На главной странице трудовой книжки среди прочих данных вносят сведения об образовании, а также о полученной специальности сотрудника. Особенность состоит в том, что они могут дополняться после окончания новых образовательных учреждений. К тому же сведения фиксируются по-разному, в зависимости от уровня обучения. Инструкцию на 2019 год по заполнению и практические примеры можно найти в статье.

Основные принципы внесения записей в трудовую описываются в соответствующем Постановлении Минтрудасоцразвития.


В соответствии с положениями этого документа оформление производится на основе таких правил:

  1. Формулировка названия полученного образования должна точно соответствовать той, что приведена в дипломе.
  2. Название высшего образования приводится в соответствии с его ступенью (бакалавриат, магистратура, аспирантура или специалитет).
  3. Если в результате поправок в законодательстве наименование образования изменяется, вносить другие пометки в трудовую не следует. Пометки фиксируются только по факту, закон обратной силы не имеет.
  4. Данные вносятся только на основе представленных документов или же копий, заверенных организацией или нотариально. Фиксирование сведений со слов работника недопустимо.
  5. Поправки, зачеркивания надписей также не допускаются. Исключение представляют случаи внесения некорректных записей – соответствующий пример подробно рассмотрен ниже.

Первая запись вносится первым работодателем, которому сотрудник приносит чистый бланк трудовой книжки. Если предыдущая компания по каким-либо причинам не заполнила графу, последующий работодатель самостоятельно вносит отметку. Формулировка производится в соответствии с уровнем образования, который подтверждается документами.

Если изначально кадровый специалист указал в графе только слово «высшее», достаточно просто вписать соответствующее слово, без исправления записи.

Как уже говорилось, никаких дополнительных корректировок в связи с изменением законодательства в сфере образования, впоследствии производить не нужно.

Саломатов Сергей

Эксперт по недвижимости

Работодатель не обязан проверять диплом или аттестат, который подтверждает уровень образованности сотрудника. Достаточно получить оригинал или заверенную копию документа, с которого и нужно переписать необходимые данные.

Внесение второй и последующих записей

Впоследствии работник может получать 2, 3 и другие образования – например, среднее профессиональное после основного или высшее после среднего общего и т.п. Внести соответствующие пометки в документ работодатель также обязан, однако работник должен самостоятельно принести аттестат или диплом, поскольку компания не обязана проверять сведения о повышении уровня образования.

Для внесения новой пометки нужно просто поставить запятую перед старой записью и вписать очередную информацию в соответствии с описанными выше правилами.

При этом сотрудник может получать и очередные образования – тогда необходимо перейти на следующую страницу (с данными о работе) и внести соответствующую информацию. Оформление осуществляется по таким правилам:

  1. Ставится номер записи (в хронологическом порядке), дата внесения (по факту заполнения).
  2. Затем в основной графе нужно прописать данные о полученном образовании – в какой период, в каком образовательном учреждении (полное наименование), по какой программе, какая получен специальность.
  3. В последней графе указывают название, серию и номер, дату выдачи документа, который подтверждает описанный факт.

Ранее практиковалось внесение пометок о законченном образовании на страницу слева от титульной (фактически – на корочку трудовой). Ставилась печать и подпись кадрового специалиста. В настоящий момент подобный способ оформления не применяется, хотя и не считается грубой ошибкой.

Важно понимать, что внесение подобных сведений строго обязательно только в тех случаях, если работа сотрудника предполагает наличие соответствующего образования. Поэтому в остальных ситуациях данные указываются только по желанию самого сотрудника – их отсутствие не является нарушением.

Запись о профессии

Эта строка заполняется только при наличии соответствующей информации в документах об образовании. Если же таких данных нет, строка остается пустой, что не является нарушением законодательства.

В остальных случаях строка заполняется сведениями из соответствующих документов:

  • диплом о среднем профессиональном или высшем образовании;
  • диплом, подтверждающий профессиональную переподготовку;
  • свидетельство о профессии рабочего;
  • иной документ, подтверждающий факт освоения специальности/профессии.

Саломатов Сергей

Эксперт по недвижимости

Если кадровый специалист перепутает название квалификации и специальности сотрудника (данные из диплома), исправлять ошибку не нужно, поскольку она не считается грубым нарушением.

Корректировка неправильной записи

Если некорректная запись уже внесена, ее необходимо аккуратно зачеркнуть ручкой того же цвета. После этого запись об исправлении вносится на страницу слева (на корочку трудовой книжки). Указывается и основание исправления – данные документа об образовании. Ставится печать, прописывается должность и ФИО, а также подпись сотрудника, осуществившего исправления.

Отметка о неполном высшем образовании

До 2007 года в официальном документообороте официально существовало понятие «неполного высшего образования». Критерием считался тот факт, что студент успешно окончил 4 семестра, т.е. уже отучился в вузе минимально 2 года, что подтверждается соответствующим документами:

  • дипломом о неполном высшем образовании;
  • справкой из вуза.

Однако в данный момент такой диплом уже не выдается, и официально понятие неполного образования также отсутствует. Тем не менее, если студент принес справку об обучении и требует внесения информации в книжку, работодатель не вправе отказать ему в этом. Тогда необходимо прописать «неполное высшее» без указания профессии или специальности.

Таким образом, в соответствующей графе трудовой книжки достаточно указать только уровень образования, а в строке «Профессия» прописать название специальности или профессии в точном соответствии с документом из вуза или другого образовательного учреждения. При необходимости в трудовую вносятся поправки, по инструкции, приведенной выше.

Если компания принимает на основную работу сотрудника, который ранее нигде не работал, нужно завести ему трудовую книжку. Вести трудовые на работников должны работодатели - организации и индивидуальные предприниматели . При этом важно правильно оформить титульный лист трудовой книжки, а также внести запись о приеме в раздел «Сведения о работе».

В каком порядке оформляется трудовая книжка

Работодатель должен оформить трудовую книжку не позднее недельного срока со дня приема на работу. Сделать это нужно в присутствии работника (п. 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденныхпостановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 , далее - Правила ведения и хранения трудовых книжек). Поскольку трудовые книжки нужно вести на сотрудников, проработавших свыше пяти дней, можно оформить ее новичку по истечении этого периода (п. 3 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

Работодатель вправе приобретать бланки трудовой книжки только по договору с официальными распространителями (п. , Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 декабря 2003 г. № 117н). Принимать бланк, принесенный самим работником, запрещено.

При этом работодатель может потребовать от сотрудника возместить стоимость бланка трудовой книжки (п. 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек). Для этого попросите работника написать заявление о ее оформлении, так как иначе работодатель не сможет удержать денежные средства из зарплаты сотрудника (ст. 137 ТК РФ)

Если сотрудник принимается на дистанционную работу, то по соглашению сторон трудовую книжку можно ему не оформлять. В этом случае основным документом о работе и стаже сотрудника будет его экземпляр трудового договора (ч. шестая ст. 312.2 ТК РФ ).

Записи в трудовую книжку нужно вносить аккуратно, перьевой, шариковой или гелевой ручкой, световодостойкими чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Записи дат во всех разделах трудовых книжек производятся арабскими цифрами (п. 1.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69 , далее - Инструкция по заполнению трудовых книжек ). Если вы допустили ошибку, оформляя первую трудовую книжку сотруднику, уничтожьте испорченный бланк и заполните новый (п. 42 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

Как заполнить титульный лист трудовой книжки

Титульный лист (образец ниже) заполните на основании документов, представленных работником при трудоустройстве (ст. 65 ТК РФ ). Вам понадобятся (п. 9 Правил ведения и хранения трудовых книжек):

Паспорт сотрудника или другой документ, удостоверяющий личность;
- документ об образовании, квалификации (аттестат, диплом).

Фамилия, имя и отчество (1) работника указываются полностью на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. К таким документам в данном случае относятся военный билет, заграничный паспорт, водительские права и др. Не допускаются сокращения или замена имени и отчества инициалами (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

Дата рождения (2) сотрудника записывается полностью (число, месяц, год), арабскими цифрами на основании документа, удостоверяющего личность (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек) .

Запись об образовании (3) вносится согласно документу об образовании или его нотариально заверенной копии. В трудовой книжке указывается уровень образования (таблица ниже). С 1 сентября 2013 года в России установлены новые уровни общего и профессионального образования (ч. 4, 5 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, далее - Закон № 273-ФЗ). Однако в Правила ведения и хранения трудовых книжек и Инструкцию по заполнению трудовых книжек изменения внесены не были. Заполняя титульный лист трудовой книжки, руководствуйтесь Законом № 273-ФЗ . Например, сотрудник представил диплом бакалавра. В этом случае могут возникнуть сомнения, сделать запись «высшее - бакалавр» или просто «высшее». В связи с отсутствием официальных разъяснений по данному вопросу рекомендуем указывать уровень образования - «высшее».

Не вносите запись в строку «Образование», если сотрудник представил в качестве документа об обучении, например, удостоверение или свидетельство о повышении квалификации.

Раньше была возможность внести в строку «Образование» запись о неоконченном образовании соответствующего уровня (например, «неоконченное высшее»). Для этого сотрудник представлял заверенный документ из образовательного учреждения: диплом о неполном высшем образовании, студенческий билет, зачетную книжку, академическую справку и т. п. (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

Однако с 1 сентября 2013 года такой уровень образования, как неоконченное высшее, отсутствует. С этого момента в трудовую книжку можно вносить только записи о законченных уровнях образования (п. 4 ст. 1, ст. 10 Закона № 273-ФЗ). Если работник не имеет профессионального образования, внесите в трудовую книжку запись о среднем общем образовании, подтвержденном аттестатом.

Профессия или специальность работника (4) указываются на основании документа об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек). Так, если у работника диплом бакалавра или магистра, рекомендуем заполнять строку «Профессия, специальность» в точном соответствии с формулировкой диплома. На титульном листе укажите именно направление подготовки, например, «юриспруденция», «инженерное дело» и т. п. Слова «бакалавр» или «магистр» при этом указывать не следует.

Дата заполнения (5) - это день, когда сотруднику заведена трудовая книжка (). Несмотря на то что даты в трудовой книжке, по общему правилу, указываются цифрами, эта дата оформляется словесно-цифровым способом. Бланк трудовой книжки подразумевает именно такой вариант. Число и год пишутся цифрами, а месяц - словом. Однако если вы указали месяц цифрами, это не ошибка, исправлять не нужно.

Дайте сотруднику проверить внесенные сведения. Если все правильно, пусть владелец книжки (работник) подтвердит это своей подписью. Кадровик как лицо, ответственное за ведение трудовой книжки, также должен расписаться. Подпись кадрового работника должна быть указана разборчиво, поэтому рекомендуется написать фамилию полностью. Затем проставьте на титульном листе печать организации или кадровой службы (п. 2.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

Частые ошибки при заполнении титульного листа

1. Неправильно написаны фамилия, имя или отчество работника. Например, «Наталья» вместо «Наталия», «Геннадьевна» вместо «Геннадиевна» и т. п.

2. Образование указано на основании документа об обучении (удостоверения, свидетельства и т. д.).

3. Профессия не соответствует документу об образовании. Например, в титульный лист внесена должность, для работы по которой принимается сотрудник.

4. В строке «Профессия, специальность» указана квалификация, а не специальность, включены лишние слова («бакалавр», «магистр») и т. д.

5. На титульном листе отсутствуют подпись работника или кадровика, печать организации (кадровой службы).

Как внести запись о приеме на работу

Перед записью о приеме на работу при необходимости нужно указать период военной службы, службы в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе МЧС России, в органах налоговой полиции и др. (п. 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек). Нельзя в трудовой книжке делать запись о том, что сотрудник ранее нигде не работал. Это не предусмотрено действующим законодательством.

Запись о приеме на работу вносите в трудовую книжку только после издания соответствующего приказа. Запись должна точно соответствовать его тексту (п. 2.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек) (образец ниже).

В графе 3 раздела «Сведения о работе» в виде заголовка напишите полное наименование организации, также укажите сокращенное наименование (при наличии). Запись о названии организации не нумеруйте (6) .

Под наименованием организации в графе 1 проставьте порядковый номер вносимой записи (7) , а в графе 2 - фактическую дату приема на работу (8) . В графе 3 напишите: «Принят или назначен в такой-то отдел, цех и т. д. на такую-то должность (9) ». Записи о наименовании структурного подразделения, работы, профессии или должности, на которую принят работник, вносятся в строгом соответствии с трудовым договором и приказом о приеме на работу. Если сотрудник имеет право на льготы, наименование должности должно указываться в соответствии с квалификационными справочниками или профстандартами (абз. 2 ч. второй ст. 57 ТК РФ, п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек ).

Частые ошибки при внесении записи о приеме на работу

1. Вместо даты приема на работу указана дата заполнения трудовой книжки.

2. Элементы даты (как правило, месяц) написаны римскими цифрами или словами.

3. Пронумерована запись с наименованием организации.

4. Не указано структурное подразделение, хотя в трудовом договоре и приказе о приеме на работу оно есть.

5. Наименование должности не соответствует трудовому договору, приказу о приеме на работу, квалификационным справочникам или профстандартам (в тех случаях, когда это требуется).

Предприниматели получили право вести трудовые книжки с 6 октября 2006 года (Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ).

Как правильно внести сведения об образовании в трудовую книжку и как внести в них изменения, если требуется? Читайте в нашей статье, скачайте примеры оформления записей

Читайте в нашей статье:

Как внести сведения об образовании в трудовую книжку: общая информация

Сведения об образовании в трудовой книжке должны вноситься работником кадровой службы на основании диплома или иного документа. Ошибки, допущенные в этой графе, могут привести к признанию трудовой книжки недействительной. Хорошо, если ошибка была замечена в процессе оформления новой трудовой. Если же это обнаружили позже, работнику придется потратить много времени для восстановления сведений о работе.

Правила заполнения титульного листа книжки несколько отличаются от правил для остальной части трудовой. Так, на титульном листе допускаются исправления. Они возможны при смене ФИО сотрудника или получении нового уровня образования. При этом старые сведения аккуратно перечеркиваются одной чертой, рядом вносятся новые, а на форзаце делается ссылка на документ, на основании которого были внесены изменения. При этом сокращения не допускаются.

Инструкция требует точного перенесения данных об образовании в трудовую. Поэтому не стоит полагаться на устную информацию предоставленную работником. В современной системе высшего образования введены новые его уровни. Если раньше все были специалистами, то сейчас есть градация на бакалавров и магистров. И это необходимо учитывать при заполнении трудовой книжки.

Так как квалификация бакалавра в трудовой книжке не является последней ступенью, то вписывать его сразу после получения нет необходимости. Но только в том случае, если сотрудник продолжает учиться. Если же дальнейшее обучение не планируется, то этот уровень знаний должен быть отображен на титульном листе.

Прежде всего такой подход обосновывается ограниченным пространством на титульном листе. Нет возможности перечислять все уровни образования, иначе закончится свободное место.

Виды образования по документам до 1 сентября 2013

В связи с образовательной реформой в России несколько изменилась градация уровней в зависимости от учебной программы. Так, до 1 сентября 2013 года запись в трудовой книжке об образовании на титульном листе соответствовала следующей градации:

  • общее основное - 9 классов;
  • общее среднее - 11 классов;
  • начальное профессиональное - ПТУ, лицей, учебный комбинат и т.д.;
  • среднее профессиональное - колледж, техникум;
  • высшее профессиональное - институт, академия, университет;
  • послевузовское - аспирантура, докторантура и т.д.

Несмотря на то, что на текущий момент градация уровней изменилась, в бланке трудовой стоит указывать именно те сведения, которые содержатся в дипломе, аттестате и т.д. Этого требует Инструкция.

Виды образования по документам после 1 сентября 2013

Обратите внимание на написание новых видов высшего образования. Так как с 2013 года не используется понятия высшего профессионального образования, оно было заменено на:

  • высшее образование - бакалавриат;
  • высшее образование - магистратура;
  • высшее образование - специалитет.

Написание этих уровней обучения должно производиться через тире. Это касается сотрудников окончивших ВУЗы после 2013 года. Для более ранних выпусков используется понятие “высшее профессиональное”.

Рассматриваемый раздел трудовой книжки стоит оставить незаполненным, если:

  • работник прошел лишь начальное обучение (3 класса);
  • сотрудник не предоставил документ, подтверждающий уровень его квалификации (диплом, аттестат);
  • сотрудник является студентом и не настаивает на внесении записи.

Как внести изменения в сведения об образовании

Вопрос о том, как внести изменения в трудовую книжку об образовании, может возникнуть в двух случаях:

  • запись внесена ошибочно или допущена ошибка;
  • сотрудник получил новый уровень образования.

В зависимости от ситуации и алгоритм действий будет разным. Если допущена ошибка, то испорченная запись должна быть зачеркнута одной чертой. Рядом внесена верная запись. На форзаце книжки пишется: “Запись об образовании изменена с начальное профессиональное на среднее профессиональное на основании диплома № ________ от ________ г.”

Во втором случае ничего зачеркивать не нужно ведь наличие новой ступени знаний не перечеркивает предыдущие, а дополняют их. Поэтому, после первой записи ставится запятая и отображается новый уровень обучения. Дополнительных записей на форзаце не требуется

Трудовая книжка – это один из наиболее важных документов в жизни каждого человека, в котором должны отражаться абсолютно все сведения о трудовой деятельности. Она сопровождает работающих везде.

Существует множество различных нюансов, которые следует учитывать при заполнении трудовой, отражении в ней информации о компании, времени трудоустройства, должности.

Но мало кто знает, как заполнить сведения об образовании человека. Некоторые работники вовсе не знают, что подобные данные могут отражаться в этом документе.

Ни у кого не возникает сомнений насчет того, что информация о должна быть внесена в трудовую книжку. Запись включает в себя такие сведения:

  • наименование организации;
  • дата приема на работу (день, который указан в приказе о приеме на службу), а также расторжения трудового договора (опять же это та дата, которая указывается в приказе на увольнение);
  • печать предприятия, подписи руководства компании (то лицо, которое официально указывается работодателем);
  • регистрационные номера приказов;
  • , на которую работник принимается.

Если по какой-либо причине приходится переименовать организацию, должность, то тогда необходимо сделать соответствующую запись в трудовой книжке. То же самое касается тех ситуаций, когда человека переводят на другую должность, у него меняется место работы (к примеру, переходит в другой филиал, подконтрольный этой же компании), такая информация также должна быть отражена в документе.

Несколько иначе обстоит ситуация с теми случаями, когда работник является совместителем. Тогда его трудовая книжка хранится на основном месте работы, а подтверждением факта трудоустройства по совместительству является . На основании этого документа работник может попросить основного работодателя сделать запись в трудовой книжке, но это не является обязательным.

Мало кто знает, что в трудовую книжку также может быть внесена. Причина того, что насчет этого возникает множество сомнений, заключается в отсутствии отчислений.

Ранее, если человек учился в ВУЗе или техникуме, то этот период времени входил в стаж, а за работника производились отчисления во все необходимые фонды. По факту это был тот же самый . При этом запись об образовании в трудовой книжке делалась не по месту учебы, а на первом месте работы. То есть человек предоставлял все подтверждающие документы, а первый работодатель должен был делать запись.

На данный момент практически никакие учебные заведения не осуществляют соответствующие отчисления за студента, поэтому в стаж этот период не входит. По этой причине делать запись по факту не целесообразно (ведь это время не является трудовым стажем). Но в России при этом не запрещается вносить данную информацию в трудовую книжку, вот почему по желанию работника подобная запись вполне может быть сделана.

Образование в трудовой книжке отражается также по четкой схеме. Должны быть указаны такие сведения:

  • Дата начала и окончания учебы.
  • Название учебного заведения. Также указывается уровень аккредитации.
  • Профессия, специальность. Кстати, в РФ есть единый реестр наименований, куда внесены все профессии. То есть, даже если в какой-то момент специальность будет переименована, то по данному реестру легко можно определить первоочередное ее значение. По этой причине необходимо дополнительно указать соответствующий код.
  • Записи об образовании должны также содержать регистрационный номер диплома, дату его выдачи.

Данные в трудовую книжку об образовании должны быть внесены с учетом всех основных особенностей фиксации этой информации. Причина в том, что писать изначально необходимо правильно, так как какие-либо исправления нежелательны.

Кстати, следует обратить внимание на то, что внесении данных об образовании в трудовые книжки – это вовсе не обязательно. Такого рода информация указывается только по желанию самого работника. Исключение составляют лишь те ситуации, когда работнику, чтобы занимать эту должность, необходимо иметь соответствующие профессиональные знания или квалификационный уровень.

Невнесение информации об образовании не является нарушением, так как по факту никакие права работника не будут нарушены, если такие данные не указываются. Речь идет о том, что этот период не входит в стаж, а даже если и включается, то исчисляется не на основании записи в Трудовой. Вот почему, даже если работодатель не указал эти данные, то никакие штрафы или последствия за подобное не предусматриваются.

Как внести запись об образовании?

Вся информация об образовании работника должна быть внесена по месту его трудоустройства. При этом подобное можно сделать в любой момент. Зачастую информация указывается, когда работник , тогда он предоставляет работодателю диплом или любой другой документ об образовании.

Фактически он должен быть у каждого человека, независимо от возраста. Ведь, к примеру, даже если человеку 18 лет – хотя бы школу он уже закончил. Но не всегда имеется возможность предоставить руководству документы в нужный момент или попросту сотрудник не захотел вносить ненужную информацию, пожелав указать уже лишь наличие высшего образования. Тогда он имеет полное право обратиться к руководству любого предприятия, где он трудится в этот момент (даже если это уже далеко не первое его место работы) с просьбой внести соответствующие сведения.

Сразу следует акцентировать внимание на том, что никакая информация о каких-либо курсах повышения квалификации, кружках и прочих заведениях, которые не имеют степени аккредитации, не вносится в трудовую книжку.

Кстати, у руководителя компании нет необходимости проверять, подлинный ли диплом предоставлен. Если будет выявлено наличие подделки, то с этим будут разбираться уже правоохранительные органы. Но сделать эту руководитель все равно не должен – это его право, но не обязанность. Хотя если у него возникают какие-либо вопросы к квалификации работника или же непосредственно самому документу, то он имеет полное право направить соответствующий запрос на учебное заведение или в архивы (в случае, если оно уже перестало существовать).

Исключение составляют государственные структуры. Обычно там приходят соответствующие распоряжения от вышестоящих органов с требованием проверить подлинность дипломов работников. На основании этого распоряжения необходимо направить запросы в учебные заведения в обязательном порядке.

Графа «Образование»

Законодательно закреплено, что внести в трудовую можно абсолютно любую информацию, даже об окончании школы.

Отличительной особенностью является то, что на титульном листе сведения о серии и номере документа не указываются, также не нужно писать, когда именно и кем был выдан документ. Для внесения этой информации работник просто предъявляется работодателю соответствующий документ для ознакомления, после чего вносятся общие сведения:

  • Основное или среднее общее (школа, лицей, колледж или другое учебное заведение общего профиля).
  • Среднее профессиональное (техникум, училище, где человек может получить определенную профессию достаточную для начала трудовой деятельности по специальности).
  • Высшее. В зависимости от уровня аккредитации в современности принято указывать квалификацию бакалавра, специалиста или магистра получил работник.
  • Подготовка кадров высшей квалификации. Эта запись делается тогда, когда работник окончил аспирантуру, получил ученую степень.

То есть на титульном листе нужно указать просто это общее понятие.

Во всех нормативных актах, разъяснениях и инструкциях делается акцент на том, что вносится информация лишь в соответствии с тем документом об образовании, который был предоставлен работником (кстати, для этого можно предоставить не только оригинал документа, но и официально заверенную копию).

То есть, даже если работник получил диплом до того, как в силу вступила образовательная реформа, согласно которой внедрилась в жизнь многоуровневая система высшего образования, то нет необходимости трактовать запись по-новому. Если в дипломе указано просто «высшее образование» без уточнений, то так и пишут – запись должна полностью соответствовать тому документу, который работник предоставил. Даже если по факту подобная трактовка уже не актуальна, то все равно ничего менять нельзя.

Графа «Профессия, специальность»

После того как работник заканчивает техникум или ВУЗ, ему выдается диплом, в котором указывается, по какой именно специальности ему присваивается определенная квалификация. Этот документ как раз должен быть использован для заполнения соответствующих граф в трудовой.

В дипломах о высшем образовании всегда указывается направление подготовки. Как раз это наименование и необходимо будет указать в строчке.

Но если работник получает среднее специальное образование или же заканчивает школу, то тогда ему присваивается только квалификация. Тогда заполняющее лицо должно оставить эту строчку попросту пустой. Если в дальнейшем работник получит высшее образование, информация и будет внесена, актуальная на тот момент.

В трудовую книжку образование иногда вносят не совсем правильно. Подобные нарушения возникают из-за того, что часто название специальности длиннее, чем квалификации. Поэтому работодатели придерживаются мнения о том, что намного лучше указывать как раз квалификацию. На самом деле это не совсем правильно. Если следовать всем требования трудового законодательства, то можно выделить правило – должно указываться именно наименование специальности.

Но на практике никаких последствий за то, что руководство компании укажет квалификацию работника, не предусматривается. Подобное нарушение не столь серьезно и поэтому даже если оно будет выявлено в ходе проверки Трудовой инспекции, то не будет учтено в перечень допущенных ошибок.

Вносятся ли данные о незаконченном образовании?

Если работник изъявит такое желание, то дополнительно вписывают и информацию о незаконченном образовании. При этом надо обратить внимание на то, что для подобной записи сотрудник должен предоставить одну из таких подтверждающих бумаг:

  • студенческий билет;
  • зачетная книжка;
  • справка из учреждения, где работник учился.

Кстати, отдельно следует акцентировать внимание на такой особенности: до 2007 года в РФ выдавались дипломы о неоконченном высшем образовании, если работник проучился в ВУЗе более 2 лет.

На данный момент подобные документы уже никто не выдает, но если работник представит его работодателю, то все равно необходимо будет внести сведения так же, как это указано в документе.

Допускается ли исправление записи?

Для трудовых книжек существуют определенные правила, что делать при допущении какой-либо ошибки. Дело в том, что любые исправления не допускаются, поэтому в случае возникновения ошибки алгоритм действий будет следующим:

  • необходимо внести запись в трудовую о том, что одна из строк (чаще всего предыдущая) признается недействительной (указывается краткое ее содержание, а также порядковый номер);
  • делается правильная запись.

Это касается общих правил, когда вносится информация о работе. Но если речь идет об образовании, то ответственный за ведение трудовых книжек должен учитывать ряд следующих правил и особенностей:

  • Если специальность, колледж, техникум или ВУЗ переименовывают, то внесение изменений не требуется. Вполне достаточно просто тех сведений, которые были актуальны на момент получения образования.
  • Сведения по правилам заполнения трудовых книжек обычно должны быть продублированы. То есть требуется внесение записи о том, что работник учился, в книжке – там, где имеются записи о занимаемых должностях. Но также дополнительно потребуется написать это на титульной странице.
  • Если работник получает другие виды образования, повышает свою квалификацию или осваивает новые профессии, то эта информация также отражается на титульной странице (но только по желанию работника). Тогда через запятую необходимо указать, какую еще профессию человек получил или какую квалификацию.
  • По общему правилу пишите новую квалификацию лишь в том случае, если изменение было в лучшую сторону. То есть изначально человек окончил техникум, но потом нужно внести информацию об образовании бакалавр. Если по какой-либо причине работник пожелал закончить учебное заведение, имеющее меньший уровень аккредитации, чем уже имеющаяся у него степень, то подобное не принято указывать. То есть информация просто заполняется через запятую. Не нужно вычеркивать прошлый квалификационный уровень и писать поверху новый – достаточно просто указать рядом эту информацию.

То есть тому, кто занимается ведением трудовых книжек, необходимо крайне внимательно относиться к данному вопросу. За любые нарушения правил ведения документа предусматриваются штрафы, поэтому лучше всего избегать противоречивых моментов, когда потребуется делать какие-то исправления. Если и нужно внести дополнительную информацию, то лишь в соответствии с правилами, установленными ТК.

Вам это будет интересно

Правила внесения записей об образовании в трудовую книжку подробно описаны в «Инструкции по заполнению трудовых книжек» от 10.10.2003 № 69. Эта информация указывается на титульном листе. Она должна совпадать с данными из предъявленного сотрудником аттестата или диплома.

Также, при необходимости, данные об обучении вносятся в раздел «Сведения о работе». Это делается, если в период работы в компании сотрудник закончил учебу в образовательной организации, например, получил второе высшее, в результате чего приобрел еще одну профессию, или повысил уже имеющуюся квалификацию на специальных курсах.

Как записывать данные об образовании

Согласно ст. 10 ФЗ «Об образовании в РФ», №273-ФЗ, выделяют следующие уровни образования:

    Среднее полное;

    Среднее профессиональное;

    Высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура)

Внесение первичной записи об образовании в трудовую книжку делается, если ее не заполнили на прежнем месте работы или работник трудоустраивается впервые, на основании принесенного аттестата или диплома. При этом реквизиты самого документа об образовании в трудовой книжке не указываются.

В соответствии с п.3 ст.86 ТК РФ , все персональные сведения о себе по месту работы предоставляет сам работник или претендент на должность. Работодатель обязан проверить действительность диплома, если соискатель претендует на вакансии в министерстве внутренних дел, в структурах государственной безопасности, в космической и военной промышленности. В остальных случаях руководитель вправе самостоятельно решить, нуждается ли диплом сотрудника в проверке - законодательно на него эта обязанность не возложена. Проверять подлинность возможно только с согласия работника, предоставленного в письменном виде.

Вид документа об образовании

Запись в трудовой книжке

Аттестат об окончании 9(8) классов

Основное общее

Аттестат об окончании 11(10) классов

Среднее общее

Дипломы:

колледжа (ПТУ, техникум)

Среднее профессиональное

Высшее - бакалавриат

Высшее - специалитет

Высшее - магистратура

об окончании аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры или ассистентуры-стажировки, диплом кандидата наук

Высшее - подготовка кадров высшей квалификации

Современное высшее необходимо указывать вместе с его уровнем. Если диплом был выдан до реформирования системы образования, то в трудовой книжке писать нужно тот уровень, который в нем указан.

Как внести изменения в сведения об образовании?

Запись в трудовой книжке об изменении образования может потребоваться, если у человека уже был какой-либо диплом, но он во время работы продолжал учиться и повысил уровень своих знаний. Предыдущую отметку не перечеркивают, а ставят после неё запятую. Актуальную информацию указывают после запятой. Далее вносится серия и номер документа, ставится дата внесения изменений.

Образец исправленной записи об образовании в трудовой книжке

Данные, внесенные на титульной странице, работник подтверждает своей росписью. Ниже сотрудник отдела кадров ставит печать организации и расписывается, подтверждая этими действиями актуальность указанной информации.

Как исправить ошибочную запись?

Если же сведения на титульной странице указаны неверно, запись нужно исправить: аккуратно зачеркнуть, после этого внести правильную информацию. Нельзя допускать ошибки или помарки. Для таких действий существуют указания, с которыми можно ознакомиться в «Правилах ведения и хранения ТК».