Дмитрий Васильевич Григорович - известнейший российский писатель. Его произведения заслуженно относятся к русской классической литературе Золотого века. На протяжении многих лет книги Дмитрия Васильевича Григоровича изучаются в школе по обязательной программе. Каждый любитель литературы знаком с произведениями данного автора.

Краткая биография Дмитрия Васильевича Григоровича

Родился писатель 31 марта 1822 года в Симбирской губернии. Семья, в которой рос Дмитрий Васильевич Григорович, отличалась в обществе своим положением: отец был богатым помещиком, а мать - прекрасной женщиной, имеющей французские корни.

Фото Дмитрия Васильевича Григоровича нельзя найти, поскольку писатель не застал технологического прогресса, однако его портреты представлены в данной статье.

Писатель рано потерял отца. Дмитрия воспитывали мать и бабушка. Они дали ему прекрасное образование. Однако мальчик плохо говорил по-русски, потому что и мама, и бабушка были чистокровными француженками, что сильно повлияло на разговорную речь Григоровича. Постепенно осваивая русский язык, писатель еще очень долгое время говорил с явным французским акцентом.

Образование

Говоря о биографии Дмитрия Васильевича Григоровича, важно отметить, какое образование было у писателя. Когда мальчику исполнилось восемь лет, мать решила отправить его в Москву, где он мог бы учиться во французском пансионе. Решение было принято.

После окончания пансиона Дмитрий Васильевич Григорович уже определился с тем, как он хочет устроить свою жизнь. Писатель переехал в Санкт-Петербург и продолжил свое образование в инженерном училище. Именно там Григорович познакомился с выдающимся писателем - Федором Михайловичем Достоевским.

У Дмитрия не было интереса к точным и естественным наукам, поэтому он решил попробовать свои силы в искусстве. Молодой человек перевелся в Академию художеств, где завел знакомство с еще одним талантливым писателем - Тарасом Шевченко.

Первые шаги

Первые произведения Дмитрия Васильевича Григоровича были очень слабыми, в сравнении с литературным творчеством того времени. Рассказы, которые печатались в литературных журналах («Собачка», «Театральная карета»), не пользовались популярностью. Несмотря на это, Дмитрий не переставал писать, все больше развивая в себе качества настоящего писателя.

Как раз во время своих первых литературных опытов Григорович знакомится с известным крестьянским поэтом Некрасовым. В это время поэт издавал множество сборников, которые пользовались успехом. Именно в одном из таких изданий появилось произведение, которое вышло из-под пера сразу трех писателей: Некрасова, Достоевского и Григоровича. Повесть получила название «Как опасно предаваться честолюбивым снам». В этом издании было напечатано и другое произведение Григоровича - «Штука полотна».

Удачное начало

После триумфа «Штуки полотна» Дмитрий Васильевич написал повесть «Петербургские шарманщики». Этим произведением автор обратил на себя внимание уже известного литературного деятеля - Белинского. В это время Дмитрий Григорович печатался в издательстве, для которого критик писал небольшие очерки.

Становление писателя

Дмитрий Васильевич Григорович был плохо знаком с традициями крестьян. Однако в свои 23 года он был членом литературного кружка Бекетовых, что сильно повлияло на его жизненные установки. Именно это стало толчком для написания масштабного произведения «Деревня». Пройдя через огромную работу, которая познакомила писателя со всеми тонкостями и особенностями крестьянской жизни, Григорович создал свое имя в литературных кругах.

Именно после этого объемного произведения Дмитрия Васильевича приняли в обществе как действительно талантливого писателя. После триумфального романа из-под руки Григоровича выходит произведение «Антон-горемыка». Сам Белинский говорил о повести только положительно, отмечая, какая она трогательная и жизненная одновременно. Однако не всем читателям понравились описания крестьянской бедности: славянофилы, которые принимали только величие простого народа, посчитали это произведение попыткой унизить крестьянский слой общества. Несмотря на такую критику, Дмитрий Васильевич продолжил писать.

Разрыв с известным журналом

В 1860 году произошел раскол в журнале «Современник»: началось противостояние между писателями, происходящими из дворян, и молодыми приверженцами радикальных установок. Григорович, будучи дворянином, поддерживал первых и ушел из издательства.

Известный публицист того времени Чернышевский очень резко высказался в своей статье о творчестве Ивана Тургенева и Дмитрия Григоровича. Существует даже утверждение, что именно с момента написания этой статьи писатель с презрением относился к Чернышевскому, с которым у него когда-то были довольно теплые отношения.

Дальнейшая деятельность

С 1864 года о Дмитрии Васильевиче Григоровиче не было ничего слышно. Писатель будто исчез: больше не было ни новых произведений, ни публикаций. Однако Дмитрий попал в творческий кризис - людские взгляды менялись так быстро, что писатель просто не видел никакой связи с современностью.

Оставив литературную деятельность, он активно содействовал развитию «Общества поощрения художеств». Связано это было с тем, что писатель на протяжении очень долгого времени работал в нем главным секретарем. За долгие годы работы писатель был награжден чином действительного статского советника. Писателю была начислена хорошая пенсия.

Последние годы жизни

Будучи уже на пенсии, писатель написал повесть «Гуттаперчевый мальчик». Дмитрий Васильевич Григорович рассказал о судьбе несчастного мальчика-сироты, который оказался в цирке. Мальчик выполнял акробатические трюки, он был тих и замкнут. Единственным, к кому главный герой испытывал доверие, был клоун, страдающий сильной алкогольной зависимостью. Он старался обходиться с мальчиком с теплотой, пытался радовать подарками, которые делал без повода.

Во время одного из выступлений юному акробату предстояло подняться на огромную высоту и перевернуться вверх ногами. Трюк должен был выполняться без страховки. Мальчик не смог удержаться на высоте и упал, сломав себе ребра и разбив грудную клетку. Представление было завершено. В эту же ночь клоун несколько раз подходил к уже мертвому телу мальчика - удар о пол оказался смертельным. Трогательное произведение по достоинству считается одним из лучших творений писателя, написанных за все время.

Скончался известный писатель 3 января 1900 года в возрасте 77 лет. Дмитрий Васильевич был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Значение творчества писателя

Главным образом творчество Григоровича определялось его повестями «Антон-горемыка» и «Деревня». Произведения, рассказывающие о нелегкой судьбе крестьян, о трудностях, происходящих в жизни просто народа, стали известны на весь мир. Такие писатели, как Салтыков, Толстой и многие другие, открыто заявляли о том, что произведения Григоровича имеют огромное значение для всей русской культуры.

Именно Дмитрий Васильевич стал первым писателем-дворянином, который описывал жизнь простых людей в своих произведениях. Рассказывая читателям о бытовой жизни крестьян, Григоровичу удалось воспроизвести все житейские проблемы и трудности с достоверностью. Как уже позже отмечали литературные критики, ему удалось это сделать даже удачнее, чем Тургеневу. Произведения Григоровича были способны по-настоящему оставить незабываемое впечатление у читательской аудитории. Творчество писателя было запоминающимся. Он идеализировал крестьян, создавал добрые образы, описывал природу с тем обожанием, которое присуще только поклонникам своей родины.

Несмотря на все это, в 1860 году этот жанр литературы стал терять свое значение и актуальность. Новые взгляды, которые стали поддерживаться в обществе, исключали возможности печатания произведений Григоровича.

Общий вывод

Произведения Дмитрия Васильевича несут особое значение для русской литературы. Сегодня они могут рассказать читателям о многих аспектах жизни того времени. Кроме того, Григорович является уникальным писателем - он был одним из немногих, кто мог изображать трогательность быта с легким юмором. Сегодня литературоведы говорят о том, что Дмитрий Григорович - это русский Чарльз Диккенс.

Трогательные и одновременно ироничные произведения писателя уже не пользуются сегодня такой известностью, однако для тех, кто хочет понять историю Российского государства, произведения Дмитрия Васильевича имеют немаловажное значение.

) — 3.01.1900 (22.12.1899), Петербург), прозаик, переводчик, искусствовед.

Родом из дворянской семьи. Отец Григоровича, Василий Ильич в начале 1820-х гг. служил управляющим имениями графа Соллогуба в Симбирской губернии, затем приобрёл имение Дулебино в Каширском уезде Тульской губернии и стал помещиком. В 1820 г. В.И. Григорович женился на француженке Сидонии де Вармо(н), чья сводная сестра Камилла Ледантю была замужем за декабристом В.П. Ивашевым. Рано оставшись без отца, мальчик воспитывался матерью и бабушкой. В 1832-1833 гг. Григорович около полугода занимался в Московской гимназии, откуда мать перевела его в пансион Монигетти, где преподавание велось на французском языке и включало посещение рисовальных классов в Строгановском художественном училище. После кратковременного пребывания в 1836 г. в петербургском пансионе К.Ф. Костомарова, Григорович поступил в Петербургское Главное инженерное училище, где подружился с Ф.М. Достоевским, беседы с которым пробудили тягу к литературе и повлияли на его развитие. Военная карьера не привлекала Григоровича, и при первой возможности он покинул училище. В 1840 г. Григорович брал уроки живописи, занимался в Академии художеств, но также не завершил учёбу. Не увенчалась успехом и попытка Григоровича стать актёром. В 1842 г. он определился на службу в канцелярию Петербургского Большого театра. Общение с актёрами и драматургами побудило Григоровича самого заняться литературным творчеством. Он перевёл французские водевили «Наследство», «Шампанское и опиум», напечатал рассказы «Театральная карета» (1844), «Собачка» (1845), в которых давало себя знать подражание Н.В. Гоголю.

Благодаря своей общительности Д.В. Григорович завёл широкий круг знакомств, преимущественно в литературных кругах. В 1845 г. Н.А. Некрасов привлёк Григоровича к участию в издаваемом им альманахе «Физиология Петербурга». Д.В. Григорович очень ответственно отнёсся к этому сотрудничеству и на основе наблюдений за жизнью уличных музыкантов написал очерк «Петербургские шарманщики», получивший положительный отзыв В.Г. Белинского. Ободрённый успехом, Григорович создаёт новую повесть «Деревня» (1846), сильной стороной которой явилась резкая критика крепостничества, в условиях которого человеческая судьба и жизнь зависят от прихоти господина. Подлинную литературную славу Григоровичу принесла его вторая повесть «Антон Горемыка» (1847). Герой произведения, задавленный нуждой и произволом мужик, становится воплощением лучших качеств национального характера, самораскрытию которого мешает гнёт крепостного права.

В конце 1840-х - начале 1850-х гг. Д.В. Григорович публикует, преимущественно в «Современнике», ряд рассказов и очерков: «Четыре времени года», «Мать и дочь», «Прохожий», «Бобыль», «Капельмейстер Сусликов» и др. В дальнейшем Григорович приходит к мысли о необходимости создания большого художественного полотна. Своё понимание дворянской и народной России он выразил в романе «Просёлочные дороги» (1852). Взяв за образец «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, Григорович создал «роман без интриги», где на первом плане находится галерея образов дворян-небокоптителей, которым противопоставлены энергичные и талантливые крепостные. Критика указала на растянутость и подражательность романа. Неудача не охладила Григоровича и в 1853 г. в «Современнике» появился его новый роман «Рыбаки», где автор усматривает подлинные живые силы нации в свободном от крепостной зависимости крестьянине. В последующие годы Григорович создаёт ряд произведений, в которых сюжет вновь строится на взаимоотношениях помещиков и крепостных. Это роман «Переселенцы» (1855), повесть «Пахарь» (1856), не завершённый роман «Два генерала» (1864). Ярким эпизодом в жизни писателя стало путешествие вокруг Европы на военном корабле «Ретвизан», совершённое по приглашению Морского министерства в 1858-1859 гг. По следам своего путешествия Григорович в «Морском сборнике» опубликовал серию очерков «Корабль «Ретвизан».

В дальнейшем в связи с обострением политической борьбы в России Григорович постепенно отходит от тех позиций, которые нашли выражение в его ранних произведениях. Революционно-демократические и народнические идеи Григоровичу были чужды. В середине 1860-х гг. он надолго оставляет литературу и выступает в печати лишь изредка, преимущественно как критик-искусствовед, ратуя за расширение образования художников, поддерживая прикладные виды искусств: «Несколько слов о поощрении художеств в России» (1863), «Прогулка по Эрмитажу» (1865, 1875), «Выставка учеников императорской Академии Художеств» (1875), «Очерки художественно-промышленного производства» (1886) и др.

Вновь к литературному творчеству Григорович возвратился только в начале 80-х гг. Его повесть «Гуттаперчевый мальчик» (1883), повествующая о несчастном жребии маленького акробата-сироты, была воспринята критикой как «маленький шедевр», вошла в классику русской детской литературы. Основной труд последних лет жизни Д.В. Григоровича - «Литературные воспоминания» (1892-1893), в них освещена литературная жизнь 40-50-х гг., очерчены выразительные образы молодого Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.В. Дружинина, Л.Н. Толстого, симбирянина и других литераторов того времени.

Дмитрий Васильевич Григорович умер в Петербурге 22 декабря 1899 г. (3 января 1900 г. по новому стилю), похоронен на Волковом кладбище. А.А. Плещеев, встречавшийся с Григоровичем незадолго до его кончины, писал, что «душа его» была всегда «среди его уцелевших друзей в литературных кружках».

Библиография:

// Русские писатели: биобиблиогр. словарь: в 2-х ч. Ч. 1: А-Л / под ред. П.А. Николаева. - М., 1990. - С. 225-228.

Григорович Дмитрий Васильевич // Русские писатели: 1800-1917: биограф. словарь: Т. 2: Г-К / гл. ред. П.А. Николаев. - М., 1992. - С. 28- 31: ил.

За красотой на "Ретвизане" / подгот. С.Б. Петров // Мономах. - 2008. - N 4. - С. 30-31: ил.
Путевые очерки писателя Д.В. Григоровича "Корабль "Ретвизан".

Русская литература XIX века

Дмитрий Васильевич Григорович

Биография

Григорович Дмитрий Васильевич (1822 - 1899), прозаик, переводчик. Родился 19 марта (31 н.с.) в Симбирске в семье небогатого помещика. Рано остался без отца, воспитывался матерью, француженкой по происхождению, говорившей только по-французски, поэтому русскому языку учился у дворовых. Образование получал в частных немецких и французских пансионах в Москве (1832 - 35).

В 1836 поступил в Петербургское Главное инженерное училище, где подружился с Ф.Достоевским. Карьера офицера его не привлекала, поэтому Григорович покидает училище в 1840 и поступает в Академию художеств, но скоро оставляет и ее.

В 1842 определяется на службу в Дирекцию императорских театров, заводит круг знакомств среди литераторов. В 1845 сотрудничает с Н. Некрасовым в альманахе Физиология Петербурга, пишет очерк Петербургские шарманщики, отмеченный Белинским. В 1847 выходит повесть Антон Горемыка, принесшая Григоровичу настоящую литературную славу и единодушное одобрение читателей, писателей и критиков. Далее следуют Проселочные дороги (1852), Рыбаки (1853), ставшие заметным явлением в литературной жизни того времени.

Следующие произведения Григоровича Переселенцы (1855) и Пахарь (1856) были встречены критически, поскольку от него ждали иного. В этот период шла острая борьба между сторонниками чистого искусства и революционными демократами, но Григорович стремился остаться от нее в стороне: …Право, душу теснят статьи, исполненные ненависти… - писал он Некрасову.

В 1858 - 59 писатель принял приглашение Морского министерства совершить путешествие на военном корабле, о чем рассказал в путевых очерках Корабль Ретвизан, в которых нашел место для описания архитектуры и искусства. Он был известен как знаток скульптуры и живописи и коллекционер.

С 1864 занял пост секретаря Общества поощрения художников, где проработал около двадцати лет, оставив литературное творчество.

В 1883 Григорович возобновляет литературную деятельность повестью Гуттаперчевый мальчик, названной критикой «маленьким шедевром». В эти же годы выступает как переводчик (повесть П. Мериме Этрусская ваза).

В последние годы жизни работает над Литературными воспоминаниями, рисуя для будущих поколений портреты И. Тургенева, Л. Толстого и других. Умер Григорович 22 декабря 1899 (3 января 1900 н.с.) в Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище.

19 марта 1822 года в семье мелкого Симбирского помещика Василия Григоровича и его жены француженки родился сын - Дмитрий. Семья рано осталось без покровительства отца, и матери пришлось взять управление поместьем в свои руки. Примечательно то, что будущий прозаик учился русскому языку у дворовых (мать разговаривала только на французском).

Начальное образование мальчик получал в частных пансионах. Огромное влияние на мировоззрение Григоровича оказала его дружба с Ф.Достоевским начавшаяся в 1836 году в Петербургском Главном инженерном училище.

С 1842 года начинается новый этап жизни Дмитрия Васильевича - служба в Дирекции императорских театров. Несколькими годами позже (1845 г.) в периодическом издании Физиология Петербурга под руководством Некрасова издает очерк Петербургские шарманщики, который заслужил высокую оценку Белинского. Но настоящую известность прозаику принесла повесть "Антон Горемыка", изданная в 1847. После пяти лет творческого молчания Григорович радует читателей повестями Проселочные дороги и Рыбаки (1853). Благодаря славе знатока скульптуры и живописи получает приглашение от Морского министерства отправиться в путешествие, в ходе которого собирает материал для путевого очерка.

Свою литературную карьеру Дмитрий Васильевич оставляет в 1864 году после назначения на должность секретаря Общества поощрения художников.

Спустя 20 лет Григорович снова принимается за написание повести «Гуттаперчевый мальчик». После издания этого "маленького шедевра" работает над литературными мемуарами, но именно эта повесть становится его лебединой песней.

Родился 19 (31) марта 1822 года в селе Черемшан (Никольское) Ставропольского уезда Симбирской губернии.
Его отец был помещиком, отставным гусаром, и служил управляющим имением матери писателяВ. А. Соллогуба. Мать - француженка, Сидония де Вармон (Сидония Петровна), дочь погибшего нагильотине во время террора роялиста де Вармона. Григорович рано лишился отца, устроившего семью вКаширском уезде Тульской губернии, и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему французское воспитание. Будучи наполовину французом, Григорович в ранней молодости недостаточно хорошо владел русским языком, долго говорил с французским акцентом. В 8 лет его отвезли в Москву, где он пробыл около 3 лет во французском пансионе «Монигетти», по окончании которого в 1836 поступил в Санкт-Петербургское инженерное училище, где проучился до 1840 года и познакомился с Ф. М. Достоевским. Не имея склонности к точным наукам, позже перевёлся в Академию художеств. Здесь он довольно близко познакомился сТарасом Шевченко.
В 1858-1859 годах Григорович по поручению морского министерства совершил путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие «Корабль Ретвизан».
Скончался 22 декабря 1899 (3 января 1900)(по другим сведениям 26 декабря) в Петербурге.
Первые литературные опыты Григоровича - рассказы «Собачка», «Театральная карета», напечатанные в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“», были очень слабы в художественном отношении. Около 1841 году он познакомился с Некрасовым, в то время издававшим различные сборники: юмористический альманах «Первое апреля», где появилось коллективное произведение трёх авторов: Григоровича, Достоевского и Некрасова «Как опасно предаваться честолюбивым снам» и его самостоятельное произведение «Штука полотна» (1846); «Физиология Петербурга», где был напечатан физиологический очерк «Петербургские шарманщики» (1845), которым он обратил на себя внимание Белинского. Григорович также публиковал небольшие очерки в «Литературной газете» и театральные фельетоны в «Северной пчеле».
В сущности, мало и плохо зная быт крестьянства, под влиянием кружка Бекетовых, в неполные 23 года он взялся за большую повесть, и в конце 1846 года в «Отечественных Записках» была напечатана «Деревня», сразу давшая Григоровичу литературное имя, а в 1847 году в «Современнике» - знаменитый «Антон-Горемыка». «По прочтении этой трогательной повести, - говорил Белинский, - в голове читателя поневоле теснятся мысли грустные и важные». Григорович первый посвятил большую повесть ежедневному быту самого серого простонародья - не того, «лубошного», а народа во всей его неприглядности. Жизненность, с которой в «Деревне» обрисован народный быт, была так необычна для того времени, что славянофилы, любившие народ только в прославлениях его величавости, усмотрели в повести Григоровича унижение народа.
Затем последовал ряд небольших повестей из столичной жизни.
В начале 1860-х годов, когда в редакции «Современника» произошёл раскол между группой писателей-дворян и молодыми радикальными разночинцами, Григорович поддержал с первую группу и покинул журнал. Чернышевскийв своей статье «Не начало ли перемены?» подверг резкой критике Тургенева и Григоровича. По мнению современников, с тех пор Григорович к Чернышевскому, лидеру радикалов, относился с ненавистью.
С 1864 года Григорович надолго совершенно замолкает, не находя точек соприкосновения с современностью, и уходит в работу по «Обществу поощрения художеств», деятельным секретарем которого он оставался долгое время. За долголетние труды по обществу Григоровичу были пожалованы чин действительного статского советника и пожизненная пенсия.
В середине 1880-х годов Григорович снова берется за перо и пишет повести «Гуттаперчевый мальчик», «Акробаты благотворительности» и «Воспоминания» (1893).
Положение Григоровича в литературе целиком определяется его повестями «Деревня» и «Антон Горемыка». Их горячо приветствовал Белинский, об их большом значении для своего времени говорили Салтыков, Л. Толстой и др. В этих произведениях Григорович явился основоположником дворянского народничества в литературе. У него значительно больше подлинного мужицкого быта, чем в одновременно выходивших «Записках охотника» Тургенева и у других его предшественников и современников. Крепостной крестьянин показан у Григоровича не только со стороны своей способности к тонким человеческим чувствам, как у Тургенева, но и в своей ежедневной работе, в отношениях к кулаку, в грубой неприглядности своего быта. Сгущение мрачных красок в этих повестях Григоровича способствовало более цельному читательскому впечатлению. «Жаление» крепостного мужика, которым проникнуты повести Григоровича, носит барский характер, что не исключает его искренности. В последующих рассказах и романах из крестьянского быта чувствуется склонность к писанию идиллий, к сентиментальному изображению крестьянских добродетелей. В «Рыбаках» Григорович дает идеальный образ крестьянина, явно определенный классовой позицией автора: для Григоровича здравый смысл крестьянина заключается в«безусловной покорности и полном примирении с скромной долей, определенной провидением». В том же романе, как и в некоторых других своих рассказах, Григорович противопоставил крестьянскому жизненному укладу развивающийся фабричный быт. Он скорбит о разложении и деморализации, вносимых фабрикой в крестьянскую жизнь; типичный фабричный рабочий для Григоровича - совершенно отрицательное явление. Изобилие этнографического элемента в крестьянских произведениях Григоровича - народные обряды, обычаи, суеверия, песни и пр. - характерно для дворянского народничества той поры.
Уже в 1860-е годах мужицкая беллетристика Григоровича стала терять свою актуальность. Чернышевский, в более ранних статьях высоко ставивший его, позже довольно едко отзывался об «Антоне Горемыке». В своих изображениях помещиков (роман «Просёлочные дороги») Григорович был ближе кГоголю, чем, например, к Тургеневу и другим утонченным представителям дворянской культуры, но юмор, на который Григорович претендовал, ему совершенно не удался. Описание столичной жизни у него («Похождения Накатова», «Столичные родственники» и пр.) не имеет никакой цены, мелко в смысле сатиры. В литературной манере Григоровича, с его гуманизмом, сочувственным изображением разных маленьких людей, склонностью к эффектам - много родственного Диккенсу; иногда он доходил до слишком явного подражания английскому юмористу («Просёлочные дороги»). При своей склонности к живописи Григорович отводит очень много места пейзажу - особенно из хорошо ему знакомой приокской полосы. Пейзажи Григоровича, который считался в своё время великим мастером в этой области, содержат очень много деталей, но мало связаны с действием.

ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич родился в дворянской семьи малого достатка - писатель.

Отец его, Василий Ильич, скончался в 1830, и воспитанием Дмитрия Васильевича стала целиком зани­маться его бабушка - Мария Петровна.

«В кругу русских писателей,- вспоминал впоследствии Григорович,- вряд ли найдется много таких, которым в детстве привелось встре­тить столько неблагоприятных условий для литературного поприща, сколько их было у меня» (Полное собрание сочинений, том XII, М.- Спб., 1896, с. 209). Ближайшие родственники - мать и бабушка - говори­ли между собой только по-французски, русских сверстников у Дмитрия Васильевича не было. До 8 лет он, свободно говоривший и читав­ший по-французски, не брал в руки ни одной русской книжки. Лишь старый отцовский камердинер Николай рассказывал мальчику русские народные сказки, в какой-то мере знакомил будущего писа­теля с русской деревней.

В декабре 1832 Григорович помещают в московскую гимназию, а через год отдают в петер­бургский пансион, содержавшийся фран­цуженкой Монигетти и наполненный в ос­новном учениками-французами.

С 1835 Дмитрий Васильевич занимается в пансионе Костомарова, созданном для подготовки к поступлению в Главное инженерное училище, а в 1836 мать записывает его в кадеты этого учи­лища. Григорович тяжело переживает переход из вольной среды пансиона в училище, из­вестное суровой дисциплиной, шагистикой; кроме того, писатель испытывает отвращение к занимавшим почти всю учебную про­грамму техническим наукам. Пребывание в училище лишь частично скрашивала друж­ба Григорович с Ф. М. Достоевским , литератур­ные беседы с которым во многом повлияли на его формирование художнического миро­воззрения. Освободился Григорович от тяготившего его пребывания в училище лишь после напугавшего начальство инцидента, когда кадет Григорович не отдал вовремя на улице честь великому князю.

В 1840 Дмитрий Васильевич, давно уже увлекавшийся живописью и бравший уроки рисования в Строгановском учили­ще (1833), поступает в Академию худо­жеств, одновременно с этим пытает счастья и на театральных подмостках, но, по его собственному определению, «играл ниже всякого описания».

Худож­ник из него также не получился, и Дмитрий Васильевич оставил Академию. Через некоторое время, благодаря случайной встрече с директором императорских театров А. М. Гедео­новым, Григорович стал служить в канцелярии петербургского Большого театра.

Не­красов знакомит Дмитрия Васильевича с литераторами и привлекает его к участию в своих изда­ниях. Будущий писатель сходится с Тургеневым , Панаевым , Белинским , посещает собрания кружка братьев Бекетовых, в который входили и многие члены тайного общества Петрашевского.

В 1858-59 Григорович принял участие в путешествии на корабле «Ретвизан». Он побывал в Дании, Германии, Франции и Испании. Стоянки в Афинах, Иерусалиме, Палермо были кратковременны.

С конца 50-х гг. Григорович увлекается коллекционирова­нием живописи и художественных пред­метов и становится одним из виднейших знатоков в этой области. Выступает Дмитрий Васильевич и как художественный критик, освещаю­щий западноевропейское искусство:

«Картины английских живописцев на выставках 1862 года в Лондоне», «Худо­жественное образование в приложении к промышленности на всемирной парижской выставке 1867 года» .

Григорович Д.В. первым привлек внимание к вопросу внедрения художественности в промышленную практику. Он утверждал, что декоративная и при­кладная живопись и скульптура являются не менее важными видами искусства, чем станковая живопись или монументальная скульптура.

С 1864, отойдя от активных занятий литературой, Дмитрий Васильевич занял пост сек­ретаря Общества поощрения художников, приложив немало усилий к расширению выставочной, печатно-издательской и об­разовательной его работы. По его инициативе при Обществе возник художественный музей, тогда один из лучших в Европе. Большинство экспонатов этого музея составляли образцы изящного промышлен­ного производства.

Благодаря прозорливости и вкусу Григорович молодые Ф. Васильев и И. Репин полу­чили возможность для совершенствова­ния и развития их талантов. Его духов­ными «крестниками» были Л. Бернштам и В.Максимов. Стараниями Григорович Рисовальная школа Общества увеличила число учени­ков с 500 до 1100.

В 1893 юбилей пя­тидесятилетней литературной деятель­ности Григорович стал общественным событием.

Скончался Григорович Дмитрий Васильевич на семьдесят седьмом году жизни.

Его первой литературной работой был перевод драмы французского писателя Сулье «Eulalie Pontois», под названием «Наследство» опубликованный в журнале «Репертуар и Пантеон» (кн. IX, 1844). Сам писатель характеризовал его как произведе­ние, заполненное «длинными периодами и риторическими трескучими фразами». Однако перевод увидел сцену в сезон 1844/45 в Алекс.андринском театре.

Сле­дующей пробой пера был перевод француз­ского водевиля «Шампанское и опиум» со стихами В. Р. Зотова.

Перевел Григорович и повесть А. Пишо «Плавучий маяк» для предпринятого А. Плюшаром изда­ния «Переводчик, или Сто одна повесть и сорок сороков анекдотов древних, но­вых и современных; мыслей, правил, суж­дений, мнений и пр. ...». Язык первых работ Григорович полон мелодраматических фраз, напыщенных восклицаний, преувеличен­ных ужасов и невероятнейших красиво­стей.

Первым самостоятельным художествен­ным произведением Дмитрия Васильевича был рассказ «Теат­ральная карета» , опубликованный в «Литературной газете» (1844, № 45). История с суфлером Иваном Ивановичем разрешена в его рассказе средствами и приемами гого­левского реалистического письма, язык изобилует каламбурами, в рассказе выделяются комические детали, повествование часто прерывается обращениями автора к читателю

Следующий рассказ - «Собачка» (1845) не выходил за пределы жи­во переданного анекдота, привлекающего внимание попытками воссоздать мир чи­новнических забав и пресность их службы.

Сам писатель считал первые вещи рас­сказами «крайне детского содержания: вымученными, лишенными всякой наблю­дательности» (XII, 262). Григорович еще предстояло «сделаться литератором». Это казалось, пишет он, «чем-то поэтическим, возвы­шенным,- целью, о которой только и стоило мечтать» (XII, 262). Подлинной литературной удачей стало для писателя участие в некрасовском сборнике «Физиология Петер­бурга», для которого он выбрал тему «пе­тербургских шарманщиков». Под таким заголовком и появился в I ч. «Физиологии Петербурга» (1845) очерк Григорович. Детальное знание быта шарманщиков, вынесенное Григорович из многонедельных непосредственных наблюдений, сочеталось в очерке с острой социальной наблюдательностью, харак­терные детали избранного типа получали художественное выражение, свидетель­ствовавшее об огромном шаге вперед Григорович - художника. Дмитрий Васильевич не указывает точно на со­циальные причины забитости и нищен­ского положения уличных музыкантов, но яркое изображение выносимых ими тягот, резкое противоречие между их интересами и возможностями их осущест­вления - все это ставило его очерк в ряд обличительных «физиологий» «натураль­ной шкалы», смело вскрывавших социаль­ные язвы действительности. Работа над очерком потребовала совершенствования языка писателя.

Позже Дмитрий Васильевич расскажет ставший хрестоматийным пример его уче­бы у Достоевского, указавшего еще до печатания рассказа на некоторую бед­ность и сухость речи у Григорович «Надо было [вместо «пятак упал к ногам»] сказать,- заметил Достоевский,- пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая». У Григорович в окончательном тексте: «Пятак упал, зве­ня и прыгая». «Замечание это,- писал Григорович,- было для меня целым откровением. Да, действительно: звеня и подпрыги­вая - выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение... Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и жи­вым художественным приемом» (XII, 267-268).

Живое сочувствие Григорович к неиму­щим труженикам и возросший литератур­ный талант вызвали положительный от­клик Белинского: «Петербургские шарман­щики» г. Григорович - прелестная и гра­циозная картинка, нарисованная каранда­шом талантливого художника. В ней видна наблюдательность, умение подмечать и схватывать характеристические черты яв­лений и передать их с поэтической вер­ностью» (Полн. собр. соч., т. IX, М., 1955, с. 55).

«Физиологическим очерком» стал и помещенный во II ч. «Физиологии Петербурга» рассказ «Лотерейный бал» , отличающийся стремлением Григорович разнооб­разными средствами резко обозначить ин­дивидуальный портрет каждого персонажа.

Новаторством и яркой реалистичностью замысла и исполнения отличалась первая повесть Григорович - «Деревня» (1846). Писатель показал в повести трагические источники бесправного и приниженного положения крепост­ной женщины, вызванного общественным устройством, при котором прихоть одного человека давит и сушит жизнь, внутрен­нюю содержательность и душевную кра­соту подневольного человека. Следстви­ем барского произвола считает Григорович и пас­сивность, забитость и разъединенность крестьян, равнодушно относящихся к распрям и драмам их крестьянского мира.

Следующее произведение Григорович сделало его знаменитым писателем. В № 11 «Совре­менника» за 1847 он опубликовал повесть «Антон Горемыка» . Повесть в первона­чальном варианте писатель впервые закончил острейшим социальным эпизодом - сце­ной бунта крестьян, доведенных до отчая­ния насилием управляющего. Однако, чтобы провести повесть через цензуру, Никитенко заменил заключительную гла­ву о бунте другим концом. История обыч­ного мужика, доведенного рядом обстоя­тельств, от него не зависящих и объясняе­мых условиями крепостной неволи, до полного разорения и отчаяния, стала в повести Дмитрия Васильевича убедительным обвинением против главного социального зла того времени - крепостного права. Робкий протест против управляющего превра­тил Антона из зажиточного в самого захудалого мужика на деревне. Такой сюжет повести Григорович есть художественное выражение основного конфликта крепост­нической эпохи, при которой беспощадно подавляется всякая попытка к сопротив­лению, а подавление, в свою очередь, вызывает отпор. Непримиримость интере­сов тружеников и крепостников стала худо­жественным фактом в повести Григорович. Успех повести объяснялся и умением Григорович дать ряд сильных символических пейзажных зарисовок, как бы явственно намекающих на неизбежность грозного отпора крепостных масс их вековечным угнета­телям. Правда, крестьяне у Дмитрия Васильевича инертны, забиты, разобщены, но объективно из повести можно вывести мысль о зако­номерности самого резкого проявления недовольства крестьян. Белинский высоко оценил повесть Григорович: «Антон Горемыка» боль­ше, чем повесть: это роман, в котором все верно основной идее, все относится к ней, завязка и развязка свободно выхо­дят из самой сущности дела» (Полн. собр. соч., т. X, с. 347). Своей повестью Григорович прокладывал путь многоэпизодному эпи­ческому роману, главным героем которого при самой различной системе действующих лиц будет народ. Большого успеха добил­ся Григорович в психологической характеристике, строя ее не как развернутые «внутрен­ние монологи», а как точное указание на внутренний мотив того или иного поступка действующего лица. Мужики в повести одинаковы по своему со­циальному положению, но характеры их весьма разнообразны. Язык повести ли­шен каких-либо грубых подделок под «простонародную» речь, но обогащен народной образностью. Спокойный, эпи­ческий тон нейтрального повествователя о мужике сменяется лишь изредка автор­ской иронией в тех местах, где речь идет о господах.

На общественное значение повести указывал Л. Толстой в письме к Григорович Д.В. по случаю его юбилея: «Вы мне дороги... в особенности по тем незабывае­мым впечатлениям, которые произвели на меня, вместе с «Записками охотника», ваши первые повести. Помню умиление и восторг, произведенные на меня, тогда 16-летнего мальчика, не смевшего верить себе,- Антоном Горемыкой, бывшим для меня радостным открытием того, что рус­ского мужика - нашего кормильца и - хочется сказать: нашего учителя - можно и должно описывать, не глумясь и не для оживления пейзажа, а можно и должно писать во весь рост, не только с любовью, но с уважением и даже трепетом» (Полн. собр. соч., т. 66, М., 1953, с. 409).

После появления «Антона Горемыки» Григорович становится постоянным сотрудником «Со­временника», не раз навлекавшим на жур­нал своими произведениями гнев царской цензуры, считавшей многие вещи писателя «воз­мутительно опасными». Некоторые про­изведения этих лет высмеивали фаль­шивую благотворительность дворянства

«Бобыль» ,

«Капельмейстер Сусликов» , 1848.

Обличение дворянского «мертводушия», противопоставленного сочувственному изображению силы и красоты народной души, становится лейтмотивом произведений Григорович.

Вначале 50-х гг. появляются повести -

«Неудавшаяся жизнь» (1850),

«Похождения Накатова» (1849),

«Свистулькин» .

«Четыре времени года» (1849) Григорович, считал попыткой воспроизведения «опыта про­стонародной русской идиллии».

Повесть «Прохожий» (1851) отличалась этнографической верностью и наблюдательностью крестьянского быта.

Может быть, именно эти произведения способствовали потеплевшему отношению к Григорович славянофильской критики, резко отрицавшей талант Григорович в «Антоне Горе­мыке». Однако писатель, после многих колеба­ний, все же остался верен и «Современ­нику», и демократическим тенденциям в своем творчестве.

Первый роман - «Проселочные доро­ги» (1852) - попытка сатирического изо­бражения ничем не выделяющейся массы «мертводушного» дворянства, добровольно и даже небесприбыльно «коснеющего в не­вежестве». Претензии на мнимую значи­тельность высмеиваются Григорович и едкой иро­нией, и гневной сатирой, не всегда, впро­чем, достигающей подлинной значительности. Подробнейшее рассмотрение быта провинциального дворянства в романе вскрывало всю приземленность и духов­ную тусклость их существования. Дмитрий Васильевич дает понять в лирических отступлениях и символических пейзажах, что подлинно народную Россию, богатую жизнью и здравой моралью, можно найти лишь на «проселочных дорогах», ведущих в «самое сердце русской земли. Тут только увидите вы настоящее русское поле с его необъятным, манящим простором, о кото­ром, быть может, вы прежде сладко меч­тали; тут услышите вы народную речь и русскую песню...» (III, 172). Недостат­ком романа явилась малая самостоятель­ность Григорович в выборе объекта изображения и в ощущаемом подражании гоголевским «Мертвым душам». Не удалось Григорович соеди­нить в одном фокусе и многочисленные сюжетные линии, не вполне мотивировано и введение в систему образов многих действующих лиц.

Большего успеха он достиг в «Рыбаках» (1853), где возвращение к теме народной жизни и эпическое ее решение. Вновь вернуло руке писателя твердость и зре­лость. Писателя интересуют в его героях черты нерастраченной душевной мощи, положительные качества простолюдинов, их нравственное здоровье и естественная органичность. Фактически писатель пытался представить живые силы русской нации и искал их в народе, а не в кичливом, нравственно опустившемся дворянстве. «Рыбаки» были во многом удачной попыткой создать жизнеутверждающий характер человека из народа, не лишенный, впрочем, неко­торой идеализации и преувеличенной пат­риархальности. Писатель в этом романе склонен подменять также социальную дифференциа­цию типов нравственно-психологической, деля персонажи из народа на «хищных» и «кротких».

Новым в русской литературе стало и изображение Григорович типов фабрично- заводских рабочих и процесса разрыва общинных связей.

В следующем романе - «Пе­реселенцы» (1855-56) основной конфликт, построен на столкновении помещика и крестьянина, отстаивающих разные интересы в одном деле. Переселение крестьян, затеянное вроде бы и добрым барином, приводит к трагедии из-за эгоистической позиции барина, совершенно не представляющего того, чтобы у крестьян были какие-либо интересы, противостоящие барским. Дмитрий Васильевич счи­тает беспечность и эгоизм помещиков не нравственным пороком, а социальным пре­ступлением, хотя тут же возлагает на­дежды на возможность разрешения корен­ных противоречий крепостного строя пу­тем филантропических преобразований и усиления нравственной ответственности помещиков. Напечатав в 1864 повесть «Два генерала» , Григорович Д.В. на многие годы ото­шел от активной литературной деятель­ности.

Писательскую позицию Григорович отличало сле­дование гоголевскому направлению. В его повестях и романах главенствует кри­тическое изображение явлений с пози­ций общедемократического идеала. В большинстве случаев решение общест­венных проблем в произведениях Григорович пре­обладает над задачами психологических истоков поведения персонажа. Характе­ру общественной повести и романа, пред­ставленным в творчестве писателя, чаще всего сопутствует очерковая манера, ясно выраженный этнографический элемент. Осо­бое место Григорович в развитии русского реализма определяется его удачными попытками поставить человека из народа в центр повествования, не вычленяя его из народ­ной среды, а также показать жизнеутвер­ждающую силу его характера. Последними произведениями Григорович Д.В., вы­звавшими широкое признание его неоскудевающего таланта, были рассказ «Гутта­перчевый мальчик» (1883), «Литератур­ные воспоминания» (1887-92).

Рассказ - маленький шедевр, отличающийся осо­бенной человеческой теплотой, меткой и разносторонней наблюдательностью и классической отточенностью литера­турной формы.

«Литератур­ные воспоминания» (1887-92) Григорович, хотя и написаны с явным желанием избежать резко определенных оценок идейной борь­бы 40-60-х гг., все же содержат ценнейший материал по истории русской литературы и журналистики.

Интересно, что В. И. Ле­нин процитировал для характеристики слуг царизма в статье «Внутреннее обо­зрение. Голод» (Полн. собр. соч., т. 5, с. 3.13) заглавие одной из последних пове­стей Григорович - «Акробаты благотворительности» .

Умер - , Петербург