Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro – украшаю) – раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства: по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Программа МАДОУ д/с № 439 разработана на основе действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155), с учётом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), с использованием примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.). Одной из отличительных особенностей Программы является нравственное воспитание и поддержка традиционных ценностей. Программа дает широкие возможности для варьирования содержания.

Одной из задач Программы «От рождения до школы» является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В настоящее время современные ребята мало знают о декоративно-прикладном искусстве. У дошкольников слабо развит интерес к изучению истории народных игрушек, они мало знают о народных мастерах и особенностях росписей, как следствие наблюдается бедный словарь по теме «Декоративно-прикладное искусство».

Я считаю, что обращение к народному искусству должно занять прочное место в работе современного педагога. Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением интерьеров, так как обладают эстетической ценностью. Декоративно-прикладное искусство позволяет знакомить детей с народными традициями и обычаями народов России, расширяет представление ребят о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны), развивает интерес к искусству родного края (Урало-сибирская роспись), а также любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Существует много основных видов декоративно-прикладного искусства, но самым доступным и интересным для старших дошкольников, по моему мнению, является роспись деревянного изделия (разделочные доски, ложки, лопаточки, подставки под горячее и т.д.).

Возможно, многие считают, что подобное приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству, в частности роспись деревянного изделия целесообразно лишь в художественных центрах, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки. Опыт показывает, что это не так. Дело в том, что, помимо красоты, это полезное во всех отношениях искусство. В процессе работы у детей развивается художественный вкус, фантазия и творческие способности. Ребенок учится основам счета, у него развивается мелкая моторика и точность движений, что актуально для дошкольников. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления. Расписанное своими руками изделие ценится больше, чем купленное в магазине, способно поднять самооценку неуверенному в себе ребенку и помочь ему занять свое место в коллективе.

Исходя из огромной важности декоративно-прикладного искусства для детского развития, мною разработан цикл занятий по ознакомлению дошкольников с разными росписями.


Занятия по декоративно-прикладному искусству проводятся в подгруппах и дают возможность общения со сверстниками, одновременно получая удовольствие от процесса работы с объемным материалом. Дети знакомятся с разными видами декоративно-прикладного искусства: с русской матрешкой, дымковской, хохломской, гжельской, филимоновской, городецкой, урало-сибирской росписью. По окончанию тематической недели оформляется выставка изделий, как итог работы. Дети с удовольствием делятся своими знаниями о декоративно-прикладном искусстве с родителями. А также дети с большой радостью дарят свои изделия родными близким людям.

Статья

Декоративно-прикладное искусство как средство
развития творческих способностей детей

Успехова Ирина Александровна,
инструктор по труду реабилитационного отделения для
детей и подростков с ограниченными возможностями
Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс», г. Урай

Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве - залог будущих успехов. Известный педагог В.Н. Шацкая определяла творчество дошкольников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно - творческие способности. А наличие художественно - творчески способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

Ø В предварительном создании эскизов на бумаге;

Ø В продумывании элементов узора;

Ø В расположении их на объемах;

Ø В создании предметов декоративного характера;

Ø Умения найти способ изображения и оформления предмета;

Ø В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.

Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.

При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей - Ханты и Манси.

Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов Ханты и Манси. Также дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.

В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету - это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.

В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сокулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Введение

1.1. Истоки декоративно – прикладного искусства

1.2. Виды декоративно – прикладного искусства

2.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

2.2 Виды декоративно – прикладного искусства на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

2.3. Особенности декоративно – прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Заключение

Список литературы

Введение

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению представляется вполне закономерным. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю.В.Максимова предприняты попытки определить особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного творчества. В исследовании Р.Н.Смирновой показано влияние ознакомления детей дошкольного возраста Хабаровского края с декоративным искусством народов Приамурья.

Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н.Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.

Из всего вышесказанного следует, что тема данной курсовой актуальна в нашем времени, и поэтому мы выбрали именно ее.

Тема: Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Объект: Процесс проведения занятий по декоративно-прикладному искусству с детьми старшего дошкольного возраста.

Предмет: Использование элементов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Выявить особенности использования элементов декоративно-прикладного искусства с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Изучить теоретические источники и передовой педагогический опыт по выбранной теме.

2. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить особенности использования элементов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

1.1 Истоки декоративно – прикладного искусства

Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»).

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов - самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX - XV вв., украшенную резьбой и росписью. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста - дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.

Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII - XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли - галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.

Несмотря на идеологическое угасание язычества, крестьяне продолжали отмечать обрядовые весенние праздники. Над изготовлением магических фигурок народ трудился всю зиму, причем традиционно занимались этим женщины. Являясь символом плодородия, женщины могли на "тонком уровне" поспособствовать урожайности злаков и увеличению поголовья скота. Изготавливая глиняных свиней, коней, индюшек, коз, женщины как бы синхронизировались с процессами, происходящими в окружающем мире, подталкивая природу в нужную сторону, то есть в сторону увеличения плодородия. Расписная игрушка одновременно и продолжала древнюю традицию, и знаменовала своим появлением отход от мировоззрения предков. Магические фигурки приобрели функцию декоративных игрушек-свистулек; их лепили к обрядовому весеннему празднику, превратившемуся в 19-м веке в оживленную ярмарку "свистунью" (в литературе впервые упомянута в 1811) с ее яркими красками и пронзительными звуками свистков.

1.2 Виды декоративно – прикладного искусства

Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

Роспись по дереву.

Хохлома.

Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото».

В росписях хохломы преобладают растительные мотивы, однако встречаются и изображения птиц. Злотые травы, листочки, ягоды малины и земляники, преображенные фантазией художника, сплетаются в хохломские узоры. Цвета хохломы в основном составляют черно – красную гамму с золотом, что придает изделиям праздничный и торжественный колорит. Зеленый, желтый и коричневый цвета используют иногда для придания росписи еще большей яркости и нарядности.

Образная выразительность хохломы достигается за счет композиционного единства травных узоров с формой и размерами деревянной посуды.

Хохломой расписывают еще и целые наборы посуды, а также украшают детские стульчики, столы, кресла и другую мебель. Для формирования хохломского орнамента большое значение имеет смелый кистевой мазок, широта письма.

Сегодня хохлому называют золотой не только за красоту, но еще и за цену. Она дорого стоит, так как ее производство требует значительного ручного труда, а в прошлом веке такая посуда была дешевой и доступной для всех.[Пр.1.]

Городец.

Расписные панно, ларцы, тарелки с всадниками, барышнями, воинами, птицами и цветами городецких художников излучают добро и радость. Традиционны для этой росписи сцены чаепития, катания на тройках, праздничных гуляний.

Композиции с чаепитиями похожи на большой торт, украшенный пышными цветами. Какая прелесть таится в чашках и вазочках, чуть намеченных «оживками», на фоне нарядной скатерти!

На прялочных донцах всегда размещают праздничные сюжеты городецкой росписи – катание на тройках, свадьбу и другие, в которых переданы торжественность, красочность, декоративность. Пышный орнамент из купавок, роз, листьев обрамляет сюжетные картинки, расположенные ярусами.

Цветы старые мастера писали фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд. Присмотревшись, можно узнать купавки, ромашки, ягоды, а в середине сказочного букета – пышную розу. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо.

Красивый городецкий тонконогий конь с сильной шеей – поэтический образ-загадка. Гордых коней рисуют на дверцах шкафчиков, спинках детских стульчиков, столах, тарелках на стену. Окружают коней сказочные цветы, иногда здесь же изображают диковинных птиц и зверей. Кажется, что скачут кони по волшебным садам.

Сказочные, летящие, как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецких художников выглядит радостно и празднично!

Важные изменения произошли в Городецкой росписи в наши дни: вместо темперных и клеевых красок мастера стали писать масляными. Это отразилось на характере декора. Ведущим в росписи становится растительный орнамент. Масляные краски позволяют добиться разнообразных сложных цветовых оттенков. Например, даже в симметричных росписях можно один цветок сделать сиреневым, а другой – малиновым.

Марина Труфанова
Программа по декоративно-прикладному искусству для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Программа по декоративно-прикладному искусству для детей среднего и старшего дошкольного возраста . Разработчик программы - Труфанова Марина Георгиевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию №6 г. Задонска Лшипецкой области.

Программа

по

для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Воспитатель

Труфанова Марина Георгиевна

Принята на заседании

педагогического совета

протокол №1

г. Задонск, 2012г.

Программа по декоративно – прикладному искусству

Пояснительная записка

«Самым высоким видом искусства ,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство ,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей .

Ребёнок впитывает культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения . Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства , которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Знакомство с искусством народных мастеров помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства . А значит любая образовательная деятельность, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели : всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях , но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий .

Принципы построения программы :

Связь с жизнью;

Принцип наглядности;

Принцип систематичности;

Принцип реалистичности;

Принцип последовательности;

Принцип индивидуального подхода в художественном развитии детей ;

Принцип доступности материала;

Принцип построения программного материала от простого к сложному.

Цель программы : формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство .

Задачи программы :

Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;

Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;

Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;

Развивать художественно-творческие способности у детей , привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

Сформировать представление о закономерностях народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);

На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности : специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;

Воспитывать интерес к искусству родного края .

Направления работы :

1. Знакомство детей

2. Знакомство с традиционными местными промыслами и игрушками

3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий с творческим применением полученных знаний.

Материал подбирается с учетом возрастных , индивидуальных особенностей детей и темой НОД . Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом , вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.

Методы и приемы :

Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий);

Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения) ;

Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий , использование различных инструментов и материалов для изображения);

Эвристический (развитие находчивости и активности) ;

Частично-поисковый;

Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе) ; сотворчество;

Мотивационный (поощрение) ;

Жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Этапы работы :

Весь образовательный процесс делится на два этапа :

I этап – Подготовительный.

Задачи :

Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.

Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.

Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств , функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства .

Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – Практический.

Задачи :

Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности : лепке и рисовании.

Использовать при лепке различные способы : конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.

Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.

Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.

Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные, разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

Работа с родителями предполагает : индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, информационные стенды, семинары-практикумы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей .

Диагностические критерии оценки детских работ по декоративно – прикладному искусству

Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;

Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;

Умеет самостоятельно провести анализ изделия;

Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов) ;

Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;

Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;

Использует декоративные элементы в работе ;

Использует несколько нетрадиционных техник;

Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность ;

Оригинальность.

Способность рисования по замыслу;

Умение подчинять изобразительные материалы, средства , способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче : выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков;

Отсутствие изобразительных штампов;

Уровень воображения, фантазии;

Использование в работе разных способов лепки.

Ожидаемый результат :

Средняя группа :

Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду;

Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.

Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;

Дети имеют представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства : матрёшка, дымковская игрушка.

Умеют создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров, узоры в стиле дымковской росписи;

Умеют выделять элементы дымковской росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Старшая группа :

Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства (матрёшка, дымка, городец, хохлома, гжель) ;

Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;

Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств , находить их сходство и различие;

Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях;

Умеют лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, передавая их характерные особенности.

Подготовительная группа :

Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства (дымковская роспись, хохломская, гжель, жостовская, павлово-посадская роспись, романовская игрушка);

Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;

Выделяют характерные средства выразительности : элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п.

Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;

Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.

Умеют пользоваться свободно кистью, намечать последовательность изготовления изделия, выполнять изделия самостоятельно, умеют контролировать свои действия со словесным объяснением.

Средства реализации Программы по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством

НОД по рисованию и лепке (в соответствии с ФГТ)

Художественное слово

Развлечения

Целевые прогулки

Дидактические игры

Работа с родителями

Рассматривание подлинных изделий народного искусства , иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству

Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;

Использование здоровьесберегающих технологий;

Перспективное планирование

Средняя группа

Сентябрь :

1. Беседа на тему : «Знакомство с русской матрёшкой»

2. Дидактическая игра «Собери матрёшку»

3. Художественное слово «Русская матрёшка» .

тему : «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста ».

Октябрь :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование . Украшение фартука»

2. Беседа на тему : «История возникновения матрёшки»

3. Дидактическая игра «Наряди матрёшку»

4. Художественное слово «Восемь кукол деревянных»

На тему : "Народное искусство и детское творчество"

Ноябрь :

1. НОД Рисование Тема : «Декоративное рисование . Украшение свитера»

2. Беседа на тему : «Матрёшка – красавица»

3. Художественное слово «Есть ещё для вас игрушка»

4. Дидактическая игра «Русская матрёшка» »

5. Проект «Очень любим мы, матрёшки, разноцветные одёжки»

Декабрь :

1. НОД Лепка Тема : «Большая утка с утятами»

2. Беседа на тему : «Рассматривание украшения матрёшки»

3. Дидактическая игра «От какой матрёшки сарафан?»

4. Художественное слово «Матрёшка – подружка»

Январь :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование . Украшение платочка»

2. Беседа на тему : «Дымковская игрушка»

3. Художественное слово «Вятка вздрогнула от свиста» , «Чем знаменито Дымково?»

4. Дидактическая игра «Собери из частей»

тему : «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста »

Февраль :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование . Укрась свои игрушки»

2. Беседа на тему : «Откуда родом Дымковская игрушка?»

3. Художественное слово «Весёлая белая глина» , «Вот индюк нарядный»

4. Дидактическая игра «Составь узор»

5. Развлечение «В гости к краскам»

Март :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование . Украсим кукле платьице»

2. Беседа на тему : «Основные цвета дымковской игрушки»

3. Дидактическая игра «Наряди барыню»

4. Художественное слово «Идут кататься нянюшки» , «За студёною водицей»

5. Консультация для родителей га тему : «Художественно-эстетическое воспитание ребёнка в семье» .

Апрель :

1. НОД» Лепка Тема : «Барашек»

2. Беседа на тему : «Дымковская барыня»

3. Художественное слово «Весёлая яркая радуга»

4. Дидактическая игра «Подбери по цвету»

5. Проект «Дымковская красота»

1. Беседа на тему : «Какое настроение у дымковской игрушки»

2. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

3. Художественное слово «Привезли мы глину…» , «Много сказочных мест»

4. Консультация для родителей на тему : «Декоративно- прикладное искусство - детям »

Перспективное планирование

Старшая группа

Сентябрь :

1. Беседа на тему : «Дымковская сказочная страна» .

2. Дидактическая игра «Собери картинку»

3. Художественное слово «С лентами, бантами, под руку с франтами» .

4. Развлечение «В гостях у мастеров»

Октябрь :

1. НОД Тема : «Красивые птички. Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи».

2. НОД Тема : «Весёлые игрушки» . Рисование Богородской игрушки.

3. НОД Тема : «» Козлик». Лепка по мотивам дымковской игрушки.

4. НОД Тема : «Дымковская слобода» . Рисование по мотивам дымковской росписи.

5. НОД Тема : «Знакомство с Городецкой росписью» . Рисование.

6. НОД Тема : «Городецкая роспись» . Рисование.

7. Беседа на тему : «Дымковское богатство»

8. Дидактическая игра «Составь узор»

9. Художественное слово «Волшебницам вятской родной стороны» .

10. Консультация для родителей «Детская игрушка» .

Ноябрь :

1. НОД Тема : «Олешек» . Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи.

2. НОД Тема : «Закладка для книги» . Рисование по мотивам Городецкой росписи.

3. НОД Тема : «Роспись олешка» . Рисование по мотивам народных декоративных узоров .

4. Беседа на тему : «Дымковский Олешек» .

5. Дидактическая игра «Составь картинку по памяти»

6. Художественное слово «Козоньки рогатые» , «В летний день, погожий день» .

7. Проект «Чудо-мастера Руси»

Декабрь :

1. НОД Тема : «Городецкая роспись деревянной доски» . Декоративное рисование

2. Беседа на тему : «Весёлый Городец»

3. Дидактическая игра «Городецкие узоры»

4. Художественное слово «Есть на Волге город древний…» , «Вы по волге вниз спуститесь…»

Январь :

1. НОД Тема : «Городецкая роспись» . Декоративное рисование

2. НОД Тема : «По мотивам Городецкой росписи» . Рисование

3. Беседа на тему : «Роспись хохломская, словно колдовская»

4. Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

5. Консультация для родителей «Какие игрушки приобретать детям?»

6. Художественное слово «Резные ложки и ковши» , «Терем, терем, теремок»

7. Развлечение. Вечер досуга – «Мастера большой Руси»

Февраль :

1. НОД Тема : «Золотая хохлома» . Рисование.

2. НОД Тема : «По мотивам хохломской росписи» . Декоративное рисование .

3. Беседа на тему : «Хохломская красота» .

4. Художественное слово «Роспись хохломская» , «Кисть хохломская, большое спасибо!»

5. Дидактическая игра «Собери картинку»

Март :

1. НОД Тема : «Знакомство с искусством гжельской росписи » Рисование

2. НОД Тема : «Нарисуй какой хочешь узор» Рисование

3. Беседа на тему : «Сине – голубое чудо»

4. Дидактическая игра «Назови правильно»

5. Художественное слово «Легенда-сказка. «Откуда в гжели синий цвет?»

6. Проект «Сказочная гжель»

7. Целевая прогулка в мини – музей детского сада

Апрель :

1. НОД Тема : «Петух» Лепка по мотивам дымковской (или другой народной) игрушки

2. НОД Тема : «Роспись петуха» . Рисование

3. НОД Тема : «Гжельские узоры» . Рисование

4. Беседа на тему : «Гжельские узоры»

5. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

6. Художественное слово «Фарфоровые чайники» , «В тихом Подмосковье»

7. Развлечение «Путешествие в мир народной игрушки»

1. НОД Тема : «Роспись силуэтов гжельской посуды» Рисование

2. Беседа на тему : «Рассматривание гжельской посуды»

3. Дидактическая игра «Гжельские узоры»

4. Художественное слово «Есть в Подмосковье такое местечко» , «Что может быть прекрасней Гжели?»

Перспективное планирование

Подготовительная к школе группа

Сентябрь :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование на квадрате»

2. Беседа на тему : «Знакомство со знаками народных орнаментов»

3. Дидактическая игра «Народные промыслы»

4. Художественное слово «Сказка о богатыре Иване»

5. Развлечение «Чудо – горница»

6. Целевая прогулка в гончарную мастерскую

Октябрь :

1. НОД Тема : «Завиток» . Декоративное

2. Беседа на тему : «Букеты из Жостова»

3. Дидактическая игра «Собери картинку по памяти»

4. Художественное слово «Сказка – легенда. «Цветок – Огонь и цветок - Снежинка»

5. Консультация для родителей «Народная культура в детском творчестве»

6. Проект «Декоративно-прикладное искуство »

Ноябрь :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи»

2. НОД Тема : «Дымковские барышни» . Лепка

3. Беседа на тему : «Красный сарафан»

4. Дидактическая игра «Подбери костюм»

5. Художественное слово «Пословицы о русском народном костюме»

Декабрь :

1. НОД Тема : «Птица» . Лепка по дымковской игрушке

2. НОД Тема : «Декоративное рисование по мотивам народной росписи»

3. Беседа на тему : «Богородская резная игрушка»

4. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

5. Художественное слово «Тук, да тук…» , «Славилась, как славилась…»

6. Развлечение «Весёлая Ярмарка»

Январь :

1. НОД Тема : «Букет цветов» . Декоративное рисование

2. НОД Тема : «Кони пасутся» . Рисование декоративно-сюжетной композиции

3. НОД Тема : «Индюк» Лепка дымковской игрушки

4. Беседа на тему : «Подарки белоствольной красавицы»

5. Дидактическая игра «Собери из частей»

6. Художественное слово «Туесок»

Февраль :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи»

2. Беседа на тему : «Золотая хохлома»

3. Художественное слово «Легенда о золотой хохломе»

4. Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

5. Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью»

6. Проект «Народные промыслы России»

Март :

1. НОД Тема : «Декоративная пластина » Лепка

2. Беседа на тему : «Чудо филимоновских свистулек»

3. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

4. Художественное слово «Мои игрушки» , «Филимоновская деревушка»

5. Проект «Золотые руки мастеров»

Апрель :

1. НОД Тема : «Композиция с цветами и птицами» . Декоративное рисование по мотивам народной росписи

2. НОД Тема : «Завиток» . Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи

3. Беседа на тему : «Знакомство с липецкой игрушкой»

4. Дидактическая игра «Угадай по описанию»

5. Художественное слово «Узоров вологодских кружева» , «Кружева в стрекозиных крыльях»

1. Беседа на тему : «Плат узорный»

2. Дидактическая игра «Распиши платок»

3. Художественное слово «На чёрном фоне красные розы…» , «Мы трудились над узором»

4. Консультация для родителей «Народное декоративно – прикладное искусство в патриотическом воспитании дошкольников »