Конспект урока по предмету «Литература »

Подготовила:

литературы .

Тема урока:

«Испытание Базарова любовью».

“Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин” .

Цели урока:

Методические:

Использование технологии критического мышления на уроке литературы;

Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Образовательные:

Раскрытие образа Базарова через испытание любовью, понимание сути отношений Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.

Отработка навыка анализа художественного произведения;

Развивающие:

Совершенствование умения грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения;

Развитие внимания и памяти.

Развитие культуры устной монологической речи, выразительного комментированного чтение;

Развитие индивидуальных способностей студентов;

Воспитательные:

Воспитание умения слушать и понимать других и их точку зрения;

Формирование системы нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие.)

Воспитание чувства прекрасного, интереса к русской литературе , стремления к самопознанию, любви и уважения к людям, способности сопереживать.

Тип урока: комбинированный.

Техническое оснащение урока : интерактивная доска;

Методическое оснащение урока : презентация, опорный конспект по теме:

«Испытание Базарова любовью».

Литература:

1. «Отцы и дети».

Ход урока.

Организационный момент

I .Объяснение нового материала.

Вступительное слово учителя:

Дочитаны последние страницы романа «Отцы и дети», определение которому дал литературный критик Николай Страхов: «Писатель имел цель во временном указать на вечное и написал роман...всегдашний. Как вы понимаете эти слова – «всегдашний роман»?

Всегдашними, вечными были и остаются природа, поэзия, любовь.

Тема урока. Эпиграф.

Навечно, навсегда в истории литературы остались и герои романа. Естественно, что самым противоречивым, основным объектом исследований и разногласий был и остается главный герой «Отцов и детей» Евгений Базаров. Сегодня мы продолжаем попытку раскрыть и понять образ главного героя - Е. Базарова.

Цель нашего урока - раскрыть образа Базарова через испытание любовью, понять суть отношений Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.

Вопросы:

1.

2.

У Тургенева нет такого романа, повести, где герои не проверялись бы любовью. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу тургеневского романа. Свой жизненный путь, испытание любовью проходит и нигилист Евгений Базаров. Материалист, естествоиспытатель, Базаров не признает ничего возвышенного, романтического, чего нельзя было бы проверить опытным путем. Каковы взгляды Базарова на вещи, которые нельзя потрогать.

- Сначала вспомним, что такое нигилизм.

Учитель. Давайте вспомним, какой он Базаров, до встречи с Одинцовой? Мне бы хотелось, чтобы в вашем монологе о Базарове прозвучали слова о его отношении к искусству, природе, поэзии. Ну и конечно, следует поговорить о отношении Базарова к любви. Дома вы готовили сообщения о взглядах Базарова на вечные категории.

Ответ студента.

Базаров до встречи с Одинцовой (слайд).

(Примерные ответы студентов)

Искусство: Базаров отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его». Базаров плохо знает искусство. Он не занимался искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала наука, так как он видел в науке силу.

Поэзия: «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Он не знает Пушкина. И не потому, что против, а потому, что прогрессивная молодежь 19 века не хотела тратить время на то, что по их словам, не приносит практическую пользу стране.

Это было свойственно части демократической молодежи 60-х годов, которая отдавала предпочтение изучению науки.

Как же смотрит Базаров на природу? «Природа не храм, а мастерская». Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Как решается эта проблема. (В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты)., с.97

-Итак, это взгляды его на искусство, природу, а как он смотрит на любовь. Я просила вас выписать цитаты. Зачитать. Гл. 7,17.

“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской люби и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек не мужчина, не самец”;

“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.

Гл. 17

«… (Базаров) любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал свое удивление: почему не посадили в желтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами и трубадурами ? « Нравится тебе женщина, - говаривал он, - старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась»).

Из этих высказываний следует вывод, что у Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Вместе с тем, критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека. Помните, как вел себя Павел Петрович в своей любви к Княгине Р...?. Он положил свою жизнь на вздохи и страдания по неразделенной любви.

Базаров умный, несокрушимый, самоуверенный, отстаивающий свои нигилистические взгляды, сухие теории. И, тем не менее, произносит следующее:

«Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о себе».

Таким человеком неожиданно оказывается обаятельная женщина – Одинцова.

-Что же представляет собой женщина, поразившая умного, несокрушимого Базарова?

-Когда мы впервые знакомимся с ней?

-Каковы первые впечатления об Анне Сергеевне?

Отрывок из фильма.

(Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. Первые тургеневские строки о ней: «спокойно и умно глядели ее глаза, какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.» По контрасту с лжеэмансипированными Кукшиной и представлена на балу у губернатора неторопливой, неговорливой («сама она говорила мало, два раза тихо засмеялась, с достоинством осанки, в непринужденном разговоре с неким сановником»). Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё).

- Какие чувства испытывают Аркадий и Базаров, находясь рядом с Одинцовой?

(Аркадий проникнут откровенным «счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо». Вместе с тем в присутствии Анны Сергеевны он испытывает необъяснимую робость, благоговение и «изящное смирение».

Что же касается Базарова, то его откровенный цинизм в отношении Одинцовой не выглядит ничем неожиданным для естествоиспытателя («Это что за фигура? На остальных баб не похожа»; «…холодна? В этом то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»). 19 с ф.

- Мы знаем, что отношение Базарова к Одинцовой по ходу романа меняется.

Где происходит следующая встреча героев? Меняется ли поведение Базарова в гостиничном номере Одинцовой? (зачитать)

(Однако оказавшись ядом с Одинцовой, Базаров вдруг начинает конфузиться . В гостиничном номере, куда она пригласила приятелей, он, безуспешно пытаясь скрыть свое состояние развязностью и многословием, в итоге еще и «покраснел », услышав приглашение в гости в Никольское, имение «герцогини», как окрестил он Одинцову. Уже на улице Базаров продолжает ерничать относительно богатого тела Анны Сергеевны, которое можно, по его мнению, поместить «хоть сейчас в анатомический театр». Но именно ему принадлежат и абсолютно точные психологические характеристики героини - ее холодность (« Вишь как она себя заморозила!») и царственность («Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове»), связанные с выше отмеченным равнодушием Одинцовой. А Базарову, как окажется, будут необходимы ее тепло и человечность.)

- Из предыдущих уроков мы знаем, что представляет собой Е. Базаров. А что нам известно о характере Одинцовой?

Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.

- В чем же особенность ее жизни? Прочитать характеристику Одинцовой XVI

(Основа ее жизни – обеспеченность и покой. «Ее ум был пытлив и равнодушен: ее сомнения… никогда не достали до тревоги». Ей свойственны ум и самостоятельность, холодность, незнание любви, отсутствие друзей. «Кровь ее по - прежнему тихо катилась в ее обаятельном теле»).

-Что привлекло Базарова в Одинцовой? Только ли внешность?

(Она интересная собеседница, спорит, не соглашается с Базаровым (Спор, глава 16, о том, что все люди одинаковы). Неудивительно, что Базаров нашел в ней, в женщине, собеседницу, с которой мог говорить о «вещах полезных», начиная с устройства российского общества (плохого устройства) и продолжая вопросами медицины, ботаники. Трудно представить себе, с кем из обитателей этого романа мог бы Евгений Васильевич столь уважительно вести беседы о действительно важных проблемах. О женщинах и говорить нечего: ни Катя, ни Фенечка, ни карикатурная Кукшина не могут соперничать с Одинцовой ни по интеллекту, ни многим другим критериям).

Женское очарование, красота, ум, решительность, независимость и самостоятельность, отвращение к пошлости, чувство собственного достоинства, женская гордость – такое сочетание человеческих качеств не могло оставить равнодушным такую незаурядную личность, как Базаров.

-Что же увидела Одинцова в Базарове?

(Ум, силу. Затем любопытство переросло в заинтересованность и она пригласила Базарова к себе в имение погостить).

Базаров и Одинцова в Никольском

-Итак, Базаров и Аркадий приезжают в Никольское.

Какая мысль промелькнула у Базарова во время разговора с Аркадием у портрета мужа Одинцовой?

(«Аль удрать?»)

-Зачем Тургенев так подробно знакомит нас с усадьбой, порядками, царящими в усадьбе?

(Усадьба поражает порядком, строгостью, некоторой замороженностью - словом, отвечает внешнему и внутреннему настрою хозяйки.

Базаров познакомился с порядками, царящими в Никольском, и понимает, что приехал в чуждый для него мир и боится погрузиться в этот мир Одинцовой ).

- Сколько дней проведет Базаров в Никольском?

15 дней.

- Изменилось ли за эти дни поведение Базарова, его мысли, чувства?

(Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство).

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это? Зачитайте. Гл XVII

«В Базарове… стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало…»

«Базаров перестал говорить с Аркадием об Одинцовой, перестал даже бранить ее «аристократические замашки»; правда, Катю он хвалил по-прежнему и только советовал умерять в ней сентиментальные наклонности, но похвалы его были торопливы, советы сухи, и вообще он с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего... он как будто избегал, как будто стыдился его...»

«Настоящею причиной всей этой «новизны» было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, - чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило… Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему - все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе…»

«Ему казалось иногда, что и в Одинцовой происходит перемена, что в выражении ее лица проявлялось что-то особенное, что, может быть... Но тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком»

«Сердце у него действительно так и рвалось».

«Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый».

- Что происходит с Базаровым?

(Любовь)

-Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

(Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

Базаров предстает перед нами, с одной стороны, теоретиком, а с другой стороны, - человеком, почувствовавшим себя романтиком. Он ощущает в себе чувство любви и понимает, что нигилист не должен испытывать подобных чувств, но сделать с собой ничего не может. В этом и заключается внутренний конфликт героя.

Он понимает отступничество от своей теории как слабость, как жизненный крах, поэтому и ведет внутренюю борьбу, поэтому и стыдится Аркадия).

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

- Зачем Тургенев испытывает Базарова любовью?

(Он хочет показать, что все теории его терпят крах перед вечным чувством ).

- А что чувствует Одинцова? Гл XVII

(Базаров, конечно, поразил её воображение и она много думала о нем.

В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но появление Базарова тотчас её оживляло).

- Какой эпизод является кульминацией любовной истории?

- Прочитайте объяснение Базарова и Одинцовой по ролям (18 гл.)

-Как ведут себя герои в этой цене? Почему?

Сама сцена объяснения Базарова в любви очень короткая, но сколько в ней эмоций, сколько говорящих деталей!

После первого прочтения сразу бросается в глаза противопоставление спокойного поведения Одинцовой и порывистого, страстного поведения Базарова. Тургенев несколько раз подчёркивает состояние испуга и удивления у Одинцовой: «вопросительно посмотрела», «повторила с каким-то, ей ещё непонятным, испугом», «Одинцовой стало страшно и жалко его», «мгновение спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова», «прошептала она с торопливым испугом».

А вот как описывается Базаров: «он задыхался; всё тело его трепетало», «страсть в нём билась, сильная и тяжёлая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей», «быстро обернулся, бросил на неё пожирающий взор – и, схватив её обе руки, внезапно привлёк её к себе на грудь», «он рванулся к ней», «закусил губы и вышел».

Интересны художественные детали: «Одинцова протянула вперёд обе руки» после признания Базарова, но он в это время стоит к ней спиной. Этот жест Одинцовой как защитный, как некая дистанция. Не случайно «мгновенье спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова» (курсив мой – К. Е.А.). Или же этот жест Одинцовой как мгновенное проявление нежности, потому что ей стало «жалко его»? Но всего лишь «мгновенное». Потом уже Анна Сергеевна очень далеко от Базарова не только буквально, «далеко в углу», но и далеко от того, что чувствует Базаров. Ей никогда этого душевного состояния Евгения Базарова не понять. Она и себя-то не понимает: «Я вас не понимала – вы меня не поняли»,- ответила ему (Базарову в записке) Анна Сергеевна, а сама подумала: «Я и себя не понимала»).

После того, как «Базаров закусил губы и вышел», мы его больше не видим (только спустя полчаса служанка приносит записку от него). Тургеневу в этой сцене важно было показать именно Одинцову. Поэтому ещё целых четыре абзаца мы наблюдаем за ней. Вот она ходит взад и вперёд по комнате, пытаясь понять, «что заставило её «добиваться», по выражению Базарова, его откровенности». Мы не видим никакого особенного переживания Анны Сергеевны. Она то останавливается перед окном, то перед зеркалом (вряд ли женщина, переживающая что-то серьёзное, будет периодически останавливаться перед зеркалом, чтобы полюбоваться собой), то вдруг покраснеет, вспоминая «зверское лицо Базарова, когда он бросился к ней».

- Почему она останавливается "то перед окном, то перед зеркалом"?

(Окно символизирует готовность отдаться чувству, в зеркале мы видим себя, думаем о себе, рассматриваем себя; зеркало, по мнению, делает нас эгоистами) Значит, Одинцова выбирает: отдаться ли ей любви, выбрать путь и радости, и страдания, или остаться прежней, самой собой, выбрать комфорт, спокойствие, прежний образ жизни).

- Что же выбирает Одинцова?

(Покой: "Спокойствие все-таки лучше всего на свете". То равнодушие, холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили).

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

1. Выдерживает ли Базаров испытание любовью?

2. Могли ли иначе сложиться отношения Базарова и Одинцовой?

- Так выдержал ли Базаров испытание любовью?

А).Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается несостоятельной. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь.

В). Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему).

-А Одинцова?

(Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она выдаст замуж сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается гораздо менее живой, чем сам Базаров. Она оказалась неспособной на глубокие чувства и обожглась о страсть человека, который к любви не стремился и презирал романтические чувства, который прятал в нигилизме свое тревожное, любящее, "бунтующее" сердце).

- Могли ли иначе сложиться отношения Базарова и Одинцовой?

(Базаров - нигилист, был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении - бедняк, будущий лекарь. Она не пугалась резкости выражения Базаровым чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в «его горькую жизнь».)

III . Закрепление.

Обобщение материала.

Выводы.

А) Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается несостоятельной. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь.

В) Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.

Г) Несчастная любовь не «растоптала» Базарова, как Павла Петровича, после объяснения Базаров с головой уходит в работу. А в последнем объяснении с Одинцовой, понимая, что ею движет жалость, он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».

И закончить наш урок я хочу словами: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».

IV . Итоги урока.

V . Домашнее задание.

Подумать, почему Анна Сергеевна Одинцова приходит к умирающему Базарову.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


«Отцы и дети» - роман о противостоянии, взаимном непонимании двух поколений. Вечная тема. Сама идея романа всегда актуальна, но произведение написано все-таки о людях - современниках Тургенева. Нужно учитывать, что политическая обстановка в России с тех пор изменилась, и больше не существует базаровых (хотя есть похожие типы). Но на тот момент главный герой был живым представителем времени. В этом ракурсе он - единственный представитель «детей» в романе.

Характер Базарова сложен и противоречив. Его взгляды претерпевают изменение под воздействием различных причин. В начале романа Базаров - убежденный нигилист. Он отрицает буквально все: принципы либералов, английский аристократизм, логику истории, авторитеты, искусство. Столкнув своего героя с серьезными жизненными испытаниями, автор заставил его поступиться рядом убеждений, прийти к скептицизму и пессимизму. А ведь поначалу, до встречи с Одинцовой, Базаров из всех столкновений (с Павлом Петровичем, Николаем Петровичем, Аркадием) выходил победителем. Еще незадолго до исторической встречи Евгений Базаров - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, гордый, целеустремленный, обладающий способностью влиять на других людей и даже подавлять их. Что же с ним произошло?

После встречи с Одинцовой в Базарове начинают медленно назревать перемены, порожденные внутренней борьбой. Свое зарождающееся чувство герой сначала с напускной развязностью прикрывает небрежными - подчас циничными - репликами об Одинцовой.

Приезд в усадьбу Одинцовой - еще один шаг на пути к падению убеждении Базарова. В герое начинают проявляться чувства, ранее не свойственные ему. Например, робость. Он уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание. В нем поселяется тревога. Сам понимая, что в нем просыпается отрицаемое им чувство и столь ненавистный ему «романтизм», он всячески пытается бороться с собой. Любовь он всегда считал чем-то вроде болезни. И вот этой болезнью заразился сам. Он с презрительным хохотом и цинизмом отказался бы от всего этого... И не мог. Это и удручает Базарова. Это и заставляет его, когда он признается в своих чувствах Одинцовой, назвать свое чувство «глупым, безумным». Одинцова испугалась этого тяжелого чувства и отшатнулась от Назарова. Для такого гордого человека, как он, этого было достаточно, чтобы без слов понять правду.

От поражения в любви не застрахован никто. Зато в этом испытании проверяются воля, выдержка, стойкость. Но куда же делась стойкость Базарова? Он спасовал перед жизненной неудачей, перед тем, во что вообще не верил. Попав во власть романтики, которую он не называл иначе, как «белибердой», Базаров начинает поступаться многими своими убеждениями и взглядами. Им овладевают тоска, уныние, апатия. Он пытается храбриться, в нем идет сложная внутренняя борьба. Меланхолия заставляет главного героя заняться наукой. Он едет в имение Кирсановых.

Внезапно возникшие взаимоотношения Базарова с Фенечкой понадобились автору в качестве повода к дуэли с Павлом Петровичем. Вызов на дуэль, как и все, что делал Павел Петрович, был полон пафоса и извечной английской аристократичности. Самое удивительное, что Базаров этот вызов принял. Хотя проще всего ему было отказаться, ведь он всегда смеялся над подобными обычаями, и ему было все равно, как на него посмотрят. Сам же Базаров сравнивает двух дуэлянтов с «учеными собачками», танцующими на задних лапах. И все же он принимает вызов.

Базаров ранит Павла Петровича, но ведет себя при этом, как истинно благородный человек. Он заботится о раненом, забыв при этом и свои убеждения, и неприязнь к Павлу Петровичу. И это делает Базарова привлекательным в глазах чи тателя. Если смотреть па дуэль как па очередное испытание, то Базаров прошел его с честью, показав себя смелым и честным человеком.

И, наконец, последнее испытание. Смерть. После неудачи с Одинцовой Базаров возвращается в имение к родителям (см. сочинение ). Там его одолевают невеселые размышления о жизни, о невозможности счастья, о тщетности человеческой деятельности. Когда Базаров заражается и понимает, что умрет, он приходит к очень простой мысли. Мысль эта заключается в том, что невозможно отрицать смерть, ибо она сама отрицает все и всех. Поздно, но все же Базаров успевает осознать ложность многих своих убеждений. Не только смерть невозможно отрицать, но и любовь, и традиции, и многое другое. То, что Базаров приходит к такому убеждению, говорит не о слабости, а скорее о силе характера. Сложно бывает признавать свои ошибки. Базаров перед лицом смерти сумел все-таки сделать это. А ведь с его упрямством такой шаг был очень труден.

Отличное сочинение на тему: «Испытание Базарова любовью», написано от первого лица и отлично продемонстрирует ученикам средних и старших классов, один из вариантов написания данного сочинения. Материал подойдет для учеников следующих классов:

  • 9 класс;
  • 10 класс;
  • 11 класс.

Сочинение «Как базаров прошёл испытание любовью»

В том, что Базаров влюбился в Одинцову не остаётся сомнений. Она была умной и красивой женщиной, имеющей опыт и не похожей на остальных. Одинцова понравилась Базарову сразу. С самого первого момента она поразила его богатством своего тела. Он говорит, что хочет лишь очередной интриги, прикрывается цинизмом, но несмотря на это он ведёт себя не как обычно, что видит даже Аркадий.
Базаров вдруг замечает «романтизм» в самом себе. Но он не хочет этого, он не признаёт любовь как чувство и как нечто необходимое. Но он встретил женщину, равную себе, женщину, которую уважал и от которой он не может отвернуться так, как можно отвернуться от любой другой, понимая, что нет шансов на взаимность. Одинцовой он говорит: «вот чего вы добились». Он даже не способен признаться ей в люби, смотря в лицо, а стоит к ней спиной.

Ему легко говорить о любви, отрицая её, пока он сам не сталкивается с ней лицом к лицу. И тогда он трусит, бежит от неё. А что нужно было сделать, чтобы выдержать это испытание? Жениться на Одинцовой? Как-то измениться и заделаться в галки? Может быть.

Он не выдерживает испытание любовью. Да, он едет к ней вновь, с надеждой на то, что она ответит ему взаимностью. Но он и сам не признаёт свою надежду. Он забыл продумать план действий и понять, что делать и что менять в себе. Когда Базаров встречается с Одинцовой вновь, он уже никак не показывает своей любви, говорит, что это чувство напускное. Тургенев пишет: «Была ли правда, полная правда, в их (именно «их», а не «его») словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно». Из этих слов становиться ясно, что правды не было, и они любили друг друга. Почему тогда расстались?

Умирая Базаров хочет видеть Одинцову. В нём вдруг появляется старательно скрываемый «романтизм» и он говорит абсолютно искренне, любя Одинцову, и можно даже сказать, что он выдерживает это испытание, но уже слишком поздно. «Прощайте…» - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском.

Sine ira et studio P.C. Tacitus
(Без гнева и пристрастия П. К. Тацит)

В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего характера и идей, Тургенев помещает в жизненные обстоятельства, требующие характера и применения идей на практике — для преодоления конкретных жизненных препятствий. При этом ни в одном из тургеневских произведений обстоятельства «испытания любовью» не повторяются.

Так, Дмитрия Рудина в одноимённом романе (1855) полюбила замечательная девушка Наталья Ласунская. Она первая признаётся в любви, и тут Рудин, который и сам влюблён, отступает. Он не уверен, что сможет устроить достойную жизнь для Натальи, боится взять на себя ответственность за её судьбу, поэтому советует ей покориться воле матери-аристократки, которая никогда не согласится на брак своей дочери и нищего философа Рудина. «Покориться! Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о жертвах...» (IX), — подводит итог возвышенным рудинским призывам Наталья. Сцена последнего объяснения у заброшенного пруда доказывает жизненную несостоятельность Рудина, прекрасного оратора и неуверенного в себе, беспомощного в реальных обстоятельствах человека.

Фёдор Лаврецкий в романе «Дворянское гнездо» (1858) изображён зрелым человеком, много повидавшим (Россию и Францию, столицы и провинцию), много передумавшим (идеи западников и славянофилов, отношения дворянства и народа), много пережившим (любовь к жене и её измену). Лаврецкий знакомится с Лизой Калитиной, отличающейся необыкновенной душевной и нравственной чуткостью. Он влюбляется в Лизу сначала безнадёжно, а после известия о смерти жены начинает мечтать о личном счастье. Но внезапный приезд жены (известие о её смерти оказалось ложным) разбивает все его надежды. Герой и не пытается что-нибудь предпринять в сложившейся ситуации, сразу смиряется со своей трагической судьбой, о чём свидетельствует последнее свидание-прощание главных героев (ХLII). Лиза уходит в монастырь, а Лаврецкий остаётся одиноким, неприкаянным человеком.

Главным героем романа «Накануне» (1859) становится бедный студент Московского университета, болгарин по национальности Дмитрий Инсаров, человек с сильным характером, целеустремлённый, воодушевлённый великой идеей борьбы за свободу родины. Этот герой противостоит «грызунам, гамлетикам, самоедам» — русским дворянам-интеллигентам, героям первых романов Тургенева. В Инсарова влюбляется молодая дворянка Елена Стахова, покорённая героической личностью болгарина, его страстной любовью и одновременно гордой скромностью, уверенностью в себе (чего не было в Лаврецком), отсутствием позёрства (чем грешил Рудин). В сцене объяснения в любви Инсаров заявляет, что не может отказаться от главной цели своей жизни — борьбы за освобождение Болгарии от турецкого ига, но Елена, одобряя эту высокую и благородную цель, готова разделить вместе с ним все трудности опасной героической борьбы (XVIII). Так Инсаров и Елена находят счастье, не противопоставляя свою любовь другой важной цели — борьбе за свободу Болгарии.

Итак, главные герои рассмотренных романов Тургенева, кроме болгарского патриота Инсарова, «испытание любовью» не прошли. Что же в этом отношении можно сказать о Базарове?

До встречи с Одинцовой Базаров вообще плохо понимал, что такое любовь. Услышав от Аркадия историю Павла Петровича и княгини Р., молодой нигилист язвительно вопрошает: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. (...) Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество» (VII). Иными словами, в любви он предполагает чистую физиологию, а духовную близость, сердечное влечение влюблённых друг к другу отрицает. Пока в женщинах его привлекает только внешняя красота. Встретив в саду Фенечку, он сразу спрашивает у Аркадия: «Кто это? Какая хорошенькая!» (IX); услышав от Ситникова об эмансипе Кукшиной, уточняет: «Хорошенькая она?» (XII); разглядев на балу красавицу Одинцову, резюмирует своё впечатление: «Кто бы она ни была — просто ли губернская львица, или «эманципе» вроде Кукшиной, только у неё такие плечи, каких я не видывал давно» (XIV).

Но вот, прожив две недели в усадьбе Одинцовой, он чувствует, что влюбился не на шутку, причём теперь он оценил не только красивые плечи, но и сильный характер, тактичное поведение, интеллект, заботу о младшей сестре Кате, то есть душевные качества Анны Сергеевны. Он, вопреки своим теоретическим убеждениям, поддался тому самому романтическому чувству любви, которое «называл белибердой, непростительной дурью» (XVII). Отказаться от прежних взглядов на любовь гордому, самоуверенному Базарову нелегко, но молодой нигилист недолго носился со своей обидой на жизнь, которая опровергла его убеждения насчёт любви. «Идеальная» (то есть духовная) любовь существует, и Базаров, не тратя много времени на романтические колебания и бесплодные томления (как это делали влюблённые герои предыдущих произведений Тургенева), объясняется Одинцовой в любви. Так, благодаря своей решительности, Базаров достойно выдержал первое, но не главное «испытание любовью».

Всё намеченное он исполняет. Думается, не случайно Аркадий выслушивает следующее рассуждение Базарова: « ...по-моему — лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. (...) Мужчине некогда заниматься такими пустяками» (XIX). Погостив с Аркадием три дня у родителей, Базаров возвращается в Марьино, где оставил «все свои препараты» (XXI) и где без помех может продолжить своё настоящее дело — исследовательские опыты. Там же молодой нигилист пытается «добиться толку» (XVII) от Фенечки, которая была с ним ласкова и показалась ему простой и нетребовательной в амурных делах. Однако и здесь он ошибся: поцелуй в беседке оскорбил Фенечку: «"Грешно вам, Евгений Васильевич", — шепнула она уходя. Неподдельный упрёк слышался в её шёпоте. Базаров вспомнил другую недавнюю сцену, и совестно ему стало, и презрительно досадно» (XXIII).

Чтобы победить свою несчастную любовь, герою нужна не только личная решимость, но и время, которое, как известно, лечит всё. А Тургенев не даёт молодому нигилисту времени: примерно через месяц после объяснения с Одинцовой Базаров заражается трупным ядом и, проболев неделю, умирает. Только разобравшись в обстоятельствах болезни героя, можно решить, выдержал Базаров «испытание любовью» или нет. Если при вскрытии тифозного трупа герой порезался случайно, то логично предположить, что он мог бы перебороть в душе любовь к Анне Сергеевне, не «киснуть» до конца жизни, как Павел Петрович, а заняться более важным делом, к которому себя готовил. Поскольку он имел душевные силы сопротивляться смертельной болезни, постольку и несчастную любовь сумел бы со временем победить.

Но в обстоятельствах заражения Базарова есть странные детали. Герой порезался, хотя постоянно препарировал лягушек и, следовательно, поддерживал свои хирургические навыки. Кроме того, когда у уездного лекаря не оказалось адского камня, Базаров почему-то не воспользовался другим спасительным средством — не прижёг порез железом. Возникает подозрение, что герой сознательно заразился и предпочёл умереть, чтобы не терзаться душевными муками из-за безответной любви. Стало быть, он не выдержал «испытание любовью».

Итак, в «Отцах и детях» Тургенев применил свой любимый сюжетный ход — раскрытие характера героя (его нравственных и деловых качеств) через историю любви. Для литературных героев 30-40-х годов XIX века — «лишних людей» (именно к этому типу героев относятся Рудин и Лаврецкий) — «наука страсти нежной» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», 1, VIII) составляла главный, если не единственный, интерес в жизни. Для героев 60-х годов — «новых людей» — кроме любви, а иногда и помимо неё, в жизни существуют другие заманчивые цели: общественная и предпринимательская деятельность, наука, художественное творчество и т.д. Вопреки этим различиям прежних и современных героев, Тургенев склоняет Базарова, убеждённого демократа, перед «всесильной любовью». Писатель показывает даже, как романтическое чувство к прекрасной аристократке Одинцовой поколебало не только взгляды героя на любовь, ной его общественные и философские убеждения.

Базаров уже засомневался, следует ли ему тратить силы на мужиков Филиппа или Сидора, которые когда-нибудь будут жить в белых избах, а о Базарове даже не вспомнят (XXI). Он начинает думать о смерти («Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может...» — XIX), о ничтожности человека («...часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет...» — там же).

При всём том Тургенев понимал разницу между «лишними» и «новыми людьми», поэтому Базаров, в отличие от Рудина и Лаврецкого, пытается достойно выдержать «испытание любовью», победить свои романтические чувства, раз уж они безответные. Правда, пытается безуспешно, потому, может быть, что писатель дал герою слишком мало времени. Таким образом, Базаров в сравнении с прежними тургеневскими героями представлен более мужественным, волевым человеком, новее равно он трагически обречен, как, впрочем, и Инсаров, хотя последний безусловно выдержал своё «испытание любовью». Так проявилось сложное отношение автора к нигилисту Базарову — уважение его личных качеств и неприятие его общественной программы.

И. С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке любовью и проверке смертью. Почему он выбрал именно эти испытания?
Я думаю, потому что любовь - это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества, а смерть - это великий уравнитель, к ней как к неизбежному нужно быть готовым и уметь умереть достойно.
В сочинении я хочу решить, выдержал ли Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, первую проверку - проверку любовью.
В начале романа автор представляет нам своего героя как нигилиста, человека, “который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”, для которого романтизм - это чушь и блажь: “Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”. Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления - надуманными и нелепыми. Таким образом, “...отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство” Базарова. И этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.
Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытаемся быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной “о своих убеждениях и воззрениях”, а толкует о медицине, о ботанике и т. п.
Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.
Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.
В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью, в отличие от героев остальных произведений И. С. Тургенева. Базаров жертвует всем ради любви: своими убеждениями и воззрениями, - он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен - Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.
В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев находит героя, которого так долго искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.