Это удобное руководство позволит вам легко и быстро освоится в сложном мире современного джаза. За 100 лет его истории произошло столько событий, появилось столько музыкантов и стилей, что каждый, кто захочет познакомиться с этим увлекательным миром, невольно придет в замешательство. Но не тот, у кого есть эта книга! В ней вы познакомитесь с выдающимися мастерами, от Дюка Эллингтона и Чарли Паркера до Уинтона Марсалиса, узнаете историю джаза, разберетесь в его стилях и направлениях, поймете, что представляет собой общая структура любой джазовой пьесы. И даже если вы не научитесь играть джаз, то слушать его сможете вполне профессионально.
Книга адресована всем тем, кто интересуется любыми аспектами джаза - его историей, многочисленными направлениями и стилями, знаменитыми исполнителями или просто отдельными произведениями.
2-е издание.

Чтобы скачать, выберите формат:

Последний комментарий на сайте:

Пользователь HBEGZJO пишет:

О вкусах не спорят! Некоторые, действительно, не спорят, а просто безапелляционно заявляют: мне не нравится, значит, плохо! А кто-то (кстати, очень многие) считают «плохими» детективы Дороти Сейерс. Не умаляя «литературных заслуг» Гледис Митчел,замечу, что ЛИЧНО мне ее детективы,изданные в этой серии, не понравились, но это совсем не значит, что они плохи.Дело вкуса.
Если вы по-настоящему любите КЛАССИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ детектив, прочитайте Кристианну Брэнд. А подробнее Живлова Нина в своем отзыве уже все сказала.

Слева-направо: Billie Holiday, Lester Young, Coleman Hawkins, Gerry Mulligan

Меня иногда спрашивают: как, “с какого бока”, подступиться к такому малопопулярному в наши дни жанру музыки, как джаз. Джаз, как известно, многолик, и имеет множество подстилей, анализировать которые в рамках небольшой статьи, я, конечно же, не смогу. Да и нет необходимости – все желающие могут найти информацию в Википедии, на сайте www.jazz.ru , или прочесть что-нибудь общедоступное, вроде «Краткой истории джаза для начинающих» , составленной признанным знатоком в этой области Михаилом Михайловичем Митропольским. Поставим задачу так: с чего новичку начать слушать эту музыку, чтобы не получить душевной травмы или стойкого отторжения. Ибо, как сказал в свое время Никита Сергеевич Хрущев: “Бывает такая джазовая музыка, что её и понять нельзя, и слушать противно.”

В мире есть немало рейтингов “лучших” джазовых альбомов всех времен, но правда в том, что эти списки составляют профессиональные музыканты, музыковеды и журналисты. Одно дело – иметь в виду влияние какого-либо диска на развитие мировой музыкальной культуры, а совсем другое – получать удовольствие от его прослушивания.

Например, считающиеся одними из величайших и влиятельнейших альбомов в этом жанре: “A Love Supreme” Джона Колтрейна, или “Bitches Brew” Майлза Дэвиса, воспринимать неподготовленному человеку непросто. Лучшее, что можно будет услышать от несостоявшегося неофита: “какофония” или “бред”. Поэтому оставим списки “альбомов перевернувших мир” для меломанов со стажем. Мой список, естественно, так же субъективен, как и любой подобный список, но хотя бы проверен на близких людях. Итак: десятка джазовых релизов рекомендуемых для первого ознакомления:

1. Stan Getz / Joao Gilberto (1963) Это тот самый романтичный альбом, содержащий знаменитую “The Girl From Ipanema”.

2. Gerry Mulligan Quartet – Dragonfly (1995) Замечательный, изысканный по красоте диск великого баритон-саксофониста.

3. Ella Fitzgerald And Louis Armstrong – Ella & Louis (1956) Прекрасный песенный дуэт двух легендарных фигур в мире джаза. И не обращайте внимание на год выпуска – качество такое, как будто записано вчера.

4. Dave Brubeck – Time In (1966) В игре квартета Брубека чувствуется влияние больше классического наследия. Особенно отмечу красивые, сочные импровизации саксофониста Пола Десмонда.

5. Jim Hall – Concierto (1975) Джазовый гитарист Джим Холл собрал вокруг себя таких выдающихся личностей, как Чет Бейкер, Пол Десмонд, Рон Картер. Иначе, чем шедевр получиться просто не мог. Признаюсь, сам когда-то полюбил джаз под влиянием именно этой пластинки.

6. John Coltraine – Ballads (1961) Колтрейна лучше начинать слушать с этого лиричного и чуть грустного альбома.

7. Chet Baker – Chet Is Back! (1962) Запись секстета Чета Бейкера сделанная в Риме. В мире джаза не было более утонченного трубача и вокалиста.

8. Miles Davis – Kind Of Blue (1959) Настоящая классика джаза. Важно, что на этом альбоме мощно выразили себя два сильнейших саксофониста: Кэннэнбол Эддерли и Джон Колтрейн. Игра самого Дэвиса, как всегда, минималистична и маловразумительна, но он общую картину не слишком портит.

9. Diana Kroll – The Girl In The Other Room (2007) Отличный альбом канадской певицы и пианистки. Здесь есть даже версия песни Тома Уэйтса “Temptation” в ее исполнении.

10. Coleman Hawkins encounters Ben Webster (1957) Два самых сильных тенор-саксофониста старшего поколения записали чудесный альбом, сыгранный сочно и вдохновенно. Замечу, что за фортепиано сам Оскар Питерсон!

Если же и вышеприведенные записи покажутся вам слишком сложными или непривычными, попробуйте начать с альбома Norah Jones – Come Away With Me (2002). Хотя это уже скорее поп-музыка… И напоследок еще один совет: не слушайте все эти бесконечные сборники: “коллекция романтического джаза”, “саксофон для влюбленных”, и тем более – разных там Кенни Джи.

"Джаз — это мы сами в лучшие наши часы", — писал Сергей Довлатов, удивительно точно выражая теплоту и многогранность этого музыкального направления. Джазовые музыканты представляются нам волшебниками, которые способны на все, а их инструменты — магическими вещицами с уникальными свойствами.

Уже приметили саксофониста вашей мечты, но не знаете, чем обратить на себя его внимание? Мы попросили известного джазового музыканта Тимофея Хазанова рассказать, как полюбить джаз, а заодно — как произвести впечатление на мужчину из мира джаза.

Тимофей Хазанов,
джазовый саксофонист,
основатель группы "Black Sax Band"

С чего стоит начать знакомство с джазовой музыкой?

Знакомство с джазом лучше всего начать с похода на концерт. Если вы в Москве, то выбор достаточно большой: можно пойти в джазовый клуб или в хороший большой концертный зал. Почему я советую live выступление? Потому что джазовая музыка импровизационная и сиюминутная, ее нужно слушать и наблюдать именно тот момент, когда она создается.

Для знакомства советую выбирать известных и признанных музыкантов, иначе есть риск попасть на концерт непрофессионалов, из-за чего впечатление о джазе испортится.

Какие композиции обязательно нужно послушать новичку?

Что касается аудиозаписей, то я порекомендую классический джаз — то, что слушает весь мир. Это Луи Армстронг, Элла Фитджеральд, Чарли Паркер, Фрэнк Синатра, Стэн Гетц, Антонио Карлос Джобим, Дэйв Брубек, Дюк Элингтон, Каунт Бэйси, Майлз Дэвис и многие другие.

При этом в джазе существует очень много стилей. Новичку для похода на концерт я бы посоветовал выбрать smooth jazz — просто потому, что человеку неподготовленному лучше начинать с более современных, простых и доступных направлений.

Какие термины важно знать, чтобы поддержать разговор о джазовой музыке?

В джазе существуют термины, которые описывают то, что происходит на сцене в той или иной композиции. Самое главное в этой музыке — соло. Поэтому когда, например, саксофонист закончит играть и все ему зааплодируют (кстати, после каждого соло нужно аплодировать, это очень важно), повернитесь к своему молодому человеку и скажите: "Потрясающее соло!". Он обязательно оценит.

Когда саксофонист или трубач берет высокую ноту и долго ее тянет, также принято проявлять эмоции (можно похлопать и крикнуть "Уау!"). Джаз должен вызывать эмоции, не стесняйтесь их проявлять: хочется аплодировать — хлопайте, хочется крикнуть "Браво!" — кричите, хочется петь или танцевать — смело делайте это!

О чем девушке нельзя говорить ни в коем случае, если она сказала, что разбирается в джазе (а на самом деле не очень)?

Вообще на музыкальных концертах лучше не говорить, а слушать музыку. Но если уж вам довелось что-то обсуждать, то лучше избегать названий музыкальных инструментов, осособенно когда в них не разбираешься. Потому что можно перепутать саксофон с трубой, и тогда ваш маленький обман моментально раскроется.

Также избегайте названий композиций и имен авторов. У девушек в арсенале масса уловок, чтобы сбить с темы мужчину, и если вы оказались в такой ситуации, то самое время их применить.

Топ-5 фраз, которые выдают дилетанта:

  • Когда музыкант играет на контрабасе, не нужно восхищаться его "большой скрипкой".
  • "Хорошо играют ребята, громко!" — России почему-то принято считать, что чем громче играют музыканты и чем громче кричит вокалист, тем лучше. Но на самом деле это не так.
  • Не используйте дурацкие советские лозунги типа: "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!", "От саксофона до ножа всего один шаг", "Джаз — музыка толстых", "Художник должен быть голодным" или "Искусство должно быть бесплатным".
  • Никогда не интересуйтесь, сколько по времени займет обучение на том или ином музыкальном инструменте до уровня артиста. Не спрашивайте, насколько трудно дуть в духовой инструмент. Часто после концерта воодушевленные зрители спрашивают, сколько занятий им потребуется, чтобы научиться играть также. Ответ очень простой — на это уходит вся жизнь.
  • Сопрано саксофон — это не "дудочка" и не кларнет. Это сопрано саксофон.

Как освоить джаз за вечер?

Купите бутылочку хорошего вина, придите домой, поставьте диск Луи Армстронга и с первой композиции начинайте осваивать. А если серьезно, то это, конечно, невозможно, так что на концерте просто расслабьтесь и получайте удовольствие от музыки. По большому счету, нет необходимости знать все названия инструментов, имена композиторов и терминологию — вы же пришли не на экзамен в музучилище.

Произвести впечатление в таком случае лучше своим сногсшибательным внешним видом и . Найдите в Сети сайт клуба или концертного зала, в который собираетесь пойти: не в каждое джазовое место ходят в вечерних платьях и со сложными прическами. Если вам будет комфортно, то свидание пройдет прекрасно и без джазовых терминов.

В чем состоит специфика джазовых концертов и к чему стоит подготовиться заранее?

Существует музыка "берущая" и "дающая". Тут нужно понимать, что вы хотите: получать удовольствие и расслабляться или же слушать более сложную музыку, которая заставит задуматься и пропустить переживания через себя. В джазе очень много направлений: от классики до авангарда. Выберете что-то более доступное, иначе рискуете провести два часа в муках и уйти с концерта с мигренью.

10 композиций, которые помогут влюбиться в джаз:

  1. Louis Armstrong — Wonderful World
  2. Dave Brubeck —Take Five
  3. Stan Getz — The Girl From Ipanema
  4. Frank Sinatra — Fly Me To The Moon
  5. Duke Ellington — Caravan
  6. Benny Goodman — Sing Sing Sing
  7. Nat King Cole — Nature Boy
  8. Ella Fitzgerald — Dream a Little Dream of Me
  9. Nina Simone — Feeling Good
  10. Cannonball Adderley Quintet — Mercy, mercy, mercy

Вот представь, будто ты никогда в жизни не имел дела с картофолем, понятия не имеешь, каков он на вкус. Собираешься приобщиться к картофельной культуре, берешь тележку, идешь в супермаркет - а там пятнадцать рядов стеллажей этого проклятого корнеплода. И жареная, и пареная, и сырая, и молодая, чищенная, рубленая, и в чипсах, и в кубиках, и фри и даже пирожное с названием «Картошка». Что брать, что? Невольно плюнешь и пойдешь в отдел водки, как обычно.

Первая джазовая пластинка записана в 1917 году, почти сто лет назад. Число джазовых музыкантов исчисляется неисчислимыми тысячами. И что самое страшное - у каждого в дискографии по 30-70 пластинок, в разы больше чем у поп- и рок-артистов. На этом месте можно пуститься в нескончаемое словоблудие о разнообразии джазовых стилей и необходимости иметь дома хотя бы килограмм двадцать джазовых дисков, но нам пора переходить к делу.

Отметим сразу важный момент - по большому счету джаз легче всего разбить на две категории: вокально-песенный и инструментальный.

Первая - по-сути эстрада, поп-музыка первой половины прошлого века, там нет каких-то сложностей с инициацией - слушаешь любимые популярные шлягеры и в ус не дуешь. What a Wonderful World , Strange Fruit , Summertime , How High the Moon и далее по хит-парадам прошлого.

Но радио-шлягеры - явно не то, что хочет получит от джаза человек взрослый и образованный. Потому что есть другая категория - джаз инструментальный, самый разнообразный глубокий и необъятный. Его раскусить куда сложнее, но мы облегчим тебе задачу. MAXIM отобрал минимум - ровно 13 дисков, которые тебе помогут так или иначе протиснуться в джаз-клуб в одну из открытых дверей. Большинство из них инструментальные, но есть и примечательные исключения.


Самый легкий джаз

Glenn Miller Orchestra - In the Digital Mood, 1983

Мелодии оркестра Гленна Миллера под нос каждый горазд насвистывать. Но вот слушать эти записи в оригинале - испытание специфическое, т.к. качество звука в те времена было устрашающим (напоминаем, что самолет с Миллером был сбит над Ла Маншем в 1944).

В 1983 году ради пиара новорожденной CD-технологии, был собран оркестр, имитирующий «тот самый вкус», после чего главные хиты Гленна Миллера пошли в продажу в цифровом формате с блистательным качеством. Как некоторые люди живут без этой пластинки - понять невозможно.


Stan Getz and Joao Gilberto - Getz/Gilberto, 1963

Так называемый «латинский джаз» - невероятно распространенный, и самый, наверное, легкоусваиваемый джазовый жанр. Вряд ли мы найдем человека, у которого возникнуть от него аллергия. Вот эта работа столпов жанра Стэна Гетца и Жуана Жилберту содержит почти самый затасканный джаз-хит все времен («Девушка с Ипанемы»). Плюс укомплектована невероятно изящным материалом, за который не стыдно и любителям джаза посерьезнее.

Если этот альбом тебя не пробьет, с великой долей вероятности можно утверждать, что джаз для тебя потерян.


Классический джаз

Louis Armstrong and Duke Ellington - The Great Summit, 1961

Для большинства обывателей Армстронг - это такой простуженный певец, будто косящий под Тома Уэйтса и записывавшийся с Эллой Фитцджеральд. В реальности Армстронг в первую очередь именно трубач. Не говоря уже о том, что он был мощнейшим двигателем джаз-прогресса и ключевой фигурой в популярной музыке первой половины XX века. Так же, как The Beatles - во второй.

Если тебя его труба мало беспокоит и хочется тупо песен - то хватит его альбома госпелов «Louis and the Good Book» (1958). Если же хочется и того и другого, и побольше - то вариантов тьма, но оптимальным представляется вот этот блюзовый документ единственной встречи Армстронга и Дюка Эллингтона в присутствии свидетеля-магнитофона.


Django Reinhardt and Stephane Grapelli - The Ultimate Collection, 1935-1940

Французский цыган Джанго Рейнхардт - для гитаристов всего мира нечто невообразимо громадное, яркое и недосягаемое. Джими Пейдж как-то признался, что не представляет, сколько часов в день надо играть ежедневно, чтобы достигнуть уровня великого Джанго.

Самое замечательное в записях Рейнхардта (в первую очередь речь о его совместных работах со скрипачом Стефаном Грапелли) - они по-цыгански задорны и совершенно не утомительны. Создавалась та музыка во времена, когда долгоиграющих альбомов практически не было, потому Джанго вполне можно изучать по сборникам типа этого. Если же тебя пугает мутный звук тридцатых годов, попробуй приобщиться к музыке Рейнхарда через последователей - подойдет альбом «Djangologists» (2011) от блистательного The Rosenberg Trio.


Count Basie - The Complete Atomic Basie, 1957

Название и обложка говорят сами за себя - здесь очень и очень взрывной и зажигательный джаз. Оркестр Каунта Бейси вообще не в состоянии испортить своей музыкой первое впечатление от джаза. Эта классическая и всеми любимая пластинка также известна под названиями «The Atomic Mr. Basie» или «E=MC2».


Oscar Peterson - Night Train, 1962

Оскар Питерсон - даже не пианист, а, скорее, пулеметчик. Завистники и зануды все жаловались: там где у нормального джаз-пианиста играются две ноты, у Оскара - десятки. Чтобы понять суть изречения, будет верным ходом послушать его версию джаз-стандарта «Caravan», записанную вместе с Диззи Гиллеспи.

Можно пойти наперекор традициям и попробовать для старта его первую сольную пластинку «My Favourite Instrument» 1968 года. Когда нет оркестра его пулеметные очереди кажутся еще более искрометными. Но если хочется популярного, и в составе оркестра, то тебе пригодится "Night Train", записанный шестью годами ранее.


Dave Brubeck - Time Out, 1959

Альбом "Time Out" венчает собой переломнй период, когда джаз пытался быть и популярным и экспериментальным, вызывающим одновременно. И здесь найдется бессмертная композиция "Take Five", без которой ты точно дальше не продвинешься.


Интеллектуальный джаз

Miles Davis - Kind of Blue, 1959

В начале сороковых годов, стараниями Чарли Паркера, Коулмэна Хокинса и Диззи Гиллеспи появилось новое музыкальное течение - бибоп, и с этого момента джаз стал расслаиваться на «народный» и «интеллектуальный», для утонченной публики с претензией. Кстати, в современном джазе интеллектуальная ветка доминирует, но основные событие в ней свершились на стыке 50-х и 60-х годов.

В частности в 1959 году мир впервые услышал «Kind of Blue» - одну из первых и самых знаменитых работ в стиле «модальный джаз». Предупреждаем, что проникновение в это произведение требует от слушателя определенной сосредоточенности и некоторой подготовки. В противном случае она - нет, конечно, не отпугнет - но не раскроется вовсе. Если говорить рок-терминологией, то это нечто вроде классики прогрессив рока в джазовых сферах. Да, существует информация, что это самая продаваемая джаз-пластинка всех времен.


John Coltrane - A Love Supreme, 1965

Это еще интереснее. Пластинка из разряда «если ты хочешь иметь дома лишь один джаз-альбом. то это должен быть он!». Вершина спиритуального джаза, бесконечно глубокая и красивая музыка, которую можно слушать и разумом, и телом, и сердцем. В зависимости от настроения - порознь или одновременно.

Если опять пользоваться рок-аналогиями, то «A Love Supreme» Колтрейна в джазовой иерархии занимает примерно то же место, что и «The Dark Side of the Moon» в музыке нашей с тобой эпохи.


Charles Mingus - Mingus Ah Um, 1959

Один из великих джазовых контрабасистов, Чарльз Мингус пришел к тебе чтобы доказать - умный джаз не обязан быть занудным, грузить нравоучениями и парить мозг. «Mingus Ah Um» в сущности своей серьезен и мудр и в чем-то даже грозен, но со стороны он выглядит старым добрым дружелюбным, заводным и всеми любимым джазом.

Шизанутых работ хватает даже у таких титанов, как Джон Колтрейн, но ключевая фигура в авангардно-экспериментальных полях - это, конечно, саксофонист Орнет Коулмэн. Он один из немногих титанов джаза, который успел выступить в России. Для старта альбом Ornette!, наверное, идеален - здесь совсем уже не осталось каких-то компромиссов, как на более ранних пластинках, при этом он слушабелен и все еще принадлежит золотой эпохе Коулмэна. А если перестать умничать и сказать откровенно, по-рокерски - то это просто очень скоростная и угарная пластинка от начала до конца.


John Zorn - Naked City, 1990

Ключевая пластинка в поистине бесконечной дискографии главного титана современного джаза. Хотя в данном случае правильнее это называть фьюжном, так как налицо использование запрещенных электрических инструментов и наличие порой брутальных, практически хардкоровых композиций, где мелодия и ритм могут менять по двадцать раз в минуту. Саксофонист Джон Зорн стал точкой входа в джаз для сотен тысяч меломанов, считавших джаз унылой старомодной тоской.