Цели : познакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас обучающихся; учить анализировать поступки героев, определять смысл рассказа; развивать речь, мышление, память и чувство юмора.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), Умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли, — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.

Оборудование : выставка книг по теме урока, портрет писателя.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Научись на свой поступок

Посмотреть со стороны,

Будут сразу и удачи,

И неверности видны!

И тогда свои ошибки

Ты не станешь повторять,

А разумным и культурным

Человеком сможешь стать!

— Прочитайте способом «птичий базар».

— Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом последние слова каждой строчки.

— Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя эти же слова.

— Прочитайте с грустью (еще: с радостью, с сердитой интонацией, выразительно).

III. Работа по теме урока

— Ребята, а как вы поняли смысл этого стихотворения? Объясните его строки.

— Прочитайте тему урока, определите его задачи. Чему мы будем учиться на уроке?

(Прогнозирование содержания текста.)

— Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрации к нему. Как вы думаете, о чем в нем говорится?

— Что вы о нем знаете? Какие произведения этого автора читали? Вспомнить вам поможет наша выставка книг к уроку.

(См. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».) Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 г. в семье художника в Петербурге (по другим сведениям, в Полтаве). В 1913 г. после окончания гимназии поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Не закончив курса, он отправился на фронт начавшейся Первой мировой войны добровольцем; участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой, за что был удостоен пяти орденов; командовал батальоном; был трижды ранен, подвергся атаке газами, окончил войну в чине штабс-капитана. Впоследствии опыт военных лет, знание солдатской и офицерской среды так или иначе отражались в его произведениях. С 1920 г. Зощенко занялся литературной работой. Именно в литературе он видел свое призвание.

— Какие чувства вы испытали при чтении?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Проследим по тексту, какие события положены в основу произведения.

— Какие черты характера проявились у Андрюши?

— Каким образом у него появилось желание измениться? Найдите подтверждение своим мыслям в тексте.

— Какие еще важные качества вы посоветовали бы приобрести мальчику?

— Объясните название рассказа. В каком эпизоде раскрывается его смысл?

(Работа в паре.)

— Обсудите с другом, какие качества характера вы цените в людях.

Смелость, сила, доброта, гордость, находчивость, скромность, застенчивость, храбрость, сила воли, мягкость, доброжелательность.

Что для вас является самым главным? Какими бы вы сами хотели быть?

— Что вам надо для этого сделать?

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Встречались ли вам такие дети, которых почему-то все обижают? Как вы к ним относитесь?

Домашнее задание

Подготовить творческий пересказ от лица мамы или мальчика, выполнить задание 5 на с. 126 учебника.

Конспект урока по литературе

М. М. ЗОЩЕНКО. РАССКАЗ «БЕДА»

Цели :

    познакомить с творчеством писателя;

    выявить сатирическую направленность рассказа;

    совершенствовать умение анализа литературного произведения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с одним из сатирических рассказов М. Зощенко. Однажды писатель заметил: «Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал». Юмор предполагает веселый, доброжелательный смех, а в рассказах Зощенко к смеху примешивается досада, грусть. Автор высмеивает нелепость жизни, пошлость и никчемность существования обывателей, изображает героев в карикатурном виде. Это признаки сатиры. Высмеивая зло, автор утверждает добро.

Михаил Михайлович Зощенко родился в Санкт-Петербурге 28 июля 1894 года. Его отец - русский художник Михаил Иванович Зощенко. Мать - Елена Осиповна Зощенко - до замужества была актрисой театра, издавала свои рассказы в газете. Михаил Михайлович поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета в 1913 году. В это время Зощенко начал писать свои первые рассказы. В 1915 г. он ушел добровольцем на фронт Первой мировой войны, где командовал батальоном и стал Георгиевским кавалером. В 1917 г. Зощенко вернулся в Санкт-Петербург и через год ушёл добровольцем в Красную армию, несмотря на болезнь сердца. В 1919 г., после Гражданской войны, Зощенко поступил в творческую студию при издательстве «Всемирная литература» в революционном Петрограде, руководимой Корнеем Ивановичем Чуковским. В 1920-1921 гг. издаются рассказы Зощенко. Первая книга писателя вышла под названием «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» в 1922 г. К середине 20-х гг. XX в. Зощенко становится одним из самых популярных писателей в Советской России. Фельетоны занимают значительное место в творчестве Зощенко. Писатель работал на радио, в ленинградских газетах и журнале "Крокодил". С начала Великой Отечественной войны Зощенко был в эвакуации в Алма-Ате, где работал в сценарной студии "Мосфильма". Весной 1943 года Зощенко вернулся в Москву из эвакуации, был членом редколлегии сатирического журнала "Крокодил". Много работал для театра.
Умер Михаил Зощенко в Ленинграде 22 июля 1958. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

2. Чтение статьи учебника (с. 205–207) о М. Зощенко.

3. Беседа.

Чем вас удивила личность писателя?

Чем объяснить тот факт, что к Зощенко пришла громкая слава почти сразу после выхода его рассказов?

Кем были его основные читатели?

Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать?

4. Работа в тетради .

Юмор – изображение чего-то в смешном, комическом виде; юмор – смех веселый и доброжелательный.

Сатира – обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности; беспощадное осмеяние.

5. Чтение учителе м рассказа «Беда».

6. Беседа по вопросам.

Какой он, герой рассказа? Что за человек?

Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?

Как вы охарактеризуете действия героя на базаре? Почему он себя так вел?

Вспомните, как герой шел со своей покупкой домой. Что же с ним произошло и почему?

Что в тексте указывает на глубину его переживаний?

Что вызывает в этой истории смех, раздражение, слезы?

Кто виноват в том, что все так печально закончилось?

Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику?

Каким языком говорит герой Зощенко? (В рассказе много просторечий, так называемой «сниженной» лексики, грамматических неправильностей: «а тут на-кося», «сомневаюсь я, милый, в смысле лошадиного цвету», «пущай уж», «вспрыснуть», «за какое самое это… вином торгуют».)

Какую роль играет язык в рассказе? (Речь говорит о человеке многое. Например, мы понимаем, что перед нами человек недалекий и не очень-то грамотный.)

Над чем смеется и над чем горюет автор рассказа?

Какой смысл вкладывает писатель в слово «беда»? Почему он так назвал рассказ?

Как вы думаете, актуальны ли рассказы М. Зощенко сегодня и почему?

Так что же характерно для рассказа М. Зощенко: юмор или сатира?

V. Подведение итогов урока.

М. Зощенко смеялся в своих рассказах над безобразием и глупостью, чтобы убедить людей жить умнее, достойнее. «Не злорадное потирание рук при виде подмеченных в жизни всякого рода нелепостей гонит его [сатирика] к столу, а любовь и боль. Любовь к людям, боль за несовершенства их жизни», – отмечал Ю. Томашевский. Высмеивая зло, М. Зощенко показывает, учит, разъясняет, обращаясь к уму и совести читателя.

Домашнее задание: вопросы на с.216

Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала, включающий следующие методические приёмы :

  1. вступительное слово учителя;
  2. чтение произведения;
  3. выяснение значения незнакомых слов;
  4. постановка проблемных вопросов;
  5. беседы с учащимися;
  6. исследовательская работа учащихся;
  7. обращение к нравственным понятиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : «Особенности рассказа М. М. Зощенко «Галоша»

Тип урока : изучение нового материала

Вид урока : урок анализа литературного произведения, включающего следующие методические приёмы :

  1. вступительное слово учителя;
  2. чтение произведения;
  3. выяснение значения незнакомых слов;
  4. постановка проблемных вопросов;
  5. беседы с учащимися;
  6. исследовательская работа учащихся;
  7. обращение к нравственным понятиям.

Цели урока :

Образовательные

  1. создать условия для знакомства с личностью М.М. Зощенко;
  2. помочь увидеть читателям-школьникам мастерство писателя в создании сатирического рассказа;
  3. познакомить с некоторыми особенностями метода писателя (особенности жанра, речи, композиции)

Развивающие

  1. продолжить работу по формированию умения анализировать и сопоставлять художественные произведения разных авторов;
  2. повторить определение понятий «рассказ», «сказ», «юмор», «композиция».

Воспитательные

  1. продолжить формирование личностных качеств как активность, самостоятельность;
  2. учить видеть красоту, меткость писательского слова, авторское отношение к волоките и бюрократизму.

Оборудование и наглядность к уроку :

  1. портрет М. М. Зощенко;
  2. выставка книг писателя
  3. текст произведения
  4. таблички с основными понятиями
  5. толковый словарь С. И. Ожегова
  6. на доске записаны проблемный вопрос «Чем рассказы М. М. Зощенко отличаются от рассказов А. П. Чехова?» и эпиграф к уроку:

«Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал». М. М. Зощенко

Литература:

  1. В. Акимов «Михаил Зощенко и его книги// Зощенко М. Избранное». Л., 1984
  2. В. П. Полухина «Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература 6 класс» -М.; Прсвещение,1992.
  3. А. Н. Старков «Михаил Зощенко: Судьба художника». –М.: Советский писатель, 1990.

Предварительная подготовка к уроку

  1. Индивидуальные сообщения о биографии М. М. Зощенко;
  2. Из воспоминаний Л. Утесова о Зощенко выписать в тетрадь цитаты, характеризующие писателя как человека.

Ход урока

Учитель :

Ребята, сегодня у нас очередной урок – знакомство с замечательным писателем. На этот раз мы будем говорить о М. М. Зощенко,

  1. познакомимся с творчеством этого необыкновенно талантливого писателя;
  2. прочитаем его рассказ;
  3. попытаемся раскрыть своеобразия его произведений.

(запись темы урока)

Мотивация урока

Учитель :

Творчество М. Зощенко – явление уникальное в русской литературе.

Однажды, ещё до революции, с ним произошла странная история. Представьте: Ночь. Душный номер провинциальной гостиницы. Молодые офицеры, одуревшие от скуки, узнают, что по соседству остановился известный гипнотизёр и предсказатель будущего, и отправляются к нему в поисках хоть какого – то развлечения. Человек с резкими чертами лица возмущается и гонит всех вон из номера. Атмосфера накаляется. Внезапно чёрные глаза гипнотизёра остановились на нём, Зощенко.

«Я ничего не буду для вас делать, господа. Я возмущён вашим поведением, и вы сейчас покинете этот номер… Но я артист, а среди вас есть человек, который заинтересовал меня, и ему я скажу несколько слов».

Он широким шагом подошёл к Зощенко и, положив тяжёлую руку на его плечо, сказал, глядя в лицо: « Вы, молодой человек, имеете недюжинные способности в области искусства. Не отрекайтесь от них. В скором времени Вы станете знаменитым на всю Россию».

Прошли годы, и действительно, на долю М. М. Зощенко выпала слава, редкая для литературной профессии. Ему понадобилось всего лишь 3-4 года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и среди читателей. Журналы оспаривали право печатать его новые рассказы. Его книги, одна опережая другую, издавались и переиздавались чуть ли ни во всех издательствах, а попав на прилавок, раскупались с молниеносной быстротой. Со всех эстрадных подмостков под восторженный смех публики читали Зощенко…

В. Маяковский, такой придирчивый и скупой на высокую оценку, назвал М. Зощенко «большим, квалифицированным и самым популярным писателем». А. С. Есенин ещё в 1922 году написал, что «в нём есть что – то от Чехова и от Гоголя» и «будущее этого писателя весьма огромно».

Актуализация

Давайте познакомимся с М. Зощенко поближе. Посмотрим, как складывалась его жизнь, прежде чем он сел за писательский стол.

(рассказ ученицы о его жизни)

? Ребята, а ведь вам уже знакомо имя М. М. Зощенко. Какие его произведения мы уже читали?

(«Золотые слова», «Великие путешественники»).

? Что такое рассказ?

? Как называются веселее рассказы, вызывающие смех?

(юмористические)

Что такое юмор?

? Чьи юмористические рассказы мы уже изучили в этом году?

(А. П. Чехова)

Дома вы прочитали воспоминания о М. М. Зощенко его современника Л. О. Утёсова.

? Каким предстал перед вами писатель в этих воспоминаниях?

(зачитываются тезисы из статьи учебника).

Объяснение нового материала

Ребята, вглядитесь в портрет писателя.

? Какой человек смотрит на нас с портрета?

(задумчивый, серьёзный).

Учитель

Смотрите, ребята, какой получается парадокс: с одной стороны это писатель-юморист, рассказы которого читать порою безудержно смешно.

С другой стороны - мы видим человека, который смотрит на людей внимательно и сострадающе. Зощенко вовсе не смеётся вместе с нами. Лицо его задумчиво.

О чём он думает? Мы можем это понять, прочитав его произведения.

А сейчас сядьте поудобнее. Вам предстоит послушать рассказ М. Зощенко «Галоша».

Слушать вы должны очень внимательно, чтобы после чтения вы смогли ответить на вопрос.

? Похож ли рассказ М. Зощенко «Галоша» на изученные ранее юмористические рассказы А. П. Чехова? Если похож, то чем?

(учителем читается рассказ Зощенко «Галоша». Потом ответы учащихся).

  1. Юмористический рассказ, небольшой по объёму (соответствующая таблица вывешивается на доску).
  2. Простое, предельно краткое заглавие.
  3. Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка (галоша пропала – галошу без справки не дают – галошу выдали)
  1. Предельно краткая завязка.
  2. Диалоговое построение рассказа.

Учитель

Ребята, если так много общего, то может быть в учебнике опечатка, и рассказ написал не Зощенко, а Чехов?

Проблемный вопрос: Чем рассказ Зощенко отличается от рассказа Чехова?

Анализ рассказа

? Ребята, от какого лица ведётся повествование?

(от первого)

? Как называется произведение, повествование в котором ведётся от лица, непосредственно участвовавшего в событии?

(сказ)

Но у Зощенко – это не просто сказ. Это комический сказ . Его могли принять за анекдот, маленькую сценку.

(вывешивается соответствующая табличка на доску, учащиеся записывают в тетрадь)

В сказе рассказчик передаёт не только личные впечатления, но и выступает от лица всего народа.

Давайте обратимся к началу рассказа «Галоша». Его начало не может привлечь внимания.

? Что же в нём особенного?

(начинается с вводного слова «конечно»)

Учитель

Ещё ничего не сказано, а конечно уже прозвучало. Слово «конечно» по своему значению должно подвести итог сказанному, но оно опережает ситуацию и сообщает ей некий комический эффект.

Вместе с тем необычное в начале рассказа вводное слово подчёркивает степень обычности сообщаемого – обычное дело потерять галошу в трамвае, это может случиться с любым человеком.

Слово «конечно» не единственное слово в рассказе.

Найдите в тексте вводные слова.

(главное, может, гляжу, думаю, дескать)

Большое количество вводных слов и кратких вводных предложений – ещё одна особенность рассказов М. Зощенко.

Ребята, в сказе рассказчик – это человек с особым характером и складом речи. Автор проникается особенностями речи этого лица, чтобы у читателя не возникало сомнений в истинности вымышленного рассказчика.

(вывешивается соответствующая табличка на доску, учащиеся записывают в тетради)

? Можно ли охарактеризовать героев по их речи?

(да, малокультурные, речь неправильная).

  1. Найдите в тексте рассказа просторечия, нелитературные формы слов.

? Да, у героев Зощенко речь часто неправильная, порой встречается грубая лексика. Разве писатель не знал хороших слов?

(знал)

Учитель

И снова вы правы. Это ещё один литературный приём – сниженная, неверная речь, - вызывающий наш смех над невежеством, бескультурьем. Зощенко разъяснил: «Обычно думают, что я искажаю «прекрасный русский язык », что я ради смеха беру слова не в том значении, какое им отпущено жизнью, что я нарочно пишу ломаным языком для того, чтобы посмешить почтеннейшую публику.

Это неверно. Я почти ничто не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица»…

Трудно пройти мимо такой особенности рассказа, как настойчивое повторение слова «говорить», - ремарки , которая сопровождает высказывания действующих лиц.

  1. Обратите внимание на своеобразие фразы. Какие предложения, простые или сложные, использует М. Зощенко?

(простые)

« Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая… Может быть поэтому у меня много читателей».

(М. Зощенко)

? Ребята, а почему рассказ называется « Галоша»?

(одно из действующих лиц, из-за неё весь «сыр бор»)

? Если её ищут, то она, должно быть, новая, красивая?

  1. Прочитайте её описание.

Что же мы видим?

Приём, характерный только для рассказов Зощенко, который писатель Сергей Антонов называет «наоборотностью» .

(вывешивается соответствующая табличка на доску, учащиеся записывают в тетради)

? Как вы понимаете это слово?

Учитель

Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.

« Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал».

(М. Зощенко)

? Но если не для забавы, тогда для чего писал свои рассказы М. М. Зощенко?

? Как Л. О. Утёсов ответил на этот вопрос?

? Ребята, как вы думаете, как автор относится к происходящему?

  1. Подтвердите строчками из текста!

? Знакомы ли вам эти слова?

(работа со словарём).

? Как писатель высмеивает волокиту и бюрократизм?

Учитель

Если писатель высмеивает, разоблачает отрицательные стороны жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде, то это уже не юмор. Так как смех добрым уже не назовёшь.

? Что же получается? Значит рассказ «Галоша» не юмористический. А какой же тогда?

(вывешивается соответствующая табличка на доску, учащиеся записывают в тетради)

Итог урока

Итак, мы с вами выяснили, что рассказы Зощенко существенно отличаются от рассказов А. П. Чехова. Как вы думаете, какая же главная отличительная особенность рассказов Зощенко?

(сатирический )

Учитель

М. М. Зощенко называли «королём смеха». «А смех – великое дело! – как утверждал Н. В. Гоголь, - Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы «не удержала его никакая сила».

А латинский поэт Жан Батист де Сантель считал, что «смех исправляет нравы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.

Хочется верить, что нас сегодняшний урок не прошёл для вас даром. Вы открыли для себя нового, интересного писателя, и, читая его рассказы, извлечёте из них нравственный урок.

Домашнее задание

  1. выразительное чтение рассказа М. М. Зощенко «Галоша»;
  2. самостоятельно прочитать рассказ «Встреча» и найти в нем особенности рассказа. Зощенко.

Тема урока. М. М. Зощенко. Автор и его герой. Рассказ «Галоша».

Форма занятия: аналитическая беседа с элементами самостоятельной работы учащихся.

Цели и задачи урока.

Познавательные:

познакомить учащихся с фактами жизни и творчества М. М. Зощенко, рассказом «Галоша».

Задачи:

дать определения неизвестным словам, встретившимся в рассказе;

дать определение понятий «юмор», «сатира», разграничить эти понятия.

Развивающие:

обратить внимание учащихся на особенности художественной манеры М. М. Зощенко; развивать эстетические способности школьников.

Задачи:

провести работу с портретом писателя;

обратить внимание на особенности стиля писателя;

развивать навыки чтения и анализа прозаического произведения.

Воспитательные:

развивать интерес и любовь к жизни и творчеству М. М. Зощенко;

формировать неприятие учащимися бюрократического поведения.

Задачи:

раскрыть характер отношений к человеку работниками камеры хранения и домоуправления;

поработать с эпиграфом к уроку, связав его с основной темой произведения.

Методы и приёмы обучения: слово учителя, работа с портретом, комментированное чтение рассказа, определение понятий «юмор», «сатира», анализ художественных деталей и эпизодов рассказа, вопросы учителя и учащихся, ответы-рассуждения учеников,.

Средства обучения: портрет Зощенко М. М., эпиграф к уроку.

Временной план урока:

организационный момент (1 мин.)

рассказ учителя о биографии писателя (7 мин.)

прочтение воспоминаний Л. Утёсова о М. М. Зощенко (3 мин.)

работа с портретом писателя (4 мин.)

чтение рассказа «Галоша» (6 мин.)

словарная работа (4 мин.)

определение характера главного героя (3 мин.)

составление сравнительной характеристики понятий «юмор» и «сатира» и отражение её в таблице (4 мин.)

анализ прочитанного (7 мин.)

работа с эпиграфом к уроку (3 мин.)

итоговое слово учителя (2 мин.)

постановка домашнего задания (1 мин.)

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Откройте свои тетради, запишите дату и тему нашего урока «М. М. Зощенко. Рассказ «Галоша». Эпиграфом к уроку служат слова самого Зощенко: Почти двадцать лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал.

Чтобы понять смысл этих слов, нужно обратиться к произведениям писателя и его биографии.

Михаил Михайлович родился в 1895 году в Петербурге, в семье небогатого художника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Осиповны Суриной. В их семье было восемь детей. Ещё гимназистом Михаил мечтал о писательстве. За невзнос платы его исключили из университета. Он работал контролёром поездов, участвовал в событиях Февральской революции, Октябрьской революции. Добровольцем ушёл в Красную армию. После демобилизации работал агентом уголовного розыска в Петрограде, инструктором по кролиководству в совхозе Маньково Смоленской губернии, милиционером в Лигове, снова в столице – сапожником, конторщиком и помощником бухгалтера в петроградском потру «Новая Голландия» Вот перечень того, кем был и что делал Зощенко, куда бросала его жизнь, прежде чем он сел за писательский стол. Начал печататься в 1922 году. В 1920–1930-е годы книги Зощенко издаются и переиздаются огромными тиражами, писатель ездит с выступлениями по стране, успех его невероятен. В 1944–1946 годах много работал для театров. В последующие годы он занимается переводческой деятельностью. Последние годы жизни писатель провёл на даче в Сестрорецке. Весной 1958 года ему становится – хуже затрудняется речь, он перестает узнавать окружающих.

22 июля 1958 Зощенко умер от острой сердечной недостаточности. Зощенко был похоронен в Сестрорецке. По свидетельству очевидца в жизни мрачный Зощенко улыбался в гробу.

А теперь давайте обратимся к воспоминаниям Леонида Утёсова (22 стр. учебника).

1 ученик: Был он невысокого роста, с очень складной фигурой. А лицо… Лицо у него было, по-моему, необыкновенное.

Смуглый, темноволосый, он, мне казалось, чем-то походил на индуса. Глаза же у него были грустные, с высоко приподнятыми бровями.

Я встречал много писателей-юмористов, но должен сказать, что редкие из них были весельчаками.

Учитель: В учебнике нам дан портрет Михаила Зощенко и мы можем убедиться в правдивости слов Л. Утёсова.

Какой человек смотрит на нас с портрета?

2 ученик: На нас смотрит задумчивый, серьёзный человек.

Учитель: Смотрите, ребята, какой получается парадокс: с одной стороны это писатель-юморист, рассказы которого читать порою безудержно смешно.

С другой стороны – мы видим человека, который смотрит на людей внимательно и сострадающе. Зощенко вовсе не смеётся вместе с нами. Лицо его задумчиво.

О чём он думает? Мы можем это понять, прочитав его произведения.

Мы обратимся к рассказу «Галоша». (Читается учениками. Сцена «В камере хранения и в домоуправлении» читается по ролям.)

Во время прочтения вам встретились слова, которые затруднили понимание смысла произведения?

1 ученик: Да. Волокита, бюрократизм.

2 ученик: Бюрократ, архаровец, канцелярия.

Учитель: Архаровец – озорник, буян.

Канцеля́рия – подразделение организации или при должностном лице, ведающее делопроизводством, служебной перепиской, оформлением документации, в более узком смысле – название ряда государственных учреждений.

Бюрократ – 1)крупный чиновник; 2)человек приверженный к бюрократизму.

Бюрократизм – чрезмерное усложнение канцелярских процедур, приводящее к большим затратам времени.

Волокита – недобросовестное затягивание дела или решения какого-нибудь вопроса, а также медленное течение дела, осложняемое выполнением мелких формальностей, излишней перепиской.

Учитель: Кто является главным действующим лицом рассказа?

1 ученик: Сам рассказчик.

Учитель: Каким вы его себе представляете?

2 ученик: Рассеянным, растерявшимся, смешным.

Учитель: А почему мы смеёмся над этим человеком?

1 ученик: В погоне за первой галошей он потерял вторую, но всё равно радуется.

2 ученик: Он долго занимается поисками старой галоши, хотя мог бы купить новую пару.

Учитель: Автор смеётся над героем, но не так беззаботно и весело, как это делал, например, А. П. Чехов. Это сатирический смех. Для того чтобы понять, в чём заключается различие юмора от сатиры, начертим небольшую табличку.

Юмор

Сатира

Учитель: Давайте подумаем, мы назовём этот рассказ юмористическим или сатирическим?

1 ученик: Сатирическим, т.к. автор высмеивает пороки общества (бюрократизм).

Учитель: Можем ли мы сказать, что речь героев тоже отражает сатирический настрой автора? (Да, можем.)

Давайте обратим внимание на начало рассказа. Что же в нём особенного?

2 ученик: Начинается с вводного слова «конечно».

Учитель: Ещё ничего не сказано, а конечно уже прозвучало. Слово «конечно» по своему значению должно подвести итог сказанному, но оно опережает ситуацию и сообщает ей некий комический эффект.

Вместе с тем необычное в начале рассказа вводное слово подчёркивает степень обычности сообщаемого – обычное дело потерять галошу в трамвае, это может случиться с любым человеком.

Слово «конечно» не единственное слово в рассказе.

Найдите в тексте вводные слова.

1 ученик: Может, гляжу.

2 ученик: Думаю, дескать.

Учитель: Большое количество вводных слов и кратких вводных предложений – ещё одна особенность рассказов М. Зощенко. (Учащиеся записывают в тетради).

Ребята, в сказе рассказчик – это человек с особым характером и складом речи. Автор проникается особенностями речи этого лица, чтобы у читателя не возникало сомнений в истинности вымышленного рассказчика. (Учащиеся записывают в тетради).

Учитель: Можно ли охарактеризовать героев по их речи?

1 ученик: Да, малокультурные.

Учитель: Найдите в тексте рассказа просторечия, нелитературные формы слов.

1 ученик: Ихний, с трамвайного парка.

2 ученик: То есть ужасно обрадовался, пущай, делов.

Учитель: Да, у героев Зощенко речь часто неправильная, порой встречается грубая лексика. Разве писатель не знал хороших слов?

1 ученик: Знал.

Учитель: И снова вы правы. Это ещё один литературный приём – сниженная, неверная речь, – вызывающий наш смех над невежеством, бескультурьем. Зощенко разъяснил: «Обычно думают, что я искажаю «прекрасный русский язык », что я ради смеха беру слова не в том значении, какое им отпущено жизнью, что я нарочно пишу ломаным языком для того, чтобы посмешить почтеннейшую публику.

Это неверно. Я почти ничто не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица»…

Обратите внимание на своеобразие фразы. Какие предложения, простые или сложные, использует М. Зощенко?

2 ученик: Простые.

Учитель: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая… Может быть, поэтому у меня много читателей». (М. Зощенко)

Ребята, а почему рассказ называется « Галоша»?

1 ученик: Она является одним из «действующих лиц».

Учитель: Если её ищут, то она, должно быть, новая, красивая?

2 ученик: Нет, она уже старая.

Учитель: Прочитайте её описание. Что же мы видим?

Приём, характерный только для рассказов Зощенко, который писатель Сергей Антонов называет «наоборотностью». (Учащиеся записывают в тетради).

Так для чего же написан данный рассказ?

Учитель: Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.

« Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал».

Но если не для забавы, тогда для чего писал свои рассказы М. М. Зощенко?

1 ученик: Для того чтобы показать пороки общества. Он хочет, чтобы мы заметили их, не стали бы восхищаться ими, как герой рассказа.

Учитель: Да, ребята, вы правы. Мы можем записать вывод: Герой – обыватель; он жалок в своём умилении равнодушием к человеку ответственных товарищей. Объекты сатиры – волокита и бюрократизм, не изжившие себя и сегодня.

Спасибо за работу на уроке.

Михаил Михайлович Зощенко. Урок внеклассного чтения. Рассказы: «Глупая история», «Самое главное», «Не надо врать». Урок-соревнование. Работа в малых группах. В презентации викторина по произведениям М.М. Зощенко. УМК любой. 5 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «М.М. Зощенко. Рассказы для детей»

Тип урока: комбинированный с ИКТ.

Предмет : литературное чтение.

Класс : 5 (VII вид обучения, УМК «Школа России»)

Дата проведения : 5.12. 2014 года.

Учитель: Тиховская Екатерина Борисовна

Цель : обобщить знания учащихся о творчестве М. Зощенко.

Задачи урока:

  1. Коррекционно – образовательные.

- расширить представление учащихся о творчестве писателя;

Учить определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения;

- формировать умение пересказывать большие по объёму произведения;

- учить оценивать события, героев произведения.

2. Коррекционно – развивающие.

- развивать монологическую речь учащихся;

- развивать умение понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям;

- развивать умения выделять общие и существенные признаки, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать эмоционально-волевую сферу учащихся.

3. Коррекционно – воспитательные.

- воспитывать взаимоуважение (умение работать в группе, брать на себя ответственность за других, умение оказывать и принимать помощь);

- воспитывать положительную мотивацию к предмету, любовь к чтению;

- воспитывать нравственные качества на основе анализа поведения героев;

Оборудование: Портрет писателя, выставка книг, тексты произведений, жетоны, доска, магниты, таблички: рассказчик, знаток, художник-оформитель, экран, проектор, компьютер, презентация.

Предварительная подготовка.

Дети разделились на группы .

Каждой группой был выбран рассказ для прочтения и разбора.

На самоподготовке группа читала рассказ, делая необходимые пометки в тексте, вместе составляли план пересказа.

Дома каждый участник готовил пересказ и иллюстрации.

Перед уроком ребята выбирали, кто будет пересказывать произведение на уроке, кто выполнять роль художника-оформителя, кто отстаивать честь знатока.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дети рассаживаются по группам.

Команды объявляют о том, как они распределили роли.

(около каждого ребенка ставится соответствующая табличка)

  1. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве нашего земляка М.М. Зощенко. (слайды 2,3)

Михаил Михайлович умел подмечать в нашей жизни комическое. Незаурядный талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным словам, подлинную неприкрытую жизнь, подлинных живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться. Михаил Зощенко просто хотел научить своих юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Писатель создал целые циклы рассказов, адресованных детям:

«Умные животные», «Смешные рассказы», «Рассказы о войне», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве». (слайды 4-5 - выставка книг)

Сегодня на уроке вы представите нам некоторые из его рассказов.

  1. Конкурс рассказчиков.

Ученик, который представляет в группе рассказчика, пересказывает текст. Его товарищи, если есть необходимость, дополняют, уточняют.

После каждого пересказа беседа по смысловому содержанию.

В беседе участвуют все дети.

О чем этот рассказ?

Чему он учит?

Какой вывод можно сделать?

Кто из героев понравился больше?

Есть ли у других групп вопросы к выступавшим?

Подведение итогов.

Чей пересказ был интереснее?

Какие приемы для этого использовал рассказчик?

Команда получает жетоны:

0 жетонов, если не ответили.

  1. Конкурс художников .

«Художник-оформитель» представляет иллюстрации к произведению, которые рисовали все участники группы, дает пояснения, к какому фрагменту рассказа они относятся.

По ходу его выступления оформляется выставка.

Подведение итогов.

Чьи иллюстрации более полно передают содержание рассказа?

Какие приемы для этого использовали «художники»?

(обязательно отметить детей, которые заранее договорились о том, кто что будет рисовать)

Команда получает жетоны:

2 жетона, если ответ правильный, полный.

1 жетон, если ответ дан с помощью команды.

0 жетонов, если не ответили.

  1. Конкурс знатоков.

В начале урока каждой команде дается карточка с вопросами по содержанию. «Знатоки» готовятся к ответам.

Перед началом третьего конкурса, дается время, если «знатоку» необходимо посоветоваться с командой.

Затем «знатоки» отвечают на вопросы викторины.

М.М. Зощенко. «Глупая история».

1. Сколько лет было заболевшему Пете?

  • два года
  • пять лет
  • четыре года
  • три года

2. От чего, по мнению папы, «заболел» Петя?

  • от мороженого
  • от лимонада
  • от конфет
  • от лени

3. Кого посоветовали позвать, чтобы осмотреть Петю?

  • инженера
  • профессора
  • учителя
  • соседского мальчика

4. Кто догадался, почему падал Петя?

  • Коля
  • Ваня
  • мама
  • папа

5.Найдите в тексте, как доктор назвал мальчика Колю.

  • учёный
  • профессор
  • учёный профессор
  • учёный карапуз

6.Как ты думаешь, почему это произошло с Петей?

М.М. Зощенко. «Самое главное».

1.Как звали трусливого мальчика?

  • Толик
  • Санька
  • Андрюша
  • Серёжа

2.Что часто говорила мама сыну?

  • «все любят храбрых»
  • «все любят трусливых»
  • «все любят хороших»
  • «все любят послушных»

3. Что сделала собака, когда Андрей ударил её?

  • укусила его
  • убежала в дом
  • громко залаяла
  • разорвала ему штаны

4.Где купались ребята?

  • в реке
  • в озере
  • в пруду
  • в море

5.Найди в тексте отрывок, в котором выражена главная мысль произведения.

М.М. Зощенко. «Не надо врать».

1.Сколько лет было главному герою, когда он поступил в гимназию?

  • шесть лет
  • семь лет
  • восемь лет
  • десять лет

2.Какую оценку получил Минька за стихотворение?

  • единицу
  • двойку
  • тройку
  • пятёрку

3.Где потерял мальчик свой первый дневник?

  • в саду
  • в сквере
  • в парке
  • в школе

4. Как нашёлся дневник?

  • его нашла милиция
  • его нашла собака
  • его нашла женщина
  • его нашёл папа

5. Найди в тексте, что говорит папа Миньке, когда вскрылся обман?

6. Почему рассказ так назван? или Как бы ты озаглавил этот рассказ?

Подведение итогов. (слайды 6-8)

Команда получает жетоны:

2 жетона, если ответ правильный, полный.

1 жетон, если ответ дан с помощью команды.

0 жетонов, если не ответили.

  1. Подведение итогов.

- Что объединяет все прослушанные сегодня рассказы?

О чем писал в своих рассказах Михаил Зощенко?

Чему он хотел научить своих читателей?

Подсчет жетонов.

Заполнение итоговой таблицы.

(слайд 9)

  1. Эмоциональный отклик.

Что понравилось?

Что было сложно?

Кто был незаменим в каждой группе?

Какое настроение осталось от урока? Заполнение таблицы. (слайд 10)

  1. Домашнее задание.

Подготовить пересказ произведения М.Зощенко «Ёлка»

М.М. Зощенко. «Самое главное». 1. Как звали трусливого мальчика? Толик Санька Андрюша Серёжа 2. Мама часто говорила сыну, что все любят …..? трусливых послушных храбрых хороших 3. Что сделала собака, когда Андрей ударил её? укусила его порвала штаны громко залаяла убежала 4. Где купались ребята? в реке в море в озере в пруду 5. Какова главная мысль произведения? надо слушаться всегда надо быть смелым всему надо учиться 6.Как бы ты озаглавил это произведение?

М.М. Зощенко. «Не надо врать». 1. Сколько лет было главному герою, когда он поступил в гимназию? десять шесть семь восемь 2. Какую оценку получил Минька за стихотворение? пятёрку двойку единицу тройку 3. Где потерял мальчик свой первый дневник? в саду в парке в школе в сквере 4. Кто нашёл пропавший дневник? женщина милиция собака папа 5. Что сказал папа, когда узнал об обмане? тайное становится явным ты молодец враньё всегда обнаружится 6.Как бы ты озаглавил это произведение?

Рассказчик Художник-оформитель Знатоки Группа поддержки «Глупая история». «Самое главное». «Не надо врать».

Вова К. Миша Даня П. Слава Стас Дима Б. Даня И. Валя Даша Коля Вова И. Егор Дима Р. Серёжа Екатерина Борисовна

Книги для детей: 0_2c913_72380ce8_L.jpeg 01-11544.jp 01-12671.jp 05506bdef63874a51df4 48322.jpg 51209.jpg 77392_big.j 107870----.j 383116.jpg 791944060. 1320753984_mihail-zoschenko-veselaya-igra.jpg 4607031762479.jpg 9785170596935.jpg 9785170696154.jpg 9785488008434.jpg bc0db4f8ac62.jpg fd05f2b08e6d6d524555d6c5754.jpg img_257436.jpg Scan10310.jpg М. М. Зощенко 0_59e3_18807e9_L.jpg 0009-009-1895-1958.jpg 0073-022.jpg 66111_or.jpg 47327477_Mihail_Zoscenko.jpg i_003.png памятник - d117820174ee.jpg музей-квартира - zoshenko02.jpg