Таких компонентов можно насчитать не один десяток. Часто звучат такие привычные словосочетания как национальная культура, мировая культура, городская культура, христианская культура, социальная культура, художественная культура, личностная культура и т.д. Морфология культуры предполагает изучение всевозможных вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их исторического, географического и социального распределения.

Структура культуры. В соответствии с современными представлениями можно обрисовать следующую структуру культуры. В едином поле культуры выделяются два уровня: специализированный и обыденный. Обыденная культура – совокупность идей, норм поведения, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей. Специализированный уровень культуры подразделяется на кумулятивный (накопление профессионального и социокультурного опыта) и трансляционный. На кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. К ним относятся: хозяйственная культура, политическая культура, правовая культура, философская культура, религиозная культура, научно-техническая культура, художественная культура. Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга. На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией.

Американский культуролог Т.Элиот, в зависимости от степени осознанности культуры, выделял в ее вертикальном срезе два уровня: высший и низший, понимая под культурой определенный образ жизни, вести который могут только избранные – «элита». Испанский культуролог Х.Ортега-и-Гассет в работах «Восстание масс», «Искусство в настоящем и прошлом», «Дегуманизация искусства» выдвинул концепцию массового общества и массовой культуры. Если элитарная культура ориентирована на избранную, интеллектуальную публику, то массовая культура ориентируется не «усредненный» уровень развития массовых потребителей, часто поощряет примитивные склонности людей.

Массовая культура – форма культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики без учета региональных и религиозных различий.

Элитарная культура включает изящные искусства, классическую музыку и литературу, созданную профессионалами, предназначенные для образованных и высших слоев общества.

Народная культура создается творцами из народа, остается безымянной, отражает духовные поиски народа, включает мифы, сказки, пословицы, легенды, песни и танцы.

Материальная культура представляет собой культуру труда и материального производства; культуру быта; культуру топоса (т.е. местожительства); культуру отношения к собственному телу; физическую культуру.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: интеллектуальную культуру; нравственную; художественную; правовую; педагогическую; религиозную.

По мнению Л.Н.Когана и других культурологов, есть виды культур, которые нельзя отнести только к материальной или духовной. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, пронизывая всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры. В рамках культуры общества можно выделить субкультуры: системы символов, ценностей, убеждений, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-то социальную группу от культуры большинства общества. Можно выделить западные, восточные, национальные, профессиональные, конфессиональные религиозные субкультуры.

По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную . Такое деление вполне правомерно, ибо культура как человекоформирующее явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную. В структуру культуры входят субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты. Субстанциональный блок, составляющий «тело» культуры, ее субстанциональную основу, включает ценности культуры – ее произведения данной культурной эпохи, а также нормы культуры, ее требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии, морали, нормы повседневного поведения и общения людей. Функциональный блок раскрывает процесс движения культуры. В него входят: традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу, обеспечивающие функционирование культуры. В народной культуре эти средства были главными, т.к. она неинституциональна. Таким образом, структура культуры является сложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого универсального явления, каким предстает перед нами культура.

Доминирующие черты каждого из элементов образуют так называемое «ядро» культуры, которое выступает как ее основополагающий принцип, выражающийся в науке, искусстве, философии, этике, религии, праве, экономике, политике, в менталитете и образе жизни. Каждая культура имеет свое ценностное уникальное ядро, воплощающее ее хронотип, т.е. специфику ее локализации в мире (Север, Юг, Восток, Запад, морское, горное, равнинное и т.п.) и пребывания в потоке всемирной истории. Благодаря ценностному ядру обеспечивается целостность данной культуры, ее неповторимый облик. Культуры поддерживают непрерывность существования за счет трансформации своих ценностей. Условием существования культуры является ее способность к оптимальному соотношению универсальных и специфических ценностей, позволяющая, с одной стороны, сохранить свою самобытность и оригинальность, а с другой – найти возможность для взаимодействия с иными культурами.

Функции культуры. Следует обратить внимание и на основные функции, которые выполняет культура в жизни человеческого сообщества. Рассмотрим некоторые из них.

Важнейшая - функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, накапливает богатейшие знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для их освоения.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей. Культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и оценки.

Преобразующая функция культуры (освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека). Человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, а это требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (экологическая защита, медицина, органы общественного порядка, технологические достижения и т.п.). Необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует средств экологической защиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит эту функцию культуры в ряд первостепенных.

Семиотическая, или знаковая функция - важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) – средство общения людей, литературный язык – важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая функция способствует формированию у человека вполне определенных потребностей и ориентаций. По их уровню и качеству чаще всего судят об уровне культуры того или иного человека.

Гуманистическая функция – формирование нравственного облика личности (культура как способ социализации человека, способ развития человека, его способностей, умений, его физических и духовных качеств).

ГЛАВА 3. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР.

Типология культур – учение о видовых отличиях культур, основных типов мировой культуры. Впервые представление о существовании определенных и самостоятельных «культурно-исторических типов» было предложено русским мыслителем XIX века. Н.Я.Данилевским. Однако, широкое распространение типологические представления о культуре получили лишь в ХХ веке. В общем можно выделить три основных принципа выделения различий культур: 1) географический – локализация культур в географическом пространстве; 2) хронологический – выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т.е. локализация во времени; 3) национальный – изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития. Из этих трех основных концепций вытекают все остальные.

Типология культур, предложенная О.Шпенглером, заключается в том, что существуют различные типы культур, которые исторически не изменялись, а лишь сосуществовали рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми одна для другой. Шпенглер выделяет всего восемь равноценных по зрелости культур, охватывающих основные части планеты: египетская, индийская, вавилонская, китайская, аполлоновская (античная), магическая (арабская), культура майя, фаустовская культура (западноевропейская). Данный подход к типологии культур называется теорией «локальных цивилизаций».

Можно выделить также теорию «эволюционного монизма» (Гегель) – все страны входят в единую схему исторического движения на пути от низших, неразвитых, к высшим, развитым формам. Гегель считал восточный мир низшей ступенью развития духа в осознании свободы.

К.Ясперс создает теорию «осевого времени» – ось мировой истории хронологически находится между VIII и II веками до н.э., когда на всем протяжении от Запада до Азии происходит резкий поворот в истории развития: начинается борьба рационального опыта – Логоса с мифом, вырабатываются основные понятия и категории, закладываются основы мировых религий. В это время формируется индивидуалистическое сознание, развитие рационального опыта. Те культуры, где не произошел переход от мифологического сознания к рациональному, не смогли «перешагнуть» осевое время. Такие культуры оказали опосредованное воздействие на современные через дошедшие до нас культурные традиции, литературные и археологические памятники.

Отечественные исследователи, такие как Л.С.Васильев, М.К.Петров, Л.С.Седов, рассматривали данную проблему с точки зрения антитезы «Восток-Запад».

Несмотря на наличие множества различных подходов к типологии и периодизации культуры, в современной культурологии выделяют несколько реальных исторических этапов и форм культуры: архаическая культура; доосевая культура древних локальных цивилизаций; культура Востока и Запада в «осевое время»; культура Востока и Запада в христианскую эпоху .

Критериев, или оснований для типологии культур может быть много. В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.

Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.

Видами культуры следует называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить:

А) доминирующую (общенациональную) культуру;

Б) сельскую и городскую культуры;

В) обыденную и специализированную культуры.

Особого разговора требуют духовная и материальная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы.

Предлагаемую типологию культур не обязательно считать истиной в последней инстанции. Она весьма приблизительна и нестрога. Тем не менее, у нее есть несомненные достоинства: логическая обоснованность и непротиворечивость.

ГЛАВА 4. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

С ущественное место в теории культуры занимает вопрос о соотношении понятий культура и цивилизация. Понятие «цивилизация» появилось ещё в античности для отражения качественного отличия древнеримского общества от варварского окружения, но, как установил французский языковед Э. Бенвенист, в европейских языках слово цивилизация укоренилось в период с 1757 по 1772 г. Оно тесно связывалось с новым образом жизни, сущностью которого были урбанизация и возрастание роли материально-технической культуры. Именно тогда сложилось актуальное до сих пор понимание цивилизации как определенной формы состояния культуры, межэтнической культурно-исторической общности людей, имеющих общий язык, политическую независимость и сложившиеся, развитые формы социальной организации. Тем не менее, до сих пор не выработано единого взгляда на соотношение понятий культура и цивилизация. Трактовки разнятся от их полной идентификации, до категорического противопоставления. Философы эпохи Просвещения, как правило настаивали на неразрывной позитивной связи этих понятий: только высокая культура рождает цивилизацию, а цивилизация соответственно является показателем культурной развитости и состоятельности. Исключением был, пожалуй, лишь Жан-Жак Руссо. Хорошо известен выдвинутый им призыв: «Назад к природе!». Руссо не только в цивилизации, но и в самой культуре находил немало негативного, искажающего природу человека. Цивилизованному человеку XVIII века он противопоставлял «Естественного человека», живущего в гармонии с миром и с самим собой. Идеи Руссо нашли сторонников среди романтиков. На рубеже XVIII-XIX вв. противоречия имевшиеся между культурой и цивилизацией стали очевидны для многих: культура легко превращается в свою противоположность, если в ней начинает преобладать материально-вещественное, массовое, количественное начало.

Для немецкого философа-культуролога О. Шпенглера вступление в фазу цивилизации предопределяет смерть культуры, которая неспособна гармонично развиваться в условиях механистичности и искусственности цивилизации. Американский этнограф Р. Редфилд полагал, что культура и цивилизация – совершенно самостоятельные сферы человеческого бытия: культура – неотъемлемая часть жизни всех, даже самых маленьких и неразвитых сообществ людей, самых простых «народных сообществ», а цивилизация – сумма приобретённых навыков людей, живущих в очень сложных и изменчивых обществах.

Соотношение указанных понятий в культурологии является краеугольным камнем. Оба этих понятия отличаются многозначностью смыслов. В трактовке их соотношения существуют три основных тенденции: отождествление, противопоставление и частичное взаимопроникновение. Суть каждой из названных тенденций определяется трактовкой содержания данных понятий. В научном обиходе бытует довольно большое количество определений культуры как совокупности ценностей, иногда материальных и духовных (Фрейд, Тайлор), а иногда только духовных (Бердяев, Шпенглер). Понятие цивилизации возникло в XVIII веке и его использование связано с именем Гольбаха. Слово «цивилизация» французского происхождения, но берет свое начало от латинского корня civilis – гражданский, государственный. Существует целый ряд определений понятия цивилизации. Из них можно привести следующие: цивилизация – это синоним культуры; уровень и степень общественного развития; эпоха, следующая за варварством; период деградации и упадка культуры; степень господства человека и общества над природой посредством орудий труда и средств производства; форма социальной организации и упорядоченности мира, основанная на приоритете развития новых технологий. В попытках поставить знак равенства между культурой и цивилизацией есть определенная логика. Они обусловлены чертами сходства, к которым следует отнести:

Социальную природу их происхождения. Ни культура, ни цивилизация не могут существовать вне человеческого начала. Эти характеристики чужды девственной природе.

Цивилизация и культура являются результатом человеческой деятельности и, по сути, являются искусственной средой обитания человека, другими словами – второй природой.

Цивилизация и культура есть результат удовлетворения потребностей человека, но в одном случае преимущественно материальных а в другом – духовных.

Наконец, цивилизация и культура являются различными сторонами общественной жизни. Их нельзя разъединить без нанесения ущерба, препарирование возможно только на теоретическом уровне.

На позиции отождествления культуры и цивилизации стоял З.Фрейд, который считал, что то и другое отличает человека от животного.

На позиции противопоставления настаивали О.Шпенглер, Н.Бердяев, Т.Маркузе и другие мыслители. Шпенглер разводил эти понятия чисто хронологически, культура для него сменяется цивилизацией, что приводит ее к упадку и деградации. «Цивилизация есть совокупность крайне внешних и крайне искусственных состояний… цивилизация есть завершение» 1 .

Н.Бердяев считал, что практически на всем протяжении своего существования культура и цивилизация развиваются синхронно, за исключением истока, что дало возможность философу сделать вывод о первичности цивилизации, т.к. удовлетворение материальных потребностей предвосхищало удовлетворение духовных. Н.Бердяев выявляет прежде всего различия, подчеркивает особенные черты и культуры, и цивилизации. По его мнению, в культуре акцентируются духовное, индивидуальное, качественно, эстетическое, выразительное, аристократическое, стабильно устойчивое, иногда консервативное начало, а в цивилизации – материальное, социально-коллективное, количественное, тиражированное, общедоступное, демократическое, прагматически-утилитарное, динамично-прогрессивное. Бердяев отмечает, что происхождение цивилизации мирское, она родилась в борьбе с природой вне храмов и культа.

Позиция противопоставления содержательной сути цивилизации и культуры характерно и для Т.Маркузе, считавшего, что цивилизация – это жесткая, холодная, повседневная реальность, а культура – вечный праздник. Маркузе писал: «Духовный труд культуры противостоит материальному труду цивилизации, как будний день противостоит выходному, работа – досугу, царство необходимости – царству свободы» 1 . Таким образом, по Маркузе, цивилизация – повседневная будничность, жесткая необходимость, а культура – вечный праздник, некий идеал, иногда – утопия. Но, в сущности, культура как духовный феномен – это не только иллюзия, но и реальность. Шпенглер, Бердяев, Маркузе, ставя цивилизацию в оппозицию культуре как понятия-антиподы, все-таки понимали, что они взаимозависимы и взаимообусловлены.

Таким образом, цивилизация и культура сосуществуют вместе и являются результатом человеческой деятельности по преобразованию природы и человека. Цивилизация позволяет человеку решить вопрос социальной организации и упорядоченности окружающего мира, а культура – духовно-ценностной ориентации в нем. Русский писатель М.Пришвин заметил, что цивилизация – это сила вещей, а культура – связь людей. Для Пришвина культура – союз творческих личностей, антитеза цивилизации, основанной на стандарте. Обе – и культура, и цивилизация – сосуществуют в его представлении параллельно и состоят из различных рядов ценностей. Первая включает в себя «личность – общество – творчество – культуру», а вторая – «размножение – государство – производство – цивилизацию» 2 .

Основное направление влияния культуры на цивилизацию осуществляется посредством ее гуманизации и внесения в человеческую деятельность осознания творческого аспекта. Цивилизация же с ее прагматическими установками зачастую теснит культуру, сжимает ее духовное пространство. В различные исторические периоды культура и цивилизация занимали в социуме разный удельный вес. В ХХ веке ощутима тенденция увеличения пространства цивилизации по сравнению с культурой. В настоящее время актуален вопрос о поисках реальных механизмов, их обоюдного плодотворного сосуществования.

ГЛАВА 5. СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК КОМПЛЕКСНОЙ НАУКИ.

Культурология, комплексная наука, изучающая все аспекты функционирования культуры, от причин зарождения до различных форм исторического самовыражения, стала одной из наиболее существенных и бурно развивающихся в последнее время гуманитарных учебных дисциплин. Это, несомненно, имеет свои, совершенно очевидные причины. Предметом культурологии является культура, а явно обозначившийся интерес к феномену культуры, легко объясняется определенными обстоятельствами. Попытаемся охарактеризовать некоторые из них:

1.Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура привлекает к себе внимание как неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывать воздействие на исторический процесс, на самого человека.

2. Актуален и вопрос о соотношении понятий культура и общество, культура и история. Какое воздействие оказывает культурный процесс на общественную динамику? Что принесет культуре движение истории? В прошлом социальный цикл был гораздо короче культурного. Человек, появившись на свет, заставал определенную структуру культурных ценностей. Она не менялась в течение столетий. В XX веке ситуация резко изменилась. Теперь на протяжении одной человеческой жизни проходят несколько культурных циклов, что ставит человека в крайне трудное для него положение. Все меняется так быстро, что человек не успевает осмыслить и оценить по достоинству те или иные нововведения и оказывается в состоянии потерянности и неуверенности. В связи с этим особую значимость приобретает выявление наиболее существенных особенностей культурной практики прошлых эпох во избежание моментов примитивизации современной культуры.

Всё вышеперечисленное далеко не исчерпывает причин, объясняющих бурное развитие культурологии в наши дни.

Постепенно формируется и терминологический аппарат этой науки, состоящий из категорий культурологии. Категории культурологии включают наиболее существенные понятия о закономерностях в развитии культуры как системы, отражают сущностные свойства культуры. На основании категорий культурологии ведётся изучение феноменов культуры.

Основными составными компонентами культурологии являются философия культуры и история культуры, области гуманитарных знаний, начавшие своё существование довольно давно. Слившись воедино, они и составили основу культурологии. В культурологических исследованиях исторические факты подвергаются философскому анализу и обобщению. В зависимости от того аспекта, на котором сосредотачивается основное внимание, создаются различные культурологические теории и школы. Философия культуры – раздел культурологии, изучающий концепции происхождения и функционирования культуры. История культуры – раздел культурологии, изучающий специфические черты культур различных культурно-исторических этапов.

Более новыми разделами культурологии, основные параметры которых продолжают формироваться до сих пор, являются морфология культуры и теория культуры.

Культура становится объектом пристального внимания исследователей в XVIII веке, веке Просвещения.

Немецкий философ Гердер рассматривал человеческий разум не как врожденную данность, а как результат образования и постижения образов культуры. Обретая разум, по мнению Гердера, человек становится сыном бога, царем земли. Животных он рассматривал как рабов природы, а в людях видел её первых вольноотпущенников.

Для Канта, культура – инструмент подготовки человека к осуществлению нравственного долга, путь из мира природы в царство свободы. Культура по Канту характеризует лишь субъекта, а не реальный мир. Её носителем является образованный и нравственно развитый человек.

По Ф. Шиллеру, культура состоит в примирении физической и нравственной природы человека: “Культура должна отдавать справедливость обоим – не только одному разумному побуждению человека в противовес чувственному, но и последнему в противовес первому. Итак, задача культуры двоякая: во-первых, охрана чувственности от захвата свободы, во-вторых, охрана личности от силы чувствований. Первого она достигает развитием способности чувствовать, а второго – развитием разума”.

У младших современников Шиллера– Ф. В. Шеллинга, братьев А.В. и Ф. Шлегелей и др. – на первый план выдвигается эстетическое значимость культуры. Главным ее содержанием провозглашается художественная деятельность людей, как средство божественного преодоления в них животного, естественного начала. Эстетические взгляды Шеллинга наиболее полно изложены в его книге “Философия искусства” (1802 - 1803), где отчетливо прослеживается стремление показать приоритет художественного творчества перед всеми другими видами творческой деятельности человека, поставить искусство и над нравственностью, и над наукой. Несколько упрощенно культура сводилась Шеллингом и другими романтиками к искусству, прежде всего, к поэзии. Человеку разумному и нравственному они, в известной степени, противопоставляли мощь человека-художника, человека-творца.)

В трудах Г.Ф.В. Гегеля основные виды культуры (искусство, право, религия, философия), представлены этапами развития «мирового разума». Гегель создает универсальную схему развития «мирового разума», в соответствии с которой, любая культура воплощает определённый этап его самовыражения. «Мировой разум» проявляется и в людях. Первоначально в виде языка, речи. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания “мирового разума”, начиная с “детского лепета” и кончая “абсолютным знанием”, т.е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития человечества. С точки зрения Гегеля развитие мировой культуры обнаруживает такую целостность и логику, которые не могут быть объяснены суммой усилий отдельных индивидов. Сущность культуры, по Гегелю, проявляется не в преодолении биологических начал в человеке и не в творческой фантазии выдающихся личностей, а в духовным приобщении индивида к «мировому разуму», подчиняющему себе как природу, так и историю. “В развитии всеобщности мышления состоит абсолютная ценность культуры”, – писал Гегель.

Если исходить из культурологической схемы Гегеля, то в настоящее время человечество находится где-то на полпути между своим детским возрастом незнания и окончательным овладением “абсолютной идеей”, “абсолютным знанием”, определяющим и его “абсолютную культуру”. Несмотря на то, что Гегель непосредственно культуре не посвятил ни одного труда, его взгляды можно рассматривать как одну из первых целостных и достаточно убедительных предкультурологических концепций. Гегель не только обнаружил общие закономерности развития мировой культуры, но и сумел зафиксировать их в логике понятий. В работах «Феноменология духа», «Философия истории», «Эстетика», «Философия права», «Философия религии» он по сути дела проанализировал весь путь развития мировой культуры. Такого до него не делал ни один мыслитель. Тем не менее, философия культуры Гегеля – это еще не культурология. В трудах Гегеля культура ещё не выступает в качестве основного предмета исследования. Гегель фактически заменяет понятие культуры понятием истории самораскрытия «мирового разума».

Особый интерес для специалистов в области филологии и лингвистики представляю взгляды современника Гегеля – немецкого эстетика, языковеда и философа В. фон Гумбольдта, который использовал гегелевское понятие “духа” применительно к культуре отдельных народов. Он рассматривал каждую культуру как неповторимое духовное целое, специфика которого выражается главным образом в языке. Подчеркивая творческую природу языка как формы выражения национального духа, Гумбольдт исследовал его в тесной связи с культурным бытием народа. Работы Гумбольдта, в известной степени, знаменовали собой переход от преимущественно философского осмысления культуры (Вольтер, Руссо, Кант, Шиллер, Шеллинг, Гегель) к ее более предметному изучению.

Тем не менее, работы адекватные современному представлению о культурологии, появляются лишь во 2-ой пол. XIX века. Одной из таких можно по праву считать книгу англичанина Э. Б. Тайлора «Первобытная культура» (1871). Утверждая, что “наука о культуре есть наука о реформах”, он рассматривал культуру как процесс непрерывного поступательного развития. Тайлор дает одно из первых определений культуры обобщающего характера, которое считается и по сей день одним из наиболее объективных: “Культура или цивилизация в широком, этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества”.

В 1869 и 1872 гг. появляются две работы, которые неизменно включаются сейчас в число наиболее существенных для курса культурологии. Это «Россия и Европа» русского исследователя Н.Я. Данилевского и «Рождение трагедии из духа музыки» немецкого философа Ф. Ницше. Здесь уже налицо все признаки настоящего культурологического исследования: материал по истории культуры философски интерпретируется и сопровождается выкладками общетеоретического порядка. А главное – культура и ее формы являются основным объектом рассмотрения. О взглядах Данилевского и Ницше на культуру речь пойдет в следующей главе. Нужно лишь отметить, что факт появления культурологических исследований еще не означал появления самой науки. Ни Данилевский, ни Ницше культурологами себя не называли, да и вряд ли подозревали о том, что становятся праотцами новой науки. Данилевский воспринимал себя скорее историком, хотя по образованию был биологом, а Ницше вполне естественно выступал как философ.

В дальнейшем исследование проблем, связанных с культурой, становится все более и более привычным. Ученые находят все новые и новые аспекты в этом поистине безграничном явлении. В. Дильтей выступает инициатором использования приемов герменевтики для понимания образов культуры. Он полагает, что метод объяснения не пригоден для исследования явлений, связанных с человеческим творчеством, и должен быть заменен более тонким и психологичным методом понимания. Герменевтика первоначально являлась методом классической филологии, позволяющим осмысленно толковать и переводить памятники древней литературы. Дильтей же предлагает с помощью этого метода исследовать культурные эпохи, воссоздавая их психологическую структуру. «Природу мы объясняем,- полагал Дильтей – а духовную жизнь (т.е. культуру) мы понимаем». Герменевтические разработки стали основой «духовно-исторической школы» в культурологии.

Г. Зиммель обращает особое внимание на конфликтные моменты в культуре рубежа XIX - XX вв., пытаясь дать им глубокое объективное толкование. Предметом истории он считает эволюцию культурных форм, которая осуществляется в определенном направлении. В начале ХХ века с точки зрения философа происходит резкое отклонение линии развития культуры от прежних путей. В работе «Конфликт современной культуры» (1918) Зиммель объясняет характерное для данного исторического отрезка желание разрушить все старые формы культуры новыми, тем, что в последние десятилетия человечество живет вне какой-либо объединяющей идеи, как это было вплоть до середины XIX века. Новых идей возникает много, но они столь фрагментарны и неполно выражены, что не могут встретить адекватного отклика в самой жизни, не могут сплотить общество вокруг идеи культуры. «Жизнь в своей непосредственности стремится воплотить себя в явлениях, но вследствие их несовершенства обнаруживает борьбу против всякой формы», – пишет Зиммель, обосновывая свое видение причины кризисных явлений в культуре. Возможно, философу удалось открыть один из существеннейших показателей культурного кризиса как такового: а именно – отсутствие глобальной общественно важной идеи, способной сплотить все культуротворческие процессы.

Точка зрения Зиммеля крайне интересна ещё и потому, что высказана именно в тот период, когда культурология окончательно превращается в самостоятельную науку. Ощущение кризиса, характерное для оценки состояния культуры самыми разными мыслителями, в определенной степени, предопределило завершение формирования науки о культуре. Формирование культурологии было завершено под воздействием определенных событий в европейской культуре. Они свидетельствовали о глубоком переломе в истории, равном которому не было в предшествующие столетия. Первая мировая война и революции в России, Германии, Венгрии, новый тип организации жизни людей, обусловленный индустриальной революцией, рост власти человека над природой и гибельные последствия этого роста для природы, рождение обезличенного «человека массы» – все это обязывало иначе взглянуть на характер и роль европейской культуры. Многие ученые, также как и Зиммель, считали её положение крайне плачевным и уже не рассматривали европейскую культуру как некий культурный эталон, говорили о кризисе и распаде ее основ.

В конце 1915 г. русский философ Л.М. Лопатин пророчески говорил, что современный мир переживает огромную историческую катастрофу, – настолько ужасную, настолько кровавую, настолько чреватую самыми неожиданными перспективами, что перед ней немеет мысль и кружится голова... В свирепствующей теперь небывалой исторической буре не только реками льется кровь, не только крушатся государства... не только гибнут и восстают народы, – происходит и нечто другое... Крушатся старые идеалы, блекнут прежние надежды и настойчивые ожидания... А главное – непоправимо и глубоко колеблется самая наша вера в современную культуру: из-за ее устоев вдруг выглянуло на нас такое страшное звериное лицо, что мы невольно отвернулись от него с отвращением и недоумением. И поднимается неотступный вопрос: да что же такое, в самом деле, эта культура? Какая ее моральная, даже просто жизненная ценность?

Последующие события в Европе и в мире показали, что Лопатин, ничуть не преувеличивал значение кризисных явлений в культуре. Стало очевидно, что человек и сама культура могут развиваться совсем не так, как представлялось когда-то деятелям Просвещения и гуманистам Возрождения, что идеал саморазвивающейся творческой личности в XX веке выглядел просто утопией. Оказалось, что даже образованные люди способны на акты вандализма и массовое уничтожение себе подобных. Складывалась парадоксальная ситуация: историческое развитие продолжалось, а культурное развитие замедлялось, обращалось как бы вспять, возрождая в человеке древние инстинкты разрушения и агрессии. Эту ситуацию невозможно было объяснить на основе традиционных представлений о культуре, согласно которым она является процессом организации и упорядочивания самой истории.

Следовательно, культурология как мировоззренческая наука окончательно укрепила свои позиции в результате осознания широкими слоями общества кризисного состояния культуры начала ХХ века, также как бум, переживаемый культурологией сейчас, объясняется кризисом состояния культуры его конца.

Внимание выдающегося немецкого социолога Макса Вебера привлекали проблемы религии и культуры. В рамках исторической социологии Вебер предпринял грандиозную попытку изучить роль протестантской этики в генезисе западноевропейского капитализма. Его работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1904–1905) вызвала впоследствии целую серию исследований, связанных с социологическим изучением «хозяйственной роли» мировых религий.

Другой представитель семейства Веберов, Альфред занимался анализом кризисных явлений в культуре, настаивая на целостности мировой культуры, в противовес популярным идеям циклистов, признавая при этом наличие глубочайшего общего кризиса европейской культуры 1-ой пол XX века.

Ощущение дискомфорта и неуверенности было настолько сильно, что опубликованный в 1918 году первый том сочинения О. Шпенглера «Закат Европы», был встречен с небывалым интересом. Книгу читали и обсуждали не только специалисты: философы, историки, социологи, антропологи и т.д., но и все образованные люди. Она стала неотъемлемой частью многих университетских программ. И это несмотря на существенную критику многих высказанных Шпенглером положений. Правомерен вопрос о причинах такого интереса к этому произведению. Ведь Шпенглер буквально повторил некоторые моменты из написанного на полвека раньше произведения Данилевского «Россия и Европа», которое было замечено лишь узким кругом профессионалов.

Несомненно, что дело было в культурно-исторической обстановке. Само название «Закат Европы» звучало как нельзя более актуально. Большинство современников Шпенглера действительно ощущали, что живут в мире крушения старых привычных культурных норм, и неизбежно ставили перед собой вопрос, означает ли это конец европейской цивилизации вообще, или же является началом следующего витка в ее развитии. Читая Шпенглера, люди пытались найти ответ на мучительный вопрос о судьбе культуры.

Приведенные выше высказывания Зиммеля и Лопатина по поводу общекультурной ситуации начала ХХ столетия достаточно точно отражают суть вопроса, но для сознания обывателя все обозначенные обоими философами тонкости, возможно, и не были столь очевидны. Но и на обывательском уровне культура того времени несла в себе такое количество новшеств, что осмыслить их и выработать к ним определенное отношение было крайне сложно. А вне культурных установок человек существовать благополучно не может. Вспомним, что начало века, было временем повсеместного и стремительного внедрения в жизнь электричества, и сопряженных с ним радио, телефона, телеграфа. Появляются граммофонная запись и кинематограф. Автомобиль из диковинки становится обыденным явлением. Создаются летательные аппараты (аэропланы и дирижабли). Многое из того, что казалось фантастикой и мечтой, становится обыденностью, но особенного счастья человечеству не приносит. Происходит и коренная ломка привычных общественных структур.

Болезненность восприятия человеком всего комплекса существенных перемен отчетливо проявилась и в художественном творчестве. Культура авангарда сметала все установки прошлого, некоторые из которых просуществовали безальтернативно не одно тысячелетие. Прежде всего – это принцип мемезиса, или жизнеподражания, который считался незыблемым для литературы и изобразительного искусства со времен Аристотеля. Посетители художественных выставок, привыкшие лицезреть узнаваемые изображения современников или знакомые образы природы, чувствовали себя крайне неуверенно перед полотнами кубистов или абстракционистов. Если учитывать тот факт, что до сих пор вкусы большинства людей склоняются к реалистическому искусству, то легко представить какое недоумение испытывали те, кто первыми соприкоснулся с авангардистскими приёмами. Подробнее об основах модернистского искусства будет рассказано в главе, посвященной новым направлениям в культуре ХХ века. В контексте данной главы упоминание об абстракционизме необходимо как еще один аргумент в пользу подтверждения резкого слома традиционных форм культуры, характерного для времени формирования культурологии.

Многие ученые, занимающиеся разными аспектами гуманитарных знаний, сочли для себя делом чести принять участие в создании общей теории культуры, отражающей многоаспектность и сложность этого понятия. Термин «культурлогия» появился не сразу. Он был внедрён примерно в 40-е гг. по инициативе американского исследователя культуры и антрополога Л.Э. Уайта. В работах “Наука о культуре” (1949), “Эволюция культуры” (1959). “Понятие культуры” (1973) и др. Уайт утверждал, что культурология представляет собой качественно более высокую ступень постижения человека, чем другие общественные науки, и предсказывал ей большое будущее. Он рассматривал культуру как некую целостную систему материальных и духовных элементов, а общий закон развития культуры формулировал с почти математической точностью: “Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе”. Получилось так, что к тому времени, когда Уайт ввёл в обиход название, сама наука уже активно функционировала.

Вместе с тем, нельзя не принимать во внимание тот факт, что культурология и по сей день остается самой противоречивой и многообразной наукой. Создать науку о культуре, равную по логичности, внутреннему единству, фундаментальности другим гуманитарным наукам, оказалось делом крайне не простым: слишком многогранен сам объект исследования. Этим объясняется многообразие толкований её специфики и составных компонентов.

«Культурология ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей... Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Исходя из такого понимания, культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития» , - пишет в статье «Культурология как интегративная область знаний» российский культуролог С.Я.Левит, и его позиция представляется вполне обоснованной, отражающей в полной мере сущность этой интереснейшей науки.

культурология¸ наука, статус культурологи, значимость, интегративность

Аннотация:

Одним из самых обсуждаемых вопросов современного образования, является вопрос о научном статусе культурологии. Культурология является признанной научной дисциплиной, давно доказавшей свою необходимость, состоятельность и эффективность во всем мире. В то же время она является достаточно молодой наукой, вызывающей значительное число открытых вопросов.

Текст статьи:

Интерес к культуре сопровождает всю историю человечества. Но никогда ещё она не вызывала такого пристального внимания, как в наши дни. Поэтому не случайно и появление особой отрасли человеческого знания, изучающей культуру, и культурологии, соответствующей учебной дисциплины.

Одним из самых обсуждаемых вопросов современного образования, является вопрос о научном статусе культурологии. Культурология является признанной научной дисциплиной. Она давно доказала свою необходимость, состоятельность и эффективность во всем мире. В России ситуация обстоит несколько иначе. Культурология является достаточно молодой наукой, вызывающей огромное количество споров. Перед российскими исследователями встает ряд многочисленных вопросов. Нужна ли российская культурология в современном мире, не является ли культурология маргинальной наукой, что такое культурологический подход.

Данное социологическое исследование на тему «Социальное понимание культурологии» проводилось с целью выяснить отношение общества к культурологизации современного образования и культурологии, как научной дисциплине.

Респондентам предлагалась анкета с рядом вопросов, соответствующих данной тематике. В процессе исследования было опрошено 50 человек в возрасте от 18 до 40 лет. Данная возрастная категория респондентов наиболее подходит для данного опроса, так как люди от 18 лет уже имеют за плечами знания, определяющие их предрасположенность к тем или иным наукам, которые смогут ответить на предложенные вопросы. Люди до 40 лет уже получившие образование, работающие в той или иной области, возможно, продолжают обучение, либо находятся в научной сфере.

Данные, полученные в процессе исследования, позволяют говорить о том, что тема культурологизации образования, является актуальной для общества. 87 % опрошенных показали достаточно глубокие знания в области данной тематики исследования. 2% — низкий уровень знания в этой области, и 11% опрошенных показали поверхностные знания.

Респонденты, которые оказались более осведомленными по предложенной теме, относятся к возрастной категории от 20 до 30 лет, обучающиеся в вузах. Стоит отметить, что происходящая гуманитаризация образования, внедрение в высшие учебные учреждения дисциплин культурологического цикла, создания в вузе гуманитарной сферы, способствует самореализации, самоопределению личности студента в пространстве современной культуры. Данное число опрошенных, находятся в процессе освоения профессиональных дисциплин, в том числе и культурологических.

Достаточно поверхностные знания показали респонденты в возрасте от 30 до 40 лет. 11 % от общего числа респондентов, не изучали культурологию в вузе, поэтому формируют свое мнение по данной тематике на основе самостоятельно полученных знаний.

Стоит отметить, что деятельность респондентов и возрастная категория, в которой они находятся, играют немаловажную роль в знаниях, которыми они руководствовались, отвечая на предложенные вопросы.

Вопрос о статусе и социальном понимании культурологии, о ее роли в гуманитаризации образования, разделил мнения респондентов таким образом, что одни считают, что культурология принципиально не может быть самостоятельной наукой, приписывая ей междисциплинарный характер. Другие настаивают на том, что это синтез других фундаментальных наук, дающий новое знание и имеющий свой специфический подход, что, в общем, дает все основания для определения культурологии как науки. Аргументы и одних, и других не безосновательны, и, при попытке подробного рассмотрения оказывается, что они настолько сопряжены друг с другом, что в конечном итоге составляют единое целое. Это видно на примере многих аспектов, поддающихся критике. В частности, на примере методологии, о наличии которой часто возникают споры. С одной стороны заявляется, что культурология не имеет своего собственного метода исследования, а лишь пользуется заимствованными из других фундаментальных наук, прежде всего, истории. Однако, весьма резонно замечают с другой стороны, что подобное положение дел играет лишь на руку культурологии как науке, так как лишний раз показывает всю научную широту и глубину, которые и берутся как раз от использования разноплановых методов.

Любая наука использует свои специфические методики, приемы рассмотрения тех или иных процессов и явлений, которые она изучает. Методы, применяемые в физике, отличаются от методов, применяемых в социологии или других науках. Но иногда применяются методы схожие, тождественные для различных наук. Граница между методами — подвижна; приемы, вырабатываемые в рамках одной науки, начинают успешно применяться в других. Раньше считалось, что подобно тому, как любая наука имеет свой предмет изучения, она должна иметь и свой специфический метод. Позднее выяснилось, что не ко всем наукам это применимо, особенно к социальным и гуманитарным.

Стоит отметить, что поскольку у социальных и гуманитарных наук имеется общий объект исследования, изучения, то все эти науки тесно взаимодействуют друг с другом в изучении этого объекта (Таблица № 1).

Таблица № 1. Специфика социального и гуманитарного знания

Социальное знание

Гуманитарное знание

Особенности: выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ факторов, влияющих на поведение людей

Особенности: выделение собственно научной гуманитарного знания и эзотерического знания, основанного на чувствовании, интуиции, вере

Объект: общество (человек)

Объект: человек (общество)

Предмет: социальные связи и взаимодействия, особенности функционирования социальных групп

Предмет: уникальное, неповторимое, во взаимосвязи с понятием личности; проблемы внутреннего мира человека, жизни его духа.

Науки: социология, политология, право, политическая экономия, философия, социология культуры и т.д.

Науки: филология, искусствоведение, история, культурная антропология, психология и т.д.

- строится на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте, социальные факты рассматриваются как «вещи» (Э. Дюркгейм); — приобретает характер прикладных исследований; — включает разработку моделей, проектов, программ регионального социокультурного развития.

Ведущая познавательная ориентация: — рефлексирует по поводу социокультурного смысла данного факта; — рассматривает в качестве текста любую знаково-символическую систему, имеющую социокультурный смысл; — предполагает диалогичность.

Естественнонаучные и социогуманитарные знания так же имеют схожесть и взаимосвязь в области своих специфик (Таблица № 2).

Таблица № 2. Специфика естественнонаучного и социогуманитарного знания

Естественнонаучное знание

Социогуманитарное знание

Объект познания: природа

Объект познания: человек

Субъект познания: человек

Субъект познания: человек

«Объективный» характер

Оценочный характер

Методы познания: количественные и экспериментальные

Методы познания: историко-описательный, историко-сравнительный, функциональный и др., предполагают интерпретацию автора

Установка в методологии: анализ

Установка в методологии: синтез

Это предопределяет то обстоятельство, что культурология, как гуманитарная наука, имеет тесные связи с другими науками: философией, историей, литературоведением, искусствоведением и т. д. Все эти науки обмениваются друг с другом знанием, методиками, взаимно обогащая, дополняя друг друга, утверждая в познании человека картину мира и общества, наиболее соответствующую реальным процессам, характеризующим человеческие сообщества в их функционировании и развитии. Относительно методологии можно сказать: эта научная область является общегуманитарной, поэтому и методы и методологию она может использовать практически всех гуманитарных наук.

Что касается категориального аппарата, то здесь культурологию часто обвиняют в отсутствии собственного, специфического набора категорий, в заимствовании из близких научных областей, преимущественно из философии. Но в этом заимствовании нет ничего предосудительного - культурологическое знание выделилось из философии. Поэтому преемственность категорий здесь естественна и оправданна. Но культурология имеет не только эти заимствованные категории, исследователи выделяют и специфический категориальный аппарат этого знания. Предметное поле культурологии определено четко - это культура. Это её специфический предмет, отличающий её от других социальных, гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как особой отрасли знания. Само понимание культуры, достаточно, широкое. И хотя нет единого определения культуры, все ученые сходятся в понятии культуры как предмета изучения.

И, наконец, о фундаментальных научных исследованиях. За свою небольшую историю культурология уже имеет авторов и их сочинения, которые исследуют как отдельные культурные явления, так и теоретические вопросы культурологии. Стоит выделить основные разделы культурологии, которые имеют свою сферу исследования (Таблица № 3).

Таблица № 3. Разделы культурологии

Разделы культурологии

Сферы исследований

Фундаментальная культурология

Цель: теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования

Онтология и гносеология культуры

Многообразие определений культуры и ракурсов познания, социальных функций и параметров. Основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология

Морфология культуры

Основные параметры функциональной структуры культуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, накопления и трансляции социального опыта

Культурная семантика

Представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации

Антропология культуры

Представления о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе» и «потребителе» культуры

Социология культуры

Представления о социальной стратификации и пространственно-временной дифференциации культуры, о культуре как системе социального взаимодействия

Социальная динамика культуры

Представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем

Историческая динамика культуры

Представления об эволюции форм социокультурной организации

Прикладная культурология

Цель: прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике

Прикладные аспекты культурологии

Представления о культурной политике, функциях культурных институтов, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, включая охрану и использование культурного наследия

Преподавание культурологии в негуманитарных вузах 85 % опрошенных считают необходимым. Объясняется это тем, что уровень общей культуры студентов стал настолько низок, что ставит под сомнение их личностную состоятельность, гражданские качества и даже их будущую профессиональную пригодность. Иначе говоря, бессмысленно готовить специалиста из человека, который не определился как личность. Сущность гуманитарного образования заключается в освоении тех аспектов культуры, которые обеспечивают способность личности к самопознанию, пониманию других людей и их сообществ. К таким аспектам культуры относятся: совокупность отношений людей к природе, между собой, к самим себе; система социальных норм и учреждений, духовные ценности; продукты духовного труда в сфере языка, искусства, общественных наук. Под уровнем образованности и профессионализма понимается качество личности, которое характеризуется способностью решать задачи познавательной, ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт. Способность применять культурологический подход к конкретной профессиональной деятельности в значительной мере влияет на черты и характеристики профессиональной культуры специалиста, структурным элементом которой является социокультурная компетентность (Таблица №4).

Таблица № 4. Культурология профессиональных сфер деятельности.

Разделы культурологии

Сферы знания

Фундаментальный аспект

Цель: теоретическое познание феномена культуры в условиях техногенной цивилизации, разработка категориального аппарата и методов исследования

Онтология инженерной культуры

Разнообразие определений культуры и ракурсов познания, социальных функций и параметров

Гносеология профессиональной культуры

Основания знаний об инженерной деятельности и их место в системе наук, внутренняя структура и методология

Морфология профессиональной культуры

Основные параметры функциональной структуры инженерной культуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, накопления и трансляции социального опыта

Семантика инженерной культуры

Представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного взаимодействия

Антропология инженерной культуры

Представления о личностных параметрах культуры, об инженере как «производителе» и «потребителе» техносферы

Социология культуры

Представления о социальной стратификации в рамках профессиональной культуры, о профессиональной культуре как системе социального взаимодействия

Социальная динамика профессиональной культуры

Представления об основных типах социокультурных процессов в рамках техногенной цивилизации, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем

Историческая динамика профессиональной культуры

Представления об эволюции форм социокультурной организации в рамках инженерной деятельности

Прикладной аспект

Цель: прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в практике техносферы

Прикладные аспекты культурологии техники

Представления о культурной политике, функциях культурных институтов, разрабатывает методы, основания и технологии прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, связанных с техносферой

В связи с этим культурологию можно считать основой любого профессионального знания, так как она в наибольшей степени отвечает задачам формирования творческой индивидуальности, отражения действительности в сознании человека в виде рациональных и нерациональных представлений, понятий, суждений, теорий, приобретения навыков создания и накопления знаний, развитие когнитивных качеств личности.

80 % респондентов склоняются к тому, что в школах обязательно должны преподаваться предметы культурологического цикла. 30 % опрошенных от данного числа, которые не изучали культурологию в школах, считают, что студентам вуза трудно дается понимание дисциплин культурологического цикла, так как школа не готовит их к этому. Гуманитарным должно стать само образование в целом, как среднее, так и высшее, любой специальный предмет необходимо преподавать с гуманитарных позиций, подчеркивая его значение. Этого можно достичь путем создания единой образовательной концепции школ и вузов. Основываясь на культурформирующем свойстве культурологии, присущей ей интегративности и системности, эту науку следует рассматривать как базовую, вводящую учащегося в безграничный мир высоких ценностей. Главной культурной категорией здесь является становление личности. Мир ценностей, представленный как совокупность множественных артефактов, позволяет обучающемуся ориентироваться на должные качественные показатели. Приоритетное значение принципа культуросообразности в современной школе открывает возможности теоретического обоснования и практического воплощения нового типа образования, который определяется как культурологическое личностно-ориентированное. Основываясь на анализе инновационных процессов, связанных с гуманизацией и гуманитаризацией образования, определяются особенности культурологической школы. В этой школе приоритетное значение придается изучению культуры и человека как ее субъекта, формируется образ культуры, общая картина мира связывается с общей картиной культуры (Таблица № 5).

Таблица № 5. Ряд желаемых культурологических дисциплин для преподавания в школах.

Наименование

дисциплины

Цели

МХК (Мировая художественная культура)

Формирование у учащихся целостной, многомерной картины духовного развития человечества в зеркале мировой художественной культуры; развитие способностей эстетического восприятия; выработка индивидуальных мировоззренческих позиций.

Краеведение

Расширение и углубление исторических и культурных знаний, на основе краеведческого материала, воспитывает любовь к своему краю.

Введение в культурфилософию

Формирование навыков философского мышления, познакомиться с разными культурами через проявление их мыслей, на основе этого выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки и ценности.

Культура и религии мира

Владение хотя бы минимумом информации о религиозном наследии человечества поможет школьникам понять многие явления мировой художественной культуры.

История культуры

Данная дисциплина направлена на формирование у школьников целостного представления об истории культуры человеческого общества. Способствует освоению учащимися исторического и культурного наследия, исторически сложившихся традиций и ценностей.

В целом, результаты исследования позволяют говорить о том, что культурология, как научная дисциплина, зарекомендовала себя в научной среде, достаточно прочно. Естественно, предлагаемые в анкете вопросы, не могут полностью раскрыть глубину познания респондента в данной области. Данные вопросы составлялись с учетом того, что все-таки не каждый из респондентов имеет высокие знания по данной теме, при подборке вопросов, также учитывалось и то, что само исследование не требовало от респондента обязательного причастия к культурологии. Важным и необходимым являлось выяснения отношения к данной проблеме.

По результатам данного социологического исследования, можно отметить то, что многие из респондентов, даже не имея глубоких познаний в предложенной теме, проявляли заинтересованность, желание в участие данного опроса.

Результаты исследования, можно назвать положительными, в конечном итоге, была достигнута поставленная цель. Также, хотелось бы отметить, что данная тематика исследования, как показали результаты анкетирования, имеет перспективу в дальнейшей разработке и проведения подобного исследования на выбранную тему.

Морфология культуры - раздел культурологии, исследующий внутреннюю организацию культуры, составляющие ее блоки. По классификации М. С. Кагана есть три формы предметного бытия культуры: человеческое слово, техническая вещь и социальная организация, и три формы духовной предметности: знание (ценностность), проект и художественная предметность, которая несет в себе художественные образы. По классификации А. Я. Флиера культура включает в себя четкие блоки человеческой деятельности: культура социальной организации и регуляции, культура познания мира, человека и межчеловеческих отношений, культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации; культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека. Морфология культуры - это изучение вариаций культурных форм в зависимости от их социального, исторического, географического распределения. Основные методы познания - структурно-функциональный, семантический, генетический, общая теория систем, организационный и динамический анализ. Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм: генетическое (порождение и становление культурных форм); микродинамическое (динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений: непосредственная трансляция культурной информации); историческое (динамика культурных форм в исторических масштабах времени); структурно-функциональное (принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества).

В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении определенной культуры. Общую морфологическую модель культуры - структуру культуры - в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом:

  • o три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением: специализированный, трансляционный, обыденный;
  • o три функциональных блока специализированной деятельности: культурные модусы социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура); культурные модусы социально значимого знания (искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура);
  • o обыденные аналоги специализованных модальностей культуры: социальная организация - домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; социально значимое знание - обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки; трансляция культурного опыта - игры, слухи, беседы, советы и т.п.

Таким образом, в едином поле культуры выделяются два уровня: специализированный и обыденный. Обыденная культура - совокупность идей, норм поведения, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей. Специализированный уровень культуры подразделяется на кумулятивный (где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности общества) и трансляционный. На кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. К ним относятся хозяйственная, политическая, правовая, философская, религиозная, научно-техническая и художественная культуры. Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; политической - нравы и обычаи; правовой культуре - мораль; философии - обыденное мировоззрение; религии - суеверия и предрассудки, народные верования; научно-технической культуре - практические технологии; художественной культуре - обыденная эстетика (народная архитектура, искусство украшения жилища). На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией.

Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют каналы связи:

  • o сфера образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются (передаются) последующим поколениям;
  • o средства массовой коммуникации (СМК) - телевидение, радио, печать, где осуществляется взаимодействие между "высокими научными" ценностями и ценностями повседневной жизни, произведениями искусства и массовой культурой;
  • o социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры и т.п.).

Уровни культуры, их составляющие и взаимодействие между ними отражены на рис. 1.

В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

Таким образом, структура культуры является сложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.

Структура культуры представляет собой систему, единство образующих ее элементов.

Доминирующие черты каждого из элементов образуют так называемое ядро культуры, выступающее в качестве ее основополагающего принципа, который и выражается в науке, искусстве, философии, этике, религии, праве, основных формах экономической, политической и социальной организации, в менталитете и образе жизни. Спец

Рис. 1.

ифика "ядра" той или иной культуры зависит от иерархии составляющих его ценностей. Таким образом, структуру культуры можно представить как разделение на центральное ядро и так называемую периферию (внешние слои). Если ядро обеспечивает устойчивость и стабильность, то периферия более склонна к инновациям и характеризуется относительно меньшей устойчивостью. Например, современную западную культуру часто называют обществом потребления, поскольку на первый план выдвинуты именно эти ценностные основания.

В структуре культуры можно выделить материальную и духовную культуры. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура. Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную (интеллектуальную) культуру; нравственную, художественную; правовую; педагогическую; религиозную.

По мнению Л. Н. Когана и других культурологов, есть несколько видов культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной. Они представляют собой "вертикальное" сечение культуры, "пронизывая" всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры.

Тема 1.

Структура и состав современного культурологического знания

1. Место культурологии в системе наук, объект, предмет, цели культурологии. Смежные дисциплины. Разделы культурологии.

2. Понятие "культура", классификация культуры

3. Функции культуры

До XX в. исследование культуры находилось в рамках философской и исторической наук. Выделение культурологии как отдельного научного блока в конце XX в. связано с накоплением большого объема знаний о культуре и необходимостью систематизировать его.

Термин "культурология" образован от лат. cultura (который в свою очередь произошел от colo, cultum, colere – «возделывать, обрабатывать») и от греч. logos (слово, понятие, учение, теория, разум, мысль, знание). Если брать за основу перевод как "знание о культуре", то это означает, что культурология изучает и теорию культуры, и историю культуры, если же брать как "теория культуры", то только теорию. Впервые слово «культурология» в качестве научного термина предложил использовать американский исследователь Лесли Уайт.

Существует несколько взглядов на вопрос о статусе культурологического знания:

1. Культурология – учебная дисциплина , которая рассматривает человека, общество и культуру, используя знания различных наук: философии , эстетики, этики, истории, искусствознания, религиоведения, этнографии, археологии, психологии, лингвистики и т.д. Эта гуманитарная дисциплина была введена в России в специфических условиях (1980-е гг.), когда происходил кризис марксисткой системы обществознания, и предназначалась она в основном для студентов негуманитарных вузов. После обретения экономикой, политологией, социологией, философией собственного места и значения в системе гуманитарного знания, культурология стала исполнять роль подготовительного курса дисциплин социально-гуманитарного цикла.

2. Культурология – самостоятельная отрасль научного знания, имеющая собственный объект и предмет познания, методы и подходы исследования., т.е. культурология – это наука о культуре (только в России).

Объект исследования:

o социокультурная среда (включающая культуру)

o наиболее общие закономерности культуры;

o принципы функционирования культуры в обществе;

o взаимосвязь и диалог различных культур;

o единые тенденции культурного развития человечества.

Предмет исследования:

· результат деятельности людей;

· модели культуры;

· установки, регулирующие жизнь общества, проявляющие себя в обычаях, законах, нормах и ценностях;

· коммуникационные связи между людьми, формирующие специальные языки межличностного общения;

Цели культурологии:

1. Прогнозирование и проектирование духовных процессов общественного развития, анализ социокультурных последствий общественных процессов;

2. Поиск новых методов социализации (общественного становления) и инкультурации (т.е. освоения содержания культуры) личности;

3. Предоставление знания о национальной культуре;

4. Сравнительный анализ культур (компаративный метод культурологического исследования).

Смежные с культурологией дисциплины

Антропология культуры (культурная антропология) показывает, что теория культуры имеет дело с этническими общностями, имеющими свою самобытную культуру. Сосредотачивает внимание на социальной структуре, политической организации, эконом.системе, система родства, особенностях пищи, жилища, одежды инструментов, религии, мифологии той или иной культуры. Культурная антропология опирается на большой этнографический материал.

Философия культуры (культурфилософия) – выступая в качестве самостоятельного направления, остается разделом в философии, направленным на осознание сущности и значения культуры. Философия культуры – это максимально возможный уровень обобщения культурных процессов. Изучает культуру в контексте фундаментальных философских проблем – бытия (онтология культуры), сознания, общества, личности.

Социология культуры – специфическая отрасль знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры и, соответственно, изучает социальные закономерности в человеческой деятельности. В социологии понятие «культура» обозначает созданную людьми искусственную среду существования: вещи, символические системы, обычаи, верования, ценности, нормы, находящие выражение в предметной среде, моделях поведения, которые усваиваются людьми, передаются ими из поколения в поколение, являются важным источником коммуникации, регулирования социального взаимодействия и поведения.

Выделяют 2 раздела в культурологии

Фундаментальная культурология изучает процессы и формы интеграции и взаимодействия людей на основе их общих ценностей, создает категориальный аппарат.

1. Прикладная культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной, социальной и культурной политики. Цель: прогнозирование и регулировка актуальных культурных процессов, разработка социальных технологий передачи культурного опыта, управление и охрана культуры, культурно-просветительская и досуговая деятельность.

Сегодня существует около 600 определений термина "культура", слово "культура" является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем изученности. Почему так много?

– Многообразие феномена культура

– Определение давали ученые из разных областей знаний

– Определения формулировались на основе разных методологических оснований

Термин "культура" – латинского происхождения, что значит "возделывание", "обработка", "уход". Цицерон (1 в. до н.э.) сказал: "Культура – это возделывание человеческого ума в процессе целенаправленного воздействия". То есть основным объектом «возделывания» становится сам человек, его внутренний мир. А следовательно до его размера начинается сужаться и само понятие «культура»: под ней начинают понимать только духовную культуру – область высших достижений человека в духовной сфере.

Более широкий и доминирующий подход в понимании культуры - когда акцент переносится на окружающий мир человека и таким образом культура расширяется, охватывая наряду с духовной и материальную сферу. Таким образом, культуру можно определить как совокупность достижений (и утрат) человечества в материальной и духовной сфере.


Похожая информация.


    До недавнего времени культура изучалась, в том числе и в высшей школе, в рамках давно сложившихся научных дисциплин: философии, истории, лингвистики, этнографии, искусствознания, археологии. Традиционные науки изучали отдельные виды и элементы культуры: язык, право, мораль, искусство. Однако, постепенно выяснилось, что такой подход узок и не дает целостного представления о культуре как явлении сложном, многогранном, представленном во всех сферах общественной жизни. В середине XX века началось формирование культурологии как общей, интегральной науки о культуре, как самостоятельной научной дисциплины. Культурология постепенно обретает свой статус, предмет, соответствующие ему методы исследования. Сам термин "культурология" стал употребляться еще с начала XIX столетия. В начале XX века американский ученый Л. Уайт (1900-1975) ввел термин "культурология" в широкий научный оборот и обосновал необходимость общей теории культуры.

    В настоящее время культурология еще полностью не отделилась от философии и конкретных наук. Она формируется на базе этих наук и многое берет у них: категориальный аппарат, принципы, методологию и методику исследования.

    На современном этапе культурология предстает как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.

    Культурология включает два основных раздела:

    Теоретическую культурологию;
    - эмпирическую и прикладную культурологию.

    К теоретическому уровню относятся все виды познания культуры, которые обеспечивают разработку и построение научной теории культуры, т.е. логически организованной системы знаний о культуре, ее сущности, закономерностях функционирования и развития. В системе теоретического познания культуры различают общую и частные теории культуры. К основным проблемам общей теории культуры относятся проблемы ее сущности, структуры, функций, генезиса, исторической динамики, типологизации. Частные теории культуры изучают отдельные сферы, виды и стороны культуры. В их рамках исследуются экономическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная культура, культура быта, сферы обслуживания, управления, культура личности, культура общения, управление культурой.

    К эмпирическому уровню относятся те формы научного познания культуры, благодаря которым обеспечивается накопление, фиксация, обработка и систематизация материала о конкретных культурах и их компонентах. Эмпирический уровень дает наиболее конкретное, детальное и многообразное знание о культуре.

    Прикладная культурология использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Теоретический и эмпирический уровни исследования культуры органически взаимосвязаны и предполагают друг друга. Эмпирические исследования дают материал для теоретических обобщений и являются критерием проверки истинности и эффективности теоретической концепции. Теория логически объединяет эмпирические данные и дает им смысловое объяснение, интерпретацию.

Кроме того, теория направляет эмпирические исследования. Осознает или не осознает это исследователь, но именно теория,теоретический замысел, идея дают ориенти ры по поводу того, что изучать, как изучать и для чего изучать.

2) Восточное средиземноморье - родина трёх мировых религий.

    Во всемирно-историческом процессе различные религии играют различную роль.

    Наиболее заметную, как указывалось, выполняют те из них, которые принято

    называть мировыми по количеству верующих: буддизм, христианство, ислам.

    Именно эти религии проявили максимальную приспособляемость к изменяющимся

    общественным отношениям и вышли далеко за пределы территории, где

    первоначально возникли. Мировые религии никогда не оставались неизменными, а

    трансформировались в соответствии с ходом истории. Происхождение мировых

    религий не отличается от происхождения религий вообще. Они стали мировыми не

    сразу, а лишь в ходе исторического процесса.

    Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н. э. в условиях господства

    рабовладельческих отношений. Для раннего буддизма характерно стремление

    указать выход из тяжелого положения людей в признании их духовного равенства,

    якобы дающего возможность добиваться спасения всем, независимо от их

    социального положения. Сложившись в начале как одна из многочисленных сект

    (или философских школ) Северной Индии, буддизм затем широко распространился

    по всей Индии, а позже в странах Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии. Он

    проявил большую пластичность, вобрав в себя религиозные верования и культуры

    разных стран.

    Христианство, зародившись первоначально в Восточном Средиземноморье в

    еврейской этнической среде как одна из сект иудаизма, позже, хотя и не сразу,

    но решительно порвало с этой материнской основой, вступив с ней в

    противоречие. Почти вытесненное из своей родины, христианство обнаружило

    необычайную силу экспансии. В I в. н. э. оно распространилось среди рабов -

    вольноотпущенников, бедняков или бесправных, покоренных или рассеянных Римом

    народов. А затем в ходе исторического процесса проникло во все зоны земного

    шара.

    Этому в большой степени способствовал отказ христианства от этнических,

    социальных ограничений и жертвоприношений. Основные идеи христианства -

    искупительная миссия Иисуса Христа, второе пришествие Христа, Страшный суд,

    небесное воздаяние, установление царствия небесного.

Христианство имеет три направления: католицизм, православие и протестантизм,

который, в свою очередь, включает течения - лютеранство, кальвинизм,

англиканство.

Ислам возник в Аравии в VII в. н. э. в иных социальных условиях. В отличие

от буддизма и христианства он возник не стихийно, а в результате

целенаправленных действий феодальной арабской знати, заинтересованной в

    объединении сил для осуществления территориальных захватов и торговой

    экспансии. Ислам широко распространился среди многих стран Азии и Африки.

    Историческая судьба всех трех мировых религий при всей неодинаковости

    исторической среды имеет нечто общее. Зародившись первоначально в одной

    определенной этнической культурной среде, каждая из этих трех религий в

    дальнейшем растеклась широко по разным странам, попадая в различные условия,

    гибко приспосабливаясь и одновременно воздействуя на них. Уже одно это

    обстоятельство говорит о многом с точки зрения взаимодействия данных религий

    и искусства различных народов.

    3) Библия как памятник культуры.

Библия – свод произведений древнего фольклора.

Библия по праву считается Книгой Книг. Она неизменно занимает 1-е место в

мире по чтимости и читаемости, общим тиражом, частоте издаваемости и

переводам на другие языки. О значении ее для верующих христиан вообще

говорить не приходится. Библия – это символ и знамя культуры почти двух

тысячелетий. Библия – это жизнь целых народов и государств, городов и сел,

общин и семей, поколений и отдельных личностей. По библии рождаются и

умирают, женятся и выходят замуж, воспитывают и наказывают, судят и правят,

учатся и творят. На Библии клянутся, как на самом святом из того, что только

можно отыскать на земле. Библия давно и бесповоротно вошла в плоть и кровь

повседневной жизни и разговорный язык. Библеизмов, которыми насыщена наша

речь и которые давно превратились в поговорки, многие даже не замечают (глас

вопиющего в пустыне, козел отпущения, кто не работает – тот не ест, зарыть

талант в землю, Фома неверующий и пр.).

Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором бы

столько писали, столько бы спорили, как Библия. И вряд ли давались одной

книге столь различные оценки – от религиозного преклонения перед ней до

юмористической перелицовки библейских сюжетов (Лео Таксиль «Занимательная

Библия»). В религиоведческой литературе мы также находим множество сочинений,

Библия – это сборник из нескольких десятков книг религиозно-исторического,

законодательного, пророческого и литературно-художественного содержания. В

ней выделяют две части: Ветхий завет и Новый завет. Христиане признают

священными обе эти части, но непосредственно с христианством связан Новый

завет. К истории древнего Востока относится лишь Ветхий завет, наиболее

объемная части Библии.

Ветхий завет распадается на три крупных раздела: 1 – Пятикнижите; 2 –

Пророки; 3 – Писания. Пять книг первого раздела – это «Бытие», «Исход»,

«Левит», «Числа», «Второзаконие». Во второй раздел входят книги «Иисус

Навин», «Судии», две «Книги Самуила», две «Книги царей», рассказы о

двенадцати «малых пророках». В третий раздел входят «Псалтырь», «Притчи

Соломона», «Иов», «Песня песней», «Руфь», «Плач Иеремии», «Книга

проповедника» («Экклезиаст»), «Эсфирь», книги пророков Даниила, Эзры, Неемии,

две книги Хроник.

4) Идеалы культуры эпохи Просвещения.

Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории

человеческой цивилизации благодаря мировому масштабу и долговременному

значению. Хронологические рамки данной эпохи определены крупным немецким

ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии и

Великой французской революцией 1789 г. Социально-экономическими предпосылками

культуры эпохи Просвещения являются кризис феодализма и начавшееся тремя

веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе.

Определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса,

которая тесно переплетается с понятием “разума”. Здесь нужно учитывать

изменение понимания “разума” - до середины XVII в. разум, воспринимался

философами как “часть души”, после Локка он становится скорее процессом

мышления, приобретая одновременно функцию деятельности. Тесно связанный с

наукой, разум превращается в ее главное орудие. Именно в эпоху Просвещения

была сформулирована концепция “вера в прогресс через разум”, определившая

надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных

последствий человечеству.

Для культуры просветителей характерна абсолютизация значимости воспитания в

формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно

Краткое описание

До недавнего времени культура изучалась, в том числе и в высшей школе, в рамках давно сложившихся научных дисциплин: философии, истории, лингвистики, этнографии, искусствознания, археологии. Традиционные науки изучали отдельные виды и элементы культуры: язык, право, мораль, искусство. Однако, постепенно выяснилось, что такой подход узок и не дает целостного представления о культуре как явлении сложном, многогранном, представленном во всех сферах общественной жизни. В середине XX века началось формирование культурологии как общей, интегральной науки о культуре, как самостоятельной научной дисциплины. Культурология постепенно обретает свой статус, предмет, соответствующие ему методы исследования. Сам термин "культурология" стал употребляться еще с начала XIX столетия. В начале XX века американский ученый Л. Уайт (1900-1975) ввел термин "культурология" в широкий научный оборот и обосновал необходимость общей теории культуры.