1.Прежде всего, в работе над натюрмортом студент должен ясно представлять, что в основе любого декоративного построения лежат общие для всех видов изобразительных искусств закономерности. Декоративная живопись требует тона и владения формой, умения в построении сложных колористических эффектов как и живопись академического плана.

2.Иметь полное представление о всем диапазоне возможных принципов декоративных решений.

3.Возрастает значение элементов композиционного творчества. В связи с этим большое внимание должно быть уделено разработке эскизов декоративных решений натюрморта.

4.Разработка активных по своему строю колористических систем, в которых используются сильные цветовые и цвето-тональные контрасты. Построение колорита на определенной заданной гамме цветов, а также на гамме оттенков одного цвета (например, натюрморт, построенный на различных оттенках синего цвета) – важнейшая проблема.

5.Проблема построения пространства в декоративной живописи. Здесь возникают две достаточно противоречивые тенденции. С одной стороны, оптимальные условия для решения декоративных задач создает максимальная плоскостность решения, так как только в плоскостном решении наиболее полно можно использовать качества основного элемента декоративного построения цветового пятна. С другой – любая предметная среда, являющаяся объектом изображения, несет в себе большое количество пространственных характеристик. Все эти пространственные характеристики в равной степени разрушают возможности для создания эффекта плоскости изображения. В плоскостном изображении пространство условно, вот почему только условными могут быть и те средства, которыми в декоративной живописи решается форма. Ключевой задачей декоративного решения становится задача трактовки формы. В первую очередь должны быть устроены все эффекты иллюзорности как в трактовке отдельных форм, так и в трактовке пространства.

6.Важная проблема декоративной живописи, особенно для жанра натюрморта, – это проблема орнамента и связанная с ней проблема организации орнаментальной среды. Орнамент является очень сильным средством создания декоративных эффектов. В декоративной живописи орнамент может играть разную роль. Введенный в большом количестве он может играть роль контрастного элемента, своеобразного орнаментального акцента в системе живописных средств натюрморта. Крупномасштабный орнамент, введенный в натюрморт в большом количестве, может стать основой общей ритмической структуры натюрморта и в то же время основным элементом декора. Примером этому могут служить натюрморты Анри Матисса. Уничтожая в своих декоративных натюрмортах иллюзорность пространства, художник в то же время сохраняет объемные характеристики предметов. «Статуэтка и ваза на восточном ковре». Сочетание плоскости и объемных форм, с изысканным сочетанием цветов и контрастом с черным цветом составляет особую прелесть этого натюрморта. «Натюрморт с голубой скатертью» 1909 г. Основным декоративным элементом является голубая скатерть с крупномасштабным орнаментом, которая не разрушается ни светотеневыми, ни пространственными эффектами. В эту среду погружены многочисленные предметы, масштаб которых невелик по отношению к холсту. На примере рассмотренных натюрмортов известных мастеров декоративной живописи очень хорошо видно, какое большое значение в произведении декоративной живописи имеет гармония цветов.

Зарождение декоративно-прикладного творчества как общей основы изобразительного искусства.

Археологические и этнографические исследования первобытных обществ, проживавших в эпоху раннего палеолита (древнекаменный век. свыше 40-35 тыс. лет до н. э.) на территории России и за ее пределами в разных частях земного шара, не дали никаких предметных находок или указаний о существовании первобытного искусства. Однако уже тогда появились предпосылки к его зарождению Изготовление древнекаменных орудий труда из твердых кремней постепенно вырабатывало и закрепляло в сознании человека интуитивное чувство формы. Древние каменные топоры, ножи, скребки были не только удобны для работы, но и имели довольно четко выраженную симметричную форму Используя для изготовления орудий труда и охоты кости животных, первобытный мастер с течением веков понял, что на предметах из кости можно делать кремневым топором зарубки. Так появился первый на Земле простейший орнамент: ритмически чередующиеся зарубки на костяных орудиях труда.

Декоративно-прикладное искусство в современной жизни.

Декоративно-прикладное искусство в наши дни остается самым разносторонним видом изобразительного искусства, в котором используются не только вес известные
Художественно-выразительные средства. но и постоянно
создаются и совершенствуются новые специфические изобразительные приемы, методы и формы художественного творчества.
Опираясь на многообразие и гибкость собственных творческих методов, имея богатую и своеобразную художественную специфику; декоративно-прикладное искусство легко и органично вбирает в себя, переосмысливает, преобразует и эффективно использует художественные возможности родственных видов изобразительного искусства - живописи, графики и скульптуры. Органичная способность к художественному синтезу делает декоративно-прикладное искусство собирательным видом изобразительного искусства.

ВВЕДЕНИЕ
Часть 1 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Часть 2. ЦВЕТ В ДЕКОРАТИВНОЙ композиции
Часть 3. СТИЛИЗАЦИЯ В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
ЛИТЕРАТУРА

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Декоративная композиция, учебное пособие, Даглдиян К.Т., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Как сильно ты этого хочешь, психология превосходства разума над телом», Фицджеральд М., 2019
  • Курс физики для профильных классов, учебное пособие, в 2-х частях, часть 1, Гладченко Е.Н., Глущенко Н.И., Петрова О.И., 2010

В современном мире становиться все более актуальным приобретать и коллекционировать предметы искусства - картины, декоративные панно, вазы, предметы быта выполненные вручную, сувениры. Эти вещи как будто бы напоминают нам о вечности, о том, что нечто не исчезает бесследно. Все, что создает уют вокруг нас, является отражением нашего внутреннего мира.

Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство и, в частности, декоративная живопись. В наши дни профессиональные дизайнеры интерьера все чаще обращаются в своих проектах к предметам ручной работы - ведь такие вещи способны выразить индивидуальность. Уникальными элементами декора служат настенные панно, декоративные картины разных тематик, созданные своими руками. За основу можно взять сюжетную композицию, соответствующую интересам человека, способную не оставить его равнодушным, в данном случае я оттолкнулась от темы мода. Она захватила нашу жизнь, без моды - никуда. О моде надо уметь говорить, надо уметь ее ценить, надо начать ее любить. Мода прочно закрепила позиции и стала частью жизни, как книги, кино, музыка и искусство

Таким образом, композиционная разработка на примере тематической постановки «Мода» может быть представлена как актуальная.

Степень разработанности проблемы

Декоративная живопись исследована достаточно хорошо такими деятелями науки, как: Д.И. Киплик, Б.Д. Сланский, Б.Н. Графов. Основные методы и приемы декоративной живописи подробно описал в своих книгах А.Н. Куприн. Правильное гармоническое построение натюрморта описано во всех учебниках по изобразительному искусству.

Однако именно особенности композиционной разработки декоративной живописи на примере тематической постановки «Мода», не рассматривал и не описывал никто из научных деятелей в сфере искусства.

Объект исследования: композиционная разработка декоративной живописи на примере тематической постановки «Мода»

Предмет исследования: тематическая постановка «Мода»

Цель исследования: проведение теоретического анализа и установление основных признаков по созданию декоративной живописной постановки «Мода»

Задачи исследования:

· Изучить историю и особенности декоративной живописи;

· Изучить различные техники декоративной живописи;

· Рассмотреть основные принципы построения композиции декоративной постановки;

· Установить основные признаки тематического декоративного натюрморта «Мода».

Теоретические и методологические основы исследования: анализ специальной литературы по теме исследования; анализ интернет - источников; изучение и обобщение исторических сведений о декоративной живописи; выполнение постановки «Мода».

Научная новизна исследования:

1. Изучена история и особенности декоративной живописи. Декоративная живопись в своем развитии насчитывает несколько тысячелетий. Самые древние образцы обнаружены на стенах пещер, и хотя точное время их нанесения пока определить невозможно, ученые считают, что они относятся к палеолиту. Эти сравнительно реалистичные изображения, выцарапанные острыми орудиями или нанесенные черной копотью и красной глиной, уже без сомнения можно назвать живописью.

В декоративной живописи в отличие от живописи академического плана по-другому преломляются общие закономерности изобразительного искусства.

2. Рассмотрены различные техники декоративной живописи. Технология художественных материалов изучает, свойства и качества бумаги, красок, кистей. К технологии можно отнести также покрытие живописного произведения лаком или другими составами и.д.

Техника - это специальные навыки, способы и приемы, посредством которых выполняется художественное произведение. Знание техники и материалов живописи, их особенностей помогает учащимся максимально реализовывать свой творческий замысел, создавать работы на высоком художественно уровне.

Декоративная постановка может выполняться, простым карандашом, ручкой, фломастером и т.д., или красками: акварелью, гуашью, акрилом. Гуашь - краска непрозрачная, плотная; высыхая, она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на холсте, на ткани, картоне, фанере. Гуашь обладает пастозными (кроющими) свойствами, поэтому при работе гуашью работа ведётся от тёмного к светлому.

3. Рассмотрены основные принципы построения композиции декоративной постановки. В процессе создания декоративной композиции размещения и распределения изобразительных элементов происходит по определённой схеме в логической последовательности, заложенной автором. Изобразительные средства и стилевые особенности должны быть согласованы, подчинены целому, при этом нельзя забывать детали, которую играют очень важную роль.

Существуют два способа художественного видения при организации композиции:

1. Сосредоточения внимания на отдельном предмете как доминанте всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему. В этом случае окружающая среда видится так называемым боковым зрением и деформируется, подчиняясь центру внимания и работая на него.

2. Видение в целом, без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного - это единый ансамбль.

4. Установлены основные признаки тематического декоративного натюрморта «Мода». Декоративное живописное изображение в процессе построения выразительной композиции может иметь следующие признаки:

1. Изменение пропорций между предметами или внутри одного предмета, нарушение пространственной перспективы, или полное её отсутствие.

2. Преобразование формы через усиление наиболее характерного (переработка, преломление), совмещение обобщенных и детализированных образов, потому что один объект лучше выделяется, контрастируя с другим.

3. Частично или полностью отказ от объемной формы предметов (сочетание объема и плоскости, или плоское силуэтное изображение).

4. Поиск новых колористических гамм: выявление декоративно-экспрессионистических возможностей цвета, использование активных сочетаний основных цветов, выявление фактур, локальных цветовых пятен, присутствие черного или цветного контура.

5. Орнаментация плоскости, приближение к плоскостному решению пространства, все части, детали, линии объекта сплетаются в единый орнаментальный узор.

6. Аналитический подход или творческая интерпретация натуры, т. е. способ изображения предметов, разложением его на простейшие объемы, показывая внутреннюю структуру предмета

Теоретическая значимость работы состоит в следующем:

Исследованы и выявлены в декоративной живописи особенности композиционной разработки на примере тематической постановки «Мода»

На защиту выноситься

Планшет с декоративной постановкой «Мода»

Структура курсовой работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, и презентации результатов работы.

Является частью архитектурного ансамбля или произведения декоративно-прикладного искусства , предназначена для украшения или подчеркивания конструкции и функции здания или предмета. Декоративность - качественная особенность произведения искусства , определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем, форма выражения . Декоративная живопись тесно связана с архитектурными сооружениями или произведениями прикладного искусства . В первом случае такую живопись называют также монументальной живописью как вследствие ее размеров, так и в силу тесной ее связи с архитектурой, носящей в большинстве случаев монументальный характер. Отличие монументальной живописи от станковой заключается в том, что она и по содержанию и физически неотъемлема от того объекта, для которого она исполняется. Связь эта обусловливает и содержание (сюжет ) декоративно-живописного произведения, и его форму, и его технику, т.е. способы выполнения.

Путь развития декоративной живописи насчитывает многие тысячелетия. Наиболее древними ее образцами являются изображения животных, нанесенные на стены и потолки пещер, в которых жили люди. Время исполнения этих изображений точно определить пока невозможно, но ученые относят их к самому раннему периоду развития человеческого общества, к так называемому древнекаменному периоду (палеолиту). Эти изображения иногда исполнялись в виде рельефа или выцарапывались острым орудием на камнях, а то наносились красной глиной, черной копотью и коричневой, состоящей из смеси первых двух красок , смешанных с жиром или костным мозгом. Эти довольно реалистические изображения травоядных и хищных животных уже в полной мере могут быть названы живописью.

Более разработанный и законченный вид имеют декоративные росписи Египта. Уже в третьем тысячелетии до н.э. погребальные сооружения украшались изображениями сцен охоты, рыбной ловли, трудовой жизни земледельцев, ремесленников, военными сценами. Эти изображения тоже не имели значения украшения: после погребения входы в гробницы замуровывались наглухо, и никто не мог их созерцать. Изображения египтян носили условный характер: лицо рисовалось в профиль с глазом в фас , плечи разворачивались в фас , но ноги показывались в профиль. Несмотря на эти условности, изображения египтян не лишены были реализма в передаче движений различных фигур и характеристике типов лица, в обликах животных и птиц, с присущими им повадками, характерными позами.

В античной Греции, древнем Риме также широко пользовались декоративной живописью для украшения жилых и общественных зданий. Декоративная живопись античного периода служила уже определенно целям украшения и в то же время имела и религиозно-политическое значение. Тогда получили большое развитие живописный орнамент и декоративные композиции , покрывающие стены и своды. В этой новой технике мозаика с пола переходит на стены и своды зданий и дает возможность создавать подлинную декоративную живопись . Вскоре к цветным камням мозаики стали добавлять кусочки стекла, специально изготовленного в большом разнообразии расцветок - до золотых и серебряных цветов включительно.

В период раннего средневековья в Западной Европе декоративная живопись в виде стенных росписей встречается сравнительно редко, ее сменяют расписные стекла - так называемые витражи . Это объясняется тем, что в храмах, где преимущественно находились росписи, до XII века оконные проемы имели очень малые размеры. Поэтому живопись на стенах плохо освещалась и не производила должного впечатления . Расписные же стекла, среди общей мрачности храмов, горели и светились яркими красками. В гражданских сооружениях, где освещение было лучше, но где холод каменных стен лишал залы и комнаты уюта, росписи заменялись коврами, покрывавшими сплошь все стены. Ковры сначала привозились с Востока, а затем выделывались и в самой Европе. Здесь воспроизводились те же религиозные сюжеты , что на витражах, но появляются и сюжеты , иллюстрирующие рыцарские подвиги, символические изображения добродетелей, пороков, ремесел и искусств . Условные приемы изображений становятся все более и более реалистическими.

На Руси фресковая живопись начала развиваться еще ранее, чем в Западной Европе, продолжая практику декоративной живописи Византии. Но русские росписи сразу же внесли в византийские приемы много своего, нового. Условный, отвлеченный характер византийских фресок и мозаик был чужд русскому народу. Русские мастера сразу внесли в живопись реальное направление, простоту и ясность выражения своих идей . В религиозных изображениях воспроизводимые типы индивидуализируются, их прообразами являются окружающие мастера русские люди. Их жесты, движения , вначале еще несколько условные и связанные, вскоре становятся более свободными.

Выходные данные сборника:

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПОЗИЦИИ

Ременникова Юлия Сергеевна

старший преподаватель кафедры изобразительного искусства Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск

Заярнюк Александр Николаевич

доцент кафедры изобразительного искусства Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск

KEY FEATURES OF DECORATIVE PAINTING IN THE TEACHING OF COMPOSITION

Remennikov Juliya

senior Lecturer, Department of Fine Arts Birsk

Zayarnyuk Alexander

associate Professor of Fine Arts Birsk branch of the Bashkir State University, g. Birsk

АННОТАЦИЯ

В статье сделана попытка обобщить опыт педагогов-художников в области композиции и выделить существенные признаки и особенности декоративности в живописи.

ABSTRACT

The article is an attempt to summarize the experience of teachers-artists in the field of composition and highlight the essential features and characteristics of decorative painting.

Ключевые слова: декоративная живопись, композиция, изобразительное искусство.

Keywords: decorative painting, composition, visual art.

В системе изобразительного искусства полноценной считается такая жи­вописная композиция, в которой объединяются содержатель­ное и декоративное начало. Ярким примером декоративности в живописи являются росписи крит­ских дворцов, храмов. Древняя декоративная жи­вопись напоминает орнамент, ее формы стилизованы и канонизированы, она расположена в ряд и подчинена ритмам и структурным направлениям - вертикали, диагонали и горизонтали.

Родственно декоративной живописи искусство примитивистов. Красота картин примитивистов до­стигнута ценой отказа от подражания на­туре. Природные формы отража­ются в этой живописи в преобразо­ванном виде, средствами условно-плоского пространства.

Классическим примером декоративной живописи являются приемы, используемые в иконе, фреске, мозаике и витраже выраженные конструктивной организацией цвета, формы и пространства .

Декоративная живопись - способ изображения реальной действительности путем выявления выразительности средствами колорита и пластическими приемами, свя­занными с обобщенностью, стилизацией, орна­ментацией, с соблю­дением меры ус­ловности изображения, отказом от второ­степенных подробностей, превращая поверхность картины в цветовое пятно - символ или знак.

Композиция декоративной живописи может строиться, следуя разнообразным закономерностям, над ко­торыми работали художники-педагоги Ю. Герчук, К. Даглдиян, Ю. Жегин, Л. Молчанов, Р. Па­ранюшкин, Н. Ростовцев, Е. Шорохов и др. Каждый автор относит к композиции различные правила, приемы и признаки на которых строится художественная смысловая идея. Г. Панксенов в своей книге «Живопись форма, цвет, изобра­жение» выделяет формальные средства композиции: пропор­ции и формат, композиционный масштаб, метрометрические построения, контраст, нюанс и феномен цвета, которые в свою очередь основываются на психологии зрительного восприятия. Р. Паранюшкин к приемам и средствам композиции относит группировку, членение, формат, масштаб и пропорции, ритм и метр, композиционные оси, цвет, фактуру. Ю. Герчук добавил бы ко всему этому вертикаль, горизонталь, симметрию, покой, движение.

Опираясь на весь предыдущий опыт, выде­лим основные признаки декоративности в живописной композиции: узорчатость (цвето­вые и тоновые соотношения), условное построение простран­ства (взаимодействие ритмов, контрастов), орнаментальность, стилизация.

Узорчатость в декоративной живописи композиции воспринимается как соотношение форм светлых и темных пятен. Особую роль здесь при­обретает выразительность силуэта, графическая красота контуров и линий фигур. Важным элементом красочной поверхности чистого цвета в декоративной живописи является фактура, которая может передавать бесконечное разнообразие выразительных качеств визуального мира, проецируемого в плоскость картины. Важно грамотно определить цветовой строй живописного изображения, так как коло­ристические решения художественных произведений часто связаны с тради­циями, с сохранением национальных архетипов.

Следующий признак декоративности - условность, способ художественного обобщения, предпола­гающий повышенную эмоциональность образа и рассчитанный на такой же эмоционально-экспрессивный зрительный отклик. Цель художественной условности – передать в выразительных формах существенное, выявить смысл, передав ему наиболее экспрессивное звучание.

Ни одна композиция не обходится без художественного пространства. Восприятие пространственной глубины изображения - многогранный психический процесс, поэтому различен язык «пространственности». Художники, стремясь к смысловой ясности работы, вспоминают о выразительной силе обратной перспективы, о выразительности пространства у мастеров народного искусства. В декоративной живописи приоритетным является условно-«плоское» пространство византийского, древнерусского и восточного искусства - это сфера «малой глубины» пространства картины. Подобный способ пространства в декоративной живописи рассматривается не как оптическая иллюзия трехмерности, а как выразительное соотношение цветовых масс на плоскости. Такое пространство может быть выражено условными способа­ми. Пространственные со­отношения реальной натуры могут полно­стью отсутствовать. Изображение натюрморта, например, может разворачиваться не в глубину, а вверх, в этом случае дальние планы помещают над ближними.

В основе декоративной живописи лежит конструкция. Конструкция - художественная организация построения формы произведения, её каркас. Конструкция создается с помощью диагональных, вертикальных, горизонтальных, дугообразных структур, определяя только композиционную схему произведения, которая должна обрести содержательность.

Достижение выразительности, узорчатости в декоратив­ной живописной работе связано: с тоновым и цветовым контра­стами, контрастами величин, (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема и плоскости; ритмической организацией форм, ли­ний, темных и светлых пятен; с деформацией - изменением пространства предметов и окружения в изобразительном искусстве живописи.

Декора­тивную живопись можно сравнить с орнаментом, где необ­ходимость свя­зи элементов очевидна, не только там, где есть по­втор мотивов, но и в пятновом узоре свободно заполняющем плоскость.

Стилизация - процесс подчинения изобразительной формы внешним условиям, обобщение цветового пятна, формы, пространства. Максимальное обобщение формы и её окружения способны превратить предметы в символы. Стилизация позволяет менять форму разлагая ее на отдельные составляющие, а затем конструируя из них новые образования. Важно найти правильное цветовое и тоно­вое соотношение фигур и фона композиции, так как именно они важны при стилизации.

Каждое из перечисленных выразительных элементов в деко­ративной композиции имеет своеобразие.

Декоративное живописное изображение в процессе построения выразительной композиции может иметь следующие особенности:

1. Изменение пропорций между предметами или внутри одного предмета, нарушение пространственной перспективы, или полное её отсутствие.

2. Преобразование формы через усиление наиболее характерного (переработка, преломление), совмещение обобщенных и детализированных образов, потому что один объект лучше выделяется, контрастируя с другим.

3. Частично или полностью отказ от объемной формы предметов (сочетание объема и плоскости, или плоское силуэтное изображение). Один и тот же объект может изображаться под разным ракурсом.

4. Поиск новых колористических гамм: выявление декоративно-экспрессионистических возможностей цвета, использование активных сочетаний основных цветов, выявление фактур, локальных цветовых пятен, присутствие черного или цветного контура.

5. Орнаментация плоскости, приближение к плоскостному решению пространства, все части, детали, линии объекта сплетаются в единый орнаментальный узор.

6. Аналитический подход или творческая интерпретация натуры, т. е. способ изображения предметов, разложением его на простейшие объемы, показывая внутреннюю структуру предмета .

Чувство декоративного в практической работе по живописи определяется грамотным распределением по поверхности живописного изображения больших и малых пятен, их светотеневой и цветовой завязкой, умелым использованием орнаментальных мотивов и ритмов, украшающих изображение плоскости. Так с помощью выразительных средств живописи появляется эстетический знак закодированного человеческого чувства и реального объекта изображения, несмотря на условность, декоративная живопись повествует о природе, о людях, об истории, в ней зашифрован смысл, и живые образы.

Список литературы:

1.Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. М.: Учебная литература, 1998. - 208 с.

2.Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - 2-е изд. / Л.Н. Миронова. Мн.: Беларусь, 2003. - 151 с.

3.Новиков А.М. Методология художественной деятельности. М.: «Эгвес», 2008. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://bib.convdocs.org/v6585/?download=1 . (дата обращения: 23. 04. 2012).

4.Ременникова Ю.С. Декоративная композиция на примере живописи Республики Башкортостан: Учебно-методическое пособие по спецкурсу / Ю.С. Ременникова. Уфа: Вагант, 2010. - 118 с.: ил.