Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного искусства. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального декоративно-прикладного искусства.

Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

Известные педагоги и исследователи (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в педагогический процесс в детском саду.

Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства,

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

3. Формирование обобщённых знаний и умений:

Умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;

Воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5.Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

С начала учебного года вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (филимоновская, дымковская, каргопольская глиняная игрушка, керамическая посуда).

При создании декоративных композиций в рисовании ставятся общие задачи:

Формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров;

Учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы,

Выделять элементы узора.

Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит их видеть и выделять элементы узора: мазки. Точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов).

У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фигурки барышень, платье, фартук кукле вырезанные из бумаги, украсить сказочный домик, волшебную рыбку, птицу.

Когда дети освоят дымковскую роспись, следует познакомить их с филимоновской игрушкой. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие филимоновских и дымковских игрушек.

В течение года следует провести несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор. Ребёнку нужно предоставить возможность творить.

В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть не только в лепке из глины, но и при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.

В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, гуашевые и темперные краски, цветные мелки.

Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства. Роспись бересты, выкладывание из разноцветной мозаики сказочной жар-птицы увлекает детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творчество.

Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами: нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д.,- обучение которым вполне доступно. Некоторые приемы можно показать и объяснить детям.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов.

Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки воспитателю следует включить беседы о народном искусстве: рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей, помогут раскрыть перед детьми образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства.

В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны.

Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность дошкольника, благодаря которому у воспитуемых формируются чувство вкуса, интерес к искусству, умение наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение художественно - эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка гармоничнее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувственность, украшает жизнь.
В качестве средства формирования творческих способностей у дошкольников можно использовать декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность ребёнка, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на непосредственно – образовательной деятельности по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать красоту окружающего мира, познакомит с народными традициями, заложит фундамент художественно - эстетического воспитания.
Организация непосредственно – образовательной деятельности по декоративному рисованию дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Моя работа по данной тематике строится в два этапа:
Знакомство с народным промыслом
Обучение приемам лепки и рисования
Работа начинается с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Для родителей проводится различное анкетирование с целью выявления уровня знаний о декоративно – прикладном искусстве, как они приобщают к нему своих детей. Выяснить желают ли они, чтоб их ребёнок изучал декоративно – прикладное искусство в ДОУ. Для детей подбирается познавательная литература о народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла, уточняются методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с декоративно – прикладным искусством.
Обучение детей начинаем с рассматривания дымковских игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях дымковской росписи.
Дымковская игрушка поражает детей своей колоритностью, ни с чем несравнимой красотой, самобытностью исполнения. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к вятской игрушке, вызывают желание самим научиться лепить и расписывать глиняные изделия.
При знакомстве детей с дымковской игрушкой ставим перед собой следующие задачи:
Познакомить с дымковской игрушкой и сформировать любознательность к этому виду народного творчества.
Создать необходимые условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству через лепку и расписывание дымковской игрушки.
Сформировать знания об элементах дымковской росписи и их символике, находящей отражение в окружающей природе.
Развить у детей эстетический вкус, формирование самостоятельности и творческих способностей.
Осуществлять патриотическое воспитание через изучение национального наследия.
Для решения этих задач, используем следующие методические приемы:
Беседы.
Чтение художественной литературы.
Дидактические игры.
Обучение в форме непосредственно – образовательной деятельности.
Работа с родителями.

В начале непосредственно – образовательной деятельности дети знакомятся с дымковской игрушкой, рассматривают изделия, красочные иллюстрации. Дети с огромным интересом слушают рассказ воспитателя, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.
При рассматривании дымковских игрушек с детьми, обращаем внимание на особенности дымковской росписи, на умение выражать свои впечатления от восприятия этих игрушек, подчеркнуть яркость и разнообразие цветов дымковских игрушек, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Таким образом, достигается цель – приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов дымковской росписи. Ребята учатся рисовать некоторые элементы данной росписи: прямую линию (держа кисть вертикально от листа бумаги) и точку (тычком).
Это вызывает интерес к дымковской игрушке и чувство радости от первых эскизов.
В дальнейшей непосредственно – образовательной деятельности дети знакомятся с новыми элементами – волнистая линия, круги, клетки, зерновидные формы а также закрепляют цветовую гамму. Перед тем, как начать рисовать элементы росписи на бумаге, мы их прорисовываем в воздухе.
Не все дети справляются с заданиями. Поэтому я провожу индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры, такие как: «Обведи элемент» - цель, которой обучить технике рисования новых элементов, «Обведи и раскрась», эта игра помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую использовали дымковские мастера. Во время проведения индивидуальной работы учитываю возможности и способности каждого ребенка.
Когда знакомлю детей с тем или иным элементом обращаю внимание на специфичность каждого узора, каждой детали, и тогда дети начинают рисовать отдельные элементы все более уверенно.
У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому обучение строится от простого к сложному. В процессе обучения технике рисования дети учатся самостоятельно подбирать и сочетать цвета друг с другом.
Так постепенно развиваются их творческие способности. После того как технические навыки у детей сформированы начинаю развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры, развивающие воображение, память, творческое умение анализировать.
Дидактическая игра «Картинки – близнецы»
Задачи: продолжить знакомить детей с дымковской игрушкой; выделять и называть элементы; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Дидактическая игра «Декоративная мозаика»
Задачи: знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы дымковской росписи; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать.
Дидактическая игра «Собери пазл»
Задачи: закреплять знания детей о «дымке», учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.
Дидактическая игра «Найди аналогичный узор на готовом изделии»
Задачи: учить сравнивать картинки с отдельными дымковскими узорами и готовые глиняные игрушки, находить одинаковые элементы, развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.
Эти игры помогают детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно без моей помощи учатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию подбирают элементы росписи и цветовую гамму.
На протяжении всего времени обучения детей организовывала выставки детских работ для родителей, приглашала их на открытые занятия с целью показать родителям успехи их детей в освоении лепки и росписи дымковской игрушки. В ходе реализации поставленных задач необходимо отслеживать результаты детей. Для этого провожу диагностику по определенным критериям, которая показывает рост интереса детей к народному творчеству.
Диагностика уровня знаний, умений и навыков у детей средней группы
по народному декоративно-прикладному искусству. Дымковская игрушка.
Основные критерии:
1. Цвет:
Знает цветовую гамму для дымковской росписи;
Знает цветовую гамму, иногда забывает цвета;
Не знает цветовую гамму.
2. Форма:
Рисует простые и сложные элементы дымковской росписи, узор передает точно;
Рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает;
Рисует только простые элементы с искажением, а сложные не удаются;
(простые элементы: точка-горошина, прямая линия, круг; сложные элементы: клеточка, дуга, волнистая линия, зерновидные формы).
3. Умение работать кончиком кисти:
Хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;
Умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;
Не умеет работать кончиком кисти.
4. Композиция:
Ребенок украшает полностью всю глиняную заготовку, используя простые и сложные элементы дымковской росписи;
Ребенок украшает лишь переднюю часть фигуры;
Скученное изображение, сгруппированное в одной из частей фигуры.
5. Уровень самостоятельности выполнения работы:
Самостоятельно выполняет работу, дополняя изображение подходящими элементами;
Необходима небольшая помощь воспитателя;
Не может выполнить работу.
Высокий уровень.
Проявляет интерес к дымковской игрушке, знает цветовую гамму для дымковской росписи; рисует простые и сложные элементы; узор передает точно; хорошо владеет навыком рисования концом кисти; ребенок видит и украшает полностью всю фигуру; используя простые и сложные элементы дымковской росписи; может самостоятельно выполнить работу, дополнить изображение подходящими элементами.
Выше среднего.
Проявляет интерес к дымковской игрушке, знает цветовую гамму, иногда забывает цвета; рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает; умеет работать концом кисти, но преобладает рисование всей кистью; ребенок видит часть плоскостного силуэта и украшает его; при выполнении самостоятельной работы необходима небольшая помощь педагога.
Средний уровень.
Проявляет слабый интерес к дымковской игрушке, называет не все цвета дымковской росписи (не менее 5), не точно рисует простые элементы, а сложные сильно искажает; работает в основном всей кистью; украшает часть плоскостного силуэта, создает скученное изображение. При выполнении самостоятельной работы часто прибегает к помощи педагога.
Низкий уровень.
Не проявляет интереса к дымковской игрушке, не знает цветовую гамму для дымковской игрушки (может назвать 2-3 цвета). Изображает простые элементы с искажением, а сложные не удаются; не умеет работать концом кисти; нет композиции. Не может самостоятельно выполнить работу.
Я назвала свой проект «Цветное чудо», потому что на глазах детей действительно рождается чудо. Из бесформенной, нелепой глиняной массы, имеющей специфический цвет и даже запах, мы, подобно древним мастерам, создаём прекрасную игрушку, жизнерадостную по колориту, живую и динамическую по рисунку, пленяющую и очаровывающую детей, отвечающую их эстетическим чувствам.
В результате непосредственно – образовательной деятельности по декоративному рисованию, рассматривание иллюстраций, изделий дымковских мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этой игрушке, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, они смогут назвать все элементы дымковской росписи. Всё это будет способствовать развитию их творческих способностей. Непосредственно – образовательная деятельность и дидактические игры по дымковской росписи дадут возможность детям узнать приемы рисования и научат составлять узоры на различных формах.
Так как мы живём в России, детей необходимо знакомить с народным искусством русского народа.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его творческих способностей.
Прекрасные образцы дымковского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества русского народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви и т.д.
В мотивах и узорах различных бытовых изделий отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимание формы, силуэта, цвета, материала.
Дальнейшее изучение декоративно – прикладного искусства в старшей и подготовительной группе позволит детям выработать умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме: на полосе, круге, квадрате, располагать элементы узора в определенной последовательности: в середине, по углам.
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие у детей интереса к изобразительной деятельности с включением элементов дымковского орнамента и создания декоративных композиций по мотивам народных изделий. Дети закрепляют способы рисования дымковских узоров: круги различного диаметра, зерновидные формы, клетки, полоски, волнообразные мотивы. Ребята знакомятся с правилами симметричного расположения элементов в узоре на глиняных заготовках.

Для индивидуальной работы можно использовать следующие дидактические игры:
«Найди лишний орнамент», цель игры: закрепить знания детей элементов дымковского орнамента, по силуэту узнавать, называть, описывать внешний вид и характерные признаки, по которым его определили.
«Составь узор из частей», цель: научить детей действиям синтеза, умению выделять части и составлять целое, закрепит знания элементов дымковского орнамента, развивать творчество и воображение.
«Дорисуй нужный элемент», цель: закрепить знания детей о принципах построения симметричных элементов, учить основным приемам рисования симметричных узоров, развивать глазомер и мелкую моторику руки.
«Найди дымковскую игрушку на картинке», цель: закрепить знания детей о дымковских игрушках (барыня, козлик, конь с седоком, карусель и другие).
«Что символизируют цвета в дымковских игрушках?», цель: закрепить знания детей о символике цветов дымковских узоров и учить связывать их с природой.
Эти игры способствуют развитию интереса к национальной культуре, придумывать новые композиции, дети самостоятельно учатся сочетать различные виды дымковских узоров. Развивается мышление, память, внимание, мелкая моторика пальцев, обогащается лексикон дошкольников.
В подготовительной к школе группе у детей необходимо воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Дошкольники учатся самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в декоративной деятельности, используя выразительные средства росписи дымковского орнамента. Развивается декоративное творчество детей на основе усвоения русского народно - прикладного искусства. Дети составляют более сложные узоры на бумажных и глиняных заготовках на основе наглядных образцов дымковской игрушки.
В процессе приобщения детей средней группы к декоративно – прикладному искусству, я пришла к следующим выводам:
Занятия декоративно-прикладным искусством способствует формированию логического мышления дошкольников. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие национального достояния культуры русского народа, изучаются самобытные традиции, ритуалы и обряды, передаваемые от поколения к поколению.
Дошкольник учится анализировать результаты своей деятельности и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие, даёт возможность почувствовать себя в качестве дымковских мастеров, позволяет создать «цветное чудо».
В процессе углубленного изучения народно-прикладного творчества, дети многое узнают об элементах орнамента дымковской игрушки, его символичном значении, связи с окружающей природой.
Рассматривая иллюстрации дымковских узоров, дети учатся образному восприятию: глиняные игрушки похожи на персонажей из сказки. Описывая изделия вятских мастеров, дети рассказывают об их значении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
Многие элементы орнамента рисуют не только кистями, но и целым набором специальных деревянных палочек – тычков. Мы с ребятами экспериментировали используя вместо них ватные палочки, как один из способов нетрадиционного рисования.
Таким образом, можно заключить, что изучение декоративно-прикладного искусства как часть художественно - эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях творческие способности, любознательность и тягу к экспериментам, логическое мышление, воображение, эстетические чувства и гордость за культурное наследие наших мастеров.

Статья из опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей в дошкольном учреждении и семье средствами декоративно – прикладного искусства (каргопольская игрушка)».

Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений,для работы с детьми среднего дошкольного возраста.

«Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и оценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству». Н. А. Ветлугина

В своей работе я опиралась на научно – исследовательские, методические и организационно – педагогические условия.
Научно – исследовательские. Исследователи народного искусства Комарова Т.С., Василенко В.Н., Ветлугина Н.А., Сакулина Н.П., Флерина Е.А. и др. отмечают значение декоративно-прикладного искусства для разностороннего развития личности ребёнка. Е.А.Флерина одной из первых выступила за использование декоративно-прикладного искусства в детском саду. Она считала, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики.

Методические условия.
- Изучение методической литературы. (Изучили литературу касающиеся истории каргопольского промысла, уточнила методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с игрушкой и обучение их лепке и росписи.); методической литературы по взаимодействию педагогов и родителей для реализации современной модели художественно-эстетического образования в ДОУ;
- Организация РППС;
- Разработка методического сопровождения;
- Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми и родителями;
Организационно – педагогические условия.
- взаимодействие с семьями воспитанников для реализации плана работы по данной теме
- взаимодействие детского сада с социумом
- выступление на педагогическом совете
- транслирование опыта в интернет сообществах

Актуальность.
Проблема художественно – эстетического воспитания и развития детей всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Одной из задач ФГОС дошкольного образования, является развитие творческих способностей у детей, для становления креативной и успешной личности. С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начиная работу по теме, мы обратилась к народной игрушке. Так как национальная русская игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающая ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Из всего разнообразия русских народных игрушек мы выбрали каргопольскую глиняную игрушку, так как считаем, что она разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка. Удивительная простота сюжета, пропорциональность, четкость формы сочетаются с простой раскраской, их образ понятен детям, а орнамент доступен для понимания. Практика показывает, что для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка,происходит развитие эмоционально-чувственной сферы.

Цель: художественно-эстетическое развитие детей в дошкольном учреждении и семье средствами декоративно – прикладного искусства (каргопольская игрушка).

Задачи:
1.Создать условия способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
2. Способствовать развитию художественно-эстетического развития детей в дошкольном учреждении и семье средствами декоративно – прикладного искусства (каргопольская игрушка).
3.Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Ведущая педагогическая идея данной работы заключается в том, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с народной игрушкой, ее изготовлению и украшению при взаимодействии с родителями будет способствовать развитию творческих способностей детей, способствовать гармоничному разностороннему развитию ребенка.

Этапы работы. I этап – Подготовительный
Подобрали методическую литературу. За основу в своей работе мы используем парциальную программу «Цветные ладошки» Лыкова И.А., которая является вариативной частью Основной Образовательной Программы. Разработали методическое сопровождение (перспективный план, определили направления) . Провели анализ РППС. Разработали педагогическую диагностику в соответствии с Основной образовательной программой. Критерии диагностики определила в соответствии с основными направлениями работы по теме. В оценке достижений детей использовала малоформативные методы: наблюдение, беседа, наблюдение в совместной деятельности. Результаты диагностики выявили недостаток развития личностных качеств у детей, (эмоциональная отзывчивость, чувство сопереживания), дефицит знаний и представлений у детей о каргопольской игрушке, владение практическими навыками в изобразительной деятельности.
Работа с детьми проходила по следующим направлениям
- Вызвать эмоциональную отзывчивость.
- Развивать представления о каргопольской игрушке.
- Формировать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.
Подготовительный этап. Начиная работу с детьми по выбранному направлению, пополнили среду образцами изделий каргопольской народной игрушки, сделанными своими руками и оригинальными. Оформили выставку игрушек (для того чтобы заинтересовать детей, произвести на них впечатление). Радовали детей возможность поиграть с глиняными игрушками. Оформили яркий красочный плакат с изображением каргопольских игрушек, элементами росписи. Сделали красочные, иллюстрированные альбомы: « Каргопольская игрушка», « Лепим каргопольскую игрушку», «Путешествие в Каргополь» (возникновение промысла), альбом с основными элементами росписи в порядке их усложнения. Сделали таблицу, показывающую последовательность изготовления глиняной игрушки, основные цвета росписи, элементы узора. Украсили группу тематическими картинками. Пополнили мини –музей « Уголок русской избы» (скатерть на стол с каргопольскими узорами, сундучком украшенный каргопольским узором). Пополнили музыкальный уголок шапочками для игр-драматизаций и инсценировок. Дидактическими играми: «Составь картинку», «Подбери правильно», «Сходства и различия», «Трафареты», «Продолжи узор», «Домино», «Народные промыслы», «Расставь по полочкам», «Назови правильно». Уголок физического развития пополнили атрибутами для народных игр (ленты, венки, маски, шапочки). Пополнили уголок изобразительной деятельности, в нём находиться готовая к лепке глина, каргопольские игрушки, картинки, иллюстрированные альбомы таблицы, краски, бумажные силуэты, раскраски чтобы дети при желании могли заняться любимым делом. Оформили фотовыставку « Каргопольская глиняная игрушка».
Практический этап включает работу с детьми, взаимодействие с родителями и взаимодействие с социумом.

Формы работы с детьми. Работа проходила через все виды детской деятельности (игровую, продуктивную, двигательную, чтение (восприятие) художественной литературы, музыкально – художественную, познавательную, трудовую, коммуникативную) и поэтапного знакомства с народным промыслом путем погружения в различные формы.
Моделируя темы всех мероприятий, мы старались продумать их содержание таким образом, чтобы ребенок мог познакомиться с историей народной игрушки, выразить свое отношение, проявить личностные качества. Весь материал детям преподносили в игровой форме.
Беседы с просмотром презентаций: « Знакомство с каргопольской игрушкой», «Путешествие в Каргополь», видеофильма « Как делают каргопольскую глиняную игрушку» Познакомили детей с каргопольскими игрушками, особенностями и этапами изготовления, с историей возникновения этого промысла. При этом воспитывали эстетическое восприятие произведений декоративно – прикладного искусства.
Рассматривали выставку каргопольских игрушек. С целью вызвать интерес и эмоциональный отклик, обращали внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают каргопольские мастера, особенности игрушки (мифические образы « Полкан», « Тяни – Толкай»). Обращали внимание на материал, из чего сделана игрушка, как украшена.
Рассматривали красочные, иллюстрированные альбомы: « Каргопольская игрушка», « Лепим каргопольскую игрушку», « Каргопольская игрушка» (возникновение промысла). Формировали интерес дошкольников путём использования различных видов наглядности.Плакат с основными элементами росписи в порядке их усложнения. Знакомили детей с особенностями и своеобразием каргопольской росписи.
Играли в дидактические игры: «Трафареты», «Продолжи узор», « Собери узор». Помогали детям овладеть приёмами и техниками росписи по мотивам каргопольской игрушки. «Домино», «Народные промыслы», «Расставь по полочкам», «Подбери правильно», «Сходства и различия», «Составь картинку» .Играли в словесные игры «Назови правильно». Учились называть знакомые народные игрушки, их характерные признаки, расширяли словарь: элемент, узор. роспись. С помощью таблицы составляли рассказ об этапах изготовления каргопольской игрушки, называть основные цвета, основные элементы росписи.
Познакомили детей с природным материалом, из которого делают игрушки – глиной. Провели опыт с глиной « Волшебный комочек».
Продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование). «Зарисовка элементов росписи», « Узор на полосе», « Платочек». Продолжали знакомить детей с промыслом, способствовали развитию умений рисовать элементы росписи. Закрепляли знания об отличительных особенностях каргопольской росписи. Выделяли средства выразительности: элементы узора, их цвет, колорит росписи, ритм элементов, чередование. « Роспись Коня –Полкана декоративными элементами», « Роспись Берегини».Формировали умение поэтапно, расписывать силуэт игрушки. Лепка « Птичка свистулька», лепка «Утушка – Маховая», лепка « Мишка». Познакомили детей с приемами лепки в процессе создания образа каргопольской игрушки, лепить из целого куска, используя приёмы оттягивания, вдавливания, прищипывания, сглаживания.
Росписывали силуэты каргопольской игрушки по образцу. Способствовали развитию умений выделять элементы узора (прямые линии, крестики, точки, волнистые линии). Подбирать цвета в соответствии с образцами.
Для самостоятельной деятельности детям предлагали раскраски, способствовали развитию умений самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму, украшать плоскостные игрушки.
Провели экскурсию по фотовыставке «Каргопольская глиняная игрушка». Продолжали знакомить с промыслом. Показали красоту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, простота узора. Воспитывали уважение к труду народных мастеров.
Разучивали песенки, потешеки, физкультминутки, пальчиковые гимнастики по теме. Обогащали словарь детей новыми словами, загадками, стихами.
С детьми и родителями провели развлечение» Ярмарка». Формировали у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство народных мастеров и наслаждаться им.
Взаимодействие с социумом.
Детский сад тесно сотрудничает с АФ ННГУ. Студенты провели мастер – класс для родителей по росписи каргопольской игрушки.
Без взаимодействия с семьёй, работа по развитию художественно – творческих способностей у детей была бы не полноценной и незаконченной. На подготовительном этапе провели родительское собрание.
Провели анкетирование. В анкету включили такие вопросы как:
Считаете ли вы, что детям нужно прививать нравственные качества?
Будет ли детям интересно знакомиться с каргопольскими игрушками?
Готовы ли Вы принять участие в работе по развитию художественно – творческих способностей у детей через знакомство с народной игрушкой?
Провели собрание на тему «Влияние народного творчества на нравственное воспитание детей 3-4 лет», где получили согласие родителей на работу по теме. Вместе с родителями определить тему индивидуального участия, рассказы об интересных фактах, связанных с коргопольской игрушкой, подбор иллюстраций, изготовление дидактических игр и т.д. Затем подготовили наглядные консультации «Как развивать творческие способности дошкольников», «Значение народной игрушки в воспитании детей», «Роль декоративно – прикладного искусства и художественных промыслов в развитии детей дошкольного возраста», « Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях», « Как развивать творческие способности у детей». Провели мастер – класс по росписи каргопольской игрушки. Разработали информационные буклеты. Провели экскурсию « Каргопольская глиняная игрушка». Организовали выставку совместного творчества детей и родителей.

Трудности: к сожалению, не все родители идут на контакт, но благодаря активным формам взаимодействия они проявляют, интерес и сотрудничество. Все формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. А чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок.
По итогам мониторинга на конец учебного года наблюдается рост интереса детей к русскому народному творчеству. Работая по данной теме в системе, дети стали проявлять эмоциональную отзывчивость, творческую активность.
Стали ориентироваться в произведениях народных мастеров, научились выделять каргопольские игрушки среди других, различать не только форму, но и цветовые композиции (узнают элементы росписи каргопольской игрушки, знают значение знаков-символов).
Дети освоили простейшие практические навыки, научились рисовать элементы росписи каргопольской игрушки и украшать ее силуэт. Владеют основными принципами лепки из одного куска глины.

Работа по художественно – эстетическому воспитанию и развитию детей средствами декоративно – прикладного искусства ещё не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты проводимой работы положительные.

Светлана Подзолкова

День семьи «Народное декоративно-прикладное искусство »

ЦЕЛЬ : Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей и их родителей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством .

ЗАДАЧИ :

1. Познакомить детей и их родителей с видами народного декоративно-прикладного искусства , с прекрасными творениями народных умельцев .

2. Вызвать интерес и привлечь родителей к активному участию по созданию мини-музея в детском саду

3. создать комфортную и благоприятную атмосферу для сплочения и объединения детского коллектива и взрослых;

4. воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами; интерес к народному искусству

Здравствуйте, уважаемые родители и ребята!

В этом году в нашем детском саду разработана и утверждена департаментом образования программа «Развитие» «Нравственное воспитание через любовь к родному краю» . В рамках реализации программы с октября 2015 г. в детском саду реализуется проект к 300 летию Омска «Наш любимый город Омск» . Целью проекта является создание музейной комнаты в детском саду. Нравственное воспитание – это воспитание любви к родному краю, к природе, истории родного края, к прикладному искусству .

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим…

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства . Художественные произведения, созданные народными мастерами , всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это с помощью материала, который находился с ним рядом – это дерево, глина, кость и т. д. Как дерево не может жить без корней, так и человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на обычаи и традиции своего народа .

Чтение стихотворений :

Ребёнок 1

Богата и привольна Родина моя.

И промыслом народным славится она

Есть Тула, Гжель и Суздаль

И Павловский Пасад,

Загорская матрёшка,

И хохломской наряд.

Ребёнок 2

По всей России – матушке,

Куда не бросишь взгляд

Народные умельцы с любовью мастерят.

А сейчас родители вместе со своими детьми разделятся на две команды, каждая команда представляют своё название.

Все мастера трудились, создавая что-то своими руками. Давайте мы с вами вспомним пословицы и поговорки о труде. (За каждую пословицу команда получает по фишке) .

А сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеёк» , но мы не просто будем играть, а направлять наш «» ручеёк к волшебному столу. (на столе выставлены изделия народных мастеров ) (Под русскую народную музыку ) (фото1,2)

Фото1 В ручеёк играют дети фото2 В ручеёк играют родители

А сейчас вы внимательно посмотрите и послушаете о изделиях народно-прикладного искусства .

Хохлома : Жил когда- то в нижегородс ких лесах чудо-мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Чашки и ложки были похожи на золотые, передал мастер свой секрет жителям села «Хохлома» , а сам исчез. Хохлома представляет собой декаративную роспись посуды и мебели чёрным и красным, а так же изредка жёлтым и зелёным цветом по золотистому фону. Традиционные элементы хохломы – травяные узоры, ягоды, цветы и ветки.

Полхов-Майданская матрёшка : Характеризуют яркие цветы с отчётливым чёрным контуром. Сделаны матрёшки в селе Полх-Майдан.

Розовые, жёлтые, красные, фиолетовые, голубые и зелёные краски, звонкие под лаком, делают их очень нарядными!

Жостовские подносы : Вначале подносы делали из «битой бумаги» - папье-маше. Обычно подносы бывают чёрного цвета, на них изображают яркие, очень красивые цветы, фрукты и ягоды, сказочных птиц.

Гжель : Самый известный крупный народный керамический промысел – подмосковная гжель. Мастера создавали нарядную посуду (Квасники, кувшины, кружки, блюда) . Для гжели используется одна краска – синяя, самый излюбленный узор мастеров – гжельская роза. Кроме роз и другие цветы встречаются – ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Дымковская игрушка : С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка., которую так и называли – «дымковская» . Вначале были свистульки. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, а другая с козлятами, и все это – настоящее чудо. Сначала игрушки лепят из глины, затем сушат в печке. Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведенным на молоке, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры : кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки.

Городецкая роспись : Отличается яркой росписью, выполненной свободными мазками с белой и черной графической обводкой. Основные мотивы : цветочные узоры (розы, купавки с симметричными листьями, фигурки коней и птиц, жанровые сцены (всадники на конях, барышни с кавалерами, дерево жизни. Росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, бытовую утварь.

Сейчас каждой команде по очереди будем загадывать загадки о народных промыслах .

1. Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

(Хохлома.)

2. Эта роспись

На белом фарфоре –

Синее небо, синее море

Синь васильков,

Колокольчиков звонких.

Синие птицы

На веточках тонких.

(Гжель)

3. Коль на досточке девица

Иль удалый молодец

Чудо-конь и чудо-птица

Это значит … .

(городец)

4. Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня!

(Дымково.)

5. Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, желтые, красные,

Удивительно прекрасные!

(Жостовские подносы.)

6. Есть ещё для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка-

Красавица девица,

У неё сестрицы. Каждая сестрица-

Для маленькой темница. (Матрешка)

Подведём итоги нашей викторины. И родители вместе со своими детьми создадут свои игрушки.

фото 5 Выставка поделок родителей и детей




Публикации по теме:

«Декоративно-прикладное искусство. Филимоновская роспись». Конспект НОД с детьми 5–6 лет «Декоративно – прикладное искусство. Филимоновская роспись» Непосредственная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет с ограниченными.

Декоративно-прикладное искусство как основа эстетического воспитания дошкольников «Развитие эстетического сознания учащегося через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического.

Декоративно-прикладное искусство в общей системе художественно-эстетического воспитания дошкольников Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование.

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе «Декоративно-прикладное искусство в технике «тестопластика» Подготовила и провела Воспитатель: Эргарт Людмила Федоровна Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе "Народное.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №8 «Теремок».

П роект

« Народные промыслы »

Тип проекта: познавательно - творческий, долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники старшей

группы 5-6 лет №8.

Срок реализации: ноябрь 2016года май 2017 года.

Выполнил а : Иванова М.К.

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

- ф ормировать устойчивый интерес к искусству народа России;

- р азвивать художественно-творческие способности у детей;

- ф ормировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира; - в оспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства.

Осуществление нравственного и эстетического развития личности ребенка; -содействовать развитию речи:

Обогащ ать и активиз ировать словар ь , повыш ать его выразительнос ть , разви вать навык и речевого общения в совместной деятельности.

Актуальность

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Основное содержание и методы реализации проекта

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2. Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”, “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”, “Семейный кодекс РФ”, “Декларация прав ребенка”, “Конвенция о правах ребенка” и др.

3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.

4. Диагностика.

Реализация проекта

- беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;

Рассматривание видов росписи;

Выполнение работ по изобразительной деятельности;

Подвижные и малоподвижные народные игры;

Выставк и рисунков и поделок по мотивам народного творчества;

Работа с родителями;

- совместные работы с детьми;

Консультаци и для родителей;

Беседы;

Обогащение предметно-развивающей среды;

Создание презентации к открытому занятию по народно-декорати вному творчеству «Народные промыслы»;

Открытый показ НОД «Народные промыслы»

Заключительный (обобщающий)

Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

Подведение итогов.

Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение в природ е ; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.

Принципы реализации проекта: Учет ведущей, игровой деятельности дошкольников; своевременность развития творчества детей; индивидуального и дифференцированного подхода; интеграции образовательных областей; доступности; постепенности; взаимосвязь участников образовательного процесса.

Работа с родителями:

1. Консультация « Декоративно-прикладное творчество»

2. Консультация « Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»

3. Консультация «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству»

5. Беседа « Виды народного декоративно–прикладного искусства»

6. Подбор материалов для творчества детей.

7. Пополнение наглядного материала по декоративно-прикладному искусству.

Необходимые условия приобщения детей к творческим занятиям:

Организация развивающей среды;

Организация образовательного процесса:

    в совместной образовательной деятельности;

    организация самостоятельной деятельности детей;

    взаимодействие с родителями.

Выбор содержания:

    изготовление поделок из соленого теста;

    рисование по мотивам декоративно-прикладного искусства ;

Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей.С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе предполагаются выставки творческих работ. В приёмной есть информационные папки, в которых находятся интересные для изучения материалы.

В своей работе использу ю следующие методы и приемы работы:

Дидактические игры;

Пальчиковые игры;

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук;

Игры и упражнения на формирование сенсорных эталонов;

Беседы;

Чтение познавательной литературы.

Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.

Непосредственная образовательная деятельность

Ноябрь

1 .Д/и «Из чего же,из чего же?»(дерево-Хохлома,глина-Дымка,фарфор-Гжель» и т.д.)

Задачи: воспитывать интерес к родной культуре.

2 .Тема: «Дымковский индюк»(конструирование из бумаги,аппликация)

3. Тема: «Барыня»(рисование,аппликация)

Задачи: воспитывать уважение к истории России.

Декабрь

Д/и «Собери посуду» («осколки разбитой» гжельской посуды,разрезные картинки)

1. Тема: «Сине-голубое чудо»(изготовление бумажной посуды,роспись по мотивам гжельских мастеров)

2 .Тема: продолжение «Сине-голубое чудо»

Задачи: развивать интерес к декоративно-прикладному искуссву.

Январь

1 .Тема: «Весёлые матрёшки»(ручной труд,аппликация)

Задачи: воспитывать интерес к творчеству народных мастеров

2.Тема «Матрёшка» (тестопластика)

Задачи: вызвать желание больше узнать о декоративно-прикладном искусстве.

Февраль

Д/и «Угадай какая роспись»

Учить узнавать роспись по элементам орнамента.

1 .Тема: «Городецкие букеты»(рисование элементов)

2. Тема: «Чудо-Птицы» (по мотивам городецкой росписи)

Задачи:

Воспитывать эстетическое отношение к природе;

Развивать чувство формы и пропорций;

Учить детей творчески отражать свои представления о природе.

Март

Разучивание стихотворения Е.А.Николаевой «Золотая Хохлома».

Задачи:развивать устную речь.

1. Тема «Хохломская веточка»(гуашь; с использованием ватных палочек).

Задачи:

Воспитывать интерес к окружающему миру;

Продолжать учить создавать выразительные образы.

Апрель

Д/и «Назови правильно»

Закреплять знания о народных художественных промыслах.

1. Тема «Лепка дымковского индюка» (тестопластика)

Задачи:

Воспитавать любознательность,самостоятельность,инициативность.

2. Тема «Кувшин» (тестопластика,по мотивам хохломских мастеров)

Задачи:

Воспитавать интерес к изобразительному искусству.

Май

Д/и «Найди отличия»

Учить находить сходство и отличия элементов орнамента.

1.Тема «Хохломской самовар» роспись силуэта

Задачи:

Закрепить знания о народных промыслах.

Ожидаемые результаты

- з нание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушки, хохломской, гжельской, городецкой росписи.

- у мение детей ориентироваться в различных видах росписи.

- у мение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

- у родителей повысится общий культурный уровень.

Вывод

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России.

Консультаци и для родителей.

Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров -русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.

Уважаемые мамы и папы!

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.

У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, мы обращаемся к народному промыслу – дымковская игрушка , так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Из истории…

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

Мы уверены, что Ваш ребенок с удовольствием повторит дома то, что уже рисовал в детском саду. Вместе с ребенком нанесите дымковский орнамент на трафарет, пусть Ваша лошадка оживет!На занятиях лепкой у детей формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Предлагаем дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества!

1. Чтобы слепить фигурку лошадки, надо разделить кусок пластилина на две части. Из первого куска мы слепим туловище и ноги. Второй кусок оставим для головы и гривы. Раскатаем первый кусок в виде цилиндра, оба конца разделим стекой.

2. Начинаем работать со вторым куском пластилина. Делим его на две неравные части. Голова и шея лепится из одного куска пластилина. Соединяем части, тщательно заглаживаем место соединения и вытягиваем голову. Гриву и хвостик получим из тонкой « колбаски», свернутой «косичкой»

3. Последним этапом будет роспись нашей лошадки. Сначала белой гуашью наносим основу, затем прорисовываем элементы черного цвета,и, напоследок, наносим яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

У вас вместе все обязательно получится!

Желаем успеха и хорошего настроения!

Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа.

Декоративно-прикладное творчество.

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании школьников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-прикладном искусстве.

Декоративно-прикладное творчество - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Эстетический уровень таких произведений, как правило, достаточно высокий.

Собирательный термин объединяет два вида искусств - прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.

Прикладное искусство - что это такое? Прежде всего, это предметы, характеристики которых близки к художественному стилю, а их предназначение достаточно разнообразно. Вазы, кувшины, посуда или сервизы из тонкого фарфора, а также многие другие изделия служат украшением гостиных, кухонных гарнитуров, спален и детских комнат. Некоторые предметы могут быть произведениями подлинного искусства и тем не менее относиться к разряду прикладного творчества.

Прикладное искусство - что это такое с точки зрения мастера? Трудоемкий творческий процесс или простая поделка, изготовленная из подручных материалов? Безусловно, это художественное произведение, заслуживающее самой высокой оценки. Утилитарное предназначение изделия не умаляет его достоинств.

Декоративно-прикладное творчество - это широкое поле деятельности для художников и скульпторов, дизайнеров и стилистов. Особенно ценятся эксклюзивные произведения искусства, созданные в единственном экземпляре. В то же время изделия, выпускаемые серийно, причисляются к сувенирной продукции.

Декоративно-прикладное искусство - что это такое, если рассматривать его как часть эстетического наполнения бытовой среды?

Можно с уверенностью сказать, что все изделия и предметы, расположенные вокруг, отражают вкусы людей, находящихся в непосредственной близости с ними, поскольку человек старается окружить себя красивыми вещами. Декоративно-прикладное творчество дает возможность украсить жилье, офисное помещение, зону отдыха. Особое внимание уделяется оформлению помещений для детей.

И, наконец, прикладное искусство - что это такое в понимании общественности?

Это выставки, вернисажи, ярмарки и еще многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Изобразительное декоративно-прикладное творчество повышает уровень развития человека, способствует формированию его эстетического вкуса. Кроме того, осмотр экспозиций расширяет общий кругозор. Каждая выставка прикладного искусства - это знакомство широкой публики с новыми достижениями в области художественного творчества. Подобные мероприятия имеют особое значение в воспитании молодого поколения. декоративно прикладное творчество.

Народное декоративно-прикладное искусство берет свое начало в русских селах. Нехитрые поделки доморощенных мастеров-умельцев нередко классифицируются как изделия в категории "народно-прикладное искусство".

Хорошим примером фольклорного стиля является так называемая дымковская игрушка - раскрашенные петушки, фигурки, украшения из красной глины. Промысел уходит корнями в прошлое, ему более четырехсот лет. Появилось древнее прикладное искусство благодаря народному празднику "Свистунья", когда все женское население лепило глиняные свистульки к этому дню в виде курочек, барашков, лошадей. Гулянье продолжалось два дня. Со временем праздник утратил свое значение, а народно-прикладное искусство продолжало развиваться. Изделия традиционно покрывают белилами и раскрашивают яркими, сочными красками. Сказочные персонажи, придуманные жителями русских деревень, отображаются в знаменитых палехских шкатулках, жостовских подносах, деревянных хохломских изделиях.

Прикладное искусство России многообразно, каждое направление по-своему интересно, изделия русских мастеров пользуются высоким спросом у зарубежных коллекционеров.

До сих пор неясно, что такое прикладное искусство – работа, ремесло или художественное творчество. По сути, каждое изделие требует определенных усилий для его создания, и при этом необходимо придать образу художественную ценность. В определенных случаях тематика художественного творчества может быть обращена к младшему поколению.

Особую ценность имеют изделия, изготовленные детскими руками. Непосредственность, свойственная мальчикам и девочкам дошкольного возраста, наивная фантазия вперемешку с желанием выразить свои сокровенные чувства порождают настоящие шедевры. Детское прикладное искусство, представленное рисунками, пластилиновыми фигурками, картонными человечками, - это самое настоящее художественное творчество.

Современное русское прикладное искусство Фотографии, даггеротипы, офорты, гравюры, эстампы, так же как и множество других примеров, - это тоже художественное творчество. Изделия могут быть самыми разными. При этом их все объединяет принадлежность к общественной и культурной жизни под общим названием - декоративно-прикладное искусство. Работы в этой области отличаются особым фольклорным стилем. Недаром все художественные промыслы брали свое начало в российской глубинке, в деревнях и селах. В изделиях прослеживается доморощенная непритязательность и полное отсутствие той претенциозности, которая иногда встречается в произведениях изящного искусства. Вместе с тем художественный уровень народного творчества достаточно высокий.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость - эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.

Виды народного декоративно–прикладного искусства.

«К народным традициям должно быть

величайшее внимание, их надо изучать и

воспринимать всей душой, их надо осваивать»

А. В. Салтыков
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, тканые полотенца, расписные городецкие хлебницы или солонки.

Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству; становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы зачем нам в наш динамический век, век научно-технического прогресса деревянные ложки, когда есть металлические дешевые? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Создавалось народное искусство в основном крестьянством, а также ремесленниками и кустарями, которые занимались подсобными промыслами, и в тоже время не отрывались от сельского хозяйства, в результате вырабатываются традиции, которые играют роль в развитии современного декоративного искусства.

1. Хохлома – красота несравненная. Родина пламенной хохломы – Нижненовгородская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально – техническая школа хохломской росписи. Ее адрес город Семенов. Вероятно, ее зарождение относится к 17 веку, а окончательное образование к 18 веку. На рисунках вы видите травную роспись, кустики, птицы, ягоды. В композициях хохломских художников все подчинено строгому ритму, которому они научились у природы, где все ритмично: чередование времен года, периодичность восхода и захода солнца, ритмичен и строй полос на шкуре зверей, коже ящериц. А звуки? Вспомним дробный звук дятла, кукование кукушки, журчание ручья.


2. Городецкая роспись. В 60х годах на прилавках горьковских магазинов стали появляться расписные доски, солонки, скамеечки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно, на которых красуются невиданные птицы, стройные тонконогие кони, цветущие купавы и розаны. Продукция пользовалась спросом и фабрика росла и развивалась.
Городец – маленький старинный город на берегу Волги, самый древний в Горьковской области. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Издревле Городец был известен своими резчиками. Именно резной узор Городецких изб, явление оригинальное и выдающееся в русской народной архитектуре. Оно принесло главную славу Городцу. Позднее резьба заменяется красивой цветочной росписью.

3. Голубая Гжель. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые, красивые и веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать о том, как бы им лучше свое мастерство показать. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую, белую, и решили лепить из нее посуду разную. Да такую, какую свет не видывал. Один слепил чайник: носик – в виде головки петушка, ручку – в виде хвоста. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал, а слепил кувшин для кваса (квасник) и украсил его по-своему, лепными фигурами: две козочки стоят, а наверху петушки дерутся.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали по посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Понравилась людям красивая посуда и стали называть ее «нежно - голубое чудо».
По сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель.

4. Жостово. Жостовский промысел возник 160 лет назад в подмосковной деревне. Поначалу изготовлялись бумажные подносы из папье – машье, но уже в описании Всероссийской выставки в 1889 году упоминалось, что крестьяне Филипп Никитин и Осип Вишняков представили вещи, выполненные из жести…

5. Дымковская игрушка. Родина - Кировская область. (Вятка). Люди на гулянья приносили свистульки, сделанные из глины, устраивали ярмарки по продаже игрушек. Мастера не делают эскизов, сразу создают форму. Каждая мастерица соблюдает свою традицию. Сюжеты – животные, птицы, барыни, крестьяне. Роспись включает элементы: круги, точки, кольца, полоски, волнистые линии, сеточка и т.д.

6. Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново, Тульской области находится вблизи залежей белой глины. Сюжеты – это также барышни, крестьяне, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях. Эта игрушка отличается росписью: полоски, дуги, точки, пересекающиеся линии.

7. Каргопольская игрушка. Игрушка также из глины. Отличается росписью. В цветовую гамму входят черные, темно – зеленые и коричневые цвета. Также изображают людей, любят сельские темы, животных.

Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучший системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития … Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».
К.Д. Ушинский

Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Одним из самых эффективных способов устранения безразличия является воспитания у ребенка способности к эстетической восприимчивости. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому, не только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»

«Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимнообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.

Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.

В играх используются « считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто « водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.

Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.

В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие– и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.

От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки– обращение к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божей коровке», разные приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т.д. Перед нырянием просили «куму, голубу» простить за неведомые прегрешения. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с приговором – «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера.

Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означает первый день месяца, другие высказывают предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение, колядовщики ели совместно по кругу.

Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг.

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность ребенка.

А.П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели песни; солнце, когда заходило, – оставляло после себя багровую зарю; сами деревья и травы». Вот почему так важно, чтобы развивающее окружение ребенка было естественно.

Чтобы все это было донесено до родителей нашей группы, мы всю информацию вывешиваем в уголке для родителей, используем различные ширмы, папки – передвижки. Приглашаем родителей на дни открытых дверей, утренники, дни развлечений. Используем в образовательной деятельности скороговорки, поговорки, заклички, загадки, читаем сказки. Даем задание на выполнение игрушек из ниток, лыка, тряпочек».

Познавательное развитие

Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» -уточнить представления детей о народном искусстве, его видах.

Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, городецкие игрушки).

Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью (с просмотром слайдов)

Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи

Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью

Рассматривание тематической папки «Народное искусство»

Региональный компонент

Рассматривание мебели, народной посуды, вышивки.

Цель: развивать интерес к фольклору. П/и «Краски», «Коршун»

Литература

-И.А.Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет

«Цветные ладошки» М. 2009г.

-И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (планирование, конспекты, методические рекомендации) М. 2007г.

-И.А.Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. 2009г.

-Н.Алексеевская Озорной карандаш- через игру к совершенству. М. 1998г.

- Лыкова И. А. Народное искусство , Москва, издательский дом «цветной мир» , Волгоград, 2014

- Гаврилова В. В., Артемьева Л. А. «Декоративное рисование с детьми 5 – 7 лет» , издадельство «Учитель» , 2014

- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры . СПб. Детство-Пресс, 1998.

- Клиенов А. П. Народные промыслы . Москва. Белый город, 2002.

- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.

- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду . Москва. Просвещение, 1991.

- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.

- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (ст. группа) . Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 11. Гжель. Гл. ред. Дорофеева А. Наглядно-дидактическое пособие Изд-во «Мозаика-Синтез» , М. 1999.

-Т.Н.Проснякова Уроки мастерства. Учебная литература. 2004г.

-Весёлый самоделкин. М. 1995г.

-В.М.Кудейло Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров. М. 2007г.