Нужно ли анализировать свои ошибки? Для того, чтобы раскрыть поставленную тему, необходимо определиться с определениями основных понятий. Что такое опыт? И что такое ошибки? Опыт — те знания и умения, которые получил человек в каждой из жизненных ситуаций. Ошибки – неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях. Эти два понятия, которые не могу существовать друг без друга, они крепко связаны между собой. Чем больше опыта, тем меньше ты совершаешь ошибок – это расхожая истина. Но нельзя набраться опыта, не совершив ошибки – это суровая реальность. Каждый человек в своей жизни спотыкается, допускает погрешности, делает глупости. Без этого не обойтись, именно падения и взлёты учат нас жить. Только ошибаясь и извлекая уроки из проблемных жизненных ситуаций, мы можем развиваться. То есть, заблуждаться и сходить с пути можно и даже нужно, но главное анализировать ошибки и исправлять их.

Очень часто в художественной мировой литературе писатели затрагивают тему ошибок и опыта. Так, например, в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого один из главных героев Пьер Безухов проводил всё своё время в компании Курагина и Долохова, ведя праздный образ жизни, не отягощенный заботами, печалями и раздумьями. Но, постепенно осознавая, что щегольство и светский променад – занятия пустые и бесцельные, он понимает, что это не для него. Но он был слишком юн и несведущ: чтобы сделать такие выводы, нужно опираться на опыт. Герой не сразу может разобраться в окружающих людях, и очень часто ошибается в них. Это ярко проявляется в отношениях с Элен Курагиной. Позже он понимает, что их брак был ошибкой, его обманули «мраморные плечи». Через некоторое время после развода, он вступает в масонскую ложу и, судя по всему, находит себя. Безухов занимается общественной деятельностью, встречается с интересными людьми, словом, его личность обретает целостность. Любимая и преданная жена, здоровые дети, близкие друзья, интересная работа – составляющие счастливой и полной жизни. Пьер Безухов — именно тот человек, который путём проб и ошибок находит свой смысл существования.

Другой пример можно найти в повести «Очарованный странник» Н.С. Лескова. Главному герою Ивану Северьянычу Флягину пришлось испить горькую чашу проб и ошибок. Всё началось с несчастного случая в юности: озорство молодого форейтора стоило жизни старому монаху. Иван явился на свет «сыном обещанным» и с самого рождения был предназначен для служения Богу. Жизнь его ведёт от одной беде к другой, от испытания к испытанию, пока его душа не очистится и не приведёт героя в монастырь. Долго он будет умирать и не умрёт. Многим ему пришлось заплатить за свои ошибки: любовью, свободой (он был пленником в киргиз-кайсацких степях), здоровьем (его рекрутировали). Зато этот горький опыт лучше всяких уговоров и требований научил его, что от судьбы не уйти. Призванием героя с самого начала была религия, но молодой человек с амбициями, надеждами и страстями не мог принять сан осознанно, чего требует специфика церковной службы. Вера в священнике должна быть непоколебима, иначе как он поможет ее обрести прихожанам? Именно тщательный анализ собственных ошибок мог вывести его на путь истинному служению Богу.

Размышляя над судьбами разных героев, мы понимаем, что именно совершенные ошибки и их исправление помогли им обрести себя. Без них они бы не получили бесценного жизненного опыта, который научил их лучше разбираться в людях, событиях и, что самое главное, позволил им познать свою индивидуальность и разобраться в себе. Таким образом, я могу сделать вывод, нужно всегда анализировать свои ошибки, применяя полученные знания на практике.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ОПЫТ И ОШИБКИ»

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД


Опыт и ошибки

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок:

Об опыте, предотвращающем ошибки

Об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути

Об ошибках непоправимых, трагических

О ценности духовного опыта отдельной личности, народа, человечества

О цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта


Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти.

Рабиндранат Тагор


МОЖНО ЛИ ВООБЩЕ НЕ СОВЕРШАТЬ ОШИБОК?

ЧТО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОЖЕТ ДАТЬ СОВЕРШЕННАЯ ОШИБКА?

Человеку свойственно ошибаться, так как только благодаря ошибкам человек набирается опыта, становится мудрее.

Человек, по настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.

Джон Дьюи

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОПЫТА И ОШИБОК


Темы сочинений

а) Источник нашей мудрости - наш опыт.

б) Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью.

в) Жизнь - долгий путь к совершенству.

г) Опыт - самое лучшее из всех доказательств.

д) «Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки». (Лоуренс Питер)


ВЫБОР ВАМИ СДЕЛАН.

ВАША ТЕМА : « Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью »


Варианты вступления

а) На определенном этапе все мы задаемся вопросом: как связаны между собой опыт и ошибки. Можно ли не допускать ошибок, изучая науки в школе или познавая жизнь?

б) Каждый человек, проходя по жизненному пути, совершает те или иные ошибки. И накапливает таким образом личный духовный и практический опыт.

в) Древнему китайскому мыслителю и философу Конфуцию принадлежит следующая фраза: « Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький». Почему же человек почти всегда выбирает последнее?

г) Человеку свойственно ошибаться, так как только благодаря просчетам и промахам он набирается опыта и становится мудрее.

д) Впервые задумался: что же такое «ошибка». А может, это подсказка, которая непременно приведет к приобретению созидательного креативного опыта? Человек переосмыслит ситуацию, произойдет переоценка ценностей, и все ошибки обратятся в достижения.


Цитаты об опыте и ошибках

  • Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью. (Филлис Терос).
  • Человек, по настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов. (Джон Дьюи.)
  • Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки. (Лоуренс Питер)
  • Делай как можно больше ошибок, только помни одно: не совершай одну и ту же ошибку дважды. И ты будешь расти. Ошо (Бхагван Шри Раджниш)
  • Самая вредная ошибка - это нетерпимость. (Аристотель).
  • Не ошибается только тот, кто спит (Ингвар Кампрад).
  • Ни в чем не ошибаться - это свойство богов. (Демосфен).
  • Человек, который не делает ошибок, обычно вообще ничего не делает. (Эдвард Фелпс).
  • Совершить ошибку и осознать ее - в этом заключается мудрость.

Список литературы

  • «Слово о полку Игореве»
  • А. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А. Пушкин «Евгений Онегин»
  • М. Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени»
  • И. Тургенев «Отцы и дети»
  • Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение»
  • А. Чехов «Крыжовник»
  • И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
  • А. Куприн «Олеся»; «Гранатовый браслет»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  • А. Алексин «Безумная Евдокия»

Рассмотрим тематическое направление «Опыт и ошибки» через

  • отдельной личности
  • рассуждения о ценности духовного и практического опыта народа
  • рассуждения о ценности духовного и практического опыта человечества

Личность «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов



Григорий Александрович Печорин

Григорий Александрович Печорин - человек трагической судьбы. Он жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, "необъятным душевным силам" и, словно невзначай, губит людей, попавших в его орбиту:

Из-за пустяка подвергает свою жизнь серьезной опасности Азамат

Гибнут от руки Казбича красавица Бэла и ее отец, а сам Казбич лишается своего верного Карагеза

Рушится хрупкий мирок "честных контрабандистов"

Застрелен на дуэли Грушницкий

Глубоко страдают Вера и княжна Мери

Трагически кончается жизнь Вулича



ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЕЧОР ИН

Для Печорина приобретение жизненного опыта складывается из вереницы ошибок , а сам герой предстает в роли "топора в руках судьбы". "

Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле окружающих, овладевшие душой Печорина, приводят героя к печальному опыту : он не угадал своего предназначения, потерял смысл жизни, растратил свои «необъятные силы» понапрасну.



Опытность - это школа, в которой уроки стоят дорого, но это - единственная школа, в которой можно научиться.

Франклин Бенджамин


Народ «Слово о полку Игореве…»



Русская земля

«Слово о полку Игореве», созданное более восьми веков назад, является самым значительным памятником древнерусской культуры. Исследователи «Слова о полку Игореве» пришли к мнению, что это произведение повествует не об отдельном человеке, а обо всей Русской земле того времени. Образ князя Игоря собирательный и символизирует всех князей Древней Руси. С одной стороны, автор видит в своем герое надежду и опору Руси, гордится его успехами.



  • Трагические ошибки

С другой стороны, он порицает его за роковую ошибку: эгоизм и непонимание важности действовать сообща. Печальный финал похода на половцев наглядно демонстрирует, к чему приводит вражда и стремление к личной славе. Нельзя сказать, что князя не волнует судьба родины, но узость мышления и личные амбиции толкают Игоря на самоубийственный шаг.

Ни уговоры мудрых людей, ни предупреждающие знамения не остановили Игоря. Он приобретает важный опыт ведения войны с врагом ценой суровых ошибок, несущих смерть его соотечественникам.

Князь Игорь смел и честен, он прекрасно знает, на что идет. Но мудростью, которая так необходима князю и любому, кто несет ответственность за судьбы других людей, герой пока не обладает.

Игорь, отправившись за славой, принес земле русской великое горе и позор. После уничтожения русского войска половцы беспрепятственно опустошили и разграбили Русскую землю. Народ заплатил непомерную цену за страшные ошибки своих князей: глупость и гордыню.



Цена ошибки

Игорь попал в плен и только после этого смог понять истинную цену своих поступков. Несмотря на то, что бегство из плена покрыло князя величайшим позором, он совершает этот отчаянный поступок. Цель одна – исправить ошибки и спасти Россию от рабской судьбы. Нелегко дался ему военный опыт. Князь Игорь возвращается домой, объединяется с князьями и готов вместе с ними идти походом на половцев.

Каждый из нас ошибается, но ведь можно все исправить. Князь Игорь сумел понять свои ошибки, поэтому народ встречает его, как победителя. Положительный опыт приобретен, но в судьбе родной страны он отозвался трагедией.


Человечество

Б.Васильев

«А зори здесь тихие…»



Трагические ошибки

Судьба каждого человека, целых поколений, национальных культур зависит от того, живут ли люди опытом предшествующих поколений. В художественной литературе мы часто читаем о трагическом опыте, трагических ошибках, влияющих на судьбы целых народов, стран, всего человечества… Именно в этом аспекте мы и подойдем к рассмотрению повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…», в которой, кажется, опыт и ошибки слились воедино.



Отсутствие опыта-гибель

Повесть основана на реальных событиях мая 1942 года. Вдалеке от линии фронта старшина Васков и пять девушек отвлекают немецкий десант до прихода помощи для сохранения стратегически важной транспортной артерии на Кировской ж/д. Они с честью выполняют задание. Но не имея военного опыта, они все гибнут.

Они все такие разные, но такие похожие… Рита Осянина, волевая и нежная. Она - центр их мужества, она - Мать! Женька Комелькова, красивая, отчаянная и уставшая от войны, от боли. Соня Гурвич “прекрасная незнакомка”, вышедшая из томика стихов Александра Блока. Лиза Бричкина... “Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!”... Война помешала увидеть все, о чем мечтала! Галя Четвертак, так и не повзрослевшая, смешная девчонка, мечтавшая стать новой Любовью Орловой… Не успели они прожить собственную жизнь. Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты - усилие воли и выстрел в висок; у Жени - отчаянная; у Гали - беспощадная; у Лизы - “Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны...”.



Из опыта необходимо извлекать уроки

Смерть каждой из девушек воспринимается как непоправимая ошибка ! Старшина Васков, сражаясь, приобретая военный и жизненный опыт, понимает, какая это чудовищная несправедливость, гибель девочек: «Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери они!»

И каждая деталь в повести, начиная с чудесных пейзажей, описаний разъезда, лесов, дорог, говорит о том, что из этого опыта необходимо извлекать уроки, чтобы жертвы не были напрасными.

Эти пять девушек и их старшина стоят незримым памятником, вставшим посреди русской земли, словно вылитым из тысяч похожих судеб, подвигов, боли и силы русского народа, напоминающим о том, что развязывание войны- это трагическая ошибка , а опыт защитников бесценен!


Опыт и ошибки – полярные понятия?

Природа взаимосвязи опыта и ошибок парадоксальна, так как ошибки – часть опыта.

Все и всегда совершают ошибки. Без них мы лишены возможности научиться жить. Без них нам никогда не стать мудрыми. Без них не приобретается опыт.

Но ошибок не надо бояться, из них следует извлекать уроки.

Совершить ошибку и осознать ее - в этом заключается мудрость.

Цзи Юнь


Заключение

А) Таким образом, именно книги позволяют сформулировать следующий вывод: личный опыт учит человека жизни, формируя личность и воспитывая характер, а ошибки – это ключевой компонент жизненного опыта.

Б) Нельзя пренебрегать источниками личного духовного и практического опыта, так как судьба каждого человека, целых поколений зависит от того, будут ли люди жить этим опытом.

В) Литература даёт нам колоссальный опыт жизни, во многом влияет на формирование человека, но, по словам Л. Гумилева, «стоит помнить, что это именно чужой опыт».

Г) Каждый решает сам: пройти ли ему путь ошибок или накопить опыт- свой, чужой… Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого выбора?

Д) В заключение хочется обратиться к словам А.Эйнштейна: «Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое».


ПРАКТИКУМ

Вы сами выбрали тему.

Теперь попробуйте из вспомогательного материала сконструировать основу вашего сочинения.

Мы приготовили для вас раздаточный материал, в котором есть варианты частей итоговой работы:

Вступления

Названия художественных произведений (для аргументации)

Заключения

Проверьте, пошло ли на пользу наше сегодняшнее занятие.


В добрый час! Желаем вам творческих успехов!

Описание презентации ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ОПЫТ И ОШИБКИ» В по слайдам

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом; о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта; о взаимосвязи опыта и ошибок; об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути; об ошибках непоправимых, трагических.

1. Почему нужно анализировать свои ошибки? 2. Согласны ли вы с тем, что ошибки — это ключевой компонент жизненного опыта? 3. Что добавляет читательский опыт к жизненному опыту? 4. Как вы понимаете высказывание “жизнь прожить — не поле перейти”? 5. Какую жизнь можно считать прожитой не зря? 6. Может ли опытный человек ошибаться? 7. Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается. 8. Какие уроки дает человеку история его народа? 9. Важен ли для нас опыт предыдущих поколений? 10. Чем может быть ценен для детей опыт отцов? 11. Какой опыт даёт человечеству война? 12. Какие события и впечатления жизни помогают человеку набираться опыта? 13. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь? 14. Можно ли избежать ошибок на жизненном пути? 15. Можно ли приобрести опыт, не совершив ошибок? 16. «. . . Опыт, сын ошибок трудных. . . » (А. С. Пушкин) 17. Путь к истине лежит через ошибки. 18. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт? 19. Какие ошибки невозможно исправить? 20. Что такое заблуждение? ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ЦИТАТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ОПЫТ И ОШИБКИ» 1. «Опыт всему учитель» . (Юлий Цезарь) 2. «К беде неопытность ведет» . (А. С. Пушкин) 3. «Опыт - самый лучший наставник» . (Овидий) 4. «В жизни нет ничего лучше собственного опыта» . (В. Скотт) 5. «Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок» . (Конфуций) 6. «Признаваться в своих ошибках есть высшее мужество» . (А. Бестужев) 7. «Дойти до убеждений вы можете только путем личного опыта и страданий» . (А. П. Чехов) 8. «Покажите мне человека, который не ошибся ни разу в жизни, и я покажу вам человека, который ничего не достиг» . (Джоан Коллинз)

1. М. А. Булгаков «Мастери. Маргарита» , «Собачьесердце» 2. И. С. Тургенев «Отцыидети» 3. Д. И. Фонвизин. «Недоросль» . 4. А. С. Грибоедов. «Гореотума» . 5. А. С. Пушкин. «Евгений. Онегин» . 6. М. Ю. Лермонтов. «Геройнашеговремени» . 7. А. Н. Островский. «Гроза» , «Бесприданница» . 8. И. А. Гончаров. «Обломов» . 9. Ф. М. Достоевский. «Преступлениеинаказание» . 10. Л. Н. Толстой. «Войнаимир» . 11. А. П. Чехов. «Человеквфутляре» , «Крыжовник» , «Олюбви» , «Ионыч» , «Вишнёвыйсад» . 12. И. А. Бунин. «Господиниз. Сан-Франциско» , «Тёмныеаллеи» . 13. А. М. Горький. «Влюдях» , «Надне» . 14. Б. Л. Пастернак. «Доктор. Живаго» . 15. М. А. Шолохов. «Тихий. Дон» . 16. В. Астафьев. «Царь-рыба» 17. К. Паустовский. «Телеграмма» 18. А. Приставкин. «Ночевалатучказолотая» (овойне) 19. Л. Улицкая. «Казус. Кукоцкого» 20. В. Распутин. «Прощаниес. Матёрой» ВЫБОР ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ 1. По-разному живут люди на земле. Одни идут своей дорогой, словно по инерции, не задумываясь о конечной цели. Прожит день – и ладно. Другие заранее намечают свой путь и никогда не отступают от него. Третьи часто плутают в поисках верной дороги, порой сбиваясь с пути. Кто же скорее наберётся опыта, а кто совершит ошибки? Скорее всего без ошибок не обойтись никому: каждый шаг - это крупица нашего опыта, даже если выбрана неверная дорога. Путь к истине - это путь познания самого себя. Только вот не каждый признаёт и осознаёт свои ошибки, пытаясь их исправить и набраться опыта положительного. На страницах художественных произведений немало подобных примеров… 2. Как пройти свой жизненный путь, не допустив ни одной ошибки? Можно ли при этом приобрести положительный опыт? Конечно, нет. Ребёнок, делая свои первые неуверенные шаги, падает, но поднимается и снова пытается идти. Он подсознательно приобретает крохотный пока опыт: нельзя останавливаться! Взрослея, человек достигает желаемого результата тоже отнюдь не сразу, а методом проб и ошибок. Только преодолевая препятствия, падая и вставая, можно прийти к истине и цели. Но нужно научиться делать выводы из своих ошибок и не допускать ошибок непоправимых. Размышляя над судьбами литературных героев, мы понимаем, что без ошибок прожить невозможно, но вот попытка исправить их – это вечная работа над собой. Это поиск истины и стремление к духовной гармонии.

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ 3. Важен ли читательский опыт для познания жизни, для приобретения опыта собственного? Ответ очевиден. Именно книги, научные или художественные, дают нам знания, то есть опыт. Писатели девятнадцатого и двадцатого веков оставили нам богатое культурное наследие. Человек, читательский опыт которого богат, имеет возможность сделать правильный опыт из ошибок литературных персонажей, сможет научиться важным вещам, которыепомогутемувбудущемнесовершатьненужныхпоступков. Потому-то онкаждыйразвтрудныймоментиобращаетсяккниге, учится, чтобыпознать мир, чтобы ошибок в его представлении о мире, обществе, самом себе было какможноменьше. Какие же произведения, действительно, станут нашими добрыми помощниками? . . 4. Какова цена ошибки? Последствия ошибок даже одного человека порой трудно предугадать. А если эти ошибки совершает человек, наделённый властью, от решений которого зависти судьба уже целой страны. Не случайно, давая оценку деятельности правителей или руководителей, мы обращаем внимание на такие его качества, как дальновидность, мудрость, наличие практического ума… Если перед нами человек равнодушный, малообразованный, да ещё честолюбивый и тщеславный, то ошибки его могут обернуться бедой, а то и катастрофой. И примеров тому не мало и в жизни, и в литературе…

5. Какой опыт даёт человечеству война? Прежде всего необходимость не допустить непоправимых ошибок в дальнейшем. Ошибки на войне. Ошибки в выборе стратегии и тактики сражения. Это уже трагедия. От непродуманных действий командиров, от их карьеристских побуждений, эгоизма или трусости зависит жизнь подчинённых ему солдат. И опыт здесь только негативный, повторять который ни в коем случае нельзя. Но есть и другой, человеческий, мудрый опыт: в воспитании мужества, стойкости и доблести, подобной тем, что проявляли герои войны: простые солдаты и достойные офицеры. Те, что заслонили собой путь врагу, не позволили ему осквернить нашу родную землю. ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ 6. «И опыт, сын ошибок трудных…» — восклицал Пушкин. А возможен ли опыт без ошибок? Всегда ли они взаимосвязаны? И всякая ли ошибка ведёт к накоплению опыта? Накопить опыт, не делая ошибок, наверное невозможно, а вот правильные выводы из неудач просто необходимо делать. Но почему же человек так боится сделать неверный шаг, допустить ошибку. Боится оказаться смешным, избегает осуждения, наказания? Нужно ли бояться ошибок в своих жизненных опытах? Смотря о каких опытах и ошибках вести речь. Ошибка хирурга может обернуться смертью пациента, а ошибка лётчика – гибелью сотен людей. Но если вести речь о повседневной жизни и работе, не сопряжённой с подобным риском, то ошибок не следует бояться. Достаточно вспомнить мудрые слова великого Л. Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, ибо спокойствие – душевная подлость»

7. Важен ли нам опыт предшествующих поколений? Какие уроки дает человеку история его народа? Каждому отдельному человеку свойственно ошибаться, но можно ли говорить об исторических ошибках народа? Скорее всего, нет, поскольку то, что совершалось и одобрялось в начале XX века, например, революция, в конце подверглось развенчанию. Но если речь идёт о захватнических войнах, то здесь важно извлечь необходимые уроки и не повторять чудовищного опыта полководцев-завоевателей. Вспомним Наполеона или Гитлера и их завоевательные карательные походы. Чем не опыт над людьми! Кого нужно винить в подобных злодеяниях? Народ? Руководителей? Трудный вопрос. Хоть и говорят, что народ заслуживает того правителя, которого выбирает, но в целом он не может нести ответственности за действия лидеров. И в то же время каждый человек в стране несёт долю ответственности за все, что в ней совершается: можно слепо подчиняться и позволять себя вовлекать в негативный чудовищный опыт, а можно и противостоять этому. Немало примеров вышесказанному можно почерпнуть в русской литературе… ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ

8. Являетсялитысячелетняяистория. Россиидлянасчем-точуждымили все-такиважнымиценнымисторическимопытом? Размышляянадэтимвопросом, необходимопонимать, чтоопытпредыдущих поколений, несомненно, значим для нас, ведь накопленная за века мудрость указываетнамдальнейшийпуть, помогаетизбежатьмногихошибок. Развеможнопренебречьнеоценимымопытомдеятелейискусстваилинаукии отвергнуть их творения и завоевания? Сколько бесценных произведений живописи, архитектуры, музыки, литературы, философии могут обогатить современногочеловекабогатейшимопытомпознанияжизниисамогосебя! Конечно, нельзя забывать и об исторических ошибках: о кровопролитных революциях и войнах, об актах вандализма по отношению к историческим памятникам культуры, о репрессиях 30 -х годов, которые позволяют осознать каждому человеку, насколько губительными они были, насколько различные событиявисториивлияютнажизньчеловека. Горькийопытсуровыхвоенныхлет учит нас не забыватьотом, сколько горяистраданий может принестивойна. Мы должныпомнитьобэтом, чтобытрагедиянеповторяласьвновьивновь. Исторический опыт – это часть культуры народа. И если не изучать своей истории, не перенимать опыт предшественников, то невозможно будет понять, в чемжележатосновымирозданияисамопознаниячеловека. Обратимся к литературным примерам… (183 слова без аргументов)ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ «Важен ли для нас опыт предыдущих поколений? »

8. Жизненный опыт… Из чего он складывается? Из совершённых поступков, из сказанных слов, из наблюдений над жизнью окружающих людей и над жизнью литературных героев, от принятых решений, как верных, так и неверных. Зачастую человек порой неожиданно для себя оказывается в сложной ситуации и, растерявшись или не имея опыта, может принять неверное решение, совершить опрометчивый поступок. Иногда его действия ведут к трагическим последствиям. И лишь позже он осознаёт, что допустил ошибку, и усваивает урок, преподанный ему жизнью. Как же избежать непоправимых ошибок? Необходимо тщательно продумывать каждый свой шаг, своё слово, действие, не бояться обращаться за так необходимым опытом к старшим, к учителям-наставникам, к книгам, наконец. Обратимся и мы к литературным примерам. ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ

Ошибки и опыт. Эти два понятия неразрывно связаны между собой, ведьопытстроитсянаошибках, дажесамыхнезначительных. Литературных примеров достаточно для подтверждения этой мысли. Например, Пьер Безухов изромана. Льва. Толстого «Война и мир» впоисках смыслажизнисовершилнемалоошибок, поканепостигистины. Врезультате геройприходитквыводу, чтоничегонельзяизменитьвэтойжизниисначала попадает под дурное влияние Курагина и Долохова: балы, кутежи, кураж. Следствием необдуманного шага становится ещё одна ошибка Пьера – женитьба на Элен. Безухов купается во «всеобщей любви» (так он наивно полагал, когда стал самым богатым и завидным женихом), Но счастье было непродолжительным. Умный Пьер быстро осознал цену своих ошибок. Свое счастьеоннаконецнаходит, женившисьна. Наташе. Ростовой. После долгих мучений, ошибок, скитаний Пьер Безухов приходит к пониманию, что истинное счастье – в служении обществу, чем он и занимается в эпилоге романа. (Неслучайно, по замыслу Л. Толстого, именно Пьер Безухов должен был стать героем-декабристом в задуманной повести, ставшейвпоследствиироманом-эпопеей). АРГУМЕНТ-

Евгений Базаров, герой романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева, прогрессивно мыслящий молодой человек, который не боится рисковать, занимается опытами, нигилист, не признающий никаких авторитетов, сторонник самого «полного и беспощадного отрицания» . Что ж отрицает Ба заров? Всё, что может помешать практической деятельности естествоиспытателя. Несомненно, Базаров - человек острого и сильного ума, полагающий, что именно им выбранный путь наиболее правильный. Однако и он не избежал ошибок: любовь, которую герой романа считал «чушью» , настигла его совершенно неожиданно, да так, что Евгений совершенно растерялся, не сумев совладать со своими чувствами. Что это? Ошибка действий героя? Конечно, нет. Ошибка кроется в его мировоззрении нигилиста. Однако Евгений смог оказаться выше и человечнее Одинцовой, которая больше всего на свете дорожила своим «спокойствием» ! В конце концов Базаров смог совладать с собой, окунувшись в свою работу, но так и не сумев, очевидно, до конца справится со своими раздумьями, он совершает ещё одну, уже непоправимую ошибку: оперирует больного тифом, забыв о предосторожностях, и… погибает. Только перед смертью Евгений осознаёт напрасность своих замыслов: «Я нужен России. . . Нет, видно, не нужен… » . Ну а если бы случилось чудо и герой выжил, отказался бы он от своих опытов? Мне думается, что вряд ли: слишком сильны были его убеждения в собственной правоте. И это тоже ошибка, поскольку необходимо критически переоценивать свои домыслы и деяния. АРГУМЕНТ-

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» . Череду ошибок в своей жизни совершает и герой романа М. Ю. Лермонтова. Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодымлюдямсвоейэпохи, которыеразочаровалисьвжизни. Печоринсамговоритосебе: «Вомнеживутдвачеловека: одинживетв полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Лермонтовскийперсонаж–энергичный, умныйчеловек, нооннеможет найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. В. Г. Белинский называл его «страдающим эгоистом», потому что Григорий Александрович обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, переживаетиничегонеприноситемуудовлетворения. Герой осознает свои ошибки, но ничего не делает для того, чтобы ихисправить, свойсобственныйопытегоничемунеучит. Несмотряна то, чтоу. Печоринаестьабсолютноепониманиетого, чтоонразрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных контрабандистов» , по его вине гибнет Бела и т. д.), герой продолжает «играть» судьбами других, чемделаетсебянесчастным. АРГУМЕНТ-

Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» – это повествование об одинокой старости, о равнодушии к престарелым родителям, о личных опытах и ошибках. Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Старая женщина же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать» , — решает она. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина вскоре напишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день…» . Но Настя успокаивает себя словами: «Раз мать пишет — значит, жива» . Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. А когда вспоминает, что у нее в сумочке лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон» , Настя едет к матери. Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила» . Дочь приезжает, но прощение просить уже не у кого. Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд. Горький опыт главных героев учит читателя быть внимательным к близким «пока не стало поздно» . Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди и о том, что есть ошибки, исправить которые уже невозможно АРГУМЕНТ-

В. Г. Распутин «Прощание с Матерой» . Повесть. Распутина-этонепростопроизведениеопотереродногодома, нои отом, какошибочныерешениявлекутзасобойкатастрофы, которыеобязательно скажутсянажизниобществавцелом. Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи. А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том, что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния. К великому сожалению, Матёре остались преданны лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Умудренное жизненным опытом старшее поколение не желает покидать родной остров не потому, что не может оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что за эти удобства требуютотдать. Матёру, тоестьпредатьсвоепрошлое. Истраданиястариков–это тот опыт, который должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен человек отказыватьсяотсвоихкорней. Финал повести трагичен: в тумане символично заблудились чиновники, переселяющие последних жителей острова, а среди них и сын Дарьи, главной героини. А «старинные старухи» Матеры в это время, в последний раз объединившисьдругсдругом, покидаютэтомир, удаляясьнанебеса. Повесть Распутина – это не просто рассказ о великих стройках, это трагическийопытпредшествующихпоколенийвназиданиенам, людям. XXIвека. АРГУМЕНТ-5 — ОШИБКИ И ОПЫТ НАРОДА (ИСТОРИИ)

Книга А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» о таких уроках истории. Это история двух братьев-близнецов. Детдомовцы военной поры, Сашка и Колька Кузмины, Кузьменыши, обездоленные, голодные, которые мечтают они уже не о том, чтобы увидеть, понюхать хлеб, чтобы только появилась вера. Неожиданная отправка детдомовцев на Кавказ. Никто не знал, почему их везут именно в эти земли. Но ощущение тревоги охватывало взрослых и детей неспроста. В пути они встречают состав, в котором везли выселенных из родных мест чеченцев. Именно их опустевшие земли и должны были заполнить детдомовцы. [ Состав трогается «…раздаются голоса. Завопили, закричали, заплакали» . Потом жизнь в детском доме на обезлюдевшей земле и страх перед «невидимыми» местными жителями, затаившимися в горах. Можно понять чувства чеченцев, мстивших за разрушенные могилы предков: [ «Мой зымля! Мой дом! Мой сад!» ] Месть темна, она не знает границ и часто обрушивается на невинных. Есть в повести А. Приставкина страшная сцена, когда наутро выспавшийся в своей ямке Колька натыкается на распятого брата Саньку и долго сидит около него, окаменев, скуля и воя. Страшная смерть безвинного ребёнка. И, наконец, чистая дружба с чеченским же мальчиком Алхузуром, который, видя страдания Кольки, готов стать его братом: «Я, я теперь Саск» . Чья вина, что дети и русские и чеченские оказались обездоленными? Чья вина, что целые народы вынуждены были покидать родные земли и разжигать впоследствии национальную рознь? Ответ очевиден. Отнюдь не дальновидных политиков. Именно за их ошибки и расплачивались безвинные. Такие книги нужны, чтобы знать прошлое, извлечь уроки из горького опыта. Это книга об ответственности за будущее одного поколения перед другим. (261 СЛОВО)АРГУМЕНТ-7. ОШИБКИ И ОПЫТ НАРОДА (ИСТОРИИ

История развития человечества – это история социальных переворотов и великих открытий. Поистине безграничны пределы разума человеческого в попытках постичь тайны мироздания. Но прав ли человек в своей претензии на роль Творца? Если говорить об опыте как об эксперименте для создания чего-нибудь нового, то практический опыт профессора Преображенского, главного героя повести М. Булгакова «Собачье сердце» , по пересадке гипофиза и о его влиянии на омоложение организма у людей с научной точки зрения весьма успешен. Профессор Преображенский проводит уникальную операцию: превращает безродного пса Шарика в гражданина Шарикова. Но в бытовом, житейском плане научный опыт привел к самым плачевным последствиям. Попытки привить Шарикову элементарные культурные навыки встречают с его стороны стойкое сопротивление. И с каждым днем Шариков становится все наглее, агрессивнее и все опаснее. В итоге Преображенский понимает причину своих заблуждений и проводит обратную опреацию: Шариков снова становится милым и добрым песиком Шариком. Проанализировав свою ошибку, профессор понимает, что собака была гораздо «человечнее» , нежели П. П. Шариков. Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный Шариков – это скорее неудача, чем победа профессора Преображенского. Он и сам понимает это: “Старый осел. . . ”. Филиппович приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. После прочтения произведения возникают мысли о том, как часто проводятся необдуманные эксперименты, которые порой могут стать необратимой катастрофой и для человека, и самого общества в целом, особенно если происходят они насильственным путём. Без экспериментов наука не продвинется вперед, но они должны быть взвешенными, ошибка может стоить дорого. АРГУМЕНТ-6 -НАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Сюжет романа Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого» довольно прост: в нем повествуется о неудачливой жизни хирурга-гинеколога, обладавшего незаурядным талантом диагноста — особым даром, «внутривидением» поражённых внутренних органов пациентов, хирурга, выступавшего против запрета прерывания беременности. В 1942 году в небольшом сибирском городке он спас от смерти свою будущую жену Елену Георгиевну и ее ребенка, удочерив ее как свою. Первые проблемы в жизни Кукоцких появились в период, предшествовавший началу кампании против генетики. Павел Алексеевич нашёл оригинальный способ уклоняться от нежелательных мероприятий: в нужный момент он честно напивался, создав себе репутацию пьяницы. А после одной неосторожно брошенной фразы героемвадресженыэтотвыдающийсяврачвтечениедесятилетспивается, несумев исправить свою случайную ошибку, по сути-оговорку, а жена его за те же десять лет, такегои непростив, сходитсума… Но главным действующим лицом романа оказывается приемная дочь Кукоцкого-Таня, студентка вечернего отделение биофака, устроилась в лабораторию по изучению развития мозга, где на удивление быстро освоила методы приготовления гистологических препаратов. А спустя несколько лет произошло событие, навсегда отвратившее Таню от науки: она поймала себя на готовности сделать препарат из живого человеческого плода. Не дождавшись нужных слов от отца, Таня ушла с работы. Вскоре Таня погибает в одесской больнице из-за не оказанной вовремя медицинской помощи во время родов. Полусумасшедшая Елена такникогдаинеузналаосмертидочери. Старый, но так и не решенный вопрос: возможность убивать живое во чреве - положительный опыт во благо или неисправимые ошибки, порождающие зло? Он правилинет-Павел. Алексеевич, -положившийнажертвенныйалтарьпрофессии своеличноесчастье? АРГУМЕНТ 8 — РАЗВИТИЕ НАУКИ ЧЕРЕЗ ОШИБКИ И НАКОПЛЕНИЕ ОПЫТА

Одна из глобальных ошибок человечества – это «опыты» с природой, безжалостное внедрение в природные законы. Гибель Аральского моря, реальная угроза Байкалу, вымирание многих видов животных и полное исчезновение уникальных целебных растений – все это следствие безумных опытов над природой. Природа незамедлительно «мстит» человеку, и сделать выводы из совершённых ошибок нашими предшественниками мы просто обязаны. В. Астафьев в произведении «Царь-рыба» пытается разобраться в этой проблеме. Главный герой одноимённой новеллы Игнатьич - рыбак. Он покорил реку. Здесь он царь природы. Но как же он распоряжается богатством, вверенным ему? Браконьерничает, руководствуясь жадностью и честолюбием. Тогда появляется царь-рыба, посланная для борьбы с царем природы. По поверью, пойманную царь-рыбу – осётра необходимо отпустить и никому не рассказывать о ней. Игнатьич при встрече с громадным осётром эту заповедь не исполняет: жадность берет верх над его совестью и губит его. Израненные царь природы и царица рек встречаются в равном бою со стихией. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу, они ждут своей смерти. И Игнатьич умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, просит: «Господи, отпусти эту рыбу!» . « Прос-сти-итееее …» . Природа не так беспощадна, как человек, она дает шанс ему исправиться. И царь-рыба, невероятным усилием освобождаясь от крюков, уплывает в родную стихию. Вот это и есть наглядный опыт, его ошибки и уроки, извлечённые из них. Грубо вмешиваясь в жизнь природы, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, к себе самому. Гармония отношений может быть сохранена только благодаря духовно — историческому опыту предшествующих поколений. (243 слова)ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ « ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ НАРОДА»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, не ошибаться невозможно. Главное, набираясь опыта, не бояться признавать свои ошибки и пытаться их исправить. И, конечно же, необходимо заранее взвешивать и обдумывать свои решения и поступки, чтобы избежать ошибок непоправимых. Человек, совершивший ошибки и сделавший из этих ошибок правильные выводы, сегодня на порядок мудрей, чем вчера. Не совершение ошибки – грех, а отсутствие раскаяния в ней, нежелание извлечь опыт, пусть и горький. Прав был мудрый Аристотель: «Не способный к раскаянию неисцелим» .

Опыт и ошибки. Толкование понятий

Опыт

o Опыт – это отражение в сознании человека картины мира, которая получена им в результате познания.

o Это знание жизни, которое стало результатом пережитого человеком, испытанного им, прочувственного.

o Опыт всегда результат определённых действий человека, испытанных впечатлений, эмоций, переживаний.

o Это результат практической деятельности.Только выполняя определённые действия на практике, можно усвоить что-то до конца, превратив это в навыки и умения.

o Профессиональный опыт - результат трудолюбия, активного желания освоить основы деятельности, довести действия до совершенства. Это результат многолетнего и целенаправленного выполнения вида деятельности, самообразования, преодоления незнания, неумения. Профессиональный опыт называют мастерством.

o Опыт никогда не бывает абсолютным. Его необходим постоянно совершенствовать, стремиться идти в ногу со временем.

o Социальный опыт - это умение жить среди людей, правильно строить свои взаимоотношения с ними. Бесконфликтность, толерантность, умение адаптироваться к среде, к меняющимся социальным условиям, стремление находить выход из любой ситуации - всё это нарабатывается годами, это тоже результат практики - жизни среди людей.

o Социальный опыт – это и усвоение традиций, обычаев, ценностей общества, формирование гражданственности, чувства сопричастности с жизнью страны, народа.

o Эмоциональный опыт - это умение контролировать свои чувства, не идти на поводу у них, сдерживать свои эмоции, когда это необходимо и, наоборот, давать волю чувствам, наиболее полно выражать их. Эмоциональность, душевность, чувствительность - всё это формируется в человеке в результате жизненного опыта.

Ошибки

o Ошибки - это действия, поступки, сказанные слова, которые не соответствуют нормам и традициям, утвердившимся в обществе, ведут в краху, поражению.

o Ошибочными бывают взгляды, что является результатом неверного научного исследования, неправильного воспитания.

o Ошибочные действия часто результат того, что человек не осознаёт последствий своих действий, не понимает, насколько они противоречат законам общества.

o Ошибки в профессиональной деятельности могут привести к тяжёлым последствиям. Врачебная ошибка - к гибели человека, судебная - к незаслуженному наказанию, научная - к непредсказуемым последствиям. Необходимо стремится быть мастером своего дела, не допускать ошибок. Ведь ошибка – это результат незнания, неумения, отсутствия соответствующей практики.

o Особенно велика цена ошибки в деятельности людей, наделённых властью . От их решений зависит судьба уже целого народа. Ошибочные действия могут привести к гибели тысяч людей.

o Ошибки военного - неправильно продуманные действия, недостаточно подготовленное наступление, неверно оценённые силы врага и многие другие - ведут к поражению, отступлению, порабощению. Так важно, чтобы командующие были людьми опытными, знающими, умеющими предвидеть ход событий далеко вперёд.

o Часто ошибка - это результат преувеличения своих способностей и возможностей, неумения критично посмотреть на себя со стороны анализировать поступки. Самовлюблённость, эгоизм нередко ведут к ошибочным поступкам.

o Человеку свойственно ошибаться. Через преодоление, исправление ошибок люди идут к опыту. Но ошибка ошибке рознь. Поэтому всё же необходимо стремиться не допускать ошибок, просчитывать, продумывать, предугадывать последствия.

o Никогда не соглашусь с выражением, что ошибки - это ценнейший опыт. В чём их цена - в ужасных последствиях? Ошибки - это неумение решить что-то, выполнить, это проблема, которая возникает в результате чего-то, вовремя невыполненного, невыученного. Да, они помогают приобрести опыт. Но каким горьким порой он бывает.

o Не нужно путать ошибки с неточностями при совершении действий, не до конца освоенной методикой их выполнения. Здесь, конечно, нужна тренировка, обучение. Ошибки- это всё же действия, имеющие отрицательные последствия.

o Ошибок можно избежать. Нужно только добросовестно делать то, за что взялся, доводить всё до конца, анализировать, да и просто думать. Мы же разумные люди.

Опыт и ошибки . Они всегда рядом в жизни человека. Накапливать опыт, не совершать ошибок, а, совершив, - осознать их и сделать всё, чтобы не допускать в будущем- это то, к чему должен стремиться человек, чтобы достойно прожить свою жизнь.

Примерные тезисы

«Опыт и ошибки»- это одно из направлений, по которому будут предложены темы сочинений на ЕГЭ -2107.

Примерные тезисы сочинения

o Человек всю свою жизнь ищет пути, делает выбор, стремится к чему -то, часто преодолевая препятствия. Такова жизнь, основа которой - движение.

o Как пройти свой жизненный путь, не допустив ни одной ошибки? Возможно ли это? Конечно, нет. Даже ребёнок, составляя картинку из пазлов, ошибается, пробует другой пазл, пока не дойдёт до своей, пусть небольшой, но цели.

o Ошибки бывают разные. Одни помогают набраться опыта, учат человека. Не зря народ сочинил столько пословиц на эту тему(«На ошибках учатся», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» и др.)

o Учение – это вообще путь преодоления препятствий, дорога от незнания к знанию, на которой так легко допустить ошибки. Но человек потому-то и учится, чтобы познать мир, чтобы ошибок в его представлении о мире, обществе, самом себе было как можно меньше.

o Однако бывают ошибки, цена которых очень велика. Не к месту сказанное слово, непродуманный поступок, непросчитанные действия - всё может привести к трагедии, цена которых не только непонимание, потеря друга, уважения к человеку, а порой и смерть, когда уже исправить ошибки просто невозможно.

o Почему-то некоторые ошибочные поступки человек совершает так легко и чуть ли не ежедневно, не задумываясь, как ранит близких людей. Не поздравил с днём рождения друга, не позвонил маме, не поинтересовался здоровьем родственников. Разве незнакомы нам такие ситуации? Эти ошибки – результат душевной чёрствости, безразличия. Их, конечно, можно исправить. Однако кто-то думает, что нет ничего особенного в таких поступках. А это уже страшно.

o Ошибки на войне. Это уже трагедия. От непродуманных действий командиров зависит жизнь подчинённых ему солдат. Не случайно так высоки требования к офицерскому составу. Офицер должен видеть далеко вперёд, просчитывать каждый шаг не только своих солдат, но и врагов, чтобы победить и выжить.

o Последствия ошибок даже одного человека порой трудно предугадать. А если эти ошибки совершает человек, наделённый властью, от решений которого зависти судьба уже целой страны. Не случайно, давая оценку деятельности правителей, мы отмечаем такие его качества, как дальновидность, мудрость, наличие практического ума.

o Таким образом, ошибки в жизни человека случаются. Только преодолевая препятствия, падая и вставая, он приходит к истине и цели. Ошибки учат, помогают набраться опыта. Нужно научиться делать выводы из своих ошибок и не допускать ошибок непоправимых. Ведь на то и дан человеку разум, чтобы думать, прежде чем сказать что-то или совершить.

Аргументов

1. «Слово о полку Игореве»

2. А.С.Грибоедов « Горе от ума»

3. Л.Н.Толстой « Война и мир»

4. Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание»

5. М.Е.Салтыков-Щедрин « Господа Головлёвы»

6. И.А.Бунин « Господин из Сан-Франциско»

7. В.Г.Короленко « Без языка»

8. А.М.Горький «Старуха Изергиль»

9. К.Г.Паустовский «Телеграмма»

10. А.А.Бек «Волоколамское шоссе»

Произведения Аргументы
«Слово о полку Игореве»
Произведение древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве» имеет актуальное значение и в наш, 21 век. В нём столько поднято проблем, столько материала для размышлений современному читателю! Опыт и ошибки. Герой «Слова…»- князь Игорь - совершает страшную ошибку: он пошёл на половцев с небольшой дружиной, а самое главное, никакой необходимости в его походе не было, так как за год до этого киевский князь Святослав разгромил половцев, надолго отвадив их от набегов на Русь. Игорь, руководствуясь прежде всего своими эгоистическими интересами (он хотел доказать всем князьям, что и он храбр, а его дружина тоже способна одолеть врага: «Копие хочу я преломить в половецком поле незнакомом…»), губит дружину, сам попадает в плен, а половцы, почувствовав слабость русского войска, снова возобновили набеги. Велика цена ошибки Игоря. Да, он приобрёл опыт военных действий, понял, что необходимо князю продумывать на несколько шагов вперёд свои действия. Однако жизней воинов уже не вернуть.Автор пытается донести до князей - людей, облачённых властью-, что в их руках судьбы воинов, что прежде всего ум, проницательность, дальновидность должны быть им свойственны, чтобы меньше допускали они ошибок в своих действиях, а опыт накапливали победами, продуманными действиями.
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Гениальное произведение А.С.Грибоедова поражает многообразием тем, проблем, яркостью героев, важностью каждой детали. Тема опыта и ошибок тоже нашла своё место в пьесе.Софья, молодая девушка, воспитанная на французских романах о любви, не видит и не понимает, что чувства Молчалина ложны. Она ещё неопытна, не может понять, где истинное чувство, а где лишь игра в любовь, да ещё и с далеко идущими целями (Молчалин мечтает жениться на Софье, чтобы выйти в высшее общество, продвинуться по служебной лестнице). «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь»,- вот каков принцип Молчалина.И Чацкий, и Лиза, и даже Фамусов разгадали его, только Софья ослеплена своей любовью и видит в возлюбленном лишь положительные качества. («…уступчив, скромен, тих …» ). Ну что ж, как говорит она сама, «счастливые часов не наблюдают.» Придёт прозрение, она поймёт свою ошибку, но будет уже поздно. Как жаль, что героиня не оценила чувства Чацкого - искренние, настоящие.Кто знает, может,этот горький опыт в будущем приведёт к тому, что она вообще потеряет веру в любовь. Но пока она любит, не понимая, что идёт к пропасти, ведь выбрала такого низкого и подлого человека.
Л.Н.Толстой « Война и мир»
Любимые герои романа « Войны и мир»! Как они прекрасны! Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов. Автор показал их настолько реальными, что для читателей они стали друзьями - так близки и понятны их чувства и мысли. Герои не всегда идут по ровной дороге. Каждый из них делает свои неверные шаги в жизни. Но в том-то и интересны герои читателям, что осознают ошибки, пытаются исправить. Они совершенствуются, стремятся стать лучше.Вспомним Андрея Болконского в начале романа. Сколько эгоизма и себялюбия в нём, как он мечтает о славе - любой ценой, избрав чуть ли не кумиром Наполеона. Но ранение под Аустерлицем, ясное осознание конечности жизни и бесконечности природы - всё это помогло осознать Андрею, как мелочны были его мечты, как ничтожны. («Какая красота! Как я раньше этого не замечал? Мы ничто в сравнении с чистым, голубым, бесконечным небом.») Труден будет его путь поиска истины -от разочарования в жизни до желания быть нужным всем. («Нет. жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это …»)И в конце герой с народом, защищает родину, героически сражается под Бородино, получив смертельное ранение. Через ошибки к пониманию высшего смысла жизни, который заключается в любви к близким, народу, стране - такой путь проходит герой Толстого.
Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание»
Целую теорию создаёт Раскольников- герой романа Ф.Достоевского- , согласно которой человек имеет право на гибель людей, если у него великая цель.(Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее.») Он хочет проверить, а кто он сам, сможет ли он вершить судьбами людей.(«Тварь ли я дрожащая или право имею?») Однако понял, что не смог этого сделать. Ошибка, непродуманность его теории, жестокость и бесчеловечность её- всё это стало уроком для героя. Герой перешёл черту, отдалил себя от людей преступлением - убийством старухи- процентщицы и её сестры («Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно») Правда, не сразу он осознал свою ошибку. Помогла ему в этом Соня Мармеладова. Именно её любовь воскресила героя, он осознал ужас содеянного и пошёл уже по другому пути, приобретя горький опыт(«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого. »)
М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»
Сколько ошибок совершают в своей жизни герои произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина « Господа Головлёвы»! Именно эти ошибки и сделали их жизнь несчастной.Ошибки Головлёвой- в неверном выборе нравственных ценностей. Она считала, что деньги- это главное, не давала детям нравственного воспитания. А когда они выросли, выбросила каждому «кусок»- часть наследства - и думала, что на этом её материнская миссия закончена. И в ответ получила безразличие и холодность детей. Одинокой умирает она, всеми покинутая и забытая.Иудушка Головлёв. «Иудушка, Кровопивушка»,- именно так называл своего сына - Порфирия Петровича¸ его мать. Какая это низкая личность! Всю-то жизнь он изворачивался, приспосабливался, искал выгоды. Всех он отдалил от себя, никто ему не нужен, ведь подчинил Иудушка свою жизнь одному- деньгам. Ради них, ради состояния он готов на всё. Так, Порфирий уговорил мать лишить его старшего брата- Степан- наследства; совершенно безразличен он и к судьбе другого брата- Пашки(это видно, когда он стоит у постели умирающего брата, вроде читает молитву, но столько безразличия и радости в нём, ведь всё наследство теперь достанется ему), да и матери своей он уготовил жизнь бессловесной приживалки; отказывает он в помощи и своим детям - Володеньке и Петеньке, обрекая их на смерть. Ни сочувствия, ни жалости нет в душе этого человека.И к какой жизни пришёл Иудушка? К скучной, одинокой: «Потянулся ряд вялых, безобразных дней, один за другим утопающих в серой, зияющей бездне времени») И стоило ради этого совершать столько ошибок в жизни? Но и у него в конце жизни происходит прозрение. И даже он способен понять, какой ошибкой была его жизнь. (. Ему становилось страшно; ему нужно было заморить в себе чувство действительности до такой степени, чтоб даже пустоты этой не было») И идёт он к матери на могилу, чтобы попросить её прощения. Да уже поздно. По дороге герой умирает, тоже одинокий, всеми покинутый, несчастный. Тяжёлое произведение. Сложные судьбы людей показал автор. Но во всём описанном -правда. Именно так может закончиться жизнь человека, если он изберёт неверные нравственные ориентиры, если отдалится от любимых и близких людей, подчинив себя накопительству. Ради чего? Горький опыт разочарования обязательно буде т ждать каждого такого человека. Ведь главное в жизни- это люди, которые любят тебя, заботятся, которым ты нужен и дорог. А если их нет, то жизнь прожита зря и жизненный опыт окажется карточным домиком, потому что он,этот опыт, ложный, а дорога, по которой шёл человек, ведёт к разочарованию и одиночеству.
А.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Главный герой рассказа А.Бунина не имеет даже имени. «Господин»- так называю его все окружающие. Да, он действительно пока господин в этой жизни. Всю жизнь работал герой, копил деньги, приумножал своё состояние. И вот он достиг того социального уровня, о котором мечтал, и решил отдохнуть.(« До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее.») А оказалось, что жизнь-то уже прожита, что ему остались считанные минуты на этой земле. Господин думал, что только начинает жизнь((« …во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет»), а оказалось, что он её уже закончил. Сам господин, умерев в отеле, конечно, не понял, что весь его путь - ложный, что ошибочными были его цели. Да и весь мир вокруг него - ложный. Нет никакого истинного уважения окружающих, нет близких отношений с женой и дочерью - всё это миф, результат того, что он имеет деньги. Как человек, как личность он никого не интересует. Не случайно смерть господина стала трагедией для близкий, но потому, что возникло столько проблем с его телом. Обратный путь на родину в трюме, ящике из-под содовой - вот итог пути героя.Автор не случайно даёт название кораблю « Атлантида» по названию исчезнувшего в океане острова, который, по легенде, боги наказали за аморальный образ жизни его жителей. Такой путь ждёт каждого, если он не осознает своих ошибок, не поймёт, что служит призрачным богам - деньгам и богатству.
В.Г.Короленко «Без языка»
Герои рассказа В.Короленко «Без языка» решили поискать счастья в далёкой Америке.(«…свобода в этой стороне большая. Земли доволь­но, коровы дают молока по ведру на удой, а лошади - чис­тые быки. Человека с руками и головой уважают и це­нят…» )Оставив дом, родные места, они пустились в далёкое плавание в страну, где они, в сущности, чужие. Без знания языка, традиций страны, им пришлось очень сложно.(«У них много таких обычаев, которые лучше не перенимать крещеному человеку », - говорит Матвей) И если Дыма быстро приспособился к американской жизни (приобрёл модную одежду и прочее),то Матвей Лозинский скучает по родине. Он уже понял, что совершил ошибку, что связь с родиной порвана навсегда, что его дети уже не будут знать родного языка. Поэтому он с такой тоской смотрит вслед уплывающим в Россию кораблям. « Матвей сознавал, что вот у него есть клок земли, есть дом, и телки, и коровы… Скоро будет жена… Но он забыл еще что-то, и теперь это что-то плачет и тоскует в его душе…», «А тут у него будут дети, а дети детей уже забудут даже родной язык». Всё, что совершает человек в своей жизни, и его победы, и его ошибки,- всё это жизненный опыт, который делает человека мудрее. Но пусть этот опыт не будет горьким, как это произошло с Матвеем. Потерять связь в Родиной - это всегда страшно. Здесь - корни, истоки, именно здесь человек счастлив. К такому выводу приходят читатели рассказа.
А.М.Горький « Старуха Изергиль»
Героиня рассказа А.М.Горького старуха Изергиль имела большой опыт очаровывания мужчин. Вся её жизнь - череда сплошных историй, влюблённости, расставаний. Но принёс ли ей этот опыт счастья? Нет, не принёс. Одинока она в конце своей жизни. Да и автор называет её как-то грубовато: «старуха».Человеку свойственно допускать ошибки в жизни. Однако Изергиль так легко их совершала, так быстро забывала очередного возлюбленного.(« Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками») Она играла судьбами людей, нисколько никого не жалея. И всё же хоть какой-то опыт жизненный она приобрела. Ведь недаром Изергиль мечтает о тихой жизни в деревушке с мужем и семьёй, чего у неё, к сожалению, нет. Она говорит, что «каждый сам себе судьба!». Одиночество стало итогом жизни героины. («За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью.») О многом задумываешься, читая рассказ. О том, что жизнь так быстротечна, что не нужно её растрачивать на ненужные встречи, действия и поступки. Страшно, если в конце жизненного пути остаёшься один.
К.Г.Паустовский «Телеграмма»
Безразличие, бессердечность, душевная чёрствость. Порой люди даже не замечают, как глубоко ранят душу близких людей. А когда заметят, посмотрят на себя со стороны, вспомнят, как они вели себя,- бывает уже слишком поздно, ничего изменить нельзя.Так и героиня повести К.Паустовского «Телеграмма» Настя тоже не могла найти времени для внимательного отношения к своей матери: всё – то она была занята, какие-то дела отвлекали её от очень важного в жизни - заботы о маме. Настя не находила пяти минут, чтобы позвонить ей, написать письмо.«Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней - и положила письмо в ящик письменного стола» Как получилось так, что Настя, вроде бы такая внимательная к другим- ведь именно во многом благодаря ей была открыта выставка художника Тимофеева- не смогла найти теплоты для своей мамы?Причина всему - эгоизм. Да, о себе думала она, когда помогала Тимофееву, и о себе же думала она, когда представляла скучную дорогу в деревню к матери. «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе» Лишь после смерти мамы она поняла, какую ошибку совершила. Но цена этой ошибки слишком велика. Да, возможно, и появится у неё хоть небольшой опыт человечности. Но только проявить эту человечность по отношению к матери у неё уже не будет возможности.
А.А.Бек «Волоколамское шоссе»
Повесть «Волоколамское шоссе» была написана А.Беком в разгар Великой Отечественной войны- в 1942-1944 годах. Она посвящена подвигу героев - панфиловцев, погибших в 1941 году при защите Москвы.Генерал Панфилов - талантливый военачальник, умный стратег и тактик. Его многие фразы стали крылатыми. В них - внимание командира к своим бойцам, ответственность за их судьбы: «Не торопись умирать - учись воевать», «Солдат умом должен воевать», «Солдат идет в бой не умирать, а жить», «Победа куется до боя». Огромный опыт офицера позволяли Панфилову с честью выполнять задания командования, отражать атаки противника. Автор подчёркивает, как важно, чтобы в армии командовали именно такие опытные офицеры.Один из командиров батальона дивизии Панфилова - казах Бауыржан Момыш-Улы.Он не имел опыта командования таким большим количеством людей, до этого в его подчинении была лишь батарея артиллеристов, однако сумел сплотить солдат, которые выполнили поставленную задачу – они измотали противника на Волоколамском шоссе, хотя многие погибли.Опыт накапливает человек в своей жизни, становясь сильнее. Особенно важен опыт на войне, когда от действий солдат, командиров зависит судьба сражения, итог войны. Сколько в годы войны было молодых, ещё неопытных командиров, которые только закончили военные училища! Им предстояло решать сложнейшие задачи. И они справились, ведь в каждом из них было главное - любовь к Родине, стремление победить, освободить страну от фашистов. Это придавало им силы и уверенность. Да, и у них бывали ошибки, просчёты. Но с каждым боем опыт накапливался. И в итоге – победа над фашистами, в которую внесли свой вклад и солдаты батальона Бауыржан Момыш-Улы, не пропустившие немцев к Москве.
| следующая лекция ==>

Сейчас, в преддверии декабрьского испытания, многие учителя еженедельно задают сочинения. Конечно же, ученики пользуются вспомогательными материалами из интернета, чтобы сделать работу лучше и разнообразить свои аргументы. Однако обилие абсолютно одинаковых сочинений буквально затопило всемирную сеть, поэтому педагоги все чаще замечают списанные работы, хотя источники у них разные. Чтобы не терять баллы, воспользуйтесь свежей подборкой нестандартных аргументов по теме «Опыт и ошибки», который сегодня, 28 ноября, подготовили для вас специалисты.

  1. Первый аргумент: из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» был бездарным поэтом и смотрел на мир через призму советской пропаганды. Молодой человек слишком наивно относился к жизни, доверяя каждому лживому слову. Простодушный и открытый его характер стал легкой мишенью для Берлиоза, который внушал своему ученику убогие идеи, пресмыкающиеся перед властью. Несчастный поэт так бы и прозябал в неведении, если бы мистические переживания, связанные с появлением Воланда и знакомством с Мастером, не изменили его натуру. Он понял, что писал «плохие стихи» и ошибался, восторгаясь системой государственного принуждения, которая заперла его в сумасшедшем доме. Опыт пребывания в этом жутком месте остался с Иваном на всю жизнь. Он примерил на себя мученическую участь творца в тоталитарном государстве, побывав в несправедливом заточении. Увидев, что случилось с Мастером, как исковеркана его жизнь гонениями, Бездомный понял, что звание поэта нужно выстрадать, как и звание человека. В финале романа мы видим совершенно другого Ивана – тихого, задумчивого и осознанно решившего изменить свою жизнь к лучшему. Только опыт мог совершить подобное чудо.
  2. Второй аргумент. Знаменитый писатель Оскар Уайльд в своей сказке иллюстрирует спасительную силу опыта. Как и в романе «Портрет Дориана Грея», внешней красоте противопоставляется внутренняя. Мальчик-звезда (копия Грея) восхитительно хорош собой: «сверстники слушались его, потому что он был красив». Однако поклонение ослепило, ожесточило мальчика, «ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким». Мистические силы наказали его, превратив красавца в змееподобного монстра. Мальчик понял урок и решил исправиться. Красота вернулась только после искупления грехов и полного очищения души. Именно реальная потеря стимулировала человека к работе над собой. Пережив страшный опыт, герой осознает, что был не прав, что истинная красота заключена в душевном благородстве, а не в правильности черт. Но что бы было, если бы мальчик так и остался красивым себялюбцем, не пережив личной трагедии? Он превратился бы в Дориана Грея, который потерял стыд и совесть вместо прекрасного облика. Значит, для чудотворного эффекта опыт необходим.
  3. Третий аргумент. «Опыт — самый плохой учитель; он предлагает контрольную прежде урока» Вернер Лоу. В произведении Пушкина «Дубровский» герой переживает самое страшное чувство – отчаяние, виной которому он сам. Владимир не успевает выкрасть возлюбленную перед венчанием, поэтому они навеки разлучены священной клятвой Маши. Дубровский приезжает слишком поздно: девушка обречена на жизнь с нелюбимым. Юноша винит в роковом опоздании себя, но сделать уже ничего не может, как не в силах вернуть отца и наследство. Контрольная была слишком тяжела для Владимира, он не смог ее решить. Чему научил его такой жестокий опыт? Разбойничать? Да, его обворовали приспешники Троекурова, но неужели это повод воровать самому? Учитель обучил его только плохому, точнее, вынудил его стать грабителем. Альтернативы у Дубровского не было. Александр Пушкин привел пример, когда опыт – не учитель, а палач. После всего пережитого несчастный не сможет вернуться к нормальной жизни.
  1. Четвертый аргумент. В «Слове о полку Игореве» князья Игорь и Всеволод пошли на половцев, не предупредив брата Святослава Киевского, который располагал более сильным войском и мог бы помочь им. До этого похода Игорь не раз ходил против коварных кочевников, но воинский опыт ничего ему подсказал. Он только внушил ему самонадеянность. Заметив по пути дурное предзнаменование (затмение солнца), князь не обратил на него внимания. Это случилось потому, что легкие победы создали у него иллюзию непобедимости. Половцы застали его, Всеволода и дружину врасплох, хорошо зная русскую традицию бурно отмечать успех. Очевидно, что опыт может ввести человека в заблуждение относительно реального положения вещей. Всегда везло, скажет он, и будет рисковать, однако в следующий раз случится по-другому, и риск окажется роковой ошибкой. К сожалению, такая фальшивая опытность может стоить очень дорого. Князья, например, обрекли на смерть верную дружину.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!