Определение понятий

Ве́рность

Измена

Нарушение верности - измена.

Литературные произведения

1. Верность и измена родине

  • (Гринев - Швабрин)
  • (Тарас, Остап - Андрий)
  • «Сотников» В.Быков, повесть (Сотников - Рыбак)
  • «Левша» Н.С.Лесков, повесть (Левша)
  • (девушки-зенитчицы, Васков)
  • «Война и мир» Л.Н. Толстой

  • «Капитанская дочка» А.С.Пушкин, повесть (Пугачёв, Гринёв, Савельич)
  • (Дубровский-старший)
  • «Легенда о Данко» М.Горький (Данко)
  • (Лойко Зобар и Радда)
  • "Челкаш" М.Горький, рассказ (Челкаш - Гаврила)
  • (Калашников)
  • «Мцыри» М.Ю.Лермонтов, поэма (Мцыри)
  • (Мересьев)
  • «Война и мир» Л.Н. Толстой (
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенев (Евгений Базаров)

3. Верность и измена в любви

  • «Капитанская дочка» А.С.Пушкин, повесть (Маша Миронова)
  • (Ромео и Джульетта)
  • (Лиза - Эраст)
  • (Желтков)
  • «Тёмные аллеи» И.А. Бунин ()
  • «Война и мир» Л.Н. Толстой (
  • (Маргарита Мастер )
  • «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова )

4

  • «Капитанская дочка» А.С.Пушкин, повесть (Мироновы)
  • (Пётр и Феврония)
  • (Татьяна Ларина)

  • (главный герой, Билл)
  • (Герда)
  • «Обломов» И.А. Гончаров (Штольц и Обломов )

6. Верность животного хозяину

О.Бальзак

Э. Тельма

Плутарх

Шекспир

Ф.Шиллер

Мария Эбнер Эшенбах

» Дж.Свифт

В.Высоцкий



Верность и измена в любви

Этот аспект проблемы, очевидно, вызовет самый сильный резонанс. Любовь как чувство, обнажающее истинный нравственный облик героев, традиционно является темой уроков литературы в старших классах. Вот лишь несколько цитат, которые помогут начать размышление о природе верности и измены:

Его любовь постыла мне.

Мне скучно, сердце воли просит...

(Земфира. А.С. Пушкин «Цыганы »).

Героини поэмы Пушкина Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же.

Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко – это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. «Ты для себя лишь хочешь воли», – обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других.

Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но и из мира свободы. Алеко изменяет не традициям, а общечеловеческим ценностям.

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

(Татьяна. А.С. Пушкин «Евгений Онегин »).

Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин " содержит множество проблемных вопросов: супружеская верность, ответственность и страх быть ответственным. Герои в начале романа совершенно разные люди. Евгений – городской сердцеед, который не знает, чем развлечь себя, чтобы спастись от скуки. Татьяна – искренняя, мечтательная, чистая душа. И это первое чувство для нее отнюдь не развлечение. Она живет, дышит им, поэтому совершенно не удивляет, как скромная девушка, внезапно идет на такой смелый шаг, как письмо любимому. У Евгения тоже есть чувства к девушке, но он не желает потерять свою свободу, которая, впрочем, совсем не приносит ему радости.

По истечении трех лет герои встречаются снова. Они очень изменились. Вместо закрытой мечтательной девушки теперь рассудительная, знающая себе цену светская дама. А Евгений, как оказалось, умеет любить, писать письма без ответа и мечтать о единственном взгляде, прикосновении к той, что когда-то готова была вручить ему свое сердце. Время изменило их. Оно не убило любовь в Татьяне, но научило ее держать под замком свои чувства. А что ж до Евгения, то он, возможно, впервые понял, что такое любить, что такое быть верным.

Татьяна Ларина не выбрала путь измены. Она честна: «Я вас люблю (к чему лукавить?). / Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Кто не помнит этих строк? Можно долго спорить: права ли героиня? Но в любом случае её верность долгу жены, верность принятым обязательствам вызывает и восхищение, и уважение.

«Мы расстаемся навеки, однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды» (Вера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени »)

Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, пережившие и любовь к нему, и его измену. Княжна Мери – гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но герой отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает. Сможет ли она поверить теперь кому-нибудь?

Бэла наделена не только красотою. Это пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит… я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!».

Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекла Печорина. Для него это один из витков судьбы. Для нее – жизнь, где каждый борется за своё место.

Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Не более того! Среди своих скитаний и приключений он оставлял Веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. Он не дал ей ничего, кроме душевных терзаний. И тем не менее она любила его, готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, и честь мужа. Вера стала рабой своего чувства, мученицей любви. О её измене узнает муж, она теряет свою репутацию, разладились добрые отношения с супругом. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество героя и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других, будучи тем не менее постоянно неверным в отношениях с женщинами.

«Ведь это нехорошо, ведь это грех, Варенька, что я другого люблю?» (А.Н. Островский «Гроза »)

Верность и измена - это всегда выбор своего поведения в отношениях с любимым. И за этот выбор несёт ответственность не один, а оба - Он и Она. Героиня пьесы Островского «Гроза» изменила мужу. Всем сердцем полюбила она Бориса, слабого, безвольного человека. Тайные встречи Катерины с ним – это желание любви, взаимопонимания. Она осознает греховность своего поведения и страдает от этого. Самоубийство – смертный грех, Катерина знает это. Но идет на это по разным причинам, в том числе, не сумев самой себе простить измены. Может ли читатель оправдать героиню? Понять может, сочувствовать может, но оправдать – едва ли. И не только потому, что заповедь нарушена – предательство трудно простить.

«Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все...». (Наташа Ростова об Андрее. Л.Н. Толстой «Война и мир »).

История размолвки Наташи и князя Андрея, крушение, казалось бы, идеальной истории любви возмущает, повергает в недоумение, заставляет вновь и вновь искать ответ на вопрос: «Чем подлый, недалекий Анатоль Курагин затмил блистательного, утонченного, умного Болконского в глазах юной Ростовой»? Что толкнуло Наташу в объятья «подлой, бессердечной породы»? Падение Наташи, ее слезы и боль читатель переживает всем сердцем и, сам того не замечая, делает свой выбор в пользу верности, сочувствуя, все-таки осуждает измену героини.

«Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». (Надежда. И.А. Бунин «Темные аллеи »).

Произведения Бунина о любви трагичны. Для писателя любовь – это вспышка, солнечный удар. Его любовь не терпит продления. Если герои и верны этой любви, то только в душе, в воспоминаниях. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в памяти верность своей первой и единственной в жизни любви к Николаю, где-то в глубине её души теплится огонёк этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту».

А что же герой? Для него отношения с Надеждой - мимолётное увлечение красавца-барина горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о ней. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Измена любви делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита »).

Это роман о любви двух людей, которые до встречи друг с другом были каждый по-своему одинок и несчастен. Маргарита будет искать своего Мастера, а когда найдет его, то больше они никогда не расстанутся, потому что именно любовь является той силой, благодаря которой можно пережить все тяготы и невзгоды бытия, не растеряв при этом таких качеств, как верность, надежда, доброта и сочувствие! Чистота нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга – это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю. Она до конца верна своему Мастеру.

Но не забудем, что Маргарита совершает и предательство. В силу своей симпатии к героине литераторы никогда не делают акцента на том, что, полюбив Мастера, Маргарита изменила своему мужу. А ведь её любовь была изменой по отношению к нему. Ради Мастера героиня в какой-то степени предает и себя, ведь она соглашается продать душу дьяволу, быть на балу у Воланда, надеясь, что тот поможет вернуть ей любимого, чего, вероятно, не сделала бы при других условиях. Таков характер Маргариты – она готова на все ради любви. Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро ощущает свою вину.

В романе М.Булгакова есть и другие вероломства. Иуда предает Иешуа. Пилат предает справедливость. Мастер предает дело своей жизни. Есть предатели и среди гостей на балу. А еще барон Майгель, Берлиоз. Страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность. Вот она, измена самому себе! Писатель убежден, что страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, но не делает этого из-за малодушия, что все, кто когда-либо пошел на поводу у трусости, так или иначе приходят к предательству.

История зарубежной литературы дарит нам еще один пример удивительного свойства человеческой души – способности верно ждать той самой минуты, той самой встречи...

Любовь, забыть которую нет сил

Тому из нас, кто истинно любил.

(Данте Алигьери . «Божественная комедия »).

Данте и Беатриче. Недосягаемой она была для Данте при жизни. Но он остался верен ей и после её смерти, открыто, не таясь, расточал самую возвышенную хвалу возлюбленной. Его Беатриче в поэме возвысилась, утратила земные черты, стала мечтой, идеалом жизни, светочем на скорбном пути поэта: «Если жизнь моя продлится ещё несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда ещё не было сказано ни об одной женщине». Данте исполнил свое обещание, он написал великую поэму, в которой воспел свою музу. Не случайно в Раю Данте и его спутник Вергилий встречают тех, кто был верен и добродетелен: святая Лючия, библейские пророки. Они рядом с ней, его божественной Беатриче. Это ли не пример удивительной верности возлюбленной?

Измена Родине, любимой, друзьям… Что может быть страшнее? Поэтому в девятом, самом страшном круге Ада находились, по мнению Данте, предатели родины, изменники. Там первый убийца на земле – Каин, там Люцифер, восставший против Бога, там Иуда, предавший Христа, там Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря. Вот куда ведет путь изменника – в ад!

Нельзя не вспомнить о трагическом исходе еще одной истории любви:

Нет, не клянись Обманчивой луной

В любви до гроба деве молодой!

Иль будешь, как луна, непостоянен...

(Джульетта. В. Шекспир «Ромео и Джульетта »).

Любовь Ромео и Джульетты, в буквальном смысле любовь до гроба, трогательна и безгранична. Но разве не были «изменниками» два юных сердца? Ведь предали они традиции семьи, нарушили незыблемую (до тех пор!) истину: Монтекки и Капулетти – враги навсегда. Но у кого поднимется рука осудить влюбленных. Их верность друг другу заставляет трепетать, а смерть кладет конец извечной вражде «двух равно уважаемых семей».

Можно говорить о верности и измене, анализируя эпизоды из таких произведений, как «Мать изменника», сказки «№ IX, № XI» из «Сказок об Италии» М. Горького; «Анна Каренина» Л. Толстого; «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» А. Куприна; «Сотников» В. Быкова; «Тихий Дон» М. Шолохова и др.

Варианты вступлений

Верность…. Измена….. Совершенно противоположные по смыслу и содержанию слова. Первое, к радости, и второе, к сожалению, имеют место быть в жизни каждого из нас. Понятия «верность» и «измена» можно рассматривать с разных точек зрения: философской, этической, психологической. В своем сочинении мне хотелось бы поразмышлять над темой (вопросом, высказыванием): «….»

Я думаю, что …. Мне кажется, что….. (83 слова).

Доказать мою точку зрения поможет читательский опыт, ведь многие писатели показывают нам героев в ситуации нравственного выбора как в личных взаимоотношениях, так и в социальном аспекте.


Верность и измена… Что же это такое? Это постоянные спутники как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Так, в жизни каждого из нас есть люди, которых мы с уверенностью можем назвать верными и надежными друзьям. Это те, которым мы полностью доверяем, отношения с которыми основаны на искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Но жизнь многогранна и полярна, поэтому она ставит перед нами и ряд испытаний, и к таким можно отнести понятия измены, предательства.

В своем сочинении мне хочется поразмышлять над темой (высказыванием ФИО, ответить на актуальный во все времена вопрос)….

Направление «Верность и измена»

Определение понятий

Ве́рность - морально-этическое понятие, согласно словарю Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Измена – предательство интересов Родины, переход на сторону врага. Нарушение верности кому – или чему – нибудь.

Нарушение верности - измена.

Верность - это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Верность основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности. Похожие качества: посвящённость, неизменность, твёрдость, непоколебимость.

Противоположности: вероломство, предательство, неверность, измена, коварство.

Литературные произведения

1. Верность и измена родине

  • «Капитанская дочка» А.С.Пушкин, повесть (Гринев - Швабрин)
  • «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь, повесть (Тарас, Остап - Андрий)
  • «Сотников» В.Быков, повесть (Сотников - Рыбак)
  • «Левша» Н.С.Лесков, повесть (Левша)
  • «А зори здесь тихие» Б. Л. Васильев (девушки-зенитчицы, Васков)
  • «Война и мир» Л.Н. Толстой (Андрей Болконский, Пьер Безухов, батарея Раевского, Тихон Щербатый и Элен)
  • «Судьба человека» М. А. Шолохов (Андрей Соколов и предатель Крыжнёв)

2. Верность себе, своим принципам, целям, идеалам, призванию, профессии, делу, слову

  • «Капитанская дочка» А.С.Пушкин, повесть (Пугачёв, Гринёв, Савельич)
  • «Дубровский» А.С.Пушкин, повесть (Дубровский-старший)
  • «Легенда о Данко» М.Горький (Данко)
  • «Макар Чудра» М.Горький, рассказ (Лойко Зобар и Радда)
  • "Челкаш" М.Горький, рассказ (Челкаш - Гаврила)
  • «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов, поэма (Калашников)
  • «Мцыри» М.Ю.Лермонтов, поэма (Мцыри)
  • «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевой, повесть (Мересьев)
  • «Война и мир» Л.Н. Толстой (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Тушин, Тимохин, старший Болконский)
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенев (Евгений Базаров)

3. Верность и измена в любви

  • «Капитанская дочка» А.С.Пушкин, повесть (Маша Миронова)
  • «Ромео и Джульетта» В.Шекспир, трагедия (Ромео и Джульетта)
  • «Бедная Лиза» Н.М.Карамзин, повесть (Лиза - Эраст)
  • «Гранатовый браслет» А.И.Куприн, повесть (Желтков)
  • «Тёмные аллеи» И.А. Бунин (бывшая крепостная крестьянка Надежда )
  • «Война и мир» Л.Н. Толстой (Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов и Элен, Анатоль)
  • «Мастер и Маргарита» МА. Булгаков (Маргарита Мастер )
  • «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова )

4. Супружеская верность, верность семейным традициям

  • «Капитанская дочка» А.С.Пушкин, повесть (Мироновы)
  • «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (Пётр и Феврония)
  • «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова » М.Ю.Лермонтов, поэма (Алёна Дмитриевна, Калашников)
  • «Евгений Онегин» А.С.Пушкин, роман (Татьяна Ларина)

5. Верность и измена в дружбе

  • «Чучело» В.Железников, повесть (Лена Бессольцева – Дима Сомов)
  • «Любовь к жизни» Д.Лондон, рассказ (главный герой, Билл)
  • «Снежная Королева»Г.Х.Андерсен, сказка (Герда)
  • «Обломов» И.А. Гончаров (Штольц и Обломов )

6. Верность животного хозяину

  • «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский, повесть (Бим)
  • «Белый клык» Д.Лондон, повесть (Белый клык)
  • «Быль о верности» Б.Рябинин, рассказ

Афоризмы и высказывания известных людей:

- «Постоянство - основа добродетели» О.Бальзак

- «Верность - заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку» Э. Тельма

- «Предатели предают прежде всего себя самих»Плутарх

- «Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям» Шекспир

- «Верная любовь помогает переносить все тяготы»Ф.Шиллер

Доверие - признак мужества, а верность - свидетельство силы»Мария Эбнер Эшенбах

- «Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии» Дж.Свифт

- «В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится» В.Высоцкий

Верность – это черта характера, которая привлекает людей, потому что верный человек надёжный, он всегда является опорой в любой жизненной ситуации, на такого человека можно положиться, ему можно верить. Верность всегда связана с терпением, самоотдачей, верный человек не требует ничего взамен, он бескорыстен. В основе верности людей всегда доверие друг другу.

Верность – это постоянство. Верный человек всегда точно знает, чего он хочет, к чему стремится, поэтому достигает высоких результатов, осуществляет задуманное. Человек может быть верен в дружбе, любви. Верность – основа патриотизма. Человек, верный своему народу, Родине, никогда не станет предателем. Это тот стержень, на котором держатся стойкость, смелость, мужество, непреклонность, патриотизм.

Измена – нарушение верности кому- или чему-либо.

Измена – это поступок, результат выбора личности, способной нарушить взятые на себя обязательства, предать идеалы, людей, Родину. Это неспособность человека быть верным своему выбору, выбору профессионального пути, целей, идеалов или нравственных ориентиров.

Измена в любви – это нанесение глубокой душевной раны любящему, предательство.

Измена идеалам – это отход человека от тех принципов, ориентиров, которые он выбрал когда-то для себя. Это может лишить его жизненной опоры, сделать несчастным.

Измена Родине, народу – это стремление выбрать для себя лично лёгкий путь, выжить любой ценой в трудный для страны период, предать всё, что составляет основу жизни человека, это одно из отрицательных нравственных качеств человека, которое всегда было презираемо в обществе.

Максим Горький (1868–1936) – литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова. Максим Горький известен как инициатор создания Союза писателей СССР. Наиболее значительными произведениями являются романы «Фома Гордеев» (1899), «Мать» (1906–1907), «Дело Артамоновых» (1925) и роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (1925–1936).

В 1963 году сенсационное сообщение поступило от главного редактора «Известий» Алексея Аджубея, который вместе со своей женой Радой побывал на вилле на острове Капри, где долгое время жил Максим Горький. Признание старой итальянки, которая их встретила, повергло их в шок: «Вы знаете, я ведь обслуживала Массимо, когда он приезжал сюда лечиться от чахотки. О, это был настоящий мужчина! Не в пример нашим синьорам, которые умеют только работать своими болтливыми языками. А Массимо был немногословен, но неутомим... Кстати, я слыхала от разных гостей, что вашего великого писателя загубила какая-то блудница со странным именем, которая пасла его в Сорренто».

Итальянка имела в виду Марию Игнатьевну Будберг-Бенкендорф, которая послужила прототипом героини романа Берберовой «Железная женщина». Также она была известна под именем Мура. Хотя Максим Горький и Мура официально не оформляли отношений, эта женщина, по сути, стала его третьей женой. Первый брак великий писатель заключил в 1895 году с Екатериной Волжиной, занимавшей должность корректора и работавшей в «Самарской газете». Они познакомились, когда Максим Горький был еще журналистом. Екатерина, женщина в высшей степени интеллигентная, сумела создать для Горького уютный домашний очаг. В то время супруги жили в Нижнем Новгороде. А поскольку у них не было своей жилплощади, им пришлось скитаться из одной квартиры в другую. Однако атмосфера любви и взаимопонимания, которую Екатерина умела наладить в любом жилище, вскоре наскучила Горькому. Он жаждал перемены обстановки, столь необходимой для вдохновения.

Источником новых впечатлений стали отношения с Марией Федоровной Андреевой, актрисой Московского художественного театра. В то время Андреева играла роль Наташи в спектакле по пьесе Горького «На дне». Но, как отмечают биографы, познакомились они несколько раньше, еще в Севастополе. Горький пришел за кулисы, чтобы похвалить актрису за блестящую игру. Сраженный ее красотой, он явно был смущен.

В 1904 году супружеские отношения Максима Горького фактически прекратились, и он все свое время посвятил Андреевой. По свидетельствам современников, Максим Горький не отличался красотой, но было в нем такое необъяснимое обаяние, которое привлекало всех женщин, с кем он общался. Горького и Андрееву объединяло не только физическое влечение, но и общие интересы. Аристократка по происхождению, Андреева тем не менее поддерживала крайне революционные взгляды. Она ввела Горького в мир политической борьбы, что не могло не отразиться на его литературном творчестве.

Андреева была поставлена перед выбором: либо театр, либо любимый мужчина. Она, не задумываясь, оставила театр и стала верной спутницей литературного гения. Мария Федоровна понимала, что только она может оценить творчество писателя по достоинству и при необходимости помочь мудрым советом.

В 1906 году любовники предприняли поездку по Америке. Максим Горький везде представлял Марию Федоровну как свою жену, хотя их брак и не был зарегистрирован. Для того чтобы как-то скомпрометировать Горького в глазах американской общественности, царское правительство официально заявило, что Горький путешествует по Америке не с женой, а с любовницей. За этим сообщением последовал грандиозный скандал. В прессе Горького обвиняли в многоженстве и моральной распущенности. Достоверно известно, что Горького и Андрееву не принимали в гостиницах. В одной из нью-йоркских газет появилась статья о том, что в США много людей, сочувствующих русской революции. «Они были готовы к тому, чтобы эти деньги использовались для подготовки и проведения убийств, но они оказались совершенно не готовы к тому, чтобы одобрять такие „матримониальные выходки“», – сообщала газета.

С Екатериной Волжиной Горького связывали дружественные отношения. Она, как женщина благородная, сумела подняться выше обид и взаимных притязаний. Мария Игнатьевна Будберг, которая вошла в жизнь писателя после Андреевой, не была похожа ни на одну из предыдущих жен. Для Горького она так и осталась таинственной незнакомкой, которая ворвалась в его жизнь как вихрь. Мария Игнатьевна больше всего ценила свою свободу, поэтому принципиально была против официального оформления их отношений с Горьким.

Следует отметить, что Будберг стала для писателя, скорее, любовницей. Ее характер и привычки не соответствовали образу верной жены. Из-за этой женщины Горькому пришлось испытать немало мучений, но и отказаться от ее общества он уже не мог. Добрый и отзывчивый по природе, писатель учился у Будберг умению правильно оценивать поведение людей и вырабатывать свою реакцию.

Мария Игнатьевна заставила Горького переосмыслить его понимание любовных отношений, что отразилось на тематике его рассказов периода 1922–1924 годов. Будберг, в отличие от Екатерины Павловны и Марии Федоровны, сумела оказать прямое влияние на творчество Максима Горького. Например, роман «Жизнь Клима Самгина» он посвятил ей.

Писатель был настолько влюблен в Муру, что предоставлял ей полное право на свободу. И не удивительно. Ведь он был на 24 года старше ее. В книге «Железная женщина» Нина Берберова писала: «Она любила мужчин, не только своих трех любовников, но вообще мужчин, и не скрывала этого, хоть и понимала, что эта правда коробит и раздражает женщин и возбуждает смущение мужчин. Она пользовалась сексом, она искала новизны и знала, где найти ее, и мужчины это знали, чувствовали это в ней и пользовались этим, влюблялись в нее страстно и преданно. Ее увлечения не были изувечены ни нравственными соображениями, ни притворным целомудрием, ни бытовыми табу. Секс шел к ней естественно, и в сексе ей не нужно было ни учиться, ни копировать, ни притворяться».

Сюжет рассказа Максима Горького «О первой любви» полностью автобиографичен. В этом произведении отображены отношения Горького с Ольгой Юльевной Каминской, с которой он познакомился в июне 1889 года. Их брак продлился чуть более двух лет. Семейная жизнь началась с решения житейских проблем. Дело в том, что молодоженам негде было жить, и им пришлось поселиться в бане. Вот как писал об этом обстоятельстве сам Горький: «Я поселился в предбаннике, а супруга – в самой бане, которая служила и гостиной. Особнячок был не совсем пригоден для семейной жизни, он промерзал в углах и по пазам. По ночам, работая, я укутывался всей одеждой, какая была у меня, а сверх ее – ковром и все-таки приобрел серьезнейший ревматизм... В бане теплее, но, когда я топил печь, все наше жилище наполнялось удушливым запахом гнили, мыла и пареных веников... А весной баню начинали во множестве посещать пауки и мокрицы, – мать и дочка до судорог боялись их, и я должен был убивать их резиновой галошей».

Однако, со слов Каминской, все обстояло несколько иначе: «Приискали мы себе квартиру в три комнаты с кухней. Дом стоял в саду, изолированный от уличного шума, что было большим плюсом для нас. Одна комната, побольше, была столовой и гостиной, и мой мольберт стоял тут же. Вторая – средняя комната – была моей спальней с Лелей, а третья, маленькая, принадлежала Алексею Максимовичу». Тем не менее семья постоянно нуждалась в деньгах: на одежду и пищу порой не хватало.

Ольга Юльевна зарабатывала на жизнь картографией. Кроме того, она писала великолепные портреты маслом и шила изящные дамские шляпки. Однако сама она считала, что ее предназначение – любовь. Причем любовь не чувственная, перед которой преклоняются французы, а сердечная, способная на самопожертвование.

Ольга с самого начала знала, что ее союз с писателем ни к чему не приведет. Конфликт между ними основывался прежде всего на противоборстве поэтического хаоса и рационализма профессионального писателя. К этому времени Горький уже добился признания публики, и непостоянство чувств жены выводило его из себя.

После того как Корсак предпринял очередную попытку вернуть Ольгу Юльевну, Горький не выдержал. Он уехал в Самару, где и встретил будущую жену Екатерину Павловну Волжину. Горький знал, что Каминская без труда переживет его переезд и, по сути, бегство в Самару: «Мы уже достаточно много задали трепок друг другу – кончим! Я не виню тебя ни в чем и ни в чем не оправдываю себя, я только убежден, что из дальнейших отношений у нас не выйдет ничего. Кончим».


| |

Некоторым людям известно чувство предательства, особенно горько воспринимать измену со стороны близкого человека. Это порок легкомысленной личности, неспособной сдержать обещания и быть верной своему выбору. Вне зависимости от обстоятельств измена всегда становится горьким опытом, о котором не хочется больше никогда вспоминать. Тем не менее, такой опыт помогает закалить характер, стать тверже на пути неудач, а также лучше узнать людей.

Писатели множество раз обращались к этой теме, остро переживая вместе со своими героями горечь опыта. В произведении Л. Толстого «Анна Каренина» становится понятно, что автор отчасти осуждает женщину за измену мужу, отчасти все же сочувствует ей. Ведь для нее самой это была настоящая пытка: жить какое-то время в предательстве, обманывая мужа, предавая сына. Это был ее горький опыт, от которого пострадали не только двое. Вронский, который был охвачен страстью, муж Карениной, испытавший всю палитру чувств, узнав, что жена ему изменила, сама Анна, которая мучилась угрызениями совести, их маленький сын. И как итог такой ужасной ситуации – самоубийство Анны, которая не смогла жить под постоянным презрительным взглядом общества. Она не смогла удержаться под тяжестью своего опыта. Не меньше пострадал и ее муж: Каренин замкнулся в себе и больше не смог найти в силу довериться людям.

Но есть и другого рода измена – дружеская, когда друг предает друга. И неизвестно, что из этого хуже. Очень остро описывает минутную слабость своего героя А. Пушкин в «Евгении Онегине». С начала он показывает нам дружбу Ленского и Онегина, как некое противостояние интересов, но именно это становится камнем преткновения в их дружбе. Онегин, желая проучить Ленского, флиртует с его любимой, тем самым провоцируя его на дуэль, где и убивает своего несчастного друга. Измена героя состояла в неспособности побороть свой эгоизм. Он больше ценил свою репутацию в обществе, чем товарищество и жизнь юного Владимира. Горечь этого опыта не давала Евгению спокойно жить: он скитался по странам, но так и не смог найти себе места в мире после того, что он сделал.

Измена всегда сопровождается болью, которую испытывают обе стороны. Человеку, изменившему себе или другим, больше никогда не будет доверия, он слаб душой, не способен придерживаться выбранного им самим пути. Тому, кто претерпел обман и унижение, уже сложно будет довериться людям. Но такой горький опыт учит внимательнее относиться к своим поступкам и обещаниям. Зная, каково это — испытать такое чувство, ты уже никогда не сможешь так поступить с другим человеком.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Герцен А.И. - биография Герцен А.И. - биография

Герцен Александр Иванович (псевдоним Искандер) (1812 - 1870)
Герцен А.И.
Биография
Русский политический деятель, писатель, философ, публицист. Родился 6 апреля (по старому стилю - 25 марта) 1812 в Москве. Внебрачный сын знатного русского барина И.А. Яковлева и немки Луизы Гааг, которую Яковлев, возвращаясь после многолетнего путешествия по Европе, взял с собою в Москву. Ребенку Яковлев дал фамилию Герцен (от немецкого слова "Herz" - сердце). Первые годы мальчика прошли уныло и одиноко. У матери он научился немецкому языку, в разговорах с отцом и гувернерами - французскому. У Яковлева была богатая библиотека, состоявшая почти исключительно из сочинений французских писателей XVIII в., и в ней мальчик рылся вполне свободно. События 14 декабря 1825 определили направление стремлений и симпатий Герцена. В 1833 Герцен окончил университет со степенью кандидата и серебряною медалью. Еще в университете он ознакомился с учением сен-симонистов. Через год после окончания курса Герцен и его друг Огарев были арестованы. Причиною ареста был самый факт существования в Москве "неслужащих", вечно о чем-то толкующих, волнующихся и кипятящихся молодых людей, а поводом - одна студенческая вечеринка, на которой пелась содержавшая в себе "дерзостное порицание" песня, и был разбит бюст императора Николая Павловича. Дознание выяснило, что песню составил Соколовский, с Соколовским был знаком Огарев, с Огаревым дружен Герцен, и хотя на вечеринке ни Герцен, ни Огарев даже не были, тем не менее, на основании "косвенных улик" относительно их "образа мыслей", они были привлечены к делу о "несостоявшемся, вследствие ареста, заговоре молодых людей, преданных учению сен-симонизма". В тюрьме Герцен пробыл девять месяцев, после чего, по его словам, "нам прочли, как дурную шутку, приговор к смерти, а затем объявили, что, движимый столь характерной для него, непозволительной добротой, император повелел применить к нам лишь меру исправительную, в форме ссылки". Герцену назначили местом ссылки Пермь, где он провел три недели и затем, по распоряжению властей, был переведен в Вятку, с зачислением в качестве "канцеляриста" на службу к губернатору Тюфяеву. Вскоре его пеервели из Вятки во Владимир, а после Владимира Герцену разрешено было жить в Петербурге, но вскоре он снова оказался в ссылке, в Новгороде. Благодаря хлопотам друзей Герцену удалось вырваться и из Новгорода, выйти в отставку и переехать в Москву. Там и прожил он с 1842 по 1847 - последний период своей жизни в России. Герцена тянуло в Европу, но на просьбы Герцена о выдаче заграничного паспорта для лечения там жены император Николай положил резолюцию: "не надо". Условия русской жизни страшно давили Герцена; между тем Огарев был уже за границей и оттуда писал своему другу: "Герцен! А ведь жить дома нельзя. Я убежден, что нельзя. Человек, чуждый своему семейству, обязан разорвать со своим семейством". В 1847 он наконец-то прибыл в Париж, затем в Женеву, жил в Италии. После появления "Писем из Франции и Италии", появилось в печати и знаменитое произведение Герцена "С того берега" (первоначально также по-немецки: "Von andern Ufer"). Похоронив в Ницце жену, Герцен переехал в Лондон, где поставил первый станок вольной русской прессы, на котором печатались журналы "Полярная Звезда" и "Колокол", первый номер которого вышел 1 июля 1857. "Колокол" продолжал выходить до 1867. Последний период жизни Герцена был для него временем оторванности от России и одиночества. "Отцы" отшатнулись от него за "радикализм", а "дети" - за "умеренность". Умер 21 (по старому стилю - 9) января 1870 в Париже. Похоронили Герцена сначала на кладбище Pere Lachaise, а потом прах его был перевезен в Ниццу, где он покоится до настоящего времени. Над могилой высится прекрасный, изображающий Герцена стоящим во весь рост, с лицом, обращенным по направлению к России, памятник работы Забелло.
Среди произведений - статьи, повести, романы: "Записки одного молодого человека" (автобиографическая повесть), "Москва и Петербург" (1842; памфлет расходился в списках; опубликован в 1857), “Дилетантизм в науке” (1843), “Письма об изучении природы” (1845 - 1846), "Кто виноват?" (1841 - 1846, роман), "Доктор Крупов" (1847, повесть), "Сорока-воровка" (1848, повесть), "Долг прежде всего" (1851, повесть), "Поврежденный" (1851, повесть), "Вильям Пенн" (драма), "Былое и думы" (1852 - 1868, автобиографический роман), "Скуки ради" (1868 - 1869, очерк), "Доктор, умирающий и мертвые" (1869, повесть), "К старому товарищу" (1869, письма - последняя работа).
__________
Источники информации:
"Русский биографический словарь"
Энциклопедический ресурс www.rubricon.com
Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Герцен А.И. - биография" в других словарях:

    Александр Иванович (псевд. Искандер) (25.3(0.4). 1812, Москва, 9(21).1 .1870, Париж), рус. писатель и публицист, философ материалист, революционер. Из дворян: незаконнорождённый сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил физико мате… … Философская энциклопедия

    Александр Иванович (1812 1870) замечательный публицист и один из самых талантливых мемуаристов мировой лит ры, выдающийся политический деятель, основатель русского вольного (бесцензурного) книгопечатания, родоначальник русской политической… … Литературная энциклопедия

    Фамилия выдающегося русского писателя и политического деятеля. Брак его отца, крупного барина, И.А.Яковлева с немецкой девушкой не был церковным, поэтому отец не мог передать сыну свою фамилию и дал ему фамилию Герцен от немецкого Herz сердце.… … Русские фамилии

    Герцен, А. И. (1812 1870) известный русский писатель и революционер. Начал свою революционную деятельность под влиянием великих социалистов утопистов. В 1834 г. вместе с Огаревым и др. сослан в Пермь, а затем в Вятку. По возвращении в Москву… … 1000 биографий

    ГЕРЦЕН - ГЕРЦЕН, Петр Александрович, профессор хирургии 1 Московск. государственного ун та; род. в 1871 г.; сын профессора физиологии А. А. Герцена и внук писателя и революционера А. И. Герцена. Мед. образование получил за границей, где защитил первую… … Большая медицинская энциклопедия

    Александр Иванович (Искандер) (1812 1870) русский философ, писатель, общественный деятель. В 1829 1833 учился на физико математическом факультете Московского университета. Еще до поступления в университет познакомился с Н.П. Огаревым, вместе с… … Новейший философский словарь

    I Герцен Александр Иванович (псевдоним Искандер) , русский революционер, писатель, философ и публицист. Родился в семье богатого помещика И. А. Яковлева; мать немка Луиза Гааг. Брак родителей… … Большая советская энциклопедия

    Александр Иванович (псевд. Искандер) (25.III(6.IV).1812 9(21).I.1870) русский революционный деятель, философ, писатель и публицист. Род. в Москве в семье богатого помещика. На формирование мировоззрения Г. оказали влияние свободолюбивое… … Советская историческая энциклопедия

    1. ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812 1870), революционер, писатель, философ. Окончил Московский университет (1833), где в 1831 34 вместе с Н. П. Огарёвым возглавлял студенческий кружок. В 1834 арестован, 6 лет провёл в ссылке. Печатался с 1836 под… … Русская история

    Герцен, А. И. - (1812 1870) известный русский писатель и революционер. Начал свою революционную деятельность под влиянием великих социалистов утопистов. В 1834 г. вместе с Огаревым и др. сослан в Пермь, а затем в Вятку. По возвращении в Москву Герцен становится… … Исторический справочник русского марксиста

    Герцен Ал-др Ив - ГЕРЦЕН Ал др Ив. (псевд. Искандер) (1812 70) рев. публицист, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева и Луизы Гааг, уроженки Штутгарта. Получил дом. образование. С ранних лет испытал влияние вольнолюбивых идей. В 1828… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Александр Герцен. Собрание сочинений (количество томов: 5) , Герцен Александр Иванович. Александр Иванович Герцен (1812-70) - русский писатель, публицист, теоретик и историк литературы, философ, основатель русской бесцензурной печати, родоначальник русской политической…

Герцен Александр Иванович, псевдоним Искандер (25.03 (6.04).1812, Москва — 9(21).01.1870, Париж) , проэаик, мыслитель, публицист, политический деятель. Внебрачный сын богатого помещика И. Яковлева и немки Л. Гааг. Фамилию ему придумал отец (от немецкого Herz — сердце). Получив превосходное домашнее образование, Герцен поступил в 1829 на физико-математическое отделение Московского университета, который окончил в 1833 г. Здесь, вместе с другом детства Н. Огаревым (эта дружба продолжалась до конца жизни), Гончаров организовал кружок оппозиционно настроенной молодежи, увлеченной идеями утопического социализма и с энтузиазмом изучавшей философию природы Ф. Шеллинга. Большое влияние на формирование политических взглядов Гончарова оказала июльская революция в Париже и Восстание 1830 г. в Польше. Еще в студенческие годы Герцен написал и опубликовал несколько эклектических философских работ и защитил кандидатское сочинение о солнечной системе М. Коперника, за что был награжден серебряной медалью. По подозрению в антимонархических настроениях в 1834 г. Герцен быя apecтован и сослан под надзор полиции в Пермь, а затем в Вятку и Владимир, где находился до 1840 г. В 1841 г. вновь был арестован и сослан, на этот раз в Новгород. Вернувшись в 1842 г. Из ссылки, Герцен активно включился в интеллектуальную жизнь
обеих столиц, завязав тесные контакты с писателями западной ориентации (В. Белинским, И. Тургеневым, В. Боткиным, И. Панаевым и др.). Опубликованные в то время его публицистическо-философские работы, такие как «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы- (1845) и цикл статей «Капризы и раздумья» (1843-:947), наметили пути развития русской материалистическои философии. В 40-е Герцен наметил также пути развития русского интеллектуального романа, когда опубликовал свое первое литературное произведение «Записки одного молодого человека» (1841), а вслед за ним начатый еще в 1841 г. роман «Кто виноват?» (1847) и повести «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848). В лучшем из этих произведений «Кто виноват? Герцен, по словам В. Белинского, заключил
«могущество мысли» И «рассудок, облагороженный гуманными стремлениями». Впервые в русской литературе была изображена эмансипированная женщина из «разночинцев», а в образе Бельтова тип «лишнего.человека», столь характерный для русской литературы 50-х. В январе 1847 г. Герцен вместе с женой выехал в Европу, где остался навсегда как эмигрант. В 1847-1850 гг. выпустил цикл статей «С того берега» (1850), ставших. своеобразной публичной исповедью, полной внутренних метаний в связи с торжеством реакции, которая воцарилась после Весны народов. Разочаровавшись в возможности претворения в жизнь социалистических идей в Западной Европе, Г. выдвинул собственную концепцию «русского социализма», которую изложил в работах «О развитии революционных идей в Россию) (1851)
и «Старый мир И Россия» (1854). Эти работы оказали значительное влияние на формирование идеологии народни чества. В 1853 г. Г. основал в Лондоне при существенной помощи польской эмиграции Вольную русскую типографию, в которой с 1855 г. начал издавать альманах «Полярная Звезда», публикуя в нем преимущественно запрещенные документы, статьи и литературные произведения, а с 1857 г.
совместно с Н. Огаревым редактировал общественно-политическую газету «Колокол», в которой, наряду с проблемами общественной жизни России, много места уделял польскому вопросу. «Колокол», нелегально привозимый в Россию, пользовался там в качестве оппозиционного издания огромным успехом. Однако, когда Гончаров выступил на стороне польского восстания 1863 г., призывая в своих обра-
щениях, чтобы царские войска не стреляли в поляков, а даже переходили на их сторону, и публично призывал правительства Западной Европы к поддержке Польши, интерес к газете в России мгновенно упал, и Гончаров был вынужден ее закрыть. В 1851 г. во время кораблекрушения погибли мать и сын Гончарова, а в мае 1852 г. умерла жена и новорожденный сын. Под впечатлением этих трагических событий Гончаров начал писать воспоминания о своей семейной драме, которые вскоре под его пером превратились в многотомную автобиографию на фоне эпохи — «Былое и думы» (1852- 1868), и по сей день являющуюся неоценимым источником сведений по истории России и Европы с 1812 до 70-х гг. В этом про изведении отразилось все то значительное, что произошло в России и в Европе в то время. Много места уделил Гончаров в этой своей своеобразной энциклопедии также выдающимся деятелям той эпохи, с которыми ему доводилось общаться. Среди них были и поляки — А. Мицкевич, С. Ворцель и др.