Цели: познакомить с биографией поэта, его творчеством; подчеркнуть любовь поэта к родной природе, выразительность и простоту языка, выражающего глубину чувств Твардовского; учить анализу стихотворений, отбору материала, его расположению, использованию

Ход урока:

Личность писателя познается через его творчество, а основополагающим началом личности является отношение человека к тем местам, где он родился и вырос. А.Т. Твардовский пронёс свою любовь к родному краю, к своим истокам через всю жизнь, не забывая о нём ни в годы радости, ни в годину бед и разлук. Образ малой родины зримо присутствует во многих его произведениях.

Чтение статьи учебника стр. 148-149 (отрывок из автобиографии поэта)

Итак, поэт родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области 21(8) июня 1910 года в семье сельского кузнеца, как известно, кузнецы были всегда самыми нужными и уважаемыми людьми на селе. По линии отца предки Твардовского были земледельцами, кузнецами, по линии матери - людьми военными, владели поместьями, разорялись, становились однодворцами. Загорье и Починок, речка Лучеса, Борки – эти названия являются составляющими малой родины Твардовского. Дом, в котором родился поэт, не сохранился до наших дней. Годы репрессий и войны стерли с лица земли Загорье. Осенью 1943 года Твардовский вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии оказался около родного хутора и был потрясен увиденным: «Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на пепелищах. Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе до пятнышка, с которым связано все лучшее, что есть во мне». (Но не всем известно, что хутор погиб не в войну, а значительно раньше, когда семья Твардовских была выселена оттуда в Зауралье.)

Сейчас на этом месте располагается музей «Хутор Загорье».

Твардовский вошёл в историю русской литературы, прежде всего, как автор поэмы «Василий Тёркин» и как редактор журнала «Новый мир». Во время ВОВ был военным корреспондентом. Лауреат множества премий, орденоносец.

Одна из главных тем лирики А.Т. Твардовского – тема «поры/» , которая отмечает вечные законы изменений жизни природы- смену времён года. Познакомимся со стихотворениями Твардовского «Снега потемнеют синие…» «Июль- макушка лета» «На дне моей жизни…»

Чтение стихотворения "Снега потемнеют синие" стр. 151

Беседа по вопросам

1. Какова тема стихотворения?

(природа, весна);

2. Какой приём использует поэт: воды зайдут, прикинутся, ринутся?

Олицетворение

3. Как влияет весна на поэта?

Бодрит, волнует, наполняет жизнью, радует сердце.

4. Назвите художественные средства.

Метафора – недвижная «гладь» – вода; воды «ринутся», земля сонная, трава прошивает листву.

Эпитеты: снега синие, загородных дорог, прозрачный еще лесок, в сырой ночи, сонная земля, талая земля, старая листва, нежно-зеленая ольховая пыльца

Они создают неповторимость художественной картины

Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие…» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

Чтение стихотворения "Июль - макушка лета" стр. 152

1. какова тема стихотворения?

тема природы, лета, которое пошло на убыль.

2. Какие приметы, детали говорят о близком конце лета?

(Об этом узнали из газет, но еще раньше об этом заявили народные приметы, день уменьшился, кукушка перестала куковать (по народному поверью, эта птица перестает куковать, когда зреют хлеба – «подавится колосом», да и конец цветения липы – «считай, что песня спета».)

3. Какое настроение вызывает стихотворение?

Лёгкую грусть, размышление о неотвратимости конца лета, перехода в осень. В каждом времени года - своя прелесть.

4. В текста часто повторяются звуки [a], [э], [и] - присутствует ассонанс. Ассонанс - это повторение гласных звуков в строках стихотворения. Также довольно частотны звуки [л] и [л"], передающие "звонкость" лета и звонкость голосов птиц, животных и людей... Лето - счастливая пора. Созвучие согласных звуков - это аллитерация.

5.Найдите эпитеты

Дневного света, скрытнейшей из примет, прощальный свой привет, липового цвета

6. Найдите метафоры

Убыль света (т.е. световой день становится короче), макушка лета (середина лета)

7. Какую картину мы рисуем перед собой, прослушав стихотворение? середины лета, когда природа живёт пол­ной жизнью

8.Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка») и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет»

Стихотворение «На дне моей жизни…» Твардовский написал, когда ему было 57 лет. Чтение стихотворения «На дне моей жизни…» стр. 153

Беседа по вопросам.

1. В какой период жизни поэта написано оно? (На закате дней.)

(Посидеть на солнышке, «на теплом пенушке». Приближается вечер (закат жизни), прожить свой век – «морока немалая». Сидя перед дальней дорогой, автор хочет подвести итог своей жизни, мысленно «прожить» ее еще раз, понять, что было сделано не так, все ли сделано и хорошо ли, побывал ли он на свете «по случаю» (случайно), чтобы отметиться «галочкой». Автор приходит к выводу: что жизнь он прожил не зря («Нет, все-таки нет, ничего, что случаю…»).)

3. Вывод. Не зря прожита жизнь. Он был и есть лучшим поэтом, искренним, честным; он никогда не кривил душой, помогал людям, рискуя собой; в его поэмах «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью – даль» прослеживается вся жизнь страны, в которой он жил, которой служил и которой отдал силы до «самого донышка».

д/з выучить одно из стихотворений А. Т. Твардовского наизусть

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА No15 г. КРАСНОГОРСКА

Урок по литературе в 7 классе

" А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…» "

Подготовила: Петрова Елена Михайловна

2016-2017 уч. год

Цели: познакомить с биографией поэта, его творчеством; подчеркнуть любовь поэта к родной природе, выразительность и простоту языка, выражающего глубину чувств Твардовского; учить анализу стихотворений, отбору материала, его расположению, использованию

Ход урока:

Личность писателя познается через его творчество, а основополагающим началом личности является отношение человека к тем местам, где он родился и вырос. А.Т. Твардовский пронёс свою любовь к родному краю, к своим истокам через всю жизнь, не забывая о нём ни в годы радости, ни в годину бед и разлук. Образ малой родины зримо присутствует во многих его произведениях.

Чтение статьи учебника стр. 148-149 (отрывок из автобиографии поэта)

Итак, поэт родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области 21(8) июня 1910 года в семье сельского кузнеца, как известно, кузнецы были всегда самыми нужными и уважаемыми людьми на селе. По линии отца предки Твардовского были земледельцами, кузнецами, по линии матери - людьми военными, владели поместьями, разорялись, становились однодворцами. Загорье и Починок, речка Лучеса, Борки – эти названия являются составляющими малой родины Твардовского. Дом, в котором родился поэт, не сохранился до наших дней. Годы репрессий и войны стерли с лица земли Загорье. Осенью 1943 года Твардовский вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии оказался около родного хутора и был потрясен увиденным: «Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на пепелищах. Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе до пятнышка, с которым связано все лучшее, что есть во мне». (Но не всем известно, что хутор погиб не в войну, а значительно раньше, когда семья Твардовских была выселена оттуда в Зауралье.)

Сейчас на этом месте располагается музей «Хутор Загорье».

Твардовский вошёл в историю русской литературы, прежде всего, как автор поэмы «Василий Тёркин» и как редактор журнала «Новый мир». Во время ВОВ был военным корреспондентом. Лауреат множества премий, орденоносец.

Одна из главных тем лирики А.Т. Твардовского – тема «поры / » , которая отмечает вечные законы изменений жизни природы- смену времён года. Познакомимся со стихотворениями Твардовского «Снега потемнеют синие…» «Июль- макушка лета» «На дне моей жизни…»

Чтение стихотворения "Снега потемнеют синие" стр. 151

Беседа по вопросам

  1. Какова тема стихотворения?

(природа, весна);

  1. Какой приём использует поэт: воды зайдут, прикинутся, ринутся?

Олицетворение

  1. Как влияет весна на поэта?

Бодрит, волнует, наполняет жизнью, радует сердце.

  1. Назвите художественные средства.

Метафора – недвижная «гладь» – вода; воды «ринутся», земля сонная, трава прошивает листву.

Эпитеты: снега синие, загородных дорог, прозрачный еще лесок, в сырой ночи, сонная земля, талая земля, старая листва, нежно-зеленая ольховая пыльца

  1. Для чего автор использует данные художественные средства?

Они с оздают неповторимость художественной картины

Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие…» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

Чтение стихотворения "Июль - макушка лета" стр. 152

1. какова тема стихотворения?

тема природы, лета, которое пошло на убыль.

2. Какие приметы, детали говорят о близком конце лета?

(Об этом узнали из газет, но еще раньше об этом заявили народные приметы, день уменьшился, кукушка перестала куковать (по народному поверью, эта птица перестает куковать, когда зреют хлеба – «подавится колосом», да и конец цветения липы – «считай, что песня спета».)

3. Какое настроение вызывает стихотворение?

Лёгкую грусть, размышление о неотвратимости конца лета, перехода в осень. В каждом времени года - своя прелесть.

4. В текста часто повторяются звуки [a], [э], [и] - присутствует ассонанс. Ассонанс - это повторение гласных звуков в строках стихотворения. Также довольно частотны звуки [л] и [л"], передающие "звонкость" лета и звонкость голосов птиц, животных и людей... Лето - счастливая пора. Созвучие согласных звуков - это аллитерация.

5.Найдите эпитеты

Дневного света, скрытнейшей из примет, прощальный свой привет, липового цвета

  1. Найдите метафоры

Убыль света (т.е. световой день становится короче), макушка лета (середина лета)

  1. Какую картину мы рисуем перед собой, прослушав стихотворение?

середины лета, когда природа живёт пол­ной жизнь ю

8.Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка») и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет»

Стихотворение «На дне моей жизни…» Твардовский написал, когда ему было 57 лет. Чтение стихотворения «На дне моей жизни…» стр. 153

Беседа по вопросам.

  1. В какой период жизни поэта написано оно? (На закате дней.)
  2. Каково желание автора?

(Посидеть на солнышке, «на теплом пенушке». Приближается вечер (закат жизни), прожить свой век – «морока немалая». Сидя перед дальней дорогой, автор хочет подвести итог своей жизни, мысленно «прожить» ее еще раз, понять, что было сделано не так, все ли сделано и хорошо ли, побывал ли он на свете «по случаю» (случайно), чтобы отметиться «галочкой». Автор приходит к выводу: что жизнь он прожил не зря («Нет, все-таки нет, ничего, что случаю…»).)

  1. Вывод. Не зря прожита жизнь. Он был и есть лучшим поэтом, искренним, честным; он никогда не кривил душой, помогал людям, рискуя собой; в его поэмах «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью – даль» прослеживается вся жизнь страны, в которой он жил, которой служил и которой отдал силы до «самого донышка».

д/з выучить одно из стихотворений А. Т. Твардовского наизусть


Весна, влекущая за собой пробуждение природы, на протяжении многих веков вдохновляла писателей и поэтов. И именно весне посвящается стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Снега потемнеют синие», которое относится к позднему периоду творчества поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Снега потемнеют синие» по плану, который будет полезен ученикам 7 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания - Стих написан в 1965 году. Произведение стало символом обновления и прихода светлых дней, в которых поэт отчаянно нуждался после смерти матери.

Тема стихотворения – Приход весны, описание пробуждающейся природы.

Композиция – Композиция произведения состоит из двух условных частей. В начале стихотворения лирический герой описывает изменения, которые произойдут в природе с приходом первых теплых весенних дней. Во второй части он приходит к выводу, что все перемены в природе имеют много общего с ходом человеческой жизни.

Жанр Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Амфибрахий с применением перекрестной рифмовки.

Метафоры – «свежесть поры любой», «сырая ночь ».

Эпитеты – «синие», «ольховая», «недвижимая ».

Олицетворения – «пойдет строчить трава», «воды зайдут низинами ».

История создания

На счету Александра Трифоновича немало лирических произведений, в центре которых - невыразимое очарование природы России. Пейзажная лирика всегда была одной из любимых тем в его творчестве.

Однако стихотворение «Снега потемнеют синие», написанное Твардовским в 1965 году, имеет несколько иной подтекст, чем просто любование природой. В этом году поэту пришлось пережить тяжелую утрату - смерть своей матери. Уход из жизни самого дорого человека стал для Александра Трифоновича глубоким потрясением, с которым он справился при помощи творчества.

В этот период им было написано немало произведений, посвященных Марии Митрофановне. Однако были и те, что, на первый взгляд, не имели к ней никакого отношения. Именно к таким стихотворениям и относится «Снега потемнеют синие». В нем автор проводит параллель между природой и собственной жизнью: в весне он видит обновление, начало перемен, ожидание светлых и радостных дней. Горечь утраты уйдет, словно талый снег, оставив место новым мечтам и надеждам.

Тема

Центральная тема произведения - описание природы, которая вот-вот скинет с себя зимние оковы и раскроется навстречу долгожданной весне.

Поэт с большой тщательностью и любовью описывает все изменения, которые происходят в живой природе с приходом весны. Земля, освобождающаяся из-под снежного покрывала, стремительные ручьи, чистая, сверкающая зелень волнует поэта, наполняет его душу новыми, живительными силами.

Момент встречи зимы и весны, когда « листву прошивая старую, пойдет строчить трава », является очень важным для лирического героя. Это яркое образное описание можно применить не только к природе, но и к жизни человека, поскольку очень точно передает идею преемственности поколений.

Так же, как зима уступает место весне, юность плавно перетекает в зрелость, а затем - в старость. Старое поколение уходит, чтобы уступить место юным потомкам, которые только делают первые робкие шаги навстречу своему будущему. Пройдут годы, и они точно так же, как и их предки, уйдут в небытие, оставшись в памяти своих детей и внуков.

Но, пока этого не произошло, нужно ценить каждый миг своего пребывания на земле, радоваться каждой мелочи - именно в этом и заключается главная мысль произведения. Если в природе смена сезонов является цикличным процессом, то человек способен лишь один раз испытать на себе все перемены, уготованные ему самой жизнью. И время, отпущенное судьбой, нужно ценить на вес золота.

Композиция

Композиционно произведение делится на две условные части. В первой части лирический герой предвкушает скорое приближение весны. Он описывает радужную картину тех перемен, что принесет с собой это время года.

Во второй части лирический герой сопоставляет перемены в природе с неизменным ходом жизни. Смену времен года он отождествляет с естественным ходом жизни человека, когда на смену старому поколению приходит новое.

Жанр

Произведение, в котором очень трепетно описана природа, готовая вот-вот пробудиться после долгого зимнего сна, относится к жанру пейзажной лирики.

При написании стихотворения поэт использует такой стихотворный размер как амфибрахий с применением перекрестной рифмовки.

Средства выразительности

Для описания всего очарования всех весенних изменений в природе Твардовский мастерски использует богатую палитру средств художественной выразительности.

В произведении встречаются метафоры («свежесть поры любой», «сырая ночь»), эпитеты (« синие», «ольховая», «недвижимая »), олицетворения (« пойдет строчить трава», «воды зайдут низинами »).

Тема весны в творчестве любого поэта связана с обновление. Обновлением мира, человека, его души. Весной в глубинах каждого рождается мечта, стремление к новому, новая любовь.

Почему же Александр Твардовский, будучи уже немолодым человеком в 1965 году обратился к этой теме в своем стихотворении «Снега потемнеют синие»? Что подвигло его, сторонника коллективизации, живопишущего Сталина скачущем на коне, военного корреспондента, прошагавшего ВОВ бок о бок с солдатами и размышлявшего в период оттепели о роли личности в истории, о жизни и смерти, прильнуть к пробуждающемуся лону природы?

В понимании Твардовского весна, это не только романтичное время года, это бесконечный цикл смены старого на новое. В его строках «листву прошивая старую, пойдет строчить трава» мы видим встречу осени, поры увядания, и весны, времени пробуждения. Покуда «темнеют синие снега», являющиеся метафорой сталинского тоталитаризма, ручьи «хрущевской оттепели» разбудят спящий лес. Поэт надеялся, что новое поколение людей, прошив жухлый покров леса, станет тем обновлением, которое выведет Россию на новый виток истории. Он не отрицает связи поколений, не откидывает прошлое, как нельзя изъять из календаря осень и зиму. Они сделали свое дело: опавший лист удобрил землю, снег напоил ее. Старое и новое неразрывны в его произведении, как непрерывна смена стариков и детей.

Словно сам, омолодившись с пришедшей весной, автор со всей искренностью юности восхищается новизной мира, радуется «ольховой пыльце принесенной из детства». В последней строфе стихотворения сквозит легкая грусть – весна жизни человека, его молодость позади. Но, подобно мудрой природе, Твардовский «чует свежесть поры любой». Этой метафорой поэт подводит нас к мысли, что все смертно и бесконечно одновременно, на смену старой придет новая жизнь.

К выразительным средствам стихотворения можно отнести: эпитеты – снега синие, прозрачный еще лесок, сырая ночь, нежно-зеленая ольховая пыльца, недвижимая гладь; метафоры – воды зайдут низинами, недвижимой гладью прикинутся, в поход отовсюду кинутся ручьи, листву прошивая старую, пойдет строчить трава, из детских лет донесенная пыльца, свежесть поры любой

А.Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества.

В стихотворении «Снега потемнеют синие...» перед читателем разворачивается картина уходящей зимы, когда

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок...

Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землёй, с нежной ольховой пыльцой. Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ассоциируется у лирического героя с детскими воспоминаниями. Круговорот в природе вселяет оптимизм:

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой.

Лирический герой наблюдает за изменениями, происходящими в природе. Используемые олицетворения: «снега потемнеют», «воды зайдут низинами», «в поход... ринутся ручьи», «пойдет строчить трава» - делают представленную картину живой, одухотворенной. Поэт употребляет в произведении эпитеты и метафоры, которые создают неповторимость художественной картины: «прозрачный ещё лесок», «в сырой ночи», «из русел выбив ручьи», «листву прошивая старую», «нежно-зеленая ольховая пыльца». Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие...» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

О каком времени года идет речь в данном стихотворении А.Т. Твардовского? (о весне)

С чем у поэта ассоциируется весна? (со звоном ручьев, появляющейся зеленью, с детством)

Какие художественно-выразительные средства используются А.Т. Твардовским в данном стихотворении? (эпитеты, метафоры, олицетворения и др.) Приведите конкретные примеры из текста стихотворения.

Пьеса Горького «На дне», безусловно, носит социально-философский характер. В ней раскрывается не только постепенное моральное «умирание» людей, попавших в тяжелейшие социальные условия, но и философские взгляды автора на различные проблемы. Без всякого сомнения, можно сказать, что одной из основных тем произведения является раздумье о Человеке.

На самом деле кажется необычным, что каждый из обитателей ночлежки имеет свою позицию относительно этой проблемы. Горький в своем произведении показывает нам страшный мир полной нищеты, беспросветного страдания, мир людей, поставленных в предельно бесчеловечные условия. И именно в этом обществе рождается спор о Человеке.

Хрестоматийными противниками в спорах о человеке принято считать странника Луку и Сатина. Именно в противопоставлении их позиций читатель может увидеть позицию самого автора.

Философию гуманного обмана в пьесе проповедует странник Лука. Он появляется, и вместе с ним в жизнь ночлежников входят жалость и сострадание. Луку можно назвать гуманным человеком. Но что представляет собой гуманизм Луки? У него нет веры в человека. Для него все люди одинаково ничтожны, слабы, нуждаются лишь в сострадании и утешении: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Думаю, не будет ошибкой предположить, что на самом деле Лука считал, что реальное положение человека изменить нельзя. Можно изменить лишь отношение человека к себе и к окружающим, изменить его сознание, самочувствие, самооценку, примирить его с жизнью. Отсюда и утешающая ложь Луки. Для каждого страждущего обитателя ночлежки у него находится доброе слово. Умирающей Анне он рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь, у Насти поддерживает веру в существование студента Гастона и его роковой любви. Пьянице Актеру Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков… Его философия заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Тем самым Лука хотел показать слабость этого человека в том случае, когда у того нет цели в жизни, хотя бы призрачной.

Нельзя отрицать, что Лука по-своему заступается за человека, его достоинство: «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Защищая Анну, Лука говорит: «… а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…» Но все-таки в первую очередь позиция Луки в том, что человек достоин жалости, именно жалость и ласка способны вернуть запуганному, озверевшему от страха существу человеческий вид. Это он подтверждает своим рассказом о встрече на даче с беглыми каторжниками: «Хорошие мужики!.. Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…».

Страннику Луке противопоставляется позиция обитателя ночлежки Сатина. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы. Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…». Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека!», «человек – вот правда!», «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!» Но что такое человек для Сатина? «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Сатин – скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию»: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..» Сатин не просто был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои возможности. Хотя от природы он наделен живым умом, способностью мыслить. Хотелось бы верить, что встреча с Лукой может как-то изменить его жизнь, придать ему больше активности, но мы понимаем, что это будет не так. Этот человек продолжит сознательно губить свою жизнь, он может лишь философствовать и бездействовать.

Так какова же позиция самого автора? Мне кажется, что мысли Сатина о человеке – это во многом мысли самого Горького. Но писатель, безусловно, осуждает безвольную позицию своего героя. Он не принимает расхождения между рассуждениями и делом. Нельзя сказать, чтобы Горький осуждал позицию Луки. Ложь действительно иногда бывает спасительной. И каждому человеку необходимо тепло, внимание и сострадание. Человек – это звучит гордо. Но нельзя забывать, что это слово обозначает, прежде всего, живое существо, которому время от времени просто необходима помощь и поддержка. Именно поэтому можно сказать, что взгляд Горького на человека – это разумное соединение позиций Луки и Сатина.