Современная культура тесно связана с накопленным культурным опытом. С другой стороны, являясь частью мировой культуры, современная культура России впитывает, перерабатывает, трансформирует тенденции, относящиеся к развитию культуры в целом. Проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное значение потому, что культура выступает мощным фактором социального развития.

Культура современной России, органически связанная с предшествующими периодами истории страны, оказалась в совершенно новой политической и экономической ситуации, кардинальным образом изменившей многое, прежде всего – взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.

В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, огромная и часто нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.

Позитивные социально-экономические изменения первою десятилетия XXI века положительно сказались на культурной сфере общественной жизни. На основе преобразований 1990-х годов продолжалось создание новой российской культуры . Этот процесс был обусловлен, прежде всего, творческой свободой, улучшением жизни в стране и укреплением материальной базы культуры. Государство смогло выделять больше средств на ее развитие. Учреждения культуры смогли вписаться в новые рыночные отношения.

Положение и условия, в которых оказалась российская культура, были не­однозначны и новы для нее. С одной строим, культура стала свободна для творчества, открыта для мира, она интенсивно осваивала все художествен­ные стили и формы, эстетические тече­ния, существующие в мировой культуре. Деятели культуры и искусства активно включились и мировую творческую жизнь, гастроли, фестивали, международ­ные конкурсы. С другой стороны, с переходом к рыночным отношениям роль регулятора регулятора творческого процесса пере­шла к потребителю художественных ценностей- зрителю, читателю, слу­шателю, что неизбежно вело к коммер­циализации искусства, его ориентации на массового потребителя.

В 2000 году Правительство приняло федеральную программу «Культура России (2001-2005 гг.)» , в которой впервые речь шла о развитии , а не только о сохранении культуры . Программа предусматривала существенное увеличение финансирования, а также новую культурную стратегию. Министерству культуры отводилась роль коллективного организатора рынка.

Кризисные явления в культуре, в основном, были преодолены. Современная культура живет и развивается на новой основе.

Несмотря на трудности, начала восстанавливать свои позиции российская наука. Подтверждением этого служат высокие награды, полученные российскими учеными. В 2000 году за работы по созданию полупроводниковых структур Нобелевская премия была вручена физику Ж. Алферову. В 2002 году российский математик В. Воеводский стал лауреатом премии Филдса. Два российских ученых физика- А.А. Абрикосов и В.Л. Гинзбург- стали лауреатами Нобелевской премии в 2003 году.

Большие изменения произошли вначале XXI века в отечественном кинематографе . Вновь заработали все главные киностудии страны. Создано несколько новых павильонно-студийных комплексов. Быстро развивался кинопрокат. В кинотеатрах все больше показывают отечественные фильмы. Российские кинофильмы и телесериалы стали доминировать и в телепрограммах. Далеко не все из этих сериалов высокого качества, по многие позитивно отмечены критиками и телезрителями. На экраны сталивыходить сотни новых фильмов, и некоторые из них получил и международные премии. В начале века в России появилось много новых , громко заявивших о себе режиссеров. Более умело стали работать и кинопродюсеры, используя факторы рыночной экономики.

В 2005 году общее количество выпущенных фильмов по сравнению с 1990 годом увеличилось в 3,6 раза. Наряду с наращиванием количества выпускаемых фильмов, их содержание, уровень художественного и технического исполнения значительно приблизились к запросам массовой зрительской аудитории. В середине первого десятилетия XXI века появились картины, возрождавшие традиции военно-патриотического кино, отдающие дань уважения подвигу народа в Великой Отечественной войне.

Широкий общественный резонанс вызвал телевизионный сериал «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко, по роману М. Булгакова)- бережное кинематографическое прочтение одного из лучших литературных творений XX века. Несомненным событием культурной и духовной жизни современной России стал фильм П. Лунгина «Остров». Среди картин на военную тему примечательными событиями стали фильмы Ф. Бондарчука «9 рота», В. Луцика «Прорыв».

Результатом появления новых интересных для зрителя фильмов стал постоянный рост посещаемости кинотеатров. Значительно расширился репертуар куинотеатров, по показателям работы они приблизились к мировому уровню. Российская кинематография переживает период возрождения после глубокого кризиса, связанного с ее неподготовленностью к творческой свободе и функционированию в условиях рынка.

Литература. У российской литературы также были некоторые успехи в первой половине первого десятилетия XXI века, но они не так заметны, как достижения кино. Из писателей советского поколения продолжали работать А. Солженицын, Д. Гранин, В. Аксенов, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, В. Войнович.

Среди мастеров детективного жанра наибольшую известность приобрели Б. Акунин, Д. Донцова, А. Маринина, Ф. Незнанский . Значительное явление в литературе представляет собой постмодернизм , ярким представителем которого является В. Пелевин . Национал-патриотическое течение в литературе обозначило себя произведениями А. Проханова, Э. Лимонова.

Роль литературы в культурной жизни страны значительно изменилась.

Бурно развивалось издательское дело. Появилось много новых издательств. По названиям книг издается во много раз больше, чем в СССР, но тиражи меньше, чем в советское время. В целом, российская литература нахо­дилась в стадии становления.

Театр . В театральной жизни России в начале XXI века продолжался подъем . Все известные российские театры, и в первую очередь в Москве и Санкт- Петербурге, работали в 2004-2005 годах с полной нагрузкой. Появилось много новых постановок, и они шли при аншлаге. Создавались новые театры. Активизировалась театральная жизнь и во многих крупных городах России- в Саратове, Екатеринбурге, Ростове-на- Дону, Ярославле, Твери, Нижнем Новгороде. Некоторые ведущие столичные театры выезжали в 2004 и 2005 г. и границу впервые за пятнадцать лет. Успешно развивались музыкальные и детские театры.

Приоритетными мероприятиями в области театрального искусства стали международные проекты, такие как Международный театральный фестиваль имени Л.11. Чехова (г. Москва), театральная программа Первого Московского биеннале современного искусства. Особое место занимали творческие про­екты для детей и юношества: Международный фестиваль «Радуга»,Международный фестиваль театров кукол имени Сергея Образцова и другие. Российская театральная жизнь выходит на новый уровень.

Ситуация в изобразительном искусстве России характеризовалась наличием разнонаправленных тенденции и течений. Продолжали плодотворно работать И. Глазунов, А. Шилов. Наряду с сохранением традиций русской реалистической школы изобразительного искусства, широкое развитие получило актуаль­ное искусство. Оно подразумевает использование новейших визуальных технологий, носящих ярко выраженный интернациональный характер.

Важнейшим проектом в области современного изобразительного искусства в 2005 году стала Первая Московская международная биеннале современного искусства . В ней приняли участие свыше 150 российских и 50 зарубежных художников из 22 стран.

Наиболее значительным мероприятием в области монументального искусства стало начало работ но установке памятника лауреату Нобелевской премии М. Шолохову в Москве, приуроченное к 100-летию со дня рождения писателя.

Положительные изменения произошли и в развитии музыкального искусства. Государство смогло оказать ведущим музыкальным коллективам существенную материальную поддержку. В 2005 году в осуществлении государственной политики в области музыкального искусства приоритетными были крупные международные и всероссийские проекты. 2005 год, прошедший под знаком 60-ти летия Победы в Великой Отечественной войне, был ознаменован уникальными культурными событиями, получившими высочайшую опенку не ТОЛЬКО российской, но и мировой общественности. Триумфально была представлена симфония № 7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Ю. Темирканова 7 мая в Большом зале Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и под управлением М. Шостаковича 9 мая в Альберт-Холле (Лондон, Великобритания).

Важным событием культурной жизни в 2007 году явилась подготовка и проведение XIII Международного конкурса имени П. Чайковского.

Несмотря на существующие объективные трудности, музыкальное искусство продолжало развиваться, расширялась сфера его деятельности и культурного влияния.

Культурная и духовная жизнь России в начале XXI века возрождалась в условиях свободы, па основе традиционной русской и советской культуры и новых рыноч­ных отношений, которые привносили свою специфику в процесс создания и усвоения культурных ценностей.

Все культуры мира неизбежно имеют дело с разделением труда между полами. Множество исследований и дискуссий было посвящено тому, каким именно образом осуществляется это разделение. Как и культура, признание и понимание различий, связанных с полом, и, безусловно, сходства между полами, сыграло огромную роль в формировании современного психологического знания.

Современная культура России 21 века требует многостороннего и глубокого рассмотрения. Она тесно соприкасается с прошедшими столетиями. Нынешнее её состояние культуры непосредственно связано с накопленным опытом. Возможно, внешне она несколько отрицает его, в какой-то степени даже играет с ним.

Культура современной России является частью общемировой. Она трансформирует, перерабатывает и впитывает новые тенденции. Таким образом, для того, чтобы проследить развитие культуры в современной России, нужно обращать внимание на мировые явления в целом.

Сейчас проблемы современной культуры в России приобретают первостепенное значение. Прежде всего, речь идет о мощном факторе социального развития. Культура проникает в каждый аспект человеческой жизнедеятельности. Это относится как к основам материального производства и потребностям, так и к величайшим проявлениям людского духа. Культура современной России оказывает все большее влияние на решение программных целей социальной сферы. В частности, это касается построения правового государства, раскрытия творческих способностей человека, укрепления и формирования гражданского общества. Развитие культуры в современной России оказывает воздействие на многие области. Это касается личности, образа жизни общества, сферы мышления, досуга, быта, труда и так далее. Существуют особый институт – Управление культуры. В зависимости от статуса, им решаются и координируются те или иные вопросы. Что касается ее социального влияния, то оно выступает, прежде всего, необходимым аспектом деятельности общественного человека. То есть наблюдается ее регулирование определенными правилами, которые аккумулированы в традициях, символических и знаковых системах, новых тенденциях. На сегодняшний день развитие культуры в современной России сопряжено с рядом вопросов. Их поставила сама жизнь общества. В настоящее время все ориентиры направлены на качественно новое. Таким образом, наблюдается крутой перелом в осмыслении инновационных и традиционных тенденций социального развития. С одной стороны, они требуются для того, чтобы глубоко освоить культурное наследие. С другой же – необходимо умение выходить за рамки привычных представлений, которые уже отжили свое. Соответствующие реорганизационные изменения должно претерпеть и Управление культуры. Также требуется преодоление ряда реакционных традиций. Они насаждались и складывались веками. Эти традиции проявлялись в сознании, поведении и деятельности людей постоянно. Для адекватного решения этих вопросов необходимо понимание того, как происходит развитие культуры в современной России.

Становление современного мира поспособствовало значительным изменениям в человеческом сознании. Взгляды людей обращены к пределам жизни. Осознание себя превращается в тенденцию. Возобновилась ориентация на свои историко-культурные формы. Будущее видится прежде всего в процессах расширения международных связей. В мировой культурно-исторический процесс должны быть вовлечены все страны. Произошли значительные социальные изменения. Вопросы о самобытности и особенности культуры России выходят на первый план. Какие особенности культуры современной России можно увидеть сейчас? Есть круг определенных проблем. На первом плане – новаторство и традиции в культурном пространстве. Благодаря устойчивой стороне последнего происходит трансляция и накопление человеческого опыта с исторической точки зрения. Что касается традиционных обществ, то здесь усвоение культуры осуществляется посредством вероисповедания образцов прошлого. В рамках традиций, конечно же, могут встречаться незначительные вариации. Они в данном случае представляют собой основу функционирования культуры. С точки зрения новаторства творчество значительно затрудняется. Создание культуры из ниоткуда не представляется возможным. Нельзя полностью отбросить предшествующие традиции. Вопрос об отношении к культурному наследию касается не только его сохранности, но и развития в целом. В данном случае речь идет о творчестве. Здесь с уникальным сливается всеобщее органическое. Культура народов России, а точнее ее ценности, являются неоспоримыми. Существует необходимость их распространения. Культурное творчество – источник инноваций. Оно вовлекается в процесс общего развития. Здесь прослеживается отражение широкого спектра противоположных тенденций исторической эпохи.

Сейчас культура находит свое воплощение во множестве создаваемых духовных и материальных явлений и ценностей. Это относится к таким новым элементам, как: произведения искусств, нравственные регуляторы и идеалы, религиозные верования, идеологические концепции, научные идеи, материальная инфраструктура, питание, средства труда. Во всех этих элементах жизни у мужчин и женщин должны быть разные роли.

Вся эта гендерная борьба приводит к формирование нового образа культуры – один из наиболее интересных моментов. Что касается традиционного видения мирового наследия, то оно в первую очередь связывается с органической и исторической целостностью. Новой образ культуры может похвастаться множеством ассоциаций. Это касается идей, с одной стороны, общечеловеческой этической парадигмы, а с другой – космического масштаба. Кроме того, формируется новый тип взаимодействия. Он выражается в отказе от упрощенной рациональной схемы решения проблем культуры. В настоящее время большее значение приобретает понимание чужих точек зрения. То же самое можно сказать о следующем: Желании идти на компромисс. Умении строить диалогические отношения. Признании правомерности существования большинства истин. Принятии чужой культурной самобытности. Критическом анализе собственных действий.

Для современной отечественной культуры характерно наличие многочисленных и противоречивых тенденций. В данной статье они были частично обозначены. Что касается нынешнего периода развития отечественной культуры, то он является переходным. Также можно с уверенностью сказать, что появились определенные пути выхода из кризиса. Что представляет собой мировая культура прошлого столетия в целом? Это весьма противоречивый и сложный феномен. Он также сильно усугубляется тем, что мир долгое время условно был расколот на два лагеря. В частности, это относится к идеологическим признакам. Таким образом, культурная практика обогатилась новыми идеями и проблемами. Глобальные вопросы заставили человечество принять вызов. Это отразилось на мировой культуре в целом. И не только на ней. То же самое можно сказать о каждом национальном наследии в отдельности. В данном случае диалог различных культур является решающим фактором. Что касается России, то здесь необходима выработка и принятие правильного стратегического курса. Стоит отметить, что обстановка в мире постоянно меняется. Решение "культурной" проблемы является очень сложной задачей. Прежде всего, речь идет необходимости осознания имеющихся глубинных противоречий, которые присущи отечественной культуре. Причем это относится ко всему ее историческому развитию. У отечественной культуры все же есть потенциал. Он является достаточным для того, чтобы дать ответы на вызов, бросаемый современным миром. Что касается нынешнего состояния российской культуры, то оно очень далеко от идеального. Существует необходимость изменения мышления. В настоящее время оно в большей степени ориентировано на максимализм. В данном случае нужен радикальный переворот. Речь идет о настоящем переустройстве всего и вся, причем в самые короткие сроки. Развитие отечественной культуры, безусловно, будет сложным и долгим.

Заключение

На сколько же велика разница между мужчинами и женщинами. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что гендерные различия не тук уж велики как принято считать. Мы никак не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что гендерные различия можно обосновать биологическими. На нашу гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры. Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания. Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с тем что, предписывает нам общество.

Как уже было сказано ранее существует множество ограничений накладываемых женской или мужской ролью. Женские проблемы включают в себя: низкую зарплату, низкий статус и небольшие властные возможности, а так же загруженность домашними обязанностями. К мужским можно отнести: лишение содержательности отношений, недостаточная социальная поддержка, физические проблемы, вызванные переутомлением на работе и рискованным поведением. Эти ограничения указывают на то, что роли должны изменится. Конечно, не стоит стремится к абсолютному гендерному равенству. В определенных ситуациях все-таки стоит оставить привилегию мужчинам быть сильными и мужественными, а женщинам быть нежными, слабыми, женственными. Просто необходимо уменьшить негативные последствия, которые накладывает на нас наша гендерная роль, а это возможно лишь при склонении в какой-то степени к гендерному равенству.

Конечно, со временем все меняется. Все большее число женщин занимаются управленческой деятельностью и выполняют другие виды работ, в которых доминируют мужчины, разрыв в зарплате мужчин и женщин несколько сокращается. Мужчины выполняют чуть больший объем работ по дому, и многие проводят больше времени со своими детьми, чем это делали их отцы. Однако вполне очевидно, что нам предстоит еще очень долгий путь.

Список литературы:

    Адам и Ева. Альманах гендерной истории / Под ред. Л.П. Репиной. – М., СПб., 2003

    Бем С. Трансформация дебатов о половом неравенстве. // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия / Под ред. В.И. Успенской. Тверь: Тверской центр истории и гендерных исследований, 1999.

    Воронина О., Клименкова Т. Гендер и культура // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия / Под ред. В.И. Успенской. Тверь: Тверской центр истории и гендерных исследований, 1999. C.158

    Гапова Е. Гендерная проблематика в антропологии // Введение в гендерные исследования. Ч. I. / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков, СПб.: ХЦГИ; Изд-во «Алетейя», 2001.

    Гендерные исследования. Учебное пособие. – М., 2002

    Гендерные исследования. Хрестоматия. – М., 2002

    Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках / Материалы 2-й

    Дворкин А. Гиноцид или китайское бинтование ног // Антология гендерной теории. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И.Гаповой и А.Р.Усмановой. Минск, 2000.

    Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория // Женщина. Гендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999.

    Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. М.: Ключ-С, 1998. c. 125

    Кули-заде З. Гендер в Азербайджане. – Б., 2003

    Личность. Культура. Общество / Научно-практический ъурнал, том II, выпуск 1. – М., 2000

    Международной Летней школы по гендерным исследованиям. – Харьков, 1998

    Мифология и повседневность: гендерный подход в антропологических дисциплинах / Материалы

    Носков В.В. История и «гендерная история» // Гендерная история: pro et contra. СПб.: Нестор, 2000.

    Ушакин С. Поле пола // Женщина. Гендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999.

    Фараджева Ф.Ф. Гендер и культура. – Б., 2002

    Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия / Под общ. ред. В.И.Успенской. – Тверь, 1999

    Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия / Под ред. В.И. Успенской. Тверь: Тверской центр истории и гендерных исследований, 1999.

    Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996.

    Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. / Под ред. Е.Здравомысловой, А.Темкиной. – СПб., 2000

Доброе время суток, дорогие друзья! На линии Андрей Пучков. Сегодня представляю Вашему вниманию новую статью про современную российскую культуру. Данная тема входит в перечень тем из кодификатора ЕГЭ по истории. А стало быть, может проверяться в тестах. Сразу скажу что статья написана нашим новым автором. Так, что это, так сказать, проба пера. 🙂

Итак, поехали!

Как все мы знаем, 90-е годы XX века были ознаменованы распадом СССР, и соответственно, единая культура, которая существовала в Советском Союзе, также распалась на более мелкие – субкультуры. А поскольку культур стало больше, то между ними стало нарастать напряжение, так как все они по своей сути были разными и уже не могли сосуществовать вместе в едином социокультурном пространстве.

Новое же государство, которое сформировалось после распада Советского Союза оказалось в совершенно новых условиях – как экономических так и политических. В новой среде оказалась и современная культура России. С одной стороны, она больше не подвергалась влияние цензуры. С другой — культура потеряла важного для себя заказчика – государство.

Вследствие этого (ведь нормы и правила больше никто не диктовал!) культуру следовало заново формировать самому народу, в том числе и создавать новый стержень. Естественно, все это явилось причиной многих разногласий. В итоге мнения разделились на два лагеря: одни считали, что отсутствие общей идеи у культуры – это кризис, другие же говорили обратное – это естественное явление.

Таким образом устранение идеологических барьеров создало благоприятную почву для создания духовной культуры. Но тяжелый экономический кризис и тяжелый переход к рыночной экономике способствовали ее коммерциализации. Духовная культура переживала в 90-е острый кризис, поскольку объективно нуждалась в поддержке государства. А этой поддержки из-за кризиса не было.

Одновременно резкое разделение происходило между элитарной и массовой современной российской культурой, а также между старшим поколением и младшим. Вместе с этим доступ к материальным и культурным благам рос неравномерно, что делало формирование новой культуры еще более тяжелым процессом. Так что же все-таки представляет собой современная культура России?

Музыка

В современном мире музыка всегда – средство самовыражения, почти всегда – отличительный признак и редко – потакание моде. Если говорить о современной российской музыке и культуре, то остались в прошлом массово бурные встречи новых альбомов. Люди в ожидании чаще переключаются на новых для себя исполнителей, выискивая новых и новых фаворитов; новому альбому радуются, но без фанатизма, как, например, во времена битломании. Слушателей вообще можно разделить на две категории: ценители и любители.

Ценители покупают альбомы, слушают их часами, разбираются в биографиях певцов и к акту прослушивания музыки относятся как к священнодействию. Они все знают о жанрах и текстах, и непременно укажут Вам на неправильно произнесенное название песни. Любители же могут перечислить названия групп, возможно, вспомнят имена популярных солистов, но назвать себя приверженцами какого-либо жанра или группы не смогут.

По-сути это меломаны, слушающие все подряд. Некоторые же вообще десятилетиями слушают одно и то же, что-нибудь двадцатилетней и более давности, напоминающее об их молодости. Это могут быть Юрий Визбор, Михаил Круг и Шопен одновременно – потому что Визбора пели в школьные годы, Круга в студенческие, а Шуберта в детстве играл отец.
Здесь-то и заходит речь о самовыражении. Неизменно переслушивать песни одной или нескольких групп всю жизнь или всегда слушать классику невозможно, все равно когда-то и рок «ложится на душу», и попса…

Можно сказать о музыке как об имидже: традиционно люди среднего возраста должны любить бардов и классику, пенсионеры – классику и что-нибудь «напевное, мелодичное». 40-летний рокер и 65-летняя любительница диско хотя и встречаются все чаще и чаще, все равно остаются в глазах молодежи исключениями из правил.

Ностальгия по Советскому Союзу охватывает значительную часть населения, плюс в последнее время часто можно увидеть националистов. Все они отличаются большой любовью к советской эстраде – русскому року (вроде Арии и Наутилуса) или бардам (Цой, Высоцкий). Из них те, кто помладше, часто слушают рэп или современный русский рок (Сплин, ГрОб).

Архитектура

В архитектуре же в современной российской культуре набирает популярность стиль «лофт» — интерьер жилья в бывшем фабричном здании. Детали в стиле лофт очень важны – внутренние помещения оформлены в лучших традициях фабричного прошлого – лестницы, заводские приспособления, различные трубы и т.д. – все это становится предметом интерьера. Снаружи же здание практически ничем не отличается от обычной фабрики и чаще всего для жилья берут именно те фабричные здания, которые уже готовы стать историческим памятником. Однако в России старое здание сносят и на его месте строят подобное, более крепкое.

Живопись

Живопись современной российской культуры характеризуется несколько мрачноватыми течениями. На смену характерному для «перестроечных» лет трагическому отражению событий советской истории пришло «обнажение язв» современной действительности. Стали популярны образы людей с печатью нравственной, физической и духовной деградации (Василий Шульженко), образы человеко-зверей (Гелий Коржев, Татьяна Пазаренко), иногда художники изображают распад и разрушения (В. Брайнин), или просто мрачные городские пейзажи (А. Палиенко, В. Манохин).

Картина Василия Шульженко

Однако все же нельзя выбрать какие-то несколько стилей, преобладающие над остальными. В изобразительном искусстве современной России по большому счету представлены все жанры и направления – от классических пейзажей до постимпрессионизма. Большую роль в восстановлении и развитии художественного творчества сыграл художник И. С. Глазунов, ректор Академии живописи, ваяния и зодчества.

Картина «Возвращение». Художник Татьяна Назаренко

Довольно распространено мнение о том, что в 90-е был кризис культуры. И действительно, какие ассоциации возникают у людей? Зачастую вспоминают о резком сокращении государственного финансирования в культурные сферы, низких доходах ученых и оттоке высококвалифицированных специалистов из ВУЗов. Однако мало кто вспоминает о плюсах.

К примеру, благодаря падению СССР искусство получило свободу, не стало цензуры, а университеты и прочие высшие учебные заведения смогли обучать студентов по своим программам, а также, наконец, появилась свобода исследований для ученых. Но наряду с этим, по воспоминаниям многих, отмечается негативное влияние Запада (фильмы, книги).

Вместе с этим происходит снос памятников, возведенных при Советском Союзе. Ещё из негативных оценок можно обратить внимание еще на то, что многие отмечают низкое качество перевода западных книг и фильмов, пришедших в Россию вместе с перестройкой.

Кино

Что касается фильмов 90-х, то, как мы могли увидеть выше, мнения разделись на два лагеря. Но что можно сказать о российском кино сейчас? За последнее время в Москве открылось множество кинозалов с современной техникой и новейшим оборудованием. Кроме того, в России благодаря появлению новых режиссеров стало сниматься кино, которое, возможно едва ли уступает западному.

Ежегодно в Сочи проводится российский кинофестиваль «Кинотавр», и кинофестиваль стран СНГ и Балтии в Анапе – «Киношок». Несколько российских фильмов получили международные премии – фильм «Изображая жертву» получил в 2006 году главный приз Римского кинофестиваля, а картина «Возвращение» Андрея Звягинцева удостоилась двух «Золотых львов» на Венецианском кинофестивале. Фильм режиссера Никиты Михалкова «12» также получил «Золотого льва» в Венеции и кроме того был выдвинут на получение «Оскара» в 2008 году.

Несмотря на процветание поп-культуры в музыке и ее ориентирование на потребности масс в Россию начали приезжать всемирно известные музыканты и исполнители. В 2012 и 2013 г.г. Россию посетил английский рок музыкант Стинг, в это же время приезжал и другой английский музыкант – Элтон Джон. В 2009 году важным событием для российской музыки стало проведение Евровидения в Москве.

Помимо значительного толчка в области кино и музыки архитектурный образ столицы России и других городов постепенно меняется. С 1992—2006 гг. установлены памятники А. А. Блоку, В. С. Высоцкому, С. А. Есенину, Г. К. Жукову, Ф. М. Достоевскому и открыты мемориалы жертвам политических репрессий.

Из этого можно заключить, что российская культура отошла от привычных советскому обывателю стандартов и по-новому отображает действительность.

Процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов. Культура новой России была органически связана со всеми предшествующими периодами истории страны и вместе с тем испытала на себе воздействие новой политической и экономической ситуации.

Кардинальным образом изменились взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать ей свои требования, и она утратила «гарантированного заказчика». Исчез общий стержень культурной жизни - централизованная система управления; были разрушены идеологические принципы, на которых базировалась единая культурная политика. Определение путей дальнейшего развития стало делом самого общества и предметом острых дискуссий. Некоторые воспринимают отсутствие объединительной социокультурной идеи как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX в. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.

Распад СССР и крах коммунистической системы привели к ломке привычных устоев жизни миллионов людей. Размывались нравственные ориентиры и моральные нормы. С исчезновением официальной идеологии образовался идеологический вакуум. Активную деятельность в области образования, воспитания и культуры развернула русская православная церковь.

Государственная культурная политика в постсоветской России нацелена на решение общенациональной задачи - сохранение и накопление культурного потенциала страны и обеспечение преемственности традиций. Государство стремится поддерживать систему образования, научные исследования, разнообразные течения и направления в художественной жизни города и села, центра и провинции, а также обеспечивать доступность образовательных и культурно-просветительных учреждений. Новая концепция культурной политики положена в основу федеральных целевых программ сохранения и развития культуры и искусства, принятых в 1993 и в 1997 г. и получивших статус президентских. В дополнение к ним были разработаны и приняты аналогичные региональные программы. В 1996 г. был сформирован Совет по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации. Он должен был стать консультативным органом, который бы информировал главу государства о положении дел в сфере культуры и искусства и принимал участие в обсуждении государственной политики в этой области и проводил экспертизу проектов законов. На протяжении 90-х гг. была создана новая правовая база деятельности в области культуры. Федеральная программа «Культура России. 2001-2005 гг.» в соответствии с приоритетами государственной политики включала три подпрограммы - «Развитие культуры и сохранение культурного наследия», «Архивы России» и «Кинематография России». В Федеральной программе 2006-2011 гг. задача сохранения культурного наследия также стояла на первом месте. Значительное место было уделено формированию единого культурного пространства и созданию условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан. По-прежнему остро стоял вопрос об адаптации учреждений культуры к условиям рынка. Не случайно эта задача включена в программу как одна из основных. Даже в условиях политической и экономической стабилизации на культуру выделялось меньше бюджетных средств, чем было запланировано в Федеральной программе. В 2011 г. началась разработка новой Федеральной программы «Культура России» на 2012-2016 гг.

В среднем. Федеральные и региональные программы финансировались лишь на 65-70% от запланированного, поэтому полностью не выполнялись. Совет при Президенте играл роль скорее «декоративно-совещательного» органа, чем консультативного. Постепенно его функции свелись к присуждению государственных премий в области литературы и искусства.

Экономическая реформа 1992 г., нацеленная на переход к рыночной экономике, нанесла ощутимый урон социокультурной сфере. Государственное финансирование культуры стало сокращаться: с 81% в 1993 г. до 60 % в 1997 г. от уровня 1991 г. С 1985 по 1995 г. бюджетное финансирование науки уменьшилось в 15-18 раз в сопоставимых ценах.

Резкое сокращение государственного финансирования науки, народного образования, культурно-просветительных учреждений и, как следствие, задержки выплаты заработной платы привели к обнищанию работников этих отраслей. Наиболее активная часть специалистов сменила работу. К 1996 г. число занятых в научно- исследовательских институтах сократилось по сравнению с 1990 г. более чем в 2 раза. «Утечка научных мозгов» за границу за год составила 3,5 тыс. человек. В 1995/96 учебном году в российских школах не хватало 13,5 тыс. учителей.

В этих условиях учреждения культуры должны были искать альтернативные источники финансирования. Возникла система платного образования. Были созданы фонды финансирования научно- исследовательских проектов, открыты государственные на учные фонды (РФФИ, РГНФ), а также российские отделения зарубежных фондов. Появилось спонсорство - финансирование коммерческими структурами культурных организаций или мероприятий. Многие учреждения культуры сами занялись коммерческой деятельностью.

Несмотря на переход на многоканальную систему финансирования и сокращение государственных расходов, бюджетные средства продолжают оставаться основным источником в сфере образования, науки и культуры в целом. Приватизация в сфере куль туры затронула, прежде всего, производство товаров и у слуг - предприятия народного промысла, полиграфическую промышленность, культурно-досуговые центры. Наиболее быстрыми темпами частное предпринимательство осваивало области, приносящие прибыль, - шоу-бизнес, галерейный бизнес, распространение аудио- и видеопродукции, издательское дело.

В сложных материальных условиях большинству научных институтов, вузов, театров, музыкальных коллективов удалось выжить. Более того, были созданы новые научные институты, университеты, академии, музеи, киностудии, театры, концертные залы, оркестры. Так, в Санкт-Петербурге к трем существовавшим государственным симфоническим оркестрам в 1992-1993 гг. прибавилось шесть новых. С 1990 по 1997 г. в стране было открыто более 500 музеев. Количество научных учреждений увеличилось за этот период на 40%.

Далеко не всем учреждениям культуры и науки, зарегистрированным в первой половине 90-х гг., была суждена долгая жизнь. Многие из них не смогли обеспечить себе устойчивое финансирование и были закрыты.

Произошел резкий спад кинопроизводства, особенно заметный после подъема предшествующих лет. Если в 1985 г. было выпущено 86 художественных фильмов, то в 1991 г. - 375, а в 1996 г. - только 30. Критическое состояние отечественного кинопроизводства обусловило принятие в 1996 г. Закона «О государственной поддержке кинематографии». Хотя предусмотренные им меры не были реализованы в полном объеме, возрождение отечественного кинематографа началось.

Децентрализация управления культурой привела к активизации культурной жизни российской провинции. Многие города стали местом проведения крупных научных конференций, различных фестивалей и праздников народного творчества, выставок изобразительного искусства.

Немало было сделано и для сохранения куль турного наследия. Возвращены исторические названия многим русским городам и улицам, переименованным за годы советской власти. Созданы новые музеи исторического и краеведческого профиля. Значительный вклад в восстановление памятников культового зодчества вносит Русская Православная церковь, в ведение которой были переданы закрытые ранее церкви и монастыри. Наиболее ценные объекты, относящиеся к общенациональному достоянию, такие как соборы Московского Кремля, используются совместно государством и церковью. Наиболее ценные коллекции икон остались в экспозициях государственных музеев.

Улучшение экономического положения страны в 2000-е гг. позволило развернуть работы по реставрации памятников культуры. К 300-летию Санкт-Петербурга были отреставрированы музейные и парковые комплексы города. В Москве после реконструкции открылись в 2007 г. - музей-заповедник «Царицыно», в 2011 г. - Большой театр и Большой зал Московской консерватории.

В современной России духовная жизнь является отражением тех же процессов, что происходят и в других областях общественного развития.

Переформатирование экономики в рыночную, обновление социальных конструкций, перестройка политической системы и сложные взаимоотношения с остальным миром - всё это сильно влияет на духовность и культуру общества.

Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России

В русской духовной традиции, которую хранили и культивировали во времена СССР, присутствовал приоритет бескорыстия и честности. Работа исключительно за деньги и материальные блага, без моральных побудительных причин считалась недостойным занятием. Было неприличным хвалить самого себя, кричать о своих достижениях и хороших результатах в какой-либо сфере. В нынешних же капиталистических условиях каждый человек должен выгодно представить сам себя в резюме как отличного специалиста, коротко и ярко отобразить свои профессиональные успехи. То есть подороже продать себя.

Карьеризм, который во времена Советского Союза осуждался, в наше время преподносится как основа успеха каждого человека. А также поменялось отношение к материальной мотивации в труде. Вершиной престижа и успеха в современном социуме считаются те профессии, которые могут дать человеку максимальную прибыль. Такие перемены в сознании общества сильно влияют и на все аспекты духовной и культурной жизни.

Изменение культурного вектора

В искусстве произошла полнейшая коммерциализация. Автор создаёт продукт, ожидая от него лишь получения финансовой прибыли, а не ставя задачу создать художественное произведение, как это было раньше. Сфера истинного искусства всё дальше и дальше отходит от восприятия массами. Она становится недосягаемой для восприятия обычного человека из-за своей непростой эстетики. Сегодня многие говорят об отсутствии духовной составляющей современного поколения наших граждан, о влиянии штампов западной культуры.

В подавляющем большинстве случаев это верное утверждение, так как, благодаря глобализации, скорости распространения любой информации среди широкой массы людей, создаются так называемые культурные универсалии, которые чаще всего ориентированы на ограниченного в интеллектуальном отношении «ценителя». Нынешняя культура в России переформатируется из-за изменений в нашем обществе и под влиянием извне. Динамика культурной жизни в нашей стране, как и её нестабильность, быстрые перемены культурных ориентиров создают определённые тенденции духовных ценностей в современной России.

Чем определяются тенденции духовной жизни современного общества

Уровень развития культуры и духовности общества можно определить:

  • по объёму создаваемых в нём культурных ценностей;
  • по границам их распространённости;
  • по степени восприятия их людьми.

Одной из ключевых особенностей развития культурной и духовной жизни в нашей стране является колоссальный социальный и культурный разрыв столицы и больших городов с провинцией , что должно вызывать серьёзную озабоченность у политиков и учёных.

Постоянно оценивать уровень культурных и духовных изменений крайне важно . Необходимо знать, сколько в стране НИИ, вузов, библиотек, театров, музеев и т. д. Но количество ещё не значит качество, нужно контролировать насыщенность и содержание духовной и культурной составляющей в этих заведениях. То есть оценивать качество научных работ, уровень образования, книг и фильмов . Вкупе эти показатели отражают саму цель культурного и духовного воспитания общества.

Сомнительные проекты

Требуется учесть не только то, что получилось создать в сфере культуры и духовности, но и то, каким образом этим пользуется общество. Важнейшим критерием культурной динамики является достигнутый уровень социального равенства людей , в том числе и в приобщении человека к духовным ценностям.

В наше время СМИ намеренно стараются направить внимание людей на проблемы других государств, при этом умалчивая о катастрофической внутренней ситуации в стране. Министерство культуры России зачастую оказывает крупную материальную поддержку, мягко говоря, сомнительным проектам, не обращая внимания на действительно нужные и важные работы . Всё это вместе во многих случаях приводит к расколу общества и дестабилизации духовности и культуры.

Движение вниз

Ещё одним из важных аспектов развития общества считается возможность необходимых условий для реализации творческих способностей и талантов . Сегодня ситуация духовной и культурной составляющей в российском обществе по праву оценивается как катастрофическая, так как:

Подобное удручающее состояние в культурной сфере нашей страны в первую очередь связано с неэффективным распределением финансов, хищением средств в той или иной форме. Кризисное состояние самой экономики это уже второстепенный фактор, так как сам кризис является следствием неэффективной работы кабинета министров и намеренного уничтожения практически всех отраслей от промышленности до культуры.

Социально-культурную сферу финансируют по остаточному принципу, при этом выделяя огромные суммы на псевдокультурные мероприятия и проекты.

При выделении министерством средств главной задачей властей ставится получение прибыли , а не поддержка культуры в стране.

Для взращивания духовности в обществе недопустимо экономить на развитии культуры , как недопустима и её коммерциализация. Это приводит к обнищанию духа общества и его вырождению как цивилизации в широком смысле.

Духовная жизнь в 21 веке в России - другие особенности

Особенности духовной жизни современного общества в России характеризуется также резким снижением социально-экономического состояния рядовых работников культуры. Большое количество специалистов уходит в другие сферы, некоторые покидают страну.

В современной так называемой культурной и духовной сфере сформировались две направленности:

  • Отсутствие духовности, лицемерие и фальшь.
  • Проявление недовольства и протеста практически по любому поводу.
  • Навязывание аморальных , бессмысленных направлений.

Всё это формирует бездуховный, интеллектуально ограниченный социум, который со временем начинает считать нормой пошлость и глупость, при этом высмеивая благородство, честность и порядочность.

Негативные явления в РПЦ

Прекратилось духовное очищение общества, происходит скатывание в пропасть невежества и морального уродства. Те, кто ответственен за создание и распространение духовности и культуры, в действительности находятся от самой культуры в стороне.

Церковь превратилась в подобие закрытого акционерного общества для избранных. Вместо того, чтобы нести людям духовность, она фактически просто зарабатывает деньги на вере. РПЦ занята получением в собственность земель и памятников архитектуры, наращивает свой капитал.

Классическую культуру заменяют западным суррогатом, в основе которого лежит унижение тех, кто имеет низкий социальный статус и восхищение теми, кто богат. Фактически духовность, человечность заменяется на культ денег. Сама личность не важна, главное - получение выгоды.

Возрождение как главная задача

Возрождение классической культуры является важнейшей задачей для общества как в России, так и в остальном мире. Отсутствие духовности - это проблема всего человечества , которое в наши дни почти всё превратилось в обычных потребителей того или иного вида продукта. Необходимо сохранить и возродить классическое и народное культурное наследие , оставленное нам нашими предками, в котором главенствующим являются общечеловеческие ценности. Честь, доброта, честность и порядочность - вот некоторые классические духовные и культурные составляющие.

В современной России духовность деградирует, принижаются и искажаются заслуги людей, живших в советское время. Достижения советского общества, будь то колоссальные промышленные, строительные или культурные свершения, пытаются либо замолчать, либо объявить их провалом. Происходит это по различным причинам, одной из которых является ограниченность знаний и критического мышления.

Надежда есть

Несмотря на то, что состояние духовной и культурной жизни в современной России можно назвать катастрофическим, всё же существует надежда на её возрождение. На фоне тотального засилия нашего медиа- и интернет-пространства западным суррогатом культуры (низкопробные фильмы, бессмысленные перформансы и выставки, программы, транслирующие в общество глупость) всё больше проявляется потребность человека в настоящей, истинной духовной культуре. Сами термины духовность и культура вновь приобретают тот смысл, который изначально в них был заложен.

Большая часть общества пресытилась той посредственной культурой, которой пытались заменить нашу классическую духовность. Возрождается интерес к собственной истории, культуре, литературе, национальным традициям. В вузах и школах начинают всё больше уделять внимание этому направлению, студенты и школьники изучают в сравнительных таблицах историю, пишут курсовые работы и рефераты на тему духовной жизни России в прошлом, настоящем и будущем.

Какие явления характеризуют современную российскую культуру - выводы

Человек ХХI века не может находиться вне культуры и духовности, как и общество в целом. Ведь духовность - это та область в жизни общества, которая связана с созданием и распространением духовных и культурных ценностей и удовлетворением духовных нужд человека.

К особенностям духовного развития в ХХI веке в России можно отнести следующие факторы, которые являются противоречивыми:

  • Интернационализация культуры, которую точнее можно назвать эрзац-культурой.
  • Снятие цензуры, при котором дозволяется говорить и показывать всё, что захочется автору.
  • Возрастание интереса к истокам духовности.
  • Поиск настоящих культурных направлений в обществе.

Что нужно делать

Хочется надеяться, что министерство образования осознает свои ошибки и промахи, допущенные в девяностые и нулевые, когда была сделана попытка отказаться от своих духовных и культурных истоков, заменив их так называемой прогрессивной западной новизной. В то время учебный материал массово заменялся на новый, основой которого были тексты, созданные на средства фонда Сороса.

Следует уяснить, что без фундамента, состоящего из духовности и культуры, доставшегося нам от наших предков, невозможно дальнейшее развитие общества. Необходим отказ от псевдокультурных западных ценностей, возрождение и распространение истинной духовности в обществе. В то же время нужно закладывать новое культурную и духовную составляющую в обществе, основанную на морали, искусстве, науке и религии.