Даниил Гранин: Кто-то смиряется, что есть вещи, которые непостижимы. А кто-то мучается, стремясь постичь, в чем смысл жизни. Фото: Юрий Белинский / ТАСС

"Я прочел воспоминания Альберта Шпеера, где он не постеснялся рассказать о своей дружбе с Гитлером. В его строчках проглядывает сочувствие к вождю Третьего рейха. С одной стороны, я понимаю признательность Шпеера по отношению к Гитлеру в начале его карьеры - фюрер дал ему возможность стать главным архитектором Рейха...

Но ведь потом, когда Шпеер стал министром вооружения Германии, его подземные заводы изготавливали не только вооружение, но и газовые камеры. Он же не мог этого не знать. Он видел наших пленных, которые работали на этих заводах в тяжелейших условиях. Но...

Двадцать лет сидел Шпеер в Шпандау. За это время многое изменилось в Германии. Страна прошла денацификацию, Гитлер был признан человеком, ввергнувшим свою страну в беду. Но, несмотря ни на что, Шпеер ничего не переоценивает - он по-прежнему верен своему вождю и спустя 20 лет после окончания Второй мировой войны...

Мы побороли идеализм и относимся к жизни прагматично, корыстно. Даже в церковь люди просят приходить. Мы не благодарим за чудо природы, за чудо жизни

Всего этого я понять не могу. Могу признать: Шпеер был действительно талантливым архитектором. И поэтому неизбежно вновь возникает пушкинский вопрос: как талант совмещается со злодейством?".

О Сталине и миллионах

"... Но у меня другой вопрос: а правильно ли, что у нас ничего не осталось от Сталина? Вы же понимаете, я ни в коем случае не защищаю культ, не мечтаю о его возрождении, но как бы мы ни относились к Сталину, эту страницу нашей истории нельзя выжигать, вычеркивать. С ней связана судьба многих миллионов - значит, вычеркиваются и они. А ведь мы были воодушевлены, верили в то, что оказалось утопией.

Я помню, как впервые оказался с товарищами за границей году в 56-м. Мы шли по Парижу в широких штанах, в пиджаках с огромными плечами, в кепках. Шли с чувством превосходства...

И потом, запреты ведь только создают феномен "запретного плода". Знаете, как-то я был в гостях в одном грузинском доме. Посидели, поговорили, а потом хозяин дома позвал в сад. А там будка с электромотором. Хозяин включил его, и из ямы вырос... памятник Сталину! Из-под земли!"

О разнице между фашизмом и коммунизмом

"Шпеер едва ли не исключение - фашизм за все годы своего существования в области искусства и культуры не создал ничего существенного. Вы не вспомните ни одной замечательной книги, ни фильма, ни музыкального произведения. Почему же фашизм оказался бесплоден? Не знаю... Я могу вам задать другой вопрос: а почему мы в годы жестокой цензуры, сталинизма смогли создать и великолепную музыку, и интересную литературу, и поэзию, и кино, и театр - то, что осталось и что пользуется сегодня успехом?..

Все-таки есть большая разница между расовой теорией ненависти и нашей коммунистической идеологией, в которой нет ничего преступного, напротив, в ней есть мечта о справедливости... Так или иначе, утопии необходимы. Как надежда.

Я Сталина не могу понять. Вы знаете, что он был книгочеем? Читал Толстого, Чехова, Достоевского, Анатоля Франса, авторов непростых. И при этом оставлял пометки на полях. Это любопытно: человек, пишущий на полях, он ведь делает это для себя, не для кого-то. Значит, он размышлял над книгами, которые читал. И трудно себе представить, как это возможно: читать "Воскресение" Толстого, а потом приходить в Кремль и подписывать расстрельные списки?"

О выступлении в бундестаге три года назад

"Было очень странное, многослойное ощущение... Я - один перед всей Германией. Не перед бундестагом, а именно перед Германией. Я из Ленинграда, который Гитлер хотел уничтожить...

Моя ненависть к немцам изживалась на протяжении многих лет. В Германии издали практически все мои книги, было немало встреч, конференций и в той Германии, и в этой, у меня там появилось много друзей. И я давно понял, что, во-первых, ненависть - тупиковое чувство, оно никуда не ведет. А во-вторых, у нас своих грехов хватает.

Но когда я стоял перед депутатами бундестага, то поймал себя на мысли, что никто из них не был на фронте, это все дети или внуки фронтовиков. И вспомнил свой первый приезд в Германию, это было году в 55-м. Когда я шел по улицам Берлина, видел людей своего возраста и старше и думал: "Боже мой, это же встреча промахнувшихся!"

О блокаде Ленинграда

"Почему Гитлер так и не вошел в город? Точного ответа на этот вопрос нет.

Одна из высказанных официально гипотез - Гитлер понимал, что город не получится истребить физически, слишком он велик, и на улицах не смогли бы маневрировать танки. Но только ли это было причиной нерешительности фюрера? А ведь он был именно нерешителен - несколько раз приезжал сюда, колебался, обещал своим генералам, что "через неделю обязательно". Но так и не отдал приказа наступать.

Мне кажется, что очень важный мотив таков: все города Европы капитулировали перед немецкой армией. И Гитлер ощущал себя непобедимым: раз его армия подошла к городу, он тотчас же сдается. Вот и от Ленинграда он ждал, когда тот выкинет белый флаг...

Я воевал, всю жизнь прожил, ощущая себя победителем, а теперь должен кому-то что-то объяснять. Я имею право ходить там с поднятой головой, а не оправдываясь..."

О чуде победы и Пушкине

"Все, что касается личных воспоминаний о блокадных буднях, приобретает особую ценность. Сегодня блокаду умело украсили героизмом, бескорыстием, состраданием и т.д. Все это было, безусловно, но если говорить только об этом, то исчезает ужас блокадной жизни.

Но самое интересное все-таки - почему я и возвращаюсь постоянно к военной теме - это феномен нашей победы. Можно ли понять: как случилось, что, обреченные потерпеть поражение, мы тем не менее победили? Ведь была отдана вся Украина, вся Белоруссия, большая часть России, люди погибали безо всякого утешения, надежды, что их смерть не напрасна. И все-таки страна выстояла. Почему?

Бывая в Германии, я встречался с тогдашним канцлером Гельмутом Шмидтом и спрашивал его: "Почему вы проиграли войну?" Он не мог ответить, кроме как: "Потому что Америка вступила". Но США в войну вступили, как известно, уже после Сталинграда. Тогда где искать причину?

Однажды прочитал статью митрополита Илариона, в которой он сказал, что наша победа - это чудо. Вначале меня это возмутило: "А как же мы? Ведь чудо без участия людей совершается само собой. И получается, героизм народа здесь ни при чем?"

Но потом я вспомнил Пушкина. "Гроза двенадцатого года/ Настала - кто тут нам помог?/ Остервенение народа, / Барклай, зима иль русский Бог?" Это признание Пушкина - тоже о том, что в общем-то только рационально объяснить нашу победу недостаточно. И гений Пушкина чувствует это лучше историков".

Об отношении Европы к России

"Нас всегда боялись, поэтому ненавидели. Но это и понятно. Страны Европы жили и развивались во взаимосвязи друг с другом. Мы же всегда жили замкнутой жизнью, выезд и из царской России был большой проблемой (до Петра I россияне редко стремились путешествовать, в конце восемнадцатого века "гайки завинтил" Павел I, при Николае I пребывание за границей более 5 лет приравнивалось к госпреступлению. - Ред.)...

И тем не менее сейчас я не представляю себе Европы без России. Нас, конечно, могут считать Евразией, но хочет это признать Европа или нет, все заметные события в европейской жизни последних времен были связаны с Россией... И несмотря на обостренно враждебное к нам сегодня отношение, Россия продолжает жить вместе со всем миром".

О любви в жизни и книгах

"В последнее время пишут не столько про любовь, сколько про ее вырождение. Любовь отодвинули бог знает куда - вначале деньги, потом власть, карьера. А любовь для них слишком требовательное, слишком утомительное, сложное чувство, над которым надо работать...

Мне хотелось создать старомодную книжку. Про любовь. Про то бескорыстное чувство, переживая которое ты понимаешь, кто ты такой, на что ты способен, каким ты можешь быть...

Может быть, сегодня об этом глупо, нелепо говорить, но мне все равно... Я знаю одно: русская литература все-таки создавалась на любви. Это было ее главное свойство. Помните, у Толстого в "Анне Карениной" Кити с Левиным объясняются с помощью фраз, состоящих из первых букв слов. И они друг друга понимают. Как это может быть? Это мистика! Магия любви.

Вы знаете, что такое любовь - для меня наглядно изобразил Шагал в своей картине "Прогулка". Веришь, что, когда человек влюблен, он способен на все, для него нет ничего невозможного!

С любовью можно все преодолеть. Любая гравитация преодолима".

О необъяснимом

"Понимаете, мы всегда хотим подвести некую черту, добиться какого-то четкого ответа, результата, вердикта: "это вот так..." Но у меня нет однозначных ответов на многие вопросы. Все слишком сложно...

Хочется, чтобы все было понятно? Это ужасно! Ведь скучно жить, когда все понятно!"

О вере

"Я и не атеист, и не верующий, но я верю в то, что жизнь вообще - это чудо. Сегодня физики и астрофизики говорят: Вселенная - результат творения. О чуде жизни говорят и биологи.

Я знал и любил одного из наших великих ученых Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского (биография одного из основателей популяционной и эволюционной генетики легла в основу документального романа Гранина "Зубр". - Ред.). Когда ему задавали вопросы: "Как возникла жизнь на Земле, есть ли Бог", он отвечал: "Это не наше дело".

Мы и в самом деле слишком мало знаем и мало что сможем узнать для того, чтобы найти ответ на эти вопросы. Кто-то смиряется перед тем, что есть вещи, которые для нас непостижимы. А кто-то мучается, стремясь постичь, в чем же смысл жизни".

О смыслах жизни

"Мы побороли идеализм и теперь относимся к жизни прагматично, корыстно. И ведь даже в церковь люди приходят просить: "Господи, помилуй, спаси нас от греха, помоги, чтобы моя жена выздоровела, дай мне возможность достичь того-то и того"... Но они не молятся: "Господи, спасибо тебе за то, что я могу смеяться, за то, что я могу иметь детей, могу любить, наслаждаться теплом солнца"...

Мы не благодарим за чудо природы, за чудо жизни, не воспринимаем это как нечто таинственное. А это все очень важное, чему не учат ни в школе, ни в храме".

Что делать?

"Наслаждаться жизнью. Знаете, недавно я тяжело болел, лежал без сознания неделю, врачи поставили на мне крест, и друзья уже приходили попрощаться со мной. Я был обречен. Почему я выздоровел? Не знаю. И врач не понимает. Но это случилось, и я благодарен судьбе за это".

Девушки, паровозы и ни одного немца

Режиссер Федор Попов о том, как Даниил Гранин участвовал в съемках фильма о блокаде

Режиссер Федор Попов взялся за реализацию военно-исторического проекта "Коридор бессмертия". Фильм, основанный на реальных событиях, расскажет о том, как в феврале 1943 года жители блокадного Ленинграда за 17 дней построили железную дорогу длиной 33 километра, соединившую город с Большой землей. Шлиссельбургскую магистраль называли красиво - "Дорога Победы", но у самих железнодорожников она "славилась" как "коридор смерти". Восстановить историческую справедливость взялся писатель Дмитрий Каралис. Федор Попов рассказал нам о том, как снимается военное кино, в котором есть девушки, паровозы и ни одного немца, и какое участие в съемках фильма принимал Даниил Гранин

Гранин читал сценарий "Коридора бессмертия", и первая его реакция, которую я помню: "Девочки настоящие, я знал таких".

Я не спрашивал Даниила Александровича, надо ли показывать правду о блокаде в художественном кино или нет. Просто потому, что у меня есть своя позиция по этому поводу.

Конечно, все мы знаем, что такое блокада, сегодня многие факты доступны. И не только о людоедстве, предполагаемых ром-бабах в Смольном или коррупции. Но мне интересно не в грязи копаться, а рассказывать о тех простых людях, благодаря которым и была выиграна война. Говорить о простых истинах, если хотите. Да, блокада. Да, страшно. Да, смерть стала обыденностью.

И как говорил нам Гранин, война - не время для сантиментов, отношения были жесткими, резкими.

Но вот один февральский день 1943 года - солнце светит, предощущение весны, прибавили карточки, пошел первый трамвай, девушки говорят о том, как здорово было бы сходить в филармонию. Одна из героинь влюбляется... Что бы ни было - жизнь продолжалась. Для меня важно рассказывать не про то, что человек способен на подлость, а о том, что человек способен на жертву и героизм. И судя по нашим с Даниилом Александровичем разговорам, мы с ним не расходились во мнениях.

Я был несколько раз у него дома, он приезжал к нам на один из первых съемочных дней - в декабре 2015 года. Помню, был очень холодный день. Даниил Александрович замерз. Мы с Дмитрием Каралисом зашли с ним в ресторан согреться. Он тогда нас спросил: "А вы знаете, чем отличается блокадный Ленинград от сегодняшнего Петербурга?" Мы с Каралисом не нашлись что ответить. И он сказал: "Тишиной".

Он прожил долгую жизнь и в войну был уже достаточно взрослым человеком, поэтому его воспоминания более качественные, что ли, чем тех, кто пережил блокаду в детском возрасте. Но редкость его еще и в том, что, как крупный писатель, он обладал даром осмысления.

Для меня как кинематографиста очень важны были те детали блокадного быта, о которых Даниил Александрович нам рассказывал.

Как вели себя люди, как одевались. Как закутывались кто во что горазд, как валенки были большой редкостью, и хорошо, если удавалось добыть их, пусть и большего размера. Помню, в последний раз - мы были у него в конце мая - я показал Даниилу Александровичу снятый материал, и он обратил внимание, что у нас в кадре пару раз прикуривали от спички. Он заметил, что спички были дефицитом, поэтому в ходу больше были зажигалки. После этого у нас были досъемки в павильоне, и я реквизиторам дал задание найти зажигалки того времени.

Вообще Даниил Александрович был очень интересным человеком. С одной стороны - аскет, а с другой - ценил качество жизни.

В его старой, такой петербургской квартире у Ленфильма, заполненной книгами, было уютно. Меня в нем поражало, насколько взвешенна его речь, как тщательно подбирал он слова, ничего лишнего. И при этом - озорной глаз. Вот таким он был - немного колючим и озорным.

Однажды, год назад, я приехал к нему в гости с редактором, молодой девушкой. И я почувствовал, что он это отметил, глаз у Даниила Александровича блестел!

Многие устают к 30-40 годам. А он был полон жизни. И поэтому когда я узнал, что Гранин ушел от нас, первая реакция: как неожиданно. 98 лет и - неожиданно!

Странно, казалось бы.

Но в том-то и дело, что не важно, как он двигался, даже как он себя чувствовал, насколько физически он был слаб. Главное - характер. И в свои 98 лет он был по-прежнему молодым, озорным, и в то же время, очень глубоким человеком.

Сегодня мы расскажем о таком известном писателе, как Даниил Гранин. Биография его, представленная в этой статье, описывает основные события его жизни и творчества.

Гранин Даниил Александрович появился на свет 1 января 1919 г. Родители писателя - лесник Герман Александр Данилович и его супруга Анна Бакировна. Родина Даниила - Курская область, село Волынь. О том, где появился на свет русский писатель Даниил Александрович Гранин, однако, имеются противоречивые сведения. Некоторые источники называют деревню, расположенную в Курской области, а в других указано, что он родился в Саратовской. Настоящая фамилия его - Герман. В начале своей литературной карьеры писатель взял псевдоним Даниил Гранин.

Биография его юных лет продолжит наш рассказ.

Переезд в Ленинград, учеба в политехническом институте

Даниил в семье был старшим ребенком. Вскоре после того, как он пошел в школу, его мать переехала вместе с ним в Ленинград. Даниил Герман окончил одну из лучших в то время школ, расположенную на улице Моховой, а затем поступил в политехнический институт. Именно в "политехе" он стал пробовать свои силы в качестве писателя. В журнале "Резец" в 1937 году появились 2 его дебютные работы. В 1941 году Даниил Александрович окончил в Ленинграде политехнический институт имени Калинова.

Служба в армии

По завершении учебы писатель Даниил Гранин работал на Кировском заводе инженером конструкторского бюро. Даниил Александрович отправился с народным ополчением заводчан в армию. Для того чтобы защищать Ленинград, он служил солдатом-добровольцем. Гранин сражался на Прибалтийском фронте. Он встретил победу в являясь уже командующим ротой тяжелых танков.

Подробнее о фронтовом пути Гранина

Писатель Даниил Александрович Гранин сражался на территории, входящей сегодня в состав Калининградской области. После того как началась война, он отправился в а затем и в армию. Гранин сражался в танковых войсках и в пехоте до конца 1944 года.

Писатель, рассказывая о своем фронтовом пути, отмечает, что в биографии его не было никаких военных маршей по Европе. Он участвовал в ликвидации Курляндской группировки, сражался в Кенигсберге, в Прибалтике. Шли ожесточенные бои с тяжелыми потерями. По окончании войны он безуспешно пытался разыскать товарищей из своей роты. Гранин ходил даже на встречи ветеранов танковых армий, однако в его собственном полку собраться было почти некому. В одной из бесед писатель отметил, что "невероятной случайностью" было для него уцелеть, в особенности в народном ополчении в 1941 году. Огромные потери понесли тогда русские солдаты. Даниил Александрович длительное время не касался военной темы в своих произведениях - было трудно вспоминать.

В научно-исследовательском институте, а также в Ленэнерго Даниил Гранин работал с 1945 года.

Начало литературного пути и самые известные произведения

Его литературный путь начался в 1937 году. Именно тогда были опубликованы первые рассказы Гранина - "Батькивщина" и "Возвращение Рульяка". В 1951 году на основе этих произведений была создана повесть "Генерал Коммуны", посвященная Ярославу Домбровскому, герою К числу самых известных творений писателя относятся такие романы, как "Искатели" (1954 год), "Иду на грозу" (1962 год), а также "Картина" (1980 год). Известен и написанный в 1987 году "Зубр", документально-биографический роман. Сюжет его основан на фактах, имевших место в действительности. Первый тираж произведения составил 4 тысячи экземпляров, а несколько позднее оно было напечатано в "Роман-Газете" уже в 4-х миллионах экземпляров. Популярностью пользуется также созданная в 1974 г. повесть, названная "Эта странная жизнь". Другие интересные повести - "Победа инженера Корсакова", "Наш комбат", "Собственное мнение", "Дождь в чужом городе" и др. Главное направление его творчества - реализм. Техническое образование сказалось в том, что почти все произведения Гранина посвящены поиску, научным изысканиям, борьбе между принципиальными учеными, ищущими и недаровитыми людьми, бюрократами, карьеристами.

"Блокадная книга"

В период с 1977 по 1981 год была создана "Блокадная книга" (в соавторстве с А. Адамовичем). После того как несколько глав произведения были напечатаны в "Новом мире", выход книги целиком был отложен. Только в 1984 году она увидела свет. Появление этого произведения стало настоящим событием российской общественной жизни. "Блокадная книга" представляет собой документальный труд, в котором рассказывается о муках, через которые прошел осажденный Ленинград, а также о героизме его жителей, которые вынуждены были существовать в нечеловеческих условиях. Произведение основано на устных и письменных свидетельствах жителей города.

Общество милосердия

Даниил Гранин в конце 1980 гг. создал Общество милосердия, первое в стране. Он способствовал его развитию на всей территории государства. В Германии и России в 1993 году появилась на свет книга "Разрушенное милосердие".

Общественная деятельность Гранина

Даниил Александрович неоднократно был избран в правление Союза писателей РСФСР и СССР. В 1989 году он был главой Советского ПЕН-Центра. Гранина в 2000 году наградили офицерским Ресто - орденом Германии за заслуги в деле взаимопонимания и примирения между Россией и Германией. Дмитрий Медведев 30 декабря 2008 года вручил ему - высшую российскую награду.

Даниил Гранин как очевидец блокады Ленинграда и участник войны нередко выступает в наши дни в различных СМИ. Он заявляет о том, что необходимо сохранить память о человеческих страданиях и о Победе, доставшейся так нелегко. Зимой 2014 года Даниил Гранин был приглашен в Бундестаг для того, чтобы прочитать доклад, посвященный блокаде Ленинграда. Гранин, выступая в России, память о войне связывает с реалиями современности: с пропастью между властью и народом, с коррупцией и другим.

Сообщение, вызвавшее мощный резонанс

Сообщение Даниила Александровича о ромовых бабах, производившихся зимой 1941-42 годов для высшей партийной номенклатуры города Ленинграда, вызвало особенно мощный резонанс. В прессе оно появилось в январе 2014 г. Все слои общества были возмущены этим фактом. Одни - эгоизмом партаппарата, который он вскрывал. Другие же обвинили Даниила Александровича в передергивании фактов. министр культуры РФ, был в числе таких обвинителей. Он назвал враньем слова Гранина, однако был вынужден позднее извиниться перед писателем.

Продолжение литературного творчества

В 2014 году Даниил Александрович отметил 95-летие. Он уже является признанным классиком литературы. Роман "Иду на грозу", а также "Блокадная книга" уже включены в учебники и хрестоматии по русской литературе 20 века. Однако, перешагнув девяностолетний рубеж, Даниил Гранин все еще остается действующим писателем, который не уступает в энергии и силе творчества новым поколениям литераторов. В 2012 году ему была присуждена премия "Большая книга" в двух номинациях - за роман "Мой лейтенант", а также за честь и достоинство, проявленные в литературе.

Большой известностью пользуется сегодня Даниил Гранин. Биография, национальность, творчество - все это интересно множеству наших современников. Мы рассказали о том, что нам известно о Данииле Александровиче. Очень многое для нашей страны сделал Даниил Гранин. Личная жизнь его неразрывно связана с судьбой Родины.


Родился в 1919 году. Отец - Герман Александр Данилович, был лесником. Мать - Анна Бакировна. Супруга - Майорова Р. М. (1919 г. рожд.). Дочь - Чернышева Марина Данииловна (1945 г. рожд.).

Родители жили вдвоем в разных лесничествах Новгородчины и Псковщины. Отец был старше мамы на двадцать лет. У нее был хороший голос, все детство прошло под ее пение.

Были снежные зимы, стрельба, пожары, разливы рек - первые воспоминания мешаются со слышанными от матери рассказами о тех годах. В родных местах еще догорала Гражданская война, свирепствовали банды, вспыхивали мятежи. Детство раздвоилось: сначала оно было лесное, позже - городское. Обе эти струи, не смешиваясь, долго текли и так и остались в душе Д. Гранина раздельными. Детство лесное - это баня со снежным сугробом, куда прыгали распаренный отец с мужиками, зимние лесные дороги, широкие самодельные лыжи (а лыжи городские - узкие, на которых ходили по Неве до самого залива). Лучше всего помнятся горы пахучих желтых опилок вблизи пилорам, бревна, проходы лесобиржи, смолокурни, и сани, и волки, уют керосиновой лампы, вагонетки на лежневых дорогах.

Матери - горожанке, моднице, молодой, веселой - не сиделось в деревне. Поэтому она восприняла как благо переезд в Ленинград. Для мальчика потекло детство городское - учеба в школе, наезды отца с корзинами брусники, с лепешками, с деревенским топленым маслом. А все лето - у него в лесу, в леспромхозе, зимою - в городе. Как старшего ребенка, его, первенца, каждый тянул к себе. Это не была размолвка, а было разное понимание счастья. Потом все разрешилось драмой - отца сослали в Сибирь, куда-то под Бийск, семья осталась в Ленинграде. Мать работала портнихой. И дома прирабатывала тем же. Появлялись дамы - приходили выбирать фасон, примеривать. Мать любила и не любила эту работу - любила потому, что могла проявить свой вкус, свою художественную натуру, не любила оттого, что жили бедно, сама одеться она не могла, молодость ее уходила на чужие наряды.

Отец после ссылки стал "лишенцем", ему было запрещено жить в больших городах. Д. Гранина, как сына "лишенца", не принимали в комсомол. Учился он в школе на Моховой. Там оставалось еще несколько преподавателей находившегося здесь до революции Тенишевского училища - одной из лучших русских гимназий. В кабинете физики ученики пользовались приборами времен Сименса-Гальске на толстых эбонитовых панелях с массивными латунными контактами. Каждый урок был как представление. Преподавал профессор Знаменский, потом его ученица-Ксения Николаевна. Длинный преподавательский стол был как сцена, где разыгрывалась феерия с участием луча света, разложенного призмами, электростатических машин, разрядов, вакуумных насосов.

У учительницы литературы не было никаких аппаратов, ничего, кроме любви к литературе. Она организовала литературный кружок, а большая часть класса стала сочинять стихи. Один из лучших школьных поэтов стал известным геологом, другой - математиком, третий - специалистом по русскому языку. Поэтом никто не стал.

Несмотря на интерес к литературе и истории, на семейном совете было признано, что инженерная специальность более надежная. Гранин поступил на электротехнический факультет Политехнического института, который окончил в 1940 году. Энергетика, автоматика, строительство гидростанций были тогда профессиями, исполненными романтики, как позже атомная и ядерная физика. Многие преподаватели и профессора участвовали еще в создании плана ГОЭЛРО. О них ходили легенды. Они были зачинателями отечественной электротехники, были своенравны, чудаковаты, каждый позволял себе быть личностью, иметь свой язык, сообщать свои взгляды, они спорили друг с другом, спорили с принятыми теориями, с пятилетним планом.

Студенты ездили на практику на Кавказ, на Днепрогэс, работали на монтаже, ремонте, дежурили на пультах. На пятом курсе, в разгар дипломной работы, Гранин стал писать историческую повесть о Ярославе Домбровском. Писал не о том, что знал, чем занимался, а о том, чего не знал и не видел. Тут было и польское восстание 1863 года, и Парижская коммуна. Вместо технических книг он выписывал в Публичной библиотеке альбомы с видами Парижа. Об этом увлечении никто не знал. Писательства Гранин стыдился, а написанное казалось безобразным, жалкимени Но остановиться он не мог.

После окончания учебы Даниила Гранина направили на Кировский завод, где он начал конструировать прибор для отыскания мест повреждения в кабелях.

С Кировского завода ушел в народное ополчение, на войну. Однако пустили не сразу. Пришлось добиваться, хлопотать, чтобы сняли бронь. Война прошла для Гранина, не отпуская ни на день. В 1942 году на фронте он вступил в партию. Воевал на Ленинградском фронте, потом на Прибалтийском, был пехотинцем, танкистом, а кончал войну командиром роты тяжелых танков в Восточной Пруссии. В дни войны Гранин встретил любовь. Как только успели зарегистрироваться, так объявили тревогу, и они просидели, уже мужем и женой, несколько часов в бомбоубежище. Так началась семейная жизнь. Этим и надолго прервалась, до конца войны.

Всю блокадную зиму просидел в окопах под Пушкино. Потом послали в танковое училище и оттуда уже офицером-танкистом на фронт. Была контузия, было окружение, танковая атака, было отступление - все печали войны, все ее радости и ее грязь, всего нахлебался.

Доставшуюся послевоенную жизнь Гранин считал подарком. Ему повезло: первыми его товарищами в Союзе писателей стали поэты-фронтовики Анатолий Чивилихин, Сергей Орлов, Михаил Дудин. Они приняли молодого писателя в свое громкое, веселое содружество. А кроме того, был Дмитрий Остров, интересный прозаик, с которым Гранин познакомился на фронте в августе 1941 года, когда по дороге из штаба полка они вместе ночевали на сеновале, а проснувшись, обнаружили, что кругом немцы...

Именно Дмитрию Острову Гранин и принес в 1948 году свою первую законченную повесть о Ярославе Домбровском. Остров, похоже, повесть так и не прочитал, но тем не менее убедительно доказал другу, что если уж хочется писать, то писать надо про инженерную свою работу, про то, что знаешь, чем живешь. Ныне Гранин советует это молодым, видимо, позабыв, какими унылыми ему самому тогда показались подобные нравоучения.

Первые послевоенные годы были прекрасными. Тогда Гранин еще не думал стать профессиональным писателем, литература была для него всего лишь удовольствием, отдыхом, радостью. Кроме нее была работа - в Ленэнерго, в кабельной сети, где надо было восстанавливать разрушенное в блокаду энергохозяйство города: ремонтировать кабели, прокладывать новые, приводить в порядок подстанции, трансформаторное хозяйство. То и дело происходили аварии, не хватало мощностей. Поднимали с постели, ночью - авария! Надо было откуда-то перекидывать свет, добывать энергию погасшим больницам, водопроводу, школам. Переключать, ремонтировать... В те годы - 1945-1948 - кабельщики, энергетики, чувствовали себя самыми нужными и влиятельными людьми в городе. По мере того как энергохозяйство восстанавливалось, налаживалось, у Гранина таял интерес к эксплуатационной работе. Нормальный, безаварийный режим, которого добивались, вызывал удовлетворение и скуку. В это время в кабельной сети начались опыты по так называемым замкнутым сетям - проверялись расчеты новых типов электросетей. Даниил Гранин принял участие в эксперименте, и его давний интерес к электротехнике ожил.

В конце 1948 года Гранин вдруг написал рассказ, про аспирантов. Назывался он "Вариант второй". Даниил Александрович принес его в журнал "Звезда", где его встретил Юрий Павлович Герман, который ведал в журнале прозой. Его приветливость, простота и пленительная легкость отношения к литературе чрезвычайно помогли молодому писателю. Легкость Ю. П. Германа была свойством особым, редким в отечественной литературной жизни. Заключалось оно в том, что литература понималась им как дело веселое, счастливое при самом чистом, даже святом, отношении к нему. Гранину повезло. Потом уже ни у кого он не встречал такого празднично-озорного отношения, такого наслаждения, удовольствия от литературной работы. Рассказ был напечатан в 1949 году, почти без поправок. Был замечен критикой, расхвален, и автор решил, что отныне так и пойдет, что он будет писать, его сразу будут печатать, хвалить, славить и т.п.

К счастью, следующая же повесть - "Спор через океан", напечатанная в той же "Звезде", была жестоко раскритикована. Не за художественное несовершенство, что было бы справедливо, а за "преклонение перед Западом", которого в ней как раз и не было. Несправедливость эта удивила, возмутила Гранина, но не обескуражила. Необходимо заметить, что инженерная работа создавала прекрасное чувство независимости. Кроме того, его поддерживала честная взыскательность старших писателей - Веры Казимировны Кетлинской, Михаила Леонидовича Слонимского, Леонида Николаевича Рахманова. В Ленинграде в те годы еще сохранилась замечательная литературная среда - были живы Евгений Львович Шварц, Борис Михайлович Эйхенбаум, Ольга Федоровна Берггольц, Анна Андреевна Ахматова, Вера Федоровна Панова, Сергей Львович Цимбал, Александр Ильич Гитович,- то разнообразие талантов и личностей, которое так необходимо в молодости. Но, может, более всего помогал Гранину участливый интерес ко всему, что он делал, Таи Григорьевны Лишиной, ее басовитая беспощадность и абсолютный вкус... Она работала в Бюро пропаганды Союза писателей. Многие писатели обязаны ей. У нее в комнатке постоянно читались новые стихи, обсуждались рассказы, книги, журналы...

Вскоре Даниил Гранин поступил в аспирантуру Политехнического института и одновременно приступил к роману "Искатели". К тому времени уже вышла многострадальная книга "Ярослав Домбровский". Параллельно Гранин занимался и электротехникой. Он напечатал несколько статей, перешел к проблемам электрической дуги. Однако эти таинственные, интересные занятия требовали времени и полной погруженности. По молодости, когда сил много, а времени еще больше, казалось, что можно совместить науку и литературу. И хотелось их совместить. Каждая из них тянула к себе все с большей силой и ревностью. Каждая была прекрасна. Пришел день, когда Гранин обнаружил в душе опасную трещину. Пришло время выбирать. Либо - либо. Вышел роман "Искатели", он имел успех. Появились деньги, можно было перестать держаться за свою аспирантскую стипендию. Но Гранин долго еще тянул, чего-то ждал, читал лекции, работая на полставки, никак не хотел отрываться от науки. Боялся, не верил в себя... В конце концов это произошло. Не уход в литературу, а уход из института. Впоследствии писатель иногда жалел, что сделал это слишком поздно, поздно стал писать всерьез, профессионально, но, бывало, жалел, что бросил науку. Лишь теперь Гранин начинает постигать смысл слов Александра Бенуа: "Величайшая роскошь, которую только может себе позволить человек, - всегда поступать так, как ему хочется".

Гранин писал об инженерах, научных работниках, ученых, о научном творчестве - все это было его темой, его окружением, его друзьями. Ему не надо было изучать материал, ездить в творческие командировки. Он любил этих людей - своих героев, хотя жизнь их была небогата событиями. Изобразить ее внутреннее напряжение было нелегко. Еще труднее было ввести читателя в курс их работы, чтобы читатель понял суть их страстей и чтобы не прикладывать к роману схемы и формулы.

Решающим рубежом был для Гранина ХХ съезд партии. Он заставил по-иному увидеть и войну, и себя, и прошлое. По-иному - это значило увидеть ошибки войны, оценить мужество народа, солдат, самих себя...

В 60-е годы Гранину казалось, что успехи науки, и прежде всего физики, преобразят мир, судьбы человечества. Ученые-физики казались ему главными героями того времени. К 70-м тот период кончился, и в знак прощания писатель создал повесть "Однофамилец", где как-то попробовал осмыслить свое новое отношение к прежним своим увлечениям. Это не разочарование. Это избавление от излишних надежд.

Пережил Гранин и другое увлечение - путешествиями. Вместе с К. Г. Паустовским, Л. Н. Рахмановым, Расулом Гамзатовым, Сергеем Орловым они поехали в 1956 году в круиз вокруг Европы па теплоходе "Россия". Для каждого из них это был первый выезд за границу. Да не в одну страну, а сразу в шесть - это было открытие Европы. С тех пор Гранин стал много ездить, ездил далеко, через океаны - в Австралию, Кубу, Японию, США. Для него это была жажда увидеть, понять, сравнить. Ему довелось спускался на барже по Миссисипи, бродить по австралийскому бушу, жить у сельского врача в Луизиане, сидеть в английских кабачках, жить на острове Кюрасао, посетить множество музеев, галерей, храмов, бывать в разных семьях - испанских, шведских, итальянских. Кое о чем писателю удалось написать в своих путевых записках.

Постепенно жизнь сосредоточивалась на литературной работе. Романы, повести, сценарии, рецензии, очерки. Писатель пытался освоить разные жанры, вплоть до фантастики.

Говорят, что биография писателя - его книги. Среди написанных Д. А. Граниным - романы: "Блокадная книга" (в соавторстве с А. Адамовичем), "Зубр", "Эта странная жизнь". Писателю удалось сказать о ленинградской блокаде то, чего никто не говорил, рассказать о двух великих русских ученых, судьбу которых замалчивали. Среди других произведений - романы "Искатель", "Иду на грозу", "После свадьбы", "Картина", "Бегство в Россию", "Однофамилец", а также публицистические произведения, сценарии, путевые записки.

Д. А. Гранин - Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии, кавалер двух орденов Ленина, орденов Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, двух орденов Отечественной войны II степени, ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени. Он - лауреат премии Генриха Гейне (ФРГ), член Немецкой академии искусств, почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета, член Академии информатики, член Президентского Совета, президент Фонда Меншикова.

Д. Гранин создал первое в стране Общество милосердия и способствовал развитию этого движения в стране. Его неоднократно избирали в правление Союза писателей Ленинграда, потом России, он был депутатом Ленсовета, членом обкома, во времена Горбачева - народным депутатом. Писатель воочию убедился, что политическая деятельность не для него. Осталось лишь разочарование.

Увлекается спортом и путешествиями.

Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Ушла из жизни ещё одна фальшивка брежневско-горбачёвского разлива. Начав свою писательскую деятельность в 1950 году повестью о научном превосходстве сталинского СССР над США - "Победа инженера Корсакова", власовский перевёртыш дорос в 1991 г. до трансцендентального эссе "Страх" - о преодолении совковой личностью страха перед тоталитарным коммунизмом.

Кем же на самом деле был Даниил Александрович Герман? Зачем и когда сменил настоящую фамилию на псевдоним? Каковыми в реальности были трудовой, военный, литературный пути популяризатора научных достижений СССР, агитатора-пропагандиста окопной правды, певца европейских ценностей в лице Маннергейма и Власова?

Реальные документы, по которым можно проследить его жизненный путь, отсутствуют. И это при том, что в сталинском СССР делопроизводство, как и другие сферы деятельности государственного строительства, были подняты на научную высоту.

"Родился 1 января 1919 г. в посёлке Волынь (ныне Курская область), по другим данным — в Саратовской области, в семье лесника Александра Даниловича Германа и его жены Анны Бакировны.

Каким образом Герман оказался за 1 500 км от родного очага загадка. Что случилось с семьёй лесника неизвестно. Известно, что с 1935 по 1940 года (17- 21 год) он учился в Ленинградском политтехническом институте. Во всех военных документах проходил ещё как Герман.
Срочную службу в РККА по закону о всеобщей воинской обязанности не проходил. По окончании электромеханического факультета был направлен на Кировский завод инженером.

В "Алфавитной карточке" студента Германа Д. (ЛД-1, без пагинации), в графе национальность значилось "еврей".
В наградном листе от 1942 года - "украинец". https://litrossia.ru/archive/item/7225-oldarchive

Секретарствовал Гранин Д. А. на литпоприще уже как "русский".

На Кировском заводе инженер Гранин за год выдвинулся в зам. секретаря комитета ВЛКСМ завода. С началом Великой Отечественной завод перешёл на военный режим - бронь рабочим от призыва в действующую армию, усиленный продовольственный паёк.

Википедия указывает на участие Гранина в обороне Лужского рубежа (8-13 августа 1941 г.) и в сражениях за Пулковские высоты (13 -23 сентября 1941 г.) в составе дивизии народного ополчения. Действительно три дивизии народного ополчения по 10 000 л/с формировались с 29 июня 1941 г. в Ленингардском военном округе. В обороне Лужского рубежа участвовала 1-я. Пулковские высоты защищала 2-я. Мог ли гражданин Гранин одновременно числиться в разных в/ч?

Среди многочисленных фото Гранина (в центре) удалось обнаружить лишь 3 из периода Великой Отечественной. Эта сделана до января 1943 г., когда РККА перешла на новую форму. Отсутствуют какие-либо награды.

Более того, некие документы говорят об участии Гранина в боях под Псковом в 1941 году - 3-8 июля 1941 г., где он был дважды ранен! Но под Псковом не было дивизий народного ополчения!! Они были сформированы только к началу августа 1941 г.!!! Т.о. имеем дважды раненного под Псковом Гранина, принявшего участие в сражениях 8-13 августа на Лужском рубеже и 13-23 сентября за Пулковские высоты. Маловато будет!!!

Последующий воинский путь описывается так - "на фронте в 1942 г. вступил в ВКП(б). Затем был откомандирован в Ульяновское танковое училище, воевал в танковых войсках, последняя должность на фронте — командир роты тяжёлых танков". Ульяновск находится в 1 600 км от Ленинграда.

Известно, что Гранин был старшим политруком, а затем комиссаром 2-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона. "Батальон был сформирован только 2 мая 1942г.. Сведений о службе командиром танковой роты и награждениях орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1 степени в ходе боевых действий не подтверждаются".

Фото после января 1943 г. Медаль "За оборону Ленинграда"(учреждена 22 декабря 1942 г.) и орден Красной звезды, о награждении которым вообще нигде не идёт разговора. Орден Красной звезды номерной.

Обнаружить оригинал фотографии, откуда сделана вырезка, не удалось. Случаи фотографирования с чужими наградами, чтобы форсануть перед родными и близкими, были довольно распространены. Использование таких фото, чтобы претендовать на реальные награды в мирное время, каралось по закону.

Встаёт вопрос - каким образом он мог быть свидетелем блокады Ленинграда, если с начала июля по конец сентября 1941 г. мотался по фронтам, а в октябре 1941 г., после двух июльских ранений(!!!), был отправлен на переподготовку в Ульяновское танковое училище. Какой степени тяжести были ранения в начале июля, позволившие принять участие в боях 8-13 августа и 13-23 сентября??? И были ли они вообще... Сведений на этот счёт из военных госпиталей не имеется.

Информация о военном пути обрывается 2 мая 1942 г. Военную историю 2-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона я не прослеживал. Но, точно знаю, на его пути были и освобождения крупных городов Советской Отчизны и взятие вражеских столиц Европы Третьего Рейха. В ознаменование этих славных побед были отлиты медали "за взятие..." и "за освобождение..." Ни одной из них Д. А. Гранин награждён не был.
Точно известно, что в годы войны старший политрук Гранин вступил в ряды ВКП(б).

ВЫВОД: Анализ биографии и личных воспоминаний позволяет утверждать, что на передовой, как и в блокадном Ленинграде, он не был. Эта часть жизни Германа/Гранина полностью сфальсифицирована.

С 1945 по 1950 года работал в Ленэнерго и научно-исследовательском институте.
В дальнейшем — профессиональный литератор. Поскольку литературного института им. Горького не оканчивал, мы можем с полным основанием назвать Гранина писателем самородком. Если точнее - популяризатором советской науки. Ещё точнее - лектором общества "Знание", получившим по странному стечению обстоятельств возможность всесоюзного книгоиздания.

Чисто художественных романа три - «Искатели» (1954), «После свадьбы» (1958), «Иду на грозу» (1962). Тексты достаточно убогие, а от того легко трансформируемые в спектакли, киносценарии, детские утренники, радиопостановки.
В 1987 г. выпустил биографичекий роман "Зубр", посвящённый сотруднику СС Н. В. Тимофееву-Ресовскому. Ода "великому учёному биологу", принявшему личное предложение Гимлера поучаствовать в выведении арийской расы, пошла на ура в горбачёвский период. Номенклатурной верхушке КПСС срочно требовались предатели и коллаборационисты. Страну ускоренно вели к уничтожению.

С тремя полноформатными худ.произведениям Гранин выбивается в секретари - 1962, вторые секретари - 1965, первые секретари 1967-71 Ле-нин-град-ско-го от-де-ле-ния СП РСФСР. Столь стремительное движение по бюрократической лестнице оставляло немного времени на истинное творчество. От оригинального творчества отрывала необходимость сценарной обработки собственных текстов для кино- и театрального репертуара. Жаден был Даниил Александрович, рубил капусту до последнего.

Мл. политрук(лейтенант) Гранин
Много времени уходило на доносы на возможных конкурентов литературного поприща. Одним из них оказался Иосиф Бродский. Именно за действенную помощь в раскрытии истинного лица тунеядца-антисоветчика и уголовном осуждении будущего нобелианта на судебном процессе 1964 года, Д. А. Гранин получил в 1965 г. должность второго секретаря Ле-нин-град-ско-го от-де-ле-ния СП РСФСР. Вместе с должностью 3 000 руб. оклада + социальные бонусы самого широкого спектра.

То, к чему Гранины/Германы призывали в 1993 году, полностью воплотилось на Украине в 2014 году.

ТАК ВОТ ОН КАКОЙ - СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ!

В возрасте 95 лет в 2014 г. выступил в немецком Бундестаге перед депутатами и канцлером с покаянием перед великим немецким народом за разгром РККА/ВС СССР Европы Третьего Рейха и принуждению Гитлера к самоубийству. Умер 4 июля 2017 года в Санкт-Петербурге в 98-летнем возрасте.

p.s. Ныне произведения Гранина включены в школьные программы по литературе. В условиях керенско-власовской России демократического выбора - прямая дорога к забвению. Вы можете представить подрастающее поколение старт-аперов и менагеров, потрясённых перипетиями производственных романов, изложенных шершавым языком политрука?
Это говорит о многом, когда изымаются Горький, Маяковский, Николай Островский, как впрочем и Александр, а на их место приходят Гранины, Алексиевич и россыпь весёлых рассказов о детской гомопедерастии г-жи Улицкой.
В СССР наиболее популярные романы Гранина не достигали тиража и 30 000 экз. Это при том, что детский писатель Носов издавался 3-х миллиоными. Госрегулирование не исключало рыночной оценки качества литературного труда благодарными читателями.
Отсутствуют и литературные исследования особенностей стиля и языка Гранина. Нечего исследовать. В документах военной поры в графе национальность у Германа/Гранина значилось - "украинец".

p.s.s. фальсификация биографии Гранина/Германа была куда более изощрённой -
Кто же ты, тварь - Гранин или Герман? http://norg-norg.livejournal.com/302950.html

ВЫВОДЫ;
Кем же был Герман/Гарин Д. А.? Банальным дезертиром по жизни. Некоторые по 20-30 лет скрывались от правосудия советского народа в подвалах и под краватями родителей. Этот бесконечно перелицовывал собственную биографию, политические взгляды, социальное поведение.
Знает ли Путин, кого награждает высшими знаками отличия России? Если нет - грошь ему цена. Если да - какие герои, такова и Россия, и Путин.



писатель Гранин обсуждает с послом США Тефтом идею эпохального романа "Грантам быть!"

В реанимации одной из клиник Санкт-Петербурга на 99-м году жизни скончался известный советский и русский писатель, киносценарист и общественный деятель Даниил Гранин.

Последние несколько дней Гранин находился в реанимации одной из больниц Питера и был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких.

В начале июня 2017-го Гранин получил из рук президента Путина премию за «выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности».

Даниил Гранин - Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1976), Государственной премии РФ (2001, 2016) и премии Президента РФ (1998). Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2005).

Его романы «Искатели», «Иду на грозу», «Зубр», «Эта странная жизнь», «Страх», «Мой лейтенант» и другие стали настольными книгами нескольких читающих поколений.

Даниил Александрович Гранин (настоящая фамилия - Герман) родился 1 января 1919 года в селе Волынь Курской губернии в семье лесника Александра Даниловича Германа и Анны Бакировны.

В 1940 году окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, работал инженером на Кировском заводе. На Кировском заводе Гранин был заместителем секретаря комитета ВЛКСМ. Оттуда в звании старшего политрука ушёл на фронт в составе дивизии народного ополчения, воевал на Лужском рубеже, затем на Пулковских высотах, на фронте в 1942 году вступил в ВКП(б). Служил комиссаром 2-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона.

Затем был откомандирован в Ульяновское танковое училище, воевал в танковых войсках, последняя должность на фронте - командир роты тяжёлых танков.

В наградном листе написано, что Гранин участвовал в боях под Псковом в 1941 году и был дважды ранен.

С 1945 по 1950 год работал в Ленэнерго и научно-исследовательском институте. В дальнейшем - профессиональный литератор. Секретарь, с 1965 года второй секретарь, в 1967-1971 годах первый секретарь Ленинградского отделения СП РСФСР.

Печататься начал в 1949 году. Основное направление и тема произведений Гранина - реализм и поэзия научно-технического творчества - здесь сказывается техническое образование Гранина, практически все его произведения посвящены научным изысканиям, поиску, борьбе между ищущими, принципиальными учёными и людьми недаровитыми, карьеристами, бюрократами.

В качестве одного из руководителей ленинградской писательской организации лично ответственен за осуждение на судебном процессе 1964 года.

Первые книги Даниила Гранина - повести "Спор через океан" (1950), "Ярослав Домбровский" (1951) и сборник очерков о строителях Куйбышевской ГЭС "Новые друзья" (1952). Первый роман "Искатели", принесший писателю известность, был опубликован в 1955 году.

В своей прозе Гранин умело совмещал две жанровые структуры: социально-бытовую беллетристику и документально-художественное повествование, с объединяющей сквозной темой: ученые, изобретатели в современном мире, их нравственный кодекс и традиции гражданского поведения. Гранин последовательно исследовал эту тему в романах ("Искатели", 1954; "После свадьбы", 1958; "Иду на грозу", 1962), в повестях и рассказах ("Собственное мнение", 1956; "Место для памятника", 1969; "Кто-то должен", 1970; "Неизвестный человек", 1989), в документально-художественных произведениях, где наряду с историческими сюжетами ("Размышления перед портретом, которого нет", 1968; "Повесть об одном ученом и одном императоре", 1971) важное место занимают биографические повести о биологе Александре Любищеве ("Эта странная жизнь", 1974), о физике Игоре Курчатове ("Выбор цели", 1975), о генетике Николае Тимофееве-Ресовском ("Зубр", 1987).

Новые грани таланта писателя раскрылись в романе "Бегство в Россию" (1994), рассказывающем о жизни ученых в ключе не только документального и философско-публицистического, но и авантюрно-детективного повествования.

Еще одной важной темой для Гранина является война. Наиболее полно антивоенная проза была представлена в сборнике "Еще заметен след" (1985) и "Блокадной книге" (1979, в соавторстве с Алесем Адамовичем), рассказывающей на документальном материале о героическом 900-дневном сопротивлении Ленинграда вражеской блокаде.

Тяготение к документальности проявилось в многочисленных очерково-дневниковых сочинениях Гранина, в том числе в посвященных впечатлениям от поездок в Германию, Англию, Австралию, Японию, Францию и другие страны книгах "Неожиданное утро" (1962), "Примечания к путеводителю" (1967), "Сад камней" (1972) и др.

Гранину принадлежат эссе о Пушкине ("Два лика", 1968; "Священный дар", 1971; "Отец и дочь", 1982), Достоевском ("Тринадцать ступенек", 1966), Льве Толстом ("Герой, которого он любил всеми силами своей души", 1978) и других русских классиках.

Все произведения писателя последних лет написаны в жанре мемуаров - "Причуды моей памяти" (2009), "Всё было не совсем так" (2010), романы "Мой лейтенант" (2011) и "Заговор" (2012).

В январе 2013 года пятитысячным тиражом была переиздана "Блокадная книга" Даниила Гранина. В нее вошли фотографии из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, фотографии из личного архива Гранина в Центральном государственном архиве литературы и искусства Петербурга. В книге также впервые показаны фрагменты верстки журнала "Новый мир" с главами, подвергнутыми цензуре.

Книга Гранина "Человек не отсюда", выпущенная к 95-летнему юбилею писателя объединила автобиографию, мемуары, размышления на философские темы и интересные истории из жизни.

Герои произведений Гранина нашли свое воплощение в кино. По его сценариям или при его участии сняты киноленты на "Ленфильме": "Искатели" (1957, режиссер Михаил Шапиро), "После свадьбы" (1963, режиссер Михаил Ершов), "Иду на грозу" (1965, режиссер Сергей Микаэлян), "Первый посетитель" (1966, режиссер Леонид Квинихидзе); на "Мосфильме" - "Выбор цели" (1976, режиссер Игорь Таланкин). Телевидение экранизировало "Однофамильца" (1978) и "Дождь в чужом городе" (1979).

Избирался народным депутатом СССР (1989-1991). В 1993 году подписал «Письмо сорока двух» к Ельцину, в котором поддерживался разгон Верховного Совета и применение силы против депутатов.

Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Был инициатором создания ленинградского общества «Милосердие». Президент Общества друзей Российской национальной библиотеки; председатель правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачёва. Член Всемирного клуба петербуржцев.

В возрасте 95 лет выступил в немецком Бундестаге перед депутатами и канцлером о блокаде Ленинграда и войне.

27 ноября 2012 года Даниил Гранин был удостоен специального приза национальной ежегодной премии "Большая книга" с формулировкой "За честь и достоинство". Кроме того, он стал главным лауреатом премии "Большая книга" за роман "Мой лейтенант", повествующий о Великой Отечественной войне.

Именем Гранина названа малая планета Солнечной системы №3120.

Личная жизнь Даниила Гранина:

Был женат. Супруга - Римма Майорова (скончалась в 2004 году). У пары в 1945 году родилась дочь Марина.

Библиография Даниила Гранина:

1950 - «Победа инженера Корсакова»
1950 - «Спор через океан»
1951 - «Ярослав Домбровский»
1952 - «Новые друзья»
1955 - «Искатели» (роман)
1955 - «Собственное мнение» (повесть-притча)
1958 - «В нашем городе» (фотоочерк)
1959 - «После свадьбы» (роман)
1962 - «Иду на грозу» (роман)
1962 - «Неожиданное утро»
1962 - «Остров молодых» (рассказы о Кубе)
1965 - «Генерал коммуны»
1966 - «Месяц вверх ногами»
1967 - «Примечания к путеводителю»
1967 - «Наш комбат» (повесть о войне)
1970 - «Кто-то должен» (повесть об учёных и их моральном выборе)
1970 - «Неожиданное утро» (очерки)
1972 - «Сад камней» (сборник)
1973 - «До поезда оставалось три часа»
1974 - «Эта странная жизнь» (документальная биографическая повесть об А. А. Любищеве)
1974 - «Прекрасная Ута»
1974 - «Однофамилец» (повесть)
1975 - «Выбор цели» (повесть)
1977 - «Клавдия Вилор» (документальная проза)
1977 - «Дождь в чужом городе»
1978 - «Обратный билет» (повести)
1979 - «Повести»
1980 - «Картина» (роман)
1982 - «Место для памятника»
1983 - «Два крыла» (публицистика)
1984 - «Тринадцать ступенек» (сборник)
1985 - «Ещё заметен след»
1985 - «Река времён»
1986 - «Выбор цели»
1986 - «Ленинградский каталог»
1987 - «Зубр» (документальный биографический роман о Н. В. Тимофееве-Ресовском)
1987 - «Неожиданное утро»
1988 - «О наболевшем»
1988 - «Милосердие»
1988 - «Чужой дневник»
1989 - «Точка опоры»
1989 - «Наш комбат»
1990 - «Наш дорогой Роман Авдеевич» (сатира на Григория Романова)
1990 - «Повесть об одном учёном и одном императоре»
1991 - «Запретная глава»
1995 - «Бегство в Россию» (документальное повествование о Джоэле Баре и Альфреде Саранте)
1995 - «Страх» (эссе)
1995 - «Оборванный след» (повесть)
1997 - «Вечера с Петром Великим» (исторический роман)
2004 - «Жизнь не переделать»
2007 - «Священный дар»
2009 - «Причуды моей памяти» (воспоминания)
2009 - «Всё было не совсем так» (размышления)
2009 - «Мой лейтенант» (роман)
2010 - «Три любви Петра Великого»
2012 - «Заговор»
2013 - «Два лика»
2014 - «Человек не отсюда»

Экранизации (сценарии) Даниила Гранина:

1956 - Искатели
1962 - После свадьбы
1965 - Иду на грозу
1965 - Первый посетитель
1974 - Выбор цели
1978 - Однофамилец
1979 - Дождь в чужом городе
1985 - Картина
1985 - Кто-то должен...
1987 - Поражение
2009 - Читаем «Блокадную книгу»
2011 - Пётр Первый. Завещание