Владимир Одоевский

«Сказки и повести для детей» В.Ф. Одоевского, напечатанные в Санкт-Петербурге, в типографии С.Н. Глинки без указания года издания, представляют собой маленькую, изящную книжку «карманного» формата с ярко раскрашенными от руки иллюстрациями. На обороте титульного листа приведено цензурное разрешение за подписью цензора Фрейганга, датированное 18 ноября 1838 года. Библиографическую редкость книги подтверждает тот факт, что она не упоминается даже в таких авторитетных книжных справочниках, как «Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий» В.А. Верещагина, «Каталог русских иллюстрированных изданий» Н.А. Обольянинова или «Моя библиотека» Н.П. Смирнова-Сокольского.

Основываясь на дате цензурного разрешения, описываемый в Библиохронике экземпляр «Сказок и повестей для детей дедушки Иринея» следует отнести к редчайшим экземплярам издания 1838 года. Это издание не поступило в продажу, так как Одоевский, удручённый качеством печати и количеством типографских ошибок, велел весь его тираж уничтожить.

Спустя десять лет история с неудавшимся сборником сказок и повестей получила неожиданное продолжение. Петербургский книгопродавец, впоследствии автор мемуаров и обстоятельных каталогов книжной торговли Николай Григорьевич Овсянников в 1848 году поместил в газете «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции» объявление о продаже в своём книжном магазине нового издания «Сказок и повестей», якобы предпринятого Одоевским. В открытом письме к редактору «Ведомостей Санкт-Петербургской городской полиции» В.С. Межевичу (1849. № 1) Одоевский не только опровергал своё участие в этом торговом предприятии, но и обнаружил непосредственную связь между изданиями «Сказок» 1838 и 1848 годов: «Милостивый государь, Василий Степанович! Нечаянно указали мне в № 282 «Ведомостей Санкт-Петербургской Полиции», 20 декабря, объявление книготорговца Овсянникова об изданной будто бы мною в 1848 году книжке под названием «Сказки и повести для детей дедушки Иринея». Сделайте милость, доведите до сведения ваших читателей, что я ни в сём 1848 году и ни в каком году книжки с таким безграмотным названием не издавал и что объявление книгопродавца Овсянникова сделано не только без моего согласия, но и без моего ведома. Взглянув на экземпляр этой странной книжки, я увидел, что она состоит из макулатурных листов издания моих «Детских сказок», которое ещё в 1838 году предпринял один из моих знакомых и которое я тогда же велел истребить, ибо оно было обезображено несметными типографскими ошибками. Книгопродавец, вероятно, скупив эту макулатуру, нисколько не затруднился пожаловать её в новое, 1848 года, издание моих «Детских сказок», снабдить её безграмотным названием и, не сказав мне ни слова, пустить в продажу с моим именем. Я бы мог преследовать эту затейливую спекуляцию судебным порядком, но на сей раз ограничиваюсь одним её обличением, предоставляя оценку этого происшествия тем, кто занимается историею нашей книжной торговли. Смею надеяться, что и другие господа журналисты не откажутся повторить в своих листах вышеизложенное объяснение, ибо здесь дело общее для всех литераторов».

Письмо-опровержение Одоевского послужило ценнейшим документом, проливающим свет на историю издания «Сказок и повестей дедушки Иринея» 1838 года, по распоряжению Одоевского отданного в макулатуру, но по инициативе издателей или типографов сохранённого как в виде отдельных типографских листов, так и сброшюрованных и переплетённых книжек.

Заботясь о воспитании ума и сердца юных читателей, побуждая их к благородным стремлениям, милосердию и состраданию, Одоевский ни в одной из своих «повестей» не отказывался от прямого назидания. Рассказ о бедной лошади Гнедко, вконец замученной хозяином-извозчиком, заканчивался такой сентенцией: «Не мучьте никакого животного, друзья мои, потому что это грешно и показывает злое сердце». Сказка о четырёх глухих, не сумевших по причине глухоты понять друг друга и потому оказавшихся в смешной ситуации, послужила автору поводом напомнить, что каждый ученик, чтобы не вырасти «дурак дураком», должен внимательно слушать учителя.

Будучи сам человеком энциклопедических знаний, Одоевский в «Сказках и повестях» преследовал не только воспитательные, но и просветительские цели. Например, «Индийская сказка о четырёх глухих» начиналась не с привычного сказочного зачина, а с довольно подробного описания географического положения Индии, её климата, растительного мира и полезных ископаемых.

В сборнике содержится восемь иллюстраций, выполненных неизвестным художником. Лубочный характер картинок свидетельствует не столько о сознательной стилизации, сколько о невысоком уровне мастерства иллюстратора. В «Воспоминаниях старого книгопродавца о петербургской книжной торговле» вышеупомянутого Н.Г. Овсянникова содержится любопытное замечание, отчасти связанное и с иллюстрациями к «Сказкам и повестям»:

«Детская литература... до начала 50-х годов была в жалком положении, даже картинки, резавшиеся исключительно на меди, по недостатку хороших художников, выходили лубочными».

Картинка, помещённая на гравированном титуле, представляет детей, устроившихся за круглым столом в гостиной и среди них - «дедушка Ириней» с книжкой в руках. При всей условности рисунка образ «дедушки Иринея» вполне согласуется с его прообразом: «маленьким, худеньким, низеньким, очень чистеньким человечком с приглаженными волосами» - Иринеем Модестовичем Гомозейкой, под именем которого в 1833 году появились «Пёстрые сказки» В.Ф. Одоевского.

«Сказки и повести» - не единственный опыт Одоевского, детского писателя и педагога. Вместе со своим родственником - переводчиком и издателем В.А. Врасским - он подготовил два сборника под названием «Детская книжка для воскресных дней» (Санкт-Петербург, 18331834). В 1830-е годы Одоевский напечатал не только одно из самых своих известных произведений - «Городок в табакерке», но и множество статей по теории педагогики. С проблемами народного воспитания и образования была связана его общественная деятельность. Влиятельный сановник, он принимал активное участие в организации училищ, лечебниц, детских приютов, составлял книги и учебники для народных школ. Одоевский был убеждён, что невежество всегда идёт рука об руку с безнравственностью.

Писатель, философ, музыкант-теоретик, учёный, увлекавшийся математикой, физикой, естественными науками, медициной и алхимией - из всего многообразия творческих занятий Одоевского наибольшее признание получили его сочинения для детей. На протяжении второй половины XIX века «Сказки и повести» переиздавались около десяти раз. Что же касается сборника 1838 года, волею судьбы ставшего безусловным книжным раритетом, то это одно из первых литературных выступлений Одоевского под маской «дедушки Иринея».

Чаще всего вы называете сказки «Мо-роз Иванович» и «Городок в табакерке». Но к сказкам можно отнести и «Анекдоты о муравьях», и многие другие произведе-ния из этого сборника. Важно то, что сам автор дал им общее название «Сказки». И читая их, стоит подумать, почему же автор так назвал самые различные повест-вования. Наверное, он думал о том, что каждая из этих сказок содержит выдумку и является результатом фантазии автора.

  • Прочтите фрагмент из «Анекдотов о муравьях»:
  • Как известно, главное занятие муравьев — это запасти себе в продолжение лета пищу на зиму. Я думаю, всем моим читателям известно, что му-равьи прячут в земле собранные ими зерна ночью, а днем выносят их сушить на солнце. Если когда-нибудь вы обращали внимание на муравейник, то, верно, замечали вокруг него небольшие кучки зе-рен. Я знал их обычай и потому чрезвычайно был удивлен, заметив, что мои постояльцы делали со-вершенно противное: они держали свои зерна под землею в продолжение целого дня, несмотря на солнечное сияние, и, напротив, выносили их нару-жу ночью; можно было подумать, что они выносили свои зерна на лунный свет, но я ошибся, — мои муравьи имели преважную причину поступать так, а не иначе.

    В небольшом расстоянии от окна находилась го-лубятня; голуби беспрестанно садились на окошко и съедали зерна, попадавшиеся им на глаза; следова-тельно, мои муравьи поступали очень благоразум-но, скрывая свое сокровище и не доверяя его похи-тителям.

    Можете ли вы доказать, что перед вами художе-ственная речь, а не научная информация?

    Перед нами, конечно, художественное произведение, в котором переданы наблю-дения любознательного человека за слу-чайно попавшими в поле его зрения насе-комыми. Он делает вывод об их благора-зумии, чего никогда не станет делать ученый. Исследователь никогда не увидит в насекомых человеческие мысли и чувст-ва, поскольку точно знает особенности каждого живого существа. В произведени-ях фольклора или литературы, созданных любым из народов, часто очеловечивают-ся не только живые существа, но и явле-ния природы, и даже предметы. Ученый всегда точен в своих определениях и ха-рактеристиках.

  • Автор этого рассказа о муравьях — ваш ровес-ник. Можете ли вы вспомнить собственную попытку понаблюдать за природой и жизнью живых существ рядом с вами? Если этого не было, то как вы можете это объяснить?
  • Ученики часто рассказывают о своих наблюдениях за животными и разными насекомыми во время летних каникул. Некоторые ученики зимой подкармлива-ют птиц и белок, и при этом с ними проис-ходят забавные происшествия. Так, один шестиклассник был очень горд тем, что приделал на своем окне кормушку для си-ничек, которую никак не удавалось «огра-бить» воронам: он так умело ее располо-жил, что крылья ворон мешали им подле-тать к этой кормушке.

    Познакомьтесь с названиями “Сказок дедуш­ки Иринея”: “Серебряный рубль”, “Шарманщик”, “Разбитый кувшин”, “Городок в табакерке”, “Анек­доты о муравьях”, “Бедный Гнедко”, “Столяр”,”Мороз Иванович”, “О четырех глухих”, “Червя­чок”, “Житель Афонской горы”, “Сиротинка”, “От­рывки из журнала Маши”, “Два дерева”. Какие из этих сказок вам знакомы? О каких можно уже по за­главию сказать, что это сказки? Чтобы абсолютно правильно ответить на этот вопрос, нужно их прочитать.

    Чаще всего вы называете сказки “Мо­роз Иванович” и “Городок в табакерке”. Но к сказкам можно отнести и “Анекдоты о муравьях”, и многие другие произведе­ния из этого сборника. Важно то, что сам автор дал им общее название “Сказки”. И читая их, стоит подумать, почему же автор так назвал самые различные повест­вования. Наверное, он думал о том, что каждая из этих сказок содержит выдумку и является результатом фантазии автора.

    Прочтите фрагмент из “Анекдотов о муравьях.

    Как известно, главное занятие

    муравьев – это запасти себе в продолжение лета пищу на зиму. Я думаю, всем моим читателям известно, что му­равьи прячут в земле собранные ими зерна ночью, а днем выносят их сушить на солнце. Если когда-нибудь вы обращали внимание на муравейник, то, верно, замечали вокруг него небольшие кучки зе­рен. Я знал их обычай и потому чрезвычайно был удивлен, заметив, что мои постояльцы делали со­вершенно противное: они держали свои зерна под землею в продолжение целого дня, несмотря на солнечное сияние, и, напротив, выносили их нару­жу ночью; можно было подумать, что они выносили свои зерна на лунный свет, но я ошибся, – мои муравьи имели преважную причину поступать так, а не иначе.

    В небольшом расстоянии от окна находилась го­лубятня; голуби беспрестанно садились на окошко и съедали зерна, попадавшиеся им на глаза; следова­тельно, мои муравьи поступали очень благоразум­но, скрывая свое сокровище и не доверяя его похи­тителям”.

    Можете ли вы доказать, что перед вами художе­ственная речь, а не научная информация?

    Перед нами, конечно, художественное произведение, в котором переданы наблю­дения любознательного человека за слу­чайно попавшими в поле его зрения насе­комыми. Он делает вывод об их благора­зумии, чего никогда не станет делать ученый. Исследователь никогда не увидит в насекомых человеческие мысли и чувст­ва, поскольку точно знает особенности каждого живого существа. В произведени­ях фольклора или литературы, созданных любым из народов, часто очеловечивают­ся не только живые существа, но и явле­ния природы, и даже предметы. Ученый всегда точен в своих определениях и ха­рактеристиках.

    Ученики часто рассказывают о своих наблюдениях за животными и разными насекомыми во время летних каникул. Некоторые ученики зимой подкармлива­ют птиц и белок, и при этом с ними проис­ходят забавные происшествия. Так, один шестиклассник был очень горд тем, что приделал на своем окне кормушку для си­ничек, которую никак не удавалось “огра­бить” воронам: он так умело ее располо­жил, что крылья ворон мешали им подле­тать к этой кормушке.

    Глоссарий:

      • одоевский бедный гнедко краткое содержание
      • бедный гнедко краткое содержание
      • краткое содержание бедный гнедко
      • познакомьтесь названия сказок дедушки иринея какие из этих сказок вам знакомы о каких можно уже по заглавию сказать что это сказки все ли из этих произведений сказки
      • автор этого рассказа о муравьях ваш ровесник можете ли вы вспомнить собственную попытку понаблюдать за природой и жизнью

    (Пока оценок нет)

    Другие работы по этой теме:

    1. Какие особенности летописей вы можете вы­делить? Летопись возникла еще в Киевской Ру­си из потребности русского общества иметь свою письменную историю, и это было связано с...
    2. Вторую главу иногда называют главой конт­растов. Контраст Онегина и Ленского, контраст Оль­ги и Татьяны… Попробуйте доказать, что перед нами герои не только разные, но и...

    Познакомьтесь с названиями "Сказок дедушки Иринея": "Серебряный рубль", "Шарманщик", "Разбитый кувшин", "Городок в табакерке", "Анекдоты о муравьях", "Бедный Гнедко", "Столяр","Мороз Иванович", "О четырех глухих", "Червячок", "Житель Афонской горы", "Сиротинка", "Отрывки из журнала Маши", "Два дерева". Какие из этих сказок вам знакомы? О каких можно уже по заглавию сказать, что это сказки? Чтобы абсолютно правильно ответить на этот вопрос, нужно их прочитать.

    Чаще всего вы называете сказки "Мороз Иванович" и "Городок в табакерке". Но к сказкам можно отнести и "Анекдоты о муравьях", и многие другие произведения из этого сборника. Важно то, что сам автор дал им общее название "Сказки". И читая их, стоит подумать, почему же автор так назвал самые различные повествования. Наверное, он думал о том, что каждая из этих сказок содержит выдумку и является результатом фантазии автора.

    Прочтите фрагмент из "Анекдотов о муравьях":

    Как известно, главное занятие муравьев - это запасти себе в продолжение лета пищу на зиму. Я думаю, всем моим читателям известно, что муравьи прячут в земле собранные ими зерна ночью, а днем выносят их сушить на солнце. Если когда-нибудь вы обращали внимание на муравейник, то, верно, замечали вокруг него небольшие кучки зерен. Я знал их обычай и потому чрезвычайно был удивлен, заметив, что мои постояльцы делали совершенно противное: они держали свои зерна под землею в продолжение целого дня, несмотря на солнечное сияние, и, напротив, выносили их наружу ночью; можно было подумать, что они выносили свои зерна на лунный свет, но я ошибся, - мои муравьи имели преважную причину поступать так, а не иначе.

    В небольшом расстоянии от окна находилась голубятня; голуби беспрестанно садились на окошко и съедали зерна, попадавшиеся им на глаза; следовательно, мои муравьи поступали очень благоразумно, скрывая свое сокровище и не доверяя его похитителям.

    Можете ли вы доказать, что перед вами художественная речь, а не научная информация?

    Перед нами, конечно, художественное произведение, в котором переданы наблюдения любознательного человека за случайно попавшими в поле его зрения насекомыми. Он делает вывод об их благоразумии, чего никогда не станет делать ученый. Исследователь никогда не увидит в насекомых человеческие мысли и чувства, поскольку точно знает особенности каждого живого существа. В произведениях фольклора или литературы, созданных любым из народов, часто очеловечиваются не только живые существа, но и явления природы, и даже предметы. Ученый всегда точен в своих определениях и характеристиках.

    Автор этого рассказа о муравьях - ваш ровесник. Можете ли вы вспомнить собственную попытку понаблюдать за природой и жизнью живых существ рядом с вами? Если этого не было, то как вы можете это объяснить?

    Ученики часто рассказывают о своих наблюдениях за животными и разными насекомыми во время летних каникул. Некоторые ученики зимой подкармливают птиц и белок, и при этом с ними происходят забавные происшествия. Так, один шестиклассник был очень горд тем, что приделал на своем окне кормушку для синичек, которую никак не удавалось "ограбить" воронам: он так умело ее расположил, что крылья ворон мешали им подлетать к этой кормушке.

    Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к «Анекдотам о муравьях» В. Ф. Одоевского уже в твоих закладках.
    Дополнительные сочинения по данной теме

      Вопрос 1. Почему пчел и муравьев называют общественными насекомыми? Эти насекомые живут в сообществах (семьях): например, пчелы - по 40-80 тыс. особей, муравьи - по 500-800 тыс. особей. Разделение функций и сложные взаимодействия разных особей в семьях общественных насекомых порой напоминает сознательную деятельность в человеческом обществе. Вопрос 2. Какие особенности жизни перепончатокрылых несвойственны другим отрядам насекомых? У перепончатокрылых насекомых, особенно у общественных, очень сложное поведение, которое напоминает сознательную деятельность. Именно эта особенность жизни
      Приходит к отцу молодая девушка и говорит: - Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... Что мне делать? Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и
      Вопрос 1. Почему насекомые очень интересны как объекты изучения? Насекомые освоили все среды жизни - наземную, воздушную, водную, почвенную. Среди этих животных немало прекрасных летунов, бегунов, пловцов, землекопов и других "специалистов". Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку (хищные жуки, наездники и т. д.), есть общественные, живущие большими семьями. Например, пчелы - по 40-80 тыс. особей, муравьи - по 500-800 тыс., а термиты - до 3 млн особей. Изучение биологических особенностей этих насекомых
      Я делал уроки, когда вдруг на тетрадный листок упала красная капелька и стала двигаться. Потом она замерла, и я ее рассмотрел. Это была круглая, красная, блестящая, с темными пятнам на спинке божья коровка. Я бережно посадил ее на ладонь и вышел на балкон. Божья коровка долго не раздумывала, быстро поползла к кончику пальца, расправила крылышки и улетела в небо. Я вернулся в комнату, сел за письменный стол и задумался. Божья
      Практическая работа по географии Для 9 класса по теме: Размещение различных культур растениеводства Цель: Научиться правильно, определять размещение различных культур растениеводства. Задачи: Познавательные: а) Сформировать представление о Растениеводстве; Развивающие: а) Учиться работать с учебником, контурной картой, атласом; б) развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия. Воспитательные: а) воспитание любознательности, привитие интереса; б) формирование самостоятельности; Оборудование: учебник 9 класс, атлас 9кл. Урок Ребята на сегодняшнем уроке мы научимся определять размещение различных культур растениеводства по плану. Сначала мы вместе
      Кормушку на берёзе соорудили... Трогательное зрелище: птичья столовая открыта, да ещё надпись приветливая какая: "Добро пожаловать!" Заметила эту птичью столовую по дороге на работу, невольно улыбнулась и порадовалась. Как хорошо, что чьи-то заботливые руки смастерили кормушку, что есть такие светлые люди и живут они где-то рядом... Без песен не придётся им встречать весну... ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна
      1. Перечислите все отрасли сельскохозяйственной специализации Европейского Юга. Что явилось основой их развития? Район занимает в России лидирующие позиции по валовому сбору подсолнечника (46%), сахарной свеклы (25%), плодов и ягод (20%), валовому сбору зерна (24%), а также по поголовью овец и коз (35%). Почти вся продукция сельского хозяйства перерабатывается на месте. В ряде случаев мощности предприятий пищевой промышленности так велики, что позволяют использовать не только местное сырье, например сахарная промышленность перерабатывает

    Познакомьтесь с названиями «Сказок дедуш­ки Иринея»: «Серебряный рубль», «Шарманщик», «Разбитый кувшин», «Городок в табакерке», «Анек­доты о муравьях», «Бедный Гнедко», «Столяр»,«Мороз Иванович», «О четырех глухих», «Червя­чок», «Житель Афонской горы», «Сиротинка», «От­рывки из журнала Маши», «Два дерева». Какие из этих сказок вам знакомы? О каких можно уже по за­главию сказать, что это сказки? Чтобы абсолютно правильно ответить на этот вопрос, нужно их прочитать.

    Чаще всего вы называете сказки «Мо­роз Иванович» и «Городок в табакерке». Но к сказкам можно отнести и «Анекдоты о муравьях», и многие другие произведе­ния из этого сборника. Важно то, что сам автор дал им общее название «Сказки». И читая их, стоит подумать, почему же автор так назвал самые различные повест­вования. Наверное, он думал о том, что каждая из этих сказок содержит выдумку и является результатом фантазии автора.

    Прочтите фрагмент из «Анекдотов о муравьях.

    Как известно, главное занятие муравьев — это запасти себе в продолжение лета пищу на зиму. Я думаю, всем моим читателям известно, что му­равьи прячут в земле собранные ими зерна ночью, а днем выносят их сушить на солнце. Если когда-нибудь вы обращали внимание на муравейник, то, верно, замечали вокруг него небольшие кучки зе­рен. Я знал их обычай и потому чрезвычайно был удивлен, заметив, что мои постояльцы делали со­вершенно противное: они держали свои зерна под землею в продолжение целого дня, несмотря на солнечное сияние, и, напротив, выносили их нару­жу ночью; можно было подумать, что они выносили свои зерна на лунный свет, но я ошибся, — мои муравьи имели преважную причину поступать так, а не иначе.

    В небольшом расстоянии от окна находилась го­лубятня; голуби беспрестанно садились на окошко и съедали зерна, попадавшиеся им на глаза; следова­тельно, мои муравьи поступали очень благоразум­но, скрывая свое сокровище и не доверяя его похи­тителям».

    Можете ли вы доказать, что перед вами художе­ственная речь, а не научная информация?

    Перед нами, конечно, художественное произведение, в котором переданы наблю­дения любознательного человека за слу­чайно попавшими в поле его зрения насе­комыми. Он делает вывод об их благора­зумии, чего никогда не станет делать ученый. Исследователь никогда не увидит в насекомых человеческие мысли и чувст­ва, поскольку точно знает особенности каждого живого существа. В произведени­ях фольклора или литературы, созданных любым из народов, часто очеловечивают­ся не только живые существа, но и явле­ния природы, и даже предметы. Ученый всегда точен в своих определениях и ха­рактеристиках.

    Автор этого рассказа о муравьях — ваш ровес­ник. Можете ли вы вспомнить собственную попытку понаблюдать за природой и жизнью живых существ рядом с вами? Если этого не было, то как вы можете это объяснить?

    Ученики часто рассказывают о своих наблюдениях за животными и разными насекомыми во время летних каникул. Некоторые ученики зимой подкармлива­ют птиц и белок, и при этом с ними проис­ходят забавные происшествия. Так, один шестиклассник был очень горд тем, что приделал на своем окне кормушку для си­ничек, которую никак не удавалось «огра­бить» воронам: он так умело ее располо­жил, что крылья ворон мешали им подле­тать к этой кормушке.