Николай Диденко родился 1 марта 1976 года в городе Москва. В 1982 году начал учиться в Московском хоровом училище имени А. В. Свешникова. В том же году поступил в музыкальную школу им. В. В. Стасова по классу скрипки. С 1996 года продолжил образование в Академии хорового искусства им. В.Попова, в 2003 году там же окончил аспирантуру. Учился у одного из выдающихся педагогов по вокалу Дмитрия Вдовина.

Выступал с Академическим хором мальчиков под управлением Виктора Попова. В конце 90-х работал как хоровой дирижер, регент, и вместе с детско-юношеским хором Патриаршего подворья неоднократно завоевывал первые места на хоровых фестивалях духовной музыки. Годы спустя Николай неоднократно поднимался на одну сцену вместе со знаменитыми хоровыми капеллами в качестве солиста - в частности, с хором Сретенского мужского монастыря.

С 2002 по 2003 год - ведущий солист театра «Новая Опера», исполнял партии в «Евгении Онегине», «Моцарте и Сальери», «Реквием».

2003-2005- солист Houston Grand Opera, США, исполнил партии в спектаклях «Турандот», «Севильский цирюльник», «Волшебная флейта», «Тоска», «Юлий Цезарь».

С 2004 года Николая Диденко представляет крупнейшее международное агентство «Асконас Холт», Англия. С этого момента начинается международная карьера Николая Диденко.

В разные годы он сотрудничал с Вашингтонской национальной оперой, Кельнской оперой, Датской Королевской оперой, Нью-Йорк Сити Опера, Опера Бастилия (Париж) и другими всемирно известными оперными театрами.

С марта 2013 года Николай Диденко - приглашённый солист Большого театра в опере В. Беллини «Сомнамбула».

Николай Диденко исполнил партии в операх «Моцарт и Сальери», «Риголетто», «Евгений Онегин», «Тоска», «Юлий Цезарь», «Мадам Баттерфляй», «Севильский Цирюльник», «Турандот», «Волшебная Флейта», «Маленький принц», «Трубадур», «Идоменей», «Ромео и Джулиетта», «Золушка», «Троянцы», «Милосердие Тита», «Дон Карлос», «Бал-маскарад», «Богема», «Сомнамбула», «Капулетти и Монтекки», «Аида», «Норма», «Турок в Италии», «Фальстаф», «Сила судьбы», «Симон Бокканегра», «Дон Жуан», «Борис Годунов», мировую премьеру оперы «Лисистрата» и участвовал в концертах исполняя Маленькую Торжественную мессу и «Стабат Матер» Россини; «Раёк», 13 и 14 симфонии Шостаковича, 8 симфонию Малера, Реквием и мессы Моцарта, «Стабат Матер» Дворжака, Реквием Верди.

С 2004 года Николай Диденко является бессменным художественным руководителем благотворительной программы «Белый пароход». Это программа музыкальной реабилитации, обучения вокалу, игре на музыкальных инструментах, работе в хоре для музыкально одаренных детей с ограниченными возможностями, детей из неполных семей, детских домов и интернатов. Возникла на Дальнем Востоке в Хабаровском крае, с годами приобрела всероссийский размах.

За годы существования «Белого парохода» его воспитанники и выпускники получили музыкальное образование в таких ведущих учебных заведениях России как Хоровое училище им. Свешникова, Академия хорового искусства им. В.Попова, ГМУЭДИ, РАМ им. Гнесиных и др., принимали участие в престижных детских и юношеских конкурсах, участвовали в Дельфийских играх, в детском Евровидении, и, главное, обрели новые семьи, опекунов и получили возможность изменить свою прежнюю жизнь.

Проект поддерживается Академией хорового искусства имени В.Попова и благотворительным фондом «АРИДИ». Среди тех, кто поддерживает и тепло отзывается о «Белом пароходе», - композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов.

«Белый пароход» под руководством Николая Диденко с лета 2004 года провел несколько рейсов по Амуру, круиз по Волге, давал концерты как в Хабаровском крае, так и в Москве. Летом 2013 года по мере возобновления рейсов теплохода «Василий Поярков» на Дальнем Востоке Николай Диденко вместе со своими воспитанниками вновь отправился в музыкальный круиз по Амуру. С 2014 года с прекращением пассажирской навигации проект стал сухопутным детским оздоровительным лагерем.

В разные годы сотрудничал со знаменитыми певцами современности: Рамоном Варгасом, Рене Флеминг, Николаем Гяуровым, Миреллой Френи, Эдитой Груберовой, Федерикой Фон-Штаде, Владимиром Галузиным, Марией Гулегиной, Джун Андерсон, Брин Терфилем, Матти Сальминеном, Массимо Джордано, Лорой Клейкомб и др.; под управлением дирижёров Антониелло Аллеманди, Патрика Саммерса, Эдоардо Мюллера, Нелло Санти, Марко Армильято, Владимира Федосеева, Владимира Спивакова, Рудольфа Баршая, Михаила Плетнёва, Геннадия Рождественского и др.

В феврале 2017 хоровая запись Penderecki Conducts Penderecki, Volume 1 с участием артиста номинирована и получила премию Грэмми. Но поскольку в категории "Лучшее хоровое исполнение" приз вручается только дирижерам хора и оркестра, Диденко не является обладателем премии "Грэмми".

Встреча с большим талантом всегда оставляет в душе неизгладимый след. Любители вокального искусства, собравшиеся 15 ноября в Доме учёных, наверняка, ещё долго будут вспоминать концерт замечательного вокалиста, обладателя уникального голоса (певучего баса) Николая Диденко. Накануне концерта артист дал интервью «ГС».

Справка «ГС»

Николай Диденко родился 1 марта 1976 года в Москве, в 1982 году начал учиться в Московском хоровом училище им. А. В. Свешникова. В том же году поступил в музыкальную школу им. В. В. Стасова по классу скрипки. С 1996 года продолжил образование в Академии хорового искусства им. В. Попова, в 2003 году там же окончил аспирантуру. 2002 по 2003 год – ведущий солист театра «Новая Опера». С 2003 – 2005 – солист-стажёр Хьюстонской Гранд Опера. С 2004 года Николая Диденко представляет крупнейшее международное агентство «Асконас Холт» (Англия). В разные годы он сотрудничал с Хьюстонской Гранд Опера, Вашингтонской национальной оперой, Кельнской оперой, Датской Королевской оперой, Нью-Йорк Сити Опера, Опера Бастилия (Париж), Театром Лисеу (Барселона), Опера Бильбао и другими всемирно известными оперными театрами. С марта 2013 года Николай Диденко – приглашённый солист Большого театра. С 2005 года Николай Диденко является художественным руководителем благотворительной программы «Белый пароход. Поющие реки России», направленной на творческое развитие и реабилитацию музыкально одарённых детей с ограниченными возможностями, сирот, детей из социально неблагополучных, неполных, многодетных, малообеспеченных семей.

– Николай, сегодня Вы известный артист, Вас рады видеть у себя самые известные театральные площадки мира. Ваш брат Олег Диденко тоже знаменитый оперный певец. От кого вы унаследовали музыкальные способности?

– Голоса нам достались от мамы и бабушки. Армянская линия нашей семьи всегда была поющая. Когда нам с братом было по 5 – 6 лет, мама привела нас в хоровое училище, где работала её знакомая. С этого всё и началось.

– Известно, что в музыкальной школе Вы учились по классу скрипки. Инструмент тоже мама выбрала?

– Нет, с выбором инструмента была забавная история. Скрипка нам внешне больше всех остальных инструментов понравилась. «Она самая красивая, на ней и будем учиться», – сказали мы. Об этом выборе я ни разу не пожалел. Поскольку инструмент требует очень точного интонирования, любой ребёнок, который занимается скрипкой, идёт семимильными шагами к развитию идеального слуха.

– Проект «Белый пароход», художественным руководителем которого Вы являетесь, приобрёл широкую известность. Когда впервые Вы стали заниматься с детьми?

– Если говорить о первых шагах, то надо вспомнить начало 90-х. В 16 лет я случайно попал в церковный коллектив, где мне предложили освоить профессию регента. Так я стал регентом церковно-приходского хора усадьбы Свиблово, сотрудничал с хором Сретенского монастыря, очень известным в России и за её пределами творческим коллективом. А в усадьбе сейчас располагается хоровая школа, где в 90-х я приобрёл первый опыт занятия с детьми. Всего за год работы появились первые результаты. Коллектив стал выезжать на конкурсы, где мы всегда брали первые места.

– В 16 – 17 лет личность человека ещё не сформирована до конца. Не было ли в то время симптомов «звёздной болезни» – Вам выпала доля руководителя, к тому же успешного в столь юном возрасте?

– Пришлось пережить и это. Но я вырос в московском хоровом училище, а это настоящее братство. Ребята и мой родной брат быстро поставили на место. Друзья всегда откровенно и честно говорили, если возникали какие-то проблемы.

– Сейчас, когда школьные годы давно позади, какие у Вас отношения с братом? Вы оба оперные певцы. Есть ли конкуренция между вами?

– С братом мы очень дружим, хотя в детстве мне доставалось как младшему. Он работает больше в Москве, я за границей. Фактически в творчестве мы не пересекаемся. Но давно уже есть мечта сделать концерт на двоих, спеть дуэты. Мы разного плана артисты: у него очень здорово получается русский репертуар, у меня – западный. И голос: у него более глубокий бас, у меня – более светлый.

– Вы много гастролируете за границей. Из всех театров мира, где приходилось выступать, какой для Вас наиболее комфортный?

– Поскольку я два года провёл в Хьюстоне, мне близок этот театр. Houston Grand Opera, Хьюстонская Гранд Опера – потрясающий театр, шикарная акустика. Я там получил огромную школу, спел 12 постановок, вырос как профессионал, потому что работал рядом с величайшими музыкантами, дирижёрами и солистами. Там очень удобно петь. Отлично слышишь свой голос. Из российских – родной остаётся Новая опера. С весны 2013 года я начал сотрудничать с Большим театром, как приглашённый артист. Атмосфера для работы там была очень комфортной. Коллектив, оркестр, хор – всё на высочайшем уровне, приглашали хорошего дирижёра, сильный состав солистов. Поэтому постановка «Сомнамбула», в которой я участвовал, на мой взгляд, нисколько не уступает самым лучшим западным постановкам.

– Наша публика сильно отличается от зарубежной?

Разные страны по-разному реагируют на выступления артистов. Скажем, если итальянцам что-то не понравится, они выйдут и «закидают помидорами». У нашей публики есть культура. Даже если приходит певец, который вообще не может ничего спеть, ему всё равно хлопают, поддерживают. Где-то из жалости. Были случаи, когда приезжали великие певцы 20-го века в почтенном возрасте, которым уже сложно петь. Однажды великий в прошлом итальянский певец, выступая в России на концерте, посреди дуэта показал, что петь больше не может и покинул сцену. Публика взорвалась, стала аплодировать, помня старые заслуги артиста. В Италии бы люди жутко оскорбились, ещё и деньги назад потребовали бы. А вот немцы, наоборот, очень спокойные и любят всё, что бы им не предложили.

Перед русской публикой выступать сколь приятно, столь и ответственно. Когда поёшь русский репертуар на западе, зритель не понимает тонкости слова. Даже когда мы работаем «глаза в глаза», это не доводит «до мурашек», как бывает с нашей публикой. Опять же в разных городах по-разному. Есть программы, которые всегда идут «на ура», например, романсы. Есть более сложные программы, заставляющие публику думать, многим городам они кажутся скучными.

– Когда певцу интереснее выступать – в сопровождении оркестра или в более камерном варианте, как это было в Сарове?

– Зависит от музыки, которую исполняешь. Работать с оркестром, безусловно, интереснее. Однако всегда есть свои нюансы – в таком выступлении практически всё зависит от дирижёра, от того, насколько он чувствует солиста, прислушивается к его пожеланиям петь более «пиано», или «форте». Мне посчастливилось сотрудничать как с величайшими дирижерами современности, так и с потрясающими концертмейстерами, и в каждом таком проекте находить свои интересные и запоминающиеся мгновения.

По моим наблюдеиям, саровская публика немного отличается от среднестатистической российской. Собравшиеся в зале Дома учёных зрители с восторгом принимали каждый номер великолепного артиста. А когда певец переходил на пияно, казалось, что публика переставала дышать…

К сожалению, газетный формат не позволил нам вместить на одну полосу всё, о чём мы говорили с Николаем Диденко. В следующем номере читайте продолжение интервью с большим артистом, где речь пойдёт об уникальном проекте «Белый пароход. Поющие реки России». О вдохновителях и юных мужественных талантливых участниках этого проекта.

Беседовала Анна Шиченкова

Гвардии старший лейтенант Н. М. Диденко совершил 283 успешных боевых вылета. Проведя 34 воздушных боя, лично сбил 10 самолётов и потопил 2 шхуны противника. 5 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Николай Диденко родился 5 Декабря 1921 года в посёлке Прохладный, ныне город в Кабардино - Балкарии, в семье крестьянина. Образование получил незаконченное среднее, окончил аэроклуб в Нальчике. С 1938 года в рядах Военно - Морского Флота. В 1941 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Октября 1941 года, воевал в Заполярье, в эскадрилье Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова (78-й истребительный авиационный полк, ВВС Северного флота).

К Июлю 1944 года заместитель командира эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка (6-я истребительная авиационная дивизия, ВВС Северного флота) Гвардии старший лейтенант Н. М. Диденко совершил 283 успешных боевых вылета. Проведя 34 воздушных боя, лично сбил 10 самолётов и потопил 2 шхуны противника. 5 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны Николай Диденко совершил 378 успешных боевых вылетов и довёл общий счёт своих побед до 17. Справедливости ради, следует отметить что по официальным архивным документам боевых потерь Люфтваффе подтверждаются только 7 его личных побед.

После войны Николай Матвеевич продолжал служить в ВВС, командовал частями и соединениями. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1971 года Генерал - Майор авиации Н. М. Диденко - в запасе. Работал в совете по туризму и экскурсиям Кабардино - Балкарской АССР. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (трижды), медалями.

2 Февраля 1975 года Николай Матвеевич Диденко погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен в городе Нальчик. Бюст Героя установлен на территории музея авиации Северного Флота. Его имя присвоено тяжёлому истребителю - перехватчику МиГ-31 из состава 174-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

Николай Диденко. Фото – Мария Моченова

О чем поют дети, когда им тяжело. Лауреат премии Grammy, оперный певец Николай Диденко о своем крещении, работе в Сретенском хоре и благотворительном проекте «Белый пароход».

Николай Диденко был регентом детско-юношеского хора Патриаршего подворья и солистом хора Сретенского мужского монастыря. Сейчас это оперный певец с мировым именем. Его бас – редкий basso cantante – звучит со сцен оперных театров США, Великобритании, Германии, Франции, России, Испании, Дании.

Уже 12 лет подряд лауреат премии Grammy-2017 развивает на Дальнем Востоке благотворительный проект «Белый пароход. Поющие реки России» – учит петь музыкально одаренных детей с инвалидностью, сирот, ребят из неполных, многодетных и малообеспеченных семей и дает им старт в музыкальную карьеру.

Музыкальный благотворительный проект «Белый пароход. Поющие реки России» был создан в Хабаровске в 2005 году. Каждое лето на теплоходе «Василий Поярков» собираются вокально одаренные дети со всего Дальнего Востока и других регионов страны.

Все они со сложными судьбами: у кого-то тяжелая болезнь, кто-то из малообеспеченной, многодетной или неполной семьи. Три недели около ста ребят живут на корабле, путешествуют по Амуру, усиленно занимаются вокалом и к концу смены готовят гала-концерт. Многие из них продолжают карьеру в высших музыкальных учебных заведениях России.

Родоначальником проекта был Хабаровский краевой благотворительный фонд активного развития, интеграции детей-инвалидов (ХКБФ АРИДИ), сегодня его организатор – Хабаровский краевой благотворительный фонд «Счастливое детство». Художественный руководитель «Белого парохода» – оперный певец Николай Диденко.

Среди попечителей проекта – композитор Александра Пахмутова, дирижер Валерий Гергиев, пианист и концертмейстер Александр Покидченко, поэт Николай Добронравов.

«Многим детям музыка продлевала жизнь»

– Николай Алексеевич, когда вы волнуетесь больше: перед выступлением на сцене Венской оперы или Большого театра или же на гала-концерте ваших ребят?

– Единственная ситуация, когда я волнуюсь – если не успел доучить текст (смеется). Например, мне звонят и просят на следующий день выступить. И приходится быстро учить. Но это бывает очень редко.

Больше всего я нервничаю, когда стою за кулисами и слушаю, как дети исполняют все, что мы с ними выучили. Особенно когда знаю, что иногда это место получается, а иногда нет. Мне даже проще самому выйти и спеть. Два раза наши дети выступали под аккомпанемент Большого симфонического оркестра – впервые со времен СССР.

У нас всегда есть слабослышащие дети, владеющие жестовым пением, и однажды песню «Радуйся» Раймонда Паулса весь хор исполнял параллельно и на жестовом языке. И хотя мы оттачивали каждую деталь, очень волновался за ребят. И так всегда.

– Нашла у вас в соцсетях скриншот переписки с мамой Еленой: «“Белый пароход” заменил Елисею медикаментозные курсы лечения, ребенок живет без таблеток! Низкий Вам поклон!» Вы когда-нибудь думали, что будете получать такие письма?

– Я даже больше скажу – мы начали работать ради поддержки таких детей. Некоторых, к сожалению, уже нет в живых. И они жили только музыкой и общением с педагогами Академии хорового искусства, с заслуженным артистом России Александром Покидченко. Мы с ним начинали это дело.

Когда провели первую смену, дети умоляли продолжить. Многие сидели дома с тяжелыми заболеваниями, и «Белый пароход» буквально продлевал им жизнь.

Помню девочку Альбину Грачеву, которая, к сожалению, уже ушла. У нее была болезнь Верднига-Гоффмана. Но пела Альбина потрясающе, очень проникновенно. Каждое ее выступление было призывом: «Посмотрите, как я живу, и не жалуйтесь на свои проблемы». И люди выходили в слезах.

Таких детей было много, и мы не имели права их предать. Хотя были моменты, когда мы с трудом собирали деньги на очередной фестиваль, и было страшно, так как эти дети только проектом и жили.

– А до этого вы были знакомы со сферой благотворительности?

– Еще в студенческие годы фонд «Мир искусства» приглашал меня в свои проекты. И тогда я впервые столкнулся и начал общаться с детьми с ограниченными возможностями. Не только пел, конечно, но и физически помогал, например, если было нужно вытащить детей-колясочников из автобуса. Никогда этого не боялся.

И вот в 2005 году Владислав Тетерин из фонда «Мир искусства» попросил меня поехать в Хабаровск и отобрать несколько детей для участия в крупных проектах в Москве. В тот момент я только вернулся со стажировки из Хьюстона, август оказался свободен, и мне было очень интересно после долгого времени на чужбине поехать на Дальний Восток. Россия, Амур, корабль – для меня все было романтично и красиво.

К тому же и родился я в Петропавловске, а через 10 дней меня перевезли в Москву. В тот приезд вместе с руководителем фонда «АРИДИ» Ириной Анатольевной Юрьевской мы и придумали эту историю.

Сделали скромненький концерт на пароходе, а после этой смены стали собирать поющих детей со сложными судьбами со всего Дальнего Востока. И вокруг появились совершенно замечательные люди, с которыми мы работали как команда.

Но еще меня поразили дети своими талантами. И вдруг я увидел, что эта идея может жить. К тому же опыт работы с детьми тоже уже был и очень пригодился.

– У нас на «Белом пароходе» все обращаются друг к другу на «ты». Даже были комичные ситуации, когда вожатые – девочки по 18-19 лет – встречают детей, и те называют их «Людмила Петровна». А потом приезжает команда достаточно именитых людей и дети бегут обниматься и кричат: «Привет, Саша, Коля, Загит!». И вожатые потом не знают, как себя вести (смеется).

Таким образом, стирается грань, и мы становимся как семья. Вечерами устраиваем посиделки, всегда проводим День Нептуна, кстати, я всегда Нептун – это уже традиция.

Я далеко не приверженец западных систем, но этот подход мне нравится. Это как-то сближает и делает равными, коллегами. Так получилось с самого начала, когда я приехал со стажировки из Америки, и от обращения «Николай Алексеевич» меня совсем передергивало.

Хотя дисциплину я держу железно. Каждому ребенку, который может петь соло, мы стараемся дать сольный номер. И вот за опоздания на репетицию я могу снять номер. Для меня это очень тяжело, конечно, могу потом ночью не спать.

«Чем ближе к Церкви, тем больше искушений»

– Вы ведь руководили детско-юношеским хором Патриаршего подворья?

– Да, мне было 16 лет, я учился в 9-м классе хорового училища, когда отец Сергий Киселев из города Фрязино предложил мне попробовать регентовать детско-юношеским хором. В тот момент у хора не было регента, а я тогда предполагал, что буду дирижером.

В детстве точно не мог представить себя оперным певцом, потому что мне жутко не нравилось оперное пение. Для меня хуже этого пения вообще не было ничего. Мне нравилась эстрада, особенно западная, например, Уитни Хьюстон. И только потом любовь к опере началась с Марио Ланца.

Так вот, любой дирижер мечтает о хоре. И это был мой первый опыт. Я тогда первый раз попал в храм, был неверующий, некрещеный, но решил попробовать.

Когда первый раз был регентом на службе, знаете, сколько людей с разных сторон мне подсказывали, что нужно делать в этот момент!
(смеется). Чуть позже я собрал хорошую команду из своих же друзей из хорового училища.

И мы создали очень хороший хор, который на следующий год стал победителем международного православного конкурса-фестиваля в Польше. А еще мы тогда взяли приз зрительских симпатий.

– Без опыта церковной жизни сложно было управлять Патриаршим хором?

– Сначала я воспринимал это как работу. Да и очень интересно было работать с детьми, управлять хором. У меня даже была «звездная болезнь», и мои сверстники в немного жесткой форме отчитывали за это. Когда мне сказали, как я выгляжу со стороны, на эту тему задумался. Слава Богу, переборол. Но это было юношеское. Свалилась и слава, и первые премии.

Еще я работал в театре «Ленком» в постановках «Поминальная молитва», «Юнона и Авось» и «Фигаро». Однажды спектакль «Юнона и Авось» мы повезли в Израиль.

В команде был Николай Караченцов, Марк Захаров – для меня это целый период в жизни, без которого я не сложился бы как артист. Каждый день наблюдал за величайшими артистами на земле. Следил за тем, как они играют, общаются с публикой, ведут себя на сцене.

Вообще, оперный артист – это тот же самый драматический артист, только еще с голосом и временными рамками. Если драматический артист может сделать временную паузу или где-то отойти от текста, то в музыке такое невозможно.

Оперный жанр крайне сложен, и нужно добиться в нем того, чтобы и текст был понятен, и людей до мурашек захватывала история, и игра с вокалом были на высоте. Это очень сложно.

Может, благодаря «Ленкому» я и понял, что хочу быть оперным певцом, и потихонечку начал двигаться в эту сторону. Мой брат Олег точно так же, как и я, пришел некрещеный в ту же самую церковь. В 18 лет отец Сергий Киселев нас крестил.

– Крещение как-то помогло вам побороть «звездную болезнь»?

– К сожалению, чем ближе к Церкви, тем больше искушений. Очень важно послушание, и многие люди забывают, что нужно смиренно жить. Дело было не в крещении. Просто в моей жизни есть принципы, которые я никогда не переступаю и живу только по ним.

– Какие?

– Они очень простые (улыбается). Быть добрым, отзывчивым. Обычные заповеди…

– Мне очень тяжело за границей, это часть моей натуры. Я очень тяжело переношу одиночество, а так получается, что практически вся моя жизнь – это гастроли. Конечно, есть коллеги, но все равно мне хочется поговорить на русском языке. И несмотря на то, что есть скайп, я жутко тоскую по России.

Стараюсь и храм какой-то найти, иногда на службы прихожу, могу и попеть где-то. Если нахожусь в Москве, то обязательно иду на службу. Раньше в Сретенский монастырь часто приходил. А самое страшное, когда после проекта сразу едешь за рубеж. Дети, визги, концерт, нервы и потом раз – и уехал. Гостиница, тишина. Как вакуум полный. Хотя, конечно, дети потом пишут, спрашивают, как дела.

«Очень важно замечать мгновения счастья»

– Николай Алексеевич, расскажите о своей семье.

– У нас музыкальная семья. Мой старший брат – Олег Диденко – тоже оперный певец, тоже бас, дирижер. Да, соседям в нашем детстве повезло (смеется). У меня два сына. Старший, Павел, учится в Академии хорового искусства. Младший, Олег, тоже собирается идти по этим стопам. Мама тоже любит петь.

– А как отец вы строгий?

– Да вы знаете, поступаю по совести. Иногда ребенок провинится, а я чувствую, что надо не обращать на это внимания. А в другом случае, если это какая-то подлость, стараюсь делать так, чтобы ребенок больше так не поступал.

– На ваш взгляд, что важно заложить в ребенке в детстве?

– Меня самого воспитывали на детских сказках. Добро, доброта – это самое главное. Важно, чтобы ребенок был добрым и понимал, что такое отдавать.

Образование, конечно, тоже очень важно, и естественно, я хочу, чтобы мои дети получили хорошее музыкальное образование, но самое главное – человеческие качества. Чтобы ребята не могли пройти мимо беды и всегда помогали нуждающимся. Поэтому мои дети всегда приезжают на «Белый пароход», помогают.

– А можете рассказать о человеке, который для вас – пример для подражания?

– Это не один человек. Такие люди могут появляться в жизни совершенно внезапно и так же исчезать. У меня был педагог по фортепиано Владимир Александрович Школяр – воинствующий атеист, но при этом он был человеком, живущим не просто по совести. Он никому не отказал в помощи.

Философ, умнейший человек, писал книги по методике преподавания фортепиано, по которым сейчас занимаются многие музыкальные школы. И это был человек невероятной честности и души, удивительный, потрясающе добрый. Для него Ленин с марксизмом и ленинизмом были очень важны, но мы на это как-то закрывали глаза.

Я встречал архиепископа, который был настолько скромным и считающим себя недостойным, что никому не давал целовать руку и все время ее убирал. Конечно, есть церковные каноны, это уже другое… Однажды мы всем хором были у этого архиепископа в гостях. И когда начали мыть посуду, он нас «выгнал», сказал отойти и больше слышать ничего не хотел. Ему было 80 с лишним лет, всю посуду он мыл сам.

Еще один пример – у нас на «Белом пароходе» была девочка Маша Кравцова, необыкновенной доброты. С мамой проходят мимо бездомного человека, а Маша говорит: «Мама, он замерзает, давай его заберем». И они его домой ведут. Маши тоже уже нет с нами. Вот эти люди все время появляются в жизни, просто их нужно видеть.

– Ваши дети очень часто поют песни со словами «радуйся», «дарите радость людям», «мы верим в жизнь». Что для вас значит это понятие – радость?

– Всегда должно быть много позитива. Наверное, я безнадежный оптимист. Вся моя жизнь полна радостных моментов, и они происходят каждый день. Что-то хорошее случилось, и меня переполняет счастье в данный момент. Вообще очень важно замечать мгновения счастья. Я знаю много людей, у которых, что бы ни произошло, все плохо. Вообще не понимаю, как так можно жить.

– А сегодня что вас порадовало?

– Недавно меня познакомили с одной хорошей женщиной из Санкт-Петербурга, и мы разговаривали насчет спонсирования нашего проекта. Она уже перевела нам определенную сумму на питание детей, я написал ей «Спасибо!», и вот как раз сегодня утром она ответила, что если нужно – возьмет кредит, но дети голодными не останутся. Вот такое у меня утро. Каждый год происходит какое-то чудо, и наш проект получается. Хотя, конечно, мы все понимаем…

– С одной стороны, у вас насыщенная гастрольная жизнь, сцены лучших оперных театров. А с другой – вы берете отпуск и три недели в Хабаровске работаете с особенными ребятами, наряжаетесь Нептуном на детском празднике. И эти две части вашей жизни кажутся очень разными. Как вы их совмещаете?

– Первые годы очень тяжело комбинировалось. Это были две абсолютно разные жизни. Одна закончилась – гастрольная, и началась новая. А сейчас все перемешалось. За границей я могу встречать детей с «Белого парохода». Одна девочка с корабля оказалась в Париже, когда у меня был концерт в Парижской филармонии. Во «ВКонтакте» или в «Инстаграме» я увидел, что она выставила фото на фоне Эйфелевой башни, написал ей, пригласил с семьей на концерт.

В Америке, в Портленде, тоже видел свою ученицу. К тому же сейчас даже во время контрактов приходится заниматься организационными делами по «Белому пароходу», поэтому две эти жизни потихонечку слились в одну.

– Вы говорили, что две девочки скончались, ушла и соруководитель проекта Ирина Анатольевна Юрьевская. Можете рассказать о своем отношении к смерти?

– Очень тяжело, конечно, все это переживать. У Маши был очень тяжелый порок сердца, мы даже специально делали серию концертов, чтобы собрать ей деньги на операцию. Собрали, но не успели передать – девочка скончалась. Это было ужасно… А с братом Маши мы очень дружим, ее мама – волонтер проекта. В тот тяжелый период старались их поддерживать.

– А как вы их поддерживали?

– Помню, я отправил им письмо, а содержание было таким: эти дети появляются на свет заведомо больными, чтобы изменить что-то вокруг себя, как ангелы. И эти две девочки – Альбина и Маша… Вокруг них люди становились другими, все старались помочь, с ними все дружили. И когда они ушли, было ощущение, что они выполнили свою миссию, ради которой появились на земле.

И понимание этого поддерживало и родителей, и всех нас. Эти девочки приехали, научили нас немножко, как жить надо, и спокойно ушли. И сейчас смотрят на нас и говорят: «Да, получилось!»

Чем дальше, тем отношение к смерти становится проще. Я осознаю, что, когда человек уходит, мы прежде всего себя жалеем, потому что не увидим его больше. Может быть, для некоторых людей уход к Богу лучше, чем мучения на земле…

Я очень часто летаю, и бывают плохие мысли. Несколько моих коллег из Александровского ансамбля разбились в самолете. Тоже задумываешься… И перед каждым полетом хочется все сделать так, чтобы само собой двигалось без моего участия.

«Даже если нечего отдавать, все равно нужно… отдавать»

– Как участие в благотворительности изменило ваше отношение к жизни, детям?

– Когда работал только для себя, чувствовал какую-то пустоту. Да, я востребованный артист, но духовных эмоций не испытывал. И вот с этим проектом все стало на свои места. Сейчас это уже неотъемлемая часть жизни, без которой жить совсем не смогу. Это детище. Это целая школа с вокальными традициями.

– На ваш взгляд, в чем предназначение человека на земле?

– Я думаю, что человек должен прожить жизнь так, чтобы о нем говорили только хорошее. Чтобы он сумел что-то создать. Если это педагог русского языка, то он должен быть таким, чтобы все вспоминали его как самого доброго и лучшего из всех, кого только знали.

Каждый должен найти свою нишу, в чем он наиболее талантлив, и это может быть что угодно. Даже если этот человек просто слесарь, зато он делает свою работу так, что люди потом благодарят. Если это так, то та высокая цель, к которой мы стремимся, достигнута. А это и есть по заповедям. Все надо исполнять по совести, честно, вкладывая душу. Ну и созидать, конечно.

Многие люди уезжают из нашей страны и потом говорят, как у нас все плохо. А ты что-то сделал, чтобы у нас получше было? Я считаю, что нужно что-то сделать здесь, и это могут быть какие-то небольшие вещи. Допустим, преподавание – созидание молодого поколения – это вкладывание себя в будущее. А глобальная цель человека – оставить после себя потомство, за которое было бы не стыдно.

– Вы нашли свою нишу?

– Безусловно. Если бы меня спросили, хотел ли что-то изменить, я бы сказал «нет». Хотя, конечно, есть и недопонимание окружающих. Даже некоторые близкие люди говорят: «Ты сначала стань народным артистом, а потом занимайся благотворительностью».

А я стараюсь вложить все в образование детей, помогаю тем, кто хочет развиваться в музыке и дальше. У нас в хоровом училище сейчас занимаются человек 20-30 с «Белого парохода». Одна девушка учится в Венской академии, другая – в Портленде.

Я пытался первое время объяснить, что нельзя жить только для себя и иногда надо что-то отдавать. Но многие считают, что нужно отдавать только тогда, когда есть что отдавать. А я думаю, что даже если нечего, то все равно нужно (смеется). Отдавать – это «наркотик», в хорошем смысле. Надо только попробовать.

– А народным артистом хотите стать?

– Нет, сейчас народный артист – это далеко не статус и не комплимент. Некоторые артисты после двух лет карьеры и нескольких удачно снятых видеороликов получают звание народных артистов. А есть артисты, которых знает вся страна, а они только заслуженные. Поэтому если в советское время этот статус народного артиста имел огромную ценность, то сейчас ее нет.

Если вы заметили ошибку, опечатку, или можете дополнить статью - правьте смело! Сначала необходимо зарегистрироваться (быстро и бесплатно). Затем нажмите кнопку «править» в верхней части страницы и внесите изменения. О том, как загружать иллюстрации, создавать новые статьи и о многом другом можно прочитать в справке .

Николай Васильевич Диденко

Материал из Товики - томской вики

Николай Васильевич Диденко - чиновник, работал на руководящих должностях в администрации Томска и Новосибирска, ныне чиновник администрации ЗАТО Северск .

В 1991 году окончил Томский инженерно-строительный институт, в 1997 году - Российскую Академию государственной службы при Президенте РФ.

Трудовую деятельность начал в 1977 году, работал каменщиком, бригадиром, мастером, начальником отдела, руководителем строительных организаций Черкасской и Томской областей.

В 1982 году переехал в Томск. С 1983 по 1986 год – мастер, начальник отдела, заместитель начальника Томского монтажного управления «Сибсантехмонтаж».

С 1986 по 1987 год – начальник ремонтно-строительного управления производственного объединения «Томскводоканал».

С 1987 по 1993 год – главный инженер, начальник ЖКХ «Томскстрой».

С 1993 по 1996 год – директор государственного муниципального предприятия «Жилремэксплуатация».

С октября 1996 по март 1998 года – глава администрации Ленинского района города Томска. С 1998 по 2000 год – глава объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов.

С июня 2000 года - первый заместитель мэра города Томска.

Депутат Томской городской Думы (1997–2001). C декабря 2001 года до сентября 2002 года - депутат Думы Томской области . В 2002–2004 годах снова работает первым заместителем мэра города Томска.

С июля 2004 года – начальник департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска. Чтобы возглавить одно из ключевых подразделений администрации города, Николаю Диденко пришлось выиграть конкурс, сразу после подведения итогов которого он подал в отставку с поста первого заместителя мэра Томска и переехал в Новосибирск.

В сентябре 2007 года назначен заместителем мэра г.Новосибирска по вопросам информационной политики мэрии, организационно-кадровой работы, а также взаимодействия с городским и областным советами депутатов, с общественными организациями города.

В апреле 2009 года назначен заместителем мэра - начальником департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска.

С апреля 2012 года - первый заместитель Главы Администрации ЗАТО Северск .

Cо 2 февраля 2013 года после отставки главы администрации Игоря Волкова временно исполнял его обязанности.

Есть сыновья Сергей (1981 г.р.) и Алексей (1983 г.р.). Младший сын пошел по стопам отца, став в 2007 году депутатом Томской областной думы. С 2011 года депутат Госдумы России, верный соратник скандально известного Владимира Жириновского.