ГМКЦ "Интеграция" (ГБУК г. Москвы "Государственный музей - культурный центр "Интеграция" имени Н.А.Островского) - центр при Департаменте культуры города Москвы (учредитель). Объединенное учреждение создано 14 декабря 2016 года.

В помещениях по адресу ул. Тверская д. 14 расположен музей, в котором открыты постоянная экспозиция, зал сменных выставок и мемориальные комнаты писателя Н.А. Островского (ограничений по потребителям услуг нет).

Направления работы:

  • Организация работы постоянной музейной экспозиции;
  • Организация сменных и передвижных выставок;
  • Проведение культурных событий (концерты, спектакли, перформансы);
  • Методическое обеспечение учреждений культуры, работающих с людьми с инвалидностью.

В помещениях по адресу ул. Лазо д. 12 и ул. Саянская д. 6Б расположены современные культурные центры, в которых созданы все условия для гармоничного культурно-эстетического развития каждого посетителя (ограничений по потребителям услуг нет).

Направления работы:

  • Занятия в творческих студиях и спортивных секциях (для детей, молодежи, взрослых и пожилых людей, фотостудия);
  • Проведение культурных событий (выставки, концерты, спектакли, перформансы, праздники, дни рождения);
  • Просветительские программы для специалистов учреждений культуры этике общения с людьми с инвалидностью (проект "Люди IN");
  • Проведение специальных проектов - концерты и бизнес-тренинги в темноте;
  • Городской методический центр по социокультурной интеграции людей с инвалидностью в культурную жизнь города Москвы .

Все структурные подразделения - учреждения культуры для всех, где созданы все условия для комфортного пребывания в нем людей с инвалидностью всех возрастов и категорий.

ГМКЦ "Интеграция" возглавляет Доверенное лицо Президента Российской Федерации В.В. Путина 2012 - 2018 г.г. Алексей Александрович Володин.

История музея

Музей "Интеграция" им. Н.А.Остовского расположен на Тверской улице в доме №14 (памятник истории и культуры XVIIU-XX вв). В особняке на Тверской 14 соединились три эпохи, что нашло свое отражение и во внешнем облике здания, и в его функциональном предназначении. В нем в разное время жили удивительные люди, которые оставили особый след в культуре своего времени.

В 1824-1829 годах в доме жила княгиня Зинаида Александровна Волконская. Её литературно-музыкальный салон был одним из самых известных в Москве и в нем бывали А. Пушкин, В. Жуковский, Е. Баратынский, Д. Веневитинов, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, В.Одоевский, Ф. Тютчев, Адам Мицкевич, А. Алябьев, А. Верстовский.

С 1898 по 1917 годы зданием владел известный купец-миллионер Г. Елисеев - значительная часть помещений была отведена под магазин, знаменитый экзотическими фруктами, лучшими винами, редкими сортами кофе, чая, специй. В советские годы он официально именовался Гастрономом №1, но старые москвичи всегда называли магазин Елисеевским.

С 1918 года часть дома использовалась под квартиры. Квартира на Тверской,14 была предоставлена писателю Н.А. Островскому, автору книги "Как закалялась сталь". Она состояла из двух комнат, которые были обставлены казенной мебелью. В квартире бывали многие известные люди: режиссер В. Мейерхольд, актриса З. Райх, писатели и поэты А. Фадеев, А. Караваева, Н. Асеев, Б. Корнилов, А. Серафимович, М.Светлов, В. Инбер.

В 1940 году в квартире был создан музей имени Н.А. Островского. В 1992 году была открыта экспозиция "Преодоление", которая посвящена людям с трудной судьбой, преодолевшим, по примеру Н.А. Островского, свои недуги.

Музей Преодоление, как кратко именуют гуманитарный центр, созданный на основе квартиры Николая Островского, замечателен двумя моментами. Здесь сохранена подлинная обстановка, в которой писался роман «Как закалялась сталь». Кроме того, демонстрируются лучшие примеры сохранения интереса к плодотворной деятельности при серьезных нарушениях здоровья. Сила духа, преодолевающая физические недуги – главный экспонат и цель существования музея Преодоление.

Здание музея именуется москвичами не иначе как Елисеевский магазин, хотя знаменательно это строение многим. Построенное еще в 1790 году по проекту знаменитого зодчего Матвея Казакова, оно было одним из немногих уцелевших при пожаре Москвы в 1812 году. Здесь располагались покои княгини Волконской, и в этом же здании светская дама проводила свои знаменитые салоны, где бывали самые заметные представители искусства XIX века.

Репетиции коллектива Малого театра проходили здесь же, пока строилось театральное здание, Горький устраивал авторские чтения текста пьес для собирающихся артистов. Раздавался здесь голос великого Шаляпина, исполнявшего известные арии и народные песни. Целое столетие существовал в этом доме элитный магазин купца Елисеева, с 1917 года – Гастроном № 1. Наконец, в этом доме жил последние несколько лет Николай Островский, барельеф с изображением которого установлен на стене возле одного из подъездов.

Другое изображение знаменитого в свое время писателя встречает посетителей при входе в музей Преодоление. Бюст лежащего в постели человека – достаточно редкая для скульпторов поза, однако в данном случае это лишь дань реальности, ведь Островский под конец жизни уже не покидал постели. Поэтому изваяние, выполненное Сергеем Коненковым, отражает правду жизни и трагичность положения, которое успешно преодолел этот мужественный человек. Скульптору удалось достоверно представить страдающего человека, сохраняющего при этом присутствие духа и собственное достоинство. Не сломленные недугами люди и есть цель показа музейной экспозиции, помогающей преодолеть невзгоды попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Не будем критиковать революционные власти, поселившие практически неходячего человека не на первом этаже – вставать с постели Николай Островский к тому времени уже не мог. Проектом Казакова лестница выполнена с широким проемом между пролетами, что позволяет рассмотреть кованую решетку ограждения даже снизу.

Мемориальная квартира

Постоянная экспозиция музея Преодоление включает двухкомнатную квартиру Островского и зал Преодоление, а также пространство между этими двумя объектами. Прихожая мемориальной квартиры не имеет мебели, кроме скамеечки для посетителей. Настенной вешалки и зеркала в резной деревянной раме.

Не было нужды в иной мебели и при жизни Островского, разве что для обслуживающих его сиделок. Дом старинной постройки хотя бы имел высокие потолки, чтобы был достаточный объем воздуха для лежачего больного.

Комната постоянного пребывания больного Николая Островского изолирована от прочих помещений, довольно просторная и светлая.

Перед входом имеется стенд для информационных материалов, на котором размещена афиша о содержании экспозиции мемориальной квартиры, режиме работы музея Преодоление, предложения о предварительной записи на участие в организованных экскурсиях.

Даже беглый взгляд на обстановку комнаты писателя позволяет сделать вывод о казенном комплектовании бытовых предметов, окружающих Островского в последние годы жизни и творчества.

Комната доступна и для непосредственного знакомства, посетители могут пройти внутрь и осмотреть все предметы обстановки. Мебель явно выделена из запасников коммунальной службы. Это стандартная металлическая кровать больничного типа и комплект из дивана, кресел и стульев с кожаной обивкой – обычные принадлежности чиновничьего кабинета.

На стене у кровати скромный ковер темного рисунка, выше портрет какого-то деятеля революционного периода, похожий на наркома просвещения Луначарского.

На стульях за кроватью расположены граммофонные пластинки и патефон для их прослушивания. На аккуратно заправленной кровати лежит обмотанная бинтами палочка, которой прикованный к постели мог хотя бы утереть пот с лица, когда никого не было рядом.

Вторая комната квартиры Николая Островского предназначалась под гостиную и была обставлена соответствующим образом. Для меблировки выделены книжные шкафы, большой стол под белой скатертью и до десятка стульев. Здесь же мягкие кресла под белыми накидками, высокое и ветвистое декоративное растение с широкими листьями и непременный портрет вождя мирового пролетариата.

Широкие оконные проемы обеспечивают прекрасное освещение, на случай приема больших групп посетителей либо официальных делегаций разместить гостей можно было без труда. Другое дело, что сам Островский пользоваться гостиной практически был неспособен.

Далее посетителям предстоит переместиться ко второму разделу экспозиции музея Преодоление, а по пути предоставляется возможность ознакомиться с другими предметами коллекции. Многие из них имеют непосредственное отношение к активному периоду жизни Николая Островского, которая была хоть и короткой, но крайне насыщенной.

Островский принимал активное участие в боевых схватках гражданской войны в России, воевал в конных частях бригады легендарного Котовского и Конной армии будущего Маршала Семена Буденного. Многие сюжетные линии и подробности единственного оконченного произведения писателя носят автобиографический характер.

Застекленный шкаф содержит те немногие предметы, которые сохранились от боевой молодости или были подобраны для экспозиции музейными работниками. Можно видеть гитару на венском стуле, массивный барометр и несколько фотографий. Обращает на себя внимание карандашный рисунок боевой подруги красноармейца, который нам доподлинно не известен.

Зато предельно ясно происхождение следующих экспонатов – это изданный Роман – газетой первый выпуск романа «Как закалялась сталь» и трафарет, который был придуман Островским для написания черновика этого произведения.

Теряя зрение, он терял и способность к разборчивому письму, поэтому изобрел ограничитель строк, позволяющий разобрать его почерк.

Последние из названных экспонатов привлекают наибольшее внимание посетителей. Их рассматривают наиболее внимательно. Такие книги Островского, изданные значительным тиражом, получили широкое распространение.

Подогретое большевистской пропагандой внимание к книге сделало это издание своего рода кодексом жизни молодого поколения борцов за пролетарские идеалы. Молодые люди читали книгу на стройках социалистической индустриализации, а затем и в окопах Великой Отечественной войны.

Известны и прострелянные пулями, и окровавленные экземпляры этого издания.

Скульптурное изображение сидящего в кресле Николая Островского встречает посетителей на входе в ту часть экспозиции, которая собственно и касается темы Преодоления. Речь идет о преодолении неизлечимых болезней, боевых и производственных травм, врожденных и спортивных увечий.

Островский изображен сидящим в кресле, в укрытыми пледом ногами. На нем мундир бригадного комиссара, это звание Политуправление Красной армии присвоило писателю за год до кончины, вскоре после награждения орденом Ленина. Френчем Островский особенно гордился, надевал по торжественным дням и для встреч с посетителями.

Зал Преодоление

Вторая половина экспозиции музея Преодоление представлена залом аналогичного наименования. Торцевая стена помещения украшена громадной мозаикой, характерной богатством красок и абстрактным содержанием.

Здесь размещены два типа экспонатов, представляющих две грани судьбы больных и вернувшихся к активной деятельности людей. Представлены обстоятельства и экспонаты получения травм и увечий, ограничивающих подвижность и работоспособность пострадавших.

Как противовес трагическим или случайным обстоятельствам, выставлены результаты или информация об итогах художественной и производственной, спортивной и иной деятельности тех, кого принято называть людьми с ограниченными возможностями.

Первые призваны служить предостережением и быть призывом к осторожности и осмотрительности в различных жизненных обстоятельствах, но заранее понятно, что от всех случайностей и опасностей предохраниться невозможно.

Один из стендов демонстрирует коньки и одежду фигуристки Елены Бережной, получившей тяжелейшую травму головы от конька партнера по парному катанию. Повреждение получено на тренировке совершенно случайно, но было очень серьезным. Счастливый исход данной ситуации обеспечили российские врачи, участие родственников и нового спортивного партнера.

Елена не только выздоровела, хотя приходилось заново учиться говорить и ходить после повреждения височной кости. Она в паре с Антоном Сихарулидзе завоевала серебро на Олимпиаде в 1998 и золото в 2002 году, награждена двумя орденами РФ, родила двоих детей и сейчас является депутатом Государственной Думы России.

Вдоль противоположной стены расположены стенды с экспонатами и отдельные крупные предметы, на самой стене – живописные работы разных жанров. Предметы декоративно-прикладного искусства, картины и скульптуры выполнены людьми, имеющими различные существенные повреждения здоровья.

В буквальном смысле незрячие, даже потерявшие конечности – и то способны освоить рисование и лепку и другие виды творчества. Опубликованные личные обстоятельства подтверждают, что выход на активную жизнь возможен из любой ситуации.

Уделено внимание в экспозиции зала Преодоления и обстоятельствам, при которых люди получают тяжелые повреждения здоровья. Правомерность и этическую обоснованность подобного подхода можно критиковать или поддерживать, но на сегодняшний день содержимое некоторых витрин может внушать опасения к занятиям определенными видами деятельности.

Подчеркивается и без того известная рискованность профессий военнослужащих и пожарных, работников промышленности и спортсменов, да вообще любой активности.

Временные выставки

Устраивает музей Преодоление и временные выставки, используя предоставляемые организациями и частными лицами экспонаты и коллекции. Здесь как изделия и произведения собственного изготовления, так и предметы коллекционирования.

При необходимости здесь можно организовать музыкальное выступление или сопровождение демонстрации. Одним словом, музей Преодоление максимально способствует творческому самовыражению, результаты которого заставляют не обращать внимания на определенные физические недостатки.

Убедиться в справедливости вышесказанного можно при осмотре любой очередной временной экспозиции. Разнообразие жанров изобразительного искусства и другой творческой деятельности, различие манер и стилей исполнения произведений может быть очень разительным. Налицо явные признаки безграничности человеческих возможностей, позволяющих преодолеть физические недостатки и любые недуги.

Музей находится в удивительном доме – памятнике истории и культуры XVIII – XX веков. Здесь соединились три эпохи. Время отразилось и в облике здания, и в его функциональном предназначении. Дом не пострадал в пожаре 1812 года, но впоследствии неоднократно перестраивался. В нем в разное время жили удивительные люди. Самые знаменитые жильцы оставили особый след в культуре своего времени. Около 200 лет назад особняк на Тверской считался одним из самых красивых в Москве, и недаром. Строгий классический стиль, прекрасные пропорции, великолепный портик с колоннами… Здание возвели по проекту выдающегося зодчего Матвея Казакова. В 1824-1829 годах здесь находился знаменитый салон княгини Зинаиды Волконской, где бывали А.С. Пушкин, В. Жуковский, Е. Баратынский, П. Вяземский… Отсюда в 1826 году уезжали в Сибирь к ссыльным мужьям-декабристам Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.

После отъезда хозяйки в Италию дом некоторое время переходил из рук в руки. Но с конца XIX века у дома начинается новая жизнь. С 1898 по 1917 годы зданием владел известный купец-миллионер Г.Г. Елисеев. Значительная часть помещений была отведена под магазин, знаменитый экзотическими фруктами, лучшими винами, колониальными товарами - редкими сортами кофе, чая, специй. Магазин не менял адреса на протяжении всего XX века. В советские годы он официально именовался Гастрономом №1, но старые москвичи всегда называли магазин Елисеевским.

С 1918 года часть дома использовалась под квартиры. В 1935-1936 гг. в одной из них жил писатель Николай Островский, автор книги «Как закалялась сталь». В 1940 году в квартире был создан музей им. Н. Островского, а в 1992 году в связи с расширением деятельности (часть экспозиции была посвящена людям с трудной судьбой, преодолевшим по примеру Н. Островского свои недуги) он был переименован в гуманитарный центр «Преодоление» имени Н.А.Островского.

В первом зале музея мы можем увидеть портреты владельцев дома, начиная с вдовы статс-секретаря Екатерины II Екатерины Ивановны Козицкой, первой его хозяйки. Её младшая дочь Анна Григорьевна вышла замуж за князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского, дипломата, философа, почетного члена многих академий и обществ. При нем дом преобразился, здесь князь разместил свою коллекцию древностей. Но в настоящий храм искусств превратила особняк его дочь – княгиня Зинаида Волконская – «царица муз и красоты», как назвал ее А.С. Пушкин.

Частью экспозиции музея является мемориальная квартира, в которой знаменитый писатель Николай Островский провел последние два года своей жизни. Собственно квартире предшествует зал, рассказывающий о его нелегкой судьбе. Николай Алексеевич прожил 32 года, из которых девять лет был прикован к постели. Николай Островский вошёл в историю как автор романа "Как закалялась сталь" и как человек, поразивший мир беспредельным мужеством. Он стал писателем, будучи совершенно неподвижным и слепым.
Экспозиция музея без идеологической заданности на основе документального материала раскрывает личность Островского, акцентируя внимание на тех его качествах, которые востребованы обществом при любом политическом строе. В документах и фотографиях раскрывается история семьи, любви, служения идее. По мере ухудшения здоровья Николай Островский стал находить смысл жизни в литературном творчестве.

Слова Н. Островского "Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой, сделай её полезной" стал и жизненным девизом героев экспозиции "Преодоление".
Тема "Преодоление" раскрывается через личные истории конкретных людей, по разным причинам ставших инвалидами.

Квартира была предоставлена Н. Островскому Моссоветом по решению советского правительства. Она состояла из двух комнат, которые были обставлены казенной мебелью. Так выглядели квартиры 30-х годов xx века, которые предоставлялись в Москве партийным и советским работником среднего звена. Позднее для спальни-кабинета было куплен в подарок жене пианино. Большой книжный шкаф по просьбе писателя был сделан на заказ. В квартире Островский прожил последний год своей жизни. День его был расписан по минутам: работа над романом "Рожденные бурей", встречи с писателями, друзьями, журналистами.

Каждый третий выходной месяца - бесплатное посещение.
Кроме постоянных экспозиций, в музее проходят временные выставки, лекции и концерты.

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом − типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».

В большой комнате, называвшейся по-старинному зала, Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway&sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.

В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь - шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино − как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.

Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой. В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.

«Зеленая комната» − это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.

Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

Культурный центр «Интеграция» имени Н. А. Островского (прежнее название -гуманитарный центр «Преодоление») – необычный музей, посвященный людям, перешагнувшим через страшный недуг и оставившим заметный след в истории. Его экспозиция рассказывает о сложном, но реальном пути преодоления себя и интеграции в общество.

Писатель Николай Островский — автор знаменитого в советское время романа «Как закалялась сталь». Эта книга о мужественной борьбе человека за свои идеалы стала манифестом нескольких поколений. Она многократно издавалась миллионными тиражами, была переведена на 75 языков. В этом романе прозвучали знаменитые слова: «Самое дорогое у человека ‒ это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Николай Островский прожил 32 года, из которых девять лет был прикован к постели. Он стал писателем, будучи совершенно неподвижным и слепым.

Деятельность музея

В 1824‒1829 гг. в особняке жила княгиня Зинаида Волконская ‒ «царица муз и красоты», как называл ее Пушкин. Ее литературно-музыкальный салон был одним из самых известных в Москве. Здесь бывали , В. Жуковский, Е. Баратынский, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, В. Одоевский, Ф. Тютчев, А. Мицкевич, А. Алябьев и многие другие. Именно здесь в 1826 г. состоялся прощальный вечер для жен декабристов, уезжавших за своими мужьями в ссылку в Сибирь. В 1829 г. Волконская навсегда уехала в Италию. После ее отъезда дом некоторое время переходил из рук в руки.

Новая жизнь особняка началась в конце XIX в. С 1898 по 1917 гг. зданием владел известный купец-миллионер Г. Елисеев. Значительная часть помещений была отведена под магазин. Здесь, в роскошных интерьерах, продавались экзотические фрукты, лучшие вина, редкие сорта кофе, чая, специй. В советские годы магазин продолжил работу как Гастроном № 1, но москвичи всегда называли его Елисеевским.

С 1918 г. часть дома стала использоваться под квартиры. В 1935‒1936 гг. в одной из них жил писатель Николай Островский. 22 декабря 1936 г. Н. Островского не стало. В 1940 г. в квартире был создан музей.

2016-2019 moscovery.com