ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Тема: Жизнь и быт русских людей XVI века в «Домострое»


Введение

Семейные отношения

Женщина эпохи домостроя

Будни и праздники русских людей

Труд в жизни русского человека

Нравственные устои

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

К началу XVI века на культуру и быт русского народа имела огромное влияние церковь и религия. Православие сыграло положительную роль в преодоление суровых нравов, невежества и архаичных обычаев древнерусского общества. В частности, нормы христианской морали оказывали воздействие на семейную жизнь, брак, воспитание детей.

Пожалуй, ни один документ средневековой Руси не отразил характер быта, хозяйства, экономических взаимоотношений своего времени, как «Домострой».

Считается, что первая редакция «Домостроя» составлена в Великом Новгороде в конце XV – начале XVI века и в начале он бытовал как назидательный сборник среди торгово-промышленного люда, обрастал постепенно новыми наставлениями и советами. Вторая редакция, значительно переработанная, собрана и заново отредактирована выходцем из Новгорода попом Сильвестром, влиятельным советником и воспитателем молодого русского царя Ивана IV, Грозного.

«Домострой» - это энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования – всего многообразного спектра человеческого поведения.

«Домострой» имел цель научить каждого человека «благо – рассудливому и порядливому житию» и был рассчитан на широкие слои населения, и хотя в этом наставлении ещё много пунктов связанных с церковью, но в них содержится уже немало и чисто светских советов и рекомендаций по поведению в быту и в обществе. Предполагалось что, что сводом изложенных правил поведения, должен был руководствоваться каждый гражданин страны. На первом месте в нём ставиться задача нравственного и религиозного воспитания, которую должны иметь в виду родители, заботясь о развитии своих детей. На второе место выносилась задача обучения детей тому, что необходимо в «домашнем обиходе», и на третьем месте стояло обучение грамоте, книжным наукам.

Таким образом, «Домострой» является не только сочинением нравоучительного и семейно-бытового типа, но и своеобразным кодексом социально-экономических норм гражданской жизни русского общества.


СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

У российских народов долгое время бытовала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковым линиям. Отличительными чертами большой крестьянской семьи являлись коллективное хозяйство и потребление, общее владение имуществом двумя и более самостоятельными брачными парами. У городского (посадского) населения семьи были меньше и состояли обычно из двух поколений – родители и дети. Семьи служилых людей были, как правило, малыми, так как сын, достигнув 15 лет, должен был «служить государеву службу и мог получить как свой отдельный поместный оклад, так и пожалованную вотчину». Это способствовало ранним бракам и выделению самостоятельных малых семей.

С введением православия браки стали оформляться через обряд церковного венчания. Но традиционный свадебный обряд – «веселие» сохранился на Руси ещё примерно в течение шести-семи веков.

Расторжение брака было весьма затруднительным. Уже в раннем средневековье развод – «распуст» разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой в случае её измены, причём к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (сXVI века) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов.

Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трёх раз. Торжественный обряд венчания совершался обычно лишь при первом браке. Четвёртый брак категорически запрещался.

Новорожденного ребёнка надлежало крестить в церкви на восьмой день после рождения именем святого этого дня. Обряд крещения считался церковью основным, жизненно важным обрядом. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение. Ребёнка, умершего некрещеным, церковь запрещала хоронить на кладбище. Следующий обряд после крещения – «постриги» - производился год спустя после крещения. В этот день кум или кума (крёстные родители) выстригали у ребёнка прядь волос и дарили рубль. После пострижек каждый год праздновали именины, то есть день того святого, в честь которого человек был назван (позже стал называться «день ангела»), а не день рождения. Царские именины считались официальным государственным праздником.

В эпоху средневековья в семье была чрезвычайно велика роль её главы. Он представлял семью в целом во всех её внешних функциях. Только он имел право голоса на сходках жителей, в городском вече, позже – в собраниях кончанских и слободских организаций. Внутри семьи власть главы была практически неограниченной. Он распоряжался имуществом и судьбами каждого из её членов. Это касалось и личной жизни детей, которых отец мог женить или выдать замуж против их воли. Церковь порицала его только в том случае, если он при этом доводил их до самоубийства.

Распоряжения главы семьи должны были выполняться беспрекословно. Он мог применять любые наказания, вплоть до физических.

Важной частью «Домостроя» - энциклопедии русского быта XVI века является раздел «о мирском строении, как жить с жёнами, детьми и домочадцами». Как царь является безраздельным владыкой своих подданных, так муж является господином своей семьи.

Он несёт ответственность перед богом и государством за семью, за воспитание детей – верных слуг государства. Поэтому первейшая обязанность мужчины – главы семьи – воспитание сыновей. Чтобы воспитывать их послушными и преданными «Домострой» рекомендует один метод – палку. «Домострой» прямо указывал, что хозяину следует бить в воспитанных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением.

В «Домострое» в 21 главе под названием «Как детей учить и страхом спасать» содержаться следующие наставления: «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдёшь в них покой и благословение. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по рёбрам его, пока он растёт, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой».

Таким образом, необходимо с раннего детства воспитывать детей в «страхе божием». Поэтому следует их наказывать: «Не наказанные дети от бога грех, а от людей укор и посмех, а дому тщета, а себе скорбь и убыток, а от людей продажа и сромота». Глава дома должен учить жену и своих слуг, каким образом надо наводить дома порядок: «и увидит муж, что непорядливо у жены и слуг, ино умел бы свою жену наказать всяким рассуждением и учить А только, если велика вина и кручиновато дело, и за великое страшное ослушание и небрежение, ино плёткою вежливенько побить за руки держа по вине смотря, да получив примолвити, а гнев бы не был, а люди бы того не ведали и не слышали».

ЖЕНЩИНА ЭПОХИ ДОМОСТРОЯ

В «Домострое» женщина, предстаёт во всём послушной своему мужу.

Все иностранцы поражались избытком домашнего деспотизма мужа над женою.

Вообще женщина считалась существом ниже мужчины и в некоторых отношениях нечистым; таким образом, женщине не дозволялось резать животное: полагали, что мясо его не будет тогда вкусно. Печь просфоры позволялось только старухам. В известные дни женщина считалась недостойной, чтоб с нею вместе есть. По законам приличия, порождённым византийским аскетизмом и глубокую татарскою ревностью, считалось предосудительным даже вести с женщиной разговор.

Внутриусадебный семейный быт средневековой Руси долгое время был сравнительно замкнутым. Русская женщина была постоянно невольницею с детства до гроба. В крестьянском быту она находилась под гнётом тяжёлых работ. Однако простые женщины – крестьянки, посадские – вовсе не вели затворнический образ жизни. У казаков женщины пользовались сравнительно большею свободой; жёны казаков были их помощницами и даже ходили с ними в походы.

У знатных и зажиточных людей Московского государства женский пол находился взаперти, как в мусульманских гаремах. Девиц содержали в уединении, укрывая от человеческих взоров; до замужества мужчина должен быть им совершенно неизвестен; не в нравах было, чтобы юноша высказал девушке свои чувства или испрашивал лично её согласия на брак. Самые благочестивые люди были того мнения, что родителям следует бить почаще девиц, чтобы они не утратили своего девства.

В «Домострое» есть следующие указания, как надо воспитывать дочерей: «Если дочь у тебя, и на неё направь свою строгость, тем сохранишь её от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она своё детство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за неё».

Чем знатнее был род, к которому принадлежала девица, тем более строгости ожидало её: царевны были самые несчастные из русских девиц; спрятанные в теремах, не смея показываться на свет, без надежды когда-нибудь иметь право любить и выйти замуж.

При отдаче замуж девицу не спрашивали о желании; она сама не знала, за кого идёт, не видела своего жениха до замужества, когда её передавали в новое рабство. Сделавшись женою, она не смела никуда выйти из дома без позволения мужа, даже если шла в церковь, и тогда обязана была спрашиваться. Ей не предоставлялось права свободного знакомства по сердцу и нраву, а если дозволялось некоторого рода обращение с теми, с кем мужу угодно было позволить это, то и тогда её связывали наставления и замечания: что говорить, о чём умолчать, что спросить, чего не слышать. В домашнем быту ей не давали права хозяйства. Ревнивый муж приставлял к ней шпионов из служанок и холопов, а те, желая подделаться в милость господину, нередко перетолковывали ему всё в другую сторону каждый шаг своей госпожи. Выезжала ли она в церковь или в гости, неотступные стражи следили за каждым её движением и обо всём передавали мужу.

Очень часто случалось, что муж по наговору любимого холопа или женщины бил свою жену из одного только подозрения. Но не во всех семьях такая роль была у женщин. Во многих домах на хозяйке лежало много обязанностей.

Она должна была трудиться и показывать собою пример служанкам, раньше всех вставать и других будить, позже всех ложиться: если служанка будит госпожу, это считалось не в похвалу госпоже.

При такой деятельной жене муж ни о чём не заботился по домашнему хозяйству; «жена должна была знать всякое дело лучше тех, которые работали по её приказанию: и кушанье сварить, и кисель поставить, и бельё выстирать, и выполоскать, и высушить, и скатерти, и полавочники постлать, и таким своим уменьем внушала к себе уважение».

При этом невозможно представить быт средневековой семьи без живого участия женщины, тем более в организации питания: «Господину же о всяких делах домашних советоваться с женой как челядь кормить в какой день: в мясоед – хлеб решетный, щида каша с ветчиной жидкая, а иногда, сменяя её, и крутая с салом, и мясо к обеду, а на ужин щи да молоко или каша, а в постные дни с вареньем, когда горох, а когда и сущик когда печёная репа, капустные щи, толокно, а то и рассольник, ботвинья

По воскресеньям и праздникам к обеду пироги густые каши или овощи, или селёдочная каша, блины, кисель, и что Бог пошлёт».

Умение работать с тканью, вышивать, шить было естественным занятием в быту каждой семьи: «рубашку сшить или вышить убрус да выткать, или шить на пяльцах золотом и шелками (для чего) отмерить пряжи и шёлка, золотой и серебряной ткани, и тафты, и камки».

Одна из важных обязанностей мужа – «поучати» свою жену, которая должна вести всё домашнее хозяйство и воспитывать дочерей. Воля и личность женщины всецело подчиняются мужчине.

Строго регламентируется поведение женщины в гостях и дома, вплоть до того, о чём она может вести разговоры. Регламентируется «Домостроем» и система наказаний.

Нерадивую жену муж сначала должен «всяким рассуждением учити». Если словесное «наказание» не даёт результатов, то мужу «достоит» свою жену «ползовати страхом наедине», «по вине смотря».


БУДНИ И ПРАЗДНИКИ РУССКИХ ЛЮДЕЙ XVI ВЕКА

О распорядке дня людей средневековья сведений сохранилось немного. трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две – обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма удивляло иностранцев). Затем вновь работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.

Русские согласовывали свой домашний образ жизни с богослужебным порядком и в этом отношении делали его похожим на монашеский. Вставая от сна, русский тотчас искал глазами образ, чтобы перекреститься и взглянуть на него; сделать крестное знамение считалось приличнее, смотря на образ; в дороге, когда русский ночевал в поле, он, вставая от сна, крестился, обращаясь на восток. Тотчас, если нужно было, после оставления постели надевалось бельё и начиналось умыванье; зажиточные люди мылись мылом и розовой водой. После омовений и умываний одевались и приступали к молению.

В комнате, предназначенной для моления, - крестовой или, если её не было в доме, то в той, где стояло побольше образов, собиралась вся семья и прислуга; зажигались лампады и свечи; курили ладаном. Хозяин как домовладыка читал перед всеми вслух утренние молитвы.

У знатных особ, у которых были свои домашние церкви и домовые священнослужители, семья сходилась в церковь, где молитвы, заутреню и часы служил священник, а пел дьячок, смотревший за церковью или часовней, и после утреннего богослужения священник кропил святой водою.

Окончив молитвословие, все расходились к домашним занятиям.

Там, где муж жену допускал до управления домом, хозяйка держала с хозяином совет, что делать в предстоящий день, заказывала кушанье и задавала на целый день уроки в работах служанкам. Но не всех жён уделом была такая деятельная жизнь; большею частью жёны знатных и богатых людей по воле мужей вовсе не вмешивались в хозяйство; всем заведовали дворецкий и ключник из холопов. Такого рода хозяйки после утреннего моления отправлялись в свои покои и садились за шитьё и вышивание золотом и шелками со своими прислужницами; даже кушанье к обеду заказывал сам хозяин ключнику.

После всех домашних распоряжений хозяин приступал к своим обычным занятиям: купец отправлялся в лавку, ремесленник брался за своё ремесло, приказные люди наполняли приказы и приказные избы, а бояре в Москве стекались к царю и занимались делами.

Приступая к началу дневного занятия, будь то приказное писательство или чёрная работа, русский считал приличным вымыть руки, сделать перед образом три крёстных знамения с земными поклонами, а если предстоит случай или возможность, принять благословение священника.

В десять часов служились обедни.

В полдень наступало время обеда. Холостые лавочники, парни из простонародья, холопы, приезжие в городах и посадах обедали в харчевнях; люди домовитые садились за стол дома или у приятелей в гостях. Цари и знатные люди, живя в особых покоях в своих дворах, обедали отдельно от прочих членов семьи: жёны с детьми трапезовали особо. Незнатные дворяне, дети боярские, посадские и крестьяне – хозяева оседлые ели вместе с жёнами и с прочими членами семьи. Иногда семейные члены, составлявшие со своими семьями одно семейство с хозяином, обедали от него и особо; во время же званных обедов особы женского пола никогда не обедали там, где сидел хозяин с гостями.

Стол накрывался скатертью, но не всегда это соблюдалось: очень часто люди незнатные обедали без скатерти и ставили на голый стол соль, уксус, перец и клали ломтями хлеб. Двое домашних служебных чинов заведовали порядком обеда в зажиточном доме: ключник и дворецкий. Ключник находился в поварне при отпуске кушаний, дворецкий – при столе и при поставце с посудой, стоявшей всегда против стола в столовой. Несколько слуг носили кушанья из поварни; ключник и дворецкий, принимая их, разрезали на куски, отведывали и тогда уже отдавали слугам ставить перед господином и сидевшими за столом

После обычного обеда ложились отдыхать. Это был повсеместный и освящённый народным уважением обычай. Спали, пообедавши, и цари, и бояре, и купцы; уличная чернь отдыхала на улицах. Не спать или, по крайней мере, не отдыхать после обеда считалось в некотором смысле ересью, как всякое отступление от обычаев предков.

Вставши от послеобеденного сна, русские опять принимались за обычные занятия. Цари ходили к вечерне, а часов с шести вечера предавались уже забавам и беседам.

Иногда бояре собирались во дворец, смотря по важности дела, и вечером. вечер в домашнем быту был временем развлечений; зимою собирались друг к другу родные и приятели в домах, а летом в палатках, которые раскидывались перед домами.

Русские всегда ужинали, а после ужина благочестивый хозяин отправлял вечернее моление. Снова затепливались лампады, зажигались свечи перед образами; домочадцы и прислуга собирались на моление. После такого молитвословия считалось уже непозволительным есть и пить: все скоро ложились спать.

С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение и другие, а также седьмой день недели – воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако бедные работали и в праздники.

Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приёмами гостей, а также праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно во время церковных праздников. Один из главных крестных ходов устраивался на Крещение. В этот день митрополит освящал воду Москвы-реки, а население города совершало обряд Иордани – «омывания святой водой».

По праздникам устраивались и другие уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи известны ещё в Киевской Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, исполнения песен, представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. В скоморошью труппу входили обычно шарманщик, акробат, кукольник.

Праздники, как правило, сопровождались общественными пирами – «братчинами». Однако представления о якобы беспробудном пьянстве русских явно преувеличены. Только во время 5-6 наиболее крупных церковных праздников населению разрешалось варить пиво, а кабаки являлись государственной монополией.

Общественный быт включал также проведение игр и забав – как военных, так и мирных, например взятие снежного городка, борьба и кулачный бой, городки, чехарда, жмурки, бабки. Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с XVI века – в карты, привезённые с Запада. Любимым развлечением царей и бояр была охота.

Таким образом, жизнь человека в эпоху средневековья хотя и была сравнительно однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и социально-политической сферами, включала многие аспекты повседневного бытия, на которые историки далеко не всегда обращают должное внимание.

ТРУД В ЖИЗНИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

Русский человек эпохи средневековья непрерывно занят мыслями о своём хозяйстве: «Всякому человеку, богату и убогу, ве – лику и малу, рассудити себя и сметити, по промыслу и по добытку и по своему имению, а приказному человеку, сметя себя по государскому жалованью и по доходу, и таков двор себе держати и всякое стяжание и всякий запас, по тому и люди держати и всякий обиход; по тому и ести и питии и с людьми сходитися с добрыми».

Труд как добродетель и нравственное деяние: всякое рукоделие или ремесло, по «Домострою», следует исполнять приготовясь, очистясь от всякой скверны и руки вымыв чисто, прежде всего – святым образам поклониться в землю – с тем и начать всякое дело.

По «Домострою», каждый человек должен жить согласно своим достаткам.

Все хозяйственные припасы следует покупать во время, когда они дешевле, и хранить их тщательно. Хозяин и хозяйка должны ходить по кладовым и погребам и смотреть, каковы запасы, и как они хранятся. Заготовлять и заботится обо всём для дома должен муж, сберегать же заготовленное должна жена – хозяйка. Все припасы рекомендуется выдавать по счёту и записывать, сколько чего выдано, чтобы не позабыть.

«Домострой» рекомендует постоянно иметь на дому у себя людей, способных к различного рода ремёслам: портных, сапожников, кузнецов, плотников, чтобы ничего не надо было покупать на деньги, а всё иметь в доме готовым. Попутно указаны правила, как надо готовить те или иные припасы: пиво, квас, заготовлять капусту, хранить мясо и различные овощи и т.д.

«Домострой» является своего рода мирским обиходником, указывая мирскому человеку, как и когда ему надо соблюдать посты, праздники и т.д.

«Домострой» даёт практические советы по ведению домашнего хозяйства: и как «устроити хорошо и чисто» избу, как повесить иконы и как их содержать в чистоте, как приготовить пищу.

Отношение русских людей к труду как добродетели, как к нравственному деянию отражается в «Домострое». Создаётся настоящий идеал трудовой жизни русского человека – крестьянина, купца, боярина и даже князя (в то время классовое разделение осуществлялось не по признаку культуры, а больше по размеру имущества и числу слуг). Все в доме – и хозяева, и работники – должны трудиться, не покладая рук. Хозяйка, даже если у неё гости, «всегда бы над рукоделием сидела сама». Хозяин должен всегда заниматься «праведным трудом» (это неоднократно подчёркивается), быть справедливым, бережливым и заботиться о своих домочадцах и работниках. Хозяйка-жена должна быть «добрая, трудолюбивая и молчаливая». слуги – хорошие, чтобы «знали ремесло, кто кого достоин и какому ремеслу учен». родители обязаны учить труду своих детей, «рукоделию – мать дочерей и мастерству – отец сыновей».

Таким образом, «Домострой» был не только сводом правил поведения зажиточного человека XVI в., но и первой «энциклопедией домашнего хозяйства».

НРАВСТВЕННЫЕ УСТОИ

Чтобы добиться праведного жития, человек должен следовать некоторым правилам.

В «Домострое» приведены такие характеристики и заветы: «Благоразумный отец, который торговлей кормиться – в городе или за морем, - или в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на дочь » (гл. 20), «любите отца своего и мать свою и старость их чтите и немощь и страдания всякое от всей души на себя возложите» (гл. 22), « следует молиться о своих прегрешениях и отпущении грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его, и о христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении пленных, и о священниках, иконах и монахах, и об отцах духовных, и о болящих, о заключённых в темницу, и за всех христиан» (гл. 12).

В главе 25 «Наказ мужу, и жене, и работникам, и детям, как подобает жить» «Домостроя» отражены нравственные правила, которым должны следовать русские люди эпохи средневековья: «Да самому тебе, господину, и жене, и детям и домочадцам – не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым, всякое дело привить без волокиты и особенно не обижать в оплате работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради бога: и поношение, и укоризну, если поделом поносят и укоряют, с любовью принимать и подобного безрассудства избегать, а в ответ не мстить. Если же ни в чём не повинен, за это от бога награду получишь».

Глава 28 «О неправедной жизни» «Домостроя» содержит в себе следующие наставления: «А кто не по-божьи живёт, не по-христиански, чинит всякую неправду и насилие, и обиду наносит большую, и долгов не платит, а незнатного человека во всём изобидит, и кто по-соседски не добр или в селе на своих крестьян, или в приказе сидя при власти накладывает тяжкие дани и разные незаконные налоги, или чужую ниву распахал, или лес посёк, или переловил всю рыбу в чужом садке, или борти, или перевесище и всякие ловчие угодья неправдою и насилием захватит и ограбит, или покрадёт, или уничтожит, или кого в чём ложно обвинит, или в чём обманет, или ни за что кого-то предаст, или в рабство неповинных лукавством или насилием охолопит, или нечестно судит, или неправедно производит розыск, или ложно свидетельствует, или лошадь, и всякое животное, и всякое имущество, и села или сады, или дворы и всякие угодья силою отнимает, или задёшево в неволю купит, и во всяких непотребных делах: в блуде, в гневе, в злопамятстве, - сам господин или госпожа их творят, или дети их, или люди их, или крестьяне их - обязательно все вместе будут в аду, а на земле прокляты, ибо во всех тех делах недостойных хозяин такой богом не прощён и народом проклят, а обиженные им вопиют к богу».

Нравственный уклад жизни, являясь составляющей ежедневных забот, экономических и социальных, является столь же необходимым, как и заботы о «хлебе насущном».

Достойные взаимоотношения между супругами в семье, уверенное будущее детей, благополучное положение стариков, уважительное отношение к власти, почитание духовных лиц, радение о соплеменниках и единоверцах есть непременное условие «спасения», успеха в жизни.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, реальные особенности русского быта и языка XVI столетия, замкнутое саморегулируемое русское хозяйство, ориентированное на разумный достаток и самоограничение (нестяжательство), живущее по православным нравственным нормам были отражены в «Домострое», значение которого заключается в том, что он рисует нам жизнь зажиточного человека XVI в. – горожанина, купца или приказного человека.

«Домострой» даёт классическую средневековую трёхчленную пирамидальную структуру: чем ниже на иерархической лестнице стоит существо, тем меньше его ответственность, но также и свобода. Чем выше – тем больше власть, но и ответственность перед Богом. В модели «Домостроя» царь отвечает за свою страну разом, а хозяин дома, глава семьи – за всех домочадцев и их грехи; почему и появляется нужда в тотальном вертикальном контроле за их действиями. Вышестоящий при этом имеет право карать нижестоящего за нарушение порядка или нелояльность к его власти.

В «Домострое» проводиться идея практической духовности, в чём и состоит особенность развития духовности в Древней Руси. Духовность – не рассуждения о душе, а практические дела по претворению в жизнь идеала, имевшего духовно-нравственный характер, и, прежде всего идеала праведного труда.

В «Домострое» дан портрет русского мужчины того времени. Это добытчик и кормилец, примерный семьянин (разводов не было в принципе). Каков бы не был его социальный статус, на первом месте для него – семья. Он защитник своей жены, детей и своего добра. И, наконец, это человек чести, с глубоким чувством собственного достоинства, чуждый лжи и притворства. Правда, рекомендации «Домостроя» позволяли использовать силу по отношению к жене, детям, слугам; да и статус последних был незавидным, бесправным. Главным в семье был мужчина – хозяин, муж, отец.

Итак, «Домострой» есть попытка создания грандиозного религиозно - нравственного кодекса, который должен был установить и внедрить в жизнь именно идеалы мировой, семейной, общественной нравственности.

Уникальность «Домостроя» в русской культуре, прежде всего, в том, что после него уже не предпринималось сравнимой попытки нормировать весь круг жизни, особенно семейной.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985

2. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия. поэзия. – М.: Наука, 1996

3. Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность, 1995, № 3. – С. 161-172

4. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питьё, здоровье и болезни, нравы, обряды, приём гостей. – М.: Просвещение, 1998

5. Личман Б.В. История России. – М.: Прогресс, 2005

6. Орлов А.С. Древняя русская литература 11-16 веков. – М.: Просвещение, 1992

7. Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х – начало ХIХ в.). – М.: Просвещение, 1997

8. Терещенко А. Быт русского народа. – М.: Наука, 1997


Орлов А.С. Древняя русская литература 11-16 веков. - М.: Просвещение, 1992.-С. 116

Личман Б.В. История России.-М.:Прогресс, 2005.-С.167

Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. лит., 1985.-С.89

Там же. – С. 91

Там же. – С. 94

Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985. – С. 90

Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х – начало ХIХ в.) – М.: Просвящение, 1997.-С. 44

Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985. – С. 94

Там же. – С. 99

Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность, 1995, №3. –С.162

Трещенко А. Быт русского народа.- М.: Наука, 1997. – С. 128

Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985.

Надвратный храм Прилуцкого монастыря и др. Живопись В центре живописной изобразительной культуры конца XV - XVI века стоит творчество величайшего иконописца того времени Дионисия. "Глубокая зрелость и художественное совершенство" этого мастера представляют многовековую традицию русского иконописания. Вместе с Андреем Рублевым Дионисий составляет легендарную славу культуры Древней Руси. О...

Слайд 1

Религиозные праздники и повседневный быт в XVI в.

Слайд 2

Русские люди искренне исповедовали христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Самым почитаемым праздником была Пасха.Этот праздник посвящался Воскресению Иисуса Христа и праздновался весной.Начинался он крестным ходом.Символами праздника Пасхи были крашеные яйца, куличи и творожная Пасха.

Слайд 3

Однако помимо церковных праздников в народной среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались двенадцать дней между Рождеством и Крещением. И если церковь призывала проводить эти «святые дни» в молитвах и песнопениях, то по языческим традициям они сопровождались своеобразными обрядами и игрищами (у древних римлян - январские «календы», отсюда - русская «коляда»). Мужчины переодевались в женскую одежду, женщины - в мужскую, некоторые наряжались животными. В таком виде они ходили по улицам из дома в дом с песнями, шумом и криками. Православная церковь боролась с этими языческими обычаями. Так, Стоглавый собор в 1551 году строго запретил «эллинское беснование, игры и плескания, празднование календы и переодевание».

Слайд 4

К тому же суровые природные условия и связанная с ними сверхнапряжённая страда, результаты которой не всегда соответствовали затраченным усилиям, горький опыт неурожайных лет погружали русского крестьянина в мир суеверий, примет, обрядов. Стремясь всеми силами обеспечить устойчивость своего хозяйства, земледельцы не только изучали и обобщали особенности погодных условий в местности своего проживания, но и пытались их прогнозировать.

Слайд 5

У мусульманских народов России главными торжествами были праздник разговения и праздник жертвоприношения. Мусульмане – сунниты так же праздновали день рождения пророка Мухаммеда.

Слайд 6

Многие особеннности повседневного быта народов зависели от условий места проживания. Для карел, живших на берегах рек и озёр, основным видом транспорта являлись двухколёсные кочевые лодки – «шитики».

Слайд 7

Основной рацион этого народа составляли рыба, каши, пироги.

Слайд 8

Так выглядели жилища карел.

Слайд 9

Основу питания мордвы составляла растительная пища – кислый хлеб,каши,пироги,блины из гречихи и пшена.

Слайд 10

По праздникам мордвины ели блюда из мяса.

Культура и быт русского народа в XVI веке.

К началу 16 века определяющую роль в влиянии на культуру и быт русского народа играло христианство. Оно сыграло положительную роль в преодолении суровых нравов, невежества и диких обычаев древнерусского общества. В частности, нормы христианской морали оказывали огромное влияние на семейную жизнь, брак, воспитание детей. Правда. богословие придерживалось тогда дуалистического воззрения на разделœение полов - на два противоположных начала - "доброе" и "злое". Последнее олицетворялось в женщинœе, определяя ее положение в обществе и семье.

У российских народов долгое время бытовало большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковым линиям. Отличительными чертами большой крестьянской семьи являлось коллективное хозяйство и потребление, общее владение имуществом двумя и более самостоятельными брачными парами. У городского (посадского) населœения семьи были меньше и состояли, обычно, из двух поколений родителœей и детей. Семьи феодалов были, как правило, малыми, так сын феодала, достигнув 15 лет, должен был служить государеву службу и мог получить как свой собственный отдельный поместный оклад, так и пожалованную вотчину. Это способствовало ранним бракам и выделœению самостоятельных малых семей.

С введением христианства браки стали оформляться через обряд церковного венчания. Но традиционный христианский свадебный обряд ("веселие") сохранялся на Руси еще примерно в течении шести-семи веков. Церковные правила не оговаривали препятствий для вступления в брак, кроме одного: "бесноватость" жениха или невесты. Но в реальной жизни ограничения были довольно жесткими, прежде всœего в социальном отношении, которые регулировались обычаями. Закон формально не запрещал феодалу жениться на крестьянке, но фактически это случалось очень редко, так как класс феодалов представлял собой замкнутую корпорацию, где браки поощрялись не просто с лицами своего круга, а с ровней. Вольный человек мог жениться на крепостной, но должен был получить разрешение у барина и уплатить определœенную сумму по договоренности. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, и в древне, и в городе браки, в основном, могли совершаться только внутри одного класса-сословия.

Расторжение брака было весьма затруднительным. Уже в раннем средневековье развод ("распуст") разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (с 16 века) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов.

Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке. Четвертый брак категорически запрещался.

Новорожденного ребенка надлежало крестить в церкви на восьмой день после крещения именем святого этого дня. Обряд крещения считался церковью основным, жизненно важным обрядом. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение. Ребенка, умершего не крещенным, церковь запрещала хоронить на кладбище. Следующий обряд - "постриги" - проводился год спустя после крещения. В данный день кум или кума (крестные родители) выстригали у ребенка прядь волос и дарили рубль. После пострижек праздновали именины, то есть день того святого, в честь которого был назван человек (позже стал называться "днем ангела"), а день рождения. Царские именины считались официальным государственным праздником.

Все источники свидетельствуют, что в эпоху средневековья чрезвычайно велика была роль ее главы. Он представлял семью в целом во всœех ее внешних функциях. Только он имел право голоса на сходках жителœей, в городском вече, позже - в собраниях кончанских и слободских организаций. Внутри семьи власть главы была практически неограниченной. Он распоряжался имущества и судьбами каждого из его членов. Это касалось даже личной жизни детей, которых он мог выдать замуж или женить против воли. Церковь порицала его только в том случае, в случае если он доводил их при этом до самоубийства. Распоряжения главы семьи должны были выполняться беспрекословно. Он мог применять любые наказания, вплоть до физических. "Домострой" - энциклопедия русского быта 16 века - прямо указывал, что хозяину следует бить в воспитательных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением.

Внутриусадебный семейный быт был долгое время сравнительно замкнутым. При этом простые женщины - крестьянки, посадские - вовсœе не вели затворнический образ жизни. Свидетельства иностранцев о теремном затворничестве русских женщин относится, как правило, к быту феодальной знати и именитого купечества. Их редко выпускали даже в церковь.

Сведений о распорядке дня людей в средневековье осталось немного. Трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма поражало иностранцев). затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня всœе отходили ко сну.

С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение, Троица и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. работать в праздничные дни считалось грехом. При этом беднота работала и по праздникам.

Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приемами гостей, а также праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно во время церковных праздников. Один из главных крестных ходов устраивался на Крещение - 6 января ст. ст. В данный день патриарх освящал воду Москва - реки, а населœение города совершало обряд Иордани (омовения святой водой). По праздникам устраивались и уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи, известны еще в Древней Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, песен представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. В скоморошью труппу входили обычно шарманщик, гаер (акробат), кукольник.

Праздники, как правило, сопровождались общественными пирами - братчинами. При этом расхожие представления о якобы беспробудном пьянстве русских явно преувеличены. Только во время 5-6 наиболее крупных церковных праздников населœению разрешалось варить пиво, а кабаки являлись государственной монополией. Содержание частных кабаков строго преследовалось.

Общественный быт включал также проведение игр и забав - как военных, так и мирных, к примеру, взятие снежного города, борьбу и кулачный бой, городки, чехарду и т.п. . Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с 16 века - в карты, привезенные с запада. Любимым развлечением царей и знати была охота.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, хотя жизнь русского человека в эпоху средневековья хотя и была сравнительно однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и социально политической сферами, включала многие аспекты повсœедневного бытия, на которые историки не всœегда обращают должное внимание

Культура и быт русского народа в XVI веке. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культура и быт русского народа в XVI веке." 2017, 2018.

  • - Портрет XVII века

    Портрет маньеризма В искусстве маньеризма (XVI век) портрет утрачивает ясность ренессансных образов. В нём проявляются черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи. Меняется композиционный строй портрета. Теперь ему присуща подчёркнутая... .


  • - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР XVI–XVIII ВЕКОВ

    1. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Панталоне, Педролине и Гортензии 2. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Изабеллы и Лючио 3. Эмилио Кавальери. «Представление о Душе и Теле». Пролог. Хор «О, Синьор» 4. Эмилио Кавальери.... .


  • - Кёльнский собор в XII-XVIII вв.

    В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской... .


  • - Градостроительство Российского государства XVI в.

    Библиография 1. Бунин А. В. Архитектурно-планировочное развитие средневековых городов центральной и западной Европы. Сборник исследований по истории архитектуры и градостроительства. МАРХИ, 1964. 2. Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. Л.-М.,...

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Юридический факультет

    РЕФЕРАТ

    по курсу: “Отечественная история”

    тема: “Быт русского народа XVI –XVII веков”

    Выполнила: студентка 1 курса, группы № 611 очной формы обучения

    Тохтамышева Наталия Алексеевна

    Ростов-на-Дону 2002

    XVI - XVII веках.

    2.Культура и быт русского народа в XVI веке.

    3. Культура, быт и общественная мысль в XVII веке.

    Литература.

    1. Общественно-политическая обстановка в России в XVI - XVII веках.

    Чтобы понять истоки условий и причин, определяющих образ жизни, быт и культуру русского народа, необходимо рассмотреть общественно-политическую обстановку в России того времени.

    К середине XVI века Русь, преодолев феодальную раздробленность, превратилось в единое Московское государство, ставшее одним из самых крупных государств Европы.

    При всей обширности своей территории Московское государство в середине XVI в. Имело сравнительно малочисленное население, не более 6-7 млн. человек (для сравнения: Франция в это же время имела 17-18 млн. человек). Из русских городов только Москва и Новгород Великий насчитывали по несколько десятков тысяч жителей, удельный вес городского населения не превышал 2% от общей массы населения страны. Подавляющее большинство русских людей жили в небольших (по несколько дворов) деревнях, раскинувшихся на необъятных просторах Среднерусской равнины.

    Образование единого централизованного государства ускорило социально-экономическое развитие страны. Возникали новые города, развивались ремесло и торговля. Шла специализация отдельных районов. Так, Поморье поставляло рыбу и икру, Устюжна - металлические изделия, из Соли Камской везли соль, из заокских земель – зерно, продукты животноводства. В разных районах страны шел процесс складывания местных рынков. Начался и процесс формирования единого общероссийского рынка, но он растянулся на длительное время и в основных чертах сложился лишь к концу XVII в. Окончательное его завершение относится ко второй половине XVIII в., когда при Елизавете Петровне были отменены еще сохранявшиеся внутренние таможенные пошлины.

    Таким образом, в отличие от Запада, где образование централизованных государств (во Франции, Англии) шло параллельно складыванию единого общенационального рынка и как бы увенчивало его формирование, на Руси образование единого централизованного государства произошло раньше, чем сложился единый общероссийский рынок. И это ускорение объяснялось потребностью в военном и политическом объединении русских земель для освобождения от иноземного порабощения и достижения своей независимости.

    Другой особенностью образования русского централизованного государства по сравнению с западноевропейскими государствами было то, что оно с самого начала возникало как многонациональное государство.

    Отставание Руси в своем развитии- прежде всего экономическом, объяснялось несколькими неблагоприятными для нее историческими условиями. Во-первых, в результате губительного монголо-татарского нашествия были уничтожены накопленные веками материальные ценности, сожжено большинство русских городов и погибла или была уведена в плен и продана на невольничьих рынках большая часть населения страны. Более столетия понадобилось только для того, чтобы восстановилась численность населения, существовавшая до нашествия хана Батыя. Русь более чем на два с половиной столетия утратила национальную независимость и попала под власть иноземных завоевателей. Во-вторых, отставание объяснялось тем, что Московское государство было отрезано от мировых торговых путей и прежде всего морских. Соседние державы, особенно на западе (Ливонский орден, Великое княжество Литовское) практически осуществляли экономическую блокаду Московского государства, не допуская его участия в экономическом и культурном сотрудничестве с европейскими державами. Отсутствие экономического и культурного обмена, замкнутость в рамках своего узкого внутреннего рынка таили опасность нарастания отставания от европейских государств, что чревато было возможностью превращения в полуколонию и утраты своей национальной независимости.

    Владимирское великое княжество и другие русские княжества на среднерусской равнине почти на 250 лет оказались в составе Золотой Орды. А территория западно-русских княжеств (бывшего Киевского государства, Галицко-Волынская Русь, Смоленская, Черниговская, Турово-Пинская, Полоцкая земли),хотя и не вошли в состав Золотой Орды, но были чрезвычайно ослаблены и обезлюдели.

    Вакуумом силы и власти, возникшим вследствие татарского погрома воспользовалось возникшее в начале XIV века Литовское княжество. Оно стало стремительно расширяться, вобрав в свой состав западнорусские и южнорусские земли. В середине XVI века Великое княжество Литовское представляло собой обширное государство, простиравшееся от берегов Балтийского моря на севере до днепровских порогов на юге. Однако оно было весьма рыхлым и непрочным. Помимо противоречий социальных, оно раздиралось противоречиями национальными (подавляющая часть населения была славянами), а также религиозными. Литовцы были католиками (как и поляки), а славяне- православными. Хотя многие из местных славянских феодалов окатоличились, но основная масса славянского крестьянства стойко отстаивали свою исконную православную веру. Осознавая слабость литовской государственности, литовские паны и шляхта искали поддержки извне и нашли ее в Польше. Уже с XIV века предпринимались попытки объединения Великого Литовского княжества с Польшей. Однако завершилось это объединение только с заключением Люблинской унии 1569 г., в результате которой образовалось объединенное польско-литовское государство Речь Посполитая.

    На территорию Украины и Белоруссии устремились польские паны и шляхта, захватывавшие земли, населенные местными крестьянами, и выгонявшие при этом нередко из их владений местных украинских землевладельцев. Крупные украинские магнаты, такие как Адам Кисель, Вишневецкий и др., и часть шляхты переходили в католичество, принимали польский язык, культуру, отрекались от своего народа. Движение на Восток польской колонизации активно поддерживалось Ватиканом. В свою очередь насильственное насаждение католичества должно было способствовать и духовному порабощению местного украинского и белорусского населения. Поскольку подавляющая его масса сопротивлялась и стойко держалась православной веры в 1596 г. Была заключена Брестская уния. Смысл утверждения униатской церкви состоял в том, чтобы при сохранении привычной архитектуры храмов, икон и богослужения на старославянском языке (а не на латыни, как в католичестве), подчинить эту новую церковь Ватикану, а не московской патриархии (православной церкви). Ватикан на униатскую церковь возлагал особые надежды в продвижении католицизма. В начале XVII в. Папа римский Урбан VIII в послании униатам писал: “О мои Русины! Через вас я надеюсь достигнуть Востока…” Однако униатская церковь получила распространение главным образом на западе Украины. Основная масса украинского населения, и прежде всего крестьянства, по-прежнему придерживалась православия.

    Почти 300-летнее раздельное существование, влияние иных языков и культур (татарской в Великороссии), литовской и польской – в Белоруссии и на Украине, привели к обособлению и формированию трех особых народностей: великорусской, украинской и белорусской. Но единство происхождения, единые корни древнерусской культуры, единая православная вера с общим центром - Московской митрополией, а затем с 1589 г. – Патриархией играли определяющую роль в тяге к единению этих народов.

    С образованием Московского централизованного государства эта тяга усилилась и началась борьба за объединение, длившаяся около 200 лет. В XVI веке к Московскому государству отошли Новгород-Северский, Брянск, Орша, Торопец. Началась длительная борьба за Смоленск, неоднократно переходивший из рук в руки.

    Борьба за воссоединение в единой государственности трех братских народов шла с переменным успехом. Воспользовавшись тяжелейшим экономическим и политическим кризисом, возникшим в результате проигрыша длительной Ливонской войны, опричнины Ивана Грозного и невиданного неурожая и голода 1603 г., Речь Посполитая выдвинула самозванца Лжедмитрия, захватившего в 1605 г. При поддержке польских и литовских панов и шляхты русский престол. После его гибели интервенты выдвигали новых самозванцев. Таким образом именно интервенты инициировали на Руси гражданскую войну (“Смутное время”), длившуюся до 1613 года, когда высший представительный орган - Земский собор, принявший на себя верховную власть в стране, избрал на царство Михаила Романова. В ходе этой гражданской войны была сделана открытая попытка вновь установить на Руси иноземное господство. Одновременно это была и попытка “прорыва” на Восток, на территорию Московского государства католичества. Недаром самозванца Лжедмитрия так активно поддерживал Ватикан.

    Однако русский народ нашел в себе силы, поднявшись в едином патриотическом порыве, выдвинуть из своей среды таких народных героев, как нижегородский земский староста Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский, организовать всенародное ополчение, разгромить и вышвырнуть из страны иноземных захватчиков. Одновременно с интервентами вышвырнуты были и их прислужники из государственной политической элиты, организовавшие боярское правительство (“семибоярщину”), ради защиты своих узких своекорыстных интересов призвавших на русский престол польского королевича Владислава и готовых даже отдать русскую корону польскому королю Сигизмунду III. Крупнейшую роль в сохранении независимости, национальной самобытности и воссоздании российской государственности сыграла православная церковь и ее тогдашний глава - патриарх Гермоген, явивший пример стойкости и самопожертвования во имя своих убеждений.

    О распорядке дня людей средневековья сведений сохранилось немного. трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма удивляло иностранцев). Затем вновь работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.

    Русские согласовывали свой домашний образ жизни с богослужебным порядком и в этом отношении делали его похожим на монашеский. Вставая от сна, русский тотчас искал глазами образ, чтобы перекреститься и взглянуть на него; сделать крестное знамение считалось приличнее, смотря на образ; в дороге, когда русский ночевал в поле, он, вставая от сна, крестился, обращаясь на восток. Тотчас, если нужно было, после оставления постели надевалось бельё и начиналось умыванье; зажиточные люди мылись мылом и розовой водой. После омовений и умываний одевались и приступали к молению.

    В комнате, предназначенной для моления, - крестовой или, если её не было в доме, то в той, где стояло побольше образов, собиралась вся семья и прислуга; зажигались лампады и свечи; курили ладаном. Хозяин как домовладыка читал перед всеми вслух утренние молитвы.

    У знатных особ, у которых были свои домашние церкви и домовые священнослужители, семья сходилась в церковь, где молитвы, заутреню и часы служил священник, а пел дьячок, смотревший за церковью или часовней, и после утреннего богослужения священник кропил святой водою.

    Окончив молитвословие, все расходились к домашним занятиям.

    После всех домашних распоряжений хозяин приступал к своим обычным занятиям: купец отправлялся в лавку, ремесленник брался за своё ремесло, приказные люди наполняли приказы и приказные избы, а бояре в Москве стекались к царю и занимались делами.

    Приступая к началу дневного занятия, будь то приказное писательство или чёрная работа, русский считал приличным вымыть руки, сделать перед образом три крёстных знамения с земными поклонами, а если предстоит случай или возможность, принять благословение священника.

    В десять часов служились обедни.

    В полдень наступало время обеда. Холостые лавочники, парни из простонародья, холопы, приезжие в городах и посадах обедали в харчевнях; люди домовитые садились за стол дома или у приятелей в гостях. Цари и знатные люди, живя в особых покоях в своих дворах, обедали отдельно от прочих членов семьи: жёны с детьми трапезовали особо. Незнатные дворяне, дети боярские, посадские и крестьяне - хозяева оседлые ели вместе с жёнами и с прочими членами семьи. Иногда семейные члены, составлявшие со своими семьями одно семейство с хозяином, обедали от него и особо; во время же званных обедов особы женского пола никогда не обедали там, где сидел хозяин с гостями.

    Стол накрывался скатертью, но не всегда это соблюдалось: очень часто люди незнатные обедали без скатерти и ставили на голый стол соль, уксус, перец и клали ломтями хлеб. Двое домашних служебных чинов заведовали порядком обеда в зажиточном доме: ключник и дворецкий. Ключник находился в поварне при отпуске кушаний, дворецкий - при столе и при поставце с посудой, стоявшей всегда против стола в столовой. Несколько слуг носили кушанья из поварни; ключник и дворецкий, принимая их, разрезали на куски, отведывали и тогда уже отдавали слугам ставить перед господином и сидевшими за столом

    После обычного обеда ложились отдыхать. Это был повсеместный и освящённый народным уважением обычай. Спали, пообедавши, и цари, и бояре, и купцы; уличная чернь отдыхала на улицах. Не спать или, по крайней мере, не отдыхать после обеда считалось в некотором смысле ересью, как всякое отступление от обычаев предков.

    Вставши от послеобеденного сна, русские опять принимались за обычные занятия. Цари ходили к вечерне, а часов с шести вечера предавались уже забавам и беседам.

    Иногда бояре собирались во дворец, смотря по важности дела, и вечером. вечер в домашнем быту был временем развлечений; зимою собирались друг к другу родные и приятели в домах, а летом в палатках, которые раскидывались перед домами.

    Русские всегда ужинали, а после ужина благочестивый хозяин отправлял вечернее моление. Снова затепливались лампады, зажигались свечи перед образами; домочадцы и прислуга собирались на моление. После такого молитвословия считалось уже непозволительным есть и пить: все скоро ложились спать. домострой семья праздник труд

    С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако бедные работали и в праздники.

    Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приёмами гостей, а также праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно во время церковных праздников. Один из главных крестных ходов устраивался на Крещение. В этот день митрополит освящал воду Москвы-реки, а население города совершало обряд Иордани - «омывания святой водой».

    По праздникам устраивались и другие уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи известны ещё в Киевской Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, исполнения песен, представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. В скоморошью труппу входили обычно шарманщик, акробат, кукольник.

    Праздники, как правило, сопровождались общественными пирами - «братчинами». Однако представления о якобы беспробудном пьянстве русских явно преувеличены. Только во время 5-6 наиболее крупных церковных праздников населению разрешалось варить пиво, а кабаки являлись государственной монополией.

    Общественный быт включал также проведение игр и забав - как военных, так и мирных, например взятие снежного городка, борьба и кулачный бой, городки, чехарда, жмурки, бабки. Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с XVI века - в карты, привезённые с Запада. Любимым развлечением царей и бояр была охота.

    Таким образом, жизнь человека в эпоху средневековья хотя и была сравнительно однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и социально-политической сферами, включала многие аспекты повседневного бытия, на которые историки далеко не всегда обращают должное внимание.