Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области - Елена Степанова (школа 117) НО ГРУСТНО ДУМАТЬ, ЧТО НАПРАСНО БЫЛА НАМ МОЛОДОСТЬ ДАНА... (Автор и герои романа «Евгений Онегин» их отношении к обществу)

Подробности

Страница 2 из 16

Елена Степанова (школа 117)
НО ГРУСТНО ДУМАТЬ, ЧТО НАПРАСНО БЫЛА НАМ МОЛОДОСТЬ ДАНА... (Автор и герои романа «Евгений Онегин» их отношении к обществу)

Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь
И наконец, окаменеть в мертвящем упоенье света,
Среди бездумных гордецов,
Среди блистательных глупцов...
Среди вседневных, модных сцен,
Учтивых, ласковых измен,
Среди холодных приговоров
Жестокосердной суеты,
Среди досадной пустоты
Расчетов, дум и разговоров...

А. С. Пушкин

Есть книги, которые перечитываются из поколения в поколение. Они похожи на охранные грамоты народного языка, истории, культуры. Это и «Евгений Онегин» Пушкина, и «Война и мир» Толстого, и «Преступление и наказание» Достоевского... Каждый скажет, что он читал эти произведения. Но кто же из вдумчивых читателей отважится утверждать, что он уже «прочел» их, то есть до конца понял их содержание?

Гениальные художественные произведения обладают способностью жить вместе со временем. Поэтому они всегда, в разные годы, десятилетия и века - читаются по-новому и становятся, таким образом, нашими извечными собеседниками.

Лиро-эпическая форма пушкинского романа в стихах, с его смесью «прозы и поэзии в изображении действительности», непрерывными авторскими лирическими отступлениями, суждениями, ставшими афоризмами, и высказываниями на самые разнообразные темы, определяет колоссальный круг проблем. Это, в первую очередь, нравственные проблемы, затем политические, общественные и, наконец, философские, являющиеся связующим звеном всего произведения. Одна из важнейших проблем - отношений автора и героев романа к обществу. Автор и его герои молоды, и их взаимоотношения с обществом во многом связаны с поисками смысла жизни - труднейшим вопросом, на который каждый человек должен найти свой собственный ответ.

Б. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» поэмой исторической» в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица, а ее автора считал «представителем впервые пробудившегося самосознания».

Юность поэта проходила во времена важнейших исторических событий, которые в большой степени определили основные темы его творчества, связанные с общенациональными проблемами, с интересами народа, общества. Конец наполеоновских войн, возникновение декабристского «Союза спасения», революции в Испании и в Неаполе, восстание в Греции и, наконец, события на Сенатской площади - все это помогло сформироваться мировоззрению молодого Пушкина, его взглядам и, в том числе, его отношению к обществу.

Белинский писал: «Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение - значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности».

Одна из самых сложных проблем и конца двадцатых годов девятнадцатого столетия, и начала девяностых нашего века - взаимоотношения человека и окружающего мира.

Пушкина не устраивает положение дел в Обществе, и он даже не стремится это скрыть. Поэт устал от бессмысленной суеты светской жизни, желает покоя. Свое состояние в это время он называет «хандрой». И ею же автор в полной мере наделяет своего героя Евгения Онегина.

Этакий юный «светский лев», он некоторое время жил по законам своего общества. Но его образование и воспитание на французский манер, типичное в своей оторванности от русских традиций все же было достаточно глубоким, чтобы быстро распознать глупость, низменность целей, однообразие интересов завсегдатаев светских салонов и балов. В самом начале юности «в нем охладел пыл души»... Онегин теряет всякий интерес к своим прежним занятиям и развлечениям:

Ни сплетни света, ни бостон.
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.

Евгений уезжает в деревню, но ничего лучшего не находит и там. Из общества, жизнь которого основана на лицемерии, он попадает в другое: мещанское, самодовольное.

Оно готово принять «ученого соседа» в свои утомительно-гостеприимные объятия, но Онегин не принимает назойливых наездов и приглашений.

И общество вынесло свой безапелляционный приговор: Сосед наш неуч; сумасбродит; Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино. Соседи оставляют Онегина в покое. Добившись желаемого уединения, он, однако, не удовлетворен. Ему все же нужно общение, но общение с человеком, столь же образованным и умным. В это время Онегин знакомится с Ленским.

У поэта Ленского понятия о человечестве, любви, о дружбе высоки, но оторваны от действительности … Живя среди народа, он «полурусский». Владимир покорен судьбе, но его «вольнолюбивые мечты» и пламенное сердце могли бы завести его куда угодно.

Со временем Ленский мог бы стать замечательным поэтом, или опустившимся интеллигентом, подобно чеховскому Ионычу, или кем-нибудь другим, в том числе, я думаю, и декабристом. Его Будущее нельзя предугадать:

При громе плесков иль проклятий,
Он совершить мог грозный путь,
Дабы последний раз дохнуть
В виду торжественных трофеев,
Как наш Кутузов иль Нельсон,
Иль в ссылке, как Наполеон,
Иль быть повешен, как Рылеев.

Онегин и Ленский - друзья, но могли стать Братьями, Будучи душевно привязаны к дому Лариных. Трагедия состояла в том, что вражда разделила близких людей.

Дуэль не лучший способ выяснения отношений, тем более между друзьями. И вся вина за случившееся ложится, безусловно, на Онегина. Он и сам понимает это, осознает, что стал убийцей. Так его называет и автор, впервые открыто осуждая действия своего героя.

Онегин не смог подняться над предрассудками светского общества, над ложными представлениями о гордости и чести. Он не желал дуэли, но не отказался от нее, боясь позора.

В этой печальной истории Большую роль сыграл Зарецкий:

... некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный.

Пушкин с сарказмом говорит о том, как изменился Зарецкий:

Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек!
Так исправляется наш век!

В действительности перемены произошли лишь в образе жизни, характер же остался прежним. Устав от однообразия, Зарецкий рад столь незаурядному событию. Он, видима, решил непременно довести это дело до конца и не только не предотвратил дуэль, но и незаконно разрешил ее. Ведь Онегин, не в силах открыто извиниться перед Ленским, все же сознательно нарушил такое количество различных правил, что поединок не должен был состояться. Ленский из лучших побуждений привел Онегина в дом Лариных и в итоге поплатился за это. И в судьбе Онегина, и в недолгой жизни Владимира Ленского Большое значение имело знакомство с этой семьей. Старшие Ларины - типичные представители поместного дворянства. Для них важны патриархальные порядки. Даже фамилия их, такая домашняя, обычная, имеет свою мифологическую основу, уводящую в глубокую древность; Ларами в Древнем Риме называли богов, покровительствовавших отчему очагу. Младшая дочь Ольга отличается от родителей лишь возрастом. В остальном она такой же заурядный человек:

... любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

Ее отношения с обществом обыкновенны: Ольга ничем не выделяется среди других провинциальных барышень:

Бывало, писывала кровью
Она в альбоме нежных дев,
Звала Полиною Прасковью
и говорила нараспев...

Эти строки о матери Ольги и Татьяны, но их с успехом можно отнести и к самой Ольге...

Однако, старшая сестра Татьяна - полная противоположность своим родным.

В образе Татьяны Лариной воплотился пушкинский идеал женщины, автор любуется своей героиней. Она красива, но это не кукольная красота Ольги: ее красота, скорее, выражалась в изысканности, грациозности, изяществе. В отличие от сестры, она много читает. Татьяна с детства впитала в себя исконно русские черты характера, любовь к природе. Несмотря на плохое знание русского языка, она верна народным традициям, верит в приметы и сны.

С малых лет Таня любила уединение:

Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна,
Сидела молча у окна.

Любовь к Онегину заставила Татьяну поступить вопреки устоям светского общества: обычно влюбленные поклонники сочиняли послания своим возлюбленным, но никак не наоборот. Татьяна же решилась обратиться к Евгению с письмом, положившись на его честь и благородство. И она не ошиблась. Теплое чувство боролось в Онегине с равнодушием, и, хотя равнодушие победило, он ни словам, ни взглядом не оскорбил девушку.

После разговора с Евгением Татьяна, по мнению окружающих, стала вести себя еще более странно. Она отказала всем своим поклонникам, просившим ее руки, и предпочла полное одиночество. Для девушки, которой пора замуж, такое поведение, по меркам светского общества, было совершенна непонятным.

Татьяна страшится предстоящей зимой поездки в Москву. Она думает, что высшее общество значительно отличается от знакомого ей уездного. Но, приехав в Москву, она убеждается, что ничего хорошего здесь нет, да и разница не так уж велика:

... всех в гостиной занимает
такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.

Девушке это не нравится:

Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит...

Но, устав от бессмысленных надежд и безответной любви к Онегину, Таня, уступая матери и тетушке, посещает балы и, на одном их них, знакомится с генералом, который позже станет ее мужем.

Здесь Пушкин на некоторое время расстается с ней, так как в свет возвращается Онегин.

Путешествие по стране во многом изменило его взгляды на современное устройство общества. Он видел тяжелое положение крестьян в стране; его волновали уже не только заботы высшего света, но и общие народные проблемы. Однако через несколько лет Евгению наскучило и это времяпрепровождение.

Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал. Эти строки многое говорят об Онегине. Автор не случайно сравнивает его с Чацким. Безусловно, сходства не кончается на том, что Евгений прямо с дороги попадает в светский салон. Пушкин проводит параллель между Чацким и Онегиным в их взаимоотношениях с окружающими. И если Чацкий пошел на открытый конфликт с обществом, Онегин так и не доходит до этого.

Оказавшись на балу, Евгений встретил Татьяну, и вот тогда он понял, что любит ее.

Теперь уже он, Онегин, поступает вопреки законам общества (впрочем, формальным законам; по меркам высшего света, его поведение вполне нормально). Он посылает Татьяне несколько писем, но тщетно: Татьяна имеет свои принципы и следует им до конца. Она - пример верной жены. Таковы были жены декабристов, и она вполне могла бы отправиться за мужем в Сибирь.

После объяснения, в тяжелую для Онегина минуту, Пушкин уже навсегда оставляет своего героя.

Дальнейшая судьба Онегина неизвестна. Критики, историки расходятся во мнении, станет Евгений декабристом или нет.

Существуют две точки зрения относительно временных рамок романа. Первая заключается в том, что действие заканчивается в тысяча восемьсот двадцать пятом году, за несколько месяцев до восстания на Сенатской площади. Согласно второй, события конца романа нужно относить к тысяча восемьсот двадцать седьмому году. Для каждой теории есть свои доказательства. Лично я склоняюсь ко второй версии, основываясь на следующих фактах: в предисловии к первому изданию Пушкин писал, что действие романа начинается в тысяча восемьсот девятнадцатом году; в первой главе Онегину восемнадцать, в последней - двадцать шесть лет. Значит, это двадцать седьмой год.

Если принять такие рассуждения за истину, то вопрос о связи дальнейшей судьбы Евгения с декабристами можно снять: он просто «проездил» восстание.

Что же с ним будет, кем он станет в обществе? В поместье Онегин не уедет:

... увидел ясно он,
Что в деревне скука та же.

Не будет на государственной службе - он не приучен к труду; не пойдет и в армию:

Он думал, что добро, законы,
Любовь к отечеству, права
Одни условные слова...

Я не знаю, кем он будет. Вероятно, у него найдется достаточно средств, чтобы продолжать праздное существование.

«Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана...

Пушкин считал, что если человек не сохранил идеалов молодости, юношеского вдохновения, стремления к благородным целям, то он бессмысленно провел лучшие годы.

Цели:

Формировать умение самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне

раскрывая личные качества учащихся;

Овладеть умением работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное и

нужное для доклада, излагать мысли, устанавливать контакт со слушателями;

Развивать творческие способности учащихся;

Пробуждать активность школьников;

Обогащать их нравственно - эстетическое сознание.

Методы: слово учителя, беседа проблемного характера, применение алгоритма - памятки, творческое чтение, исследовательский метод.

Оборудование: наглядная запись, стенд: А.С. Пушкин «Евгений Онегин»,

иллюстративный материал.

Литература:

1. Активные формы преподавания литературы/ Под редакцией Г.И.Альбетской. - М., 1991.

2. Гуковский Г.Л. Пушкин проблемы реалистического стиля. - М., 1957.

3. Качурин М.Т. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках

литературы. - М., 1988.

5. Поиск новых путей/ Составитель С.Н. Громцев. - М., 1990.

6. Пушкин А.С. Избранные сочинения. - М., 2010.

I . Оргмомент.

До урока подготовлена доска, иллюстративный материал.

Эпиграф:

Мы пьем из чаши бытия

С закрытыми очами,

Златые омочив края

Своими же слезами.

На уроке - приветствие учащихся, постановка целей и задач .

II. Слово учителя.

Сегодня особый урок, на котором вы сами будете решать проблему, сами оценивать свою работу.

Одни выскажут свою точку зрения, другие поспорят с ними, а третьи решат, кто прав, кто убедительнее отстаивал свою позицию. А затем все вместе постараемся найти истину. Хочется надеяться, что никто не останется равнодушным, поскольку затрагиваемая проблема актуальна и в настоящее время.

Но только помните: различие точек зрения - это не результат ошибок, а невозможность единственного ответа.

В каждой из точек зрения есть своя правда. Наша задача - не столько оценить разные мнения, сколько увидеть сложность жизни, ответственность человека за свои поступки, значимость каждого шага и мгновения, прожитого нами.

Главное - найти решение проблемы. А проблема скрыта в теме: «Но грустно думатъ, что напрасно была нам молодость дана...»

Вопрос, требующий разрешения: Считаете ли вы, что молодость дана героям романа Пушкина напрасно? И что такое юность?

Эпиграфом урока послужат строки из стихотворения Лермонтова (Учитель обращает внимание учащихся на доску; один из учеников читает.)

- Что это: пророчество или закон жизни?

Говоря о романе как о бесценном сокровище, пушкинисты - литературоведы нередко упоминают о гениальной простоте сюжета «Евгенией Онегин».

Да, казалось бы, ничего особенного в романе нет: герои, противоположные по характеру, любят, страдают, ищут. Только и всего! Но в этой простоте кроется сложность взаимо­дейст­вия отдельных взглядов, отдельных людей и общества в целом. И закономерный исход, венец противоречий - драматическая развязка романа.

Итак, перед нами не столь обширная, но уникальная галерея образов. Назовите эти образы.

Магический четырехугольник вместо банального треугольника! Это уже интересно.

Но кто же первый? Как вы думаете? Естественно, герой, давший своё имя роману.

Сегодня речь пойдет только о двух героях. Догадайтесь, о ком?

Кому можно адресовать строки?

Знаком он вам?

И да, и нет.

Почему?

Постараемся исследовать душу человеческую.

Перед нами (учитель показывает портрет героя) Евгений Онегин. Прошу любить и жаловать.

В роли специалиста по этому вопросу выступит... с сообщением «Истоки дальнейшей судьбы», в которой попытается, я полагаю, осветить нам образ Евгения Онегина.

Помните, нужно сделать доклад интересным и содержательным.

III . Доклад «Истоки дальнейшей судьбы».

(Сообщение готовится ученицей самостоятельно, согласно предложенной учителем памятки. Обращается внимание на четкость, последовательность, доступность. Текст доклада заранее просматривается учителем, даются рекомендации).

IV. Обсуждение доклада.

Высказала свои мысли. Это очень важно. Мысль надо обязательно понять и прочувство­вать, чтобы ее принять или отвергнуть.

Теперь к работе подключаются арбитры, оппоненты (группы распределены заранее с учетом желаний учащихся) , задачи которых: провести интервью с докладчиком - «специалистом»; обсудить с помощью алгоритма «Как оценить ответ» сообщение, высказать свою позицию.

Вопросы не проблемного характера снимаются.

(Предварительно ознакомившись с текстом доклада, арбитры придумывают свои вопросы, делают вывод.)

IV. Беседа проблемного характера.

От вас, уважаемые арбитры, оппоненты, жду поиска решения спорных вопросов.

(Беседа ведется с помощью иллюстративного материала, расположенного на стенде)

Каким вам представляется Онегин, и какая иллюстрация ближе всего к тому облику главного героя, который у вас возник после чтения романа (1 минута на обдумывание).

Можно ли под каждой из двух иллюстраций дать следующую подпись:

Изображу ль в картине верной

Уединенный кабинет,

Где мой воспитанник примерный

Одет, раздет и вновь одет? ...

Духи в гранатовом хрустале,

Гребенки, пилочки стальные…

Какой эпизод можно назвать поворотным пунктом в жизни?

Ваше отношение к поступку Онегина. Есть ли вина общества? Если да, то в чем она заключается?

Почему наш герой стал несчастным в расцвете лет?

Вывод:

О, эти осколки прошлого! Попав однажды в сердце человека, они, как волшебное кривое зеркало, мешают радоваться жизни, не дают понять необходимость переустройства опостылевшего общества. А это залог грядущего одиночества. Согласны?

Мы являемся свидетелями опустошения души человеческой. Что интересно для героя в жизни? НИЧЕГО. И это страшно, очень больно врезаются в душу.

Скука, боль, опустошение, одиночество сопровождают Онегина в юности. Верно?

VI. Анализ образа Татьяны Лариной

А что ж другая героиня нашего романа? Мечтательная Татьяна Ларина, верившая «преданьям простонародной старины. И снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям Луны…»?

Перенесемся мысленно в ее уединенный уголок, где она (обращение к стенду) «... часто целый день одна сидела молча у окна...», «... любила предупреждать зари восход».. .

Разве не подходят для определения истинного места в бездушном обществе Татьяне Ла­ри­ной слова: «Своя среди чужих, чужая среди своих»? Интересно, как к данной проб­леме подошла...

- Доклад «Милое дитя…» (5 минут)

- Работа арбитров (Учащиеся задают вопросы)

- Выступление оппонента (по алгоритму)

Вопросы:

Посмотрите на иллюстрации. Какой из них точнее передает характер пушкинской герои­ни?

Вспомните строки, в которых перечисляются её черты.

(Дика, печальна, молчалива, боязлива.)

И вот эта боязливая душа влюблена...

Что такое любовь?

Однажды в газетной заметке я прочитала интервью с журналистом Эллины Быстрицкой- знаменитой актрисы, сыгравшей одну из главных ролей в фильме по роману Шолохова

«Тихий Дон». Она сказала: «Любовь- это всегда полет души».

Действительно, Таню характеризует полет фантазии, высота чувств. И правильно заме­ти­ла…..., сказав, что наша героиня в окружающих людях видела только хорошее и не думала об эгоизме, зависти, подлости. Ведь душа её ждала кого-нибудь и дождалась... Написала письмо - и ждет чуда.

(Чтение письма Татьяны наизусть)

Заметьте, письмо воспринимается легко; строки проникают в наш мозг и задерживаются там, пытаясь найти подтверждение в жизни. Находят ли?

Вспомните стихотворение Пушкина «Ты и вы». Сравните его с письмом.

А сейчас обратимся к тексту, найдём эпизод свидания Татьяны и Онегина, представ­лен­ного на картине художника Д.Н. Кардовского.

- Выразительное чтение отрывка.

Пусть будет не просто чтение, а сопереживание. Постарайтесь передать внутреннее сос­тояние героев.

- Обсуждение.

Сумели ли наши чтецы передать испытываемые героями чувства?

Можно ли охарактеризовать душевное состояние Татьяны словами: «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай!» (Байрон)

А счастье Тани казалось так близко. Неужели все напрасно? И нечего больше ждать от жизни?

Что принесла героине неразделенная любовь?

Способен ли измениться Евгений Онегин? Полюбить глубоко и страстно?

Д.Д. Благой иначе смотрит на проблему:

«...появившись в свете, Онегин в основном остался тем же, чем был, когда ушел из него... Проклятье всей жизни Онегина в том и заключается, что... он настолько же испорчен им (обществом), что навсегда расстаться с ним... не в состоянии».

Вы согласны с данным мнением?

Ответьте на вопрос Пушкина:

Что шевельнулось в глубине холодной и ленивой души? Досад, суетливость иали вновь забота юности - любовь?

По-вашему, какое чувство испытал Онегин?

Чем поразила его Татьяна?

VII . Комментарий письма Онегина.

(Чтение письма Онегина учеником.

Она может возникнуть практически на ровном месте. От капель дождя, стучащих по крыше, от неба серо-стального цвета или от разного рода информации. Грусть - это особое эмоциональное состояние человека, которое не единожды воспевалось поэтами, писателями и художниками.

Что такое грусть?

Под печалью подразумевают отрицательную эмоцию, возникающую тогда, когда чувствуется неудовлетворенность в разных жизненных аспектах. То есть когда у человека появились проблемы на работе или он поссорился с кем-то из родственников, вполне вероятно, что он будет чувствовать грусть. Стоит отметить, что печаль в клинически-запущенном случае может перейти в депрессию, хотя словари говорят следующее: «Грусть - это состояние, похожее на тоску или томное уныние. Также можно сказать, что это фаза, при которой накопленные отрицательные эмоции - раздражение, мелкие обиды - не могут найти выход».

Нередко печаль становится основой лирических или художественных произведений. Грусть - это человеческой жизни, и, как каждое явление, она может выполнять положительные и отрицательные функции.

Зачем нужна грусть?

Не всегда можно понять, что именно стало причиной грусти. Иногда случается такое, что вечером у человека отличное настроение, а утром он просыпается с чувством печали. За одну ночь в его жизни ничего не поменялось, не случилось ничего непредвиденного, неожиданного и деструктивного. Но он проснулся грустным...

Находиться в состоянии печали - неестественно для человека. Кто-то может поспорить, мол: «Я всегда грустный» или «Мне нравится грусть». Но грусть - это своеобразный сигнал, который посылает подсознание, побуждая к действию. Для людей, не склонных поддаваться отрицательным эмоциям, она является чем-то чужеродным, непривычным и враждебным. Соответственно, от этого ощущения хочется избавиться, поэтому приходится подниматься с дивана, принимать решения, отвечать на звонки и менять свою жизнь. Как показывает практика, активные действия, ориентированные на результат - лучшее лекарство от печали.

Говоря про грусть, много людей ассоциируют ее с разными понятиями, такими как обида, тоска, скорбь, уныние. Эти термины достаточно расплывчаты, поэтому сложно очертить их границы, но важно понимать, что в некоторых случаях к грусти они не имеют никакого отношения. Вот несколько самых распространенных терминов, которые часто применяют вместо этого слова:

  • Тоска. Чувство более сильное и глубокое, зачастую выражается интенсивнее, чем грусть. Возникает от очень неприятных переживаний. Чаще всего они связаны с расставанием с кем-то.
  • Уныние. Если грусть или тоска могут заставить человека что-то сделать, то уныние не обладает такой мотивационной силой. При унынии характерно снижение работоспособности и плохое настроение на протяжении длительного периода времени.
  • Скорбь. Крайняя ступень печали. Можно сказать, что скорбь - это эмоция, влияющая и на физическое состояние (головные боли, бессонница, проблемы с сердцем). Возникает после потери близкого человека, физических или умственных возможностей.

Положительные качества

Тоска - эти состояния часто воспринимаются окружающими отрицательно. Но, как и во всех аспектах нашего бытия, в них можно найти что-то положительное:

  • Порядок. Легкая грусть полезна, так как человек начинает задумываться о своей жизни, пытается найти источник этого эмоционального состояния. Попутно он пересматривает свои ценности, принципы и поведение. Это помогает навести порядок в мыслях.
  • Мотиватор. Как уже было сказано, такое состояние неестественно для человека, поэтому печаль может быть отличным мотивационным средством на пути к желаемому.
  • Сочувствие. Человек, который долго пребывает в плохом настроении, в основном зациклен только на себе. Но тот, кто не так давно почувствовал легкий укол печали, понимает, что есть люди, которым может быть еще хуже. Грусть порождает сочувствие, а сочувствие - "Человека".
  • Облегчение. Иногда печаль приводит к слезам, и в этом тоже есть свои достоинства. Слезы помогают успокоиться и обрести душевное равновесие.

Как побороть грусть?

У А. Розенбаумана были такие слова: «Грусти всегда налетают внезапно. Пойти пройтись, ведь поделить их не с кем». Конечно, иногда печаль считают проявлением определенных человеческих качеств. Она помогает самосовершенствоваться и лучше понимать себя. Но когда состояние плохого настроения затягивается на месяцы без намека на просветление - это уже диагноз. Поэтому нужно уметь брать от грусти лучшее, а потом избавляться от нее без зазрений совести:

  • Сладкое. Глюкоза и шоколад заряжают организм энергией, а это всегда поднимает настроение.
  • Больше жизни. Очередное тоскливое утро? Позавтракайте в ближайшем кафе или сходите туда, где давно хотели побывать. Новые впечатления заставят забыть о плохом настроении.
  • Меньше срочности - больше радости. Пребывая в плохом настроении, лучше отложить все важные и срочные дела. По возможности отключите рабочий телефон и делайте то, что приносит радость: пускайте мыльные пузыри, катайтесь на велосипеде, смотрите комедии.
  • Эксплуатировать. Грусть не всегда нужно прогонять. Иногда ее можно использовать в творчестве. Попробуйте написать стих, сочинение или наиграть мелодию.

Что говорят другие?

Нередко можно услышать много высказываний о грусти, которые лучше любых определений расскажут, в чем ее суть, польза и опасность:

  • Твоя грусть - доказательство того, что душа еще не очерствела.
  • Сильные люди грустят, слабые - впадают в депрессию.
  • Печаль и тоска словно дети - если о них хорошо заботиться, то вырастут быстро.
  • Чашка чая и подушка - вот те вещи, которые разделят любую тоску.
  • В мире много печали, но никто не заставляет смотреть ей в глаза.
  • Грусть нельзя лечить вином, иначе она превратится в уныние.

Также можно сказать, что грусть - явление временное, слабое и неглубокое. Переживания менее неприятны человеку, поэтому в таком состоянии можно создать множество действительно потрясающих вещей. Чувство легкой печали всегда приходит внезапно. И так хочется спрятаться от всего мира и просто отдохнуть в тишине. Да, грусть - это отрицательная эмоция, зато с множеством положительных качеств.