Голос автора напрямую звучит в лирических отступлениях, роль которых в романе многообразна.Во-первых,лирические отступленияоткрывают мир автора: авторские оценки, комментарии, размышления выявляют многогранность и богатство внутреннего мира поэта, его жизненные ценности, восприятие мира и человека. Во-вторых, в лирических отступлениях создается масштабная и многогранная картина жизни России первой четверти 19 века, энциклопедизм романа связан прежде всего с размышлениями автора. В-третьих, лирические отступления помогают Пушкину напрямую выразить свое отношение к героям, а также установить диалог с читателем.

Тема любви в лирических отступлениях. Одной из сквозных тем лирических отступлений становится тема любви. Стихия любви, по Пушкину, свободная, разноликая, непредсказуемая - это, в частности, ощутимо в знаменитом лирическом отступлении о «дамских ножках», поначалу игривом и легком, но постепенно переходящем в другую тональность – к высокой страсти и взволнованному лиризму, когда Пушкин вспоминает свое чувство к Марии Раевской. Исчезает атмосфера легкой шутливости, на ее месте – романтически грандиозная картина моря, связанная с темой бурной страсти:

Я помню море пред грозою,

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам…

Нет, никогда порыв страстей

Так не терзал души моей!

Рамки любви и рамки жизни, по мнению Пушкина, тождественны, а потому «любви все возрасты покорны»: любовь, как и сама жизнь, меняется, она многогранна настолько, что каждый раз внове.

Тема свободы. Тема свобода становится так же, как и тема любви, сквозной в лирических отступлениях романа, более того, можно ощутить эволюцию этой темы, связанную с духовной эволюцией самого поэта: если в начале романа, в 1823 году, свобода осознавалась Пушкиным как стихия внешняя, как «вольный бег» по волнам жизни, не скованный полицейским надзором и положением ссыльного, то в тридцатые годы свобода – понятие психологическое, верность своим идеалам, своему жизненному выбору, то «самостоянье», которое поэт называл «залогом величия» человека.

Тема творчества. Пушкин в романе не только герой, но и его создатель, а потому тема творчества не могла не стать одной из ключевых. Именно в этом произведении появляется знаменитое пушкинское определение поэзии как «союза волшебных звуков, чувств и дум». Этот союз создает «даль свободного романа» - совершенно особого, нового для того времени жанра, и новизну эту Пушкин осознавал явственно. «Свободный роман» - это свобода содержания, композиции и словесной организации: гармоничное совмещение разных сюжетных линий, открытый финал, включение лирических отступлений, живой, свободный и естественный язык. Творчество для Пушкина – это прежде всего свобода самовыражения, поэтому любые ограничения, устаревшие языковые нормы и жанровые рамки преодолеваются поэтом. Пушкин спорит с литературными оппонентами легко, с искрящимся юмором, утверждая новые литературные формы как нечто органичное, созвучное наступившему времени.

Особую атмосферу романа создает необыкновенная легкость общения автора с читателем. Читатель для Пушкина – друг, причем понимающий, умный, способный оценить шутку. Именно с таким читателем можно советоваться о выборе имени героини, прервать рассказ об Онегине воспоминанием о театре, деревне, любви, помянуть с иронией литературных оппонентов и лишь в конце седьмой главы «вспомнить» о вступлении, отметив с улыбкой: «Хоть поздно, а вступленье есть». Пушкинская улыбка, мягкая, светлая, умная, пронизывает многие строки романа. С той же улыбкой поэт говорит и о самих лирических отступлениях:

Пора мне сделаться умней,

В делах и слоге поправляться

И эту пятую тетрадь

От отступлений очищать.

Размышления о жизни и ее назначении в лирических отступлениях. Вечная загадка жизни, ее содержания и смысла – еще одна тема лирических отступлений. Жизнь неостановима: в юности, которая «и жить торопится, и чувствовать спешит», это движение ощущается с радостью, однако на пороге своего тридцатилетия Пушкин впервые ощутил драматизм этой неостановимости:

Ужель и впрямь и в самом деле

Без элегических затей

Весна моих промчалась дней

(Что я шутя твердил доселе?)

И ей ужель возврата нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?

Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы прощание с юностью не стало одновременно встречей с новым, еще неизведанным этапом жизни, если бы с «ясной душой» поэт не приветствовал этот новый путь:

Но так и быть: простимся дружно,

О юность легкая моя!

Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья,

За шум, за бури, за пиры,

За все, за все твои дары…

Довольно! С ясною душою

Пускаюсь ныне в новый путь

От жизни прошлой отдохнуть.

Пушкин обладал удивительной способностью ощущать жизнь как движение, включающее радость и грусть, свет и мглу. Например, конец шестой главы – сцена дуэли Онегина и Ленского: зимнее оцепенение в природе, зима в отношениях двух друзей, «мгновенным холодом» облит Онегин, пораженный смертью юного поэта. Казалось, пробудиться от этого зимнего холода уже невозможно, однако седьмая глава начинается стремительно-легкими строками описания весны:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга…

Весна – пора пробуждения и жизни – властвует не только в природе, и в судьбы героев романа она вносит изменения, преображения, потому что жизнь не может стоять на месте: Онегин отправляется в путешествие, Ольга выходит замуж за улана, Татьяна после посещения кабинета Онегина и проникновения в его таинственный для нее мир дает согласие ехать в Москву на «ярмарку невест». Так через судьбы своих героев Пушкин отражает восприятие жизни, умеющей мудро преодолевать минуты тоски и горя, врачующей душевные раны. Вероятно, именно такое отношение к жизни стало источником светозарного, «моцартианского» мироощущения поэта.

Без патетики и громкости, с легкой улыбкой и мягкой грустью Пушкин говорит о самом важном – о смысле человеческой жизни, которая не может и не должна обратиться в небытие:

Без неприметного следа

Мне было б грустно мир оставить,

Живу, пишу не для похвал;

Но я бы, кажется, желал

Печальный жребий свой прославить,

Чтоб обо мне, как верный друг,

Напомнил хоть единый звук.

Природа в лирических отступлениях. В размышлениях и воспоминаниях автора входит в роман огромный мир России – с ее природой, культурой, историей, стилем жизни. Природа в романе дана в восприятии Татьяны и самого автора. В слоге Пушкина нет красивости, «роскошности», он так же прост, как проста русская природа, однако именно такой слог передал неповторимость и живую прелесть русского первого снега, очарование осенней тишины, весеннего преображения. Каждое время года несет свою поэзию, движение природы – это движение самой жизни, движение времени.

Духовная жизнь русского общества . Театр, литература, наука (например, увлечение Онегина Адамом Смитом) – всё это в той или иной степени находит отражение в романе. Не только русская, но и западноевропейская культура, без которой немыслима духовная жизнь просвещенного русского общества 19 столетия, представлена в романе. Байрон, Шиллер, Гёте, Кант, Ричардсон, Корнель 0 вот далеко не полный список «властителей дум» русского дворянства.

Непременной частью дня Онегина и содержанием лирических отступлений становится театр, который Пушкин называет «волшебным краем». Состояние театра, интерес к нему всегда становились показателями наполненности духовной жизни общества: кипение театральной жизни созвучно кипению самой России начала 19 века. В нескольких строках Пушкин набрасывает историю русского театра, вспоминая Фонвизина, Княжнина, с упоением говорит о блистательной игре Семёновой, воздушном танце Истоминой.

С образом автора в роман входит стихия литературной борьбы того времени. С устаревшими догмами классицизма Пушкин спорит легко, с искрящимся юмором, например, лишь в конце седьмой главы вспоминая о непреложном в произведении классицизма вступлении, промолвив с улыбкой: «Я классицизму отдал честь: хоть поздно, а вступленье есть». Да и само «вступление» - это блистательная пародия на высокопарность вступлений классицизма:

Пою приятеля младого

И множество его причуд.

Благослови мой долгий труд,

О ты, эпическая муза!

И, верный посох мне вручив,

Не дай блуждать мне вкось и вкрив.

Пушкин утверждает право писателя на свободу выбора героя, построения произведения, на свободу выбора литературных форм и языка. Жизнь не делится на высокое и низкое, она многообразна и сложна, Пушкин как раз это многообразие и отразил в романе, утверждая свое право именно так видеть жизнь.

Лирическими отступлениями принято называть внесюжетные вставки в литературном произведении, моменты, когда автор отходит от основного повествования, позволяя себе размышлять, вспоминать какие-либо события, не относящиеся к повествованию. Тем не менее, лирические отступления представляют собой отдельные композиционные элементы, как пейзажи, характеристики, диалоги.

Роман в стихах «Евгений Онегин» изобилует лирическими отступлениями. Сложно найти другое литературное творение, в котором они были бы столь значимы. Основная задача этих вставок — время. Пушкин уходит в лирические отступления, когда нужно было подчеркнуть промежутки прошедшего в ходе повествования времени. Но в то же время они гармонично вплетены в сюжет повествования. Таким образом поэт выражает свой авторский взгляд на те, или иные события, отношение к своим героям. Пушкин незримо присутствует в общей канве повествования.

После некоторых рассуждений о нравах и характерах людей, поэт, наконец, «приводит Музу» на светский прием, где состоялась встреча Онегина и Татьяны Лариной.

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет, а те далече,
Как Сади некогда сказал.
Без них Онегин дорисован.
А та, с которой образован
Татьяны милый идеал…
О много, много рок отъял!

Вступление. Лирическое отступление как внесюжетный элемент.

Виды лирических отступлений.

Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Роль лирических отступлений в композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Историософия Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».

Заключение. Значение лирических отступлений в литературе.


I. Лирическое отступление как внесюжетный элемент.

Мой реферат называется «Лирическое отступление в русской литературе», я выбрала эту тему, потому что высказывания автора хотя и являются внесюжетным элементом, но очень важны для понимания идеи произведения. Лирические отступления позволяют, обратится к читателям со страниц повести или романа непосредственно, а не от лица кого-либо из действующих персонажей. При помощи авторских отступлений писатели и поэты как бы приоткрывают завесу над своими мыслями и чувствами, заставляя нас задуматься о таких непереходящих ценностях, как любовь к родине, к людям, уважение, доброта, смелость и самопожертвование.

Лирическое отступление – это высказывания автором чувств и мыслей в связи с изображением в произведении. Например, в конце первого тома «Мертвых душ» Н.В. Гоголь, упомянув, что Чичиков любил быструю езду, прерывает повествование, приостанавливает развертывание сюжета и начинает высказывать свои мысли о России, которую представляет в виде быстронесущейся тройки. Это отступление заставляет читателя по-новому взглянуть на роман, глубже вникнуть в идейный замысел автора. Вторгаясь в произведение, писатель нарушает единство образной картины, замедляет развитие действия, но лирическое отступление естественно входит в произведение, так как возникают по поводу изображаемого в нем, проникнуты тем же чувством, что и художественные образы. Содержание их определено теми же взглядами автора, что и художественное изображение.

Лирические отступления широко распространены в литературе, в том числе и современной. Они имеют значение нисколько не меньшее, чем основной текст произведения.

Лирические отступления могут занимать очень большое место в произведении. Таковы отступления в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина (только в главе I – отступления о театре, о юности, о творчестве, о плане романа и другие). Эти разнообразнейшие по темам и богатые по содержанию отступления способствуют широте охвата действительности, делая пушкинский роман в стихах, по словам Белинского, подлинной «энциклопедией русской жизни».

Лирические отступления начинают играть ведущую роль, и основное внимание читателя устремляется на чувства и мысли великого поэта. В противоположность жизни «лирического человека» в отступлениях постепенно вырисовывается полнота жизни человека – творца. Точно так же и в поэме «Дон Жуан» Дж. Байрона, именно в лирических отступлениях развертывается важнейшая для произведения тема необходимости борьбы за свободу с тиранией и угнетением.

Глубоким философским, публицистичным содержанием наполнены лирические отступления в поэмах А.Т. Твардовского, О.Ф. Берггальц, Е.А. Евтушенко и других поэтов XX века. В некоторых случаях сами литературные отступления составляют целую поэму («Поэма без героя» А.А Ахматовой, 40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша» А.А Вознесенского).

Лирические отступления дают автору возможность непосредственно обращаться с читателем. Их взволнованность, задумчивость обладают особой силой убеждения. При этом лиричность отступлений не означает, что писатели замыкается в мире исключительно собственного «я», они передают важные для всех мысли, чувства, настроения. Общезначимое содержание выражается в них обычно от лица рассказчика или лирического героя, воплощающего типическую позицию современника, его взгляды и чувства. Достаточно вспомнить отступления в «Евгении Онегине», чтобы убедится, что тематика их гораздо шире интимно-личных, любовных переживаний. Лирические отступления часто публицистичны, выражают активную гражданскую позицию автора, связь его творчества с современной общественно-политической жизнью.


II. Виды лирических отступлений, рассмотренные на примере романа А.С Пушкина «Евгений Онегин».

Лирические отступления можно разделить на несколько групп:

Авторские отступления. (Воспоминания о юношеской любви в первой главе, соседствующие с шутливо-ироническим рассуждением о «ножках». Воспоминания о московской «красавице» в 7 главе (собирательный образ). Отсылки к биографии в начале и конце 8 главы. Отступления о переоценке романтических ценностей в «Отрывках из путешествия Онегина»).

Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах). Поэт комментирует свой роман по ходу его написания и как бы делится с читателем соображениями, как лучше писать его. Общая смысловая доминанта этих отступлений - мысль о поиске нового стиля, новой манеры письма, предлагающей большую объективность и конкретность изображения жизни (позднее это стало называться реализмом).

Разговоры на житейские темы («роман требует болтовни»). Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т.д. Здесь поэт может выступать в самых разных обличиях (литературных масках): мы видим то убежденного эпикурейца (насмехающегося над скукой жизни), то байронического героя, разочаровавшегося в жизни, то бытописателя-фельетониста, то мирного помещика, привыкшего жить в деревне.

Образ лирического (как и всегда у Пушкина), с одной стороны, калейдоскопичен и изменчив, с другой – остается целостным и гармонически законченным. Пейзажные отступления также входят в число лирических. Обычно природа изображается сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения. В то же время некоторые пейзажи показаны глазами героев («В окно увидела Татьяна…»).

Отступления на гражданскую тему – о героической Москве 1812 года.

Некоторые отступления – «смешенного» типа (включают в себя и автобиографический, и критико-публицистический, и житейско-афористический элементы.

Осенней дороге. И в общей настроенности авторского монолога, и в быстро сменяющихся картинах ясно ощущается намек на образ птицы-тройки, от которого это лирическое отступление отделено большой главой, посвященной похождениям Чичикова. Рассказ о главном герое поэмы завершают авторские высказывания, представляющие резкие возражения тем, кого может шокировать как главный герой, так и поэма в целом, ...

Гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился...

Верно, У вас изменятся безмерно... Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют... и т. д. Именно тем дороги - вторая важнейшая тема “Мертвых душ”, связанная с темой России. Дорога - образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. “Прежде, давно, в лета моей юности... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту... Теперь...

Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия – это приведенное в систему обозрение, как правило от “A” до “Я”. Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от “A” до “Я”. В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Эта свобода – ...

Лирические отступления - внесюжетные, жанрообразующие и структурно значимые элементы текста, встречающиеся в литературном произведении «большой формы» (роман, поэма) и вносящие в повествование признак авторского присутствия. Обычно лирические отступления имеют вид «фрагментов», «вставок», «боковых веток» (С. Д. Кржижановский), прерывающих основной рассказ. Классические лирические отступления можно наблюдать в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», прозаической поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души», поэме М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», поэмах Дж. Г. Байрона (в частности, «Дон Жуан») и других.

В архитектонике произведения они столь же важны, как и сюжетные фрагменты (главы, строфы и другие). В случаях, когда речь идёт о произведении со смешанной родовой и жанровой природой, они являют собой основу его структуры. Как правило, в текстах такого плана явно выражено эпическое начало. В произведениях эпохи романтизма и позднее оно выражается не столько через центральное место грандиозного исторического «события» в сюжете, имеющего значение для целого народа или нации, сколько через широту панорамы изображаемого, масштабность описываемого, которому придается общечеловеческое значение. В таком случае в лирических отступлениях на первый план выступает собственно лирическое начало, которое и делает произведение лироэпическим.

Однако в ряде случаев именно через призму индивидуального восприятия можно увидеть и оценить масштабные явления, благодаря чему происходит «возвращение» («обращение») к эпическому. Недаром в тексте произведения лирические отступления занимают значительное место (в «Евгении Онегине» их насчитывается двадцать семь, не считая пятидесяти разнотипных лирических вставок). В «Евгении Онегине» они касаются не только «женских ножек» или картин русской природы, но и характерных для эпохи 1820-х гг. черт русской жизни (лирическое отступление о Москве в момент наполеоновского нашествия и другие; быт и нравы дворянской России, приметы литературного быта в главе 1 романа, разговор о литературе как виде искусства и другие). Именно лирические отступления способствуют тому, чтобы «Евгений Онегин» из истории любви Татьяны Лариной и Евгения Онегина превратились в «энциклопедию русской жизни» (В. Г. Белинский), а гоголевский рассказ об афере Чичикова в конце повествования окончательно преобразился в рассуждение об исторических судьбах России: начиная последний фрагмент путешествия Чичикова на тройке лошадей, писатель постепенно отходит от описания реалий к передаче собственных переживаний, и этот лирический компонент способствует трансформации брички в сказочную «птицу-тройку».

Лирические отступления можно рассматривать и как композиционно-стилистический прием. Прерывая нить повествования, автор получает возможность прямого высказывания на темы, близкие ему, но не обязательные для раскрытия сюжетных коллизий. В ряде случаев они как бы «тормозят» развитие событий, стимулируя читательский интерес; одновременно он превращает и автора из рассказчика или повествователя в одного из главных героев произведения. Зачастую лирические отступления, расширяя художественное пространство, поддерживают сюжетное время.

Чтобы понять их природу, следует проанализировать роль и место историософских и философских отступлений в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Они возникают, во-первых, в тесной тематической связи с описываемыми по ходу развития сюжета событиями и, во-вторых, несут эпический, а не лироэпический и уж тем более не чисто лирический заряд. В особо сложных случаях комбинации жанров и мены сущностей поэзии и прозы - как с «Евгением Онегиным», который является «романом в стихах», или с «Мёртвыми душами», определёнными автором как поэма и написанными прозой, обладающими явной романной основой, - именно лирические отступления выступают в качестве жанрообразующего начала.

К немногим современным произведениям, в которых они встречаются, следует отнести роман в стихах В. Гандельсмана «Там на Неве дом... » (см. об этом: Панн Л. «Как вдруг растормошённая зола...» // Новый Мир, 1996, № 10). Автор не выходит за пределы тематики лирических отступлений, заданной Пушкиным и Гоголем; в частности, объектом лирического переживания в его случае является поэтическое слово, отрефлектированное посредством явлений природы.

Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно».
А.С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.

В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого поэта.

С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе романа А.С. Пушкина. Автор описывает Евгения Онегина и показывает свое отношение к немую

«Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты.»

Пушкин и себя причисляет к поколению Евгения Онегина. В начале романа
Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором: «я был озлоблен, он угрюм», - и заставляет читателей испытывать к нему симпатию: «мне нравились его черты». Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,-и дамам на балах, но в тоже время он всегда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не отождествлять их. Но в отношении к природе Пушкин и Онегин не похожи друг на друга. Пушкин видит в природе источник вдохновения и положительных эмоций:

«Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины»

И тут же Пушкин отмечает:

«Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душою

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.»

Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в полной с ним гармонии.

Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,

«Она, как с давними друзьями,

С своими рощами, лугами

И попав в «шум блистательных сует», более всего тоскует о «жизни полевой». Так, автор рисует свою героиню «русскою душою», несмотря на то, что та «выражается с трудом на языке своем родном». Татьяна «верила преданьям старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаньям луны».

Лирические отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и такие, в которых Пушкин размышляет в своей судьбе:

«Весна моих промчалась дней

(Что шутя твердил доселе)?

И ей ужель возраста нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?»,- об образе жизни поэта:

«Я с вами знал

Все, что завидно для поэта:

Забвенье жизни в бурях света,

Беседу сладкую друзей»

Пушкин рассказывает в лирических отступлениях о замысле романа:

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне-

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал».

В лирических отступлениях А.С. Пушкина мы узнаем многое о самом поэте, его отношении к героям романа, к жизненному укладу того времени. Эти отступления позволяют ярче, понятнее представить образ поэта.