленные рельефы на стенах сделаны из золоченой бронзы. Сводчатой потолок сплошь покрыто живописью в великолепном золоченом лепном обрамлении, выполненной Шарлем Лебреном. Сюжеты этих живописных композиций посвящены аллегорическому прославлению французской монархии и ее главы - короля.

Термин классицизм обычно подразумевает непосредственную связь с античным искусством. Вместе с тем, в самом слове классицизм имеет место слияние исторического термина и оценочного суждения. Под классикой понимают самые лучшие, образцовые, наиболее характерные черты любого жанра, любого этапа в истории искусства.

Классицизм как художественный стиль, ориентирующийся на античность, видел в нем идеальный образец для подражания. Он возник во Франции еще в XVII веке, то есть в то время, когда в других странах господствовало барокко. Ярче всего ранний французский классицизм проявился в архитектуре и драматургии, но также и в живописи (Пуссен), музыке (Люлли).

Подобно искусству Ренессанса классицизм пронизан верой в человеческий разум. Его философской основой стал рационализм Декарта - философия, утверждающая человеческий разум главным средством познания истины.

Художники этого направления не стремились к передаче окружающей их действительности, а создавали поэтически облагороженный мир, где царят идеалы добра, справедливости, высокой морали.

Классицизм придавал огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Он выдвинул нового героя: сильного и мужественного перед жизненными испытаниями, стойко переносящего удары судьбы, способного подчинить личные интересы интересам общества. Главное в классицизме - ориентация на разумное начало, ведь именно разум повелевает человеку исполнить свой долг , а категория долга в эстетике классицизма важнее личного счастья.

Архитектура классицизма близка к античной, что проявилось:

    в применении ордерной системы;

    в логичности, ясности планировки;

    в разумности пропорций, геометризме форм;

    в отсутствии декоративных излишеств, простоте оформления;

    в создании дворцово-парковых ансамблей.

В целом классицистские постройки отличаются суровым величием и спокойствием. Самый знаменитый памятник архитектуры классицизма - восточный фасад Лувра (60-е годы XVII века). Архитектор Клод Перро, который достроил здание, возведенное еще в XVI веке. Колоннаду коринфского ордера оттеняют три выступа в виде портиков (в центре и по углам фасада).

У истоков живописи классицизма стоял Никола Пуссен (1594-1665), посвятивший себя изучению античности. Он писал картины на мифологические сюжеты, взятые у Овидия, Торквато Тассо, разрабатывал темы, связанные с библейскими и историческими сюжетами, часто обращался к пейзажу. В пейзаже Пуссен достиг выражения величественной простоты и спокойствия.

Самым популярным автором «идеального пейзажа» стал Клод Лоррен (1604-1682). Образы его картин часто навеяны Библией, поэзией Вергилия, Овидия или средневековым эпосом, но на самом деле они посвящены одной главной теме - отражению внутренней гармонии природы («Асканио и олень»).

Во французской драматургии классицизм дал таких титанов, как Корнель, Расин, Мольер. Корнель и Расин создали лучшие образцы новой классической трагедии, а Мольер - комедии.

В середине XVIII века принципы классицизма преобразовались в духе эстетики Просвещения. Героические оперы Глюка - это классицизм в музыке, а в живописи воплощением классицизма стали полотна Давида.

Классицизм - направление в европейском искусстве, основанное на канонизации античной классики как наилучшего образца для подражания. Отличительными чертами архитектуры классицизма является:
использование структурных и художественно-декоративных возможностей античной ордерной системы, её закономерностей, пропорциональности и соразмерности объёмов и деталей здания. Основанная на античной модульной системе архитектура классицизма была пропорциональна и соразмерна человеку, гармонично соотнесена с ним;
основой архитектуры классицизма являются строгие симметрично-осевые композиции и уравновешенность в построении планов, объёмов и внутреннего пространства сооружений. Вся архитектурная композиция тяготеет к главной оси, соотнесена с ней;
сдержанность декоративных украшений, где каждый архитектурный элемент - законченное целое, занимающее своё определённое положение в иерархической системе, основанной на последовательном подчинении второстепенных частей главным, менее значительных - более значительным.
Основанные на математических расчётах сооружения классицизма с одной стороны подчёркивали светское начало во французской архитектуре, освобождали искусство от церковности, с другой - служили доказательством прогрессивности просвещённого феодально-абсолютистского режима.
В развитии типа французского замка с этого времени различимы два направления: официальное, предназначенное для защиты идеи абсолютизма (создание огромных дворцово-парковых ансамблей) и более интимное направление, основанное на интересах человеческой личности (проявилось в создании небольших загородных резиденций и замков, в которых можно было отдохнуть от придворного шума и пышной придворной жизни).
Во 2/пол. 17 в. особое место занимает строительство королевской резиденции Версаля. Версаль - это огромный цельный архитектурный ансамбль из дворца, парка и города, представляющий собой синтез искусств - архитектуры, живописи, скульптуры и садово-паркового искусства французского классицизма 17 в. Строительство началось по приказу Людовика 14 (Король-солнце) с перестройки в 1661 г. архитектор Лево небольшого дворца Людовика 13. Обновлялось декоративное убранство дворца, строились Оранжерея, Зверинец. Но со временем и этот дворец посчитали не достаточно величественным и маленьким, поэтому в 1678 г. арх. Мансар увеличил дворец, пристроил церковь.
Дворец Версаля неотделим от его парка. Этот парк создан архитектором-садовником Ленотром (1613-1700). В своих садах и парках Ленотр проводит принцип классицизма - регулярность, строгая симметрия, ясность композиции, чёткость соподчинения главного и второстепенного. По мнению Ленотра, дворец должен быть хорошо обозреваем и окружён воздухом, от центра дворца должна идти главная аллея - ось симметрии парка. Весь парк должен быть хорошо просматриваемым. «Хороший сад не может быть похожим на лес с его неорганизованностью и произволом».
Версальский дворец имел восточно-западную ориентацию, благодаря чему он выглядит особенно блистательным в лучах заходящего солнца. Особенностью Версаля является аллегорический смысл его скульптур, мифология которых подчёркнуто условна. Центральная фигура Версальского парка - фонтан Апполона, бога солнца.
Чтобы в таком огромном дворце и парке было удобно и приятно жить, в глубине свободной части парка арх. Лево был построен в 1670 г. так называемый Фарфоровый Трианон - живописное сооружение, декорированное разноцветным фарфором. Но позже, оно перестало соответствовать требованиям стиля и в 1687 г. было сломано, а на его месте архитекто Мансар возвёл новый, Большой Трианон - одноэтажное здание с плоской крышей, выполненное из драгоценных сортов мрамора. Несколько позднее был построен дворец Малый Трианон.
Таким образом в Версале чётко разграничились 2 основные функции: одна - официально-представительная, государственная, и другая - интимная, связанная с личной жизнью короля и его приближённых. В соотношении с дворцом и парком был размещён и город, рассчитанный на 30 000 человек.

В то время как в других странах Западной Европы господствовало барокко, во Франции большую роль играл классицизм - направление, представители которого обратились к искусству античности и Возрождения.

В начале XVII в. Франция, истощенная гражданскими войнами, вступила в эпоху укрепления абсолютизма. Абсолютная монархия, достигшая своего расцвета при Людовике XIV, стала решающей силой в борьбе с феодализмом и главным двигателем торговли и промышленности. В середине XVII в. Франция являлась едва ли не самой крупной торговой державой.

Относительная стабильность на политической арене и развитие экономики сопровождались подъемом в культурной жизни страны. Значительный шаг на пути прогресса сделала французская наука, в частности физика, математика и философия. Большой успех имело учение Декарта, утверждавшего, что разум - главное средство познания истины. Отсюда идет свойственный французской литературе и изобразительному искусству рационализм, особенно характерный для классицизма.

В первой четверти XVII в. самыми крупными мастерами во Франции были иностранцы (главным образом фламандцы).
Лишь в начале второй четверти XVII столетия Франция выдвинула собственных замечательных представителей изобразительного искусства.

Главой придворного искусства и ведущим представителем французского барокко в первой половине XVII в. был Симон Вуэ. Живописному мастерству Вуэ учился в Италии, поэтому в его живописи прослеживается влияние Караваджо и болонских мастеров. Вернувшись из Италии на родину, Вуэ стал придворным художником. Для своих нарядных и эффектных полотен он использовал мифологические и библейские сюжеты («Геракл среди богов Олимпа», «Мучение св. Евстафия»). Картинам свойственны излишняя усложненность композиции, чрезмерная яркость колорита, идеализированность образов. Полотна и декоративные росписи Вуэ пользовались в то время огромной популярностью. Живописцу подражали многие французские художники, его учениками были такие известные в дальнейшем мастера, как П. Миньяр, Ш. Лебрен и Э. Лесюер.

Наряду с барочным искусством, процветавшим в столице, французские провинции выдвинули художников, главным методом которых был реализм. Одним из крупнейших реалистов первой половины XVII в. стал Жак Калло, прославившийся как талантливый рисовальщик и гравер. Хотя у него много произведений с религиозной тематикой, основное место в творчестве мастера занимают картины на бытовые сюжеты. Таковы его графические серии «Каприччи», «Горбуны», «Нищие».

Многие французские художники первой половины XVII в. обратились к караваджизму. Среди них Жан Валантен, Жорж де Латур.

Большую роль в развитии реализма в первой половине XVII в. сыграли братья Ленен - Антуан, Луи и Матье. Центральное место в их творчестве занимала жанровая тематика. Старший Антуан писал главным образом групповые портреты и сцены из жизни мелких буржуа и крестьян. Младший Матье начал свой творческий путь с картин, изображающих быт крестьянства. Надолго переживший своих братьев Матье Ленен позднее стал одним из самых популярных портретистов.

Средний брат, Луи Ленен, по праву входит в число самых знаменитых французских живописцев XVII в. Именно он стал основоположником крестьянского жанра во французском искусстве.

Луи Ленен

Родился Луи Ленен в 1593 г. в городе Лане (Пикардия) в семье мелкого буржуа. Вместе с братьями Луи переехал в Париж. Здесь Луи, Антуан и Матье открыли собственную мастерскую. Вероятно, вместе с Матье Луи Ленен посетил Италию. В его ранних работах заметны черты караваджизма. К 1640 г. художник выработал свой собственный, неповторимый стиль.

Многие французские художники XVII в. обращались к крестьянской тематике, но только у Луи Ленена она получает совершенно новую трактовку. Просто и правдиво изображает художник жизнь народа. Его герои, скромные и простые, но полные внутреннего достоинства люди, вызывают чувство глубокого уважения.

Самые лучшие работы Луи Ленена выполнены в 1640-е гг. При первом взгляде персонажи его полотен кажутся не связанными между собой действием. Но на самом деле это далеко не так: их объединяет созвучный душевный настрой и общее восприятие жизни. Невидимые нити связывают членов бедной крестьянской семьи, слушающей играющего на скрипке мальчика на картине «Крестьянская трапеза». Поэтическим чувством отмечена сдержанная и простая «Молитва перед обедом», лишенная сентиментальности, но в то же время трогательная композиция «Посещение бабушки».

К 1640-м гг. относится замечательная картина Луи Ленена «Семейство молочницы». С чувством большой симпатии художник изобразил рано постаревшую от забот молочницу, ее задумавшегося мужа-крестьянина, крепкого, толстощекого сына и хрупкую, болезненную дочь. С замечательным мастерством исполнен пейзаж, на фоне которого представлены фигуры и предметы крестьянского быта. Кажутся удивительно реальными медный бидон за спиной молочницы, деревянная бочка и бадья, стоящие у ног ослика.

Шедевром Луи Ленена стала написанная в это же время «Кузница». Если раньше художник изображал крестьян во время отдыха или трапезы, то теперь он обратился к сценам человеческого труда. Картина представляет кузнеца, окруженного членами семьи, за работой. Ощущение движения и яркая выразительность образов создаются быстрым, энергичным мазком, контрастами света и тени.

Умер Луи Ленен в 1648 г. Его реалистичная живопись, лишенная театральности и эффектности барокко, почти на сто лет опередила свою эпоху. Во многом именно благодаря Луи Ленену мировую известность получили и его братья.

Черты реалистического искусства в первой половине XVII в. нашли отражение и в портретной живописи, ярким представителем которой был Филипп де Шампень, фламандец по происхождению. Создатель религиозных композиций и декоративных росписей, Шампень тем не менее прославился как талантливый портретист, создавший реалистичные и строгие портреты кардинала Ришелье и Арно д’Андильи.

Зародившийся в начале XVII в. классицизм становится ведущим направлением уже во второй четверти этого столетия. Художникам-классицистам так же, как и реалистам, близки передовые идеи этой эпохи. В их живописи отразилось ясное мировосприятие и представление о человеке как личности, достойной уважения и восхищения. В то же время классицисты не стремились передать в своих картинах окружающую их реальную действительность. Жизнь представала в их картинах облагороженной, а люди - идеальными и героизированными. Главными темами произведений художников-классицистов стали эпизоды из античной истории, мифологии, а также библейские сюжеты. Большинство живописных приемов заимствовалось из античного искусства. Не приветствовалось все индивидуальное и обыденное: живописцы стремились к созданию обобщенных и типичных образов. Классицизм первой половины XVII в. выражал стремления наиболее просвещенных слоев французского общества, считающих разум высшим критерием всего прекрасного в реальной жизни и в искусстве.

Крупнейшим мастером классицизма в живописи стал Никола Пуссен.

Николя Пуссен

Николя Пуссен родился в 1594 г. в Нормандии в семье военного, выходца из небогатого дворянского рода. Первые уроки живописи Пуссен получил у провинциального мастера Кантена Варена. Обстановка маленького нормандского городка не способствовала развитию способностей начинающего художника, и в начале 1610-х гг. Пуссен тайно от родителей уехал в Париж.

В столице художник получил возможность близко познакомиться с искусством известных итальянских мастеров. Большое впечатление произвели на него работы Рафаэля. В Париже Пуссен познакомился с популярным в то время итальянским поэтом Дж. Марино и исполнил иллюстрации к его поэме «Адонис».

В 1624 г. живописец покинул Францию и уехал в Италию, где поселился в Риме. Здесь Пуссен неустанно трудился: зарисовывал античные статуи, занимался литературой и наукой, изучал труды Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера.

Хотя в работах Пуссена, выполненных в 1620-х гг., уже появились черты классицизма, многие его произведения этого периода выходят за рамки данного направления. Сниженность образов и излишний драматизм в таких полотнах, как «Мученичество св. Эразма» и «Избиение младенцев», сближают живопись Пуссена с караваджизмом и искусством барокко. Даже в более поздней картине «Снятие с креста» (ок. 1630) еще заметна острая экспрессивность в изображении человеческой скорби.

Значительную роль в живописи Пуссена-классициста играет рациональное начало, поэтому в его полотнах видны ясная логика и четкая идея. Эти качества свойственны его картине «Смерть Германика» (1626-1627). Черты классицизма выразились уже в выборе главного персонажа - мужественного и смелого полководца, отравленного подлым и завистливым римским императором Тиберием.

Во второй половине 1620-х гг. Пуссен увлекся творчеством Тициана, чье искусство оказало большое влияние на французского мастера и помогло его дарованию раскрыться в полной мере.

В этот период Пуссен создает картину «Ринальдо и Армида» (1625-1627), навеянную поэмой Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим». Средневековую легенду о рыцаре-крестоносце Ринальдо, увезенном волшебницей Армидой в свои чудесные сады, живописец представил как сюжет из античного мифа: кони Армиды, везущие колесницу, напоминают коней греческого бога солнца Гелиоса. Позднее этот мотив не раз будет встречаться в произведениях Пуссена.

Следуя идеалам классицизма, Пуссен показывает героев, живущих в полном согласии с природой. Таковы его сатиры, амуры и нимфы, чья веселая и счастливая жизнь протекает в полной гармонии с величественной и прекрасной природой («Аполлон и Дафна», «Вакханалия», «Царство Флоры» - все 1620-1630-е).

Одной из самых лучших работ живописца стала картина «Спящая Венера». Как и в произведениях великих мастеров итальянского Возрождения, Венера Пуссена, окруженная восхитительной природой, полна юной силы. Кажется, что эта стройная богиня, погруженная в безмятежный сон, - просто прекрасная девушка, как видно выхваченная мастером из обыденной жизни.

Из поэмы Тассо взят сюжет картины «Танкред и Эрминия».

Пуссен изобразил раненого Танкреда, распростертого на бесплодной каменистой земле. Героя поддерживает его друг Вафрин.

Эрминия, сошедшая с коня, устремляется к возлюбленному, что- бы перевязать ему раны прядью своих длинных волос, отсеченной острым мечом. Эмоциональную приподнятость картине придает звучный колорит картины, особенно цветовые контрасты серо-стальных и насыщенных синих оттенков одежды Эрминии; драматизм ситуации подчеркивает пейзаж, озаренный ярким отблеском уходящего солнца.

Со временем произведения Пуссена становятся менее эмоциональными и драматичными, чувство и разум в них
уравновешиваются. Примером могут служить два варианта картины «Аркадские пастухи». В первом, исполненном между 1632 и 1635 гг., художник запечатлел пастухов, жителей счастливой страны Аркадии, внезапно обнаруживших среди густых зарослей гробницу, на которой можно разобрать надпись: «И я был в Аркадии». Эта надпись на могильной плите повергла пастухов в глубокое смятение и заставила задуматься о неотвратимости смерти.

Менее эмоционален и драматичен второй вариант «Аркадских пастухов», написанный в начале 1650-х гг. Лица пастухов также омрачены печалью, но они более спокойны. Воспринимать смерть по-философски, как неизбежную закономерность, призывает их прекрасная женщина, олицетворяющая стоическую мудрость.

В конце 1630-х гг. слава Пуссена выходит за пределы Италии и достигает Парижа. Художника приглашают во Францию, но он пытается отложить поездку. И лишь личное письмо Людовика XIII заставляет его собраться в дорогу.

Осенью 1640 г. Пуссен вернулся в Париж, но эта поездка не принесла ему радости. Придворные художники во главе с С. Вуэ оказали Пуссену неласковый прием. «Эти животные», как называл их художник в своих письмах, окружили его сетью своих интриг. Задыхаясь в душной атмосфере придворной жизни, Пуссен вынашивает план бегства. В 1642 г. под предлогом болезни жены художник возвращается в Италию.

Парижская живопись Пуссена носит явные барочные черты. Работы этого периода отличаются холодной официальностью и театральной эффектностью («Время спасает Истину от Зависти и Раздора», 1642; «Чудо св. Франциска Ксаверия», 1642). И в более поздних своих работах Пуссен уже не поднялся до прежней выразительности и жизненности образов. В этих произведениях рационализм и отвлеченная идея взяли верх над чувством («Великодушие Сципиона», 1643).

В конце 1640-х гг. Пуссен пишет главным образом пейзажи. Теперь его привлекает не человек, а природа, в которой он видит воплощение истинной гармонии жизни. Художник внимательно изучает ландшафты в окрестностях Рима и делает зарисовки с натуры. Позднее по этим живым и свежим рисункам он пишет т. н. героические пейзажи, получившие широкое распространение в живописи XVII в. Скалистые громады, большие деревья с пыш¬ыми кронами, прозрачные озера и ручьи, протекающие среди камней, - все в этих ландшафтах Пуссена подчеркивает торжественное величие и совершенную красоту природы («Пейзаж с Геркулесом и Какусом», 1649; «Пейзаж с Полифемом», 1649).

В последние годы жизни в произведениях Пуссена все громче начинают звучать трагические ноты. Это особенно заметно в его картине «Зима» из цикла «Четыре времени года» (1660-1664). Другое название полотна - «Потоп». Художник изобразил страшную картину гибели всего живого: вода заливает землю, не оставляя человечеству шансов на спасение; в черном небе сверкают молнии; весь мир кажется застывшим и неподвижным, как будто погруженным в глубокое отчаяние.

«Зима» стала последней картиной Пуссена. В ноябре 1665 г. художник умер. К искусству замечательного французского мастера не раз обращались живописцы XVIII, XIX и XX вв.

Крупнейшим художником-классицистом, наряду с Пуссеном, был Клод Лоррен, работавший в пейзажном жанре.

Клод Лоррен

Клод Желле родился в 1600 г. в Лотарингии в семье крестьянина. Свое прозвище - Лоррен - он получил по месту рождения (Лотарингия по-французски Lorraine). Рано оставшийся без родителей, мальчик уехал в Италию, где работал слугой у художника А. Тасси. Вскоре Лоррен стал его учеником.

В начале 1630-х гг. Лоррен - довольно известный живописец. Он выполняет заказные работы, пишет картины для Папы Урбана VIII и кардинала Бентивольо. Почти всю свою жизнь художник провел в Риме, но был знаменит не только в Италии, но и на своей родине - во Франции.

Лоррен стал основоположником классицистического пейзажа. Хотя в Италии пейзажи появлялись в творчестве таких художников, как Доменикино и Аннибале Карраччи, именно Лоррен сделал пейзаж самостоятельным жанром.

Очаровательные итальянские ландшафты в произведениях Лоррена превращались в идеальный, классический образ природы. В отличие от героических пуссеновских пейзажей, картины Лоррена глубоко лиричны и пронизаны чувством личного переживания автора. Излюбленными мотивами его живописи были морские гавани, далекие горизонты, озаренные рассветом или погруженные в сумерки, бурные водопады, таинственные ущелья и мрачные башни на высоких скалистых берегах.

Ранние пейзажи Лоррена выполнены в коричневатой цветовой гамме, они несколько перегружены архитектурными элементами («Кампо Ваччино», 1635) .

Самые лучшие произведения Лоррена, уже зрелого художника, созданы в 1650-е гг. В 1655 г. живописец исполнил свою замечательную картину «Похищение Европы», изображающую чудесный морской залив, на берегу которого растут деревья. Ощущение тишины и покоя пронизывает природу, и даже мифологические образы девушки Европы и Зевса, превратившегося в быка, не выпадают из общего настроя картины. Человеческие фигуры в пейзажах Лоррена не играют большой роли, художник не писал их сам, поручая эту работу другим мастерам. Но люди в его картинах не выглядят лишними, они кажутся маленькой частичкой прекрасного мира. Это свойственно и известному полотну «Ацис и Галатея» (1657).

Со временем пейзажи Лоррена становятся более эмоциональными и выразительными. Художника привлекают изменчивые состояния природы, он пишет ландшафты в различное время суток. Главными изобразительными средствами в его живописи становятся цвет и свет. В 1660-х гг. Лоррен создает удивительно поэтичные полотна «Утро», «Полдень», «Вечер» и «Ночь».

Лоррен известен и как талантливый рисовальщик и гравер. Замечательны его рисунки, выполненные с натуры, - в этих свежих и живых набросках чувствуется тонкая наблюдательность художника и его умение с помощью простых средств передать красоту окружающего мира. С большим мастерством исполнены офорты Лоррена, в которых так же, как и в живописных работах, художник стремится передать эффекты света.

Лоррен прожил долгую жизнь - он умер в 1682 г. в возрасте 82 лет. Его искусство вплоть до XIX в. оставалось образцом для подражания в кругу итальянских и французских пейзажистов.

Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. Хотя в большинстве западноевропейских стран сохранялся старый порядок, в Англии постепенно зарождалась машинная индустрия, а во Франции бурное развитие экономических и классовых противоречий подготавливало почву для буржуазной революции. Несмотря на неравномерное развитие экономической и культурной жизни в разных странах Европы, это столетие стало эпохой разума и просвещения, веком философов, экономистов, социологов.

Художественные школы некоторых западноевропейских стран переживают небывалый расцвет. Ведущее место в этом столетии принадлежит искусству Франции и Англии. В то же время Голландия и Фландрия, пережившие необыкновенный подъем художественной культуры в XVII в., отодвигаются на задний план. Испанское искусство также охвачено кризисными явлениями, его возрождение начнется лишь в конце XVIII в.

В переводе с латинского «classicus» означает — «образцовый». Простыми словами, классицизм на самой заре своего становления считался идеальным с точки зрения живописи. Художественный стиль развился в XVII веке и стал постепенно исчезать в XIX веке, уступая таким направлениям, как романтизм, академизм (сочетание классицизма и романтизма) и реализм.

Стиль живописи и скульптуры классицизма появился в то время, когда художники и скульпторы обратились к искусству античности и стали копировать многие его черты. Античное искусство Греции и Рима в эпоху Возрождения произвело настоящий всплеск интереса к произведениям искусства и творчества. Авторы Возрождения, которые сегодня считаются одними из самых величайших творцов в истории, обратились к античным мотивам, сюжетам, а главное — формам изображения человеческих фигур, животных, окружения, композиции и так далее. Классицизм выражает точное изображение, однако фигуры на картинах художников выглядят довольно скульптурно, можно даже сказать — преувеличенно-неестественно. Люди на таких полотнах могут показаться застывшими скульптурами в «говорящих» позах. Позы людей в классицизме сами за себя говорят, что происходит в данный момент и какие эмоции испытывает тот или иной персонаж — героизм, поражение, горе и так далее. Всё это представлено в преувеличенно-показной манере.

Классицизм, который был построен на основах античного изображения мужчин и женщин идеализированно атлетического или преувеличенно женственного телосложения, требовал от художников Эпохи Возрождения и художников последующих периодов изображать людей и животных на своих картинах именно в такой форме. Поэтому в классицизме невозможно найти мужчину или даже старика с дряблой кожей или женщину с бесформенной фигурой. Классицизм — это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине. Так как в античном мире изображать человека было принято, как идеальное творение богов, которое не имеет изъянов, то художники и скульпторы, которые стали копировать данную манеру в полной мере стали соответствовать этому представлению.

Также классицизм нередко прибегал к античной мифологии. При помощи древнегреческой и древнеримской мифологии могли изображаться, как, непосредственно сами сюжеты из мифов, так и современные для художников сюжеты с элементами античной мифологии (античная архитектура, боги войны, любви, музы, амуры и так далее). Мифологические мотивы в картинах художников-классицистов впоследствии приняли форму символизма, то есть через античные символы художники выражали тот или иной посыл, смысл, эмоцию, настроение.

Картины в стиле классицизм

Гро Антуан Жан — Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту

Джованни Тьеполо — Пир Клеопатры

Жак-Луи Давид — Клятва Горациев

Грёз Жан Батист — Избалованное дитя