Тема: Формирование
Профессиональный принцип формирования ученического коллектива в колледже. Пути укрепления коллектива.Влияние мастера на коллектив учащихся на различных стадиях его формирования.
Понятие о коллективе, признаки коллектива. Ученический коллектив и этапы его становления. Первичные и общие коллективы, их взаимосвязь. Особенности руководства ученическим коллективом.
«Коллектив» (от лат. collectives - собирательный) рассмат ривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ори ентации, совместной деятельности и общения»
В числе главных характеристик коллектива выделяют:
внутриколлективную атмосферу, т. е. психологический климат, отношения между членами коллектива;
сплоченность, т. е. взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу;
Взаимопомощь и взаимоответственность, т. е. доброжелательность и бескорыстие, здоровую критику и самокритику, дух соревнования.
Ученический коллектив – это коллектив воспитательный, поскольку в нем происходит накопление учащимися позитивного социального опыта в различных сферах жизнедеятельности, в частности опыта коллективного поведения в позициях:
а) подчинения (ребенок как член общества и член коллектива вынужден принимать правила и нормы взаимоотношений, свойственные тому или иному коллективу);
в) активного противопоставления (ученик, убежденный в своей правоте, занимает активную позицию и не только высказывает свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивает ее перед коллективом);
в) руководства (ученик является членом коллектива и периодически выполняет руководящие функции).
Участие в жизнедеятельности коллектива способствует формированию у ребенка таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость.
Коллектив выступает для каждого воспитанника в качестве арены для самовыражения и самоутверждения себя как личности, ибо только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или непринятие себя как личности.
Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования интеллектуальной и нравственной свободы и упражнения в их проявлении, так как только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и ряд общественно значимых умений и навыков.
Велика роль коллектива и в организации трудовой деятельности, поскольку только в условиях коллектива проявляется взаимоответственность за конечные результаты труда и потребность во взаимопомощи.
Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного коллективного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, способствует эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувство коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.
Коллектив открывает перед каждой личностью возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности, что реализуется через активное участие студентов в самоуправлении и общественной жизни.
Основные признаки коллектива:
1) общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными интересами и не противоречить законам государства;
2) общая совместная деятельность. Для достижения цели каждый член коллектива должен активно участвовать в соместной деятельности;
3) отношения ответственной зависимости. В процессе деятельности между членами коллектива в целях достижения цели складываются особые отношения;
4) общий руководящий орган. Коллективом избирается наиболее авторитетный член в органы управления. Важной особенностью является сплоченность. В хороших коллективах существуют такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, защищенность.
А. С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – его смерть.
Он сформулировал основные этапы становления коллектива.
1 этап – становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т. е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяются характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива – педагог, от которого исходят все требования.
2 этап – усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит коллективу пользу, а что вред. Коллектив на данном этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
Третий и последующие этапы – расцвет коллектива. Уровень и характер требований – они более высокие к себе, чем к своим товарищам – свидетельствует о уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива – общий опыт, одинаковые оценки событий.
4 этап развития – этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Между этапами развития нет четких границ. Последующий этап не сменяет предыдущий, а добавляется к нему.
В ученическом коллективе можно выделить две структуры:
формальную , представляющую собой дифференцированное единство разнотипных первичных коллективов, которая задается извне педагогами,
неформальную , образующую связи и отношения эмоционально-психологического характера (по признаку симпатии, привязанности и др.), которая возникает стихийно.
Каждый учащийся может входить в одну контактную группу, в несколько групп или не входить ни в одну.
Положение ученика в формальной и неформальной структурах может, как совпадать (лидер и хороший товарищ), так и находиться в противоречии (хороший организатор, но никто не хочет проводить с ним свободное время).
Общеучебный коллектив не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Такое влияние осуществляется только через первичный коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.
Первичные коллективы могут иметь следующие модификации:
по времени существования – постоянные или временные;
по характеру деятельности – организованные на основе разнообразной деятельности (грппы, отряды и т. п.);
на основе одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т. п.);
по месту жительства;
по возрастному составу – одновозрастные и разновозрастные.
Профессиональный принцип формирования ученического коллектива в колледже. Пути укрепления коллектива. Влияние мастера на коллектив учащихся на различных стадиях его формирования.
На первом этапе педагог имеет дело с формальным объединением детей. В своей классификации А. Н. Лутошкин сравнил такой коллектив с песчаной россыпью. Ведь, как и песчинки в горсти, детей еще ничто не объединяет. Педагог должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений, и самое главное - заинтересовать детей в совместной деятельности. Об успешном переходе к следующему этапу можно судить по тому, как дети принимают требования педагога, подчиняются дисциплине.Горсть песка превращается в «мягкую глину»: уже «вылепливаются» взаимосвязи, появляются малые контактные группы, и выделяется актив - инициативная группа детей.
Второй этап характеризуется тем, что актив берет на себя часть организаторских функций. Педагог помогает освоить управленческие навыки, распределить обязанности в совместной деятельности, наладить общение. Для большинства детей коллектив становится привлекательным сообществом, совместно вырабатываются нормы жизни, рождается общественное мнение. Но еще не всегда деятельность коллектива успешна, иногда он не может самостоятельно справиться с решением коллективных задач. Он похож на «мерцающий маяк», а педагог, как смотритель маяка, должен позаботиться о нем, т.е. взять на себя организаторскую, коммуникативную и коррекционную функции.
На третьем этапе достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства, все члены коллектива проявляют взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности, переживают за успехи и неудачи коллектива . И взрослые, и дети - сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности. Коллектив успешно осуществляет свою деятельность. Это - «алый парус», который символизирует сбывшуюся мечту и ощущение радости. В классификации-аналогии есть еще один образ: такой коллектив - «горящий факел», поскольку становится примером для других.
Во всех коллективах создаются свои традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают, украшают коллективную жизнь.
Цель, способную увлечь и сплотить коллектив, А. С. Макаренко называл перспективой. Он различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.
Близкая цель опирается на личную заинтересованность.
Средняя перспектива заключается в проекте события. Она должна определяться по времени и сложности.
Далекая – отодвинутая по времени, но наиболее социально значимая цель. Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Развитие коллектива в этих условиях протекает естественно.
Макаренко выдвигал принцип параллельного действия.
Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием воспитателя, актива и всего коллектива. Коллектив может наказать провинившихся слишком сурово, поэтому А. С. Макаренко советовал пользоваться осторожно этим принципом.
Черты сформированного коллектива:
1) мажор – постоянная бодрость;
2) ощущение собственного достоинства;
3) дружеское единение членов;
4) ощущение защищенности;
5) активность к упорядоченному действию;
6) сдержанность в эмоциях.
Диагностика ученического коллектива.
Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. Конечно, во многих учебных заведениях работают психологи, социальные педагоги, действуют психологические службы.
Однако, каким бы квалифицированным специалистом ни был психолог вашего учебного заведения, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер.
В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя.
Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психолого-педагогическую подготовку.
Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно.
Существует много методической литературы, основываясь на которой классный руководитель может создать свою систему диагностики развития личности учащегося и ученического коллектива. Штатный психолог вашего учебного заведения может выступать в роли координатора и консультанта, а также отслеживать результаты работы и осуществлять необходимую коррекцию.
Система подобных исследований существует далеко не у каждого классного руководителя. Чаще всего они проводятся эпизодически, формально, и не дают ясного представления об особенностях развития отдельного ученика и коллектива в целом. Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.
Здесь исследуются личностные особенности, познавательная сфера, интересы и склонности, место ученика в системе межличностных отношений. Результаты диагностики заносятся в социально-психологический паспорт, который отражает уровень развития ученика на каждом этапе.
Во второй части программы отражено изучение классного коллектива: этапы его формирования, уровень сплоченности и эмоционального единства, характер межличностных отношений.
Данные, отражающие уровень развития коллектива на данном этапе, вносятся в социальный паспорт класса.
Третья часть программы направлена на работу с родителями и педагогами-предметниками. Здесь представлены совместные исследования, педагогические консилиумы, тематика родительских собраний, направленных на повышение психологической компетентности учителей и родителей.
Диагностическая деятельность по программе проводится с учетом следующих условий:
– исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка;
– результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии;
– изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения;
– определяются перспективы развития ученика и коллектива;
– исследования носят комплексный системный характер;
– диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями.
ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения. | Преобладает подавленное настроение. | ||
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии | Конфликтность в отношениях и антипатии. | ||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание. | Группировки конфликтуют между собой. | ||
Членами коллектива нравится вместе проводить время. Участвовать в совместной деятельности | Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности. | ||
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива. | Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство. | ||
С уважением относятся к мнению друг друга. | Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей. | ||
Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные. | Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива. | ||
В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех, и все за одного». | В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения. | ||
Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители. | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно. | ||
Коллектив активен, полон энергии. | Коллектив инертен и пассивен. | ||
Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе. | Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность. | ||
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно. | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах. | ||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членами, поддерживают слабых, выступают в их защиту. | Коллектив заметно разделяется на «привилегированных»; пренебрежительное отношение к слабым. |
Оценки
3-св-во проявляется в коллективе всегда; 2-св-во проявляется в большинстве случаев; 1-св-во проявляется нередко;
0-проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
АТМОСФЕРА в группе (Шкала ФИДЛЕРА)
Ярко | Выражено | Средне | Низко | Плохо | ||||||||
Дружелюбие | Враждебность |
|||||||||||
Согласие | Несогласие |
|||||||||||
Удовлетворенность делами класса | Неудовлетворенност. |
|||||||||||
Увлеченность | Равнодушие |
|||||||||||
Взаимная поддержка | Недоброжелательность |
|||||||||||
Теплота | Холодность |
|||||||||||
Сотрудничество | Отсутствие сотрудничества |
|||||||||||
Взаимовыручка | Отсутствие взаимовыручки |
|||||||||||
Занимательность | Скука |
|||||||||||
Успешность | Не успешность |
Рассчитывается средний балл для каждого ребенка, для получения информации о его психологическом состоянии в классе и средний балл для каждого отдельного параметра в целом по классу.
Тщательное изучение учащихся и ученического коллектива позволяет проследить весь ход развития личности в процессе воспитания, планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу с детьми.
Изучение, знание и правильное использование факторов и закономерностей, формирующих личность ученика, позволяет добиться управляемости этим процессом, прогнозировать и корректировать развитие личности.
Классный руководитель, основываясь на принципах гуманистической психологии, может оказывать помощь ученикам в их учебной деятельности и в общении Конечно необходимо обеспечивать психическую безопасность и комфорт детей, поэтому такая работа должна осуществляться под контролем психолога. Исследовательская деятельность способствует и развитию самого учителя, совершенствованию его отношений с учениками, родителями, окружающими.
Ақмола облысы білім басқармасының
«Туризм және сервис индустриясы колледжі» КММ
Управление образования Акмолинской области
КГУ «Колледж индустрии туризма и сервиса»
Доклад
на тему:
« Формирование ученического коллектива. Педагогическое руководство ученическим коллективом. »
Выполнила: Колесник А.И.
Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области
Современные направления педагогической работы по формированию ученического коллектива
В современных условиях классный коллектив школьников должен рассматриваться, прежде всего, с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе. Психологически развитой как коллектив считается такая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.
Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами, осуществляется, прежде всего, посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.
1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.
2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.
3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).
4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.
5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.
Переход к систематическому обучению в школе позволяет ребенку вступить в новые отношения с окружающими людьми, занять новое для него, характерное для школьника положение в обществе. Его вступление в школьный коллектив, и прежде всего коллектив своего класса имеет решающее значение для развития личности младшего школьника. Общая ученическая деятельность и та ее организация, которая характерна для школы, постепенно сплачивает учащихся в ученические коллективы. К концу обучения в младших классах дети воспринимают учебные задачи как задачи, стоящие перед всем классом, начинают интересоваться учебными достижениями своих товарищей и всего класса. Учебные дела являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив, но жизнь школьного коллектива не ограничивается этим. Постепенно среди школьников возникают интересы, связанные с их внеклассной работой, с общественной жизнью школы, с теми взаимоотношениями, которые устанавливаются в ученическом коллективе.
Коллектив школьников как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки:
- общественно-значимая цель;
- общественно-значимая деятельность;
- коллективные отношения;
- демократическое управление.
Педагогу очень важно знать особенности взаимоотношений ребенка с родителями, т.к. развитие коллективистских отношений начинает формироваться именно в семье. В этом же русле мыслит автор другой статьи, связанной с формированием ученического коллектива.
Одной из важнейших задач классного руководителя является единение и сплочение семьи, становление взаимопонимания родителей и детей, создание благоприятных и комфортных условий для развития ребёнка в семье и школе. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагога, родителей и детей.
Чтобы помочь родителям стать для учеников помощником и другом, наставником в формировании дружного детского коллектива, в своей работе педагог ставит такие цели:
- воспитание у детей миролюбия, понятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
- воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
- воспитание умения терпимо относится к особенностям поведения людей, стремиться оказывать помощь и быть готовым её принимать;
- формирование традиций классного коллектива.
В решении этих задач огромную роль играет родительский комитет класса. Чем активнее сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.
К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести:
Родительские чтения - очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.
Родительские вечера - интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы.
Презентация семейного опыта - это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.
Традиционный праздник «День семьи» - это подготовленный ежегодный концерт с конкурсами для детей и всех членов их семей. Такой праздник обычно проводится после 23 февраля и 8 марта, когда учитель с детьми поздравляют мужчин и женщин с прошедшими праздниками. Этот праздник ученики ждут с нетерпением, так, как только здесь они могут увидеть и понять, что класс - это большая дружная семья.
Реализуя свою профессиональную роль как педагога-воспитателя, классный руководитель ориентирован на непосредственно эмоциональное общение и совместную деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, на понимание мира интересов и увлечений учащихся класса. Важной задачей сегодняшнего времени является воспитание школьников, как достойных граждан совей страны.
Гражданин - это патриот, человек, имеющий активную жизненную позицию, коллективист, хороший друг, высоконравственный человек. Учитель уверен в том, что воспитывать эти качества можно и нужно в детском коллективе, в семье. Именно поэтому основной упор сделан на разнообразные виды, формы и методы воспитательной работы. Такие, как серия классных часов: «Я - гражданин России». Символика: российская, классная, школьная. Внеклассные мероприятия, интеллектуальные марафоны, литературно-музыкальные композиции, посвященные знаменательным датам: Дню Победы, Дню защитника Отечества. Поисковая и исследовательская работа. Путешествия, походы, турслёты, интернет-почта, круглые столы, диспуты, ролевые игры. Самые активные помощники в этих начинаниях - родители. Их роль в воспитании гражданской позиции очень важна. Убеждена, что энергетика патриотизма, гражданственности - главный ресурс развития России.
Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого ученика, а главное - включение ученика в систему коллективных отношений.
На воспитание полноценной, здоровой разносторонней личности влияет большое количество факторов. Один из таких факторов - это эмоциональный психолого-педагогический климат в том классном коллективе, в котором ребенок находится большее количество времени. Эмоциональное состояние учеников, взаимоотношения с одноклассниками и педагогом формируют мотивационную сферу школьника, а на ее основе формируется и развивается познавательная и эмоционально-волевая сфера.
Формирование и развитие сплоченного детского коллектива через создание благоприятного эмоционального психолого-педагогического микроклимата в группе - главная цель воспитательной работы классных руководителей школы-интерната.
В работе с детьми классный руководитель создает условия для реализации и развития потенциальных возможностей и способностей каждого учащегося. Целенаправленно формирует классный коллектив. Для этого использует работу в парах, группах. Такая работа учит ребят взаимодействию друг с другом. Научив детей сотрудничеству внутри коллектива своего класса, необходимо научить детей сотрудничать с коллективами других классов. Поэтому педагоги школы-интерната часто организовывают совместные классные часы, праздники с объединением классов.
В классных коллективах школы-интерната закрепились традиции проведения праздников, утренники, встречи с интересными людьми города, совместная работа с органами самоуправления (участие в конкурсах «Новогодняя игрушка»», «Меры пожарной безопасности дома», «Каждой пичужке по кормушке» и др.), участие в работе добрых дел детской организации под названием «Дерево добрых дел», классные часы, КТД.
Организация добрых дел закономерно заставляет ребенка включаться в те или иные отношения с другими людьми. В процессе этих отношений в классе и в школе, в целом, складываются самые разные ситуации, диктующие определенные поступки, ведущие к принятию решений, к выбору конкретной линии поведения.
Все добрые дела детского коллектива или школьника индивидуально, отражаются на «Дереве Добрых Дел».
В дружном и сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением членов коллектива сознательно подчинять личное общественному. Воспитание детей в коллективе и через коллектив, кроме прочего, позволяет ребенку не только проявлять, но и должным образом развивать и закреплять положительные качества характера, сполна реализовать свои наклонности.
Главная воспитательная задача руководителя, по мнению Т. Б. Шпырковой - создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции: образовательную, воспитательную, защитную, компенсирующую, интегрирующую и корректирующую.
Успешность реализации классом перечисленных функций во многом зависит от педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества, и прежде всего от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя.
В настоящее время выделяют несколько ведущих функций классного руководителя: «контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс; «проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться; «нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами; «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс; «старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся; «социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся; «фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации.
Для достижения положительных результатов создания коллектива можно использовать различные формы и методы. Работа можно вести по нескольким направлениям: развитие коммуникативных отношений; гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание; познавательный потенциал; спортивно-оздоровительный потенциал; художественно-эстетический потенциал; трудовой потенциал; экологический потенциал. Также для успешного формирования классного коллектива необходимо смоделировать воспитательную систему класса, определить, какие компоненты являются составляющими системы, продумать этапы развития этой воспитательной системы класса. В процессе работы педагог уделяет внимание укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций коллектива, выбору целевых ориентиров. Было выявлено, что значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения, т.е. воспитательная система класса должна стремиться быть открытой, коллектив не должен замыкаться в себе, он должен искать встреч с интересными и полезными ему людьми и коллективами.
Средствами реализации выше обозначенных пунктов могут стать:
- коллективные творческие дела класса;
- цикл классных часов, подготовленных учащимися самостоятельно в форме театрализованных представлений, игр;
- участие в соревнованиях, конкурсах;
- участие в школьных коллективных творческих делах;
- творческий отчет класса;
- походы, экскурсии, коллективные поездки.
Источники
- Амелина, О. П. Роль классного руководителя в формировании детского коллектива / О. П. Амелина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/
- Амонашвили, Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества / Ш. Амонашвили. - Киев: Изд-во «21 ВЕК», 2000. - 97 c.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Избр. псих. труды: в 2 т.; под ред. А. А. Бодалева и др. - М. : Педагогика, 1980. - Т. I. - 232 с.
- Аникеева, Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аникеева // Психологическая наука - школе. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.
- Конникова, Т. Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т. Е. Конникова. - М. : Просвещение, 2000.
- Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. - М. : ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.
- Кудрявцева, Е. А. Развитие индивидуальности ребенка в процессе коллективных взаимоотношений: Монография / Е.А. Кудрявцева // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] : Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием // URL: www.oim.ru .
- Немов, Р. С. Путь к коллективу / Р. С. Немов. - М. : Просвещение, 2000. - C. 67-70, 112-115.
- Никитина, Н. Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников / Н. Н. Никитина, И. Ю. Шустова // Классный руководитель. - 2004 - № 7. - С. 90-107.
- Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории / Л. И. Новикова. - М. : Просвещение, 2000. - C. 45-49, 87-91.
- Савоненко, М. Н. Роль родителей в формировании детского коллектива / М. Н. Савоненко // Доклад на педагогические чтения. - Старый Оскол, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/
Еще Аристотель отметил, что, коль скоро человек -- существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу. За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и широкой социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружа-
Глава III. Воспитывающая среда и се развитие
3.3. Ученический коллектив
юших людей и строить нормальные с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентации с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ... И наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека: если поет или танцует - - нужны слушатели или зрители; сочинил стихи,-- кому-то посвятил; посадил цветы - любуются все; добрый ли, злой ли поступок -опять отражается на людях; построил модель летательного аппарата или корабля - хочется, чтобы оценили; решил сложнейшую задачу первым - гордость проявляется на людях... Так возвратно-оценочные суждения и методы воздействия окружающих людей становятся мощным стимулом для развития в человеке позитивного и тормозом негативного (неодобрение, осуждение, бойкотирование, наказание...).
Столь богатые возможности человеческого сообщества для развития личности растущего человека подводят к выводу о том, что для создания оптимальных условий развития личности в воспитательном процессе -школы крайне важно отыскать ту форму сообщества сверстников, которая бы наилучшим образом могла решать задачи воспитательные, ᴛ.ᴇ. стимулировать развитие личности школьника. Таким содружеством мы считаем ученический коллектив,
В отечественной педагогике, начиная с 1920-1930-х годов до настоящего времени идея воспитания детей в коллективе разработана полно и многогранно.
В последнее время все чаще и чаще идея воспитания в коллективе подвергается резкой критике: основные мотивы ее якобы в том, что коллектив подавляет, нивелирует личность, подчиняет ее мнению большинства, стимулирует проявление конформизма {либо нонконформизма, в случае если личность самобытна и вступает в конфликт с коллективом), а это, мол, неприемлемо и несовместимо с идеями демократии, свободы личности, гласности и т.д. Все дело в том, что понимание коллектива в житейско-обыденной интерпретации и в практике организации детской жизни в некоторых учебно-воспитательных учреждениях, действительно, приводит педагога к авторитарной позиции: коллектив выступает как форма более лег-
кой организации деятельности детей, общественное мнение - как инструмент подавления нежелательного, как приводной ремень наказания виновных и т.д., вплоть до ябедничества, доносительства, разборок, лжелидерства и других нездоровых явлений, которые негативно сказываются на самочувствии и, следовательно, развитии каждой личности. Но с точки зрения научной подобную социально-психологическую группу назвать коллективом нельзя.
Воспитательный коллектив школы (класса) представляет собой органическое единство двух коллективов: педагогического и ученического; является основным фактором развития личности школьника (психологам известен феномен приоритетности, особенно у подростков и в юношеском возрасте, отношений со сверстниками). Коллектив, по мнению А.С. Макаренко, - это живой социальный организм, в котором развитие, ʼʼдвижение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смертиʼʼ. Коллективно отношению к каждому его члену - это ʼʼинструмент прикосновения к личностиʼʼ.
Воспитательный коллектив решает широкий спектр воспитательных задач: выработка общественно значимых целей и перспектив совместной деятельности, обеспечение каждому члену активной позиции в совместной жизни, деятельности, выработка высоконравственных норм и общих ценностных ориентации на культуру, создание возможности самоактуализации для каждого члена коллектива, реализация идеи защищенности в комфортном психологическом климате детско-взрослого содружества...
Глава II!. Воспитывающая среда и ее развитие
Общественно значимая цель. Коллективы по своему целевому назначению разнообразны: трудовые, ученические, досуговые, политические, свободного общения и т.д. Школьный класс - коллектив особого рода: он изначально создан по формальному признаку (детям исполнилось семь лет - родители привели в школу, живут в одном микрорайоне, или родителей привлек профиль класса или школы, или захотелось отдать ребенка в 1-ый класс к популярному учителю...). Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед классным руководителем цель и определение стратегических и тактических задач воспитания. И не только перед собой, но и довести их до сознания своих воспитанника. Вместе с тем, эту цель и задачи грамотно расположить в логике перспектив для учащихся: близких, средних, дальних. К примеру, вновь назначенный классный руководитель 9-го класса, профиль которого - туристе-ко-экскурсионный, обрисовывая далекую перспективу - цель (на три последние года в школе), говорит учащимся о том, что, оканчивая школу, они получат к аттестату зрелости удостоверения на право руководства туристскими группами (некоторые из них даже будут водить группы в походы 3-й категории сложности по Крыму, Кавказу, Алтаю, Хибинам), а также удостоверение экскурсовода с правом проведения экскурсий по Москве и Золотому кольцу. ʼʼКо всему этому вы будете готовы...ʼʼ И о том, что это должна быть второй профессией. И о том, что это прекрасное хобби. И о том, что это прекрасно развивает все стороны личности.
Как средняя перспектива может выступать запланированный на весенние каникулы поход по партизанским тропам горного Крыма. И как серия ближайших перспектив: автобусная экскурсия по Москве (тематика самая разнообразная), музеи, театры, встречи с интересными людьми, совместная работа по зарабатыванию денег на поездки, ʼʼОгонькиʼʼ и вечера... Общественно значимая деятельность. Межличностное общение детей и начинается, и развивается, и существует как фактор развития только в разнообразных видах деятельности, так как именно в деятельности
3.3. Ученический коллектив
формируется отношение детей к окружающему миру. Значит, классный руководитель, желая как можно скорее создать коллектив, должен насытить жизнь детей разнообразными делами: 1 сентября -- классный час ʼʼНауки сокращают опыт быстротекущей жизниʼʼ, посвященный Дню знаний; поход по Подмосковью; классный ʼʼОгонекʼʼ под названием ʼʼБудем знакомы, знакомые и незнакомцыʼʼ; поездка в Константинове и чтение любимых стихов С.Есенина; субботник по оборудованию и оформлению своего класса, посещение театра и художественной выставки; конкурс рефератов, посвященных 850-летию Москвы... Это позволит быстрее узнать детей, перезнакомить их, включить в деловые и интимно-личностные отношения. Единственное условие: любая деятельность должна быть, во-первых, общественно полезной и значимой и, во-вторых, приносить личностное удовлетворение каждому ее участнику.
3. Отношения ответственной зависимости. А.С. Макарен ко называл их еще отношениями ʼʼвзаимной ответствен ности и взаимного подчиненияʼʼ. Имеется в виду фор мальная и неформальная структура коллектива. Это актив и органы самоуправления; это система поручений и обязанностей (каждому члену класса поручение по душе, в русле его интересов и способностей). При этом важно соблюдение еще двух условий: научение испол нению поручения (алгоритм, инструктаж, пример взрос лого и т.п.) и контроль (с целью доведения до конца начатого дела). Тогда только система поручений (по стоянных и временных) позволит создать в коллективе условия для самодктуализации каждого его члена - и взрослого, и школьника.
4. В коллективе реализуется идея свободы личности, ее рас кованности и в то же время защищенности каждого чле на коллектива. Ю.П. Азаров* пишет: ʼʼСуть в том, чтобы дети и воспитатели ставили на первое место ту свобо ду и ту раскованность, которые освобождают челове ка духовно, которые создают предпосылки для рожде ния страстной увлеченности серьезным деломʼʼ. В со-
Азаров Ю.П. Искусство носшпъшать. М., 1979. С. 88-92.
3.3. Ученический коллектив
временной школе свобода и раскованность непременно должны быть связаны с гарантией развития всех, рассматриваться как свобода деятельности, как свобода духовно обогащающего общения против различных форм разобщенности и дегуманизации отношений в среде взрослых и детей.
По этой причине раскованность должна быть связана с защищенностью: ʼʼкаждый уверовал в то, что его не обидят, выслушают, вникнут в душевное состояние, помогут, подскажут, потребуют должного поведения, в случае если человек оступилсяʼʼ... ʼʼДиалектика защищенности предполагает и воспитанную способность защищать не только себя, но и тех, с кем он живет и общается: мать, отца, близких товарищей... чтобы школьник не чувствовал себя в привилегированном положении в сравнении с другими, чтобы защищенность его не складывалась за счёт незащищенности другихʼʼ. 5. Единая для всех система требований. Во всех сферах жизни и деятельности коллектива: в четкости организации каждого вида деятельности, в исполнении поручений всеми и каждым, в уважительном отношении ко всем, в наивысшей требовательности к себе, в соблюдении порядка, дисциплины, в неукоснительном исполнении норм нравственного поведения и т.д. При этом система требований в коллективе должна быть инструментована тонко и изящно. Она должна быть выражена во множестве вариаций требования: требование-приказ, требование-совет, требование-намек, требование-удивление, требование-рекомендация, требование-побуждение, требование-просьба и т.д. Это убережет педагога от авторитаризма требований, которые способны подавить, нивелировать личность, позволить развиться конформизму, провоцировать нонконформизм. Уместно вспомнить макарен-ковское ʼʼкак можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к немуʼʼ. В коллективах высокого уровня развития - высок уровень требований: непозволительность пустого времяпрепровождения, нельзя не развиваться, требования чуткого отношения друг к другу, понимание состояния товарища с полувзгляда и т.п.
6. Традиции в коллективе возникают постепенно, по мере накопления совместного опыта деятельности и обще ния. Вот в классе прошло увлекательное дело, всем по нравилось, все испытали радость общения... И за этим, как правило, следует ребячье: ʼʼА давайте ещеʼʼ. И тог да педагог, желая закрепить традицию, проводит на таком же высоком уровне подготовленности серию подобных дел, которые становятся традиционными: их дети ждут, к ним готовятся, их воспитательная эффек тивность - максимально высока. Традиционными мо гут стать праздники рождения школы, класса, отряда; вечера встречи с выпускниками; туристические слеты и ʼʼогонькиʼʼ; посвящение в туристы (краеведы, искус ствоведы, театралы, конструкторы и изобретатели...); круглые столы - с различной тематикой; большие ро левые игры; пресс-конференции; дискотеки или балы, посвященные временам года и другие формы воспи тательной работы.
Традиционно в хороших коллективах закрепляются и нормы отношений:
ʼʼЖиви для улыбки другаʼʼ, ʼʼКаждому - дело по душеʼʼ, ʼʼТрудную и неблагодарную работу выполняет лучшийʼʼ, ʼʼВ случае если беда -- все на помощьʼʼ, ʼʼВсе дела - творчески, иначе - зачемʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Обогащение коллективной жизни традиционными делами и нормами эмоционально-положительных отношений - один из путей сплочения и развития ученического коллектива. Причем эти две формы традиций в реальной практике воспитания практически всегда выступают в единстве. К примеру, мажорный стиль и тон ʼʼв коллективе, - писал А.С. Макаренко, - должен иметь очень спокойный и.крепкий вид... вид постоянной бодрости, готовности к действию... к спокойному, энергичному, но в то же время и экономному движениюʼʼ.
7. Связь с другими коллективами - общешкольным, пе дагогическим, подшефным, с коллективами трудовы ми, других учебных заведений (школ, вузов, детских домов и т.д.). При этом должны быть две линии взаи модействия: одна, согласно которой ученический кол лектив ʼʼберетʼʼ для себя что-то (спонсорскую матери альную помощь, опыт деятельности, навыки взаимо-
Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
отношений, помощь и моральную поддержку...) и другая, согласно которой ученический коллектив ʼʼотдаетʼʼ что-то другим (материальное либо духовное - шефские концерты, подарки воспитанникам детского дома, шефство над домом инвалидов, оказание помощи малышам, озеленение микрорайона, оснащение дворов детскими площадками, акции милосердия и т.п.). 8. Коллектив имеет свою историю развития. И это не только общие события и явления в прошлом. Это и поступательное, прогрессивное движение от низших форм существования (диффузной группы) к высшим (коллективу); это движение от первой к четвертой стадии (уровню) развития коллектива. От состояния авторитарного руководства педагогом всеми делами до полного самоуправления.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА И ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА |
Педагогу-воспитателю, выступающему в качестве лидера детского объединения, в воспитательном процессе школы (класса) крайне важно хорошо представлять себе некоторые психологические характеристики ученического коллектива.
В первую очередь, любой коллектив имеет двойную структуру: формальную (ученический класс изначально создан по формальному принципу; структура органов самоуправления должна быть достаточно формальной...) и неформальную (интимно-личностные взаимоотношения членов коллектива, наличие неформальных ʼʼлидеровʼʼ, ʼʼзвездʼʼ, ʼʼпредпочитаемыхʼʼ, ʼʼпринятыхʼʼ, ʼʼотверженныхʼʼ - это хорошо выявляется педагогом с помощью социометрических методик).
Во-вторых, позиция каждого школьника (да и педагога тоже) сложна и неоднозначна, порой даже противоречива, ибо каждый человек одновременно является членом многих коллективов: временных и постоянных, учебных и производственных, обязательных и досуговых (по выбору), однрвозрастных и разновозрастных, в школе и вне ее - в учреждениях дополнительного образования, в неформальных объединениях и детско-юношеских организациях. Ю.М. Лотман пишет: ʼʼ...один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки,
Наше перестроечное время, с особой
актуальностью поставившее задачи модернизации образования и воспитания,* высветило и еще одну проблему, связанную с воспитательными проблемами создания и развития коллектива -- это воспитание в личности учащихся таких качеств личности как коммуникативность и толерантность. Именно они в решении задач формирования, у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, деловых и предпринимательских качеств, способности к сотрудничеству и лидерству, умения разрешать конфликты и с достоинством выходить из сложных жизненных ситуаций имеют приоритетное значение.
Это стало насущным требованием времени по двум основным причинам. В первую очередь, как отмечает исследователь этой проблемы П. Степанов**, ʼʼприходится констатировать, что среди молодежи достаточно широко распространились расистские, националистические, профашистские настроения, процветают различные формы дискриминации по групповому, возрастному, половому и другим признакамʼʼ. Это итоᴦ. А начинается все с малого: неприятия другого человека (даже маленького к маленьким) --за ʼʼне такое, как мое отношение к книге, игрушке, еде, предметам быта͵ фильму, поступку, подар-
* См. ʼʼКонцепцию модернизации российского образования на период 2010 годаʼʼ / Распоряжение Правительств;) Российской Федерации от 29 декабря 2001 года; Городская целевая программа ʼʼМодернизация московского образования (Столичное образование - 3)ʼʼ от 20 ноября 2001 года.
"* Степанов П. Как воспитать толерантность? - ʼʼНародное образованиеʼʼ, 200!, № 9. С. 91-92.
Глава 11_Г_Воспитымющая среда и ее развитие
ку, нравственным ценностям - доброте, справедливости, товариществу, дружбе, любви...
И во-вторых, нельзя назвать толерантным господствующее в нашем обществе отношение к детству: ребенок зависим от взрослых и материально и морально. ʼʼМы не ценим ребенка за самобытность, просто не замечаем своеобразной детской субкультуры или считаем ее чем-то неразвившимся, несерьезным, каким-то суррогатомʼʼ*. Из-за этого обостряется проблема ʼʼотцовʼʼ и ʼʼдетейʼʼ, растет стена неприятия одних другими.
Острота проблемы и крайне важно сть ее разрешения обусловила появление Федеральной целевой программы ʼʼФормирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)ʼʼ**.
В процессе школьного воспитания эту проблему решить можно в логике развития ученического коллектива, что позволяет целенаправленно влиять на развитие личности учащихся коммуникативности и толерантности.
Коммуникативность (от лат. соттшпсаЫНз - соединимый, сообщающийся) принято понимать как ʼʼсовместимость (способность к совместной работе), способность к общению, общительностьʼʼ (Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. М., 2001. Кн. 1. С, 716). А толерантность (от лат. ю1егаппа - терпение) имеет два важных для педагогов-практиков значения: 1) ʼʼспособность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора средыʼʼ, 2) ʼʼтерпимость к чужим мнениям, верованиям, поведениюʼʼ (Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. М., 2001. Кн. 2. С. 1583).
Как видим, эти два понятия тесно между собой связаны и переплетены: толерантность человека позволяет ему легко вступать в коммуникативные связи с другими людьми, а этически грамотная позиция в общении делает человека толерантным.
Есть как бы два аспекта у этой проблемы воспитания. В первую очередь, с позиций гуманной педагогики воспитатель
* Степанов П. Как воспитать толерантность? - ʼʼНародное образованиеʼʼ, 2001, № 9. С. 91-92.
** Журнал ʼʼНародное образованиеʼʼ, 2002, № 1. С. 255-263.
3.3. Ученический коллектив
принимает ребенка (детей, весь детский коллектив) таким, каков он есть - с его достоинствами и недостатками, его успехами и промахами, хорошими взглядами и поступками, с болезнями роста и ошибками. Принимает, понимает.., чтобы вести его развитие дальше, воздействуя позитивно и собственной личностью, и организованным взаимодействием со сверстниками в детском коллективе. По этой причине столь важными становятся такие способы воздействия педагога как обеспечение каждому достойного, удовлетворяющего его места в коллективе, подход с оптимистической гипотезой, диалектическое сочетание уважения и требовательности, оказание психолого-педагогической поддержки в решении насущных проблем каждого ребенка, любого детского коллектива, создания воспитывающих ситуаций, проецирующих позитивное развитие: от негативных качеств личности - к позитивным, от ошибочных взглядов и просчетов -- к их преодолению, от асоциальной и антисоциальной позиции -к проявлениям позиции, оцениваемой в логике стремления к ИСТИНЕ, ДОБРУ, КРАСОТЕ.
А во-вторых, задача педагога, работающего с детским коллективом -внедрять в сознание и поведение детей идеи толерантности - терпимого отношения к мнениям, взглядам, оценкам, поступкам, образу жизни своих сверстников, соприкасающихся с ними взрослых людей - родителей, педагогов, случайно встретившихся людей. Идеями толерантности должна быть пронизана вся жизнедеятельность детей в школе и дома, в ближайшем бытовом окружении. Как же эти два аспекта бывают реализованы в практике воспитания?
Это прежде всего забота о благожелательном психологическом климате в детском коллективе и о культуре отношений взрослых и детей: ʼʼкаждый человек - наивысшая ценность, которую нужно бережно культивироватьʼʼ, ʼʼНе судите - да не судимы будете,ʼʼ, ʼʼЖивите для улыбки другаʼʼ, ʼʼПоступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобойʼʼ... Эти и многие другие принципы отношений проецируют проявления толерантности в отношениях.
Идея психолого-педагогической поддержки, осуществляемой детьми и взрослыми (помощь в учебе, ʼʼроскошь человеческого общенияʼʼ в совместных делах - походах,
Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
ʼʼогонькахʼʼ, дружеских чаепитиях и встречах.., позитивное разрешение конфликтов со сверстниками и взрослыми, научение приемам самопознания и самовоспитания...).
Общая организация жизни и деятельности коллектива (во всех видах деятельности), мажорный стиль и тон способствуют налаживанию товарищеских и дружеских отношений меду детьми и взрослыми, развитию сотрудничества, "взаимопомощи, сотворчества.
Могут быть использованы и специальные формы воспитательной работы с детьми: серия классных часов"под рубрикой ʼʼИнтересный человек рядомʼʼ; цикл уроков.человековедения ʼʼЯ и другие людиʼʼ, ʼʼЧеловек среди людейʼʼ, ʼʼРоскошь человеческого общенияʼʼ; различные тематические классные часы, специально посвященные определенным нравственным качествам, связанным с развитием толерантности: альтруизм, великодушие, гуманность, доброта͵ милосердие, достоинство личности.., а также и развенчивающие негативные качества - недоброжелательность, жестокость, равнодушие, бестактность, злословие, высокомерие, критиканство и т.д.
Возможно использование специальных, интересных по форме и содержанию творческих занятий по воспитанию толерантности.* Темы их таковы: ʼʼПрезентация субкультурʼʼ, ʼʼСоциальное ʼʼдноʼʼ: проблемы общественного отношения и государственной политикиʼʼ, ʼʼЭтнос, нации, межнациональные отношенияʼʼ, ʼʼСлушается дело о кавказской войнеʼʼ, ʼʼВоенный противник: проблема отношенийʼʼ.
Это и индивидуальная работа с детьми - трудными, одаренными, шалунами, изгоями, ʼʼклассными шутамиʼʼ, юными воришками, грубиянами, дерзкими нарушителями школьного распорядка, любителями ʼʼпсевдосвободыʼʼ...
Это и работа воспитателя с детьми (подростками) из неформальных объединений разного толка - фанатами, панками, хакерами, меломанами...
И еще. Видимо, есть специфика в проявлении толерантности, проявляемой в отношениях ʼʼвоспитатель о воспитанникʼʼ. Безусловно, мы должны принять как долж-
3.3. Ученический коллектив
ное всю палитру нравственных отношений воспитанника - к музыке, поэзии, живописи, науке и учению, к образу жизни и поведения, к религии, к сверстникам и взрослым... Но ведь в практике воспитания мы встречаемся и с безнравственным, даже противоправными взглядами, точками зрения, поступками... Вот примеры.
Шестиклассник съезжает на перилах по школьной лестнице, размахивая ногами -- ударяет первоклассни цу, поднимающуюся навстречу, по лицу, разбивая в кровь нос и губу. На выговор подоспевшей учительницы отве чает: ʼʼЯ - человек свободный. Как хочу так и веду себя. Пусть бы она посторонилась. А разбитый нос - это ее проблемыʼʼ.
Подросток, замеченный в кражах, заявляет: ʼʼВоро вал, ворую и буду воровать! Задача в том, чтобы научиться не попадаться. Ведь сейчас все воруютʼʼ.
Две девочки, восстанавливая ʼʼсправедливостьʼʼ, из били третью. Одноклассницы оказались на стороне изби вавших: ʼʼТак Лизке и нужно: она - сплетницаʼʼ.
В классе принято повальное списывание. Не дает спи сывать и сама не списывает одна Вера В. Естественно, она в классе стала изгоем.
А сколько прозвищ и кличек бытует в детской сре де по поводу принадлежности сверстников к разным на циональностям - не счесть!
Подобных примеров в школьной практике немало. Как быть в подобных ситуациях: Принимать? Терпеть? Проявлять толерантность?
Видимо, в воспитании ребенка (подростка логика принятия иная, чем в отношениях взрослых людей (со сформировавшейся твердой позицией в отношениях к окру-жаюшему миру). Педагог же в отношениях с воспитанником принимает его таким, какой он есть, временно, условно пытается понять, почему таким стал, а в последующих воздействиях старается повлиять с целью изменения отношений воспитанника в логике их позитивного развития. Лишь на этой базе развивается взаимопонимание, постепенное взаимопринятие и взаимодействие, что приводит, в конечном счете, к подлинной толерантности, ᴛ.ᴇ. безусловному принятию самобытной личности воспитанника. Самобытный во всем - темпераменте, характе-
204 Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
ре, способностях, увлечениях, склонностях, убеждениях, поступках и т.д. Кроме безнравственното и противоправного в структуре личности.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА |
Коллектив - явление динамичное. Он постоянно в развитии, в становлении. Все исследователи, и теоретики, и практики, выделяли несколько {от трех до пяти) стадий развития коллектива. Так, А.С. Макаренко в качестве основания для выделения стадий выдвигал педагогическое требование, у него получились такие стадии: 1) требование, высказанное в форме, не допускающей возражений; 2) когда требования педагога поддерживаются активом, помогающим в их реализации; 3) когда требует коллектив; 4) наивысшая стадия -- когда каждый предъявляет наивысшие требования к самому себе.
Наш современный ученый-исследователь детского коллектива Л.И. Новикова выделяет три стадии: естественного сплочения; когда коллективу хорошо удается массовое воспитание; когда коллектив становится средством индивидуального развития каждого его члена.
Еше один подход разработан А.Н. Лутошкиным, считавшим самым главным свойством коллектива способность к саморазвитию. Работая с активом старшеклассников, он выделял такие пять стадий: ʼʼпесчаная россыпьʼʼ, ʼʼмягкая глинаʼʼ, ʼʼмерцающий маякʼʼ, ʼʼалый парусʼʼ, ʼʼгорящий факелʼʼ*.
По мере развития коллектива меняется позиция педагога в детском коллективе - от авторитарно-декларативной (в хорошем смысле слова) на низшей стадии развития до подлинно демократической, доверительной позиции старшего друга, советчика, наставника, коллеги по общему делу.
Спецификой воспитательного процесса в школе является тесное взаимодействие ученического и педагогического коллективов. В деятельности классного руководителя, воспитате-
Лупюшкин А.Н. Как вести за собой. М., 1981.
3.3. Ученический коллектив
ля определенной группы школьников это взаимодействие с малым педагогическим коллективом, в котором объединены все педагоги (учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, вожатые...). Необходимость этой ʼʼзаботыʼʼ диктуется задачей выработки единой стратегии и тактики воспитательного процесса, осуществляемого всеми педагогами, работающими с классом, определения стиля и тона отношений с детьми, разработкой той меры содержания воспитательного воздействия, которую вносит каждый учитель в развитие коллектива и отдельных учащихся... Формы такого взаимодействия в современной школе многообразны. Назовем некоторые из них.
1. Рациональный подбор и расстановка кадров учителей для работы с классом исходя из особенностей класса (профиля, изучаемых специальных предметов, психолого-педагогических особенностей, сложившейся социально-педагогической ситуации развития, истории развития и воспитания, интеллектуального потенциала, психологического климата...). Причем в данном подборе могут и должны быть личности различного типа: мужчины и женщины, молодые и пожилые, серьезные и веселые, важные, значительные и простые, имеющие различные хобби, владеющие многообразными навыками и умениями... Чем богаче палитра ʼʼкрасокʼʼ, тем лучше, ведь класс многолик, и каждый ребенок должен иметь ʼʼсвоегоʼʼ учителя, близкого ему по характеру, по духу, более совместимого по психофизиологическим данным. И, что немаловажно, в идеале группа учителей, работающих в классе, должна относиться к категории единомышленников самого классного руководителя. Единомышленников по жизненной и педагогической позиции (единые ценностные ориентации в жизни и единые педагогические цели, принципы, отношение к работе и детям). Именно это позволит создать работоспособный, творческий, оптимистичный жизнерадостный по стилю и тону отношений. коллектив взрослых и детей, который станет идеальной воспитывающей средой.
2. Систематическое проведение малых педагогических советов. Тематика и назначение их многообразна: опре-
Глава 111. Воспитывающая среда и ее_развитис
3.3. Ученический коллектив
деление цели, задач, отбор содержания, средств, форм и методов работы с классом; обсуждение ситуации и событий в классе; выработка единого стиля и тона взаимоотношений с классом и отдельными учащимися; реализация дифференцированного подхода в воспитании отдельных групп учащихся (на базе интересов и возможностей педагогов) и др.
3. Проведение общих интегрированных форм учебно-вос питательной работы с классом. Кооперирование класс ного руководителя с учителями-предметниками разных специальностей, с людьми, имеющими разнообразные увлечения и хобби, позволяет поднять уровень профес сионализма воспитательной работы. Назовем некото рые интегрированные формы работы, взятые нами из школьной практики.
Ежегодные состязания-турниры ʼʼОтцы и детиʼʼ (в содержании их различные конкурсы: интеллектуальные, трудовые, художественно-творческие, физкулъ-турно-спортивные, игровые...), готовят их под руководством классного руководителя учителя-предметники и родители.
...ʼʼПрирода и яʼʼ (назначение - выработка ценностного отношения к природе); классный час, проведенный вместе с учителями географии и биологии. ...Классный час ʼʼПсихология молодого человека на войнеʼʼ в 11-м классе, подготовленный классным руководителем, учителем истории (в это время по программе изучалась Великая Отечественная война) и учителем литературы.
Урок внеклассного чтения ʼʼПоэзия любви XIX векаʼʼ в рубрике ʼʼЗа страницами учебникаʼʼ, проведенный учителем литературы и классным руководителем, учителем этики и психологии семейной жизни (при изучении темы ʼʼЛюбовь как высшее человеческое чувствоʼʼ).
4. Проведение педагогических консилиумов (малые педа гогические советы, которым предшествует всесторон нее изучение класса и отдельных учащихся, хода и ре зультатов учебно-воспитательного процесса с помощью различных методик психолого-педагогического иссле дования; назначение их - решение насущных проблем
класса, отдельных учащихся). Такие консилиумы могут проводиться систематически (раз в четверть), а также эпизодически для решения возникших в учебно-воспитательном процессе проблем. К примеру, снижение уровня успеваемости, высокая степень конфликтное -,ти учителей с классом, низкий уровень дисциплинированности учащихся, чрезвычайные происшествия, неуспеваемость и трудновоспитуемость отдельных учащихся, проблемы дифференцированного и индивидуального подхода, анализ результатов учебно-воспитательного процесса и его эффективности... И многие-.многие другие.
5. Проведение различных форм воспитательной работы совместно с классами, где учителя-предметники являются классными руководителями: подготовка и проведение предметных недель, различные турниры типа ʼʼКВНʼʼ, ʼʼЧто? Где? Когда?ʼʼ, ʼʼПоле чудесʼʼ, ʼʼВеселые стартыʼʼ, совместные праздники и ʼʼОгонькиʼʼ, ʼʼЛитературные (театральные, поэтические, музыкальные...) гостиныеʼʼ, совместные театральные постановки, выставки творческих работ, приглашения на ʼʼоткрытыеʼʼ формы работы...
Эти дела способствуют, кроме того, созданию и развитию общешкольной системы воспитательной работы, развитию школьного коллектива, превращению учителей в единомышленников, улучшают психологический климат в классах и школе, способствуют гуманизации отношений учителей и учащихся.
208______________ ГлаваIII,._Воспитынаюшая среда и ее развитие
Воспитатель вырабатывает специальную стратегию и тактику предотвращения и преодоления этих явлений.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Коллектив как социальная группа: сущность, отличие от других социальных групп, характерные признаки.
2. Каковы воспитательные возможности коллектива?
3. Психолого-педагогические характеристики коллектива и воспитательная работа классного руководителя.
4. -Попробуйте составить методические правила создания и развития ученического коллектива.
5. Как предотвратить и преодолеть, негативные явления в отношениях ʼʼколлектив <-* личностьʼʼ, в случае если они возник ли?
6. Как происходит самоактуализация личности педагога и вос питанников в детском коллективе?
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.
Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. М., 1984.
Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1984.
Класс в воспитательной системе школы // Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др.
Размещено на реф.рф
М., 1999. Ч. 3. § 4.
Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.
Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1976.
Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Ро
Ученический коллектив: методика его создания и развития - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Ученический коллектив: методика его создания и развития" 2017, 2018.
Коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище.
А.С. Макаренко
Человек – существо общественное
Еще Аристотель отметил, что, коль скоро человек - существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу. За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и широкой социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружающих людей и строить нормальные с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентации с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ... И наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека: если поет или танцует - - нужны слушатели или зрители; сочинил стихи,- кому-то посвятил; посадил цветы - любуются все; добрый ли, злой ли поступок -опять отражается на людях; построил модель летательного аппарата или корабля - хочется, чтобы оценили; решил сложнейшую задачу первым - гордость проявляется на людях... Так возвратно-оценочные суждения и методы воздействия окружающих людей становятся мощным стимулом для развития в человеке позитивного и тормозом негативного (неодобрение, осуждение, бойкотирование, наказание...).
Столь богатые возможности человеческого сообщества для развития личности растущего человека подводят к выводу о том, что для создания оптимальных условий развития личности в воспитательном процессе -школы необходимо отыскать ту форму сообщества сверстников, которая бы наилучшим образом могла решать задачи воспитательные, т.е. стимулировать развитие личности школьника. Таким содружеством мы считаем ученический коллектив,
В отечественной педагогике, начиная с 1920-1930-х годов до настоящего времени идея воспитания детей в коллективе разработана полно и многогранно.
В последнее время все чаще и чаще идея воспитания в коллективе подвергается резкой критике: основные мотивы ее якобы в том, что коллектив подавляет, нивелирует личность, подчиняет ее мнению большинства, стимулирует проявление конформизма {либо нонконформизма, если личность самобытна и вступает в конфликт с коллективом), а это, мол, неприемлемо и несовместимо с идеями демократии, свободы личности, гласности и т.д. Все дело в том, что понимание коллектива в житейско-обыденной интерпретации и в практике организации детской жизни в некоторых учебно-воспитательных учреждениях, действительно, приводит педагога к авторитарной позиции: коллектив выступает как форма более легкой организации деятельности детей, общественное мнение - как инструмент подавления нежелательного, как приводной ремень наказания виновных и т.д., вплоть до ябедничества, доносительства, разборок, лжелидерства и других нездоровых явлений, которые негативно сказываются на самочувствии и, следовательно, развитии каждой личности. Но с точки зрения научной подобную социально-психологическую группу назвать коллективом нельзя.
Коллектив не самоцель педагогических усилий. Он формируется воспитателем для создания оптимальной среды (воспитательного пространства) как инструмент и помощник в формировании личности воспитанников. Зарождается, крепнет и развивается детский коллектив только в процессе совместной целеустремленной практической просоциальной деятельности, полезной для коллектива, каждого его члена, для других людей.
Технологические правила организации коллективной деятельности:
o Гуманистическая, просоциальная, субъективно личностно значимая для каждого члена коллектива цель организуемой деятельности.
o Предпочтение коллективным и групповым видам деятельности.
o Активное участие каждого.
o Технологическая организованность (время, место, объем действий, порядок их выполнения, оснащенность).
o Сочетание традиционности и вариативности в содержаОм и формах.
o Организация сменных отношений взаимной зависимости и взаимного подчинения в групповой деятельности.
o Ориентация на успех и позитивную оценку деятельности каждого члена коллектива.
В процессе такой деятельности создаются и укрепляются коллективные связи, у воспитанников развиваются коллективные навыки и привычки, коллективистское сознание находит свое выражение в поступках, в поведении.
В процессе формирования коллектива педагог использует разнообразные методы и средства, направленные на стимулирование деятельности всех его членов и его сплачивание. Это прежде всего система требований. Предъявление требований к ученикам должно иметь форму убедительного разъяснения задач, правил, норм совместной жизнедеятельности. Воспитание ученического актива происходит с помощью консультирования, психологической поддержки, обмена опытом, организации и контроля.
Цели, раскрывающие перспективы развития и жизни детского коллектива, ставятся четко и увлекательно. А.С. Макаренко называл это системой перспективных линий, организацией завтрашней радости – постановка близких, средних и далеких целей.
Жизненная перспектива является одним из важнейших моментов в развитии человека и коллектива. В ней выражается совокупность культурных и материальных потребностей человека, уровень его развития, весь моральный облик. А.С. Макаренко справедливо считал одной из важнейших педагогических особенностей перспективы то, что, будучи разОмутой перед ребенком, как система цели, она увлекает его возможностью достигнуть желаемого результата, вызывает стремление участвовать в построении своего и коллективного будущего, создает радостное настроение и устремленность вперед. Это стремление к удовлетворению сформировавшихся потребностей, желаний, интересов является мобилизующим и направляющим деятельность в определенное социально ценОм русло.
Под перспективой в конкретном педагогическом плане понимаются такие задачи, цели, дела, которые отвечают внутренним потребностям развития личности, группы детей, коллектива в целом, соответствуют уровню развития его членов – их возрастным и индивидуальным особенностям. Перспективы, организуемые с целью создания воспитательного коллектива и формирования личности учащихся, имеют некоторые общие характерные особенности:
o увлекательность дел , основанных как на непосредственном детском интересе, так и на радостном, рождаемом в воображении образе совместной коллективной деятельности;
o общественно полезная ценность задач, целей, конкретных дел;
o четкая организация процесса достижения перспективы.
Перспективы, цели выбираются самими детьми при помощи коллективной «разведки» интересных дел, рассчитанных на участие каждого, на самостоятельные действия, инициативу. В результате появляется план конкретных дел.
Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Она не требует много времени и усилий для своей реализации. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра, соревнование и т. д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы – это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива. Но, если коллектив будет ставить перед собой только такие перспективы, развитие остановится и начнется распад коллективных отношений.
Средняя перспектива – более отдаленная цель, требующая не только длительного времени, но и определенных усилий всего коллектива по ее достижению. Класс хочет на летних каникулах поехать на пароходе по Волге, но не на родительские деньги, а заработать их самостоятельно.
Дальняя перспектива – перспектива на длительное время.
Чем младше воспитанники, тем большее значение в их жизни имеют близкие перспективы и некоторые средние. Взросление коллектива усложняет систему перспектив его жизнедеятельности.
Задача учителя заключается в том, чтобы организовать систему перспектив, систему деятельности, движение коллектива от решения одной задачи к другой, более сложной. Одним из звеньев такой системы воспитания школьников могут стать коллективные творческие дела (КТД) , включающие коллективную организаторскую деятельность, творческие игры, праздники и т. д. Эти формы организации воспитательной работы способствуют целостному, многостороннему развитию воспитанников. Подобная деятельность позволяет объединить усилия воспитанников всех возрастных групп, способствует развитию отношений товарищеского межвозрастного содружества.
Принцип параллельного действия: влияние на воспитанников через требования актива, принявшего нравственные ценности воспитателя, и общественное мнение. При этом сохраняется и воспитательное влияние педагога. Это возможно в развитом коллективе, требует педагогического мастерства, так как имеется опасность использования общественного мнения как грубой силы и давления на отдельную личность.
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут исплачивают коллектив традиции, устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, положительный опыт деятельности, желания воспитанников. Они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, коллективные ценности, украшают жизнь. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций… не может быть хорошей школой» (А.С. Макаренко). Формирование общественного мнения в коллективе тесно связано с созданием и укреплением традиций. Макаренко считал их наличие характерным признаком третьего этапа развития коллектива. Каждая традиция имеет свое прошлое, большую или меньшую историю. Создание традиций возможно только при условии, что новые поколения воспитанников поддерживают те начинания и ценности, которые складываются на предыдущих этапах развития коллектива. Они имеют определенную, установившуюся, яркую и содержательную форму (традиционные вечера-встречи выпускников, последний звонок, празднование Дня знаний и др.). Появление новых традиций обогащает и обновляет коллективный опыт, но «изобретать их надо так, чтобы детям казалось, что изобретают они». (А.С. Макаренко). Традиции не должны быть застывшей догмой. Отражая прошлое, они вместе с тем должны быть живыми, нужными и полезными сегодня.
Развитие коллектива и его нормальное функционирование возможно при бодром жизнерадостном тоне и стиле отношений в нем, атмосфере доверия и требовательности, умении критиковать и правильно воспринимать критику, командовать и подчиняться. А.С. Макаренко называл такие условия правильного тона и стиля в коллективе:
o мажор – бодрость, радость, красота;
o гордость за свой коллектив и чувство собственного достоинства;
o дружеское единение членов коллектива;
o активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному деловому действию;
o привычка к торможению и сдержанности в словах, движениях, эмоциях;
o высокая, сознательная дисциплина, но несводимая только к торможению, проявляющаяся в движении вперед, в стремлении к чему-то новому, в преодолении трудностей.
В отличие от взрослых деятельность детских коллективов должна быть пронизана элементами игры, красочности и романтики, характеризоваться целеустремленностью, активностью и инициативой воспитанников.
В практике педагогического управления детским коллективом необходимо соблюдать следующие технологические правила:
1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением воспитанников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией воспитанников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить.
2. Коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Начиная, как единоличный организатор на первой стадии, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.
3. Высокой эффективности коллективного воспитания педагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей и других воспитателей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей.
4. Приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у них формируются.
5. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не моОм, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.