Федотова Елена Геннадьевна учитель химии и информатики МБОУ СОШ №4 г. Южно-Сахалинска

Методика критического мышления.

В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, включая три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

Актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

Побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

Получить новую информацию;

Осмыслить ее;

Соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

Целостное осмысление, обобщение полученной информации;

Присвоение нового знания, новой информации учеником;

Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Методические приёмы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности:

Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие . Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Прием «Пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт . Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя, во-первых, предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками. Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков. В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

Знак минус (ученик думал иначе) при работе со старшими детьми работает нечасто. И все-таки от него не следует отказываться.

Весьма интересным в этом приеме является знак «вопрос». Дело в том, что нередко учителя полагают, что, объясняя учебный материал на уроке, они находятся в поиске ответов на вопросы, которые интересны ученикам. Это на самом деле не всегда так. Авторы учебников ставят перед учениками самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответов на них, а вот места для вопросов самих учеников ни в учебниках, ни на уроках нет. А результат всего этого хорошо известен: дети не всегда умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется боязнь их задавать.

А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Маркировочная таблица ЗУХ

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна.

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Прием «Учебный мозговой штурм»

Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения.

Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Прием «Лекция со стопами»

Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Мониторинг использования приемов ТРКМ

Технология РКМ предлагает для выбора целый веер стратегий, приёмов и методов, но этот перечень не закрыт, и учитель вполне может использовать те приёмы, к которым он привык, которые он считает наиболее эффективными. Технология развития критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению, в противоположность авторитаризму, предполагает личностную вовлеченность обучающегося в процесс учения: ученик в нём инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его любознательность поощряется. Если в традиционном обществе ещё можно было строить обучение путём трансляции учителем информации, то в век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно ориентированная направленность. Данная технология – один из способов превратить учение в личностно ориентированное.

Авторы говорят, что мы даём ребёнку не рыбу, а удочку, т.е. что он сам «поймает». «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.

Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

Методические приемы технологии РКМ можно считать универсальными, так как многие из них обеспечивают достижение не одного, а сразу нескольких новых образовательных результатов.

Группой педагогов творческой группы были разработаны следующие критерии для оценивания результативности использования приемов технологии развития критического мышления:

    развитие критического мышления;

Умение работать с информацией

Умение ставить вопрос

    развитие логического мышления;

Умение обобщать

Умение анализировать

Умение устанавливать причинно – следственные связи

    применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях.

Одним из показателей развития критического мышления является умение работать с учебно-научным текстом:

    умения, связанные со способами действий при восприятии и

понимании учебно-научного текста;

    умения извлекать и осмысливать информацию учебно-научного текста;

    умения, связанные со способами действий при дифференциации учебно-научного текста;

    текстовые умения, связанные со способами действий при порождении

учебно-научного текста.

На основе этих критериев выделены оптимальный, достаточный и критический уровни сформированности умений работать с учебно-научным текстом.

Оптимальный уровень . Учащиеся успешно находят дополнительную информацию в других источниках (словарях, энциклопедиях); прогнозируют содержание учебно-научного текста, предлагая несколько вариантов; озаглавливают учебно-научный текст, определяют его тему и главную мысль, находят ключевое слово, делят тексты на части, составляют план текста; составляют вопросы к тексту. Младшие школьники способны отличить учебно-научный текст от других текстов, умеют извлекать главную/второстепенную, известную/неизвестную информацию в учебно-научном тексте; умеют продолжить учебно-научный текст в соответствии со стилем и содержанием; пересказывают текст подробно, сохраняя основную мысль; создают собственные учебно-научные тексты.

Достаточный уровень . Учащиеся находят информацию в словарях, энциклопедиях; почти всегда прогнозируют содержание учебно-научного текста, но предлагают только один вариант; допускают ошибки в выборе заголовка к тексту, в определении его темы и главной мысли, нахождении ключевого слова; правильно делят текст на части, но допускают неточности в определении микротемы текста; в составлении плана допускают ошибки; могут составить вопросы к тексту. Учащиеся отличают учебно-научный текст от других текстов, но доказать свое предположение затрудняются, иногда извлекают главную/второстепенную, известную/неизвестную информацию в учебно-научном тексте. Продолжают текст, но допускают стилистические ошибки; пересказывают текст подробно, не всегда сохраняя сюжетную линию; составляют учебно-научный текст, но допускают ошибки.

Критический уровень . Учащиеся затрудняются использовать дополнительные источники при поиске информации; испытывают трудности в прогнозировании содержания учебно-научного текста по заголовку; допускают ошибки или отказываются выполнять задание в выборе заголовка к тексту, в определении их темы и главной мысли, нахождении ключевого слова; иногда могут членить текст на части, затрудняются определить микротемы текстов; затрудняются в составлении плана; не могут составить вопросы к тексту. Учащиеся не отличают учебно-научный текст от других текстов, затрудняются извлекать главную/второстепенную, известную/неизвестную информацию в учебно-научном тексте. Пересказывают текст, но не сохраняют сюжетную линию; затрудняются создавать собственные учебно-научные тексты.

Выявить уровень сформированности критического мышления учащихся начальной школы можно, используя комплексные проверочные задания на основе научного текста.

Также уровень развития критического мышления предлагается изучать приёмами ТРКМ: составление кластера и маркировки текста.

Умение осмысливать изучаемый материал и устанавливать причинно – следственные связи оценивается по уровням:

Параметры

Допустимый

Полное отражение темы в кластере и установление причинно – следственных связей

Неполное отражение темы в кластере и установление причинно – следственных связей

7-9 баллов

Меньше 7 баллов

С целью выявления умения формулировать вопросы допустимо использование приема «Вопросительные слова» (ТРКМ).

    Вопросы на воспроизведение событий (простые вопросы) оцениваются - в 1 балл;

    Вопросы на установление причинно – следственных связей (интерпретационные) – в 2 балла;

    Вопросы обобщающего характера (оценочные) – в 3 балла.

Бальный показатель:

от 1- 4 баллов - показали низкий уровень;

от 5-9 баллов - средний уровень;

от 10-12 баллов- уровень выше среднего;

от 12- 15 баллов- высокий уровень.

Наряду с данными методиками предлагаем использование такого метода исследования, как педагогическое наблюдение, а именно включённое наблюдение .

Такой метод предполагает, что учитель сам участвует в процессе, за которым ведёт наблюдение. Включённое наблюдение является эффективным так, как исследователь – учитель активно участвует в деятельности наблюдаемых. В рамках проводимой диагностики учитель наблюдает за учащимися, как они умеют рефлексировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.

На уроке, построенном по технологии критического мышления, рефлексия работает на всех стадиях урока. Процесс рефлексии заключается в осознании своих мыслей и действий, в осознании мыслей и действий другого человека. Такая работа ума развивает следующие качества:

    готовность к планированию;

    наблюдение за собственными действиями;

    поиск компромиссных решений;

    готовность исправлять свои ошибки;

    настойчивость в достижении цели.

Данные качества необходимы не только в учебной деятельности, но и в жизненных различных ситуациях.

Уровень развитие логического мышления можно определить через:

    умение обобщать;

    умение анализировать;

    умение устанавливать причинно – следственные связи.

    Предлагаем несколько приемов, помогающих определить уровень свормированности логических УУД.

  1. Прием "Логические закономерности"

  2. Форма проведения : письменный опрос.

    Описание: испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.

  3. Числовые ряды:

  4. 1 2, 3, 4, 5, 6, 7;

    2. 6, 9, 12, 15, 18, 21;

    3. 1, 2, 4, 8, 16, 32;

    4. 4, 5, 8, 9, 12, 13;

    5. 19, 16, 14, 11, 9, 6;

    6. 29, 28, 26, 23, 19, 14;

    7. 16, 8, 4, 2, 1, 0, 5;

    8. 1, 4, 9, 16, 25, 36;

    9. 21, 18, 16, 15, 12, 10;

    10 3, 6, 8, 16, 18, 36.

Уровень сформированности Балл

  1. низкий 1-2

    средний 3-4

    высокий 5

Прием "Выделение существенных признаков"

(может быть использован для учащихся любого возраста)

Данный прием используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками.

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки.

Инструкция для детей: "Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения".

Инструкция дляподростков: "В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.

Бланк

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

Уровень сформированности Балл

низкий 1-5

средний 6-8

высокий 9-11

Для выявления уровня сформированности логического мышления у уч-ся старших классов может быть использован прием «Сложные аналогии».

Цель: прием используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых. ,

Описание: методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача - какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет "шифр" - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы "шифр". Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Материал: бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.

Инструкция: "На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице "шифр".

Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице "шифр" аналогу. Время выполнения задания - 3 минуты.

Материал:

Шифр

А. Овца - стадо. Б. Малина - ягода. В. Море - океан.

Г. Свет - темнота. Д. Отравление - смерть. Е. Враг – неприятель.

1. Испуг – бегство А, Б, В, Г, Д, Е

2. Физика - наука А, Б, В, Г, Д, Е

3. Правильно - верно А, Б, В, Г, Д, Е

4. Грядка - огород А, Б, В, Г, Д, Е

5. Пара- два А, Б, В, Г, Д, Е

6. Слово - фраза А, Б, В, Г, Д, Е

7. Бодрый – вялый А, Б, В, Г, Д, Е

8. Свобода - воля А, Б, В, Г, Д, Е

9. Страна - город А, Б, В, Г, Д, Е

10. Похвала - брань А, Б, В, Г, Д, Е

11. Месть - поджог А, Б, В, Г, Д, Е

12. Десять - число А, Б, В, Г, Д, Е

13. Плакать - реветь А, Б, В, Г, Д, Е

14. Глава-роман А, Б, В, Г, Д, Е

15. Покой - движение А, Б, В, Г, Д, Е

16. Смелость - геройство А, Б, В, Г, Д, Е

17. Прохлада - мороз А, Б, В, Г, Д, Е

18. Обман - недоверие А, Б, В, Г, Д, Е

19. Пение - искусство А, Б, В, Г, Д, Е

20. Тумбочка - шкаф А, Б, В, Г, Д, Е

Более широкий выбор приемов, позволяющих оценить уровень сформированности логических УУД, находится в приложении №1.

Характеристика условий, обеспечивающих достижение

новых образовательных результатов

Обеспечить достижение новых образовательных результатов в формировании критического мышления у младших школьников возможно, если создать:

- условия к кадровому обеспечению;

выпускник начальной школы должен овладеть умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия. Чтобы реализовать новые образовательные стандарты, учителю необходимо использовать в своей деятельности новые приемы и современные педагогические технологии, в частности технологии РКМ.

Эффективность разработанной технологии зависит от умения учителя показать процесс и логику собственного мышления.

Создание условий для организации и осуществления повышения квалификации учителей:

Посещение педагогами курсов повышения квалификации по теме «Технология развития критического мышления»- участие педагогов в областных и городских семинарах по проблеме развития критического мышления у школьников; - участие педагогов в «мастер - классах», научно-практических конференциях по данной проблеме.

- к материально-техническому обеспечению;

желательно наличие в каждом классе школы интерактивной доски, проектора; демонстративного и раздаточного материала (в виде разнообразных схем, таблиц, рисунков).

- к научно-методическому обеспечению

использовать в работе по формированию критического мышления научно - методическую литературу, например: С.И.Заир – Бек, И.В. Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке», Е.В. Ласкожевская «Теория развития критического мышления младших школьников», И.В. Муштавинская «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя».

Включить в план самообразования данную тему.

- к информационным условиям;

В работе по формированию критического мышления можно использовать литературу и интернет-сайты:

  • Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011.

    Викентьева И. Ода синквейну// Перемена. – 2002.- № 3.

    Мередит К.С. Воспитание вдумчивых читателей / К.С. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл. – 1998.

    Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.

    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.

    Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009.

    Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009.

    Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена».

    www . HYPERLINK "http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657" it HYPERLINK "http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657" - HYPERLINK "http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657" n HYPERLINK "http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657" . HYPERLINK "http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657" ru HYPERLINK "http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657" / HYPERLINK "http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657" Attachment HYPERLINK "http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657" . HYPERLINK "http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657" aspx HYPERLINK "http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657" ? HYPERLINK "http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657" Id HYPERLINK "http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657" =13657 Шубенко О.М. Использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения.

    http :// HYPERLINK "http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm" lib HYPERLINK "http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm" .1 HYPERLINK "http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm" september HYPERLINK "http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm" . HYPERLINK "http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm" ru HYPERLINK "http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm" /2004/17/15. HYPERLINK "http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm" htm Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками»

    http :// HYPERLINK "http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200200312" ps HYPERLINK "http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200200312" .1 HYPERLINK "http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200200312" september HYPERLINK "http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200200312" . HYPERLINK "http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200200312" ru HYPERLINK "http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200200312" / HYPERLINK "http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200200312" articlef HYPERLINK "http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200200312" . HYPERLINK "http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200200312" php HYPERLINK "http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200200312" ? HYPERLINK "http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200200312" ID HYPERLINK "http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200200312" =200200312 Шум в классе: помеха или новая возможность?

    Мастерство учителя – успех ученика. Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62 – 68, 90 – 100.

    Интернет-конференция "Современные технологии, позволяющие реализовать компетентностный подход в образовании".

- к организационным условиям;

необходимо создать определенные условия на уроке:

Использовать игровые приемы, групповые формы работы;

Добиваться включенности каждого ученика в активную учебную деятельность,

учитывая индивидуальные особенности;

- по взаимодействию с родителями :

Провести открытые уроки (познакомить с разными премами

развития критического мышления) интеллектуальные игры и марафоны,

с целью обеспечения единых подходов к формированию умения у детей

работы с информацией.

В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в технологию РКМ, каждый преподаватель может выбрать те, которые соответствуют возрастным, психологическим особенностям класса, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии, для любого педагога она может стать «своей».

Использование приемов развития критического мышления на уроках показывает положительные результаты в овладении учащимися умениями работать с информацией, умением обобщать, делать выводы, умением составлять вопросы по изучаемой теме.

Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне - я запомню, вовлеки меня – я пойму».

Таким образом, использование технологии развития критического мышления позволяет эффективно решать актуальные педагогические задачи, связанные с переходом на Стандарты второго поколения.

Технологическая карта мониторинга использования приемов технологии развития критического мышления

Виды

УУД

Основные характеристики

Уровни сформированности

Показатели сформированности

Методы, методики и типовые задачи

развитие критического мышления

    умение работать

с информацией

    умение ставить вопрос

оптимальный

Полное отражение темы в кластере, синквейне или других продуктах деятельности и установление причинно – следственных связей.

составление «кластера», «маркировка текста»,

работа с учебно-научным текстом,

«Вопросительные слова»,

Наблюдение

достаточный

Неполное отражение темы и установление причинно – следственных связей

критический

Неумение устанавливать причинно – следственные связи

развитие логического

мышления

    умение обобщать

    умение анализировать

    умение устанавливать причинно – следственные связи

низкий

Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена

средний

Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков

  1. прием "Логические закономерности",

прием "Выделение существенных признаков",

прием «Сложные аналогии».

высокий

Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков

«Найди отличия» (сравнение картинок)

Тест на изучение развития логических операций

применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях

    умение применить имеющиеся навыки в деятельности

низкий

Самостоятельно не может сформулировать тему, спланировать работу, предположить результат, выявить логические цепочки и т.д.

Наблюдение,

прием «Включенного наблюдения»

средний

Ориентируется самостоятельно, нодопускает ошибки. Задает много вопросов.

высокий

Самостоятельно выделяет цель, планирует работу, выделяет части целого, предполагает, анализирует и т.д.

Приложение № 1

Диагностика

логического мышления детей младшего школьного возраста.

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».

Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

- Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?» «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно думаешь».

- Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»

- Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-нибудь необычное?».

Оценка выполнения задания

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;

б) понимание и оценка ситуации в целом;

в) планомерность описания картинки;

Оценка результатов:

3 балла - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

2 балла - заметил все имеющиеся нелепицы, но не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

1 балл - за отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц и до конца объяснения дело не дошло.

Картинка № 1 - предлагается в начале года.

Картинка № 2 - предлагается в конце года.

2. Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор.

Оценка:

3 балла - все части для обоих ковриков подобрал правильно.

2 балла - 2-3 части подобрал правильно.

1 балл - подобрал правильно только 1 часть или с заданием не справился совсем.

Эти картинки предназначены для диагностики в начале года.

Диагностика в конце года немного другого плана, но задачи те же .

Задание: найди выделенные фрагменты на целой картинке и соедини их линией.

Оценка:

3 балла - все 6 фрагментов соединил правильно.

2 балла - 4-6 фрагментов соединил правильно.

1балл - 3 фрагмента или менее ребенок соединил правильно.

3. Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация).

Картинки 1-2 предлагаются в начале года.

Оценка :

3 балла - ребенок нашел 6 пар предметов, объединенных общим признаком.

2 балла - ребенок нашел 3-5 пар предметов, объединенных общим признаком.

1 балл - ребенок нашел менее 3 пар предметов, объединенных общим признаком, или составил эти пары неправильно.

Картинки 3-4 предлагаются в конце года.

Оценка :

3 балла - ребенок нашел 8 пар предметов, объединенных общим признаком.

2 балла - ребенок нашел 4-7 пар предметов, объединенных общим признаком.

1 балл - ребенок нашел 3 пары предметов (или менее), объединенных общим признаком, или составил эти пары неправильно.

4. Задания на нахождение закономерностей.

Педагог предлагает назвать кто будет находиться следующим в ряду из картинок, предложенных внизу.

Оценка:

1 балл - ребенок правильно нашел лишь 2 варианта или менее.

Эти задания предлагаются в начале года.

В конце года по данной теме я предложила задания другого типа .

Оценка:

3 балла - ребенок все 5 заданий выполнил правильно.

2 балла - ребенок правильно справился с 3-4 заданиями.

1 балл - ребенок справился с 2 заданиями и менее.

5. Задания на концентрацию зрительного внимания.

В начале года предлагается следующее задание:

Отметь галочкой только те фигуры, которые есть в путанице.

Оценка:

3 балла - ребенок отметил все фигуры правильно (4 фигуры).

2 балла - ребенок отметил правильно 2- 3 фигуры.

1 балл - ребенок отметил правильно менее 2 фигур.

В конце года задание немного меняется:

Найдите и обведите все фигуры в тот же цвет, что на образце вверху страницы.

Оценка:

3 балла - ребенок нашел 8-9 фигур правильно.

2 балла - ребенок нашел правильно5-7 фигур.

1 балл - ребенок нашел 4 и менее фигур или обозначил их неправильно.

6. Методика "Четвертый лишний".

1. Диагностика в начале года.

Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".

Книга, портфель, чемодан, кошелек;

Трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

Бабочка, линейка, карандаш, ласт;

Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

Река, мост, озеро, море;

Бабочка, линейка, карандаш, ластик;

Добрый, ласковый, веселый, злой;

Дедушка, учитель, папа, мама;

Минута, секунда, час, вечер;

Василий, Федор, Иванов, Семен.

Оценка:

3 балла - 8-10 правильных ответов.

2 балла - 7-5 правильных ответов.

1 балл - 4 и менее правильных ответов.

2. Диагностика в конце года.

Методика «Что здесь лишнее?»- автор Немов Р.С. .
Эта методика призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка:

3 балла - ребенок правильно решил задачу за 1,5 мин. и менее.

2 балла - ребенок правильно решил задачу за время от 1,5 до 2,5 мин.

1 балл - ребенок за 3 минуты не справился с заданием или допускал ошибки.

7. Методика «Пройди через лабиринт».


В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход - стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта .

В начале года предлагается следующий лабиринт.

Задание: « Помоги дельфинчику поймать рыбку.

Оценка:

2 балла - задание выполнено от 60 сек. до 100 сек., и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок.

Этот лабиринт предлагается для диагностики в конце года .

Оценка:

3 балла - задание выполнено менее, чем 60 сек., и, проходя лабиринт, ребенок 1-2 раза дотронулся палочкой до его стенок.

2 балла - задание выполнено от 60 сек. До 100 сек., и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок.

1 балл - задание выполнено ребенком за время от 100 сек. и выше, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок или задание совсем не выполнено.

8. Головоломки с палочками .

Материал: счетные палочки.

Диагностика на начало года .
Задание 1 - выложите из палочек домик.


Переложите палочки таким образом, чтобы получился флажок.

Задание 2 - выложите данную фигуру. На что похожа эта фигура? (на торшер)

Переложите 2 палочки, чтобы получилось 3 равных треугольника.

Оценка:

Диагностика в конце года.

Задание 1 - выложите из палочек домик.

Переложите палочки таким образом, чтобы домик смотрел в другую сторону.

Задание 2 - в фигуре, похожей на ключ, переложите 4 палочки, чтобы

получилось 3 квадрата.

Оценка:

3 балла - ребенок справился с обоими заданиями.

2 балла - ребенок правильно переложил палочки только в одном задании.

1 балл - ребенок выполнил задание лишь при помощи взрослого.

9. Геометрический конструктор.

Задания, которые предлагаются в начале года:

(из деталей игры «Танграм»).

2. Составить фигуру-силуэт зайца, ориентируясь на образец.

Оценка:

2 балла - ребенок справился самостоятельно и правильно с одним из заданий, второе сделал с небольшой помощью взрослого.

Задания, которые предлагаются в конце года:

1. Составить новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу.

(из деталей игры «Волшебный круг»).

2. Составить фигуру- силуэт воина, ориентируясь на образец.

Оценка:

3 балла - ребенок самостоятельно и правильно выложил все фигуры.

2 балла - ребенок справился самостоятельно и правильно с одним из заданий,

второе сделал с небольшой помощью взрослого.

1 балл - ребенок выложил фигуры лишь при активной помощи взрослого.

10 . Занимательные вопросы и задачи шутки .

1. «Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене?» Ответ: ни одной, на клене вишни не растут.

2. «У какой фигуры нет ни начала ни конца?» Ответ: у кольца.

3.« У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье?»

Ответ: в семье трое детей.

4. « На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?» Ответ: 4 яблока.

Вопросы 1-4 задаются на диагностике в начале года.

Вопросы 5-8 для диагностики в конце года.

5. «Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок?» Ответ: ни одного, на березах яблоки не растут.

6. «У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?» Ответ: одна внучка Маша.

7. «Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь?» Ответ: по 5 км.

8. «Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось?» Ответ: 7.

Оценка:

3 балла - ребенок правильно ответил на 4 задания.

2 балла - ребенок правильно ответил на 2-3 задания из 4 предложенных.

1 балл - ребенок не справился с заданием (ответил на 1 вопрос, ответил неправильно или ничего не ответил).

Список использованной литературы.

    Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: - М.: ВЛАДОС, 2003 - Кн. 1: Общие основы психологии. Глава 11. Мышление - с. 97, 102, 111.

    Логика. Киров: ООО «ВК «Дакота» - с. 6, 12.

    Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Тетрадь. - М.: ТЦ сфера, 2011 - с. 11.

    Безруких М.М., Филиппова Т.А. Учимся находить одинаковые фигуры. - ООО «Дрофа», 2000 - с. 27.

    Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи. - М.; Просвещение, 1990 - с. 16, 17, 20, 21, 45, 46; с. 56, 89.

    Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. - Ярославль.: Академия развития, 1997 - с. 66, 75.


Механизм, запускающий процесс критического мышления, можно интерпретировать как целеустремленное начало с саморегулирующим действием. Как только у человека появляется интерес, некое любопытство к предмету или объекту, он начинается активно мыслить, анализируя большой объем информации для нахождения того самого ядра знаний, которое сможет это любопытство удовлетворить.

Развитие критического мышления

Мышление – один из психических процессов, в основе которого лежит отражение действительности с последующим моделированием относительно индивидуального опыта.

Выделяют несколько видов мышления, одним из которых является мышление критическое. Оно предполагает умение строить логические выводы и принимать обоснованные решения.

Ежедневно каждый человек в процессе своей жизнедеятельности совершает подобные действия десятки раз. Однако ход событий зачастую искажается субъективными моментами восприятия.

Так, учителя воздействуют на механизм путем письма и чтения художественной литературы. Чтение – основной метод в любом возрасте. Грамотный педагог, да и родители, могут обучить ребенка основам эффективного чтения с элементами активного восприятия, анализа текста и возможного включения в личностный контекст. Важным условием в этом пункте является выбор информации, привлекшей особенное внимание и интерес читающего, но не полный текст произведения или статьи.

МБОУ СОШ № 22 г. Томска

Приёмы и методы критического мышления

В современной школе используется много интерактивных методов обучения. Большинство приёмов, представленных в технологии РКМЧП, существовали разрозненно в рамках традиционной отечественной методики (маркировка текста, систематизация материала, работа в группах и другое). Объединение и структурирование таких приёмов для формирования критического мышления, как это представлено в технологии РКМЧП, даёт высокие результаты в процессе обучения.

Теоретическая основа модели состоит из 3 аспектов: философского, технологического, методического. Философский аспект - идея открытого общества, в котором в ходе учебной деятельности формируются партнёрские отношения: учитель-ученик; ученик-ученик, моделируется процесс познания.

Технологический состоит из 3 стадий: вызов – осмысление – рефлексия. Они позволяют учащимся самим определять:

Цели обучения;

Осуществлять активный поиск информации;

Размышлять о том, что они узнали из этой информации;

Выражать собственное мнение;

Самооценку знаний.

Методический представляет:

Систему приёмов учебной деятельности;

Задаёт логику построения уроков;

Отслеживает способы работы.

Каждый модельный урок должен быть представлен двумя составляющими:

1-я часть – собственно урок:

Вызов – индивидуальная, парная, групповая мозговая атака;

Осмысление – чтение текста с использованием знаковой системы записей «инсерт»;

Рефлексия – возврат к «мозговой атаке», сравнение знаний «до» и «после» прочтения текста.

2-я часть – анализ всех стадий и их значение.

Данную технологию можно применять на уроках в 3-5-х классах. Она становится основой для размышления младших школьников об обучении и знании.

Преимущества данной технологии в следующем:

 ясность и доступность;

 актуальность;

 принцип, как можно больше ученик и меньше учитель;

 открытость;

 практическая значимость;

 возможность использования в любом предмете.

Задачи, которые решаются в образовательном процессе через данную технологию:

 умение размышлять над тем, как получить знания (вызов);

 развивать аналитическое мышление и творческое мышление (осмысление);

 определять своё личное отношение к информации (рефлексия);

 умение ставить и решать проблемы.

Урок в технологии критического мышления представляет собой трёхфазную модель:

Чтобы обучающиеся активно заработали, их надо заинтересовать. Для этого существует этап «вызова ». Именно на этом, очень важном этапе вовлекают в работу (вводится новая тема, стимулируется её обсуждение, определяются собственные, связанные с ней учебные цели). Здесь поможет либо элемент неожиданности (о занятии или его теме никто ничего не должен знать), либо, как в нашем случае, такая неординарная формулировка первого вопроса, чтобы он удивил, поразил и заинтересовал ребят. А раз привлёк внимание, то почему бы над ним и не подумать, можно даже и ответить. Так происходит втягивание в работу. Мы уже наблюдаем активизацию всего класса и каждого ребёнка в отдельности.

На следующем этапе «осмысления » обдумывается выявленная информация, привлекаются имеющиеся у ребят знания, привлекаются имеющиеся у ребят знания, таким образом они вовлекаются в изучение нового содержания. Здесь дети размышляют, вспоминают, собирают крупицы собственного опыта. И пусть в это время в классе стоит шум и гам (он быстро стихает в нужный момент), главное – ребята начинают раскрывать свои возможности, грамотно выражать именно свои мысли. На данной стадии учащиеся самостоятельно переосмысливают имеющуюся информацию (о наличии которой они, возможно и не подозревали даже), делают выводы и шагают дальше.

На этапе «рефлексия » (возврат к результатам, сравнение первоначальных знаний со знаниями после прочтения статьи) ребята присваивают себе добытые новые знания как собственные, совершенно не замечая этого, и шагают дальше.

Если посмотреть на три описанных выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» обычно привычно для учителя звучит: этап введения в тему или активизация имеющегося опыта и знаний обучающихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала или этап решения проблемы. И третья стадия есть в каждом уроке – это закрепление урока, проверка усвоения или этап диагностики (в развивающем обучении).

В чём же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много.

На стадии «Вызова » чаще используются приёмы:

    мозговой штурм кластер З - Х – У (знаю – хочу узнать - узнал) письменные задания вводный вопрос

На стадии «Осмысление »:

· маркировка текста

· взаимоопрос

· взаимообучение(зигзаг)

· двойной дневник

· бортовой журнал

· графическое оформление

· письменные задания разных видов

«Вводный вопрос» («ВВ»)

«ВВ» - это один из приёмов, который включается на этапе «вызова». Ещё его называют вопросом высокого уровня, требующего мыслительных усилий при ответе, лучше всего помогают настроить ученика на активную работу в течение всего занятия.

«В чём преимущество «ВВ»? – спросите вы. Начиная своё занятие, учитель получает сразу несколько преимуществ:

В ходе ответов ученики активизируют имеющиеся у них знания по теме занятия и незаметно для себя «разогреваются», как спортсмены перед забегом. Например, урок «Окружающий мир» во втором классе начинается с вопроса «Почему шишки закрываются?». Дети, работая в группах, рассуждают, выдвигая ту или иную гипотезу по данному вопросу. Поскольку такие вопросы, в отличие от «фактических» имеют много вариантов, то все ученики отвечают на равных, вне зависимости от уровня способностей и успеваемости. Начиная урок с поиска ответа на вопрос, ученик невольно втягивается в процесс и активнее участвует в работе в течение всего занятия. Если ответы связаны с прогнозированием, то он внимательнее читает текст. Учитель волен, использовать дополнительные вопросы, которые помогают, «отвечающему» уточнить свою мысль или привести необходимые доказательства.

После такой разминки ученики легко переходят к решению учебных задач.

Требования к вводному вопросу:

Должен служить введением к новой теме. Его обсуждение должно занимать не более 5 минут, вначале занятия. Цель – вовлечь учеников в активную работу на занятии; стимулировать работу мысли. Должен направлять мысли учеников в новое русло, а не заставлять припоминать выученное заранее. Ответ не может быть найден в энциклопедии. Все принятые ответы записываются на доске. В конце урока учитель и ученики возвращаются к прозвучавшим в начале урока ответам, чтобы подтвердить или опровергнуть их, а также расширить с опорой на изучаемый текст.

И ещё одна не менее важная задача учителя – принести в занятия собственную энергию. Возвращаясь к вопросу, с которого начался урок, можно сказать, срабатывает только после совершения некоего предварительного действия – вводный вопрос. Он занимает мало времени, но «зажигает» учеников и поддерживает их интерес до конца занятия.

Планирование вводных вопросов нельзя откладывать «на потом», ведь после хорошей разминки мозг, как и мышцы – работает гораздо эффективнее.

«Корзина» идей, понятий, имён…

Это приём организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока («Вызов»), когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают и думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

Задаётся прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей «без комментариев», даже если они ошибочны. В «корзину» идей можно сбрасывать факты, мнения, имена, проблемы, понятия имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепочки. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

«Составление кластера»

Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приёмом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

«Кластер» - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «паучок», «созвездие». Составление «кластера» позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

«Кластер» может быть использован на разных этапах урока.

На этапе «вызова » - для стимулирования мыслительной деятельности.

На этапе «осмысления » - для структурирования учебного материала.

На этапе «рефлексии » - при подведении итогов, что учащиеся изучили.

«Кластер» может быть использован также для организации индивидуальной работы, как в классе, так и дома.

Как считает: «Всё что создано на глазах детей, воспринимается гораздо быстрее ».

«Инсерт» или «Пометка на полях»

(Стратегия кодирования текста )

«INSERT» - интерактивная система записи для эффективного чтения и мышления. Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать или по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие:

Галочка (V) – отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он заранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности её не имеет значения.

Плюс (+) – отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Минус (-) – отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения или пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «?» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Этот приём требует от учителя, во-первых, предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками. Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков. В-третьих, четко обозначить время, отведённое на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки знаний.

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось с прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

Знак «минус» (ученик думал иначе ) при работе с более старшими детьми работает нечасто. И все-таки от него не следует отказываться.

Весьма интересным в этом приёме является знак «вопрос». Дело в том, что нередко учителя полагают, что, объясняя учебный материал на уроке, они находятся в поиске ответов на вопросы, которые интересны ученикам. Это на самом деле не так. Авторы учебников ставят перед учениками самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответов на них, а вот места для вопросов самих учеников в учебниках нет. А результат всего этого хорошо известен: дети не всегда умеют задавать вопросы, а со временим у них вообще появляется боязнь их задавать.

А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «?» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

«Чтение со стопами»

(Этот приём хорошо использовать на уроках литературы)

учитель знакомит детей с новым текстом, выразительно читая, но, постоянно прерываясь в самый интенсивный момент,… и спрашивает: А что дальше? …

Таким образом, знакомство с текстом проходит в несколько этапов (по усмотрению учителя). Этот приём развивает мышление, умение выдвигать гипотезы и воспитывает внимательного слушателя.

«ЗХУ»

(Приём составления маркировочной таблицы)

одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней 3 колонки: знаю, хочу узнать, узнал новое.

В каждую колонку необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Приём «ЗХУ» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика и поставить отметку за работу на уроке.

Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить её дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по 1-2 тезиса или положения.

Графа «Узнал» заполняется после знакомства с текстом.

«ЗХУ» - простая методика, которая перерастает в добротную учебную стратегию, в рамках которой выделяем несколько видов краткого письменного комментария. Благодаря этой стратегии ученики приобретают целый набор инструментов, при помощи которых можно составить любой комментарий к любому тексту. Многообразие подходов учит смотреть на любую проблему под разными углами, в результате дети начинают выражать свои мысли на письме, и у них формируется «комплексное мышление» - что само по себе является одной из важнейших целей обучения. Она учит внимательнее читать и глубже вдумываться в прочитанное.

«Синквейн»

Некоторые из всех методов и приёмов носят словесный (вербальный) характер, другие являются графическим организаторами идей. Есть и такие, которые сочетают в себе оба подхода, но необходимо тщательно проанализировать эти методы с точки зрения их действительной эффективности.

Например: «Синквейн» - в переводе с французского «мнение».

«Синквейн» - это стихотворение представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представление в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Данный приём можно использовать на разных этапах урока – он имеет разные задачи:

вызов – краткое обобщение имеющихся знаний

осмысление – вдумчивая работа с новыми знаниями

рефлексия (размышление) – интеграция новых и имеющихся знаний.

Этот приём можно использовать не только на уроках чтения и окружающего мира, но и на уроках русского языка и математики. Эта форма свободного творчества, которая составляется по определённым правилам.

· На 1 строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

· На 2 строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

· На 3 строчке записываются три глагола, описывающих децствия, относящиеся к теме синквейна.

· На 4 строке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов (4), с помощью которых ученик выражает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение , цитата или составленная учениками фраза в контексте с темой.

· На последней строчке – это слово резюме (синоним), которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть По-возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

Объясняются правила написания синквейна. Задаётся тема синквейна. Фиксируется время на данный вид работы. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

На уроках дети пишут разные синквейны. Пусть пока они простые, но очень полезны в качестве:

    инструмента для синтеза и обогащения сложной информации; средства оценки словарного запаса учащихся; средство творческого самовыражения.

Подобная работа:

    обогащает словарный запас; подготавливает ученика к краткому пересказу; учит формулировать идею произведения (4 строка синквейна); позволяет каждому ученику почувствовать себя (хоть на мгновение) творцом и философом, т. к. написать синквейн может каждый.

Например:

СОЛНЦЕ СНЕГ

большое, яркое белый, хрустящий

светит, греет, радует летит, падает, кружит

солнце очень горячее тело он укрывает землю одеялом

ШАР ЗВЁЗДОЧКА или КАПЕЛЬКА

ГРУЗОВИК ПРЯМАЯ

забытый, красивый бесконечная, числовая

лежит, падает, гудит можно складывать, сравнивать

он всю ночь скучал отмечены положительные и

ИГРУШКА отрицательные числа

ШКАЛА

Способ взаимообучения

(обучение сообща)

Обучение сообща – когда ученики работают вместе парами, группами, сообща, при этом у них одна и та же проблема, одна и та же тема, дети пытаются выработать одно и то же решение, приходят свежие идеи.

Результативность:

1. Умение работать самостоятельно и в группе.

2. Уметь выделить главное.

3. Повышается эффективность обучения.

4. Развивается речь.

5. Улучшается дисциплина.

6. Повышается мотивация.

7. Повышается самооценка.

8. Увеличивается объём.

9. Способы действия.

10. Дети учатся принимать точку зрения других людей.

11. Работают все.

12. Новый стиль общения.

13. Социальная активность.

14. Внутренний комфорт.

15. Положительное отношение к другим наукам (межпредметная связь).

16. Контролировать друг друга, помогать друг другу.

«Зигзаг»

Каждому ребёнку раздаётся кусочек текста. Дети стараются запомнить всех, кто находится в их группе. Идёт переоформление класса (поднимите руку те, у кого №1, №2…). Берут чистый лист и делят его на три колонки (четыре). Дети читают свой кусочек и на листочке изображают его схематично, т. к. когда вернётся в свою группу, то должен рассказать свой текст. Дети возвращаются в свои группы. Учитель тексты забирает. Дети слушают и фиксируют схематично в каждой колонке, соответственно номеру выступающего. Затем, выступающий задаёт вопрос, где выясняет понимание услышанного. Затем можно задавать вопросы по тексту или попросить рассказать текст.

Рефлексивные задания после работы в группах:

    Смысловые вопросы. Игра «верно – неверно», топаем – хлопаем. На плакате выписаны яркие моменты текста. Плакат – призыв. Дома заполнить таблицу «ЗХУ». Написать небольшое сочинение.

Тексты для чтения нужно брать понятные, чтобы легко воспринималось прочитанное. Тексты, насыщенные терминами лучше не брать. Не всё может быть понятно. В группы принимать и сильных и слабых учеников. Учитель – наблюдатель. Дети всё время говорят, обсуждают.

Учитель должен знать, на что направлены его действия! Важно продумать среду!

1. Формулирует цели урока:

Предметные цели (ЗУНы)

Компетентностные

2. Исходя из цели урока, формулирует задачи урока, ожидаемые результаты.

3. анализирует индивидуальные особенности класса:

Уровень знаний;

Умение работать сообща;

Компетентностные навыки ит. д.

Простраивает свои требования, исходя из индивидуальных особенностей детей.

4. Выбирает определенные приёмы технологии РКМЧП.

5. Выстраивает ход занятия, в соответствии с технологией:

ВЫЗОВ – материал; форма работы; время, которое отводится на каждый вид работы;

ОСМЫСЛЕНИЕ - материал; форма работы; время, которое отводится на каждый вид работы;

РЕФЛЕКСИЯ - материал; форма работы; время, которое отводится на каждый вид работы.

6. Готовит материалы по приёму (тексты, карточки, видео т. д.)

7. Чётко распределяет время на каждый вид работы во время урока (лучше зафиксировать это на отдельном листе ведения урока краткий ход урока – действия учителя, формы работы и время для них).

8. Обдумывает методы оценивания, формы обсуждения их с детьми.

9. Подробно планирует распаковку. Т. к. это мини-урок РКМЧП в конце каждого занятия по данной технологии.

2 этап – во время ведения урока:

В начале урока обязательна мотивация на стадии вызова.

1. В течение урока учитель сохраняет модель урока (В-О-Р), соблюдает лист ведения урока.

2. По возможности фиксирует в листе ведения урока (на полях) реакцию слушателей на все виды работы.

3. В начале урока необходимо проработать критерии оценивания учеников (учитель вместе с учениками работает над критерием оценивания).

4. Организует учебное пространство в соответствии с формами и видами деятельности на уроке (с планом).

5. Использует вопросы для создания мотивации более активного вовлечения учащихся в деятельность.

6. Проводит корректировку во время урока.

7.Соблюдает принцип сотрудничества (учитель-ученик, ученик-ученик).

8. Отдаёт активность детям.

3 этап – анализ урока:

Лист экспертной оценки.

Ответы на вопросы:

1. Сохранилась ли на уроке модель В-О-Р;

2. Достигнуты ли цели, задачи урока; результаты урока;

3. Получился ли контакт с детьми, активны ли были дети на уроке;

4. Заметен ли интерес детей к проведённому уроку;

5. Что было удачным (неудачным) на уроке, почему;

6. Что захотелось изменить в проведённом уроке;

7. Удачно ли были выбраны и введены формы оценивания;

8. Была ли распаковка (то, что делал учитель на занятии) занятия – насколько она была полезна для учителя и детей; (Вопрос на стадии распаковки: вспомните, что мы знали, когда не читали текст?).

9. Прогнозирование дальнейшей работы по:

Продолжения обучения по теме;

Использованию технологии РКМЧП в своей практике.

Что делает учитель:

Диалог в начале урока, диалог в конце.

Середина – момент раскрепощенного обсуждения.

Анализ занятия по технологии РКМЧП.

В процессе анализа занятия по технологии РКМЧП следует обратить внимание на следующие моменты:

 Сохранилась ли модель «Вызов – Реализация смысла - Рефлексия»? Насколько обоснованны отступления от модели, если они были?

 Как учитель выстраивает взаимоотношения с учащимися? Соблюдается ли принцип сотрудничества?

 Как выражаются у учеников навыки работы в парах, группах?

Деятельность учащихся на занятии может анализироваться по следующим критериям:

 активность (познавательная);

 аргументированность высказываний, умозаключений;

 самостоятельность (умение обозначить и сформулировать проблему, определить путь её решения, способность организовать деятельность – в том числе совместную – по достижению цели);

 осознанность понимания содержания учебного материала;

 выраженность личностного отношения к содержанию и видам деятельности.

Эффективность каждой стадии урока определяется:

 обоснованностью применяемых приёмов, соответствием их целям и задачам урока;

 уровнем вопросов учителя;

 соответствием текста теме и целям занятия, возрастным особенностям учащихся;

 адекватностью приёмов предлагаемому тексту.

Графа «Комментарии» заполняется по ходу занятия, анализ которого завершается общими выводами.

  • Стадия вызова. На этом этапе происходит вызов в памяти учащихся уже известных ЗУН, вызов интереса к новой теме.
  • Стадия осмысления . На этом этапе проходит работа с новой информацией.
  • Стадия размышления . Проводится систематизация полученных знаний, происходит оценка, сравнение нового знания с тем, что уже известно.
  • Рефлексия . Это итог урока, когда происходит оценивание своей работы, своей деятельности, своих чувств в связи с вновь приобретенными ЗУН.

Часто стадия размышления и рефлексии объединены.

Функции стадии осмысления на уроках по технологии развития критического мышления

Итак, стадия осмысления — это получение учащимися новой информации и работа с ней.

Функции этой стадии урока:

  • Информационная . Учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется.
  • Систематизирующая . Все приемы стадии осмысления направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили пласт новой информации, но и смогли систематизировать его, так сказать, "разложить по полочкам" в своей памяти.

Деятельность учителя и учащихся на стадии осмысления

На уроках по развитию критического мышления роль учителя координирующая. Так и на стадии осмысления главная задача учителя — удержать интерес учащихся к теме. При этом важно направлять деятельность детей, подчеркивая связь старого и нового знания.

Учащиеся на таких уроках должны быть максимально активными. Они читают, слушают, записывают, выполняют задания, делают пометки и т.д. Поэтому очень важно чередовать виды работы, сочетая индивидуальные и групповые формы работы.

Особенности стадии осмысления на уроках ТРКМЧП

Стадия осмысления охватывает этап урока, на котором учащиеся работают с новой информацией.

Представить информацию можно по-разному. Это может быть:

  • текст параграфа учебника;
  • текст, подготовленный учителем;
  • фильм;
  • презентация;
  • доклад одноклассника;
  • таблица;
  • лекция;
  • статья, лекция в интернете;
  • аудиоматериал и пр.

Работа на стадии осмысления ведется как индивидуальная, так и групповая. Причем важно, чтобы индивидуальный поиск или размышление предваряли групповой этап и обсуждение.

Методы и приемы развития критического мышления на стадии осмысления

  • Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д.

Например, на уроке "Окружающий мир". Тема: пресные воды суши. У учащегося получился приблизительно такой список:

  • Большая часть земли покрыта соленой водой.
  • Соленую воду пить нельзя.
  • Пресная вода — в реках, ледниках, озерах и т.д.

После этого учитель просит расставить места (ранг) пунктов с точки зрения их практической важности. И вопрос: Какое их этих знаний пригодится вам во время путешествия, похода?

  • Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу (таблицу удобнее заполнять, чем окружности):

Например, на уроке русского языка после знакомства с текстом о местоимениях, предлагается сравнить местоимения и существительные.

  • Бортовой журнал — еще один своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.

Заполняется следующая таблица:

Первая графа заполняется на стадии вызова, когда учащиеся тезисно записывают то, что они уже знают. Далее, на стадии осмысления, работают со второй графой. Здесь учащиеся соотносят свои утверждения с новой информацией. По ходу чтения или прослушивания лекции они отмечают, правы они были или нет.

С третьей колонкой начинаем работать после прочтения текста. Здесь тезисно записывается все то новое, что было в тексте.

  • Зигзаг — довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации.
  • Инсерт — это прием активного чтения с пометками. Учащимся предлагается прочитать текст, маркируя отдельные предложения или абзацы специальными значками. После этого составляется таблица, по которой проводится следующая работа.
  • ИДЕАЛ . Название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема. И — интересно, в чем проблема?, Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие и т.д. Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор.
  • Кубик Блума — достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа.
  • Генераторы и критики . После получения новой информации класс делится на две группы "генераторов" и "критиков". Выбирается проблема, не требующая долгих обсуждений. Задача генераторов — предложить как можно больше вариантов решений, задача критиков — оценить предложения и выбрать самые лучшие и адекватные.
  • Таблица ЗХУ . Работа с таблицей начинается еще на стадии вызова. Заполняются следующие графы:

На стадии вызова заполняется первая колонка. Вторая — по мере прочтения текста (отмечаются все места, требующие уточнения, пояснения, практических примеров). Третья колонка заполняется уже после проработки информации.

На этапе рефлексии нужно вернуться к таблице и оценить проделанную работу.

  • "Жокеи и лошади " — прием используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование. Например, на уроке географии можно написать страны и их столицы, на уроке литературы — имена главных героев и их характеристики.

После прочтения текста раздаются карточки, и учащиеся превращаются в условных "лошадей" и "жокеев". Цель: найти себе пару.

Совет: чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных "лошадей" оставаться на месте. По классу ходят только "жокеи".

  • Взаимообучение . Психологи отмечают, что выучить новое легче всего, когда объясняешь это другим (то есть, играешь роль учителя). На этом принципе построен и прием взаимообучения. Учащиеся получают одинаковый текст, разбитый на абзацы. Они изучают его самостоятельно, отмечая трудные места и подготавливая вопросы по каждому абзацу. Затем начинается работа в группах (или в парах). Учащиеся по очереди объясняют остальным членам группы свою часть текста. Остальные могут задавать вопросы, требовать уточнений и пояснений. Потом учащиеся меняются ролями.
  • Фишбоун — еще один прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние "кости" — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод.