Социальные проекты, идеи которых были воплощены в жизнь, можно различать в первую очередь по приоритетной цели, которую они преследуют. Во вторую они различаются по степени и качеству влияния на жизнь общества.

Справедливости ради стоит отметить, что идеи социальных проектов охватывают множество сфер человеческой жизни. Не всегда удается соблюсти «идеальность» приоритетных целей.

Приоритеты и цели

Социальные проекты, идеи которых можно назвать подлинно социальными, приоритетными целями имеют, как принято считать, значительное улучшение жизни общества. К примеру, в летний сезон во многих городах деятельные и инициативные люди организовывают и с успехом проводят уже не первый год проект под названием «Побежали». Суть его более детально раскрыта ниже, а сейчас важно упомянуть про результаты. Только в одном городе-миллионнике в подобного рода проекте добровольно приняли участие более 100 000 человек. Больше половины людей дошли до финиша, пробежав при этом более 300 километров суммарно за 3 месяца! Социальные проекты, идеи которых встречают такой отклик, реально меняют жизнь общества к лучшему.

Можно только представить, сколько людей стали здоровее, какое благотворное влияние оказано на подрастающее поколение бегающими родителями или родными. В результате участия в проекте у многих людей появляется полезная привычка заниматься собой и своим здоровьем системно. У них поялвются и новые друзья-единомышленники, с которыми легче и веселее двигаться вперед.

«Антисоциальный» проект

«Троллейбус счастья» - такое название имеет реализованный на практике «социальный» проект, который даже занимал призовые места в конкурсе на эту тему. В его заявленных целях — модернизация системы высшего образования путем развития экосистемы инноваций.

Руководители проекта, исходя из опубликованной информации, ставили перед собой достаточно прозаичные задачи. Реализуя «Троллейбус счастья», они хотели активизировать учебный процесс, провести тренинг для магистров и публично защититься в конкурсе подобных проектов.

Что на деле

На деле университет обратился к горэлектротрансу с предложением: «А давайте мы ваши троллейбусы украсим силами своих студентов, и вместе это все назовем социальным проектом?». Сказано - сделано. Выделили 4 троллейбуса, студенты в свободное время бесплатно их оформили, пригласили музыкантов, написали в прессу — готово! 4 пестрых троллейбуса, действительно красивых, ездят по городу и являют собой передвижные мини-выставки различных тематик — праздничной направленности, романтической, патриотической...

Как изменилась жизнь города? Принципиально никак. Как потраченная энергия и деньги людей, студентов, преподавателей модернизировала систему высшего образования? Принципиально никак. Как развилась система экоинноваций с помощью троллейбуса, который существует уже более 100 лет? Доподлинно неизвестно. Значительно ли улучшилась в результате Вряд ли так можно сказать.

Общая альтернатива

«Побежали» - один из настоящих проектов, которые можно было бы назвать истинно социальным. Суть его в том, что желающий бегать по утрам человек регистрируется в социальных сетях. Он делает определенный небольшой денежный взнос и дальше бегает 100 дней подряд.

После каждого занятия, согласно правилам проекта, необходимо выкладывать свои фото "в процессе" и выбранный маршрут. При отсутствии таких «доказательных» данных участник исключался без возврата денег. Конечно, правилами были предусмотрены и такие разные мелкие детали, как пропуск пробежки по уважительной причине и другие подобные моменты, но основные правила просты как дважды два.

После проекта имеющаяся сумма денег была разделена между оставшимися участниками. Что интересно, обратно получали сумму, на 50% превышающую внесенную. Многие после проекта не оставили своей полезной привычки и продолжили бегать сложившимися группами и без проекта, ожидая следующего массового «забега». Так с помощью проекта и люди здоровее стали, и общество объединилось, и подрастающему поколению хороший пример подали.

Еще примеры

«Ночлежка» и «Виртуальная рында» - социальные проекты, идеи и примеры которых можно было бы также отнести к истинно социальным. Они реализуются на средства благотворительных организаций и при использовании молодежи.

Первый проект представляет собой сеть ночлежек для бездомных. Создана карта, на которой указаны конкретные адреса мест, где можно покушать, переночевать либо получить помощь медицинского или юридического характера. Для многомиллионных мегаполисов такой проект значимо улучшает социальную ситуацию — становится меньше разбоев, снижается общий уровень преступности, меньше нагрузки на силовые органы. К тому же, проект позволяет более-менее сносно контролировать ситуацию с бездомными в городе и даже в некотором роде влияет на ситуацию.

Второй проект позволяет и разместить, и увидеть на интерактивной карте города запросы о помощи. Казалось бы, ничего такого. Кому это интересно? А на деле приложение оказалось весьма востребованным — потому что оно решило основную коммуникационную проблему, связав тех, кто нуждается в помощи и тех, кто может ее оказать. Более того, любой желающий может присоединиться к проекту. Он будет в курсе запросов вокруг себя и получит удобную возможность воспользоваться помощью в случае чего.

Сфера молодежи

Важную роль в популяризации социальных проектов играют идеи социальных проектов, направленных на студентов и учащихся. Они позволяют увеличить занятость этого активного слоя населения, развить чувство патриотизма и проявить личный потенциал во многих сферах.

Нужно отметить, что идеи социальных проектов для молодежи разнообразны. Они касаются, к примеру, сферы труда. Это организация строительных отрядов или мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Проекты могут быть направлены на отдых молодежи, межкультурное взаимодействие и на практике.

Сфера культуры

Идеи которых можно найти в сфере культуры,обычно самые заметные. Их поддерживает государство с помощью правительственных грантов.

Не всегда можно назвать творческими социальные проекты, идеи которых касаются этой тематики. Мероприятия касаются поддержки библиотечной, музейной и клубной (развлекательной) сфер. Для идеи социальных проектов в сфере культуры критично важны.

Это создает дополнительную платформу для развития как личных талантов, к примеру, в области музыки или пения, а также развивает коммуникативные навыки. Иногда возникает возможность путешествовать и получать новые знания. Стоит отметить социально значимые проекты, идеи которых вдохновляют талантливую молодежь, позволяют раскрыть потенциал и талант. Зачастую это телевизионное шоу.

На рубеже соприкосновения понятий «молодежь» и «культура» находятся также социальные проекты, идеи которых не отличаются оригинальностью. Это образовательные экскурсии. Подобные проекты предоставляют возможность молодежи реально расширить кругозор и представление об окружающей действительности.

Оксана Однобурцева

На уроках музыки каждый учитель обязательно ведёт вокально-хоровую работу со всеми учащимися класса . Но продемонстрировать своё вокальное и артистическое мастерство на различных концертах могут не все дети, а лишь участники вокальных кружков, имеющие музыкальную одарённость (слух, голос) . А это значит, что возможность показать себя в сценическом исполнительстве, проявить перед слушателями своё музыкальное самовыражение, есть не у всех. У таких детей снижается самооценка, уменьшается увлечённость и заинтересованность предметом Музыка.

Я попыталась на базе нашей школы создать такой экспериментальный проект , который позволил бы объединить в хоровом вокальном исполнительстве всех обучающихся школы , не зависимо от их музыкальных способностейпроект в котором главными критериями оценки стали :

Массовость исполнения,

Эмоциональность исполнения,

Сценическая культура,

- творческая находка ,

Имидж класса ,

Хорошее настроение.

учитель музыки,

музыкальный руководитель детских вокальных студий :

«Карамельки» (учащиеся 1-2 классов ,

«Дети солнца» (учащиеся 3-4 классов ,

«Праздник детства» (учащиеся 5-11 классов ) .

Состав участников проекта : общешкольный (учащиеся 1- 7 классов )

Учебный предмет, в рамках которого планируется работа : музыка

Классификация проекта : практико – ориентированный

Ведущая деятельность проекта : творческая

Форма организации детей : коллективная

Режим работы : урочно – внеурочный

Форма продуктов проектной деятельности : участие всех учащихся школы с 1 по 7 классы , включая класс обучающихся по специальной программе (коррекции) в конкурсном выступлении на общешкольном конкурсе «Битва хоров» , проходящем в рамках Недели Музыки, освещение в школьной газете «Аткарская газета» , публикации на различных сайтах Интернета


Краткое описание проекта

Проект предназначен для обучающихся 1-7 классов с целью активизации учебно-познавательного процесса, расширения кругозора детей и приобретения элементарного опыта участия в проектной деятельности , с учётом потенциальных возможностей школьников . В рамках проекта обучающиеся обогащают свои знания посредством ознакомления с творчеством поэтов и композиторов песенников; разучивают и исполняют вокальные произведения; принимают участие в совместной музыкальной деятельности; обучаются эмоциональному исполнительству, сценической культуре и умению выступать перед аудиторией, проявляют свои способности придумывать творческие находки , касающиеся конкретных выступлений. Всё это способствует развитию голоса, речи, познавательных и творческих процессов у детей .

Работа над проектом предполагает : 1) организацию каждого класса обучающихся для совместного нахождения и разучивания вокально-хорового материала; 2) привлечение классных руководителей и родителей в работу над проектом в качестве помощников и консультантов для детей; 3) презентацию проекта на конкурсе «Битва хоров» , который будет проходить во время школьной Недели Музыки ; 4) обсуждение итогов работы учащихся над проектом , награждение участников дипломами различной степени.

Данный проект рассчитан на тесное сотрудничество коллектива учащихся. Также учитывается, что школьники в силу индивидуальных вокальных возможностей, возрастных особенностей не обладают достаточными умениями и опытом, необходимым для самостоятельной реализации проекта , поэтому учитель музыки выступает в роли координатора, направляя работу, организовывает все этапы проекта (по классам ) и корректирует их по мере необходимости. Работа над проектом ведётся по плану в содружестве обучающихся, учителя музыки и классных руководителей .


Актуальность проекта

Работа над проектом расширяет кругозор обучающихся, организует их внимание на популяризацию искусства хорового пения, помогает выявлять наиболее талантливых и ярких исполнителей хорового жанра, способствует сплочению творческих коллективов классов , организует творческое общения между хорами, развивает интерес к изучению творчества современных композиторов, формирует имидж образовательного учреждения, как школы высокой культуры и большого творческого потенциала .

Цель проекта

Активизировать желание учащихся к эмоциональному вокальному исполнительству, научить сценической культуре и умению выступать перед аудиторией, укрепить основы музыкально-художественного и эстетического вкуса обучающихся.


Задачи проекта

1. Вовлекать каждого участника класса в активную деятельность творческого характера , учитывая личностные потенциальные возможности и способности.

2. Развивать у детей устойчивый интерес к хоровой музыке, навыки выражения своего отношения к музыке, к слову, жесту, мимике, движению под музыку. Учить школьников выступать общим сплочённым коллективом под руководством учителя музыки.

3. Воспитывать музыкально-художественный вкус через творчество композиторов , поэтов, через хоровое исполнительство.

4. Воспитывать способность у детей к взаимопониманию и взаимопомощи, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.

5. Развивать умения учащихся воспринимать настроение и характер вокального произведения.

6. Побуждать интерес к проявлению творческой активности и коллективному музицированию.


Информационное оснащение

Интернет-ресурсы

Материально-техническое оснащение проекта :

Фортепиано.

Ноутбук.

Звукоусиливающая и звуковоспроизводящая аппаратура.

Микрофоны на стойках.

Реквизит, сценические костюмы.

Музыкальный материал :

Фонограммы песен для каждого класса .

Этапы работы над проектом :

1. Подготовительный

2. Планирование

3. Реализация

4. Аналитический (рефлексия)


Календарный план развития проекта

Названия этапов Планируемая деятельность участников проекта Для кого

Подготовительный

Получение разрешения администрации школы на осуществление проекта .

Обсуждение с учащимися вопросов, связанных с проведением проекта , вовлечение классных руководителей в проектную деятельность .

Проведение подготовительных занятий (уроков музыки) со школьниками – участниками проекта .

Деление классов на 2 подгруппы : начальная школа , среднее звено школы . Учитель музыки,

администрация

школы , классные руководители ,

обучающиеся

1-7 классов

Планирование

Определение направлений деятельности для каждого класса , определение вокального репертуара, составление плана реализации проекта , определение сроков исполнения.

Вовлечение родителей в проектную деятельность . Учитель музыки,

администрация

школы ,

обучающиеся

1-7 классов

Реализация

Выполнение вокально-хоровой работы по каждому классу .

Написание сценариев конкурсов «Битва хоров» .

Предварительные репетиции, внесение необходимой коррекции, рекомендации по дальнейшей работе.

Анализ подбора репертуара для заключительного этапа, рекомендации по работе.

Создание вокальных ансамблей из желающих родителей в разных классах .

Вокально-хоровые выступления классов (по 2 песни от класса ) на общешкольном конкурсе «Битва хоров» , проходящем в рамках Недели Музыки.

Выступления учащихся, занимающихся в школьных кружках - детских вокальных студиях «Дети солнца» и «Карамельки» .

Внеконкурсные выступления ансамблей родителей.

Работа жюри - определение уровня достижений каждого класса и вокальных студий школы , выявление Победителей в номинации «Самый сплочённый и артистичный хор» (отдельно для обучающихся начальной и средней школы ) Учитель музыки,

классные руководители ,

обучающиеся

1-7 классов , приглашённые члены жюри.

Аналитический

(рефлексия)

Определение законченности деятельности по данному направлению.

Освещение в школьной газете , освещение в районной муниципальной газете «Аткарская газета» , публикации на различных сайтах Интернета.

Организация отчёта результатов проведённого проекта (фотоотчёт) .

Награждение обучающихся дипломами различной степени.

Создание плана следующих работ на основе проведённого анализа и накопленного опыта. Учитель музыки


План-график реализации проекта

1. Объявление старта проекта . Создание положительного мотива к осуществлению проектной деятельности .

2. Беседы на уроках музыки, побуждающие обучающихся к обогащению и расширению знаний по теме проекта , к участию в данном проекте .

3. Знакомство обучающихся с произведением современных композиторов песенников.

4. Интегрированные занятия по классам «Вокальное мастерство исполнителя»

1. Репетиционно - творческая работа с обучающимися по классам .

2. Оформление вокальных коллективов творческими находками , реквизитом, эмблемами, костюмами.

3. Подготовка к творческому конкурсу «Битва хоров» .

2. Творческий конкурс «Битва хоров»

3. Работа жюри, награждение учащихся.

1. Освещение результатов деятельности учащихся в проекте на страницах районной муниципальной газеты «Аткарская газета» .

2. Организация фотоотчёта.

3. Подведение итогов работы над проектом , создание плана следующих

проектных работ .

4. Распространение опыта в сети Интернет.

Ожидаемые результаты работы над проектом

Созданные условия для организации социально-значимой проектной деятельности способствуют вовлечению максимального числа обучающихся школы , их родителей и классных руководителей в процесс работы над проектом .

Участие в социально-значимой проектной деятельности способствуют формированию социально-коммуникативных, вокальных, творческих и эстетических навыков у обучающихся.

Отработанная на практике модель реально действующего социального проекта вполне может стать доброй традицией коллектива, так как объединяет учителей, родителей и воспитанников в общем деле.


Актуальность В условиях стремительного развития искусства появляется потребность в новых подходах к его изучению. Практика функционирования музыкальных студий недостаточно развита в Сергиево. Посадском районе, а потребность в их существовании очень высока.

Результаты анкетирования Был проведен опрос среди учащихся 4 «А» среднеобразовательной школы № 28 в пос. Богородское Сергиево-Посадского района. учатся в музыкальной школе не учатся в музыкальной школе 38% 62%

Проблема Всего в 2012 году количество школьников в Москве составило 825 тысяч. По программам дополнительного образования в Москве обучаются более 600 тысяч детей что составляет 72%. От общей численности населения детей занимающихся в УДОД, 33% посещают учреждения дополнительного образования художественной направленности, из них лишь 18% посещают учреждения дополнительного музыкального образования. Проблема проекта заключается в снижении интереса среди школьников к музыкальному искусству в целом.

Целевая аудитория Мужчины и женщины в возрасте от 25 до 65 лет имеющие детей в возрасте от 11 до 17 лет

Цель проекта Формирование интереса к музыкальному искусству у детей и подростков путем изучения новых музыкальных направлений.

Задачи проекта Создание кружка-студии в рамках музыкальной школы, направленного на изучение новых музыкальных направлений. Использование вариативных подходов к организации образовательного процесса в целях адаптации учебных программ к способностям и возможностям каждого обучающегося; Создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому обучающемуся в рамках образовательного процесса с целью реализации его склонностей, интересов, потребностей; Воспитание гармонически развитой личности, всестороннее развитие способностей, приобщение учащихся к основам мировой музыкальной культуры, развитие музыкальноэстетического вкуса, расширение общего кругозора; Создание образовательной базы для развития творческого потенциала у детей и подростков.

Освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно -образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в вокальном исполнении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений. Объединение детей и подростков на основе устойчивого интереса к развитию музыкальных способностей, расширению общего музыкального кругозора.

Уникальность Данный проект: Позволяет учащемуся выбрать музыкальное направление, в рамках которого будет проходить дальнейшее углубленное изучение музыки. Популяризует новые музыкальные направления и воспитывает позитивное отношение к новой музыкальной культуре среди детей, подростков и их родителей. Дает возможность развития собственного музыкального коллектива под руководством музыкального педагога и продюсера.

База проекта Детская школа искусств № 3 г. Сергиев Посад, ул. Ясная, д. 4 (мкр. Ферма)

План помещения: 1 - учебная аудитория для лекционных занятий 2 – аудитория с музыкальными инструментами для практических занятий 3– звукозаписывающая студия с необходимым оборудованием 4 -5 комнаты со звукоизоляцией 3 2 4 1 5

Описание проекта В студию «Наш Век» принимаются учащиеся закончившие 4 класса музыкальной школы, обучающиеся по образовательным программам: § общее фортепьяно § ансамбль фортепьяно § гитара § ансамбль гитара § вокал § саксофон § контрабас

Поступающий в студию учащийся выбирает музыкальное направление, в рамках которого будет происходить его дальнейшее обучение: Музыкальное направление Дисциплины Джаз История возникновения и развития, Сольфеджио, Основы композиции, Ансамблевая игра Инструменты: Саксофон Барабаны Контрабас (или бас-гитара) Синтезатор Вокал Рок История возникновения и развития, Сольфеджио, Основы композиции, Ансамблевая игра Инструменты: Электро-гитара Бас-гитара Барабаны Вокал Электронная музыка История возникновения и развития, Сольфеджио, Основы композиции, Ансамблевая игра Инструменты: Синтезатор Музыкальная рабочая станция

Классическую программу в музыкальной школе и программу студии учащиеся будут изучать параллельно. Программа рассчитана на 3 года обучения, которая включает в себя: 1 год: Знакомство с музыкальным направлением, его историей возникновения и развития, изучение особенностей композиции и специфики построения мелодии. Обучение игре на музыкальном инструменте в рамках выбранного жанра. 2 год: Обучение навыкам ансамблевой игры, объединение более успевающих учеников в ансамбли. Овладение такими практическими умениями и навыками как импровизация, инструментальное музыцирование, композиторство. 3 год: Концертная деятельность как в местных, городских мероприятиях, так и на конкурсах, фестивалях, концертах; студийная запись. Но при этом продолжается углубленное изучение музыкальной теории, с направленностью на самостоятельное творчество, по утвержденным методикам преподавания.

Финансирование проекта: Финансирование проекта предусмотрено из средств управления культуры, средств спонсоров, родительские взносы, выручка от продажи билетов на концерты.

Смета расходов на реализацию проекта Статья расходов Объем затрат Сроки реализации Перестройка помещения 500 000 рублей под нужды студии Сентябрь-декабрь 2015 Закупка и установка оборудования для звукозаписывающей студии 300 000 рублей Январь-февраль 2016 Закупка музыкальных инструментов 200 000 рублей Февраль – март 2016 Печатная продукция (афиши, информационные буклеты) 150 000 рублей Июнь-июль 2016

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа г. Ярцево»

ПРИНЯТО:

Педагогический совет

Протокол №2

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО «ДМШ г. Ярцево»

В.И.Меренков

«______»_________________20___г.

Долгосрочный социально-значимый проект

«Воспитание искусством»

Жигунова Елена Романовна, преподаватель высшей категории отделения «Музыкальный фольклор», руководитель детского фольклорного ансамбля «Забава» МБУДО «ДМШ г. Ярцево».

г. Ярцево

2016

ПЛАН:

    Паспорт проекта

    Актуальность

    Педагогическая целесообразность проекта

    Особенности репертуара ДМШ и его значимость для детей дошкольного и школьного возраста

    Технология проведения творческих встреч

    Этапы реализации проекта

    Ожидаемые результаты

    Приложения

Паспорт проекта

Современное культурно-информационное пространство из подрастающего поколения формирует, главным образом, потребителя. Это определяет необходимость воспитывать ценностные ориентиры в сфере современной культуры у подрастающего поколения. Таким образом, необходимо сделать акцент на развитие эмоционально-эстетической сферы личности ребенка, уровень развития именно этой сферы в будущем во многом определит степень развития творческих способностей и ценностных категорий личности.

Цель проекта

Формирование системы востребованных событийных мероприятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста в сфере культуры и искусства; сохранение и развитие детского музыкально-эстетического просветительства, воспитание у детей системы ценностных ориентиров в сфере культуры и искусства.

Организатор

МБУДО «ДМШ г. Ярцево».

Целевая аудитория проекта

Дети образовательных и воспитательных учреждений (детские сады, школы), постояльцы геронтологических центров, учреждения культуры Ярцевского района.

Основные мероприятия

Ежегодные концерты, творческие встречи, ориентированные на реальные запросы учреждений и направленные на повышение уровня культуры обучающихся и населения района.

Период реализации

2016-2021 учебный год.

Итог (ожидаемый итог)

Повышение интереса к творчеству, к «живой» исполнительской деятельности среди детей дошкольных и школьных образовательных учреждений, предоставление возможностей обучающимся музыкальной школы реализовать себя на сцене, создание единого культурно-образовательного пространства между музыкальной школой, образовательными учреждениями и учреждениями культуры.

Актуальность

Актуальность проектной деятельности обусловлена тем, что эстетическая направленность играет определяющую роль в гуманизации образования и воспитания, пронизывает как учебную, так и внеурочную деятельность и позволяет на эмоциональном уровне развивать нравственные начала и эстетические потребности личности. Однако, развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой виды искусства преподносятся чаще в форме фонового, рекламного, развлекательного направления, не способствует развитию эстетической культуры современных детей. Ребенок растет и развивается в окружающей его культурной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существуют прекрасное, высокохудожественное творчество, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких зрителей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. В результате этого у детей снижается познавательная активность, креативность мышления, уровень коммуникативных способностей.

Поэтому так важно уже в дошкольном и младшем школьном возрасте приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их ценностных ориентиров. Помочь ребенку не потеряться и не пойти по ложному пути в пространстве современной культуры, способствовать развитию системы ценностных ориентиров - вот главные задачи современной эстетической деятельности в образовательном процессе.

Музыкальное искусство в силу своей синтетической природы обладает огромным потенциалом в сфере эстетического воспитания. Репертуар коллектива музыкальной школы обладает особой эстетикой, патриотической направленностью, знакомство обучающихся детских садов, младших школьников с музыкальной программой музыкальной школы станет эмоционально-эстетическим событием в жизни детей, пожилых людей. Концерты или творческие встречи организованные обучающимися музыкальной школы произведут на дошкольников и младших школьников яркое впечатление, активизируют их интерес к разнообразию музыкального искусства, будут способствовать развитию творческой активности.

Цель проекта: сформировать систему востребованных событийных мероприятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста в сфере культуры и искусства используя возможности коллектива детской музыкальной школы.

Задачи:

    сохранение и развитие детского музыкально-эстетического просветительства;

    воспитание у детей системы ценностных ориентиров в сфере культуры и искусства.

    развитие эмоционально-эстетического восприятия и формирование творческой активности у детей и подростков.

Проект "Воспитание искусством" успешно сочетает две важные функции:

Дает возможность учащимся музыкальной школы проявить себя, способствует их творческой самореализации;

Зарождает у своей публики интерес к музыкальному искусству, готовит ее к большому искусству с детских лет, воспитывая духовную потребность в искусстве.

Социальная значимость проекта

Современные процессы обновления жизни нашего общества изменили и социокультурную ситуацию. Практика и социологические исследования показывают наличие самых разнообразных интересов у населения. Несмотря на это разнообразие в городе Ярцево наблюдается приоритет учреждений, предоставляющих населению широкий спектр культурно-досуговых услуг, выполняющих, как правило, развлекательные функции, а не развивающие .

Многочисленные объекты и субъекты социально-культурной деятельности (ДМШ, ДШИ, ДСЮШ, центр досуга «Современник», клуб «Ровесник», библиотеки, МУК «ЯРЦКИ»), осуществляющие разнообразные функции в досуговой сфере г.Ярцево охватывают детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста и реализуют образовательные и воспитательные программы раннего развития. Однако деятельность данных учреждений во многом не обеспечивает соприкосновения юного зрителя с миром искусства, его погружение в атмосферу прекрасного, в городе нет детской филармонии, музыкального театра. Для детей не хватает событийных мероприятий, которые бы стимулировали формирование потребности в эмоционально-эстетическом развитии иосвоении художественных ценностей. Эта проблема в культурно-досуговой сфере города легла в основу проекта «Воспитание искусством.

Педагогическая целесообразность

Возникновению проекта послужил ряд причин, одна из которых снижение нравственно-эстетических ориентиров среди подрастающего поколения. С целью изучения эмоционально-эстетической культуры у современных детей и в рамках реализации проекта была проведена диагностика уровня эмоционально-эстетического развития первоклассников.

Цель диагностики - выявление уровня эмоционально-эстетического развития первоклассников и воспитанников детских садов для обоснования социально-педагогической значимости проекта Воспитание искусством".

Опытно-исследовательская деятельность осуществляется по средствам специально организованных педагогических воздействий по эмоционально-эстетическому развитию детей. Диагностика эмоционально-эстетического развития первоклассников проходит в естественных условиях (в игровой форме на занятиях хореографии).

Результаты показали, что дети в целом с интересом участвуют в выполнении заданий, однако уровень их эмоционального и эстетического развития достаточно неоднороден и зачастую непредсказуем. Дети произвольно выполняют движения под музыку, не задумываясь над передачей его характера.

Анализируя результаты диагностики, следует отметить, что в исследуемой группе 15% детей с высоким уровнем эмоционально-эстетического развития. Эти дети находятся в позиции активного участия, то есть вступают в контакт, поскольку происходящее вызывает не только интерес, но и эмоционально адекватные реакции на происходящее.

Больше всего детей со средним уровнем эмоционально-эстетического развития – 60%. У этих детей наблюдается желание участвовать в деятельности, они вступают в контакт в зависимости от обстоятельств. Следует отметить их пассивность в отношении к происходящему.

Дети с низким уровнем эмоционально-эстетического развития составляют 25%. Для таких детей характерна закрытая позиция, иногда отчуждение или безразличие по отношению к происходящему. Они не любят общаться со сверстниками, предпочитают играть в одиночестве.

Таким образом, по итогам диагностического исследования можно отметить что большая часть детей (а это 85% от исследуемой группы) находится в позиции пассивного участия, не проявляет заинтересованности и активного эмоционального реагирования. Это обуславливает актуальность, значимость проекта и педагогическую целесообразность проекта «Волшебный мир искусства».

Особенности репертуара детской музыкальной школы

и его значимость для детей дошкольного и школьного возраста

Тематика постановочной работы с детьми весьма обширна, и открывает большие творческие перспективы как для постановщика, так и для исполнителей. Однако статус музыкальной школы во многом определяет репертуар.

Репертуар является одним из показателей развития музыкально-эстетического развития, определяет его основную воспитательную и творческую жизнь, несет в себе определённые педагогические функции. Поэтому подбор репертуара в музыкальной школе требует четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач в области патриотического воспитания.

Основная особенность учебно-воспитательного процесса в музыкальной школе состоит в том, что главный акцент делается на освоение бытовых, сценических видах музыкального искусства.

Таким образом, репертуар выстроен главным образом на основе народной, классической, современной музыке.

Как правило, основой концертного репертуара является народно-сценический танец, так как он доступен большинству учащихся, дает возможность разнообразно строить репертуар, формировать его по степени сложности для каждой возрастной группы. Неисчерпаемые богатства народного и академического вокала, вокальных ансамблей (народный и эстрадный), детских академических хоров, игра на различных музыкальных инструментах раскрывают перед обучающимися широкую перспективу развития их творческих и исполнительских задатков. За несколько лет работы коллектив музыкальной школы накопил интересный и востребованный репертуар. Сюда входят отдельные номера в русском характере («Ой, да нарубила баба дров», хоровод «Веретёнце»), номера, постановка которых осуществлялась в рамках реализация казачьего компонента в музыкальной школе: «Казаки в Берлине», «Во саду дерево цветёт», хореографические миниатюры на военную тематику, обработки для балалайки в исполнении ансамбля балалаечников, классические и джазовые произведения для духовых инструментов.

Репертуар детского коллектива музыкальной школы на данный момент стабилен. Имеются музыкальные, вокальные номера, хореографические постановки, востребованные не только на школьных мероприятиях, но и на городских. Стабильность репертуара создает наглядную перспективу роста и движения коллектива музыкальной школы. Младшие участники видят на примере старших, каких результатов они могут добиться, к чему они могут придти через некоторое время. Такая преемственность имеет огромное значение для учащихся, способствует развитию в нем творческой атмосферы и стремлению к активным занятиям. Однако стабильность не означает, что репертуар должен быть неизменным. Репертуар постоянно обновляется. Репертуар музыкальной школы обладает особой эстетикой, патриотической направленностью, несет в себе элементы гендерного воспитания, все эти качества репертуара нашей школы неизменно важны для дошкольников, младших школьников в их эмоционально-эстетическом развитии.

Основными требованиями при отборе репертуара для проведения творческих встреч с детьми являются требования художественности и доступности.

Художественность предполагает отбор разнообразных произведений по жанру и характеру исполнения. Гармония музыкально-исполнительского образа и средств его выразительности, яркость, высокая эмоциональность музыки - именно в этих критериях может быть охарактеризовано данное требование.

Доступность традиционно трактуется следующим образом: · содержание музыкальных произведений должно быть представлено яркими, понятными образами; художественное произведение должно соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребенка, возможностям детского восприятия. Практика показывает, что в ряде случаев дошкольников, младших школьников знакомят с музыкальными шедеврами, образный мир которых включает такие чувства и переживания, до которых дети просто «не доросли». Поэтому так важен строгий отбор музыкально-исполнительского репертуара, ее соответствие возрастным возможностям.

С точки зрения концепции ребенка как субъекта детской художественной деятельности требования к отбору репертуара для творческих встреч могут быть конкретизированы рядом принципов.

Принцип учета детского эмоционально-эстетического опыта и музыкальных интересов детской субкультуры, предполагающий, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет пусть неявное, но начальное избирательное отношение искусству. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход к подбору репертуара.

Принцип учета деятельностной природы ребенка, который предполагает, что репертуар, предлагаемый детям, позволит им выразить доступными средствами результаты собственного восприятия - в рисунке, слове, игре. Кроме того, музыка могут допускать интерактивное включение ребенка - его непосредственные эмоциональные и двигательные реакции уже по ходу просмотра и прослушивания. Данный принцип учитывает моторно-ритмическую природу самой музыки и природную активность ребенка.

Опытно-исследовательская деятельность была организована в соответствии с диагностическими материалами: Яфальян А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку. Екатеринбург, 2000. и Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1999.