«Христос Святого Иоанна Креста» - картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в Каталонии (Испания) в 1950-1952 гг.

    Вид искусства, жанр.
Живопись. Картина написана в стиле «католического» сюрреализма.

    Сюжет.
В этой работе , как и в многих своих работах, автор постарался передать глубокий философский и религиозный смысл. Крест на фоне темного, мрачного космоса символизирует мост между Богом и смертным миром, который изображен в нижней части картины . Рыбачья лодка, море и светлое небо на горизонте символизируют просветление, призыв для начала пути к лучшей жизни через Бога. Христос, как указатель истинного пути, страдает ради всего человечества. Красноватое небо, как символ озарения, «духовной искры», выступает в роли переходного состояния между мирской жизнью и приобщения к Богу, состояния полной гармонии разума и тела и символизирует момент на жизненном пути, после которого человек делит его на «до» и «после». Треугольник, который образуют руки Христа на картине, традиционно считается аллюзией к образу Святой Троицы, голова Христа образует центр этого треугольника. Треугольник стрелой направлен сверху вниз, что олицетворяет жертву, направленную от Бога к человечеству.

    Идея.
Автор раскрывает идею картины следующими словами: «Моя идея заключается в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство. Моя главная задача заключается в изображении красоты Христа как Бога , в том, что Он олицетворяет.

    Краткие сведения об авторе.
Сальвадор Дали (1904–1989) – один из наиболее известных и самых противоречивых Художников 20 века. Он многое рассказал о себе сам в своих книгах " Тайная жизнь", "Дневник одного гения". Первую полноценную картину он нарисовал в 10 лет, а его первая персональная выставка открылась, когда художнику был 21 год. К этому времени он стал студентом мадридской художественной академии. В 1928 году Дали, приехав в Париж, познакомился с сюрреалистами и примкнул к ним. Одним из его излюбленных приемов в живописи было превращение, метаморфоза вещей и предметов. Дали и по сей день остается художником, чье имя олицетворяет сюрреализм.

    Выразительные средства.
На картине две разные перспективы, точно сходящиеся в точке исчезновения перспективы. Низ картины исполнен в традиционалистской манере. Этот кусок картины вдохновлён работами Ле Наина и Веласкеса.

    Связь произведение с эпохой.
Картина была написана в послевоенное время в Испании , когда идея «национального согласия» и мирной замены диктаторского режима все шире и глубже проникала в сознание широких слоев испанского народа. Можно сказать, что картина выступает стимулом к духовному росту и самоосознанию.

Скопируйте код и вставьте в свой блог:


Михаил Эпштейн

Полотно "Христос св. Иоанна Креста" (1950-52) знаменует возврат сюрреалиста Сальвадора Дали в католичество и намерение посвятить себя религиозному искусству. Я видел эту картину в шотландском музее Келвингроув (Глазго), где она находится с 1952 г. На ней – распятый Иисус, представленный в неожиданном ракурсе. Не снизу, от подножия креста, т.е. глазами учеников и потомков, преклоняющихся перед жертвой Спасителя. 1 1 Мы видим распятие сверху, с занебесных высот, куда восходит Иисус. Таким узрел его испанский мистик Св. Иоанн Креста (Хуан де ла Крус, 1542 – 1591) , который оставил карандашный набросок своего видения.








Полотно "Христос св. Иоанна Креста" (1950-52) знаменует возврат сюрреалиста Сальвадора Дали в католичество и намерение посвятить себя религиозному искусству. Я видел эту картину в шотландском музее Келвингроув (Глазго), где она находится с 1952 г. На ней – распятый Иисус, представленный в неожиданном ракурсе. Не снизу, от подножия креста, т.е. глазами учеников и потомков, преклоняющихся перед жертвой Спасителя. 1 1 Мы видим распятие сверху, с занебесных высот, куда восходит Иисус. Таким узрел его испанский мистик Св. Иоанн Креста (Хуан де ла Крус, 1542 – 1591) , который оставил карандашный набросок своего видения.

По его мотивам Дали и создал свое огромное полотно (200 см x 116 см).

Иисуса окружает тьма. Крест парит в черном пространстве над небом и светилами, – в пустоте, которая была бы незрима, если бы еще выше не находился источник света. Сам этот источник остается невидимым, однако руки Иисуса отбрасывают тень на перекладину креста. Нет традиционных атрибутов распятия: ни гвоздей, ни ран, ни крови, ни тернового венца, никаких следов страдания и смерти. Тело Иисус поражает атлетическим сложением, крепкой мускулатурой, он похож на спортсмена, который, отталкиваясь от креста, готовится совершить прыжок в высоту.

Распятие нависает над поверхностью неба, земли и воды. В самом низу картины – озеро и три человеческие фигуры, напоминающие рыбаков. Очевидно, это Галилейское море и апостолы, та земная жизнь Иисуса, которая завершилась распятием. Над этой картиной из прошлого – облака и тучи в несколько рядов, плотное, многослойное земное небо, над которым и парит распятие. Христос предстает свободным от креста, он как бы взлетает на нем – и над ним. Мы не видим лица - оно обращено вниз, к прошлому, которое он покидает, возносясь к источнику света. Этот уменьшившийся мир увиден сверху – как бы глазами самого Иисуса.

На мой взгляд, С. Дали сводит воедино две сцены, которые обычно в художественной традиции представлены порознь: скорбную сцену Распятия и просветленную – Вознесения. И по евангельскому сюжету, и по распорядку церковных служб между Распятием и Воскресением проходит три дня, а затем между Воскресением и Вознесением еще сорок, во время которых Иисус являет себя апостолам, беседует с ними. После встречи в Иерусалиме и последних наставлений о скором сошествии Св. Духа (Пятидесятница) он на виду у апостолов возносится на небо:

    "..."Будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их" (Деяния апостолов, 1:8-9).

Картина С. Дали - это образ Иисуса не только "до края земли", но и до края времен. Распятие, Воскресение и Вознесение –хронологически три разных события. Но в духовном континууме они едины: превращение величайшей жертвы в величайшую победу. Полотно С. Дали сводит два крайних предела: сам Крест возносит Иисуса.

В Апокалипсисе ангел клянется "Живущим во веки веков - Тем, кто создал небо и то, что в нем, землю и то, что на ней, море и то, что в нем, что времени больше не будет!"(Откровение Иоанна Богослова, 10:5,6). Эта апокалиптическая точка зрения и передана у С. Дали. В вертикальном разрезе картины представлены все три стихии: небо, земля и море. Над ними уже не властно время. Сорок дней – это человеческий отсчет, а там, куда восходит Иисус, времени больше нет. Крест, орудие распятия, оказывается и орудием Вознесения, образом освобожденного и освобождающего Христа.

________________________________

1 Практически на всех иконах и в классической живописи - Г. Мемлинг, А. де Мессина, Я. Тинторетто, Г. Беллини, А. ван Дейк… Примеры можно множить десятками.




ОТПРАВИТЬ:






Трагедия весёлого человека

Художник Константин Коровин

Друзья художника Константина Коровина восхищались не только его талантом, но и тем, каким беззаботным, легким человеком он был. Всеобщий любимец и душа общества, он пел, играл на гитаре, рассказывал байки. Его и Константином-то никто не называл - только Костенькой. «Костя, как хамелеон, был изменчив: то он был прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен... - вспоминал Михаил Нестеров. - То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу, и так часто о нем хотелось забыть... В нем была такая смесь хорошего с „так себе“... Все его „качества“ покрывались его особым, дивным талантом живописца». Он никогда не терял ощущения радости жизни - хотя жизнь Константина Коровина не была простой, а значительную ее часть можно назвать даже трагичной.


Леони Нойман и Александр Лабас

Любовь на сломе эпох

В 1931 году фотограф из Германии Леони Нойман, выпускница Баухауса, приехала в Советский Союз, а четыре года спустя познакомилась с художником Александром Лабасом и вскоре стала его женой, оставшись в СССР навсегда. У обоих за плечами было драматическое прошлое, а впереди - неясное и даже опасное будущее. Нойман несколько лет активно работала в СССР как фотограф, однако до сих пор ее работы мало известны даже специалистам. Ее история - это классический сюжет «художник и его муза». С разрешения редакции журнала GARAGE Russia «Артгид» перелистывает сегодня страницы этой истории, начало которой пришлось на самые мрачные для искусства советского периода времена.


Мы ждем перемен

Современное искусство, которое меняет жизнь к лучшему

В наше время искусство - во многом явление социальное: может ли оно положительно влиять не только на среду обитания, но и на жизнь самих обитателей? Во всяком случае, это одна из целей множества проектов. Мы приводим лишь некоторые примеры: итак, что объединяет граффити Бэнкси, лондонских архитекторов и китайских художников?



Хороший вопрос: в чем революционность искусства прерафаэлитов?

О том, как развивалось необычное направление живописи

Цветы и травы, обворожительные рыжеволосые женщины, шекспировские, рыцарские и библейские сюжеты - все такое красивое, понятное, классическое. Да и с технической точки зрения ничего неожиданного: ни раздельных мазков, ни искаженных цветов, ни черных контуров, ни плоских фигур. Так что такого революционного сделали прерафаэлиты? В чем вызов традиции? За что Братство прерафаэлитов называют первым авангардным движением Европы?


Сальвадор Дали
Христос Святого Иоанна Креста. 1950-1952
Cristo De San Juan De La Cruz
Холст, масло. 205 × 116 см
Кельвингроу, Глазго

Полотно «Христос Святого Иоанна Креста» (1950-1952), выставленное в Художественном музее города Глазго, знаменует возврат Дали в католичество и намерение посвятить себя религиозному искусству. На картине - распятый Иисус. Но представлен Он в неожиданном ракурсе: не снизу, от подножия креста, как обычно, то есть глазами учеников и потомков, преклоняющихся перед крестной жертвой Спасителя, - а сверху, с занебесных высот, куда восходит Иисус. Таким узрел Его испанский мистик XVI в. Св. Иоанн Креста (Хуан де ла Крус), который оставил карандашный набросок своего виде´ния; по его мотивам Дали и создал это полотно.

Иисуса окружает тьма. Крест парит в черном пространстве над небом и светилами - в пустоте, которая была бы незрима, если бы еще выше нее не находился источник света. Сам он остается незримым, однако руки Иисуса отбрасывают тени на перекладину креста. Не видно ни гвоздей, ни ран, ни крови, никаких следов страдания и смерти. Тело Иисуса поражает атлетическим сложением, крепкой мускулатурой, Он похож на спортсмена, который, отталкиваясь от креста, готовится совершить прыжок в высоту.

Распятие нависает над поверхностью неба, земли и воды. В самом низу картины - озеро и три человеческие фигуры, напоминающие рыбаков: очевидно, это Галилейское море и апостолы, та земная жизнь Иисуса, которая завершилась распятием. Над этой картиной из прошлого - облака и тучи в несколько рядов, плотное, многослойное земное небо, над которым и возвышается распятие. Христос предстает свободным от креста, Он как бы взлетает на нем - и над ним. Мы не видим лица Иисуса - оно обращено вниз, к прошлому, которое Он покидает, возносясь к источнику света. Этот уменьшившийся мир увиден сверху - как бы глазами самого Иисуса.

Сальвадор Дали сводит воедино две сцены, которые обычно в художественной традиции представлены порознь: скорбную сцену Распятия и просветленную - Вознесения. И по евангельскому сюжету, и по распорядку церковных служб между Распятием и Вознесением проходят сорок дней, во время которых Иисус воскресает и являет себя апостолам, беседует с ними. Но в высшем, сверхвременном измерении Распятие и Вознесение - это единое событие: превращение величайшей жертвы в величайшую победу.

В Апокалипсисе Ангел клянется «Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, море и все, что в нем, что времени уже не будет…» (Отк. 10:6). Эта апокалиптическая точка зрения и передана у Дали. В вертикальном разрезе картины представлены все три стихии - небо, земля и море, над которыми уже не властно время. Сорок дней - это человеческий отсчет, а там, куда восходит Иисус, времени больше нет. Крест, орудие распятия, оказывается и орудием вознесения, образом освобожденного и освобождающего Христа. Так религиозная интуиция спасительной жертвы соединяется у Дали с поэтикой художественного авангарда.

МИХАИЛ ЭПШТЕЙН.Богословие в красках

Несмотря на то, что многие картины Дали носят провокационный, экспериментальный характер, в этой работе автор постарался воплотить глубокий религиозный и мистический смысл. На написание картины Сальвадора Дали вдохновил рисунок, сделанный Святым Иоанном Креста (1542-1591), изобразившим своё экстатическое видение Распятия сверху, как бы глазами Отца. Крест на этом рисунке выступает в качестве моста между Богом-Отцом и смертным миром, изображённым внизу картины. Дали утверждал, что его, как и Иоанна Креста, посетили два экстатических видения, в которых и сформировался замысел этой работы. Сам Сальвадор Дали объяснял замысел этой картины так:

… в первую очередь, в 1950 году, я увидел «космический сон», в котором мне предстала эта картина в цвете и которая в моём сне являлась «ядром атома». Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную составляющую Вселенной - Христа! Во вторых, когда благодаря указаниям Отца Бруно, кармелита, я увидел рисунок Христа, нарисованного Святым Иоанном Креста, я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко изложены все мои предыдущие опыты, и я вписал мой рисунок Христа в этот треугольник. Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия – гвозди, терновый венец, и т.д. .- и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах, с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку. Но только до конца мое решение изменило второе видение, возможно, из-за испанской поговорки, которая гласит: “мало Христа, слишком много крови”. В этом втором сне я увидел картину без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. … Мои эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство. Моя главная задача заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет.

Треугольник, который образуют руки Христа на картине, традиционно считается аллюзией к образу Святой Троицы, голова Христа образует центр этого треугольника. Треугольник стрелой направлен сверху вниз, что олицетворяет жертву, направленную от Бога к человечеству. Внизу картины художник изобразил пейзаж и лодки Порт Лигата, содержащие в то же время Евангельские аллюзии. По первоначальному замыслу художник отказался от изображения на картине Ран Христа, тернового венца, гвоздей, и хотел заменить их на красные гвоздики, которые он намеревался вложить в руки Христа. Однако он вовсе отказывается от этой идеи, стремясь показать «метафизическую красоту Христа», красоту через то, что Он воплощает, то есть показать величие жертвы Спасителя не ужасом Его ран, как другие художники, а Его красотой. Исполнение креста и ткань, сложенная наверху его, указывает нам ещё и на Евхаристическое значение креста - крест предстаёт зрителю столом, на котором находится Пресуществившийся Хлеб.

Художник настолько серьёзно относился к завершению этой работы, что не хотел оставлять первый набросок. Для того, чтобы краска на этой картине сохла вовремя, Дали провёл в доме в Порт Лигате центральное отопление. В 1961 году психически больной посетитель разорвал низ холста, кинув в него кирпич, но картина была успешно восстановлена. На время закрытия музея Кельвингроу (1993-2006) картина находилась в Музее религиозной жизни и искусства Св. Мунго. В 2006 году на конкурсе наиболее любимых картин Шотландии заняла 29% голосов. Правительство Испании предложило за эту картину 127 миллионов долларов, но предложение было отклонено.

На картине две различные перспективы, точно сходящиеся в точке исчезновения перспективы. Низ картины исполнен в традиционалистской манере. Этот фрагмент картины вдохновлён работами Ле Наина и Веласкеса.

Несмотря на неканоническое изображение Страстей Христовых, фреска-копия с картины находится в алтаре католического храма Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре. (википедия)

"Христос св. Иоанна на кресте" — одна из самых известных картин Сальвадора Дали. В 1951 году художник перешел на позиции католического сюрреализма, и устрашающие образы, рожденные сумраком подсознания, сменились в его творчестве новой интерпретацией христианских символов. Как и многое другое в искусстве Дали, это полотно связано с испанской духовной традицией.

Святой Иоанн картины Дали — это Хуан де ла Крус (1542 — 1591), знаменитый поэт-мистик, живший в эпоху Католической Реформы. Он родился в обнищавшей дворянской семье и в молодые годы вступил в Кармелитский монашеский орден, который привлек его своим суровым уставом.

Сальвадор Дали (Salvador Domenec Felip Jacint Dali i Domenech, Marques de Dali de Pubol, 11 мая 1904 — 23 января 1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

Описание картины Сальвадора Дали «Распятие Христа от святого Иоанна»

Художественное произведение, написанное Дали, показывает поэта мистического жанра по имени Хуан де ла Круус, имеющего испанское происхождение. Он представляется зрителю в образе Святого Иоанна, который в мире значился поборником человеческой свободы. Церковь и ее представители не могут выступать в роли Бога или быть его посредником. Ей подвластно только осуществление помощи в решении обыденных проблем людей, поддерживая их словесным образом. В те времена - это была недостижимая мечта, поскольку религия оказалась эдаким оружием в руках властных структур.

Хуан де ла Крууса известен своей теорией человеческого развития, которая исходила из разумной составляющей, неподвластной простым людям. Жизнь ему видится в виде крестного хода во мраке, выбраться из которого смогут далеко не все. Каждый из живущих на земле, как и сам Христос, должен двигаться к тому, чтобы его душа воссоединилась с Тайнами Бытия и смогла отбросить все мирские проблемы, обретая спокойствие. Только страдания откроют путь на Небеса.

Дали почитал данную теорию, поэтому на холсте он соединил черты того, что ему было близко по духу.

Рассматривая раз за разом холст, можно находить в нем новые детали. И это не удивительно, ведь на нем автор задействовал сразу не один сюжет, объединив их в одну линию. Морская гладь и лодка рыбака ассоциируются с просветлением, о чем говорит светлое небо за горизонтом. Оно то и зовет начать лучшую жизнь. Черная бездна - это образ страдающего за человечество Христа. Красные оттенки неба - это страдание и жертва. А темнота фона говорит об одиночестве. Связывая во едино символический крест человека и Божественный крест, Дали как бы намекает о глубине философских тайн.

Картина может двойственно воздействовать на сознание: радовать глаз и вызывать угнетающее состояние.

) в 1950-1952 гг.

Сюжет и символическое значение

Несмотря на то, что многие картины Дали носят провокационный, экспериментальный характер, в этой работе автор постарался воплотить глубокий религиозный и мистический смысл. На написание картины Сальвадора Дали вдохновил рисунок, сделанный Святым Иоанном Креста (1542-1591), изобразившим своё экстатическое видение Распятия сверху, как бы глазами Отца. Крест на этом рисунке выступает в качестве моста между Богом-Отцом и смертным миром, изображённым внизу картины. Дали утверждал, что его, как и Иоанна Креста, посетили два экстатических видения, в которых и сформировался замысел этой работы. Сам Сальвадор Дали объяснял замысел этой картины так:

… в первую очередь, в 1950 году, я увидел «космический сон», в котором мне предстала эта картина в цвете и которая в моём сне являлась «ядром атома». Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную составляющую Вселенной - Христа! Во вторых, когда благодаря указаниям Отца Бруно, кармелита, я увидел рисунок Христа, нарисованного Святым Иоанном Креста, я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко изложены все мои предыдущие опыты, и я вписал мой рисунок Христа в этот треугольник. Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия - гвозди, терновый венец, и т.д. .- и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах, с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку. Но только до конца мое решение изменило второе видение, возможно, из-за испанской поговорки, которая гласит: "мало Христа, слишком много крови". В этом втором сне я увидел картину без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. ... Мои эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство. Моя главная задача заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет.

История

Художник настолько серьёзно относился к завершению этой работы, что не хотел оставлять первый набросок. Для того, чтобы краска на этой картине сохла вовремя, Дали провёл в доме в Порт Лигате центральное отопление. В 1961 году психически больной посетитель разорвал низ холста, кинув в него кирпич, но картина была успешно восстановлена. На время закрытия музея Кельвингроу (1993-2006) картина находилась в Музее религиозной жизни и искусства Св. Мунго. В 2006 году на конкурсе наиболее любимых картин Шотландии заняла 29% голосов. Правительство Испании предложило за эту картину 127 миллионов долларов, но предложение было отклонено.

Художественные приёмы

На картине две различные перспективы, точно сходящиеся в точке исчезновения перспективы. Низ картины исполнен в традиционалистской манере. Этот фрагмент картины вдохновлён работами Ле Наина и Веласкеса .

Литургическое значение

Несмотря на неканоническое изображение Страстей Христовых, фреска-копия с картины находится в алтаре католического храма Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре .

Напишите отзыв о статье "Христос Святого Иоанна Креста"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Христос Святого Иоанна Креста

– Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось.
– Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
– Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
– Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
– Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!..
– Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
– Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза.
– Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.
– Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и всё искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы.
– Четверых еще можно взять, – говорил управляющий, – я свою повозку отдаю, а то куда же их?
– Да отдайте мою гардеробную, – говорила графиня. – Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
– Куда же его привязать? – говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, – надо хоть одну подводу оставить.