1 из 15

Презентация на тему: Культура и духовная жизнь общества

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Структура культуры Культура - это сложная многоуровневая система, это деятельность и наследие 1200 поколений человеческого рода. Поэтому очень сложно выделить структуру культуры. Для этого нужно подразделить культуру по носителю. Отсюда правомерно выделять мировую и национальную культуру.

№ слайда 3

Описание слайда:

Мировая и национальная культура Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих планету. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

№ слайда 4

Описание слайда:

Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры.Что касается соотношения общечеловеческого, национального и классового в культуре - это очень актуальная и сложная проблема. Здесь нужен конкретно-исторический подход, лишенный идеологических, политических пристрастий.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Ряд других культурологов (Л.Н. Коган) утверждает, что есть виды культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной. Эти виды представляют «вертикальное» сечение культуры, как бы пронизывая всю ее систему. экономическая; политическая; экологическая; эстетическая культуры

№ слайда 7

Описание слайда:

По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Это очевидно, так как культура может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.И последнее деление - по признаку актуальности. Это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Особенно это заметно в моде. Актуальность культуры - это живой процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет и умирает.Таким образом, структура культуры предстает сложным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуют единую систему - культуру.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Функции культуры Функции культуры весьма разнообразны:1. По мнению Цицерона, «cultura animi»-возделывание, взращивание духа. Человекотворческая, или гуманистическая функция, культуры-важнейшая задача для нашего возрождаемого Отечества.2. Функция трансляции (передачи) социального опыта выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.3. Функция познавательная (гносеологическая), концентрируя в себе лучший социальный опыт многих поколений, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

№ слайда 10

Описание слайда:

4. Регулятивная (нормативная) функция связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Она поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.5. Семиотическая, или знаковая функция служит для изучения соответствующих знаков и систем, без которых овладеть достижениями культуры не удается. Так, язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Существуют специфические языки для познания музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают знаковыми системами.6. Ценностная, или аксиологическая функция отражает качественное состояние культуры. По уровню ценностных потребностей и ориентации человека судят о степени его культурности.

Описание слайда:

В свою очередь, как западная, так и восточная культуры прошли несколько стадий своего развития, сменявших друг друга или параллельно существовавших.Культурно-исторические типы не вечны. Они образуются и распадаются. Многие типы уже не существуют. На развалинах некоторых из них возникли новые.

№ слайда 13

Описание слайда:

По мнению известного русского социолога, историка и мыслителя Н.Я. Данилевского, можно только тогда говорить о культурно-историческом типе, если данной историко-культурной общности свойственны четыре вида культурной деятельности: религиозная; собственно культурная, включающая теоретико-научную, эстетическо-научную, эстетическо-художественную и технико-промышленную деятельность; политическая, которая предполагает образование независимого государства; общественно-экономическая.

Описание слайда:

Используемые источники для презентации: Сайт «Блог культурного человека» (http://www.caringheartsofpeedee.com/?p=3494)Источники изображений:http://www.fotomebel.com/?p=catalog&razdel=75http://www.abc-people.com/data/rafael-santi/pic-8.htmhttp://www.visit-greece.ru/culture/http://www.culturemap.ru/?region=164http://stories-about-unknows.blogspot.ru/2012/07/blog-post_14.htmlhttp://wikitravel.org/ru/%D0%A0%D0%B8%D0%BChttp://www.nenovosty.ru/klerki-menegery.htmlhttps://sites.google.com/site/konstantinovaanastasia01/politiceskaa-kultura-obsestvahttp://www.samara.edu.ru/?ELEMENT_ID=5809http://yonost.ucoz.ru/index/0-2 http://art-objekt.ruhttp://www.chemsoc.ru/ http://www.tretyakovgallery.ru/http://maxmir.net http://t2.gstatic.comhttp://i.allday.ru http://tours-tv.comhttp://2italy.msk.ru http://2italy.msk.ruhttp://www.nongnoochgarden.com http://m-kultura.ruhttp://www.labtour.ru http://www.museum.ru http://www.historylib.orghttp://cs406222.userapi.com http://miuki.infohttp://utm.in.ua http://budeco.bizhttp://karpatyua.net http://ec-dejavu.nethttp://t0.gstatic.com http://sveta-artemenkova.narod.ruhttp://italy.web-3.ru http://moikompas.ruhttp://www.pravenc.ru

  • Предмет: обществознание.
  • Авторская группа из МБОУ СОШ № 26 г. Пензы: Ученица 10 А класса Сигуева Ксения.
  • Учитель истории Умывалкина Галина Валерьевна, Учитель информатики Флеонов Вадим Валерьевич
Структура культуры
  • Культура - это сложная многоуровневая система, это деятельность и наследие 1200 поколений человеческого рода. Поэтому очень сложно выделить структуру культуры. Для этого нужно подразделить культуру по носителю. Отсюда правомерно выделять мировую и национальную культуру.
Мировая и национальная культура
  • Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих планету. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.
  • Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.
  • Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры. Что касается соотношения общечеловеческого, национального и классового в культуре - это очень актуальная и сложная проблема. Здесь нужен конкретно-исторический подход, лишенный идеологических, политических пристрастий.
Культура делится на определенные виды и роды. Основание подобного деления-многообразие человеческой деятельности. Отсюда-материальная и духовная культура.
  • Культура делится на определенные виды и роды. Основание подобного деления-многообразие человеческой деятельности. Отсюда-материальная и духовная культура.
Ряд других культурологов (Л.Н. Коган) утверждает, что есть виды культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной.
  • Ряд других культурологов (Л.Н. Коган) утверждает, что есть виды культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной.
  • Эти виды представляют «вертикальное» сечение культуры, как бы пронизывая всю ее систему. экономическая; политическая;
  • экологическая;
  • Культура
  • эстетическая культуры
По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Это очевидно, так как культура может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.
  • По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Это очевидно, так как культура может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.
  • И последнее деление - по признаку актуальности. Это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Особенно это заметно в моде. Актуальность культуры - это живой процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет и умирает.
  • Таким образом, структура культуры предстает сложным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуют единую систему - культуру.
Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру (А.Г. Спиркин).
  • Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру (А.Г. Спиркин).
Функции культуры
  • Функции культуры весьма разнообразны:
  • 1. По мнению Цицерона, «cultura animi»-возделывание, взращивание духа. Человекотворческая, или гуманистическая функция, культуры-важнейшая задача для нашего возрождаемого Отечества.
  • 2. Функция трансляции (передачи) социального опыта выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.
  • 3. Функция познавательная (гносеологическая), концентрируя в себе лучший социальный опыт многих поколений, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.
4. Регулятивная (нормативная) функция связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Она поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.
  • 4. Регулятивная (нормативная) функция связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Она поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.
  • 5. Семиотическая, или знаковая функция служит для изучения соответствующих знаков и систем, без которых овладеть достижениями культуры не удается. Так, язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Существуют специфические языки для познания музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают знаковыми системами.
  • 6. Ценностная, или аксиологическая функция отражает качественное состояние культуры. По уровню ценностных потребностей и ориентации человека судят о степени его культурности.
По основным культурно-историческим типам мировую культуру можно разделить на западную и восточную. Их главные различия заключаются в том, что в отличие от христианской Европы, обожествляющей абсолютную личность творца, а тем самым и человека как образ и подобие его, восточная религия основывается на идее ложности индивидуальных форм духовной жизни.
  • По основным культурно-историческим типам мировую культуру можно разделить на западную и восточную. Их главные различия заключаются в том, что в отличие от христианской Европы, обожествляющей абсолютную личность творца, а тем самым и человека как образ и подобие его, восточная религия основывается на идее ложности индивидуальных форм духовной жизни.
В свою очередь, как западная, так и восточная культуры прошли несколько стадий своего развития, сменявших друг друга или параллельно существовавших.
  • В свою очередь, как западная, так и восточная культуры прошли несколько стадий своего развития, сменявших друг друга или параллельно существовавших.
  • Культурно-исторические типы не вечны. Они образуются и распадаются. Многие типы уже не существуют. На развалинах некоторых из них возникли новые.
По мнению известного русского социолога, историка и мыслителя Н.Я. Данилевского, можно только тогда говорить о культурно-историческом типе, если данной историко-культурной общности свойственны четыре вида культурной деятельности: религиозная; собственно культурная, включающая теоретико-научную, эстетическо-научную, эстетическо-художественную и технико-промышленную деятельность; политическая, которая предполагает образование независимого государства; общественно-экономическая.
  • По мнению известного русского социолога, историка и мыслителя Н.Я. Данилевского, можно только тогда говорить о культурно-историческом типе, если данной историко-культурной общности свойственны четыре вида культурной деятельности: религиозная; собственно культурная, включающая теоретико-научную, эстетическо-научную, эстетическо-художественную и технико-промышленную деятельность; политическая, которая предполагает образование независимого государства; общественно-экономическая.
  • Н.Я. Данилевский
  • Однако из этого не следует, что в каждом культурно-историческом типе равноценно развиты все виды культурной деятельности. История показывает, что каждый культурно-исторический тип достигал высот только в одном или двух видах культурной деятельности. Например, греческий - в собственно культурной, римский - в политической, еврейский - в религиозной.
Используемые источники для презентации:
  • Используемые источники для презентации:
  • Сайт «Блог культурного человека» (http://www.caringheartsofpeedee.com/?p=3494)
  • Источники изображений: http://www.fotomebel.com/?p=catalog&razdel=75
  • http://www.abc-people.com/data/rafael-santi/pic-8.htm
  • http://www.visit-greece.ru/culture/
  • http://www.culturemap.ru/?region=164
  • http://stories-about-unknows.blogspot.ru/2012/07/blog-post_14.html
  • http://wikitravel.org/ru/%D0%A0%D0%B8%D0%BC
  • http://www.nenovosty.ru/klerki-menegery.html
  • https://sites.google.com/site/konstantinovaanastasia01/politiceskaa-kultura-obsestva
  • http://www.samara.edu.ru/?ELEMENT_ID=5809
  • http://yonost.ucoz.ru/index/0-2 http://art-objekt.ru
  • http://www.chemsoc.ru/ http://www.tretyakovgallery.ru/
  • http://maxmir.net http://t2.gstatic.com
  • http://i.allday.ru http://tours-tv.com
  • http://2italy.msk.ru http://2italy.msk.ru
  • http://www.nongnoochgarden.com http://m-kultura.ru
  • http://www.labtour.ru http://www.museum.ru http://www.historylib.org
  • http://cs406222.userapi.com http://miuki.info
  • http://utm.in.ua http://budeco.biz
  • http://karpatyua.net http://ec-dejavu.net
  • http://t0.gstatic.com http://sveta-artemenkova.narod.ru
  • http://italy.web-3.ru http://moikompas.ru
  • http://www.pravenc.ru

Слайд 2

Структура культуры  Культура - это сложная многоуровневая система, это деятельность и наследие 1200 поколений человеческого рода. Поэтому очень сложно выделить структуру культуры. Для этого нужно подразделить культуру по носителю. Отсюда правомерно выделять мировую и национальную культуру.

Слайд 3

Мировая и национальная культура  Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих планету. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства)

Слайд 4

Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры. Что касается соотношения общечеловеческого, национального и классового в культуре - это очень актуальная и сложная проблема. Здесь нужен конкретно-исторический подход, лишенный идеологических, политических пристрастий.

Слайд 5

 Культура делится на определенные виды и роды. Основание подобного деления-многообразие человеческой деятельности. Отсюда- материальная и духовная культура. 6 8

Слайд 6

  Ряд других культурологов (Л.Н. Коган) утверждает, что есть виды культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной. Эти виды представляют «вертикальное» сечение культуры, как бы пронизывая всю ее систему. экономическая; политическая; Культура  экологическая; эстетическая культуры

Слайд 7

 По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Это очевидно, так как культура может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную. И последнее деление - по признаку актуальности. Это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Особенно это заметно в моде. Актуальность культуры - это живой процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет и умирает. Таким образом, структура культуры предстает сложным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуют единую систему - культуру.

Слайд 8

 Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру (А.Г. Спиркин).

Слайд 9

Функции культуры    Функции культуры весьма разнообразны: 1. По мнению Цицерона, «cultura animi»-возделывание, взращивание духа. Человекотворческая, или гуманистическая функция, культуры- важнейшая задача для нашего возрождаемого Отечества. 2. Функция трансляции (передачи) социального опыта выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. 3. Функция познавательная (гносеологическая), концентрируя в себе лучший социальный опыт многих поколений, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Слайд 10

   4. Регулятивная (нормативная) функция связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Она поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право. 5. Семиотическая, или знаковая функция служит для изучения соответствующих знаков и систем, без которых овладеть достижениями культуры не удается. Так, язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Существуют специфические языки для познания музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают знаковыми системами. 6. Ценностная, или аксиологическая функция отражает качественное состояние культуры. По уровню ценностных потребностей и ориентации человека судят о степени его культурности.

Слайд 11

 По основным культурно-историческим типам мировую культуру можно разделить на западную и восточную. Их главные различия заключаются в том, что в отличие от христианской Европы, обожествляющей абсолютную личность творца, а тем самым и человека как образ и подобие его, восточная религия основывается на идее ложности индивидуальных форм духовной жизни.

Слайд 12

  В свою очередь, как западная, так и восточная культуры прошли несколько стадий своего развития, сменявших друг друга или параллельно существовавших. Культурно-исторические типы не вечны. Они образуются и распадаются. Многие типы уже не существуют. На развалинах некоторых из них возникли новые.

Слайд 13

 По мнению известного русского социолога, историка и мыслителя Н.Я. Данилевского, можно только тогда говорить о культурно-историческом типе, если данной историко-культурной общности свойственны четыре вида культурной деятельности: религиозная; собственно культурная, включающая теоретиконаучную, эстетическо-научную, эстетическохудожественную и технико-промышленную деятельность; политическая, которая предполагает образование независимого государства; общественноэкономическая. Н.Я. Данилевский

Слайд 14

Однако из этого не следует, что в каждом культурноисторическом типе равноценно развиты все виды культурной деятельности. История показывает, что каждый культурно-исторический тип достигал высот только в одном или двух видах культурной деятельности. Например, греческий - в собственно культурной, римский - в политической, еврейский - в религиозной.

Слайд 15

 Используемые источники для презентации:  Сайт «Блог культурного человека» (http://www.caringheartsofpeedee.com/?p=3494)  Источники изображений: http://www.fotomebel.com/?p=catalog&razdel=75 http://www.abc-people.com/data/rafael-santi/pic-8.htm http://www.visit-greece.ru/culture/ http://www.culturemap.ru/?region=164 http://stories-about-unknows.blogspot.ru/2012/07/blog-post_14.html http://wikitravel.org/ru/%D0%A0%D0%B8%D0%BC http://www.nenovosty.ru/klerki-menegery.html https://sites.google.com/site/konstantinovaanastasia01/politiceskaa-kultura-obsestva http://www.samara.edu.ru/?ELEMENT_ID=5809 http://yonost.ucoz.ru/index/0-2 http://art-objekt.ru http://www.chemsoc.ru/ http://www.tretyakovgallery.ru/ http://maxmir.net http://t2.gstatic.com http://i.allday.ru http://tours-tv.com http://2italy.msk.ru http://2italy.msk.ru http://www.nongnoochgarden.com http://m-kultura.ru http://www.labtour.ru http://www.museum.ru http://www.historylib.org http://cs406222.userapi.com http://miuki.info http://utm.in.ua http://budeco.biz http://karpatyua.net http://ec-dejavu.net http://t0.gstatic.com http://sveta-artemenkova.narod.ru http://italy.web-3.ru http://moikompas.ru http://www.pravenc.ru

Учреждения культуры - религиозные организации - соответствующую деятельность людей. Цель: Ознакомить с сущностью фундаментальных ценностей и основными функциями культуры. Культурный человек терпим и толерантен. Духовно-теоретическая (производство духовных благ и ценностей). Изначально (лат.) – «возделывание, обработка почвы. Зачем нужна культура? Мировая и национальная Материальная и духовная. - Науку - нравственность - религию - философию - искусство - научные учреждения.

«Научно-техническая революция» - Пререстройка энергетического хозяйства. Революционный путь. Технополисы. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований. Характерные черты НТР. Интеллектуализация. Финансирование НИОКР по регионам мира. Космизация. Черты НТР. Примеры эволюционных и революционных изменений. Эволюционный путь. Какие функции выполняют техника и технология. Технопарки м технополисы. Совершенствование уже известной техники.

«Духовность» - Важнейшими элементами человеческой духовности являются ценности, мораль, мировоззрение. Важнейшими являются нормы морали. Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Кто же устанавливает моральные нормы? Также есть совесть, патриотизм, гражданственность. Существует главное общечеловеческое требование, которое называется «золотое правило» нравственности. Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?

«Мировоззрение» - Венгерский кроссворд. Понятие категорического императива. Обыденное мировоззрение. Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем. Сильная сторона. Призыв к миру. Роль мировоззрения в деятельности человека. Ненависть – сильная вражда, отвращение к кому- или чему-нибудь. О богатстве. Мировоззрение. Поворот к человеку. О помощи нуждающимся. Типы мировоззрения. Одна из классификаций типов мировоззрений.

«Социальное познание» - В узком смысле – познаваемый предмет. Особенности социального познания. В узком смысле – познающий человек, наделенный волей и сознанием. Виды социальных фактов. Субъект. Объект. Ограничена возможность применения эксперимента. Познание -. В широком смысле – общество. Установление социальных закономерностей крайне затруднено. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям. Обществознание 10 класс.

«Философия и наука» - Культурология появилась в XIX веке. Что изучает культурология? Наука и философия. Учение о благе и ценностях. Археология. Философия. Родоначальница наук - философия. Социология. Философия как общественная наука. Учение о бытии. Культурология. Классификация социально-гуманитарных наук. Гражданская история. Рассел. Какие методы использует социология? История. Физическая химия. Науки об обществе. Что такое история?

Класс: 10 класс

Предмет: обществознание

Цель урока: способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы ее виды.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Обществознание, учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений, базовый уровень, под редакцией Л.Н.Боголюбова. М., Просвещение,2010г.

Используемая методическая литература: Обществознание. Методические рекомендации. Базовый уровень. Под редакцией Л.Н.Боголюбова М., Просвещение. 2006г.

План изучения нового материала

1. Духовная деятельность.
2. Что такое культура. Традиции и новаторство в культуре.
3. Функции культуры.
4. Формы и разновидности культуры.

ХОД УРОКА

I. Повторение пройденного материала

1. Вспомните основные сферы общественной жизни и кратко охарактеризуйте их.

2. Как функционируют сферы жизни общества?

Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность,но вместе с тем, они не только взаимодействуют, но и взаимно обуславливают друг друга.

Например: влияние политической сферы на культуру:
– государство проводит определенную политику в области культуры
– деятели культуры в своих произведениях, в своем творчестве отражают политические взгляды и позиции

3. Подведите итоги:

– духовная сфера тесно связана с другими сферами жизни общества
– наряду с экономической, политической, социальной сферой духовная сфера занимает важное место в деятельности человеческого общества.

II. Изучение нового материала

Таким образом, духовная жизнь общества возникает на основе практической деятельности человека и является формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят: взятые в единстве они составляют

Духовная жизнь одна из подсистем общества и элементами духовной сферы являются

Культура является предметом изучения многих наук – (перечислите какие науки изучают культуру) – истории, социологии, философии и антропологии. Один из культурологов насчитал в современном гуманитарном знании более 200 определений культур.

Где начинается культура?

Пчелы строящие соты, не создают культуру, они миллионы лет воспроизводят то, что заложено в них природой.
Человек создавший каменный топор, станки и машины, самолеты и поезда создал нечто новое, чего нет в природе.
Т.е. все созданное человеком, что не является природой мы относим к культуре.

В широком смысле слова можно сказать, что культура – это преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.
Культура – как «вторая природа» сотворенная самим человеком.
В узком смысле слова культура употребляется для характеристики материального и духовного развития определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей, наций?

Например:

античная культура
культура майя
художественная культура
культура труда
культура быта и т.д.

т.е. в узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни общества.

Вопрос учащимся. Определите, что такое деятельность и виды деятельности.

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на совершенствовании окружающего мира и самого себя.

В связи с существованием двух типов деятельности материальной и духовной можно выделить две основные сферы развития культуры.

Важное значение в духовной культуре имеют традиции (преемственность) и новаторство.
Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям по вертикали и горизонтали.

Традиции элементы наследия, передающееся от поколения к поколению.
Традиционными могут быть ценности, обычаи, обряды.(вертикальная)
Например: (учащиеся)
– весенний праздник Масленицы знаком еще со времен древних славян
– правило этикета пропускать женщин вперед дошло до нас из периода матриархата.
Новаторство – проявление нового в созидательной деятельности.
Человек по натуре творец. Мы творим даже тогда, когда воспринимаем созданное другим.
Так читая «Войну и мир»
– одни проникаются интересом и сочувствием к исканиям Наташи Ростовой;
– других трогает своеобразный патриотизм Пьера Безухова;
– третьим ближе утверждение Андрея Болконского о том, что «в жизни надо избегать только двух вещей: болезней и угрызений совести»
Каждая эпоха порождает своих творцов, новаторов, которые совершают выдающиеся научные открытия, иногда гениальные произведения искусства.
Правда, бывает и так, что эти творения не находят признания у современников. Но если это подлинные духовные ценности, то время их приходит и последующее поколения воздают им должное. Например, картины художников-импрессионистов.
_______________________________________________________________________
Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества.

III. Работа с текстом учебника

Выделите функции культуры

– приспособление к окружающей среде (древнейший человек научился добывать огонь и изготовил каменный топор) самая древнейшая функция культуры.
– накопления, хранения и передача культурных ценностей (Рублев «Троица», Успенский собор, летописи) культура сохраняет накопленные веками наследие, которое остается фундаментом творческих поисков человечества и эта функция позволяет человеку определить свое место в мире.
– целеполагание и регулирование жизни общества и деятельности человека (Красота, Добро, Истина, Справедливость, Польза, Власть, Свобода) в рамках этой функции создаются ценности регулирующие жизнь людей и их деятельность)
– социализация новых поколений (дети воспитанные животными) эта функция позволяет каждому человеку усвоить систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему адаптироваться к жизни в человеческом обществе.
– коммуникативные функции (общение) эта функция позволяет развитию личности через общение

Соотнесите функции культуры с заданными примерами

В жизни мы сталкиваемся с большим разнообразием культур. Существует культура национальная и мировая, светская и религиозная, западная и восточная и т.д.
Глядя на карту мира мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками.

Сейчас на Земле не осталось изолированных культурных общностей. Научно технический прогресс, информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения влечет за собой интернациональную культуру, создание единого культурного пространства для разных наций и народностей. Ярким примером является культура нашей страны, страны многонациональной и многоконфессиональной.

1. Великий Новгород (деревянное зодчество)
2. Москва (собор В. Блаженного)
3. Казань (символ Казани – дракон Зилант)
4. Владимир – (церковь Покрова на Нерли)
5. Краснодар (памятник казачеству)
6. Волгоград (стелла защитникам Родины)
7. Якутск (памятник Мамонту)
8. Анадырь (скульптурная композиция труженикам севера)
9. Дальний Восток (черепаха Бохайского царства 7 в. н.э. найдена в 19 веке)

Когда речь идет о многообразии культуры, под этим подразумеваются три формы культуры – народная, массовая, элитарная и две ее разновидности – субкультура и контркультура.
Определите формы культуры по видеороликам.
Выявите характерные черты каждой из форм культуры.

Народная

– фольклор, нравы, обычаи, народная музыка (формы)
– любительская
– коллективная
– многожанровая
– не имеет автора

Массовая

– ориентирована на массового потребителя
– простота, доступность
– коммерческая направленность

Она сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления.

Элитарная

– рассчитана на узкий круг потребителя
– трудна для понимания неподготовленного человека
– создается привилегированной часть общества, либо по ее заказу профессиональными творцами.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу.
Достижения элитарного искусства перенимаются массовой культурой повышая ее уровень, а массовая культура приносящая прибыль дает возможность оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Таким образом, культура всегда была главным источником созидательных устремлений человека, главным смыслом его существования. Именно культура делает из нас разумных, позитивно мыслящих, гуманных существ с нравственными позициями и обязательствами. Культура – душа общества. Благодаря культуре и с ее помощью мы различаем ценности и становимся способны делать выбор.

«Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишает смысла»
Д.С.Лихачев

IV. Закрепление пройденной темы «Культура и духовная жизнь»

Часть А

А1. Под словом «культура» изначально подразумевалось(лись)

1) правила поведения в обществе
2) создание искусственной природы
3) способы обработки земли
4) способы производства новых знаний

А2.Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится к понятию

1) искусство
2) творчество
3) наука
4) культура

А3. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура –совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравтсенного, эстетического развития людей.
Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. К духовной культуре относится

1) оборудование
2) искусство
3) здание
4) компьюте

А5. Верны ли следующие суждения о субкультуре?

А. Субкультура – совокупность норм и ценностей культуры преступного слоя общества.
Б. Субкультура – это автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А6. Определение культура: «Культура, создаваемая привилегированной частью общества, либо по ее заказу, профессиональными творцами» относится к понятию

1) народная культура
2) массовая культура
3) литарная культура
4) национальная культура

Часть В

В1. Установите соответствие между видами культуры и их объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Объекты культуры Виды культуры

А) пластмасса 1) материальная культура
Б) музыкальный образ 2) духовная культура
В) японский сад камней
Г) живопись
Д) рубило первобытного человека

А

В2. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к материальной культуре и запишите в порядке возрастания

1) религиозное учение
2) телевизор
3) музыка
4) обрудование
5) научное открытие
6) станок

Ключи:

Часть А Часть В

А1 – 3 В1. а – 2 б – 1 в – 2 г – 1 д – 1
А2 – 4 В2 2 4 6
А3 – 1
А5 – 2
А6 – 3
А7 – 3

4 правильных ответа – «3»;
6 правильных ответа – «4»;
8 правильных ответа – «5».

V. Домашнее задание

Написать эссе: «Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта». (Ю.Лотман)

Алгоритм написания эссе:

1. Раскрыть смысл высказывания.
2. Раскрыть тему с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы.
3. Использовать факты и примеры почерпнутые из различных источников:

а) сообщения СМИ;
б) материалы учебных предметов (истории, литературы, географии);
в) факты личного социального опыта и собственные наблюдения.

Таким образом … (можно вернуться к первым строкам эссе)