В социологии - науке о человеческом обществе и системах, которые его составляют, закономерностях развития общества - понятие культуры являет собой центральный образующий элемент. Культура с точки зрения социологии - это не что иное, как особенный уклад общества, под которым понимаются все достижения человечества в духовном, производственном или общественном отношении.

Изучение понятия «культура» студентами вузов

Социология и культурология изучаются студентами многих специальностей как общие дисциплины. Особое внимание уделяется этим наукам на гуманитарных направлениях:

  • будущие психологи изучают социологию как учение об обществе «множественном», а не единичной личности;
  • учителя словесности больше заняты культурной составляющей, историей развития языка и этнографией;
  • историки рассматривают материальные составляющие культуры, то есть предметы быта предков, архитектуру, характерную различным эпохам, нравы народа в процессе исторического развития и так далее;
  • даже студенты специальности "юриспруденция" изучают социологию и нематериальные элементы культуры, а именно институты, нормы, ценности и убеждения.

Так, с заданием «Охарактеризуйте основные элементы культуры» сталкиваются практически все студенты не только гуманитарных, но и технических факультетов на занятиях по культурологии, бизнес-этике, психологии служебной деятельности или социологии.

Введение: что такое культура и как она соотносится с другими науками

Культура - это понятие очень многозначное, до сих пор не имеющее единого четкого определения. Основные элементы и функции культуры настолько взаимосвязаны, что создают единое целое. Термин обозначает совокупность общего развития человеческого общества в процессе эволюции и становления, от древних времен до настоящего времени, понятие прекрасного и отношение к искусству. В упрощенном понимании культурой можно назвать общие привычки и обычая, традиции, язык и представления людей, живущих в одной местности и в одном историческом промежутке.

Понятие включает в себя совокупность материальных и духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития как общества в целом, так и отдельного человека. В более узком смысле культура - это только духовные ценности. Именно она является одним из основных свойств, которые присущи любому устойчивому объединению людей, постоянной группе, будь то семья, племенная община, род, городское и сельское поселение, государство, союз.

Культура является предметом изучения не одной только культурологии. Основные элементы культуры, ценности и нормы, достижения человечества в духовном, производственном и нравственном отношениях изучают также:

  • литература;
  • социология;
  • география;
  • искусствознание;
  • философия;
  • этнография;
  • психология.

Задачи культуры: векторное развитие, социализация, формирование социокультурной среды

Чтобы осознать истинную роль культуры в жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом, нужно проанализировать ее специфические функции. В обобщенном смысле ее задача состоит в том, чтобы связывать отдельных людей в единое человечество, обеспечивать связь и Каждая функция предназначена для решения определенной задачи, но все их множество можно свести к трем сверхзадачам культуры:

  1. Векторное развитие человечества. Культура определяет ценности, направления и цели дальнейшего развития человеческого общества с целью совершенствования созданного материального и духовного мира.
  2. Социализация отдельного индивидуума в обществе, той или иной социальной группе. Культура обеспечивает социальную организацию, как уже было сказано, связывает людей в единое человечество или другую мелкую социальную группу (семью, трудовой коллектив, нацию).
  3. Формирование социокультурной среды и создание средств для наилучшей реализации и отражения происходящего культурного процесса. Имеется в виду создание материальных и духовных средств, ценностей и понятий, условий, которые затем включаются в культурный процесс.

Функции культуры, обеспечивающие реализацию задач

Таким образом, именно культура выступает средством накопления, хранения и передачи человеческого опыта от поколения к поколению. Эти задачи реализуются через ряд функций:

  1. Воспитательно-образовательная функция. Культура делает человека личностью, ведь именно по мере социализации индивид становится полноправным членом общества. Социализация же включает в себя процесс освоения норм поведения, языка, символов и ценностей, своего народа. Культура развития отдельной личности ассоциируется с эрудицией, уровнем приобщения к культурному наследию, пониманием произведений искусства, творческими способностями, аккуратностью, вежливостью, свободным владением родным и иностранными языками, самообладанием, высокой нравственностью.
  2. Интегративная и дезинтегративная функции. Они определяет то, что культура создает у людей, составляющих ту или иную группу, чувство общности, принадлежности к одной нации, религии, народу и так далее. Культура обеспечивает целостность, но и, объединяя членов одной группы, отделяет их от другого сообщества. Вследствие этого могут возникать культурные конфликты - так культура выполняет еще и дезинтегративную функцию.
  3. Регулирующая функция. Ценности, нормы и идеалы формулируют поведение личности в обществе. Культура определяет рамки, в которых может и должен действовать человек, регулирует поведение в семье, на работе, в школьном коллективе и так далее.
  4. Функция трансляции социального опыта. Информационная, или функция исторической преемственности, позволяет передавать определенный социальный опыт от поколения к поколению. Человеческое общество, кроме культуры, не располагает другими механизмами сосредоточения и передачи накопленного опыта. Именно поэтому ее называют человечества.
  5. Познавательная, или Культура концентрирует лучший социальный опыт множества поколений и накапливает богатейшие знания, что создает уникальные возможности для познания и освоения.
  6. Нормативная, или регулятивная, функция. Во всех сферах общественной жизни культура тем или иным образом влияет на межличностные отношения, взаимодействие людей. Эта функция поддерживается нормативными системами, например нравом и моралью.
  7. Знаковая функция культуры. Культура представляет собой определенную систему знаков, без изучения которой овладеть культурными ценностями не представляется возможным. Язык (тоже является средством взаимодействия людей между собой, выступает важнейшим средством овладения национальной культурой. Познавать мир живописи, музыки и театра позволяют специфические знаковые системы.
  8. Целостная, или Культура формирует ценностные потребности, выступает фактором, который позволяет определять культурность того или иного человека.
  9. Социальные функции: интеграция, организация и регуляция совместной деятельности людей, обеспечение средств жизнедеятельности (познание, накопление опыта и так далее), регуляция отдельных сфер жизни.
  10. Адаптивная функция. Культура обеспечивает приспособление людей к среде обитания и является необходимым условием эволюции, развития человеческого общества.

Таким образом, система культуры не только многообразна, но и чрезвычайно подвижна.

Виды и типы культуры: краткий обзор и перечисление

Культура имеет довольно-таки сложное строение. Раздел науки культурологии, который изучает культуру как систему, ее структурные элементы, строение и особенные черты, называется морфологией культуры. Последняя разделяется на экономическую, технологическую, художественную, правовую, профессиональную, бытовую, коммуникативную, поведенческую, религиозную и так далее.

Художественная решает задачи чувственного отражения бытия в образах. Центральное место в этом виде культуры занимает собственно искусство, то есть литература, живопись, архитектура, музыка, танец, кино, цирк.

Бытовая определяет традиционные производства и домашний быт, промыслы, народные ремесла, национальный костюм, обряды, традиции и верования, прикладное искусство и так далее. Этот вид культуры очень близок к этнической.

Экономическая культура и ее элементы

Экономической культурой называют уважительное отношение к частной собственности и коммерческому успеху, создание и развитие подходящей социальной среды для предпринимательства, система ценностей в хозяйственной (предпринимательской, рабочей) деятельности. Каковы основные элементы экономической культуры? Все то, что тем или иным образом связано с хозяйственной деятельностью человека и соотносится с культурой. Так, основными элементами экономической культуры являются определенные знания и практические умения, способы организации хозяйственной деятельности и нормы, которые регулируют отношения, экономическая направленность личности.

Политическая культура, ее характеристика и элементы

Под политической культурой понимают качественную характеристику политической жизни общества в широком смысле или комплекс представлений той или иной группы о политике. Политическая культура определяет «правила игры» в политической сфере, устанавливает определенные рамки, способствует формированию основных типов поведения. Основными элементами политической культуры являются политические ценности, общепринятые оценки состояния и перспектив политической системы, накопленный опыт в этой сфере, убежденность в истинности своих знаний, определенные правовые нормы, средства политической коммуникации и практику функционирования политических институтов.

Организационная (профессиональная, деловая, корпоративная) культура

Организационная культура по своей сути близка к профессиональной, ее часто называют деловой, корпоративной или социокультурой организации. Этим термином обозначают нормы, ценности и правила, принятые большинством членов какой-либо организации или предприятия. Внешнее проявление ее называется организационным поведением. Основными элементами организационной культуры являются правила, которых придерживаются сотрудники организации, корпоративные ценности, символика. Также элементами являются дресс-код, установленные стандартны обслуживания или качества продукции, моральные нормы.

Моральная и духовная культура

Знаки и символы, правила поведения в обществе, ценности, привычки и обычаи - это все элементы культуры. Также элементами являются духовные и социальные ценности, произведения искусства. Классифицировать все эти отдельные составляющие можно по-разному.

В самом общем смысле основными элементами культуры являются материальная и духовная составляющие. Материальная отожествляет вещественную (материальную) сторону любой культурной деятельности или процесса. Элементами материальной составляющей являются здания и сооружения (архитектура), орудия производства и труда, транспортные средства, различные коммуникации и дороги, сельскохозяйственные угодья, предметы быта, все, что принято называть искусственной средой обитания человека.

Основные элементы культуры духовной включают в себя совокупность определенных идей и представлений, которые отражают существующую действительность, идеалы и ценности человечества, творческую, интеллектуальную, эстетическую и эмоциональную деятельность людей, ее результаты (духовные ценности). Составляющими духовной культуры являются ценности, правила, привычки, манеры, обычаи и традиции.

Показателем духовной культуры является общественное сознание, а ядром - духовные ценности. Духовные ценности, то есть мировоззрение, эстетические и научные представления, моральные нормы, произведения искусства, культурные традиции, выражаются в предметной, поведенческой и вербальной форме.

Краткая характеристика основных элементов культуры

Понятие культуры, основные элементы культуры, ее виды и типы составляют общность, целостность самого этого понятия. Морфология ее, то есть структурные элементы как системы, является даже отдельным, довольно-таки обширным разделом культурологи. Исследование всего многообразия осуществляется на основе изучения основных элементов культуры. Все, что было создано человеком в процессе духовного, исторического развития, подлежит рассмотрению. Так, основными элементами культуры являются:

  1. Знаки и символы, то есть предметы, которые служат для обозначения других предметов.
  2. Язык как класс знаковых систем и как отдельная знаковая система, используемая конкретной группой людей.
  3. Социальные ценности, то есть те предпочтения, которым отдают приоритет различные социальные группы.
  4. Правила, которые определяют поведение членов группы, задают рамки в соответствии с ценностями.
  5. Привычки как постоянные схемы поведения.
  6. Манеры, основанные на привычках.
  7. Этикет как принятая обществом система правил поведения, которая присуща отдельным индивидуумам.
  8. Обычаи, то есть традиционный порядок поведения, присущий широким массам.
  9. Традиции, передающиеся из поколения в поколение.
  10. Ритуалы или обряды как совокупность коллективных действий, которые воплощают те или иные идеи, нормы и ценности, представления.
  11. Религия как способ осмысления и познания мира и так далее.

Основные элементы культуры рассматриваются в аспекте, который связан с функционированием общества в целом, а также в связке с регулированием поведения конкретного человека и определенных социальных групп. Перечисленные элементы обязательно присутствуют как в малых, так и в больших, как в современных, так и в традиционных обществах, в каждой социальной культуре.

Какие основные элементы культуры являются наиболее устойчивыми? Постоянством отличаются язык, традиции и обряды, социальные ценности, а также определенные нормы. Эти основные элементы культуры отличают одну социальную группу от другой, объединяют членов одной семьи, коллектива, родовой, городской или сельской общины, государства, союза государств и так далее.

Экономическая культура общества - это система цeнностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она определяет творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать ее, но может и отставать от нее, мешать ее развитию.

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания - eгo важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические oтнoшения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объема знаний. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в oкpyжающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически гpaмoтнoгo, нравственно обоснованного поведения, значимые в coвременных условиях экономические качества личности.

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляющей ее экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации. Познание современной экономической действительности представляет собой анализ экономических законов (например, действие законов спроса и предложения), сущности различных экономических явлений (например, причин и последствий инфляции, безработицы и т. п.), экономических отношений (например, paботодателя и нaeмнoгo работника, кредитора и заемщика), связей экономической жизни с другими сферами жизни общества.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во мнoгoм зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них необходимо выделить тaкой важный элемент экономической культуры, как экономическая направленность личности , компонентами кoторой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности.

Социальные установки играют важную роль в развитии экономической культуры личности . Человек, у кoтopoгo сформирована, например, установка на творческий труд, участвует в деятельности с большим интересом, поддерживает новаторские проекты, внедряет технические достижения и т. д.

Экономическая культура человека прослеживается через совокупность eгo личностных свойств и качеств, кoтoрые являются определенным результатом eгo участия в дeятельности . К таким качествам можно отнести трудолюбие, ответственность, расчетливость, умение рационально opгaнизовать свой труд, предприимчивость, новаторство и др. Экономические качества личности и нормы поведения могyт быть как положительные (бережливость, дисциплинированность), так и отрицательные (расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество). По совокупности экономических качеств можно оценивать уровень экономической культуры личности.

СВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимозависимость экономической культуры и экономической деятельности. Способы организации деятельности, выполнение личностью таких основных социальных ролей, как производитель, потребитель, собственник, оказывают влияние на формирование и развитие всех элементов экономической культуры. В свою очередь, уровень экономической культуры личности, несомненно, влияет на результативность экономической деятельности, успешность выполнения социальных ролей.

Экономическое содержание собственности

Собственность представляет собой сложное общественное явление, которое с разных сторон изучается несколькими общественными науками (философией, экономикой, юриспруденцией и др.) Каждая из этих наук дает свое определение понятия «собственность».
В экономической науке под собственностью понимают реальные отношения между людьми, складывающиеся в процессе присвоения и хозяйственного использования имущества. Система экономических отношений собственности включает в себя следующие элементы:
а)отношения присвоения факторов и результатов производства;
б)отношения хозяйственного использования имущества

в)отношения экономической реализации собственности.
Присвоением называется экономическая связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим. В отношениях присвоения различают четыре элемента: объект присвоения, субъект присвоения, сами отношения присвоения и форма присвоения.
Объект присвоения - это то, что подлежит присвоению. Объектом присвоения могут быть результаты труда, т. е. материальные блага и услуги, недвижимость, рабочая сила, деньги, ценные бумаги и т. п. Особое значение экономическая наука придает присвоению материальных факторов производства, поскольку именно тот, кто владеет ими, владеет и результатами производства.
Субъект присвоения - это тот, кто присваивает имущество. Субъектами присвоения могут быть отдельные граждане, семьи, группы, коллективы, организации и государство.
Собственно отношения присвоения представляют собой возможность полного отчуждения имущества одним субъектом от других субъектов (способы отчуждения могут быть различны).

Однако присвоение может быть и неполным (частичным).
Неполное присвоение реализуется через отношения пользования, владения и распоряжения.
Формы присвоения имущества могут быть различными.

Понятие экономической культуры

Экономической культурой общества называется система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, качество и уровень экономических знаний, действий и оценок человека, а также традиции и норм, регулирующие экономические отношения и поведение.

Экономическая культура диктует особое отношение к формам собственности, совершенствует предпринимательскую среду.

Экономическая культура представляет собой неразрывное единство сознания и практической деятельности, которое является определяющим в развитии экономической активности человека и проявляющееся в процессе производства, распределения и потребления.

Замечание 1

Наиболее важными элементами в структуре экономической культуры можно назвать знания и практические умения, нормы, которые регулируют особенности поведения человека в экономической области, способы ее организации.

Сознание является основой экономической культуры человека. Экономические знания представляют собой комплекс экономических представлений человека о производстве, распределении, обмене, а также потреблении материальных благ, о формах и методах, которые способствуют устойчивому развитию общества и влиянии на его формирование экономической процессов.

Экономические знания – это первостепенный компонент экономической культуры. Они позволяют выработать наше представление об основных закономерностях развития экономики общества, об экономических взаимосвязях в окружающем мире, развивают наше экономическое мышление и практические умения, позволяют развить экономически грамотное, нравственно обоснованное поведение.

Экономическая культура личности

Важное место в экономической культуре личности занимает экономическое мышление, которое дает возможность познавать сущность экономических явлений и процессов, правильно использовать усвоенные экономические понятия, анализировать конкретные экономические ситуации.

От социально-психологических качеств участников экономической деятельности во многом зависит выбор образцов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач. Направленность личности характеризуют социально значимые ценности и социальная установка.

Экономическую культуру человека можно увидеть, рассмотрев комплекс его личностных свойств и качеств, представляющих результат его участия в деятельности. Уровень культуры конкретного человека в области экономики можно оценить по совокупности всех его экономических качеств.

В действительности экономическая культура всегда подвержена влиянию образа жизни, традиций, менталитета, которые свойственны данному народу. Поэтому в качестве образца, или тем более идеала, нельзя брать какую-либо чужую модель функционирования экономики.

Замечание 2

Для России, по всей вероятности, ближе всего европейская модель социально-экономического развития, являющаяся более гуманной, чем американская или японская, которая основывается на ценностях европейской духовной культуры и включает широкую систему социальной защиты населения.

Однако и эта модель может использоваться только при обязательном учете тенденций и особенностей развития национальной русской культуры, в противном случае говорить об экономической культуре и ее роли совершенно бессмысленно.

Функции экономической культуры

Экономическая культура выполняет несколько важных функций.

  1. Адаптационная функция, являющаяся исходной. Именно она позволяет человеку, адаптироваться к социально-экономическим условиям общества, типам и формам экономического поведения, приспосабливать к своим потребностям социально-экономическую окружающую среду, например, производить необходимые экономические блага, распространять их путем продажи, сдачи в аренду, обмена и т.п.
  2. Познавательная функция, которая координируется с адаптационной функцией. Знания, содержащиеся в экономической культуре, знакомство с ее идеалами, запретами, правовыми нормами дает возможность человеку иметь надежный ориентир для выбора содержания и форм своего экономического поведения.
  3. Нормативно-регуляционная функция. Экономическая культура диктует индивидам и социальным группам выработанные ею определенные стандарты и правила, влияющие на образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации.
  4. Трансляционная функция, которая создает возможность для диалога поколений и эпох, передавая из поколения в поколение опыт экономической деятельности.

Экономическая культура – это совокупность соц.-экономич. норм и ценностей, которые регулируют экономич. поведение.

Осн. особенности экономич. культуры :

1) включает те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее важное (положительное или отрицательное) влияние.

2) каналы, через которые регулируется взаимодействие экономич. сознания и экономич. мышления.

3) ориентация на управление экономич. поведением людей.

Структура экономич. культуры выделяе т :

1. Соц. экономич. нормы (правила поведения в экономике) формальные и неформальные правила, регламентирующие экономич. деятельность. Могут возникать как модели массового поведения и как модели установления законов государства.

2. Соц. экономич. ценности :

1 ур. ценности микроуровня – все, что ценно для человека в быту, в повседневной жизни (жилье, одежда, продукты)

2 ур. ценности организационного уровн я – все, что человеку нужно для работы (отношения в коллективе, с начальством)

3 ур. ценности макроуровня (для страны)

3. Соц. экономич. знания – состоят из экономич. сознания (теоритич. научные знания) и экономич. мышления (практические знания, полученные в результате хозяйственной и экономич. деятельности).

4. Хозяйственные идеологии – упорядоченный взгляд на то, как обществу следует организовывать хозяйственную жизнь

Функции экономич. культуры

1) Трансляционная –происходит передача норм и ценностей от одного поколения другому.

2) Селекционная – связанна с отбором ценностей и норм, адекватных в современных условиях

3) Инновационная –проявляется через внедрение новых норм и ценностей. 1 путь – заимствованный, 2-ой путь – собственное изобретение.

4) Социализирующая – процесс накопления и воспроизводства.

Осн. черты рыночной экономич. культуры:

Высокая степень рациональности

Высокая степень инновационности

Высокая степень правопослушности

Исполнительская дисциплина

Политическая нейтральность

Т. о. экономич. культура представляет собой соц. механизм, характерными чертами которого являются глобальность проявления и функциональная универсальность. Сфера действия этого механизма - от системы норм, правил и образцов поведения индивидуального хозяйствующего субъекта (на микроуровне) до сферы взаимодействия коллективных и даже массовых субъектов (социально-профессиональных групп, страт, классов, обществ) в процессе общественного производства (на макроуровне).

14. Экономическое поведение предпринимателей

Экономич. поведение – это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором максимизируются издержки и максимизируется чистая выгода.

Предпринимательство – это инновационная модификация экономического поведения, ориентированная на остаточный доход, недоступный другим стандартно действующим агентам рыночного процесса.

Инновационный эффект предпринимательского поведения складывается, как минимум, из 3-х составляющих :

1. Уникальных личностных качеств и способностей отдельных индивидов;

2. Рыночной среды, насыщенной огромным разнообразием потенциальных и реальных комбинаций, являющихся многоальтернативным полем предпринимательского выбора;

3. Предпринимательской культуры, включающей в себя определенный набор инструментальных и терминальных ценностей, стандартов и образцов поведения.

Функции предпринимательского поведения:

Перманентный поиск редких экономических ресурсов;

Изобретение новых экономических ресурсов;

Накопление и концентрация редких ресурсов в собственности отдельных агентов рыночного процесса с целью их последующего запуска в предпринимательский оборот;

Защита конфиденциальной информации и других экономических преимуществ от посягательства конкурентов;

Обеспечение стабильности и выживания предпринимательских ячеек и структур;

Передача предпринимательской культуры;

Оперативный поиск информации с целью выбора тех секторов рынка, где наиболее вероятен успех производства.

В системе предпринимательской деятельности имеет место спектр разделения труда, где формируются узкопрофессиональные программы (модели) предпринимательского поведения: 1)инвестиционная (организация и внедрение венчурных инвестиционных проектов); 2)посредническая (интеграция экономических интересов различных агентов рыночного процесса); 3)коммерческая (создание новых нестандартных каналов обмена различных благ, услуг, информации); 4) и т.д.

Характерные черты экономического поведения предпринимателя можно представить через определенную модель, которая выражает основные самые типичные закономерности и тенденции предпринимательского поведения.

Экономическое поведение предпринимателя характеризуется:

Энергичностью и инициативностью, которые опираются на правовые гарантии экономической свободы, свободный выбор вида, форм и сферы хозяйственной активности, методов ее осуществления;

Компетентностью и умом; предпринимательская деятельность дает возможность наиполной мерой реализовать творческий потенциал человека, она способна к принятию нестандартных решений, правильно оценивает ситуацию при значительном отсутствии информации;

Умением подбирать себе «команду» и руководить ею, направлять и организовывать эффективную работу своих коллег, давать им возможность обеспечить своим трудом собственную независимость; предприниматель подчиняет своих товарищей высокой деловитостью и динамизмом;

Умением рисковать; самостоятельно принимая решение, предприниматель материально отвечает за их последствия; во всех своих достижениях он обязан только себе самому; взлеты и падения в предпринимательской деятельности неминуемы;

Стремлением к лидерству и конкуренции; предприниматель способен повести людей за собой во имя дела и успеха; для достижения результата он готов к полного изнеможению в работе;

Направленности и инновации; предприниматель – новатор, который для достижения коммерческого успеха при минимальных затратах всегда ориентируется на внедрение новинок техники и технологии организации и регламентации труда.

Именно типичные характеристики предпринимателя, как социального слоя в современном обществе, составляют один из важнейших компонентов предметной области экономической социологии. Если свести воедино все эти характеристики, тогда мы получим более или менее адекватный реальности социальный портрет предпринимателя. В таком портрете должны найти воплощения следующие типичные черты социального портрета предпринимателя:

1) владение или распоряжение капиталом;

2) предприимчивость;

3) инициативность

4) ответственность;

5) способность и готовность к риску;

6) нацеленность на инновацию;

7) предпринимательский дух;

8) свобода предпринимательства;

9) неудержимое стремление к прибыли.

Подробное решение Параграф § 12 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Каждому ли человеку нужна экономическая культура? Экономическая свобода: анархия или ответственность? Где границы экономической свободы? Выгодно ли быть честным?

Экономическая культура – система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, успеху, неприятие настроений "уравниловки", создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т.п.

Экономическая свобода ограничена законодательством страны. Существует перечень запрещенных в торговле предметов, например наркотики. Существует обязанность платить налоги, обязанность получать лицензию, чтобы торговать некоторыми товарами.

Вопросы и задания к документу

Автор предупреждает нас о том, что любой застой и несогласованность различных сфер общества (подсистем общества) грозит стране большими проблемами, в числе которых отход на второй план, то есть, потеря своих лидирующих позиций в мире, а так же такое неустойчивое положение грозит русскому народу эксплуатацией со стороны других более развитых стран.

Вопрос 2. Нужен ли России новый социокультурный порядок?

Сейчас несомненно нужен, ведь мы не так давно отошли от идеи социализма. Сейчас вся социальная система, как впрочем, и сознание людей должно избавиться от пережитков прошлого.

Вопрос 3. Какие прежние культурные накопления, связанные с командной экономикой, можно было бы отправить на «историческую свалку»?

Каждый человек должен получать по своим способностям, иначе у талантливых людей просто не будет стимула к саморазвитию, а это опять же грозит застоем. Во-вторых, упор делается на выполнение плана (количество), а не на качество – отсюда результат тот же – застой, излишки производства (никто не берет некачественную продукцию).

Вопрос 4. Опираясь на текст параграфа, предложите ценности «новой экономики», которые стали бы значимыми элементами экономической культуры XXI в.

Основными направлениями государственной инновационной политики в условиях «новой экономики» являются:

Улучшение инновационной среды путем усиления новаторской составляющей всех направлений национальных политик и их интеграции;

Стимулирование рыночного спроса на нововведения и использование концепции "лидирующих" рынков, предполагающей поддержку рынков, наиболее восприимчивых к новшествам;

Стимулирование инноваций в государственном секторе, преодоление бюрократического консерватизма государственной администрации;

Усиление региональной инновационной политики и расширение сотрудничества.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Каковы основные элементы экономической культуры?

Экономическая культура общества - это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она определяет направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать её, но может и отставать от неё.

В структуре экономической культуры можно выделить наиболее важные элементы и представить их в следующей схеме:

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания - его важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические отношения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объёма знаний.

Вопрос 2. В чём значение экономической направленности и социальных установок личности?

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляющей ее экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации.

Эффективность решения экономических задач во многом зависит от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них необходимо выделить такой важный элемент экономической культуры, как экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности. Так, в российском обществе формируются установки на изучение современной экономической теории, на участие в решении различных экономических задач. Получила развитие система ценностных ориентаций личности, включающая экономическую свободу, конкуренцию, уважительное отношение к любой форме собственности, коммерческому успеху как социальному достижению.

Социальные установки играют важную роль в развитии экономической культуры личности. Человек, у которого сформирована, например, установка на творческий труд, участвует в деятельности с большим интересом, поддерживает новаторские проекты, внедряет технические достижения и т. д. Таких результатов не даст сформированная установка на формальное отношение к труду.

Вопрос 3. Является ли собственный интерес единственной основой для экономического выбора?

Экономический интерес - это стремление человека получить блага, необходимые для обеспечения жизни. В интересах выражены пути и способы удовлетворения потребностей людей. Например, получение прибыли (в чём заключается экономический интерес предпринимателя) - это и есть способ удовлетворения личных потребностей человека и потребностей производства. Интерес оказывается непосредственной причиной действий человека.

В большинстве случаев да, потому что человека нельзя заставить заниматься тем, что ему не нравится. Другие люди лишь могут проявить у человека интерес к чему-либо другому. Но основной выбор остаётся за самим человеком.

Вопрос 4. От чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения?

Выбор эталона экономического поведения зависит от качества факторов, воздействующих на него, от личной экономической состоятельности. Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них важным элементом экономической культуры является экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности.

Вопрос 5. Нужно ли ограничивать экономическую свободу?

Экономическая свобода включает в себя свободу принятия решений и действий. Индивид вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее (труд по найму, предпринимательство и т. д.), какая форма собственнического участия ему представляется более целесообразной, в какой сфере и в каком регионе страны он проявит свою активность. В основе рынка, как известно, лежит принцип хозяйственной свободы. Потребитель свободен в выборе товара, производителя, форм потребления. Производитель свободен в выборе вида деятельности, её объёма и форм.

Границы, в которых экономическая свобода служит эффективности производства, обусловливаются конкретно-историческими обстоятельствами. Так, современная рыночная экономика, как правило, не нуждается в систематическом, грубом насилии, что является её достоинством. Однако ограничение рыночной свободы ради упрочения экономического положения практикуется и в наше время. Например, государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения её развития.

Экономическая свобода личности неотделима от её социальной ответственности. Теоретики и практики экономики изначально обращали внимание на заложенное в природе экономической деятельности противоречие. С одной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой - необходимость считаться с интересами и ценностями общества, т. е. проявлять социальную ответственность.

Вопрос 6. Возможен ли «добровольный брак» экономики и экологии?

Долгие годы промышленная деятельность характеризовалась нерациональным использованием сырья и высокой степенью загрязнения окружающей среды. Существовало мнение, что предпринимательская деятельность и охрана окружающей среды несовместимы. Однако усиление мирового экологического движения, разработка концепции и принципов устойчивого развития способствовали изменению отношения предпринимателей к окружающей среде. Устойчивое развитие - это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Важным шагом в этом направлении было создание при Конференции ООН по окружающей среде и развитию Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию, в состав которого вошли представители многих крупнейших транснациональных компаний мира. Эти компании и отдельные предприниматели, взявшие на вооружение принципы устойчивого развития, эффективно используют более совершенные производственные процессы, стремятся к выполнению экологических требований (предотвращение загрязнения, уменьшение отходов производства и др.) и наилучшим образом используют возможности рынка. Такие компании и бизнесмены получают преимущества перед конкурентами, не использующими новые подходы к предпринимательской деятельности. Как показывает мировой опыт, сочетание предпринимательской деятельности, экономического роста и экологической безопасности возможно.

Вопрос 7. В чём суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике?

Одна из важнейших социальных ролей личности - роль производителя. В условиях перехода к информационно-компьютерному, технологическому способу производства от труженика требуется не только высокий уровень образовательной и профессиональной подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд всё больше наполняется творческим содержанием, что требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне (начальник, мастер, контролёр продукции), сколько самодисциплины и самоконтроля. Главным контролёром при этом выступают совесть, личная ответственность и другие моральные качества.

В зависимости от того, как приобретается собственность (юридически и нравственно допустимыми способами или криминальными) и как она используется, общественная значимость собственника может проявляться либо со знаком «плюс», либо со знаком «минус». Вам, наверное, известны примеры таких проявлений.

В процессе реализации личностью себя как потребителя также формируются либо здоровые потребности (спорт, туризм, культурный досуг), либо нездоровые (потребность в алкоголе, наркотиках).

От уровня развития основных элементов экономической культуры, в свою очередь, зависит характер и результативность экономической деятельности.

Вопрос 8. Какие трудности переживает новая экономика в России?

Во-первых: практически огромная часть экономики России зависит от цен на энергоносители и полезные ископаемые на мировых рынках, в результате в случае снижения их цены экономика России недополучит довольно серьезные денежные средства.

Во-вторых: происходит существенное расслоение общества. Формирование «среднего класса» происходит крайне низкими темпами, вопреки тому, что многие люди имеют неплохие доходы, многие из них не уверены в завтрашнем дне.

В-третьих: продолжается коррупция в России

В-четвертых: является развитие малого бизнеса.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Экономист Ф. Хайек писал: «В конкурентном обществе у бедных гораздо более ограниченные возможности, чем у богатых, и тем не менее бедняк в таком обществе намного свободнее человека с гораздо лучшим материальным положением в обществе другого типа». Согласны ли вы с данным утверждением?

Человек с низким материальным достатком гораздо более мобилен. Его ничего не держит. Он может в любой момент всё бросить и уехать (так как бросать ему нечего). Богатый человек прикован к своему источнику богатства, он уязвим при внешних изменениях. Богатому нужно гораздо больше работать, чтобы поддерживать и преумножать своё состояние. Остановка в наращивании капитала приведёт его к бедности.

Вопрос 2. Это строки из письма вашего ровесника в редакцию газеты: «Только ум, только трезвый расчёт - вот что надо в жизни. Надейся только на себя, тогда всего достигнешь. И поменьше верь так называемым чувствам, которых тоже нет. Рационализм, динамизм - вот идеалы нашей эпохи». В чём можно согласиться или о чём поспорить с автором письма?

С автором письма можно согласиться, но я бы выделила в письме противоречия. Много проблем не легко решить разумом (рационализм). Проблемы иногда нужно решать физически. И в жизни нужен не только ум. Все же в жизни должна быть искра романтизма, чтобы человек достиг успеха душой. Динамизм в характере сегодняшнего человека должен бесспорно присутствовать, ведь это основная черта стремления человека к победе. Надежда только на себя всегда бодрит человека.

Вопрос 3. «Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за неё», - утверждает немецкий философ XX в. К. Ясперс. Можно ли согласиться с учёным? Приведите примеры, подтверждающие его мысль. Назовите три главные, на ваш взгляд, ценности свободного человека.

Свобода связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Свобода порождает ответственность прежде всего за себя самого, за свои действия, мысли и поступки. Ответственность дарует человеку свободу: простой пример - когда человек держит ответ за свою деятельность, то Уголовный Кодекс ему не страшен. Если каждый будет думать, что свобода - это только отсутствие ограничений, то в мире будет хаос.

Ценности свободного человека: развитие, свобода действий, свобода мысли.

Вопрос 4. Международные эксперты ставят Россию на 149-е место в мире по степени надёжности инвестиций. Так, по оценке отечественных специалистов, более 80% российских бизнесменов считают, что закон лучше не нарушать. Но на практике сталкиваются с необязательностью партнёров более 90%. При этом вину за собой чувствуют лишь 60% из них. Как вы относитесь к существованию двойной морали у участников экономических отношений - для себя и для партнёра? Можно ли создать в стране систему охраны и поддержки экономического поведения, характеризующегося как надёжное, предсказуемое и внушающее доверие? Что бы вы предложили сделать для этого?

Зачастую, у российских бизнесменов отрицательные экономические качества (расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество) перевешивают положительные. Система охраны и поддержки экономического поведения может и возможна, но прежде всего надо воспитывать моральные принципы у будущих предпринимателей так, чтобы сиюминутная выгода не была приоритетом. Надо поднимать уровень этики и экономической культуры личности. Государство должно предоставить экономическую свободу, но с реальным правовым регулированием. Участники экономической деятельности должны сознательно выполнять морально-правовые требования общества и нести ответственность за свою деятельность. Что можно предложить? С детства формировать правильные морально-этические нормы, для предприятий, осуществляющих программы по экологической безопасности, уделяющих внимание развитию своих сотрудников, их безопасности и улучшению охраны труда, внедряющих новые технологии, должны быть какие-либо поощрения в виде господдержки, налоговых льгот. Также надо уделять серьезное внимание экономическим преступлениям (чтобы существовало реальное наказание за проступки), невозможности уйти от ответственности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ К ГЛАВЕ 1

Вопрос 1. Как взаимосвязаны экономика и другие сферы общественной жизни?

Экономическая сфера - это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

Экономическая сфера - область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества: производительные силы - люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда; производственные отношения – производство, распределение, потребление, обмен.

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Вопрос 2. Что изучает экономическая наука?

Экономическая наука - наука о хозяйстве, управлении, отношениях между людьми, а также людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления продукта, благ, услуг. Сочетает признаки точной и описательной наук.

Экономика - общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, психологией, юриспруденцией и т.д. В частности, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы - совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в хозяйственной жизни общества.

Вопрос 3. Какова роль экономической деятельности в жизни общества?

Экономическая деятельность (экономика) играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика, она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда.

Вопрос 4. Как производителю и потребителю сделать рациональный экономический выбор?

Для того чтобы потребитель мог сделать правильный выбор, он должен проверить и сравнить все возможные предложения на рынке. Сопоставить цену и качество.

Чтобы производитель сделал правильный выбор, он должен проверить рынок спроса на конкретную продукцию в месте где он планирует ее сбывать. Также проверить платежеспособность населения в этом регионе.

Вопрос 5. Почему экономический рост является одним из критериев прогресса и развития экономики?

Экономический рост - это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени (как правило, за год).

Под экономическим ростом понимается такое развитие национального хозяйства, при котором увеличивается реальный объем производства (ВВП). Мерой экономического роста служит темп прироста реального ВВП в целом или на душу населения.

Экономический рост называется экстенсивным, если он не меняет среднюю производительность труда в обществе. Когда рост ВВП опережает рост числа занятых в производстве, имеет место интенсивный рост. Интенсивный рост экономики является основой роста благосостояния населения и условием уменьшения дифференциации в доходах различных социальных слоев.

Вопрос 6. В чём особенности рыночного регулирования экономики?

При таком способе торговли предприниматели должны конкурировать, что благоприятно отражается на цене товара рано или поздно она снижается. Как на настоящем рынке или базаре.

Если на рынке переизбыток какого-то товара, то его просто не будут покупать и не будут производить. Все регулируются таким образом.

Кроме того, в развитом государстве существуют системы не позволяющие предпринимателям вступить в сговор и держать высокие цены. Так что, в конечном счете, рыночные отношения выгодны покупателям.

Вопрос 7. Как сделать производство эффективным?

Экономически эффективным принято считать такой способ производства, при котором фирма не может увеличить выпуск продукции без увеличения расходов на ресурсы и одновременно не может обеспечить тот же объём выпуска, используя меньшее количество ресурсов одного типа и не увеличивая при этом затраты на другие ресурсы.

Эффективность производства складывается из эффективности всех действующих предприятий. Эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объём продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками. Экономическая эффективность предприятия, в отличие от его технической эффективности, зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей.

Вопрос 8. Что необходимо для успеха в бизнесе?

В современном обществе, для успешного бизнеса нужен стартовый капитал.

Необходимо поставить перед собой цель, составить план и приступить к его осуществлению. Для успеха в бизнесе необходимо иметь определённые личные качества: умение общаться с людьми, связи (необходима поддержка влиятельных людей), ум и удача. Чтобы добиться определённых результатов, нужно быть последовательным и постоянным в своих действиях, обладать терпением и силой духа. Постоянно расти и совершенствоваться.

Вопрос 9. Какие законы регулируют предпринимательскую деятельность?

Нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность на федеральном уровне:

Федеральные нормативные акты: Конституция Российской Федерации.

Кодексы: Бюджетный кодекс Российской Федерации; Налоговый Кодекс Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

Федеральный закон РФ от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 30 декабря 2007 года №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации»;

Федеральный закон от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Федеральный закон от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Вопрос 10. Как современное государство участвует в решении экономических задач общества?

Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

Минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

Создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

Обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Вопрос 11. Кто и как регулирует денежные потоки в экономике?

В капиталистической экономике капиталы перетекают из отраслей с меньшей нормой прибыли в отрасли с большей нормой прибыли через финансовые инструменты акции, облигации и долевое участие в бизнесе, а также через прямое реальное инвестирование.

Государство косвенно регулирует эти потоки через изменение ставки рефинансирования, госзаказ и т. д.

Вопрос 12. Зачем экономике рынок труда?

Рынок труда - экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения труд - важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

Социальная функция - заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция - рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.

Спрос на рабочую силу находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая определяется как отношение номинальной зарплаты к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.

Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих.

Предложение труда зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается.

Вопрос 13. Почему страны вынуждены торговать друг с другом?

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Мировая торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Страны вынуждены торговать друг с другом потому что вынуждены обмениваться друг с другом недостающими ресурсами и продуктами производства.

МТ определяет, что выгоднее производить государству и на каких условиях обмениваться произведенным продуктом. Таким образом, она способствует расширению и углублению МРТ, а значит и МТ, вовлекая в них все новые государства. Эти отношения объективны и универсальны, т. е. они существуют независимо от воли одного (группы) человека и пригодны для любого государства. Им под силу систематизировать мировое хозяйство, расставив государства в зависимости от развитости в нем внешней торговли (ВТ), от доли, которую она (ВТ) занимает в международной торговле, от размера среднедушевого внешнеторгового оборота.

Вопрос 14. В чём проявляется экономическая культура личности?

Экономическая культура – система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, успеху, неприятие настроений «уравниловки», создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т.п.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания – eгo важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические отношения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объема знаний. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Вопрос 15. Как взаимосвязаны экономическая свобода и социальная ответственность участников экономики?

Экономическая свобода - возможность для субъектов хозяйствования выбора форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распределения доходов, потребления материальных благ.

Социальная ответственность - сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных социальных групп.