Вокалист (от латинских слов vox - "голос" и vocalis - "звучащий") - музыкальная профессия, роль в музыкальном коллективе, предполагает исполнение различных вокальных партий.

Сейчас, термин вокалист почти совпадает с термином певец, но в современной эстрадной музыке трактуется несколько шире, в частности подразумевая возможность декламирования, речитатива и т. д.

Певец - тот, кто поёт, занимается пением. Исполнитель вокальной музыки: песен, романсов, арий, хоров, синглов и т. п. Музыкант, исполняющий музыку на музыкальном инструменте, которым является его собственный голос. Певец - наиболее распространённая разновидность вокалиста.

Лидер-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий преимущественно основные вокальные партии.

Бэк-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий дополнительные, гармонические вокальные партии (своеобразные подпевки).

Певческие голоса

Существует различные системы классификации голосов (и певцов, соответственно). Какие-то из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь. Другие - насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца. Третьи включают немузыкальные характеристики, такие как внешние данные, актёрские способности и др.

Наиболее часто, используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей:

Женские голоса:
  • сопрано - высокий женский голос
  • меццо-сопрано - средний женский голос
  • контральто - низкий женский голос (в хоровой музыке принято называть просто альт)
Мужские голоса:
  • тенор - высокий мужской голос
  • баритон - средний мужской голос
  • бас - низкий мужской голос

Другие вокальные разновидности - колоратурное сопрано, драматический тенор, бас-баритон, бас-профундо. Существует даже категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов - певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для предотвращения мутации и для сохранения высокого как у женщины голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом. Певцов такого типа именуют контратенорами (он же мужской альт).

Где научиться петь?

Вопрос, несомненно, довольно общий: дело в том, что одних интересует, например, джазовая импровизация, другим достаточно уверенно чувствовать себя в караоке и т. д.

Классификация вокала по манере исполнения

Академический вокал(классический, оперный)

Академический вокал - старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал

Эстрадный вокал - эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Джазовый вокал

Джазовый вокал - прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а так же подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её но, не покидая нужной гармонии. Так же важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу.

Рок вокал

Рок вокал - обычно пение вокалиста в рок группе. Рок вокал отличается от джазового пения более эмоциональной подачей. Рок вокал предполагает более смысловую нагрузку, нежели вокальную. Однако, рок вокалисту необходимо иметь серьёзную вокальную подготовку. Рок вокалист должен так же иметь кураж и полную свободу в эмоциональном и музыкальном смысле.

Народное пение или этническое пение

Народное пение, этническое пение, как следует из самого термина, - пение, существующее со времени появления человека, и отличающееся характерными особенностями, свойственными той или иной народности, этнической группе. Отзвуки народной традиции можно найти и в академической (классической) музыкальной культуре, и в эстрадной (городской) музыкальной культуре. В целом для народного пения характерно плоское небо, пение на связках.

Так называемое горловое пение - разновидность народного пения, при которой певец во время пения использует не только связки, но само горло, резонирующие полости рта, гортани, благодаря чему становятся слышимыми обертоны основного тона.

При этом, в основе всего лежит именно академическая постановка вокала: она даёт свободу владения голосом.

При этом переход типа «джазовый в академический» может стать настоящей ломкой для певца, именно поэтому желательно сразу определиться, чему именно хочется учиться.

Важно понимать, что за 2-3 месяца научить петь профессионально невозможно даже людей с природной постановкой голоса и абсолютным слухом.

В случае с академическим вокалом первый год придётся петь только упражнения, вокализы (пение без слов - на «о-о-о» или «а-а-а») и простые песни.

Потом можно понемногу переходить к романсам и несложным ариям. Дело не в том, что в основе науки пения лежит какая-то техника, доступная избранным. На самом деле, как правильно петь, можно рассказать за полчаса, все остальное - дело тренировок.

В этом смысле, пение похоже на спорт. В зависимости от природных способностей будет получаться чуть быстрее или чуть медленнее, но в любом случае нужны упорные тренировки. Уроки вокала - это история на несколько лет.

Самая распространённая и самая правильная форма обучения вокалу - индивидуальные занятия с педагогом (здесь мы не касаемся ансамблево-хоровой школы - это целый отдельный мир).

Найти своего педагога довольно сложно, и даже рекомендации ничего не гарантируют: тут ещё важно сойтись чисто по-человечески, ведь вам придётся провести вместе очень много времени. Манер преподавания - ещё больше, чем разновидностей вокала, можно сказать, у каждого педагога своя манера.

Есть старая академическая школа, есть бывшие рокеры и т.д. Объединяет их конечно одно: не поющих преподавателей пения не бывает

Прошлый и/или настоящий успех вокалиста на сцене - ещё не гарантия того, что он научит вас хорошо петь.

Качество пения самого педагога напрямую не влияет на качество преподавания - более того, принцип «делай как я» тут не работает, поскольку голосовой аппарат у всех разный (у кого-то шея длиннее, у кого-то короче).

Вокальное искусство.

"Искусство - единственная власть, которая берет
в свои прекрасные руки не подлый разум,
а теплую душу человека".

А.И.Куприн

В отличие от правды науки, которая оперирует реальными фактами, ясными понятиями, логическими категориями, законами, искусство связано с созданием художественных образов, в которых истинность достигается при живейшем участии неосознаваемой психической деятельности. Искусство своим специфическим языком раскрывает нам такие тайны души человека, которые невозможно было бы постичь на основе чисто научного исследования.
"Музыка пишется не только ради красоты, в ней всегда есть смысл, содержание - каждая нота, каждая фраза имеет сценический смысл, выразительный смысл". Это слова великой певицы ХХ века Марии Каллас.
Для искусства нужна голова, мышление. Вокальное искусство расчленяется на две части - процесс, ограничиваемый вопросами техники звукоизвлечения, и стиль исполнения, в котором техника должна играть только подсобную роль.
А.Варламов (композитор, педагог, автор русских романсов) искусство пения считал "языком сердца, чувства и страсти".
Крупнейшее достоинство прекрасных русских певцов это глубокое эмоциональное вживание в музыкальный образ. Велика, несравненна была всемирная слава русского певца Федора Ивановича Шаляпина. Бессмертными остаются шаляпинские заветы искусства высокой жизненной правды и совершенно реалистического мастерства. Прекрасный русский певец, первый исполнитель роли Германа в "Пиковой даме" П.И.Чайковского Фигнер говорил: "Главное - не в обилии средств, а в умении ими разумно пользоваться".

О выразительности в пении.
По мнению Глюка (композитора конца 18 в.), "голос, инструменты, все звуки, даже самые паузы должны стремиться к единой цели - выразительности, связь между словами и пением должна быть настолько тесной, чтобы текст казался так же созданным для музыки, как музыка для текста".
Интересны высказывания концертмейстера Е.В.Образцовой - В.Чачавы: "Один из исполнительских законов: ноты, знаки - еще не музыка».
Основоположник двигательной теории ритма Жак Далькроз сказал, что если мы воспринимаем музыку одним лишь ухом, но не ощущаем ее всем телом, не содрагаемся от ее могущества, мы чувствуем лишь слабое эхо ее истинного существа. Любопытно, что эти микродвижения в миниатюре как бы копируют тот способ, которым слышимый звук образуется. Отсюда понятно, какую положительную роль приносит слушание хороших певцов и как вредно сказывается восприятие плохого пения. Слушать музыку или пение значит соучаствовать в исполнении.
"Нельзя просто слышать ритм. Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит, соделывает" - Б.М.Теплов.

Самоконтроль-необходимость в пении.
В процессе исполнения произведения следует рассчитывать только на собственные силы, которые надо учиться правильно расходовать. Без самоконтроля немыслимо никакое искусство. Но у певца, по сравнению с другими музыкантами-исполнителями, самоконтроль затруднен. Инструмент воспроизведения звука - голосовой аппарат является частью его организма. При обучении пению изменяются условия слухового контроля, ведь певец слышит себя не так, как окружающие. И резонаторные, и другие ощущения, связанные с пением, оказываются для него новыми, незнакомыми. Опытным педагогам хорошо известно, что в искусстве пения разница между "правильно", и "неправильно" бывает подчас - настолько мала, что остается незаметной для "невооруженного глаза" (вернее слуха). Необходимость поддерживать свою вокальную форму заставляет всех певцов ежедневно совершенствовать свой вокал, контролироваться со стороны знающего их голос человека.

Эмоциональная выразительность.
Эмоциональная выразительность голоса певца является важнейшей характеристикой его исполнительского творчества. Характер эмоциональной выразительности вокального произведения уже предопределен в основном содержанием поэтического текста и музыкой композитора.
"Есть студенты, которых учить этому не надо, - все это (он показал на сердце) есть у них от природы. Значительную часть можно научить, они развиваются. Но есть к сожалению, такие, которым вряд ли что поможет", - пишет педагог Ленинградской консерватории.
Эмоциональное исполнение сильно активизирует деятельность всего организма.
Глаза должны быть все время живыми в пении. В объяснениях маэстро Гандольфи под улыбкой подразумевалось не специальное, искусственное растягивание губ в стороны, а так называемая внутренняя улыбка. Он говорил, что иногда достаточно улыбнуться глазами.
Но все исполнительские эмоции должны быть выражены в прекрасной вокальной форме, что требует мастерского владения голосом.

Артистизм.
Чудеснейшее свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения.
"Надо сильно чувствовать самому, чтобы заставить чувствовать других" - Паганини.
Актеру совершенно необходимо будить, тормошить свою творческую фантазию, много знать, чтобы верно чувствовать, а для этого концентрировать в копилке своих знаний впечатления и от прочитанных книг, и от произведений изобразительного искусства, и от всего увиденного и услышанного в жизни.
В органическом единстве слова и музыки, смыслового и эмоционального и состоит сила вечно живого вокального искусства.
"Шаляпин сделал неслыханное чудо с оперой: он заставил нас, зрителей, как бы поверить, что есть такая страна, где люди не говорят, а поют" - артист Малого театра А.П.Ленский, современник Шаляпина.

Список используемой литературы.
1. Баранов Б.В. Курс хороведения.
2. Иванов А.П. Об искусстве пения.
3. Мария Каллас. Биография. Статьи. Интервью.
4. Лемешев С.Я. Путь к искусству.

Вокал - это разновидность музыкального исполнения, мастерство владения певческим голосом. Вокал разделяется на различные виды в зависимости от его стилистики, используемых приемов, а также характера взаимодействия исполнителей.

Разнообразие вокальных техник

В зависимости от того, сколько человек и как именно участвуют в вокальном исполнении произведения, разделяют такие виды вокала как:

  • сольное пение (одиночное);
  • ансамблевое пение (от двух до 10 человек, исполняющих обычно разные партии);
  • хоровое пение (от 5-7 до нескольких десятков человек, некоторые из которых ведут идентичные партии).

Что касается классификации вокала в зависимости от стиля и методики исполнения, то можно выделить 11 основных направлений.

Основные стили вокала

Классическое (академическое) пение

Характерно для оперы и оперетты, мюзиклов, романсов. Традиции этого направления были заложены еще в XVI веке - начиная с того времени и по сегодняшний день, классическое исполнение подразумевает высокую вокальную позицию и высокий купол, максимально объемное звучание безупречно чистого голоса. Полностью или частично исключаются форсирование звука, шумы и хрипы.

Джазовый вокал

Как результат слияния колоритных африканских ритмов и присущих европейским странам музыкальным традициям, этот стиль появился в конце XIX века в США. Для него характерен богатый и сильный голос, способный воспроизводить очень сочные звуки, варьируя тональности, используя приемы подражательства и максимальную импровизацию.

Эстрадное пение

Данное направление отличает ориентация на массового потребителя. Отсюда - понятные по смыслу тексты без какой-то глубинной философии, простая и запоминающаяся манера исполнения, использование повторяющихся куплетов. Сегодня эстрадный вокал тесно переплетается с другими стилями - рэпом, фолком, роком и пр.

Народное пение

Точно описать, что такое вокал данного направления, невозможно, так как каждое конкретное проявление этнического пения - это нечто особенное. Однако можно сказать, что в большинстве случаев для жанра характерно пение на связках и плоское нёбо.

В отдельную нишу народного исполнения входит горловое пение, которое предполагает мастерское использование возможностей не только связок, но и самого горла. Яркий пример - традиции горлового пения в ирландской культуре.

Жанры афроамериканской культуры

  • Рэп. Очень выдержанный ритмически речитатив, который воспроизводится под музыкальный трек с тяжелым битом.
  • Хип-хоп. Объединение рэпа с диктуемым ди-джеем музыкальным ритмом.
  • Современный ритм-энд-блюз («R&B»). Это мягкое и сочное исполнение на фоне сглаженных электронных ритмов. Значительно более деликатный, лирический жанр, чем предыдущие вокальные техники.
  • Соул. Как и следует из названия жанра (от англ. «soul» - душа), этот стиль вокала предполагает очень проникновенное эмоциональное исполнение композиций. Для этого задействуются лучшие приемы джазового пения и спиричуэлсов (духовных песен афроамериканцев).

Экстремальный вокал

  • Гроулинг. Очень необычный стиль, который строится на своеобразной имитации звериного рыка. Также требует очень сильной технической подготовки.
  • Скриминг. Не менее яркий жанр, выражающийся в визгливом или хриплом крике. Требует очень высокой тесситуры, а потому характерен в большей степени для вокалистов-мужчин.

Было множество попыток академизировать эстраду, сделать ее светской. Многие формы эстрадной музыки спустя время стали называть классикой жанра. В настоящее время вряд ли кто-то будет сопоставлять академическую и эстрадную музыку только как серьезную и развлекательную. В современной культуре эти качества скорее объединяют разные виды искусств, чем противопоставляют.

Есть немало примеров исполнения джазовой, эстрадной музыки симфоническими оркестрами и певцами с классической постановкой голоса. Огромное количество произведений Д. Гершвина в джазовом стиле написано для академического хора. В противовес этому многочисленные эстрадные исполнители представляли трактовки классических произведений.Сравнительный анализ эстрадной и классической музыкальной эстетики не является целью данной работы, нас интересует специфика, особенности эстрадного исполнительства, истоки, объединяющие все многообразные формы этой музыки. Существует мнение, что главные особенности кроются не в самой музыке, а в личности исполнителя, его образе, предстающем публике при исполнении музыкального номера.

Музыка выступает здесь как форма, помогающая воплотиться образу исполнителя, его типажу, характеру и состоянию. Эта традиция в эстрадном исполнительстве уходит своими корнями в бытовое и прикладное народное исполнительство, существовавшее у многих народов сотни лет.

«В отличие от музыки «художественной», являвшей собой самоценный и самодостаточный объект эстетического творчества и созерцания, эта музыка не дистанцировалась от повседневности. Она ценилась не за глубину и мощь художественного мышления или совершенства звуковой архитектуры, а за способность чутко откликаться на эмоциональные запросы всех и каждого, возможность «излить» душу, способность «здесь и сейчас» поднять настроение или опечалить, задать единый ритм движения или работы, воодушевить единым чувством».
«В этом смысле бытовая не «ниже» и не «выше», не лучше и не хуже музыки «художественной». Она просто иная по своей природе и мерить ее можно только ее собственными мерками, вытекающими из ее бытовой музыки, сущности. Не учитывая этого обстоятельства, мы рискуем впасть в широко распространенный и поныне «грех» предвзятого, снобистского по существу отношения к бытовой музыкальной культуре как к чему-то, изначально ущербному, неполноценному, упрощенному, сниженному варианту «высокой», «подлинной» культуры».

Привязанность бытового пения к жизненным ситуациям (трудовые песни, обрядовые, плачи, колыбельные и т. д.) определила «узнаваемость» интонаций, точно передающих состояние человека.

Тесная связь с языком данной культуры, обычаями, жизненным укладом, вероисповеданием создала свой контекст в каждой из форм музыкального фольклора. В интонациях исполнителя заложено гораздо больше информации, чем в тексте песни, так как они передают весь контекст переживания конкретной ситуации, события.

Слушая, например, колыбельную даже на чужом языке, мы понимаем, чувствуем ее настроение и содержание. Функциональность, связь исполняемой песни с конкретным событием или ситуацией, определила жанровое многообразие в музыкальном фольклоре. По сути, в виде «жанров» выступают самые яркие эмоциональные состояния человека, связанные со значимыми событиями в его жизни. Человек поет, когда не может вместить переполняющие его чувства в обычную речь.

Распевные, речевые интонации, передающие наиболее яркие эмоции, составляют основу бытового пения. Структура мелодии в народном пении тесно связана с речевым интонированием. Возможно, этим объясняется распространенность пентатоники в совершенно разных музыкальных культурах от Востока до Африки, ведь именно этот лад удобнее всего «ложится» на примарную зону человеческого голоса и совпадает с речевым целотонным интонированием.
Необходимо отметить, что особенности народных мелодий в различных культурах зависят от акустических свойств языка, ритмики речи, а вокальность того или иного языка тесно связано со средой обитания народа.

«Устойчивость» интонаций и рожденных на их основе мелодических оборотов позволила, передаваясь в фольклорных традициях от поколения к поколению, им дожить до наших дней и стать прообразом многочисленных песенных жанров эстрадной музыки. Профессионализация певческих традиций, отшлифовка стилистических особенностей, была бы невозможна без существования касты людей, зарабатывающих этим ремеслом на жизнь, ее появление многие исследователи связывают с формированием крупных поселений и образованием городов.

Путешествуя и выступая на городских площадях и ярмарках, уличные артисты создавали яркие зрелища, собирая при этом большое количество зрителей. Несмотря на различные традиции в народных музыкальных культурах, у них присутствовали общие тенденции, существовавшие с античных времен. Традиционно уличные зрелища развивались в эстетике искусства представления, где сама форма должна раскрывать содержание. Персонажи этого действия имеют яркие, утрированные и «преувеличенные» образы, наблюдается четкое разделение героев по характерности на амплуа, моментально узнаваемые публикой (герой, шут, злодей и т. д.).
Эти традиции прослеживаются и в современном эстрадном искусстве, называясь имиджем артиста. Драматургия уличного представления во многом схожа с цирковой и там, и здесь в каждом выступлении должен присутствовать какой-либо трюк, удерживающий внимание зрителей. Отсутствие мелких деталей, ясность мотива, цели с которой артист выходит к публике, во многом определяет характер самого выступления, обязательным условием которого, является участие зрителей, их «включение» в «эмоциональную игру».

Зрители всегда выражают свое отношение к выступающему возгласами, спонтанными аплодисментами, одобрением или протестом, если им не нравится. Этот постоянный диалог слушателя и артиста составляет основу уличного или эстрадного представления и не свойствен академическому музыкальному искусству, где публика созерцает номер и оценивает его после завершения.

Что послужило столь быстрому выходу из подполья на мировые сцены доселе пренебрегаемого искусства? Главной, на мой взгляд, причиной является постепенная смена экономического строя в большинстве стран Европы. Развивающаяся промышленность, технический прогресс привели к зарождению буржуазной прослойки в обществе, ослабившей и нивелировавшей влияние дворянского сословия его культуры.
Активное переселение в города предпринимателей и рабочей силы привело к изменению социальной структуры общества. Аристократическая культура продолжала существовать и развиваться, но все сильнее возрастал интерес к более легкой, доступной для восприятия музыке. С каждым годом росло количество увеселительных заведений, и постепенно зарождалась массовая индустрия развлечений. Значительная часть успешных буржуа не имела знатного происхождения, а иногда и образования. Аристократические культурные идеалы были им чужды.

Имея деньги и желая развлечений, публика искала экзотику. И эта экзотика была найдена. По-настоящему революционным событием стало появление на мировых сценах в начале двадцатого века афроамериканской музыки, развивавшейся в Америке несколько веков. Синтез фольклора африканцев с европейской музыкой породил невиданную доселе культуру. Достоянием слушателей стали спиричуэлс, госпел, регтайм, блюз, ранний эстрадный джаз.

Новая музыка отличалась от европейской практически всем: ладовым строем, ритмами, музыкальной фразировкой, образностью. Изначально принятая в штыки, эта музыка быстро завоевала весь мир.

Существует точка зрения, что именно джазовая культура сформировала эстетику эстрадного вокала. Спорить с этим трудно, так как афроамериканская музыка и возникший из нее эстрадный джаз действительно оказали огромное влияние на всю культуру двадцатого века вообще. Многие стили и направления популярной музыки возникли на основе блюза и до сих пор пользуются его музыкальными выразительными средствами, но все-таки понятие эстрадное пение гораздо шире, чем пение, возникшее из джаза. Пение поэтических баллад в англо-кельтской культуре, французский шансон, русский городской и цыганский романс, итальянские серенады и многое другое существовали задолго до появления джаза. Более того, можно сказать, что традиции эстрадного пения одновременно развивались в культурах разных народов, а джазовая культура является чисто американским достоянием.

Именно в Америке сложилась особенная ситуация для рождения такой принципиально новой музыки. Будучи новым и модным явлением в музыкальной культуре начала двадцатого века, джаз в различных пропорциях обогатил все национальные культуры, синтезируясь и смешиваясь с ними.

Стремительное развитие массовой культуры в двадцатом веке как бы отодвинуло на второй план культуру оперно симфоническую, пик развития которой приходится на девятнадцатый век. В музыковедении до сих пор нет единого мнения, явилось ли это событие эволюционным шагом вперед или началом постепенного заката профессиональной музыки. Сравнивая эстетический язык аристократической и массовой культуры, обобщенно их можно соотнести как сложное и простое, элитарное и легко доступное.
Восприятие классической музыки требует от слушателя подготовки, особого настроя, в то время как язык массовой культуры доступен каждому. Именно доступность для восприятия массовой аудитории объясняет огромную популярность эстрадной музыки, и пения в частности.

Пение всегда было особенно любимым, так как в нем соединены музыка и слово, а человеческий голос - самый тонкий музыкальный инструмент. Эстрадное пение, основанное на бытовых интонациях, сохраняющее индивидуальную характерность голоса и речевую окраску звука стало самым демократичным и любимым искусством в двадцатом веке. Изменилась ли тематика эстрадного исполнительства в сравнении с академическим пением?

По большому счету, если и изменилась, то незначительно. По-прежнему пелось о человеке, его жизненных ценностях, чувствах и страстях. Скорее изменился сам человек, предстающий в этом жанре. Взгляд на человека как земное существо со всеми его пороками, слабостями без прикрас привнес свободу в выражении чувственности. Эротическое начало в чувствах и мыслях человека стало совершенно новой темой в пении с большой сцены. Для аристократической культуры, ее эстетики было несвойственно обращение к низменным сторонам жизни. Ее традиции не позволяли

выходить за рамки благопристойности, в то же время эстрадный исполнитель мог себе позволить смакование, в буквальном смысле слова, своих чувственных переживаний.

Если в академическом вокале изменялась нюансировка и динамика звука в изображении чувств, то эстрадный певец мог принципиально изменять характер самого звука, не придерживаясь какого-либо звука и голосоведения. Сравнивая академический и эстрадный вокал, необходимо отметить, что в академическом пении на первом месте стоит вокальность звучания голоса как инструмента, а речь служит для донесения смысла, заложенного в тексте; в эстрадном пении интонации речи играют большую роль как выразительное средство, а вокализация служит для соединения с музыкальной фразой мелодии.

«Соскальзывание» голоса с мелодии в речевое интонирование является одной из особенностей джазового и эстрадного пения, унаследованной из пения народного, однако, это не означает, что эстрадный вокал совершенно не придерживается точного интонирования в исполнении мелодии, просто допускается более свободная ритмическая трактовка, незначительное видоизменение в вокальной партии или переход на мелодекламацию на фоне звучащей гармонии в аккомпанементе.

Наряду с этим в современной культуре существует множество эстрадных стилей, придерживающихся более строгого «академического» голосоведения. Очевидно, что попытка анализировать эстрадное пение через музыкальную фразировку и характер самого звука приводит нас в тупик. Огромное количество различных по своей эстетике жанров и стилей в этой области музыки не позволяет найти в них нечто общее. Среди музыкантов существуют различные, часто довольно категоричные, точки зрения на то, какое именно пение можно считать эстрадным.

Существует точка зрения, что эстрадным является только пение, возникшее на основе джазовой музыки, а все остальное есть «облагороженное» народное пение и видоизмененное камерное. Возможно, такой подход был актуален в довоенное время прошлого века, когда еще можно было наблюдать некоторые виды пения в «чистом» виде. В настоящее время, на мой взгляд, такая постановка вопроса не дает объективного понимания сущности и взаимосвязи в этой области вокальной музыки.

Взаимопроникновение и синтез различных музыкальных культур в наше время достигли такого уровня, что отделить один источник от другого, порой невозможно. В эстрадном вокале никогда не существовало единой эстетики в голосоведении и звукообразовании, даже в рамках одного стиля. Эстетика эстрадного пения допускает сочетание различных режимов голосового аппарата, иногда для достижения выразительности сочетаются речевой мелодекламационный и вокальный опертый звук, в некоторых случаях используется вокальное звучание разного характера и т. д.

Объединяющим моментом, несмотря на различное звукоизвлечение, голосоведение и фразировку, является характер самого сценического выступления певца, основанный на его индивидуальности. Эстрадный певец может предстать перед публикой как «певец-музыкант», «певец-танцор», «певец-актер», «певец-идол». Форма сценического воплощения может быть бесконечно разной, но суть, которую мы называем «эстрадной подачей», как правило, остается в любом случае.

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ»

А. С. Поляков

Многие задаются вопросом: c чего начинается пение? И это очень правильный вопрос в особенности для тех, кто уже связал или только собирается связать свою жизнь с вокальным искусством. Так с чего же все-таки начинается история вокального искусства?

Конечно же с нашего Голоса. С рождения первого младенца и изданного первого крика на земле начало развиваться умение управлять голосовым аппаратом. Интересно отметить, что крик младенца соответствует 435-440 Гц, то есть тону «Ля» первой октавы. И уже в первые годы жизни голос человека достигает диапазона в 5-7 тонов. Обратимся непосредственно к истории вокала и к пению, как средству выражения эмоций, чувств и настроений в художественном контексте. Конечно же, с течением многих столетий вокальное исполнение в разных концах нашей необъятной планеты претерпевало различные видоизменения, обретая новые краски, формы, структуры, и благодаря этим изменениям современное вокальное искусство имеет невообразимое количество жанров и техник .

Если в наше время певец – это профессия, означающая мастерское владение голосовым аппаратом и годы тренировок, то во времена древние — трубадуры, менестрели, да и совсем просты люди, к примеру мать, убаюкивающая ребенка и нежно напевающая колыбельную, не имея специальной подготовки, с помощью звуков голоса стремились просто передать свои чувства и произвести приятное впечатление на того, кому эти чувства предназначались.

В древние времена пение носило народный и религиозный характер и не нуждалось в дидактической подготовке. Пели «естественно», спонтанно простые мелодии или хоровые молитвы в храмах под аккомпанемент инструментов.

Рассказывают, что Конфуций, случайно услышав песнопение, приписываемое Ли-Бо, древность которого исчисляется четырнадцатью столетиями, был до такой степени поражен, что, отказывался в течение семи дней от пищи, питья и сна. После этого он и сформулировал свое знаменитое учение, которое он распространял, напевая его предписания на мотив мелодии Ли-Бо. Своим голосом и своей пятиструнной гитарой из слоновой кости он обратил огромный Китай в свою веру. И он совершил это, не обучаясь пению ни в какой школе.

Первые документальные упоминания о существовании вокального искусства как отдельного жанра в музыке появились только лишь в тот момент, когда песня вошла в церковь. Священники заимствовали многое из народного репертуара. Благодаря сильному влиянию церкви в то время, песня постоянно эволюционировала, образуя собой некий симбиоз религиозных и светских элементов.

Первыми профессиональными певцами были менестрели, которые с XIV века выступали в роли так называемых профессиональных музыкантов, которые зарабатывали себе на жизнь игрой на музыкальных инструментах и пением.

C началом XVI века приходит опера. В то время главными исполнителями были певцы-кастраты, или сопранисты. Композиторы часто писали одну мелодию, а они уже сами украшали её трелями и пассажами. Эта музыка должна была услаждать слух зрителей, уносить их в “заоблачный мир” и развлекать.

В 30-40е годы XIX столетия одного прекрасного пения оказалось мало, и представители чистого бельканто уступили место тенорам, а позже баритонам. Позднее и по сей день вокальное искусство претерпевает многие изменения: появляются новые жанры, новые манеры и стили пения, такие как джазовое пение, эстрадное пение, народное или этническое пение; современные музыкальные стили, зародившиеся в афроамериканской культуре: соул, хип-хоп, рэп, ритм-н-блюз; разнообразные приёмы звукоизвлечения, такие как гроулинг, скриминг, грим, скрим, харш.

Музыка повсюду и во все времена одаривала и будет одаривать нас всё новыми и новыми жанрами и стилями, но главное, чтобы современным людям всегда было, что сказать, используя этот невообразимо богатый и удивительный инструмент — человеческий голос.