6 сентября 2017. Художественный руководитель Театра им. Вахтангова Римас Туминас во время сбора труппы Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова

Вячеслав Прокофьев/ТАСС

10 лет литовский режиссер, выпускник ГИТИСа Туминас возглавляет легендарный театр, и под его руководством вахтанговцы достигли таких высот и признаний, что их слава уже не знает границ. Министр культуры России Владимир Мединский назвал цифры, которые свидетельствуют об абсолютном лидерстве театра:

Театр Вахтангова - рекордсмен по заполняемости залов - 90 процентов зрителей. За прошлый сезон спектакли посмотрели 308 тысяч. Было сыграно больше всего из российских театров спектаклей - 606. Театр не только эффективно использует бюджетные средства, но и привлекает внебюджетные, - отметил Владимир Мединский.

Директор театра Кирилл Крок сообщил большому коллективу театра хорошие новости, одна из которых - повышение всем сотрудникам, включая обслуживающий персонал, заработной платы на пять тысяч рублей.

17 ноября состоится открытие отремонтированного здания театра имени Симонова, с двумя сценами. Кирилл Крок поблагодарил государство за выделенные средства в размере 25 миллионов рублей на капитальный ремонт Симоновского филиала, заметив при этом, что общий бюджет ремонтных работ составил 200 миллионов, и это деньги спонсоров и заработанные театром.

Римас Туминас перед объявлением планов нового сезона (кстати, ожидается второй Парад премьер) объяснил, почему он и его коллеги предпочитают классику современности:

Классика дает прикосновение к вечности, к красоте, к молодости. Классика - это встреча с чудесами. Будем ставить Лескова, Цвейга, Шекспира, Сервантеса. Островского. Сам я хочу поставить "Фауста" Гете, "Войну и мир" по сценарию Сергея Бондарчука, "Три сестры" и, возможно, комедию Гольдони "Дачная лихорадка".

Каждый год перед началом сезона Римас Туминас дает напутствие артистам. Два года назад худрук посоветовал "быть гордыми и не размениваться на роли". В этот раз Туминас обратился с просьбой "не терять вкус".

В прошлом сезоне у нас были некие отклонения от хорошего вкуса, а в нашем театре этого быть не должно. Вкус - это культура, книги, чувства, - объяснил Римас Туминас.

Руководитель театра Вахтангова процитировал запись из дневника своего предшественника, народного артиста СССР Михаила Ульянова, о том, что "ему не хватает жесткости и умения говорить "нет" на посту худрука".

Римас Туминас возглавил театр Вахтангова по рекомендации Ульянова. В этом году отмечается 90-летие великого артиста. 20 ноября на вахтанговской сцене в честь него состоится юбилейный вечер.

Римас Туминас признался в любви к театру Вахтангова, и это случилось впервые. Вахтанговцы знают, что для этого признания у него есть особая причина. Художественный руководитель попросил небольшую паузу в театре, вызванную необходимостью пройти курс лечения.

Помогать студентам-любителям профессионалы не хотели. Тогда руководство студией взял в свои руки молодой актер и режиссер , ученик К.С. Станиславского, Евгений Вахтангов. Помещения у студии не было, поэтому репетировали на квартирах у студийцев. Премьера состоялась 26 марта 1914 года. Спектакль по пьесе Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных» провалился. А администрация МХТ запретила Вахтангову работать с непрофессиональными студийцами.

Но репетиции продолжились - уже в квартире в Мансуровском переулке. Одна из студиек даже выбрала себе сценический псевдоним по названию переулка. Так в истории театрального искусства появилась Цецилия Мансурова - первая исполнительница роли принцессы Турандот.

13 ноября 1921 года состоялась премьера спектакля по пьесе Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония».

Виктор Ардов «Девять способов безбилетного проникновения в зрительный зал»

Успех постановки примирил студию с Художественным театром, и она вошла в его состав под названием Третья студия МХТ. А вскоре она получила старинную усадьбу Сабашниковых на Арбате.

Студия Вахтангова искала пьесы в духе нового революционного времени. Не известно, кто предложил поставить сказку Карло Гоцци «Принцесса Турандот», но поначалу никто к этому всерьез не отнесся. При обсуждении родились шуточки, и для их литературной обработки пригласили Николая Эрдмана. Так начались репетиции спектакля, которому предстояло стать символом театра. Но Вахтангов заболел и не смог прийти даже на премьеру.

В антракте Станиславский взял извозчика и поехал поздравить Вахтангова (тот, отправив своих на спектакль, лежал один в пустой темной квартире). Второй акт задержали в ожидании возвращения Станиславского. После спектакля он снова позвонил Вахтангову, чтобы передать свое восхищение. Это был не просто успех: фурор, ликование, бесконечные овации. Михаил Чехов, вскочив на кресло, провозгласил: «Браво Вахтангову!» - вызвав в зале бурю восторга. Успех «Принцессы Турандот» был универсальным: у интеллигентной арбатской публики и студенческой молодежи, у рабочих и нарядно одетых НЭПманов - всех закружил и сделал ненадолго счастливыми нехитрый сказочный мотив. Позже вышли духи «Принц Калаф», на вечеринках повсюду танцевали под вальс «Турандот» - спектакль знали все. Умирая, он создал спектакль такой невероятной жизненной силы, такой счастливой побудительности, что казалось, смерти не бывает. Вахтангов преодолел ее в искусстве.

Успех спектакля превзошел ожидания. А 29 мая 1922 года Евгений Вахтангов умер. Студия получила его имя.

В 1926 году театр имени Вахтангова попросил Михаила Булгакова написать легкий водевиль на современную НЭПовскую тему. Так появилась «Зойкина квартира». Но так как за внешней легкостью скрывалась сатира, спектакль запретили. Другие театры закрывали за искажение советской действительности, а театр Вахтангова лишь пожурили. А все потому, что среди его почитателей были самые высокопоставленные люди.

В двадцатые и тридцатые годы завсегдатаями его были члены правительства, руководящие работники ОГПУ, а потом НКВД. В их числе - Авель Енукидзе, Климент Ворошилов, заместитель начальника ОГПУ Агранов, сам Сталин. Моя мать, актриса театра, вспоминала, что еще и до середины двадцатых Сталин приходил запросто и садился в шестом ряду партера. Позднее его постоянное место было в правительственной ложе, в углу второго ряда, за широкой спиной телохранителя.

Во время войны в театр попала бомба. Взрыв разрушил здание, и еще долго жители собирали по окрестным переулкам остатки реквизита и декораций.

Путеводитель по архитектурным стилям

Тогда на Урал вывезли многие промышленные предприятия, и на Политбюро поставили вопрос, что нужно поднимать культуру Сибири и Зауралья. Сталин предложил перевезти театр Вахтангова в Новосибирск, поскольку здание театра разрушено. Возразить ему Анастас Микоян напрямую не мог, поэтому предложил перевезти туда еще и Третьяковскую галерею. Сталин улыбнулся, погрозил пальцем, и театр Вахтангова вернулся в Москву. А пока строили новое здание, труппа работала на фронте и ставила спектакли и концерты для солдат.

Рядом с новым зданием театра Вахтангова к 850-летию Москвы установили фонтан «Принцесса Турандот» работы А.Н. Бурганова. Но он часто страдает от вандалов. Например, в 2001 году у принцессы отпилили руку.

Говорят, что... ...в 1930-е от театров требовали постановок про вождя революции. В Вахтанговской студии «главным Лениным» стал Борис Щукин. Однажды актеров-вахтанговцев пригласили показать сцены из идеологически выдержанного спектакля на Кремлевском праздничном концерте для Сталина. За артистами прислали машину. В нее сели уже загримированные Рубен Симонов в образе Сталина и Борис Щукин в образе Ленина. Водитель, боясь опоздать, превысил допустимую скорость. На подступах к машину остановил милиционер. Каков же был его ужас, когда в направляющемся в автомобиле возле водителя он увидел Сталина, а за ним… Ленина! .
...на репетиции «Принцессы Турандот» Цецилия Мансурова нашла любовь. Скромный скрипач, Николай Шереметев, ответил взаимностью и, подобно прадеду, обвенчался с актрисой. Судьба пары была трагичной: Цецилия Мансурова много раз спасала отказавшегося эмигрировать супруга от репрессий, но не смогла уберечь от пули в 1944 году. Она так и не вышла замуж второй раз. А в 2005 году театральную премию «Хрустальная Турандот» лучшим исполнительницам главной роли вручали именно в усадьбе Шереметевых в Кусково.

А вы бы хотели дополнить рассказ об истории театра имени Евгения Вахтангова?

Это главная новость со сбора труппы перед началом нового 98-го сезона театра на Арбате. Римас Туминас объявил об этом на собрании перед стартом сезона, который открылся в субботу вечером премьерой спектакля «Фальшивая нота» в постановке худрука театра.

Сбор труппы легендарного театра, основанного великим Вахтанговым, прошел на Новой сцене при огромном стечении гостей и представителей СМИ. Не только все места в зале были заняты, заняты были лестницы и проходы, а фотокорреспондентов было сколько, что стояли в три ряда. Предсезонное действо стартовало фильмом о прошлом сезоне, в котором были освещены все значимые события ушедшего театрального года.

Первым перед труппой, гостями и журналистами выступил директор театра Кирилл Крок. Он с помощью слайдов рассказал о достижениях и успехах ушедшего сезона.

«Всего в Москве в 97-м сезоне (2017-2018) было сыграно 832 спектакля. Из них на основной (исторической) сцене 255 раз сыграны спектакли текущего репертуара Вахтанговского театра. За прошедший сезон здесь побывали 219 031 зрителей. В 97-м сезоне (2017-2018) на Новой сцене 241 раз сыграны спектакли Вахтанговского репертуара, их посмотрели 45 291 зрителей. Открытие Симоновской сцены стало центральным событием 97-го сезона. В новом сценическом пространстве в Камерном зале и зале Амфитеатр было сыграно 105 спектаклей, их посмотрели 9 014 зрителей. В Первой студии в 97-м сезоне произошло самое важное и радостное событие: в начале 2018 года 24 студийца были приняты в труппу Вахтанговского театра. Как сценическая площадка Студия продолжает успешно функционировать. За прошедший сезон здесь было сыграно 72 спектакля, их посмотрели 2 512 зрителей. В Арт-кафе – одной из новых площадок Театра – состоялось 159 мероприятий с участием Вахтанговцев и друзей нашего театра, их посетили 12 119 зрителей. В 97-м сезоне было проведено 82 экскурсии, которые посетили 1 750 зрителей. В 97-м сезоне Театр побывал на гастролях: в четырнадцати городах России: Петрозаводск – Саратов – Тара – Санкт-Петербург – Воронеж – Новокузнецк - Нижний Новгород – Санкт-Петербург – Екатеринбург – Тюмень – Владивосток – Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – Омск; и в семи городах зарубежья: Учжэнь (Китай) – Неаполь (Италия) – Лондон (Великобритания) – Могилев (Белоруссия) – Вильнюс (Литва) – Риека (Хорватия) – Паланга (Литва)».

Доклад директора театра, сопровождаемый обилием цифр и географических понятий, несколько раз прерывался бурными аплодисментами. А когда дело дошло до поздравлений актерам и работникам коллектива – то зал уже тонул в овациях. Сообщение о том, что «самый молодой актер театра» Владимир Этуш удостоен уже всех существующих в России наград вызвало шквал аплодисментов и одобрительный свист зала. На сборе труппы вахтанговцы поздравили юбиляров – заслуженную артистку России Ольгу Чиповскую и заслуженного артиста России Андрея Зарецкого, чьи дни рождения пришлись на отпускное время. Среди тех, кто получил почетные звания в прошедшем сезоне – Александр Рыщенков (заслуженный артист Российской Федерации), Виктор Добронравов (заслуженный артист Российской Федерации), Максим Обрезков (заслуженный художник Российской Федерации) и Кирилл Крок (заслуженный работник культуры Российской Федерации). При объявлении о звании для Добронравова Кирилл Крок сделал оговорку на соцсети, в которых эта новость широко обсуждалась.

Вахтанговцы поздравили и сотрудников, отметивших круглые даты своего служения в родном театре: заведующую гримерным цехом О.В. Калявину (40 лет в театре), гримера З.С. Соколову (60 лет в театре), костюмера Р.И. Дуникову (50 лет в театре), заведующую гладильно-прачечным цехом Т.В. Попову (50 лет в театре), заслуженного артиста России А.П. Павлова (50 лет в театре) и актрису И.А. Калистратову (40 лет в театре).

Для зрителей вахтанговцы также приготовили сюрприз к новому сезону: в экспозиционном зале (на третьем этаже исторического здания) открыта новая выставка – «Мемориальный кабинет Бориса Щукина». На выставке воспроизведена обстановка домашнего кабинета выдающегося артиста: мебель, картины, фотографии, книги, рабочие материалы, патефон, пластинки помнят теплое прикосновение его рук. Экспонаты переданы в дар Театру имени Евгения Вахтангова Галиной Николаевной Ремизовой. С гордостью и радостью об этом сообщил директор театра Кирилл Крок. Экспозицию зрители смогут увидеть до начала спектаклей на Основной сцене и в антракте. А подробно о ней расскажут научные сотрудники Вахтанговского музея во время посещения экскурсии «Вахтанговский театр. Прошлое и настоящее».

Закончив «тронную речь» Кирилл Крок скромно занял место в кресле президиума, уступив трибуну худрука театра Римасу Туминасу. Литовский театральный деятель с мировым именем ошарашил собравшуюся публику новостью из разряда «ТОР»: Юрий Бутусов займет должность главного режиссера в Театре Вахтангова.

«Я предложил, и Юрий Бутусов дал согласие прийти в наш театр на должность главного режиссера… Мне кажется, этот бунтарь не даст нам очутиться в «классической» ситуации, не даст окаменеть», - заявил художественный руководитель театра Римас Туминас. Мария Аронова от неожиданности даже переспросила у худрука о новом назначении. В новом сезоне Бутусов должен представить спектакль «Дон Кихот», созданный по мотивам произведения Сервантеса.
Далее Римас Туминас цитировал философские мысли из припасенной книги, рассуждал о значимости театра и роли актеров, делился мыслями о наступающем сезоне.

15 сентября на Основной сцене открывается новый 98-й сезон премьерным спектаклем «Фальшивая нота» по пьесе Дидье Карона в постановке Римаса Туминаса. В спектакле заняты народные артисты России Алексей Гуськов и Геннадий Хазанов. В ноябре на Новой сцене – премьерный показ спектакля по пьесе и в постановке Андрея Максимова «Брюсов переулок» (фантазия по произведениям В. Брюсова). В ролях: Ольга Тумайкина, Игорь Карташев, Юрий Поляк, Екатерина Крамзина, Виталийс Семеновс. Здесь зал бурно поприветствовал находящегося на сборе труппы Андрея Максимова.

В сентябре итальянский режиссер Лука де Фуско приступит к репетициям спектакля по пьесе Эдуардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник». В ролях: Ирина Купченко, Евгений Князев, Полина Чернышева, Виталийс Семеновс, Александр Галевский, Леонид Бичевин, Олег Макаров, Елена Сотникова, Евгений Пилюгин, Александр Павлов, Сергей Пинегин, Эльдар Трамов, Ольга Немогай, Михаил Васьков, Ольга Гаврилюк, Анатолий Меньщиков.

Не забыл худрук вахтанговцев и о себе. Туминас сообщил, что будет ставить «Фауста» Гете. «Сейчас размышляю, думаю над текстом», - сказал режиссер. Он также проинформировал прессу и труппу о том, что итальянский режиссер Джорджио Сангати будет ставить пьесу Гольдони «Новая квартира», а французский режиссер Клеман Эрвье-Леже - пьесу Мариво. К столетию театра будет поставлена знаменитая пьеса «Дибук» - режиссер Евгений Арье, композитор Фаустас Латенас, художник Семен Пастух.

Кроме того, вахтанговцев ожидает большое количество гастролей. Они выступят в Китае, США, Канаде, Франции, Латвии и Израиле. Художественный руководитель поздравил всех с началом нового сезона и пожелал, «чтобы не теряли вкус, стиль, чтобы в спектаклях был свет, была гармония».

Всех собравшихся пригласили отведать традиционного в театре на Арбате шампанского, актерам театра преподнесли подарочные варианты книг о родном театре, а журналистов пригласили на пресс-показ премьерной постановки «Фальшивая нота».
Отличного сезона театру Вахтангова, прекрасных работ, заполненного зала, удачных гастролей и всем добра и мира!

Материал и фото: Владимир Сабадаш из театра на Арбате.




















МОСКВА, 20 янв - РИА Новости. Одному из лучших режиссеров современной российской сцены, литовскому режиссеру Римасу Туминасу исполняется 65. Юбилей совпал с другой важной датой - десять лет назад Туминас возглавил знаменитый столичный театр имени Вахтангова. Труппа и поздравила своего художественного руководителя первой - накануне на Новой сцене театра в его честь прошел капустник.

"Роман" Туминаса с Россией начался задолго до его прихода в Вахтанговский. Вскоре после окончания Литовской консерватории Римас Владимирович поступил на режиссерский факультет ГИТИСа.

Сразу после выпуска в 1978 году в Театре драмы Литовской ССР состоялась премьера его спектакля "Январь" по пьесе болгарского драматурга Йордана Радичкова. Еще через год свет увидела первая московская постановка Туминаса в Театре имени Станиславского - спектакль "Мелодия для павлина" словацкого драматурга Освальда Заградника.

Работая главным режиссером в Литовском национальном драматическом театре до 1999 года, Туминас одинаково успешно ставил классику и произведения современных авторов. Среди его самых заметных работ того периода: "Царь Эдип" Софокла, "Ричард III" Уильяма Шекспира, "Кошка на раскаленной крыше" Теннесси Уильямса, "Снежная королева" Евгения Шварца, "Тихая ночь" Гаральда Мюллера.

В 1990 году Туминас открыл Малый театр Вильнюса, где уделял всё больше внимания русским писателям. Ставил Чехова, Лермонтова и Гоголя. Известность Туминаса росла, его приглашали работать во многие зарубежные театры.

В Финляндии режиссер поставил "Дядю Ваню", в Исландии "Чайку" и "Вишневый сад", в Швеции "Идиота". А в московском театре "Современник", наоборот, выпустил спектакль по трагедии немецкого поэта Фридриха Шиллера "Мария Стюарт". Спектакль "Играем…Шиллера!", поставленный в 2000 году, до сих пор идет на сцене "Современника".

Сотрудничество с театром имени Вахтангова в 2002 году Туминас все же начал с классики - представил публике гоголевского "Ревизора".

Спектакль имел большой успех, и через пять лет режиссера пригласили на должность художественного руководителя московской труппы. Принимая предложение, Туминас обещал сохранить традиции Вахтанговского и сдержал обещание.

Поколение В: театр имени Вахтангова отмечает 95-летие Государственный академический театр имени Вахтангова появился на свет 13 ноября 1921 года. "Вахтанговцы" стали отдельной кастой московского театрального сообщества. Анна Михайлова выбрала 10 спектаклей этого театра, в которых видна связь поколений.

К 90-летию театра в 2011 он создал постановку об актерском служении и преемственности "Пристань", где задействовал все поколения "вахтанговцев". Туминас также вернул на сцену знаковый для театра спектакль "Маскарад" и поставил на Сергея Маковецкого своего любимого "Дядю Ваню".

За одну из последних постановок - "Евгения Онегина" по Александру Пушкину Туминас был удостоен "Золотой маски". Однако режиссер не ограничивается драматическими спектаклями. В 2016 он представил в Большом театре свою трактовку знаменитой оперы Шостаковича "Катерина Измайлова", а сейчас работает над постановкой оратории "Царь Эдип" Стравинского в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Не забывает Туминас и о необходимости передавать свой опыт новому поколению актеров и режиссеров. В 2012 году он открыл Первую студию Вахтанговского театра, в которой принимают участие студенты творческих вузов.

В конце 1913 года группа совсем молодых - лет по восемнадцать-двадцать - московских студентов организовала Студенческую драматическую студию, решив заниматься театральным искусством по системе Станиславского. Слухами о ней была полна тогдашняя Москва. Руководить занятиями согласился Евгений Багратионович Вахтангов, тридцатилетний актер и режиссер Художественного театра, уже составивший себе репутацию лучшего педагога по «системе».
Начать решили сразу со спектакля - выбрали пьесу Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных», написанную в мягких, чеховских тонах. Помещения своего у Студии не было, собирались каждый день в новом месте: то в крошечной комнатке студиек, то в снятой на один вечер гостиной какой-нибудь частной квартиры.
Осенью 1914 года Студия уже обосновалась в небольшой квартире в Мансуровском переулке на Остоженке (тогда и стали называть ее - «Мансуровской»). В части этой квартиры было устроено общежитие для студийцев, а в другой половине оборудована крохотная сцена и зрительный зал на 35 человек.
13 сентября 1920 года Студия Е. Б. Вахтангова была принята в семью Художественного театра под именем его Третьей студии. 29 января 1921 года показали премьеру второго варианта «Чуда святого Антония».