Cето (сету) - малочисленный финно-угорский народ из Эстонии. Они близки к эстонцам, но в отличие от них, не лютеране, а православные. Местность, где живут сето, разделена российско-эстонской границей и исторически называется "Сетомаа".

Сегодня мы увидим, как живет этот народ на российской стороне, вернее как они жили три года назад (именно этот срок давности у первой части обзора) и как живут сету в Эстонии сегодня.

Музей забытого народа

Деревня Сигово недалеко от знаменитого Изборска в Псковской области. Здесь находится частный музей финно-угорской народности сето (псковской чуди), коренного народа здешних мест. В отличие от большинства музеев, здесь нет платы за вход и экскурсию, нет и злых, вечно обиженных на весь мир, бабок-смотрительниц. Здесь домашняя атмосфера, уют и интересные рассказы местных жителей.

Сегодня поговорим о сето, малой народности, даже не включённой в список проживающих в России национальностей.

Погубила сето советская власть. Ещё до войны, когда Печорский район Псковской области входил в состав независимой Эстонии, поселения сето были довольно обширны. Народ выделялся среди эстонцев и русских, носил национальные костюмы и говорил на своём, близком к эстонскому, языке. Своей письменности сето не имели, но выращивали лён, пряли пряжу, которую покупали даже англичане.

Потом пришла "цивилизация" - деревни укрупняли, переселяли селян в города, заставляли вступать в колхозы, а хутора наоборот уничтожали. Многие сето бежали в соседнюю Эстонию, где и сейчас их живут 6 тысяч. В России их осталось человек 150.

Эстонцы - ближайшие родственники сето. Но в отличие от прибалтов, сето православные. Точнее, "двоеверы": в религии сето православие переплелось с язычеством. Например даже после войны во многих хуторах рядом с иконой стояла фигурка главного бога сето - Пекки, напоминающая внешне снеговика.

Флаг сето

Частному музею лет 15. Создала его петербуржская учительница музыки Татьяна Николаевна Огарёва. Когда-то она приехала в сюда и вписалась в жизнь общины сето. По совету стариков, обеспокоенных вымиранием в России своего народа, она начала собирать вещи сето по окрестным деревням и создала музей.

Татьяна Николаевна - очень добрый и приветливый человек. К сожалению, когда я приехал в Сигово, она уезжала по делам в Печоры, но всё же минут 10 рассказывала про сето и музей, попросив даже водителя рейсового автобуса специально задержаться.

Т.Н.Огарёва с фотографией деда.
Фото с сайта http://pechori.ru/muzej-narodnosti-seto

Остальные фото мои.

1. Точнее, в Сигово два музея - государстнный и частный. Государственный - усадьба крестьянина сето - при мне был закрыт, но расстраиваться нечему: я заглянул в окна и не нашёл отличий от обычного краеведческого музея в любом городе.

Народу никого, в деревне тихо. Для большего проникновения к финно-угорским народам в машине включаю эстонское радио. Ловит отлично, до границы километров 10

2. Несмотря на то, что в музее пустынно, можно зайти во двор усадьбы, посмотреть постройки. Хутор не огорожен. Деревянных построек немного

3.

4. Хоздвор. Здания складывали из булыжника

5.

6.

7.Кладка поближе

8.

9. В самой деревне много домов из белого известняка. Явление для западной Псковщины обычное. Об этом я ещё скажу в посту про Изборск. А в целом в Сигово нет магазина, привозной хлеб. В райцентр - Печоры - нечасто ходит автобус. Работники музея живут обычной деревенской жизнью

10.

11. Сохранилось несколько старинных деревянных домов

12.

13. В одном из них живёт соседка Татьяныа Николаевны Огарёвой. Она и покажет нам частный музей сето

14.

15. Музей Огарёвой расположен в обычном сарае. Крыша в некоторых местах прохудилась, часть экспонатов в птичьем помёте. На зиму музей закрывается, вещи убирают от погибели в тепло

16.

17. Cоседка Татьяны Николаевны с внуком Колей. Входной платы нет, но приветствуется добровольное пожертвование

18. Лица сето. Как видим, в основном фамилии и имена неславянские. Одна из отличительных черт малого народа

19.

20. В сарае собраны предметы быта из хуторв сето, рассказывается о выращивании льна и плетении пряжи

22.

23. Часто национальные костюмы сето носили даже в будни

24. Национальные костюмы надеты и на несколько кукол, выполненных с лиц реально живших в 1950-х годах крестьян сето. В Эстонии до сих пор сето, носящие национальные костюмы, получают от государства доплату. Традиции малых народов, в отличие от нас, там чтут

25. Не знаю, как насчёт лиц крестьян, но лицо Путина угадывается очень хорошо

26. Коля показывает кантеле - музыкальный инструмент сето, похожий на гусли. Фолк-эпосы сето, похожие на карельскую Калевалу, были популярны в деревнях даже в послевоенные годы

27. Setomaa - земля сето. Вышивка окружена боговыми полотенцами, вышиваемыми крестьянами сето для ритуалов, праздников и украшений домов. Говорят, чем труднее был период в жизни сето, тем полотенце вышивалось темнее, от ярко красного к черному. Смотришь и понимаешь, какова была жизнь народа во второй половине XX века..

28. Детский велосипед

29. Религиозные сюжеты..

30. ..и языческие куклы-обереги

32.

Сето всегда мирно жили со славянами, всегда тянулись к России и были сторонниками православия. Однако сейчас, как и многие другие граждане, России они не нужны. Многие переехали еще в советскую Эстонию, остальные доживают свой век в деревнях, где нет даже магазинов...

Сетомаа - земля народа сето

Отделение сето от эстонцев началось 800 лет назад. После завоевания земель современной Эстонии крестоносцами (12 век) и падения русского города Юрьева (сейчас Тарту) часть сето бежала в псковские земли. Несмотря на то, что жить пришлось между православной Россией и католической Ливонией, сето долгое время оставались язычниками. Крестить народ решил Иван Грозный. Частично удачно, частично нет. Сето сохраняли некоторые языческие традиции, отчего русские называли их полуверцами.

Сето в национальных костюмах. Жаль, в таких нарядах они мне не попались. Надо будет приехать на какой-нибудь местный праздник, которых проводится достаточно много.
Открытка 1960 года, купленная на барахолке в Таллине

Численность народа росла до начала XX века, особенно быстро лет за 50 до революции. Назадолго до 1917 года сето достигли своего максимума - 21 тысячи человек. После этого пошёл спад, но до войны, когда практически вся Сетомаа была независимой Эстонией, жизнь сето была неплоха. Поселения этого народа были довольно обширны. Сето выделились среди эстонцев и русских, носили национальные костюмы и говорили на своём, близком к эстонскому, языке. Своей письменности сето не имели, но выращивали лён, пряли пряжу, которую покупали даже англичане.

Потом часть Сетомаа отошла Псковской обалсти. Селян заставляли переезжать в города, деревни укрупняли, создавали колхозы, уничтожали хутора. Многие сето бежали в соседнюю Эстонию, где и сейчас их живёт около 10 тысяч. В России же по переписи населения 2010 года осталось всего 214 сето.

1. Эстонская часть Сетомаа (по-эстонски - Setumaa, на языке сето - Setomaa) расположена на юго-востоке страны в двух уездах. Правда границы уездов Эстонии не зависят от поселений сето, и у этого народа есть своё объединение самоуправлений, находящееся вне уездных границ, – Союз волостей Сетомаа

2. Мы проедем по Сетомаа с севера на юг. По всему пути расставлены указатели с интересными местами, висят схемы маршрута и описания. Это указатель на местную часовню. Часовни сето необычны и немного отличаются от привычного нам вида

3. Большинство их на пути оказались деревянными и без куполов. Если бы не крест на крыше, подумал, что это обычный дом. Часовная св. Николая, 1709 года в селе Выыпсу.

Село Выыпсу выросло на пересечении торговых путей и известно с 15 века. Позже здесь появился порт, поскольку до Чудского озера отсюда около трёх километров. Сейчас это небольшое село, где живут примерно 200 человек.

Как было сказано выше, сето были "полуверцами". После крещения этого народа, язычество далеко не ушло. Даже после войны на некоторых хуторах рядом с иконами стояла фигурка языческого бога Пеко, внешне напоминаюшего снеговика. А жертвы святым камням, святым источникам и святым деревьям некоторые сето приносят до сих пор.
Пеко - бог плодородия. По эпосу он помогал Христу, а похоронен в Псково-Печёрском монастыре. Сето считают его главным религиозным центром. Хотя монастырь и расположен в России, до него от самой дальней точки Сетомаа всего километров 30.

5. Если точнее, это не Чудское озеро, а его южная часть - Псковское озеро (по-эстонски Пихква-ярв). Ещё мне нравится русское название окрестностей Чудского озера - Причудье. Романтика)

6. Народу вокруг никого, вода чистая. Поплыть бы куда-нибудь по озеру на плоту)

7. Правда с путешествием на плоту могут возникнуть сложности. По озеру проходит государственная граница. Скорее всего те острова вдали уже Россия

8. У сето есть свой флаг. Создан по образу скандинавских с добавлением местного орнамента. Что интересно, флаг висит на многих домах, а иногда даже рядом с эстонским вместо флага ЕС

Что касается языка сето, в Эстонии он считается частью диалекта эстонского. С этим соглашаются многие специалисты. Сами же сето считают свой язык самостоятельным. В 2009 году он был включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как "находящийся под угрозой исчезновения".
В России же сето были внесёны в список коренных малочисленных народов страны только в 2010 году. До этого как бы считалось, что такого народа нет вообще.

9. Дальше едем в Микитамяэ. Село побольше предыдущих. Был бы я Петром I (его словам и действиям у нас приписывают много происхождений названий), то после этого поста село бы называлось Вежливое. Здесь живут вежливые и отзывчивые люди. Дети несколько раз здоровались с нами, незнакомыми взрослыми. А когда мы подошли к часовне, то откуда-то появился местный житель, желающий всё рассказать о ней и показать. Разумеется, бесплатно
Часовная св. Фомы - одна из самых старых в Эстонии деревянных построек и самая старая часовная сето. 1694 год

10. Как-то очень быстро дедушка раздобыл в администрации ключ, и мы пошли внутрь

11. Внутри скромно. Подсвечник, центральная и несколько "неглавных" икон. Службы здесь проводятся, часовня действует. Со слов сопровождающего узнаём, что почти в каждой крупной деревне сето раз в год проходит kirmas - большой деревенский праздник. В основном он связан с днём святого, в честь которого освящена часовня в том или ином селе

12. Церковь сето подчиняется Константинопольскому патриарху. Ещё оказывается, на Пасху сето не пекут куличи, а заменяют их пирогами с творогом и готовят специальный сыр

13. А такие била заменяют колокола

Раз уже сказал про праздники сето, то самым большим и главным является "День королевства сето". Даже название-то какое! Сето никогда не были независимыми, но раз в год становятся "самомстоятельным королевством". Проводится он летом. В этот день выявляют лучших мастеров по изготовлению сыров, вина, пива, лучших поваров, пастухов, танцоров. Особая отдельная традиция – выбор короля. Его выбирают очень справедливо: претенденты на почетное звание становятся на пни, а за ними выстраивается хвостом народ. Где больше хвост – там и король. Король издает свои указы. Это формальные законы на один день: чтобы все активно участвовали в конкурсах, улыбались и чтобы у каждого было хорошее настроение…

14. А дальше на нашем пути вдруг возникает граница. Оказывается у России здесь небольшой выступ в глубь Эстонии, похожий по форме на сапог. Пешком ходить здесь нельзя, висят предупреждающие о границе знаки и стоят столбики. Километра полтора едем по Родине. Запрета на движение велосипедов, мотоциклов, машин и автобсов нет, проезд свободный. Вдоль дороги идёт забор, в двух местах видел вспаханную землю

15. Село Обинитса, памятник песеннице. Песни у сето и сейчас очень популярны на праздниках. "Фишка" песни сето - выдумывается она местами "на ходу". Недавно песенная традиция сето leelo была внесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

16. Песенница смотрит куда-то вдаль. Мне она напомнила Бурановских бабушек. Кстати удмурты родственны сето, с ними поддерживается культурная связь, приезжают гости. Активно поддерживает сето и Культурный центр финно-угорских народов

17. В Обинитсе остановимся и на обед

18. Внутри должна быть национальная еда

19. Заходим. Стол, лавки, тканые половики

21. Вокруг много информации о сето и о других финно-угорских народах. Книга о часовнях

22. И наконец еда! Национальная кухня сето мне очень понравилась. Вкуно, сытно и необычно. Этот суп с одновременно с мясом и вяленой рыбой. Также добавляют овощи и перловку. Получилось замечательно.
Еще нам принесли домашний квас, мясо в горшочках и рулет с клюквой на десерт. Стоит всё 6 евро. Не везде за такую цену будет полный обед.

Традиции приготовления пищи в Сетомаа стараются сохранять. Есть даже мастерские, в которых обучают готовить. Например популярны мастреские, где готовят сыйр - местный творожный сыр

26. Интересные качели. Покататься бы на таких с девушкой-сето)

27. Здесь же в Обинитсе расположен музей сето. Точнее музеев в Сетомаа три, но два в день нашего приезда были закрыты. Жаль не удалось посмотреть усадьбу сето под открытым небом, но ничего. В Сетомаа стоит вернуться

28. Музей небольшой и милый. Совершенно не такой, как все привыкли думать о музеях (за что я многие тоже не люблю и стараюсь в них не ходить)

29. Снова флаг.
Отдельно надо сказать про погоду. Повезло) Солнце, капель и весна

30. В музее домашняя атмосфера. Орнаменту сето, как и другие многие народы, уделяли особое внимание. На разную одежду, для разных случаев и праздников он был свой. Умение хорошо рукодельничать иногда остаётся ключевым моментом при выборе невесты до сих пор

32. Национальный костюм сето тоже носят до сих пор. Чаще конечно на праздниках. Государство всячески поощряет национальные особенности сето. Выделяются деньги, помогают с организацией праздников. Раньше эстонцы недолюбливали сето, считая их ленивыми и "не совсем финно-уграми", но сейчас по словам местных народы стараются жить дружно

45. А где-то там недалеко - замок Вастселиина, про который я недавно писал отдельно

46. Церковь св. Иоанна у самой границы с Россией в селе Мийксе (Меэкси). Что интересно, построена в 1952 году, когда Эстония уже входила в состав СССР

47. Рядом на кладбище сохранился памятник и могила советских солдат, погибших во время Великой Отечественной. Скорее всего, звезду сверху сняли, но в остальном памятник не изменился. Место глухое, от политики далёкое. Чем мемориалу и повезло

48. Фамилии разобрать сложно, видны только даты смерти - август 1944-го. Похоже, рядовые погибли при освобождении этих мест от немцев

Разумеется, это не всё, что можно увидеть здесь. Например в маленькой деревеньке Верхулица разливают минеральную воду "Вярска". Рядом есть санаторий, где эта вода используется в лечебных процедурах. На границе с Россией есть пещеры (похоже, составляющие единое целое с Печорами). Правда попасть туда можно только по предварительной записи и с проводником, о чём я не знал.
В деревне Нопри, также недалеко от границы, производят отличный сыр. Ну и конечно же, вокруг везде красивая неиспорченная природа.

Въезжающие из России с обоих КПП ("Шумилкино - Лухамаа" и "Куничина Гора - Койдула") сразу же оказываются в Сетомаа. Отличные места, чтобы отдохнуть с дороги и что-нибудь посмотреть.


Сето (Сету) - этнографическая группа эстонцев, проживающая в пограничной зоне Эстонии и в Печорском районе Псковской области и создавшая свою самобытную культуру: говорит на особом диалекте эстонского языка, по национальной одежде и православным обычаям близка к русским и белорусам.

Своё место компактного проживания сету называют Сетомаа - «земля Сето». Сетомаа - зона пограничья нескольких культур. Здесь до настоящего времени сохранились традиции, общие для волжско - финских, прибалтийско-финских и славянских народов.


На земле сето издавна чудские племена соседствовали со славянами - кривичами, а в лихолетья сюда приходили крестьяне с востока и запада. Активной была миграция эстонцев, бежавших от немецких и шведских помещиков, и русских, спасавшихся от притеснений московских царей и церкви (западный берег Чудского озера заселяли главным образом старообрядцы). Часть беженцев из России приняла лютеранство, а сето, попавшие под влияние Псково-Печерского монастыря, стали православными. Их называли полуверами (poluwernikud) за смешение в культуре русских и эстонских черт и нередкое двуязычие.

В конце 19 века некоторые учёные отмечали, что в «современном печорском эсте черты быта поразительно напоминают быт древнего финна и особенно финки». Некоторые традиции у сето имеют общие корни с традициями не только финнов Суоми, но и этносов - води, ижоры и даже восточных финноязычных народов - мордвы, удмуртов. Наибольшее родство у сето с эстонцами. Сето сохраняли остатки языческих верований. В некоторых местах они приносили не только в церковь, но и к священным камням, местам поклонений дары: в Иванов день - молочные продукты, на святую Анну - шерсть и баранину. Статую Николая Угодника в Печорском монастыре они так обставляли в праздник кадочками с маслом и творогом, обкладывали лепёшками, что не было видно самой статуи. Сето мазали статуе губы маслом и творогом - «кормили», как прежде идолов. У сето бытовал культ бога плодородия Пеко. Его фигурку хранили в тёмном месте и лишь во время сева выносили на поля, чтобы освятить землю. Призывали Пеко и в песнях. Подобные ему духи - покровители плодородия - были и у других финноязычных народов: эстонцев, мордвы, води, у карел и финнов, но у них подобные обряды отошли в прошлое раньше, чем у сето. Сето называют себя «сетокезы», «сетокене» или просто «сето рахвас» seto rahvas (люди сето). Сето, «боясь» большой воды, занимались земледелием. Они сохраняли многое в культуре от предков: национальный костюм, язык, духовное творчество, обычаи, нравы.

Народное творчество сето богато песнями, сказками, загадками и пословицами. Крупнейшим эпосом сето является эпос «Пеко» , в котором повествуется о жизни и приключениях народного героя Пеко, который стал богом плодородия, помогал Иисусу Христу и похоронен в Псково-Печерском монастыре.

В эпосе сочетаются языческие верования народа сето, принятие православия, описание истории и быта народа, а также переселение в Сибирь. Эпос «Пеко» был записан со слов легендарной сетоской сказительницы Анне Вабарна и издан в г. Куопио (Финляндия) в 1995 г. Для знакомства с эпосом «Пеко» предлагаем его краткий пересказ.

Эпос сето "Пеко".
Рассказчик: Анне Вабарна. Перевод: Паул Хагу и Виктор Данилов

Кликните на прямоугольник со стрелочкой для чтения в полноэкранном режиме

Лучше всего традиции народной культуры сохранились в женской одежде. Когда во второй половине 19 века в Сетомаа стала распространяться фабричная одежда, то в моду она вошла среди мужчин, а женщины Сетомаа не желали менять свои традиционные одежды на «городские»: «Святая Мария носила такую же одежду, - говорили они, - и грешно менять её на новомодную». В настоящее время традиционная одежда сето из повседневной превратилась в праздничную. Сарафан «рюйд» (некогда перенятый у русских) воспринимается как старинное нарядное платье. Вместо теперешней «хаме» - рубахи из белого холста с широкими вышитыми рукавами, верхняя часть которой шилась из тонкого, а нижняя - из грубого холста, женщины носили «армии хаме» - тоже рубаху, но с длинными (до полутора метров длиной) рукавами. На них шёл значительно более тонкий холст. В середине рукавов делались отверстия, куда и продевались руки при работе, а свободные концы рукавов связывались за спиной. Эта черта старинного сарафана перешла к более позднему его виду «вилланерюйду», у которого также рукава затыкаются сзади за пояс. В одежде традиционен белый цвет, но нередок и синий. Оторочки кафтана, орнамент на рукавах, передник, как правило, красного цвета. Традиционное украшение женщин сето - «сыльг». Это большая серебряная бляха в форме полушария, закрывающая всю грудь, серебряные цепочки с навешенными монетами, крестики. Нашейное украшение в форме листьев, число которых доходило до дюжины, называется «лехет». Сетоские женщины по примеру русских стали носить серёжки, хотя для эстонок серёжки не типичны.

В язык сето вошло много русских слов, но он остался как диалект эстонского языка. Пастор Я.Хурт, изучавший фольклор сето в конце 19 - начале 20 века, писал, что знание невестою возможно большего числа песен считается у этого народа драгоценным приданым. Без песни ни одна девушка не смела выйти из дому. Сетоские песни впервые записал в 1877 году финский учёный Аксель Аугуст Борениус - Ляхтенкорва.

В конце 19 века, по данным Ю. Трусмана, ареал расселения сето включал 250 деревень и сёл в 11 приходах. В 1890 году Ю.Трусман подсчитал, что в западной части Псковского уезда проживало 12289 человек народности сету. По косвенной оценке Всероссийской переписи населения, в 1897 году в Псковском уезде было 16334 православных эста, в число которых вошли наряду с сету и православные эстонцы.

В 1920 году по Юрьевскому (Тартускому) договору Печорский край, где проживали сето, но с абсолютным большинством русского населения, отошёл к Эстонии и был реорганизован в уезд Петсеремаа. Сето получили эстонские фамилии, вместо ранее используемых в качестве их дедовских имён, в официальных документах стали именоваться эстонцами, а дети сето обучались на эстонском языке. В 1934 году эстонская перепись зафиксировала 13319 человек сето. В 1944 году Псковской области были возвращены территории, присоединённые к Эстонии в 1920 году. Но в Эстонии остались - вся волость Мяэ и части Зачеренской, Печорской, Мериногорской, Верхоустинской волостей. Ареал расселения сето оказался расколотым между Эстонией и Россией, что при наличии формальных границ внутри Советского Союза не осложняло жизнь, быт, культурное взаимодействие всей народности сето.

Но развал СССР в 1991 году и провозглашение независимости Эстонии привёл к разрыву традиционных связей внутри сетоской общности. В 1996 - 1999 годах был значительным миграционный отток сето в Эстонию. С 1945 года по 1999 год численность сето в Печорском районе сократилась с 5,7 тысяч до 500 человек.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Псковской области проживает 176 человек народности сето (сету). Современная территория расселения сето в Печорском районе - это деревни и хутора сето в Круппской волости вдоль эстонской границы, кроме того - расположение в юго-западном направлении от Нового Изборска до Паниковичей с небольшим ответвлением в сторону города Печоры. Здесь действует этнокультурное общество сето, членами которого являются все сето, проживающие на территории Печорского района. В деревне Сигово есть музей-усадьба народности сето. В Печорах осталась и одна школа, в которой по желанию ученика, его родителей обучение ведётся на языке сето. При школе существует небольшая фольклорная группа, где учащиеся приобщаются к языку сето, их традициям и национальному искусству.

-------
| сайт collection
|-------
| Ю. Алексеев
| А. Манаков
| Народ Сету: между Россией и Эстонией
-------

Близкородственный эстонцам народ сету обосновался на Псковской земле, в области, называемой самим этим народом Сетумаа, задолго до появления в этих местах первых славянских племен. Российские ученые относят возникновение первых поселений народов финно-угорской группы в ареале Псково-Чудского водоема к первому тысячелетию до новой эры. Возникновение первых славянских поселений датируется здесь V веком нашей эры. К моменту возникновения русской государственности поселения славян и финно-угров в этом регионе перемежались друг с другом. Характерной чертой славянского расселения на Псковщине явилось не выдавливание коренного финно-угорского населения, а совместное проживание людей различных племен на одной территории, с многочисленными контактами, экономическими связями и взаимным проникновением различных культур. Можно с полной уверенностью сказать, что на протяжении всего последнего тысячелетия русские и сету совместно проживали на территории Псковского края.
До середины XVI века сету были язычниками. Миссионерская деятельность Псково-Печерского монастыря привела к тому, что сету приняли православие, хотя языческий элемент в культуре сету сохранился вплоть до наших дней.
Не зря общепринятым названием сету на Псковской земле стало «полуверцы». Наибольший расцвет хозяйство и культура сету приобрели в начале XX века. Основным видом деятельности стала качественная переработка льна, который пользовался большим спросом в Скандинавских странах. Численность народа, согласно переписи 1903 года, достигла максимального значения за всю историю и составила около 22 тысяч человек. Стали появляться предпосылки для создания культурной автономии.
Судьба народа сету резко изменилась после 1917 года. Во вновь образованном государстве – Эстонской республике вопросу сету придавалось большое значение. При заключении в 1920 году Тартуского мирного договора земли, на которых проживал народ, впервые за всю историю отошли к Эстонии. По мнению специалистов, цели заключения договора у сторон были различными. Если Эстония хотела закрепить свой статус новообразованного государства, то большевистский режим стремился при помощи эстонцев покончить с Северо-Западной армией генерала Юденича, которая представляла непосредственную угрозу их власти в России. Так что можно с полным правом заявить, что международные авантюристы Адольф Иоффе и Исидор Гуковский, подписавшие от имени большевистского правительства Тартуский мирный договор, расплатились землями народа сету за уничтожение этого крупного воинского формирования.
Надо сказать, что эстонцы никогда не относились к сету как к самостоятельному народу.

До сих пор в эстонской науке бытует мнение, что сету произошли от эстонцев, которые бежали в XVI веке на территорию России от насильственного крещения в лютеранскую веру. Поэтому уже в 20-х годах прошлого столетия началась массовая эстонизация сету. До этого на протяжении нескольких веков сету носили православные имена. Фамилии, как и на территории остальной России, образовывались по имени деда. С приходом эстонцев сету начали принуждать брать эстонские имена и фамилии. Начальное и среднее школьное обучение для народа сету стало вестись на эстонском языке. Надо отметить, что язык народа сету имеет очень много общего с эстонским языком. Но все же это два отдельных языка.
Особенно явной политика эстонизации сету стала в Эстонии после 1991 года. Для выполнения условий вступления в Европейский союз эстонскому правительству было необходимо показать, что у него нет проблем с национальными меньшинствами. Для этого с 1995 по 2000 год проводилась специальная программа переселения сету на территорию Эстонии. В это время и произошло массовое переселение народа сету из России в Эстонию. Всем сету, прибывшим туда на постоянное место жительства, выплачивались значительные денежные средства, оказывалась помощь в строительстве домов. Эти действия рекламировались как достижения национальной политики Эстонии, на фоне политической и национальной дискриминации русскоговорящего населения страны. Но вместе с тем в Эстонии не было признано право на существование народа сету как самостоятельного этноса. При переписи населения, проводившейся в Эстонии в 2002 году, народ сету не исчислялся как самостоятельный, а сами сету были записаны как эстонцы.
Для правящей элиты Эстонии проблема сету удобна еще и тем, что позволяет выдвигать к России территориальные претензии. США создали из Польши, Латвии, Литвы и Эстонии своеобразного «троянского коня» для Евросоюза и инструмент постоянного давления на Россию. К сожалению, народ сету стал заложником в большой политической игре против России.
Разрешить проблемы народа сету по отдельности ни Россия, ни Эстония не смогут. Тут нужны продуманные и совместные действия, а главное – желание вести переговорный процесс. Сам народ сету стремится в первую очередь к сохранению своей культуры и идентичности, но ему приходится выбирать между нынешними условиями жизни в России и «благополучной» ассимиляцией в Эстонии.
Положение между Россией и Эстонией влияет и на внутренние процессы, происходящие в среде сету. Так, в 90-е годы были созданы две параллельные организации: Конгресс сету (его заседания проходили в Эстонии) и Этнокультурное общество сету ЭКОС (съезды проходят в псковских Печорах). Как видно из документов этих организаций, публикуемых в настоящем издании, взаимоотношения между ними отнюдь не безоблачны.
//-- * * * --//
Книга представляет собой первый опыт сборника материалов по истории и современному состоянию народа сету. В первой части, написанной профессором Псковского государственного педагогического университета А.Г. Манаковым, рассматривается вопрос о происхождении народа сету, а также изложены результаты двух экспедиций, в ходе которых обследовались текущие этнодемографические процессы в среде этого народа. Экспедиции проводились в 1999 и 2005 годах (в 2005 году – при поддержке информационного агентства REGNUM). Вторая часть, подготовленная корреспондентом агентства REGNUM по Псковской области Ю.В. Алексеевым, состоит из интервью с наиболее видными представителями сету, а также материалов конгрессов народа сету, проходивших в 90-е годы. В приложении содержатся выдержки из Тартуского мира, имеющие непосредственное отношение к территории расселения сету.

Впервые о жителях восточного побережья Балтийского моря сообщил римский историк Тацит в I веке нашей эры, назвав их эстиями (Aestii), независимо от племенной принадлежности: финно-угорской или балтийской. Спустя 500 лет готский историк Иордан вновь упоминает этот народ, назвав его Hestii. В конце IX века английский король Альфред Великий в примечаниях к своему переводу сочинений Орозия указал положение страны эстиев – Estland (Eastland) возле страны венедов – Weonodland .
В средневековых скандинавских источниках земля под названием Eistland локализуется между Вирландом (т. е. Вирумаа на северо-востоке современной Эстонии) и Ливландом (т. е. Ливонией – землей ливов, расположенной на северо-западе современной Латвии). Другими словами, Эстланд в скандинавских источниках уже вполне соответствует современной Эстонии, а эстии – финно-угорскому населению этой земли. И хотя не исключено, что первоначально «эстами» германские народы называли балтские племена, но со временем данный этноним был перенесен на часть прибалтийских финнов и послужил основой для современного наименования Эстонии .
В русских летописях финно-угорские племена, живущие к югу от Финского залива, именовались «чудью», но благодаря скандинавам название «Эстония» (например, норвежское «Эстланн» (Østlann) означает «восточная земля») постепенно распространилось на все земли между Рижским заливом и Чудским озером, дав имя местному финно-угорскому населению – «эсты» (до начала ХХ века), эстонцы. Сами эстонцы называют себя eestlased, а свою страну – Eesti.
Эстонский этнос сформировался к началу II тысячелетия нашей эры в результате смешения древнего аборигенного населения и финно-угорских племен, пришедших с востока в III тысячелетии до нашей эры . В первых веках нашей эры на всей современной территории Эстонии, как и на севере Латвии, был распространен тип погребальных памятников эстоливских племен – каменные могильники с оградками.
В середине I тысячелетия на юго-восток современной Эстонии проник еще один тип погребальных памятников – длинные курганы псковского типа. Считается, что еще долго здесь проживало население, происходящее от славян-кривичей. На северо-востоке страны в то время встречалось население водского происхождения . В народной культуре населения северо-востока Эстонии прослеживаются элементы, заимствованные у финнов (на побережье Финского залива), води, ижорцев и русских (в Причудье) .

Сету ныне проживают в Печорском районе Псковской области (где называют себя «сето») и на восточных окраинах соседних уездов Эстонии, до революции 1917 года входивших в состав Псковской губернии.
Эстонские археологи и этнографы Х.А. Моора, Е.В. Рихтер и П.С. Хагу считают, что сету являются этнической (этнографической) группой эстонского народа, которая сформировалась к середине XIX века на основе чудского субстрата и более поздних эстонских переселенцев, принявших православную религию . Однако более убедительными выглядят доказательства ученых, полагающих, что сету – остаток самостоятельного этноса (автохтона), подобно води, ижорцам, вепсам и ливам . Для подтверждения этой позиции необходимо рассмотреть динамику этнических, политических и конфессиональных границ к югу от Псковско-Чудского водоема начиная со второй половины первого тысячелетия н. э., разбив предварительно этот временной интервал на семь исторических периодов .
I период (до Х века н. э.). До появления славян пограничье современной Эстонии и Псковской земли заселяли финно-угорские и балтийские племена. Провести точную границу между районами расселения финно-угорских и балтийских племен достаточно трудно. Археологические находки свидетельствуют о существовании балтийских (в частности, латгальских) элементов к югу от Псковского озера вплоть до Х–ХI веков, когда на этой территории уже жили славянские племена кривичей .
Заселение славянами южного и восточного побережий Псковского озера началось предположительно в VI веке. На рубеже VII–VIII веков они основали городище Изборск в 15 км к югу от Псковского озера. Изборск стал одним из десяти древнейших русских городов, первое упоминание которого относится к 862 году. К юго-западу от Псковского озера, где проходила граница колонизированных славянами земель, ассимиляция почти не затронула местное прибалтийско-финское население. Славянский Изборск оказался как бы вклиненным в земли, заселенные прибалтийской чудью, став самым западным городом псковско-изборских кривичей.
Политическая граница, обязанная своим становлением созданию Древнерусского государства – Киевской Руси, прошла несколько западнее этнической границы. Граница между Древнерусским государством и чудью-эстами, сложившаяся при Святославе к 972 году, в дальнейшем стала очень стабильной, просуществовав с небольшими изменениями вплоть до начала Северной войны (1700 год). Однако в конце Х – начале ХI века границы Древнерусского государства временно отодвинулись далеко на запад. По древним источникам известно, что Владимир Великий, а затем Ярослав Владимирович брали дань со всей «лифляндской чуди» .
II период (Х – начало XIII века). Это был начальный период славянско-чудского взаимодействия при наличии политических, этнических и конфессиональных границ (христианство на Руси, язычество у чуди). Часть чуди, оказавшаяся на территории Древнерусского государства, а затем Новгородской республики, начала воспринимать элементы материальной культуры соседей – псковских кривичей. Но местная чудь оставалась частью чуди-эстов, противопоставление псковской чуди собственно эстам (эстонцам) проявляется позднее. В этот период можно говорить скорее об анклаве чуди на русской территории.
Отсутствие в этот период четкого этноконфессионального и политического барьеров позволяет сделать предположение, что уже тогда существовала русско-чудская этно-контактная зона к юго-западу от Псковского озера. О наличии контактов чуди с псковичами свидетельствуют сохранившиеся отдельные элементы раннерусской культуры в религиозных обрядах сету – потомков псковской чуди .
III период (XIII век – 1550-е годы). Политическими событиями этого периода стали образование в Прибалтике в 1202 году немецкого Ордена меченосцев, а в 1237 году – Ливонского ордена и захват орденами всех эстонских и латышских земель. Почти весь данный период существовала Псковская вечевая республика, которая уже в XIII веке вела независимую от Новгорода внешнюю политику и только в 1510 году была присоединена к Московскому государству. В XIII веке на юге современной Эстонии началась экспансия Ордена меченосцев, а на севере – датчан. Псковичи и новгородцы вместе с эстами пытались противостоять агрессии немецких рыцарей еще в начале XIII века на территории современной Эстонии, но с потерей последнего оплота эстов – Юрьева в 1224 году русские войска оставили их территорию.
К 1227 году земли эстонских племен были включены в состав Ордена меченосцев. В 1237 году Орден меченосцев был ликвидирован, а его земли вошли в состав Тевтонского ордена, став филиалом последнего под именем «Ливонский орден». Эсты были обращены в католичество. В городах Эстонии стали оседать группы немецких переселенцев . В 1238 году северные земли Эстонии перешли к Дании, но в 1346 году были проданы датским королем Тевтонскому ордену, который передал эти владения в 1347 году в залог Ливонскому ордену.
Политическая граница между Ливонским орденом и Псковской землей превратилась в конфессиональный барьер. На землях эстов немецкие рыцари насаждали католичество, западным форпостом православной веры являлся город-крепость Изборск.
Особенностью государственной и одновременно конфессиональной границы являлась ее односторонняя проницаемость. С территории Ливонского ордена на Псковскую землю переселялись эсты, стремящиеся избежать религиозного и политического гнета немецких рыцарей. Были и переселения больших групп эстов на русские земли, например после восстания 1343 года в Эстонии. Поэтому отдельные элементы католической религии, в частности религиозные праздники, проникли на территорию, заселенную псковской чудью. Существовало одновременно три пути такого проникновения: 1) через контакты с родственным эстонским населением; 2) через новопоселенцев с запада; 3) через посредство католических миссионеров, действовавших на этих землях вплоть до конца XVI века . Северная часть псковской чуди, проживавшая к западу от Псковского озера, некоторое время находилась под властью ордена и была причислена к католической церкви .
Большая часть псковской чуди все же сохранила языческую веру. Многие дохристианские элементы культуры сохранились у сету и в наше время. Этноконфессиональная граница между псковской чудью и русскими не была непреодолимым барьером: между ними происходил интенсивный культурный обмен.
IV период (1550-е – 1700-е годы). Наибольшее значение имели первые десятилетия периода, особенно 1558–1583 годы (Ливонская война). В это время псковская чудь окончательно приняла православие, тем самым обособившись в культурном отношении от эстов.
В результате Ливонской войны 1558–1583 годов территория Эстонии была поделена между Швецией (северная часть), Данией (Сааремаа) и Речью Посполитой (южная часть). После поражения Речи Посполитой в войне 1600–1629 годов вся материковая часть Эстонии отошла Швеции, а в 1645 году от Дании к Швеции перешел также остров Сааремаа. На территорию Эстонии, преимущественно на острова и побережье Балтийского моря (особенно в Ляэнемаа), стали переселяться шведы. Население Эстонии приняло лютеранскую веру.
Еще в 70-е годы XV века вблизи русско-ливонской границы был основан Псково-Печерский (Свято-Успенский) монастырь. В середине XVI века, во время Ливонской войны, монастырь становится крепостью – западным форпостом православия Российского государства. В начале Ливонской войны, до 1577 года удачной для русской армии, монастырь распространял православие в занятых русскими войсками областях Ливонии.
Государство придавало большое значение укреплению мощи Псково-Печерского монастыря, предоставив ему «пустопорожние земли», которые, по сообщению летописей, монастырь заселил пришлым людом – «беглыми эстонцами» . Нет сомнения в том, что христианство по греческому обряду приняло и коренное население – псковская чудь. К тому же, беглых было явно недостаточно, чтобы ими можно было заселить все монастырские земли.
Однако псковская чудь, по причине непонимания русского языка, долгое время не знала Священного писания и за внешним обликом православия фактически скрывала язычество. Русские сомневались в истинности православной веры у «псковских эстов» и не случайно издавна называли сету «полуверцами» . Только в XIX веке, под нажимом церковных властей, исчезли древние общинные ритуалы. На индивидуальном уровне языческие обряды стали исчезать лишь в начале ХХ века, с распространением школьного образования.
Таким образом, главным признаком, отделившим сету от эстонцев, стала религия. И хотя вопрос о предках сету неоднократно дискутировался, большинство исследователей сошлось на том, что сету – коренное население, а не пришлые эстонцы из Вырумаа, бежавшие от гнета немецких рыцарей . Впрочем, признавалось, что часть «полуверцев» все-таки ведет свое происхождение от переселенцев из Ливонии XV–XVI веков .
По окончании Ливонской войны в 1583 году южная часть Ливонии отошла к Речи Посполитой. Государственная граница вновь восстановила конфессиональный барьер, размытый в годы войны. Между предками сету и русскими активизировался обмен элементами материальной культуры (жилые постройки, одежда, вышивка и др.).
В первой трети XVII века значительная часть Ливонии (Лифляндия) перешла к Швеции, и здесь вместо католичества было введено лютеранство. Эстонцы, приняв лютеранскую веру, утратили почти все католические обряды, чего нельзя сказать о сету, сохранивших в обрядности более значительный католический элемент. С этого времени протестантскую и православную религию разграничивал фактически непроницаемый барьер: исследователи отмечали отсутствие у сету элементов лютеранской духовной культуры .
В пределах этноконтактной зоны начиная с XVI века, и особенно в XVII веке, появились новые этнические компоненты – первыми были русские переселенцы из центральных областей России (о чем свидетельствовал акающий говор), бежавшие в пограничные районы и даже в Лифляндию, спасаясь от солдатчины и крепостной зависимости. Они поселялись на западном побережье Псковско-Чудского водоема и занимались рыболовством. Хотя первые поселения славян появились здесь еще в XIII веке, вплоть до XVI века эти земли так и не были колонизированы русскими .

Публикации раздела Традиции

Исчезающие народы России. Сето

С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур.

Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа.

Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны – полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.

Сето в Печерском районе Псковской области

Первое историческое упоминание о народе зафиксировано еще в Псковской летописи XII века. Финно-угорский народ, также называемый «сето», «псковская чудь», «полуверцы», селился в Печорском районе Псковской области и в прилегающих местах. Одно из племен населяло окрестности Псково-Чудского озера. В наши дни большая часть сето – около 10 тысяч – проживает в Эстонии. На территории России их осталось 214 человек (по Всероссийской переписи 2010 года). Эстонцы никогда не относились к ним как к самостоятельному народу. В 20-х годах прошлого столетия началась массовая эстонизация сето. Русские иногда называли место проживания сето Сетукезией.

Единственное занятие, которого народы сето старались избегать, было рыболовство. На воде – так говорится в их песнях – не только мужчины ловят рыбу, но и рыба мужчин. Когда рыбак отправлялся на промысел, он всегда должен был брать с собой погребальное одеяние, а дома оставлял плачущих. Когда же хлебопашец уходил в поле, дома оставались певицы. В горнице царила радость. Поэтому основу хозяйственной деятельности сето составляли пашенное земледелие и животноводство. Подобно русским, сето выращивали зерновые, а из технических культур – лен. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, держали домашнюю птицу.

Из архива Музея народности сето

Девушка с прялкой

У входа в Псково-Печерский монастырь (1941)

Внешний вид деревень сето зависел от природного ландшафта и распределения не очень плодородных пахотных участков. Хуторские поселения состояли из выстроенных в три ряда домов. Обычные дома, разделенные на два помещения («чистый» двор и двор для скота), напоминали подобие крепости. Внутренний двор со всех сторон огораживали постройками, высокими оградами и воротами.

Поселения располагались чересполосно со славянами-кривичами. Разграничение земель привело к редкому расселению жителей. Несмотря на притеснения, сето не утратили оптимизма и жизнерадостности, приветствуя песнями каждый новый день.

У женщин сето на каждый случай жизни предусмотрена своя песня. С песнями они кормят домашних животных, готовят обед, ходят за водой и работают в поле. Девушка должна была знать не менее ста песен, чтобы выйти замуж. Иначе будущий муж мог посчитать ее плохой хозяйкой. На традиционных праздниках сето с участием гостей до сих пор практикуется импровизированное сочинение песен.

В XV веке, когда был создан Псково-Печорский монастырь, «чудь»приняла православие. Христианство и языческие верования сето воспринимали как единое целое, способное помочь и придать жизненные силы. Соседи-русские называли их «полуверцами».

Они ходят в храм и соблюдают христианские обычаи, но для поддержания связей с внешним миром не перестают почитать и своих древних богов. В Янов (Иванов) день после посещения службы сето поклонялись жертвенному камню, прося о здоровье. Скульптуру св. Николая Мирликийского в храме по праздникам обставляли кадочками с маслом и творогом, обкладывали лепешками так, что не было видно самой статуи. Губы изваяния смазывали маслом и творогом – «кормили», как и своих языческих идолов. Во время больших церковных празднеств сето посещают богослужения, но и не перестают чествовать своего главного бога плодородия – Пеко. Воспевают святые природные места и знаки, важные для местных жителей. По народному преданию, родители Пеко – сето, крестные – Богородица и Христос, а его захоронение находится в подземельях Печерского монастыря.

Самобытные свадьбы сето, с участием всей родни, длились три дня. В день венчания проводился ритуал расставания невесты с семьей и перехода в семью мужа. Смерть девичества была схожа с похоронной церемонией. Молодую сажали под образами и символически переносили в «потусторонний мир». К девушке подходили гости и родственники. Пили за здоровье и клали деньги на стоящее поблизости блюдо. Вскоре приезжала свита жениха во главе с дружкой. Дружка, с кнутом или посохом в руках, выводил из дома невесту, укрытую простыней. Свадебный кортеж отправлялся в церковь на санях или телегах. Невеста ехала вместе со своими родителями отдельно от жениха. После венчания молодожены возвращались уже вместе.

Праздничное шествие жениха и невесты

Девушка сето (1930)

В музее-усадьбе народа сето в деревне Сигово

В большинстве случаев у сето было принято венчаться в пятницу, а играть свадьбу – в воскресенье. На «мирской свадьбе» гости дарили подарки новобрачной. Она, в свою очередь, одаривала родственников жениха, подтверждая вступление в новый род. Затем молодоженов провожали на брачное ложе в клеть. После утреннего ритуала побудки молодых девушке укладывали волосы, как подобает замужней женщине. Надевали специальный головной убор и вручали атрибуты, соответствующие ее новому статусу – жены. Молодых отводили в баню. С этого момента начинались праздничные гулянья с шутками и розыгрышами. Все обряды сето сопровождались песнями, рассказывающими о происходящем на празднике. Выражением чувств присутствующих были ритуальные причитания.

Национальная одежда сето сохранилась до наших дней. В ней преобладает контраст черного, белого и красного цветов. Красота одеяний была общепризнанной среди эстонок и русских. Сето постоянно носили «свою одежду» до 60-х годов прошлого века. Потом сменили ее на эстонскую и частично русскую. Женщины использовали очень сложную технику создания изысканных текстильных изделий, которую осваивали с детских лет. Женские праздничные костюмы не могли обойтись без большого количества металлических украшений. Среди серебряных цепочек и монист выделялся сыльг (или суур сыльг – большая фибула) – массивный металлический круг с изображением яйца мира и солнца в центре. При движении украшения начинали бренчать, извещая о проходе по улице женщины задолго до ее появления. Считалось, что звон серебра отпугивает нечистую силу. По сведениям Маре Пихо, исследовательницы из Эстонии, у замужних женщин сето вес украшений доходил до 5–6 кг.

До наших дней дошли многочисленные сказки и предания сето. Истории были связаны с местными священными камнями, гранитными крестами, часовнями, источниками, могильниками, чудотворными иконами и историей Псково-Печерского монастыря. Например, легенда о мужике, который пытался использовать для хозяйственных нужд Иванов камень. Или о богатыре Корниле, который после отсечения головы Иваном Грозным взял ее в руки, «пришел в монастырь и улегся спать». Благодаря особому риторическому дару повествователей именно сказки были наиболее популярны у народа сето.

Экспозиция музея-усадьбы народности сето

Татьяна Николаевна Огарёва

Фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи»

Сейчас многие сето продолжают сохранять старые обычаи, такие как религия, песенная культура, обрядовые традиции, возрождается ремесленное искусство, в церквах ведутся богослужения на языке сето, созданы программы по налаживанию сельского хозяйства и обустройству территорий.

В деревне Сигово находятся государственный музей-усадьба сето – единственный государственный музей сето на территории России и частный авторский музей народности сето, созданный петербуржской учительницей музыки, подвижницей истории и культуры сето Татьяной Николаевной Огаревой. Почти 20 лет назад по совету старожилов, встревоженных вымиранием своего народа, она начала собирать по ближайшим деревням вещи для экспозиции. Недавно состоялась презентация книги Т.Н. Огаревой «Этнографические заметки из жизни крестьян сето». В ней собраны статьи, выступления в обществе краеведов, доклады на научно-практических конференциях в музее-заповеднике «Изборск», воспоминания старожилов.

Татьяна Николаевна Огарева рассказывает: «Сето попали под общую сталинскую депортацию Прибалтики, были сосланы в Красноярский край – там и сейчас есть деревня выживших сето. Но под любыми ударами у них сохранялась какая-то благородная закваска: упорство, доброта, порядочность. Они были необыкновенно трудолюбивы, работали вместе, самоотверженно. Жили до 80 лет… После войны всех загнали в колхоз, только в нем люди получали право сеять хлеб, картошку, овощи на своей земле для своей семьи. А зерно мололи в ступе, поскольку всех до одного мельников угнали в Сибирь. Уже в наше время один мельник по фамилии Рацев вернулся, восстановил мельницу, но на электричестве, а не водяную».

В Сигово ежегодно проводится фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи». Помимо музыкальной и фольклорной части заседает круглый стол по вопросам сохранения культуры народности сето. В 2014 году на мероприятия по поддержке народа сето было выделено 2,8 млн рублей. Из них около 400 тысяч рублей – из федерального бюджета. По словам вице-губернатора Псковской области Виктора Остренко, «сето оказывается содействие в решении социально-демографических проблем, организовано углубленное диспансерное обследование, семьям сето с детьми оказывается материальная помощь, адресную помощь получают одинокие пожилые представители народа». Своеобразный быт и отличное от других представление о мире, вынудили эту народность держаться обособленно. Очень редки были межнациональные браки, что, в свою очередь, и помогло сохранить культуру сето.

Фильм из серии «Россия, любовь моя! Духовный мир сето», 2013 г.

Этнографическая группа эстонцев на юго востоке Эстонии и в Печорском районе Псковской обл. Верующие православные … Большой Энциклопедический словарь

Этнографическая группа эстонцев на юго востоке Эстонии и в Печорском районе Псковской области. Верующие православные. * * * СЕТУ СЕТУ, этническая группа эстонцев (см. ЭСТОНЦЫ), живут в Печорском районе Псковской области России и в юго восточных… … Энциклопедический словарь

Этническая группа эстонцев (См. Эстонцы), живущая на Ю. В. Эстонской ССР и в Печорском районе Псковской области РСФСР. Язык С. особое наречие выруского южноэстонского диалекта. Верующие православные. В материальной и духовной культуре С … Большая советская энциклопедия

сету - туес … Краткий словарь анаграмм

сету - ет. Түйенің не жылқының танауына белгі салу, жыру … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі

- (санскр. R â ma setu = мост Рамы) воздушный мост, построенный для Рамы его полководцем Налем, сыном Вишвакармы, для переправы его армии в остров Ланку (Цейлон). Это название придается ряду скал в проливе между материком и Цейлоном, который… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

көсету - (Монғ.) көрсету. Ол көзіне к ө с е тп е й і н ш е сенбейтұғын адам (Монғ.) …

мүсету - (Түрікм.: Красн., Жеб., Ашх., Тедж.) қанағат ету, қанағаттану. Бұған да м үс е й т п е й с і ң бе? (Түрікм., Ашх.). Ол алдына отырғанды да м ү с е т п е й, нөмірлі орын табың деді («Қарабұғаз.», 7.06.1937) … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі

- (Setubal), город и порт в Португалии, на Атлантическом побережье, административный центр округа Сетубал. Свыше 80 тыс. жителей. Рыбоконсервная, химическая, машиностроительная, пробкообрабатывающая промышленность; виноделие. * * * СЕТУБАЛ СЕТУБАЛ… … Энциклопедический словарь

- (Setúbal), город в Португалии, в 41 км к ЮВ. от Лиссабона, на сев. берегу глубокого эстуария с выходом в Атлантический океан. 91 тыс. жителей (2001). На холмах левого берега находятся руины римского г. Сетобрига, который был разрушен в 412 г. н.… … Географическая энциклопедия

Книги

  • Больше чем это , Несс П.. Сету Уэрингу остается жить считанные минуты - ледяной океан безжалостно бросает его о скалы. Обжигающий холод тянет юношу на дно... Он умирает. И все же просыпается, раздетый и в синяках, с…
  • Народ Сету. между Россией и Эстонией , Ю. В. Алексеев. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. «Исчезающие народы» – обычно так говорят о племенах, затерянных в лесах Амазонииили в долинах Новой…