Государственная Третьяковская галерея – крупнейшее в мире собрание русской живописи. Галерея основана Павлом Третьяковым, который с 1850-х годов собирал картины лучших художников своего времени. Именно благодаря его поддержке и участию замечательные произведения русского искусства были заботливо сохранены для потомков. В Третьяковской галерее экспонируются произведения, ставшие знаковыми в истории русского искусства и признанные мировыми шедеврами.




А.А. Иванова можно назвать «художником одной картины». Эпическое полотно «Явление Христа народу» он писал 20 лет. На картине изображен момент сошествия Христа к реке Иордан и встречи его с Иоанном Крестителем. Моделями для многих персонажей картины послужили реальные люди – в частности, сам художник и его друг Н.В. Гоголь. Картина была выставлена в Санкт-Петербурге в мае 1858 года, а через полтора месяца художник скончался. Когда в 1925 году картину было решено переместить в Третьяковскую галерею, для громадного полотна размером 5,4 х 7,5 м не нашлось подходящего по размеру помещения, и для нее к основному зданию галереи пришлось пристраивать отдельный зал.




До сих пор точно неизвестно, действительно ли Иван Грозный убил своего сына в припадке ярости, или это историческая легенда. Но это и неважно. На картине И.Е. Репина изображено главное – глубинная сущность ЗЛА, выросшего из упоения властью, деспотизма и вседозволенности. Это не только ошеломляющее по силе воздействия полотно, но и яркий индикатор человеческой злобы и нетерпимости. Картина «Иван Грозный» стала первым в истории России произведением живописи, которое подверглось цензуре. Император Александр III запретил П. Третьякову, который купил картину, выставлять ее либо показывать частным образом. Сам Третьяков испытывал настолько сильное негативное эмоциональное воздействие этого произведения, что ему пришлось переместить полотно в отдельное помещение. В 1913 году картина подверглась вандализму – была изрезана неуравновешенным старообрядцем-иконописцем. В 2013 г. группа агрессивных православных активистов попыталась организовать удаление картины из экспозиции музея.




«Апофеоз войны» - глубоко символичная картина знаменитого художника-баталиста Верещагина, которому довелось участвовать в военных действиях по всему миру, от Балкан до Туркестана, Индии и Китая. Это яркий и выразительный протест против войн и насилия. Сам Верещагин с горькой иронией определял жанр своей картины так: «если не считать ворон, то это натюрморт, в переводе с французского «мертвая природа»». Действительно, огромная гора черепов, иссеченных саблями и пробитых пулями, в иссохшей каменной пустыне под ярко-синим небом – «мертвая природа», закономерный итог любых военных конфликтов. На раме картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим».




Эпическое историческое полотно было написано В. Суриковым по мотивам «Повести о боярыне Морозовой» - жизнеописания героини старообрядческого движения, которое было популярно в его родных сибирских краях. Картина «Боярыня Морозова» до сих пор остается одной их центральных в экспозиции Третьяковской галереи. Критики того времени сравнивали ее с «персидским ковром» за изображение пестрой многоликой толпы, образующей своеобразный «узор». Примечательно, что лица всех изображенных персонажей, даже второстепенных, строго индивидуальны и тщательно выписаны. Для этой картины Суриков создал более сотни портретных этюдов!




До 47-летнего возраста В.А. Тропинин был крепостным. Правда, его хозяин, граф Морков, заметил художественное дарование юноши и на несколько лет отправил его учиться в петербургскую Академию художеств, но позже Тропинину пришлось долгие годы совмещать обязанности придворного живописца и слуги. Он получил «вольную» лишь в 1823 г., и в этом же году написал картину «Кружевница», поразившую художественных критиков лиризмом и непосредственностью. Произведение пронизано духом интимности и радости повседневной жизни. Задушевные женские образы Тропинина стали классикой русской живописи, а его самого называли «русским Рембрандтом».




Картина «Утро в сосновом лесу» больше известна в России под народным названием «Три медведя». Во времена СССР выпускались популярные шоколадные конфеты «Мишка косолапый», на обертке которых была изображена репродукция этого произведения. На самом деле медведей на картине четыре, а не три. Затянутый утренним туманом вековой бор принадлежит кисти непревзойденного мастера пейзажа И. Шишкина, забавных медвежат написал художник Константин Савицкий. Но после приобретения картины П. Третьяков стер подпись Савицкого, поэтому ее авторство долго приписывали одному Шишкину.




Врубелевские образы демонов – уникальное явление в русской живописи. Они не имеют ничего общего с библейским воплощением зла. Демоны Врубеля олицетворяют силу и величие человеческого духа, обуреваемого сомнениями, скорбью и страданиями. Наиболее выразителен в этой галерее образов «Демон сидящий». Он воплощен в образе юноши, словно зажатого между верхней и нижней гранью картины на фоне пылающего заката. Эффект тревоги и смятения подчеркивает специфическая, неповторимая живописная манера Врубеля, - резкие вибрирующие мазки, напоминающие мозаику. Вопреки распространенному мнению, «Демон» написан еще до того, как Врубель начал иллюстрировать одноименную поэму Лермонтова.




«Богатыри» - не только самая известная картина В. Васнецова, но и одно из самых популярных художественных произведений в России. Ее знают все от мала до велика, чаще под названием «Три богатыря». Богатырская тематика – основа народной мифологии Руси. Имена Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, доблестных защитников русского народа, знакомы нам с детства. В. Васнецов писал картину «Богатыри» более 20 лет, доводя до совершенства каждую деталь. Он считал эту работу своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом». Меценат Савва Мамонтов построил в имении Абрамцево отдельный павильон, где Васнецов мог работать над огромным полотном. Прообразом Ильи Муромца стал кузнец из Абрамцева Иван Петров, Алеши Поповича – младший сын Мамонтова Андрей. А вот Добрыня Никитич – собирательный образ самого художника, его отца и деда.
«Девочка с персиками» - одно из самых радостных, свежих и лирических живописных полотен конца XIX века. Она была написана двадцатидвухлетним В. Серовым в Абрамцево – усадьбе мецената Саввы Мамонтова, где часто собирались известнейшие художники того времени. На портрете изображена дочь хозяина, 12-летняя Вера Мамонтова. Кстати, персики, разложенные на столе, вовсе не были привезены из теплых краев, их выращивал в оранжерее усадьбы садовник-виртуоз. Позже В. Серов стал одним из лучших портретистов Европы и увековечил многих знаменитых современников, но «Девочка с персиками» до сих пор остается самой известной его работой.
«Купание красного коня» К. Петрова- Водкина – одно из самых необычных и символичных живописных произведений начала ХХ века. Оригинальная сферическая перспектива и цветовая гамма картины созданы под влиянием традиций русской иконописи и итальянских фресок. Когда критики обвинили художника в том, что красных коней не бывает, он показал им древнерусские иконы, на которых кони были того же цвета. В русской иконописи красный цвет обозначает величие жизни, а иногда и жертву. Современники считали картину Петрова-Водкина пророческой и ассоциировали красного коня с Россией, которую не в силах удержать юный хрупкий всадник.



Выполнила

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Троицкая СОШ»

Ортикова Лариса Викторовна

Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)

(известна также как Третьяковка) -художественный музей

в Москве, основанный в 1856 году, имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

Павел Михайлович Третьяков –

15. 12.1832 г. - 4.12.1898 г.

основатель Третьяковской галереи, человек широко образованный, страстный коллекционер. На протяжении многих лет он тщательно и любовно собирал картины русских художников. В 1872 году Третьяков начал постройку первых залов будущей галереи, пристраивая их к дому в Лаврушинском переулке, где он жил сам.

Третьяковская галерея включает:

* Древнерусское искусство XII – XVII веков;

* искусство XVIII века;

* искусство первой половины XIX века;

* искусство второй половины XIX века;

* искусство XX века;

* искусство новейших течений.

Неизвестный иконописец Богоматерь Владимирская Первая треть XII века

Дионисий Алексий митрополит

Конец XV - начало XVI вв.

Древнерусская живопись XII - XVII веков.

Искусство XVIII века

Вишняков Иван Яковлевич Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Жилле Никола-Франсуа Портрет Петра I

Рослин Александр Портрет князя В.М.Долгорукого-Крымского

Искусство первой половины XIX века

Тропинин Василий Андреевич Девушка в голубом сарафане, с корзиной цветов

1810-е Картон, масло

Кипренский Орест Адамович Портрет А.С.Пушкина

1827 Холст, масло

Иванов Александр Андреевич Облака над побережьем

вторая половина 1830-х - 1840-е Бумага на картоне, масло

Огромный зал галереи отведен прославленному русскому художнику Александру Андреевичу Иванову, его полным жизни итальянским этюдам, знаменитой картине «Явление Христа народу», работа над которой длилась 20 лет (1837- 1857г.г.). Размеры картины поистине одновременно восхищают и удивляют (540 на 750 см.).

Наиболее прославленная и самая полная коллекция русской живописи второй половины XIX века – картины В. Перова, В. Сурикова, В. Серова, пейзажистов – А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и многих, многих других.

Василий Григорьевич Перов

Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866

Василий Иванович Суриков

Утро стрелецкой казни.

Валентин Александрович Серов

Девочка с персиками

Алексей Кондратьевич Саврасов

Грачи прилетели

Шишкин Иван Иванович Рожь

Исаак Ильич Левитан

В галерее полно и разносторонне представлено искусство XX века полотнами таких художников, как М. Врубель, К.Малевич, М.Шагал.

Врубель Михаил Александрович Царевна-Лебедь

Малевич Казимир Северинович Женщина с граблями

Шагал Марк Захарович Над городом

Искусство новейших течений

Кабаков Илья Иосифович Ящик с мусором

Пригов Дмитрий Александрович Ботинок

На данный момент более 57 тысяч произведений национального изобразительного искусства входят в бесценную коллекцию Третьяковской галереи

Сайт Третьяковской галереи:

http://www.tretyakovgallery.ru/

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Третьяковская галерея. ТОМАШ ОКСАНА ВАСИЛЬЕВНА С.ВЫСОКИНИЧИ ЖУКОВСКИЙ РАЙОН Всемирное наследие. Памятники. 1

В Лаврушенском переулке города Москвы находится музей, который знает весь мир - Государственная Третьяковская галерея. Люди ласково называют ее «Третьяковкой». Это лучшее собрание русских картин. Основателем этой богатейшей коллекции был видный деятель русской культуры московский коллекционер Павел Михайлович Третьяков. С юных лет он страстно увлекался живописью, начал собирать гравюры западноевропейских художников, небольшие картины голландских живописцев 17 века. Но с 1856 года Третьяков твердо решил собирать работы своих современников. Так началась история Третьяковской галереи. 3

Первоначально именно в доме размещалась коллекция П.М. Третьякова, но картин становилось все больше и больше. К 1972 году их насчитывалось более полутора сотен, и места в гостиной уже не хватало. Весной 1874 года для собрания было построено двухэтажное здание по проекту архитектора Александра Каминского (мужа сестры Третьякова). Оно примыкало к южной стене дома и располагалось в сторону соседней с их участком ограды церкви Святого Николая в Толмачах, захватив часть сада вокруг дома. Два зала соединялись внутренним переходом с жилой частью, но имели отдельный вход с улицы. На первом этаже на перегородках были помещены работы старых мастеров, на стенах против окон – пейзажи С.Ф. Щедрина, Ф.М. Матвеева, М.И. Лебедева, М.Н. Воробьева. На втором этаже в высоком просторном зале находились работы современников – В.Г. Перова, В.И. Якоби, В.В. Пукирева, К.Д. Флавицкого и других. 4

Первые покупки художественных произведений, сделанные Павлом Третьяковым, относятся к середине 1850-х годов. На Сухаревке, где он покупал книги, 24-летний купец приобрел 11 графических листов. Через год у него появились картины, написанные маслом, в основном голландских мастеров. Позднее Третьяков отдал предпочтение русским художникам. Еще в 1853 году появилось "Описание картинной галереи тайного советника Федора Ивановича Прянишникова". Личное знакомство с этой коллекцией в 1856 году, посещение Эрмитажа в Петербурге и побудило Павла Михайловича к собирательству. На первых порах он покупал работы своих еще мало известных современников. Картина В.Г. Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами" (1853) одной из первых появилась у Третьякова в 1856 году. 5

Третьякова на протяжении всей его жизни вдохновляла цель – создать в Москве национальный общедоступный художественный музей. И вот в 1892 году Третьяков осуществил свое давнее намерение – подарил собрание картин городу Москве вместе со зданием, где оно размещалось. В начале 1900-х годов по рисунку художника В.М.Васнецова был построен нынешний каменный фасад. Создавая проект, художник вдохновлялся красотой теремов Древней Руси. 6

Раньше в этом доме жил П.М.Третьяков (1832-1898) В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин,15 скульптур и коллекция икон. «Желая содействовать процветанию искусств в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, - писал Третьяков в Московскую государственную думу, - ныне же приношу в дар… всю мою галерею со всеми художественными произведениями». 7

Павел Михайлович Третьяков Спокойный, немного грустный, Третьяков стоит, скрестив на груди руки – это была его любимая поза, - стоит, размышляя о судьбах русской живописи. А на заднем плане картины? Картины, картины…собранные им в течение многих лет. РАБОТА И.Е.РЕПИНА.1883. 8

В 1860 году, впервые отправившись за границу по делам своего Торгового дома и для самообразования, Павел Михайлович Третьяков составил завещательное письмо. В нем были примечательные строки: «Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи». Подчиняясь именно этому желанию, он продолжал свою собирательскую деятельность. 9

И. Крамской. Портрет Третьяковой. Через десять лет после женитьбы, в 1875 году, Павел Михайлович пожелал иметь портрет своей жены. Как всегда, предварительно велась длительная переписка с И.Н. Крамским. В результате история оставила нам два портрета Веры Николаевны Третьяковой работы Крамского 1876 и 1879 годов. 10

Один из старейших сотрудников основателя музея вспоминал, что Третьяков "определенно говорил: "Картины будут принадлежать всему народу". И нам, служащим галереи, постоянно внушал, что мы охраняем и заботимся о народном достоянии". Сегодня в экспозиции музея представлено искусство начиная с XI по XX век, такие известные мастера как Андрей Рублев, Феофан Грек, Боровиковский, К.Брюллов, И.Репин, Суриков. Особой гордостью экспозиции является «сокровищница», где представлены художественные изделия из драгоценных камней и благородных металлов. 11

Сокровищница 12

Андрей Рублев. « Троица» 13

И.Репин «Не ждали» 14

Исаак Левитан «Март» «Я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен ну словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней» - писал художник А.П.Чехову. 15

И.Э. Грабарь - классик при жизни - по праву вошел в историю изобразительного искусства. Его имя стало почти легендарным. Ученик Репина. Современник Серова, Врубеля, Левитана. Друг Бенуа. Народный художник СССР. Автор блестящих исследований по истории искусства. Один из основоположников отечественной искусствоведческой науки. Выдающийся педагог, воспитавший целое поколение художников и искусствоведов. Вот что писал художник Игорь Эммануилович Грабарь: «Вернувшись в 1901 году в Россию, я был несказанно потрясен красотою русского пейзажа! Нет нигде таких чудесных березовых рощ, таких восхитительных весен, золотых осеней, сверкающих осеней, сверкающих инеев» 16

И.Э.Грабарь «Мартовский снег» Только в марте бывает такой снег – рыхлый, ноздреватый, и только в марте такие синие тени на снегу: солнце пригревает и светит очень ярко. 17

М.Врубель. «Демон» 18

В.Васнецов. « Аленушка» 19

Левитан «Март» 20

А.К.Саврасов. Грачи прилетели «В Швейцарии я был, был и в Италии. Прекрасно, Но кому что. А мне, конечно, в России нравится. В России природа поет, разнообразие: весна какая…» 21

В.Д. Поленов «Ранний снег» 1844-1927 В.Д.Поленов 22

В.А.Серов. Девочка с персиками (Портрет Веры Мамонтовой) 1887 23

«Милостивый государь Иван Иванович!.. Покорнейше Вас прошу сообщить мне, продана ваша картина «Полдень» или нет? И в таком случае, не угодно ли Вам уступить мне ее за 300 р.?» - обращался Павел Михайлович Третьяков к живописцу после посещения осенней выставки академии художеств в 1869 году. 24

В переписке речь идет о картине «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869). С нее Третьяков начал создавать в своем московском доме основательное собрание пейзажных работ И.И.Шишкина. В 1898 году у него находилось 227 живописных и 8 графических произведений художника. Среди них – монументальные полотна «Рубка леса» (1867), «Рожь»(1878), «Утро в сосновом лесу» (1889) и такие совершенные графические листы, как «Паутина в лесу» (1880-е) и «Лесная глушь» (1870). Они и ныне составляют ядро обширной «монографии» Шишкина в Третьяковской галерее. Со времени дара П.М.Третьяковым своей галереи Москве коллекция работ выдающегося пейзажиста выросла в несколько раз и дает всеохватывающее представление о его могучей творческой личности. 25

Рожь.1878г. Холст, масло. Все рожь кругом, как степь живая, Ни замков, ни морей, ни гор. Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор. 26

Утро в сосновом лесу.1889г. Холст, масло. 27

На Севере диком.1890г В 1890 году, в связи с предполагавшимся изданием сочинений Лермонтова, многие русские художники, в том числе и Шишкин, были привлечены к иллюстрированию лучших стихов поэта. Выбор Шишкина остановился на стихотворениях «На севере диком» и «Отчизна». 28

Место душевного отдыха Не заменить мне иным. Пьян от соснового воздуха С летом прощаюсь грибным, И, с зародившейся песнею, В сердце своём унесу Эту картину чудесную: «Утро в сосновом лесу». Игорь Трояновский г.Иркутск. Шепчутся сосны высокие, Прячется гриб под кустом, Белка, рассерженно цокая, Рыжим мелькает хвостом. Ты не ругайся, красавица, Что твой нарушил покой – Просто уж очень мне нравится Сказочный лес над рекой. Музеи, картинные галереи, памятники старины, бесценные сокровища прекрасного. Что бы делали люди, как бы стали они бедны, если представить себе хоть на миг, что человечество лишилось бы Лувра или Эрмитажа, Ватикана или Дрезденской галереи, Уффици или Третьяковки? 29

А.Иванов. Явление Христа народу. 30

К концу 1860-х Третьяков задумал создать портретную галерею российских "писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной части". Она должна была стать музеем в музее – национальная портретная галерея в "общественном, всем доступном хранилище изящных искусств". Третьяков находился во власти "модной" просветительской идеи XIX века о важной роли личности в истории, получившей распространение после открытия в Лондоне Национальной портретной галереи в 1856 году. Собиратель сам заказывал художникам портреты, горячо интересовался их работой, тем самым помогая развитию этого жанра. Многие портреты Перова, Крамского, Репина, Ярошенко исполнялись если и не по прямому заказу Третьякова, то с заведомой ориентацией на его музей в музее. Таким образом сам основатель стоял у истоков уникального портретного собрания Галереи. В 1872 году к П.М. Третьякову поступила целая серия написанных В.Г. Перовым портретов знаменитых писателей: А.Н. Островского (1871), Ф.М. Достоевского (1872), А.Н. Майкова (1872), М.П. Погодина (1872), В.И. Даля (1872), И.С. Тургенева. 31

И. Крамской. Лунная ночь 32

В.Л. Боровиковский Портрет М.И. Лопухиной. 1797 Еще три зала в верхнем этаже и пять в нижнем были пристроены в 1885 году. Это позволило несколько упорядочить экспозицию. 33

Пейзаж в картине «Христос в пустыне» поделен на две части линией горизонта: земля, каменистая, пустынная и небо, которое символизирует мир и надежду. Величественная фигура Христа находится в центре полотна, как бы на границе этих миров. Изможденный тяжелым сорокадневным постом, преодолевшим искушение дьявола, Христос готов принести себя в жертву ради искупления грехов человечества. Изображение Христа на полотне далеко от традиционных канонов. Эта картина – глубокое авторское переосмысление темы Христа и христианства в живописи. 34

Христос в пустыне. (1872) 35

И. Крамской. Портрет неизвестной.(1883) 36

Галерея постоянно посылает свои произведения на выставки как в города нашей страны, так и за рубеж. Музей показал шедевры живописи из своего собрания в Англии, Италии, США, Японии, Испании и других странах. Третьяковская галерея делает ценнейшие достижения художественного творчества прошлого и современности достоянием миллионов людей. 37

Дай Бог нам прадедов наследие сберечь, Не притупить свой слух там, где ему все ново, И, выплавив строку, дождаться новых встреч С прозреньем Пушкина и красками Рублева. В.Рождественский. 38











































Включить эффекты

1 из 43

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Слово "музей" происходит от греческого слова "музеон". В Древней Греции оно означало место, посвященное музам – богиням – покровительницам поэзии, искусства и наук.

  • МУЗЕЙ - хранилище памятников истории.
  • ЭКСПОНАТ- предмет выставляемый для обозрения в музее, на выставке и т.д.
  • КОЛЛЕКЦИЯ - собирание предметов, объединённых по какому-то конкретному признаку.

Слайд 2

Всемирно известными художественными музеями у нас в стране являются:

  • Эрмитаж
  • Русский музей
  • Третьяковская галерея
  • Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
  • Слайд 3

    Третьяковская галерея

  • Слайд 4

    Есть в Москве тихий Лаврушин-ский переулок, в который ежедневно приезжают сотни тысяч людей.

    Слайд 6

    В 1892 году П.М.Третьяковпередал свою коллекцию,состоящую из 1287 картин, в дар Москве.

    Слайд 7

    Первые произведения, приобретенное П. М. Третьяковым в 1956 году были картины художника Николая Шильдера «Искушение», которая отличалась глубиной жизненной силы и картина «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова.

    Слайд 8

    Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила в ещё 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902-1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в 1900-1903 годах архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художникаВ. М. Васнецова.

    Слайд 10

    • Коллекция галереи делится на живопись, графику, иконопись и скульптуру
    • Экспозиция в Лаврушинском переулке, размещенная в 62 залах, построена по хронологическому принципу и включает 7 разделов.
  • Слайд 11

    Слайд 12

    На первом этаже Третьяковской галереи расположилась коллекция памятников древнерусского искусства: редчайшие иконы домонгольского времени (начало XII в.), иконы XII-XVI вв. из Новгорода, Пскова, Ростова, Ярославля, Владимиро-Суздальской Руси. Здесь можно увидеть самое крупное собрание московской живописи XIV-XVII вв.: произведения Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия. В «Сокровищнице» галереи хранятся древние иконы и Евангелия в старинных драгоценных окладах. Подземный переход соединяет главный вестибюль с примыкающей к зданию галереи церковью Святителя Николая в Толмачах. Этот памятник архитектуры XVIII-XIX вв. сейчас одновременно является и действующим храмом, и научным отделом музея. В соответствующих церковным установлениям местах в храме помещены ценнейшие иконы из собрания галереи и среди них величайшая православная святыня - икона «Богоматерь Владимирская» XII в.

    ЗАЛ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ

    Слайд 13

    Слайд 14

    ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    Слайд 15

    Слайд 16

    «Троица» Андрей Рублев

    первая четверть XV века

    Слайд 17

    СОБРАНИЕ ЖИВОПИСИ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

    В Государственной Третьяковской галерее хранится свыше 400 произведений художников XVIII столетия. Основатель галереи П.М.Третьяков – один из первых московских коллекционеров, обратившихся к творчеству старых мастеров.

    Наиболее известная часть собрания живописи XVIII века в Третьяковской галерее – творения трех корифеев русского портрета – Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого и В.Л.Боровиковского. Коллекция произведений Ф.С.Рокотова – лучшая в России.

    Слайд 18

    • Портрет В.И.Майкова
    • Портрет Екатерины II (деталь)
    • Портрет П.А.Демидова
    • Портрет Урсулы Мнишек
    • Портрет М.И.Лопухиной
    • Портрет А. Г. Гагариной и В. Г. Гагариной
  • Слайд 19

    В залах XVIII – первой половины XIX века демонстрируются полотна знаменитых русских мастеров:

    • Ф.С.Рокотова,
    • Д.Г.Левицкого,
    • В.Л.Боровиковского,
    • К.П.Брюллова,
    • А.А.Иванова,
    • П.А. Федотова.
  • Слайд 20

    Самым значительным из ранних произведений, приобретенных П.М.Третьяковым, был «Портрет Микеланджело Ланчи» кисти К.П.Брюллова.

    В 1870-е годы П.М.Третьяков глубоко заинтересовался наследием А.А.Иванова. Им были приобретены шестьдесят семь живописных работ великого художника.

    Слайд 21

    «Явление Христа народу».

    Слайд 22

    Павел Андреевич Федотов

    • Свежий кавалер
    • Сватовство майора
    • Завтрак аристократа(Не в пору гость)
  • Слайд 23

    С исчерпывающей полнотой представлено русское реалистическое искусство второй половины XIX века: это известные картины

    • И.Н.Крамского,
    • И.Е.Репина,
    • В.И.Сурикова,
    • И.И.Шишкина,
    • В.М.Васнецова,
    • И.И.Левитана,
    • В.Г. Перова и многих других художников – современников П.М.Третьякова.

    Их произведения составили основу всемирно известного собрания искусства передвижников.

    Слайд 24

    • Тройка
    • Охотники на привале
    • Василий Григорьевич Перов
  • Слайд 25

    Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

    • Николай Ге
    • Голгофа
  • Слайд 26

    ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич

    • Двери Тимура (Тамерлана)
    • Апофеоз войны
  • Слайд 27

    • На бульваре

    Владимир Егорович Маковский

    Слайд 28

    Слайд 29

    Слайд 30

    В яркой коллекции живописи рубежа XIX–XX столетий – творения мастеров художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза».

    • Нестеров М.В.
    • Врубель М.А
    • Серов В.А.
    • Коровин К.А.
    • Малявин Ф.А.
    • Кустодиев Б.М. и т.д.
  • Слайд 31

    Одной из первых картин этого периода, приобретенных П.М. Третьяковым, стало «Видение отроку Варфоламею» М.В. Нестерова

    Слайд 32

    Мир легенд, народных преданий, былин, сказок становятся одним из ключевых звеньев исканий Абрамцевского (Мамонтовского) кружка, объединившего на рубеже 20 века ведущих мастеров: Врубеля, Нестерова, Васнецова, Серова Коровина и других.

    • В.А. Серов за работой над портретом художника И.И. Левитана 1893
    • Группа участников Абрамцевского кружка в саду 1880-е
  • Слайд 33

    Врубель Михаил Александрович

    Слайд 34

    Демон (сидящий)
    Печальный Демон, дух изгнанья,
    Летал над грешною землей,
    И лучших дней воспоминанья
    Пред ним теснилися толпой;
    Лермонтов М.Ю.

    Слайд 35

    Серов Валентин Александрович

    Слайд 36

    Грабарь Игорь Эммануилович

    Слайд 37

    Малявин Филипп Андреевич

    Слайд 38

    Шагал, Марк Захарович

    Полет над городом

    Слайд 39

    В мае 2006 года исполнилось 150 лет со дня основания Третьяковской

    Слайд 40

    Третьяковская галерея сегодня – это не только сокровищница отечественного культурного наследия, но и крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей.

    Собрание Третьяковской галереи насчитывает сейчас около 150 тысяч произведений.

    Слайд 41

    ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

    1. Чья скульптура находится перед входом галереи?
    2. Где находится Третьяковская галерея?
    3. Каким художником был разработан знаменитый фасад Третьяковской галереи?
    4. Когда была основана галерея?
    5. Какая картина Вам больше всего запомнилась, почему?
  • Слайд 42

    Слайд 43

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Цели:

    Интернетресурсы:

    Словарный диктант

    Вступление

    Эпиграфом

    Сообщение о художнике

    Работа с картиной

    1. Рассматривание картины.

    т зеленоватый оттенок.

    7. Какими изображены деревья?

    8. Опишите деревушку.

    12. Обобщение.

    Составление плана

    Чем бы закончили сочинение?

    Примерный план

    Зима в изображении художника:

    Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер»

    Цели:

    Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.

    Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.

    Активизировать лексику по теме «Описание природы (зимняя деревня)».

    Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.

    Интернетресурсы:

    «Крымов Н. картины» - 429 картинок;

    Русские художники. Крымов Николай Петрович.;

    Крымов, Николай Петрович - Википедия

    Словарный диктант

    Голубоватый, сероватый, серебристый, светло-синий, мягкий, рыхлый, свежий, глубокий, как белоснежное покрывало, как пушистое одеяло, лилово-голубые тени, заходящее солнце, обоз с сеном, зеленовато-серый, розово-лиловый

    Вступление

    Сегодня наш урок посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша задача - познакомиться с живописью Крымова, и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине.

    Эпиграфом к сегодняшнему уроку станет стихотворение Николая Рыленкова «Всё в тающей дымке»:

    Все в тающей дымке: �Холмы, перелески. �Здесь краски не ярки �И звуки не резки. �Здесь медленны реки, �Туманны озера, �И все ускользает �От беглого взора. �Здесь мало увидеть, �Здесь нужно всмотреться, �Чтоб ясной любовью �Наполнилось сердце. �Здесь мало услышать, �Здесь вслушаться нужно, �Чтоб в душу созвучья �Нахлынули дружно. �Чтоб вдруг отразили �Прозрачные воды �Всю прелесть застенчивой �Русской природы

    Сообщение о художнике

    Творчество Николая Петровича Крымова неразрывно связано с развитием русского изобразительного искусства. Наиболее полно его дарование проявилось в пейзажной живописи. Наряду с живописью он занимался графикой и театральной декорацией. Крымов был художником счастливой творческой судьбы, рано получившим признание. Пожалуй, редкий случай, когда произведение, написанное учащимся второго курса Училища живописи, ваяния и зодчества, приобреталось в Третьяковскую галерею.�Н.П. Крымов родился в Москве 3 мая (20 апреля по старому стилю) 1884 года в семье художника Петра Алексеевича Крымова. Отец будущего живописца преподавал рисование в московских гимназиях и был неплохим портретистом. Петр Алексеевич рано заметил дарование младшего сына, его незаурядные способности к рисованию. После окончания Крымовым реального училища отец сам стал готовить сына к экзаменам в Училище живописи, ваяния и зодчества, которые тот успешно выдержал, и в 1904 году был принят в числе первых. В те годы в училище был очень сильный и авторитетный состав преподавателей. Закончив в 1911 году училище, Крымов вступил на самостоятельный творческий путь зрелым, сложившимся художником. В 1910-е годы молодой художник продолжает разрабатывать в своем творчестве проблему пейзажа-картины.

    Крымов прожил долгую, 74-летнюю жизнь, которая, казалось бы, прошла без видимых волнений и трагедий. Но в этом, наверное, особая внутренняя сила и душевная стойкость человека, на долю которого, как и людей его поколения, выпали три войны и три революции. Он является одним из лучших пейзажистов 20 века, который так же был известен и как теоретик живописи и как гениальный педагог (в 1919-1930 художник долгое время преподавал в Пречистенском практическом институте) .Учителями этого художника были такие мастера как В.А.Серов и К.А.Коровин. Н. Крымов был противником каких-либо экспериментов в области искусства и благодаря этому он описывал всё живое, как оно есть.�Художник был последователем классического направления живописи сложившегося в 19 веке. Он попытался собрать воедино и обобщить это направление. У него было большое количество учеников, которых он обучал по собственной системе. И еще больше учеников выучились по его системе. Отличительной чертой этого художника было то что он прививал каждому своему ученику чувство индивидуальности. Крымов является настоящим приверженцем классического направления живописи, он оставил глубокий след в живописи 20 века в России.

    Работа с картиной

    1. Рассматривание картины.

    2. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»?

    На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, у зрителя возникает чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму.

    3. Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?

    Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа. Художник любуется вечерними сумерками. Он хочет показать, как же прекрасна наша русская природа!

    4. Что с первого взгляда привлекает в картине? Какие признаки наступающего вечера вы видите?

    Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком.

    5.В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник?

    Мы можем предположить, что картина писалась художником с противоположного берега. В этот момент он находился на возвышенности. Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.

    Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой.

    6.Каким изобразил художник небо в предвечерний час?

    Автор использует в своём произведении различные оттенки белого цвета для изображения снега. Бирюзовым цветом окрашен лёд на реке. Художник передаёт окраску вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов. Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок.

    7. Какими изображены деревья?

    На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес, состоящий из дубов или тополей. Он тёмной массой выделяется на фоне светлого, зеленовато-желтого неба. Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца.

    8. Опишите деревушку.

    Деревня является одним из главных объектов полотна. Это небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах. В окнах одного из домишек видны отблески солнца. Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни.

    9. В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник?

    Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола...

    10. Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера?

    Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета: рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.

    11. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства.

    Мне его полотно очень нравится и вызывает самые тёплые чувства. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом.

    12. Обобщение.

    Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», - говорил художник.

    Составление плана

    С чего бы вы начали описание картины?

    О чем бы обязательно написали?

    Чем бы закончили сочинение?

    Примерный план

    Н.П.Крымов - художник-пейзажист.

    Зима в изображении художника:

    Г) особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).

    Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

    Написание сочинения-описания.

    «Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение...»

    Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

    Скачать конспект

    30.08.2014 в 18:31

    Уважаемая Екатерина Геннадиевна, с интересом совершила прогулку, упоённо внимая Вашему спокойному выразительному повествованию. От картины к картине стихи Андрея Усачёва будили воображение и предлагали пофантазировать, стоя у знаменитых полотен об их героях, о временах года, о судьбах страны... Во время просмотре невольно ловила себя на мысли: "Как жаль, что нельзя воспользоваться этой замечательной презентацией более широко (то, о чём написала в своём комментарии Эльнара Талятовна). А ещё немного не хватило художественности. Первый титульный слайд... я долго искала его в интернете, именно такой, чтобы половина здания была загорожена строительными лесами, а вместо этого находила действительно высококачественные виды на Третьяковскую галерею. Потом нашла, но только в одной статье как маленькую картинку к ней. А ещё было бы здорово сделать плавные переходы между слайдами, тогда не на столько резко была бы заметна разница в габаритах картинок, их относительном расположении. Некоторые подписи к картинам нечитабельны, а некоторые читаются очень хорошо. Можно было бы выполнить надписи в одном стиле, и если цвет шрифта пропадает на фоне картины, можно было бы надпись сделать на полупрозрачной тонированной подложке (возможности ppt позволяют сделать это). Плюс фон демонстрации... белый слишком яркий для глаз... он то заметен на слайде, то его скрыт, то картина сбоку, то в центре, то полностью приближается, закрывая всё пространство, то только частично, немного не доходя до полноэкранного изображения... Конечно же дети заметят основное, не станут придираться, но приятные глазу частности помогут развить в них гармоничное начало. Ну, и, в плане звукорежиссуры... Наверное, показывать всю экскурсию под один трек Вивальди будет не целесообразно: где-то надо дать послушать голос экскурсовода, где-то музыка должна зазвучать громче, чтобы дать прорасти в душе эмоциональному отклику от увиденного и услышанного....но самое главное, все произведения представлены не единым стилистическим, жанровым и временным рядом, а разнообразным, следовательно, нужно подобрать к каждой картине наиболее подходящую по настроению музыку, словно мы переходим в новый мир....сейчас будет что-то другое... внимая первым звукам, мы уже отвлекаемся от предыдущего сюжета и музыка настраивает нас на новый лад, погружает наше внимание и восприятие в новую среду... Вот здесь-то тоже пригодились бы нам навигационные кнопочки, позволяющие вовремя остановиться, чтобы дети не переутомились (1-3 картин достаточно для одного просмотра с последующим обсуждением)... и в следующий раз продолжить не с самого начала, а с этого места... Спасибо Вам за такую замечательную работу, которая предоставила столько пищи для души, ума и сердца! С наступающим Вас учебным годом! Удачи в конкурсе!