Джефф Кунс (англ. Jeff Koons, род. 21 января 1955 года, Йорк, Пенсильвания, США) - американский художник. Известен своим пристрастием к китчу , особенно в скульптуре. Его работы входят в число самых дорогих произведений современных художников.

Джефф Кунс родился в Йорке, Пенсильвания. Будучи подростком, почитал Сальвадора Дали . Джефф Кунс посещал школу при Художественном институте Чикаго и Мэрилендский художественный колледж.

После колледжа Кунс работал брокером на Уолл-Стрит. Он получил признание в 1980-х годах, после чего создал студию-завод в Сохо (Нью-Йорк). Он возглавил штат из более чем 30-ти сотрудников, каждый из которых отвечал за отдельные аспекты его работы (прослеживается явная связь с «Фабрикой» Энди Уорхола).

Сейчас художник является президентом корпорации Jeff Koons LLC со штаб-квартирой в Нью-Йорке и 135 сотрудниками. Фактически это фабрика по производству предметов современного искусства - Кунс создаёт образы и модели на компьютере, а коллектив работает над их воплощением в материале.

Творчество Кунса классифицируют как нео-поп или пост-поп, направления, возникшие в 80-е годы как реакция на концептуализм и минимализм.

Ранние работы Кунса - концептуальная скульптура, одна из наиболее известных - «Три мяча 50/50 Бак», 1985 года, которая состояла из трёх баскетбольных мячей, плавающих в воде, которая заполняла прозрачную ёмкость наполовину. Влияние этой работы на более позднюю работу Дэмиена Херста , «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», не вызывает сомнения.

В 1990-е годы Джефф Кунс создал серию огромных скульптур из стали, имитировавших игрушки из продолговатых воздушных шариков. Игра в такие шарики, как говорил Кунс, в детские годы произвела на него впечатление, не стёршееся по сей день. Серия «Банальность», кульминацией которой стало создание в 1988 году позолоченной скульптуры Майкла Джексона («Michael Jackson and Bubbles») в натуральную величину. Три года спустя она была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за более чем пять миллионов долларов.

В 1991 году Джефф Кунс женился на итальянской порнозвезде Илоне Шталлер, больше известной под именем Чиччолина. В 1992 году у пары родился сын Людвиг, вскоре после этого брак распался. Громкую славу художнику принесли скульптуры серии «Сделано на небесах», изображающие в различных позах его занятия любовью с бывшей женой.

В 1992 году Кунс был приглашен создать скульптуру для выставки в Германии. Результатом стал «Щенок», 13-метровая скульптура терьера, украшенная цветами. В 1995 году скульптура была демонтирована и заново установлена в Музее современного искусства в Sydney Harbour. В 1997 году фигура была приобретена Фондом Соломона Р. Гуггенхайма и установлена на террасе Музея Гуггенхайма в Бильбао. Три человека, под видом садовников, попытались взорвать скульптуру, но были пойманы полицией. После установки «Щенок» стал одной из достопримечательностей Бильбао. Так, летом 2000 года эта скульптура была отправлена в Нью-Йорк на временную выставку в Рокфеллер-центре.

Директор Лос-анджелесского музея искусства (LACMA) обнародовал план построить перед входом в его здание 48-метровый кран, на котором будет подвешена копия локомотива 1940-х годов. Паровоз, по замыслу Джеффа Кунса, будет периодически пыхтеть и выпускать пар, сообщила газета The New York Times. Стоимость проекта и сроки его реализации пока неизвестны, но дирекция музея уже получила поддержку Эли Брода (англ.), крупнейшего американского коллекционера современного искусства, чьё собрание, в частности, включает двадцать работ Кунса. LACMA объявил, что заплатит за композицию «Поезд», которая будет готова, как ожидается, в 2014 году, $25 млн.

Компания BMW поручила Кунсу расписать гоночный болид заводской команды для коллекции.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Ретроспектива Джеффа Кунса в Нью-Йорке - одно из главных арт-событий этого лета. К счастью, ее можно изучить прямо на сайте музея. По этому случаю мы решили подробно рассказать о главных работах американского скульптора, которого нужно знать в лицо

Скульптор Джефф Кунс —"самый успешный американский художник после Уорхола" и человек, для которого слово "китч" стало путеводной звездой. Сам же Кунс стал звездой всех арт-ярмарок и закрытых светских мероприятий. Его искусство, наоборот, все чаще приобретает массовый характер: сначала Кунс оформил альбом Леди Гаги и бутылку Dom Perignon, затем расписал водяные баки вместе с Джоном Балдессари и другими крупными художниками, а теперь приложил руку к дизайну нового флагманского магазина H&M и одной из их сумок.

Не зайти в музей американского искусства Уитни для тех, кто будет в Нью-Йорке этим летом, — настоящее преступление. В здании музея на Мэдисон-авеню сейчас выставлено более 120 работ Кунса, которые заняли четыре этажа. По этому случаю мы решили рассказать о главных произведениях Кунса, они стали вехами современного искусства.

1. Сидящий Майкл Джексон

Творчество Кунса характеризуют как нео-поп или пост-поп. Не то чтобы он и другие художники этого направления изобрели велосипед, но их искусство вывело поп-арт на новую ступень развития. В этом ключе связка с Уорхолом, которую журнал New York Magazine сделал, поместив Кунса на обложку , становится еще более убедительной. Как и его великий предшественник, Кунс воспевает в своих работах только современных знаменитостей и предметы потребления — на смену уорхоловской Мэрилин Монро пришел кунсовский Майкл Джексон.

2. Игры в баскетбол

Раннее искусство Кунса — это концептуальная скульптура. Ярчайший пример — работа "Три мяча 50/50 Бак" 1985 года, недавно показанная на выставке коллекции Дэмиена Херста в Мультимедиа Арт Музее. Херст бережно хранит аквариум с баскетбольными мячами, а мы можем не сомневаться, что именно эта работа Кунса в числе прочих повлияла на его скульптуры с коровами, овцами и акулами, помещенными в формальдегид.

3. Собаки

Собаки — одна из самых популярных тем в творчестве Кунса. Сегодня больше всего известны его зеркальные скульптуры, особенно после того, как в прошлом году Christie"s удалось продать работу Balloon Dog за $58,4 млн. Но самой первой знаменитой "собакой" Кунса стал 13-метровый "Щенок", весь украшенный цветами. В 1992 году скульптор представил его в Германии, после чего "собака" несколько раз переезжала, пока наконец не обосновалась во дворе музея "Гуггенхайм" в Бильбао.

4. Надувные тюльпаны

Букеты цветных тюльпанов из нержавеющей стали Джефф Кунс складывает с середины 1990-х. Один из них, как и "Щенок", стоит во дворе музея Гуггенхайм в Бильбао — он достигает двух метров в высоту и пяти в ширину. Бутоны тюльпанов словно сделаны из разноцветных воздушных шаров

5. Современная античность

В новом тысячелетии Джефф Кунс стал много рисовать на бумаге, объединяя в коллажах изображения античных скульптур с примитивными "почеркушками". Он обращается к искусству Древнего Рима и в работе над собственными скульптурами: в 2010-2012 годах Кунс изваял "Металлическую Венеру" из своих излюбленных материалов — нержавеющей стали с цветным глянцевым покрытием. Источником вдохновения стала древнеримская мраморная статуя Венера Каллипига.



6. Heart of Metal

Розовое металлическое сердце Heart — еще одна из самых известных работ Джеффа Кунса. В 2007 году она установила мировой рекорд на нью-йоркском аукционе Sotheby"s и была продана за $23,6 млн. Существуют и другие варианты: в золотом, фиолетовом, ультрамариновом и бирюзовом цветах. Гигантские металлические сердечки Джеффа Кунса можно назвать современным аналогом культовой скульптуры LOVE Роберта Индианы. Американский скульптор также воспевает любовь в металле и делает свои скульптуры похожими на конфеты в блестящей обертке.

7. Синий — самый теплый цвет

На первый взгляд в белоснежных скульптурах из серии Gazing Ball почерк Джеффа Кунса не узнать. На второй, признаться, тоже — "снежные" человеческие фигуры, застывшие в различных позах с синими шарами на плечах, ладонях и других частях тела, вообще не похожи на то, что делает скульптор. Серию этих работ Джефф Кунс впервые представил около года назад, когда в Нью-Йорке шли сразу две его выставки. Открыть публике скульптуры Gazing Ball решил один из крупнейших галеристов мира — Дэвид Цвирнер.

Сегодня, 27 июня, в нью-йоркском музее Уитни открывается ретроспектива самого популярного поп-артиста современности - Джеффа Кунса. Buro 24/7 Украина представляет гид по крупнейшей в истории персональной выставке художника и краткий обзор наиболее знаменательных периодов его творчества

Джефф Кунс родился в 1955 году в восточно-американском городке Йорк. После окончания двух художественных колледжей — сперва Чикагского, потом Мэрилендского — будущая звезда современного искусства начинает карьеру брокера на Уолл-Стрит. Эта практика службы на финансовой бирже в экономическом эпицентре Нью-Йорка оставила неизгладимый след в дальнейшем творчестве Кунса. Свидетельством чего сегодня может служить создание собственной корпорации Jeff Koons LLC со штаб-квартирой в нью-йоркском даунтауне и 135 сотрудниками. А фирменный и, видимо, не изменившийся со времен офисного прошлого, внешний облик художника лишь подтверждает эти ассоциации: именно таким более полувека назад видел образ современного художника гениальный предшественник Кунса Энди Уорхол. Ретроспектива в Уитни позволяет проследить художественную и коммерческую эволюцию Джеффа Кунса: от концептуализма к поп-арту, от Бойса и Кошута к Уорхолу и Ольденбургу, от камерной студии в Сохо к собственной корпорации в деловом центре Нью-Йорка, от дешевого костюма офисного клерка к дорогому костюму офисного клерка.

Ранние работы Кунса нарочито концептуальны, одна из наиболее известных — Three Balls 50/50 Tank — состоит из трех баскетбольных мячей, плавающих в воде, которая заполнила прозрачную аквариумную емкость. Ни у кого не вызовет сомнения влияние этого произведения на более позднюю работу "Физическая невозможность смерти в сознании живущего" авторства не менее знаменитого наследника Кунса и не менее успешного мастера селф-менеджмента в индустрии современного искусства Дэмиена Херста.

Джефф Кунс. Three Balls 50/50 Tank, 1985

Следующим этапом в творчестве Джеффа Кунса стала скульптурная серия под названием "Банальность". Она знаменует собой отказ художника от концептуалистской заумности и переход к эстетике поп-арта. Кульминацией "Банальности" стало создание в 1988 году позолоченной скульптуры Майкла Джексона (Michael Jackson and Bubbles) в натуральную величину — три года спустя она была продана на аукционе Sotheby"s в Нью-Йорке за более чем 5 млн $.

Джефф Кунс, Michael Jackson and Bubbles, 1988

Следующая серия Кунса окончательно утвердила художника в ипостаси поп-артиста: его огромные скульптуры из стали, имитировавшие игрушки из продолговатых воздушных шариков, можно считать иконами современного поп-искусства. Игра в такие шарики, по признанию Кунса, в детские годы произвела на него огромное впечатление. Инфантильная беспечность этой скульптурной серии Кунса свидетельствует о его приверженности к поп-артовой легкости Энди Уорхола и Дэвида Хокни, а ее недетские масштабы отсылают нас к гигантским монументам Роя Лихтенштейна и Класа Ольденбурга.

Джефф Кунс. Ballon Dog, 1994-2000

В 1991 году Джефф Кунс женится на итальянской порнозвезде Илоне Шталлер, больше известной под псевдонимом Чиччолина. Уже через год у пары родился сын Людвиг, вскоре после чего брак современного художника и порноактрисы распался. Следующая скульптурная серия Кунса под названием "Сделано на небесах" (Made in Heaven) не менее автобиографична: фаянсовые изваяния средних размеров изображают занятие любовью Кунса и Чиччолины в различных позах. Возвышенное заглавие этой серии отсылает к одноименной голливудской мелодраме 1987 года, а ироничный подтекст как нельзя лучше отображает ее форму и содержание — симбиоз китчевой субтильности и порнографичной искренности.

Джефф Кунс. Made in Heaven, 1991

Джефф Кунс (англ. Jeff Koons, род. 21 января 1955 года, Йорк, Пенсильвания, США) - американский художник.

Биография Джеффа Кунса

Джефф Кунс родился в Йорке, Пенсильвания. Будучи подростком, почитал Сальвадора Дали. Джефф Кунс посещал школу при Художественном институте Чикаго и Мэрилендский художественный колледж.

После колледжа Кунс работал брокером на Уолл-Стрит. Он получил признание в 1980-х годах, после чего создал студию-завод в Сохо (Нью-Йорк). Он возглавил штат из более чем 30-ти сотрудников, каждый из которых отвечал за отдельные аспекты его работы (прослеживается явная связь с «Фабрикой» Энди Уорхола).

Сейчас художник является президентом корпорации Jeff Koons LLC со штаб-квартирой в Нью-Йорке и 135 сотрудниками. Фактически это фабрика по производству предметов современного искусства - Кунс создаёт образы и модели на компьютере, а коллектив работает над их воплощением в материале.

Творчество Кунса

Творчество Кунса классифицируют как нео-поп или пост-поп, направления, возникшие в 80-е годы как реакция на концептуализм и минимализм.

Ранние работы Кунса - концептуальная скульптура, одна из наиболее известных - «Три мяча 50/50 Бак», 1985 года, которая состояла из трех баскетбольных мячей, плавающих в воде, которая заполняла прозрачную емкость наполовину.

Влияние этой работы на более позднюю работу Дэмиена Херста, «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», не вызывает сомнения.

В 1990-е годы Джефф Кунс создал серию огромных скульптур из стали, имитировавших игрушки из продолговатых воздушных шариков. Игра в такие шарики, как говорил Кунс, в детские годы произвела на него впечатление, не стершееся по сей день. Серия «Банальность», кульминацией которой стало создание в 1988 году позолоченной скульптуры Майкла Джексона («Michael Jackson and Bubbles») в натуральную величину. Три года спустя она была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за более чем пять миллионов долларов.

Джефф Кунс один из самых известных современных художников и скульпторов. Сразу стоит сказать, что работы Джеффа Кунса входят в число самых дорогих произведений искусства мира.

Как утверждает сам художник, с детства его любимым творцом был Сальвадор Дали. Именно этот сюрреалист и его бессмертные произведения повлияли на всё мировоззрение Джеффа Кунса.

Самыми известными работами являются: Три мяча 50/50 Бак, Физическая невозможность смерти в сознании живущего, Щенок и многие другие.

«Я люблю отсылки к истории искусства, к общей истории. Что в искусстве чудесно - ты можешь жить в мире метафор, архетипов. Мы можем работать с теми словарями, которые составили другие художники. Мы продолжаем их язык. Присмотритесь к моему Джексону - структура его глаз, вся форма скульптуры отсылает к египетской стилистке». Джефф Кунс

Ну, вы, в целом, поняли, да? Короче, про Кунса (1955-…) текст будет. Художник он хороший, известный, один из самых дорогих сейчас. Про него даже Владимир Кличко хорошо отзывается* - секс, говорит, Кунс изображает фантастически. Вот так приблизительно:

Из серии «Кама-Сутра»

Вообще, Кунса очень хочется назвать реинкарнацией Уорхола – тот бы, скорее всего, занимался сейчас чем-то похожим. У обоих область интересов - это массовое, банальное и безвкусное. У обоих арт-стратегия построена как бизнес-стратегия. И у обоих нет угрызений совести по этому поводу.

Вот выглядят они по-разному. Если Уорхол был каким-то долбанутым бесполым инопланетянином, чем довольно крепко шокировал пуританскую Америку, то Кунс – типичный клерк, чем шокирует уже всех – не должен современный скандальный художник ходить в костюме, быть вежливым и улыбаться. И коллекционировать классическое искусство, вроде Пуссена. Ну, не знаю, в морду бы кому дал, наркотиков бы покушал, что ли. Собственно, Кунс и был когда-то клерком – продавал билеты в Музей современного искусства – пока сам не стал деятелем этого самого современного искусства. А еще работал фондовым брокером на Уолл-стрит.

Известным Кунс стал в 80-е гг., после того, как начал делать такие вот штуки из серии «Банальность».


Змеи


Введение в банальность

Штуки эти довольно большие, в длину – больше метра. Все их мотивы – из их, американского, китча. Вроде наших матрешек, слоников и хохломы. Конечно, тут Кунс продолжает великую традицию апроприации, идущую от великого Дюшана , и преумноженную великим, естественно, поп-артом ,
т.е. вводит в пространство искусства что-то уже существующее и готовое. Это более тонкая апроприация, нежели у Дюшана, ну, так ведь и времени сколько прошло – все усложняется. Дюшан просто выставлял готовый предмет, совершенно чуждый искусству, Кунс воспроизводит готовый жанр – китч, тоже чуждый искусству. И тут даже не важно, делает Кунс увеличенные копии реально существующих изделий или придумывает их сам – они же более или менее одинаковые, все эти кошечки-собачки, стоявшие на комодах. Вот это он точно придумал сам:


Michael Jackson and Bubbles

Но по смыслам – то же самое. Монументализированный китч. Зачем ему понабилось его монументализировать? Ну, во-первых, это такая постмодернистская ирония – Кунс этой монументализацией как бы уравнивает низменный жанр – китч – с высоким – со скульптурой, чем доносит до нас простую мысль об относительности всех эстетических суждений, оценок и иерархий. Во-вторых, это просто ирония. Ведь мелкие вещи – а все эти штуки даже на картинках выглядят мелкими – будучи увеличенными, производят странное впечатление. Тем более такие убогие, хоть и богатые. Над ними хочется как-то по-доброму посмеяться. А такой смех – это оптимизм. А оптимизм помогает человеку хорошо относиться к самому себе. Чего Кунс и добивается. Видите, какой он добрый.

Сам-то Кунс, конечно, говорит, что в его работах ни китча, ни иронии нет. Один оптимизм признает. Это опять у него дьявольская ирония, как костюм и манеры клерка. Не надо верить его словам. Им и не верят – после этой серии критики стали называть его королем китча. По-доброму, естественно. Что, кстати, совсем неправильно. Тогда уж король игры в китч.

Следующая серия, «Сделано на небесах», принесла Кунсу всемирную славу.


Из серии «Made in Heaven»

Это понятно. Насколько люди любят всякую сентиментальную дребедень**, настолько же они любят хорошую, добрую порнографию. Их сочетание делает людей предельно оптимистичными и заставляет ну очень хорошо относиться к себе***. А Кунс-то - добрый. Вот он и сочетает.


Из серии «Made in Heaven»

Сочетает, но гадко, по-постмодернистски при этом насмехается над зрителем. Порнография-то и китч в массовом сознании, к которому как бы адресуется Кунс, разведены в смысле легитимности. Китч – он пушистый, добрый и комфортный, порнография – стыдная, запретная и вредная. А тут – все вместе. Да еще, как и в случае с «Банальностью», все поднято до уровня высокого искусства – и размерами, опять же, и контекстом. Оно же все в галереях выставляется или даже в Версале – была у Кунса там недавно могучая выставка. Т.е. вся вот эта пошлятина и гадость – в бывших королевских интерьерах, прямо посреди классического искусства. Ужас.

Прямо скажем, для работы над этой серией – а она большая, и включает в себя и просто бесстыдную порнуху с откровенно показанными гениталиями в состоянии возбуждения – Кунсу пришлось пострадать. Сначала он был вынужден жениться на развратной венгерской женщине из Италии Чиччолине, в девичестве - Илоне Шталлер, активно подрабатывавшей в качестве порнозвезды. А потом еще и фотографироваться с ней в голом виде. И все это потом показывать людям. Невыносимо.

Помимо высокого гуманизма, сочетания легитимно не сочетаемого и личной кунсовой жертвенности эта серия интересна еще тем, что, наверное, впервые в искусстве в качестве реди-мейд выступил настоящий, живой, нормально функционирующий человек****. Выступила. Реди-мейдовость Чиччолины состояла в том, что она была взята и перенесена в искусство со всем своим настоящим и прошлым без всяких поправок и изменений. Она изображала сама себя в своем естественном, порнографическом виде, даже аксессуары и типа одежда на ней те же, в которых она снималась в порнухе. В писсуаре Дюшан тоже ведь ничего не менял, да не смутит Чиччолину это сравнение – об искусстве же говорим. Он его только подписал. Кунс же вместо подписи прилег рядом с реди-мейдом.


Из серии «Made in Heaven»

И еще. Представив порнографию в таком китчевом, с одной стороны, и высоком, с другой, виде, Кунс легитимизировал ее. Раз ее показывают в музее, раз она так похожа на слоников-кошечек, чего ее стыдиться. И это гуманно – все равно же ее покупают, смотрят и ищут в интернете. Легитимизация порнографии – это примирение человека со своим телом, о чем так заботится Кунс.


Из серии «Кама-Сутра»

Последняя серия, которую Кунс делает до сих пор – «Празднование». Началась она с этого 13-метрового объекта.


Щенок

Но более характерны для нее такие вот вещи.


Дикий кролик

Огромные, блестящие, стальные имитации дешевых детских игрушек, быстро скрученных из надувной кишки. Тоже внутри пустые. Их часто устанавливают в качестве городской скульптуры, что отсылает к работам Ольденбурга вроде памятника бельевой прищепке. Стоят бешеных денег. Гладкие, одноцветные, глазу зацепиться не за что. Отвратительные работы.


Воздушный шар-цветок

А если подумать? Помимо всех игр с контекстом и монументальностью тут есть еще одно, очень весомое достоинство. Кунс предельно убедительно утверждает ценности детства. И своего, и всех других. Да, эти работы настолько же банальны и массовы, как и китч, как и порнография. При их лапидарности они являют собой прямо-таки архетипы банального. Но «цель искусства - устранение тревоги» - это девиз Кунса. А что может лучше и качественнее устранить тревогу, как не инфантилизм, китч и порнография, при всем неоднозначном восприятии последней? Все это формы эскапизма, ухода от действительности в пространства, где нет конфликтов, напряжения, страхов и где желания реализуются. Напомню, что Кунс действует в рамках мифологии массового сознания. И над ним же иронизирует.


Висящее сердце

Для создания всей этой художественной продукции Кунс создал, по типу уорхоловской «Фабрики», корпорацию Jeff Koons LLC. Сейчас в ней работает 135 человек. Создание произведения происходит так. Кунс делает эскиз на компьютере, потом его сотрудники подбирают материал и цвета. Кунс все это утверждает, и тогда другие сотрудники воплощают шедевр в натуре. Производство, в общем. Некоторые работы, в частности, из серии «Празднества», поступают в тираж – тоже напоминание об Уорхоле. Не надо вот только говорить о том, что Кунс всего лишь его повторяет. Даже Уорхол не поднимался до тех высот банальности, которые с легкостью покорил Кунс. И уж, конечно, тому в голову не приходила гениальная идея соединить китч с порнографией.

Последнее время Кунс на вопрос: «каковы ваши дальнейшие творческие планы» - вопрос столь же банальный и пошлый, как и духовно-материальные источники его творчества – рассказывает о 48-метровом кране, на котором будет подвешена модель паровоза. Стоить это удовольствие будет 25 млн долларов, и это будет самое дорогое в смысле себестоимости произведение в истории искусств. Какой смысл в нем будет заложен – пока неизвестно. Еще Кунс рассказывает о будущей серии «Античность»: «Это будут скульптуры из мрамора, олицетворяющие весну и фертильность». Опять, наверное, какая-нибудь порнуха получится – опыт-то у Кунса есть. И в смысле порнухи, и в смысле работы с мрамором.


Буржуазный бюст

Бонус

Одна из первых широко известных работ Кунса.


Три мяча 50/50 Бак

Тут речь идет об иронии над обществом потребления. При этом Кунс выразился довольно загадочно: «Пылесосы, - это девственницы. Их девственность определяется тем, что эти пылесосы никто никогда не включал. На них интригующе указано: «мокрый» и «сухой»».


Новый пылесос для конвертируемых ценных бумаг

Глянец такой.


Голубой бриллиант

* На самом деле ничего удивительного в том, что Кличко-младший знает о Кунсе, нет – Владимир не посторонний в современном искусстве. Он был куратором украинского павильона на Венецианской биеннале-2009. Еще он коллекционирует искусство и, помимо абстракций социально близкого ему Сильвестра Сталлоне, имеет как минимум работы Олега Тистола – виднейшего представителя украинского трансавангарда или украинского необарокко. В общем, не из анекдота человек – было у мужика два сына, один – умный, а второй – спортсмен.

** Это заметно хотя бы по количеству постов с котиками-песиками в социальных сетях.

*** Кунс так высказался об этой серии: «Что нужно, чтобы избавиться от чувства вины и стыда? В каждом мужчине и женщине существуют Адам и Ева. И эти роли я сыграл вместе со своей женой Илоной».

**** Обвинять Кунса в эксплуатации и издевательстве над несчастной, отверженной обществом женщиной не стоит. Кунс утверждает, что это была настоящая любовь. Потом, он же не обманывал Чиччолину относительно проекта. А брак их вскоре распался, последовали почти 20 лет судов, в результате чего сын, появившийся от этой многократно зафиксированной искусством любви, навсегда лишен отца.