"Иногда Добро просто обязано победить Зло!"
неизвестный МТА

«Новый боец был немногим выше среднего роста и казался скорее хрупкого, чем крепкого телосложения. На нем был стальной панцирь с богатой золотой насечкой; девиз на его щите изображал молодой дуб, вырванный с корнем; под ним была надпись на испанском языке: "Desdichado", что означает "Лишенный наследства".
В. Скотт, "Айвенго"

Пожалуй, немного найдется людей, которые не зачитывались в детстве романами Вальтера Скотта. Имя Айвенго, рыцаря Лишенного Наследства, знакомо любому в той же мере, что и имена Галахада, Персеваля и Ланселота. Верный вассал короля Ричарда Львиное Сердце, друг легендарного разбойника из Шервудского леса, отважный юноша, у которого нет ничего, кроме чести - почему этот образ оставался притягательным для читателей так долго?

Роман «Айвенго» («Ivanhoe») Вальтер Скотт написал в 1819 году, став, таким образом, основоположником жанра исторического приключенческого романа. Книга вышла из печати в декабре 1819-го и была раскуплена в течение одной недели. Журналы наперебой публиковали восторженные рецензии на роман, а писатель пожинал плоды своей популярности. Уже в марте следующего года Вальтеру Скотту был пожалован титул баронета, и вскоре портрет писателя, сделанный художником Лоренсом по заказу короля Георга Четвертого, появился в большой галерее в Виндзорском замке. Стоит заметить, однако, что в то время интерес к рыцарским романам несколько спал и всякий автор, решавший заняться описанием сражений благородных рыцарей с фантастическими чудовищами или поисков Грааля, не мог рассчитывать на успех у публики. Юрист по образованию, историк и фольклорист по призванию, Вальтер Скотт отошел от традиционного языка и сюжетных решений рыцарских романов, вознамерившись написать историю рыцаря, основанную на реальных событиях и с использованием фактического исторического материала. Это принесло ему всемирную славу. К слову, надо сказать, что незадолго до начала работ над романом «Айвенго» Вальтер Скотт начал строительство средневекового особняка в старошотландском стиле на южном берегу реки Твид, и на продолжение строительства ему требовались деньги. Дизайн особняка, названного Эбботсфорд, разрабатывал сам писатель. Некоторые полагают, что столь отличный от всего, что публиковалось в то время, роман «Айвенго» написан был лишь потому, что Вальтер Скотт считал писательскую деятельность своим хобби, хотя именно она была его основным источником дохода в то время.

Центральный персонаж романа - классический средневековый рыцарь, честный, искренний, порядочный и принципиальный. В сюжете задействован и благородный король Ричард Львиное Сердце, так похожий на короля Артура Пендрагона, и хитрый принц Джон с его лживыми приспешниками, и прекрасная дама Ровена, любовь к которой главный герой хранит в своем сердце… Даже борьба между норманнами и саксами, вполне вписывающаяся в концепцию конфликта борьбы старого и нового образа жизни, показанного в историях «артуровского цикла, имеет место быть. И быть бы «Айвенго» рыцарским романом, если бы не одно «но» - в «Айвенго» полностью отсутствует сказочный или фантастический элемент. Не с колдунами и драконами сражается благородный герой, а с трусами, лжецами и подлецами и не столько образ христианского бога несет в Палестину крестоносец Айвенго, сколько свою собственную (и автора) идею о том, что все люди перед Богом равны. Знание Вальтером Скоттом той эпохи, в которой происходило действие его романов, поражало читательское воображение и, безусловно, очень легко было поверить в то, что все это происходило на самом деле. Однако на данный момент известно, что, хотя король Ричард и принц Джон были реальными историческими лицами, Айвенго и другие герои, участвующие в романтической линии сюжета книги, были вымышлены автором.

Пересказывать краткое содержание романа «Айвенго» почти бессмысленно. Сухие факты и описание сюжета в двух-трех фразах не смогут передать очарования романа, его атмосферы и живости диалогов персонажей. Вместо этого тем, кто не любит читать, можно порекомендовать ознакомиться с одной из четырех экранизаций «Айвенго». В России наиболее известной и популярной у зрителей экранизацией является фильм Сергея Тарасова «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Фильм стал лидером проката 1983 года и многие годы оставался одним из самых любимых публикой. Он был снят в Хотинской крепости на Украине. Первая часть романа в фильме опущена, и впервые Айвенго, чье лицо скрыто шлемом рыцаря Лишенного Наследства, появляется лишь на турнире, объявленном принцем Джоном для развлечения скучающего цвета рыцарства. Кроме того, режиссер полностью проигнорировал линию, которую сам Вальтер Скотт считал достаточно важной для раскрытия образа Айвенго - линию еврея-ростовщика Исаака и его дочери Ревекки. Согласно сюжету романа, изгнанный отцом - суровым саксом Седриком Ротервудским - из дома, юноша-крестоносец Уилфред Айвенго под видом пилигрима возвращается из Палестины в Англию. Застигнутый непогодой возле отчего дома, он решается попросить у отца ночлега в надежде, что в этой одежде его никто не узнает. Вместе с ним в поместье Седрика оказываются старый еврей Исаак с дочерью и отряд Бриана де Буагильбера (по некоторым данным, реальное историческое лицо, норманнский рыцарь). Беспринципный, хвастливый и не в меру жадный норманн Буагильбер, выяснив, что у Исаака при себе имеются некоторые ценности, тайком отдают слугам приказ схватить ростовщика утром, как только тот покинет поместье. Возмущенный поведением норманнского рыцаря Айвенго предупреждает Исаака об опасности, чем нарушает планы Буагильбера. Заметим, что рыцарь из хроник «артуровского цикла» в аналогичной ситуации скорее вызвал бы на поединок рыцаря, нарушающего законы рыцарского братства, однако поступок Айвенго во многом продиктован не необходимостью фанатично следовать догматам рыцарства, а элементарной логикой, более понятной и близкой читателю Вальтера Скотта. В дальнейшем в романе Айвенго защищает честь Ревекки, похищенной Брианом де Буагильбером. Не останавливающийся ни перед чем при достижении своих целей, норманн готов опозорить девушку, не испытывающую к нему любви, заставив ее бежать с ним. В фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» именно леди Ровена, возлюбленная Айвенго, а не Ревекка, заботится о нем после турнира и противостоит де Буагильберу. Однако при этом фильм, едва выйдя на экраны, стал культовым, а песни Высоцкого, использованные в нем, сделали «Балладу…» еще более популярной. Песни из «Айвенго» были изначально написаны для фильма «Стрелы Робин Гуда», однако так удачно легли в концепцию «Баллады…», что вошли в оба фильма. На сегодня наиболее известной из них является «Баллада о борьбе» (1975 г.).

Сpедь оплывших свечей и вечеpних молитв,
Сpедь военных тpофеев и миpных костpов
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастpоф.
Детям вечно досаден
Их возpаст и быт,-
И дpались мы до ссадин,
До смеpтных обид.
Hо одежды латали
Hам матеpи в сpок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от стpок.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фpаз,
И кpужил наши головы запах боpьбы,
Со стpаниц пожелтевших слетая на нас.
И пытались постичь
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Пpинимавшие вой,
Тайну слова "пpиказ",
Hазначенье гpаниц,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц.

А в кипящих котлах пpежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на pоли пpедателей, тpусов, иуд
В детских игpах своих назначали вpагов.
И злодея следам
Hе давали остыть,
И пpекpаснейших дам
Обещали любить,
И, дpузей успокоив
И ближних любя,
Мы на pоли геpоев
Вводили себя.

Только в гpезы нельзя насовсем убежать:
Кpаткий век у забав - столько боли вокpуг!
Постаpайся ладони у меpтвых pазжать
И оpужье пpинять из натpуженных pук.
Испытай, завладев
Еще теплым мечом
И доспехи надев,
Что почем, что почем!
Разбеpись, кто ты - тpус
Иль избpанник судьбы,
И попpобуй на вкус
Hастоящей боpьбы.

И когда pядом pухнет изpаненный дpуг,
И над пеpвой потеpей ты взвоешь, скоpбя,
И когда ты без кожи останешься вдpуг
Оттого, что убили его - не тебя,-
Ты поймешь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забpал:
Это - смеpти оскал!
Ложь и зло - погляди,
Как их лица гpубы!
И всегда позади -
Воpонье и гpобы.

Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почем,-
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если pуки сложа
Наблюдал свысока,
И в боpьбу не вступил
С подлецом, с палачом,-
Значит, в жизни ты был
Ни пpи чем, ни пpи чем!

Самой красивой и, пожалуй, наиболее точной экранизацией романа Вальтера Скотта можно признать фильм «Айвенго» 1952 года, снятый Ричардом Торпом. Он был номинирован на три премии Оскар, однако не получил ни одной, хотя саундрек к фильму до сих пор пользуется популярностью. Роль леди Ровены в фильме исполнила Джоан Фонтейн, а Ревекку сыграла Элизабет Тейлор. Две менее известных картины, снятых по роману «Айвенго», вышли на экраны в 1982 («Айвенго») и в 1995 («Молодой Айвенго») годах в США. Ни один из этих фильмов не имел сколько-нибудь серьезного бюджета и не собрал кассы.

Безусловно, любое новое прочтение романа Вальтера Скотта дает нам в результате совершенно новую историю рыцаря, пытающегося сохранить верность своим принципам в условиях конфликта между саксами и норманнами, конфликта, раздирающего его страну на две части. Однако при всем при этом, «Айвенго» навсегда останется историей о победе Добра над Злом. Непременной, обязательной победе, поскольку иного исхода у такой истории быть не может. Пусть даже победа эта потребовала от героя проявления всех его положительных качеств и приложения огромных усилий.

Айвенго - благородный молодой рыцарь, сын Седрика Сакса, саксонского дворянина. Участник III крестового похода, друг и сподвижник короля Ричарда Львиное Сердце, в свите которого прибыл в Палестину. До этого был изгнан отцом из дома и лишен наследства — за то, что посмел влюбиться в воспитанницу Седрика леди Ровену, которую тот прочил в жены Ательстану, последнему представителю саксонской королевской династии: с этим браком Седрик связывал надежды на возрождение королевства саксов, переставшее существовать после завоевания Англии норманнами, возведшими на трон своего короля. К началу действия романа А., подобно королю Ричарду I, тайком возвращается в Англию — без денег, коня, оружия и доспехов. Неузнанный, он приходит в отчий дом в одежде пилигрима. В это время Седрик принимает неожиданно пожаловавших гостей — настоятеля аббатства и влиятельного рыцаря-храмовника Бриана де Буагильбера, противника А.: тот победил его на турнире еще в Святой Земле. Из разговора с леди Ровеной А. догадывается, что по-прежнему ей небезразличен. Покидая родной кров, он помогает купцу и ростовщику Исааку из Йорка спастись от смертельной опасности. В благодарность Исаак покупает для него коня, оружие и доспехи. А. инкогнито появляется на турнире, устроенном рыцарями-храмовниками. Он одерживает в личных поединках верх над четырьмя доблестными рыцарями, включая де Буагильбера, а с помощью Ричарда Львиное Сердце, тоже выступающего инкогнито, выходит победителем и в общем турнире, однако получает серьезную рану. Его выхаживает дочь Исаака прекрасная Ревекка. Он же, в свою очередь, еще не вполне оправившись после ранения, выезжает сразиться за нее в поединке «божьего суда», чтобы доказать ее невиновность, когда судилище храмовников приговаривает Ревекку к сожжению на костре как колдунью. Его противником вновь выступает де Буагильбер. Охваченный роковой страстью к Ревекке, храмовник волею обстоятельств вынужден отстаивать в схватке решение суда, обрекающее ее на мучительную смерть. Борение между чувством, долгом и честолюбием оказывается для рыцаря непосильным переживанием, и он скоропостижно умирает в самом начале поединка. По просьбе Ричарда Львиное Сердце Седрик прощает сына и восстанавливает в правах наследования. Поскольку же Ательстан решительно отказывается от женитьбы на леди Ровене, то мужем ее становится А. А. состоит из сплошных добродетелей, единственный изъян, что он обнаруживает, и то не индивидуальное свойство, присущее только ему, но общий порок всего средневекового рыцарства: презрительно-брезгливое отношение к «иудейскому племени», как таковому. Но и от этого предрассудка Ревекка его благополучно избавляет своей красотой, искусством врачевательницы и умными разговорами, заставив проникнуться уважением к ее мудрости.

Анализ произведения Вальтера Скотта «Айвенго» -тематика и проблематика, сюжет и композиция

«Айвенго» анализ

Год написания — 1819

Тема «Айвенго» : рассказ о подвигах Айвенго, Ричарда на фоне вражды норманнов и саксов.

Проблематика «Айвенго» : борьба за независимость, власть, объединение страны, любви, чести, измены, веры, верности.

Конфликты : политический, национальный, религиозный.

Идея произведения: помнить и изучать историческое прошлое, пытаться избежать ошибок, которые имели серьезное влияние на дальнейшее развитие страны.

Композиция романа «Айвенго»

1. Завязка — встреча героев: приора Эймер, Бриана де Буагильбера, Исаака, Айвенго, переодетого пилигримом, в доме Седрика Сакса

2. Развитие событий — а) турнир в Ашби; б) саксонцы в плену норманнов в замке Фрон де Бефа; в) штурм замка Фрон де Бефа Локсли (Робин Гуд) и Черным рыцарем (Ричард Львиное Сердце) г) суд над Ревеккою

3. Кульминация — поединок между Айвенго и Буагильбером

4. Развязка — смерть Буагильбера, возвращение престола Ричарду, бракосочетания Айвенго и Ровены

«Айвенго» главные герои

  • Уилфред Айвенго - рыцарь, главный герой
  • Бриан де Буагильбер - храмовник, норманнский рыцарь, главный враг Айвенго
  • Ребекка - дочь еврейского ростовщика
  • Исаак из Йорка - отец Ребекки, еврейский ростовщик
  • «Чёрный рыцарь», «Рыцарь Висячего Замка» - Ричард I Львиное Сердце
  • Локсли - йомен, лучник
  • Отшельник - брат Тук
  • Ровена - возлюбленная Айвенго, племянница Седрика
  • Седрик - отец Айвенго, саксонский тэн
  • Ательстан Конингсбургский - потомок последнего короля саксонской династии
  • принц Джон - наследный принц и брат короля Ричарда
  • Реджинальд Фрон де Беф - норманнский барон, владеющий имением Айвенго и замком Торкильстон
  • Вальдемар Фиц-Урс - влиятельный вельможа в свите принца Джона, желающий стать канцлером; его дочь Алисия считается первой красавицей при дворе принца Джона.
  • Приор Эймер - приор аббатства святой Марии в Жорво
  • Морис де Браси - рыцарь-иоаннит, командир дружины наемников, в котором сочеталось коварство и благородство. Взят в плен Ричардом Львиное Сердце.
  • Лука Бомануар - вымышленный гроссмейстер ордена тамплиеров
  • Конрад Монт-Фитчет - наперсник Бомануара
  • Альберт Мальвуазен - настоятель прецептории Темплстоу
  • Филипп Мальвуазен - местный барон, брат Альберта
  • Гурт - свинопас Седрика Сакса
  • Вамба - придворный шут Седрика Сакса
  • Ульрика (Урфрида) - пленница Фрон де Бефа, дочь убитого им тэна Торкиля Вольфгангера

Роман В. Скотта «Айвенго» был написан в 1819 году.

Его действие происходит в Шотландии и переносит читателя на семь веков назад в особенный мир истории и переживаний. Нас интересует главный герой - Айвенго, характеристика которого будет дана в статье. Но сначала мы кратко рассмотрим основные события этого произведения.

Начало событий в романе

После окончания Третьего крестового похода в плену томится король Ричард Львиное Сердце. Его место на престоле коварно занимает принц Джон. Айвенго, характеристика которого нас интересует, является верным сторонником законного короля.

Застигнутые непогодой, в доме Седрика Сакса встречаются все герои романа. Идут расспросы о походе во имя веры.

Рыцарь-храмовник рассказывает, что проиграл лишь одному рыцарю на турнире: его зовут Айвенго. Все ахают - это имя в доме запрещено упоминать.

Тем временем все готовятся к турниру в Ашби, который должен состояться на следующий день.

Вся знать прибыла в Ашби посмотреть на доблесть рыцарей, вернувшихся их Палестины. На арену выезжает рыцарь, который представился как Лишенный Наследства. Он никому не открывает лица. Победив всех, он делает круг по арене и выбирает королевой красоты и любви леди Ровену.

Второй день турнира продолжается поединками отрядов. Соратники рыцаря Лишенного Наследства разбиты. Он сражается один с тремя противниками. Ему на помощь выезжает рыцарь в черных доспехах. Вдвоем они добиваются победы, и черный рыцарь исчезает. Принц Джон снова назначает победителем таинственного рыцаря. Тот вновь выбирает королевой леди Ровену, но, раненый, падает с коня и тут открывается его лицо. Все узнают Уилфреда Айвенго, характеристика которого последует далее.

В плену

Маленький отряд Седрика Сакса, в который входит леди Ровена, прекрасная еврейка Ревекка с отцом и раненый беспомощный главный герой, захватывает отряд принца Джона и заключает в замок де Бефа. Хитростью подчиненные Седрика вызволяют его из замка. Он вместе с Черным рыцарем захватывает замок и освобождает узников. Этот рыцарь оказывается королем Ричардом и приглашает всех к себе.

В замке короля

Королевское приглашение - это приказ. По мнению Седрика, именно Ательстан - законный король Англии, и ему должна принадлежать леди Ровена. Но сам Ательстан, коренной сакс, присягает королю Ричарду, и все уговаривают Седрика соединить влюбленных друг в друга Ровену и сына Седрика. Пока Седрик колеблется, изможденный раной рыцарь-герой едет на верную гибель - освобождать Ревекку. Она в плену у храмовника Буагильбера. На поединке рыцарь ордена внезапно падает с коня и умирает. Наш герой, освободив Ревекку, возвращается. Седрика уговорили разрешить брак леди Ровены и его сына. Происходит свадьба Ровены и Айвенго, характеристика которого чуть позже будет изложена.

Роман «Айвенго»

После успеха романа «Уэверли», который вышел в свет в 1814 году, восьмым произведением исторического жанра станет «Айвенго». Произведение «Айвенго», характеристика которого парадоксальна и заключается в том, что оно, став классикой исторической приключенческой литературы, в наши дни перекочевало в детские библиотеки.

Роман кажется несколько затянутым, действие развивается медленно. Зато прекрасны отступления, которые показывают панораму жизни XII столетия и погружают в ее атмосферу, в антураж рыцарской жизни, который вновь входит в моду: подростки и взрослые делают себе костюмы рыцарей и устраивают нарядные рыцарские турниры.

Рыцарь Айвенго: характеристика

Уилфред Айвенго принадлежит к старинному роду. Его отец Сакс придерживается всех древних обычаев и не переносит норманов, захвативших всего в одном сражении всю страну. Он считает, что его воспитанница, прекрасная леди Ровена, должна породниться с лицом королевского дома саксов. Поэтому у него имеются две причины лишить сына наследства: он присягнул на верность английскому королю и мечтает жениться на леди Ровене.

Айвенго - красив, молод, силен и смел.

Он отлично владеет всеми воинскими искусствами, что позволяет ему на турнире в Палестине победить опытного рыцаря Буагильбера и повторить это на родине.

Герой произведения - патриот. Он ненавидит норманов, которые более ста лет взращивают на родине ожесточение и озлобление простого народа.

Айвенго - однолюб. Полюбив Ровену, он деликатен с чувствами Ревекки и ведет себя, как рыцарь, - не более. А леди Ровене он навсегда отдал свое сердце. Своей возлюбленной он посвящает военные подвиги.

Уилфред благороден. Он - человек чести и справедлив. Он помогает отцу Ревекки, старому еврею Исааку, спасти свое состояние и жизнь от посягательств храмовника де Буагильбера. Он защищает Ревекку на суде.

Айвенго прогрессивен. Он понимает, что будущее его страны состоит в объединении. Поэтому он присягает королю и отправляется с ним в Третий крестовый поход. Отец за это лишил сына наследства, и тот поместил на свой щит дуб, который вырван с корнем. Смелость, благородство и любовь к родине сына заставляют старого Седрика пересмотреть свои политические взгляды и раскрыть сердце сыну.

Герой - рыцарь, а это значит, что он верен данному слову, защищает слабых. Всегда, даже с риском для жизни, правдив и справедлив Айвенго, характеристика которого закончена.

Все качества Айвенго актуальны для нашего времени. Остается открытым вопрос: «Легко ли быть рыцарем?».

План характеристики Айвенго:

  • История создания романа «Айвенго».
  • Происхождение героя.
  • Его портрет.
  • Верность королю Ричарду.
  • Отношение к положительным и отрицательным персонажам.
  • Рыцарские качества.

На этом мы заканчиваем рассмотрение романа В. Скотта и его главного героя Айвенго.

Роман "Айвенго" - одно из лучших произведений Вальтера Скотта (1771 - 1832). Этот роман был создан более ста шестидесяти лет назад (1820), а события, о которых в нем рассказано, происходили в XII столетии. Однако и в наши дни "Айвенго" вызывает живой интерес у читателей многих стран мира. Роман написан с большим художественным мастерством, но причина его успеха кроется не только в этом, он знакомит нас с историей, помогает понять особенности жизни и нравов людей в далекие от нас времена.

"Время действия - царствование Ричарда 1, не только богато героями, - имена которых способны привлечь общее внимание, но отмечено еще глубокой враждой между саксами, обрабатывавшими ту землю, которой норманы владели по праву - победителей", - говорится в авторском предисловии к роману. Решив изобразить в своем произведении проблему норманского завоевания, конфликт двух племен, населяющих страну - победителей и побежденных, Скотт сам подчеркивает, что здесь на первом плане художественная, а не историческая правда, власть художественного воображения, а не логика фактов.

Обратившись к английской истории конца XII века, Скотт исходит, прежде всего, из фольклорных источников и обоснований.

Авторское предисловие 1830 г. раскрывает для читателя источник возникновения романа: он коренится в народной традиции, в анналах богатого английского фольклора. Герой этого произведения не исторически существовавший король, а идеализированный король народной фантазии, король, каким хотел бы видеть властителя угнетенный народ. Король старинной английской баллады миролюбив и скромен. Его природная жизнерадостность, доступность и простота помогают ему в общении с народом - он весело охотится в Шервудском лесу в часы досуга, разделяет трапезу случайного спутника, милостив и добр, помнит сделанное ему добро и строго блюдет интересы подданных. Именно так представлен в "Айвенго" Ричард "Черный Рыцарь".

Изображен смутный период английской истории - период двоевластия, междуцарствия, время, когда "законный" английский король томится в австрийском плену, а его подданные, желавшие его возвращения из долговременного плена, почти утратили надежду на это.

Скотт указывает на политический разброд в стране. Состояние анархии и растерянности, притеснение слабого сильным стало системой. Мелкопоместные дворяне или Франклины подпали под иго тирании могущественных баронов, положение широчайших масс населения заметно ухудшилось, к экономическим формам угнетения прибавилось еще национальное угнетение саксов со стороны норманских завоевателей.

Определяя характер быта, условия жизни смутной и переходной эпохи XII века, Скотт отмечает в самом начале романа, что "английский народ терпел великие бедствия".

Жестокое угнетение народа стимулировало рост побегов крестьян и йоменов. Скотт осознает причины роста и распространения так называемых разбойничьих шаек, ставших таковыми вследствие черной несправедливости и неправды английских законов.

Разбойники были большей частью йомены и простые крестьяне саксонского происхождения, доведенные до полного разорения суровостью законов о "сохранении лесов и охотничьих угодий", а потому и избравшие такой отчаянный и бродячий образ жизни.

Неудивительно, что крестьянин - раб, жизнь которого беспросветно тяжела, отнюдь не склонен считать "разбойников" своими врагами. По словам Гурта, он убедился твердо в том, что "настоящие воры и разбойники отнюдь не худшие люди на свете".

Люди английского народа с ненавистью говорят о принце Джоне, норманских феодалах; ненависть простонародья Англии к угнетателям и тиранам - чужим и своим - подчеркивается в произведении многократно.

Скотт рисует нападение на замок узурпатора феодала Реджинальда Фрон де Бефа как бы "со стороны" - о нападении и всех обстоятельствах последнего рассказывает раненому Айвенго сочувствующая нападающим Ревекка. Нападающие и защитники замка уподобляются Ревеккой грозному столкновению морских стихий. Во главе осажденных Бриан Буагильбер и де Браси, во главе осаждающих - Чёрный рыцарь и Локсли. Красное знамя, появившееся на западной башне замка, служит сигналом для осаждающих к общей атаке. Мужество Локсли и его товарищей решает исход сражения. Захватив замок, Локсли обращается к нападающим йоменам с характерной речью: "Йомены! Жилища тирана более не существует!... Великий подвиг мщения свершен".

Данная сцена, являющаяся одной из самых ярких в сюжете романа, подчеркивает величие восставшего народа, но в то же время говорит и о политической ограниченности взглядов писателя - во главе восстания Черный рыцарь - английский король, которому в верности готовы поклясться и Локсли и его вольные стрелки.

Представителем разрушительных антигосударственных тенденций, королем, оторванным от народа, является в романе Скотта принц Джон - Иоанн Безземельный, младший брат Ричарда, король-деспот, щедро раздававший направо и налево королевские земли, потворствовавший произволу норманских феодалов, ожесточивший как англо-саксонских феодалов, так и простой народ.

В противоположность Джону с его децентралистской тенденцией, Ричард Львиное сердце - собиратель и организатор английского государства. Деятельность его объективно прогрессивна, она преследует интересы нации и государства; она оправдана вдвойне и потому что, как представляется Скотту, Ричард I не только "законный король" по праву престолонаследия, но и "народный" король в том смысле как представляет себе институт королевской власти шотландский автор. Идеализация образа монарха, имевшая место в английском фольклоре, усилена автором романа.

Ричард Львиное сердце - опора государства, защитник подданных. Вся его деятельность направлена на благо Англии и благо народа. "Едва ли найдется человек, которому страна и жизнь каждого подданного была бы дороже, чем мне", - говорит в романе король.

Он - заступник обиженных и гонимых, защитник справедливого дела; он бескорыстен и честен, смел и решителен, силен и мудр, отважен и весел, отзывчив к беде любого и великодушен к врагам и побежденным. Он добывает победу честным путем-с помощью меча и копья.

Справедливый и гордый, он человечен и прост в обращении с подданными. Он не гнушается дружбы с монахом, запросто беседует с йоменом, играет на арфе, без предрассудков вступает в общение с разбойниками, ведет на приступ замка крестьян и лесных стрелков.

Ричард романа - это герой легенды, в ином случае рыцарского романа. Идеализацию образа сознавал и сам автор, не терявший чувства трезвого политического чутья в оценке деятельности "короля-героя".

Политическая проблема - становление мощного английского государства - решается в романе на примере показа острой борьбы за власть трех претендентов на английский королевский престол - Ательстана, принца Джона, Ричарда I Плантагенета.

Историческая обреченность первого подчеркивается в романе многократно. Ательстан Конигсбурский - потомок последних королей саксонской династии в Англии, равнодушен к чести своей родины (отказывается к огорчению почтительного Седрика взяться за копье в индивидуальном единоборстве), прожорлив, беспомощен и пассивен. Он не способен защитить интересы государства и народа, а потому его общественная значимость ничтожна.

Несостоятелен и обречен на поражение и другой претендент на королевский престол Англии - принц Джон, хотя и по другим причинам. В противоположность Ательстану он энергичен, смел, заносчив, честолюбив, цели его определены, и он настойчиво добивается их реализации, но деятельность его - есть деятельность в личных корыстных целях. Он враждебен народу; жизнь и быт подданных, его не интересуют, английская земли рассматривается им как вотчина, все его поведение диктуется личными интересами. Он - разрушитель, носитель децентралистских тенденций; его деятельность общественно вредна и опасна. .

Враждебность народу этого короля подчеркивается в романе путем прямых авторских замечаний, характеристикой его окружения (Мальвуазен, Фрон де Беф и др.) и даже описанием его внешности - предельно расточительной и крикливой.

Жизнь и быт Англии XII столетия раскрыты путем введения в роман разнообразных типов и характеров. Здесь действуют, борются, радуются или страдают десятки людей, каждый из которых типичен для своего класса и рода занятий.

"Одним из важнейших нововведений романа Скотта является роль, которую играет народ, масса, - пишет Мэгрон, - насколько старинный французский роман является аристократическим, настолько роман Скотта имеет тенденции демократические: мы видим, как со всех сторон врывается на его страницы народ".

Шут и свинопас, оживший герой Рабле, веселый монах, вольный стрелок Робин Гуд, аббат и храмовник, надменные рыцари принца Джона, гордый саксонский тан и его домочадцы, еврей - ростовщик и его обаятельная дочь - наделены специфическими чертами характера, обусловленными средой и профессией. Творческая удача - изображение народа, тех персонажей, которые ранее были презираемы, но приобрели отныне огромное значение.

Скотт - на прогрессивных позициях, гуманистически решая в романе расовую проблему, давая правдивое изображение страданий еврейского народа в Средние века и тем, сближаясь с основоположником английского реализма Шекспиром.

Фабулу романа составляет непризнанная любовь - Ревекки к Айвенго, а не любовная коллизия - Айвенго - Ровена. Последняя - бледна, анемична, условна, в то время как подлинной героиней романа является дочь еврея-ростовщика.

"Отверженная, непризнанная любовь Ревекки к рыцарю Айвенго, - писал Белинский, - будучи в отношении к целому роману, как бы эпизодом, тем не менее дает ему целость, как его основная идея, живит и согревает его, как свет солнечный природу".

Скотт верен объективным фактам истории, показывая травлю еврея в условиях Средневековья, даже со стороны социально униженного саксонского шута. Но он всем содержанием своего романа осуждает расовое неравенство, национальную ненависть к угнетенному народу. Характерно, что еврея Исаака травит и дразнит принц Джон, не стесняющийся занимать у еврея его - деньги, а на защиту еврея встает рыцарь Айвенго - сторонник Ричарда, человек, за плечами которого автор; показательно, что чувства и волю Ревекки насилует рыцарь-храмовник Буагильбер, а заступается за Ревекку крестьянин калека Хигт. Автор сочувствует этим людям.

Исаак у Скотта - классовый, а не расовый персонаж. Он - ростовщик и его - ростовщичество на первом плане. Правда, на его долю выпадает комическая роль, но этот комизм отступает на задний план в сценах, где изображается страдание Исаака - отца, и здесь проявляется свойственная Скотту художественная правдивость.

Ревекка опоэтизирована в романе и поставлена в центр повествования. Ее жизнь, ее приключения, ее любовь, непозволительная с точки зрения средневековой морали, ее великодушие и порыв объективно составляют стержень романа. Ее физическая привлекательность сочетается с нравственной: еврейка нежна, великодушна, отзывчива к человеческому горю, помнит добро и сеет добро сама, она человечна в лучшем смысле слова.

В ней воплотились лучшие черты народа и, прежде всего стойкость в жизненной борьбе. Ревекка сильна, смела, обладает твердой волей и силой характера, готова на смерть - так она ценит свое человеческое достоинство, честь, и это спасает ее в грозную минуту беседы с храмовникам.

Некоторая индивидуализация характера, более яркая в сравнении с иными "героями" романов Скотта обусловлена тем, что образ Ревекки, рисуется автором как образ трагический. Несчастье девушки в том, что она любит, не будучи любимой, и любима, сама не любя. В первом случае - это - Айвенго, во втором рыцарь храма - Буагильбер. Характерно - и само композиционное построение романа, при котором после встречи с любимым следует, как правило, встреча с нелюбимым Брианом. И это позволяет автору каждый раз раскрыть какие-то новые черты - психологического портрета героини.

Скотт любит и поэтизирует образ Ревеки - противопоставляя ей не менее колоритного и романтизированного человека с демоническими страстями - храмовника Бриана.

Крестоносец, одержимый любовным наваждением, в тоске готов продать и себя, и веру своих отцов. Ревекка же неизменно и последовательно сохраняет свое человеческое и национальное достоинство, заявляя, что никакие угрозы и даже угроза смерти не заставят ее пойти против совести и предать веру отцов.

Гуманистическое содержание романа, трезвость политического мироощущения Скотта проступает и в изображении рыцарей и рыцарства. Скотт с любовью прибегает к геральдике, дает понятие о рыцарском этикете, традициях, словом сознательно воссоздает весь необходимый внешний колорит эпохи, никогда не теряя, однако способности трезвой логической оценки происходящего.