В русской классической литературе тема любви всегда занимала одно из центральных мест. На фоне целомудренных произведений русских писателей бунинское изображение этого чувства выглядит смело и откровенно.
Русская литература 19 века – это, на мой взгляд, прежде всего литература «первой любви». По Бунину, любовь – это соединение духа и плоти. Писатель считает, что, не познав плоти, нельзя постигнуть дух. Любовь – земная радость, неимоверное влечение одного человека к другому. Все, что связано с этим чувством, у Бунина чисто и искренне, овеяно тайной и даже святостью.
В произведениях Бунина есть много моментов, связанных с описанием физической близости, физиологии, тела. Но при этом писателю удается сохранить ощущение прекрасного, божественного, святого. Такие мгновения Бунин описывает томно и взволнованно. Можно даже сказать, что в своем творчестве писатель защищает все плотское, телесное. Он считает, что человеческая мораль во многом условна, она не способна оценить и защитить истинные чувства.
Почти все рассказы Бунина о любви – это повествование о загадочной женской природе, о тайне женской души, которая стремится любить, но никогда не полюбит. Конец любви, по Бунину, всегда трагичен. Так, в повести «Митина любовь» героя преследует романс Рубинштейна на слова Гейне: «Я из рода бедных Азров, Полюбив, мы умираем…» По воспоминаниям жены писателя, В.И. Муромцевой-Буниной, Иван Алексеевич долгие годы находился под впечатлением от этого романса, который услышал в юношеском возрасте.
Цикл «Темные аллеи» является книгой, связанной единством замысла и стиля. «Все рассказы этой книги, - писал Бунин, - только о любви, о ее «темных» и чаще всего мрачных и жестоких аллеях». Именно в любви писатель видел смысл жизни, счастье, несмотря на неустойчивость этого чувства. Но ведь, по мнению Бунина, неустойчива и сама жизнь, несущая не только радость, но и горе, и утраты. Об этом говорят такие рассказы русского писателя, как «В Париже», «Холодная осень», «Генрих».
В своих произведениях Бунин уделяет огромное внимание внутреннему, психологическому состоянию героев. Часто они, в результате своей истории любви, делают вывод, что над любовью тяготеет рок, судьба, что это чувство обречено на печальный финал («Три рубля»).
Персонажи бунинских рассказов, вошедших в «Темные аллеи», внешне разнообразны, но все они – люди единой судьбы. Студенты, писатели, художники, армейские офицеры – все они одиноки. Их не интересует внешняя жизнь, они сосредоточены на внутреннем. Не во внешних обстоятельствах смысл жизни этих людей: все они объединены внутренней опустошенностью, отсутствием смысла, «цены» жизни. Герои ищут этот смысл в любви, в воспоминаниях о прошлом. Будущего у них нет, хотя внешне эти герои весьма благополучны.
«Темные аллеи» Бунина отличаются лиризмом и субъективным видением мира. Сюжет рассказов этого сборника обычно прост, несложен. Часто в развитие действия вклиниваются воспоминания героев о прошлом, которые имеют очень большое значение для понимания героев и рассказов в целом. Эти воспоминания окрашены, как правило, в безысходные, трагические тона. Можно сказать, что лиризм бунинских рассказов связан с темой памяти, обращением к прошлому, прошедшему. Герои «Темных аллей» неразрывно связаны со своими воспоминаниями, они живут в прошлом, которое нельзя вернуть. Отсюда – трагическое звучание рассказов писателя.
Важно отметить, что любовь у Бунина никогда не заканчивается браком, она всегда подобна вспышке. Этот всплеск чувств настолько ярок, что герой может жить воспоминанием о нем всю оставшуюся жизнь. Счастливая любовь, по Бунину, рождает привычку, которая только оскверняет это святое чувство.
В рассказе «Холодная осень» героиня, повествующая о своей жизни, в начале первой мировой войны потеряла человека, которого горячо любила и с которым была обручена. Вспоминая много лет спустя последнюю встречу с ним, она приходит к выводу: «И это все, что было в моей жизни, - остальное ненужный сон».
Хочется отметить, что в цикле рассказов «Темные аллеи» Бунин вовсе не рассказывает любовные истории. Все рассказы сливаются в единую картину, где каждое произведение – отдельное звено цепи, без которого невозможно понять целое, осознать авторский замысел. Любовь у Бунина является и наказанием, и испытанием, и наградой. Мне кажется, что бунинское понимание любви очень трагично и в тоже время очень тонко, психологически глубоко. Любовь, по Бунину, окрашена возвышенной грустью, она прекрасна и печальна одновременно.
Я думаю, что до И.А. Бунина в русской литературе еще никому не удавалось так возвышенно, печально и тонко передать психологическое состояние человека в момент переживания любовного чувства, создать такую интересную и самобытную философию любви.
По рассказу И. А. Бунина «Чистый понедельник»
Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». Поощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных премий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г.
В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть на Земле, - рассказ «Чистый понедельник». Об этом своем рассказе Бунин говорил так: «Благодарю Бога, что Он дал мне написать, Чистый понедельник»».
В рассказе «Чистый понедельник» особенно ярко проявились психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности».
«Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов - и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь, гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, - в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды - оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие…» - именно такими словами автор начинает свое повествование, перенося читателя в старую Москву начала XX века. Писатель с величайшей подробностью, не упуская из вида ни малейшей детали, воспроизводит все приметы этой эпохи. И уже с первых строк рассказу придает особое звучание постоянное упоминание о деталях глубокой древности: о древних московских храмах, монастырях, иконах (храм Христа Спасителя, Иверская церковь, Марфо-Мариинская обитель, икона Богородицы Троеручницы), об именах выдающихся личностей. Но рядом с этой древностью, вечностью мы замечаем приметы более позднего быта: известные и доступные наиболее состоятельным слоям граждан рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», «Яр»; книги современных авторов; «Мотла» Эртеля и Чехова… Судя по тому, как разворачивается действие в рассказе, мы можем судить о том, что прошлое для героев - предельно понятно, настоящее - смутно, будущее же абсолютно неясно.
В рассказе два героя: он и она, мужчина и женщина. Мужчина, по словам писателя, здоров, богат, молод и красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив». Но самое главное - герой влюблен, влюблен настолько, что готов исполнять любые прихоти героини, лишь бы не потерять ее. Но, к сожалению, он не может и не пытается понять, что творится в душе его возлюбленной: он «старался и не думать, не додумывать». Женщина же изображается таинственной, загадочной. Она загадочна, как загадочна вообще душа русской женщины с ее одухотворенностью, преданностью, самоотверженностью, самоотречением… Сам герой признается: «Она была загадочна, странна для меня». Вся ее жизнь соткана из необъяснимых противоречий, метаний. «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом», - повествует рассказчик, но тут же добавляет: «Хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые, все книги… она всегда прочитывала, шоколада съедала за день целую коробку, за обедами и ужинами ела не меньше меня…» Выезжая куда-либо, она чаще всего не знала, куда отправится потом, чем займется, словом, не знает, с кем, как и где проведет время.
Писатель довольно полно повествует нам о ее происхождении, о ее нынешних занятиях. Но в описании быта героини Бунин очень часто использует неопределенные наречия (над ее диваном «зачем-то висел портрет босого Толстого»).
Все поступки женщины стихийны, иррациональны и одновременно как будто спланированы. В ночь на Чистый понедельник она отдается герою, зная, что на утро уйдет в монастырь, но окончателен ли этот уход, также неясно. На протяжении всего рассказа автор показывает, что героиня не чувствует себя комфортно нигде, она не верит в существование простого земного счастья. «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь - ничего нету», - цитирует она Платона Каратаева.
Душевные порывы героев «Чистого понедельника» зачастую не поддаются логическому объяснению. Создается впечатление будто и мужчина, и женщина не властны над собой, не способны контролировать свои чувства.
В центре повествования - события в Прощеное воскресенье и Чистый понедельник. Прощеное воскресенье - религиозный праздник, почитаемый всеми верующими людьми. Они просят друг у друга прощения и прощают близких своих. Для героини это совершенно особый день, не только день прощения, но и день прощания с мирской жизнью. Чистый понедельник - первый день поста, в который человек очищается от всякой скверны, когда веселье масленицы сменяется самосозерцанием. Этот день становится переломным в жизни героя. Пройдя через страдания, связанные с потерей любимой, герой испытывает на себе влияние окружающих сил и осознает все то, чего не замечал раньше, будучи ослепленным любовью к героине. Через два года мужчина, вспоминая события давно ушедших дней, повторит маршрут их давней совместной поездки, и ему «почему-то» очень захочется зайти в церковь Марфо-Мариинской обители. Какие неведомые силы влекут его навстречу возлюбленной? Стремится ли он к тому духовному миру, в который уходит она? Мы не знаем этого, автор не приоткрывает для нас завесу тайны. Он лишь показывает нам смирение в душе героя, их последняя встреча завершается его смиренным уходом, а не пробуждением в нем прежних страстей.
Будущее героев неясно. Помимо всего писатель нигде даже прямо не указывает, что встреченная мужчиной монахиня - его бывшая возлюбленная. Лишь одна деталь - темные глаза - напоминают облик героини. Примечательно, что героиня уходит в Марфо-Мариинскую обитель. Эта обитель - не монастырь, а церковь Покрова Богоматери на Ордынке, при которой была община светских дам, заботившихся о живших при церкви сиротах и о раненных в первую мировую войну. И это служение в храме Покрова Богоматери, может быть, является для героини «Чистого понедельника» духовным прозрением, ведь именно Непорочное Сердце Богородицы предостерегало мир от войны, смертей, крови, сиротства…
Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». Поощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных премий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г.
В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть на Земле, - рассказ «Чистый понедельник». Об этом своем рассказе Бунин говорил так: «Благодарю Бога, что Он дал мне написать, Чистый понедельник»».
В рассказе «Чистый понедельник» особенно ярко проявились психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности».
«Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов - и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь, гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, - в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды - оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие…» - именно такими словами автор начинает свое повествование, перенося читателя в старую Москву начала XX века. Писатель с величайшей подробностью, не упуская из вида ни малейшей детали, воспроизводит все приметы этой эпохи. И уже с первых строк рассказу придает особое звучание постоянное упоминание о деталях глубокой древности: о древних московских храмах, монастырях, иконах (храм Христа Спасителя, Иверская церковь, Марфо-Мариинская обитель, икона Богородицы Троеручницы), об именах выдающихся личностей. Но рядом с этой древностью, вечностью мы замечаем приметы более позднего быта: известные и доступные наиболее состоятельным слоям граждан рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», «Яр»; книги современных авторов; «Мотла» Эртеля и Чехова… Судя по тому, как разворачивается действие в рассказе, мы можем судить о том, что прошлое для героев - предельно понятно, настоящее - смутно, будущее же абсолютно неясно.
В рассказе два героя: он и она, мужчина и женщина. Мужчина, по словам писателя, здоров, богат, молод и красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив». Но самое главное - герой влюблен, влюблен настолько, что готов исполнять любые прихоти героини, лишь бы не потерять ее. Но, к сожалению, он не может и не пытается понять, что творится в душе его возлюбленной: он «старался и не думать, не додумывать». Женщина же изображается таинственной, загадочной. Она загадочна, как загадочна вообще душа русской женщины с ее одухотворенностью, преданностью, самоотверженностью, самоотречением… Сам герой признается: «Она была загадочна, странна для меня». Вся ее жизнь соткана из необъяснимых противоречий, метаний. «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом», - повествует рассказчик, но тут же добавляет: «Хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые, все книги… она всегда прочитывала, шоколада съедала за день целую коробку, за обедами и ужинами ела не меньше меня…» Выезжая куда-либо, она чаще всего не знала, куда отправится потом, чем займется, словом, не знает, с кем, как и где проведет время.Писатель довольно полно повествует нам о ее происхождении, о ее нынешних занятиях. Но в описании быта героини Бунин очень часто использует неопределенные наречия (над ее диваном «зачем-то висел портрет босого Толстого»).
Все поступки женщины стихийны, иррациональны и одновременно как будто спланированы. В ночь на Чистый понедельник она отдается герою, зная, что на утро уйдет в монастырь, но окончателен ли этот уход, также неясно. На протяжении всего рассказа автор показывает, что героиня не чувствует себя комфортно нигде, она не верит в существование простого земного счастья. «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь - ничего нету», - цитирует она Платона Каратаева.
Душевные порывы героев «Чистого понедельника» зачастую не поддаются логическому объяснению. Создается впечатление будто и мужчина, и женщина не властны над собой, не способны контролировать свои чувства.
В центре повествования - события в Прощеное воскресенье и Чистый понедельник. Прощеное воскресенье - религиозный праздник, почитаемый всеми верующими людьми. Они просят друг у друга прощения и прощают близких своих. Для героини это совершенно особый день, не только день прощения, но и день прощания с мирской жизнью. Чистый понедельник - первый день поста, в который человек очищается от всякой скверны, когда веселье масленицы сменяется самосозерцанием. Этот день становится переломным в жизни героя. Пройдя через страдания, связанные с потерей любимой, герой испытывает на себе влияние окружающих сил и осознает все то, чего не замечал раньше, будучи ослепленным любовью к героине. Через два года мужчина, вспоминая события давно ушедших дней, повторит маршрут их давней совместной поездки, и ему «почему-то» очень захочется зайти в церковь Марфо-Мариинской обители. Какие неведомые силы влекут его навстречу возлюбленной? Стремится ли он к тому духовному миру, в который уходит она? Мы не знаем этого, автор не приоткрывает для нас завесу тайны. Он лишь показывает нам смирение в душе героя, их последняя встреча завершается его смиренным уходом, а не пробуждением в нем прежних страстей.
Будущее героев неясно. Помимо всего писатель нигде даже прямо не указывает, что встреченная мужчиной монахиня - его бывшая возлюбленная. Лишь одна деталь - темные глаза - напоминают облик героини. Примечательно, что героиня уходит в Марфо-Мариинскую обитель. Эта обитель - не монастырь, а церковь Покрова Богоматери на Ордынке, при которой была община светских дам, заботившихся о живших при церкви сиротах и о раненных в первую мировую войну. И это служение в храме Покрова Богоматери, может быть, является для героини «Чистого понедельника» духовным прозрением, ведь именно Непорочное Сердце Богородицы предостерегало мир от войны, смертей, крови, сиротства…
Глазунова Вероника
РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК»
Внешние события рассказа "Чистый понедельник" не отличается большой сложностью и вполне вписывается в тематику цикла "Темные аллеи". Это повествование о прекрасной молодой любви двух безымянных людей – мужчины и женщины.
Как и большинство произведений Бунина, «Чистый понедельник» - это попытка автора описать и донести до читателя свое понимание феномена любви, чем занимались многие великие писатели до и после Бунина, но при том каждый находил в любви что-то особенное, отличающее ее от других чувств. Для Бунина всякая настоящая, искренняя любовь – великое счастье для человека, даже если она заканчивается гибелью или разлукой. «Солнечный удар» - вот лучшее определение любви в понимании Бунина, она приходит внезапно, резко и кардинально меняя мировосприятие человека, его взгляд на окружающую действительность. Но когда счастье любви проходит, остается только боль – человек уже не способен вернуться к прежней жизни. «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день а мгновение», - пишет Иван Сергеевич Тургенев в повести «Ася». На мой взгляд, тургеневская концепция любви сходна с бунинской.
Но рассказ «Чистый понедельник» - это не только рассказ о любви, к этому здесь также примешиваются проблемы нравственности, необходимости жизненного выбора, честности перед собой.
Бунин рисует этих двух молодых людей красивыми, уверенными в себе: «Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами». Автор подчеркивает, что материальное и физическое благополучие – отнюдь не залог счастья. Счастье – в душе человека, в его самосознании и мироощущении. «Счастье наше, дружок, - приводит героиня слова Платона Каратаева, - как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».
Возлюбленные в «Чистом понедельнике» - абсолютно разные люди. Он, несмотря на свою привлекательность и образованность, обыкновенный, не отличающийся особой силой характера, человек. Она же действительно цельная, редкая «избранная» натура. И ее волнуют серьезные нравственные вопросы, проблема выбора дальнейшей жизни.
Она отказывается от мирской жизни, от развлечений, светского общества и, что самое главное, от своей любви, и уходит в монастырь на «чистый понедельник», первый день Великого поста. Несомненно, это не беспочвенный порыв, она шла к нему очень долго – посещала монастыри, церкви, кладбища. Только в соприкосновении с вечным, духовным она чувствовала себя на своем месте. Может показаться странным, что она совмещала эти занятия с походами в театры, рестораны, чтением модных книг, общением с богемным обществом. Это можно объяснить ее молодостью, которой свойствен поиск себя, своего места в жизни. Ее сознание разорвано, гармония души нарушена. Она напряженно ищет что-то свое, цельное, героическое, самоотверженное и находит свой идеал в служении Богу. Настоящее кажется ей жалким, несостоятельным, и даже любовь к молодому человеку не может удержать ее в мирской жизни.
Рассказ «Чистый понедельник» повествует о самосовершенствовании и восхождении личности на новые этапы, которому ничто не может быть преградой, даже такое чувство как любовь. Мастерская лаконичная манера Бунина позволяет уместить на нескольких страницах столько глубинного смысла, сколько бывает основой целого романа, а главную героиню «Чистого понедельника» по значимости можно сопоставить со многими женскими образами крупной прозы XIX века, например, с Сонечкой Мармеладовой.
Сочинение
Человеку, как никакому другому земному существу, повезло иметь разум и возможность выбора. Выбирает человек всю свою жизнь. Сделав шаг, он встаёт перед выбором: вправо или влево, – куда идти дальше. Он делает ещё один шаг и снова выбирает, и так шагает до конца пути. Одни идут быстрее, другие – медленнее, и результат бывает разный: делаешь шаг и либо падаешь в бездонную пропасть, либо попадаешь ногой на эскалатор в небеса. Человек волен выбирать работу, пристрастия, увлечения, мысли, мировоззрения, любовь. Любовь бывает к деньгам, к власти, к искусству, может быть обыкновенная, земная любовь, а может случиться так, что выше всего, выше всех чувств человек ставит любовь к родине или к Богу.
В рассказе Бунина “Чистый понедельник” героиня безымянна. Имя не важно, имя для земли, а Бог знает каждого и без имени. Бунин называет героиню – она. Она с самого начала была странной, молчаливой, необычной, будто чужой всему окружающему миру, глядящей сквозь него, “всё что-то думала, всё как будто во что-то мысленно вникала; лёжа на диване с книгой в руках, часто опускала её и вопросительно глядела перед собой”. Она была будто совсем из другого мира, и, только чтобы её не узнали в этом мире, она читала, ходила в театр, обедала, ужинала, выезжала на прогулки, посещала курсы. Но её всегда тянуло к чему-то более светлому, нематериальному, к вере, к Богу, и так же, как храм Спасителя был близок к окнам её квартиры, так Бог был близок её сердцу.
Она часто ходила в церкви, посещала обители, старые кладбища. И вот наконец она решилась. В последние дни мирской жизни она испила её чашу до дна, простила всех в Прощёное воскресенье и очистилась от пепла этой жизни в “Чистый понедельник”: ушла в монастырь. “Нет, в жёны я не гожусь”. Она с самого начала знала, что не сможет быть женой. Ей суждено быть вечной невестой, невестой Христа. Она нашла свою любовь, она выбрала свой путь. Можно подумать, что она ушла из дома, но на самом деле она ушла домой. И даже её земной возлюбленный простил ей это. Простил, хотя и не понял. Он не мог понять, что теперь “она может видеть в темноте”, и “вышел из ворот” чужого монастыря.