Классный час:

«Моя малая Родина

Разработала:

учитель

Корюкина Л.Н.

2017 г.

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оформление:

Рисунки (фотографии) учащихся.

Слайд-шоу: «село Полва»

Музыкальное оформление

Ход занятия.

Эпиграф:

Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

Вступление.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – сельская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

II. Родная улица моя.
Учитель: Ребята, назовите улицы, на которых вы живете и улицы нашего села Полва

Выступление учащихся.

Учитель: Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих из вас есть своя любимая зелёная полянка возле дома или у реки. Здесь вы играете с друзьями, любуетесь первыми весенними цветами, наблюдаете за неторопливым полётом важного шмеля или пестрокрылой бабочки.

Когда вы станете взрослыми, память обязательно вернёт вас в безмятежные дни, на солнечную поляну вашего детства.

Ученик читает стихотворение « Поляна детства».

Поляна детства! Как ты далеко…

Лишь в памяти моей ты сохранилась:

С извилистой заросшею рекой,

С плакучей ивой, что над ней склонилась.

С высоким шелковистым колоском

С невинным взглядом белой маргаритки,

С уютным домом-теремом улитки.

Поляна детства есть у нас у всех.

На ней резвятся беззаботно крохи,

Над ней витает радость, льётся смех.

В ней нашей жизни светлые истоки!

Вопросы:

Как вы думаете – почему детство называют «утром жизни»?

Верно! Потому что Утро – начало дня, а детство – начало жизни. У ребёнка впереди вся жизнь! С её открытиями и радостями, трудностями и заботами. Детство – самое беззаботное и счастливое время жизни. Может быть поэтому и называют его «золотым»?!

Ученик читает стихотворение «Золотое детство»

Почему мы называем

Наше детство золотым?

Потому что мы играем,

Веселимся и шалим.

Потому что окружает

Нас заботою семья,

Потому что обожают

Нас родные и друзья!

Вопросы:

1. Почему детство называют «золотым временем жизни»?

2. Расскажите о самых интересных и запоминающихся событиях своего детства.

3. Какие стихи, песни, рассказы о детстве вы знаете?

Упражнение: «Всё прекрасное планете сохраним»

Дети рассказывают, что они сохранили бы на нашей планете Земля.

Чистый воздух

Прозрачные реки

Цветущие поляны

Колосящиеся луга

Вековые леса

Птиц и зверей

Родники и озёра

Сегодня у нас очень важная встреча с вами, дорогие ребята! Мы должны будем с вами обсудить и принять «Правила настоящего гражданина», который не будет

Людям досаждать;

Дом и село обижать;

В квартире прыгать и скакать;

Дверь ногою открывать

В лифте кнопками играть;

И на стенах рисовать;

Сор на улице бросать;

Правила движенья выполнять.

Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»

Расскажите, чем вы гордитесь в своём селе? Расскажите, где бы вам

хотелось побывать в каникулы? Почему?

Проводится конкурс «Родня».
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) (слайд 4)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

(Игра составь пословицу)
Родина – мать, Родине служить.
Жить- , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.

Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие?

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?

Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

Знаете ли вы знаменитых земляков?
- Что из истории своего края вы можете рассказать?

Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»
Инструкция: выберите один или несколько ответов.
1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
а) Знаю все о своих родителях
б) Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
в) Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
г) Затрудняюсь ответить
д) Владею информацией частично
2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
а) Не знаю
б) Знаю (укажите)_______________________________________________
4.Знаете ли Вы историю своего села, края (области)?
а) Особенности речи
б) Традиции праздников
в) Особенности местного костюма
г) Легенды, сказки, предания
д) Другое

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине.

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить , а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог:

Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем.

Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

А сейчас мы предлагаем послушать стихотворения, написанные к юбилею нашего села.

Учащиеся читают стихи

Итог:

Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик читает стихотворение:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

Рефлексия : ребята, пожалуйста, выскажите свои мысли вслух по поводу

проведенного кл. часа: мне запомнилось…

мне захотелось…

меня удивило…

я почувствовал(а)…

я буду помнить…

я благодарю…

Сценарий Дня поселка «С любовью к людям и земле» Галя: Под большим шатром Голубых небес – Вижу – даль степей Зеленеется. И на гранях их, Выше тёмных туч Цепи гор стоят Великанами. Лера: По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны. Посмотрю на юг: Нивы зрелые, Что камыш густой, Тихо движутся; Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах Наливается. Галя: Гляну к северу: Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух, Быстро кружится; Подымает грудь Море синее, И горами лёд Ходит по морю; И пожар небес Ярким заревом Освещает мглу Непроглядную… Лера: Это ты моя Русь державная, Моя родина Православная! Широко ты, Русь, В красе царственной Развернулася! (звучит гимн Орла, поют дети) 18-00 Колокольный звон, встреча регаты хлебом с солью, благословление батюшки, Сударушка, коридор, приглашение гостей. Галя: Добрый день. Гости званные, желанные! Люди старые и молодые! Женатые и холостые! Милости просим на наш праздник! На праздник поселка Орел!! Звучат фанфары Галя: Малая Родина или большая - все это Родина, как ни зови. Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви. Малая родина или большая, - все это Родина только одна. В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она.. Лера: Я знаю, есть большие города, Где оживленно жизнь ведет круженье. Но где бы ни был отдаю всегда Поселку я родному предпочтенье. Галя: И наш поселок – небольшой, неброский Мне не забыть, куда не денусь я … Бегут года. Как со свечки капли воска, Все это- жизнь, история моя.. Лера: На улицах проулках оживленье, И взгляды излучают добрый свет. И празднует поселок день рожденья И много радостных ему и долгих лет! Галя: Добрый день уважаемые Орляне и гости нашего праздника! Лера: (оба вместе) Здравствуйте!!! Галя: С чего начинается родина… большая или малая?… с простого слова «Здравствуйте»! Лера: Здравствуйте, значит будьте здоровы. Галя: Здравствуйте, значит будьте богаты трудовыми успехами, новыми домами и улицами, детьми и внуками! Лера: Здравствуйте, значит будьте счастливы каждый орлянин, каждая семья в отдельности и большая семья земляков вместе. Галя: Сегодня у нашего поселка праздник, а значит и наш с вами праздник тоже. Лера: С днем рождения, дорогой поселок и уважаемые земляки! (отбивка) Галя: Орлян и гостей праздника приветствует председатель поселкового совета Сергей Петрович Юшков. Для вас выступает образцово-показательный коллектив «Сударушка». Центр Славянской культуры предлагает посмотреть «Показательный бой» Лера: Есть такая народная мудрость «Где родился, там и пригодился»….Среди испытаний и трудов человек всегда обретал малую родину, которая нужна ему. И которой необходим он сам… своим талантом, своими делами, поступками, мыслями. Галя: Как часто мы произносим в жизни фразу « Мой дом - мое село». В этих словах таится любовь к своей малой родине, где родился и вырос, где начал свою трудовую деятельность… Для многих наш поселок стал родным и близким, особенно для людей старшего поколения. Здесь прошла их юность, трудовая зрелость, здесь выросли их дети и подрастают внуки … и может быть и они не изменят своей малой родине и будут жить и работать здесь, справлять свадьбы и воспитывать детей…. Лера: Иду по селу - мне навстречу улыбки, Знакомые, добрые лица, Сердца золотые- из золота слитки, Которыми можно гордиться. Галя: И каждом у- Здрасьте, и как дела, Знакомы мне многие с детства. С одними училась, с другими росла, С другими росла, или жила по соседству. Лера: Все дяди Вани и тети Даши, По детской привычке- без отчества. И все дорогие, родные все наши. И всех мне обнять так хочется. Вас поздравляет __________ Галя: Есть такая народная мудрость «Тот род хорош – где старикам уважение и почет … и тот праздник славен, где им главное место. Лера: На нашем сегодняшнем празднике нельзя не сказать о наших юбилярах. Они оставили яркий след в истории поселка. _________________________________ Галя: Мы желаем нашим юбилярам здоровья, благополучия, добра и мира. Галя: Слава людям, в труд влюбленным, Вдохновенным, окрыленным, Людям совести и чести, Чья работа всем видна. Так давайте нынче вместе Вспомним эти имена! Вручение благодарственных писем жителям села Лера: Давайте вспомним день вчерашний, Сегодня поглядим вокруг, Успехи ваши, счастье ваше – Все это дело ваших рук. Вокруг итог трудов упорных, А жизнь идет, а жизнь кипит, А сколько дел нерукотворных Еще вам сделать предстоит. Галя: Разве всех назовешь, кто у нас знаменит, Кто занят работой большой и серьезной. Всем тем, кто достиг этих славных побед, Наш низкий поклон и сердечный привет! (поклонились) Лера: А в подарок примите танец в исполнении _________________ Лера: Поселок Орел.Его не увидишь на карте мира, но оно так много значит для нас. Мы здесь живем, трудимся, справляем свадьбы, держим на руках своих первенцев, затем ведем их за руку в школу, а там внуки, правнуки. Такова жизнь. Галя: А детей – то у нас видимо – невидимо! Не знаешь, кто самый младший. Пока одного самым маленьким считаешь, глядь, уже другой народился, еще меньше. Прямо невозможно статистику вести! Лера: Вот сегодня у нас самых маленьких в поселке 13 человек Галя: Погодите, милые, я вот вас спросить хочу. Дитенок – то скоро разговаривать начнет, вопросы разные задавать, вы хоть книжки – то по педагогике читаете? А вот я сейчас проверю. А Винни – Пух – это свинья или кабан? (медвежонок) Она бывает в реке, в озере, в ухе, а в компоте не бывает. Что это? (рыба) Как маленькие дети называют нехорошую, противную вещь? (кака) Ладно, можно сказать, приготовились. Вот вам от нас подарочек, чтобы каки в доме небыло – младенцы этого не любят (пачка порошка ОМО). А ты, хозяйка энаешь хоть, почему этот порошок так называется? Нет? Слушай сюда, «Обувь Мой Отдельно», поняла? Ну, ступайте, с Галя: Жизнь Орлян многогранна: кто – то пишет стихи и музыку, кто – то, мастерит своими руками, а кто – то становится чемпионом, а кто – то устанавливает рекорды. И именно сегодня, в день посёлка, я предлагаю всем нам начать писать новую книгу рекордов. Но давайте назовём её не книга рекордов Гиннеса, а «Рекорд по – Орлински»! и сейчас у всех присутствующих на сегодняшнем празднике есть замечательная возможность осуществить свои мечты и разместить свои имена в нашей книге. Я думаю, что начать стоит с малого. Ну, например, с осиной талии. Кто хочет получить звание «Осиная талия» и побороться за статус «Мисс изящество» 2010 года, прошу подойти ко мне на нашу импровизированную сцену. Проводится конкурс на самую тонкую и толстую талию Орла. Измеряется сантиметром. Лера: Самое главное, что есть начало. Внимание, внимание! У кого из присутствующих самый большой размер ноги, тот получит наш приз и звание «Ножки мирового стандарта – 2010». Выбирают среди присутствующих победителя по самому большому размеру ноги. Галя: Нет, не мощная рука Без большого кулака! Давайте, узнаем, у кого из жителей нашего посёлка самый – самый большой кулак. Вы получаете звание «Кулачище 2010». По такому же принципу выбираются «Самый мощный торс», «Длинная коса», «Изящная ножка». Галя: А сейчас, я объявляю весёлые семейные старты и приглашаю на нашу сцену три спортивные семьи. Ну – ка, ребятишки, хватайте своих родителей и мигом сюда. (если родители не выходят, создать две команды по 7 человек). 1 этап: первый участник добегает до отметки, возвращаясь, берёт за руку второго участника. Вдвоём добегают и т.д. 2 этап: - Первый участник надевает обруч, бежит до отметки и обратно. К нему в обруч становится другой участник, затем третий и т.д. 3 этап: - Первый участник добегает до листа ватмана и рисует деталь на предложенную тему (велосипед). Возвращается к старту, передаёт фломастер, тот рисует следующую деталь и передаёт третьему и т.д. 4 этап: - Первый участник преодолевает этап на одной ноге, второй бежит с шаром, толкая его перед собой, третий катит мяч, не отрывая его от земли, четвёртый проходит этап с обручем. (Победившим вручаются призы) Галя: Дорогие земляки, уважаемые Орляне! Давайте останемся такими, какие мы есть, добрыми, отзывчивыми, с крепким характером, с большим трудолюбием и уважением к себе и ближним. Лера: Пусть живут у нас шутки и песни, живут дни рождения наши, отцов и дедов наших, детей и внуков наших, а значит и дни рождения поселка, где мы родились, где мы живем и трудимся. Галя: Жива наша малая Родина, а значит вместе с ней и мы. Лера: Сколько хорошего узнали мы сегодня про земляков. Им улыбались, поздравляли, дарили море добрых слов Галя: Живем единою семьею мы здесь вторую сотню лет Национальностью любою гордится тельмановцев цвет. Лера: Дружны в краю нашем народы, мы убедились в том не раз. Не дни связали нас, а годы, сама земля сроднила нас. Галя: Пусть будут счастливы все люди, отцы. Детишки, старики. Мы были, есть, и вечно будем, родные наши земляки. Галя: На этом праздник наш не заканчивается, но мы прощаемся с вами, до свидания, друзья, до новых встреч! Лера: Да ты чего, кто же так прощается?! Галя: А как? Лера: А вот так! В честь праздника нынче друзья развлечемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Клянемся! Лера: Но завтра с утра на работу вернемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Лера: При встрече знакомым, друзьям улыбнемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Лера: За повод хороший сегодня упьемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Лера: На радость большую без драк разойдемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Лера: Данную клятву не забывать! За наше село – кубки поднять!

Урок знаний "Моя малая Родина"

Цели: приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям православной культуры, традициям российского общества, воспитание у подрастающего поколения уважения к истории русского народа, формирование чувства любви к Родине, показать значение родины в жизни каждого человека. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города, села. Воспитание чувства любви к своей малой родине и гордости за нее.
Задачи: Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родинаРазвивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание, развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
Воспитательная: научить ребят видеть и ощущать красоту родного края,
воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных и православных памятников родной земли.
Оформление: мультимедийные презентации, видеоролик с песней "Русь называют святою" архидиакона Романа (Тамберга), видеоролик с песней на стихи М. Матусовского в исполнении М. Бернеса “С чего начинается Родина?”, видеоролик с песней «Что может быть лучше России», рисунки учащихся.
Форма проведения: час общения.

Ход занятия.
Учитель: Дорогие ребята! Вся наша огромная страна сегодня радуется самому главному школьному празднику – Дню Знаний. Для кого-то такое важное событие происходит впервые, для кого-то в последний раз, а для вас уже шестой раз звонок в нашей родной православной гимназии «Умиление» возвещает начало нового учебного года.

День знаний – это праздник всей страны,
Когда все школы двери открывают,
И всюду смех счастливый детворы,
И клёны в красном в школах всех встречают,
Я поздравляю каждого из вас
С прекрасным праздником осенним и желаю,
Чтоб стал успешным стартом в жизни класс,
В котором осенью учиться начинаем.

А наша сегодняшняя встреча будет посвящена дорогой для каждого русского и православного человека теме. А о чем мы будем говорить, попробуйте догадаться сами, прослушав стихотворение:

Горелов Андрей: Я встаю с постели рано,
Чтоб Творца благодаря,
Посмотреть как из тумана
Зарождается заря.
Диянова Катя: От травинки и до стога -
Все как будто бы поет.
Все встают, чтоб славить Бога, -
Люди птицы и восход.
Вихлянцев Дима: Вот щебечет птичек стая:
«Как светло в России жить!»
И я тоже, Русь святая,
Буду век тебя любить.
Лемякина Лиза: Я со свечкою лучистой
На колени становлюсь,
Богу с Матерью Пречистой
О России помолюсь
Просвиров Вадим: Русь моя, любимая Русь! Смотрю на тебя, безбрежную, То лиственную, то снежную, Смотрю и не насмотрюсь.
Давыдова Полина: Величаю тебя опять, Дорогая земля былинная, Славлю каждую высь и пядь, Любуюсь полями, долинами.
Руслина Жанна: Славлю каждую тропку твою, Славлю раннюю зорьку каждую, С неустанной душевной жаждою Светлый стих из ромашек вью
Учитель: Так какой же теме посвятим мы наш классный час?
Ученики: Сегодня мы будем говорить о России и малой родине.
Учитель: Правильно. Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. И все это святое, Божий дар нам, россиянам.
Учитель:
Путь наш - полями, лесами...
Все наше милое - здесь:
Мы и душой и глазами
Смотрим на все, что тут есть.
Что же, нам скажут, за диво
Сосны, да ели, да рожь...
Так ли уж это красиво,
Так ли уж край ваш хорош?
Вместо ответа над рожью
Благовест вдруг пропоет:
«Все здесь святое, все Божье –
Небо, природа, народ!..»
В правде стоит, а не в силе
Этот намоленный край;
Дивны просторы России:
Здесь начинается рай.
Учитель: Испокон веков Русь называют святой. Святая Русь - не безгрешная Русь, Святая Русь - это народ, чувствующий в своем сердце святыню и в любых испытаниях стремящийся к чистоте и святости.

Видеоролик с песней "Русь называют святою" архидиакона Романа (Тамберга).

Учитель: За Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов.
С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Тютчев, Прокофьев и Есенин.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной? Об этом нам расскажет Просвиров Вадим.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём!
Учитель: С чего начинается Родина? Не сразу ответит человек на этот
вопрос. Для каждого, наверное, с чего-то своего, личного
Видеоролик с песней на стихи М. Матусовского в исполнении М. Бернеса
“С чего начинается Родина?”
Учитель: Родина начинается на пороге вашего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придаёт силы. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор
А другим наверно вспомнится
Свой московский родной двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (читают Давыдова Полина и Капранова Виолетта)
Учитель: Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

Конкурс «Родня» (можно привлечь родителей) .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».

(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
РОДИНА – это и Отечество, и страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа или учеба, служение Богу и Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине и к вере Православной, говорится в пословицах.

Игра «Составь пословицу» (составляют вместе с родителями)
Родина – мать, Родине служить.
Жить – умей за неё постоять.
Человек без Родины вся под Богом.
Земля русская что соловей без песни.

Учитель: Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя! (читает Горелов Андрей)

Учитель: А сейчас о своей малой родине нам расскажут сами ребята.
Диянова Катя – г. Волжский,
Козьмина Вика – с. Заплавное.
(Творческое индивидуальное задание – рассказ с презентацией)- Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?
- Знаете ли вы знаменитых земляков?- Что из истории своего края вы можете рассказать?
- Какие православные храмы есть в вашем городе или селе?

Учитель: Наша Родина – Россия славится обилием православных храмов и церквей. По всей стране (даже в самом маленьком городке) можно встретить православную церковь или небольшой храм. Город Волжский, Волгоград и село Заплавное не стали исключением.

Диво дивное, чудо чудное:
Пусть для Родины время трудное,
Но не сказкою, не былинами
Белый храм встает над руинами.
Божий храм встает в волю вольную,
Он и песнь поет - колокольную!..
До небес плывет песня плавная –
Оживает Русь Православная!
Моё село Заплавное
В лучах рассвета славное,
Тишь необозримое,
Село моё Заплавное,
Ни с чем ты не сравнимое.
Синью небес объятое
Да солнцем так палящим,
Историей богатое
В прошлом и в настоящем.
Здесь доброта всегда была
Преемственностью свята,
Стала традицией села
И им село богато.
Богато буйной красотой
И пойменным простором,
Блескучей Ахтубой-рекой –
Всё не окинуть взором.
Травы целебной тут не счесть
И глины у дороги.
Источник первородный есть,
Как и угодно Богу.
Стоит село Заплавное
Как символ жизни нашей,
В лучах рассвета славное,
С годами ещё краше.
Л.Н. Зиневич
(читают и Вихлянцев Дима и Руслина Жанна)

Учитель: Прошли века, десятилетия, но и сегодня защитить родную землю, выдержать суровые испытания времени, не дрогнуть, помогает нам
сила православной веры

Любите Россию, как мать - В болезни любите, во здравииИ сердцем её ПравославиеПытайтесь понять и принять.
Мы в центре духовной войныЖестокое время и нервноеИ только единою верою Еще быть мы можем сильны.
Пусть громкие эти слова,Но их повторять очень хочется!Поверьте, Россия не кончится,Пока будет вера жива.
Пока будут храмы стоять -Высокие и златоглавые!Пусть время меняется. Главное -Любите Россию, как мать! (Н. Тананко.)

Итог:
Учитель: Наш классный час подходит к концу. Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.Но где бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик:
О родине – негромко говорю:Ведь о большой любви кричать не надо.Она – моя отрада и награда,Скажу о ней – молитву сотворю:“Будь вечно в благоденствии и славе,Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,Дай сил нам жить, не мудрствуя лукавоИ пред тобой себя не уронить!” (читает Диянова Катя)

Видеоролик с песней «Что может быть лучше России».
Вручение памятных подарков (Икона Божией матери «Прибавление ума», расписание уроков).

НОУ «ПЕК гимназия «Умиление»

Урок знаний "Моя малая Родина"
для обучающихся 6 класса

Подготовила
классный руководитель
6 класса
Прохорова Т. Д.

с. Заплавное
2014 год

13PAGE 14815

Заголовок 1Заголовок 315

Сценарий праздника

«Нет милей Родины моей!».

Костенкова Наталья Николаевна

МБОУ «Заревская ОШ»

Учитель начальных классов

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
обобщить понятия: Родина, малая родина
развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оформление:

Рисунки, поделки учащихся.

Ход занятия

С чего начинается Родина?” (песня)

Ученик:

« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

“Для России деревня – частица,

А для нас – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – сельская улица или уютный дворик с качелями.

Ученик:

« РОДИНА»

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (З. Александрова)

Ученик:

Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

Ученик : Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Ученик: Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб,

Хлеб за праздничным столом.

А сейчас подумайте, что значит Родина для вас. Скажите, как понимаете слово «РОДИНА»?

Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья, которые нас окружают.

О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

Работа в парах.

Составление пословиц о любви к Родине.

Выполните задание: составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине.

1) Если дружба велика, будет Родина сильна.

2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.

3) Нет земли краше, чем страна наша.

4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.

5) Кто за Родину горой, тот и герой.

6) Всякому мила своя сторона.

7)Где родился, там и пригодился.

Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия огромная страна.

Можем ли мы называть Россию своей Родиной? (Да)
Ученик:

« РОССИЯ»
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь. (С. Васильев)

Каждая страна имеет свою символику. Символы Российской Федерации вы знаете. Расскажите о них. (Символами нашей страны являются герб, гимн, флаг)

Объясните, что символизируют цвета российского флага.

Белый цвет символизирует благородство и откровенность;

Синий цвет верность, честность, безупречность и целомудрие;

Красный цвет мужество, смелость, великодушие и любовь.

Россия это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть своя малая Родина тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Что вы знаете о своем селе?

Совсем мало знаем, поэтому в этом учебном году будем изучать историю нашего города.

Вывод : Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.
Учитель: - Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.
Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

5. Проводится конкурс «Родня» .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.

Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

Учитель:

Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих из вас есть своя любимая зелёная полянка возле дома или у озера. Здесь под присмотром мамы или бабушки вы играете с друзьями, любуетесь первыми весенними цветами, наблюдаете за неторопливым полётом важного шмеля или пестрокрылой бабочки.

Когда вы станете взрослыми, память обязательно вернёт вас в безмятежные дни, на солнечную поляну вашего детства.

Ученик:

Поляна детства.

Поляна детства! Как ты далеко…

Лишь в памяти моей ты сохранилась:

С извилистой заросшею рекой,

С плакучей ивой, что над ней склонилась.

С высоким шелковистым колоском

С невинным взглядом белой маргаритки,

С уютным домом-теремом улитки.

Поляна детства есть у нас у всех.

На ней резвятся беззаботно крохи,

Над ней витает радость, льётся смех.

В ней нашей жизни светлые истоки!

Вопросы:

1. Расскажите о вашей «поляне детства».

2. Какие цветы на ней растут?

3. Какие деревья и кусты её окружают?

4. В какие игры вы играете с друзьями на этой поляне?

Как вы думаете – почему детство называют «утром жизни»?

Верно! Потому что Утро – начало дня, а детство – начало жизни. У ребёнка впереди вся жизнь! С её открытиями и радостями, трудностями и заботами. Детство – самое беззаботное и счастливое время жизни. Может быть поэтому и называют его «золотым»?!

Ученик:

«Золотое детство»

Почему мы называем

Наше детство золотым?

Потому что мы играем,

Веселимся и шалим.

Потому что окружает

Нас заботою семья,

Потому что обожают

Нас родные и друзья!

Вопросы:

1. Почему детство называют «золотым временем жизни»?

2. Расскажите о самых интересных и запоминающихся событиях своего детства.

3. Какие стихи, песни, рассказы о детстве вы знаете?

Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»

Нарисуйте то, чем вы гордитесь в своём селе? Расскажите, где бы вам хотелось побывать в каникулы? Почему?

Все вместе поём выученную ранее песню: «Шире круг»

«Дружат солнце и весна,

Дружат звёзды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей Земли…»

Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

Знаете ли вы знаменитых земляков?
- Что из истории своего края вы можете рассказать?

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог: “Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Итог: – Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

Учитель:

Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.

Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.

Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно ( В. Духанин)