Подробное решение Параграф § 12 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Каждому ли человеку нужна экономическая культура? Экономическая свобода: анархия или ответственность? Где границы экономической свободы? Выгодно ли быть честным?

Экономическая культура – система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, успеху, неприятие настроений "уравниловки", создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т.п.

Экономическая свобода ограничена законодательством страны. Существует перечень запрещенных в торговле предметов, например наркотики. Существует обязанность платить налоги, обязанность получать лицензию, чтобы торговать некоторыми товарами.

Вопросы и задания к документу

Автор предупреждает нас о том, что любой застой и несогласованность различных сфер общества (подсистем общества) грозит стране большими проблемами, в числе которых отход на второй план, то есть, потеря своих лидирующих позиций в мире, а так же такое неустойчивое положение грозит русскому народу эксплуатацией со стороны других более развитых стран.

Вопрос 2. Нужен ли России новый социокультурный порядок?

Сейчас несомненно нужен, ведь мы не так давно отошли от идеи социализма. Сейчас вся социальная система, как впрочем, и сознание людей должно избавиться от пережитков прошлого.

Вопрос 3. Какие прежние культурные накопления, связанные с командной экономикой, можно было бы отправить на «историческую свалку»?

Каждый человек должен получать по своим способностям, иначе у талантливых людей просто не будет стимула к саморазвитию, а это опять же грозит застоем. Во-вторых, упор делается на выполнение плана (количество), а не на качество – отсюда результат тот же – застой, излишки производства (никто не берет некачественную продукцию).

Вопрос 4. Опираясь на текст параграфа, предложите ценности «новой экономики», которые стали бы значимыми элементами экономической культуры XXI в.

Основными направлениями государственной инновационной политики в условиях «новой экономики» являются:

Улучшение инновационной среды путем усиления новаторской составляющей всех направлений национальных политик и их интеграции;

Стимулирование рыночного спроса на нововведения и использование концепции "лидирующих" рынков, предполагающей поддержку рынков, наиболее восприимчивых к новшествам;

Стимулирование инноваций в государственном секторе, преодоление бюрократического консерватизма государственной администрации;

Усиление региональной инновационной политики и расширение сотрудничества.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Каковы основные элементы экономической культуры?

Экономическая культура общества - это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она определяет направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать её, но может и отставать от неё.

В структуре экономической культуры можно выделить наиболее важные элементы и представить их в следующей схеме:

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания - его важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические отношения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объёма знаний.

Вопрос 2. В чём значение экономической направленности и социальных установок личности?

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляющей ее экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации.

Эффективность решения экономических задач во многом зависит от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них необходимо выделить такой важный элемент экономической культуры, как экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности. Так, в российском обществе формируются установки на изучение современной экономической теории, на участие в решении различных экономических задач. Получила развитие система ценностных ориентаций личности, включающая экономическую свободу, конкуренцию, уважительное отношение к любой форме собственности, коммерческому успеху как социальному достижению.

Социальные установки играют важную роль в развитии экономической культуры личности. Человек, у которого сформирована, например, установка на творческий труд, участвует в деятельности с большим интересом, поддерживает новаторские проекты, внедряет технические достижения и т. д. Таких результатов не даст сформированная установка на формальное отношение к труду.

Вопрос 3. Является ли собственный интерес единственной основой для экономического выбора?

Экономический интерес - это стремление человека получить блага, необходимые для обеспечения жизни. В интересах выражены пути и способы удовлетворения потребностей людей. Например, получение прибыли (в чём заключается экономический интерес предпринимателя) - это и есть способ удовлетворения личных потребностей человека и потребностей производства. Интерес оказывается непосредственной причиной действий человека.

В большинстве случаев да, потому что человека нельзя заставить заниматься тем, что ему не нравится. Другие люди лишь могут проявить у человека интерес к чему-либо другому. Но основной выбор остаётся за самим человеком.

Вопрос 4. От чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения?

Выбор эталона экономического поведения зависит от качества факторов, воздействующих на него, от личной экономической состоятельности. Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них важным элементом экономической культуры является экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности.

Вопрос 5. Нужно ли ограничивать экономическую свободу?

Экономическая свобода включает в себя свободу принятия решений и действий. Индивид вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее (труд по найму, предпринимательство и т. д.), какая форма собственнического участия ему представляется более целесообразной, в какой сфере и в каком регионе страны он проявит свою активность. В основе рынка, как известно, лежит принцип хозяйственной свободы. Потребитель свободен в выборе товара, производителя, форм потребления. Производитель свободен в выборе вида деятельности, её объёма и форм.

Границы, в которых экономическая свобода служит эффективности производства, обусловливаются конкретно-историческими обстоятельствами. Так, современная рыночная экономика, как правило, не нуждается в систематическом, грубом насилии, что является её достоинством. Однако ограничение рыночной свободы ради упрочения экономического положения практикуется и в наше время. Например, государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения её развития.

Экономическая свобода личности неотделима от её социальной ответственности. Теоретики и практики экономики изначально обращали внимание на заложенное в природе экономической деятельности противоречие. С одной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой - необходимость считаться с интересами и ценностями общества, т. е. проявлять социальную ответственность.

Вопрос 6. Возможен ли «добровольный брак» экономики и экологии?

Долгие годы промышленная деятельность характеризовалась нерациональным использованием сырья и высокой степенью загрязнения окружающей среды. Существовало мнение, что предпринимательская деятельность и охрана окружающей среды несовместимы. Однако усиление мирового экологического движения, разработка концепции и принципов устойчивого развития способствовали изменению отношения предпринимателей к окружающей среде. Устойчивое развитие - это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Важным шагом в этом направлении было создание при Конференции ООН по окружающей среде и развитию Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию, в состав которого вошли представители многих крупнейших транснациональных компаний мира. Эти компании и отдельные предприниматели, взявшие на вооружение принципы устойчивого развития, эффективно используют более совершенные производственные процессы, стремятся к выполнению экологических требований (предотвращение загрязнения, уменьшение отходов производства и др.) и наилучшим образом используют возможности рынка. Такие компании и бизнесмены получают преимущества перед конкурентами, не использующими новые подходы к предпринимательской деятельности. Как показывает мировой опыт, сочетание предпринимательской деятельности, экономического роста и экологической безопасности возможно.

Вопрос 7. В чём суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике?

Одна из важнейших социальных ролей личности - роль производителя. В условиях перехода к информационно-компьютерному, технологическому способу производства от труженика требуется не только высокий уровень образовательной и профессиональной подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд всё больше наполняется творческим содержанием, что требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне (начальник, мастер, контролёр продукции), сколько самодисциплины и самоконтроля. Главным контролёром при этом выступают совесть, личная ответственность и другие моральные качества.

В зависимости от того, как приобретается собственность (юридически и нравственно допустимыми способами или криминальными) и как она используется, общественная значимость собственника может проявляться либо со знаком «плюс», либо со знаком «минус». Вам, наверное, известны примеры таких проявлений.

В процессе реализации личностью себя как потребителя также формируются либо здоровые потребности (спорт, туризм, культурный досуг), либо нездоровые (потребность в алкоголе, наркотиках).

От уровня развития основных элементов экономической культуры, в свою очередь, зависит характер и результативность экономической деятельности.

Вопрос 8. Какие трудности переживает новая экономика в России?

Во-первых: практически огромная часть экономики России зависит от цен на энергоносители и полезные ископаемые на мировых рынках, в результате в случае снижения их цены экономика России недополучит довольно серьезные денежные средства.

Во-вторых: происходит существенное расслоение общества. Формирование «среднего класса» происходит крайне низкими темпами, вопреки тому, что многие люди имеют неплохие доходы, многие из них не уверены в завтрашнем дне.

В-третьих: продолжается коррупция в России

В-четвертых: является развитие малого бизнеса.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Экономист Ф. Хайек писал: «В конкурентном обществе у бедных гораздо более ограниченные возможности, чем у богатых, и тем не менее бедняк в таком обществе намного свободнее человека с гораздо лучшим материальным положением в обществе другого типа». Согласны ли вы с данным утверждением?

Человек с низким материальным достатком гораздо более мобилен. Его ничего не держит. Он может в любой момент всё бросить и уехать (так как бросать ему нечего). Богатый человек прикован к своему источнику богатства, он уязвим при внешних изменениях. Богатому нужно гораздо больше работать, чтобы поддерживать и преумножать своё состояние. Остановка в наращивании капитала приведёт его к бедности.

Вопрос 2. Это строки из письма вашего ровесника в редакцию газеты: «Только ум, только трезвый расчёт - вот что надо в жизни. Надейся только на себя, тогда всего достигнешь. И поменьше верь так называемым чувствам, которых тоже нет. Рационализм, динамизм - вот идеалы нашей эпохи». В чём можно согласиться или о чём поспорить с автором письма?

С автором письма можно согласиться, но я бы выделила в письме противоречия. Много проблем не легко решить разумом (рационализм). Проблемы иногда нужно решать физически. И в жизни нужен не только ум. Все же в жизни должна быть искра романтизма, чтобы человек достиг успеха душой. Динамизм в характере сегодняшнего человека должен бесспорно присутствовать, ведь это основная черта стремления человека к победе. Надежда только на себя всегда бодрит человека.

Вопрос 3. «Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за неё», - утверждает немецкий философ XX в. К. Ясперс. Можно ли согласиться с учёным? Приведите примеры, подтверждающие его мысль. Назовите три главные, на ваш взгляд, ценности свободного человека.

Свобода связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Свобода порождает ответственность прежде всего за себя самого, за свои действия, мысли и поступки. Ответственность дарует человеку свободу: простой пример - когда человек держит ответ за свою деятельность, то Уголовный Кодекс ему не страшен. Если каждый будет думать, что свобода - это только отсутствие ограничений, то в мире будет хаос.

Ценности свободного человека: развитие, свобода действий, свобода мысли.

Вопрос 4. Международные эксперты ставят Россию на 149-е место в мире по степени надёжности инвестиций. Так, по оценке отечественных специалистов, более 80% российских бизнесменов считают, что закон лучше не нарушать. Но на практике сталкиваются с необязательностью партнёров более 90%. При этом вину за собой чувствуют лишь 60% из них. Как вы относитесь к существованию двойной морали у участников экономических отношений - для себя и для партнёра? Можно ли создать в стране систему охраны и поддержки экономического поведения, характеризующегося как надёжное, предсказуемое и внушающее доверие? Что бы вы предложили сделать для этого?

Зачастую, у российских бизнесменов отрицательные экономические качества (расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество) перевешивают положительные. Система охраны и поддержки экономического поведения может и возможна, но прежде всего надо воспитывать моральные принципы у будущих предпринимателей так, чтобы сиюминутная выгода не была приоритетом. Надо поднимать уровень этики и экономической культуры личности. Государство должно предоставить экономическую свободу, но с реальным правовым регулированием. Участники экономической деятельности должны сознательно выполнять морально-правовые требования общества и нести ответственность за свою деятельность. Что можно предложить? С детства формировать правильные морально-этические нормы, для предприятий, осуществляющих программы по экологической безопасности, уделяющих внимание развитию своих сотрудников, их безопасности и улучшению охраны труда, внедряющих новые технологии, должны быть какие-либо поощрения в виде господдержки, налоговых льгот. Также надо уделять серьезное внимание экономическим преступлениям (чтобы существовало реальное наказание за проступки), невозможности уйти от ответственности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ К ГЛАВЕ 1

Вопрос 1. Как взаимосвязаны экономика и другие сферы общественной жизни?

Экономическая сфера - это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

Экономическая сфера - область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества: производительные силы - люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда; производственные отношения – производство, распределение, потребление, обмен.

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Вопрос 2. Что изучает экономическая наука?

Экономическая наука - наука о хозяйстве, управлении, отношениях между людьми, а также людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления продукта, благ, услуг. Сочетает признаки точной и описательной наук.

Экономика - общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, психологией, юриспруденцией и т.д. В частности, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы - совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в хозяйственной жизни общества.

Вопрос 3. Какова роль экономической деятельности в жизни общества?

Экономическая деятельность (экономика) играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика, она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда.

Вопрос 4. Как производителю и потребителю сделать рациональный экономический выбор?

Для того чтобы потребитель мог сделать правильный выбор, он должен проверить и сравнить все возможные предложения на рынке. Сопоставить цену и качество.

Чтобы производитель сделал правильный выбор, он должен проверить рынок спроса на конкретную продукцию в месте где он планирует ее сбывать. Также проверить платежеспособность населения в этом регионе.

Вопрос 5. Почему экономический рост является одним из критериев прогресса и развития экономики?

Экономический рост - это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени (как правило, за год).

Под экономическим ростом понимается такое развитие национального хозяйства, при котором увеличивается реальный объем производства (ВВП). Мерой экономического роста служит темп прироста реального ВВП в целом или на душу населения.

Экономический рост называется экстенсивным, если он не меняет среднюю производительность труда в обществе. Когда рост ВВП опережает рост числа занятых в производстве, имеет место интенсивный рост. Интенсивный рост экономики является основой роста благосостояния населения и условием уменьшения дифференциации в доходах различных социальных слоев.

Вопрос 6. В чём особенности рыночного регулирования экономики?

При таком способе торговли предприниматели должны конкурировать, что благоприятно отражается на цене товара рано или поздно она снижается. Как на настоящем рынке или базаре.

Если на рынке переизбыток какого-то товара, то его просто не будут покупать и не будут производить. Все регулируются таким образом.

Кроме того, в развитом государстве существуют системы не позволяющие предпринимателям вступить в сговор и держать высокие цены. Так что, в конечном счете, рыночные отношения выгодны покупателям.

Вопрос 7. Как сделать производство эффективным?

Экономически эффективным принято считать такой способ производства, при котором фирма не может увеличить выпуск продукции без увеличения расходов на ресурсы и одновременно не может обеспечить тот же объём выпуска, используя меньшее количество ресурсов одного типа и не увеличивая при этом затраты на другие ресурсы.

Эффективность производства складывается из эффективности всех действующих предприятий. Эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объём продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками. Экономическая эффективность предприятия, в отличие от его технической эффективности, зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей.

Вопрос 8. Что необходимо для успеха в бизнесе?

В современном обществе, для успешного бизнеса нужен стартовый капитал.

Необходимо поставить перед собой цель, составить план и приступить к его осуществлению. Для успеха в бизнесе необходимо иметь определённые личные качества: умение общаться с людьми, связи (необходима поддержка влиятельных людей), ум и удача. Чтобы добиться определённых результатов, нужно быть последовательным и постоянным в своих действиях, обладать терпением и силой духа. Постоянно расти и совершенствоваться.

Вопрос 9. Какие законы регулируют предпринимательскую деятельность?

Нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность на федеральном уровне:

Федеральные нормативные акты: Конституция Российской Федерации.

Кодексы: Бюджетный кодекс Российской Федерации; Налоговый Кодекс Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

Федеральный закон РФ от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 30 декабря 2007 года №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации»;

Федеральный закон от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Федеральный закон от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Вопрос 10. Как современное государство участвует в решении экономических задач общества?

Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

Минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

Создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

Обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Вопрос 11. Кто и как регулирует денежные потоки в экономике?

В капиталистической экономике капиталы перетекают из отраслей с меньшей нормой прибыли в отрасли с большей нормой прибыли через финансовые инструменты акции, облигации и долевое участие в бизнесе, а также через прямое реальное инвестирование.

Государство косвенно регулирует эти потоки через изменение ставки рефинансирования, госзаказ и т. д.

Вопрос 12. Зачем экономике рынок труда?

Рынок труда - экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения труд - важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

Социальная функция - заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция - рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.

Спрос на рабочую силу находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая определяется как отношение номинальной зарплаты к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.

Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих.

Предложение труда зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается.

Вопрос 13. Почему страны вынуждены торговать друг с другом?

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Мировая торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Страны вынуждены торговать друг с другом потому что вынуждены обмениваться друг с другом недостающими ресурсами и продуктами производства.

МТ определяет, что выгоднее производить государству и на каких условиях обмениваться произведенным продуктом. Таким образом, она способствует расширению и углублению МРТ, а значит и МТ, вовлекая в них все новые государства. Эти отношения объективны и универсальны, т. е. они существуют независимо от воли одного (группы) человека и пригодны для любого государства. Им под силу систематизировать мировое хозяйство, расставив государства в зависимости от развитости в нем внешней торговли (ВТ), от доли, которую она (ВТ) занимает в международной торговле, от размера среднедушевого внешнеторгового оборота.

Вопрос 14. В чём проявляется экономическая культура личности?

Экономическая культура – система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, успеху, неприятие настроений «уравниловки», создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т.п.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания – eгo важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические отношения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объема знаний. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Вопрос 15. Как взаимосвязаны экономическая свобода и социальная ответственность участников экономики?

Экономическая свобода - возможность для субъектов хозяйствования выбора форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распределения доходов, потребления материальных благ.

Социальная ответственность - сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных социальных групп.

В социологии - науке о человеческом обществе и системах, которые его составляют, закономерностях развития общества - понятие культуры являет собой центральный образующий элемент. Культура с точки зрения социологии - это не что иное, как особенный уклад общества, под которым понимаются все достижения человечества в духовном, производственном или общественном отношении.

Изучение понятия «культура» студентами вузов

Социология и культурология изучаются студентами многих специальностей как общие дисциплины. Особое внимание уделяется этим наукам на гуманитарных направлениях:

  • будущие психологи изучают социологию как учение об обществе «множественном», а не единичной личности;
  • учителя словесности больше заняты культурной составляющей, историей развития языка и этнографией;
  • историки рассматривают материальные составляющие культуры, то есть предметы быта предков, архитектуру, характерную различным эпохам, нравы народа в процессе исторического развития и так далее;
  • даже студенты специальности "юриспруденция" изучают социологию и нематериальные элементы культуры, а именно институты, нормы, ценности и убеждения.

Так, с заданием «Охарактеризуйте основные элементы культуры» сталкиваются практически все студенты не только гуманитарных, но и технических факультетов на занятиях по культурологии, бизнес-этике, психологии служебной деятельности или социологии.

Введение: что такое культура и как она соотносится с другими науками

Культура - это понятие очень многозначное, до сих пор не имеющее единого четкого определения. Основные элементы и функции культуры настолько взаимосвязаны, что создают единое целое. Термин обозначает совокупность общего развития человеческого общества в процессе эволюции и становления, от древних времен до настоящего времени, понятие прекрасного и отношение к искусству. В упрощенном понимании культурой можно назвать общие привычки и обычая, традиции, язык и представления людей, живущих в одной местности и в одном историческом промежутке.

Понятие включает в себя совокупность материальных и духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития как общества в целом, так и отдельного человека. В более узком смысле культура - это только духовные ценности. Именно она является одним из основных свойств, которые присущи любому устойчивому объединению людей, постоянной группе, будь то семья, племенная община, род, городское и сельское поселение, государство, союз.

Культура является предметом изучения не одной только культурологии. Основные элементы культуры, ценности и нормы, достижения человечества в духовном, производственном и нравственном отношениях изучают также:

  • литература;
  • социология;
  • география;
  • искусствознание;
  • философия;
  • этнография;
  • психология.

Задачи культуры: векторное развитие, социализация, формирование социокультурной среды

Чтобы осознать истинную роль культуры в жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом, нужно проанализировать ее специфические функции. В обобщенном смысле ее задача состоит в том, чтобы связывать отдельных людей в единое человечество, обеспечивать связь и Каждая функция предназначена для решения определенной задачи, но все их множество можно свести к трем сверхзадачам культуры:

  1. Векторное развитие человечества. Культура определяет ценности, направления и цели дальнейшего развития человеческого общества с целью совершенствования созданного материального и духовного мира.
  2. Социализация отдельного индивидуума в обществе, той или иной социальной группе. Культура обеспечивает социальную организацию, как уже было сказано, связывает людей в единое человечество или другую мелкую социальную группу (семью, трудовой коллектив, нацию).
  3. Формирование социокультурной среды и создание средств для наилучшей реализации и отражения происходящего культурного процесса. Имеется в виду создание материальных и духовных средств, ценностей и понятий, условий, которые затем включаются в культурный процесс.

Функции культуры, обеспечивающие реализацию задач

Таким образом, именно культура выступает средством накопления, хранения и передачи человеческого опыта от поколения к поколению. Эти задачи реализуются через ряд функций:

  1. Воспитательно-образовательная функция. Культура делает человека личностью, ведь именно по мере социализации индивид становится полноправным членом общества. Социализация же включает в себя процесс освоения норм поведения, языка, символов и ценностей, своего народа. Культура развития отдельной личности ассоциируется с эрудицией, уровнем приобщения к культурному наследию, пониманием произведений искусства, творческими способностями, аккуратностью, вежливостью, свободным владением родным и иностранными языками, самообладанием, высокой нравственностью.
  2. Интегративная и дезинтегративная функции. Они определяет то, что культура создает у людей, составляющих ту или иную группу, чувство общности, принадлежности к одной нации, религии, народу и так далее. Культура обеспечивает целостность, но и, объединяя членов одной группы, отделяет их от другого сообщества. Вследствие этого могут возникать культурные конфликты - так культура выполняет еще и дезинтегративную функцию.
  3. Регулирующая функция. Ценности, нормы и идеалы формулируют поведение личности в обществе. Культура определяет рамки, в которых может и должен действовать человек, регулирует поведение в семье, на работе, в школьном коллективе и так далее.
  4. Функция трансляции социального опыта. Информационная, или функция исторической преемственности, позволяет передавать определенный социальный опыт от поколения к поколению. Человеческое общество, кроме культуры, не располагает другими механизмами сосредоточения и передачи накопленного опыта. Именно поэтому ее называют человечества.
  5. Познавательная, или Культура концентрирует лучший социальный опыт множества поколений и накапливает богатейшие знания, что создает уникальные возможности для познания и освоения.
  6. Нормативная, или регулятивная, функция. Во всех сферах общественной жизни культура тем или иным образом влияет на межличностные отношения, взаимодействие людей. Эта функция поддерживается нормативными системами, например нравом и моралью.
  7. Знаковая функция культуры. Культура представляет собой определенную систему знаков, без изучения которой овладеть культурными ценностями не представляется возможным. Язык (тоже является средством взаимодействия людей между собой, выступает важнейшим средством овладения национальной культурой. Познавать мир живописи, музыки и театра позволяют специфические знаковые системы.
  8. Целостная, или Культура формирует ценностные потребности, выступает фактором, который позволяет определять культурность того или иного человека.
  9. Социальные функции: интеграция, организация и регуляция совместной деятельности людей, обеспечение средств жизнедеятельности (познание, накопление опыта и так далее), регуляция отдельных сфер жизни.
  10. Адаптивная функция. Культура обеспечивает приспособление людей к среде обитания и является необходимым условием эволюции, развития человеческого общества.

Таким образом, система культуры не только многообразна, но и чрезвычайно подвижна.

Виды и типы культуры: краткий обзор и перечисление

Культура имеет довольно-таки сложное строение. Раздел науки культурологии, который изучает культуру как систему, ее структурные элементы, строение и особенные черты, называется морфологией культуры. Последняя разделяется на экономическую, технологическую, художественную, правовую, профессиональную, бытовую, коммуникативную, поведенческую, религиозную и так далее.

Художественная решает задачи чувственного отражения бытия в образах. Центральное место в этом виде культуры занимает собственно искусство, то есть литература, живопись, архитектура, музыка, танец, кино, цирк.

Бытовая определяет традиционные производства и домашний быт, промыслы, народные ремесла, национальный костюм, обряды, традиции и верования, прикладное искусство и так далее. Этот вид культуры очень близок к этнической.

Экономическая культура и ее элементы

Экономической культурой называют уважительное отношение к частной собственности и коммерческому успеху, создание и развитие подходящей социальной среды для предпринимательства, система ценностей в хозяйственной (предпринимательской, рабочей) деятельности. Каковы основные элементы экономической культуры? Все то, что тем или иным образом связано с хозяйственной деятельностью человека и соотносится с культурой. Так, основными элементами экономической культуры являются определенные знания и практические умения, способы организации хозяйственной деятельности и нормы, которые регулируют отношения, экономическая направленность личности.

Политическая культура, ее характеристика и элементы

Под политической культурой понимают качественную характеристику политической жизни общества в широком смысле или комплекс представлений той или иной группы о политике. Политическая культура определяет «правила игры» в политической сфере, устанавливает определенные рамки, способствует формированию основных типов поведения. Основными элементами политической культуры являются политические ценности, общепринятые оценки состояния и перспектив политической системы, накопленный опыт в этой сфере, убежденность в истинности своих знаний, определенные правовые нормы, средства политической коммуникации и практику функционирования политических институтов.

Организационная (профессиональная, деловая, корпоративная) культура

Организационная культура по своей сути близка к профессиональной, ее часто называют деловой, корпоративной или социокультурой организации. Этим термином обозначают нормы, ценности и правила, принятые большинством членов какой-либо организации или предприятия. Внешнее проявление ее называется организационным поведением. Основными элементами организационной культуры являются правила, которых придерживаются сотрудники организации, корпоративные ценности, символика. Также элементами являются дресс-код, установленные стандартны обслуживания или качества продукции, моральные нормы.

Моральная и духовная культура

Знаки и символы, правила поведения в обществе, ценности, привычки и обычаи - это все элементы культуры. Также элементами являются духовные и социальные ценности, произведения искусства. Классифицировать все эти отдельные составляющие можно по-разному.

В самом общем смысле основными элементами культуры являются материальная и духовная составляющие. Материальная отожествляет вещественную (материальную) сторону любой культурной деятельности или процесса. Элементами материальной составляющей являются здания и сооружения (архитектура), орудия производства и труда, транспортные средства, различные коммуникации и дороги, сельскохозяйственные угодья, предметы быта, все, что принято называть искусственной средой обитания человека.

Основные элементы культуры духовной включают в себя совокупность определенных идей и представлений, которые отражают существующую действительность, идеалы и ценности человечества, творческую, интеллектуальную, эстетическую и эмоциональную деятельность людей, ее результаты (духовные ценности). Составляющими духовной культуры являются ценности, правила, привычки, манеры, обычаи и традиции.

Показателем духовной культуры является общественное сознание, а ядром - духовные ценности. Духовные ценности, то есть мировоззрение, эстетические и научные представления, моральные нормы, произведения искусства, культурные традиции, выражаются в предметной, поведенческой и вербальной форме.

Краткая характеристика основных элементов культуры

Понятие культуры, основные элементы культуры, ее виды и типы составляют общность, целостность самого этого понятия. Морфология ее, то есть структурные элементы как системы, является даже отдельным, довольно-таки обширным разделом культурологи. Исследование всего многообразия осуществляется на основе изучения основных элементов культуры. Все, что было создано человеком в процессе духовного, исторического развития, подлежит рассмотрению. Так, основными элементами культуры являются:

  1. Знаки и символы, то есть предметы, которые служат для обозначения других предметов.
  2. Язык как класс знаковых систем и как отдельная знаковая система, используемая конкретной группой людей.
  3. Социальные ценности, то есть те предпочтения, которым отдают приоритет различные социальные группы.
  4. Правила, которые определяют поведение членов группы, задают рамки в соответствии с ценностями.
  5. Привычки как постоянные схемы поведения.
  6. Манеры, основанные на привычках.
  7. Этикет как принятая обществом система правил поведения, которая присуща отдельным индивидуумам.
  8. Обычаи, то есть традиционный порядок поведения, присущий широким массам.
  9. Традиции, передающиеся из поколения в поколение.
  10. Ритуалы или обряды как совокупность коллективных действий, которые воплощают те или иные идеи, нормы и ценности, представления.
  11. Религия как способ осмысления и познания мира и так далее.

Основные элементы культуры рассматриваются в аспекте, который связан с функционированием общества в целом, а также в связке с регулированием поведения конкретного человека и определенных социальных групп. Перечисленные элементы обязательно присутствуют как в малых, так и в больших, как в современных, так и в традиционных обществах, в каждой социальной культуре.

Какие основные элементы культуры являются наиболее устойчивыми? Постоянством отличаются язык, традиции и обряды, социальные ценности, а также определенные нормы. Эти основные элементы культуры отличают одну социальную группу от другой, объединяют членов одной семьи, коллектива, родовой, городской или сельской общины, государства, союза государств и так далее.

20. Экономическая культура. Богбаз10, §14.

20.1. Экономическая культура: сущность и структура.

20.2. Экономические отношения и интересы.

20.3. Экономическая свобода и ответственность.

20.4. Концепция устойчивого развития.

20.5. Экономическая культура и деятельность.

20.1 . Экономическая культура: сущность и структура .

Культурное развитие предполагает выделение культурного эталона (образца) и заключается в максимальном следовании ему. Эти эталоны есть в области политики, экономики, общественных отношений и т.д. Именно от человека зависит, выберет ли он путь развития в соответствии с культурным эталоном своей эпохи или просто приспособится к жизненным обстоятельствам.

Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Экономическая культура личности есть органическое единство сознания и практической деятельности.

Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать её, но может и отставать от неё, мешать её развитию.

Структура экономической культуры :

1) знания (совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ) и практические умения;

2) экономическое мышление (позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации);

3) экономическая направленность (потребности, интересы, мотивы деятельности человека в экономической сфере);

4) способы организации деятельности;

5) нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней (бережливость, дисциплинированность, расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество).

20.2 . Экономические отношения и интересы .

От характера экономических отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. Экономические интересы людей выступают как отражение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателей (получение максимальной прибыли) и наёмного работника (дороже продать свои трудовые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений.

Экономический интерес – это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи.

Основное содержание экономической жизни общества составляет взаимодействие экономических интересов людей. Отсюда важная задача – выработать способы оптимального сочетания их интересов, их гармонизация. История показывает нам два рычага воздействия на людей в целях достижения большей производительности труда – это насилие и экономический интерес.

Одним из способов экономического сотрудничества людей, главным средством борьбы против человеческого эгоизма стал механизм рыночной экономики. Этот механизм дал возможность человечеству ввести собственное стремление к выгоде в рамки, позволяющие людям постоянно сотрудничать друг с другом на взаимовыгодных условиях (Адам Смит о «невидимой руке» рынка).

В поисках способов гармонизации экономических интересов личности и общества были использованы и различные способы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Это привело к созданию особого элемента экономики – деловой этики, соблюдение норм которой облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха сегодня связывается, прежде всего, с морально-этическими, а затем с финансовыми моментами => «Честным быть выгодно».

20.3 . Экономическая свобода и ответственность .

Экономическая свобода включает в себя свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий. Экономическая свобода без регламентации прав собственности законом или традицией переходит в хаос, в котором торжествует право силы. Поэтому государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения её развития. Экономическая свобода личности неотделима от социальной ответственности. В природе экономической деятельности заложено противоречие. С одной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой – необходимость считаться с интересами и ценностями общества.

Ответственность особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Вначале социальная ответственность связывалась прежде всего с соблюдением законов.

!!! Затем её необходимым признаком стало предвосхищение будущего (создание «завтрашнего потребителя», обеспечение экологической безопасности, социальной, политической, стабильности общества, повышение уровня образования и культуры). Социальная ответственность участников экономической деятельности сегодня неизмеримо возрастает в связи с прорывом науки и техники в глубинные уровни мироздания. Обострение экологических проблем привело к изменению отношения предпринимателей к окружающей среде.

20.4 . .

В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. О необходимости перехода к «развитию без разрушения». о необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Концепция устойчивого развития – такого развития общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только традиционно подсчитываемый физический капитал, но также природный и человеческий капитал. Чтобы быть устойчивым, развитие должно обеспечить рост - или по крайней мере неуменьшение - во времени всех этих активов (и не только экономический рост!). В соответствии с приведенным определением устойчивого развития главным показателем устойчивости, разработанным Всемирным банком, являются «истинные темпы (нормы) сбережения» или «истинные нормы инвестиций» в стране. Принятые сейчас подходы к измерению накопления богатства не учитывают истощение и деградацию природных ресурсов, таких как леса и нефтяные месторождения, с одной стороны, а, с другой - инвестиции в людей - один из самых ценных активов любой страны.

Появление концепции устойчивого развития подорвало фундаментальную основу традиционной экономики - неограниченный экономический рост. Традиционная экономика утверждает, что максимизация прибыли и удовлетворение потребителей в рыночной системе совместимо с максимизацией благополучия людей и что недостатки рынка можно исправить государственной политикой. Концепция устойчивого развития полагает, что краткосрочная максимизация прибыли и удовлетворение индивидуумов-потребителей в конечном итоге приведет к истощению природных и социальных ресурсов, на которых зиждется благосостояние людей и выживание биологических видов.

В одном из основных документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) «Повестке дня на XXI век», в главе 4 (часть 1), посвященной изменениям в характере производства и потребления, прослеживается мысль, что надо идти дальше концепции устойчивого развития, когда говорится, что некоторые экономисты «ставят под сомнение традиционные понятия экономического роста», и предлагаются поиски «схем потребления и производства, которые отвечают существенным потребностям человечества».

Фактически речь может идти не о немедленном прекращении экономического роста вообще, а о прекращении, на первом этапе, нерационального роста использования ресурсов окружающей среды. Последнее трудно осуществить в мире растущей конкуренции, роста таких нынешних показателей успешной экономической деятельности как производительность и прибыль. В то же время переход к «информационному обществу» - экономике нематериальных потоков финансов, информации, изображений, сообщений, интеллектуальной собственности - приводит к так называемой «дематериализации» хозяйственной деятельности: уже сейчас объемы финансовых сделок превышают объемы торговли материальными товарами в 7 раз. Новую экономику двигают не только дефицит материальных (и природных) ресурсов, но во все большей степени изобилие ресурсов информации и знаний.

20.5 . Экономическая культура и экономическая деятельность .

Уровень экономической культуры личности влияет на успешность выполнения социальных ролей производителя, собственника, потребителя. В условиях перехода к новому, информационно-компьютерному способу производства от труженика требуется не только высокий уровень подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне, сколько самодисциплины и самоконтроля. Примером зависимости результативности экономической деятельности от уровня развития экономической культуры может служить японская экономика. Там отказ от эгоистического поведения в пользу поведения, основанного на правилах и таких понятиях, как «долг», «лояльность», «добрая воля» способствовал достижению индивидуальной и групповой эффективности и привёл к индустриальному прогрессу.

Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение .

Экономическая культура предполагает:

– уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху;

– неприятие настроений уравниловки;

– создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т. п.

Экономическая культура личности – это органическое единство сознания и практической деятельности, определяющее творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления .

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание.

Экономические знания совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Они являются важным компонентом экономической культуры. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Важной составляющей экономической культуры личности выступает экономическое мышление . Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально‑психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них важным элементом экономической культуры является экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности .

Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые являются определенным результатом его участия в деятельности.

По совокупности экономических качеств можно оценить уровень экономической культуры человека.

Образец задания

B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: Знания.


Тема 3. Экономическое содержание собственности

Собственность (от древнерусск. «собность» – владение вещью или кем‑либо) – принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.

Собственность как присвоение людьми материальных благ в процессе их производства, обмена, распределения и потребления представляет собой единство юридического и экономического содержания . В реальной жизни они неразрывны: экономическое содержание охраняется правом, а юридическое содержание собственности получает экономическую форму реализации.

Юридическое содержание собственности реализуется через совокупность правомочий ее субъектов: владение, пользование, распоряжение.

Эти права тесно взаимосвязаны и только в комплексе составляют юридическое содержание собственности.

Экономическое содержание собственности раскрывается через ее функциональные характеристики: владение, управление и контроль . Причем главным является контроль над производственно‑финансовой деятельностью субъекта собственности.

Кроме того, экономическое содержание собственности раскрывается через отношение человека к природе, к себе и к обществу .

Существующие формы собственности весьма разнообразны. Приведем некоторые классификации форм собственности.

Современная рыночная экономика предполагает существование различных форм собственности, в том числе государственной, коллективной, групповой, индивидуальной и множества смешанных форм, таких как, например, коллективно‑частная или государственно‑коллективная и др. Современная рыночная экономика – это экономика со смешанной собственностью, как в смысле существования различных форм собственности, так и в смысле образования смешанных форм.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В разных странах и в различные исторические периоды конкретное соотношение частной и государственной собственности может меняться – государство может проводить национализацию (лат. natio – народ) собственности, т. е. передачу собственности из частных рук в руки государства, и приватизацию (лат. privatus – частный) собственности, т. е. передачу собственности государства отдельным гражданам или создаваемым ими юридическим лицам.

Образец задания

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «собственность».

Владение; аренда; распоряжение; имущество; акция; пользование.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «собственность».

Ответ: Акция.


Традиционно культура являлась предметом исследования философии, социологии, искусствоведения, истории, литературоведения и др. дисциплин, а экономическая сфера культуры практически не изучалась. Выделение экономики как специальной сферы культуры покажется оправданным, если обратиться к происхождению самого термина «культура». Он непосредственным образом связан с материальным производством, земледельческим трудом.

На начальных этапах развития человеческого общества термин «культура» идентифицировался с основным видом экономической деятельности того времени - земледелием. Однако общественное разделение труда, явившееся результатом процесса развития производительных сил, размежевания духовной и материально-производственной сфер деятельности, создало иллюзию их полной автономии. «Культура» постепенно стала отождествляться лишь с проявлениями духовной жизни общества, с совокупностью духовных ценностей. Такой подход находит своих сторонников и сейчас, но наряду с этим доминирует точка зрения, согласно которой культура не ограничивается исключительно аспектами надстроечного характера или духовной жизни общества.

Несмотря на разнокачественность и разнородность составляющих культуру компонентов (частей), их объединяет то общее, что все они связаны с каким-либо специфическим способом человеческой деятельности. Любой вид, способ деятельности можно представить как совокупность материальных и духовных компонентов. С точки зрения социального механизма осуществления человеческой деятельности, они есть средства деятельности. Такой подход позволяет выделить критерий явлений и процессов класса культуры - быть социально выработанным средством человеческой деятельности. Это могут быть, например, орудия труда, навыки, одежда, традиции, жилища и обычаи и т. д.

На начальных этапах исследования экономической культуры ее можно определить через наиболее общую экономическую категорию «способ производства», что созвучно с определением культуры как способа человеческой деятельности. В привычной политэкономической трактовке способ производства - это взаимодействие производительных сил, находящихся на определенном уровне развития, и соответствующих данному типу производственных отношений. Однако, имея в виду объект исследования, необходимо выделить культурологический аспект анализа производственных сил и производственных отношений.

Уместно обратить внимание на негативное влияние длительное время господствовавшего технократического толкования экономики на развитие теории экономической культуры. Преимущественное внимание было обращено на технологические отношения, натурально-вещественные показатели и технические характеристики производства. Экономика рассматривалась как машина, где люди - винтики, предприятия - детали, отрасли - узлы*. В действительности, картина выглядит намного сложнее, ибо главный агент экономики - человек, тем более, что в конечном счете целью общественно-экономического развития является формирование человека как свободной, творческой личности. В процессе производства, как справедливо отмечал К. Маркс, происходит совершенствование многообразных способностей человека, «изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык».

Современное общество, ориентируясь на управление экономикой как машиной через различного рода нормы расходов, технико-экономические показатели, коэффициенты, уровни, с завидным постоянством не проявляло интереса к знаниям о личностных механизмах хозяйственных мотиваций, не было ориентировано на исследование экономической активности и предприимчивости человека, который сам является сложной системой, в которой пересекаются все типы отношений: экономические, политические, идеологические, правовые и другие. Такой упрощенный подход к пониманию сути и содержания экономики, безусловно, не может являться конструктивным в плане исследования экономической культуры.

С точки зрения культурологического подхода, исторически выработанные свойства и способности субъектов деятельности к труду, производственные навыки, знания и умения представляют собой социально-выработанные средства деятельности и, согласно выделенному критерию, относятся к классу явлений экономической культуры.

В экономическую культуру должны быть включены не только производственные отношения, но и вся совокупность общественных отношений, оказывающих воздействие на технологический способ производства, материальное производство, на человека как его главного агента. Таким образом, в широком смысле экономическая культура - это совокупность материальных и духовных социально выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.

Структура экономической культуры

Структурный анализ экономической культуры диктуется самой структурой экономической деятельности, последовательной сменяемостью фаз общественного воспроизводства: собственно производство, обмен, распределение и потребление. Следовательно, правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления. В структуре экономической культуры необходимо выделить главный структурообразующий фактор. Таким фактором является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. В силу важности для поддержания основных жизненных процессов труд выделяется в качестве основы для развития других элементов и компонентов экономической культуры. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения означало зарождение экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.

Первый уровень - продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда только повторяется, копируется и, лишь в виде исключения, случайно, создается новое.

Второй уровень - генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная новая вариация.

Третий уровень - конструктивно-инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в производстве проявляется в труде изобретателей и рационализаторов.

Таким образом, любая трудовая деятельность связана с раскрытием творческих способностей производителя, но степень развития творческих моментов в процессе труда различна. Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последняя, в конечном счете, является основой достижения более высокого уровня экономической культуры в целом. Необходимо отметить, что трудовая деятельность в любом обществе - первобытном или современном - коллективна, воплощается в совместном производстве. А это, в свою очередь, находит выражение в том, что, наряду с культурой труда, необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.

Культура труда включает в себя навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники. Культура производства состоит из следующих основных элементов. Во-первых, это культура условий труда, имеющая комплекс компонентов экономического, научно-технического, организационного, социального и правового характера. Во-вторых, культура трудового процесса, которая находит выражение скорее в деятельности отдельно взятого работника. В-третьих, культура производства, которая определяется социально-психологическим климатом в производственном коллективе. В-четвертых, особое значение в современном производстве занимает культура управления, органически сочетающая науку и искусство управления, выявляющая творческий потенциал и реализующая инициативу и предприимчивость каждого участника производственного процесса.

Тенденции развития экономической культуры

экономическая культура

Существует общая тенденция повышения экономического культурного уровня. Это находит свое выражение в использовании новейшей техники и технологических процессов, передовых приемов и форм организации труда, внедрении прогрессивных форм управления и планирования, развития, науки, знаний в повышении образованности трудящихся.

Однако возникает закономерный вопрос: правомерно ли рассматривать экономическую культуру как явление исключительно положительное, можно ли представить путь ее развития как прямую на оси прогресса, устремленную вверх, без отклонений и зигзагов?

В обыденном понимании «культура» ассоциируется у нас с неким стереотипом: культурный - значит прогрессивный, положительный, носитель блага. С позиции научного уровня подобные оценки являются недостаточными и не всегда верными. Если признать культуру целостной системой, то возникает необходимость рассматривать ее как диалектически противоречивое образование, которому свойственны положительные и отрицательные, гуманные и негуманные свойства и формы проявления.

К примеру, нельзя оценивать законы функционирования капиталистической системы хозяйствования как плохие или как хорошие. Между тем, этой системе присущи кризисы и подъемы, противостояние и борьба классов, в ней соседствуют такие явления как безработица и высокий жизненный уровень. Среди этих тенденций есть и положительные и отрицательные; их закономерное существование, интенсивность проявления отражают уровень экономической культуры на достигнутом этапе развития общественного производства. Вместе с тем для иного уровня развития производства данные тенденции не являются типичными.

Объективный характер поступательного развития культуры не означает, что оно происходит автоматически. Направленность развития обусловливается, с одной стороны, возможностями, содержащимися в совокупности условий, задающих границы экономической культуры, с другой стороны, - степенью и способами реализации этих возможностей представителями различных социальных групп. Изменения в социокультурной жизни совершаются людьми, а значит, зависят от их знаний, воли, объективно сложившихся интересов.

В зависимости от этих факторов в локальных исторических рамках возможны спады, застои как в отдельных сферах, так и экономической культуре в целом. Для характеристики негативных элементов экономической культуры правомерно использование термина «низкая культура», тогда как «высокая экономическая культура» предполагает положительные, прогрессивные явления.

Прогрессирующий процесс развития экономической культуры обусловлен, прежде всего, диалектической преемственностью способов и форм деятельности поколений. Вообще, преемственность является одним из важнейших принципов развития, ибо вся история человеческой мысли и деятельности есть усвоение, переработка ценного и уничтожение отжившего в движении от прошлого в будущее. К. Маркс отмечал, что «ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы... и новые, более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества».

С другой стороны, поступательное развитие экономической культуры связано с внесением в жизнь людей инноваций, соответствующих требованиям этапа зрелости социально-экономического устройства общества. Фактически становление нового качества экономической культуры есть становление новых производительных сил и новых производственных отношений.

Как уже отмечалось, прогрессивные тенденции в развитии экономической культуры обеспечиваются, с одной стороны, преемственностью всего потенциала достижений, накопленных предшествующими поколениями, с другой, - поиском новых демократических механизмов и их экономических основ. В конечном счете, в ходе развития культуры создаются такие условия, которые побуждают человека к активной творческой деятельности во всех сферах общественной жизни и способствуют становлению его как активного субъекта социальных, экономических, правовых, политических и прочих процессов.

Долгое время в теории и практике экономического развития нашей страны господствовал специфический подход, игнорирующий человека, его индивидуальность. Борясь за прогресс в идее, мы получили противоположные результаты в реальности*. Проблема эта стоит перед нашим обществом очень остро и обсуждается учеными и практиками в связи с необходимостью развития рыночных отношений, института предпринимательства, демократизации хозяйственной жизни в целом.

Человеческая цивилизация пока не знает более демократичного и эффективного регулятора качества и количества выпускаемой продукции, стимулятора экономического и научно-технического прогресса, чем рыночный механизм. Нетоварные отношения - шаг назад в общественном развитии. Это - основа для неэквивалентного обмена и процветания небывалых форм эксплуатации.

Демократия произрастает не на почве лозунгов, а на реальной почве экономических законов. Только через свободу производителя на рынке осуществляется демократия в экономической сфере. Преемственность в развитии демократических механизмов - вещь нормальная и положительная. Нет ничего зазорного и в использовании элементов буржуазно-демократического опыта. Интересно, что девиз Великой французской революции 1789- 1794 гг. «свобода, равенство, братство» был следующим образом интерпретирован отношениями рынка: свобода есть свобода частных индивидов, свобода конкуренции обособленных хозяев, равенство есть эквивалентность обмена, стоимостная основа купли-продажи, а братство - это союз «братьев-врагов», конкурирующих капиталистов.

Мировой опыт показывает, что для успешного функционирования рынка и хозяйственного механизма необходима продуманная взаимоувязка юридических норм, компетентное и эффективное государственное регулирование, определенное состояние общественного сознания, культуры и идеологии. Страна переживает сейчас этап бурного законотворчества. Это закономерно, ибо ни одна демократическая система не может существовать без правовой основы, без укрепления законности и правопорядка. В противном случае она будет иметь ущербный вид и низкую степень сопротивляемости антидемократическим силам. Однако необходимо осознавать пределы эффективности законодательной деятельности. С одной стороны, решения, принимаемые в законодательных органах, не всегда оперативны и не всегда соответствуют экономически более рациональным подходам. С другой стороны, можно говорить об укреплении правового нигилизма. Многие из стоящих перед нами проблем не решаются полностью в процессе законотворчества. Необходимы серьезные преобразования производственных и организационно-управленческих отношений и структур.

Длительное время состояние экономической культуры «описывалось» в строгих рамках восхваления социализма. Однако по мере выявления основной тенденции всех экономических показателей к снижению (темпов роста производства и капиталовложений, производительности труда, дефицит бюджета и т. д.) стала очевидна неработоспособность экономической системы социализма. Это заставило по-новому переосмыслить нашу действительность и начать поиски ответов на многие вопросы. Делаются практические шаги в сторону рынка, демократизации отношений собственности, развития предпринимательства, что, бесспорно, является свидетельством зарождения качественно новых черт экономической культуры современного общества.

Подобные документы

    Понятие экономической культуры как типичного способа экономического мышления и деятельности народа, группы, индивидов, ее структура и элементы, закономерности и этапы формирования, современные тенденции в мире. Основные ценности экономической культуры.

    презентация , добавлен 07.11.2013

    Сущность, структура, содержание традиций и норм экономической культуры. Экономические отношения и интересы, свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности.

    презентация , добавлен 06.12.2016

    Понятие, сущность и структура экономической культуры общества и личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Понятие современной рыночной экономики.

    презентация , добавлен 05.04.2015

    Сущность профессиональной культуры и ее структура. Понятие и методы оценки эффективности труда как экономической категории; факторы и резервы ее повышения. Анализ состава и уровня профессиональной культуры работников предприятия ООО "Бауцентр Рус".

    курсовая работа , добавлен 14.06.2014

    Понятие и структура экономической культуры, её связь с экономическим сознанием. Российская экономическая ментальность и факторы, сформировавшие её. Пилотажное исследование "Отношение к различным видам собственности". Изменения в экономической культуре.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2014

    Теоретические аспекты возникновения и развития экономической политики. Государственное регулирование экономикой, как сфера применения экономической политики. Цели и принципы фискальной, бюджетной, кредитной и финансовой экономической политики государства.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Условия и механизмы развития культурных основ хозяйствования; роль экономической культуры в процессе эволюционного развития России. Содержание, формы и механизмы ценностно-ориентированной структуры государства в результате исторического развития.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Сущность экономической безопасности. Компоненты экономической безопасности. Критерии экономической безопасности. Угрозы экономической безопасности. Проблемы переходной экономики в постсоциалистических странах. Стратегия экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2008

    Предмет экономической теории, ее основная проблема. Методы экономического анализа. Краткие тезисы по полному курсу экономической теории: экономическая и рыночная системы, обращение денег, этапы развития экономической теории, организация бизнеса.

    шпаргалка , добавлен 30.08.2009

    Микроэкономика как особый раздел в фундаментальном курсе экономической теории, ее значение, предмет и основные методы экономического анализа. Поведение отдельных экономических агентов. Микроэкономика и хозяйственная практика. Уровни экономической науки.