Очень часто происходит как бы “прострельный” ва­риант трансформации сознания, при котором сущность осваивает некий минимум знаний на каждом витке вос­хождения, не постигая до конца законы его функционирования и стремясь все выше. Этого минимума, как правило, оказывается недостаточно для стабильного продвижения.

Удержаться и тем более полноценно функционировать на более высоком уровне нам не по­зволяет недостаток знания, обусловленный тем, что мы чего-то не добрали на предыдущих уровнях. При этом неумолимо будет происходить челночный возврат к про­странствам и сторонам жизни, в которых они вопло­щаются, недостаточно познанным нами. Такой возврат будет осуществляться до тех пор, пока мы не “выбе­рем” для себя весь предел заложенного в них знания. Одна и та же ущербная для нас ситуация, на которую мы пытаемся закрыть глаза, будет повторяться с нами в различных вариантах, пока мы не поймем, какой опыт она нам несет.

Жизнь каждого из нас изобилует учебными ситуа­циями , но не всегда мы пользуемся шансом наработки нового опыта, заложенного в них. Даже при наличии у нас прекрасного Учителя основным фактором успеха духовного продвижения будет не его способность на­учить, а наши способность и желание научиться .

Иногда происходит осознанный отказ от освоения каких-то, кажущихся нам ненужными, форм опыта. Для каждого человека в определенные фазы жизни они свои. На современном этапе у многих людей это часто проявляется в представлении о том, что духовность не соотносится с профессиональной реализацией, с умени­ем зарабатывать деньги . Срабатывает постулат о том, что у духовного человека не должно быть материальных потребностей, сформированный в условиях пространств совершенно других исторических эпох. Каждая эволю­ционная эпоха предполагает наработку человечеством какого-то нового вида опыта. Кроме индивидуальных программ по развитию того или иного аспекта воспри­ятия в сферу учебы человека включается общая для всех социальная задача. Эпоха, в которой мы сейчас воплотились, диктует необходимость наработки челове­чеством опыта социальной ориентации и приобретение способности абстрактного мышления, предполагающей способность за любым частным и фрагментарным, уви­деть общее и целостное.

Современные условия требуют того, чтобы человек достиг уровня профессионализма в своем деле и за счет этого умел зарабатывать деньги, наличие которых явля­ется мерой проявления очень многих видов социальной свободы. Это и свобода передвижения (мало кого не смущают сегодня цены, допустим, на авиатранспорт), и свобода в приобретении качественных продуктов пи­тания, и свобода в доступе к информации (для того чтобы купить новую книгу или посетить семинар по любому виду практики опять-таки нужны деньги).

Сегодня для многих сущностей, в других перерож­дениях проявлявших сверхспособности, подходящие под категорию “чудесных”, настоящим и подчас непо­сильным чудом является приобретение умения зараба­тывать деньги для благополучного социального функ­ционирования. Вследствие того что мы умеем двигать предметы усилием воли, у нас не появится отдельная квартира или возможность поехать учиться за границу. Все уже имеющиеся у нас навыки и умения мы смо­жем применить для работы над новыми, только если постигнем основы составляющих их законов.

Все наши успехи в духовном продвижении, достигну­тые в режиме строгой изоляции от мира, будут носить достаточно иллюзорный характер, пока мы не освоим опыт социальной проявленности. Для того чтобы пости­гать степени духовной свободы, сначала необходимо научиться осознанно быть социально обусловленным.

Направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления всего вышеупомянутого, а также часто нелинейности, оборванности синтаксиса.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Поток сознания...

    Поток сознания

Субтитры

История и определение

Термин «поток сознания» принадлежит американскому философу-идеалисту Уильяму Джеймсу : сознание - это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются («Основания психологии», ). «Поток сознания» часто представляет собой предельную степень, крайнюю форму «внутреннего диалога », в нём объективные связи с реальной средой нередко трудновосстановимы.

«Поток сознания» создаёт впечатление, что читатель как бы «подслушивает» свой опыт в сознании персонажей, что даёт ему прямой интимный доступ в их мысли. Включает в себя также представление в письменном тексте того, что не является ни чисто вербальным, ни чисто текстуальным. Автор же заинтересован в том, чтобы опубликовать воображаемую внутреннюю жизнь его вымышленных героев для ознакомления читателя, обычно невозможного в реальной жизни. Достигается это в основном двумя путями - повествованием и цитированием, внутренним монологом. При этом часто ощущения, переживания, ассоциации друг друга перебивают и переплетаются, подобно тому, как это происходит в сновидении, чем часто, по мысли автора, и является на самом деле наша жизнь - после пробуждения от сна мы всё-таки все ещё спим.

Нарративный, повествовательный способ передачи «потока сознания» по большей части состоит из различного типа предложений, включающих «психологическую наррацию», повествовательно описывающую эмоционально-психологическое состояние того или иного действующего лица и свободного косвенного дискурса - косвенных рассуждений как особой манеры представления мыслей и взглядов вымышленного персонажа с его позиций путём комбинирования грамматических и прочих особенностей стиля его прямой речи с особенностями косвенных сообщений автора. Например, не прямо - «Она думала: „Завтра я здесь останусь“», и не косвенно - «Она думала, что она останется здесь на следующий день», а сочетанием - «Она бы осталась здесь завтра», что позволяет как бы стоящему вне событий и говорящему от третьего лица автору выразить точку зрения его героя от первого лица, иногда с добавлением иронии, комментария, и т. д.

Внутренний монолог же является прямым цитированием молчаливой устной речи героя, совсем не обязательно взятой в кавычки. Термин «внутренний монолог» часто ошибочно принимается за синоним термина «поток сознания». Однако полное понимание данной литературной формы возможно только при достижении состояния «чтения между строк», то есть «невербального инсайта» в данную поэзию или прозу, что роднит этот жанр с прочими высокоинтеллектуальными формами искусства.

Примером одной из ранних попыток применения подобного приёма может служить прерывающийся и повторяющийся внутренний монолог главной героини в последних частях романа Льва Толстого «Анна Каренина ».

В классических произведениях «потока сознания» (романы М. Пруста , В. Вулф , Дж. Джойса) до предела обострено внимание к субъективному, потайному в психике человека; нарушение традиционной повествовательной структуры, смещение временных планов принимают характер формального эксперимента. Центральное произведение «потока сознания» в литературе - «Улисс » () Джойса , продемонстрировавшее одновременно вершину и исчерпанность возможностей метода «потока сознания»: исследование внутренней жизни человека сочетается в нём с размыванием границ характера, психологический анализ нередко превращается в самоцель.

Авторы постмодернистского направления успешно пользовались приёмом «потока сознания». В романе «Школа для дураков » Саша Соколов применяет «поток сознания» – метод, давно и хорошо известный на Западе. Этот речемыслительный процесс отчасти заменяет фабулу и сюжет: «Мама, мама, помоги мне, я сижу здесь, в кабинете Перилло, а он звонит туда, доктору Заузе. Я не хочу, поверь мне. Приходи сюда, я обещаю выполнять все твои поручения, я даю слово вытирать ноги у входа и мыть посуду, не отдавай меня. Лучше я снова начну ездить к маэстро. С наслаждением. Ты понимаешь, в эти немногие секунды я многое передумал, я осознал, что, в сущности, необыкновенно люблю всю музыку, особенно аккордеон три четверти. И-и-и, раз-два-три, раз-два-три, и-раз, и-два, и-три» .

В интервью Дж. Глэду Саша Соколов признается: «…поток сознания – это просто прорыв плотины». В эссе «Тревожная куколка», опубликованном в журнале «Континент» в 1986 году, также наблюдаем «поток сознания»: «Осознав происшедшее, ощущаешь себя как бы жертвой случайной связи – связи эгоистических обстоятельств, времен. Ты словно облеплен весь паутиной, запутался в неких липких сплетениях, в некой пряже. Проклятые Парки. Смотрите, как я спеленут, окуклен. Немедленно распустите. Мне оскорбительно. Где же ваше хваленое благородство. И муха ли я? Вы слышите? Видимо, нет. Во всяком случае – ноль вниманья. Неслыханно. В общем, типичное удовольствие ниже среднего». Статья отличается постмодернистской маниакальной виртуозностью языка: «Я Неизреченное Слово. Я Слово, бывшее в начале начал. Я – немецкое да и зеркально затранскрибированное английское я. Я – аи. Я – я. Я – Он, Который утверждает: Я Есмь. Я Есмь, подтверждают поборники всесопряженья. Я – враг твой. Я – бич. Я – неволя, недоля и дольняя незабудка. Я – любит-не-любит. Я – стерпится-слюбится, слюбится-воспарится». Избранность для читательского восприятия – та цена, которую готов платить автор, пренебрегая сюжетом и понятностью для массовой аудитории .

М одернизм славится своими достижениями в области новых литературных приемов: тут и отказ от линейного повествования, и принципы монтажа, и отсутствие автора как истины в последней инстанции...Текст начинает говорить на другом языке, концентрируя все внимание на внутренней психической организации человека, невыразимой прямыми и привычными «реалистическими» высказываниями. Получается поток сознания - набор мыслей и впечатлений, ассоциативным образом возникающих в голове героя и так и передающихся на бумагу.

Мы отобрали 5 главных романов, в которых авторы использовали метод потока сознания.

Петербург. Андрей Белый

Русский модернизм - явление действительно яркое и сильное. Тогда тем более примечательно, что «Петербург» Андрея Белого считается одним из главных модернистских текстов отечественной литературы, в котором есть и работа с новой формой, и отображение «темной» истории России периода Революции 1905-1907 годов.

Академик Дмитрий Лихачев так писал об этом романе: «Я думаю, главное в этой форме - постоянные искания, неудовлетворенность „гладкописью“, которой так много было в русской литературе XIX в. Отсюда его постоянное стремление подчеркнуть „фактуру“ формы, „фактуру“ языка».

Улисс. Джеймс Джойс

Этот роман называют самым сложным произведением во всей мировой литературе прошлого века, дешифровать которое мало кому под силу. Тем не менее, это не повод откладывать чтение, ведь Джеймс Джойс явно не был против того, чтобы каждый по-своему интерпретировал его творение.

Сложно сказать, что именно происходит в «Улиссе» - мы видим, как проводит свой день в Дублине Леопольд Блум, как он знакомится со Стивеном Дедалом и узнает об измене своей жены. Кстати, особое место потоку сознания отводится в финальном монологе Молли Блум, и испытание это готов выдержать далеко не каждый читатель!

В поисках утраченного времени. Марсель Пруст

Этот эпохальный цикл Марселя Пруста состоит из семи романов, каждый из которых появился в результате борьбы писателя с тяжелой болезнью. Автор написал ни на что не похожее произведение, полное субъективных проявлений сознания, потока мимолетных впечатлений и реакций, не объяснимых рационально.

Время для модернизма - крайне важная субстанция, и Пруст сумел воплотить представления о нем в этом монументальном сочинении. Важно, что в вопросе времени он опирался на философскую концепцию Анри Бергсона и вплел в ткань текста противоречивые модернистские отношения сиюминутного момента бытия и жизни.

Миссис Дэллоуэй. Вирджиния Вулф

Этот роман, как и «Улисс» Джойса, также повествует об одном дне героини, и написан он практически целиком техникой потока сознания. Как и в других своих произведениях, в «Миссис Дэллоуэй» Вирджиния Вулф показывает глубокие, тонкие и парадоксальные связи между людьми, которые невозможно пересказать линейно и по порядку. При этом рассказ о частной жизни происходит на фоне большой истории - Первой мировой войны...

Уильям Фолкнер

Роман «Звук и ярость» (раньше его переводили как «Шум и ярость») посвящен истории разрушения семьи Компсонов, проживающей на Юге США. Четыре части этого выдающегося произведения посвящены разным героям: сначала повествование идет от лица идиота Бенджи, потом - его братьев, и, наконец, от самого автора, который рассказывает о чернокожей служанке Дилси. Благодаря этой смене точек зрения мы знакомимся с персонажами настолько близко, что начинаем чувствовать себя внутри событий и сопереживать героям, как членам собственной семьи.

Первые всплески модернистских течений возникли еще до IМВ, в частности зарождается модернистский роман. Еще в 80-е годы 19в. наметился кризис романа, но это был не кризис романа как жанра, а кризис классического бальзаковского романа. «Роман – эпопея частной жизни», - Гегель. Связывая возникновение романа с буржуазным обществом, индивид освобождался от догм и оков.

Рубеж веков – кризис буржуазной культуры, соответственно, кризис романной формы.

Традиционному роману характерно:

    рациональность

    культ разума; «Имей мужество пользоваться собственным умом», - Кант

    культ накопления

    сайентизм – культ науки

Эти ценности находили отражение в классическом романе с линейным сюжетом (один эпизод вытекает из другого, хронологическая последовательность, причинно-следственные связи). Сюжет имитирует логику жизни. Описательность – Бальзак, Флобер. Создание характера-типа (реализму свойственен типичный характер в типичной ситуации), принцип детерминизма.

В 80-е годы происходит поворот в сторону иррационализма, мистицизма, увлечения магией, гаданием и т.п.

Утрата веры в разум, возрастающий интерес к религии. Растерянность, смущение. Возрождение католицизма, попытка обрести опору, возвращение к религии.

Роман – уже не крепко сбитая форма с четким сюжетом и причинно-следственными связями. Это теперь текучая форма, модернистский роман.

Марсель Пруст стоит у истоков модернистского романа. Бердяев считал, что Пруст – единственный гениальный писатель Франции. Роман потока сознания – одна из форм модернистского романа.

Термин «поток сознания» впервые употреблен американским психиатром Уильямсом Джеймсом.

«Все наше бытие есть непрерывная последовательность ощущений».

Анри Берксон – крупный французский философ, чьи идеи повлияли на Пруста. Интуитивизм, текучесть, длительность, непрерывность в изменчивости. Пруст перенес идею текучести во внутреннюю реальность, внутренний мир человека.

В литературе «поток сознания» - это прием в литературе, разновидность внутреннего монолога. Поток сознания передается с помощью специальных средств: поток, спонтанность, несвязность процессов, бесконечная сложность психики.

Пруст не первым использовал внутренний монолог. До него это делал и Стендаль в «Красном и Черном». Но у Стендаля внутренний монолог Жюльена Сореля комментирует события, у Пруста такого же нет.

Пруст ориентировался на Достоевского, его психологизм (писал заметки о Достоевском и Толстом). Психика человека сложна, бесконечно глубока и подвижна.

Задача писателя – имитировать бессвязность потока сознания. Иное представление о человеке – «непрерывность в изменчивости», следовательно, новый роман.

«В поисках утраченного времени» - 1913-1927 гг. – 7 книг

1 книга – «По направлению к Свану»

14 лет работал над фреской человеческой психики. Главный герой – Марсель.

Роман начинается со сцены пробуждения, этот мотив не случаен. Мотив сна и пробуждения был уже известен, его использовал в частности Рихард Вагнер (Тенгейзер, Парцифаль – герои Вагнера). Это символ духовного пробуждения героя, начинается познание самого себя.

Главная тема романа- обретение человеком самого себя.

Пруст считал, что человек состоит из множества «Я». Категория характера у реалистов – индивидуальный набор психологических качеств, которые отличают одного человека от другого. Это устойчивые качества, хотя герои может эволюционировать. Эволюция обусловлена влиянием среды. Она детерминирована внешними причинами, средой.

У модернистов же это ничем не обусловлено, человек не задан, не обусловлен, он нечто самодостаточное, развивающееся. Мотив множества человечков внутри нас.

Новаторство Пруста и в том, что объект повествования – внутренний мир личности.

Например, «Красное и черное» Стендаля – психологический реалистический роман – важен внутренний мир Жюльена Сореля, но конфликт был обусловлен внешними причинами, коллизии обусловлены временем («Хроника 30-х годов»). У Пруста внутренняя реальность становится в центр.

Импрессионистический роман – демонстрация тончайших оттенков, чувств Марселя. Луначарский одним из первый написал заметку о Прусте, где отмечал мастерство психологического анализа.

Весь сюжет замедлен.

«Роман разбитый параличом», - Жюль Ренар.

Очень часто встречаются хронологические сбои. Некоторые события, которые происходили в жизни Марселя раньше, описываются гораздо позже.

Изначальный вариант названия романа – «Перебои сердца/чувств».

Много незначительных для читателя моментов описаны очень подробно. Отношения Марселя с Жильбертой – первой любовью – как играли на Елисейских полях. Но потом она исчезает на много книг, появляется лишь в последней, и мы узнаем ее историю.

Пруст долго не мог напечатать свой роман «По направлению к Свану», в итоге сделал это за свой счет. Один из критиков назвал Пруста графоманом, писал, что уже на 700 станице, а все еще не понял, о чем этот роман и зачем писатель это пишет.

Это не мемуары и не автобиография. Есть основания говорить об автобиграфизации романа, т.к. Марсель в романе сообщает факты, реально совпадающие с жизнью Пруста. Например, Пруст был тяжело болен астмой. В детстве упал на Елисейских полях, разбил нос и этим спровоцировал первый приступ. Герой романа тоже болен астмой. Пруст обожал мать, тяжело переживал ее смерть в 1905 году, в романе тоже мотив привязанности, любви к матери (эпизод, когда маленький Марсель не может уснуть, пока мать не придет).

Все это художественное обобщение, а не автобиография

Проблемы:

          Поиск человеком своего Я

          Эстетическая проблематика. Что такое литература? Как создается роман?

Роман Пруста часто называют «роман о романе». Литература размышляет о мире, о жизни, о собственных законах.

Тема задана тем, что Марсель хочет быть писателем, ищет писательский путь, у него есть призвание, импульс к написанию романа.

Но он сомневается, что он, психически и физически слабый, может создать произведение, не верит в наличие таланта.

Отец не поддерживает его, считает, что надо обучиться серьезному делу. Все это вызывает у Марселя сомнения.

Почему долго не удается написать роман?

    Общество, светская жизнь. Пруст был вхож в общество. Прустицировать – витиевато делать комплименты, был приятным в общении. Болезнь вынудила уединиться, уйти ото всего. даже шум или запахи вызывали приступы. Приказал обить апартаменты звуконепроницаемым материалом (пробкой) и работал над романом.

    Болезнь. Бабушка в романе спрашивает у мальчика, когда он возьмется за книгу, он ссылается на плохое самочувствие. Здесь рассказчик и автор не совпадают.

    Страсти, любовь. Отношения Марселя с Жильбертой.

В последней книге все же создаст роман.

Тема памяти и творчества связаны. Литературный талант – это и есть память, способность припоминать. Пруст полагал, что есть 2 вида памяти:

    Произвольная память – когда мы делаем сознательные интеллектуальные усилия, чтобы воскресить в нашей памяти что-либо. Марсель хочет описать дом в Комбре у тетушки Леони, где он проводил долгое время, играл, читал в одиночестве. Но ему не удается, не может вспомнить, создать образ, он получается блеклый и мертвый, т.е. эта память беспомощна, не помогает обрести время

    спонтанная память – лежит в основе литературного творчества. Пруст несколько раз в романе дает эпизоды с этим видом памяти.

Самый известный эпизод с мадленкой (печенье бисквитное такое). Вспоминает Комбре, когда пьет чай с печеньем, как когда-то у тети пил чай с такой же мадленкой. Еще один эпизод, когда Марсель хочет вспомнить Венецию, куда он ездил с матерью, когда та еще была жива. Споткнулся о камень и вспомнил.

Пруст полагал, обретем мы время или нет, сможем ли мы воскресить утраченное время, встретимся ли мы с предметом, от которого зависит наша жизнь, это дело случайности.

Пруст строит ассоциации прошлого (эпизод в воспоминаниях) и действительности(предмет, который помогает этот эпизод вспомнить). Эта связь и воскрешает утраченное время. Пруст писал, что хотел описать подлинную жизнь, а подлинно лишь то, что мы помним. «Все в сознании, а не в объекте», - Пруст. Это закон субъективности внутреннего мира.

Изучить законы восприятия внутреннего Я.

В этом значение литературы – вывести на свет, пробудить то, что, казалось бы, уже умерло в сознании Марселя.

Марсель Пруст умер в 51 год, причина смерти – воспаление легких, заболел на светском рауте, отказался от медицинской помощи и в 1922 году умер.

Мысль в сознании, а не в объекте. Это объединяет и любовную тему: герои не в гармонии, хэппи эндов нет. Любовь – чувство болезненное, сопряженное с ревностью («Беглянка»/»Исчезнувшая Альбертина»). В начале романа она уходит от него. Весь роман – анализ чувств и эмоций, неожиданных для него, т.к. думал, что все уже прошло. Любовь – субъективное чувство.

Как описывает любовь Свана к Одетте. Сван – солидный семьянин, принят в обществе, бывает у графа Парижского, эстет, образованный человек, пишет книгу о голландском художнике. Влюбляется в Одетту де Кресси. Она принадлежит к иному обществу, полусвету, дорогая кокотка, по сути.

Сван, возвращаясь с приема, вспоминает, что Одетта ему не понравилась. Но потом возникает любовь: при одной встрече ему показалось, что она похожа на Синфору Сандро Боттичелли. Затем понимает, что он не один мужчина в ее жизни. Следит за ней, ревность, страсть.

Начало страсти – ассоциация. Дело не в Одетте. Она такая же вульгарная особа, это у Свана возникла ассоциация. Дело не в достоинствах и недостатках любимых, дело в любящих.

Особенности стиля Пруста на микроуровне:

    Построение фразы Пруста. Она сложная, текучая, разбухающая. Дочитали до конца, забыли начало, но ясность не утрачивается.

    Описание предмета + рефлексия на этот предмет, интерпретация в субъективном сознании Марселя.

Модернистический роман – реакция на натуралистический.

Литература потока сознания - художественная передача духовного мира личности, прямо не сопряженного с реальностью.

Предшественники. Реалистическая традиция

В XIX в. сделано (Стендаль, Л. Толстой, Ф. Достоевский) фундаментальное художественное открытие: психологический анализ. До этого открытия феномен мышления понимался литературой как простой отклик сознания на факт действительности. Мысль полно соответствовала факту и была равна ему. Толстой же показал, что люди, как реки. Духовный мир текуч, мысль только отталкивается от факта, в акте мышления участвует весь предшествующий опыт человека, мысль сопрягает настоящее, прошлое и будущее; мысль - переработка факта в свете всего жизненного опыта человека; в акте мышления принимают участие не только аналитическая и синтетическая способности мозга, но и память, и воображение, и фантазия. Аналитическое осознание, описание факта, уходящее в прошлое, оказывается "симметричным" по отношению к будущему, к прорицанию и предвосхищению. Активнейшее участие в подготовке художественного открытия психологического анализа в свое время (XVIII в.) принял английский писатель Лоуренс Стерн.

Традиция литературы внутреннего монолога

В XX в. художественные завоевания реализма (психологический анализ) были подхвачены, продолжены и углублены литературой "внутреннего монолога". Сам термин "поток сознания" (англ. streem of consciousness) ввел философ и психолог Уильям Джеймс (1842-1910) в книге "Основы психологии" (Principles of Psychology, 1890). Этот термин объединяет разные типы внутреннего монолога (литературное описание внутренних процессов мышления, литературная техника изображения мыслей и чувств, проходящих через сознание, изображение духовных процессов). В литературе возникли три типа вербального проникновения во внутренний мир человека: (1) реалисты Стендаль, Л. Толстой, Ф. Достоевский, а позже У. Фолкнер создали и разработали способы проведения психоанализа (вербальное описание процесса переработки жизненного факта в свете всего опыта человека; в акте мышления принимают участие и аналитические способности личности и ее память, воображение, фантазия); (2) Дж. Джойс, М. Пруст создали литературу внутреннего монолога (отображение в произведении течения сознания, еще не полно отрывающегося от реальности - мышление ныряет в реальность и выныривает из нее); (3) Н. Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор создали литературу потока сознания (река мышления уже течет, не соприкасаясь с берегами реальности, мысль двигается только самодвижением, не получая импульсов от действительности, кроме первотолчка).

Общепринято, что впервые в литературе внутренний монолог творчески воплотил в 1922 г. ирландский писатель Дж. Джойс (1882-1941) в романе "Улисс". Однако сам Джойс считал, что впервые поток сознания в литературном произведении создал малоизвестный французский прозаик Эдгард Дюжардан в романе "Поверженные лавры" ("Les Lauriers sont coupes", 1888), который вскоре был переведен на английский язык и повлиял на него.

В "Улиссе" описываются двадцать четыре часа жизни двух мужчин - Леопольда Блума и Стифена Дедалуса. Действие романа (если описание поступков и главным образом мыслей и чувств героев можно назвать действием) происходит 16 июня 1904 г. в Дублине. Интерес к потоку сознания Джойс проявил еще в "Портрете художника в юности" (1916). После 1920-х годов технику потока сознания развивали Вирджиния Вулф, Уильям Фолкнер и многие другие авторы.

Начало литературы внутреннего монолога положили Джеймс Джойс и Марсель Пруст (1870-1922). В их творчестве впервые с огромным вниманием, как бы под увеличительным стеклом, была рассмотрена память человека как грандиозное вместилище жизненного опыта, и этот опыт был утвержден в его собственном самодовлеющем значении. Длительная предшествующая жизнь была истолкована как нечто более существенное для духовной ситуации личности, чем факты действительности, одномоментно входящие в ее сознание. Сознание начало отрываться от его жизненных импульсов и все более и более трактоваться как спонтанный, саморазвивающийся поток.

Пруст берет факт действительности в его многократном проявлении в сознании человека, в его изменении, определяемом изменениями опыта, памяти и возрастными изменениями (одно и то же явление по-разному интерпретируется сознанием одного и того же человека в детстве, юности, зрелом возрасте). Андре Моруа писал о Прусте:

Он чувствует, что у него осталась единственная обязанность, а именно... отдаться поискам утраченного времени... Воссоздать с помощью памяти утраченные впечатления, разработать тс огромные залежи, какими является память человека, достигшего зрелости, и из его воспоминаний сделать произведение искусства - такова задача, которую он ставит перед собой. (Моруа А. Марсель Пруст. М., 1970. С. 219).

Школа "нового романа"

Художественные принципы Дж. Джойса и М. Пруста абсолютизировала школа "нового романа", сложившаяся в литературе 1950-х годов во Франции (Н. Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор). Исходя из экзистенциалистского представления об абсурдности жизни, об отсутствии цели жизненного процесса, о "рассыпанном" (хаотичном) мире школа "нового романа" возвела в принцип внесюжетное повествование, разрушая все традиционные организующие композиционные элементы произведения. Из повествования о жизненных фактах и событиях роман превратился в утонченно-эссеистический, импрессионистический пересказ нюансов духовной жизни героя. Психологизм был доведен до крайности. Поток сознания порвал связь с реальным миром. В реализме сознание героя, совершая прыжки через "разрыв в информации" (от факта к факту, к гипотезе, к предшествующему опыту, к будущему), сохраняло связь с жизненным процессом, в литературе потока сознания этот поток оказался летящим над реальностью. Поток сознания стал потоком самосознания, мыслью, текущей вне берегов жизни. Само мышление было понято как психический процесс эгоцентрической личности героя. Повествование стало обрываться на полуслове, неожиданно и немотивированно. Произведения стали аморфными, амебообразными, потеряли очертания: ослаб сюжет, развязка перестала быть художественным итогом произведения, превратившегося в натуралистическую картину мелькающих психологических состояний персонажа. Это направление называют также "антироманом" за его отказ от привычных методов.

Поток сознания

"Поток сознания - изображение мыслей и чувств персонажей, излагаемых в свободной манере и не скованных логикой" (Karl Beckson, Arthur Gahz. LTD).

В романе "Портрет неизвестного" (1948) Натали Саррот (1900- 1999) раскрываются тончайшие оттенки и полутона человеческих отношений. Неизвестный и никак не представленный читателю мужчина, проходя городским садом, заглядывается на незнакомую девушку. Зарождение безотчетной нежности в душе мужчины и происходящие в душе девушки ответные реакции на его настойчивые взгляды становятся содержанием романа. Писательница вводит и другой мотив, определяющий переживания девушки: старик-отец то ли из ревности, то ли из деспотизма тиранит ее. Никакой развязки нет, сюжетные линии обрываются, как бы подчеркивая, что не жизненная событийность, а внутренние переживания, оттенки чувств - самоценный предмет художественного изображения.

Память и ее значение

В романе "Прошлым летом в Мариенбаде" Алена Роб-Грийе (р. 1922) раскрывается значение памяти в духовной жизни личности. Память - всегда настоящее, это прошлое, существующее в современности: пока я помню, явление существует во мне и со мною. Поэтому Роб-Грийе смешивает прошлое и настоящее, они накладываются друг на друга и оказываются сосуществующими и равнозначными. Личность трактуется как амфибия, одновременно живущая в двух средах - прошлом и настоящем.

Литература потока сознания запечатлевает внутренний мир личности и раскрывает ценности духовной жизни в их спонтанном движении.