Введение

2. Источники финансирования учреждений культуры

3. Особенности планирования расходов учреждений культуры

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Финансы в широком смысле слова – это совокупность денежных (стоимостных) отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, движением капитала в процессе создания и перераспределения валового внутреннего продукта.

Государственные (общественные) финансы – это сравнительно более узкий круг регламентированных государством денежных отношений, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.

Бюджет страны – это сама суть и содержание государственной политики. Бюджет порожден самим фактом существования государства. Он образует центральное звено системы финансов и выражает все ее основные качественные признаки.

Бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.).

В последние годы в связи с известным снижением роли приватизации в формировании доходов бюджетной системы, проблема эффективного управления государственной собственностью становится особенно актуальной. Вместе с тем, реформа управления государственным имуществом не сводится лишь к обеспечению доходов государства за счет неналоговых источников. Применительно к сектору унитарных предприятий на первый план выступает задача более качественного выполнения возложенных на них государственных функций и обеспечения публичных интересов, рационализации и повышения эффективности бюджетной политики (в доходном и расходном аспектах).


1. Состав расходов бюджетов на культуру

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты /1, ст.3/.

Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы: законодательства Российской Федерации о культуре». Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами.

Организации культуры могут быть учреждены:

Федеральными органами государственной власти и управления;

Органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Местными Советами народных депутатов и соответствующими органами управления;

Общественными и религиозными организациями, фондами и другими общественными объединениями;

Иными, в том числе иностранными юридическими, а также физическими лицами.

Организации культуры обязаны зарегистрироваться в соответствии с порядком регистрации, установленным законодательством РФ / 1, ст.41/.

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура, так же как и образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма. Например, музеи наряду с поиском реликвий, организацией их реставрации, хранения, изучения должны удовлетворять и индивидуальные запросы посетителей. Тем самым они не только участвуют в историческом или художественном процессе, выполняя социальный заказ, но и реализуют коммерческий подход к использованию музейных коллекций. Дома, дворцы культуры, другие культурно-досуговые организации наряду с обслуживанием посетителей создают условия для занятий художественной самодеятельностью, народным творчеством, обеспечивая сохранение преемственности традиций, воссоздание основ фольклорного творчества. Театральные коллективы своим творчеством удовлетворяют как эстетические потребности населения, так и активно влияют на психологию зрителей, формируя общественное мнение. При этом значительная часть затрат на содержание театров покрывается за счет доходов от реализации билетов на спектакли.

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство намеревается:

Осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;

Стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

Устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;

Способствовать развитию благотворительности в области культуры;

Осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

Экономические методы регулирования отношений в сфере культуры во многом схожи с методами, применяемыми в системе образования. В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, со смешанной формой собственности. Государственные и муниципальные учреждения создаются учредителем (учредителями), регистрируют свои уставы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядка пользования материальных и финансовых ресурсов. При финансировании учреждений по установленным нормативам право на получение дополнительных источников финансирования не ограничивается. Необходимо заметить, что в отличие от образования по учреждениям культуры Правительством РФ не утверждались Типовые положения, регламентирующие порядок их деятельности и финансирование. В то же время бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации. В настоящее время известно несколько предложений по расчету суммы средств, необходимых для этих целей:

Исходя из нормы бюджетного финансирования на человека и численности населения;

На основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;

На основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.

В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре принят именно этот подход. Указано, что на культуру ежегодно должно направляться не менее 2% от федерального бюджета и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного уточнения объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов.

В реальной практике ситуация схожа с финансированием образования, так как ни федеральные, ни региональные власти не выполняют требований законодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественно необходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется не культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования. В соответствии с бюджетной классификацией затраты на культуру отражаются в двух главных разделах - «Культура и искусство» (включая кинематографию) и «Средства массовой информации» (включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства).

Как и в других отраслях социальной значимости, в отношении бюджетных учреждений культуры применяется жесткая регламентация и детализация текущих расходов.

В таблице 1 представлена группировка экономической структуры расходов, финансируемых за счет бюджетных средств по отрасли «культура».


Таблица 1

Группировка экономической структуры расходов, финансируемых за счет бюджетных средств по отрасли «культура»

Наименование Государственные Негосударственная сеть учреждений и организаций
учреждения организации
1. Текущая деятельность: 1.1. финансирование в разрезе экономических статей 1.2. финансирование в форме субсидий + - - + - +
2. Реализация региональных и федеральных целевых программ + + +
3. Финансовая поддержка особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (федеральный и региональный бюджет) + + -
4. Проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий за счет средств: 4.1.государственного, регионального и местного значения + + +
5. Государственные инвестиции на: 5.1. оборудование 5.2. капитальный ремонт и реставрацию объектов культуры 5.3. новое строительство + + + + + + - - -

Данные таблицы 1 позволяют определить содержание расходов с точки зрения видов деятельности и форм финансирования. Необходимо иметь в виду, что состав расходов отрасли можно представить через источники финансирования, уровни бюджетов, направления деятельности и т.д.

Щипакина А. И.
студент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита,
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»

Shchipakina A.I.
Ogarev Mordovia State University
Features of financing of budgetary institutions of culture

Аннотация: В статье определен порядок финансирования бюджетных учреждений, принципы, на основе которых осуществляется данное финансирование. Объектом исследования выступают учреждения культуры. Рассмотрены ключевые источники финансирования бюджетных учреждений: финансирование за счет средств бюджетов соответствующего уровня и финансирование за счет собственных источников. Исследуется деятельность и особенности планирования и финансирования бюджетных учреждений культуры. Обобщены основные отличительные характеристики бюджетных учреждений и определено влияние на понятие, состав и признание расходов таких учреждений.

Abstract: Тhe article governs the financing of budgetary institutions, principles, on the basis of which this funding. The object of research is opposed by cultural institutions. Considered key sources of financing budgetary institutions: funding for an appropriate level of budgets and funding from its own sources. Examines the activities and features of the budget planning and financing of cultural institutions. Summarizes the main features of budgetary institutions and influence on the concept, structure and recognition of the costs of such institutions.

Ключевые слова: бюджетные учреждения, финансирование, бюджет, культура, государственные задания.

Keywords: budgetary institutions, finance, budget, culture, government job.


Культура осуществляет комплекс задач по социальному и идеологическому обслуживанию населения, которые направлены на расширение воспроизводства общества. Таким образом, культура является претендентом на получение денежных средств из государственного бюджета. Так же у культуры присутствует существенный коммерческий потенциал, поэтому если использовать его правильно, то можно вложить значительный вклад в развитие экономики. В структуру рыночного механизма в настоящее время хорошо вписывается сочетание бюджетного финансирования с элементами самофинансирования.

По определению, которое дано в нормах российского бюджетного законодательства, бюджет – форма образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения функций и задач государства, а так же местного самоуправления. Бюджетное финансирование проводится в форме выделения бюджетных ассигнований (денежных средств) на конкретную цель, в том числе и для того, чтобы покрыть расходы видов экономической деятельности организаций и предприятий, которые находятся на полном или частичном государственном обеспечении.

Рассмотрим, в каком порядке и какие учреждения культуры могут финансироваться из бюджета. Согласно Федеральному закону от 15.04.1998 (РЕД. ОТ 23.07.2008) № 64 – ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» к учреждениям культуры относят: российские государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры.

Все учреждения культуры, финансируемые за счет средств бюджетов различных уровней, классифицируются на:

— казенные;

— бюджетные;

— автономные (п 2. ст. 120 ГК РФ).

Основной деятельностью автономного учреждения является деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано (п. 1 ст. 4 Закона № 174 — ФЗ). Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, которые отнесены его уставом к основной (п. 2 ст. 4 Закона № 174 — ФЗ). Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных источников (п. 4 ст. 4 Закона № 174 — ФЗ).

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7 — ФЗ).

Предоставление субсидий автономным и бюджетным учреждениям регулируется ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), котрый утвержден Федеральным законом от 31.07.1998 № 145 — ФЗ.

Получателем бюджетных средств наряду с государственными органами, органами местного самоуправления и местной администрации является казенное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно п. 2 ст. 161 БК РФ деятельность казенного учреждения культуры финансируется за счет выделения учреждению бюджетных ассигнований из средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Финансирование бюджетных учреждений культуры производится на основе следующих основных принципов:

— обеспечение режима экономии при расходовании средств из государственного бюджета;

— строгое соблюдение целевого использования бюджетных средств;

— постоянный контроль вышестоящих организаций и финансовых органов за деятельностью бюджетного учреждения;

— обеспечение своевременности и правильности выделения денежных средств (ассигнований) на содержание учреждения.

Согласно «Положению об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» организации культуры финансируются на основе:

— доходов от платных форм деятельности культуры;

— платежей за оказание услуг на основании договоров с физическими и юридическими лицами;

— добровольных пожертвований и взносов, субсидий и средств, которые получены по завещаниям;

— бюджетных ассигнований, а так же иных поступлений от учредителя.

Бюджетные ассигнования могут быть выделены, например, на оплату труда работников; комплектование библиотечных фондов; создание новых и пополнение уже существующих музейных коллекций; содержание зданий, включая расходы на освещение, текущий ремонт, на коммунальные услуги; оснащение учреждений культуры новыми техническими средствами и оборудованием; а так же другие расходы, которые связаны с основной деятельностью учреждения.

Согласно Инструкции № 157н аналитический код вида финансовой деятельности бюджетного учреждения указывается в 18 разряде Рабочего плана счетов данного учреждения. К бюджетным учреждениям применимы следующие коды видов финансового обеспечения:

2 — приносящая доход деятельность;

3 — средства во временном распоряжении;

4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 — субсидии на иные цели;

6 — субсидии на осуществление капитальных вложений.

Кроме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Например, такими субсидиями являются гранты, которые выделяются из бюджета согласно указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ, субсидии на проведение капитального ремонта имущества, закрепленного за данным учреждением, а так же приобретение оборудования.

При осуществлении бюджетных инвестиций увеличивается стоимость основных средств, находящихся в организации на праве оперативного управления. К поступающим во временное распоряжение средствам относятся:

— денежные средства (пенсии) граждан, которые проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания;

— денежные средства, вносимые для обеспечения заявки при участии в конкурсе, аукционе участником размещения заказа, а так же в качестве обеспечения госконтракта;

— иные денежные средства, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Кроме всего, бюджетное учреждение может привлекать дополнительные денежные средства при предоставлении платных услуг, предусмотренных его уставом, и за счет добровольных взносов и пожертвований, а так же взносов физических и юридических лиц в порядке, установленном законодательством, и по цене, указанной учредителем. Виды дополнительных платных услуг формируются на законодательном уровне, либо учредителем.

Таким образом, деятельность, приносящая доход в бюджетном учреждении может:

— осуществляться сверх государственного (муниципального) задания;

— относиться к видам деятельности, которые предусмотрены учредительными документами.

На платные услуги цена должна устанавливаться органом, осуществляющим полномочия и функции учредителя. Полученная в результате коммерческой деятельности прибыль направляется на цели деятельности учреждения. Бюджетные учреждения используют план финансово – хозяйственной деятельности, если им предоставляются субсидии для возмещения нормативных затрат, связанных с оказанием услуг, выполнением работ и на иные цели согласно государственному заданию. Данный план является аналогом бюджетной сметы. План составляется учреждением при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в рублях (до двух знаков после запятой).

План состоит из заголовочной, содержательной, оформляющей частей. В заголовочной части должны быть указаны:

— сведения о документе (наименование, дата составления, гриф утверждения);

— наименование органа, который выполняет полномочия и функции учредителя;

— финансовый год, на который представляются содержащиеся в документе сведения;

— единицы измерения показателей и их коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).

Содержательная часть плана состоит из текстовой и табличной частей. В ней выделяют 2 раздела. В первом отражаются общие сведения о деятельности учреждения, цели и виды деятельности в соответствии с уставом; список работ и услуг, предоставление которых осуществляется на платной основе; информация об общей балансовой стоимости недвижимого имущества в разрезе объектов. А так же в 1 разделе отражается балансовая стоимость движимого имущества. Во 2 разделе отражаются показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, представляющие собой сведения о финансовых и нефинансовых активах, обязательствах на отчетную дату, предшествующую дате составления Плана.

Кроме этого, в данном разделе находят отражение плановые показатели по выплатам и поступлениям учреждения. Они рассчитываются на основе информации о планируемых объектах расходных обязательств, представленной учредителем. Такие обязательства включают субсидии на возмещение затрат, целевые субсидии, субсидии на осуществление капитальных вложений, которые передаются учреждению в установленном порядке. Плановые выплаты – оплата работ, услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, расходы на социальное обеспечение населения в рамках пенсионного, социального, медицинского страхования, уплата налогов, пошлин и сборов, платежи в бюджеты различных уровней.

Бюджетного финансирования недостаточно для того, чтобы осуществлять в полном объеме функции учреждений культуры. Поэтому другим источником финансирования выступают средства, поступающие от предпринимательской деятельности самих учреждений культуры.

Одним из основных направлений в современной финансовой политике выступает формирование эффективно функционирующей системы бюджетных учреждений при условии, что бюджетные средства используются рационально и должны быть направлены на их содержание. Так как очень часто происходят изменения в законодательстве, то, не удивительно, существенно меняется политика в сфере привлечения дополнительных поступлений в бюджетное учреждение культуры. Такими являются безвозмездные поступления (спонсорская помощь, пожертвования) и целевые средства. В настоящее время бюджетное учреждение должно быть направлено на привлечение дополнительных источников финансирования за счет занятия коммерческой (предпринимательской) деятельностью.

Библиографический список

1. Акашева В. В. Порядок ведения бухгалтерского учета в соответствии с законом «о бухгалтерском учете» №402-фз» в государственных (муниципальных) учреждениях / В. В. Акашева, Е. В. Грызунова // Системное управление. 2013. № 4 (21). С. 21.
2. Базарова А. С. Бюджетное финансирование бюджетных учреждений / А. С. Базарова // Учет и отчетность бюджетных учреждений, - 2013. № 3. С.4–7.
3. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
4. Акашева В. В. Порядок финансирования бюджетных учреждений за счет субсидий / В. В. Акашева, Е. С. Колмыкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 1-1. С. 158-163.
5. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
6. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

Переход на работу в рамках государственных (муниципальных) заданий открыл перед бюджетными учреждениями культуры новые перспективы и прибавил головной боли. Надо освоить принципы работы в новых условиях, научиться правильно определять плановые показатели и держать отчет за их выполнение. О методологических проблемах формирования и выполнения госзаданий, а также организации приносящей доход деятельности рассказывает эксперт номера.

Одна из задач перехода бюджетных учреждений в новый статус - создание условий, при которых они смогут оптимизировать свое финансовое положение - сократить издержки и привлечь дополнительные средства. Однако на практике часто наблюдается обратная ситуация: средств, направляемых на финансовое обеспечение заданий, не хватает, а заработать дополнительные деньги за счет платных услуг учреждения не могут. В чем причина такой ситуации и есть ли из нее выход?

Не думаю, что ситуация настолько критичная. Собственно, никогда не стояла задача заставить бюджетные учреждения самостоятельно зарабатывать деньги, забрав у них бюджетное финансирование, т. е. слить их с коммерческими организациями. Это противоречит логике бюджетных учреждений, которые создаются с целью оказания услуг (выполнения работ) для государственных и муниципальных нужд. Для финансового обеспечения учреждениям предоставляется субсидия. То есть, если нет потребности оказания соответствующих госуслуг (выполнения работ), то нет и бюджетного учреждения. Если бюджетное учреждение существует, значит, есть потребность государства в его услугах, (работах) и государство должно эти услуги (работы) финансировать.

Единственное существенное отличие новых бюджетных учреждений от старых - наличие госзадания. Объем бюджетного финансирования не мог быть уменьшен, за исключением объемов госзадания. Другое дело, что финансовое обеспечение теперь связано с перечнем оказываемых учреждением услуг (выполняемых работ). Образно говоря, государство определяет услуги, оказываемые учреждением населению и юридическим лицам, и закупает именно их. Здесь, по сути, действует принцип государственного заказа, с помощью которого идет попытка создания здоровой конкуренции на рынке госуслуг. В перспективе, кто выиграет госзаказ (бюджетное учреждение или коммерческая организация), тот и получит задание на оказание соответствующих госуслуг населению (юридическим лицам). В отдельных субъектах РФ можно увидеть постепенное внедрение данного принципа. Например, в г. Москве существует практика предоставления субсидий образовательным некоммерческим организациям по тем же нормативам, по которым работают государственные образовательные учреждения, в целях размещения в них части госзаказа на предоставление детям общего образования.

При этом учреждению вовсе не обязательно глобально расширять список платных услуг. Гораздо важнее научиться грамотно распределять и использовать имеющиеся ресурсы, планировать затраты и повысить качество и эффективность оказания услуг, что в конечном счете приведет к увеличению количества потребителей. Важно, чтобы на каждый выделенный государством рубль оказывалось больше качественных услуг и они были доступнее для общества. Потребитель должен знать, какие именно бесплатные услуги он может получить, обратившись в соответствующее государственное (муниципальное) учреждение. Ведь зачастую мы не знаем, что конкретно можно требовать от обслуживающих нас учреждений.

Еще одна идея состоит в том, чтобы привлекать в наши учреждения население. Мы создаем и содержим учреждения за счет средств налогоплательщиков и для удовлетворения их потребностей. Конечно, одной из основных целей создания, скажем, музеев является сохранность фондов, но это не может быть единственной деятельностью. Основная задача учреждений культуры состоит во взаимодействии с

населением. При этом их миссия - не только в удовлетворении запросов населения, но и в формировании определенной потребности у людей.

Усилия учреждений должны быть направлены в т. ч. и на привлечение населения, зрителей (например, организация дополнительных услуг, фестивалей, форумов и т. п.).

Безусловно, специфика учреждений культуры подразумевает наличие у них платной деятельности. Данные нормы закреплены законодательно. Так, согласно ст. 52 Основ законодательства в Российской Федерации о культуре цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая стоимость билетов, организации культуры устанавливают самостоятельно.

Бюджетным и автономным учреждениям культуры не рекомендуется включать в госзадание платные услуги. Предметом госзадания лучше устанавливать результаты деятельности учреждения (постановки, экспозиции, экскурсии, сохранность и доступность фондов и т. п.), а количество посетителей применять как один из показателей качества.

Учреждение производит самостоятельный расчет стоимости билетов согласно утвержденному учредителем порядку. Наверно, именно здесь возникает основная проблема - в определении оптимальной цены. Зачастую при определении цены на билеты учреждения руководствуются принципом «спроси у соседа и сделай как он». То есть цены формируются не на основе расчета себестоимости, а, скорее, интуитивно, с учетом спроса и платежеспособности населения определенной местности. Ведь понятно, что театр где-нибудь в провинциальной глубинке не может выставить стоимость билетов аналогично московскому «Ленкому». За такую цену к ним просто никто не придет. Да и объем конкурентных услуг в провинции намного меньше, чем в Москве или Санкт-Петербурге, где много негосударственных музеев, театров и др.

Чтобы обеспечить учреждению достойное финансирование, необходимо в т. ч. правильно рассчитать стоимость единицы услуги. А с этим могут справиться далеко не все учреждения культуры ввиду специфики своей деятельности. Почему происходит так, что на одну и ту же услугу в аналогичных организациях установлена разная стоимость?

Работа по правильному расчету стоимости единицы услуги должна в первую очередь осуществляться органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, а не учреждением. Как раз для такой работы учредитель должен был определить так называемые первоначальные нормативы затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы). И ответить на следующие вопросы: сколько стоит одна и та же услуга у подобных учреждений? Что влияет на разницу в стоимости? Можно ли привести расчет у всех подобных учреждений к сопоставимому виду? В идеале результатом такой работы должно быть установление единой стоимости каждой услуги (работы). Естественно, здесь не обойтись без системы повышающих (понижающих) коэффициентов, но это в перспективе, когда удастся ответить на все вышеизложенные вопросы. Конечно, в отношении учреждений сферы культуры данный вопрос решается тяжелее, чем, например, в образовании, где не первый год применяется нормативно-подушевое финансирование. Однако уже сегодня можно увидеть разницу в стоимости государственных (муниципальных) услуг и, соответственно, спросить у учредителя, чем она вызвана.

На мой взгляд, подобные коллизии (а они наблюдаются повсеместно) -зачастую результат неправильной политики учредителей, их предвзятое отношение к тем или иным учреждениям, когда многое зависит от возможности руководителя «выбить» финансирование.

Сейчас идет работа по созданию единого перечня государственных (муниципальных) работ и услуг, иными словами - их стандартизации. Этот проект должен быть реализован в ближайшие годы. В перспективе, когда появится данный перечень, возможно будет дать единые рекомендации по расчету нормативов затрат, что, в свою очередь, должно привести стоимость определенного вида услуг к общему знаменателю.

Как соотносятся устремления законодателей к тому, чтобы приблизить бюджетников к рыночным отношениям, и специфика работы учреждений культуры. Готовы ли учреждения «работать на прибыль»? Или без поддержки государства им не обойтись?

Существует несколько мировых моделей финансирования культуры, определяемых по различным критериям. Например, типология Э. Валь-Зигер, Д. Монтиаса, А. Глаголева, где основным критерием является как раз соотношение источников финансирования организаций культуры. Указанная типология различает три типа финансирования: романский, германский, американский.

В странах романского и германского типов финансирование организаций культуры более чем на 90% осуществляется за счет государства. Однако в странах романского типа организации более половины ассигнований получают от центральных властей. В странах с германским типом ассигнования на 80-84% поступают от местных властей. В странах с американским типом лишь 5% бюджета организаций культуры пополняется за счет государства, а за счет частных вкладов - 35-40%.

Конечно, в реальности происходит сглаживание резких различий моделей финансирования, их конвергенция.

Как мы видим, наша модель скорее относится к германскому типу, учитывая, что финансовое обеспечение лежит на учредителе, который осуществляет его за счет средств соответствующего бюджета, а основная масса учреждений культуры у нас действует на муниципальном уровне.

Как я уже отмечала, в нашей стране без участия государства бюджетные учреждения культуры существовать вряд ли смогут. Более того, государство изначально создавало их для того, чтобы они выполняли некий набор государственных услуг (функций). Как свидетельствует международный опыт, фактически все государства в той или иной форме дотируют культуру. Возможно, не напрямую через учреждения, а через какие-то фонды, куда перечисляется часть бюджета. Но, так или иначе, культура - занятие не прибыльное, и отрасль не сможет существовать без поддержки со стороны государства.

Вернемся к вопросам ценообразования. Существуют ли сегодня методические рекомендации по определению стоимость платных услуг?

Общих методических рекомендаций по ценообразованию у нас пока нет. Но определить цену - не такая уж проблема. Например, в Налоговом кодексе РФ четко прописано, что включается в расходы. Должна учитываться экономическая обоснованность стоимости услуг с учетом необходимости уплаты налогов и сборов, а также возможности развития и совершенствования материальной базы учреждения. При этом учреждения, как правило, учитывают специфику конкретной территории и контингента посетителей. Если в каком-нибудь поселке установят цену на билет в музей в сумме 3000 руб., вряд ли в него будет кто-то ходить. Также надо помнить, что в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен в случае отклонения более чем на 20% в сторону повышения или понижения уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Подчеркну, что учреждению совершенно не выгодно включать прибыль, полученную в ходе реализации платных услуг, в структуру госзадания. Задание выполняется за счет субсидии. Учредитель в случае оказания государственного задания частично за плату должен уменьшить объем планируемой субсидии на объем планируемых к поступлению средств от оказываемых платных услуг. Так, с продажи билетов учреждение, к примеру, выручило миллион рублей, а общая стоимость государственного задания - два миллиона. Соответственно, учредитель должен отминусовать от субсидии заработанный на продаже билетов миллион. В итоге - объем задания останется прежним, а его обеспечение - уменьшится вдове. При этом нет никакой гарантии, что учреждение сможет заработать указанный миллион на билетах. Отсюда вывод - платную услугу следует отделять от госзадания и не включать в норматив расчета.

По каким критериям осуществляется оценка качества выполнения госзаданий в учреждениях культуры? Применимы ли здесь количественные показатели, ведь гарантировать, что, скажем, на все спектакли или выставки придет определенное число посетителей, не представляется возможным?

К сожалению, сегодня мы часто наблюдаем формальный подход к формированию госзадания. Не редко его формируют люди, которые не совсем понимают специфику отрасли. Идет смешение понятий, и учреждению выставляют порой странные показатели. А потом возникает вопрос, каким образом отчитываться? И все также сводится к формальности: мы вам поставили - вы отчитайтесь.

Например, те же спектакли на стационарной сцене и на выезде (на гастролях) должны иметь различные показатели. Ведь условия предоставления услуги - разные. Когда несоответствие желаемого и действительного обнаруживается в готовом госзадании, приходится вносить в него изменения. Но при этом все нормативы рассчитаны, объем финансирования и стоимость услуги определены. Внесение изменений в задание - достаточно трудоемкий процесс. Но такие казусы встречаются сплошь и рядом.

Что касается качества услуг, то его показателем необязательно должно быть количество посетителей. Учредитель определяет показатели в зависимости от того, как он хочет замотиви-ровать учреждение. Например, надо увеличить количество театральных постановок для детей или специализированных выставок. Прогрессивная шкала и будет качественным показателем. Примеры показателей объемов и качества государственных (муниципальных) услуг можно найти в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», размещенных на официальном сайте Минфина России. Можно устанавливать показатель в процентном соотношении. Например, заполняе-мость зала не менее 60%. А вот подробная детализация в этом случае -100-200 человек - не всегда оправдана. Лучше брать обобщенные либо динамические показатели (в течение года планируется увеличение потока посетителей на 30% и т. п.).

Многие беды учреждений культуры исходят из неумения планировать свою деятельность. Изменилось ли что-то в лучшую сторону за последний год? Насколько эффективнее работать с планом финансово-хозяйственной деятельности, в отличие от бюджетной сметы?

Учреждения лукавят, когда говорят, что система планирования им не знакома. Ранее они составляли смету доходов и расходов и по приносящей доход деятельности, и по бюджетным средствам. Значит, навыки по составлению плана у них есть.

План, конечно, создавать труднее, чем смету. Он более детальный, требует проработки и анализа, регулярных корректировок. Но в сметы мы тоже постоянно вносили изменения. Другой вопрос, что это новая форма, для многих непривычная. Вероятно, большинство проблем именно из-за этого.

Грамотное планирование зависит не только от бухгалтеров и экономистов, но и от состояния управленческого руководства учреждения в целом. Должна быть внутренняя организация у персонала, а также стремление выйти за стереотипы, некий творческий и одновременно рациональный подход к организации деятельности. Поиск новых нетрадиционных решений. Умение не боясь вносить коррективы в уже налаженный процесс. Это, безусловно, трудно. Куда проще работать в строго заданных рамках, как было со сметой.

Кроме того, смету строго контролировало казначейство. А план - самостоятельный продукт бухгалтера (финансиста, плановика). Отсюда - страх наделать ошибок, оформить что-то не так, забыть внести какие-то исправленные показатели.

Но, в принципе, можно вносить изменения несколько раз в год, по мере их накопления, это не столь проблематично. План - это документ между учреждением и учредителем. Главное, чтобы они понимали друг друга, общность поставленных задач.

По истечении определенного времени с момента выхода Закона № 83-ФЗ можете оценить, правильно ли было относить учреждения культуры в статус бюджетных? Может быть, их следовало оставить казенными, на полном гособеспечении?

Было бы странно, если бы учреждения культуры перевели в статус казенных. Это противоречит их природе (вернемся к той же приносящей доход деятельности). А вот в автономные - вполне возможно. Разница между бюджетными и автономными учреждениями сейчас минимальна, плюс - счет можно в коммерческом банке открыть. У автономных учреждений легче организована система госзакупок в связи с принятием Закона № 223-ФЗ1. А для учреждений культуры, которым приходится производить много закупок, это очень важно.

- Сейчас внесены поправки в Бюджетный кодекс РФ с целью оптимизации государственного (муниципального) контроля, реализации программного бюджета, а также приведения в порядок нормативной базы в целом. Предполагается внести изменения (дополнения) в Постановление № 6712, которые направлены на приведение его в соответствие с начавшейся правоприменительной практикой.

Еще одно направление - разработка государственных программ, увязанных с госзаданиями. Должна быть выстроена некая вертикаль: от государственного задания учреждения - к государственной программе Российской Федерации, когда задания являются «кирпичиками», из которых формируется госпрограмма. Наверно, в этом направлении и будет развиваться дальше законодательство и подзаконная база.

Характеристика деятельности бюджетных учреждений

Статус бюджетного учреждения регулируется

федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Статья 9.2 закона дает следующее определение бюджетного учреждения:

Бюджетное учреждение – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Законом установлено, что бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность на основе государственного задания, формируемого учредителем. При этом бюджетное учреждение уклониться от выполнения государственного задания не имеет право. Более подробно вопросы формирования государственного задания будут рассмотрены в следующей главе.

Изменение порядка финансирования для бюджетных учреждений создает некоторые гарантии сохранения заявленных объемов финансирования, поскольку в случае со сметными финансированием объем получаемых учреждением средств привязан к фактическим доходам бюджета.

Бюджетным учреждениям предоставлено право оказывать платные услуги, выходящие за рамки государственного задания. Однако при этом закон устанавливает, что бюджетное учреждение имеет на это право только постольку, поскольку такая деятельность соответствует достижению уставных целей и задач . То есть услуги (работы) предоставляемые за плату, должны соответствовать основному виду деятельности учреждения. При этом порядок определения платы за услуги бюджетных учреждений устанавливается учредителем, то есть полной свободы учреждения в этом вопросе не получают.

Также определенные особенности характерны для управления имуществом бюджетных учреждений. В частности, бюджетные учреждения не могут распоряжаться ни имуществом, переданным учредителем, ни имуществом, приобретенным за счет предпринимательских доходов. Исключение составляет особо ценное движимое имущество, приобретенное за счет предпринимательских доходов. При этом если имущество передано учреждением в аренду, то государственное финансирование его содержания прекращается.

Бюджетное учреждение в соответствии с законом №83-ФЗ имеет право привлекать кредиты и заключать договора финансового лизинга и не имеет права на приобретение ценных бумаг и размещения средств на банковских депозитах. При этом закон №7-ФЗ устанавливает, что бюджетное учреждение вправе заключать крупные сделки только с предварительного согласия учредителя.

Крупная сделка - сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 % балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Бюджетное учреждение осуществляет свои денежные операции через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Операции со средствами, поступающими бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в форме субсидий на иные цели (кроме выполнения государственного задания) и в форме бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности, учитываются на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения.

Культурный комплекс, или отрасль хозяйства культура , пред­ставляет собой совокупность предприятий, учреждений и органи­заций, решающих специфические задачи по развитию и самореа­лизации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовая база сохранения и развития оте­чественной культуры — Закон РФ «Основы законодательства Рос­сийской Федерации о культуре» № 3612-1 от 09.10.1992 г. В нем отмечена неразрывная связь создания культурных ценностей, при­общения к ним граждан для решения экономических проблем. Как и образование, культура — один из основных претенден­тов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при уме­лом его использовании может существенно раз­вивать экономику.

Действующее законодательство в сфере культуры предусмат­ривает, что государство берет на себя обязательства по обеспече­нию доступности для граждан культурной деятельности, культур­ных ценностей и благ. С этой целью государство:

Осуществляет бюджетное финансирование государственных и — в необходимых случаях — негосударственных организаций культуры;

Устанавливает порядок налогообложения некоммер­ческих организаций культуры;

Стимулирует развитие культуры посредством предоставле­ния налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вклады­вающим свои средства в культуру;

Способствует развитию благотворительности в области куль­туры;

Осуществляет свое покровительство в отношении малообес­печенных граждан.

В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными, негосударственными и со смешан­ными формами собственности. Они создаются учредителями, регистрируют свои уста­вы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядка использования материальных и финансовых ресурсов. Но в отличие от образования по учреж­дениям культуры Правительством РФ не утверждались Типовые положения, регламентирующие порядок деятельности и фи­нансирования. В то же время бюджетное финансирование — осно­ва государственных гарантий сохранения и развития культуры в РФ. В современный период известно несколько способов определения суммы средств, необходимых на эти цели:

· по норме бюджетного финансирования на человека и численности населения;

· на основе процента от суммы национального дохода, созда­ваемого в регионе;

· на основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.

В Основах законодательства России о культуре принят послед­ний подход и указано, что на культуру ежегодно должно направ­ляться не менее 2 % федерального бюджета и 6 % — территориальных бюджетов. В реальной практике ситуация схожа с финансированием обра­зования, так как ни федеральные, ни региональные власти тре­бования законодательства не выполняют из-за дефицита бюдже­тов. В соответствии с бюджетной классификацией затраты на культуру отражаются в двух главных разделах: «Культура и искусство» — раздел 1500, «Средства массовой информации» — раздел 1600. Распределение расходов осуществляется по целевым и экономическим статьям, поэтому действует не нор­мативное, а постатейное выделение бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется своя специфическая методика.

Наибольшую трудность при оценке предстоящих расходов и при определении необходимого объема бюджетного финансиро­вания представляют музеи из-за разнооб­разия условий их деятельности и непредсказуемости доходов.


По учреждениям культуры фонд оплаты труда не имеет стимулирующей составляющей — материального поощрения работни­ков, а поступающие

от входной платы в музеи доходы называются специальными средствами. Музеи со­ставляют отдельную смету доходов и расходов по специальным средствам, согласовывая их распределение по стать­ям с учредителем.

При расчете объемов бюджетного финансирования по теат­рам и концертным организациям прежде всего определяются объе­мы предполагаемого поступления доходов, зависящих от ко­личества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Количество зрителей рассчитывается как произведение вмести­тельности зрительного зала, количества планируемых спектаклей и их средней посещаемости. Все спектакли распределяются на ут­ренние, дневные и вечерние, а цена билетов зависит от времени проведения спектакля. Помимо доходов от спектаклей, театры могут иметь доходы от оказания других услуг населению.

Смета театра представ­ляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: дохо­ды и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учиты­ваются доходы от сборов по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии, а во втором — все расходы незави­симо от источников их покрытия. Концертная деятельность включает различные жанры — эстрадные, филармонические и пр. Государ­ственная финансовая поддержка оказывается филармоническим направлениям, так как из-за своей специфики они наиболее убы­точны. В современный период Министерство культуры РФ финансирует федеральные учреждения и организации по перечню Правительства РФ. В него включены библиотеки, музеи, теат­ры, учебные заведения, которые имеют особую культурную зна­чимость для России, а их деятельность — в сфере культуры и искусства.

Массовая сеть государственных учреждений культуры финанси­руется за счет муниципальных бюджетов. В зависимости от места расположения библиотеки, музеи, театры, дома и дворцы куль­туры учреждения отличаются по масштабам деятельно­сти, числу работников, охвату населения. Значительное количест­во малых учреждений культуры, расположенных в сельской местности, ориентировано преимущественно на бюджетное фи­нансирование и не имеет расчетных счетов. Крупные муниципаль­ные учреждения культуры имеют все признаки юридического ли­ца: самостоятельную смету и банковский счет. Финансирование муниципальных объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным.

В условиях ограниченного финансирования при разработке программы необходимо иметь крупную со­циально значимую и общественно необходимую цель, которая мо­жет быть достигнута разными исполнителями. Для повышения эф­фективности выделяемых средств в условиях конкуренции применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциаль­ных исполнителей заказа, когда предпочтение может быть отдано не только государственным, но и негосударственным организациям культуры, частным лицам, предложившим более результативные мероприятия с наименьшими затратами. В последние годы в жизнь органов управления и организаций культуры внедряется принцип применения так называемого со­циально-творческого заказа. При таком способе финансирования для всех субъектов культурной деятельности также создаются рав­ные возможности на получение бюджетных средств.

Таким образом, все выбранные способы финансирования основаны на нормативно-сметном расчете с раз­личными модификациями. Главную роль в этих расчетах играет метод прямого счета с применением таблиц, называемых смета­ми расходов.