Задание 1.
И. С. Тургенев написал:
1. «Записки врача».
2. «Записки на манжетах».
3. «Записки охотника».
4. «Записки из мертвого дома».
Задание 2.
«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями». Кому симпати¬зирует И. С. Тургенев?
1. Революционерам-демократам.
2. Разночинцам.
3. Либералам.
4. Монархистам.
Задание 3.
Роман - это:
1. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является про-блема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.
2. Жанр эпоса, на основе иносказания и на простых жизнен¬ных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема.
3. Жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого завершенного события и его авторская оценка.
Задание 4.
Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»?
1. А. И. Герцену.
2. В. Г. Белинскому.
3. Н. А. Некрасову.
4. Другому лицу.
Задание 5.
Эпилог - это:
1. Относительно самостоятельная часть литературного про-изведения, в котором происходит какое-либо событие, одна из единиц художественного членения текста.
2. Дополнительный элемент композиции, часть литературно¬го произведения, отделенная от основного повествования и сле-дующая после его завершения для сообщения читателю допол-нительных сведений.
3. Относительно короткий текст, помещенный автором перед произведением и призванный кратко выразить основное содер-жание или идейный смысл следующего за ним текста.
Задание 6.
Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее.
1. Об отношении к культурному дворянскому наследию.
2. Об искусстве, науке.
3. О системе поведения человека, о нравственных прин¬ципах.
4. О положении рабочего класса.
5. Об общественном долге, о воспитании.
Задание 7.
Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей», И. С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена про-тив...» (выберите правильное).
1. Пролетариата как передового класса.
2. Дворянства как передового класса.
3. Крестьянства как передового класса.
4. Революционных демократов как передового класса.
Задание 8.
Кому из героев романа «Отцы и дети» соответствуют приве-денные характеристики:
1. Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная огра-ниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.
2. Противник всего подлинно демократического, любую¬щийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом, эстет.
3. Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым её условиям, тип «уходящего барства».
4. Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.
Евгений Базаров.
Аркадий Кирсанов.
Павел Петрович.
Николай Петрович.
Задание 9.
Кому из героев романа принадлежат слова:
«Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные не-дуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспита¬ния... от безобразного состояния общества, одним словом, ис¬правьте общество, - и болезней не будет».
1. Аркадий Кирсанов.
2. Н. П. Кирсанов.
3. Е. В. Базаров.
4. П. П. Кирсанов.
Задание 10.
Типизация - это:
1. Изображение общего через единичное, т. е. соединение ха-рактерного и индивидуального в едином художественном образе.
2. Часто повторяющийся характер или ситуация, имеющая большое распространение.
3. Литературный опыт создания художественного мира, на-копленный многими поколениями авторов.
Задание 11.
Критическую статью «Базаров» написал:
1. И. С. Тургенев.
2. В. Г. Белинский.
3. А. И. Герцен.
4. Д. И. Писарев.
Задание 12.
На какие круги русского общества возлагает надежды Е. Ба-заров:
1. Крестьянство.
2. Дворянскую аристократию.
3. Русское патриархальное дворянство.
4. Интеллигенцию.
Задание 13.
Чем Е. Базаров был особенно далек автору романа?
1. Непониманием роли народа в освободительном движении. 
2. Нигилистическим отношением к культурному наследию России.
3. Преувеличением роли интеллигенции в освободительном движении.
4. Отрывом от какой-либо практической деятельности.
Задаиие 14.
Найдите соответствие героев романа социальному положе-
нию:
1. «Эмансипе».
2. Русский аристократ.
3. Полковой лекарь.
4. Студент-барич.
5. Студент-демократ.
3 адание 15.
Людей, близких Евгению Базарову по духу, называют:
1. Шестидесятники.
2. Пятидесятники.
3. Декабристы.
4. Восьмидесятники.
Задание 16.
Какой момент в биографии Евгения Базарова стал перелом¬ным в осознании им своей личности:
1. Любовь к Одинцовой.
2. Разрыв с Аркадием.
3. Спор с П. П. Кирсановым.
4. Посещение родителей.
Задание 17.
Найдите соответствие героев романа их портретным описа-ниям.
1. «Всё было ещё молодо-зелено: и голос, и пушок на всём лице, и розовые руки... и чуть-чуть сжатые плечи», она беспре-станно краснела и быстро переводила дух». 
2. «Длинное и худое (лицо), с широким лбом, кверху пло¬ским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми гла¬зами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживля¬лось неловкой улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
3. «На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы кра¬соты замечательной».
Воронцова.
Катя.
Павел Петрович.
Евгений Базаров.
Николай Петрович.
Аркадий Кирсанов.
Ключ.
1) 3.
2) 3.
3) 1.
4) 2.
5) 2.
6) 4.
7) 2.
8) 1 - Аркадий, 2 - П. П. Кирсанов, 3 - Н. П. Кирсанов, 4 - Е. Ба¬заров.
9) 3.
10) 1.
11) 4.
12) 4.
13) 2.
14) 1 - Кукшина, 2 - П. П. Кирсанов, 3 - В. И. Базаров, 4-А. Н. Кирсанов, 5 - Е. Базаров.
15) 1.
16) 1.
17) 1 - Катя, 2 - Е. Базаров, 3 - П. П. Кирсанов.

2 Цель урока: Научить видеть в тексте разницу авторского отношения к своим героям; Развивать навыки составления портретных характеристик героев и их сопоставления (портретные детали, речь, поступки, отношение к народу...); Выделить основные моменты спора междуВыделить основные моменты спора между представителями разных социальных слоев, идеологических лагерей (Базаровым и Кирсановыми).


3 1. Сбор материала по героям (развернутый лист на каждого героя) Герой Последователь ность материала Рабочий материал БАЗАРОВ Е.Е. 1.Внешность Человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями» Н.П. Кирсанов крепко стиснул его обнаженную красную руку». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, сверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживилось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» (гл. 2)


4 2. Происхождение 3. Воспитание У отца небольшое именьице. Он прежде всего толковый доктор (гл. 5) У отца небольшое именьице. Он прежде всего толковый доктор (гл. 5) «Мой дед землю пахал» (гл.10)«Мой дед землю пахал» (гл.10) 1) «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например». (гл. 7) 2) «- Скажи,… тебя в детстве не притесняли? Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий.» (гл 21)


5 4.Образование 5.Общественно- политические взгляды «Главный предмет его- естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора» (гл. 3). «Главный предмет его- естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора» (гл. 3). «Он скучает без работы» (гл. 11). «Он скучает без работы» (гл. 11). «…Базаров умен и знающ» (гл 10). «…Базаров умен и знающ» (гл 10). «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы…подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны» (гл. 10). «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы…подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны» (гл. 10).


6 6. Отношение к окружающим Базаров встал утром рано(не как баре), со слугами разговаривает без барского тона. 7. Отношение окружающих к Базарову Дуняшу не могло не привлечь, что Базаров обратился к ней на «Вы» и спросил её о здоровье. Фенечка чувствует себя с Базаровым тоже свободно. 8.Речь, лексика Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз…,туда и дорога). ДОПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ САМОСТОЯТЕЛЬНО




8 Задание по тексту Кратко назвать основные события, описанные в 5-11 гл.Кратко назвать основные события, описанные в 5-11 гл. Какой основной общественный конфликт лежит в основе романа?Какой основной общественный конфликт лежит в основе романа? В столкновении каких героев он раскрывается наиболее отчетливо?В столкновении каких героев он раскрывается наиболее отчетливо?






12 Нигилизм Нигилизм- отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Нигилизм- отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Большой энциклопедический словарь Большой энциклопедический словарь Нигилизм- «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощущать. » В.ДАЛЬ Нигилизм- «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощущать. » В.ДАЛЬ Нигилизм- «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» Нигилизм- «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» Толковый словарь русского языка Толковый словарь русского языка


13 "Но не любить природу, музыку?"


14 ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? Как воспринимает ее Базаров? Как воспринимает ее Базаров? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович « скорее сожаления достоин, чем насмешки»? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович « скорее сожаления достоин, чем насмешки»?


15 Глава 10. Идеологический конфликт между Базаровым и Кирсановыми. Основные линии спора: Об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам. Об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам. О принципе деятельности нигилистов; О принципе деятельности нигилистов; Об отношении к народу. Об отношении к народу. О взглядах на искусство. О взглядах на искусство. О взглядах на природу. О взглядах на природу.






18 Задание 2 Основой конфликта романа «Отцы и дети» является: Основой конфликта романа «Отцы и дети» является: 1.Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым. 1.Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым. 2.Конфликт, возникший между Е.В.Базаровым и Н.П.Кирсановым 2.Конфликт, возникший между Е.В.Базаровым и Н.П.Кирсановым 3.Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов. 3.Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов. 4.Борьба между либеральными монархистами и народом 4.Борьба между либеральными монархистами и народом


19 Задание 3 Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее: Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее: 1.Об отношении к дворянскому культурному наследию. 1.Об отношении к дворянскому культурному наследию. 2.Об искусстве, науке. 2.Об искусстве, науке. 3.О системе поведения человека, о нравственных принципах. 3.О системе поведения человека, о нравственных принципах. 4.О положении рабочего класса. 4.О положении рабочего класса. 5.Об общественном долге, о воспитании. 5.Об общественном долге, о воспитании.


20 Задание 4 Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей»,И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против …» Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей»,И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против …» 1.Пролетариата как передового класса 1.Пролетариата как передового класса 2.Дворянства как передового класса 2.Дворянства как передового класса 3.Крестьянства как передового класса. 3.Крестьянства как передового класса. 4.Революционных демократов как передового класса. 4.Революционных демократов как передового класса.


21 Задание 5 1.На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров: 1.На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров: 1.Крестьянство. 1.Крестьянство. 2.Дворянскую аристократию. 2.Дворянскую аристократию. 3.Русское патриархальное дворянство 3.Русское патриархальное дворянство 4.Интеллигенцию. 4.Интеллигенцию.


22 Домашнее задание Выпишите из романа цитаты, которые объясняют отношение главных героев к любви и ее месту в жизни человека. Выпишите из романа цитаты, которые объясняют отношение главных героев к любви и ее месту в жизни человека. Расскажите об А. Одинцовой. Расскажите об А. Одинцовой.

краткое содержание других презентаций

«Роман Отцы и дети Тургенева» - Основной конфликт романа «Отцы и дети» является: Критическую статью «Базаров» написал: 1. И.С.Тургенев 2. В.Г.Белинский 3. А.И.Герцен 4. Д.И.Писарев. 1. Революционерам-демократам 2. Разночинцам 3. Либералам 4. Монархистам. 1. Шестидесятники 2. Пятидесятники 3. Декабристы 4. Восьмидесятники. На какие круги русского общества возлагает надежды Евгений Базаров: Людей, близких Евгению Базарову по духу называют:

«Поэт Некрасов» - Временами автор рисует идиллическую картину деревенской жизни. Некрасов - сложная, не всегда образцовая, но глубоко человечная и оригинальная личность. Я подпрыгнул: ужалила больно! Родился 10 декабря 1821 года в Немирове Подольской губернии. Мы оба нагнулись, да разом и хвать Я детского глаза люблю выраженье, Змею! На то вам и красное детство дано. Чу!

«Гончаров Обломов» - Роль детали в произведении И.А.Гончарова «Обломов». Презентация Мурзиной Екатерины 10 «А» класса. Как только мечта столкнулась с реальностью, чувства стали сразу разрушаться. В роли детали могут выступать: форма, цвет, свет, звук, запах и т.д. Усталость, мягкость черт, изнеженность, лень, апатия. Диван – символ бездеятельности, лени и апатии. План работы: Детали интерьера. Детали портрета. Любовь.

«Тургенев литература» - Первые произведения. Выполнила: ученица 10 класса Шишенина Светлана. «Записки охотника». Иван Сергеевич Тургенев «Записки охотника». В студенческие годы Тургенев начал писать. Полина Виардо. Начинающий писатель ищет свой путь. Краткая биография. Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. 2010год. Любовь Тургенева.

«Древние книги Руси» - Штурм града. 1980г. Организуются экспедиции по старинным деревням и монастырям в поисках интересных находок. Но основные «фонды» остались дома. Поэтому труд книжника в Древней Руси любили сравнивать с трудом пчелы. Дополнительные сведения. Н. Усачев. Остромирово Евангелие 1056-1057. Печатать книги на Руси начали немногим более четырех веков назад.

«Война и мир урок» - Уроки нравственности. Счастье настоящей дружбы Встреча Пьера с Наташей Ростовой. Семья Ростовых. Андрей Болконский. Поле Бородино. Н. кодекс человека. Слово журналистам. Человек безупречной нравственности. || прил. нравственный, -ая, -ое. Наташа Ростова и Пьер Безухов Эпилог, ч.1, гл.10. Пьер Безухов на Бородинском поле. Первый бал Наташи Ростовой. Наташа Ростова и князь Андрей. Урок русской литературы в 10 классе.

Проблема культуры правящих кругов не может оставаться без внимания уже только потому, что представители их составляют верхушку социума и в некотором роде выступают индикатором, характеризующим состояние всего общества. Для начала следует разобраться кто входит в эту группу.

Правящие круги общества — кто они?

Обратимся к словарям и учебникам. Правящие круги общества в современном мире можно представить в виде нескольких групп в зависимости от сфер влияния. Среди них есть: экономическая, культурная, политическая и другие. В каждой группе формируются свои круги. В экономической и топ-менеджеры, в культурной - владельцы СМИ, в политической - представители, занимающие высшие посты в государстве, а также ряд деятелей, которые находятся «за кадром».

Правящие круги общества объединяют разнообразные интересы. Они обеспечивают наличие необходимых связей между владельцами СМИ, банковских учреждений, бизнеса для управления социумом. Эта группа организовывает и поддерживает деятельность государственной машины, формируя политические партии и ряд других организаций. Создаёт слой лидеров, которые призваны осуществлять управление страной. Сформированная власть гарантирует привилегированное положение правящим кругам. Она укрепляет свои позиции с помощью соответствующей идеологии, которая оправдывает её господство.

Культурный портрет власти предержащих

Эта характеристика формирует политический образ национальной элиты и практически не зависит от таких критериев, как или правления государства. Однако она выступает камертоном всей страны. Многолетний опыт деятельности власти предержащих показывает, что ничто не способно так сильно влиять на принимаемые государственные решения как ценности и внутренние установки, а также представления о возможном и недопустимом в политике.

Все это формирует культуру, которая является своеобразным индикатором и лучше всего характеризует правящие круги того или иного государства.

Собственно говоря, именно она вполне может считаться настоящим двигателем общественных трансформаций. Скрытая от глаз система стандартов и приоритетов, которая постепенно проявляется в каждодневной деятельности правящей элиты, и в конечном счёте формируется в особый, присущий только ей управленческий стиль. Он имеет свои национальные особенности и в качестве примера можно рассмотреть один из самых интересных.

Американский истеблишмент

В различных источниках краткое изложение сути этого понятия не выходит за рамки нашего объекта. Оно составляет не что иное, как правящие круги общества. Истеблишмент дословно переводится с помощью таких слов, как "учреждение", "установление", "основание".

Правящие круги США обеспечивают устойчивость сложившихся там социальной и вне зависимости от того, кто приходит к власти. Последняя, по мнению политологов, является «структурной» и всегда прочно удерживается в руках той «анонимной силы», которая формирует внутри и внешнеполитическую стратегию государства, подчиняя её интересы своим.

Проблема культуры правящих кругов сегодня остаётся актуальной для любой из стран мира, поскольку именно эта характеристика отражает их способность и готовность служить обществу, его интересам, ставя их выше собственных.

Задание 6.

Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее.

1. Об отношении к культурному дворянскому наследию.

2. Об искусстве, науке.

3. О системе поведения человека, о нравственных принципах.

4. О положении рабочего класса.

5. Об общественном долге, о воспитании.
Задание 7.

Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей», И. С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против...» (выберите правильное).

1. Пролетариата как передового класса.

2. Дворянства как передового класса.

3. Крестьянства как передового класса.

4. Революционных демократов как передового класса.


Задание 8.

Кому из героев романа «Отцы и дети» соответствуют приведенные характеристики:

1. Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.

2. Противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом, эстет.

3. Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым её условиям, тип «уходящего барства».

4. Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.

Евгений Базаров.

Аркадий Кирсанов.

Павел Петрович.

Николай Петрович.


Задание 9.

Кому из героев романа принадлежат слова:

«Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания... от безобразного состояния общества, одним словом, исправьте общество, и болезней не будет».

1. Аркадий Кирсанов.

2. Н. П. Кирсанов.

3. Е. В. Базаров.

4. П. П. Кирсанов.
Задание 10.

Типизация - это:

1. Изображение общего через единичное, т. е. соединение характерного и индивидуального в едином художественном образе.

2. Часто повторяющийся характер или ситуация, имеющая большое распространение.

3. Литературный опыт создания художественного мира, накопленный многими поколениями авторов.
Задание 11.

Критическую статью «Базаров» написал:

1. И. С. Тургенев.

2. В. Г. Белинский.

3. А. И. Герцен.

4. Д. И. Писарев.


Задание 12.

На какие круги русского общества возлагает надежды Е. Базаров:

1. Крестьянство.

2. Дворянскую аристократию.

3. Русское патриархальное дворянство.

4. Интеллигенцию.


Задание 13.

1. Непониманием роли народа в освободительном движении.

2. Нигилистическим отношением к культурному наследию России.

3. Преувеличением роли интеллигенции в освободительном движении.

4. Отрывом от какой-либо практической деятельности.


Задание 14.

Найдите соответствие героев романа социальному положению:

1. «Эмансипе». Е. Базаров.

2. Русский аристократ. Кукшина.

3. Полковой лекарь В. И. Базаров.

4. Студент-барич. А. Н. Кирсанов.

5. Студент-демократ. П. П. Кирсанов.
Задание 15.

Людей, близких Евгению Базарову по духу, называют:

1. Шестидесятники.

2. Пятидесятники.

4. Восьмидесятники.


Задание 16

Какой момент в биографии Евгения Базарова стал переломным в осознании им своей личности:

1. Любовь к Одинцовой.

2. Разрыв с Аркадием.

3. Спор с П. П. Кирсановым.

4. Посещение родителей.


Задание 17.

Найдите соответствие героев романа их портретным описаниям.

2. «Длинное и худое (лицо), с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось неловкой улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

3. «На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».

Воронцова.

Павел Петрович.

Евгений Базаров.

Николай Петрович.

Аркадий Кирсанов.
Ключ.


2) 3.
4) 2.
8) 1 - Аркадий, 2 - П. П. Кирсанов, 3. - Н. П. Кирсанов, 4 - Е. Базаров.
10) 1.
14) 1 - Кукшина, 2 - П. П. Кирсанов, 3 - В. И. Базаров, 4 - А. Н. Кирсанов, 5 - Е. Базаров.
16) 1.

17) 1 - Катя, 2- Е. Базаров, 3 - П. П. Кирсанов.

ВИКТОРИНА

по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
1. Кто из героев романа вместо слова «принципы» говорил «принсипы»? (П. П. Кирсанов .)

2. Кем по профессии был отец Базарова? (Лекарь .)

3. Кто сказал: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник...»? (Е. Базаров .)

4. Кому из героев принадлежат эти слова: «Нет, - решила она наконец, - бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете...»? (А. С. Одинцова .)

5. Кто из героев романа считает, что «любовь - это романтизм, гниль и чепуха»? (Е. Базаров .)

6. Имя-отчество Базарова-младшего. (Евгений Васильевич .)

7. Имя-отчество его отца. (Василий Иванович .)

8. Имя-отчество матери Евгения. (Арина Власьевна .)

9. О каком герое идет речь: «В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор... Ты славный малый; но ты все-таки мякенький либеральный барич...»? (Об Аркадии .)

11. Кем был по политическим убеждениям Е. Базаров? (Нигилизм .)

12. Фамилия, имя, отчество возлюбленной Е. Базарова. (Анна Сергеевна Одинцова .)

13. Как зовут младшего брата Аркадия? (Митя .)

14. Из-за чего произошла дуэль между П. П. Кирсановым и Е. Базаровым? (П. П. Кирсанов стал свидетелем того, как Е. Базаров поцеловал Фенечку .)

15. Кто из героев сказал: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»? (Е. Базаров .)

16. Женился ли Н. П. Кирсанов в романе? Если да, то на ком? (Женился на Фенечке .)

17. От чего умер Е. Базаров? (От тифа .)

18. Где заканчивает свою жизнь П. П. Кирсанов? (За границей .)

19. Женился ли в романе Аркадий? Если да, то на ком? (Женился на Кате .)

20. Каковы были последние слова Е. Базарова? («Теперь… темнота...».)

21. Какую из наук Е. Базаров считает наиболее полезной для общества? (Биологию, медицину.)

22. Чем гордился Е. Базаров, когда говорил о своих предках? («Мой дед землю пахал».)

23. Где Е. Базаров познакомился с А. С. Одинцовой? (На балу .)

25. Претерпели ли взгляды Е. Базарова изменение в конце произведения? (Да .)

ВИКТОРИНА


«ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЛИ ВЫ ЧИТАТЕЛЬ?»
1. Как зовут главного героя романа? (Илья Ильич .)

2. Сколько лет главному герою? (32-33 .)

3. К какому сословию принадлежит главный герой? (Дворянин .)

4. Есть ли у Обломова поместье? Если есть, то как оно называется? (Обломовка .)

5. Глаза у главного героя были: а) голубые; б) тёмно-серые; в) карие? (Тёмно-серые .)

6. Назвать фамилию одного из гостей Обломова. (Тарантьев, Алексеев, Волков, Пенкин, Судьбинский .)

7. Кто в романе является антитезой Обломову? (Штольц .)

8. Кто он по национальности? (Немец .)

9. Какая глазная болезнь преследовала Обломова? (Ячмень .)

10. Какая вещь стала верным спутником Обломова? (Халат .)

11. Чей портрет: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, ...цвет лица ровный, ...глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные...?» (Штольц .)

12. Как звали слугу Обломова? (Захар .)

13. На какой улице жил Обломов? (Гороховой .)

14. О ком сказано: «...тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины»? (Обломов .)

15. Чей портрет: «...пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером жилете с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми, русыми с проседью бакен бардами...»? (Захар .)

ИЗЛОЖЕНИЕ

с творческим заданием

по роману И. А. Гончарова «Обломов»
Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!

Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов - нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого...

Небо там, кажется, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надёжная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых приятно кататься, резвясь, на спине, или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползёт по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок вёрст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и берёзовая роща - всё как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем. Всё сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос, и незаметную, сну подобную смерть...

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех.

Они бы и не поверили, если б сказали им, что другие как-нибудь иначе пашут, сеют, жнут, продают. Какие же страсти и волнения могли быть у них?

У них, как и у всех людей, были и заботы, и слабости, взнос подати или оброка, лень и сон; но всё это обходилось им дёшево, без волнений крови.

В последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто, не то что насильственною, даже естественною смертью.

А если кто по старости, или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после того не могли надивиться такому необыкновенному случаю...


Задание: для чего автор поместил в тексте романа главу «Сон Обломова»?

ВИКТОРИНА

по повести Н. С. Лескова

«Очарованный странник»
1. Назовите фамилию, имя, отчество главного героя произведения. (Иван Северьянович Флягин.)

2. Его прозвище. (Голован .)

3. Что такое «моленый сын»? (Его мать не имела детей и вымолила его у Бога, за что обещала отдать его церкви.)

4. Как лечил главный герой повести дочь одного барина от «англицкой» болезни? (Закапывал её в горячий песок.)

5. Какое событие предопределило всю дальнейшую судьбу героя? (Несчастный случай с монахом.)

6. Что такое «наперепор»? (Мужчины садились друг напротив друга и по очереди секли друг друга; побеждал тот, кто не падал - способ решения спорного вопроса, когда другие средства исчерпаны.)

7. Что значит слово «ремонтер»? (Конюх .)

8. Как звали татарских жен главного героя? (Наташки .)

9. Как звали его детей? (Кольки .)

10. Что сделали татары, чтобы главный герой не сбежал? (Подщетинили .)

11. Чем занимался главный герой в плену у татар? (Лечил их.)

12. Как называл главного героя князь, у которого Флягин работал конэсером? (Полупочтенный.)

13. Имя цыганки, которую полюбил главный герой. (Груша.)

14. Что с нею стало? (Она погибла; её столкнул с обрыва Флягин.)

15. Какова ком позиция повести? (Кольцевая.)

17. Является ли главный герой конкретным образом или собирательным? (Собирательным.)

19. Является ли это произведение воплощением славянофильских взглядов Н. С. Лескова или нет? (Да.)

20. Кого из животных особенно любил Голован? (Лошадей, голубей.)

ТЕСТ

по творчеству Н. А. Некрасова
Задание 1.

Кому, па ваш взгляд, могло принадлежать это высказывание:

«Сравнение - поэзия, картина - поэзия, событие может быть поэтично, природа - поэзия, а мысль - всегда проза, как плод анализа, изучения, холодного размышления, - но следует ли из этого, что поэзия должна обходиться без мысли? Дело в том, что эта мысль - проза и в то же время - сила, жизнь, без которых, собственно, и нет истинной поэзии».

1. Н. А. Некрасов.

2. В. Г. Белинский.

3. А. С. Пушкин.

4. А. С. Грибоедов.
Задание 2.

Лирика - это:

1. Один из основных родов литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя.

2. Эмоциональное восприятие повествователем описываемого.

3. Особое свойство литературных произведений, заключающееся в том, что автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы.
Задание 3.

Определите, к каким мотивам лирики поэта относятся приведенные стихотворения Н. А. Некрасова:

1. «В дороге», «Родина», «В неведомой глуши, в деревне полудикой».

2. «Огородник», «Крестьянские дети», «Несжатая полоса».

3. «Вчерашний день, часу в шестом».

4. «Я не люблю иронии твоей».

5. «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда».

а) Крестьянская тема; б) тема Родины; в) образ Музы; г) гражданская лирика; д) любовная лирика.


Задание 4.

Можно ли Н. А. Некрасова назвать реальным деятелем революционно-демократического движения?

2. Нет.
Задание 5.

Кому из русских поэтов принадлежат слова?

1. «Я не поэт, а гражданин».

2. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

а) Н. А. Некрасов; б) К. Ф. Рылеев.


Задание 6.

Какое стихотворение Н. А. Некрасова является страстным революционным призывом к новому поколению демократической молодежи?

1. «Песня Ерёмушке».

2. «Размышления у парадного подъезда».

3. «Тишина».
Задание 7.

Кому из критиков революционно-демократического направления посвящены эти строки:

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать?

1. В. Г. Белинскому.

2. Н. А. Добролюбову.

3. Н. Г. Чернышевскому.
Задание 8.

Народность - это:

1. Особое свойство литературных произведений, заключающееся в том, что автор воспроизводит в их художественном мире свою эпоху, национальные идеалы, жизнь народа; признак общенационального признания писателя.

2. Проявление в художественной литературе национальной литературной традиции.

3. Совокупность произведений устного народного творчества, ориентированного на общенародный идеал; включение традиций народного творчества в литературу.
Задание 9.

В каком из произведений Некрасов прославляет «тип величавой славянки»?

1. «Мороз, Красный нос».

2. «Коробейники».

3. «Русские женщины».

4. «Кому на Руси жить хорошо».


Задание 10.

Кого Н. А. Некрасов считает счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

2. Гришу Добросклонова.

3. Мужиков.

4. Попа.


5. Пьяного.
Задание 11.

А. Я. Панаева в своих воспоминаниях писала: «Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое... Швейцар, выметая лестницу, прогнал их, они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде». В каком стихотворении Н. А. Некрасова был отражен этот жизненный эпизод?

1. «На Волге».

2. «Не рыдай так безумно над ним».

3. «Размышления у парадного подъезда».

4. «Памяти Добролюбова».


Задание 12 .

Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» представил своеобразного народного правдолюбца, крестьянского праведника. Кто это?

1. Гриша Добросклонов.

2. Яким Нагой.

3. Ермил Гирин.

4. Матрена Тимофеевна.


Задание 13.

Кому адресованы эти строки Н. А. Некрасова:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь?

1. Ермил Гирин.

2. Гриша Добросклонов.

3. Яким Нагой.

4. Дед Савелий.


Задание 14.

Поэтика это:

1. Жанр фольклора, художественное воплощение скорби по утраченному человеку или связи с каким-либо событием.

2. Система художественных средств и приемов, появление которых обусловлено определенными идейно-тематическими задачами произведения или замыслом писателя и характерно для анализируемого жанра или манеры писателя.

3. Часть лексики, слова и обороты, присущие устной народной речи и используемые в художественной литературе в целях создания речевой характеристики героев.
Задание 15.

Н. А. Некрасов широко использует фольклорные элементы поэтики. Найдите соответствующие литературоведческие термины, определения к приведенным примерам. Определите художественные средства, которыми пользуется поэт.

1. «Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется - шумит, поет, ругается, качается, валяется, дерется и целуется у праздника народ».

2. «В рот яблока до Спаса не беру».

3. «Тени черные», «волки серые», «сыра-земля - кормилица», «тучи черные», «девка красная».

4. «Не в бровь, а прямо в глаз».

а) Постоянные эпитеты; б) народные приметы; в) параллелизмы; г) пословицы и поговорки.
Задание 16.

Подчеркните метафоры, которые поэт использует в стихотворении.

Идут, как будто гонятся

За ними волки серые,

Что дале - то скорей.

И как телячьи головы,

Качаются, мотаются

Победные головушки

Уснувших мужиков.
Задание 17.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» проявилась:

1. Социальная сатира.

2. Весёлый и бодрый юмор.

3. Народная трагедия.

4. Политический сарказм.


Задание 18.

В каком из приведенных отрывков дано определение некрасовской Музы?

1. «Печалью согрета гармония и наших муз и дев, но нравится их жалобный напев».

2. «Муза мести и печали».


Задание 19.

Каждый из поэтов неоднократно возвращается к поре детства. Определите, какое из приведенных стихотворений принадлежит перу Н. А. Некрасова:

1. Итак, опять увиделся я с вами,

Места немилые, хоть и родные,

Где мыслил я и чувствовал впервые

И где теперь туманными очами

При снеге вечереющего дня

Мой детский возраст смотрит на меня.


2. Где суждено мне Божий свет увидеть,

Где научился я терпеть и ненавидеть,

Но ненависть в душе постыдно притая,

Где иногда бывал помещиком и я.

Где от души моей довременно растленной,

Так рано отлетел покой благословенный,

Но не ребяческих желаний и тревог

Огонь томительный до срока сердце жег.


Задание 20.

Памятник Н. А. Некрасову поставлен в городе:

1. Москва.

2. Киев.


3. Немиров.

4. За рубежом (Италия).


Ключ
2) 1.

3) 1 - б, 2 - а, 3 - в, 4 - д, 5 - г.

5) 1 - б, 2 - а.

6) 1.
8) 1.
10) 5.
12) 3.
14) 2.

15) 1 - в, 2 - б, 3 - а, 4 - г.


18) 2.
20) 3.

ВИКТОРИНА

по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
«ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ»
Задание: по описанию одежды определите героя романа.

1. Одет он был до того худо, что иной... посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу... Шляпа у него была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная совсем рыжая, вся в дырах и пятнах.

(Раскольников .)

2. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая куцавейка.

(Алёна Ивановна .)

3. Она была тоже в лохмотьях; наряд её был грошовый, но разукрашенный по-уличному... На ней было перекупленное из четвертых рук, шелковое цветное платье, ...амбрелька, смешная соломенная круглая шляпка с ярким огненного цвета пером.

(Соня Мармеладова .)

4. Одет он был в старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Одна только еще держалась кое-как, и на нее-то он и застегивался, видимо желая не удаляться приличий. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая... На его платье и даже в волосах кое-где виднелись прилипшие былинки сена.

(Мармеладов .)

5. Все платье его было только что от портного... Новёхонькая щегольская круглая шляпа... Прелестная пара сиреневых, настоящих журеневских, перчаток... В одежде преобладали цвета светлые и юношественные... На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка.

(Лужин .)

6. Одет он был в широком щегольском легком пальто, в светлых летних брюках, и вообще все было на нем широко, щегольское и с иголочки; белье безукоризненное, цепь к часам массивная.

(Зосимов.)

7. ...С перстнями, с цепочками, в щегольском жилете и в несколько потертом сюртуке и несвежем белье.

(Заметов .)

8. ...В своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении.

(Катерина Ивановна .)