Эпоха Возрождения - одна из самых ярких в истории мирового искусства. Она охватывает XIV-XVI вв. в Италии, XV-XVI вв. в странах, расположенных к северу от Альп. Свое название - Возрождение (или Ренессанс) - этот период в развитии культуры получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, обращением к нему как к прекрасному идеалу, образцу. Но, конечно, новое искусство выходит далеко за рамки подражания прошлому.

    Донателло. Давид. 1430-е годы. Бронза. Национальный музей. Флоренция.

    Джотто. Оплакивание Христа. Ок. 1305 г. Фреска капеллы дель Арена. Падуя.

    С. Ботичелли. Весна. Ок. 1477-1478 гг. Холст, масло. Галерея Уффици. Флоренция.

    А. Мантенья. Встреча Людовико и Франческо Гонзага. Между 1471-1474 гг. Фреска западной стены Камеры дельи Спози (фрагмент). Мантуя.

    Леонардо да Винчи. Портрет Моны Лизы (так называемая «Джоконда»). Ок. 1503 г. Дерево, масло. Лувр. Париж.

    Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1497 гг. Роспись маслом и темперой на стене трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие (фрагмент). Милан.

    Рафаэль. Афинская школа. 1509-1511 гг. Фреска в Станца делла Сеньятура. Ватикан.

    Микеланджело. Дельфийская сивилла. 1508-1512 гг. Фреска плафона Сикстинской капеллы (фрагмент). Ватикан.

    Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434 г. Дерево, масло. Национальная галерея. Лондон.

    Хуго ван дер Гус. Поклонение пастухов. 1474-1475 гг. Дерево, масло. Галерея Уффици. Флоренция.

    А. Дюрер. Поклонение волхвов. 1504 г. Холст, масло. Галерея Уффици. Флоренция.

    Л. Кранах Старший. Мадонна под яблоней. После 1525 г. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

    А. Дюрер. Четыре всадника. 1498 г. Гравюра на дереве. Из цикла «Апокалипсис».

Художественная культура Возрождения складывалась в период подъема культуры, бурного роста экономики, возникновения нового общественного строя - разложения старого, средневекового уклада жизни и зарождения капиталистических отношений. Ф. Энгельс писал об эпохе Возрождения: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».

Коренные экономические и социальные изменения привели к возникновению нового прогрессивного мировоззрения - гуманизма (от латинского слова humanus - «человечный»). Всех гуманистов воодушевляла вера в творческие силы человека, беспредельную мощь человеческого разума.

В это время складывается и многообразно проявляется идеал человека деятельного, волевого. Он любознателен, исполнен стремления к неизведанному, в нем развито чувство красоты.

Возрождение высоко подняло представление о человеческом разуме, его способности познавать мир. Бурное развитие науки - характерная черта этого периода. Особое внимание в поисках идеала гуманисты обращали на историю человечества. Античная культура оказалась наиболее близкой их устремлениям.

Многие из образованных людей той поры обнаруживали равнодушие к религии. И хотя художники писали картины главным образом на религиозные темы, они видели в религиозных образах поэтическое выражение накопленного веками жизненного опыта людей. Старые христианские мифы они наполняли новым жизненным содержанием.

Из всех областей культуры искусство занимало в Италии первое место. Оно было естественным творческим выражением людей того времени.

Искусство Возрождения, как и предшествующих эпох, ставило своей целью дать представление об устройстве мира, земного и небесного. Новым было то, что представления о божестве и небесных силах уже не трактуются как непостижимая пугающая тайна и, главное, это искусство проникнуто верой в человека, в силу его разума, творческих возможностей.

Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Оно составляло ее неотделимую часть не только как предмет созерцания, но как труд и творчество. Искусство как бы стремилось не только наполнить церкви и дворцы, но и найти себе место на городских площадях, перекрестках улиц, на фасадах домов и в их интерьерах. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. Князья, купцы, ремесленники, духовенство, монахи были нередко людьми, сведущими в искусстве, заказчиками и покровителями художников. Щедрость меценатов подогревалась жаждой самовозвеличения.

Развитию искусства немало способствовало то, что в больших городах скопились быстро нажитые богатства. Но легкий успех не портил даже самых падких до славы и наживы художников, так как строгие основы цеховой организации художественного труда были еще сильны. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера. Многие художники поэтому так хорошо знали ремесло искусства. Произведения искусства XV в. выполнялись бережно и любовно. Даже в тех случаях, когда на них не лежит отпечаток таланта или гения, нас неизменно восхищает добротное мастерство.

Из всех видов искусства первое место принадлежало изобразительным искусствам и архитектуре. Недаром имена великих живописцев XV в. известны любому образованному человеку.

Эпоха Возрождения охватывает несколько столетий. Ее ранний этап в Италии относится к первой половине XV в., но он подготавливался всем ходом развития искусства второй половины XIII-XIV вв.

Родиной Возрождения стала Флоренция. «Отцами» Возрождения называют живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески. Каждый по-своему, но все вместе они закладывают основы нового искусства. Мазаччо в возрасте около 25 лет приступил к росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. Созданные им образы исполнены человеческого достоинства, наделены физической силой, красотой. Главное художественное средство Мазаччо - могучая светотень, развитое понимание объема. Художник умер, не достигнув 30 лет, но его ученики и последователи продолжили искания нового в области монументальной живописи, перспективы , колорита.

В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды. Живописцы продолжают черпать свои сюжеты из церковных легенд, стены церквей украшаются исключительно библейскими сценами, но эти сцены переносятся на площади и улицы итальянских городов, происходят как бы на глазах у современников, и благодаря этому сама каждодневность приобретает возвышенно-исторический характер. Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты. Порой в живописную композицию попадают улицы со случайными прохожими, площади с шумной толпой, люди в современных костюмах рядом со священными особами.

Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Художники гордились ею как открытием и презрительно относились к своим предшественникам, которые ее не знали. Они могли с математической точностью строить в трехмерном пространстве сложные, многофигурные композиции. Правда, флорентийские живописцы ограничивались линейной перспективой и почти не замечали роли воздушной среды. Однако историческое значение открытия перспективы было огромно. В руках великих живописцев она стала Могучим художественным средством, помогла расширить круг явлений, подлежащих художественному воплощению, включить в живопись пространство, пейзаж, архитектуру.

Итальянская живопись XV в. - преимущественно монументальная. Она выполнялась на стенах техникой фрески и по своему характеру была рассчитана на восприятие издали. Итальянские мастера умели придать своим образам общезначимый характер. Они отбрасывали мелочи и подробности и смотрели на мир глазами людей, умеющих видеть сущность человека в его жесте, телодвижении, осанке.

Основоположником скульптуры Возрождения был Донателло. Одна из главных его заслуг - возрождение так называемой круглой статуи, что заложило основы развития скульптуры последующего времени. Наиболее зрелое произведение Донателло - статуя Давида (Флоренция).

Решающую роль в развитии архитектуры Ренессанса сыграл Брунеллески. Он возрождает античное понимание архитектуры, не отказываясь в то же время от средневекового наследия.

Брунеллески возродил ордер, поднял значение пропорций и сделал их основой новой архитектуры. Совершить все это ему помогло изучение римских развалин, которые он тщательно измерял и любовно срисовывал. Но это не было слепым подражанием античности. В зданиях, построенных Брунеллески (Воспитательный дом, капелла Пацци во Флоренции и др.) архитектура наполняется той одухотворенностью, которая была неведома древним.

Итальянцы питали большой интерес к пропорциям в искусстве, в первую очередь в архитектуре. Их создания радуют зрителя соразмерностью форм. Готический собор уже в силу своих гигантских размеров трудно обозрим; здания эпохи Возрождения как бы охватываются единым взглядом, что позволяет оценить удивительную пропорциональность их частей.

Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях. Одновременно с ними работало много превосходных художников. Следующее поколение художников Возрождения во второй половине XV в. обогащает новое искусство и содействует его повсеместному распространению. Кроме Флоренции, где самым крупным мастером этого времени был С. Боттичелли, возникают новые художественные центры и местные школы Умбрии, Северной Италии, Венеции. Здесь работали такие великие мастера, как Антонелло да Мессина, А. Мантенья, Джованни Беллини и многие другие.

Памятники, созданные в Италии на рубеже XV-XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью. Этот период наивысшего расцвета итальянского искусства принято называть Высоким Возрождением. Среди многочисленной армии даровитых мастеров в это время работают такие, которые с полным правом называются гениями. Это Леонардо да Винчи , Рафаэль Санти , Д. Браманте, Микеланджело Буонарроти , несколько позже выступают Джорджоне, Тициан , А. Палладио. История этого периода в значительной степени история творчества этих мастеров.

Последние две трети XVI в. называют Поздним Возрождением. Это период усиления феодальной реакции. Католическая церковь объявляет поход против гуманизма во всех его проявлениях. Кризис охватил и искусство. Художники, как правило, ограничиваются заимствованиями мотивов и приемов великих мастеров. В их работах много утонченности, остроты, изящества, но порой сквозит горечь, равнодушие, им не хватает теплоты и естественности. В конце XVI в. кризис усиливается. Искусство становится более регламентированным, придворным. И в это время творили великие художники - Тициан, Тинторетто, но это были лишь великие одиночки.

Кризис ренессансной культуры, конечно, не означал, что наследие Возрождения было утрачено; оно продолжало служить примером и мерой оценки культуры. Влияние искусства итальянского Возрождения огромно. Оно находит отклик во Франции, Испании, Германии, Англии, России.

В Нидерландах, Франции и Германии XV-XVI века также отмечены подъемом искусства, особенно живописи. Это период так называемого Северного Возрождения.

Уже в XIII-XIV вв. здесь сложились вольные торгово-ремесленные города, развивается торговля. В конце XV в. культурные центры Севера укрепляют свои связи с Италией. Художники находили здесь образцы для подражания. Но и в самой Италии работали и высоко ценились нидерландские мастера. Особенно привлекала итальянцев новая масляная живопись и гравюра на дереве.

Обоюдное влияние не исключает того своеобразия, которое отличает искусство Северного Возрождения. Здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства. Борьба за гуманистические идеалы носила в этих странах более острый характер. Крестьянская война в Германии начала XVI в., всколыхнувшая всю Западную Европу, способствовала тому, что искусство на Севере приобрело более заметный отпечаток народности. Итальянское и Северное Возрождение при всех своих различиях составляют как бы два русла одного и того же потока.

Самый крупный нидерландский живописец XV в. - Ян ван Эйк . Подлинно талантливыми мастерами были Рогир ван дер Вейден, Хуго ван дер Гус, Мемлинг, Лука Лейденский. Творчество Питера Брейгеля Старшего - это вершина искусства Северного Возрождения середины XVI в.

В Германии величайшим представителем немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер . Но не единственным. Здесь творили такие за мечательные художники, как Матис Нитхардт, Лукас Кранах Старший, Ханс Хольбейн Младший и другие.

Переворот, произведенный в эпоху Возрождения в области духовной культуры и искусства, имел огромное историческое значение. Никогда еще в Западной Европе искусство не занимало такого выдающегося места в обществе. На протяжении последующих трех веков европейское искусство развивается на основе усвоенных и узаконенных художниками Возрождения принципов. Искусство Возрождения сохраняет притягательную силу и в наши дни.

Несомненным достижением эпохи Возрождения стала геометрически правильная конструкция картины. Художник выстраивал изображение с помощью разработанных им приемов. Главное для живописцев того времени было соблюсти пропорции объектов. Даже природа подпадала под математические приемы высчитывания пропорциональности изображения с другими объектами на картине.

Другими словами, художники в эпоху Ренессанса стремились передать точное изображение, например, человека на фоне природы. Если сравнивать с современными приемами воссоздания на каком-то полотне виденного образа, то, скорее всего, фотография с последующей корректировкой поможет понять, к чему стремились художники Ренессанса.

Живописцы эпохи Возрождения считали, что они имели право исправлять недоработки природы, т.е., если человек имел некрасивые черты лица, художники исправляли их таким образом, что лицо становилось милым и привлекательным.

Леонардо да Винчи

Эпоха Возрождения стала таковой благодаря многим творческим личностям, которые жили в ту пору. Известный на весь мир Леонардо да Винчи (1452 – 1519) создал огромное количество шедевров, стоимость которых исчисляются в миллионы долларов, а ценители его искусства готовы созерцать его картины на протяжении долгого времени.

Начинал свое обучение Леонардо во Флоренции. Первое его полотно, написанное около 1478 года, - «Мадонна Бенуа». Далее были такие творения как «Мадонна в гроте», «Мона Лиза», упомянутая выше «Тайная вечеря» и еще масса других шедевров, написанные рукой титана эпохи Ренессанса.

Строгость геометрических пропорций и точное воспроизведение анатомического строения человека – вот чем характерна живопись Леонарда да Винчи. По его убеждениям искусство изображать на холсте те или иные образы является наукой, а не просто каким-то увлечением.

Рафаэль Санти

Рафаэль Санти (1483 - 1520) известный в мире искусства как Рафаэль создавал свои произведения в Италии. Его картины проникнуты лиризмом и изяществом. Рафаэль – это представитель эпохи Ренессанса, который изображал человека и его бытие на земле, любил расписывать стены соборов Ватикана.

Картины предавали единство фигур, пропорциональные соответствия пространства и образов, благозвучие колорита. Чистота Богородицы явилась основой для многих картин Рафаэля. Его самое первое изображение Богоматери – это Сикстинская мадонна, которая была написана известным художником еще в 1513 году. Портреты, которые были созданы Рафаэлем, отражали идеальный человеческий образ.

Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли (1445 - 1510) также является художником эпохи Ренессанса. Одной из первой его работ была картина «Поклонение волхвов». Тонкая поэтичность и мечтательность были его первоначальными манерами в области передачи художественных образов.

В начале 80-х годов XV века великий художник расписывал стены Ватиканской капеллы. Фрески, сделанные его рукой, поражают до сих пор.

Со временем его картинам стали присущи спокойствие строений античности, живость изображенных персонажей, гармоничность образов. Кроме того, известно увлечение Боттичелли рисунками к известным литературным произведениям, которые также добавили только славы к его творчеству.

Микеланджело Буонаротти

Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) – итальянский художник, который также творил в эпоху Возрождения. Чем только не занимался это известный многим из нас человек. И скульптурой, и живописью, и архитектурой, а также еще и поэзией. Микеланджело, как и Рафаэль и Боттичелли, занимался росписью стен храмов Ватикана. Ведь только самые талантливые живописцы тех времен привлекались к такой ответственной работе, как нанесение изображений на стены католических соборов. Более 600 квадратных метров Сикстинской капеллы ему пришлось покрыть фресками с изображениями различных библейских сюжетов. Самое известное произведение в подобном стиле известно нам как «Страшный суд». Смысл библейского сюжета выражен полно и ясно. Такая точность в передаче образов характерна для всего творчества Микеланджело.

В эпоху Возрождения происходит много изменений и открытий. Изучаются новые континенты, развивается торговля, изобретаются важные вещи, такие как бумага, морской компас, порох и многие другие. Изменения в живописи также имели огромное значение. Картины эпохи Возрождения получили огромную популярность.

Основные стили и направления в произведениях мастеров

Период был одним из самых плодотворных в истории искусства. Шедевры огромного количества выдающихся мастеров можно найти сегодня в различных художественных центрах. Во Флоренции в первой половине пятнадцатого столетия появились новаторы. Их картины эпохи Возрождения были отмечены началом новой эры в истории искусства.

В это время наука и искусство становятся очень тесно связанными между собой. Художники ученые стремились к освоению физического мира. Живописцы старались воспользоваться более точными представлениями о человеческом теле. Многие художники стремились к реалистичности. Стиль начинается с картины Леонардо да Винчи "Тайная Вечеря", которую он писал на протяжении почти четырех лет.

Одна из самых известных работ

Была написана в 1490 годах для трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Полотно представляет последнюю трапезу Иисуса вместе со своими учениками перед тем, как его схватили и убили. Современники, наблюдающие за работой художника в этот период, отмечали, как он мог с утра до вечера рисовать, не останавливаясь даже для того, чтобы поесть. А потом мог забросить свою картину на несколько дней и вообще не подходить к ней.

Художника очень беспокоил образ самого Христа и предателя Иуды. Когда же наконец картина была завершена, она по праву была признана шедевром. "Тайная вечеря" и по сегодняшний день является одной из самых популярных. Репродукции эпохи Возрождения всегда пользовались широким спросом, но этот шедевр отмечен бесчисленными копиями.

Признанный шедевр, или Загадочная улыбка женщины

Среди работ, созданных Леонардо в шестнадцатом столетии, значится портрет, который называется "Мона Лиза", или "Джоконда". В современную эпоху это, возможно, наиболее известная картина в мире. Популярной она стала, в основном, из-за неуловимой улыбки на лице женщины, изображенной на полотне. Что привело к такой загадочности? Умелая работа мастера, способность так искусно затенить уголки глаз и рта? Точная природа этой улыбки не может быть определена до сих пор.

Вне конкуренции и другие детали этой картины. Стоить обратить внимание на руки и глаза женщины: с какой точностью отнесся художник к мельчайшим подробностям полотна при его написании. Не менее интересен и драматический пейзаж на заднем плане картины, мир, в котором как будто все находится в состоянии потока.

Еще один знаменитый представитель живописи

Не менее известный представитель Ренессанса - Сандро Боттичелли. Это великий итальянский живописец. Его картины эпохи Возрождения также имеют огромную популярность среди широкого круга зрителей. "Поклонение волхвов", "Мадонна с младенцем на троне", "Благовещение" - эти произведения Боттичелли, посвященные религиозной тематике, стали огромными достижениями художника.

Еще одна известная работа мастера - "Мадонна Магнификат". Она прославилась еще в годы жизни Сандро, о чем свидетельствуют многочисленные репродукции. Подобные полотна в форме круга были довольно востребованы во Флоренции пятнадцатого столетия.

Новый поворот в творчестве живописца

Начиная с 1490 года Сандро меняет свой стиль. Он становится более аскетичным, сочетание красок теперь намного сдержаннее, часто преобладают темные тона. Новый подход творца к написанию своих произведений прекрасно заметен в "Короновании Марии", "Оплакивании Христа" и других полотнах, на которых изображена Мадонна и Младенец.

Шедевры, написанные Сандро Боттичелли в то время, например, портрет Данте, лишены пейзажных и интерьерных фонов. Одно из не менее значительных творений художника - это "Мистическое Рождество". Картина была написана под влиянием неурядиц, которые происходили в конце 1500 года в Италии. Многие картины художников эпохи Возрождения не просто приобрели популярность, они стали примером для последующего поколения живописцев.

Художник, полотна которого окружены ореолом восхищения

Рафаэль Санти да Урбино был не только но и архитектором. Его картины эпохи Возрождения вызывают восхищение ясностью своей формы, простотой композиции и визуальным достижением идеала человеческого величия. Наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи, он входит в традиционную троицу самых великих мастеров этого периода.

Прожил он сравнительно небольшую жизнь, всего 37 лет. Но за это время создал огромное количество своих шедевров. Некоторые его произведения находятся во Дворце Ватикана в Риме. Не все зрители могут увидеть воочию картины художников эпохи Возрождения. Фото же этих шедевров доступны всем (некоторые из них представлены в данной статье).

Наиболее известные произведения Рафаэля

С 1504 по 1507 годы Рафаэль создал целую серию "Мадонн". Картины отличаются чарующей красотой, мудростью и одновременно некой просветленной грустью. Самым знаменитым его полотном стала "Сикстинская Мадонна". Она изображена парящей в небесах и плавно спускающейся к людям с Младенцем на руках. Именно это движение очень мастерски смог изобразить художник.

Эта работа была высоко оценена многими известными критиками, и все они пришли к единому выводу, что она действительно редкая и необычная. Все картины художников эпохи Возрождения имеют долгую историю. Но стала наиболее популярной благодаря своим бесконечным странствиям, начиная с момента своего создания. Пройдя через многочисленные испытания, она наконец заняла достойное место среди экспозиций Дрезденского музея.

Картины эпохи Возрождения. Фото известных полотен

И еще один известный итальянский живописец, скульптор, а также архитектор, оказавший огромное влияние на развитие искусства Запада, - это Микеланджело ди Симони. Несмотря на то что известен он, в основном, как скульптор, существуют и прекрасные произведения его живописи. И самым значительным из них является потолок Сикстинской капеллы.

Работа эта выполнялась на протяжении четырех лет. Пространство занимает около пятисот квадратных метров и содержит более трехсот фигур. В самом центре девять эпизодов из книги Бытия, разделенных на несколько групп. Сотворение земли, создание человека и его падение. Среди наиболее известных картин на потолке - "Сотворение Адама" и "Адам и Ева".

Не менее знаменитая его работа - "Страшный суд". Выполнена она на алтарной стене Сикстинской капеллы. Фреска изображает второе пришествие Иисуса Христа. Здесь Микеланджело игнорирует стандартные художественные условности в написании Иисуса. Он изобразил его с массивной мышечной структурой тела, молодым и безбородым.

Значение религии, или Искусство эпохи Возрождения

Итальянские картины эпохи Возрождения стали основой для развития западного искусства. Многие популярные работы этого поколения творцов имеют огромное влияние на художников, которое сохраняется и по сегодняшний день. Великие представители искусства того периода сосредотачивали свое внимание на религиозных темах, часто работали по заказу состоятельных покровителей, в том числе и самого Папы Римского.

Религия буквально проникла в повседневную жизнь людей этой эпохи, глубоко засела в сознании художников. Практически все религиозные полотна находятся в музеях и хранилищах искусства, а вот репродукции картин эпохи Возрождения, связанные не только с этой тематикой, можно встретить во многих учреждениях и даже обычных домах. Люди бесконечно будут восхищаться работами известных мастеров того периода.

Эпоха Возрождения или Ренессанс подарила нам множество великих произведений искусства. Это был благоприятный период для развития творчества. С Ренессансом связаны имена многих великих художников. Ботичелли, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо Да Винчи, Джотто, Тициан, Корреджо - это лишь малая часть имен творцов того времени.

С этим периодом связано возникновение новых стилей и живописи. Подход к изображению человеческого тела стал практически научным. Художники стремятся к реальности - они прорабатывают каждую деталь. Люди и события на картинах того времени выглядят крайне реалистично.

Историки выделяют несколько периодов в развитии живописи в эпоху Возрождения.

Готика - 1200-е годы . Популярный стиль при дворе. Отличался помпезностью, вычурностью, излишней красочностью. В качестве красок применялась . Картины представляли собой , тематика которых - алтарные сюжеты. Самые известные представители этого направления - итальянские художники Витторе Карпаччо, Сандро Ботичелли.


Сандро Ботичелли

Проторенессанс - 1300-е годы . В это время происходит перестройка нравов в живописи. Религиозная тематика отходит на задний план, а светская приобретает все большую популярность. Картина занимает место иконы. Людей изображают более реалистично, для художников становятся важными мимика, жесты. Появляется новый жанр изобразительного искусства - . Представителями этого времени являются Джотто, Пьетро Лоренцетти, Пьетро Каваллини.

Ранее Возрождение - 1400-е годы . Расцвет нерелигиозной живописи. Даже лики на иконах становятся более живыми - они обретают человеческие черты лица. Художники более ранних периодов пытались рисовать пейзажи, но они служили лишь дополнением, фоном к основному изображению. В период Раннего Возрождения становится самостоятельным жанров. Продолжает развиваться и портрет. Ученые открывают закон линейной перспективы, на этой основе строят свои картины и художники. На их полотнах можно видеть правильное трехмерное пространство. Яркие представители этого периода Мазаччо, Пьеро Делла Франческо, Джованни Беллини, Андреа Мантенья.

Высокое Возрождение - Золотой Век . Кругозор художников становится еще шире - их интересы простираются в пространство Космоса, они рассматривают человека, как центр мироздания.

В это время появляются «титаны» Возрождения - Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Тициан, Рафаэль Санти и другие. Это люди, чьи интересы не ограничивались живописью. Их познания простирались гораздо дальше. Самым ярким представителем был Леонардо Да Винчи, который был не только великим живописцем, но и ученым, скульптором, драматургом. Он создал фантастические техники в живописи, например «смуффато» - иллюзию дымки, которая использовалась при создании знаменитой «Джоконды».


Леонардо Да Винчи

Позднее Возрождение - угасание эпохи Ренессанса (середина 1500-х конец 1600-х). Это время связано с переменами, религиозным кризисом. Расцвет заканчивается, линии на полотнах становятся более нервными, уходит индивидуализм. Образом картин все чаще становится толпа. Талантливые работы того времени принадлежат перу Паоло Веронезе, Якопо Тиноретто.


Паоло Веронезе

Италия подарила миру самых талантливых художников эпохи Возрождения, о них в истории живописи встречается больше всего упоминаний. Между тем в других странах в этот период живопись также развивалась, и оказала влияние на развитие этого искусства. Живопись других стран в этот период называют Северным Возрождением.

Ж ивопись Италии эпохи Возрождения – явление поистине грандиозное. Такого количества блестящих имен не знала ни одна из последующих эпох, ни одна из национальных школ. Не случайно в последующие века художники неизменно черпали опыт и вдохновение в изобразительном искусстве итальянского Ренессанса.

В ренессансной системе взглядов особая роль принадлежала изобразительному искусству. Человек во времена Возрождения ощутил себя способным к познанию мира, но поначалу сам мир представлялся ему, как и в Средние века, грандиозным произведением искусства, созданием величайшего художника – Бога.

Мазаччо «Троица» 1426-1428 гг. Церковь Санта Мария Новелла Благодаря искусному использованию светотени и знанию законов перспективы Мазаччо придавал изображению жизненную убедительность. “Троица” (1425-1428).

Таким образом, изображение мира считалось одним из путей его познания. Разработка системы прямой перспективы сделали живопись наиболее “очеловеченным” видом искусства – глаз зрителя стал “точкой отсчета” в “пространстве” картины. Появление и распространение масляных красок открыло многообещающий путь развития тонального и светового начала.

Битва при Сан-Романо (1440-1450), Чрезвычайно сложные композиционно, новаторские картины Уччелло часто не находили понимания у современников.

Ж ивопись Флоренции, Сиены и Перуджи.

большое значение в развитии итальянского изобразительного искусства сыграла флорентийская живопись раннего Возрождения, активно экспериментировавшая в области пространственной перспективы. Умение передать отношения реального пространства на плоскости высоко подняло общественный статус художника, переведя его из положения скромного ремесленника – декоратора в разряд ученого геометра, постигающего законы строения мира.

Анджелико-художник глубочайшей веры. Его Мадонны-идеал духовной красоты и благочестия.

Брунеллески в начале 1420-х г.г. создал две картины с видами Флоренции, которые восхищали его современников иллюзорной точностью, но разглядывать их можно было только с помощью хитроумной системы зеркал и окошек. Воспроизведение глубины пространства для реального зрителя на любой доске или стене при сохранении оптического единства изображения требуют не только знаний, но и опыта и чутья высокопрофессионального живописца. Всеми перечисленными качествами обладал Мазаччо (1401-1428). Расписанная им в 1427-1428 г.г. капелла Бранкаччи во Флорентийской церкви Санта-Мария дель Кармине сразу стала своего рода школой для художников.

Пьеро делла Франческа прославился своим удивительным колористическим мастерством.

Страстным поклонником Мазаччо был Уччелло (1397-1475) – настоящий певец подробностей. Художник просиживал ночи, зарисовывая какую-нибудь мелочь в сложном ракурсе, например структуру оперения летящей птицы. Другой последователь Мазаччо – мастер суровых лапидарных форм Андреа дел Кастаньо (около 1421-1457) более всего прославился росписью зала виллы Кардуччи, изобразив среди прочего кондотьера Пиппо Спано – испанца, ставшего в конце жизни правителем Хорватии.

Стиль Мантеньи – отличает скульптурность в передаче объемных форм. “Юдифь” (около 1490).

Скульптурно мощная фигура воителя, который может играючи согнуть стальной клинок, уверенно вторгается в пространство зала. Этого впечатления Кастаньо добился, выведя кисть правой руки и левую стопу своего персонажа за пределы декоративного обрамления фрески.

Однако не все флорентийские живописцы первой половины XV в. увлекались передачей перспективы. Так, художник-монах Беато Анжелико (около 1400-1455) вдохновлялся в основном миниатюрой XIV в.

У Джорджоне невиданное ранее значение приобретает пейзаж. “Гроза” (1507-1508).

Флорентийский живопись середины столетия сравнительно с предыдущим периодом более спокойна, но менее серьезна. Мазаччо в своих фресках освятил земное бытие, тепер? же самые священные сюжеты погружаются в житейскую прозу: таков в целом мир живописи Фра Филиппо Липпи, населенный миловидными, жизнерадостными, но отнюдь не возвышенными мадоннами и ангелами; таков же затейливо роскошное зрелище шествия волхвов, представленное в 1459 г. на стенах домовой капеллы Медичи художником Беноццо Гоццоли. Блестящий и трагический финал флорентийского раннего Возрождения воплотился в живописи Боттичелли.

Живопись Тициана стала вершиной венецианской школы. “Венера Урбанская” (1538).

Живопись Сиены наиболее оригинально представлена Сассетой – автором картины “Шествие волхвов”. В ней яркая сказочность художественного языка не препятствует смелым живописным находкам. Контраст между густыми эмалевыми красками переднего плана и нежными светлеющими тонами у горизонта – одна из первых попыток изобразить пространство чисто живописными средствами.

Это задача оказалась по силам лишь Пьеро делла Франческа (около 1420-1462), пожалуй, величайшему из живописцев Кватроченто. Пройдя выучку во Флоренции, он, однако, выработал собственную творческую манеру. Если флорентийцы в центр изображаемой вселенной ставили человека, то Пьеро считал, что человек – лишь органичное звено большого мира природы, последний же при всем своем многообразии подчинен закону числа. Пропорции человеческого тела, формы природы, последний же при всем своем многообразии подчинен закону числа. пропорции человеческого тела, формы природы, реальная геометрика живописной плоскости породнены художником: фигура Христа с ее благодарной, “растущей” статью созвучна вертикали древесного ствола; пышная шарообразная крона дерева естественно вписана в полукруг завершения композиции.

Вершиной творчества Пьеро делла Франческа стала фрески в алтаре церкви Сань-Франческо в Ареццо (1452-1466). Они посвящены достаточно редкой теме – истории Животворящего древа, принесенного на Землю из Эдема первыми людьми, которому потом суждено было стать орудием казни Христа, – и величайшей из святынь христианского мира. Художнику чуждо представление о живописи как о зрительном обмане. Мастер ценит естественное, даже поверхность стены, на которой пишет, превращая ее плоскость в опору для своих величаво-строгих композиций. Он избегает сложных личностных характеристик: персонажи его однотипны, ибо они только актеры вселенского спектакля. Во многих творческих примерах Пьеро делла Франческа вернулся к опыту Джотто, однако в понимании цвета он опередил современников на столетия. Живописцы привыкли пользоватся цветом как механической “раскраской” готовых линий или форм. У Пьеро форма рождалась из тонких колористических градаций. Его палитра неисчерпаемо богата. Глаз художника подмечает не только естественный цвет предметов, но и окрашенность воздуха солнечным светом; чуть различимый серебристый оттенок придает палитре Пьеро потрясающую верность, формам-легкость, пространство-глубину.

Школа живописцев Перуджи внезапно и ярко расцвела в последние десятилетия XV в. Местные художники славились прежде всего как мастера декоративных росписей. Весьма характерны фрески так называемых апартаментов Борджиа в папском дворце в Риме (1493). Их автор Пинтуриккьо (около 1454-1513)создает яркий и затейливый декор, где продумана каждая деталь-от цветных плиток пола до ярко-синих с позолотою потолков. В более строгой и спокойной манере работал Перуджиино (1445/1452-1523). Стремясь расторгать зрителя, этот мастер охотно тиражировал благообразные, но однотипные мотивы: мечтательно-кроткие лица, легкую арочную архитектуру, “пасхальные” пейзажи с тонкими деревцами.

Ж ивопись Северной Италии и Венеции

Живопись мастеров Северной Италии прошла свои, отличные от других школ этапы. Если флорентийская живопись, в целом обращенная к разуму, изображала прежде всего трехмерные тела, а мастера Средней Италии ориентировались на чувства и решали преимущественно пространственные проблемы, то основная сфера эстетического воздействия у художников североитальянской школы-воображение, ее ведущая тема-вещество: пластическая фактура предметов, воздух и свет. В продолжение первой трети XV в. феодальные центры Северной Италии (Феррара, Верона, Мантуя) были включены в орбиту так называемой “Интернациональной” готики. Основные стилевые проблемы этого течения – чуткость к явлениям природы, виртуозное владение линией-нашли выражение в творчестве Пизанелло (1395-1455). В портрете принцессы из из феррарского дома д’ Эсте (1430-е) мастер оттенил нежную умиротворенность лица девушки, поместив его на контрастном фоне темной и жесткой листвы, усеянной яркими трепетными пятнами цветов и бабочек.

Беллини относится к числу самых замечательных портретистов своего времени. “Портрет дожа Леонардо Лоредана” (1501-1505).

Роль очага культуры Возрождения в 1430 – х гг. приобрела Падуя- город с богатым античным прошлым, в 1406 г. присоединенный к венецианским владениям. Наряду со своим старинным университетом Падуя прославилась мастерской Франческа Скварчоне, живописца-самоучки, глубокого знатока древних памятников, создавшего настоящую академию, где одновременно обучались живописи до 100 юношей и среди них приемный сын Скварчоне Андреа Мантенья (1431-1506), крупнейший мастер североитальянского Кватроченто, сочетавший в своих работах жизнеподобие с яркой фантастичностью.

В живописи Венеции радикальные перемены произошли с приездом сюда южноитальянского художника Антонелло да Мессина (около 1430-1479). Большую роль в формировании оригинального стиля венецианской школы сыграл Джованни Беллини (около 1430-1516). Он положил в основу своей манеры колористическое начало. Мягкая гармония пронизанных светом красок художника сродни излюбленным им простым идиллическим сценам, где сельский вечерний пейзаж играет немалую роль.

Расцвет венецианской школы живописи пришелся на первую половину XVI в., когда творили великие Джорджоне (1477-1510) и Тициан (1488/1490-1576). Джорджоне создал собственный живописный жанр – “поэзии”. Эти картины писались им по заказам частных лиц и отписались от современного европейского искусства своей бассюжетностью. Основа их образного строя – прихотливая фантазия автора, а не какое-либо событие, почерпнутое из исторического или литературного источника. Тициан, унаследовал лиризм Джорджоне, соединил его со здоровой чувственностью и активным восприятием бытия. В творчестве этого мастера нашло выражение венецианского Высокое Возрождение.

Живопись итальянского возрождения – Джотто, Мазаччо, Анджелико, Тициан и Джорджоне обновлено: Июль 2, 2017 автором: сайт