Свойства организационной культуры базируются на следующих существенных признаках: всеобщность, неформальность, устойчивость.

Всеобщность организационной культуры выражается в том, что она охватывает все виды действий, осуществляемых в организации. Понятие всеобщности имеет двойной смысл. С одной стороны, организационная культура -- это форма, в которую облекаются хозяйственные акты. Например, организационная культура может определять тот или иной порядок разработки стратегических проблем или процедуры найма новых работников. С другой -- культура является не просто оболочкой жизнедеятельности организации, но и ее смыслом, элементом, определяющим содержание хозяйственных актов. Культура сама по себе превращается в одну из стратегических целей фирмы. Определенный порядок найма может быть подчинен необходимости наилучшим образом адаптировать новых работников к сложившейся в организации культуре.

Неформальность организационной культуры определяется тем, что ее функционирование практически не связано с официальными, установленными в приказном порядке правилами организационной жизни. Организационная культура действует как бы параллельно с формальным хозяйственным механизмом организации. Отличительной чертой организационной культуры по сравнению с формальным механизмом является преимущественное использование устных, речевых форм коммуникаций, а не письменной документации и инструкций, как это принято в формальной системе.

Значение неформальных контактов определяется тем, что более 90% деловых решений в современных корпорациях принимаются не в формальной обстановке -- на совещаниях, собраниях и т.д., а при неофициальных встречах, вне специально установленных мест. Организационную культуру нельзя отождествлять с любыми неформальными контактами в организации. К организационной культуре относятся только те неформальные контакты, которые соответствуют ценностям, принятым в рамках культуры. Неформальность организационной культуры является причиной того, что параметры и результаты воздействия культуры практически невозможно измерить при помощи количественных показателей. Они могут быть выражены только качественным термином «лучше -- хуже».

Устойчивость организационной культуры связана с таким общим свойством культуры, как традиционность ее норм и институтов. Становление любой организационной культуры требует длительных усилий со стороны управляющих и предпринимателей. Однако, будучи сформированными, ценности культуры и способы их реализации приобретают характер традиций и сохраняют устойчивость на протяжении нескольких поколений работающих в организации. Многие сильные организационные культуры унаследовали ценности, введенные лидерами и основателями компаний много десятилетии назад. Так, основы современной организационной культуры IBM были заложены в первые десятилетия XX в. ее отцом-основателем Т. Дж.Уотсоном.

Можно выделить несколько основных признаков организационных культур, по которым они различаются между собой. Особая комбинация таких признаков придаст каждой культуре индивидуальность, позволяет ее идентифицировать тем или иным способом.

К основным признакам организационной культуры относятся:

1) отражение в миссии организации ее основных целей;

2) направленность на решение инструментальных (т.е. производственных в широком смысле) задач организации или личных проблем ее участников;

3) степень риска;

4) мера соотношения конформизма и индивидуализма;

5) предпочтение групповых или индивидуальных форм принятия решений;

6) степень подчиненности планам и регламентам;

7) преобладание сотрудничества или соперничества среди участников;

8) преданность или безразличие людей по отношению к организации;

9) ориентация на самостоятельность, независимость или подчиненность;

10) характер отношения руководства к персоналу;

11) ориентация на групповую или индивидуальную организацию труда и стимулирования;

12) ориентация на стабильность или изменения;

13) источник и роль власти;

14) средства интеграции;

15) стили управления, отношения между работниками и организацией, способы оценки работников.

Культура организации содержит как субъективные, так и объективные элементы.

К субъективным элементам культуры относятся верования, ценности, образы, ритуалы, табу, легенды и мифы, связанные с историей организации и жизнью ее основателей, обычаи, принятые нормы общения, лозунги.

Под ценностями понимаются свойства тех или иных предметов, процессов и явлений, эмоционально привлекательные для большинства членов организации, что делает их образцами, ориентирами, мерилом поведения.

К ценностям относятся в первую очередь цели, характер внутренних взаимоотношений, ориентированность поведения людей, исполнительность, новаторство, инициатива, трудовая и профессиональная этика и пр.

Считается, что сегодня необходимо не только опираться на существующие ценности, но и активно формировать новые. Поэтому важно тщательно отслеживать все новое, полезное, что есть в этой сфере у других, справедливо и беспристрастно его оценивать. При этом нельзя уничтожать полностью или подавлять старые ценности. Наоборот, к ним необходимо относиться бережно, использовать их как основу для формирования новых ценностей, включив соответствующие механизмы, в том числе совместного творчества.

Ключевые ценности, будучи объединенными в систему, образуют философию организации. Она отвечает на вопрос, что является для нее самым важным. Философия отражает восприятие организацией себя и своего предназначения, главные направления деятельности, создает основу выработки подходов к управлению, упорядочивает деятельность персонала на основе общих принципов, облегчает освоение требований администрации, формирует общие универсальные правила поведения.

Обряд -- это стандартное, повторяющееся мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу. Наиболее широко распространены такие обряды, как чествование ветеранов, проводы на пенсию, посвящение молодые рабочие и др.

Ритуал представляет собой совокупность специальных мероприятии (обрядов), оказывающих психологическое влияние на членов организации с целью укрепления преданности ей, затушевывания истинного смысла тех или иных сторон ее деятельности, обучения организационным ценностям и формирования необходимых учреждений. Работники многих японских компаний, например, начинают трудовой день с пения гимнов. Легенды и мифы отражают в нужном свете и в закодированной форме историю организации, унаследованные ценности, приукрашенные портреты ее известных деятелей.

Обычай есть форма социальной регуляции деятельности людей и их отношений, воспринятая из прошлого без каких бы то ни было изменений.

В качестве элементов культуры могут рассматриваться также принятые в организации нормы и стиль поведения ее членов -- их отношение друг к другу и внешним контрагентам, осуществление управленческих действий, решение проблем.

Наконец, элементом организационной культуры являются лозунги, т.е. призывы, в краткой форме отражающие ее руководящие задачи, идеи или миссию организации.

Объективные элементы культуры отражают материальную сторону жизни организаций. Это, например, символика цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий, оборудование, мебель и др.

Ценности, обычаи, обряды, ритуалы, нормы поведения членов организации, принесенные из прошлого в настоящее, получили название традиций. Последние бывают как позитивными, так и негативными. В качестве позитивной традиции можно рассматривать доброжелательное отношение ко всем новым сотрудникам, приходящим в организацию, а в качестве негативной -- печально известную дедовщину.

Образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями, уровнем культуры, сознанием членов организации называется менталитетом.

Специалисты выделяют две важные особенности культуры:

1. Многоуровневость. Поверхностный уровень образуют способы поведения людей, ритуалы, эмблемы, дизайн, униформа, язык, лозунги и пр. Промежуточный уровень составляют укоренившиеся ценности и верования. Глубинный уровень представлен философией фирмы.

2. Многогранность, многоаспектность. Культура организации, во-первых, состоит из субкультур отдельных подразделений или социальных групп, существующих под «крышей» общей культуры (они могут конкретизировать и развивать последнюю, могут мирно существовать наряду с ней, а могут ей противоречить). Во-вторых, организационная культура включает субкультуры тех или иных направлений и сторон деятельности -- предпринимательство, управление, деловое общение, внутренние взаимоотношения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

План

  • Введение
  • Определение и характеристики
  • Однородность культуры
  • Сильные и слабые культуры
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Понятие культуры является одним из базовых в антропологии с самого ее возникновения, ему уделялось внимание уже на ранним этапе развития организационного поведения. Однако только в последние годы организационную культуру стали признавать основным показателем, необходимым для правильного понимания и практики организационного поведения. Как отмечено в одном из недавних исследований: "За прошедшее десятилетие, когда понятие культуры заняло прочное положение в сфере изучения организаций, этот подход то набирал новые силы, то терял свое влияние". В другой работе сделан такой вывод: "Теперь, в 1990-е гг., мы понимаем, что корпоративная культура имеет важнейшее значение для успеха организации и с трудом поддается изменению". Хотя по этой теме накоплено еще очень мало материалов, начинают появляться свидетельства, основанные на серьезных исследованиях, того, что вариации культурных ценностей могут оказывать существенное влияние на текучесть кадров в организации и, возможно, на эффективность деятельности работников.

В данной работе прежде всего дается определение организационной культуры и ее основных характеристик, после чего рассматриваются различные типы культуры. Оставшаяся часть главы посвящена вопросам создания, поддержания и изменения организационной культуры.

организационная культура должность сотрудник

Природа организационной культуры

Люди испытывают воздействие той культурной среды, в которой они живут. Например, человек, выросший в семье, принадлежащей к среднему классу, усваивает ее ценности, убеждения и поведенческие модели. То же самое справедливо и в отношении членов организации. Люди, работающие в ЗМ, PepsiCo , Wal - Mart или какой-либо другой компании с давно сложившейся культурой, будут усваивать ценности, убеждения и модели поведения, характерные для этой организации. Общество обладает социальной, культурой; место, где работают люди, обладает культурой организационной .

Определение и характеристики

В дополнение к нормам, принятым в обществе, каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название деловой, или организационной, культуры. Организационная культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со стороны национальной культуры. В свою очередь организационная или корпоративная культура влияет на формирование культуры подразделений, рабочих и управленческих команд.

Национальная культура - > Организационная культура - >Рабочая культура->Культура команды

На схеме показано соотношение взаимовлияния культур различных уровней. При этом отметим, что:

национальная культура - это культура страны или меньшинства в стране;

организационная культура - культура корпорации, предприятия или ассоциации;

рабочая культура - культура доминирующего вида деятельности общества;

культура команды - культура рабочей или управленческой команды.

Организационная культура - это сложное явление, не всегда лежащее на поверхности, ее трудно "пощупать". Если можно говорить о том, что организация имеет душу, то этой душой является организационная культура.

К. Шольтс отмечал, что корпоративная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и в свою очередь формируется под воздействием их поведения.

По мнению О.С. Виханского и А.И. Наумова, организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через символические средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.

Э. Шайн считал, что формы организационной культуры отвечают на два основных вызова, с которыми сталкивается организация: агрессивность внешней среды и внутренняя дезинтеграция. Соответственно, чтобы организация функционировала как единое целое, ей необходимо выполнять две основные функции - адаптация и выживание в среде и внутренняя интеграция.

Интеграция рассматривается как создание эффективных деловых отношений среди подразделений, групп и сотрудников организации, как увеличение меры участия всех сотрудников в решении проблем организации и поиске эффективных способов ее работы.

По мнению Э. Шайна, организационная культура - это комплекс базовых предположений, изобретений, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как "правильный образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем.

Организационная культуры включает следующие компоненты:

1) Убеждения - представление работника о том, что является правильным в организации;

2) Ценности , доминирующие в организации, определяют, что нужно считать важным в организации.

Сферы, в которых могут выражаться ценности, включают заботу о людях и уважение к ним, заботу о потребителях, предприимчивость, справедливость при обращении со служащими и др.

Т. Питерс и Р. Уотерман, исследуя связь между культурой и успехом организации, сформулировали ряд ценностей и верований организационной культуры, которые обеспечили компаниям успех.

Это:

- Приверженность своему делу;

- Ориентация на действие;

- Лицом к потребителю;

- Самостоятельность и предприимчивость;

- Связь с жизнью и ценностное руководство;

- Производительность человека;

- Свобода действий и жесткость одновременно

- Простая форма, скромный штат управления.

3) Нормы - это неписанные правила поведения, подсказывающие людям, как им себя вести и что от них ожидается.

Они никогда не выражаются в письменной форме и передаются либо устно, либо отношением окружающих к поведению.

Нормы поведения отражают такие моменты в деятельности организации, как:

Отношение руководитель - подчиненный, честность и соблюдение законодательства, поведение при конфликтах интересов, получение и использование информации о других организациях, политическая деятельность внутри организации, использование ресурсов организации и т.д.;

4) Поведение - ежедневные действия, которые люди совершают в процессе работы и в связи со своей работой при взаимодействии с другими (ритуалы и церемонии, а также язык, используемый при общении);

5) Психологический климат - это устойчивая система внутренних связей группы, проявляющаяся в эмоциональном настрое, общественном мнении и результатах деятельности.

Климат в организации - это то, как люди воспринимают культуру, существующую в организации или подразделении, что они думают и чувствуют в связи с ней. Ее можно оценить, изучая отношения.

6. Организационный климат . Это то общее ощущение, которое создается физической организацией пространства, стилем общения сотрудников между собой и формой поведения сотрудников по отношению к клиентам и другим посторонним лицам.

Каждая из перечисленных характеристик в некоторой степени противоречива и в разной степени подтверждена результатами исследований. Так, например, в академической литературе обнаруживаются разночтения в отношении сходства и различия между понятиями организационной культуры и организационного климата". Однако некоторые характеристики имеют эмпирическое подтверждение, например, важная роль физической организации пространства. Ниже приведен пример из реальной практики.

Компания Nike Inc . служит прекрасным примером фирмы, которая сумела успешно выразить свою корпоративную культуру при проектировании штаб-квартиры корпорации . Территория Nike World занимает 74 акра соснового массива Бивертон в штате Орегон и, кажется, излучает ту энергию, молодость и жизненную силу, которые ассоциируются с их товарами . Это место служит прямо-таки памятником корпоративным ценностям компании Nike : производство качественных товаров и, разумеется, прекрасное здоровье . В семи зданиях, которые занимает компания, расположены спортивный клуб с беговой дорожкой, комнаты с тренажерами, залы для занятия аэробикой, корты для тенниса, сквоша и ракетбола, а также баскетбольная площадка .

Ни один из этих компонентов поодиночке не представляет культуру организации. Однако все вместе они могут дать представление об организационной культуре.

Таким образом, организационная культура - это совокупность ценностей, убеждений, отношений, общих для всех сотрудников данной организации, предопределяющих нормы их поведения.

Они могут не быть четко выражены, но при отсутствии приямых инструкций определяют способ действия и взаимодействия людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы и на характер жизнедеятельности организации.

Корпоративная культура - это основной компонент в достижении организационных целей, повышении эффективности организации и управлении инновациями.

Главная цель корпоративной культуры - обеспечение внешней адаптации и внутренней интеграции организации за счет совершенствования управления персоналом.

Корпоративная культура может как помогать организации, создавая обстановку, способствующую повышению производительности и внедрению нового, так и работать против организации, создавая барьеры, препятствующие выработке и реализации корпоративной стратегии. Эти барьеры включают сопротивление новому и неэффективные коммуникации.

Однородность культуры

В организациях можно выделить доминирующие культуры и субкультуры. Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов организации. Это макроподход к культуре, который выражает отличительную характеристику организации.

Субкультуры получают развитие в крупных организациях и отражают общие проблемы, ситуации, с которыми сталкиваются работники, или опыт их разрешения. Они развиваются географически или по отдельным подразделениям, вертикально или горизонтально. Когда одно производственное отделение какого-то конгломерата имеет уникальную культуру, отличающуюся от других отделений организации, то существует вертикальная субкультура. Когда специфический отдел функциональных специалистов (такой, как бухгалтерский или торговый) имеет набор общепринятых понятий, то формируется горизонтальная субкультура. Любая группа в организации может создать субкультуру, однако большей частью субкультуры определяются департаментской (отдельческой) структурной схемой или географическим разделением. Она будет включать основные ценности доминирующей культуры плюс дополнительные ценности, присущие только членам этого отдела.

Рис . 1 . Схема приоритетов организационной культуры

Особенности субкультуры каждой структурной единицы организации влияют друг на друга и формируют общую часть культуры организации (рис. 2).

Рис. 2. Влияние всех составляющих на культуре организации

В успешно работающих организациях существует собственная культура, которая приводит их к достижению положительных результатов. Организационная культура позволяет отличать одну организацию от другой, создает атмосферу идентифицированности для членов организации, генерирует приверженность целям организации; укрепляет социальную стабильность; служит контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников.

Сильные и слабые культуры

Одни организационные культуры могут быть названы "сильными", а другие - "слабыми". Сильная организационная культура часто формируется сильными лидерами. Тем не менее, помимо фактора лидерства существуют еще, по меньшей мере два важных фактора, определяющих силу организационной культуры: разделяемость и интенсивность.

Разделяемость определяет степень, в которой члены организации признают основные ценности компании.

Интенсивность определяет степень преданности членов организации основным ценностям.

Степень разделяемости зависит от двух основных факторов: осведомленности (ориентации) и системы поощрения. Для того чтобы люди разделяли культурные ценности организации, необходимо, чтобы они о них знали (или ориентировались в них). Многие организации начинают процесс знакомства с программ ориентации. Новым сотрудникам рассказывают о философии компании и принятых в ней методах работы. Процесс ориентации продолжается и на рабочем месте, когда руководитель и коллеги делятся с новичком этими ценностями как в беседе, так и посредством личного примера в повседневной рабочей обстановке. Разделяемость зависит также и от системы поощрения. Когда в организации принята система продвижения по службе, повышения заработной платы, признания заслуг и других поощрений сотрудников, которые разделяют основные ценности, это помогает другим работникам лучше их осознать. Некоторые компании пользуются репутацией "наиболее привлекательных для работников", поскольку система поощрений достойна подражания и помогает укреплять преданность основным ценностям.

Степень интенсивности является результатом воздействия системы вознаграждений. Когда работники осознают, что вознаграждение зависит оттого, будут ли они работать, как "принято в организации", их желание поступать именно так возрастает. И наоборот, когда их никто не поощряет или они видят, что выгоднее вести себя так, как это не принято в организации, их приверженность основным ценностям организации ослабевает. Несмотря на важность моральных стимулов, материальное поощрение все же играет очень значительную роль.

Различные организации тяготеют к определенным приоритетам в организационной культуре. Организационная культура может иметь особенности в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. Существует предпринимательская организационная культура, государственная организационная культура, организационная культура лидера, организационная культура при работе с персоналом и др.

Например, фирма IBM в рамках организационной культуры использует следующие принципы при работе с персоналом:

- передача специалистам максимально необходимого набора полномочий (власти) для выполнения возложенных на них функций. Они несут всю полноту ответственности за свои действия по их осуществлению;

- привлечение к работе специалистов высокого класса с достаточно независимым и самостоятельным складом мышления;

- создание со стороны администрации приоритета доверия и поддержки специалистов над контролем их деятельности;

- разделение (ОСУ) на ячейки, функционирование каждой из которых может автономно обеспечиваться одним человеком;

- проведение постоянных институциональных (структурных) изменений.

Одной из важнейших проблем, с которыми сталкивается любая организационная система, является то, что в определенный момент времени она оказывается неспособной справиться с изменением рынка и соответственно вынужденной отказаться от устаревших структурных форм организации. Каждые несколько лет меняются структура организации, процедуры утверждения решений и т.д. При этом возможные негативные последствия реорганизаций ослабляются, как правило, в результате изменений отдельных функций не одновременно, а в разное время. Практика постоянной реорганизации, например в компании IBM, показывает, что выгоды, связанные с этой системой, огромны. Система позволяет перетасовывать структуру организации, усиливая ее или удаляя из нее лишнее, а также предоставляя возможность множеству людей расширить свой профессиональный опыт. Самое важное, что удается избавиться от "слипаний", которые неизбежно накапливаются в любой организации, в том числе решить проблему выявления сотрудников, достигших уровня собственной некомпетентности, и обеспечить возникновение новых инициатив;

проведение опросов общественного мнения (обычно два раза в год);

формирование вознаграждений двумя составляющими - в форме фиксированного оклада и переменной части. Переменная часть представляет собой комиссионное вознаграждение в процентах от объема проданной фирмой IBM продукции и оказанных услуг, а также премию за достижение установленных ранее целей;

проведение политики гарантированной занятости. Умелое маневрирование кадровыми ресурсами (посредством ранних проводов работников на пенсию, постоянной переподготовки кадров и перераспределения рабочей силы между разными подразделениями, чтобы избежать необходимости увольнения);

стимулирование личной инициативы работников при решении общих задач и постоянство правил поведения в фирме;

доверие к отдельному работнику компании со стороны менеджеров;

развитие коллективных методов разрешения проблем, разделение успеха между работниками, интересными с точки зрения создания организационной среды, привлекающей в корпорацию лучших в своей профессии людей,

обеспечение свободы специалистам в определении путей достижения целей фирмы с учетом ее потенциала и в принятии соответствующих решений;

подбор новых менеджеров из числа работников компании, а не поиск их на стороне.

формирование предпринимательского климата через использование проектных групп в качестве основной структурной единицы компании. Эти группы, составленные из ученых, врачей и бизнесменов, возглавляются лидерами, ответственными за постановку целей и их достижение;

субсидирование фоновых обслуживающих подразделений - собственных и внешних (спортивные залы, дискотеки и др.).

Организации всегда будут добиваться стабильности и эффективности деятельности, если культура организации адекватна применяемой технологии. Регулярные формализованные (рутинные) технологические процессы обеспечивают стабильность и эффективность организации, когда культура организации акцентирует внимание на централизации в принятии решений и сдерживает (ограничивает) индивидуальную инициативу. Нерегулярные (нерутинные) технологии эффективны, когда они заполняются культурой организации, которая поддерживает индивидуальную инициативу и ослабляет контроль.

Создание и поддержание культуры

Некоторые организационные культуры могут являться прямым или опосредованным результатом деятельности основателей компаний. Однако это не всегда верно. Иногда основатели создают слабую культуру, и, для того чтобы организация выжила, необходимо привлечь нового высшего руководителя, который заложит основы сильной культуры.

Как создаются организационные культуры

Хотя организационные культуры могут формироваться по-разному, процесс обычно в той или иной форме включает следующие этапы.

1. Некое лицо (основатель) решает создать новое предприятие.

2. Основатель привлекает еще одно (или более) ключевое лицо и создает базовую группу, которая разделяет идеи основателя. Таким образом, все члены группы считают, что эти идеи хороши, что над ними можно работать, что ради них можно рисковать и на них следует тратить время, деньги и энергию.

3. Базовая группа начинает действовать, чтобы создать организацию, изыскивая необходимые средства, получая патенты и лицензии, регистрируя компанию, определяя ее местоположение, арендуя помещения и так далее.

4. В это время к организации присоединяются другие лица, и начинает формироваться ее история.

Поддержание культуры посредством социализации

Когда организационная культура заложена и начинает развиваться, можно прибегнуть к определенным мерам для того, чтобы сделать более прочным усвоение основных ценностей и добиться самоподдержания культуры.

Отбор новых сотрудников . Первый шаг сводится к тщательному отбору кандидатов для приема на работу. Используя стандартизованные процедуры и обращая внимание на конкретные черты личности, связанные с высокой производительностью, специально подготовленные для проведения интервью рекрутеры беседуют со всеми кандидатами и стараются отсеять тех, чьи личные черты и система взглядов не отвечают культуре организации. Накоплено достаточно доказательств, что сотрудники, имевшие реалистическое представление о культуре компании еще до найма (это называется реалистическим представлением о работе, или РПР), работают лучше.

Вступление в должность . Второй шаг делается после зачисления на работу, когда кандидат занимает соответствующую должность. Только что поступившие на работу сотрудники подвергаются различным воздействиям, которые тщательно спланированы и имеют своей целью заставить новичков задуматься о системе норм и ценностей компании и о том, смогут ли они их принять. В частности, во многих компаниях с сильной культурой существует негласное правило давать новичкам больше работы, чем они могут выполнить. Иногда эти задания оказываются ниже возможностей работника. Цель заключается также и в том, чтобы научить новичка подчиняться. Подобный опыт может заставить его почувствовать себя беззащитным и вызвать некоторую эмоциональную зависимость от своих коллег, что будет способствовать более тесной групповой сплоченности.

Овладение необходимыми для работы навыками . После того как новый сотрудник переживет первый "культурный шок", следующим шагом будет овладение необходимыми для работы навыками. Обычно это достигается посредством приобретения интенсивного и целенаправленного опыта на рабочем месте. Например, в японских фирмах принятые сотрудники, как правило, проходят учебные программы в течение нескольких лет. По мере продвижения по служебной лестнице их производственная деятельность надлежащим образом оценивается, и в зависимости от достигнутого прогресса на них возлагают дополнительные обязанности.

Измерение и вознаграждение производственной деятельности . Следующий этап социализации состоит в скрупулезном анализе, оценке результатов труда работников и соответствующем вознаграждении каждого. Системы анализа деятельности и вознаграждения должны быть всеобъемлющими и согласованными; кроме того, внимание должно быть сфокусировано на тех аспектах бизнеса, которые наиболее критичны для успеха в конкурентной борьбе и тесно связаны с корпоративными ценностями.

С этими основными факторами увязаны важнейшие производственные показатели и оценка работы сотрудников осуществляется в соответствии с ними. Продвижение по службе и премиальная система зависят прежде всего от успеха, достигнутого в этих трех областях. Обычно в компаниях, обладающих сильной организационной культурой, лица, нарушающие принятые нормы, например, те, кто выходит за рамки правил соперничества или грубо обращается со своими подчиненными, подвергаются наказанию. Обычно это наказание в скрытой форме - переезд на новое, менее привлекательное место работы.

Приверженность главным ценностям компании . Следующий шаг состоит в заботливом воспитании приверженности важнейшим ценностям компании. Идентификация с этими ценностями помогает, работникам примириться с теми жертвами, которые они приносят ради того, чтобы стать членами организации. Они приучаются к данным ценностям и вере в то, что компания не сделает ничего во вред им. Организация, однако, старается оправдать эти издержки, связывая их с высшими человеческими ценностями, например, служение обществу - с улучшением качества продукции и/или услуг.

Распространение разных историй и фольклора . Следующий шаг заключается в распространении организационного фольклора. Это означает пересказ историй, которые оправдывают организационную культуру и объясняют, почему компания поступает так, а не иначе. Одной из наиболее популярных форм фольклора являются рассказы с моралью, которую и хочет закрепить компания Например, в компании Procter & Gamble большой популярностью пользуется рассказ о выдающемся менеджере торговой марки, который был уволен за то, что преувеличивал качества некоего продукта. Мораль рассказа в том, что соблюдение профессиональной этики должно быть важнее денег.

Признание и продвижение . Заключительным шагом является признание и продвижение сотрудников, которые хорошо выполняют свою работу и могут быть ролевыми моделями для принятых в организацию. Выделяя таких людей как победителей, компания побуждает других работников следовать их примеру. Подобные ролевые модели в компаниях, обладающих сильной организационной культурой, считаются самой эффективной и постоянно действующей формой учебы персонала.

Изменение организационной культуры

Иногда организация решает, что ее культуру следует изменить. Например, внешняя среда претерпела столь серьезные изменения, что организация либо должна приспособиться к новым условиям, либо ей, не удастся выжить. Тем не менее изменить старую культуру может оказаться чрезвычайно сложно; существует даже мнение, что сделать это невозможно. Легко предсказуемые сложности связаны с приобретенными сотрудниками навыками, с персоналом, с отношениями, с разделением ролей и организационными структурами, которые в совокупности поддерживают и обеспечивают функционирование традиционной организационной культуры.

Несмотря на существование серьезных препятствий и сопротивление изменениям, культурой можно управлять и даже со временем изменять ее. Попытки изменить культуру могут принимать различные формы. Определенную помощь могут оказать простые рекомендации, такие, как развить чувство истории, сформировать чувство единства, развить ощущение принадлежности к организации, а также наладить конструктивный обмен мнениями между ее членами.

Кроме того, организации, которые желают изменить свою культуру, не должны отказываться от своих истоков и слепо копировать так называемые "успешные" или "выдающиеся" компании.

Заключение

Организационная культура представляет собой совокупность основных убеждений, которые передаются всем поступившим на работу сотрудникам как правильные способ восприятия происходящего, образ мышления и повседневные действия. К важным характеристикам организационной культуры относятся принятые модели поведения, нормы, доминирующие ценности, философия, правила и организационный климат.

Хотя все члены организации поддерживают организационную культуру, не все это делают в равной степени. В организации может существовать доминирующая культура и субкультуры. Доминирующая культура представлена базовыми ценностями, которые разделяют большинство членов организации. Субкультура представляет собой совокупность ценностей, которые разделяет небольшой процент сотрудников организации.

Некоторые организации обладают сильной, а некоторые - слабой культурой. Сила культуры зависит от разделяемости и интенсивности. Под разделяемостью понимается та степень, в которой члены организации разделяют ее базовые ценности. Интенсивность определяется степенью преданности сотрудников организации этим ценностям.

Культура обычно создается основателем или высшим руководителем компании, формирующим ключевую группу, объединенную общим видением перспективы. Эта группа сообща работает над созданием культурных ценностей, норм и климата, необходимых для воплощения их видения перспективы. Для поддержания этой культуры компании обычно предпринимают ряд шагов, к которым относятся: тщательный отбор кандидатов для приема на работу; опыт, приобретаемый на рабочем месте и знакомящий новичков с культурой организации; усвоение необходимых для работы навыков; пристальное внимание к оценке результатов труда и вознаграждению деятельности каждого сотрудника; воспитание приверженности основным ценностям организации; закрепление корпоративной истории и фольклора и, наконец, признание и продвижение работников, которые хорошо выполняют свою работу и могут служить примером для нового персонала организации.

В отдельных случаях организации обнаруживают, что должны изменить свою культуру, чтобы успешно выдержать конкуренцию или даже просто выжить в окружающей их среде.

Список литературы

1. "Управление персоналом" под ред.Т.Ю. Базарова, Москва 1998

2. Э.А. Смирнов "Основы теории организации", Москва 1998

3. "Социальные теории организаций" Словарь, Москва 2000

4. Б.З. Мильнер "Теория организации", М., 1999

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Природа организационной культуры. Однородность культуры. Сильные и слабые культуры. Создание и поддержание культуры. Как создаются организационные культуры. Изменение организационной культуры. Организационный климат.

    реферат , добавлен 04.01.2003

    Критерии анализа и принципы организационной культуры. Сильные и слабые стороны действующей системы изменения культуры организации. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры и приведении ее в соответствии с целями и задачами организации.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2009

    Что такое организация. Аналитический подход к организационной культуре. Структура и содержание организационной культуры. Формирование организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность. Изменение организационной культуры.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2006

    Понятие и сущность организационной культуры. Основные характеристики, виды, задачи и классификация организационной культуры. Особенности принятий организационных решений. Работа коммуникационных процессов. Процесс формирования преданности сотрудника.

    реферат , добавлен 19.12.2008

    Понятие и источники организационной культуры. Многоуровневая модель организационной культуры. Особенности и принципы организационной культуры, структуры и типы. Изменение и рекомендации по изменению организационной культуры. Управление культурой.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2008

    Понятие организационной культуры, ее элементы. Объективный и субъективный аспекты организационной культуры. Варианты взаимодействия менеджмента и организационной культуры. Анализ организационной культуры в ОАО "Коммунэнерго" и предложения по ее развитию.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2013

    Феномен организационной культуры, его исследование в науке. Подходы к изучению организационной культуры. Понятие организационной культуры. Компоненты организационной культуры. Поддержание и развитие организационной культуры. Организационное поведение.

    реферат , добавлен 18.01.2008

    Понятие, сущность и типы организационной культуры. Особенности российской организационной культуры и этики российского бизнеса. Субкультуры внутри организационной культуры предприятий. Управление культурой в ОАО "Сибнефть". Осуществление изменений.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2014

    Структура, характеристика, функции и типы организационной культуры, ее влияние на организацию и поведение сотрудников. Формирование, управление и методы передачи организационной культуры. Причины изменения и инструменты улучшения культуры организации.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2011

    Понятие организационной культуры, ценности и нормы. Подходы к изучению организационной культуры. Методы формирования организационной культуры. Формирование идеологии организационной культуры на основе секторального подхода в ООО "ФермаСтройКомплект".

Федеральное агентство по образованию

Пермский государственный технический университет

Кафедра менеджмента и маркетинга

Контрольная работа

по организационному поведению

на тему: Характеристики организационной культуры

Выполнила студентка

Гуманитарного факультета

Заочного отделения

Специальность:

Менеджмент организации

Проверил преподаватель:

Введение 4

Характеристика предприятия 5

Основные параметры организационной культуры 8

Развитие организационной культуры 9

Развитие организационной культуры «Практической Магии» руководство проводит через обучение работников, а также мотивирование их деятельности, в основном это материальное стимулирование. 9

Знания, навыки, умения работники приобретают на семинарах, обучениях, которые проводят представители компаний-поставщиков. На этих семинарах повышается уровень знаний по ассортиментному ряду, специфике производства товаров, качественным характеристикам. 9

Регулярно проводятся тренинги по технике продаж, предпродажной подготовке товаров, техники выкладки товаров. 9

Работник ожидает от организации достойную заработную плату, карьерного роста, понимания и сотрудничества, а так же хороших условий туда. Во всей сети «Практическая Магия» существуют такие конкурсы как: «Лучший отдел», «Лучший продавец», «Хеллоуин». Победители этих конкурсов получают призы..Так же в организации существуют такие льготы как, декретный отпуск, оплачиваемый больничный, оплачиваемый очередной отпуск. 9

Предложения, по улучшению результатов работы персонала. 14

Организация ожидает от человека, что он проявит себя как: 14

Заключение 16

Список использованных источников 17

Введение

Человек – это субъект культуры; в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие, духовные и нравственные установки; культура, как онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивая человека образцами и средствами решения личностных задач.

Носителями организационной культуры являются ее сотрудники. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей, и становиться атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.

Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами.

Для характеристики организационной культуры выбранного предприятия необходимо разобрать следующие пункты:

    Представить краткую характеристику организации.

    Описать основные параметры организационной культуры на предприятии и определить их влияние на трудовое поведение.

    Охарактеризовать действия руководства по развитию организационной культуры.

    Представить предложения, направленные на улучшение результатов работы персонала.

Характеристика предприятия

«Практическая Магия – сеть парфюмерных супермаркетов» ЧП Кошляк отдел ЦУМ, является магазином из торговой сети самообслуживания «Практическая Магия», включающая 33 отдела в городе Перми и 6 магазинов в других городах области.

Основной деятельностью сети является продажа бытовой химии, косметики, парфюмерии. Режим работы отдела 11 часов, что определяет сменный график работы (две смены по 10 часов). Магазин самообслуживания отличается возможностью выбора для покупателя, то есть задачей работников такого магазина является предоставление товаров отвечающих требованиям покупателя. Организация (отдел) имеет линейную структуру управления, при которой всей полнотой власти обладает руководитель конкретного отдела, осуществляющий непосредственное управление всеми сотрудниками. Если брать во внимание стиль управления, то предпочтительным является директивный стиль, при котором решения принимаются руководителем индивидуально. При таком управлении преобладают административные методы воздействия, строящиеся на формальных, традиционных средствах стимулирования и мотивирования труда работников: система премирования, поощрения, штрафов, наказаний. Численность персонала отдела насчитывает 25 человек. В структуру работников входят: продавцы – консультанты, продавцы – кассиры, старший отдела, старший смены, операторы ПК. График работы для продавцов-консультантов, продавцов-кассиров, операторов ПК скользящий – 4 через 2. График работы старшего отдела - вторник-суббота, воскресенье, понедельник – выходной; старшего смены – воскресенье – четверг, пятница, суббота – выходной; график смен – скользящий.

Если брать во внимание половозрастной состав сотрудников, то преобладающим полом является женский, а возраст колеблется в пределах от 18 до 25 лет. Образование большинства работников не выше средне профессионального, встречаются, и такие которые имеют только среднее образование, некоторые работники имеют высшее образование, но не связанное с торговлей, в основном – это студенты заочного отделения.

В организации система продвижения по службе представлена в виде категорий, начиная с 3 и заканчивая 1 категорией. Различающиеся между собой размером оклада, мерой самостоятельности при принятии решения, ответственности.

В организации существует высокая степень неопределенности. Зачастую работник даже не знает целей своей организации, которые она стремиться достичь, не говоря уж о мисси организации. Хотя каждому работнику выдают должностную инструкцию, за соблюдение которой они расписываются в специальном журнале. Должностная инструкция продавца представляет список обязанностей по выполнению работы, причем этот список детально характеризует всю сущность деятельности работника. Зафиксированы также права работника и организации. Контроль над соблюдением обязанностей осуществляется непосредственно старшим отдела, а также старшим смены. Если раньше перерыв на обед не регламентировался, то в последнее время сотрудники расписывались уже за ознакомление с новой должностной инструкцией, в которой четко распределено время для обеда и отдыха.

К нормативным документам в области управления персоналом также относится положение о премировании работников – это также является нововведением, если раньше зарплата состояла из должностного оклада, а также стимулирующей надбавки, которые зависят от категории работника, то теперь к этому добавилась премия в размере 12% от суммы должностного оклада. Начисление премии зависит от качества работы каждого работника. За качеством и надлежащим исполнением трудовых обязанностей следит старший сменой, которая в конце каждой рабочей недели заполняет на каждого сотрудника оценочный лист, в нем отражены замечания к работе сотрудника. Если работа сотрудника не удовлетворяет руководителя он вправе снизить размер премии или лишить ее совсем. При этом сотрудник заблаговременно об этом не осведомляется, а узнает только при получении зарплаты. Этот оценочный лист играет важную роль при аттестации сотрудников.

В организации практически отсутствует стабильность персонала по причине высокой текучести кадров. Из-за высокой текучести кадров изменилась и программа найма и отбора персонала. При приеме на работу учитывается только возраст работника, следовательно, отбора практически нет, а есть только привлечение и найм.

Основные параметры организационной культуры

Организационная культура включает в себя множество характеристик, но основными параметрами культуры являются:

    Внешняя атрибутика организации (стиль одежды сотрудников, форма их поведения и т.п.) т.е. то, что заметно покупателю;

    Внутренняя среда организации (различные подготовки сотрудников, их жизнь внутри организации: взаимоотношения, устои сотрудников, коммуникации) т.е. то, что стимулирует их к работе в этой организации;

    Развитие работников, их обучение и мотивирование.

В целом организационную культуру «Практической Магии» можно отнести к бюрократическому типу. Организация направляется сильным руководством, оно определяет лидеров и направления деятельности, желания и интересы отдельных работников подчиняются интересам организации.

Не получая от организации никаких стимулов и компенсаций сотрудник теряет мотивы к совершению своих должностных обязанностей. Находясь в плохих отношениях с коллективом, и ничего при этом не происходит с обеих сторон, работник теряет свое место в нем, а потом и место в организации. Не удовлетворяя своих личных потребностей (карьерный рост, уверенность в завтрашнем дне и т.п.) человек так же теряет мотивы работы, и более того, он начинает искать лучшую работу.

Развитие организационной культуры

Развитие организационной культуры «Практической Магии» руководство проводит через обучение работников, а также мотивирование их деятельности, в основном это материальное стимулирование.

Знания, навыки, умения работники приобретают на семинарах, обучениях, которые проводят представители компаний-поставщиков. На этих семинарах повышается уровень знаний по ассортиментному ряду, специфике производства товаров, качественным характеристикам.

Регулярно проводятся тренинги по технике продаж, предпродажной подготовке товаров, техники выкладки товаров.

Работник ожидает от организации достойную заработную плату, карьерного роста, понимания и сотрудничества, а так же хороших условий туда. Во всей сети «Практическая Магия» существуют такие конкурсы как: «Лучший отдел», «Лучший продавец», «Хеллоуин». Победители этих конкурсов получают призы..Так же в организации существуют такие льготы как, декретный отпуск, оплачиваемый больничный, оплачиваемый очередной отпуск.

На предприятии материальное стимулирование происходит через:

    заработную плату, повышение категории;

    премии (за личные достижения, за перевыполнение плана);

    продажа товаров своим сотрудникам со скидкой, предоставление товара «под зарплату»;

    двойная оплата за работу в праздничные дни.

Заработную плату работник получает по своей категории, поэтому если в ходе аттестации у работника повышается категория (аттестация происходит каждые шесть месяца), то его производительность повышается.

В отделе уровень премии зависит от итогов деятельности за прошедший плановый период. Поэтому, если отдел не перевыполнил план, то сотрудники получают обычную премию 12% (за личные достижения). При перевыполнении плана сотрудники получают еще одну премию к 12% «за перевыполнение плана». Конечно, сети будет невыгодно выплачивать премию, если план был не перевыполнен, поэтому работники заинтересованы в перевыполнении, хотя это происходит только за счет новых сотрудников, которые еще «морально не устали» от этой работы. Но если все-таки не получилось перевыполнить план, то сотрудники не получат премии и производительность труда снизится. Вследствие этого стимулы перестают действовать.

В исследуемой организации используется пятибалльный рейтинговый метод оценки персонала. Аттестация проходит каждые шесть месяцев, о проведении аттестации сообщается за одну неделю до первого этапа. На первой стадии старшие отделов предоставляют руководителю отдела персонала оценочные листы, заполненные на каждого сотрудника. В таком листе содержаться все негативные моменты работы сотрудника: опоздания на работу, прогулы, курение в неположенное время, некачественное исполнение трудовых обязанностей (не выставлен товар, просроченный товар, нет ценников на товар и другие), грубость, агрессия в общении с покупателями, коллегами. Руководитель отдела персонала, используя полученные данные, свои собственные наблюдения, а также данные «тайных» покупателей проставляет баллы в оценочной шкале. В рейтинговой шкале используется 5 показателей деятельности работника: внешний вид, дисциплина, отношение к покупателям, коллегам, скорость выполнения работы, качество работы. На второй стадии проводится тестирование на знание характеристик ассортиментного ряда, знание кассовой дисциплины.

Следующий этап представляет собой собеседование, которое проводит комиссия в составе менеджера руководителя отдела персонала и руководителя отдела развития с каждым сотрудником. В ходе собеседования выявляются положительные и отрицательные стороны работы сотрудника. Беседа носит рекомендательный характер, определяются варианты карьерного роста сотрудника, задачи, достижение которых будет способствовать повышению категории работника.

Практически на каждом этапе проведения аттестации существуют слабые места, которые оказывают нежелательное влияние на результаты оценки.

Во-первых, высока степень субъективизма. Пусть даже самый опытный и беспристрастный человек оценивает работников, не нужно забывать, что он человек, а не машина и у него есть свои предпочтения и свое понимание хорошего и плохого. В данном случае необходимо минимизировать субъективизм до приемлемого уровня, значение которого в меньшей степени способно влиять на результат. Субъективизм проявляется и при оценке руководителем отдела персонала, в основном он ориентируется на информацию, полученную из оценочного листа, его непосредственные наблюдения носят спонтанный характер, как правило, обход каждого отдела осуществляется раз в неделю. К тому же авторитарный стиль управления предполагает отношение к сотрудникам на уровне от плохого от среднего, но встречаются и исключения, это так называемые «любимчики», которые пользуются дополнительными привилегиями и никогда не опасаются за результаты аттестации. Стать «хорошим» для руководителя с авторитарным стилем управления очень сложно, но некоторые добиваются этого, причем разными способами. Понятие хороший сотрудник в данной ситуации не означает, что он такой на самом деле, зачастую это лишь видимость, на самом же деле это может быть очень ленивый и несамостоятельный работник.

Во-вторых, для оценки персонала используется недостаточное количество необходимой информации. Так в оценочном листе отражаются только факты некачественного исполнения работы, недисциплинированность. А положительные моменты, например, работник в течение всей рабочей недели выступал в качестве наставника нового работника, или выходил на работу в свой выходной день, не учитываются. Это в большей степени влияет на мотивацию сотрудников. Поняв, что его деятельность никаким образом не оценивается, он в будущем отказывается от данного типа поведения, считая, что дополнительные физические затраты ни к чему хорошему не приведут.

В-третьих, при оценке используется недостаточное количество показателей, как правило, для каждой должности базовыми являются около10 показателей. Снижение их числа уменьшает затраты времени, но уменьшают и такой показатель оценки как всесторонность.

В-четвертых, нередко случаются такие ситуации, при которых в результате оценки, одному работнику, проработавшему не более трех месяце, повысили категорию, а другому работнику, проработавшему год в данной организации, оставили на прежнем уровне. В данном случае второй работник выражает недовольство данным положением, результатом которого могут явиться как внутриличностный, так и межличностный конфликты. В такой ситуации руководителю отдела пероснала просто необходимо объяснить причины своего решения, определить основные моменты в работе, которыми недовольны оценивающие работника. Такие ситуации встречаются очень часто, и в основном определяют снижение эффективности работы в целом организации.

Подводя итоги данному разделу, можно сказать, что существующая методика оценки персонала с высокой степенью субъективизма, при использовании необходимой информации в недостаточном объеме, является одним из важнейших факторов снижения мотивации, заинтересованности в работе сотрудников. Следовательно, трудовой потенциал сотрудников реализуется не в полной мере, у них появляются пессимистические взгляды на свой карьерный рост, что может привести работника к принятию решения об увольнении, возникают межличностные конфликты, что ухудшает психологический климат коллектива. Перечисленные результаты влияют на снижение эффективности работы организации в целом, на высокий процент текучести кадров, на невыполнение поставленных целей и решение задач.

Предложения, по улучшению результатов работы персонала.

Организация ожидает от человека, что он проявит себя как:

    специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией;

    член организации, способствующей ее успешному функционированию и развитию;

    человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами;

    член организации, способный поддерживать хорошие отношения с коллегами;

    работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;

    человек, преданный организации и способный отстаивать ее интересы;

    исполнитель определенной работы, готовый осуществлять ее с должной отдачей и на должном качественном уровне;

    член организации, способный занять определенное место внутри организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность;

    сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и распоряжениям руководства.

Комбинация ожиданий организации по отношению к человеку, а так же степень значимости для организации каждого отдельного ожидания могут отличаться у различных организаций. Более того, и в рамках одной и той же организации по отношениям к индивидам могут складываться различные комбинации ожиданий. Поэтому нельзя предложить единой универсальной модели ожидания организации по отношению к человеку, так же как нельзя предложить аналогичной универсальной модели ожидания человека по отношению к организации.

Для построения эффективной системы материального стимулирования на предприятии необходимо усовершенствовать несколько факторов материального стимулирования:

    Уровень премии работников не должен зависеть от итогов деятельности предприятия за прошедший плановый период;

    Работник должен стимулироваться только за ту работу, которую он выполняет.

Так как в магазинах люди работают по 10 часов, и в некоторых магазинах, в которых расположены отделы, или это отдельные точки нет мест общественного питания, то организация могла бы ввести доставку горячих обедов или обустроить мини-кухни. Конечно, это увеличит материальные издержки предприятия, но за такое проявление внимания сотрудники отзывались бы об организации очень хорошо.

На сегодняшний день многие руководители используют творческий подход к стимулированию персонала, вводят различные премии, не касающиеся заработной платы.

Любой человек хочет, чтобы его признали лучшим, чтобы его заметило начальство, к этому все стремятся. Поэтому, можно ввести социальные соревнования. Отдел, добившийся максимальной выручки по итогам квартала, конечно, это будут не единоличные награды, а для всего отдела, получит ценные подарки. С помощью этих соревнований у компании значительно повыситься объем продаж, возрастет конкурентоспособность и командный дух.

Заключение

Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающим людям ориентиры их действий и поведения. Эти ценностные ориентиры передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.

Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать для интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать в организации, в каких условиях функционировать в организации, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация и т.п. От этого и ряда других факторов зависит удовлетворенность человека взаимодействием с организацией, его отношение к организации и его вклад в деятельность организации.

культуры 9 1.3. Структура организационной культуры 12 1.4. Содержание организационной культуры 14 Глава 2. Корпоративная культура ИНВЕСТСБЕРБАНК (ОАО) 2.1. Общая характеристика предприятия ...
  • Организационная культура предприятия (4)

    Реферат >> Менеджмент

    В широком смысле, термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно -технических условий и традиций управления... то, что мы объединяем в понятие "организационная культура предприятия" . 3 В неформальной системе тоже есть...

  • Страница 15 из 20

    Основные характеристики организационной (корпоративной) культуры.

    В любом из ресторанов «McDonald’s» независимо от того, в какой стране мира он находится, можно увидеть знакомую обстановку, идентичное меню - все это составляющие имиджа одной из наиболее преуспевающих организаций в мире. Успех этой компании объясняется не только вкусовыми качествами пищи, но и сильной организационной культурой. Каждый работник компании хорошо знаком с нормами поведения, принятыми в ней. Высокое качество, квалифицированное обслуживание и чистота - вот основные условия успеха. Не компрометировать фирму, использовать только наилучшие ингредиенты для приготовления пищи - вот основополагающие принципы компании.

    Эту корпоративную культуру сформировал Р. Крок, стоявший во главе компании до 1984 г. После его смерти положение компании на рынке остается стабильным. Сегодняшние руководители, полностью проникнувшись философией Р. Крока, обычно приходят к решениям, во многом схожим с теми, которые принимал Крок в период его руководства. Это в большой степени разъясняет феномен компании «McDonald’s», символизирующий стабильность и гармоничность.

    Корпоративная культура - это неуловимая, неосязаемая, невыраженная категория, наличие которой не требует доказательств. Каждая организация разрабатывает набор правил и предписаний, управляющих повседневным поведением сотрудников на своем рабочем месте. До тех пор, пока новички не усвоят эти правила поведения, они не смогут стать полноценными членами коллектива. Следование им поощряется администрацией соответствующими вознаграждениями и продвижением по службе. Например, не случайно сотрудники компании «Disney» воспринимаются всеми как обаятельные, всегда подтянутые и всем улыбающиеся люди. Таков имидж компании, поддерживаемый всеми ее сотрудниками. Именно поэтому совершенно очевидно, что, получив работу в компании, сотрудники будут стараться вести себя в соответствии с теми правилами, которые в ней приняты.

    Согласно современному теоретическому подходу, организация, как любая социальная группа, имеет свои правила поведения, роли. ритуалы, героев, ценности. Культурологический подход рассматривает и организацию, и ее членов как носителей единых ценностей и исполнителей единых задач. Подобно гражданам одной страны рабочие должны способствовать росту и процветанию своей организации. С другой стороны, они же пользуются плодами этого процветания. Таким образом, производительность труда членов организации и их моральный дух неразделимы.

    У каждой организации своя культура. Корпоративная культура аналогична личностной характеристике человека: это некий нематериальный, но всегда присутствующий образ, который придает значение, направление и основу ее жизнедеятельности. Корпоративная культура - это разделяемые всеми ценности, представления, ожидания, нормы, приобретенные по мере вхождения в компанию и за время работы в ней. Подобно тому, как характер влияет на поведение человека, организационная культура влияет на поведение, мнения и действия людей в компании. Корпоративная культура определяет, как служащие и менеджеры подходят к решению проблем, обслуживают заказчиков, ведут дела с поставщиками, реагируют на конкурентов и как они в целом осуществляют свою деятельность сейчас и в будущем. Она определяет место организации в окружающем мире, олицетворяет собой те неписаные законы, нормы и правила, которые объединяют членов организации и связывают их вместе.

    Корпоративная культура развивается во времени подобно национальным или этническим культурам и таким же образом вырабатывает свои ценности и поведенческие нормы. Определенные модели поведения в одних организациях поддерживаются, в других - отвергаются. Некоторые организации, например, создают «открытую» культуру, в которой считается правильным все подвергать сомнению и выдвигать новые оригинальные идеи. В других новизна не поддерживается и общение сведено к минимуму. Кому-то приятнее работать в организации с «закрытой» культурой: человек приходит на работу, выполняет свое индивидуальное задание и возвращается домой к своей личной жизни, ничем не связанной с работой, кому-то же необходима организация семейного типа, в которой личная жизнь и работа тесно связаны.

    Организация обычно создает традиции и нормы, которые вносят свой вклад в ее корпоративную культуру. Например, церемония награждения отличившихся работников утверждает ценность упорного труда и творчества в организации. Во многих компаниях распространена традиция по пятницам не надевать на работу пиджак с галстуком, а приходить в более свободной одежде, что способствует созданию атмосферы неформального общения и сближению коллектива. В других же организациях подобное даже представить невозможно: все члены рабочего коллектива придерживаются формальных правил в одежде, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на формы общения.

    Корпоративная культура определяет степень риска, допустимую в организации. Некоторые компании вознаграждают сотрудника, стремящегося испытать новую идею, другие - консервативны, в них предпочитают иметь четкие инструкции и руководства при принятии любого решения. Отношение к конфликту - еще один показатель корпоративной культуры. В одних организациях конфликт считается созидательным и рассматривается как составная часть роста и развития, в других - конфликтов стремятся избегать в любых ситуациях и на любых организационных уровнях.

    Существует много подходов к выделению различных аспектов, характеризующих и идентифицирующих культуру той или иной организации как на макроуровне, так и на микроуровне. Так, С. П. Роббинс предлагает рассматривать корпоративную культуру на основе следующих 10 критериев:

    Личная инициатива, т.е. степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации;

    Степень риска, т.е. готовность работника пойти на риск;

    Направленность действий, т.е. установление организацией четких целей и ожидаемых результатов выполнения;

    Согласованность действий, т. е. положение, при котором подразделения и люди внутри организации координированно взаимодействуют;

    Управленческая поддержка, т. е. обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;

    Контроль, т. е. перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;

    Идентичность, т. е. степень отождествления каждого сотрудника с организацией;

    Система вознаграждений, т. е. степень учета исполнения работ, организация системы поощрений;

    Конфликтностъ, т. е. готовность отрыто выражать свое мнение и пойти на конфликт;

    Модели взаимодействия, т. е. степень взаимодействия внутри организации.

    Оценивая любую организацию по этим критериям, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации.

    Уровни изучения организационной культуры.

    Схематично трехуровневое изучение организационной культуры может быть пред­ставлено следующим образом.


    Рисунок 1.1. Уровни изучения организационной культуры компании

    В соответствии с тем, какие из указанных уровней изу­чаются, существует деление организационной культуры на субъективную и объективную.

    Субъективная организационная культура исходит из разделяемых ра­ботниками предположений, ожиданий, группового восприятия организа­ционного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующи­ми вне личности. Сюда включают некоторые элементы символики, исто­рии об организации и ее лидерах, мифы, табу, обряды, ритуалы, язык обще­ния, лозунги. Субъективная организационная культура служит основой фор­мирования культуры управления, т.е. стилей руководства и принятия ре­шений, делегирование полномочий и участия в управлении, отношений с клиентами и поставщиками, систем мотивации персонала и т.п.

    Объективную организационную культуру обычно связывают с пред­метным окружением организации, природными условиями, особеннос­тью архитектуры и дизайна здания фирмы, оборудованием, мебелью, ком­муникациями, инфраструктурой, дорогами, стоянками, кафетериями и т.п. Они отражают организационную культуру в той степени, в которой отра­жают основные ее ценности и представления и, следовательно, могут быть изменены в соответствии с этими ценностями. Скажем, не всегда суровые климатические условия и сложность возведения архитектурных шедевров свидетельствуют об убогости организационной культуры фирм, расположенных в таких природных зонах. За достаточно непритязатель­ным дизайном может скрываться глубокое содержание.

    Функции оргкультуры

    Вместе с тем общая совокуп­ность функций организационной культуры остается неизменной и включает в себя сле­дующие функции:

    1. Познавательная. Эта функция позволяет работнику реализовать в рамках организационной культуры такие личностные мотивы, как любознательность, склонность к анализу и научным исследованиям, желание лучше осоз­нать свой мир и свое в нем предназначение, определить свое место и статус в определенном коллективе людей, познать свое «я», свои силь­ные и слабые стороны и т.п.

    2. Ценностно-образующая. Ее назначение заключается в формиро­вании у людей взглядов и отношений к смыслу жизни и правильному пониманию тех ценностей, которые предлагает окружающий человека мир. Множественность систем ценностей и подверженность какому-либо вли­янию заставляют человека порой отказаться от позитивных общечелове­ческих ценностей и идеалов, выбирать бесчеловечные, грубые, антигу­манные, стяжательские или аморальные ценностные ориентиры. Лично­стные ценности генетически производны от ценностей социальных групп. Выбор и освоение человеком ценностей проходят через чувство его иден­тичности, принадлежности к той или иной малой группе. Эти малые груп­пы могут служить своего рода фильтром, ускоряя, замедляя или даже препятствуя освоению ценностей.

    3.Коммуникационная.Через познанные ценности, нормы делового поведения и этики общения осуществляется установление и использование эффективных коммуникационных потоков, обеспечивающих взаимопонимание, взаимодействие и единообразность в анализе и оценке любого вида информации, любого вида деятельности. Путем разработки эффективных коммуникаций усиливается вовлеченность каждого работника в дела организации, в решаемые ею проблемы. Данная функция позволяет удовлетворить естественную и в последнее время весьма актуальную потребность в информации.

    4.Нормативно-регулирующая. Эта функция благодаря своей интеграционной направленности ведет к идентификации работниками себя с организацией, задает регулирующие нормы поведения работников, делая это поведение предсказуемым и управляемым. Именно благодаря развитию этой функции рождается такое отношение к работе, которое приводит не просто к удовлетворенности трудом, а к приверженности к организации в целом. Нормативно-регулируемая функция позволяет контролировать формы поведения и восприятия, вырабатывая наиболее целесообразные с точки зрения данной организации.

    5.Мотивирующая.Принадлежность к сильной организационной культуре уже сама по себе является мощным стимулом к росту производительности, желанию действовать в интересах и на благо своей организации. Высокая миссия, великие цели, образцовые доброжелательные взаимоотношения, продуманная система материального и социального стимулирования, демократический стиль и процедуры управления, будучи частями организационной культуры, имеют огромное мотивирующее воздействие на работу персонала предприятия.

    6.Инновационная.Это внешняя функция, помогающая организации выжить в условиях конкурентной борьбы, занять передовые позиции в экономике. Основу ее составляет система целей, ориентированная на потребности клиентов, готовность к риску и внедрению инноваций, социальная ответственность. Результатом ее является создание позитивного имиджа организации и завоевание высокого авторитета как у поставщиков, так и у потребителей. 7 . Стабилизационная. Эта функция заключается в развитии системы социальной стабильности в организации, достижении общего согласия на основе объединяющего действия важнейших элементов культуры, ро­ста сплоченности коллектива.

    Основные свойства организационной культуры.

    1. Как любая развивающаяся культура, организационная культура обладает свойством динамичности. В своем движении культура проходит стадии зарождения, формирования, поддержания, развития и совершенствования, прекращения (замены). На каждом из этапов появляются свои «проблемы роста», что является закономерным для динамичных систем. Различные организационные культуры выбирают свои пути их решения, более либо менее эффективные.

    Быстрорастущие организации ориентированы, как правило, на успеш­ное достижение поставленных задач. Приоритетами организационной культуры таких предприятий являются: профессиональная компетентность, уверенность в себе и своих знаниях, желание самосовершенствования, «равенство шансов» при продвижении по служебной лестнице, достоверность и бы­строта информации, высокие требования к качеству. Достижения сотруд­ников обязательно учитываются и оплачиваются. Все это рождает удов­летворенность трудом, приверженность организации и ее организацион­ной культуре. Чтобы способствовать успешному росту такого быстрора­стущего предприятия, организационная культура должна обладать повышенным дина­мизмом, гибкостью и высокой способностью к изменениям. Медленно­растущие организации ориентируются, как правило, на бюрократические нормы и ценности, прежде всего на власть и статус, самоутверждение, иерархию, единоначалие. Такая бюрократическая культура может доста­точно долго существовать без изменений и движения вперед, до тех пор, пока какие-либо действительно серьезные противоречия не взорвут ее.

    2. Системность является вторым важнейшим свойством, указывающим на то, что организационная культура представляет собой достаточно сложную систему, объединяющую отдельные элементы в единое целое, руководствуясь определенной миссией в обществе и своими приоритетами.

    3. Элементы, составляющие организационную культуру, строго структурированы, иерархически соподчинены и обладают своей собственной степенью насущности и приоритетности. Эту взаимосвязь мы рассмотрим позднее.

    4. Организационная культура обладает свойством относительности, поскольку не является «вещью в себе», а постоянно соотносит свои элементы как со своими собственными целями, так и с окружающей действительностью, другими организационными культурами, отмечая при этом свои слабые и сильные стороны, пересматривая и совершенствуя те или иные параметры.

    5. Неоднородность. Внутри организационной культуры может быть много локальных культур, отражающих дифференциацию культуры по уровням, отделам, подразделениям, возрастным группам, национальным группам и т.п., называемыми субкультурами. Присутствуют, как правило, и контркультуры, которые отвергают общую организационную культуру, либо какой-либо из ее элементов. Субкультура может находиться в том же измерении, что и доминирующая организационная культура, или создавать в ней как бы второе изме­рение. К первому виду взаимосвязи относятся, например, субкультура центрального аппарата управления, культура окружения президента ком­пании, топ-менеджеров и т.п. Во втором случае ключевые ценности до­минирующей культуры принимаются членами какой-нибудь из ее групп одновременно с отдельным набором для себя других, как правило, не конфликтующих ценностей. Такое можно наблюдать на периферии орга­низации или в территориальных органах управления. Субкультуры явля­ются, как правило, следствием проблем и опыта, через которые прошли подразделения организации. Контркультуры могут находиться в прямой оппозиции доминирующей культуре, в оппозиции структуры власти и органов управления либо в оппозиции к определенным элементам об­щей организационной культуры, ее структурным составляющим, нормам взаимоотно­шений, ценностям и т.п.

    6. Разделяемость - еще одно важнейшее свойство организационной культуры. Лю­бая организационная культура существует и эффективно развивается лишь благодаря тому, что ее постулаты, нормы и ценности разделяются персоналом. Сте­пенью разделяемости определяется сила воздействия культуры на ра­ботников. Чем выше степень разделяемости, тем более существенное и сильное влияние на поведение персонала в организации оказывают нор­мы и ценности, цели, кодексы и другие структурные элементы организационной культу­ры. Причем такое влияние не является насильственным, принуждающим, а строится на добровольном и естественном принятии работниками по­стулатов ОК в качестве своих собственных.

    Факторы, влияющие на степень разделяемости организационной культуры ее членами, можно назвать:

    1. Набор и отбор персонала с учетом соответствия его ценностных ориентации и целей нормам организационной культуры.

    2. Социальная перспективность, экономическая успешность и стабильность работы предприятия, создающие у персонала уверенность в будущем, подтверждающие правильность выбранного курса и рождающие приверженность своей организации, ее организационной культуры.

    3. Небольшая (в рамках объективной необходимости) текучесть, поскольку кратковременное пребывание в организации не дает возможность человеку осознать и освоить элементы организационной культуры.

    4. Соответствие целей предприятия и целей работника, прежде всего по наиболее полному удовлетворению потребностей обоих, закрепленное в основных элементах организационной культуры.

    5. Наличие в организации пакета эффективных мер и способов внедрения и поддержания организационной культуры, таких, как внутриорганизационный тренинг, методы социализации персонала, системы научения, рациональная

    мотивационная система и другие системы поощрения. Разделяемость организационной культуры является базисом для роста сплоченности персонала. Существует мнение о том, что основные элементы культуры организации принимаются ее членами бездоказательно, они как бы сами собой разумеются. Такое утверждение справедливо только для персонала с достаточно высокой сте­пенью разделяемости. Но было бы неправильно утверждать, что только та­кой персонал и работает на предприятии. Поэтому вопрос доказательства права на жизнь той или иной культуры стоит, и порой достаточно остро.

    7. Свойство адаптивности организационной культуры заключается в ее способности оставаться устойчивой и противостоять негативным воздействиям, с одной стороны, и органично вливаться в положительные изменения, не теряя своей эффективности, с другой стороны. Это свойство напрямую зависит от такой характеристики, как сила культуры. Сила является функцией от трех параметров:

    Разделяемости - т.е. количества работников, разделяющих данную организационную. культуру (см. предыдущее свойство);

    Объемности - т.е. проработке и конкретизации элементов организационной культуры в глубину, высоту и ширину, если апеллировать математическими терминами. Этот параметр отражает, сколь велико количество важнейших предположений, установок и ценностных ориентации, задаваемых сотрудникам, сколь конкретно и глубоко они разработаны в организации, насколько они ясны сотрудникам и как высоки требования по их осуществлению;

    Гибкости - т.е. создания механизма регулярного аудита и корректировки параметров культуры по мере выполнения целей, появления новых ориентиров, внедрения инноваций, развития форм и методов управления.

    Чем сильнее организационная культура, тем легче она сопротивляется попыткам разрушить ее со стороны внешних сил или контркультур, и тем легче такая сильная культура адаптируется к любого рода изменениям. Силь­ная культура - это предмет гордости персонала; она является открытой, живой, бесспорной, легко узнаваемой. Причастность к такой культуре сама по себе становится мощным инструментом мотивации персонала, удов­летворения его потребностей в успехе, самореализации, достижении цели, морали и нравственности, высокой культуре деловых отношений, посто­янном движении вперед. От персонала в такой культуре требуется постоянная самоактуализация, совершенствование и развитие своих спо­собностей, желание не только провозглашать нормы и ценности, но и реально следовать им в своем развитии.

    Формирование оргкультуры


    Рисунок 1.2. Процесс создания организационной культуры компании

    Процесс формирования организационной культуры предусматрива­ет следующие подходы:

    Внутренний подход - предполагает выбор миссии, связанной с производством или обслуживанием, определение социальной миссии, принципов подбора персонала, направленности внутренней культуры организации на удовлетворение потребностей ее членов;

    Когнитивный подход (обеспечение знаниями) - ориентирует на планирование карьеры и развитие персонала, включая самые нижние уровни иерархии, на существование системы предложений по усовер­шенствованию деятельности организации и каждого ее члена, на страте­гическую направленность, неформальные модели лидерств;

    Символический подход- предполагает наличие в организации особого языка, символических действий, специальных церемоний, фиксированной истории организации, легенд, символических фигур (людей) и т.п.;

    Побуждающий подход - привлекает особое внимание организаций к системе мотивирования работников. Фирма может оплачивать работу своих служащих так же или выше, чем в других сходных компаниях. Вознаграждение за достигнутые результаты выражается в форме предоставления возможности обучения, развития деловых и личностных качеств персонала. Каждый член организации может воспользоваться услугами консультантов и преподавателей для совершенствования собственной деятельности. Разрабатываются специальные программы профессиональной и управленческой карьеры в организации. Предполагается, что создание подходящего для мотивации климата в значительной степени зависит от управленческого персонала. Обязательное условие - обучение и планирование карьеры - осуществляется «каскадно», т.е. с самого верха иерархической пирамиды вниз, не пропуская ни одного уровня.


    Похожая информация.