В день открытия давали торжественный пролог «Странники» А.Аблесимова и балет «Волшебная школа» Л.Парадиза на музыку Й.Старцера. Затем репертуар формировался преимущественно из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов. Что в XXI веке, что в веке XVIII, редкий частный театр может прожить без дотаций государства, вот и испытывающий финансовые трудности Медокс вынужден был расстаться со своим детищем. Переданный в госказну Петровский театр получил статус Императорского. Его труппа поскиталась по «арендным площадкам», выступала в Доме Пашкова, новом деревянном театральном здании на Арбатской площади, в доме Апраксина.

После изгнания наполеоновской армии город стал возрождаться из пепла пожаров и в 1816 году Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания театра на Петровской площади, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Меддокса. Проект лауреата конкурса Андрея Михайлова власти посчитали слишком дорогостоящим и чрезмерно крупным, не соответствующим окружающей застройке. Его переработку поручили Осипу Бове, который полностью сохранил основы композиции Михайлова, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту с 41 до 37 метров и внёс коррективы в его наружную и внутреннюю отделку.

Открывшийся 6 января 1825 года театр впечатлил современников. Фасад монументального здания был украшен портиком на восьми колоннах со скульптурной композицией Аполлона на колеснице с тремя конями. Именно тогда к названию Петровского театра прибавился эпитет Большой. Литератор Сергей Аксаков писал: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение».

Грамотная планировка внутренних помещений предусматривала галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и поместительные гардеробные. Несмотря на то, что зал был рассчитан на 2000 зрителей, открытие театра вызвало переаншлаг. Пролог «Торжество муз» с хорами и танцами, посвящённый возрождению театра из руин под предводительством Гения России, был повторён и на следующий день при большом стечении публики.

Приоритетное место в репертуаре отводилось балету и опере (оперная труппа прибыла из Петербурга), на этой сцене состоялись премьеры опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. Хотя регулярная пожарная служба была создана в Москве ещё до войны, эффективность огнеборцев оставляла желать лучшего и 11 марта 1853 года произошло очередное несчастье - театр сгорел, что называется, дотла. Огонь уничтожил все декорации, костюмы, ноты, да даже от самого здания уцелели лишь каменные стены и колонны портика.

Победу в новом архитектурном конкурсе одержал главный архитектор императорских театров Альберт Кавос, строители ударно потрудились и уже в августе 1856 года первые зрители перешагнули порог возрождённого театра. Как повелось, его открывали «к дате» - торжествам по случаю коронации императора Александра II. Именно это здание мы видим, проходя нынче по Театральной площади.

Большой театр стал символом театрального искусства Советского Союза. Прима-балерины Майя Плисецкая, Галина Уланова, Екатерина Максимова, танцовщики Владимир Васильев, Марис Лиепа, Юрий Григорович, участники оперной труппы Сергей Лемешев, Иван Козловский, Надежда Обухова, Елена Образцова, Галина Вишневская, Евгений Нестеренко, Зураб Соткилава и ещё десятки талантливейших артистов собирали аншлаги на гастролях в любой стране мира.

В театре работали режиссеры Франческа Замбелло, Эймунтас Някрошюс, Деклан Доннеллан, Роберт Стуруа, Петер Конвичный, Темур Чхеидзе, Роберт Уилсон, Грэм Вик, Александр Сокуров, хореографы Ролан Пети, Джон Ноймайер, Кристофер Уилдон, Анжелен Прельжокаж, Уэйн МакГрегор.

Впрочем, популярность Большого была и поводом для шуток. Вспомните Юрия Визбора: «А также в области балета мы впереди планеты всей!» Или эпизод из комедии Леонида Гайдая про студента Шурика: «И недаром все континенты рукоплещут труженикам нашего большого балета... - Ну ладно, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят... Большой театр».


Копьевский переулок. 1968-1970 гг.: https://pastvu.com/p/326674


Здание бывшей гостиницы «Русь» построено в 1895 году по проекту архитектора В.Загорского. Сейчас здесь расположены репетиционные залы и оперные классы, это административно-вспомогательный корпус Большого театра.


29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена Большого театра и можно было приступать к масштабной реконструкции исторического здания, износ которого составлял по разным оценкам от 50 до 70 процентов. Комплексные работы на Основной сцене продолжались с 2005 по 2011 год и производились по двум направлениям - научная реставрация интерьеров и создание новых служебных помещений под землёй.

В итоге зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Большого театра Альберт Кавос. Были восстановлены помещения анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. На фасад вернулись точные копии скульптур Эрато и Терпсихоры, а вот Аполлон, созданный некогда скульптором Петром Клодтом, обзавёлся новым аксессуаром - фиговым листком. Мужское достоинство Бога Солнца, покровителя музыки и искусств можно наблюдать на сторублёвой купюре.

С современным репертуаром можно ознакомиться на официальном сайте: http://www.bolshoi.ru
Пожалуй, самый познавательный пост об истории и реставрациях Большого театра: http://expertmus.livejournal.com/86418.html


Зрительный зал и сцена Большого театра. 1954 год: https://pastvu.com/p/456463


Большой театр. 1974 год: https://pastvu.com/p/266808 В центральной ложе Президент США Ричард Никсон и Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.


Занавес в Большом театре. 1975-1982 гг.: https://pastvu.com/p/50048


Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова: «Для меня это необычный и очень любимый проект, где в течение вечера я с лучшими танцовщиками мира могу продемонстрировать, что искусство балета невероятно разнообразно. Три разных мини-спектакля, невероятные по эмоциональному накалу, но обьединенные общим чувством, имя которому - любовь. Именно поэтому мы и назвали программу «Amore».


Фестиваль «Круг света» (2013)

Учитывая плотность театров на квадратный метр земли, в 1820-е годы Петровская площадь вполне логично была переименована в Театральную и носила это название до 1919 года. Большевики спешно принялись избавлять Москву от старорежимных названий и создавать новый культ. По разным причинам творцы революции стали уходить один за другим и их память увековечивалась в названиях улиц и площадей. Театральной досталось имя Якова Свердлова, по официальной версии умершего во время эпидемии гриппа-испанки. В 1991 году название Театральная площадь вернулось на карты Москвы.

Кстати, о картах. Если на Плане Столичного города Москвы 1843 года Театральная площадь указана как небольшое пространство возле Большого, то на Нивелирном плане Москвы 1888 года она сместилась южнее практически к китайгородской стене, а пространство между театрами отмечено как Театральный плац.


Планъ Столичнаго города Москвы. 1843 год: http://www.retromap.ru/


Нивелирный план Москвы. 1888 год: http://www.retromap.ru/


Действительно, этот труднопроходимый в распутицу немощёный участок в 1830-е годы был отдан военным для проведения плац-парадов. Смотр войскам московского гарнизона. 1904 год: https://pastvu.com/p/111155


Появление памятника Карлу Марксу и переименование Воскресенской площади в площадь Революции вызвали некую сумятицу и споры. На сайте http://mosday.ru/forum/viewtopic.php?t=2989 можно ознакомиться с дискуссией горожан о современных границах Театральной и где установлен Маркс: на Театральной (Свердлова), в сквере у памятника Марксу или вообще на площади Революции? Можно предположить, что многие случайные прохожие ответили бы - конечно, на Революции.

Лев Кербель высек скульптурное изображение основоположника научного коммунизма из цельной глыбы граниты, подчёркивая фундаментальность учения Карла Маркса. Памятник был открыт в 1961 году.


Площадь Свердлова. 1936 год: https://pastvu.com/p/637892 Демонстрация по случаю годовщины Великой Октябрьской социалистической революции


Традиция ноябрьских коммунистических шествий сохранилась

Под площадью проходят поезда метро. Открытие станции «Площадь Свердлова» (современное название - «Театральная») состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» - «Площадь Свердлова» второй очереди Московского метрополитена. Несмотря на то, что станция изначально носила название «Площадь Свердлова» (в память о профессиональном революционере Якове Свердлове), в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами - занавес. По словам архитектора И.Фомина, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны».

Строительство метро в Москве продолжалось и во время войны, в сороковые годы «Площадь Свердлова» вошла в состав центрального пересадочного узла: 30 декабря 1944 года был открыт переход на станцию «Охотный ряд», а 9 мая 1946 года - переход на «Площадь Революции». С годами направление пассажиропотоков несколько изменилось и не все горожане замечают два барельефа на темы балета - чтобы их увидеть, надо, поднимаясь по лестнице, оглянуться назад. А один мост перехода и вовсе закрыт, там на стене размещён скрытый от глаз третий барельеф.

В сквере сохранился один из старейших российских фонтанов, созданный архитектором Иваном (он же - Джованни) Витали, петербургским скульптором с итальянскими корнями. Фонтан сооружён в 1835 году и, хотя он украшен фигурами амуров, символизирующих разные жанры искусства, этот объект не декоративный, а вполне функциональный и построен как водоразборный фонтан Мытищинского водопровода. Вода из села Большие Мытищи поступала на Алексеевскую насосную станцию, затем в резервуар Сухаревской башни и оттуда распределялась между пятью фонтанами, из которых за плату можно было наливать воду, а для лошадей были предусмотрены поилки.



Отель «Континенталь». 1908 год: https://pastvu.com/p/17726

По обе стороны площади расположились гостиницы - «Континенталь» и «Метрополь». Первая была перестроена в 1887 году архитектором А.Белоярцевым из здания Сенатской типографии. Во время октябрьских боёв 1917 года в гостинице засели ожесточённо сопротивлявшиеся «белые» и в память о сражениях в окрестностях Кремля Воскресенскую площадь переименовали в площадь Революции.


В 1932-1935 годах по проекту архитекторов Л.Савельева, О.Стапрана и А.Щусева была возведена гостиница «Москва», но «Континенталь» тогда устоял, ибо к строительству второй очереди «Москвы» приступили гораздо позднее, уже в эпоху развитого социализма. В 1972 году дореволюционное здание было снесено, оставив лишь воспоминания старожилов о размещавшемся в нём экспериментальном стереокинотеатре «Восток-Кино».


Гостиница купца Челышева. 1882-1890 гг.: https://pastvu.com/p/60231

А напротив с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница купца Челышева, построенная по проекту всё того же Осипа Бове. В конце XIX века промышленник Савва Мамонтов выкупил здание и прилегающие участки земли для реализации своей задумки - возвести, так сказать «культурно-досуговый центр с гостиничным комплексом, ресторанами, театром» под названием «Метрополь». Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, а её радикальная реконструкция и объединение общим фасадом с новыми корпусами.

Но что-то пошло не так, бизнес-планы Мамонтова рухнули, а сам предприниматель оказался под арестом. Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов и в первоначальный проект Вильяма Валькота были внесены существенные изменения. К примеру, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся как театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан.

Гостиница, оснащённая всеми техническими новинками начала века - электричеством, телефонной связью, холодильниками и лифтами, приняла первых постояльцев 5 марта 1905 года. В революционные дни «Метрополь», как и «Континенталь», стал оплотом юнкеров и лишь артиллерийский обстрел вынудил их покинуть здание. В 1918 году Советская власть перенесла столицу из Петрограда в Москву и «Метрополь» на время стал правительственной резиденцией.

Весь советский период фешенебельная гостиница принимала самых почётных постояльцев, здесь жили Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек и многие другие мировые знаменитости. С 1986 по 1991 год в здании проводились работы по реставрации первоначальных фасадов и интерьеров, по окончании которых отелю был присвоен пятизвёздочный статус. Новые владельцы бережно отнеслись к наследию, раскрыв от наслоений краски и отреставрировав оригинальные стенные росписи и восстановив элементы декоративного оформления. Подробнее о «Метрополе» можно прочитать в главе: http://www.yamoskva.com/node/41661

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь:

Говорят, первое впечатление бывает только одно, однако с Большим театром у меня сложилось как-то иначе. Занимаясь в театральной студии, я всерьез начала интересоваться постановками, и посетить балет в Большом стало настоящей мечтой, которой было суждено осуществиться в один Новый год. Подарком от родителей стали билеты на «Щелкунчика», и магия балета покорила меня. Мы сидели довольно высоко, однако я отчетливо различала всех танцоров, с наслаждением рассматривала декорации: снежный покров из летящей блестящей ткани, гигантские живописные ветви ели, сказочные морозные узоры.... Настоящим новогодним сюрпризом стало то, что партию Щелкунчика исполнял Николай Цискаридзе, и мы действительно наслаждались каждым па в его исполнении. Это был первый раз, когда я побывала в Большом и навсегда заполнила его как волшебный мир классического театра.

Только взявшись за этот текст, я вдруг поняла, что это воспоминание – «Щелкунчик», новогодняя сказка – не первое мое впечатление о Большом театре. Дело в том, что я видела его раньше, гуляя по Москве в свои 7 или 8 лет. Правда, мы не заходили внутрь театра и осматривали его просто как архитектурный памятник. Он меня тогда совсем не впечатлил: «ну подумаешь, Большой, только размерами он и отличается от нашего городского театра», – решила тогда я про себя, и осталась к театру совершенно равнодушна. Действительно, до сих пор не могу сказать, что здание Большого театра особенно красиво или уникально, однако это – один из самых узнаваемых архитектурных памятников в Москве. Хотя бы потому, что каждый из нас регулярно видит его на 100-рублевой купюре.

Архитектура Большого театра

Большинство туристов тоже видит Большой только снаружи, так что давайте разберемся, что делает его таким значимым с архитектурной точки зрения. Своим сегодняшним обликом театр обязан двум архитекторам – Осипу , который создал классицистический ансамбль всей Театральной площади в 1820-е годы, и Альберту Кавосу, который руководил восстановлением здания театра после пожара 1853 года.

Фасад театра до сих пор остается одним из ярчайших образцов классицизма в московской архитектуре: идеальная симметрия во всем, многочисленные заимствования из классической античной архитектуры, в том числе восемь колонн, треугольный портик, скульптурная композиция с Аполлоном на колесницей, запряженной четверкой лошадей. Здание подчеркнуто торжественно, и выглядит еще более внушительно благодаря большому открытому пространству площади. Оно напоминает древние храмы, и неслучайно: предполагал, что эта площадь станет композиционным центром столицы, как когда-то главными центрами городов были культовые и религиозные сооружения.

При восстановлении здания после пожара Кавос не вносил сильных изменений в фасад, однако доработал некоторые декоративные элементы, сделал театр выше и украсил боковые фасады чугунными галереями. Это здание было открыто в 1856 году, а с 2005 по 2011 гг. было полностью реконструировано. Внешних изменений не произошло, зато появились новые значительные пространства под землей, переработали интерьеры залов и холлов театра. Полюбоваться зданием Большого особенно любопытно в период городского фестиваля «Круг света», который проводится ежегодно осенью. На лицевой фасад театра проецируются различные свето-визуальные работы художников из разных стран мира, так что фасад действительно оживает, претерпевая метаморфозы. Узнать о датах проведения фестиваля в этом году можно на его официальном сайте , а на видео можно полюбоваться отрывком шоу 2016 года.

Театральные интерьеры

Основной зал Большого театра

Интерьеры Большого театра представляют куда больший интерес. На момент открытия в 1825 году этот театр был одним из самых больших и роскошных в мире, уступая по богатству отделки и вместительности залов только Ла Скалле в Париже. После реконструкции театра в 2000-х годах многие элементы первоначального декора были возвращены, так что сегодня мы можем оценить всю пышность убранства. Наиболее знаменита историческая сцена Большого. Красный бархат и золото – вот главные материалы, использованные в оформлении зала и сцены. Партер, амфитеатр, ложи-бенуар, бель-этаж и 4 яруса позволяют 2500 зрителям свободно разместиться в зале.

Конечно, самыми дорогими являются места в партере и ложе-бенуар, однако мне кажется, сидеть на балконе намного интереснее. Осматривая театр сверху, вы наверняка увидите много других интересных деталей: все перила и колонны, отделяющие ложи и балконы внутри ярусов, украшены изящной резьбой, а над каждой ложей висят ряды светильников-канделябров. Сегодня это лишь имитация свечей, но только представьте, как великолепно выглядел зал в мягком мерцающем свете настоящих свечей.

С верхних этажей открывается отличный вид и на огромную люстру: хрустальные ярусы поражают своими размерами – 6,5 метров (это в три раза больше высота потолка в стандартной квартире!) и буквально сияют благодаря искусственным свечкам. Потолок в основном зале тоже примечателен и подчеркивает схожесть театра с храмом. Как в настоящем храме искусств, он расписан: на небесно-голубом фоне вокруг люстры в хороводе кружатся музы-покровительницы различных искусств.

Особые ложи

Особого внимания заслуживает и царская ложа: расположенная в самом центре зала и занимающая высоту двух этажей, она сразу же приковывала к себе взгляды всех посетителей театра. Величественный балкон с пышными шторами «держат» на своих плечах атланты, а венчает эту ложу греб Российской империи – двуглавый орел. Однако сидеть на этих почетных местах доводилось не только и не столько правителям, сколько почетным гостям и иностранным дипломатам и политикам. Такое выгодное место позволяло важным гостям и спектаклем насладиться, и зал рассмотреть, и себя показать, ведь на спектакли раньше собиралось самое блистательное общество, и каждый хотел выделиться своим нарядом, подчеркнуть свое богатство и социальное положение.

Две другие значимые ложи расположились с двух сторон от сцены. Слева находится правительственная ложа, которую занимала императорская семья, а позднее советские лидеры. Любопытно, что в советские годы ложа была немного изменена: Сталин любил посещать театр, однако желал оставаться незамеченным, так что специально для него в ложе была достроена перегородка, позволявшая ему с комфортом разместиться вблизи сцены, оставаясь незамеченным. Ложа справа традиционно отведена для директора театра и преподавателей, которые могут следить за работой актеров (и видимо, делать им замечания после выступлений).

Любопытно, что при царской ложе есть и специальная комната отдыха. Такие небольшие зоны раньше были устроены возле всех лож для знатных гостей театра. Чтобы гости из высшего сословия не находились в одних помещениях с простой публикой, при наиболее выгодно расположенных (а по совместительству и при наиболее дорогих) ложах были обустроены небольшие комнаты отдыха: здесь дамы и кавалеры могли расположиться на диванчиках, чтобы обсудить увиденное или принять посетителей.

В фойе театра

Из партера и верхних ярусов мы попадаем в коридоры, где все выглядит просто и без притязаний: однотонные стены, аккуратные канделябры, небольшая лепнина вдоль потолка. Во время антракта можно прогуляться до Белого фойе, после реконструкции был восстановлен его исторический облик: стены приобрели персиково-розовый оттенок, вернулись росписи и порталов, и потолка.

Отсюда лестница ведет в Бетховеновский зал, также созданный во время последней реконструкции театра. Подземное помещение, созданное по новейшим технологиям, оснащено сценой-трансформером, что позволяет менять ее форму в зависимости от типа мероприятия и увеличивать число посадочных мест до 330. Важная технологическая особенность этого зала – специальная система звукоизоляции, позволяющая проводить здесь концерты одновременно с представлениями на исторической сцене. Когда площадка не используется для представлений, она служит еще одним фойе для гостей, но во время наших последних визитов вход сюда всегда был закрыт, так что осмотреть это новое пространство нам удалось лишь с порога.

Отличный виртуальный тур по исторической сцене и фойе Большого театра создали журналисты Московских новостей. Посмотреть 3d-модель помещений Большого можно .

Цена вопроса: билеты, экскурсии, буфет

Покупаем билеты

Вопреки популярному мифу о дороговизне Большого театра, его посещение доступнее, чем многим кажется. Цены на билеты в верхние ярусы исторической сцены начинаются от 1200 рублей, при этом на сайте театра можно проверить, насколько ограниченный обзор открывается с того или иного места (схема с обозначением ограниченя обзора доступна по ссылке). Но следует поспешить: недорогие билеты раскупают почти моментально, так что даже за два-два с половиной месяца самых дешевых билетов в продаже может уже не быть. И учтите, что балеты почти всегда оказываются значительнее популярнее опер, так что на них дешевые билеты раскупают очень быстро.

Как сэкономить

Попробовать сэкономить на билетах можно несколькими способами:

  1. Во-первых, Большой театр стремиться привлекать молодых зрителей, так что ими запущена программа «Большой – молодым», в рамках которой на ряд спектаклей выделяются билеты по специальным ценам – от 100 рублей для людей в возрасте от 18 до 25 лет. С условиями программы можно ознакомиться .
  2. Второй вариант – студенческие билеты на стоячие места по 100 рублей. Приобрести их можно день в день при предъявлении студенческого билета лично в кассах театра. При этом учитывайте, что продажа билетов на утренние спектакли открывается в 10:00, дневные – в 12:00, а вечрние – в 15:00. Уже за час-полтора у касс начинает формироваться очередь, ведь на каждый спектакль на исторической сцене выделяется не более 84 билетов. Сразу отмечу, что если вы решите воспользоваться этим вариантом, не поленитесь прийти раньше и занять очередь так, чтобы получить билеты в первый-второй стоячие ряды, иначе видимость упадет почти до нулевой. Хотя стоячие ряды и организованы ярусно, для людей небольшого роста возвышение третьего-четвертого ряда недостаточно велико, так что головы впередистоящих закрывают весь обзор.
  3. Третий вариант – для тех, кому везет: периодически за пару дней до спектакля в кассу театра попадают нереализованные распространителями, а также возвратные билеты. Их продают по сниженной цене, так что кто знает, может именно вам повезет оказаться на премьере в Большом в партере за смешные 500 рублей?

Прогулка по театру с гидом

Кстати, помимо билетов на спектакли, в Большом продаются билеты на экскурсии по театру, так что если вы не любитель оперы или балета, но мечтаете побывать в главном театре страны, не упустите шанс заглянуть во все залы, за кулисы и в гримерки.

Билеты на экскурсии продаются день в день:

  • русскоязычный тур стоит 500 рублей – 250 рублей для студентов и школьников от 14 лет и старше,
  • экскурс на английском языке будет стоить 1300 рублей.

Прогулки по театру проводятся три раза в неделю – по понедельникам, средам и пятницам, начало в 11:10 утра. Почитать об экскурсии и правилах покупки билетов можно .


Антракт – время буфета

Последний финансовый аспект в посещении Большого – цены в буфете. Часто шутят, что здесь можно оставить всю зарплату, однако на поверку местный буфет оказывается далеко не самым дорогим в Москве. Чай здесь обойдется всего в 80 рублей, кофе – от 100, пирожные от 120, примерно в ту же цену и бутерброды. Самый дорогой пункт в меню театрального буфета – тарталетки с черной икрой – 850 рублей. Может, и недешево, зато солидно.

Как добраться до Большого театра

Большой театр расположился в самом центре Москвы, в нескольких минутах хотьбы от Красной площади, здания Правительства, ЦУМа. Добраться сюда проще всего на метро – станция «Театральная» (цифра 1 на карте) выходит прямо на театральную площадь. Она соединяется со станциями «Охотный ряд» и «Площадь революции», так что к вашим услугам сразу три ветки метрополитена. Из наземного транспорта можете воспользоваться автобусами 144, 101 или 904, маршрутками м2 или м10 до остановки Театральная площадь (цифра 2 на карте). Для тех, кто добирается в театр на собственном автомобиле, приложу в этом районе Москвы, цена – от 100 рублей в час, но найти место может быть проблематично как в будни, так и в выходные дни.

***

Большой театр – главный театр нашей страны, так что не зависимо от того, являетесь ли вы поклонником балета или оперы, побывать здесь хотя бы однажды непременно стоит. Если не хотите смотреть представление, загляните сюда на экскурсию, и может быть, магия театра покорит вас, когда вы прогуляетесь по этим прекрасным залам, загляните в закулисье и познакомитесь с некоторыми театральными секретами!

5 июня исполняется 210 лет со дня рождения выдающегося российского скульптора барона Петра Клодта фон Юргенсбурга, автора знаменитой квадриги Аполлона, символа Большого театра. Если измерять величие скульптора количеством его работ, которые приобрели по настоящему символический смысл, то Клодту, пожалуй, в России нет равных. Его творения еще при жизни стали визитными карточками как минимум трех городов, причем самых больших в Российской империи.

Для москвича Клодт - это квадрига Аполлона на фронтоне Большого театра. Для питерца он - создатель скульптурной композиции на Аничковом мосту, такой же знаковой для Санкт-Петербурга, как Медный всадник или Александрийский столп. А для киевлянина Клодт - творец памятника князю Владимиру на высоком Днепровском берегу. Работы Клодта стали неотъемлемой частью образа трех великих городов.

Есть еще один момент, много говорящий о значении наследия Петра Карловича: его творения попали на денежные купюры двух стран - России и Украины. Квадрига Аполлона изображена на сторублевой российской купюре, а памятник Владимиру красовался на украинских карбованцах, ходивших в 90-е годы.

###Великий самоучка

Удивительно, но Клодт так и не получил профессионального образования. Он вырос в Сибири, в Омске, где служил его отец - боевой генерал, герой войны 1812 года. Портрет Карла Клодта украшает галерею 1812 года в Эрмитаже. Кстати, прапрадед Петра Карловича тоже был генералом, правда шведским, и воевал в Северной войне под началом Карла XII. У наследника офицерского рода в детстве не было возможности выбирать профессию, и он честно окончил Сибирский кадетский корпус, а потом и Михайловское артиллерийское училище.

Петр Клодт фон Юргенсбург

www.wikimedia.org

Но выполнив долг перед семьей и получив офицерское звание, он так и не стал кадровым военным. С самого детства, едва улучив свободную минуту, он хватал карандаш, бумагу и начинал рисовать лошадей. Это была страсть, призвание, данное свыше. Он часами следил за лошадьми, изучал их, подмечал линии тела, движения и старался отразить на бумаге. Со временем начал лепить фигурки коней из глины или вырезать из дерева. В 1830 году, уже взрослым человеком и офицером, он оставил службу и поступил вольнослушателем в Академию художеств.

Репродукция почтовой открытки начала XX века с видом на памятник князю Владимиру в Киеве

из коллекции Михаила Блинова / РИА Новости

Будучи студентом, барон Клодт жил очень скромно. Снимал подвал, превращенный в мастерскую, там же ночевал. Умудрялся заводить в свое жилище настоящих коней - ему нужны были модели. Впрочем, бедность продолжалась недолго - вскоре Клодт стал неплохо зарабатывать, продавая небольшие статуэтки лошадей. Так закончилась офицерская династия баронов Клодтов фон Югренсбургов и началась династия художников, продолжающаяся, кстати, по сей день.

Сохранилась легенда о том, как познакомились скульптор и император Николай Первый. Кто-то из царской семьи преподнес императору деревянного всадника. Обожавший подобные штучки царь молвил: «Прелестно. Кто же сей даровитый резчик?» - «Барон Клодт, ваше величество. Отставной поручик». - «Пусть вырежет для меня отряд конногвардейцев». Когда император получил их, он приказал: «А теперь покажите мне этого барона!» С этого времени барон стал любимым скульптором царя. Николай подарил ему великолепных белых скакунов из императорской конюшни и как признание таланта, и как моделей для скульптур. Сначала они должны были стоять на Дворцовой площади, но потом решили, что на Аничковом мосту они будут уместнее. Но это было позже.

Укротитель коней. Cкульптура на Аничковом мосту

Игорь Долгов / Фотобанк Лори

Первый крупный правительственный заказ Клодт получил в 1832 году: нужно было сделать шестерку коней для колесницы Славы, украшающей Нарвские триумфальные ворота. Доверить такую важную работу молодому самоучке было рискованно, да и для самого скульптора это могло закончиться крахом, но он рискнул. Кони удались, а барону сразу пожаловали звание академика.

Говорят, тогда Николай и отпустил знаменитую - грубоватую, что было ему свойственно - шутку: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец». С этого момента Клодт без работы уже не оставался.

Он создал скульптурную группу Аничкова моста, памятник Крылову в Летнем саду, монумент Владимиру в Киеве, участвовал в работах над горельефами в храме Христа Спасителя, декорировании Исаакиевского собора и Мраморного дворца. Его кони стоят в Берлине и Неаполе - они попали сюда как подарки от Николая Романова коллегам-императорам Фридриху Вильгельму и Фердинанду Второму. И очень символично, что последней большой работой мастера стал памятник Николаю Первому на Исаакиевской площади. Финальный аккорд и итог необычных отношений, связывавших скульптора и его венценосного клиента.

Скульптурный портрет императора Николая I Романова. Автор Петр Карлович Клодт

Сергей Компанийченко / РИА Новости

###Квадрига Клодта и ее загадки

Аполлон Клодта - не первое изображение греческого бога, покровителя искусств, на Большом или Большом Петровском, как его изначально называли, театре. Первая скульптура появилась над его фронтоном в 1825 году, когда и было построено знаменитое здание по проекту архитекторов Андрея Михайлова и Осипа Бове.

Кстати, авторство проекта по сей день вызывает немало споров и даже некоторую путаницу. Попробуем внести ясность. Итак, старый Петровский театр Медокса, стоявший на берегу Неглинки возле улицы Петровка, сгорел еще в 1805 году. Труппа до войны 1812 года работала во временном помещении на Арбатской площади, а потом на Знаменке. После нашествия французов и страшного пожара от Москвы мало что осталось. Вопросом комплексной застройки города занимался Осип Иванович Бове. Но по конкретным зданиям проводились конкурсы. Так вот, конкурс на строительство театра выиграл проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова. Однако проект был признан слишком дорогим, к тому же он не был адаптирован к местности, которая сильно изменилась: достаточно сказать, что река Неглинка была заключена в трубу.

Театр должен был стоять фасадом к Петровке, но Бове предложил создать на осушенном месте целую Театральную площадь (на первых порах она именовалась Петровской), где Большой должен был стать доминантой. Театр развернули лицом к Кремлю, рядом появились колоннады и другие здания. Бове отказался от идеи торговых рядов на первом этаже театра, полностью переработал декор зрительного зала, фойе и парадные лестницы. То есть можно сказать, что проект Михайлова действительно послужил основой, но он был очень существенно переделан Бове. Неслучайно в день открытия театра 6 января 1825 года именно Осипа Ивановича публика вызвала на сцену и устроила ему овацию.

Аполлон на фасаде театра Михайлова-Бове был, а вот квадриги не было. В колесницу греческого бога были запряжены три коня. Автор той композиции - известный мастер Степан Пименов, кстати, автор аналогичной скульптуры на Александринском театре и колесницы Славы на арке Главного штаба в Санкт-Петербурге. В подтверждение - цитата из небольшого рассказа Михаила Лермонтова «Панорама Москвы», описания города с колокольни Ивана Великого, созданного поэтом в 1834 году: «Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!..»

"Две лошади" Петра Клодта

Михаил Озерский / РИА Новости

В 1853 году Большой Петровский театр, который теперь чаще именовали просто Большой, сгорел. Полностью, совершенно без возможности восстановления. Был объявлен новый конкурс, который выиграл проект главного архитектора Императорских театров Альберто Кавоса. В целом он сохранял стилистику здания Михайлова-Бове, хотя пропорции были немного изменены. Несколько видоизменилась и форма фасада. Колоннада и фронтон остались, но были сильнее вынесены вперед, появились окна, пилястры и ниши.

Возникла необходимость и в новой скульптуре, ибо старая погибла. Вот тут-то Кавос и обратился к лучшему скульптору-анималисту России Петру Клодту. Скульптор согласился и сделал макет. Но отливал их в бронзе не барон Клодт, хотя в этом он считался лучшим специалистом в стране и возглавлял Литейный дом Академии художеств. Заказ был передан на заводы герцога Лихтенбергского. Конструктивно скульптура состоит из несущего стального каркаса и медной обшивки, прикрепленной к каркасу. Фигуры внутри полые.

Кстати, до недавнего времени в научной среде авторство Клодта периодически оспаривалось - скульптор не указал эту работу в перечне своих творений. Возможно, причиной скромности Петра Карловича было именно то, что он лишь создал макет, а не всю конечную скульптуру.

В годы Великой Отечественной войны композиция была сильно повреждена: в нее попало несколько осколков мощной бомбы. Пострадала и сама фигура Аполлона. Существенный вред скульптуре нанесла и краска, которой ее покрыли в целях маскировки. В 1958 и 1992 годах проводилась реставрация, последняя и самая серьезная была предпринята в 2010 году. Тогда же возник совершенно курьезный вопрос о… мужском достоинстве Аполлона.

###Божественное достоинство Аполлона

Пожалуй, это самая курьезная страница в истории Большого. Дело в том, что до XXI века Аполлон дошел в обнаженном виде и с достаточно отчетливо проработанными автором физиологическими подробностями. И никого это не смущало. Но во время последней реставрации было решено все же прикрыть божественную наготу. Причем инициатива шла не от реставраторов, они лишь вынужденно выполняли начальственные указания.

Руководитель группы реставраторов ротонды Большого театра Владимир Никифоров

Дмитрий Лекай / Коммерсантъ

Руководитель работ Владимир Евгеньевич Никифоров перечить начальству не стал и собственноручно сделал фиговый лист. Правда, закрепил его так, чтобы без труда можно было убрать.

Дальнейшее развитие событий носит анекдотический характер. Дело в том, что на сторублевой купюре Аполлон до сих пор без листа, и это не укрылось от бдительного ока депутата Госдумы от ЛДПР Романа Худякова. Народный избранник возмутился подобной, по его словам, «порнографией» и в июне прошлого года потребовал от главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной изменить дизайн сторублевки. Причем депутат предлагал не просто «прикрыть срам» Аполлона, а вовсе отказаться от изображения бога и вместо него изобразить на купюре недавно обретенный Севастопольский порт. К счастью, требованиt парламентария не нашло поддержки, и творение Клодта осталось на российских деньгах в неизменном виде.

Георгий Олтаржевский

Патриарх Алексий и «жена Горбачева» были упомянуты среди присутствующих на открытии Большого театра после реконструкции

Как оповестило мир ведущее российское информагентство РИА Новости , «первый концерт начался после приветственной речи президента России Дмитрия Медведева. На открытие театра после реконструкции прибыли первый вице-премьер , вице-премьер Александр Жуков , спикер Совета Федерации , руководитель МХТ им. Чехова Олег Табков , Михаил Горбачев с женой . В числе гостей - экс-премьер Михаил Фрадков, министр культуры , певица Елена Образцова, руководитель Большой театр Большого симфонического оркестра Федосеев, патриарх всея Руси Алексий II »: http://news.rufox.ru/texts/2011/10/28/216045.htm 00:52 29/10/2011

И пусть этот пост тут же «снесли» с новостной ленты, тем не менее, именно он как фокус вобрал в себя всю ту гамму эмоций, захлестнувшую культурное сообщество, узревшее вечером 28 октября 2011 г. долгожданное открытие после 6 лет реконструкции исторической (основной) сцены Большого театра России. Администрация театра, видимо, хотела заработать немало денег, судя по ценам на билеты, которые доходили до 2 млн рублей в партере:-) После повальной критики сего прайс-листа в ЖЖ, руководство театра объявило, что «самый дорогой билет стоит 50 000 рублей ». В зале присутствовали директор Центра оперного пения , балерина Майя Плисецкая и Родион Щедрин, вместе с которыми в ложе на первом этаже с левой стороны сидела супруга первого президента РФ Наина Ельцина с семьей …

В своей речи на открытии Дмитрий Медведев выдал очередной тренд, назвав Большой театр «главным брендом » страны: «Я убедился в том, что все сделано по последнему слову техники, театральной техники , по последнему слову подходов к такого рода очень сложным сооружениям. Я уверен, что в этом смысле театр будет безукоризненным, но самое главное, чтобы в нем остался дух Большого театра ». Однако не успели зрители покинуть старинное театральное здание, повергнутое новомодному ребрендингу, как на рабочего сцены в 22 часа … упали декорации ! В правоохранительных органах Москвы перепуганным журналистам сообщили, что «пострадал рабочий сцены, он получил ушиб грудной клетки и был госпитализирован в институт Склифосовского. На место выезжала бригада "Скорой помощи"» …

Кстати, украшением гала-концерта 28 октября, по мнению многих критиков, был номер из балета «Спартак» Хачатуряна, где главную партию исполнил Иван Васильев - самый молодой Спартак в истории балета. Однако 14 ноября 2011 г. стало известно, что премьер балетной труппы Большого театра Иван Васильев и прима-балерина Наталья Осипова написали заявление об уходе, хотя оба артиста - востребованы и танцуют во многих спектаклях Большого …

Большой театр - один из крупнейших театров России и самый известный театр Москвы, ставший культурным символом города. Будучи одной из главных достопримечательностей столицы, Большой театр завоевал любовь публики не только за свои достижения в опере и балете, но и как важный архитектурный объект, формирующий облик города.

В действительности, немногие из посещавших город туристов бывали внутри Большого театра, но практически каждый видел его снаружи: вид со зданием театра - один из классических "открыточных" видов Москвы.

Современное здание Большого театра было построено в 1853-1856 годах по проекту архитектора Альберта Кавоса в стиле классицизма с оглядкой на сгоревшее предыдущее, выполненное по проекту архитекторов Осипа Бове и Андрея Михайлова. В 2005-2011 годах здание реконструировали, сохранив главный и боковые фасады.

Главный фасад здания с двускатной крышей симметричен и отличается лаконичным, но богатым внешним видом: нижний ярус украшен пилястрами и рустовкой, выше слева и справа размещены барельефы с изображением античных актёров и музыкантов (практически одинаковые, но отличающиеся в мелких деталях), фронтон украшен двуглавым орлом в окружении двух грифонов. Спереди выдаётся массивный восьмиколонный портик, фронтон которого украшен барельефными изображениями муз - покровительниц искусства - с лирой. Портик венчает знаменитая бронзовая квадрига Аполлона (покровителя искусств и предводителя муз) работы Петра Клодта, крупно изображённая на 100-рублёвой купюре и ставшая сама по себе одним из символов Москвы. Также барельефные изображения муз с лирой можно обнаружить в орнаменте фриза, а позади колоннады на фасаде размещены 2 скульптуры муз (с лирой и тимпаном) и 7 барельефных масок, изображающих эмоции, в окружении путти. Задний фасад был сильно перестроен и осовременен в 2005-2011 годах и демонстрирует смешение стилей.

По бокам здания проходят изящные чугунные галереи с фонарями.

История Большого театра

История театра началась в марте 1776 года, когда московский губернский прокурор Пётр Урусов, известный меценат, получил от императрицы Екатерины II разрешение организовать и содержать "театральные всякого рода представления, <...> концерты, воксалы и маскарады". Для театра было выбрано место на Петровке, поэтому он получил название Большой Петровский театр.

К сожалению, театр сгорел ещё до окончания строительства, и Урусов дистанцировался от затеи, передав стройку своему компаньону - английскому предпринимателю Майклу Меддоксу (в русской традиции - Михаил Медокс). Под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга было построено трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями; в зале были оборудованы партер, 3 яруса лож и галерея, вмещавшие в общей сложности около 1000 человек. Торжественное открытие Большого Петровского театра состоялось 30 декабря 1780 года. В 1794 году у Меддокса возникли финансовые трудности, и предприниматель передал театр государству: он превращается в Московский Императорский театр.

К сожалению, в 1805 году здание театра опять сгорело, и труппа стала выступать на разных площадках в домашних театрах московской знати. В 1806 году по проекту архитектора Карла Росси был построен новый деревянный театр на Арбатской площади, но уже в 1812 году он сгорел при городском пожаре, и труппа стала выступать в доме Апраксиных на Знаменке (в котором тоже время от времени случались пожары, но без фатальных последствий).

В 1816 году Комиссия о строении Москвы, организованная для ликвидации последствий пожара 1812 года, объявила конкурс на строительство нового здания театра на прежнем месте, обязательным условием которого было включение в новое здание обгоревшей стены бывшего театра Меддокса. В конкурсе приняли участие Доменико Жилярди, Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Алексей Бакарев и другие именитые архитекторы, но ни один из представленных проектов не был принят. После повторного конкурса был выбран проект профессора Императорской Академии художеств Андрея Михайлова, однако, его признали слишком дорогим и чрезмерно масштабным, и проект поручили переработать архитектору Осипу Бове. Бове сохранил основы композиции Михайлова, но изменил пропорции, уменьшив размер здания, и внёс коррективы в отделку. Главный фасад был акцентирован портиком, на вершине которого размещалась скульптура Аполлона. По замыслу Бове, театр должен был включиться в разработанный им план послепожарной реконструкции Москвы и стать новым композиционным центром города, для чего перед ним была запланирована большая прямоугольная площадь, сначала называвшаяся Петровской, но в 1820-х переименованная в Театральную.

Императорский Большой театр открылся 18 января 1825 года представлением "Торжество муз", сюжет которого в аллегорической форме передаёт историю театра и повествует, как Гений России объединился с музами и создал из руин сгоревшего театра новый.

К сожалению, в 1853 году театр опять сгорел. Пожар длился несколько дней и уничтожил всё, кроме внешних стен и портика. В объявленном конкурсе на восстановление здания победил главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос. Новое здание театра в основном сохраняло объём и планировку старого, но его высота была увеличена, а архитектурное оформление полностью переработано. Вместо скульптуры Аполлона портик увенчала бронзовая квадрига работы Петра Клодта, а на фронтоне разместили барельефного двуглавого орла - герб Российской империи. Обновлённый театр открылся 20 августа 1856 года.

После Революции 1917 года Большой театр стал называться академическим. Изначально ему грозило закрытие, но в конечном итоге театр был сохранён, а обветшавшее здание укреплено; имперскую символику на фасаде заменили советской. В 1976-1991 годах он носил название Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр СССР.

В 2005 году театр был закрыт на реконструкцию, которая должна была завершиться в 2008 году, но продолжалась до 2011. Реконструкция здания была неоднозначно принята общественностью: в конечном итоге от него остались всего 3 несущих стены (главный и боковые фасады), всё остальное было полностью перестроено. Тем не менее, в ходе реконструкции главный фасад Большого театра был качественно отреставрирован, а советский герб был заменён историческим двуглавым орлом.

На сегодняшний день театр носит название Государственный академический Большой театр России (ГАБТ), но гораздо чаще его называют просто Большим театром.

Половые органы Аполлона

После реконструкции Большого театра 2005-2011 годов горожан взволновал вопрос наличия мужских половых органов у скульптуры Аполлона в квадриге работы Петра Клодта на вершине портика.

Дело в том, что москвичи привыкли видеть Аполлона обнажённым, и именно таким он изображён на 100-рублёвой купюре, но после реставрации скульптуры промежность мужчины вдруг оказалась закрыта фиговым листком.

По мнению работавших над Аполлоном реставраторов, фиговый листок был там и раньше, но отвалился в советские годы, поэтому Аполлон долгое время стоял без него, и горожане просто привыкли видеть его именно таким - тем более, что помимо листка был утрачен ещё и венок в правой руке покровителя искусств; таким образом, прикрытие полового органа листком было необходимо для восстановления исторического облика скульптуры. Однако, многие горожане убеждены, что такого быть не может, ведь даже если листок и отвалился в советские годы, не вполне понятно, откуда на его месте появился анатомически точный половой член, ведь Клодт едва ли задумывал листок съёмным, и в таком случае он едва ли был бы так аккуратно отлит.

Спустя несколько лет разговоры о члене Аполлона стихли, но в целом горожане по-прежнему не пришли к единому мнению по этому вопросу.

В наши дни, как и планировал Осип Бове, здание Большого театра стало одним из композиционных центров города и даже его символом. Театральная площадь превратилась в точку притяжения для горожан и туристов, и даже если кто-то из гостей столицы совершенно не интересуется театральными представлениями, он всё равно приходит сюда, чтобы своими глазами увидеть архитектурные достоинства Большого театра.

Можно сказать, что здание стало одной из культовых достопримечательностей Москвы на одном уровне с Кремлём, Красной площадью и другими историческими местами и постройками, которые входят в число "обязательных" к посещению туристами.

Большой театр находится по адресу Театральная площадь, 1. Добраться до него можно пешком от станции метро "Театральная" Замоскворецкой линии.