Каждый человек, обучающийся музыке, в обязательном порядке проходит изучение и сольфеджио. И одной из основополагающих тем являются размеры в музыке. Далее будут рассмотрены их основные разновидности, способы определения и некоторые наиболее часто встречающиеся комбинации.

Понятие музыкального метра

Прежде чем давать определение того, что представляет собой музыкальный размер, нужно иметь представление о понятии, называемом музыкальным метром.

Принято считать, что вся музыка основана на так называемой пульсации - чередовании равных по длительности долей, которые могут быть сильными и слабыми. Сильная доля всегда находится на первом месте в такте. Но нельзя путать сильные доли с акцентом, поскольку такое выделение может приходиться и на слабые доли.

В современной музыке чаще всего можно встретить метры, состоящие из двух или трех долей. В простом выражении двухдольный метр состоит из одной сильной и одной слабой доли (раз-два), а трехдольный - из одной сильной и двух слабых (раз-два-три). Таким образом, музыкальный метр можно представить как процесс счета таких чередований или даже как некую временную сетку с указанной в ней последовательностью долей.

Виды долей и их разновидности

Понимание того, что представляет собой музыкальный размер, невозможно без знания разновидностей долей. Как уже было сказано, они в самом простом случае делятся на сильные и слабые.

Однако некоторые могут возразить, мол, а как же наиболее распространенный размер 4/4? В музыке считается, что в нем первая доля является сильной, вторая и четвертая - слабые, а вот третья - относительно сильная. Сам размер относится к сложным, поскольку состоит из двух простых. Но об этом будет сказано отдельно.

Такт в музыке

Теперь несколько слов о понимании такта. Если говорить простым языком, такт в музыке - это промежуток звучания от одной до другой сильной доли.

Сколько бы ни было указано в музыкальном размере долей суммарно, в такте может присутствовать только одна сильная доля и сколько угодно относительно сильных и слабых. Счет в такте всегда начинается на «раз». В зависимости от размера, доли могут считаться как «раз-два» («раз-два-три»), «раз-и-два-и» («раз-и-два-и-три-и») и т. д.

Тактовый размер в музыке: основные разновидности

Наконец, переходим к понятию размера. Размеры в музыке иногда называют числовым выражением метра с указанием на относительную длительность долей и их суммарное количество в одном такте.

Почему используется понятие относительной длительности? Да только потому, что доли можно разбить на составляющие, чего музыкальный метр не предусматривает. Например, размер 4/4 в музыке, обозначаемый еще латинской литерой «C», предусматривает наличие одного такта, состоящего из четырех четвертных нот в сумме.

Но ведь каждую четвертную ноту можно представить и виде комбинаций восьмых, шестнадцатых, тридцать вторых или даже шестьдесят четвертых нот! Как именно они будут комбинироваться между собой, решает уже сам композитор. Главное - чтобы их сумма не превышала общей длительности звучания, соответствующей четырем четвертям. Но это уже основы музыкальной грамоты.

Что касается основных разновидностей, тактовые размеры в музыке подразделяются на простые и сложные. Сложные размеры включают в себя еще и категории смешанных, несимметричных и переменных размеров.

Простые музыкальные размеры

Исходя из понимания метра, можно описать размеры, в музыке называемые простыми. В них различают двухдольные и трехдольные размеры. В первом случае повторение сильных долей происходить через одну слабую, а во втором - через две.

Самыми распространенными двухдольными размерами считаются 2/8, 2/4 и 2/2 (размер 2/2 в музыке, равно как и 2/8, встречается крайне редко, и рассматривается исключительно в рамках теоретических сведений). Из трехдольных размеров таковыми являются 3/4, 3/8 и 3/2. Опять же, размеры 3/2 или 3/8 практически не используются, а размер «три четверти» является самым распространенным (например, он использован практически для всех вальсов).

Сложные музыкальные размеры

Сложные размеры в самом простом случае нужно понимать, как объединение двух и более простых. При этом именно первая доля первого размера является сильной, а вроде бы сильная доля из второго автоматически переходит в разряд относительно сильных.

В сложных размерах самыми простыми для понимания являются размеры вроде 4/4, 4/2, 6/4, 6/2, 6/8, 12/8, 8/4, 8/8. Как видим, такие размеры сопоставимы между собой, например, 8/8 - это то же самое, что и 4/4.

Смешанные и несимметричные музыкальные размеры

Другое дело - смешанные размеры. В музыке чаще всего встречаются пяти-, семи-, девяти- и одиннадцатидольные комбинации. И последовательность долей, соответственно, может выглядеть совершенно по-разному. В качестве примера рассмотрим 5/4.

При создании такого размера используются простые составляющие: 2/4 и 3/4. Но комбинация может иметь вид и «2+3», и «3+2». Таким образом, происходит смещение относительно сильной доли.

Самой, пожалуй, яркой и известной композицией, написанной в этом размере с комбинацией «3+2» можно назвать «Арию Марии Магдалины» из рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос - Суперзвезда».

Что же касается других размерностей, в них комбинаций может быть больше. Так, например, музыкальный размер 7/8 может состоять из последовательностей «2+2+3», «2+3+2» или «3+2+2». В девяти- и одиннадцатидольных размерностях таких вариаций, соответственно, больше. Но при создании музыки с применением таких размеров стоит помнить, что рядовой слушатель на слух такую мелодию будет воспринимать с трудом, да и сыграть ее сможет далеко не каждый.

Хотя, если посмотреть на группы, играющие thrash metal, они справляются с этим просто великолепно и достаточно часто совмещают «рваные» риффы с обычными простыми или сложными размерностями.

Например, та же группа Xentrix очень удачно чередует размерности 3/4 с триолями восьмых на каждую долю и 7/8, иногда добавляя 9/8. Естественно, неподготовленному слушателю определить размер на слух с первого раза будет не так уж и просто, но звучит это очень и очень интересно. В общем, классика жанра.

Переменные музыкальные размеры

Такого типа размеры в музыке встречаются крайне редко, причем в основном в народном музыкальном фольклоре. Болгарские народные песни - яркий пример.

Само понятие этого термина подразумевает только то, что на протяжении одной композиции основной размер может меняться по нескольку раз, например, с использованием нескольких обычных сложных и нескольких несимметричных размеров.

Методика определения размера

При определении размера слушатель полагается исключительно на свой слух и Только так можно различить, где именно звучит сильная доля, от которой и нужно отталкиваться.

Однако практически во всех музыкальных школах на уроках сольфеджио ученики применяют специальную технику дирижирования. Например, размер 4/4 представлен как взмахи кисти руки сначала вниз, затем - влево, затем - вправо и снова вверх (обычно под углом 45 градусов).

Три четверти - взмахи вниз, вправо и вверх. Шесть восьмых - взмахи вниз, влево, вправо, снова вверх, и наверху две отмашки вправо (или в другой комбинации). Впрочем, на первых порах при определении размерностей на слух и написании диктантов преподаватели, чтобы развить у учеников чувство ритма, намеренно выделяют сильную долю каждого такта. Именно такая методика позволяет добиться того, что в дальнейшем человек сможет определить любой тип размерности (даже с учетом их чередования) самостоятельно и без всяких акцентов или подсказок.

Заключение

Если подвести черту, можно отметить, что музыкальные размеры очень тесно связаны с пониманием музыкального метра, долей и тактов. Поэтому, чтобы научиться четко определять, какая именно размерность звучит в каком-либо музыкальном произведении, без основ музыкальной грамоты и сольфеджио не обойтись.

Правда, многие учащиеся, по крайней мере на первых порах, сольфеджио, мягко говоря, недолюбливают, считая его ненужным и сложным для понимания. Однако именно он является той самой основой, которая дает благодатную почву для становления человека как музыканта самого высокого профессионального уровня. Ведь еще гитарист с мировым именем, игравший в таких известных группах, как Deep Purple и Rainbow, утверждал, что быстрота передвижения пальцев по грифу - это еще не техника. Без знания основ и классических канонов музыки стать профессионалом наивысшего уровня просто невозможно.

Так что начинающим музыкантам можно посоветовать запастись терпением и усидчивостью и изучить эти предметы досконально. В музыкальном образовании, если можно так выразиться, это - как «Отче наш».

Снова по теме музыкальной неграмотности....
Посоветуйте пожалуйста послушать какие-нибудь песни, где партия ударных сыграна в размерах 5/8 и 7/8 (типо две песни) - просто никак не могу представить как это звучит... даже Гитра ПРО не помог... только, если не трудно называйте популярные композиции - чтобы легко в сети можно было достать... заранее спасибо!

30.07.06 16:54:51

Дружище, прог тебе в помощь! Очень Arena рекомендую! Практически любая песня.

У меня тоже когда-то были проблемы с нечетными размерами. Пришлось считать вслух, чего я никогда не любил:) Зато после пары месяцев таких тренировок в 5/4, 7/8, 9/8 и им подомных чувствую себя достаточно хорошо 8)

30.07.06 19:07:34

А вот вопрос возникает... например берём размер 5/4: нужно считать ровно один - два - три - четыре и потом намного быстрее прошлой скорости считать пять или просто пытаться "ровно поместить отсчёт пяти в нормальный период для четырёх"

30.07.06 20:14:33

Обычно такие сложные размеры "расчленяют" на более простые: 5/4 это 3/4+2/4 или наоборот. Вэйкл тот вообще предлагает считать 5/4 как четверть с точкой+четверть с точкой+2 четверти. Кстати, Take Five именно так и звучит (в ритмической основе).

30.07.06 22:26:29

у меня есть басист знакомый,хотели поиграть вместе.У него была одна вещь на 7/8 (не дошли до нее) и одна 5/8.Даже по самой музыкльной фразе это было скорее 10/8.т.е как бы полный риф игрался два такта по 5/8,но "опорная" нотка вторых 5/8ых(из 10) была не на первую долю(восьмушку),а на вторую.Т.е как бы счет на раз-два раз-два-три не прокатывал.Вышел из положения(не без помощи басиста-он очень музыкант хороший.Аранжировщик и композитор)так вот был придуман словесный ритмический рифф.навроде этого "Ра-га-ща-га-ту-тум-Ка ща га-та" .Выглядит смешно до безобразия,но помогает оч.сильно.Большими буквами я выделил опорные ноты(ударные) в риффе.А по количеству слогов видно,что их 10.Таким образом пропевая (можно с мелодией) этой "белиберды"-мы остаемся в размере да еще и не убегаем от ударных долей.Вот я с этой вещью намучался.Он еще рифы басовые такие мудреные придумывает-сильная доля и первая-у него разные вещи.Правда как только начало срастаться-пришлось расстаться по определенным субъективным причинам..Каламбурчик такой....Эх,а музыка его мне нравилась.

31.07.06 17:20:17

Потому что считать ты будешь 8ыми нотами! Ведь длительности нот не предусматривают пятых нот, бывают тока целые, вторые, четвёртые, восьмые, шестнадцатые и так далее! С правой стороны пишется длительность нот, которыми ты будешь считать, а слева - количество нот этой длительности!
Если я ошибаюсь - исправьте меня!

31.07.06 18:04:31

Enik69 ,как бы да.Только "считалка"более музыкальна чем цифры.И все же это по фактуре 10/8 а не 6+4.Ну это песню слышать надо.(хорошая:-)И я почему выбрал "считалку"-потому что она отражает именно ритмику рисунка а не холодные цифры 10/8.Под этими цифрами куча ритмов может храниться,а под моей считалкой-только один.Причем слоги "ра,га,ща и т.д." выбраны не от балда.Они как бы показывают где и какие барабаны использовать.Т.е Фраза "ту тум"- подразумевала две восьмушки бочкой.Т.е это почти паттерн от драммашины (блин,во напридумывал,сам читаю и офигеваю,неужели это кто то поймет:-)))
Ну и плюс -это всего лишь конва.А не жесткий рисунок.Его прям по ходу можно и изменять.Просто надо придумать (я эти считалки называю "фигурами") такую фигуру и по мимо размерности она не будет давать выпасть из долей(т.е не дает прое.....ать сильную долю,что часто и бывает в нечетных размерах)

Frekazoid ,знаменатель четыре-это значит сетка записаных нот четвертная.Если 8-до сетка восьмушками.Т.е какими "картошками" ты мыслишь в рамках такта.А пятерных со времен Баха еще не изобрели.так что 5/5-это нонсенс. Собственно о чем и сказал Чили П.

31.07.06 18:30:39

что сразу вспомнилось, в размере 7/4: Joe Satriani - Flavour Crystal 7, а в размере 5/4 - Tool - The Grudge.

Chili_Pepper всё очень хорошо и понятно объяснил:)

А всегда когда нужно определить размер композиции, отсчитываю доли на пальцах)) Почти всегда помогает. Например если слышно, что в основном ритм идёт 8ми, то на каждую долю отгибаю палец)) Подсчитываю количество "выброшенных" пальцев и размер определен:))

01.08.06 09:31:10

А че пальцами только от одного до 5ти считать можно?
например если считать одной рукой(я так всегда делаю) то получитьс так:
Начинаем с большого пальца, 2 раза просчитываем все 5ть пальцев, получаеться десять, ну а и последня доля опять на большой? вот вам и 11/8
:) звучит сложнее чем выглядит...так счетать легко.
Кстатии 8е ритмы мне лучше даються чем 4е...5/8 любимый размер, скорей по тому что для меня он самый простой.

01.08.06 13:22:10

Сложнее не с теми произведениями, где размер нечетный, а где он несколько раз меняется. Там реально нужно все доли считать.. Как вам, например, такое:)

Вступление (4 т. 4/4)
Тема I (8 т. 4/4) + (7/16 + 2/4) + (7/16 + 4/16 + 5/15) + (2 т. 7/16) + (17/16)
Повтор темы I
Тема II (7 т. 6/8) + (7/16) + (17/16)
Повтор темы I
Повтор темы II
Повтор темы II (другая фактура 32ми)

Такты я взял в скобки, т. к. акцентировка у разных инструментов разная, например такты 4/4 это наложение ритмов 16ми нотами 3+3+3+3+4(виолончель, мандолина) и 4+4+4+4(гитара). группировка тактов дана с точки зрения барабанщика:)

Такты 17/16 = 4+3+3+3+4
такты 7/16 = 4+3
такты 5/16 = 3+2

Само произведение (Византия) исполняется в медленном темпе, послушать можно здесь:

03.08.06 01:38:19

нет там нефига
а вобще,если смена размера обусловлена только желанием "намудрить"-то это зря.ИМХО размер должен быть обусловлен мелодией.Если она такова,что лежит в размере нечетном,то это музыкально.
Мы играли песню,где куплет 4/4 а припев был 7/8.Так там просто размер слога был такой,что по другому и не споешь.....
А ссылка не рабочая.

03.08.06 02:42:58

Завидую людям которым сложные размеры даются просто, вот несколько лет назад гитарист в моей группе придумал вещь, интересную. Попробовали сыграть - никак не получается. Размер высчитывали наверно минут двадцать, оказалось - 13/16 (тоже самое что 4/4 только без трех шестнадцатых). Мучались мучались и в итоге просто добавили недостающие 3 шестнадцатых.

В этой части книги.. .

В этой части вы познакомитесь с тем, что составляет основу любой музыки - с ритмом.Здесь вы узнаете, как читать различные ноты и паузы, поймете, как отсчитывать ритм и определять музыкальные размеры,познакомитесь с таким понятиями, как темп и динамика. Если теория музыки для вас внове, то вам следует начинать чтение книги именно отсюда.

Глава 4

Музыкальные размеры.
В э т о й гл а в е...
> Нотный стан
> Музыкальные размеры и как их определять
> В чем разница между простыми и сложными размерами
> Что такое такт

Если вы боитесь, что не сможете понять, в каком месте длинного музыкального произведения вы находитесь, то вам нечего опасаться. Гениальные создатели нотной записи придумали заодно и способ упорядочить лавину нот и пауз. Как только вы ознакомитесь с размерами и структурой нотного стана, в том числе с тактами, вам останется только научиться отсчитывать ритм.

Знакомьтесь: нотный стан.

Ноты и паузы в музыке записываются на линейках, которые мы называем нотным оптом (или нотоносцем: о нотных станах и нотоносцах вы сможете узнать гораздо больше из главы 7). Нотный стан состоит из пяти параллельных горизонтальных линеек, разделенных четырьмя пробелами (рис. 4.1).


Скрипичный и басовый ключи

Ноты и паузы записываются на линейках и в промежутках нотного стана. Какие именно ноты располагаются на конкретных линейках и между ними, зависит от того, какой ключ стоит в начале нотного стана. Еще раз взгляните на рис. 4.1. Элегантный значок, отдаленно напоминающий латинское G, называется скрипичным ключом. Справа на рис. 4.1 в начале стана изображен значок, напоминающий цифру 9, который называется басовым ключом. Скрипичный ключ предназначен для записи более высоких, а басовый - для записи более низких вот. В музыке для некоторых инструментов, например фортепиано, где используются оба нотных стана, скрипичный ключ рисуется над басовым, и в результате получается многолинейная нотная система, или фортепианный нотный стан. (В главе 7 вы узнаете всё о фортепианном нотном стане.)

Обозначение размеров

В нотной записи сразу после ключа в начале нотного стана вы увидите два числа, расположенный одно над другим (три возможных варианта показаны на рис. 4.2).


Такая пара чисел называется размером, который, кстати, является главным действующим лицом данной главы. Размер ставится для того, чтобы рассказать исполнителю о двух важных вещах. S Количество счетов в каждом такте. Верхнее число в записи размера говорит вам о числе ударов, которые следует отсчитывать в каждом такте. Если верхнее число равно трем, то на каждый такт идет по три счета. S Какая доля соответствует одному счету. Нижнее число в записи размера говорит вам о том, какая длительность идет на один счет - чаще всего это восьмая или четвертая доля. Если нижнее число равно четырем, то один счет соответствует четверти. Если внизу записана восьмерка, то один счет равен восьмой доле.

Такты

Такт - это часть нотной записи между двумя вертикальными линиями, которые пересекают нотный стан от верхней до нижней линейки. В нотной записи музыкального произведения такты идут один за другим, и число ударов в каждом такте определяется верхним числом в записи музыкального размера. Первая доля каждого такта, на счет "раз", - сильная. Верхнее число в записи размера говорит о том, сколько ударов должно быть в такте, как показано на рис. 4.3.


Как мы выяснили в главах 2 и 3, при игре постоянно вести счет в уме крайне важно: от счета зависит музыка, которая получится в результате. Правильный счет - ключевой компонент в музыке. Вы должны настолько глубоко проникнуться идеей счета, чтобы перестать замечать, как отсчитываете доли. Практика потактового счета - прекрасный способ убедиться в том, что вы исполняете пьесу в соответствии с ритмом, который задумал композитор (см. главу 2, где рассказывается о ритмах и счете).

Счет в соответствии с размером напоминает школу вождения. Инструктор учит вас постоянно смотреть на дорогу прямо перед вами, потому что ваше тело (и машина) движутся туда, куда направлен ваш взгляд. Став опытным водителем, вы даже не замечаете, что ваш взгляд постоянно сосредоточен на участке дороги перед вами. Возясь с приемником или разговаривая с сидящим рядом человеком, вы автоматически концентрируетесь на том, чтобы ехать прямо, а не петлять по всей дороге, - даже если вам задают сложные вопросы или диск отказывается вставляться в проигрыватель. Главное - натренировать свое сознание, научить его автоматически следить за ритмом, и, как только вы этого добьетесь, вам уже не придется заставлять себя вести счет в уме - вы будете считать автоматически. Есть два вида музыкальных размеров.
> Простые.
> Сложные.

Простые размеры

Простые музыкальные размеры считать проще, поскольку счет раз-два в музыкальной пьесе кажется наиболее естественным слушателю и исполнителю. Простой размер ен удовлетворять четырем требованиям.
1. Каждый счех делится на две равных составляющих.
Это правило самоочевидно, если его применять к восьмым и еще меньшим долям. В простом размере две восьмых доли всегда соединяются друг с другом перекладиной, которая называется ребром, то же самое касается четырех шестнадцатых и восьми тридцать вторых долей. (Если у вас есть две шестнадцатых и восьмая, которые идут на один счет, то эти три ноты также соединяются ребром.)
Иными словами, если на один счет идет больше одной ноты, то все они всегда группируются вместе таким образом, чтобы составлять один счет. На рис. 4.4 изображена схема группировки нот в простом размере.
2. Нота, идущая на один счет, должна быть нотой без точек.
Отсчитывая про себя ритм песни, вы должны считать только ноты без точек, которые можно разделить на две равные длительности. Обычно имеются в виду четверти, но иногда это могут быть половинные, целые или восьмые доли. Например, в размере 4/4, про себя отсчитывая такт, вы считаете: "Раз два три четыре" снова и снова, а в размере 3/4 вы считаете: "Раз два три, раз два три". Если задан размер 2/4, считать нужно "раз два".
3. Верхнее число не делится на 3, если только оно не 3.
Например, 3/4 и 3/8 считаются простыми размерами, а 6/4,6/8 и 9/16 - сложными. 4. Число долей в каждом такте одинаково.
Все такты пьесы в простом размере содержат одинаковое число долей. Как только вы прочувствуете размер, вам больше не о чем беспокоиться: просто следите за тем, чтобы играть ноты ритмично.


Такты и счет в простом размере

Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Эго означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рис. 4.5, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.


Напомним, что нижнее число 4 говорит, что на один счет приходится четверть, а верхнее число 4 сообщает, что в каждом такте четыре счета - или четыре (и только четыре!) четвертых доли.
Вот три примера распространенных простых размеров.
>>> 4/4 (четыре четверти). Широко используется в популярной классической музыке, рок-музыке, джазе, кантри, а также в таких стилях как блю-грасс, хип-хоп и хаус.
>>> 3/4 (три четверти). Используется прежде всего в вальсах, а также в западноевропейских балладах и балладах в стиле кантри.
>>> 2/4 (две четверти). Используется в польках и маршах
Вместо того чтобы писать 4/4, некоторые композиторы для обозначения этого размера ставят букву С. Так что если на месте размера увидите букву С, то пьеса написана в размере 4/4.
Если размер пьесы 3/4, как показано на рис. 4.6, то считать нужно так:


А теперь внимание! Если размер - 3/8, то одному счету соответствует восьмая доля, как показано на рис. 4.7.


Считать ритм музыкального фрагмента, изображенного на рис. 4.8, нужно так: РАЗ два три РАЗ два три РАЗ два три.
Размеры 3/8 и 3/4 обладают практически одинаковой ритмической структурой (в смысле счета ритма), но, поскольку в размере 3/8 фигурируют восьмые, а не четвертые доли, пьесу на 3/8 надо играть в два раза быстрее, чем пьесы на 3/4, так как восьмая доля равна половине длительности четверти.
Если указан размер 2/2, то на один счет идет половинная доля. А поскольку верхнее число показывает, что количество счетов в такте равно двум, в каждом такте будет по две половинных доли, как показано на рис. 4.8.


Просчитывать музыкальный фрагмент, изображенный на рис. 4.8, нужно так: РАЗ-и ДВА-и.
Размеры с "числителем" 2 широко использовались в средневековой и еще более ранней музыке. В музыке тех времен использовалась ритмическая структура под названием "миним" (minim), основанная на ритме биения человеческого сердца.

Учимся считать в простом размере

В этом разделе вы можете потренироваться считать ритм (а не читать ноты), показанный на рис. 4.9-4.13. При счете вслух не забывайте делать ударной первую долю.


Сложные размеры

Сложные музыкальные размеры, как можно догадаться, чуточку хитрее простых. Вот краткий перечень правил, которые помогают вам моментально определить, является ли размер сложным.
1. Верхнее число, если оно больше трех, нацело делится на три.
Любой размер, верхнее число которого равно 6,9,12,15 и т.д., - сложный. Размеры 3/4 и 3/8 не являются сложными, поскольку верхнее число равно 3. Наиболее распространенные сложные размеры - 6/8, 9/8 и 12/8. См. рис. 4.14, где представлен пример сложного размера.


>>> 2. На один счет вдет четверть с точкой или три восьмых.
>>>3. Каждый счет делится на три составляющих.
Опять-таки, все становится очевидным, когда речь идет о восьмых и меньших долях. В простом размере две восьмушки и четные количества шестнадцатых долей (2 или 4) всегда соединяются ребрами. В сложном размере ребрами соединяются три восьмушки или шесть шестнадцатых.
На рис. 4.15 показана группировка нот с "основанием" три, которая используется в сложном размере.


Такты и счет в сложном размере

Единственное существенное отличие между произведениями, написанными в простых и сложных размерах, состоит в том, что они звучат по-разному, и это ощущают и слушатель, и исполнитель.
В сложном размере сильной является не только первая доля каждого такта, как в простом размере - несколько более слабый акцент ставится также на каждый следующий удар метронома. Таким образом, в каждом такте произведения на 6/8 есть две четко акцентированных доли, в размере 9/8 - три акцентированных доли, в размере 12/8 - четыре.
Два примера сложных музыкальных размеров.
>>> Размер 6/8 используется в быстрых вальсах и латинской музыке мексиканских "мариачо".
>>>Размер 12/8 используется в 12-тактовых блюзах и в стиле doo-wop.
Чтобы определить число акцентированных нот в каждом такте сложного размера, нужно разделить на три верхнее число. Это поможет вам определить темпо-ритм исполняемой музыки и таким образом узнать, как расставить акценты. Например, в пьесе на 6/8 нужно делать акцент на первую долю каж- ! дого такта, но при этом также несильно акцентировать вторую группу восьмушек в такте, как показано на рис. 4.16.


Итак, расстановка акцентов на рис. 4.16 будет выглядеть следующим образом: РАЗ два три ЧЕТЫРЕ пять шесть РАЗ два три ЧЕТЫРЕ пять шесть. Если размер выглядит устрашающе, например 9/4, как показано на рис. 4.17, то отсчитывать размер (не ноты!) нужно так:


В простых размерах ритм музыкального произведения можно разбить на двухчастные сегменты. В сложных размерах ритм разбивается на трехчастные сегменты.

Учимся считать в сложном размере

С помощью примеров, приведенных в этом разделе, вы можете потренироваться считать размеры, показанные на рис. 4.18-4.20. При счете вслух не забывайте делать небольшой акцент на первую долю и дополнительный акцент в "точке пульса", которая обычно следует за каждой третьей долей. (Добавленные "-и" и заглавные буквы призваны подчеркнуть ритмический рисунок некоторых нот в размере. Мы понимаем, что эта методика не ссйсем научная, но она даст вам общее представление о том, как считать доли в различных размерах.)



Асимметричные размеры

Асимметричные размеры (иногда они называются составными или неправильными) обычно содержат пять или семь ударов - в отличие от традиционных двух-, трех- и четырехчастных группировок нот внутри тактов, которые мы рассматривали до сих пор.
Асимметричные размеры часто встречаются в традиционной музыке разных стран. Они широко распространены как в европейской, так и в восточной (в частности, индийской) популярной и этнической музыке.
При исполнении музыки в асимметричном размере счет (и ритм) звучит и воспринимается несколько иначе, чем в музыке, написанной в простом или сложном размере.
Например, на рис. 4.21 счет определяется расположением половинных долей в каждом такте, так что акцент ставится на третью долю в первом такте и на четвертую - во втором.
На рис. 4.22 группировка восьмых долей показывает, где должны ставиться акценты - на первую восьмушку на каждом ребре.
Музыка в размере 5/4, 5/8 и 5/16 обычно делится на два счета, либо как два + три, либо как три + два. Расстановка акцентов не обязательно должна быть одинаковой во всех тактах - постоянно только количество долей в каждом такте.


На рис. 4-23 и 4.24 показаны музыкальные фразы, написанные в размерах 7/4, 7/8 и 7/16. Помните, что расстановка акцентов меняется от такта к такту.


Следует еще раз отметить, что асимметричные размеры считаются неправильными и сложными только с точки зрения Западной цивилизации. Неправильные размеры считались абсолютно правильными на протяжении всей истории музыки во всем мире, в том числе в Древней Греции и Персии; их можно по-прежнему услышать, например в болгарской народной музыке. Многие современные западные композиторы и коллективы - Стив Альбини, Веек, Дейв Брубек, June of 44, Эндрю Ллойд Вебер, Фрэнк Заппа, Pink Floyd, Йо-Йо Ма, Бобби Мак-Феррин и Stereolab - используют асимметричные размеры в своей музыке. Целый жанр рок-музыки, так называемый "математический рок", построен на использовании таких составных размеров, как 7/8, 11/8, 13/8 и т.д., и его представители всеми силами стремятся избежать стандартного рокового размера 4/4.

Любая композиция имеет свой определенный размер такта. В нотной записи размер такта указывается с помощью дроби (двух чисел, записанных друг под другом). Цифра сверху показывает число долей (метров), из которых состоит такт, а цифра снизу указывает на длительность каждой этой доли. Например, размер 2/4 (две четверти) будет означать, что такт произведения состоит из 2 долей, каждая из которых равна длительности в четыре условные единицы (т.е. равна одной целой ноте).

Кроме тактового размера 2/4, наиболее распространены 4/4 (четыре четверти), ¾ (три четвертых), 3/8 (три восьмых) и многие другие. Так как размеры 4/4 и 2/2 чаще других используются в произведениях, в нотной записи они могут обозначаться специальными знаками: 2/2 может записываться как (Alla Breve), а 4/4 — как С .

На нотном стане размер такта указывается в самом начале, сразу же после нотного ключа и ключевых знаков альтерации (если есть). В музыке различают два вида тактов – простые и сложные. К простым относятся двудольные и трехдольные такты. В двудольном такте самая сильная (акцентированная) доля первая, а вторая – слабая. В трехдольном такте, первая доля является самой сильной, а вторая и третья – слабыми. Рисунок ниже показывает пример двудольного (а) и трехдольного такта (б). Знаком > обозначены сильные доли.

Такты, состоящие из четырех и более долей, называются сложными. Как правило, они включают в себя несколько простых тактов. Например, четырехдольный такт состоит из двух двудольных, и именно поэтому в нем будет не одна сильная доля, а две – первая и третья. Шестидольный, к примеру, состоит из двух трехдольных тактов, и поэтому также имеет две сильные доли – первую и четвертую. В сложных тактах первая доля должна звучать чуть сильнее остальных. Рисунок ниже показывает примеры четырехдольного (а) и шестидольного (б) такта. Первая и самая сильная доля в сложных тактах обозначена двойным знаком >.

Чтобы удобнее было считать длительности нот в произведении, лучше всего использовать в качестве счета количество долей в одном такте. Так, например, при размере такта в 2/4 (две четверти), удобней вести счет на “раз, два; раз, два” и т.д. А при размере в ¾ (три четверти) – “раз, два, три; раз, два, три” и т.д.

В нередких случаях, композиции и песни, могут начинаться далеко не с первой доли такта (например, с третьей, четвертой и т.д.). Такой неполный такт, с которого начинается произведение, будет называться затактом. При этом также изменяется начало счета данного такта.

Ритм

Каждое музыкальное произведение обладает своим особым ритмом. Ритмом в музыке называется определенная последовательность звуков, длительность каждого из которых напрямую зависит от длительности предыдущих звуков в этой же самой последовательности. Если говорить простым языком, то ритм в произведении задает особая относительность длительностей нот между собой, которую можно представить, к примеру, так — первая нота звучит дольше, чем вторая; вторая короче, чем третья, а третья дольше, чем первая и т.д.

Вы — начинающий музыкант, и с удовольствием осваиваете нотную грамоту, но у вас возникли проблемы с разбором очередного музыкального произведения и правильным счетом? Ничего, у кого есть вопрос — всегда найдет ответ.

Единицей счета при чтении любого нотного музыкального произведения является длительность. Длительность нот не является определенной константой, которая зависит от времени — ее нельзя измерить в секундах. Длительность нот может представляться только в отношении к длительностям других нот, и одно и то же произведение может играться быстрее или медленнее, но и в том и другом случае звучать правильно. Но как же научиться правильно и легко считать ноты?

Таблица длительности нот

Для того, чтобы определить длительность, нужно всего лишь посмотреть на знаменатель нотного размера, указанного в данном конкретном произведении. Размером называется последовательность повторяющихся ударов, разбивающих время на равные промежутки (доли). Так, если размер 4/4, длительность равна четырем, 6/8 — длительность равна восьми. Однако это правило может нарушаться в том случае, если используется один из таких размеров: 2/2, 3/2 и т. д. В этом случае очень часто за единицу счета берется не половина, а четверть.

Но прежде чем мы перейдем к счету, давайте все-таки разберемся, что означают ноты различного начертания. Начертание самих нот сообщает музыканту как долго и с какой частотой нужно играть звук заданной высоты в конкретном размере. Ниже таблица длительности нот и пауз.

И еще один рисунок для большей наглядности.

На этом дробление нот не заканчивается, и за шестнадцатой следует тридцатьвторая, за ней шестьдесятчетвертая, стодвадцатьвосьмая, двестипятьдесятшестая. Но ноты, представленные в таблице выше встречаются наиболее часто.

Нота с точкой

Благодаря добавлению точки или точек длительность конкретной ноты может быть увеличена. Одна точка увеличивает длительность ноты в полтора раза, две точки — в 1.75 раза, три точки — в 1.875 раза.

Помимо точки длительность ноты может увеличить лига. Такая нота представляет собой две одинаковые ноты одной и той же высоты, связанные лигой. В этом случае играется только первая нота, а вторая лигуется с ней.

Как считать ноты?

Если вы не умеете правильно считать ноты, то вы никогда не сможете сыграть незнакомое произведение по нотам правильно. Я не буду долго расписывать теорию, а на наглядном примере покажу, как удобно считать ноты в различных размерах, для этого я выбрала отрывки из нескольких музыкальных произведений, записанных в различных размерах и подписала правильный счет, где вы можете на наглядных примерах увидеть как считать ноты в размерах: 4/4, 3/4, 2/4, 3/8 и 6/8. Данный способ счета максимально удобен для меня, но если у вас есть другой, поделитесь им с читателями в комментариях.

Размеры 4/4, 3/4 и 2/4 в музыке

Размер нотного музыкального произведения можно увидеть в самом его начале, при этом в числителе дроби указывается число долей в такте, а в знаменателе — длительность, которой выражены эти самые доли.

Как считать размер 4/4

Размер 4/4 — один из самых распространенных музыкальных размеров. Размер С эквивалентен размеру 4/4. Данный размер состоит из четырех долей, при этом каждая доля по длительности равна четверти (четвертой ноте). Ниже примеры счета.

Как считать размер 3/4

Размер 3/4 состоит из трех долей, каждая доля при этом равна четверти (четвертой ноте).

Как считать размер 2/4

В данном случае длительность составляет четыре, но считаем мы до двух. (Раз и два и; раз да и да, два да и да). Размер 2/4 состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна четверти.

Или вот ниже чуть более сложный вариант (на изображение можно нажать и оно увеличится). В данном случае мы считаем не просто на «раз и два и», а на «раз да и да два да и да».

Размер 6/8 в музыке, как считать?

Размер 6/8 состоит из шести долей, и каждая доля равняется восьмой ноте. Считаем до шести: раз, два, три, четыре, пять, шесть.

Для начала все, чуть позже я напишу продолжение, где разберу другие размеры. Если статья была вам полезна, ставьте лайк!