Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Зарегистрирован в м/о

код №_____________

от______ ______201___ г.

Методист: Куропаткина Т.Ю.

__________________

Методическая разработка урока

«Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев (по роману

И.А. Гончарова «Обломов»)»

Разработала :

Кузнецова Ирина Юрьевна,

преподаватель русского языка и литературы

г. Новокузнецк, 2017 г.

Тема : «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев (по роману

И.А. Гончарова «Обломов»)»

Задачи:

образовательные:

формировать навыки характеристики литературных персонажей;

помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной.

развивающие:

развивать речь обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

развивать навык работы с художественным текстом; навык анализа персонажа художественного произведения;

совершенствовать навык парной и самостоятельной работы;

способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений;

способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;

способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности.

воспитательные:

воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине;

воспитывать бережное отношение к творческому наследию русской литературы;

воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

воспитывать духовно-нравственную культуру студентов.

Форма работы: урок-исследование, беседа, анализ художественного текста.

Методы обучения: эврестический, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет И.А. Гончарова, иллюстрации к роману "Обломов", проектор, экран, раздаточный материал, мультимедийная презентация, фрагмент художественного фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

ХОД УРОКА

Эпиграф : «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова» И.С. Тургенев.

Слово учителя : Обломов и Штольц - в широком смысле, - есть как бы две крайности национального русского характера, в котором странным образом сочетаются чудовищная леность, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему. А так ли это? Вот об этих двух героях пойдёт у нас разговор.

І. Повторение ранее изученного.

1.Обломовщина как тип жизни:

а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты;

б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ;

в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру;

г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток:обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.

2. Функция второй-третьей частей романа.

IІ. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Слово учителя.

Слово учителя: Наш сегодняшний урок будет посвящён двум персонажам романа И.А. Гончарова "Обломов" - это сам Илья Ильич и его друг детства Андрей Штольц. Давайте вместе подумаем и решим, что нам предстоит исследовать в ходе сегодняшнего урока. Ведь он заявлен как урок-исследование.

Ответы учащихся: Мы должны проанализировать образы Обломова и Штольца, выбрать критерии для их сопоставления, сделать вывод.

Слово учителя: Молодцы! Кроме этого по окончании нашего занятия мы запишем получившиеся выводы и постараемся их самостоятельно дополнить в рамках небольшой самостоятельной работы.

Сформулировать ответ на проблемный вопрос урока : "Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Ильи Обломова?

Обломов и Штольц - друзья-антиподы. Несмотря на разность характеров, друзей неотступно влекло друг к другу. Рядом со Штольцем - рассудительным, прагматичным, твёрдо стоящим на земле, Обломов чувствовал себя спокойнее и увереннее. Но сам Штольц ещё более нуждался в Илье Ильиче. «Часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала», он «ехал посидеть на широком диване Обломова», с тем чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу». И это было всякий раз как возвращение в детство, в котором родители Обломова любили немецкого мальчика и маленький Андрей баловал Илюшу, «то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы», это было всякий раз возвращением в «утраченный рай», о котором тоскует не только мечтательный Обломов, но и деятельный Штольц.

Почему Гончаров и критики считали, что образ Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?

А.П.Чехов (1889) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…» Поделитесь своими мыслями по поводу высказывания Чехова. (Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; он необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущей дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперёк). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, он не имеет программы общественного служения. В нём нашла своё отражение определённая тенденция русской жизни - стремление к личной независимости. Штольц - это буржуазный делец. К обломовщине Штольц относится снисходительно, считая её временной болезнью общества).

Сопоставление героев на уроке строится по предложенной самим автором последовательности.

Знакомство с героем

О Штольце мы узнаём ещё в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:

— в связи с гостями Обломова, которые ему (Обломову) “не по сердцу”, в отличие от друга детства Андрея Ивановича Штольца, которого “любил искренне”; да и неприятный читателю Тарантьев не любит немца;

— в связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;

— Штольц появляется и во сне Обломова, вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.

Неожиданное появление героя в финале первой части и главы 1-2 второй части, рассказывающие о Штольце.

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Его воспитание — трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын...”).

Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего “не вышло бурша”, что заменило “узкую немецкую колею” на “широкую дорогу”.

Штольц — Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Чего больше всего боялся Штольц?

Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц) были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь” (ср. с Обломовым).

Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

в покое и наслаждении ; см. о мечтах Обломова в 8-й главе первой части).

Так почему же Обломов и Штольц — друзья?

Ответ находим у Гончарова во второй главе второй части: детство, школа и, по словам самого автора, “чистое, светлое и доброе начало”, лежащее в основании натуры Обломова, “исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо...”

3-4-я главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор-спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.

Суть спора — КАК ЖИТЬ?! (вносим в заглавие темы урока).

Просмотр эпизода. После просмотра эпизода учащимся предлагается уточнить свои наблюдения, сверив их с текстом романа, затем идет обсуждение результатов проделанной работы. Если времени достаточно, можно подробно проанализировать этот эпизод и обсудить последовательно вопросы:

— Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)

(Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.)

Ориентировочные варианты ответов:

    «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!»

    «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

    «Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!»

    «Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом»

    «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!»

Когда Илья Ильич говорит, что ему не нравится в современной жизни общества, Штольц не находит, что возразить. Он прерывает речь Обломова оценочными высказываниями («Это все старое, об этом тысячу раз говорили», «Ты рассуждаешь, точно древний: в старых книгах вот так все писали», «Ты философ, Илья!» и т.д.), произнося их с явной иронией, но не высказывает ни одного довода против убеждений Обломова.

    Обломов о петербургской «обломовщине» (Штольц не воспринимает слов Обломова всерьез, иронизирует над ним)

    Обломов о своем жизненном идеале (Штольц не оставляет «небрежно насмешливого тона», не приемлет позиции Обломова)

    Исповедь Обломова (Штольц «слушает и угрюмо молчит»).

Почему Обломов не приемлет современную норму жизни?

Как реагируем мы, читатели, на то, что Штольц не находит, чем возразить на высказывания своего друга?

В какой момент появляется на страницах романа слово «обломовщина»? Какое значение вкладывает в него Штольц? Обломов? Читатель?

В какой момент и почему меняется настроение Штольца в рассматриваемом эпизоде?

Почему рассуждения Обломова об утраченных надеждах Гончаров называет исповедью? Что подчеркивает таким названием писатель в самом Обломове и в его взаимоотношениях со Штольцем?

В чем все-таки причина угасания Обломова?

Что нового в характере Обломова открывает читателю данный эпизод?

После обсуждения данных вопросов учащимся предлагается сделать вывод о роли рассматриваемого эпизода в раскрытии образа главного героя романа. Далее заслушивается ответ учащегося и соответствующе корректируется учителем, вывод записывается учащимися в тетрадь самостоятельно.

Предполагаемый вариант ответа-вывода: Конфликт главного героя романа «Обломов» с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Обломов не видит главного - «человека». И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов - это своеобразный, быть может, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Подытоживая в своей «исповеди» рассмотрение своего пути, герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

(В процессе оживлённого и заинтересованного спора ребята приходят к выводу, что оба принципа имеют право на существование.)

Здесь услышать мнение учеников особенно интересно и важно, ведь осмысление авторской позиции в реалистическом произведении даёт возможность говорить о несовпадении общественно-исторической концепции автора и художественной убедительности характеров, созданных писателем, что впоследствии будет очень важно при изучении творчества И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.

3. Образ Андрея Ивановича Штольца.

3.1. Происхождение героя. Просмотр фрагмента фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

Друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлёве, что в пяти верстах от Обломовки. Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская: веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в играх с деревенскими мальчишками и в университетской аудитории. Немецкий же язык он унаследовал от отца да из книг.

3.2. Образование и воспитание.

Образование Штольц получил специфическое: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака». Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, исчезновения ребёнка на полдня и больше с неизвестными целями в неизвестные места. Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришёл, - и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками.

Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного джентельмена, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями - «в сыне ей мерещился идеал барина, хотя и выскочки, из чёрного тела, от отца бюргера, но всё-таки сына русской дворянки». Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца.

3.3. Характер Штольца.

Штольц с раннего возраста приучен отцом ни на кого ни в чём не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени его интересуют коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлёва в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдёт к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду - но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырёхэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах - основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостаёт Обломову.

Стихия Штольца - постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные». Самое же главное в характере Штольца - «как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа».

«… Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины».

Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несёт в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путём, невзирая на преграды («выше всего он ставил настойчивость в достижении целей»).

4. Выводы о Штольце.

Жизнь.
Цель: “труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей”.
Восприятие: жизнь — счастье в труде; жизнь без работы — не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И слава богу!” — сказал Штольц».
Принципы: иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь — вот что было его постоянною задачею…”. “Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

Любовь.Штольц любил не сердцем, а разумом, в каждом движении души и сердца искал рациональное объяснение. Поэтому и в молодости “среди увлечения чувствовал землю под ногой”, так как везде искал ум, а не страсть. Тем не менее, он не отрицал это чувство: “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”.

Дружба. Друзей у Штольца всегда и везде было много — люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много.

Отношения с окружающими. Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным — его или уважают и ценят или боятся и ненавидят.

Больше всего боялся того, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому.

5. Выводы об Обломове.

Жизнь.
Цель: прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
Восприятие: колеблющееся — от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
Принципы: делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова

Учитель: Что такое любовь? Иннокентий Анненский писал: «Любовь это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих» В романе «Обломов» любовь - основа. Это чувство раскрывает характеры героев показывает их в развитии. Кого любит Обломов? (женские образы в романе. Рассказ уч-ся об Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной)

Учитель: В жизни Обломова одна любовь была духовная, которая пыталась зажечь в нём жизнь, действия, т. е. с «нравственной искрой». А другая была любовью физической. Это чувство непродвигало его нравственного, духовного развития, ничего не требовало. Писатель верил во всеобъемлющую любовь и в том, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять его к деятельности.

Вывод. Итак, ребята, сюжетную основу романа «Обломов» составляет история драматической любви, а вместе с тем и судьба главного героя - Ильи Ильича Обломова.

Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

Отношения с окружающими. Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.

III. Закрепление изученного. Теперь обратимся к тем критериям, по которым характеризует писатель Штольца и Обломова, которые вы смогли выделить, читая текст.

Ответы учащихся: Внешность (когда они предстали перед читателем), происхождение, воспитание, образование, заложенная программа, взгляды на жизнь, характеристика автора, испытание любовью.

Обломов

Штольц

«

Он боялся всякой мечты»

Воспитание и образование

Цели приезда в Петербург

Образ жизни

Идеал (норма) жизни

Испытание любовью

Итог жизни

Ответ:

Образ жизни

Праздность, пассивность

Активность, кипучая коммерческая деятельность

Отношение к семье и родителям

Светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери

Отношение к образованию

Отсутствие интереса к науке

Стремлению к постоянному пополнению знаний

Поведение в обществе и на службе

Скептическое отношение к жизни деловых людей, культ покоя, безделья

Стремление к пополнению деловых связей, культ труда

Восприятие любви

Способность на глубокие искренние чувства

Ответ (Штольц):

1.смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив

2.сила, спокойствие, энергия; стремление к просвещению

3.стремление к личной независимости

4. к « обломовщине» относится снисходительно, считая её временной болезнью общества.

1 -2 ответа

3 - 4 ответа

5 - 6 ответов

7 - 8 ответов

9 - 10 ответов

ІV. Подведение итогов урока.

Спор Обломова со Штольцем интересен и в историко-литературном, и в человеческом плане (Цель: помочь учащимся через антитезу героя-«идеалиста» и героя-«практика» увидеть Россию на переломе двух исторических эпох: патриархально-крепостнической и пореформенно-буржуазной . В этом смысле это вечная пара, вечный спор между деятелем и созерцателем. Об этих двух типах людей, двух типах жизни писал А.И. Герцен в статье «О развитии революционных идей в России».

И.А. Гончарова критиковали за то, что Штольц получился у него “ходульным” (что делает — неизвестно), декларативным, художественно неубедительным, в отличие от Обломова. Но ему (автору) эта пара нужна, и Штольц нужен прежде всего как оппонент Обломова, как его антипод.

Жизнь, время, исторические условия вызывают на сцену героя-деятеля, творца своей судьбы. Так роман Гончарова, законченный в 1858 году, готовит появление героев И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, то есть 1860-е годы.

V. Домашнее задание.

2.Составить план сравнительной характеристики «Обломов и Штольц».

А.П.Чехов (1889) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…» Поделитесь своими мыслями по поводу высказывания Чехова.

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.

Штольц — Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Определяющая черта (ср. с Обломовым).

Рассказ о натуре, характере, об отношении к жизни.

Главное — рационализм и равновесие.

- Чего больше всего боялся Штольц?

- Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

“Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно...” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит... в покое и наслаждении ).

- Так почему же Обломов и Штольц — друзья? Что, кто является центром дружбы?

Суть спора — КАК ЖИТЬ?!

Анализ эпизода .

— Как возникает спор?

— Когда наступает перелом в споре?

- Как каждый из героев выявился в споре?

С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

Есть ли один ответ на этот вопрос?

Сопоставление Обломова и Штольца.

Обломов

Штольц

«Тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины».

« Он весь составлен из костей, мускулов и нервов… он худощав…кость да мускулы, но ни признака жирной округлости»

«Лежание у Ильи Ильича…было его нормальным состоянием»

«Он беспрестанно в движении…»

«Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире»

«Больше всего он боялся воображения…

Он боялся всякой мечты»

«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…»

«Выше всего он ставил настойчивость в

достижении целей… он шел к своей цели,

отважно шагая через все преграды…»

Воспитание и образование

Цели приезда в Петербург

Образ жизни

Идеал (норма) жизни

Испытание любовью

Итог жизни

Итог. Конфликт главного героя романа «Обломов» с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Обломов не видит главного - «человека». И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов - это своеобразный, быть может, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Подытоживая в своей «исповеди» рассмотрение своего пути, герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

Известный русский писатель И. А. Гончаров в 1859 году публикует свой очередной роман «Обломов». Это был невероятно тяжелый период для российского общества, которое словно разделилось на две части. Меньшинство понимало необходимость и ратовало за улучшение жизни простых людей. В большинстве же оказались помещики, барины и зажиточные дворяне, находившиеся в прямой зависимости от кормивших их крестьян. В романе Гончаров предлагает читателю сравнить образ Обломова и Штольца - двух друзей, абсолютно разных по темпераменту и силе духа. Это история о людях, которые, несмотря на внутренние противоречия и конфликты, остались верными своим идеалам, ценностям, своему образу жизни. Однако порой бывает трудно понять истинные причины такой доверительной близости между главными героями. Оттого-то и кажутся читателям и критикам столь интересными взаимоотношения Обломова и Штольца. Далее и мы познакомимся с ними поближе.

Штольц и Обломов: Общая характеристика

Обломов - несомненно, главная фигура, однако больше внимания писатель уделяет и его приятелю Штольцу. Главные герои - современники, тем не менее оказываются совсем не похожими друг на друга. Обломов - человек в возрасте чуть более 30 лет. Гончаров описывает его приятную наружность, но подчеркивает отсутствие определенной идеи. Андрей Штольц - ровесник Ильи Ильича, он гораздо худощавее, с ровным смуглым цветом лица, практически без румянца. Зеленые выразительные глаза Штольца также противопоставлены серому и мутноватому взору главного героя. Сам Обломов вырос в семье русских дворян, владевших не одной сотней крепостных душ. Андрей же был воспитан в русско-немецкой семье. Все же он отождествлял себя с русской культурой, исповедовал православие.

Взаимоотношения Обломова и Штольца

Так или иначе линии, связующие судьбы персонажей романа "Обломов", присутствуют. Автору было необходимо показать, как возникает дружба между людьми полярных взглядов и типов темперамента.

Взаимоотношения Обломова и Штольца во многом предопределены теми условиями, в которых они воспитывались и жили в юные годы. Оба мужчины росли вместе, в пансионе неподалеку от Обломовки. Отец Штольца служил там на должности управляющего. В том селе Верхлеве все было пропитано атмосферой «обломовщины», неспешности, пассивности, лени, простоты нравов. Но Андрей Иванович Штольц был хорошо образован, читал Виланда, учил стихи из Библии, пересчитывал неграмотные сводки крестьян и фабричных людей. Кроме того, он зачитывался баснями Крылова, а с матерью разбирал священную историю. Мальчик Илья сидел дома под мягким крылом родительской опеки, Штольц же проводил много времени на улице, в общении с соседскими ребятами. Их личности формировались по-разному. Обломов был подопечным нянечек и заботливых родных, тогда как Андрей не переставал заниматься физическим и умственным трудом.

Секрет дружбы

Взаимоотношения Обломова и Штольца удивительны и даже парадоксальны. Различий между двумя персонажами можно отыскать огромное количество, однако, несомненно, существуют черты, которые их объединяют. Прежде всего Обломов и Штольц связаны крепкой и искренней дружбой, но они схожи в своем так называемом «жизненном сне». Только Илья Ильич дремлет у себя дома, на диване, а Штольц точно так же засыпает в своей насыщенной событиями и впечатлениями жизни. Оба они не видят истины. Оба не способны отказаться от собственного образа жизни. Каждый из них необычайно привязан к своим привычкам, считая, что именно такое поведение является единственно правильным и разумным.

Остается ответить на главный вопрос: "В каком герое нуждается Россия: в Обломове или Штольце?" Разумеется, такие деятельные и прогрессивные личности, как последний, останутся в нашей стране навеки, будут ее движущей силой, будут питать ее своей интеллектуальной и духовной энергетикой. Но нужно признать, что и без Обломовых Россия перестанет быть такой, какой ее знали наши соотечественники на протяжении многих столетий. Обломова нужно воспитывать, терпеливо и ненавязчиво пробуждать, чтобы и он приносил пользу родине.

«…после прочтения всего романа вы чувствуете, что в сфере вашей мысли прибавилось что-то новое, что к вам в душу глубоко запали новые образы, новые типы. Они вас долго преследуют, вам хочется думать над ними, хочется выяснить значение их отношения к вашей собственной жизни, характеру, наклонностям…» – пишет известный критик Н.А. Добролюбов о романе И.А. Гончарова «Обломов». Мне бы хотелось начать своё сочинение именно с этих слов, потому что в них заключена особая суть. Вдумавшись мы понимаем: под «новыми образами, типами» Н.А. Добролюбов говорит нам об Обломове и Штольце, характеристику которых я хочу проанализировать в своем сочинении.

Было бы глупо, сразу рассуждать об их отношении к жизни, не поняв природу каждого, поэтому я вернусь к детству. Обломов родился в богатой дворянской семье с патриархальными традициями. Получил «обломовское» воспитание: «учиться слегка, не до изнурения души и тела… а так, чтоб… добыть как-нибудь аттестат…». Родители приучали его к покою, на первое место ставили сон и еду, труд считали уделом рабов. Но не взирая на всю эту легкость, праздность мальчик был довольно энергичным, любознательным и стремящимся познать жизнь человеком. К сожалению чрезмерная забота родителей, «примитивное» воспитание поменяли в душе главные взгляды на ценности, который изменили главного героя в будущем.

Совсем иначе воспитывался его друг, Штольц. Если воспитание Обломова было предопределено, то Штольц оказался перед выбором. Главным образом противостояние взглядов на будущее ребенка оказалось между родителями. Мать, русская женщина, хотела, чтобы сын вырос красивым, «мягким» дворянином, подобно Обломову: «…Ей не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание…». Отец же, немец, дал Штольцу воспитание, которое получил от своего отца: обучил наукам, рано заставил работать, никогда не баловал, считал, что сын должен выше всего ставить аккуратность, строгость и достижения. Он нисколько не сомневался, что Штольц пойдет именно этим путем. Так оно и вышло.

Из всего вышесказанного можно сделать два очень важных вывода: данные личности являются полными противоположностями, а причины формирования их непростых сущностей заложены еще в детстве. Теперь я смело могу перейти к их взглядам на жизнь и ответить на волнующий вопрос: «Какую роль играет противопоставление Обломова и Штольца в романе «Обломов» Гончарова и почему благодаря им, после прочтения произведения, к нам в душу «запали новые образы, новые типы».

Итак, личности разные, отношение к жизни – тоже. Обломов добрый, ленивый и простой человек, в какой-то степени чувствует отвращение к жизни: «…нет покоя!

Лег бы и заснул… навсегда…». Он живет в своих пустых мечтах, ничем не интересуется, не занимается. Цель Обломова – приобрести вечный покой, жизнь без переживаний и бурных страстей. Но не смотря на всю эту простоту он очень умен и великодушен. Кажется, что его богатый внутренний мир мог бы изменить общество, он необычен. Однако лень безжалостно перечеркивает всяческие его достоинства. Любовь для Обломова имеет свои границы. Ольга Ильинская любит его высокой, чистой, непростой для него любовью. Агафья Пшеницина – земной, материнской и простой. Выбор был очевиден, хотя автор и давал надежду читателю на счастливый конец, на изменение героя.

Другой Штольц: энергичный, умный, спокойный и целеустремленный: «…Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…». Штольц – единственный человек, разглядевший тонкую натуру в Обломове. Он искренне любит своего друга и до последнего пытается помочь ему. В душе Штольца нет поэзии или мечты, но он всегда находится на высоте. Любовь героя к Ольге Ильинской подтверждает это. Его жизнь наполнена стремлением к труду, к посвящению. Однако Штольца можно сравнить с запрограммированной машиной, что является неким недостатком его сущности.
Конечно же в наше время очень трудно встретить «в чистом виде» как Штольца, так и Обломова. Но ведь это и является их главной ролью. И. А. Гончаров не случайно поставил их рядом. Писатель хотел, чтобы, прочитав роман, читатели начали анализировать. Он как будто призывает «поискать» внутри себя этих героев. Мне кажется, что ему это удалось. «… Они вас долго преследуют, вам хочется думать над ними, хочется выяснить значение их отношения к вашей собственной жизни, характеру, наклонностям…» – подтверждает Н. А. Добролюбов. Таким образом, И. А. Гончаров создал персонажей, являющихся предметом глубокого осмысления на все времена.

В романе «Обломов» Александр Гончаров затрагивает тему дружбы между совершенно разными по характеру и взглядам людьми.

Сравнительная характеристика образа Обломова и Штольца поможет читателю разобраться, способна ли она изменить человека в лучшую сторону.

Детство и воспитание

Илья Ильич Обломов рос избалованным ребенком. Родители слишком опекали сына, не предоставляли ему возможности проявить себя. Не любил учиться. Считал, что наука послана людям в наказание за грехи. Тринадцатилетним пареньком его оформили в пансион. Часто просил у матери разрешения остаться дома, не ехать на обучение. В университете не получил достаточных знаний из-за собственной лени.

Андрей Иванович Штольц был смышленым мальчиком. Знания впитывал словно губка. Отец воспитывал его в строгости. Мать не поощряла «трудовое воспитание». Когда отец отправлял сына в университет, не провел в город. Попрощался у ворот без лишних эмоций, надел ему фуражку, и так толкнул, что сшиб с ног».

Внешность

Илья имеет лишний вес. Его «пухлые руки и мягкие плечи» придавали внешности некой изнеженности. «Цвет лица его не был румяным или смуглым, он казался положительно бледным». В серых глазах всегда пребывали некие мысли, которые быстро исчезали, не успев засесть в голове.

Андрей худощав, щек у него вовсе нет, кожа смуглая. «Он был сложен из костей, нервов и мускулов, напоминал английскую лошадь». На его лице красовались выразительные зеленые глаза. От него исходит мужественность и здоровье.

Стремления и достаток

Илья Обломов в свои тридцать два года абсолютно ничего не нажил самостоятельно. Службу он оставил из-за глупой допущенной ошибки, отправив важные документы не по адресу. Он не смог выполнить простое поручение. Проживает в съемных апартаментах. Имение, доставшееся в наследство от родителей, претерпевает убытки, не приносит должного достатка. Илья Ильич ничего не смыслит в финансовых вопросах.

Не пытается что-то успевать и создавать в жизни. Лежит на диване, постоянно пребывая в сонном состоянии.

Штольц «служил, уйдя в отставку, занялся собственными делами и нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Не допускает промахов в работе. Достиг уважения в обществе и материальных благ, благодаря собственным усилиям. «Беспрестанно пребывает в движении: если обществу нужно послать агента в Англию или Бельгию - отправляют его. Следует создать новый проект или разобрать новую идею - выбирают Штольца».

Любовь к женщине

Андрей с уважением относится к противоположному полу. В отношениях с Ольгой Ильинской проявляет себя истинным джентльменом, способным решить все заботы любимой, радовать ее. Добился поставленной цели – женился на той, кого любит.

Илья всегда тактичен в общении с женщинами. Любил Ольгу Ильинскую, но не смог побороть в себе лень, нежелание перемен. Боялся обыденности брака. Доставлял любимой много хлопот, она часто плакала из-за его колких речей. Женился на вдове Пшеницыной, у которой снимал комнату. Она абсолютно ничего не требовала от него. Подобные отношения устраивали Обломова.

Отношение к жизни

Андрей Штольц , пышущий здоровьем, желает жить еще много лет. Хоть он и реалист, с его уст часто слышны фразы, что он хочет «прожить лет двести, триста». Придерживается цели, что все должно выполняться исходя из четко поставленных задач. Мечте не было места в его душе.

Илья Обломов называет себя «старым кафтаном». Порою озвучивает мысли, что лег бы и заснул навсегда. Любит мечтать. Его воображение часто рисует выдуманные картины. Особенно явно выделяет образы будущей супруги и детишек.


Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году, но все так же остается интересным с различных точек зрения как критиков, так и читателей. В произведении раскрыты многие темы: любовь, дружба, отношение к жизни, ее цели и смысл. Читая роман, сложно не заметить такого яркого противопоставления Андрея Ивановича Штольца и Ильи Ильича Обломова. Через него автор очень точно раскрывает идею произведения. Несмотря на то, что двух мужчин связывает крепкая дружба, которая может послужить образцом для многих поколений, Гончаров рисует их настолько разными, что невольно это наталкивает на мысль: кто же такие Обломов и Штольц: двойники или антиподы?

Пролистывая страницы романа, мы создаем для себя образ Ильи Ильича, детали которого автор прописывает до конца книги.

Мы узнаем, что Обломов всю свою жизнь провел на диване: «Когда он был дома – а он почти всегда был дома – он все лежал, и все постоянно в одной комнате», не видел в образовании ничего важного, автор уделяет этому внимание:

С самого детства ему было запрещено делать что-то самостоятельно, постоянно вокруг него находились няньки. Мать, о которой он часто вспоминал, окружила его заботой и нежностью, которые в последующем смогла заменить лишь Агафья Матвеевна. Несмотря на то, что жизнь Обломова – бесконечная лень, нежелание стремиться вперед, деградация, он очень добрый, мягкий, мечтательный. При встрече с Ольгой Ильинской Илья Ильич смог заинтересовать ее, а в последующем их отношения развивались все больше. Как уже написано ранее, Обломов очень любил и уважал свою мать:


Он представлял себе, как «совьет гнездышко», возьмет себе в жены замечательную женщину и будет жить так, словно вернулся в свое детство.

Штольц же во многом противоположен Обломову.


Штольц один из немногих, кто принимал Илью Ильича таким, каким он был, порой только пытаясь дать ему хотя бы частицу тех знаний, что имел сам. Он был влиятелен, активен, трудолюбив, всегда находится в центре внимания, но его слабостью стали именно чувства. В отличие от Обломова, Штольц действовал по велению разума, просчитывал действия наперед, но все же он искал любовь и другие чувства в людях. Андрей Иванович практически всего себя посвятил работе, в редкое время занимаясь чем-то другим, в романе он показывает свое отношение к этому так: «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей».

Сравнивая двух героев между собой, я пришла к выводу, что Обломов и Штольц – и антиподы, и двойники. Различия и сходства в их образе жизни, привычках, отношении к семье, любви и образованию подтверждают это. Активный, трудолюбивый Андрей Иванович, должен помочь другу победить ту самую Обломовщину, которая его погубила. Из-за этой разности в образах герои идеально дополняют друг друга. Штольц находит покой в общении с товарищем: «Андрей, часто отрываясь от дел или светской толпы, с вечера, с бала ехал посидеть на широком диване Обломова». Его решительности и активности могло хватить на них двоих. Обломов, в свою очередь, дополняет друга своей мечтательностью, добродушностью. Также их связывает любовь к Ольге, которая смогла перевернуть жизнь обоих молодых людей. Она привлекла их отсутствием жеманства, интеллектом, величием и своей решительностью. Но она не стала счастливой ни с Обломовым, ни со Штольцем. Автор специально сделал героев такими разными, отражающими его черты характера, Обломов – мечтательность и романтизм, а Штольц – рациональность и решительность. Поэтому они и стали в моем понимании одновременно и антиподами, и двойниками, будто являлись одним целым.

Обновлено: 2019-10-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.