Абхазия Абхазия:
от 3201 до 40-70 тыс. чел. (оценка)
Россия Россия:
600 чел. (пер. 2010); 433 чел. (пер. 2002)

    • Краснодарский край Краснодарский край:
      140 чел. (пер. 2010); 93 чел. (пер. 2002)
    • Москва Москва:
      123 чел. (пер. 2010); 86 чел. (пер. 2002)
Язык

мегрельский, грузинский,русский

Религия

православие

Входит в

Картвельская семья
Мегрело-занская группа

Родственные народы

грузины, лазы

Мегре́лы (мегр. მარგალეფი, марга́льепи, ед. ч. "маргаль"; груз. მეგრელები: ме́греле́би, абх.: а́гырқәа) - народность мегрело-занской (колхидской) группы картвельской языковой семьи; рассматривается как субэтническая группа грузинского народа. Говорят на мегрельском языке, входящем в отдельную от грузинского языка мегрело-занскую языковую группу картвельской языковой семьи. До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года), последующие переписи (также и актуальная) причисляют их к грузинам. Практически все мегрелы кроме родного языка владеют также современным грузинским языком.

  • 1 Расселение
  • 2 Быт и уклад жизни
  • 3 Традиции и культура
  • 4 Антропология
  • 5 Кухня
  • 6 Государственность и религия
  • 7 Язык
  • 8 Мегрельские фамилии
  • 9 Известные мегрелы
  • 10 Мегрелы - Герои Советского Союза
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • 13 Литература

Расселение

Расселение народов картвельской семьи языков

Мегрелы являются народом исторического региона Мегрелия в Западной Грузии.

В Мегрелии (Мингрелии) характерны поселения усадебного типа (пацха), поэтому такие сёла растягиваются на несколько километров.

Проживают в крае Самегрело и Земо-Сванети на северо-западе Грузии, а также на востоке Абхазии
(Гальский и Ткварчельский районы) и в столице Грузии - Тбилиси.

Живут также в составе грузинских диаспор в США, странах Европы и России.

На юге от мегрелов живут гурийцы, на востоке имеретинцы, на севере сваны, а на северо-западе - абхазы.

Быт и уклад жизни

Мегрелы издавна живут в соседстве с абхазами и грузинами и в настоящее время предположительно составляют единую культурную и национальную общность, несмотря на различия, наибольшей из которых являются языковые. Мегрельский язык сохраняет твёрдые позиции в быту. Этнокультурные и бытовые традиции в значительной мере сохраняют преемственность со своими историческими формами, существенно отличающимися от собственно грузинских, и при этом обнаруживают ряд параллелей с соседней абхазской этнокультурной средой. Многие авторы свидетельствуют о значительных этнопсихологических и поведенческих отличиях мегрелов от жителей Картли, Кахетии и других регионов.

Мегрелы-мужчины - все прирожденные всадники - носили бурку и головной убор башлык - кабалахи, завязывая его по разному. Плотно прилегающая к талии изящная чоха, сшитая из шерстяного материала, с широкими и длинными рукавами и полами, ниспадающими до колен, надевалась поверх бумажного или шелкового ахалохи, обычно темных цветов. Эта одежда выгодно подчеркивала узкую талию и широкие плечи мужчин. Ахалохи (или ахалухи) опоясывалось узким ремнем с серебряной чеканкой, на пояс подвешивался кинжал. Обувью служили туго обтягивающие икры мягкие кожаные сапоги с острыми носами, на эластичной основе.

В бою мегрелы отличались невиданной смелостью и доблестью. Мегрельские войска, в основном, состояли из кавалерии мегрелов, одетых в панцири. Сверху - чёрная чоха с закатанными рукавами, под панцирем - чёрная шёлковая рубаха ахалухи. Ниже - широкие шаровары и облегающие ногу высокие чёрные сапоги. На голове башлык или папаха. Под ним видна кольчатая бармица от шлема. …Пришли до трёх тысяч свирепых мегрельских горцев, полностью снаряжённых и вооружённых, закованных в стальные панцири и с обнажёнными руками, верхом на своих скакунах.- Так описывает Эвлия Челеби вооружение грузинских войск (там были войска со всей Грузии), подошедших крепости Гонио в 1647 году. Вооружены саблями и пистолетами.

Женщины надевали длинные платья, расширяющиеся к низу, с глубоким вырезом на груди, под ним специальный парчовый или вышитый нагрудник, пояс домотканый, широкий и длинный, рукава платья длинные с разрезом, свободно свисающие от спины. Внизу надета рубаха с гладкими узкими рукавами. Манжеты вышиты национальным узором. На голове косынка - «тавсапари» - завязывается особо.

Традиции и культура

Мегрельский князь, рисунок Григория Гагарина. Мегрелия. Княгиня Чкония, фотопортрет Дмитрия Ермакова.

Мужская национальная одежда представляет собой длинную чёрную чоху (черкеска), к поясу прикреплён сатевари (называемый с 18. "ханджали" - кинжал), головной убор - кабалахи. Иногда, в опасных и конфликтных ситуациях либо в очень жаркую погоду, лицо (до глаз) укрыто повязкой. Традиционно хорошее владение навыками верховой езды. Характерен острый ум. Как многие кавказцы, мегрелы уважают и стараются придерживаться законов предков, передавая их в устной форме из поколения в поколение. Среди мегрелов широко распространена любовь к пению, а многие из напевов очень мелодичны (записаны с приложением нот X. Гроздовым в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», XVIII, 1894); песни исполняются под аккомпанемент грузинского народного инструмента чонгури.Реже играют на дудуки, гануне или на зурне. Известные песни: «Асе чонгури», «Ашо чела», «Дидоунана», «Цира», «Мапшалия», «Кириалеса», «Джансульо», «Чеми Танджъули Цховреба», «Джейрани», «Куча, Куча Давдивар» и др. Мегрельская музыка и культура в целом переняла традиции соседей (грузины, абхазы, адыги) и покорявших стран (арабы, турки, византийцы), но сохранила и свои. Кроме песен, народное творчество мегрелов нашло выражение в сказках; некоторые из них в переводе на русский записаны Ш. Ломинадзе. Также мегрелы - великолепные танцоры. Их народным танцем является джансуло, также они с давних времен танцуют шалахо - кинтоури, танец, перенятый у армян тбилисской диаспорой мегрел, который почти сразу же распространился в Восточной, Центральной Грузии и самой Мегрелии.

Антропология

Мегрелы, как и большая часть народов, проживающих на восточном побережье Чёрного моря, относятся к доиндоевропейской (гаплогруппа G) средиземноморской расе европеоидной большой расы (принадлежат к южным европеоидам), в частности, по одной из классификаций, к понтийскому (восточно-средиземноморскому) подтипу большой европеоидной расы; по другой, устарелой и неверной классификации - к переднеазиатскому (арменоидному) антропологическому типу, который, как считалось ранее, якобы включает в себя в том числе такие варианты, как восточногрузинский, южногрузинский, кавкасионский, каспийский, причерноморский (к нему и относятся прибрежные мегрелы) и западногрузинский, к которому относятся непричерноморские мегрелы. Для мегрелов, как и для большинства представителей средиземноморской расы, характерно иметь темную пигментацию волос, и глаз, смуглую кожу; однако на побережье встречаются и светловолосые представители, как правило, это смешанные представители с соседними имеретинцами, гурийцами или абхазами, имеющими относительно мегрелов более светлый цвет волос и глаз. Мегрелы обладают мезокефальным либо суббрахикефальным черепом, характерным для средиземноморской расы узким лбом, развитым третичным волосяным покровом, их тип лица имеет очень выраженное переднеазиатское влияние.

Кухня

Наиболее известные блюда мегрелов - аджика, гоми, сациви, кукурузные лепешки (мчади), сулугуни и хачапури.

Государственность и религия

В позднем Средневековье мегрелы пользовались относительной самостоятельностью от Имеретинских царей (княжество Мегрелия) и имели собственную династию владетельных князей (Дадиани), которые являлись сюзеренами Абхазии. 1803 году владетель Мегрельского княжества был вынужден вступить в российское подданство. С 1857 года введено российское управление. Упразднено княжество было в 1867 году и вошло в состав Российской империи (Кутаисская губерния). Князья Дадиани (светлейшие князья Мингрельские) впоследствии стали частью российского дворянства (после ликвидации княжества в 1867).

Религия - православие; верующие мегрелы относятся к Грузинской православной церкви. Впервые христианство в землях Мегрелии появилось в I веке н. э., в качестве государственной религии - IV век, однако до VI века мегрелы сочетали православие с языческими (зороастрийскими или митраическими) элементами верований. Древние мегрелы относились к этносу колхов.

Язык

Основная статья: Мегрельский язык Карта распространения мегрельского языка

Мегре́льский язы́к (самоназвание მარგალურ ნინა, margalur nina) - язык мегрелов, входит в мегрело-занскую (колхидскую) группу картвельской языковой семьи, в основном распространён в северо-западной Грузии - регионе Мегрелия - и восточной Абхазии. Примерное число говорящих - 600 тысяч человек. Из других картвельских языков ближе всего к распространённому в Турции лазскому, вместе с которым они образуют занскую группу. Время разделения этих языков можно определить лексикостатистически: они имеют 47 % совпадений в 100-словном базовом списке, что по формуле Сводеша-Старостина соответствует VIII веку до н. э.. Мегрельский язык использует письменность на основе грузинского алфавита, попытки ввести кириллицу предпринимались в 1860х годах. Составителем первой мегрельской грамматики был русский педагог Михаил Завадский. мегрельском выделяется 9 падежей. синтаксисе сильнее признаки номинативного строя по сравнению с грузинским. Фонемный инвентарь языка характеризуется сравнительным богатством консонантизма при умеренном развитии вокализма. Всего здесь 29 согласных фонем, 2 гласно-согласных, 5 гласных и 1 полугласная. Настоящие долгие гласные и истинные дифтонги отсутствуют.

Мегрельский и сванский языки происходят из одного общего прото-грузинского языка. Мегрельский, вероятнее всего, откололся от древне-картвельского языка в 700 году до н. э. результате многовекового воздействия со стороны грузинского языка, обусловленные им структурные изменения затрагивают все уровни языковой структуры. фонетике - это укрепление позиции фонемы Q; в морфологии - появление целого ряда алломорфов аффиксальных морфем (напр., e- для пассива); в синтаксисе - развитие сложноподчиненного предложения; в лексике - значительное пополнение словарного состава

Мегрельские фамилии

Основными окончаниями мегрельских фамилий являются: «иа/уа/ава/уа/ири/ори/скуа». русском написании используется "-ия" вместо "-иа".

Примеры:Дадиани, Гамсахурдиа, Гогохия,Кобалия,Кантариа, Дараселиа, Гурцкиа,Родонаииа, Матуа, Мебония,Логуа, Папаскуа, Хаиндрава, Какубава, Гегечкори, Квеквескири.

Известные мегрелы

  • Амвросий (Католикос-Патриарх всея Грузии)
  • Аданая, Леван Тамазович
  • Александрия, Нана Георгиевна
  • Басилая, Александр Александрович
  • Бокерия, Лео Антонович
  • Берия, Лаврентий Павлович
  • Берулава, Михаил Николаевич
  • Векуа, Илья Несторович
  • Гамсахурдия, Константин Симонович
  • Гамсахурдия, Звиад Константинович
  • Гаприндашвили, Нона Терентьевна
  • Гуралиа, Гела Арвелодиевич
  • Гурцкая, Диана Гудаевна
  • Гогохия Гела Ревазович]
  • Дадиани, Андрей Давидович
  • Данелия, Георгий Николаевич
  • Джобава, Баадур
  • Кантария, Мелитон Варламович
  • Кецбая, Темури
  • Костава, Мераб
  • Месхия Теона (фотограф)
  • Мелуа, Кэти
  • Окуджава, Булат Шалвович
  • Пачулия, Заза
  • Пипия, Георгий Владимирович
  • Соткилава, Зураб Лаврентьевич
  • Стуруа, Роберт Робертович
  • Топурия, Кети
  • Цагурия, Леван
  • Шария, Пётр Афанасьевич
  • Шенгелая, Эльдар Николаевич
  • Закарая, Владимир Дзикиевич
  • Цанава, Лаврентий Фомич
  • Чикобава, Арнольд Степанович
  • Чиковани, Симон Иванович
  • Хорава, Акакий Алексеевич
  • Хурцилава, Муртаз Калистратович
  • Эсакия, Леонард
  • Есебуа, Владимир Михайлович

Адамия Ной Петрович

Берия Николай Титович

Букия Акакий Константинович

Данелия Амиран Иосифович

Джанджгава Владимир Николаевич

Есебуа Владимир Михайлович

Канкава Владимир Александрович

Кантария Мелитон Варламович

Киласония Герман Владимирович

Кирия Шалва Несторович

Лежава Вахтанг Акакиевич

Сордия Бондзи Авксентьевич

Схулухия Григорий Петрович

Цурцумия Александр Пехувич

Чиковани Вахтанг Владимирович

Шенгелия Георгий Давидович

Шургая Шота Иосифович

Примечания

  1. 1 2 3 Joshuaproject
  2. 1 2 Абхазия - регион в Закавказье на юго-восточном побережье Чёрного моря. Фактически управляется частично признанной Респу́бликой Абха́зия, согласно административно-территориальному делению Грузии - Автономная Республика Абхазия в составе Грузии.
  3. Абхазии подведены итоги первой переписи. Кавказский узел. 28.12.2011
  4. Точные данные о численности грузин, в частности мегрел, в Абхазии отсутствуют; в данных переписи, политиками, журналистами в разное время давались оценки от 40 до 70 тысяч.
  5. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  6. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
  7. 1 2 3 Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2002 года - Национальный состав субъектов РФ
  8. Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.: см.
  9. Приложения к итогам ВПН 2010 года в Москве. Приложение 5. Национальный состав населения по административным округам города Москвы
  10. Мегрелы. Толковый словарь русского языка Ушакова
  11. Картвельские языки. Большая советская энциклопедия
  12. Ethnologue. Language Family Trees & Mingrelian
  13. 1 2 Stephen F. Jones. Mingrelians. World Culture Encyclopedia. Retrieved on March 29, 2008.
  14. David Levinson. Ethnic Groups Worldwide: A Ready Reference Handbook, p 34: «Included in the Georgian ethnic and national group are a number of subgroups such as Ajars, Khevsur, and Mingrelians.» ;
    Stuart J. Kaufman Modern Hatreds: The Symbolic Politics of Ethnic War, p 86: «Additionally, the Georgian category includes an array of politically important subgroups especially Mingrelians, Svans and Ajarians»
    Tunç Aybak Politics of the Black Sea: Dynamics of Cooperation and Conflict, p 185: «...Georgians (Megrels)...» ;
    Andropov, New Challenge to the West, by Arnold Beichman, Mikhail S. Bernstam, p 116: «Georgia consists of three ethnics tribes: Imeretians, Kartvels, and Mingrelians .»
  15. Small Nations and Great Powers: A Study of Ethnopolitical Conflict, by Svante E. Cornell, p 142;
    Political Construction Sites: Nation-building in Russia and the Post-Soviet World, by Pål Kolstø, p 8

  16. Мегрелы. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.
    Мегрелы. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
    Мегрелы. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
    Мегрелы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
  17. Национальный состав населения ЗСФСР по переписи 1926 года
  18. 1 2 Анчабадзе Ю. Д. Новые грани в изучении этнической истории абхазов // Кавказские научные записки: Журнал. - 2010. - № 4. - С. 239. - ISSN 2079-6749.
  19. Мегрелы. Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949-1992
  20. Понтийский тип индо-средиземноморской расы. Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь. EdwART. 2011
  21. МЕГРЕЛЫ. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
  22. Мегрелы. Энциклопедический словарь. 2009.
  23. ГЛАВА VII К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРУЗИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭТНО-СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГРУЗИНСКОГО НАРОДА. Очерки истории Грузии (в 8-и т.). Т.I. Грузия с древнейших времен до IV в. н. э. / Ин-т ист., археолог. и этнографии;
  24. Мегрельское княжество, Мегрелы - статья из Большой советской энциклопедии

Ссылки

  • Мингрелская Википедия
  • Материалы по церковной и этнополитической истории Абхазии
  • Сайт о населении Кавказа

Литература

  • Broers L. Кто такие мегрелы? Язык, самоопределение и политика в Западной Грузии (англ.) = Who are the Mingrelians? Language, Identity and Politics in Western Georgia // 6th Annual Convention of the Association for the Study of Nationalities. - 2001.
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, с. 398

грузия мегрелы, кто такие мегрелы, мегрелы, мегрелы фото

Мегрелы Информацию О

Одни этнографы причисляю их к грузинам, другие – к этническим родственникам абхазов, третьи видят в них потомков древних хазар. Эти загадочные люди веками живут на западе Грузии, говорят на своем языке и сохраняют уникальное культурное наследие. Кто же такие мингрелы? Этногенез данного народа полон загадок, которые еще предстоит раскрыть. Например, многие жители Кавказа считают мингрелов евреями.

Кто они такие?

Мингрелы (мегрелы – в зависимости от произношения) – этническая группа в составе грузинского народа, как полагает большинство специалистов. По кавказским меркам, их численность не так уж и мала. Около миллиона человек живут в Грузии, в основном, на северо-западе страны, где и располагается историческая область Мегрелия. В соседних регионах Абхазии, в России и некоторых других странах насчитывается еще примерно 300 тысяч мингрелов.

Две последние переписи населения, прошедшие в Грузии в 2002 и 2014 годах, не выделяли этих людей как отдельный народ. Однако их язык настолько отличается от речи титульной нации, что говорящие друг друга не понимают. Поэтому лингвисты относят мингрельский в отдельную, занскую группу картвельской языковой семьи, в которую также входит лазский язык, распространенный на территории современной Турции.

По своему происхождению мингрелы относятся к восточно-средиземноморскому подтипу европеоидной расы. Как правило, у них голубые, зеленые или светло-карие глаза, темные волосы, выразительные черты лица.

Поживая рядом с грузинами и абхазами в течение долгих веков, эти люди переняли у соседей многие детали быта. Их национальная одежда, традиционная кухня и образ жизни почти во всем схожи. Мингрелы готовят хачапури, сациви, купаты, кукурузные лепешки, сыр сулугуни, аджику, а их любимым блюдом на праздниках, кроме всего прочего, являются жареные поросята.

Местные мужчины еще в XIX веке носили бурки, ходили с кинжалами, прекрасно скакали на лошадях. Женщины предпочитали длинные платья, расширяющиеся книзу, расшитые национальными узорами.

Религией мингрелов издавна является православное христианство, примерно до VI века часть жителей придерживалась древнего зороастризма и митраизма.

О том, что эти люди великолепно поют и танцуют, говорят многие. При этом местные музыканты аккомпанируют артистам на таких инструментах, как чонгури, дудук, ганун (канун) и зурна. Именно самобытное искусство отличает мингрелов. Их национальный танец называется «Джансуло», а песни удивительно мелодичны. Имеется у этого народа и уникальное наследие, веками передававшееся из поколения в поколение в виде сказок и легенд.

Фамилии мингрелов чаще всего заканчиваются на -иа (-ия), а также на -скуа, -уа, -ава, -ири (-ори), как и у многих других жителей запада Грузии.

Что у них общего с евреями?

Хазарская версия

Этнографы не первое столетие бьются над загадкой происхождения мингрелов. Отмечая их культурное и языковое отличие от соседних народов, некоторые специалисты полагают, что эти люди являются потомками легендарных хазар.

В VII-X веках обширные территории, простиравшиеся от казахстанских степей на востоке и до реки Днепр на западе, контролировало бесследно исчезнувшее государство – Хазарский каганат. Нижнее Поволжье, Предкавказье и Северное Причерноморье входили в состав этой могущественной страны. Правящая элита каганата исповедовала иудаизм, несмотря на то, что хазары не имели семитского происхождения, а изначально были кочевым тюркоязычным народом.

Куда пропали эти люди после падения своего государства? Отдельные историки считают, что они бежали в Закавказье, а их потомками и являются мингрелы. Дескать, соседи считали их евреями, потому что они поначалу придерживались иудейской религии, а впоследствии приняли христианство, находясь под влиянием грузин.

Ошибочка вышла

Согласно другой версии, слухи о семитском происхождении мингрелов возникли из-за банальной путаницы, ведь долгие века в одной с ними стране проживала другая этническая группа – грузинские евреи, которые сами называют себя «эбраэли».

Эти люди бежали на Кавказ после того, как вавилонский царь Навуходоносор II захватил древнюю столицу Иерусалим еще в 586 году до нашей эры. Евреи поселились в Грузии и достаточно мирно прожили в этой стране более 26 веков. Их всегда было сравнительно мало, а в последние десятилетия большинство эмигрировало в Израиль, США и другие страны. В настоящее время представителей этой этнической группы насчитывается около 200 тысяч человек, из них в Грузии осталось менее 2 тысяч.

Зная, что в этой стране есть еврейская диаспора, некоторые специалисты ошибочно причислили к ней мингрелов.

Сходство национальных характеров

Некоторые грузинские специалисты отмечали сходство между представителями двух этнических групп. Так, известный журналист и педагог Иакоб Гогебашвили (1840-1912 гг.) писал, что мингрелы превосходят грузин своей находчивостью и предприимчивостью. Они занимаются курортным бизнесом, устраивают сельскохозяйственные ярмарки, организуют поставки иностранных товаров.

«Трудно найти таких талантливых, прилежных, предприимчивых и находчивых людей, как мегрелы», – данный вывод сделал Иакоб Гогебашвили после поездки на северо-запад Грузии.

Тот факт, что армянские предприниматели, обычно скупавшие сельскохозяйственную продукцию у грузин, никогда не вели свой бизнес с мингрелами, тоже расценивался как показатель их еврейского происхождения. Дескать, какой еще народ в купле-продаже способен превзойти даже армян?

Вот поэтому жителей Мегрелии принимали за евреев.

Известные мингрелы

О том или ином народе обычно судят по известным личностям, его представляющим. Правда, есть одна сложность: большинство мингрелов по документам записаны как грузины. Многие из них сами причисляют себя к титульной нации страны. И все же, на основании ряда альтернативных источников можно составить алфавитный список мингрелов, оставивших заметный след в истории, науке, культуре и искусстве СССР, современной Грузии и России.

Лаврентий Павлович Берия (1899-1953 гг.) – советский политический деятель, с личностью которого связывают ужасы репрессий 30-х годов ХХ века. Он родился в Абхазии, в его паспорте было написано «грузин», отдельные историки утверждают, что мать этого человека принадлежала к горским евреям. Якобы поэтому в годы Великой Отечественной войны именно Берия организовал Еврейский антифашистский комитет, чью работу полностью курировал.

Лео Антонович Бокерия – известный кардиохирург, академик. Руководитель Научного центра сердечнососудистой хирургии имени А.Н. Бакулева родился 22 декабря 1939 года в городе Очамчира Абхазской АССР, где проживает много мингрелов. По этой причине, а также из-за характерной фамилии профессора медицины причисляют к ним.

Звиад Константинович Гамсахурдия (1939-1993 гг.) – первый президент независимой Грузии, доктор филологических наук, писатель.

Диана Гудаевна Гурцкая – популярная эстрадная певица, заслуженная артистка России. Председатель Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты РФ родилась 2 июля 1978 года в городе Сухуми.

Георгий Николаевич Данелия – известный кинорежиссер, сценарист и публицист. Народный артист СССР родился 25 августа 1930 года в Тбилиси. Он снял много замечательных комедий, любимых зрителями.

Зураб Виссарионович Жвания (1963-2005 гг.) – грузинский политик, занимавший пост премьер-министра страны в последние два года своей жизни. Обстоятельства его смерти до сих пор до конца не ясны.

Мелитон Варламович Кантария (1920-1993 гг.) – один из бойцов советской армии, водрузивший Знамя Победы над рейхстагом в 1945 году. Младший сержант стал участником этого исторического события вместе с другим солдатом – Михаилом Алексеевичем Егоровым. Кантария родился в мегрельском селе Джвари.

Кроме того, по разным причинам к мингрелам причисляют известного барда и поэта Булата Шалвовича Окуджаву (1924-1997 гг.) и знаменитого оперного певца Зураба Лаврентьевича Соткилаву (1937-2017 гг.), хотя явных свидетельств их отношения к этому народу нет.

Мингрелы

Мегре́лы (распространена также русская передача мингре́лы , ранее также мингре́льцы , самоназвание margal ) - субэтническая группа грузинского народа , живущая преимущественно в западных равнинных районах Грузии и на востоке Абхазии . Говорят на мегрельском языке Владеют, как правило, и грузинским языком; а некоторые, жившие ранее в Очамчырском районе Абхазии , - и абхазским . Типичные мегрельские фамилии заканчиваются на -иа (по-русски часто передаётся как -ия : Жвания/Жваниа), -аиа (передаётся как -ая: Шенгелая), -ава (Элиава), -уа (Чкадуа). Фамилии с мегрельскими окончаниями нередки у абхазов , что является результатом долгого ассимилирования.

В позднем Средневековье мегрелы пользовались относительной самостоятельностью от грузинских царей (княжество Мегрелия) и имели собственную династию владетельных князей (Дадиани). В мегрельское княжество вошло в состав Российской империи (Кутаисская губерния), мегрелы принесли присягу Александру I . Князья Дадиани (светлейшие князья Мингрельские) впоследствии стали частью российского дворянства (после ликвидации княжества в ).

Мегрелы являются этнографической группой грузин(народностью),то есть грузинами. Мегрелы составляют коренное населения региона Самегрело.Исповедуют Христианство(Грузинская Православная Церковь).

В Краснодарском крае есть станица Мингрельская .

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мингрелы" в других словарях:

    МЕГРЕЛЫ, ел и елов, ед. ел, а, м. и МИНГРЕЛЫ, ел и елов, ед. ел, а, м. Этническая группа грузин, составляющих коренное население одной из территорий Западной Грузии Ч Мегрелии (Мингрелии) (в 16Ч19 вв. Мегрельского княжества). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

    Мн. то же, что мегрелы Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    мингрелы - мингр елы, р ел и ов, ед. ч. р ел, а и мингр ельцы, ев, ед. ч. лец, льца, твор. п. льцем (то же, что мегрелы) … Русский орфографический словарь

    Ов; МИНГРЕЛЬЦЫ, ев; мн. = Менгрелы. ◁ Мингрел, а; Мингрелец, льца; м. Мингрелка, и; мн. род. лок, дат. лкам; ж. Мингрельский, ая, ое. М. язык. По мингрельски, нареч. Говорить по мингрельски … Энциклопедический словарь

    мингрелы - мингре/льцы; ов см. тж. мингрел, мингрелец, мингрелка, мингрельский, по мингрельски = менгрелы … Словарь многих выражений

    Мингрелы, Грузины, занимавшие в прошлом центральные и предгорные районы древней Колхиды; ныне живут в правобережных районах реки Риони, бассейнах рек Хоби, Ингури и других, а также компактными группами в Абхазии и ряде других областей… … Большая советская энциклопедия

    - სამეგრელო Карта … Википедия

    Ов; мн. Этническая группа грузин, проживающих в Западной Грузии; представители этой группы. ◁ Мегрел, а; м. Мегрелка, и; мн. род. лок, дат. лкам; ж. Мегрельский, ая, ое. М. язык. * * * мегрелы (мингрелы), см. Грузины. * * * МЕГРЕЛЫ МЕГРЕЛЫ… … Энциклопедический словарь

    - «Мингрельское дело» дело, начатое в ноябре 1951 года органами Государственной Безопасности Грузинской ССР в отношении руководящих работников, выходцев из Мингрелии. Им было предъявлено тяжкое обвинение в (мингрельском) национализме и… … Википедия

    Всероссийская перепись населения 2010 года насчитала всего 142 856 536 человек, из которых национальность указали 137 227 107 человек (96,06 %) . 5 629 429 человек либо своей национальности не указали, либо… … Википедия

Книги

  • Народы Российской империи. Выпуск 3 (набор из 15 открыток) , . Вашему вниманию предлагаются уникальные открытки с иллюстрациями представителей различных народов и народностей Российской империи в национальных костюмах. Иллюстрации публикуются по книге…

Кто такие мегрелы, кахетинцы, рачвельцы, имеретинцы? Все мы - грузины, просто живем в разных географических областях Грузии. Мегрелы, правда, стоят несколько обособленно, потому что они сохранили свой древний язык (который когда-то в давние времена лег в основу грузинского литературного). И у всех грузинских этногрупп свои "фамильные" особенности - то нсть по фамилиям, по их окончанию, мы можем понять к какой группе принадлежит тот или другой ее носитель.Итак, о мегрельских фамилиях.

Многие мегрельские фамилии оканчиваются на «уа», «ава», «ия» или «иа». Примерами мегрельских фамилий, имеющих окончания «уа», являются Стуруа (Sturua), Матуа, Векуа. Примерами мегрельских фамилий, имеющих окончания «ава», являются Окуджава, Берулава, Пирцхалава. Примерами фамилий, оканчивающихся на «ия» или «иа», являются Жвания, Джанашиа, Кобалия. Некоторые мегрельские фамилии имеют общегрузинские окончания «швили», «дзе». Примерами фамилий, оканчивающихся на «швили», являются Гугушвили, Надареишвили, Кикалишвили. Примерами фамилий, оканчивающихся на «дзе», являются Алакидзе, Микадзе, Мхеидзе. К редким мегрельским фамилиям относятся фамилии с окончаниями «ири» или «ори». Например, Папаскири, Гегечкори, Квеквескири, Цулеискири. Потомки выходцы из Абхазии имеют фамилии с окончаниями «бая» или «баиа». Например, Кецбая, Агирбая, Зухбая. Потомки выходцы из Лечхуми, Сванетии имеют фамилии с окончанием «ани». Например, Гасвиани, Чиковани, Асатиани.
К категории «исконно мегрельские фамилии» относят фамилии Хоштария, Кварацхелия, Гамисония. Эти фамилии смогли ассимилироваться в абхазский этнос. То есть многие абхазы носят мегрельские фамилии. Есть абхазские фамилии, которые изменили на мегрельский лад. К ним относятся Маршания, Вардания, Маргания, Эмухвари. По-абхазски эти фамилии звучат так: Амарщан, Авардан, Маан, Эхмаа. То есть было добавлено окончание «ия» к абхазским фамилиям. Есть люди с фамилией Цушбая и Зухбая. Эти фамилии были отмечены как изменение абхазских фамилий Цушба и Зухба.
В семнадцатом - девятнадцатом веках мегрельские фамилии получили широкое распространение среди абхазского населения. Сперва мегрелы ассимилировали в Абхазии Галльский район. Появились следующие фамилии: Эшбая, Килбая, Эмухвари, Дзяпшискуа, Маршания, Тарбая, Зухбая, Шакирбая. Мегрельская фамилия Эшбая была образована от абхазской фамилии Эшба. Мегрельская фамилия Килбая образовалась от абхазской фамилии Килба. Мегрельская фамилия Эмухвари образовалась от Аимхаа и Эмхаа. Мегрельсая фамилия Дзяпшискуа произошла от Дзяпш-ипа. Мегрельская фамилия Маршания образовалась от абхазской фамилии Амарщан. Мегрельская фамилия Тарбая образовалась от абхазской фамилии Тарба. Мегрельская фамилия Зухбая была образована от абхазской фамилии Зухба. Мегрельская фамилия Шакирбая произошла от абхазской фамилии Шакрыл. У абхазского населения стали появляться мегрельские фамилии в период вступления абхазов в состав России. Мегрельские священники, переписывая паству, давали удобные фамилии им. Большинство абхазов, получивших мегрельские фамилии, помнят свои первоначальные абхазские фамилии. Например, абхазское населения, имеющее фамилию Дзидзария, имеют первоначальную фамилию Лажв-ипа. Лажв-ипа переводится как «дети кобеля». Одной из наиболее распространенных мегрельских фамилий является фамилия Цурцумия. В древности люди, носящие эту фамилию, занимались разведением коров. Лучшими считались коровы из стада кварцхелия. Среди сванов распространена мегрельская фамилия Джапаридзе. Мегрельские фамилии, которые имеют окончание «ава» переплетаются тесно с японскими фамилиями. До революции мегрельские фамилии, оканчивающиеся на «швили», принадлежали в основном рядовым крестьянам. Более почетные мегрельские фамилии оканчивались на «дзе». Фамилии, заканчивающиеся на «они» или «ани», принадлежали людям, имеющим знатное происхождение. Например, Багратиони, Орбелиани. Фамилии, которые содержат звук «дж», часто имеют мегрельское происхождение. Среди мегрельских фамилий есть потомки абхазских фамилий. Например, фамилия Апшилава произошла от этнонима «апсил». С первого века им обозначали древнеабхазские племена. Мегрельские фамилия Ардия, Ардбелава произошли от предков абхазов, которые носили фамилию Ардба. Мегрельская фамилия Аскурава произошла от предков абхазов из древнего рода Ашкурцаа. Мергельская фамилия Булискерия произошла от древней и уважаемой фамилии в народе Абраскил. Мергельские фамилии Алшибая, Цхучхубая, Царагбая, Эзугбая также произошли от предков абхазов. Почти все мегрельские фамилии жителей Гельского района имеют абхазское происхождение. Приведем следующие примеры. Местность Атарба издыхъ является источником рода Тарба из села Чхуартал. Крестьянская фамилия абхазцев была образована от названия местности Ахиба в селе Гумуриш. От названия холма у реки Ингур Гудзба произошло название крупного рода Гудзба, сейчас известного под мегрельской фамилией Гвадзабия. Село Гумуриш в переводе с языка абхазцев «святилищное место известного рода Гумба. Местность Капш-кыт происходит от названия фамильного рода Капш. Название местности около города Галл Сида произошло от фамильного имени княжеского рода абхазцев Сидовых. Название местности села Окум Чабалхуа происходит от фамилии княжеского рода абхазцев Чаабал.
Фамилии Жвания и Аласания имеют мегрельское происхождение. Бытует мнение, что это не мегрельские фамилии. Это мнение считается необоснованным. Население, у которых родной язык мегрельский, называют себя Маргал. По-грузински это звучит Мегрели. Префикс «М» вместе с суффиксом «Ели» используют для образования от именной и глагольной основ причастий и прилагательных. Приведем пример: М-Шром-Ели - трудящийся, происходит от Шром-А, что означает труд. Мегрельским фамилиям присущ суффикс «ава». Например, Антелава, Джобава, Лежава. Это и отличает мегрельские фамилии от фамилий других народов. У населения мегрелов существует мегрельская фамилия Панчулая. Она указывает на место, а также на семью, родом из которой являются носители фамилии. Во время махаджирства грузинские попы, когда спасали абхазов, крестили и записывали удобные им фамилии. Поэтому мегрельские фамилии мы слышим в грузинской транскрипции. Переводных фамилий было довольно много. Часто записывали аналоги мегрельские. (http://vsefamilii.ru/)

Я не из праздности сделала такой филологический экскурс. Познакомилась с представителями мегрельской фамилии Басландзе - удивительные люди, увлеченных историей Грузии, любящих свои семьи и родных. Они так говорят: человек должен любить свою семью - иначе как он может любить родину?. Объединившись, найдя близких и дальних родственников, носящих эту фамилию, а также и однофамильцев, они решили ежегодно встречаться, в один и тот же день, на Мариамоба (День успения Богоматери) - потому что все началось с разговора Како Басландзе со священником церкви Самеба, и с желания побольше узнать о своих корнях. Священник благословил прихожанна, подсказал, что хорошо бы заказать икону Успения Богоматери и, когда она была готова, духовник освятил ее в храме и поручил фамилию Басландзе покровительству Божьей Матери. Это было несколько лет назад, а сейчас уже количество "найденных" Басландзе насчитывает около 200 человек (не очень много), и каждый год на Мариамоба стараются собраться все, даже приезжают из-за границы, встречает их старейший фамилии, 85-летний ИНдико, одетый в грузинскую чоху, а рядом с ним, когда все рассаживаются за длянные стол, непременно - фамильный герб, особая гордость семьи! Когда его продумывали, решили сделать очень лаконичным и четким, и написать "Гамарджоба, Абхазето чемо!" что очень приблизительно можно перевести как "да здравствует наша Абхазия!" - потому что слово "гамарджоба" на самом деле - это "победа". А за столом все идет традиционным чередом, даже сидят по-старинке - женщины и мужчины отдельно, тосты произносятся в определенном порядке, и мужчины встают, чтобы выпить бокал вина, а женщинам в это время можно сидеть. И, конечно, - музыка, трио: аккордеон, дудуки и доли, это совсем по-тбилисски, по-грузински, - как хотите назовите!
Вот такая история про фамилию Басландзе, от таинственного грека Басла, который поселился в Мегрелии неизвестно когда, и положил начало роду Басландзе (в архивах нашли документы, которые ведут в 17 век, но что там было раньше, пока не знаем, поиски - дело кропотливое!)

Мегрелы являются этнической группой, происхождение которых до сих пор остается тайной. Они резко выделяются на фоне грузин и абхазов, владея собственным языком, имеющим древние корни. В остальном мегрелы имеют множество схожих черт с названными народами.

История

Есть две версии происхождения мегрелов. Согласно первой, мегрелы продолжают род хазаров. Хазары управляли Хазарским каганатом, которому принадлежали земли на территории современного Казахстана и простирающиеся до самого Днепра (на момент 10 века). Элита вела исповедание иудаизма, хотя никто из них не имел семитского происхождения - для тюркоязычных народов более характерной религией является ислам. Версия хазарского происхождения мегрелов является спорной, поскольку каганат исчез практически бесследно. Историки полагают, что часть хазар бежала в Закавказье и была принята местным населением, которое посчитало их евреями, причем сами потомки хазар постепенно перешли в христианство из-за влияния грузин.

Численность

Всего насчитывается более 600 тысяч мегрелов. Около половины проживает в Грузии, остальная часть живет в России. Несколько десятков тысяч проживает в Республике Абхазия. Также существуют диаспоры в Соединенных Штатах Америки и европейских странах.

Язык

В связи с исторической близостью с абхазами и грузинами многие мегрелы владеют соответствующими языками. Их собственный мегрельский язык имеет нестабильный статус, однако знаком практически всем мегрелам.
Существует 2 диалекта, на которые делится мегрельский, а именно сенакский и зугдидско-самурзаканский. Провести четкую грань между диалектами чрезвычайно сложно, даже сами мегрелы легко понимают друг друга, а различия в основном базируются на фонетике и лексике.
Корни мегрельского сформировались еще в 700 году до нашей эры, что говорит о высокой степени самостоятельности языка. Мегрельский используется активно в устной форме, основным литературным остается грузинский.
Семитское происхождение мегрелов является предметом постоянных споров. Они несколько веков жили бок о бок с грузинскими евреями, что, возможно, и стало причиной такой путаницы. Евреям пришлось бежать на Кавказ вследствие захвата Иерусалима царем Навуходоносором II в 586 до н.э. Некоторые специалисты отмечают внешние и черты характера, схожие у евреев и мегрелов. Все это позволяет предполагать наличие родства, хотя и исключительно в гипотетическом плане.

Характер

У мегрелов сформировались типичные для кавказских народов черты. Эти люди стараются во всем быть лучшими, что прежде всего означает достижение успеха. Каждому мегрелу положено быть красноречивым, но не чересчур разговорчивым. Говорить следует только по делу, всегда четко и ясно. Каждый мегрел должен соблюдать этикет, обязательно здороваться со всяким, кто идет навстречу, если он (мегрел) восседает на коне. Ему положено быть благородным, учтивым и добродушным. В то же время важно уметь отстаивать свою точку зрения. Мегрелы негативно реагируют на притеснения их взглядов и верований. Их можно охарактеризовать как страстных людей, которые любят культуру и обычаи своего народа. Им приписывают трудолюбие и усердие. По темпераменту мегрелы ближе всего к холерикам - жизнь их буквально бурлит.

Традиции

Для мегрелов характерно соблюдение традиций и обычаев кавказского народа. Важными пунктами в списке традиций являются:

Мужчина считается главным в семье, более авторитетным является только мнение старших. К старикам у мегрелов отношение особое, поскольку они связывают оказание почестей с долголетием. Чем больше почестей будет оказано старшему, тем дольше проживешь сам. Среди пожилого поколения мегрелов встречается не так много строгих людей. Обычно они позволяют молодежи самим выбирать места сбора во время собраний.
Гостеприимство возведено в культ. Каждому гостю полагается дать кров и пищу, напоить и предоставить место для ночлега. Такая традиция восходит к древности, когда гостя принимали в доме с целью контроля, ведь он мог почувствовать вседозволенность в общении, что было недопустимо.
Мегрелы, как жители сел и деревень, очень строго соблюдают традиции, связанные со свадебными обрядами. Обычаи запрещают младшим играть свадьбу до вступления в брак старших в семье. Более того, жениху и невесте запрещено праздновать свадьбу совместно. Для свадебной церемонии заказывают разные дома, в каждом из которых молодых ждут их друзья и семьи. Этот обычай называют «традицией избегания». Заходя в дом, жена обязана делать первый шаг с правой ноги, а лицо закрывать накидкой. В знак пожелания богатства и счастья девушку осыпают монетами и сладостями.
Мегрелы обмениваются подарками во время свадебной церемонии, что характерно для всех кавказских народов. Невеста обязательно должна связать перед свадьбой пару носков, что доказывает ее мастерство в рукоделии. Даже в наши дни, когда немало кавказцев отмечают свадьбы в костюмах и белых платьях, мегрелы остаются верны традициям.

Культура


Мегрелы обожают песни. Они пользуются грузинским инструментом чонгури, имеющим 4 струны и изготовленным из различных пород дерева. Помимо четырехструнного чонгури, используют дудук или зурну. Традиция исполнения песен уникальна и включает грузинские, абхазские, арабские, византийские и турецкие мотивы. Женщины исполняют песни на мегрельском и грузинском. В основном, поют о любви, рассказывают трагичные истории. Каждой женщине необходимо знать несколько колыбельных.
Мужчины поют обычно хором, причем иногда вместе с женщинами. Хоровые песни посвящены труду, застолью, свадьбе или хороводу. Песни часто сопровождаются музыкой флейты.
Важное значение придают и литературным произведениям. Самым известным является история итальянского миссионера Ламберти, написавшим книгу о Мингрелии, которую он называл Колхидой. Впервые произведение было издано в 1654 году и получило большую известность в Европе. Его центральным персонажем стал князь Леван Дадиани, которому пришлось проявить недюжинную хитрость, чтобы сохранить суверенитет и благополучие своей страны.
Левану Дадиани приходилось поддерживать союз с турками, ежегодно отправлять султану дорогие подарки и давать дань. Однажды один из турецких султанов потребовал предоставить войска, чтобы пойти боем на Эривани. Ливан ответил на его просьбу предельно строго, сказав, что если султан вторгнется в пределы его земли, он навсегда лишится подати и будет встречен мощным отпором. Султану пришлось считаться с Мингрелией, ведь сама природа оберегала страну труднопроходимыми лесами и заболоченной местностью. Чтобы организовать войска, туркам потребовалось бы понести огромные затраты, а завоевания даже в случае успеха их бы не окупили.
Дадиани также прибег и к другой хитрости, убедив турков в том, что его страна бедна. Для этого он отправлял посыльных прямо к границе, чтобы встретить послов Турции. Послов было велено направлять самыми сложными и труднопроходимыми путями, всячески подчеркивая, что «вся Мингрелия такая». Часто послов проводили опасными тропами, где они едва ли не лишались жизни. При речной переправе посыльные специально выбирали наиболее глубокие участки, а на ночлег останавливались у самых бедных крестьян в округе. Турецкие гости были вынуждены спать на сене, есть старый сыр и закусывать его зеленью. Даже подойдя к покоям князя, они испытывали глубокое разочарование. Правитель встречал их, одетый бедно, расстилал старый ковер под деревом, приглашая гостей усесться в тени. Его обязательно сопровождало много людей - все были одеты весьма скромно, одеяния их были грубы и более походили на лохмотья. После переговоров князь провожал гостей в ветхий дом, который даже не имел толково сооруженной крыши. Гостей кормили хлебом в настолько малом количестве, что они едва могли насытиться. Вино наливали скверное, поэтому турецкие гости от него напрочь отказывались и просили обычной воды. Когда послы возвращались к султану, они во всех красках рассказывали о бедноте и нищете самого князя, поэтому султану не было причин даже думать о завоевании края и тем более повышать дань, ведь деньги брать было не с кого.

Жизнь


Конечно, жизнь мегрелов отличалась от той, какую стремились показать они туркам. Ламберти, пребывая в их краях, подробно описал княжеский город Кутаиси.
По описанию Ламберти, жители Кутаиси жили в комфортном климате, их окружали плодородные земли, всюду были живописные пейзажи. Кутаиси был развитым торговым городом, куда приходили купцы из Персии и других регионов. Велась торговля скотом, сукном и другими товарами. Всюду продавали шкуры, ткани, пряности. Наиболее развитыми торговые отношения были с армянами. Это позволяло последним вести здесь оседлый образ жизни и строить дома. Сейчас особенности жизненного уклада мегрелов изменились, они больше похожи на те, которые есть у абхазов и грузин. Земледелие и скотоводство остается основным занятием сельских жителей, ведется выращивание овец для личных нужд и продажи шерсти. Важную роль играет разведение коз, молоко которых служит сырьем для изготовления сыров. Распространено огородничество, мегрелы любят выращивать овощи и зелень, которую используют в пищу.

Жилище


Традиционное жилище мегрелов было примитивным. Ламберти в своем труде писал, что основным материалом для строительства дома было дерево, крышу делали из соломы, а в самом доме была только одна комната. Задача его жителей сводилась к поддержанию огня. Строили дома без окон, поэтому свет в помещение попадал только через входную дверь. По отметкам миссионера, жить в таком доме было неудобно. В зависимости от благосостояния, люди спали на циновках или кроватях, которые они тоже делали из дерева. Посуду хранили на полках и возле очага.

Внешность

Одежда


Традиционные наряды можно разделить на парадные и повседневные. В повседневной жизни мужчина-мегрел носил чоху, пояс, черкеску и бурку. Каждому мужчине надлежало стать всадником, поэтому одежда должна была способствовать верховой езде.

  1. При необходимости вступить в бой надевали панцири, рукава чохи закатывали. На тело надевали ахалуху - шелковую рубаху, отличающуюся свободным покроем.
  2. Женщины носили платья, которые расширялись книзу и имели глубокий вырез в районе груди. Под вырезом виднелся нагрудник, сделанный из парчи. Пояса у женщин были более широкие, чем у мужчин. На рукавах имелся разрез, поэтому они свисали, начиная от спины. На тело они тоже надевали рубаху, на манжеты наносили национальный узор. Головным убором служила косынка.
  3. Парадную одежду могли позволить себе только представители знати. Она состояла из тех же элементов, что и повседневная, однако имела немало украшений и помпезных элементов, в том числе наплечники с тесьмой.

Религия

Религия мегрелов тесно связана с государственностью. Сейчас они исповедуют православие и относятся к грузинской церкви. Для них абсолютно нормально посещать и другие православные храмы. До прихода христианства среди народа был распространен зороастризм, который, скорее всего, принесли персы.

Еда


Мегрельская кухня относится к грузинской и является региональной. В Грузии ее считают весьма острой, поэтому каждому, кто желает ее отведать, следует знать, что мегрелы любят добавлять в пищу много перца. Мингрелия (Мегрелия) располагается преимущественно в болотистой местности, это также повлияло на особенности кухни. Употребление в пищу острых блюд помогает профилактике простудных заболеваний. Мегрелы настолько любят острую еду, что едят даже соусы. Один из таких готовится с использованием томатов, специй и большой порцией красного молотого перца. Такой соус подается в глиняной емкости, называемой кеци. Он обязательно должен быть горячим. Едят такой соус, обмакивая стручки перца и закусывая хлебом. Получается дико острая смесь, обжигающая нёбо.
Отличием мегрельских хачапури является запекание сыра снаружи. Блюдо получается весьма специфичным, но приятным на вкус, поскольку первоочередно вы чувствуете сыр, а уже потом тесто. Мегрелы считают, что популяризированная в Грузии бажа является их традиционным блюдом. В бажу обязательно добавляют морскую соль, шафран, ореховое масло и другие натуральные ингредиенты. Само блюдо можно скорее отнести к соусам. С ним часто подают рыбу и курицу. Отличием мегрельской бажи является добавление орехов с белой кожурой, поэтому соус получается светлым, а у грузин он обычно темный. Если добавить к нему курицу или индейку, получится сациви. Мясо едят с аджикой, что помогает его усвоению. Одним из древнейших блюд считается гебжалия, которую готовят на молоке. Блюдо на первый взгляд кажется простым, однако оно требует использования молодого сыра, а также сыворотки надуги, которые не так просто достать. Рецептуру тоже необходимо соблюдать строго: молоко предварительно кипятят, затем добавляют в него сыр, а мешают только деревянной ложкой. Полученную массу раскатывают на доске, формируют рулеты и смазывают мятой.
Еще одна визитная карточка - эларджи. Это мучное блюдо, которое готовится из кукурузной муки с добавлением малосольного молодого сыра.
Мегрелы стали важной частью Грузии и повлияли на другие народы. Они комфортно ощущают себя в современном обществе, практически не ассимилировали и ведут привычный для их предков уклад. У этого народа прекрасные перспективы на будущее.

Видео