Воспитание нравственной культуры взаимосвязано с воспитанием эстетической культуры, также являющей­ся важнейшим компонентом духовной культуры личности.

Эстетическая культура - компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими (художественными) знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической (художественной) деятельности.

Эстетическое сознание - совокупность взглядов, идей, теорий, вкусов, идеалов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценочным отношением к эстетическому явлению. Эстетический вкус - это способность оценивать эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию нацелено на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы школьников средствами эстетики, природы и искус­ства; формирование художественных и искусствоведческих знаний; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в школьном коллективе, в семье; приобщение детей и учащейся молодежи к мировой и отечественной художественной культуре, развитие и реализацию их творческого потенциала.

Воспитание эстетической культуры предполагает организацию разнообразной художественно-эсте­тической деятельности (художественно-исполнительской, познавательной, исследовательской, трудовой, при­родоохранной, конструкторской, эмоционально-оценочной и т. п.) учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, чувств, вкусов и убеждений, а также на развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Средствами воспитания эстетической культуры являются также искусство (разные его виды и жанры), литература, природа, эстетика окружающей жизни, труда, быта, эстетика урока и всей школьной жизни, эстетика взаимоотношений между людьми и эстетика поведения, эстетика внешнего вида. В частности, в основе художественной культуры личности лежит ее отношение к искусству: потребность в общении с искусством, знания в области искусства, умение воспринимать произведения искусства и дать им эстетическую оценку, а также способность художественно-творческого самовыражения в том или ином виде искусства.

Большие возможности для воспитания эстетической культуры школьников предоставляет содержание всех предметов учебного плана средней общеобразовательной школы. Однако в первую очередь нацелена на форми­рование художественной культуры учащихся группа предметов, составляющая образовательную область «Искусство» (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура и другие).

Рассмотрим возрастную специфику данного направления воспитания (см. таблицу 19).

Таблица 19

Возрастные особенности воспитания эстетической культуры личности

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Юношеский возраст

Формирование эстетического отношения к природе, обще­человеческим нравственным ценностям, развитие образного мышления учащихся, фантазии средствами различных видов искусства. Формирование эстетического отношения к природе через практическое участие в эстетизации окружающей среды (уход за растениями, животными, бережное отношение к естественной природе). Использование искусства в формировании представлений учащихся о красоте природы. Формирование эстетических чувств, эмоционального отношения, любви к родной природе в процессе приобщения детей к поэзии, литературе, изобразительному искусству, архитектуре.

Обращение внимания на эстетику поведения и внешний вид детей. Сведение к минимуму бесед общего, разъяснительного характера. Проведение игр, театрализации, практикумов, утренников, викторин, встреч и т. п. с широким привлечением литературы, музыки, изобрази­тельного материала, видео-, кино-материалов, а также детской самодеятельности

Формирование полноценного эстетического (художественного) восприятия, способности к самостоятельным эстетическим оценкам; развитие эмоциональной сферы, творческого потенциала средствами искусства, развитие умений и навыков художественно-творческой деятельности: формирование эстетического отношения к своему внешнему виду, межличностным отношениям, окружающей природной и социальной среде. Формирование эстетического восприятия произведений искусства в процессе эстетического просвещения (устные журналы, беседы, лекции, экскурсии в музеи, филармонию, театры и т. п.; просмотры видеофильмов, чтение книг по искусству), творческой деятельности подростков (конкурсы, выставки и т. п.). Формирование эстетических оценок учащихся в процессе написания отзывов, рецензий, статей, организации игр, вик­торин, работы с искусствоведческой литературой и т. п. Стимулирование подростков к эстетическому анализу произведений искусства. Формирование умений и навыков художественно-творческой деятельности средствами литературного, изобразительного творчества, театральной самодеятельности, которые не только способствуют эстетическому развитию подростков, но и удовлетворяют их потребность в общении со сверстниками

Формирование эстетического компонента мировоззрения, развитие эмоционально-чувственной сферы, умений осознанного восприятия эстетики бытия, оценки произведений искусства и литературы, самооценки поведения и деятельности. Формирование эстетического отношения к профессиональной деятельности. Организация творческих объединений на основе само-организации и самоуправления, в которых старшеклассники будут углублять свои знания в области национального и мирового искус­ства и литературы, развивать свои творческие способности

Глава 1. Культура и личность. Культура личности

Культура - приблизительно всё то, что делаем мы и не делают обезьяны. Лорд Раглан

Когда мы говорим «культура», мы можем подразумевать под этим понятием культуру национальную, эстетическую, исторически сложившегося общества, а также культуру личности. Последнее понятие и является ключевым для понимания культурных процессов. Однако о реальной целостности культуры можно говорить только по отношению к конкретной личности. Личность есть основной носитель культуры.

Но прежде чем говорить о роли личности в развитии культуры, необходимо выяснить, что представляет собой культура. Культура - это понятие, имеющее множество смысловых оттенков. Слово «культура» существует во многих языках мира. С латинского «cultura» переводится как «возведение, воспитание», и в древности его использовали применительно к результатам сельскохозяйственной деятельности. Цицерон определял культуру не только как возделывание почвы, но как духовность, так называемое «искусство выдумывания души». Сейчас это слово употребляют в различных ситуациях и контекстах. Для нас привычно звучат такие выражения, как «культура поведения», «физическая культура», «художественная культура» и т.д. На сегодняшний день существует более тысячи её определений.

Такое многообразие определений вызвано тем, что человек по своей природе многогранен и неисчерпаем, а культура есть не что иное, как творение человека, - а, следовательно, многоаспектна и сама культура.

Культура предполагает взаимодействие человека, истории, природы и общества.

У. Беккет определял её как совокупность норм поведения, верований и ценностей, принятых в конкретном обществе, с помощью которых человек интерпретирует свой жизненный опыт. То есть человек признается культурным, если он принимает участие в развитии культуры, при этом его деятельность направлена на поиск смысла бытия, самоактуализацию.

Таким образом, культура - «это исторически развивающаяся, многослойная, многоликая, многоголосая система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни» .

Взаимосвязь личности и культуры обычно рассматривается в двух ипостасях: личность как индивид, индивидуальный носитель культуры; личность как субъект, творец этой культуры, как личность в высшем значении этого понятия.

В обыденной жизни трудно заметить зависимость культуры от человека, скорее видна обратная зависимость. Вхождение человека в общество происходит путем превращения культурных ценностей и традиций во внутренний мир личности. Индивид, входя в культуру и функционируя в ней, осмысливает действительность во всем многообразии своего отношения к ней. Содержание его сознания наполнено смыслами и значениями. Содержание индивидуального сознания в виде системы представлений, идей, ценностей объективируются и хранятся в его мозгу в форме памяти. Сознание индивида в форме памяти - это хранилище всего его жизненного опыта, результат бытия и функционирования в сфере культуры в процессе всей жизнедеятельности. Содержание сознания личности объективировано в мозгу и не существует отдельно от индивида, оно есть результат присвоения себе культуры объектом. Таким образом, культура и её смыслы живут через осознанную творческую активность человека. Если же человек отворачивается от культурных смыслов, то они умирают, и от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа. (О. Шпенглер)

Общепризнанным является положение, что культура - это результат совокупной деятельности человечества и наличный процесс сохранения, распространения, потребления объектов культуры, культурных ценностей. Человек и культура - объекты развивающиеся, обогащающие и творящие друг друга.

В процессе своей деятельности человек сам формирует себя как культурно-историческое существо. Его человеческие, личностные качества есть результат распредмечивания мира культуры, усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. п . Биологически человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. И только в результате совокупного воздействия культуры он становится действительно человеком, творчески созидающим субъектом. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, выступает предпосылкой развертывания его деятельной активности, становления его в качестве творца, созидателя культурно-исторического процесса. Как субъект культуры он изменяет её, вносит в неё нечто новое, творит её. Если человек отказывается от творчества, проявляет потребительское отношение к культуре, репродуцирует, то он культурно «дичает», скатывается к простейшим потребностям. Только при творческом отношении к жизни индивид становится личностью, субъектом культуры.

Следовательно, говоря и о влиянии культуры на личность, которое, в свою очередь, носит противоречивый характер, можно сказать, что, с одной стороны, оно осуществляется как социализация, то есть приобщение личности к существующим в обществе ценностям, нормам, знаниям. С другой стороны, овладение культурой есть процесс индивидуализации, развитие неповторимых черт, способностей, дарований личности.

Однако, именно в процессе овладения культурой индивид становится личностью, так как личность есть человек, совокупность свойств которого позволяет ему жить в обществе в качестве полноправного и полноценного его члена, взаимодействовать с другими людьми и осуществлять деятельность по производству предметов культуры.

Человек, овладевший культурой общества, в которой он живет, «вооружен» схемами и принципами поведения в типичных, стандартных ситуациях, обладает определенными социальными установками и особенностями социальной перцепции, принимает определенную шкалу ценностей. Талантливый человек делает открытия, развивая общие основания глубже и дальше. Однако культура несет с собой определенную несвободу, удерживая личность в плену своих символических образцов. Но в переломные моменты, в эпохи культурных переворотов вдруг обнаруживается, что старые основания теряют свое значение. Считается, что осуществить переход к новым смысловым основаниям есть дело гения. Поскольку новый смысл, рожденный гением, испытывается в опыте других людей, в борьбе между старым и новым, то судьба гения в отличие от его творения, как правило, не является счастливой.

Таким образом, личность как субъект культуры всегда находится в центре культуры, осуществляя воспроизводство, хранение и обогащение культурного опыта. А культура личности есть система личностных свойств, общезначимых принципов, идеалов, определяющих направленность и мотивацию человеческой деятельности, поведения, поступков, усвоенных личностью в процессе социализации. И уже в процессе социализации происходит приобщение личности к таким типам культуры, как культура материальная, духовная, художественная.

По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. К таким видам культуры относится эстетическая, которая будет рассмотрена ниже.

Глава 2. Определение понятий эстетической и художественной культуры личности

.1 Понятие эстетической культуры личности

В последнее время все больше внимания уделяется состоянию культуры, которая понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличая жизнь людей от жизни других живых существ на земле.

Основополагающим, исторически длительно существующим показателем творчества людей является культура, соотнося уровень и качество развития сообществ и отдельных народов, а также каждой отдельной личности. Следовательно, можно утверждать, что культура создана людьми . Она включает не только материально-физические, но и духовные элементы, что дает основание утверждать отличие культуры от естественной природы. Здесь проявляется духовно-субъективные способности и свойства людей.

Говоря об эстетической культуре, следует отметить, что она характеризует преимущественно духовную жизнь личности, ее духовный мир, то есть сознание, мировоззрение и социально-духовные качества. Эстетические чувства, эстетическое понимание - элементы духовной культуры субъектов. Они направлены на воспроизводство сознания, на удовлетворение нравственных и эстетических потребностей личности. Эстетическая культура есть отражение и воспроизведение художественно-эстетической жизни общества - явление, прежде всего духовной жизни.

Духовная культура общества включает:

воспроизводство индивидуального и общественного сознания;

искусство как профессиональный вид художественного творчества;

народную художественную культуру;

эстетическую культуру;

культуру научной жизни;

культуру воспитания;

культуру свободы совести;

культуру нравственно-духовной жизни;

информационную культуру.

Эстетическая культура общества конкретизируется и персонализируется главным образом в эстетической культуре личности. Эстетическая культура личности - это сложное интегративное качество, выражающееся в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека "по законам красоты".

Понятие "эстетическая культура личности" включает в себя две составляющие: эстетическое сознание и эстетическую деятельность.

Эстетическое сознаниеэто одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.

Эстетическая художественная деятельность это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства.

Строго говоря, любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Например, формирование эстетического мотива деятельности, постановка цели создания эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного продукта; выбор эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, получение эстетически ценного результата.

Таким образом, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В духовной структуре личности совокупность этих составляющих выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

Следовательно, составляющими эстетической культуры личности являются:

а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);

б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) степень совершенства эстетического вкуса;

г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

На основе вышеперечисленных составляющих эстетической культуры личности, можно рассмотреть критерии и уровни развития некоторых отдельных познавательных процессов личности и эстетической культуры в целом. В качестве такого процесса можно взять эстетическое восприятие, которое определяется как процесс отражения предметов и явлений действительности в искусстве во всем многообразии их свойств, в том числе и эстетических, непосредственно влияющих на органы чувств.

Своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, способности охватить предмет во всех деталях, в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе воспринимаемого объекта. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации и мысли по поводу воспринимаемого явления. Таким образом, в процесс эстетического восприятия вовлекается вся личность человека.

В качестве критериев, на основании которых возможно определение уровня и динамики эстетического восприятия, можно предложить: адекватность воспринимаемому объекту, соотношение интеллектуального и эмоционального, целостность.

В зависимости от соотношения этих качеств можно выделить 4 уровня эстетического восприятия:

1высокий уровень, характеризующийся умением адекватно воспринимать эстетический объект в единстве содержания и формы; восприятие целостное, в нем гармонически сочетается интеллектуальное и эмоциональное;2, 3второй и третий уровни - средние . Для второго уровня характерна адекватность восприятия эстетическому объекту, однако анализ эстетического объекта носит словесно-логический характер с низким уровнем эмоциональности. Для третьего уровня характерны яркость и эмоциональность восприятия с недостаточным уровнем аналитического подхода;4четвертый уровень - низкий . Он характеризуется недостаточным развитием эстетического восприятия: пересказ содержания, неумение выразить эстетическое своеобразие воспринимаемого предмета, явления действительности или произведения искусства. Возможны ошибки в изложении и оценке эстетического объекта.

Возвращаясь снова к понятию эстетической культуры и ее составляющей - эстетическому сознанию, как чувственно-эмоциональному и интеллектуальному отношению личности к действительности и искусству, можно сказать, что это отношение всегда сопровождается соответствующей реакцией, эстетическим чувством.

Адекватность чувства особенностям эстетического объекта в значительной мере определяется не только психологическими качествами личности, а уровнем ее подготовки, эстетического образования и воспитания. Недостаточный эмоциональный эстетический опыт личности вызывает неадекватность эмоционального отклика качествам эстетического объекта.

Важной составной частью эстетического сознания является эстетический вкус, как сложное социально-психическое образование.

Существуют различные аспекты вкуса:

а) психофизиологический (вкус как одно из движущих мотивационных психических качеств личности);

б) социальный (вкус как диалектическое единство общего, особенного и единичного, общественного и личного, коллективного и индивидуального);

в) гносеологический (индивидуальное проявление вкуса основывается всегда на сложившихся в общественной жизни представлениях о разнообразных проявлениях эстетического).

Определяют следующие критерии оценки вкуса: способность к оценке эстетических явлений действительности и искусства с позиций гуманистического эстетического идеала; адекватность оценки качеству эстетического объекта; способность обоснования, доказательства правильности своей оценки.

Среди уровней развития вкуса (то есть эстетических предпочтений) выделяют:

Высокий уровень: дается конкретный анализ эстетических качеств объекта наблюдения, идейно-художественных достоинств произведения искусства. Обоснованная эстетическая оценка с позиции гуманистического эстетического идеала, характеризующаяся ярко выраженным творческим переходом.

2. Средний уровень: анализ эстетического объекта в основном правильный, относительно самостоятельный, но односторонний. Суждение обосновывается идейным содержанием произведения (если речь идет о произведении искусства), нравственной позицией автора, однако значительно меньше обращается внимания на художественную форму.

Средний уровень: дается достаточно подробное и полное описание художественного достоинства произведения (например, композицию картины, колорит, особенности рисунка), при этом меньше обращая внимания на содержание и идейный замысел. На средних уровнях - выражен элемент репродуктивности.

Низкий уровень: оценка ограничивается словами: "нравится", "не нравится", нет обоснованности, доказательности, или оценка отличается неопределенностью.

Таким образом, эстетические качества личности составляют сложное понятие - эстетическая культура.

Также хотелось бы отметить, что по своему содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества, отличаясь при этом субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.

Внутренним механизмом эстетической культуры является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, идеала, взгляда, суждения.

С уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к ним, зависящей в свою очередь от следующих характеристик:

развитость образного мышления,

сформированность навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных (внешних) и содержательных характеристик (внутренних параметров, эмоциональная отзывчивость и др.).

Мера выражения этих навыков, способностей и потребностей в деятельности и поведении личности как раз и характеризует уровень ее эстетической культуры.

Наиболее значимо он реализуется в духовно-содержательном общении людей, через участие их в различных формах социального творчества.

Своеобразной разновидностью и доминантой эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни общества и человека), является ее художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений.


Художественная культура личности представляет собой, во-первых, развитие у людей и реализацию в их жизни художественных способностей, способностей создавать художественные ценности и воспринимать их в этом качестве. Во-вторых, культура художественная - это само создание художественных ценностей, художественное творчество, т.е. художественная обработка, художественное оформление, облагораживание, одухотворение разных материалов, вещей, процессов и т. д., а также - творение искусственных, эстетически и художественно значимых, форм и смыслов, создание произведений искусства. В-третьих, художественная культура личности выявляется в функционировании художественных ценностей, ведущем к облагораживанию, одухотворению человека, взаимодействующих с ними.

Художественная культура отражается и воспроизводится в эстетической культуре. Она включает функционирование специализированного художественного творчества - искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Художественная культура, отражаясь в сознании людей, формирует эстетическое сознание и его культурные формы. Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами.

Главным образом, можно выделить следующие основные элементы, от которых зависит уровень художественно-эстетической культуры :

развитость эстетического сознания и мировоззрения

степень художественной образованности;

широта интересов в сфере искусства и глубина его понимания;

развитая способность адекватной оценки художественных достоинств произведений.

Художественная образованность понимается как смысл всех сложившихся в истории искусства художественно-творческих систем, которое позволяет ощутить красоту художественной формы. Художественная образованность расширяет содержание художественного идеала человека, выводя его за пределы тех узких представлений о совершенном творчестве, которые характерны для обыденного и эстетически неразвитого сознания.

Вышеперечисленные характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса - эстетически значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе ее общения с искусством. Художественный вкус в своем развитом индивидуально неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и оценки произведений искусства. Следовательно, художественный вкус - это один из главных показателей наличия, характера и уровня художественной культуры человека . Наиболее полно и непосредственно он реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им.

Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства истинных произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности, значительно обогащая ее, расширяя горизонт чувствования и понимания явлений окружающей действительности, способствуя более глубокому осознанию смысла своего существования и неповторимости жизни.

Вместе с тем, было бы неверно ограничивать реальные проявления художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и оценки. Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного назначения .

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что чрезвычайно важно формировать в людях эстетическую и художественную культуру. Более того, в социальном развитии личности главную роль играет эстетическое и художественное воспитание.

эстетический художественный культура личность

Глава 3. Принципы воспитания эстетической и художественной культуры личности

Общество развивается, на смену одному общественному строю приходит другой, меняются взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры о воспитании эстетической и художественной культуры человека не утихают.

Воспитание эстетической и художественной культуры интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, в последнее время наблюдается резкий взрыв интереса к вопросам воспитания в современном мире.

.1 Принципы воспитания эстетической культуры личности

Воспитание эстетической культуры личности - это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Эстетическое воспитание представляет собой особый специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество) по отношению к объекту (индивид, личность) с целью выработки у индивида системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.

В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Воспитание красотой и через красоту формирует :

) эстетико-ценностную ориентацию личности;

) развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в поведении, в искусстве;

) развивает познавательную способность личности.

) учит индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности.

Формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства, что, по мнению ученых, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Эстетическое образование, приобщение к богатствам мировой культуры и искусства - все это лишь необходимое условие для достижения главной цели воспитания эстетической культуры - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Функции воспитания эстетической культуры, составляющие единство противоположностей:

формирование эстетическо-ценностной ориентации личности;

развитие ее эстетически-творческих потенций.

Основные задачи воспитания эстетической культуры сводятся к следующим положениям :

вырабатывать способность воспринимать и переживать красоту природы и социальной действительности;

учить не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать творения искусства;

развивать в каждом человеке стремление к умелому использованию своих творческих сил и способностей; развивать потребность в красоте и умение понимать ее и наслаждаться ею;

сознательно бороться за утверждение прекрасного во всем: в природе и общественной жизни.

В связи с этим выделяют следующие структурные компоненты:

эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

воспитание творческих потребностей и способностей. Сюда относятся так называемые конструктивные способности: интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Среди принципов воспитания эстетической культуры личности можно отметить такие, как :

Связь воспитания с жизнью. Этот принцип опирается на положение о единстве теории с практикой и требует такой организации деятельности личности, в которой не только реализовались бы усвоенные знания о мире, но и содержался эстетический элемент.

Единство воспитания, обучения и развития. Любая деятельность должна носить эстетическую направленность, в ходе которой должны формироваться идейно-политические, нравственные, эстетические идеалы.

Комплексный подход ко всему делу воспитания предполагает единство объективных и субъективных факторов в процессе формирования эстетически развитой личности.

Систематичность и последовательность воспитания. Свою реализацию этот принцип находит в четкой организации всей воспитательной деятельности, в следовании всем этапам выработки эстетических взглядов, убеждений, идеалов.

Принцип креативности. Развитие творческого потенциала личности - суть и цель воспитания эстетической культуры. Дело в том, что эстетическое сознание не только отражает эстетические стороны жизни, оно формирует в личности устойчивую потребность в творчестве. Творчество - форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития. Всякая творческая деятельность по своей сути эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота. Воспитание творчества - это развитие самостоятельности, активности личности, умения диалектически мыслить и действовать в соответствии с идеалами. Все средства эстетического воспитания позволяют формировать названные качества в условиях деятельности, отвечающих эстетическим потребностям.

Важнейшим средством самопознания личности является творческий процесс. Продукт творчества находится в прямой зависимости от богатства культуры, привнесенного в него человеческого содержания, а также степени и качества его выражения. Без этого не может быть творчества. Поэтому для того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.

С психологической точки зрения творческое преобразование мира оказывается возможным благодаря тому, что результаты этого преобразования приобретают для человека особое значение.

Следовательно, универсальность результата эстетического воспитания в том, что оно побуждает и развивает все чувства человека. Однако, эстетическое воспитание дает желанный результат лишь тогда, когда для него созданы необходимые материальные и духовные предпосылки.

Воспитательное воздействие искусства происходит через ее эстетическую функцию, через передачу личности заложенных в нем авторских оценок и отношений, неотделимых от эстетико-ценностных характеристик. Это позволяет содержанию произведения проникнуть в глубины сознания, влиять на формирование взглядов, убеждений, идеалов личности.

Таким образом, все перечисленные компоненты, принципы и задачи воспитания эстетической культуры представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает эффективность процесса эстетического формирования личности.

3.2 Принципы воспитания художественной культуры личности

Воспитание художественной культуры личности есть часть эстетического воспитания. Сюда входит формирование средствами искусства эстетического восприятия действительности, а также развитие художественно-творческих потребностей в различных областях искусства и потребностей вносить прекрасное в жизнь.

Воспитание такой культуры традиционно рассматривается через формирование отношения человека к искусству, то есть воспитание любви к искусству, внутренней потребности в общении с искусством, понимание смысла искусства и его предназначения.

В основу воспитания художественной культуры личности положена следующая идея: воспитание художественной культуры - это целенаправленный поэтапный процесс присвоения личностью общечеловеческих ценностей и культурных норм, содержащихся в образах искусства. Для того чтобы личность приобрела возможность выявлять эти ценности и нормы в процессе общения с искусством, необходимо научить ее «читать» художественные образы искусства. С этой целью процесс воспитания необходимо строить с опорой на изучение художественного языка искусства. Присвоение человеком выявленного содержания происходит в процессе его самостоятельной творческой деятельности .

В сферу воспитания художественной культуры входит художественное творчество, где формируется творческий потенциал личности. Это позволяет говорить о неразрывной связи воспитания художественной культуры и художественного обучения, например, изобразительному, музыкальному, хореографическому или же театральному искусства.

Самым эффективным образом формируется творческий потенциал при систематическом восприятии художественных произведений и в процессе самостоятельного художественного творчества.

Художественное творчество свойственно человеку, а свобода творчества является одним из его неотъемлемых прав. Посредством художественного творчества человек выражает себя как свободную личность и освобождается от любого внешнего воздействия. Он творит, то есть создает нечто новое, то, что ранее не существовало, - его творения уникальны, как и сама личность.

Художественное творчество - это своеобразное осмысление человеком мира и себя в нем. Осмысление, выражающееся в специфическом оформлении материи, в эстетической организации особых чувственно-воспринимаемых знаков, в особых языках (языках звучаний, линий, движений, ритмов, слов и т. д.).

Иногда понятие «художественное творчество» во многом совпадает с понятием «искусство». Термин «искусство» иногда употребляют в узких значениях: как совокупность художественных произведений (исключая процессы их создания и восприятия), как специфическое мастерство высокого уровня (не включая его результаты). При более широком понимании искусство - это особая сфера человеческой деятельности, целенаправленная, осознанная в своем значении специализированная художественная активность (художественное творчество) и ее результаты (художественные произведения, произведения искусства), их функционирование и восприятие.

Искусство - одно из мощнейших средств воспитания эстетической и художественной культуры, и культуры вообще. Ибо в искусстве духовное становится зримым, слышимым, осязаемым и, вместе с этим, - чувственно привлекательным, желаемым конкретным проявлением человеческого в человеке, волнующим его, способным захватить все его существо.

Итак, в сфере воспитания художественной культуры личности выделяют следующие принципы:

Творческая доминанта: преобладающей деятельностью, в которой осуществляется художественно-эстетическое развитие, является та или иная форма художественного творчества личности.

Ориентация на художественную деятельность как основу общего эстетического развития: основой общего эстетического развития личности выступает освоение художественной деятельности - создание произведений искусства, их восприятие, оценка.

Единство художественного образования с общекультурным художественным процессом.

Художественность: процесс художественно-эстетического образования должен строиться в соответствии с законами искусства (создание художественной атмосферы, использование эмоционально-образных средств и т. п).

Комплексное использование искусства, обеспечивающее освоение специфики художественных выразительных средств, языка искусства, его жанровых и стилистических особенностей.

Исходя из вышеперечисленных принципов, следует, что цель воспитания художественной культуры - формирование и развитие творческой личности. Постоянная потребность в познании искусства, как основы жизненного творчества, отражает уровень культуры народа.

Воспитание художественной культуры - это не только формирование потребности личности в общении с искусством и его эстетической оценке, но развитие и реализация художественно-творческих способностей, перенос их в другие сферы жизнедеятельности человека.

Заключение

Эстетическая и художественная культура являются важнейшими элементами культуры личности, как материальной, так и духовной. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Важнейшим средством привнесения в духовную культуру художественных образов, прекрасного, возвышенного является искусство - вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.

Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Структуру эстетической культуры личности составляют: развитость эстетического сознания; развитость эстетического мировоззрения; степень совершенства эстетического вкуса.

В широком смысле под воспитанием эстетической культуры личности понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Художественная культура личности представляет собой вид культуры, который отражается и воспроизводится в эстетической культуре, а также состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Под воспитанием художественной культуры личности понимается поэтапный процесс присвоения общечеловеческих ценностей и культурных норма, содержащихся в образах искусства.

Таким образом, эстетическая и художественная культура представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает эффективность процесса культурного формирования личности. Полное отсутствие эстетической и художественной культуры означало бы, что у человека чувства настолько неразвиты, что он вообще не может отличать красоту от уродства, совершенно неспособен ни испытывать наслаждение от красоты (и отвращение к безобразию), от художественных ценностей, ни создавать что-либо мало-мальски эстетически или художественно ценное. Следовательно, такое состояние невозможно с тех пор, как человек стал человеком.

Список использованной литературы

1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX-начало XX в. - М., 2008. С.4.

Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / колл. авт.; под ред. Н.М. Мухамеджановой и С.М. Богуславской. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. - 149 с.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М., 2000.

Бычков В.В. Эстетика: Учебник, 2-е издание. - М: Гардарики, 2008 - 573.

Эстетическое сознание и процесс его формирования. Ин-т философии АН СССР. - М.: Искусство, 1981. - 256 с.

Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности: Научно-методическое пособие. - Дубна: Феникс, 1999. - 256 с.

Большаков В.П. Культура как форма человечности. Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000.

Понятие об эстетической культуре личности. Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетика детской жизни. Человек по натуре своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике, например, нередко говорят: "Красивое, изящное решение или доказательство", понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. Побывавшие в руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы рассказывали об обилии цветов, о сверкающем паркете, зеркалах, белоснежных скатертях в столовых, идеальной чистоте в помещениях.

Эстетическое восприятие природы. Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. "А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?" - писал К.Д.Ушинский. "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога..."

Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе - красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.

В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы. Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. Большой интерес у школьников вызывают экскурсии на такие темы, как "В багрец и золото одетые леса", "Весны желанные приметы", "Природа и фантазия", "Цветы наших полей", "Осенний букет", "Памятники культуры нашего края" и др. Во время экскурсий ученики выполняют различные задания: делают наброски и зарисовки с натуры, фотографируют любимый уголок, собирают материалы для коллекции, находят отмершие ветки, корни, сучки, наплывы на деревьях, используя их для поделок и миниатюрной скульптуры.

Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для раздумий и обсуждений такие, например, вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понравившиеся вам высказывания о природе; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как вы себе представляете основные правила поведения в природе; пробовали ли вы отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках?

Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям художественной литературы ("Белый Бим - Черное ухо" Г. Троепольского, "Не стреляйте в белых лебедей" Б. Васильева, "Белый пароход", "Плаха" Ч.Айтматова, "Царь-рыба" В.Астафьева, "Русский лес" Л.Леонова, "Прощание с Матерой" В.А.Распутина, повести и рассказы В.Белова, Ю.Казакова, В.Солоухина).

Формирование эстетической культуры средствами искусства. Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.

Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла - литературу, музыку, изобразительное искусство.

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости - развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие.

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты.

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет-линия-объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. С целью формирования у учащихся представлений о жизненности искусства с ними проводят занятия: "Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя", "Искусство вокруг нас", "Ты и искусство", "Каждый народ - художник", "Изобразительное искусство и мир интересов человека", "Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека".

Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограниченны. Эта ограниченность должна быть компенсирована в системе дополнительного образования.

Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за круглым столом, университеты культуры, клубы друзей искусства. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших исполнителей - солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов. Особенно эмоционально дети отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.

Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино-, видео- и телефильмы. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс "Основы киноискусства", организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

Понятие об эстетической культуре личности . Формирование эст-кой кул-ры - это процесс целенаправленного раз­вития способности личности к полноценному восприятию и пра­вильному пониманию прекрасного в искусстве и действительно­сти. Он предусматривает выработку системы худ-ных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворе­ние от того, что является действительно эстетически ценным. Од­новременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бо­роться против уродливого, безобразного, низменного, а также го­товность к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетика детской жизни. Человек по своей натуре - худож­~к. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь жсоту. Эстетическое отношение человека к действительности обя­зано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание переживание труда как игры физ-их и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного состав­~от фундамент эст-ого раз-ия личности.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эст-кого оформления ближайшего окружения и быта. Улучшение жилищных условий, повышение материального благосостояния, увеличение выпуска товаров народного потребления существенно изменяют предметный мир и вещное окружение, к-ые не мо­гут не участвовать в повышении уровня бытовой кул-ры.

Эстетическое восприятие природы . Природа - ничем не за­менимый источник прекрасного. Она дает богатейший матери­ал для развития эстетического чувства, наблюдательности, во­ображения. Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению бла­годаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой зако­номерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе отношении к природе заключается в сохранении и приумноженииее богатства, в том числе - красоты, а зло состоит в нанесе­ш ей ущерба, в загрязнении окружающей среды.

Важно обеспечить эстетическую направленность природоох­ранительной деятельности уч-ся: проводить с ними наблюдения и опыты в уголке живой природы, на учебно-опытном школьном участке, организовать подкормку и охра­ну животных, охрану зеленых насаждений.

Формирование эстетической культуры средствами культуры .

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педа­-ке принято называть художественным воспитанием

Одно из действенных средств воспитания лит-го вку­са и эстетической отзывчивости - развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать лит-­ру как искусство слова, воспроизводить образы худ-го произведения в своем воображении, тонко подмечать св-ва и хар-ки действующих лиц, анализировать их поступ­ки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у чита­теля глубокие и яркие впечатления.

Основой музыкального воспитания в школе яв-ся хоровое пение, к-ое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, чув­ство ритма, гармонию, певческие навыки, худ-ый вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомлению с основами музы­кальной грамоты.

Одним из средств приобщения учащихся к худ-ой кул-ре яв-ся преподавание изоб-ого искусства . Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это в свою очередь требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформи­ровать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живолиси, лепки, декоративно-прикладного искусства.

Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фоно­тека, в которую включаются записи лучших исполнителей - со­листов, хоровых и оркестровых коллективов.

Эстетическое воспитание – компонент воспитательной системы, направленный на формирование эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников, а также развитие способностей воспринимать, переживать и создавать эстетические ценности.

Эстетическое воспитание в своей содержательной части опирается категории эстетики – наиболее общие понятия, раскрывающие идею совершенства как эстетической основы мира.

Каковы же основные категории эстетики?

Прекрасное как центральная категория эстетики. Категория прекрасного является центральной категорией любой эстетической системы.. Первоначально прекрасное можно определить как целесообразность или совершенство формы. Платон определял красоту как совершенство формы вылепленной в соответствии с неким идеальным образцом. Таким образом, прекрасное это просветленность просвечивание идеи в материальном. Прекрасное это материальное освященное заключенным в нем идеальным. В разумных существах способных к волевому стремлению к идеальному красота становится непосредственным выражением духовного, в этом смысле мы говорим о красоте души или красоте добродетели. В данном случае целесообразность выступает как прямое и непосредственное устремление к цели – к абсолютной полноте бытия. Красота есть преображение материи через воплощение в ней сверх материального начала .

– безобразное. Оно выражает невозможность отсутствие совершенства, оно составляет контраст по отношению к положительному эстетическому идеалу и содержит в себе скрытое требование или желание возрождения этого идеала.

Категория возвышенного представляет отражение нашем сознании величия природных и социальных процессов и явлений, неизмеримо превосходящих возможности обычного человека (величие природных стихий, – неба, океана, гор, бури, грозы; величие революции как выражения социальной мощи больших групп людей; величие духа отдельных людей. Восприятие и переживание возвышенного сопровождается сильными эмоциональными переживаниями (аффектами) – страх, ужас, изумление, восторг.

Противоположная эстетическая категория – низменное. Низменное - эстетическая категория, противоположная возвышенному. Характеризует природные и социальные предметы и явления, имеющие отрицательную общественную значимость и таящие в себе угрозу для человечества и личности. Низменное в искусстве осуществляется через создание образа зла.

Как категория эстетики,трагическое означает форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности. Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под бременем враждебных ему сил, а свободную активную деятельность человека восстающего против судьбы и борющуюся с ней. В трагическом человек выступает в переломный, напряженный момент своего существования. Субъект трагического действия предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей, поэтому категория трагического тесно связана в категорией возвышенного.


Противоположная эстетическая категория комическое. Шеллинг определял комическое как форму эстетизации безобразного и превращения его в предмет искусства: искусство способно преобразовать безобразное таким образом, что оно становится положительной эстетической ценностью, созерцание, которой способно доставлять удовольствие.

СТРУКТУРА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Эстетическая культура личности состоит из следующих компонентов:

Эстетическое сознание , включающее в себя

эстетическое знание , то есть представления и знания об основных эстетических понятиях и категориях;

эстетическое мышление , проявляющееся в способности осмысливать эстетически значимую информацию и высказывать эстетические суждения;

Центральным компонентом эстетической культуры являются эстетические чувства

Эстетическими называются такие высшие чувства ,которые вызываются у нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств лежит особая, свойственная человеку потребность - потребность в эстетическом переживании .

Отличительной особенностью эстетических чувств является их «бескорыстный» характер. Они не связаны непосредственно с удовлетворением наших материальных потребностей, не направлены на утоление голода или сохранение жизни

Эстетическое удовольствие, или наслаждение . Его составляет чувство удовольствия, которое нам доставляет восприятие красок, звуков, форм, движений и других особенностей объективных предметов или явлений. Как правило, эстетическое удовольствие вызывают у нас гармонические сочетания, в которых отдельные элементы находятся в определённых отношениях друг с другом; дисгармонические сочетания, наоборот, вызывают неудовольствие.

Чувство красивого охватывает нас, когда в своем восприятии мы отражаем объективно прекрасную, реально существующую красоту явлений природы и общества. Мы испытываем это чувство при взгляде на красивый цветок, животное, ландшафт, созданную руками человека машину или домашнюю утварь, когда наблюдаем поступки человека, думаем о замечательных чертах его характера и т. д.

Чувство величественного и возвышенного порождается восприятием явлений, превышающих обычную меру явлений, в которых выражается мощь природы и человеческого гения.

Чувство художественно прекрасного связано с эстетическим восприятием произведений искусства и с творческой деятельностью в любом из его видов. В связи с этим оно имеет сложный и своеобразный характер.

Чувство трагического носит аффективный характер, сопровождается сильными душевными потрясениями, иногда выражающимися в рыданиях. Созданный писателем, артистом художественный образ человека достигает подчас своей высшей воздейственной силы: мы не просто испытываем эстетическое чувство от восприятия прекрасного произведения искусства, оно заставляет нас страдать, сочувствовать, негодовать.

Чувство комического характеризуется состоянием веселого смеха при восприятии противоречивых явлений действительности и особенно сильно при их художественном воплощении в произведениях искусства.

эстетические убеждения – устойчивые, эмоционально окрашенные отношения к миру, людям и самому себе, сформировавшиеся на основе эстетических знаний и пережитых эстетических чувств;

– эстетические качества и способности

Интегральным эстетическим качеством личности можно считать эстетический вкус – вырабатываемую общественной практикой способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства предметов и явлений, прежде всего отличать прекрасное от безобразного. В тех случаях, когда оценивается произведение искусства, вкус эстетический называется художественным вкусом. (Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003)

эстетическая способность – совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, благодаря которым открывается возможность осуществлять эстетическую деятельность

эстетическая деятельность - эстетически воспринимать и переживать явления действительности и искусства, оценивать их посредством суждения вкуса и соотнося с идеалом, создавать различные новые эстетические ценности (в труде, в поведении, в науке и технике).

эстетические потребности – потребности мылить, чувствовать и действовать в соответствии с определенными эстетическими представлениями (идеалами);

– опыт эстетической деятельности – готовность и способность совершать определенные действия (поступки) в соответствии с сформированными в структуре личности эстетическими представлениями, чувствами, потребностями (идеалами).

В соответствие со структурой эстетической культуры определяются и задачи эстетического воспитания