Главная задача - показать тесную взаимосвязь музыки и изобразительного искусства; направить внимание детей на то, что слушая музыку, учиться сначала видеть её, мысленно создавая образы, а затем пытаться отразить свои зрительные представления в рисунках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бинарный урок на тему: «МУЗЫКА РИСУЕТ, А КАРТИНА ЗВУЧИТ».

З десь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, обращая внимание детей на то, что музыка может рисовать, а картина - звучать;

Развитие музыкальных и творческих способностей детей;

Воспитание любви к различным видам искусства.

Задачи урока: Развитие творческого воображения и творческих способностей учащихся;

Совершенствование эстетического вкуса;

Формирование эмоционально-образного мышления и умение слушать музыку в процессе созерцания художественного и музыкального произведения искусства;

Формирование у детей навыков передачи своих впечатлений об окружающей действительности с помощью различных видов искусства, умения анализировать и высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений.

Форма урока: бинарный урок- общение.

Используемое оборудование: компьютер, музыкальный центр, фортепиано. Оборудование для учеников: мольберты, бумага, краски, кисти, баночка для воды.

ХОД УРОКА

Учитель музыки: Добрый день, друзья! Добрый день, дорогие гости! Усаживайтесь поудобнее, посмотрите вокруг себя и обратите внимание: сегодня на нашем занятии (а именно так мы назовём нашу встречу) собрались учащиеся двух отделений школы: отделения изобразительного искусства и отделения музыкального исполнительства. И вести это занятие тоже будут два преподавателя: педагог-художник Швечихина И.В. и педагог-музыкант Рахманова Л.В. Почему мы так объединились? Сегодня наш необычный урок посвящён музыке и живописи. Эти два вида искусства тесно связаны между собой. Как вы думаете, что роднит музыку и живопись? Что между ними общего? (Это виды искусства. Они влияют на эмоциональное состояние человека, рисуют определённые образы).

Учитель музыки: Глядя на картины, благодаря внутреннему слуху, мы можем слушать живопись. А обладая внутренним зрением, каждый человек способен мысленно, внутри себя видеть то, чего в данный момент глазами он не видит. Поэтому, если внимательно вслушаться в звучащую музыку, то с помощью внутреннего зрения в нашем воображении могут возникнуть какие-либо живописные образы, картины природы, эмоциональные впечатления, соответствующие характеру музыки. Музыка рисует разные картины жизни, у неё есть свои краски: они не красные и синие, а особенные, музыкальные: регистровые, динамические, тембровые, темповые. И всё же они бывают, похожи на краски изобразительные. Мы не только видим, но и слышим густые и светлые, прозрачные; яркие и приглушенные; тревожные и спокойные; жесткие и мягкие, ласковые тоны. Поэтому, внимательно вслушиваясь в музыку, мы можем нарисовать картину.

Сегодня, слушая музыку, вы будете счала учиться видеть её, мысленно создавая образы, а затем пытаться отразить свои зрительные представления в рисунках.

Учитель изо: если композитор, создавая свои произведения, использует различные выразительные средства музыки: темп, динамику, регистры, то художник для передачи образа применяет краски, особую технику исполнения.

Учитель музыки: Для создания яркого образа, для передачи настроения композиторы и художники используют особые средства выразительности. Средствами музыкальной выразительности являются: мелодия, лад, тембр, регистр, динамика, динамические оттенки. Средства художественной выразительности: цвет, тон, контур, цветовые сочетания. Как вы заметили, музыкальные и изобразительные краски имеют сходства:

Музыкаьные краски Изобразительные краки

лад колорит

тембр тон цвета

регистр палитра цвета

динамика цветовой фон

динамические оттенки оттенки цвета

Учитель музыки: Сейчас послушайте грустную историю: в одной деревне жил мальчик Лёка, самым лучшим другом у него была меленькая пушистая собачка. Всё время они проводили вместе: гуляли, веселились, играли в догонялки. И вот однажды на зиму мальчика увезли из деревни и разлучили с любимой собакой. В разлуке с лучшим другом ему было очень грустно и тоскливо, и мальчик предполагал, что и собака тоже грустит, плачет и жалуется.

Маша Ч. исполняет пьесу С. Ляховицкой «Где ты, Лёка?».

Учитель музыки: Какое настроение вызвала у вас эта музыка? (Грустное, печальное). Какие приёмы использовал композитор, чтобы передать грустный характер пьесы? (Неторопливый темп, минорный лад, интонации вздохов).

Учитель изо: Какие тоны красок вы будите использовать, чтобы передать настроение пьесы?

Учитель музыки: Сечас в исполнении Алины К. прозвучит пьеса А.Классена «Две лягушки». Пожалуста, послушайте её внимательно и определите: отличается ли эта пьеса по настроению и музыкальным краскам от предыдущей, совпадает ли образ Алининых лягушек с вашими представлениями.

Учитель изо: Музыка передаёт образы двух лягушек. Подумайте: эти лягушки одинаковые или разные, какими вы их можете изобразить?

Аня С. играет « Лес» Щуровского.

Учитель изо: Вопрос к Ане: Что ты сама представляешь, когда играешь эту пьесу? Какую картину рисует твоё внутреннее воображение?

Аня: В начале пьесы я представляю дремучий лес, мрачную картину. Но где-то между кронами деревьев проглядывают светлые солнечные лучи….

Учитель музыки: Хорошо… Друзья, а может быть кто-то представил себе другой образ?

Дети рассказывают о своих представлениях.

Учитель музыки: Совершенно верно. Содержание музыкального произведения точно объяснить словами невозможно. Музыка передаёт настроение, вызывает чувства и переживания, то или иное эмоциональное состояние. А мы, слушая музыкальное произведение, каждый, в силу своего воображения, своей фантазии, рисуем определённые образы, картины.

Учитель изо: Сделайте для себя наброски такого леса, который представился вам после прослушивания пьесы Щуровского.

Учитель музыки: У русского композитора, музыковеда и пианиста С.М.Слонимского в Альбоме детских пьес для фортепиано среди ярких, образных миниатюр, таких как: «Мультфильмы с приключениями», «Ябедник», «Дюймовочка», «Колокола», есть очень выразительная пьеса «Марш Бармалея». Она написана композитором на основе созданной ранее музыки к кинофильму о марсианах, где должен был звучать «свирепый» марсианский марш. Главную тему играли две трубы. Используя яркие колористические возможности фортепиано, а также ритмические, гармонические и динамические краски, Слонимский своей музыкой передал и трубный сигнал, и агрессивную тему, слушая которую невольно представляешь себе этого ужасно страшного разбойника, шествующего под свист и барабанный бой.

Иван С. исполняет пьесу С.Слонимского «Марш бармалея».

Учитель изо: Подумайте, какие краски вы будите использовать, изображая страшного бармалея, с помощью каких средств художественной выразительности можно передать звуки барабанного боя и свиста.

Учитель музыки: И в заключении нашего занятия мы хотим предложить вашему вниманию презентацию «Иван Фёдорович Шультце – мастер лирического пейзажа русской эмиграции». В качестве музыкального сопровождения прозвучит пьеса А. Классена «Музыкальный эскиз» в исполнении Рахмановой Л.В. Обратите внимание,как музыкальное сопровождение помогает более глубоко понять и прочувствовать художественные образы.

Учитель музыки: Сегодня на нашем занятии мы слушали короткие пьесы-миниатюры в исполнении учеников фортепианного отделения. Благодаря фантазии и внутреннему воображению, представили образы персонажей, отображённых в этих музыкальных зарисовках. Обсудили, какие средства выразительности необходимы композиторам и художникам, чтобы передать настроение и образы. Наши юные художники сделали для себя наброски наиболее понравившихся музыкальных картинок. Домашним заданием для вас будет написать полноценные картины- впечатления. Все сегодня поработали активно и творчески. Молодцы!!!


Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?»

Тема урока: «Рисуем… музыку?»

Ход урока.

    Орг. момент.

    Беседа.

Ребята, любите ли вы сказки?

Какие из них нравятся вам больше всего?

Знакомы ли вам сказки английского писателя Льюиса Керолла? Назовите их.

В одной из сказок Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» есть забавная героиня Соня и такие странные строки:

«А еще они рисовали всякую всячину всё, сто начиналось на букву «М».

Как вы думаете, какое?

Правильно, музыка!

Подумайте, что я должна записать на доске после слова тема?

Рисуем музыку? (сл.1)

Рисовать музыку? Это так же как рисовать мысль: возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?

Сегодня, отвечая на этот вопрос, мы попытаемся с вами не только услышать трепетные звуки музыки, но и увидеть их и даже нарисовать. (Сл.2)

Красок музыка полна

И живет во всех она.

Кто рисует все в себе,

Кто рисует на холсте, -

Но везде пусть вашей кистью

Управляют чувства,

Как внутри, так и вовне.

Музыка! Что такое музыка? Можем ли мы ее увидеть? На этот вопрос попыталась ответить школьница Ира Исакова в песне «Музыка». (Сл.3)

Исполнение: «Музыка» Г.Струве, И.Исакова.

Было ли в песне ощущение законченности? Обычно всегда в конце песни стоит точка. Почему ее здесь нет? Подумайте.

Какие средства музыкальной выразительности помогают нам понять и увидеть содержание музыкального произведения?

(мелодия, лад, темп, тембр, динамика, регистр)

Оказывается между музыкой и изобразительным искусством существует тесная взаимосвязь. (Сл.4)

Сравним произведения живописи и музыки с точки зрения динамики.

Как вы думаете, что звучит громче (

Какой элемент музыкальной выразительности можно сравнить (уподобить) контрасту цветов в живописи? (лад).

За что отвечает тембр? (окраска звука). Тембр способен выражать не только разнообразие звуков, но и разнообразие цветов и оттенков.

Какие цвета подойдут грустной музыке? (холодные, неяркие). Для веселой? (яркие, теплые).

Какое графическое изображение имеет мелодия?

Людей искусства всегда волновала проблема синтеза музыки и живописи. Своеобразно творчество классика литовской музыки, композитора и художника М.Чюрлениса (1875-1911 г.) (Сл.5)

Его картины самостоятельные живописные произведения, в которых есть все музыкальные элементы. Но переданы они графически, средствами рисунка, пространства, красок.

Глядя на картины «Сонаты моря» Чюрлёниса, сравним мелодию с линиями в рисунке.

(Сл.6,7,8,9,10,11,12,13,14,15)

«Соната моря» (Andante ) «Соната моря» (финал).(Сл.16, слушание)

Какое графическое изображение «мелодии» вы здесь видите?

В каком ладу «звучит» картина?

Какова «динамика» произведения?

Что вы можете сказать о «темпе»?

Какие оттенки придает произведению «регистр»? (Сл.17,18,19,20)

Обратите внимание на название репродукции «Соната моря». Следуя этому названию можно предположить что это музыкальное произведение, а уж потом – живопись.

Как М.Чюрленис смог увидеть музыку?

Можем ли мы увидеть музыку? Каким образом? (Представить)

Значит музыку можно представить и нарисовать. Следовательно, я стираю знак вопроса после темы «Рисуем музыку» и ставлю точку.

Рисуем музыку. (Сл.21)

Физкультминутка.(Сл.22)

Часто в своем воображении мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу. Одна из самых красивых птиц – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом.

Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза.

Звучит музыка Э.Грига «Утро».

Давайте подышим как лебеди – вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь». Потом выдохните. Вдох. «Я лебедь», - выдох. Вдох. «Я лебедь» - выдох. Шея лебедя вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-крылья.

А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и… резко выпрямитесь… вдох и о, чудо. Мы полетели.

Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и свободно.

Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.

Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, еще ниже… вот уже близко лес, поле, дома, люди.

И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Был замечательный полет! (Присаживайтесь).

Беседа.

К свободной игре воображения прибегали французские художники и композиторы – импрессионисты («импрессион», в переводе с французского, впечатление).

Художники-импрессионисты пользовались чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять черных и серых тонов. Из-за своеобразной живописной манеры, поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей, зыбкой, благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на губах человека.

(Сл.23) Перед вами картина Огюста Ренуара «Залив Мулен Гюе» («Сена близ Анера (Лодка)», «Купальня на реке»(Сл.24). В своих картинах художник ставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и цветом. Множество музыкальных полотен принадлежит Клоду Дебюсси (Сл.25) , французскому композитору-импрессионисту. Живописность присутствует уже в названиях произведениях: «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет»

Музыка К.Дебюсси не вызывает столь конкретных представлений, тем не менее производит впечатление ярких музыкальных картин.

Дифференцированные творческие задания.

Во время прослушивания музыки:

Нарисуйте музыкальный пейзаж.

Напиши сочинение-миниатюру.

Разгадай кроссворд.

Клод Дебюси «Лунный свет на террасе» (слушание). Сл.26,27,28,29,30

Оформить выставку рисунков.

Ответить на вопросы кроссворда.

Беседа.

Желание «увидеть музыку», «связать цвет и музыку» и «услышать цвет», столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести вечную молодость.

А может ли вообще звук иметь цвет? Одним из первых русских художник В.Кандинский (Сл.31,32,33,34,35,36) понимает, что «цвет» в многообразии его проявлений, линий, складывающихся в различные геометрические фигуры, сам по себе рождает эмоции, создает настроение. В.Кандинский настаивал: «Желтое, включенное в геометрические формы невыносимо, как резкий звук трубы; в красном заложено кипение и жар, огромная сила, напоминающая о фанфарах и трубах». Подобно композитору в музыке, Кандинский стремился обрести способность свободного выражения чувств. Он создал акварель – беспорядочное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Но, присмотревших, пятна как бы оживают.

И пусть эти картины не всем понятны и даже загадочны, но ведь в неразгаданности искусства таится огромная всепоглощающая сила.

После выше сказанного я с уверенностью могу стереть точку после названия темы «Рисуем музыку» и поставить восклицательный знак. (Сл.37) Предлагаю исполнить песню «Возьмите в руки краски» (Сл.38)

Рисуем музыку! (Сл.39)

Что нового вы узнали на уроке?

Назовите имена художников и композиторов, с которыми вы познакомились сегодня.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Рисуем…музыку?»

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Аржаева Александра Александровна

Место работы

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

Должность

Предмет

Класс

Тема четверти

Тема урока

«Можем ли мы увидеть музыку?»

«Рисуем…музыку?»

Базовый учебник

Программа под редакцией Д.Б.Кабалевского для 1-8 кл.

    Цель урока : выявление взаимосвязей между изобразительным искусством и музыкой, продолжить развивать у учащихся художественное общение с различными видами искусства, способствующее формированию целостного представления об изобразительном искусстве; подвести учащихся к осознанному пониманию роли музыки для возникновения прекрасного живописного полотна.

    Задачи:

Формирование у учащихся первоначального представления о связи музыки и изобразительного искусства; раскрыть выразительные возможности цвета и изобразительные возможности звука; выработка умения применять полученные знания на уроке и в жизни;

Обогащение словарного запаса учащихся новыми терминами; продолжить развивать умение логического мышления в игре, творческой фантазии, музыкально-образного мышления.

Воспитывать стремление и волевые качества к знаниям; умение слушать учебный материал; чувство доброжелательного отношения к одноклассникам.

    Тип урока : изучение нового материала (углубление в тему).

    Формы работы учащихся: используются методы проблемный, дифференцированный, частично-поисковый, использование ИКТ, творческие задания, игра.

    Необходимое техническое оборудование: Фонохрестоматия.М.Чюрлёнис «Симфоническая поэма», К.Дебюсси «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна», Э.Григ «Утро», песня «Музыка» Г.Струве, И.Исакова, песня «Возьмите в руки краски» Т.Мухаметшиной; презентация.

    Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Активизация внимания

Эпиграф урока на доске

Постановка проблемы, актуализация знаний

Любите ли вы сказки?

Какие из них нравятся больше всего?

Сказка Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» (зачитать)

Отвечают на вопросы учителя.

Введение в тему урока

Подумайте, что я должна записать после слова тема?

Сформулируйте тему урока

Рисовать музыку? Возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?. Исполнение песни «Музыка».

Активизация умственной деятельности, размышление, высказывания, исполнение песни.

Совместное открытие новых знаний

Творчество Чюрлениса, Ренуара, Дебюсси.

Развитие творческой фантазии, воображения физкультминутка

Рефлексия

Творческие задания. Творчество Кандинского.

Выполняют задания. Размышляют.

Подведение итогов.

В неразгаданности искусства таится огромная сила. Ставим точку. Исполнение песни. Что нового узнали на уроке? Имена художников и композиторов.

Исполняют песню «Возьмите в руки краски».

Отвечают на вопросы.

Заключительное слово

Домашнее задание

Нарисовать рисунки к любой прослушанной на уроке музыке.

Выбирают наиболее понравившееся музыкальное произведение

По горизонтали:

    Окраска звука в музыке, одно из средств для создания музыкальных картин.

    Сочетание звуков, аккордов.

    Средство музыкальной выразительности.

    Чередование длинных и коротких звуков.

    Скорость движения в музыке.

    Большой коллектив музыкантов-инструменталистов.

    Организация звуков в музыке вокруг главного звука – тоники.

По вертикали:

Так называют музыкальную картину, созданную симфоническим оркестром.

Цель: Дать сравнительный анализ изображения состояний моря в литературе на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», изобразительном искусстве на примерах картин Н.Рериха «Заморские гости», И.Айвазовского «Девятый вал», музыке на примерах фрагментов оперы «Садко», сюиты «Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова.

Задачи:

  1. познакомить с произведениями художников Н.Рериха, И.Айвазовского, композитора Н.А.Римского-Корсакова;
  2. развивать эстетическое восприятие и понимание красоты природы в произведениях изобразительного искусства и музыки;
  3. обучать анализу содержания и художественных особенностей рекомендуемых картин, музыкальных произведений;
  4. воспитывать любовь к природе и произведениям искусства.

Оборудование:
Портрет Н.А. Римского-Корсакова.
Фонохрестоматия – образ моря (фрагменты из оперы «Садко», сюиты «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакого).
Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (с иллюстрациями).
Репродукции картин Н.Рериха «Заморские гости», И.Айвазовского «Девятый вал».
Геометрические фигуры.

Ход урока

I. Организационный момент (цвет настроения).
II. Изучение нового.
III. Выставка.
IV. Итог (цвет настроения).

В начале урока ребятам раздаются 3 цвета настроения (красный – радостное, желтый – равнодушное, синий – грустное). Каждый должен выбрать один цвет своего настроения и передать учителю. Подсчитывается количество соответствующих цветов в начале и в конце урока.

Учитель:
– Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в увлекательное путешествие. А чтобы путешествие состоялось, нам нужно набрать команду на волшебный корабль (из геометрических фигур дети складывают кораблик).

– Ребята, кто из вас был на море? Какое море вы видели? Чем оно вам запомнилось? (Ответы детей.)

Наше путешествие будет проходить по морю знаний и команда должна быть готова к различным неожиданностям и приключениям. А капитанами на этом корабле будем мы, педагоги.

Итак, мы отправляемся в путь, но недалеко от берега нас останавливает грозный царь Нептун, повелитель морей и океанов.

Учитель рисования:

Море – кто не восхищался им, когда стоял на берегу и смотрел в его бесконечную даль. Слыша легкий плеск волны или мощный шум огромного вала, тысячами искр разбивающегося о крутые скалы и камни берега, поневоле вспоминаешь сказочных персонажей – чудо-кита, русалок, золотую рыбку…

Давайте обратимся немного к литературе. Послушайте отрывок и скажите, из какой это сказки:

Вот пошел старик к синему морю,
Видит, море разыгралось… (Ответы детей.)

Опишите состояние моря в этом отрывке, какое настроение оно передает, какими красками можно передать? (Ответы детей.)

Учитель музыки:

– Ребята, а скажите, можно ли музыкой передать образ моря? (Ответы детей.) А вы любите сказки?

– Я хочу вам рассказать про одного замечательного русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. (Кто такой композитор?) Н.А. Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 г. В 6 лет маленький Ника начал заниматься музыкой, но в душе мечтал стать моряком, с увлечением читал книги о мореплавателях. И когда Нике исполнилось 12 лет, отец привез его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. По окончании морского корпуса Ника отправляется в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Плавание продолжалось 3 года. За это время он увидел много стран, набрался новых впечатлений, полюбил еще больше море, которое не раз изображал в своих произведениях. А во время плавания читал сказки, которые любил с детства. Сам композитор говорил: «В сущности, мой род – это сказка, былина и непременно русские». Молодого композитора пленила сказка о поединке гусляра Садко с океаном-морем. И сейчас мы с вами послушаем фрагменты из музыкальной картины «Садко».

– А пока будет звучать музыка, выберите репродукцию картины, которая соответствует настроению прослушанного вами произведения (дети слушают фрагмент и выбирают подходящую репродукцию).

Проводится беседа с детьми:

  • Какая музыка по характеру?
  • Как композитор передает образ моря, какое здесь развитие?
  • Каким образом композитор сумел выразить то или иное чувство в музыке?
  • Какие средства музыкальной выразительности вам известны? (Темп, лад, тембр, мелодия, ритм, динамика звука.)

Затем беседу проводит учитель рисования:

  • Что ребята видят на картине?
  • Какие здесь используются художественные выразительные средства?
  • Какая природа, какое небо?

(Учащиеся красками изображают состояние моря, которое они увидели на картине и услышали в записи.)

– А теперь, ребята, вспомните, как стало меняться состояние моря дальше в сказке А.С.Пушкина.

Вот идет он к синему морю
Видит на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны
Так и ходят, так воем и воют. (Ответы детей.)

– Изменилось ли ваше настроение?

Учитель музыки:

– Ребята, сейчас мы с вами прослушаем еще один фрагмент из замечательной сюиты (музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом ) «Шехерезада», картина моря с плывущим по нему кораблем Синдбада-морехода (слушание в записи).

  • Какая музыка по характеру в этом фрагменте?
  • Какими музыкальными средствами композитор передает образ спокойного и бурного моря?
  • Какой фрагмент вам больше понравился и почему?
  • Какое настроение, впечатление у вас создалось после прослушанных фрагментов?

Учитель рисования:

– Пока звучит музыка, вам необходимо выбрать репродукцию еще одной картины, которая будет соответствовать настроению прослушанного вами произведения (дети выбирают репродукцию картины И.К.Айвазовского «Девятый вал»).

– Художников, которые в своем творчестве главной темой выбрали море, называют маринистами , а картины с морскими видами – маринами . Знаменитым русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский. Тихая гладь моря, отражение луны, бушующие волны, огненные отблески молнии, мощные раскаты грома – все это с удивительной точностью запечатлел художник. Когда мы смотрим на картины Айвазовского, то ощущаем дыхание моря, звуки, шум волн (учащиеся красками изображают то состояние моря, которое они увидели на картине и услышали в записи).

В конце урока проводится выставка рисунков.

Итог: С детьми всего класса проводится рефлексия.

Ребята снова выбирают цвет соответствующего настроения после проведенного урока.

Урок музыкальной литературы в 6 классе


Цель: ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, через коллективную эвристическую деятельность выявить комплекс выразительных средств и художественных приемов различных видов искусства.
Задачи:
а) образовательная - сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода к изучаемым произведениям.
б) развивающая - расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал.
в) воспитывающая - привитие чувства уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.
Литератор(Л) – Ребята, перед вами – картины моря ˂слайд№2, №3˃А вы когда-нибудь видели море? Какое оно?
Дети (Д) – в нём есть какая-то тайна и огромная сила.
Л. - тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов ˂слайд №4˃. Тема нашего урока – «Образы моря в литературе, живописи и музыке» (записывают тему в тетрадь)
˂слайд №5˃Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе. ˂слайд №6˃«И блеск, и тень, и говор волн» также привлекали А.С.Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в тетрадь).
Как к живому собеседнику обращается поэт в стихотворении «К морю». Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова (читает стихотворение).

Откройте учебники. Отметьте слова и словосочетания, которые помогли созданию образа моря в вашем воображении (1группа работает с 1-3 строфами, 2 группа – с 4-6 строфами, 3 группа – с 12, 14, 15 строфами). Названные слова записывают на доске – свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). Благодаря этим словам мы как будто видим море и слышим его голос. Как называются такие образы?
Д. - Зрительные и звуковые (запись на доске)
Л. -Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке?
Д. - Свободная стихия
Л. -˂слайд №7˃Вы знаете, что поэты и писатели для придания своей речи большей красочности и выразительности используют определённые средства. Какие?
Д. - Эпитеты, метафоры, сравнения ˂слайд №8˃
Л. -Поэт разговаривает с морем, как с человеком. Как это называется?
Д. – Олицетворением ˂слайд №9˃
Л. -В словах поэта «Я был окован…» о каких оковах идёт речь?
Д. - О годах ссылки в Одессу. Поэт прощается с морем, но это и прощание со свободой, торжество которой не суждено увидеть людям его поколения.
Л. -˂слайд №10˃Как называется направление в искусстве, для которого характерно стремление героя к свободе, независимости, возвышенный склад души, мечтательность?
Д. - Романтизм. ˂слайд №11˃И герой нашего стихотворения – тоже романтик.
Л . -Изучая художественное произведение, мы каждый раз подчёркиваем, что любая деталь имеет значение. Пейзаж может выполнять определённые функции. ˂слайд №12˃Назовите их
Д. - Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая˂слайд №13˃
Л. -Какую же роль играет пейзаж в нашем случае?
Д. - Эмоционально-психологическую и символическую.
Л. -На примере стихотворения А.С.Пушкина мы ознакомились с тем, как поэт-романтик использует образ моря в своём произведении. А каким образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи, вам предстоит сейчас узнать.

Художник (Х.) - Что касается изобразительного искусства, то художник не только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Море рисовали многие художники. ˂слайд №14˃Слово «морская» по-латыни звучит как «marina». Поэтому и художников называли…
Д - маринистами.
Х. - можете ли назвать фамилии художников-маринистов?
Д. - это художник Айвазовский.
Х. - ˂слайд №15˃Айвазовский был выдающимся живописцем. Его работы были известны в Англии, Франции, Италии. Русские вельможи наперебой заказывали ему картины. Знакомство и дружба с Пушкиным наложили отпечаток на творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку. Наверное, сочетание поэзии и музыки выплеснулось в живописи великого художника. Черпая вдохновение в картинах природы, восхищаясь красотой окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия, художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве. Мы сейчас будем знакомиться с его работами и анализировать их. Но у живописи свой язык выразительных средств, свои специфические термины. Назовите их.
Д. - Линия, ритм, динамика, цветовое пятно, цветовая гамма ˂слайд №16˃
Х . - Давайте вместе попробуем проанализировать – как в разных работах эти средства раскрывают замысел художника и создают «настроение» картины.
(Далее идёт обсуждение работ: «Лунная ночь на Капри» ˂слайд №17˃, «Девятый вал» ˂слайд №18˃, «Морской берег. Прощание» ˂слайд №19˃, «Кавказские горы с моря»˂слайд №20˃).
Х. – если обобщить всё то, что вы сказали в ходе обсуждения картин, то можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах художник хотел передать: мотив противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о свободе, любовь к природе. И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое значение.
Музыковед (М. )- (вопросы к учащимся): к какому виду искусства относится стихотворение?
Дети (Д.) - к литературе
М. - а произведение живописи?
Д. - к изобразительному искусству
М. - симфоническое произведение?
Д. - к музыке
М. - из названных видов искусства какое является самым точным и конкретным?
Д. - самое конкретное по языку выражения - литература, на втором месте - живопись, и на последнем - музыка.
М. - Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции.

В музыке есть много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим только об одном из них - это симфоническая сюита русского композитора Н.А.Римского-Корсакова "Шехеразада". ˂слайд №21˃Николай Андреевич Римский-Корсаков в юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином, совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев. И, естественно, впечатления от плавания были очень яркими и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите "Шехеразада".

М. - Шехеразада - героиня каких сказок?
Д. - восточных
М. - Как называется сборник арабских сказок? ˂слайд №22˃
Д. - "1001 ночь"
М. - ˂слайд №23˃(вкратце обрисовывает сюжетную линию сказки). Шехеразада - жена султана Шахриара, а на Востоке правитель - не просто первое лицо в государстве, это "великий и всемогущий", его власть над подданными безгранична, поэтому вошло в обиход выражение "восточный деспот". Как ещё называют такого человека?
Д. - тиран.
М. - Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Ш.).
Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили?
Д. - с надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного.
М. - Обратите внимание на средства музыкальной выразительности - в теме нет аккордов, только сплошь унисоны. О чём это говорит?
Д. - аккорд - это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон - по сути, одноголосие. Это говорит о характере султана, не признающего компромиссов и уверенного в своей правоте.
М. - Я сыграла вам тему султана для того, чтобы вы
а) сравнили её с темой моря в том музыкальном фрагменте, который сейчас прозвучит;
б) проанализировали средства музыкальной выразительности, т.е. выполнили бы те же действия, что и на уроке литературы при знакомстве с стихотворением. Но сначала давайте-ка включим механизм критического мышления и попробуем предположить, что за музыка нас ждёт: какой должна быть динамика?
Д. - мощное звучание
М. - соло или оркестровое tutti?
Д. - tutti
М. - предпочтительные тембры - струнные, деревянные или медные духовые?
Д. - медные духовые
М . - регистр темы
Д . - низкий и средний
˂слайд №24˃Ученики прослушивают музыкальный фрагмент ("Багдадский праздник и Корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником" - 4 часть сюиты) и по ходу анализируют средства выразительности, отмечая совпадение предполагаемых и реальных результатов.
Если обобщить всё, вами сказанное, то получится такая таблица ˂слайд №25˃, из которой понятно, что образы Моря и Султана охарактеризованы почти аналогичными средствами.
М. - Да, Римский-Корсаков потрясающе реалистично рисует картину бушующего моря. Но каждый великий художник потому и велик, что он не просто "фотографирует" реальность, а через искусство доносит до нас свои обобщения и размышления.
-О чём говорит похожесть тем Султана и моря?
Д. - о близости характеров
М. -Более того, композитор размещает темы моря и султана рядом для чего - чтобы противопоставить или приравнять?
Д. - чтобы указать на тождество их
М. -Почему? Какую мысль композитор хочет высказать своей музыкой?
Д. - как море играет судьбами людей, так и султан своевольно вершит судьбы подданных.
М. – какую роль в сюите играет морской пейзаж?
Д. – аллегорическую, эмоционально-психологическую и символическую.
Л. - Найдите у Пушкина в стихотворении аналогичные строки:
Д. - Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.
Л. - Помните, анализируя стихотворение Пушкина, мы говорили об олицетворении - приёме, когда черты человека переносятся на море. В сюите "Шехеразада" - тот же приём, в произведениях изобразительного искусства - аналогично. Значит, мы с вами пришли к какому выводу?
Д. - Любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия.
Рефлексия (Л) – Ребята, вы сегодня читали стихотворение о море. Внимательно анализировали репродукции, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: необходимо сочинить пятистишие, в котором ключевым словом будет «море» (3 мин).
Ученики по окончании работы зачитывают свои стихи.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «К морю». Подготовить слайдовую презентацию, посвящённую морским пейзажам.

Использованные материалы

1. Сб. статей под ред. Коровиной Т. Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. – Москва: Музыка, 1987.
2. Уч. пособие для 8 класса СШ под ред. Громова Н.И. Русская литература. - Москва: Просвещение, 1973.
3. Альбом Римский-Корсаков Н.А. – Москва: Музыка, 1988.
4. Кандинский А.И., Орлова Е.М. Русская музыкальная литература, вып.3. – Ленинград: Музыка, 1981.
5. Соловцов А.Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – Москва: Музыка, 1984.
Интернет-ресурсы
http://www.peoples.ru/art/painter/aivazovskiy/aivazovskiy_ivan.jpg
http://img.labirint.ru/images/news/5541_1281090358.jpg
http://900igr.net/datai/literatura/Lermontov-Mtsyri/0002-002-Skhodstvo-M.JU.-Lermontova-i-ego-geroja-Mtsyri.png
http://www.stihi.ru/pics/2012/12/01/9948.jpg
http://www.online-utility.org/image/ImageCache?file=3/38/Zhukovsky_1815.jpg/800px-Zhukovsky_1815.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/48/187/48187205_GYUGO.jpg
http://bookerslive.ru/wp-content/uploads/-182878_35036337.jpg
http://www.livejournal.ru/static/files/themes/quote/11880_g01.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/474/24474617_photo64.jpg
http://gorodlip.ru/klient/ecology/31o1+.jpg
http://www.proza.ru/pics/2009/03/11/431.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/46/673/46673951_1248380293_00044149.jpg
http://ajvazovskyj.ucoz.com/_ph/1/914766058.jpg
http://vse-skazki.ru/images/stories/Izobradzeniya_iz_skazok/Narodnie_skazki/a/arabskie/Racckaz_ob_Ync-al_2.jpg
http://newshot.ru/uploads/posts/2012-02/1329830650_noch.jpg
http://100oper.ru/wp-content/uploads/2012/07/rimsky-korsakov.jpg
http://900igr.net/datai/geografija/Iskusstvo-Armenii/0006-005-ZHivopis-i-skulptura.jpg
http://www.tarihnotlari.com/wp-content/uploads/2011/10/Dokuzuncu-Dalga.jpg
http://www.artrussia.ru/pic_w/w079_400.jpg
http://cs4409.userapi.com/u67083590/-7/x_6883ebfb.jpg
http://im6-tub-kz.yandex.net/i?id=83091257-12-72&n=21



Рахимова Римма Рашидовна,
учитель литературы,
Ковалёва Светлана Анатольевна,
преподаватель ИЗО,
Кузнецова Марина Геннадьевна,
преподаватель теории музыки.
г. Караганда
2013

24 сентября -Всемирный день моря.

Море завораживает, море убивает, волнует, пугает, а ещё смешит, иногда исчезает, при случае рядится озером или громоздит бури, пожирает корабли, дарует богатствами не дает ответов; оно и мудрое, и нежное, и сильное, и непредсказуемое. Но главное — море зовёт.
Алессандро Барикко “Море-океан”

Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее морской стихии. Постоянно меняющаяся, бескрайняя, манящая вдаль, переливающаяся разными красками, звучащая, - она притягивает и завораживает, созерцать ее отрадно. Образ моря воспет поэтами, море живописали художники, мелодии и ритмы его волн легли на нотные строки произведений многих композиторов.

***

Симфоническая поэма «Море» написана К.Дебюсси почти с натуры - под впечатлением от созерцания Средиземного моря и океана, как признавался сам композитор.


Просыпается море (1часть - «От зари до полудня на море»), нежно плещутся морские волны, постепенно ускоряя свой бег, солнечные лучи заставляют море переливаться яркими красками. Далее следуют «Игры волн» — безмятежные и радостные. Контрастный финал поэмы — «Диалог ветра и моря» рисует драматическую атмосферу, в которой властвуют обе разбушевавшиеся стихии.

***

Морской пейзаж в творчестве М.К. Чюрлёниса - литовского композитора и художника , представлен в звуках и красках.



В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой. А в цикле его картин «Соната моря», каждое из 3-х художественных полотен имеет название частей сонатной формы. Причем, художник перенес в живопись не только наименования, но и выстроил логику развития художественного материала согласно закономерностям драматургии сонатной формы.

Картина «Аллегро» полна динамики: бушующие волны, искрящиеся жемчужные и янтарные брызги, летящая над морем чайка. Загадочное «Анданте» показывает таинственный город, застывший на дне моря, медленно тонущий парусник, который остановился в руке воображаемого колосса. Величественный финал представляет суровую огромную и стремительную волну, нависшую над маленькими суденышками.


Морской пейзаж присутствует во всех существующих музыкальных жанрах. Отображение в музыке морской стихии - неотъемлемая часть творчества Н.А. Римского-Корсакова . Его симфоническая картина «Шехеразада», опера «Садко» , насыщены превосходно созданными картинами моря.

Каждый из трёх гостей в опере «Садко» поёт о своём море , и оно представляется то холодным и грозным - у варяга, то плещется таинственно и нежно в рассказе гостя из Индии, то играет сияющими бликами у берегов Венеции.


Интересно, что характеры представленных героев оперы удивительно соответствуют нарисованным ими картинам моря, а созданный в музыке морской пейзаж переплетается со сложным миром человеческих переживаний.


Андрей Петров - известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия» . Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром.Композитор нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.

(с 0.01 до 2.53)

Прекрасное бескрайнее море поет свою вечную дивную песнь, и, подхваченная творческим гением композитора, она обретает новые грани бытия в музыке.

Только человеку, глубоко равнодушному к природе, море может показаться однообразным.
Жюль Верн

картины художника Владимира Фёдорова