Конспект музыкального занятия по театрализованной деятельности в ДОУ «Знакомство с театром» (Старший возраст) Цели и задачи: 1. Расширять знания детей об окружающем мире. 2. Формировать творческую, самостоятельную активность ребёнка. 3. Развивать речь, дикцию, интонацию, пластику. 4. Обогащать словарный...

Проект «Знакомство с родным городом» как средство патриотического воспитания дошкольников

Проект «Знакомство с родным городом» как средство патриотического воспитания дошкольников Введение В настоящее время проблема патриотического воспитания дошкольников является очень актуальной. Россия XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали...

Сценарий развлечения «Цирковое представление» для детей среднего дошкольного возраста

Сценарий развлечения «Цирковое представление» для детей среднего дошкольного возраста Цель. Создание радостного праздничного настроения у детей, воспитание интереса к профессии цирковых артистов. Задачи: развитие музыкальных и творческих способностей детей, сплочение детского коллектива; совершенствование...

Значение театрализованных игр в развитии ребенка

Значение театрализованных игр в развитии ребенка Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в младшем школьном возрасте является театрализованные игры, которые близки и понятны как детям, так и взрослым...

Работа учителя предполагает не только процесс взаимодействия с учениками, их родителями, коллегами и руководством школы, помимо этого, каждый учитель, независимо от того является он классным руководителем или нет, обязан готовить документацию, связанную с его работой, объем её значительный и практически все документы подписываются у директора.

Календарно тематическое планирование – это документ, которым руководствуется учитель при подготовке поурочных планов, тематических контрольных работ, семестровых и годовых тестовых заданий. Каждое календарно тематическое планирование представляет собой деловую бумагу, в которой включены все виды занятости учащихся на уроке, тема и название урока, основные знания и умения, домашняя работа. Как правило, каждый учитель составляет свой план работы на семестр или целый учебный год, ранее работа планировалась по четвертям, но сейчас такая практика отсутствует, поскольку отнимает много времени и требует частого обновления материалов.

Календарно тематическое планирование – это также и документ, который учитель может предъявить родителям, для того, чтобы они могли адекватно оценивать успеваемость собственного ребенка. Нередко в спорных ситуациях, которые иногда случаются в образовательной сфере между родителями и учителями, последние могут показать планирование, в котором в обязательном порядке указаны навыки и умения, которые формируются на текущем этапе обучения. Помимо этого, в папке с календарным планированием не лишним будет и распечатанный лист с критериями оценивания, учителя, особенно молодые, склонны к завышению оценок, поскольку не всегда знают, как адекватно оценить работу учащихся на уроке. Особенно важно умение дифференцировать знания при изучении предметов гуманитарного цикла, ведь ученик может получать оценку не за решение конкретного уравнения или пересказа параграфа, а за комплексную работу на уроке.

При составлении планирования учитель руководствуется общими положениями и концепциями, законом об образовании, а также программами обучения конкретного предмета. Образовательные программы, как правило, едины для целого региона, в них описаны темы для изучения, ситуации общения (при изучении иностранных языков), умения и навыки, которыми должен обладать ученик по окончании учебного года. Программа для каждого предмета разделена на классы или годы изучения, если дисциплина вводится не с первого класса, кроме того, для общеобразовательных и специализированных школ программы немного отличаются. Молодые учителя, которые впервые столкнулись с необходимостью составлять календарно тематическое планирование, должны помнить, что программы меняются едва ли не каждый год, поэтому перед составлением плана работы, не лишней будет консультация с опытными педагогами, а лучше, с методистом городского департамента образования.

Календарно-тематическое планирование учителя представляет собой папку с файлами, где собраны все планы уроков во всех классах, иногда руководство школы требует, чтобы на каждый класс была отдельная папка с планированием. Это не очень удобно, ведь документом учитель пользуется ежедневно, да и вводные страницы будут просто скопированы в нескольких экземплярах, что не очень экономно – стоимость бумаги, чернил, работы с набором текста учителю не оплачивается, это входит в его обязанности. Первая страница планирования – титульная, в ней указана фамилия, имя и отчество педагога, предмет, который он читает, название учебного учреждения, дата методического собрания, на котором оно было утверждено и сроки его действия. Каждая школа обычно имеет свой шаблон, не меняющийся годами, но иногда методический кабинет может предложить единый стандарт для своего населенного пункта, изменения могут касаться схемыра сположения текста, шрифта, междустрочного интервала и общего вида документа.

Вторая страница календарно-тематического планирования представляет собой список актуальных программ, которые используются при подготовке к урокам, наименование учебников и дополнительных справочных материалов. Стоит принять во внимание, что не только учебники, но и все справочники, сборники упражнений, правил и тестов обязательно должны иметь гриф министерства образования, не сертифицированные учебные материалы запрещены для использования в школе. Списки допущенных учебников и пособий ежегодно публикуются на сайте министерства образования в разделе методического оснащения или в его печатном органе в конце августа, в период,
когда учителя готовят календарно тематическое планирование.

Далее следуют непосредственно планы работы для каждого класса на текущий семестр или год, в них расписаны темы уроков, домашние задания, сферы общения, компетенции, эксперименты, лабораторные и самостоятельные работы, контрольные. Обычно планирование представляет собой таблицу, ориентированную, как альбомный лист, которая разделена на заголовки и содержимое, в первых указаны виды работы на уроке, а в содержимом – конкретные упражнения, грамматические структуры, формулы для каждого урока. Первая колонка документа отведена под дату проведения урока, в согласии с календарным планом учитель заполняет классный журнал, поэтому работа на уроке должна соответствовать записям в планировании. При проставлении дат важно помнить о наличии общегосударственных праздников, которые являются выходными днями, а также о каникулах, они не входят в планирование. Уроки, которые попали на период праздников, проводятся методом интенсификации с последующими, в календарно-тематическое планирование ив журнал обычно записываются две темы, а объём домашнего задания увеличивается.

Готовое календарно-тематическое планирование, которое на этапе подготовки не лишним будет показать школьному руководителю методического объединения учителей по предметам, подписывается у заведующего учебной частью школы, а также директором, печать учебного заведения, как правило, не ставится, но бывают и исключения. Только после того, как планирование было заверено, учитель имеет право заполнять на его основании классный журнал, хотя до момента подписания можно выставлять оценки на левой странице, без заполнения графы «содержание урока». Стоит аккуратно обращаться с этим документом, ведь при его утере, снова придется совершать визит в кабинет директора и объяснять причины, по которым ему нужно снова заверить календарное планирование, а это может негативно сказаться на репутации учителя.

В основе календарно-тематического планирования лежат исключительно нормативный акты и программы министерства образования, а вот творческий подход учителя может проявляться при поурочном планировании, именно в конспектах записывается интересная дополнительная информация относительно изучаемой темы, предлагаются игры и викторины для учеников.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В о 2 МЛАДШЕЙ группе 12.03-16.03.2018

Тема: « Домашние и дикие животные »

Цель :Закреплять знания детей о домашних и диких животных и их детенышах. Сформировать (закрепить) обобщающее понятие домашние, дикие животные. Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде, повадках животных. Дать представления о том, как человек заботиться о домашних животных, о том, какую пользу они приносят людям.

Итоговое мероприятие: Игра-викторина «Сказки о животных»

Дата проведения : 16.03.2018

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник 12.03.2018

Утро

Вводная беседа по теме недели: «Как человек заботиться о домашних животных». Цель: дать элементарные знания об уходе за животными, прививать заботу. Игры-имитации «Дикие животные- кто как двигается» С- ролевая игра: «Путешествие в лес» Формирование у детей нормы поведения в природе. Хоровод. Русская народная игра «Каравай». Цель: формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата группы; выявление симпатий и антипатий в группе.

Дид. игра на развитие памяти, мышления. : «Какого дикого животного не стало?» Обогащать словарный запас, развивать память

. Воспитание вежливости. Пропускать девочек вперед, предложить стул гостю, не перебивать собеседника.

Внесение иллюстраций отражающих тему недели: «Домашние и дикие животные

НОД

Физкультура

По плану специалиста

ФЦКМ

«Дикие животные» Н. Голицына 93. Цель: Дать элементарные представления о животных средней полосы (внешний вид, образ жизни, питание, название детенышей). Развивать умение выразительно читать потешку. Воспитывать интерес, любознательность

Прогулка I

П/и «Лохматый пёс» Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь. Наблюдения за собакой. Закрепить знания о собаке, способах приспособления к окружающей жизни . Самостоятельная деятельность с выносным материалом. Труд. Уборка снега с участка – продолжать учить пользоваться лопаткой.

Упражнения на развитие основных движений. Упражнять в умении перешагивать через кубики, высоко поднимая ноги. Алиса, Саша.

Формирование навыков самообслуживания.

Сушить мокрую одежду от снега - обсудить с детьми назначение данной операции, формировать навыки самообслуживания

Обеспечение выносным материалом для самостоятельной деятельности- игрушки, лопатки, ведерки.

После сна

Азбука здоровья. « Опасно- не опасно» Цель: Учить отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации, закреплять знания правил безопасного поведения. Игры со строительным материалом. «Загородка для телят и жеребят» Голицына 84. Учить замыкать пространство, ставя кирпичики на длинную узкую сторону, близко друг другу.

Инд.работа по

ЗКР. Два брата» Ушакова 56. Цель: Осваивать способы образования видовых пар глаголов. Яна, Кристина.

Формирование представлений о строение тела человека и здоровье

Плакаты, иллюстрации, книги для бесед по темам «Азбуки Здоровья»

Строительный материал.

Прогулка II

П/ игра. Воробушки и кот» Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего. Самостоятельная деятельность Наблюдения за погодой . Цель: уточнять представления детей о природных явлениях, объединяемых понятием «погода». Предложить детям охарактеризовать сегодняшнюю погоду, составить коллективный рассказ, используя понятия ветреный, солнечный, пасмурный. Труд: расчистка дорожки от снега, помощь дворнику. Цель: воспитывать уважение к труду дворника.

Упражнения на развитие ловкости. Закрепить умение проходить под дугой (сгруппировавшись, руки на колени) Ваня, Аня, Лиза

Формирование трудовых навыков.

«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи) дать представление о семейных обязанностях, воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям

Выносной материал для организации труда в природе: Лопатки, ведерки.

Вечер

Познакомить детей с новой сказкой «Как лечили петуха» Цель: Развивать интерес к новому произведению, усидчивость, внимание. С/р игра "Цирк" Предложите детям отвести кукол в цирк. Усадите их на диванчик. На коврике перед диванчиком устроить "арену" цирка, на ней разместить "артистов – зверей. Настольные игры «Пазлы», «Мозаика» Цель: развивать наглядно- образное мышление, тренировать мелкую моторику рук.

Работа в книжном уголке. Энциклопедия «Времена года» В марте шубка у зайцев меняется с белой на серую.

. Воспитание навыков взаимоотношений.

«Поставим машины в гараж».
Воспитывать самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам

Внесение книг по теме. Андерсен «Гадкий утенок», Е.Чарушин «Что за зверь?», А.К.Толстой «Белка и волк», « Белочка грызет орешки» Б.А.Соловьев. С.Михалков «Три поросенка», сказка «Как лечили петуха». Р. н. сказка «Лиса и заяц».

Работа с родителями

Познакомить родителей с мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Вторник 13.03.2018

Утро

Рассматривание картинок диких животных.

Каких диких животных живущих в наших лесах ты знаешь, почему их называют дикими. Формировать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных. Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами» Игры на внимание «Сравни медвежат» Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки. Сюжетно-ролевая игра «Ветлечебница для животных». Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с действующими лицами

Разучивание стихотворения. А. Барто «Зайка в витрине» Цель: приобщать к поэзии, развивать поэтический слух, умение заучивать стихотворение Дидактическая игра. «Кто пришел к ребятам в гости» Н. Голицына. 83.

Воспитание КГН

Ситуация «Где тут прячется вода? Выходи водица – мы пришли умыться». Цель: р азвивать эмоционально-речевое общение со сверстниками в ходе выполнения гигиенических процедур.

Размещение предметов, принесённых детьми в уголке интересных вещей.

НОД

Развитие речи

«Составление описательного рассказа» О. Ушакова 66. Цель: Учить по вопросам составлять описание игрушки, объединять все ответы в короткий рассказ. Активизировать в речи прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов. Воспитывать правильное произношение слов.

Музыка

По плану специалиста.

Прогулка I

Целевая- вокруг детского сада. «Первые признаки весны» Обратить внимание на состояние снега: становится рыхлым, чернеет, тает. Самостоятельная деятельность. Труд. Покормить птиц, побуждать к самостоятельному выполнению поручений П/ игра « Курочка и цыплята».Цель: Учить детей ритмично проговаривать текст, выполнять движения в соответствии со словами. Развивать внимание, выдержку, воспитывать смелость.

Упражнения на развитие устойчивого равновесия. Формировать умение ходить между предметов змейкой. Таисия, Егор, Андрей.

Формирование навыков безопасного поведения во время катания с горки.

Выносной материал для закрепления правил поведения в природе. Картинки по ОБЖ.

После сна

Экологическая игра. «Наши друзья» Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним. С/ролевая игра «Путешествие на машине" Цель: расширять кругозор, словарный запас, развивать воображение, мышление

Индив. работа по ЗКР.

«Слова действия» Что может делать собака? Кошка? Лошадь?

ОБЖ в быту. «Правила обращения с дикими и домашними животными». Контакты с животными иногда могут быть опасными, рассказать правила поведения с домашними и бездомными животными.

Плакаты, иллюстрации, книги по ОБЖ

Прогулка II

П/игра « Курочка и цыплята" Цель: развитие умений быстро бегать Наблюдения за погодой. Цель: Дать представления о ранней весне. Солнце стало чаще появляться на небе, его лучи ярко светят. От его лучей нагреваются скамейки, рукава пальто, стволы деревьев. Труд – Помощь младшему воспитателю в уборке игрушек на веранде. Цель: поощрять желание детей трудиться.

Упражнения на развитие меткости.

Индивидуальная работа: метание- упражнять в метании на дальность правой и левой рукой, развивать глазомер.

Воспитание бережного отношения к вещам.

«Каждой вещи- свое место»

Оборудование для игр и труда. Мешочки для метания. Лопатки, совочки. Инвентарь для экспериментирования.

Вечер

Прослушивание « Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка»

Игра-драматизация Досуг «Любимые животные» Цель: Учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление. Воспитывать любовь к животным Дидактическая игра «Ассоциации» Познакомить с новой игрой, развивать мышление, активизировать в речи слова- антонимы.

Работа в спортивном уголке. Прыжки из обруча в обруч. «Не замочи ноги» Цель: Упражнять в прыжках с приземлением на полусогнутые ноги. Даша, Яна.

Воспитание правил хорошего тона.

Формирование первичных гендерных представлений (девочки нежные, женственные)

Материалы и оборудование для драматизации, аудиозаписи, обручи, картинки по теме.

Работа с родителями

Консультация «Игры детей во дворе»

Среда 14.03.2018

Утро

Рассмотреть иллюстрации животных с детенышами. Объяснить, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными. Любые животные с детенышами часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать. Чтение сказки «Кот, петух и лиса» Цель: Развивать умение слушать внимательно, развивать диалогическую речь. Муз/д.игра «Угадай, что звучит» Цель: учить различать звучание различных инструментов. Сюжетно-ролевая игра. «Детский сад» Цель: дать знания о труде повара в детском саду: режет овощи, готовит суп и котлеты, варит кашу и компот.

Работа в природном уголке. Труд в уголке природы Цель: полить комнатные растения, удалить с их листьев пыль, воспитывать трудолюбие, умение ухаживать за растениями. Пальчиковая игра. «Домик»

Закрепление правил поведения в умывальной комнате разговор о безопасности (не включать горячую воду, не брызгаться водой, не баловаться мылом).

Внесение иллюстраций по теме недели. «Дикие и домашние животные»

Физкультура

По плану специалиста.

ФЭМП

Метлина № 20. Цель: Упражнять детей в нахождении большего количества предметов и единичных предметов в окружающей обстановке. Развивать умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте. Воспитывать усидчивость, желание заниматься

Прогулка I

П/игра «Самолёты» Цель: учить детей бегать в разных направлениях Наблюдение за ветром. Познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением, движение воздуха – это ветер, различать его силу. Вынести султанчики, определить силу ветра.

Самостоятельные игры детей Опытно-экспериментальная деятельность- Экспериментирование со снегом: отпечатки следов обуви на снегу.

Упражнения на развитие

выносливости Кто бросит дальше мешочек?»

Цель: упражнять в метании, развивать силу рук. воспитывать желание выполнять физические упражнения

Воспитание культуры поведения. Беседа «Как я вел себя на утреннике»

Оборудование для опытно-экспериментальной деятельности. Емкость, лопаточка.

После сна

Решение проблемных ситуаций. «Бездомные животные» (чем мы им можем помочь)

Предварительная работа ФЭМП «День- ночь» Закреплять умение называть части суток.

Музыкально-дидактическая игра В гости песенка пришла. Цель: Развивать музыкальную память, умение петь без музыкального сопровождения хором и индивидуально

Повторение стихотворения. Барто «Зайка в витрине»

Формирование навыков этикета. «Правила гостеприимства» Задачи: Учить оказывать посильную помощь, воспитывать в детях отзывчивость

Обогащение центра сенсорики.

Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной предметов.

Прогулка II

Подвижная игра «Не упади в ручей», «Подпрыгни - не задень» Развивать умение прыгать на двух ногах. «Море» Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением; движение воздуха – это ветер, различать его силу. Коллективная трудовая деятельность на участке. Самостоятельная деятельность

Развитие диалогической речи

«Чьи детки»- закреплять знания детей в назывании детёнышей домашних и диких

Воспитание культуры общения Беседа «Вежливые слова» Цель: В каких ситуациях используются они.

Выносной материал для самостоятельной и трудовой деятельности.

Вечер

Чтение худ. литературы. Сказка «Заюшкина избушка» - учить оценивать поступки героев сказки, обогащать словарный запас Настольные игры «Скотный двор»» рассматривание фигуры животных соотношение взрослого животного и детеныша Экологическая игра «Кто где живет?» (Рассели животных по домам)

Индивидуальная работа по рисованию. Учить аккуратно закрашивать предметы в одном направлении.

Формирование коммуникативных навыков. Формирование коммуникативных навыков вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к другим людям.

Обогащение сюжетно-ролевых игр материалами и атрибутами для Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Спортивный магазин»

Работа с родителями

Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям за весенней погодой, природой.

Четверг 15.03.2018

Утро

Внесение загадок о диких и домашних животных. Развивать внимательность. Чтение К.Ушинский «Петушок с семьей»

Воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность. Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животным, их движениям и голосу; Игра малой подвижности. «Чего не хватает»

Театрально-игровое творчество Досуг «Любимые животные» Цель: Учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление.

Развитие навыков самообслуживания. Воспитание КГН- ситуативный разговор о мытье рук с мылом с целью обучения правильно намыливать мылом, смывая водой, насухо вытираться полотенцем

Обогащение мини –центра «Театр» Масками диких и домашних животных.

Физкультура

По плану специалиста

Аппликация/

Лепка

Комарова,33 Тема: «Неваляшка» Цель: Учить лепить предмет из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг другу. Развивать умение украшать предмет мелкими деталями(помпон на голове, пуговицы на платье)Уточнить представления детей о величине частей. Воспитывать инициативу, самостоятельность.

Наблюдение за образовавшимся льдом на горке. Цель: установление причинно-следственных связей . Развивать воспитывать любознательность

Упражнения на развитие чувства равновесия «Пройди ровно» Ходьба змейкой между кубиками.

Трудовые поручения. Приучать детей к сбору игрушек после прогулки.

Формирование дружеских взаимоотношений- умение делиться игрушками.

Инвентарь для трудовой деятельности- корзина с игрушками, Кубики для перешагивания.

После сна

Патриотическое воспитание. Объяснить детям, что в результате варварского отношения людей многие дикие животные и сейчас оказались под угрозой полного исчезновения. Поэтому, чтобы сохранить природу, животных, мы должны их охранять

Создание альбома, подборка иллюстраций к альбому «Весна»

Воспитание аккуратности, самостоятельности.

Формирование навыков этикета - ситуативный разговор о пользовании ложкой, вилкой, салфеткой, о культуре поведения за столом.

Обогащение центра ИЗО, в соответствии с темой недели. Пословицы и поговорки о весне.

Прогулка II

П/ игра «Вороны и собачка» Цель: Учить быстро действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга. Наблюдения за птицами. Познакомить с жизнью птиц весной. С приближением весны к кормушке больше не прилетают синички, остались только воробьи и голуби.

Самостоятельная деятельность с выносными игрушками.

Упражнения на развитие Попади в цель»- упражнять в броске в цель, развивать ловкость меткость.

Формирование навыков бесконфликтного решения спорных ситуаций. Обратить внимание на проявление добрых чувств литературными персонажами.

Оборудование для развития меткости, для наблюдений и самостоятельной деятельности детей

Мячи, корзина с игрушками.

Вечер

Чтение русской, народной сказкой «Лиса и заяц» Цель: Познакомить с новой сказкой, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец)

Способствовать развитию диалогической речи, Игра-эксперимент. «Все увидим, все узнаем» Нищеева,72. Задача: Формирование представлений об увеличительном стекле (лупе) Произнесение русской народной потешки «Курочка- рябушечка» Хр.стр 8.

Работа в музыкальном уголке-. Игра на металлофоне «Лесенка» Цель: Исполнять знакомые попевки на металлофоне

Формирование толерантного отношения к людям разных профессий-



Альбомы с потешками. Металлофон .

Работа с родителями

Правила безопасности с дикими животными

Пятница 16.03.2018

Утро

Обобщающая беседа по теме недели. Беседа «Домашние животные, о своем любимце» Расширять представления детей о домашних животных и об уходе за ними. Танцевально- ритмические движения «Где-то на белом свете» Доставить приятные моменты, учить двигаться в такт музыки. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (предметы туалета) - развивать логическое мышление, память.

Работа по развитию мелкой моторики Цель: предложить счетные палочки, для выкладывания длинных и коротких дорожек

Формирование самостоятельности при выполнение работы.

Учить проявлять инициативу в оказании помощи в подготовке к занятию.

Оформление выставки по теме недели. Выставка детских работ.

Рисование

«Узор для платья лисички» Голицина.97. Цель: Учить рисовать кистью узор из точек и полос по мотивам дымковской росписи, используя приемы тычка. Развивать навыки рисования кистью. Воспитывать творчество.

Музыка

По плану специалиста.

Прогулка I

Наблюдение за сосульками. Загадка: Что растет вниз головой? Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне.

Самостоятельная деятельность по интересам детей.

Труд. Приготовление корма для птиц вместе с воспитателем.

Цели: приучать детей с помощью взрослых кормить птиц, развивать мелкую моторику, воспитывать желание участвовать в уходе за птицами;

П.и «Раз, два, три – беги!» Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий .

Беседа с детьми «Зачем милиционеру регулировочная палочка» Цель: Учить детей логично отвечать на вопросы воспитателя, предлагать варианты ответов.

Воспитание навыков безопасного поведения на улицах города.

Выносной материал для закрепления правил поведения на улицах города- макет светофора, пешеходная разметка.

После сна

Хоз.- бытовой труд. «Бюро добрых услуг для игрушечных зверей» (мелкий ремонт, штопка, стирка игрушек) Воспитание желания содержать игрушки в чистоте и порядке.

Игры с конструктором. «Вольер для животных- Зоопарк»

Итоговое мероприятие по теме недели. Игра-викторина «Сказки о животных» Задачи: закрепить сказки, героями которых являются дикие и домашние животные развивать внимание, связную речь.

Обобщение материала за неделю.

Формирование трудовых навыков,

Ремонт книги, альбомов с воспитателем.

Инвентарь для хоз. бытового труда- расчески, банты, таз для мытья игрушек, тряпочки. Конструктор, мяч.

Прогулка II

Спортивные игры. Игра -соревнования «Раз, два, три-ищи!»-продолжать учить ориентироваться в пространстве, развивать внимательность, быстроту

Наблюдение за сезонными изменениями- лед.

Повторение стихотворений, выученные раннее. Учить читать выразительно.

Развивать умение видеть красоту природы- развивать наблюдательность, любовь и бережное отношение к природе.

Спортивное оборудование – мяч, игрушка.

Вечер

С/р игра «Шофер» - ознакомление детей с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре. Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами

Настольно-печатные игры «Хочу все знать или что из чего сделано, воспитывать усидчивость, желание пригласить друга.

Работа в спортивном уголке Упражнения на развитие меткости – прокати мяч в ворота.

Воспитывать привычку к здоровому образу жизни и любовь к спорту. Рассматривание иллюстраций зимнего вида спорта.

Оборудование для игр ситуаций.

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями.

Художественная литература является одним из основных видов искусства (искусство слова). В отличие от живописи, скульптуры, музыки, танца, обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, языка, который, имея материальное воплощение, действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Духовность, насквозь пронизывающая ли- тературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.

Именно художественная литература несет в себе безмерный воспитательный потенциал. Она развивает ум, приобщает к духовному опыту и облагораживает чувства. Но во многом этот эффект зависит от воображения читателя, от его готовности к восприятию текста. Словесные произведения способны произвести огромное впечатление на читателя, изменить его взгляд на мир, сформировать взгляды на жизнь и отношение к ней. Художественное слово может окрылить, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, развивает восприимчивость, перестраивает субъективный мир.

Исследования Л. М. Гурович, В. И. Логиновой, Л. Ф. Островской, С. В. Петериной, М. А. Саморуковой показывают эффективность художественной литературы при воздействии на чувства и разум человека, развитии его эмоциональности, сознания и самосознания, интеллекта, формирования мировоззрения. В трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и других ученых исследуются особенности восприятия человеком произведений слова. Данный процесс рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное содержание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, участия в событиях.

Используя художественную литературу как средство воспитания осужденного, сотрудник должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику проведения бесед по прочитанному материалу с целью формирования у воспиту- емых гуманных чувств и этических представлений. Выделим ряд критериев для отбора художественного текста: нравственная направленность, высокое художественное мастерство, литературная ценность, доступность произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям осужденных

(особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов и жизненный опыт).

Представления, полученные осужденными из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, но в системе. Многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний наглядно представляют примеры из жизни, которые осужденные могут использовать как образцы для подражания.

Разнообразны и формы приобщения осужденных к литературе с целью коррекции и развития личности. Интересна такая форма изучения художественных произведений, как читательские конференции. Обсуждение книг позволяет правонарушителям осмысливать свою деятельность через художественные образы. Наблюдение показало, что на констатирующем уровне осужденные интересуются только событиями, о которых рассказывается в книге, на анализирующем - уже проблематикой (здесь также можно выделить два уровня: интерес к поступкам героя и интерес к его характеру). На высшем - целостном - уровне в поле зрения читателя прежде всего автор произведения и вся совокупность особенностей книги, выражающая авторское отношение к действительности (стиль, отбор материала, мировоззрение). Участники процесса постепенно становятся способными видеть в книге не только динамику событий, но и ее художественные особенности, что способствует более глубокому пониманию идей произведения и доставляет большее наслаждение от чтения.

Искусство слова предоставляет человеку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации, решает важнейшую задачу - адаптация осужденного посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.

В связи с этим эффективно участие осужденных в литературной студии. Данные занятия способствуют раскрытию внутренних ресурсов личности и творческих способностей, позволяют дать выход сложным переживаниям в форме речевого высказывания. Осужденные сочиняют стихи, пишут сценарии, подбирают музыку, песни, которые затем сами исполняют, озвучивают своих персонажей. При этом обязательно наполнение текста оптимистичным содержанием для восстановления приятных воспоминаний, позволяющих сформировать позитивную установку и образы, вызывая положительные ощущения и настроения.

Л. С. Выготский отмечал, что психологический эффект восприятия литературного произведения конституирован в его форме. Позднее М. М. Бахтин ввел понятие внутренней, архитектонической формы - динамического образования, возникающего в процессе полноценного восприятия стихотворения и активно опосредствующего процесс коммуникации поэта и читателя .

Поэзия, как отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи, играет важную роль в развитии личности, становится одним из культурных средств, при помощи которых человек выражает свои переживания. Интерес осужденных к форме поэтического произведения обусловлен активным поиском средств самовыражения, индивидуализации, связанным с условиями изоляции и контекстом интимно-личностного общения.

Весьма важно расширить жанровый репертуар творчества осужденных. Литературные формы в силу своей содержательности влияют на жизненную позицию и нравственную установку автора, пишущего в том или ином жанре. Участники литературной студии могут писать репортажи, зарисовки, рассказы, фельетоны - все эти жанры развивают внимательность к окружающей действительности и расширяют кругозор.

В целях развития чувства стиля осужденным можно рекомендовать такие задания: узнать автора или литературную школу по предложенному отрывку или пародии, воспроизвести пропущенное слово в художественном тексте и сравнить с авторским, рассказать на данную тему в том или ином стиле (сентиментализма, романтизма, символизма, футуризма и т.п.) и др. Для более углубленного понимания художественного образа помимо ранее рекомендованных заданий (рассказать отрывок или все произведение от имени одного из героев; рассказать о прошлом или будущем героя) осужденным можно посоветовать провести мысленный эксперимент с художественным образом, то есть подумать о поведении героя в измененных обстоятельствах («Как бы сложилась судьба Родиона Раскольникова, если бы его преступление не было раскрыто?»). В данном случае как бы «от противного» углубляется и понимание авторского замысла: почему автору было необходимо поставить героя именно в данные, а не иные обстоятельства, то есть насколько значимы обстоятельства, в которые поставлен герой, для воплощения авторского замысла?

Для формирования положительного отношения к художественной литературе, расширения кругозора, развития их познавательных интересов используется прием дискуссии. Так, на одном из занятий участникам были предложены два альтернативных тезиса: «Учит жизни не книга, а опыт», «Учит жизни не опыт, а книга», обсуждение которых вызвало большую активность со стороны осужденных и оставило в их сознании глубокий след.

С осужденными также следует проводить беседы о прочитанных книгах, где они учатся обмениваться мыслями, выслушивать мнение, отличное от их точки зрения. Обсуждая литературные произведения, участники задумываются над собственным поведением, перед педагогами раскрываются взгляды и убеждения осужденных, это помогает вносить определенные коррективы в воспитательный процесс.

Изучение литературных сочинений и их творческое прочтение оказывают большое воспитательное, познавательное и эмоциональное влияние на осужденных, способствуют формированию мировоззрения и эстетических вкусов. Динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенно ному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки. При этом педагог должен помнить, что прямое сопоставление изображенных в художественном произведении событий, характеров, персонажей с реальными событиями или конкретными осужденными недопустимо.

Для активизации педагогического процесса можно использовать прием игры, особенно в работе с несовершеннолетними осужденными. Так, например, при пересказе литературных произведений педагог использует игру «Дружный пересказ». Игра носит соревновательный характер. Группа воспитанников делится на две команды. Члены одной из них начинают пересказывать прочитанное произведение по цепочке - один говорит не более двух фраз. Если кто-то не смог подхватить рассказ на счет «раз, два, три», его продолжает по тем же правилам команда соперников. Выигрывают те, кто меньше нуждался в посторонней помощи.

Можно усложнить игру, изменив роли педагога и участников команд. Например, прерывать рассказ и передавать его продолжение другой команде может своим знаком педагог, а может и участник - член отвечающей команды либо команды соперников. В зависимости от принадлежности руководящего сигнала меняется и тактика игры: если подают сигнал отвечающие, то они стараются найти неудобный (стилистически или содержательно трудный для продолжения) момент рассказа; если сигнал дает представитель команды-преемника, то он, наоборот, старается подстеречь легкий фрагмент - так в игре появляется интрига и саморазвитие, что и делает ее привлекательной для участников.

При работе с литературным произведением можно использовать также приемы активизации интереса участника. Так, осужденным предлагается поставить вопросы к тексту сочинения. При этом можно указать количество вопросов (от 1 до 5) и оговорить, что все вопросы надо начинать с разных вопросительных слов (написать их на доске: что, почему, как, зачем) или только с какого-то одного. Можно также посоревноваться, кто придумает наибольшее количество осмысленных вопросов (обговорить с участниками, что значит «осмысленные», чтобы не появлялись вопросы типа «Сколько букв в названии?») и т.д.

Для работы с осужденными можно рекомендовать задания на углубление восприятия художественного образа и понимание логики авторской мысли: рассказать фабулу произведения или какой-либо отрывок из произведения от имени одного из героев, написать о прошлом или будущем героя (например, десять лет спустя) и др. Творческая работа на занятиях способствует развитию личности, стимулированию мыслительного процесса, будит интерес к литературному искусству как процессу познания.

На развитие наблюдательности и художественной зоркости будут направлены такие приемы, как словесный натюрморт (на столе стоит какой-либо предмет, предлагается выразительно описать его, затем описания сравниваются и обсуждаются), словесный пейзаж (важно, чтобы темы были конкретными и не давали возможности использовать заимствованные образы), словесный портрет (можно всей группой писать портрет одного из участников, а затем сравнивать точность и выразительность портретов и т.д.).

В качестве коррекции и диагностики можно использовать мини-сочинения, сочинения-рассуждения, письменные ответы на вопросы, анкеты по заявленной теме, углубляющие понимание философских и этических категорий художественных произведений с постановкой мировоззренческих проблем («В человеке должно быть все прекрасно», «Праздная жизнь не может быть чистой», «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой», «Человек - это звучит гордо!»). Для литературно-творческого развития осужденным рекомендуется участвовать в работе кружков и музеев, подготовке литературных вечеров и музыкально-литературных гостиных, выпуске стенгазет и радиопередач и т.д.

Широко в коррекционно-педагогической работе с осужденными используются сказки (сказкотерапия). Их можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Архетип сказки сам по себе является исцеляющим, участника арт-про- цесса «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом, сказка служит средством встречи с самим собой, помогает человеку взглянуть на себя со стороны. Осужденные приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. В сказках не только отражены древние инициатические ритуалы, а еще и описываются положительные опыты проживания эмоциональных кризисов, преодоления жизненных трудностей и препятствий.

Часто сказочные сюжеты, сценарии сочиняются самими участниками арт-педагогической работы. Используются и сказки, написанные сказкотерапевтами (Э. Берн, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н. И. Козлов и др.), сотрудниками. Сказка может быть использована для того, чтобы предложить участникам способы решения конкретной проблемы, так как в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения, а потом его использовать и для себя. Сказка несет свободу, способствует пробуждению творческих сил, активизирует воображение личности.

В конце групповых и коллективно-массовых занятий педагог проводит краткий рефлексивный анализ, который не оценивается им и носит анонимный характер. Для этого используются различные методики: «Соберем в дорогу чемодан», «Семицветная лесенка настроения», «Каким для тебя было занятие: цветопись», «Раскрась квадрат», «Твое лицо», вопросы, обсуждаемые по кругу: «Что сегодня на занятии понравилось?», «Что узнали нового?» и т.д. Рефлексивный анализ проводится сразу после занятия, когда эмоциональное состояние и мысли участников еще ярки и свежи впечатлениями. Обратная связь помогает более точно выстроить следующую встречу.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития гуманных качеств личности: добра и справедливости, гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у осужденных гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в свою жизнь и деятельность.

Таким образом, художественная литература является важным средством коррекции и развития личности. Воспитание словом приводит к большим изменениям эмоциональной и чувственной сферы, что способствует появлению у осужденного живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. В связи с этим можно рекомендовать сотрудникам чаще использовать художественную литературу для развития личности осужденного и коррекции его поведения с целью исправления.

  • См.: Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968; Бахтин М. М.Проблемы содержания, материала и формы в словесном художественномтворчестве // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводят к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству .

Старший дошкольный возраст благодатный для развития творчества, познавательной активности и интересов детей. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Для детей этого возраста важно подчеркнуть роль книги как источника новых знаний .

Предметом особого внимания воспитателя является социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими. Взрослый примером литературных героев, и своим должен показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать замечать состояние героев художественных произведений и окружающих (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Взрослый должен подтолкнуть ребенка к проявлению заботы, сострадания, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей .

Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Поддерживая положительные действия и поступки, взрослый опирается на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность. Почерпнуть знания о культуре поведения и общения мы можем как в повседневной жизни, так и со сказок, потешек, стишков .

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети, интересующиеся событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.

Обсуждая с детьми эти проблемы, взрослый стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей. .

Условием полноценного развития старших дошкольников является чтение художественной литературы, анализ прочитанного, содержательное общение.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления .

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

По мнению Ф.А. Сохина художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка .

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересует не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма) .

Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества .

Характерная черта восприятия художественного произведения детьми - это единство чувствующего и мыслящего.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях .

Можно выделить в развитии восприятия художественного произведения три стадии:

непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения);

понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);

влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами .

Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность, выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения .

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки) и фразеологизмы.

Художественная литература является универсальным развивающее образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду .

Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений.

Художественная система русского фольклора своеобразна, так как он имеет разнообразные жанровые формы (былины, сказки, легенды, песни, предания), а также малые формы (частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки), язык которых прост, точен и выразителен.

Образцы художественной литературы различны по своему воздействию: в рассказе дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями .

Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ. В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие "языку-учителю", который не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу .

Понятийно-направленный анализ художественных произведений способствует выделению признаков понятия "текст", общих черт у разных текстов одного и того же типа или стиля речи. Он помогает воспитателю организовать работу по обучению дошкольников видеть общее в отдельном, разбирать конкретный текст как один из подобных текстов. С помощью понятийно-направленного анализа воспитатель формирует представление о структуре текста, об общем строении подобных текстов, которыми они могут воспользоваться при создании своего текста, относящегося к этой же группе.

В соответствии с тем, над каким понятием ведется работа по его усвоению, выделяются три вида анализа:

стилистический

типологический

В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные значения, создают яркие образы. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Литературно-художественные тексты в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образцы, позволяющие знакомить дошкольников со стилистическим богатством русского языка .

Детский сад не ставит перед собой цели дать дошкольникам теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития мышления и речи .

Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка в процессе развития речи:

обнаружение в тексте образных слов;

объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими детьми или указанных воспитателем;

иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?

использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;

отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;

специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. .

Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их языковое чутье, вкус.

Нельзя, однако, забывать, что чрезмерное внимание к деталям языка может разрушить общее впечатление от художественного произведения. Поэтому анализ художественных средств языка при всем интересе к нему не должен превращаться в главный вид работы в процессе развития речи. Следует стремиться к тому, чтобы работа над изобразительными средствами языка органически вплеталась в систему идейно-художественного анализа произведений, подчеркивая их идейное содержание.

Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Дошкольник приобщается, таким образом, к стилистике художественной речи, сам овладевает ее простейшими средствами. Этим же целям, в сущности, служат и другие направления в общей системе словарной работы: обращение внимания детей на синонимы, антонимы, крылатые слова, многозначность слов; упражнения на их употребление в речи, рассказе, в собственном рассказе; отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов; специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок.

Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса последних тем самым, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Развитие связной речи как одной из составляющих процесса подготовки ребенка дошкольного возраста к обучению в школе, является одним из направлений деятельности педагога по данной программе. Основой данного направления является развитие связной речи средствами развития восприятия произведений художественной культуры, средствами организации взаимодействия между различными участниками образовательного процесса .

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Одним из важнейших условий развития речи ребенка дошкольного возраста является использование в данном процессе художественных произведений.

Становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов .

Работу по развитию речи детей дошкольного возраста педагог не должен рассматривать как решение задачи предупреждения и исправления в их речи грамматических ошибок, затверживания отдельных трудных грамматических форм. Речь идет о создании условий для полноценного усвоения ребенком грамматического строя языка на основе спонтанной ориентировочной, поисковой активности в сфере грамматики, использование языковых средств, в разных формах общения в процессе знакомства с произведениями художественной культуры.

Таким образом, из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Выводы по первой главе

Изучив психолого - педагогическую, методическую литературу по проблеме формирования лексической стороны речи, у старших дошкольников средствами художественной литературы, можно сделать следующий вывод, что от уровня владения ребенка лексикой, зависит развитие диалогической и монологической речи в дальнейшей жизни, умение общаться со сверстниками и взрослыми, и определяет уровень готовности к обучению в школе. Лексика - совокупность слов какого-либо языка или диалекта. Речь - исторически сложившаяся форма общения - людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые, можно сказать, что важными являются: обогащение словаря детей новой лексикой; активизация словаря; уточнения значения отдельных слов и словосочетаний; замена диалектизмов, говоров словами литературного языка, развитие образной речи, это обогащение активного словаря детей образному выражению поговорками, пословицами, скороговорками, загадками, эпитетами, метаформами; ознакомление детей со значением слова, обучение пониманию многозначности, синонимичности и переносное значение слов; усвоение обобщающих понятий. Исследуя особенности формирования речи у старших дошкольников средствами художественной литературы, используя в практической деятельности для расширения словарного запаса сказки, потешки, стишки и. т.д. Я убедилась, что они оказывают эффективное воздействие на формирование лексической стороны речи у старших дошкольников.

К старшему дошкольному возрасту количественный словарь ребенка может достигать 3500-4000 слов. Связано это с тем, что развивается личность ребенка в целом, растет и развивается сознание. Старший дошкольник начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе и происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря

Дети 5-7 лет владеют бытовым словарем на уровне разговорного языка взрослых, употребляет слова не только с обобщающим, но и с отвлеченным значением - горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Речь детей к пятилетнему возрасту становится полноценным средством общения, т.к. лексический запас нормально развивающегося ребёнка пяти лет позволяет ему свободно общаться, высказывать свои мысли, рассказывать сказки, составлять рассказы. Становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов. В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные значения, создают яркие образы. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений:

основными видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, метонимией, перифразом, гиперболой), стилистическими фигурами.

Литературно-художественные тексты в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образцы, позволяющие знакомить дошкольников со стилистическим богатством русского языка.

Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса, речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений, обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.